Антропология - курс лекций. Лекции - Антропология - файл Антропология.doc

  • 21.09.2019

1. Антропология -наука о происхождение и эволюции человека, образовании рас и нормальных вариациях физиологического развития.

Предмет -происхождение человеческих рас, конституция тела человека

Объект -человек

Основная задача -изучение процесса перехода человека от биологического начала к социальному

2 .разделы антропологии:

Морфология (изучает характер изменчивости человека и особенности его физиологического значения, выявляет возрастные изменения на разных стадиях развития человека, связи с половыми явлениями, влияние условий жизни и труда чел-ом)

Антропогенез (рассматривает вопросы: место чел-ка в системе животного мира, пути гоминизации, изуч-т современных и ископаемых форм обезьян, эволюционную форму человека)

Расогенез (изучает сходство и различие между чел расами, причину и историю.расообраз. иклассификацию рас и закономер рас на Земле

Методы:

Палеонтологический(выявл-ия становление человека, причина очеловечивания)

Анатомо-морфологический (устанавливает сходства между расами и полами)

Антропометрический(измерение тела)

3 .анропология сформировалась в середине 19 века.история становления связана с открытием общества любителей естествознания, издание научных журналов и исследования в антропологии

Дата рождения антропологии 1864 ,когда по инициативе Петра Богданова был организован антроп.отдел « общество любителей естествознания»с его именем связан 1 период отеч антропологии который называли «Богдановский»

Пётр Симон полос-словарь языков и наречий,экспедиции изучающие В.Сибири и Поволжьья.Вклад в изучение языков.

Карл Бэр(основоположник эмбриологии и кранеологии(наука о черепе),изучил этапы внутриутробного развития)

МИклухо-Маклай(различ рас,совершил экпедицию(попуасы,изучал их жил с ними)

В.В. Бурнак(морфология человека,1932-первую классификацию,автор учебника по антропологии)

Дмитрий Анунин(иследовал скелет обезьян,проблема происхождения чел рас,происхождение рас от одного предка,1889-выставка антропоогических,основатель научн.ислед. института)

4 .Физики пришли к выводам,касающися происх.человечества.по данным физиков вселенных миров много, вселенная не существовала в настоящем виде.с момента возникновения вселенной всё было так устроено, что предполагало появление и разв. Человека разумного. если бы не было людей не было бы возможности изучить и познать себя.человек с помощью искусства и науки ухнат Вселенную.Физики и квант. Механики что врез-те деятельн.революции возникли звезды, затем планеты, а на планете жизнь. в конце 20 века за счёт прорыва молекулярной генетики и раскрытия днк, стало известно, что человечество содержит идентичную днк. По данным молек.генетики, наши предки потомки кроманьонцев или скрещивание брака неандертальца и кроманьонца. По данным археологов, географов было установлено,что более 100 млн л.н. было несколько групп на территории п.Сахара. Около 7 тыс л.н. из-за изменения климата Сахара стала превращаться в безжизненную. происходило расселение людей(Люси-переместились в Аравию, но затем в Добак. Предки расселялись из Сев.Африки в Юговост.Азию,Сибирь,Европу.Расы произошли от человека разумного. Человекообразных можно было обучить речи,но не полностью, из-за не развитого голос.аппарата. открыта способность гримасничать, выявление зеркального отражения На сегодняшний день-основная прблема онтогенеза-культура и техника дошли до того уровня,который опасен для человечества.

5 .Теории возникновения человека разумного:

1) Креационизм(божественная теория)-(философско-методологическая концепция, в рамках которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета, Земля, а также мир в целом, рассматрив-ся как намеренно созданные неким сверхсуществом или божеством)

2) панспермизм(космическая теория)-(Гипотеза о появлении жизни на Земле в результате заселения из космического простр-ва так называемых «зародышей жизни».)

3) акватеория(теория водной обезьяны, Макс Вестеннофер)(теория происх-ия человека, которая, в отличии от общепринятой теории, базирующейся на «саванном» доминирующем факторе, который заставил человекообразных обезьян перейти к бипедализму, в качестве доминирующего фактора рассматривает воду. Гипотеза призвана обосновать отличие человека от прочих приматов(отсутствие волосяного покрова, выступ-ие груди у самок, выступ-ий нос) водным образом жизни одного из предков.)

Антропология

1. Антропология – наука о человеке. Задачи и объект исследования. Методы антропологии. Связь с другими науками.

Антропология –наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Основные разделы антропологии: морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение.

Принято разграничивать:

археологию (ископаемые останки)

этнографию (культуру и быт народов)

антропология (происхождение и эволюцию физ. Организации человека и рас)

Революционную роль в учении об антропогенезе сыграли идеи Дарвина.

Предметом изучения антропологии является человек. Антропология тесно связана с рядом биологических и общественных наук.

Антропологию нельзя поставить в один ряд с частными разделами зоологии, поскольку жизнь человека может протекать только в условиях общества. Человек одновременно и биологическое существо, и социальное, поэтому антропогенез неотрывно связан с социогенезом, представляя собой по сути единый процесс антропосоциогенеза.

Антропология отвергает идеалистическое противопоставление человека природе. Вместе с этим передовая антропология столь же решительно отвергает полное отождествление человека и животных. Антропология может правильно отразить закономерности в развитии человека лишь в том случае, если она будет руководствоваться идеей о качественном своеобразии человека, о недопустимости переноса био­логических закономерностей в человеческое общество.

Основной задачей антропологии является изучение процесса перехода зависимости развития животного предка человека от биологических факторов к социальным.

МЕТОДЫ:

палеонтологический – проследить становление хомо сапиенс, выявить причины гоминизации.

анатомо-морфологический – установление сходства и различий между особями, популяциями, расами.

группа антропометрических методов – измерение тела. По тому объекту, кото­рый служит предметом измерения, различают:

соматометрию – измерение живого человека

остеометрию - измерение костей скелета

краниометрию - измерение черепа.

антропоско пию – методику описательной характеристики формы частей тела, головы, волос, черт лица, пигментации кожи, волос, радужины и ряд других признаков.

В антропометрии находят применение разнообразные способы воспроиз­ведения размеров и формы объекта:

метод графического воспроизведения контуров тела, черепа

1 специальные приемы антропологического фотографирования

2 пластическое воспроизведение формы с помощью изготовления слепков

3 получение отпечатков рельефа кожи

Большое применение в антропологии получили методы статистической обработки материалов, с помощью которых определяется чаще всего встречающаяся в исследуемой группе величина признака, а так же сопоставляются данные между разными группами. Для получения надежных результатов требуется соблюдать правила, учитывать возрастные изменения, патологические нарушения. Широкое применение получили всевозможные шкалы (высокая точность, возможность сравнивать результаты разных исследователей).

2. Традиционные разделы антропологии, их хар-ка.

Антропология – (от греч. антропос – человек + логос – наука) наука о человеке. Наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Основные разделы антропологии: морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение.

Морфология изучает характер индивидуальной изменчивости человека и особенности его физической организации возникающие:

    в связи с его возрастными изменениями от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно

    в связи с яв­лениями полового диморфизма

    под влиянием раз­личных условий жизни и труда.

Морфология изучает строение человеческого тела в целом, устанавливает стандарты или нормы размеров человеческого тела, стремится постигнуть причины уклонений от среднего типа. Большое значение имеет морфология для установления норм физического развития в разных возрастах, и связи телосложения с физиологическими особенностями организма.

Главная проблема в разделе морфологии - исследование факторов и проявлений изменчивости у современного человека, т. е. самих “меха­низмов” формообразования.

Антропогенез сосредоточивает свое внимание на тех измене­ниях, которые претерпевает природа ближайшего предка человека, а затем и самого человека в филогенезе. Это морфология чело­века и его предшественника, рассматриваемая во времени и пространстве. Однако важнейшая задача раздела антропогенеза - это изучение процесса становления чело­века и, прежде всего последовательности возникновения его свойств и признаков.

Расоведение изучает сходства и различия между расами человека. Расоведение, или этническая антропология, изучает:

    причины и историю расообразования

    классификацию расовых типов

    распространение их по территории Земли

    закономерности изменений расо­вых типов.

3. Антропогенез. Положение человека в общей системе природы. Черты, доказывающие принадлежность человека к каждой систематической группе.

Антропогенез сосредоточивает свое внимание на тех измене­ниях, которые претерпевает природа ближайшего предка человека, а затем и самого человека в филогенезе. Это морфология чело­века и его предшественника, рассматриваемая во времени и пространстве. Однако важнейшая задача раздела антропогенеза - это изучение процесса становления чело­века и, прежде всего последовательности возникновения его свойств и признаков. Антропогенез неотделим от социогенеза.

В разделе антропогенеза рассматриваются вопросы о месте человека в системе животного мира, отношении его как зоологического вида к другим приматам, восстановления пути, по которому шло развитие высших прима­тов, исследования роли труда в происхождении человека, выделения стадий в процессе человеческой эволюции, изучение условий и причин становле­ния человека современного типа.

Раздел антропогенеза включает:

1) приматоведение, т. е. изучение со­временных и ископаемых обезьян и полуобезьян,

2) эволюционную анатомию человека,

3) палеоантропологию, т. е. изучение ископаемых форм человека.

Необходимыми вспомогательными дисциплинами для этого раздела являют­ся: из наук естественно-исторических - геология четвертичного и третичного периодов, физиология высшей нервной деятельности; из наук социально-исторических - археология палеолита; из наук философских - психоло­гия.

Надцарство эукариоты

Царство животные

Подцаство многоклеточные

Раздел двустроннесиметричные

Тип хордовые

Подтип позвоночные

Класс млекопитающие

Отряд приматы

Семейство гоминиды

Род люди, вид человек разумный.

Черты строения человека, общие с позвоночными

1. внyтpeнний скелет, растущий вместе с ростом организма. Скелет служит для поддержания и защиты мягких частей тела;

2. человек, как и все позвоночные, имеет трубчатое строениe центральной нервной системы.

3. постоянным хвостом обладают все позвоночные во взрослом или зародышевом (человек) состоянии. Эмбрион человека и таких же бесхвостых человекообразных обезьян. обладает настоящим хвостом, построенным из ряда сегментов;

4. человек обладает двумя парами конечностей.

5. рот закрывается посредством нижней челюсти.

6. дыхательный аппарат позвоночных возникает в области глотки.

7. сердце всех позвоночных лежит на вентральной стороне тела, как и сердце человека. У беспозвоночных сердце лежит на дорсальной стороне;

8. замкнутая кровеносная система. Кровь, приводимая в движение сердцем, течет по сложной системе замкнутых трубок, называемых артериями, венами, капиллярами. У беспозвоночных в большинстве случаев имеется незамкнутая система, т.е. такая, в которой кровь свободно выходит в окружающее пространство - в кровяные пазухи или синусы, из которых кровь вновь возвращается в сосуды;

9. эритроциты крови позвоночных содержат гемоглобин, способный переносить кислород от легких к тканям. У беспозвоночных гемоглобин, если он имеется, растворен в плазме крови.

10. кожа позвоночных построена из многих слоев клеток, распадающихся на собственно кожу и эпидермис. У беспозвоночных собственно кожи нет, а имеется лишь эпидермис.

Черты строения человека, общие с млекопитающими

Важнейшим преимуществом млекопитающих было обладание постоянной температурой тела, независимой от колебаний температуры окружающей среды. Эта особенность позволила им расселиться в умеренных поясах земного шара. проникнуть и в сухие пустыни, и в холодные области Приполярья. Развитие мозга было другим, не менее важным преимуществом млекопитающих. Вся эволюция млекопитающих характеризуется прогрессивным развитием центральной нервной системы. Развитие мозга определило прогрессивный характер эволюции млекопитающих и позволило их формам приспособляться к весьма разнообразным условиям жизни.

Человек обладает всеми отличительными признаками класса млекопитающих:

1) волосяным покровом, который у некоторых видов млекопитающих редуцирован, иногда даже в большей мере, чем у человека (например, киты, дельфины);

2) потовыми и сальными железами в коже;

3) диафрагмой, или грудобрюшной преградой, построенной из поперечно-полосатой мышечной ткани;

5) двумя поколениями зубов - молочными и постоянными, прорезывающимися в определенном порядке в точно фиксированные сроки; у низших позвоночных зубы имеются в неопределенном количестве;

6) семью шейными позвонками, что имеет место у всех млекопитающих, за небольшими исключениями;

7) сочленением черепа с позвоночником посредством двух мыщелков затылочной кости; у птиц и реПТ}Iлий череп причленяется при помощи одного затылочного мыщелка;

8) наличием костного мозга внутри костей; трубчатые кости птиц полые, содержащие воздух, кроме участков губчатого вещества, в котором имеется костный мозг;

9) безъядерными эритроцитами; у остальных позвоночных эритроциты содержат ядра;

10) способом причленения нижней челюсти к черепу при посредстве чешуи височной. кости, тогда как у низших позвоночных это сочленение осуществляется при посредстве более сложной конструкции;

11) наличием в полости среднего уха трех слуховых косточек: молоточка, наковальни и стремечка вместо одной косточки у рептилий и птиц;

12) наличием наружного уха (ушной раковины в виде кожной складки, поддерживаемой хрящом);

13) наличием оформленных губ и мускулистых щек, чего нет у других классов позвоночных;

14) присутствием молочных желез, обладающих сосками.

15) Характерная биологическая черта млекопитающих живорождение. Оно неразрывно связано с продолжительным вынашиванием плода в теле матери и развитием ряда специальных приспособлений для этого.

Черты строения человека, общие приматами

    пятипалая конечность, противопоставлен пятый палец, подвижная кисть и плечевой сустав. Способность к хватательным движениям

    редуцированная зубная система, как следствие уменьшение лицевой части по сравнению с мозговой.

    развитие органов чувств

    хорошая координация

    стадная жизнь, 1-2 детеныша, 2 молочные железы.

Черты строения человека, отличные от примат

    более короткие пальцы, высокий свод стопы, мощные кости голени, развита икроножная мускулатура и ягодичная, позвоночник имеет два изгиба.

    увеличение мозга и развитие его (больше борозд, теменная и лобная развиты сильно),

    способность к речи, особое строение гортани, более мощные голосовые связки

    общее уменьшение лицевого отдела, и увеличение мозгового, высокий лоб, не выступающие надбровные дуги, нижняя челюсть меньше, есть подбородочный выступ

редукция волосяного покрова.

Лекция 1. Тема: Понятие антропологии. Ее место в системе наук и практике. Преподаватель: Ильина Ирина Сергеевна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации






Термин имеет греческое происхождение и в дословном переводе означает "наука о человеке" (anthropos - человек и logos - слово, учение, наука) первым употребил термин Аристотель. Антропология


Антропология (или антропологическая наука) в широком понимании представляет собой область знания, предметом исследования которой является человек. Для настоящего времени характерно неоднозначное понимание содержания антропологии: 1) как общей науки о человеке, объединяющей в себе знания разнообразных естественно-научных и гуманитарных дисциплин; 2) как науки, исследующей биологическое разнообразие человека (биологическая или физическая антропология)




Философская антропология наука о сущности и сущностной структуре человека, о его основных отношениях: к природе, обществу, к людям, самому себе, о его происхождении, о социальных и метафизических основаниях его существования, об основных категориях и законах его бытия.


Религиозная антропология – раздел, который рассматривает человека в соотнесенности со сверхъестественным (божественным) началом, с позиций теологического мировоззрения; учение о сущности, происхождении и назначении человека, о душе человека и его устремлениях к Богу, основанное на священных текстах и вероучительной традиции.


Культурная антропология – раздел науки, ориентированный на изучение культур отдельных народов и человечества в целом. Культурная антропология изучает процессы становления и развития человека, общества и культуры. Социальная антропология – раздел науки, изучающий человека и человеческое общество, социальные институты различных народов. Предполагает широкий гуманистический взгляд на мир, основанный на сравнительных (кросс-культурных) исследованиях и пытающийся описать все общества – и древние, и современные, сопоставляя их друг с другом.


Физическая (биологическая) антропология - комплексная естественнонаучная дисциплина, использующая биологические методы для исследования разнообразных типов человека современного вида. Предметом изучения является многообразие биологических признаков человека (изменчивость) во времени и пространстве. Отсюда два наиболее общих раздела науки: историческая и географическая антропология. Исторически сложилось более конкретное разделение биологической антропологии: антропогенез; расоведение и этническая антропология; собственно морфология; экологическая антропология.




Аристотель (гг. до н.э.) первым употребил термин «антропология» для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы. В этом значении термин использовался свыше тысячелетия – и используется до сих пор, например в теологии, философии, искусствознании и пр. Французские просветители XVIII в. по-прежнему понимали под антропологией всю совокупность знаний о человеке. Антропология представлялась универсальной наукой о человеке, систематизирующей знания о его естественной истории, материальной и духовной культуре, психологии, языке и физической организации. Немецкие философы XVIII и начала XIX вв. включали в это понятие главным образом вопросы психического мира человека – антропология в их понимании была почти тождественна психологии.


Ко второй половине XIX в. под антропологией стали понимать область естествознания, изучающую природу человека в первую очередь методами биологии и сравнительной анатомии. Это было обусловлено бурным развитием естественных наук на протяжении всего XIX в и распространением идей эволюционизма. Происходило оформление физической антропологии.


В качестве самостоятельной научной дисциплины физическая антропология оформилась во второй половине XIX в. В 60-х гг. в странах Западной Европы были учреждены первые антропологические общества, стали издаваться первые специальные антропологические работы. В 1850 г. в Гамбурге был учрежден музей этнологии; археологический и этнологический музей в Гарварде был основан в 1866 г., Королевский антропологический институт – в 1873 г., Бюро американской этнологии – в 1879 г. В 1884 г. началось преподавание антропологии в Оксфорде. В Париже, по инициативе П. Брока, в 1859 г. впервые было основано Антропологическое научное общество, при котором организовали музей и Антропологическую школу. В 1863 г. основывается Антропологическое общество в Лондоне. Позднее аналогичные организации возникают в Германии, Италии и других странах.


Наибольшее развитие за рубежом антропология получила в Великобритании и США. Британская антропология развивалась на этнографическом материале, почерпнутом за пределами страны, – в многочисленных колониях. Антропология в других странах Европы складывалась на базе местного фольклора и крестьянской культуры, поэтому она была нацелена на изучение отношений внутри одного общества и называлась этнологией. В США антропология формировалась на весьма специфичном культурном ареале – изучении американских индейцев, т.е. исконных жителей континента.




Истоки антропологических исследований в России связаны с именами В. Татищева, Г. Миллера, П. Палласа и других участников и руководителей разнообразных экспедиций (в Сибирь, на север, Аляску и др.), накапливающих антропологические характеристики различных народов Российской империи на протяжении XVIIIXIX вв. Работы А. Протасова, С. Забелина, А. Шумлянского, Д. Иванова, П. Загорского и других русских анатомов и физиологов в XVIII - XIX вв. заложили прочные основы для развития отечественной анатомии. Исследование анатомии и физиологии человека создавало базу для дальнейших антропологических исследований.


Естествоиспытатель, основатель современной эмбриологии, выдающийся географ и путешественник, Карл Бэр () известен и как один из крупнейших антропологов своего времени, как организатор антропологических и этнографических исследований в России. Особый интерес представляет его работа «О происхождении и распространении человеческих племен» (1822), в которой развивается взгляд о происхождении человечества из общего «корня», о том, что различия между человеческими расами выработались после их расселения из общего центра, под влиянием различных природных условий в зонах их обитания. Эта работа впервые представляет собой не просто сборник антропологических сведений, а является попыткой доказательного логического вывода определенной гипотезы. С 1842 г. К. Бэр возглавлял Анатомический кабинет Академии наук в Петербурге, где хранилась небольшая краниологическая коллекция – собрание краниумов (черепов и их фрагментов) человека и его эволюционных предшественников. Особо отмечают заслуги Бэра в разработке программы и методики антропологических, в первую очередь краниологических исследований. К.М. Бэр


Официальным годом «рождения» антропологии в России считается 1864 г., когда по инициативе крупнейшего российского антрополога Анатолия Петровича Богданова () был организован Антропологический отдел Общества любителей естествознания (переименованного впоследствии в Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии – ОЛЕАЭ).


Развитие русской антропологии в 60-е – 70-е гг. справедливо называют «богдановским периодом». ОЛЕАЭ занималось организацией многочисленных естественно-научных экспедиций, выставок, издательской и просветительской деятельностью, содействием финансированию науки. Важнейшей задачей Общества было содействие развитию естествознания и распространению естественно-исторических знаний. В программу работ Антропологического отдела были включены антропологические, этнографические и археологические исследования, что отражало взгляды того времени на антропологию как комплексную науку о физическом типе человека и его культуре. В 1867 г. в Москве состоялась организованная по инициативе А. Богданова этнографическая выставка, на которой были представлены и антропологические материалы. Были организованы экспедиции на север России, в центральные, западные и южные ее области, на Северный Кавказ, в Грузию и Среднюю Азию. Основное внимание уделялось археологическим раскопкам и сбору краниологических коллекций. А. П. Богданов


Подлинным триумфом молодой русской антропологии стало открытие Антропологической выставки 3 апреля 1879 г. в Москве. Годы подготовки к выставке были периодом наиболее интенсивной исследовательской деятельности А.П. Богданова. В 1867 г. вышла в свет самая крупная его работа «Материалы по антропологии курганного периода в Московской губернии», а за ней и ряд других. В это время он формулирует свои теоретические взгляды в области антропологии и разрабатывает методические вопросы. Наибольшее его внимание как исследователя привлекало изучение этногенеза русского народа по данным краниологии. В 70-х гг. XIX в. антропология не только в России, но и в Европе оставалась еще вне круга университетских дисциплин, хотя еще в 1864 г. А.П. Богданов предложил проект чтения публичного курса антропологии. Проблемы происхождения и классификации человеческих рас приобретали политическую остроту, которая не могла не вызвать настороженного отношения к антропологии в официальных сферах.


Большой вклад в развитие российской антропологии внес Дмитрий Гаврилович Анучин. Находясь в гг. в заграничной командировке, он подготовил Русский антропологический отдел на Всемирной выставке 1878 г. в Париже. Экспозиция отдела и сами достижения российской антропологии получили высочайшую оценку европейских ученых – ОЛЕАЭ была присуждена золотая медаль. В 1880 г. в Московском университете по инициативе Д.Г. Анучина начал работать первый в России курс по физической антропологии. Первая крупная работа Д.Г. Анучина (1874) была посвящена антропоморфным обезьянам и представляла собой весьма ценную сводку по сравнительной анатомии высших обезьян. В монографии по антропологии и этнографии айнов (1876) наряду с антропологическим материалом Д. Анучин широко использовал и этнографические, и исторические, и лингвистические данные. Этот комплексный подход характеризует в целом то направление, начало которому было положено Д.Г.Анучиным в России. Характерной особенностью всей деятельности Д. Г. Анучина было стремление популяризировать науку, сохраняя при этом всю точность и строгость научных исследований. Одним из результатов его деятельности стало учреждение в 1882 г. Антропологического музея в Москве, основанием для которого послужили коллекции, собранные к Антропологической выставке 1879 г. Серия «Труды антропологического отдела», изданная под редакцией Д. Анучина, содержит ряд работ, посвященных антропологическому изучению отдельных народов. Д.Г. Анучин


Начало «советского периода» российской антропологии также связано с деятельностью Д.Г. Анучина. По его ходатайству весной 1919 г. в Московском университете была учреждена кафедра антропологии, которая с тех пор является основным учреждением в России, подготавливающим специалистов в области физической антропологии. После организации Института антропологии в 1922 г. работа московских антропологов, возглавляемая Виктором Валериановичем Бунаком (учеником Д. Анучина), получает новое направление. Интенсивно развивается начатое Ефимом Михайловичем Чепурковским () применение биометрического и географического методов исследования. Под руководством В.В. Бунака получают развитие дифференцированные приемы морфологического анализа. Широко развернулись исследования антропологического состава населения России и республик СССР.


В первых десятилетиях XX в. российская антропология представляла собой вполне самостоятельную университетскую дисциплину. Ее основанием была практически непрерывная научная традиция комплексного подхода к исследованию человека (знаменитая «анучинская триада» наук, неразрывно связанных между собой: антропология – археология – этнография). К этому периоду – этапу становления физической антропологии – относится разработка общих и частных антропологических методик; формируются специфическая терминология и сами принципы исследований; происходят накопление и систематизация колоссальных материалов, касающихся вопросов происхождения, этнической истории, расового многообразия и при этом единства человека как биологического вида.
Предметом антропологии является человек. Точнее: предметом изучения антропологии является многообразие человека во времени и пространстве. Это многообразие складывается из проявлений большого числа самых разных черт - антропологических признаков. Предмет антропологии




1. научное описание биологического разнообразия современного человека и интерпретация причин этого разнообразия. 2. выявление и научное описание изменчивости (полиморфизма) ряда биологических признаков человека и систем этих (так называемых антропологических) признаков, а также выявление причин, обусловливающих это многообразие. 3. изучить процессы и этапы становления человека как вида, а также природу внутривидовых вариаций, их анатомические и физиологические характеристики и другие существенные биологические и социальные факты. Задачи антропологии


Биология – система наук о живой природе. Изучает строение и функционирования живой системы. Биология – естественнонаучная наука для изучения человека в окружающем мире. Психология – изучает психику поведения человека и животных. С точки зрения антропологии интересует отношения человека в обществе. Этнография (пер. с греч. племя, народ) или этнология (народовед.) – наука изучает бытность и культ особенностей народов мира, расселение народов. Философия изучает наиболее общие законы общества и познания. Культурология – изучение функции культуры, факторы развития, взаимодействия культуры, развитие символических систем. Науки, связанные с антропологией:


Антропология занимает в кругу биологических дисциплин особое место. Имея предметом своего исследования человека, она не может не выйти за пределы естественноисторических вопросов; изучая человека, она вступает в ту область знаний, где действуют факторы социально-исторические. Из этого пограничного положения антропологии в ряду наук вытекает и ее отношение к смежным отраслям знания. Антропология неразрывно связана с другими биологическими науками и вместе с тем самым тесным образом соприкасается с науками общественными.



На ютуб-канале "Русская Антропологическая Школа РГГУ" выложен полный курс видео лекций директора Института мировой культуры МГУ и Русской антропологической школы РГГУ, академика РАН Вячеслава Всеволодовича Иванова (1929-2017) "Семиотическая антропология". Лекции были прочитаны по скайпу в октябре-декабре 2016 года. В них Вячеслав Иванов затронул темы места человека в космосе, эволюционного значения морали и религии, отличий древнего человека от современного, хронологии и истории в греческой науке и ее продолжениях, тайных мужских союзов, "иероглифических" и "алфавитных" культур, биосферы и ноосферы, роли фольклора в передаче информации в бесписьменных обществах, роли юмора и остроумия в культуре и мн. др.

Вводные замечания общего характера: А) Какова концепция этого курса в Русской Антропологической Школе? Чем он уникален? Б) Зачем нужно учиться редким гуманитарным дисциплинам? В) Какая карьера может быть у человека с гуманитарным образовани? Г) Какими исследованиями Вы, лектор-Иванов, сейчас занимаетесь в особенности и отразите их в лекциях?

Место человека в космосе. Антропный принцип. Основные параметры Вселенной после Большого Взрыва, сделавшие возможной эволюцию по направлению к Человеку. Время по отношению к сингулярности (момент Большого Взрыва) по теории относительности. Вселенная в этот момент начала времени согласно исследованиям акад. А.Д. Сахарова и других ученых (две-сильная и слабая- формулировки антропного принципа: благоприятствование возникновению разумной жизни или направление развития в сторону ее появления). Основные характеристики плотности вещества и температуры. Роль Наблюдателя и Космос как Наблюдаемое. Степень реальности окружающего мира согласно разным концепциям.

Биосфера и ноосфера (Вернадский). От животного к человеку. Соотношение геосферы, Человека и биосферы и различные интерпретации дарвиновской эволюции: номогенез по Л.С. Бергу. Молекулярная биология и теория эволюции. Антропоиды, гоминиды и человек; приматология и антропология.

Эволюционное значение морали, этики и религии. Умерли ли боги?

Краткое изложение современных результатов сравнения выводов археологии, генетики, сравнительного языкознания и исследования истории древней мифологии. Картина развития высших приматов-антропоидов От орангутана (11 млн лет) до гориллы, шимпанзе (8-6 млн.лет), бонобо.

Отличие древнего человека от современного. История во времени. Анемизм, Леви-Брюль - «Первобытное мышление», партиципация, Юнг - архетипы, мировое дерево, коллективное бессознательно, неолитическая революция. Фрейд - тотем. Леви-Стросс - структурализм, систематическое описание мифов племён Южной Америки. Выготский - «Мышление и речь», этапы развития ребёнка, повторяя историю развития древних. Джеймс - двупалатный мозг. Эстафета жизни.

Соотношение языка и метаязыка. Строго синхронная точка зрения при отсутствии ей противоположных - индийская наука о языке (Панини). Древнеиндийская скульптура и танец (влияние на Бежара). Диахрония и синхрония (Соссюр и структурализм). Реконструкция в науке. Панхрония и универсалии.

Хронология и история в греческой науке и ее продолжениях. Критика истории у Морозова и Фоменко. Идеи циклов в истории (древнеиндийские периоды - yuga, Йейтс, Хлебников). Циклы Кондратьева. Эволюция и прогресс. Физиология активности (Н.А.Бернштейн), планы поведения и лобные доли. Настоящее как момент отсчета, антропоцентризм языка. Роль будущего в европейских культурах. Информация и энтропия. Поиск нового. Причины появления авангарда.. Остранение. Ноосфера и точка «омега» по Тейяр де Шардену. Регресс и идея «конца Европы» (Шпенглер). Конец истории по Фукаяма. Философия общего дела Федорова, идея воскрешения и русская космическая философия.

Иероглифические» и «алфавитные» культуры. Отличие значений знаков в письменностях этих типов. Различие в сроках, темпе и объеме обучения (время и характер экзаменов для чиновников в старом Китае и т.д.). Роль дискретности в культурах алфавитного типа: понятие натурального ряда и логического вывода. Значение дискретного принципа в науках ХХ в. - генетике, фонологии и др. (об этом- Бугаев, Флоренский. Колмогоров). Этюд Л.Толстого о карме. Сравнение «Книги перемен» (И Цзинь) с современной генетикой: сходства и различия. Введение иероглифов в язык современной науки и критика деконструкции. Пример различий в структуре определения преступника в иероглифическом детективе (Ляо Чжай=Пу Сун Лин) и в детективе с абдукцией (Эдгар По).

"Эволюция Ноосферы на ранних этапах". Различные типы мышления личности и общества в культурах разных типов. Гипотезы об особом «первобытном» мышлении: анимизм, теория партиципации Леви-Брюля. Проблема коллективного бессознательного. Интепретация тотемизма Дюркгеймом и Моссом, Фрейдом, Леви-Стросом. «Мысль дикаря» и бриколаж по Леви-Стросу. Различие комплексного и понятийного мышления и их развитие и распад по Выготскому; биологические источники интеллекта. Нейрофизиологические гипотезы: Джейнз о «крушении двухпалатного мозга» и становлении сознания: отличие Древнего Востока от Греции. Иерусалим и Афины, мудрость и разум. Буддийская логика в сравнении с европейской. Обоснование чужой одушевленности и проблема Другого-Ближнего в европейской философии.

Числа и математические понятия в культурах разных типов. Предполагаемые биологические корни определения числа и количества, их развитие и вырождение в «первобытных» обществах (новые данные о культурах бассейна Амазонки). Числа в графике палеолита. Ранние жестовые способы кодирования чисел (Древний Египет и параллели в других культурах), нейрофизиологические истоки (синдром Герстмана). Гипотезы о характере математики в Древнем Египте, особенности языка математических и медицинских папирусов.

Отсутствие доказательств как основное отличие древнеиндийской математики от европейской. Пример Рамануджана. Роль интуиции в культурах Востока и Запада (разных периодов). Проблема противоречия и принцип «третьего не дано». Интуиционизм и конструктивный принцип в математике; параллели в ранних культурах. Роль очень больших и очень малых чисел в физической картине мира. Антропный принцип. Пифагорейство. Вычислительные возможности современных и будущих компьютеров. Техника оракулов и предсказаний; вероятностный подход и детерминизм: в каких культурах Бог или боги играет (играют) в кости.

Роль народного искусства и фольклора в передаче информации в бесписьменных обществах. Оценка количества информации, передающейся сказителями в форме песен под музыку. Сопоставление с объемом информации, хранимой и перерабатываемой индивидуальным мозгом, целой культурой и ноосферой. Вероятная роль музыки в ранних обществах. Социальные и семиотические последствия появления письменности и ее распространения после неолитической революции. Необходимость учета в производящей экономике, значимость писцов и возникновение бюрократии. Отличие письменной литературы от фольклора. Жанровые различия между фольклорной и письменной литературой.

Письменная литература, отличие от фольклора. Доктор Живаго и Доктор Фаустос. Военная литература на примере гражданской войны в Испании - Пастернак, Томас Манн, Гроссман, Оруэлл, Хэмингуэй…

Цари и советники. Общественные институты жестко организованного типа (мужские союзы, церкви, монашеские ордена, партии, мафиозные группы и др.) в восточных и западных традициях. Зоопсихологические параллели. Преодоление вожаческой тенденции по Вагнеру и предистория общества (Тих). Символическая роль священного царя и его советников (Хокарт), новые их функции после неолитической революции. Стабильность и вероятность катастрофического развития в структурах этого типа. Почитание прошлого и канон в культурах Востока. Ограниченность числа богов в пантеоне, выдающихся лиц прошлого в разных областях жизни (классиков) как проявление степени жесткой фиксированности основных черт культуры. Стабильность словаря и других сторон языка. Нарушения стабильности при предельной жесткости ограничений. Карнавальная смеховая культура и инверсия отношений. Шуточные перебранки между половинами в дуалистических обществах. Роль юмора и остроумия. Смех как свойственное человеку (античные источники Рабле, «Имя розы» У.Эко). Серьезность фундаменталистской религии и официальных общественных установлений.

Представления разных культур о реальности окружающего мира (ср. диалог разных мыслителей Востока и Запада по Щербатскому). Соотношение внешнего и внутреннего. Мистицизм по отношению к индивиду и коллективу. Проблема «моста» к небу в шаманизме и последующих культурах. Выбор спасителя и посредника («Я хочу говорить с Богом без телефона марки ‘Христос’», Рильке). Отношение к природе. Роль эстетического начала в сравнении с другими (этическим, религиозным: Кьеркегор). Идея Вечной Женственности. Дуализм и гностицизм в средневековой Азии вдоль Шелкового Пути. Воздействие арабских средневековых представлений на Европу (Веселовский и Марр). Гностицизм в европейской поэзии от Данте до Блока. Атеизм, богоборчество и конфликт веры и разума в западных обществах нового времени. Фундаменталистские тенденции обществ Востока. Искусство и проблема Мировой Гармонии. Тезис «мир спасется красотой» (Достоевский) и его реализация в истории отдельных культурных традиций: русской и византийской (на разных этапах), западноевропейской, древнеблиневосточных, южноазиатских (в частности, индийской) и древнедальневосточных. Типы отношения к миру и их эстетическое и философское выражение. Роль формы в искусстве и методы ее изучения. История искусства без имен и проблема роли Гения («Артиста» или Сверхчеловека, по Ницше). Современные методы изучения искусства. Роль русской формальной школы. Искусство и теория информации.

Рука и мозг. Человек и его орудие. Инженерная точка зрения (общие черты древнеримского и современного американского общества). Роль техники и орудий. Бергсон об интеллекте и инстинкте. Сопоставление с социальными системами беспозвоночных и их коммуникацией (танцы пчел). Вынесение интеллектуальных и языковых операций вовне (язык жестов, устный естественный язык, другие системы знаков). Наскальная живопись и ее символика по Леруа-Гурану, Универсальные семиотические комплексы эпохи мирового дерева согласно Топорову (дерево Боддхи, образ распятия). Музыкальные инструменты как внешняя реализация потенциала височных отделов правого полушария. Значение кино, телевидения и других средств общения. Компьютеры как продолжение левого полушария мозга. Интернет и возможности мировой культуры. Вероятное развитие квантовых компьютеров и перспективы на будущее. Мозг как дискретный компьютер Тьюринга в сочетании с квантовым.

Основные типы цивилизаций и их различия. Степень замкнутости культурных миров. Возможности коммуникации между ними. Вопрос об универсалиях, взаимовлияниях и конвергенции: степень независимости цивилизаций доколумбовской Америки. Основные периоды истории культуры на Земле. Пещерное искусство. Городская революция. Осевое время, сходства и различия главных мировых религий. Тенденции развития культур Европы нового времени. Глобальная цивилизация и ее будущее. Гибель локальных культур, религий и языков (фундаменталистская реставрация как реакция на угрозу гибели, обострение религиозных и этнических конфликтов как часть процесса глобализации). Языки в космосе. Проблема осмысленности (или абсурдности) истории и роли ноосферы.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке:

Антропология

1. Антропология – наука о человеке. Задачи и объект исследования. Методы антропологии. Связь с другими науками. 2

2. Традиционные разделы антропологии, их хар-ка. 2

3. Антропогенез. Положение человека в общей системе природы. Черты, доказывающие принадлежность человека к каждой систематической группе. 3

4. Общая характеристика приматов, их эволюция. 5

5. Человек как примат. 6

6. Тории происхождения человека: семиальная и трудовая. 7

7. Основные стадии эволюции человека. Предшественники человека, древнейшие люди. Их возраст варианты, характеристика. 8

8. Стадии эволюции человека: Древние люди и неоантропы. Их возраст, варианты, характеристика. 9

Древние люди (палеоантропы) 9

9. Время и место возникновения H.sapiens. гипотезы моно-и полицентризма. 10

10. Социальные аспекты происхождения человека 12

11. Биологические предпосылки гоминизации. 15

13. Понятие о расах, нация и раса, раса и язык, классификация рас. 18

14. Факторы расообразования. Влияние изоляции на концентрации признаков. 27

15. Антропологическая квалификация народов мира. 31

16. Географическая квалификация народов мира. 33

17. Экологическое разнообразие современного человека (адаптивные типы). 34

18. Специфика и периодизация постнатального онтогенеза человека. 40

19. Факторы роста и развития. 44

20. Биологический возраст и показатели зрелости. 45

21. Акселерация. Эпохальные колебания темпов развития. 48

22. Старение и продолжительность жизни. 51

23. Морфологические аспекты конституции. 55

24. Функциональная конституция. 58

25. Психологические аспекты конституции. 60

26. Конституция и половой диморфизм. 64

27. Медицинский и экологический аспекты конституции. 65

28. Аномалии индивидуального развития. 66

29. Межполушарная ассиметриия мозга. 68

^

1. Антропология – наука о человеке. Задачи и объект исследования. Методы антропологии. Связь с другими науками.


Антропология –наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Основные разделы антропологии: морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение.

^ Принято разграничивать:

археологию (ископаемые останки)

этнографию (культуру и быт народов)

антропология (происхождение и эволюцию физ. Организации человека и рас)

^ Революционную роль в учении об антропогенезе сыграли идеи Дарвина.

Предметом изучения антропологии является человек. Антропология тесно связана с рядом биологических и общественных наук.

Антропологию нельзя поставить в один ряд с частными разделами зоологии, поскольку жизнь человека может протекать только в условиях общества. Человек одновременно и биологическое существо, и социальное, поэтому антропогенез неотрывно связан с социогенезом, представляя собой по сути единый процесс антропосоциогенеза.

Антропология отвергает идеалистическое противопоставление человека природе. Вместе с этим передовая антропология столь же решительно отвергает полное отождествление человека и животных. Антропология может правильно отразить закономерности в развитии человека лишь в том случае, если она будет руководствоваться идеей о качественном своеобразии человека, о недопустимости переноса био-логических закономерностей в человеческое общество.

Основной задачей антропологии является изучение процесса перехода зависимости развития животного предка человека от биологических факторов к социальным.

^ МЕТОДЫ:

палеонтологический – проследить становление хомо сапиенс, выявить причины гоминизации.

анатомо-морфологический – установление сходства и различий между особями, популяциями, расами.

группа антропометрических методов – измерение тела. По тому объекту, кото-рый служит предметом измерения, различают:

соматометрию – измерение живого человека

остеометрию - измерение костей скелета

краниометрию - измерение черепа.

антропоскопию – методику описательной характеристики формы частей тела, головы, волос, черт лица, пигментации кожи, волос, радужины и ряд других признаков.

В антропометрии находят применение разнообразные способы воспроиз-ведения размеров и формы объекта:

Метод графического воспроизведения контуров тела, черепа

1 специальные приемы антропологического фотографирования

2 пластическое воспроизведение формы с помощью изготовления слепков

3 получение отпечатков рельефа кожи

Большое применение в антропологии получили методы статистической обработки материалов, с помощью которых определяется чаще всего встречающаяся в исследуемой группе величина признака, а так же сопоставляются данные между разными группами. Для получения надежных результатов требуется соблюдать правила, учитывать возрастные изменения, патологические нарушения. Широкое применение получили всевозможные шкалы (высокая точность, возможность сравнивать результаты разных исследователей).
^

2. Традиционные разделы антропологии, их хар-ка.


Антропология – (от греч. антропос – человек + логос – наука) наука о человеке. Наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Основные разделы антропологии: морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение.

Морфология изучает характер индивидуальной изменчивости человека и особенности его физической организации возникающие:


  • в связи с его возрастными изменениями от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно

  • в связи с яв-лениями полового диморфизма

  • под влиянием раз-личных условий жизни и труда.
Морфология изучает строение человеческого тела в целом, устанавливает стандарты или нормы размеров человеческого тела, стремится постигнуть причины уклонений от среднего типа. Большое значение имеет морфология для установления норм физического развития в разных возрастах, и связи телосложения с физиологическими особенностями организма.

Главная проблема в разделе морфологии - исследование факторов и проявлений изменчивости у современного человека, т. е. самих “меха-низмов” формообразования.

Антропогенез сосредоточивает свое внимание на тех измене-ниях, которые претерпевает природа ближайшего предка человека, а затем и самого человека в филогенезе. Это морфология чело-века и его предшественника, рассматриваемая во времени и пространстве. Однако важнейшая задача раздела антропогенеза - это изучение процесса становления чело-века и, прежде всего последовательности возникновения его свойств и признаков.

В разделе антропогенеза рассматриваются вопросы о месте человека в системе животного мира, отношении его как зоологического вида к другим приматам, восстановления пути, по которому шло развитие высших прима-тов, исследования роли труда в происхождении человека, выделения стадий в процессе человеческой эволюции, изучение условий и причин становле-ния человека современного типа.

Раздел антропогенеза включает:

1) приматоведение, т. е. изучение со-временных и ископаемых обезьян и полуобезьян,

2) эволюционную анатомию человека,

3) палеоантропологию, т. е. изучение ископаемых форм человека.

Необходимыми вспомогательными дисциплинами для этого раздела являют-ся: из наук естественно-исторических - геология четвертичного и третичного периодов, физиология высшей нервной деятельности; из наук социально-исторических - археология палеолита; из наук философских - психоло-гия.

Расоведение изучает сходства и различия между расами человека. Расоведение, или этническая антропология, изучает:


  • причины и историю расообразования

  • классификацию расовых типов

  • распространение их по территории Земли

  • закономерности изменений расо-вых типов.