Книжная иллюстрация как вид искусства. Книжная иллюстрация как жанр графического искусства

  • 21.09.2019
Иллюстрация (лат. illustratio - представление в наглядном виде) – рисунок, фото либо другое изображение на странице с печатным текстом, украшающее, служащее в качестве дополнения или поясняющее его.

Классификация иллюстрации

Изображения, используемые для оформления книг, можно разделить на типы по нескольким признакам:

По способу выполнения мастером. Картинки, представленные в тексте, могут быть оригинальными или заимствованными. К первой разновидности можно отнести авторский рисунок, графику, эксклюзивную фотографию, схему и т.д.;
по внешнему виду. Применяются черно-белые и цветные картинки;
по методу нанесения на бумагу. Для выполнения иллюстраций могут быть применены приемы либо высокой, либо глубокой печати;
по смыслу. В этом плане различают художественный рисунок, декоративный и документальный;
по месторасположению на странице. Картинки могут быть выполнены на обложке, на страницах, в начале глав, частей и т.д.

История возникновения

Прообразом иллюстрации можно считать картинки на тему фольклорных произведений – былин, сказаний, мифологических сюжетов. Но поскольку картинки эти самостоятельны, иллюстрацией их назвать еще сложно. Настоящие же изображения, которые можно классифицировать данным образом, появились только в XV веке. В 1461 г. в книгах печатника А. Пастера начали выполняться сначала рисунки ручной работы, а потом и печатные тиражные – гравюры. В то время использовались рисунки, напечатанные с помощью ксилографии (печати на дереве).

Дело в том, что таким способом можно печатать одновременно и буквы, и картинки. Очень редко иллюстрации выполнялись и металлическими штампами. При этом лист приходилось прогонять через станок два раза – первый раз для нанесения текста, второй – для печати изображений. Художники, авторы гравюр в это время считаются соавторами произведений. Со временем появляется несколько разновидностей иллюстраций, используемых для дополнения книг (заставка, фронтиспис, полосная иллюстрация, рисунки на полях, оборонная). Подобное многообразие позволяло иллюстрировать книги любого содержания.

В XVIII веке огромнейшей популярностью начинает пользоваться так называемая виньетка – завершенное изображение небольшого объема, зачастую носящее тематический характер. Обычно подобного рода иллюстрации располагали на обложке, титульном листе или на последнем.

В XIX веке с появлением фотографии иллюстрации начинают выполнять с использованием фотохимических способов. В это время изобретаются такие методы, как:
цинкография – оттиск изображения (штрихового рисунка) с цинковой доски;
многоцветная печать. Таким образом создавались цветные иллюстрации;
автотипия. Так называют рисунок полутонами.

В это время образность иллюстрации сменяется максимальной реалистичностью. Она приобретает такое же значение, которое она имеет и сейчас – то есть точно привязывается с текстом.

Художники-иллюстраторы XX века

В двадцатом веке искусство иллюстрации достигает своего наивысшего расцвета. Появляются новые технологии и стили. Особое значение придается поясняющим рисункам в детской книге. Психология ребенка такова, что чем нагляднее визуально будет представлена информация, тем лучше она будет усвоена.

Одним из самых известных художников-иллюстраторов XX века, занимавшимся именно детской литературой, а в частности, сказкой, был Иван Яковлевич Билибин (1876-1942). Сегодня этого художника считают создателем совершенно нового типа украшенной иллюстрациями книги. Именно И. Билибин первым придумал издавать сказку в форме тонкой тетради, иллюстрированной красочными крупными рисунками. Художник при этом создавал не только наглядные иллюстрации, но и брал на себя ответственность, выражаясь современным языком, за общий дизайн книги. В период с 1901-1903 гг. этим мастером было создано огромное количество иллюстраций. Его работы украшали страницы книг с такими сказками, как «Сказка о золотом петушке», «Марья Моревна», «Василиса Прекрасная», «Белая уточка», «Царевна-лягушка» и др.

Немало оригинальных иллюстраций было придумано и воплощено в жизнь и известным русским художником В. Васнецовым (1848–1926). Этот живописец одним из первых пришел к запечатлению образов былин в рисунке. Большое значение русскому народному творчеству придавал и Ю. А. Васнецов (1900-1973). Именно им были проиллюстрированы, вышедшие в середине века сказки «Теремок», «Конек-горбунок», «Три медведя» и многие другие.

Из зарубежных авторов самый заметный след в искусстве выполнения иллюстраций оставил Эрнест Шепард (1879–1976). Именно им была оформлена книга Алана Милна «Винни Пух». Образцом для создания медвежонка стала игрушка его собственного сынишки Ворчун. В наше время, несмотря на большой скачок в плане развития техники и появление средств массовой информации совершенно нового типа, книга по прежнему остается одним из основных и самых популярных источников познания. И пока есть интерес к информации, представленной в печатном виде, будет популярной и графическая иллюстрация.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

История детской книжной иллюстрации насчитывает около трёх столетий. Термин «иллюстрация» в переводе с латинского означает « освещать, проливать свет, объяснять». Первой иллюстрированной детской книгой был Букварь Кариона Истомина, целиком вместе с текстом гравированный по меди Леонтием Буниным. Каждой букве в нём отводилось отдельная страница, листы были украшены изображением людей, животных, предметы быта, растений, построек. Всё это было призвано было привлечь учащихся к изучению азбуки. Новые возможности иллюстрации появились в 19 веке с изображением фотомеханического способа печати. К середине 19 века иллюстрации стали цветными. Над книгами работали известные живописцы и художники-иллюстраторы.

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Иван Яковлевич Билибин, как и многие художники, рисовать начал рано. И первые же зарисовки пейзажа, огромные лапы старых елей, красные мухоморы, деревянная резьба на крестьянских избах привели художника к мысли иллюстрировать русские сказки. Ранние работы художника были подражательными, напоминали произведения Васнецова, Поленовой. Но Иван Яковлевич много работал, постепенно совершенствовался в мастерстве. Освобождаясь от сторонних влияний, художник сумел выработать свой собственный, отличающий его от всех других «билибинский» стиль. Иван Яковлевич Билибин создал иллюстрации к пушкинским «Сказке о царе Салтане» и «Сказке о золотом петушке». Наиболее известными и самыми удачными являются его иллюстрации к русским народным сказкам «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна».

5 слайд

Описание слайда:

Создавая с 1899 оформительские циклы для изданий сказок (Василиса Прекрасная, Сестра Аленушка и братец Иванушка, Финист Ясный Сокол, Царевна-лягушка и др., в том числе пушкинских сказок о Царе Салтане и Золотом петушке), разработал – в технике рисунка тушью, подцвеченного акварелью, – особый «билибинский стиль» книжного дизайна, продолжающий традиции древнерусского орнамента.

6 слайд

Описание слайда:

С самого начала книги Билибина отличались узорностью рисунка, яркой декоративностью. Билибин создал не отдельные иллюстрации, он стремился к ансамблю: рисовал обложку, иллюстрации, орнаментальные украшения, шрифт - все стилизовал под старинную рукопись. Названия сказок исполнены славянской вязью. Чтобы прочесть, надо вглядеться в затейливый рисунок букв. Как и многие графики, Билибин работал над декоративным шрифтом. Он хорошо знал шрифты разных эпох, особенно древнерусские устав и полуустав.

7 слайд

Описание слайда:

И еще одна особенность, которую надо подчеркнуть – это передача тонкого юмора, острой иронии русских сказок. Вот иллюстрация сказки «Царевна-лягушка», где Василиса Премудрая пляшет. Художник дал царю и боярам отрицательную характеристику. На высоком троне сидит толстый, глуповатый царь, вокруг такие же глупые и смешные бояре. Раскрыв рты от изумления, смотрят они, как танцует прекрасная царевна, а из рукавов у нее вылетают белые лебеди. Выражением лиц, жестами подчеркивает художник комическую сущность образов. Прекрасный мир русской сказки живет в картинах Ивана Яковлевича Билибина. Именно русская сказка сделала его выдающимся национальным художником.

8 слайд

Описание слайда:

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) - один из первых русских художников, который раздвинул рамки привычных жанров и показал сказочный мир, озарённый поэтической фантазией народа. Васнецов один из первых русских художников обратился к воссозданию образов народных сказок и былин в живописи. Уже в начале своего творчества он создал ряд иллюстраций к "Коньку-Горбунку" и "Жар Птице". Кроме сказок, у него есть произведения, посвящённые героическим образам былин. "Витязь на распутье", "Три богатыря". Знаменитое полотно "Иван Царевич на сером волке" написано на сюжет одной из самых известных и распространённых сказок, воспроизводимых ещё в лубочных изданиях 18 века.

9 слайд

Описание слайда:

«Царевна – Несмеяна» "Кощей Бессмертный и Красота Ненаглядная" "Царевна-лягушка"

10 слайд

Описание слайда:

Аленушка, Снегурочка, Елена Прекрасная - эти вымышленные образы и портреты близких Васнецову "по духу" женщин - Елены Праховой, Веры и Елизаветы Григорьевны Мамонтовых, портреты жены, дочери, племянницы с разных сторон высветляют то, что называется русская женская душа, которая становится для Васнецова олицетворением Родины, России. «Ковёр-самолёт» (ранняя работа) «Сказка о Мёртвой царевне и семи богатырях» «Иван -Царевич и Серый волк»

11 слайд

Описание слайда:

Творчество Михаила Александровича Врубеля - одно из самых значительных и загадочных явлений русского искусства конца XIX века. Великое мастерство, трагизм, героический дух и неповторимый декоративный дар делают Врубеля художником на все времена. Вечно живущий в своем собственном мире, недоступном пониманию других, Врубель смог воссоздать свой сложный мир в образах своего необычного искусства, и эти образы стали одними из важнейших вех русской культуры рубежа столетий. Врубель писал картины на темы pycских сказок и опер Н.А. Римского-Корсакова («Морская царевна», «Тридцать три богатыря» и др.). Яркая фантазия и глубокое осмысление сути человеческого бытия рождали такие картины, как «Царевна-Лебедь», «К ночи», «Пан». Картины Врубеля почти всегда тревожат душу, хотя глаза его Демона и Царевны-Лебеди прекрасны и одухотворены. Эти персонажи живописи Врубеля, которой в Третьяковке отдан целый зал, – пожалуй, самые известные. Художник-символист любил сказочные, мифические образы, их молчание и тайну, многозначность.

12 слайд

Описание слайда:

Картину «Царевна-лебедь» Михаил Врубель писал, вдохновленный музыкой Римского-Корсакова. Он пытался средствами живописи передать услышанный им сказочный образ. Некоторые видели в царевне портрет актрисы, жены художника в сценическом костюме, похожем на оперение чудесной птицы. Это не совсем так. Художник написал фантастическое существо, для которого морская пучина – дом родной. Красота Царевны - лебедь рождена морской стихией, она как бы соткана из закатных лучей, игры волн, шума прибоя. Только глаза живут на ее лице, и в них безмерная грусть. Шелестят под ветром крылья, сверкают дорогие каменья в ее головном уборе, затягивает, манит прощальный взгляд. В нем тоска по земному обличью, по земной любви и радости. Еще миг – и потухнет полоска зари, исчезнет красота царевны, только взмахнет крыльями большая белая птица и скроется в волнах.

13 слайд

Описание слайда:

Демон сидящий Все полотна Михаила Врубеля пропитаны тайной и сказкой, особенно его изображения демонов. В 1891 году вышло юбилейное переиздание сочинений Лермонтова, к которому Врубель исполнил 30 иллюстраций. В основном это были иллюстрации к поэме «Демон». А сюжет картины «Демон сидящий» был задуман в Москве после прочтения этой поэмы Врубелем. Главный персонаж картины Врубеля «Демон сидящий» - существо, сидящее на вершине горы. Его сильное мускулистое тело напряжено, но лицо, наоборот, спокойно и даже несколько меланхолично. Это показывает двойственность образа демона - с одной стороны крепкое, словно гранитное тело, а с другой - ранимая, трепетная душа. Образ демона олицетворяет дух человека, его внутреннюю борьбу и душевные терзания. На картине изображен сидящий в печальной позе демон. Вокруг него горы, алеет закат. Картина написана в оригинальном стиле Врубеля - она больше напоминает витраж или панно. Плоские мазки мастихином обеспечили эффект кристаллических граней. Это изображение демона - самое известное из демонов Врубеля. Год написания картины: 1890. Размеры картины: 212,5 x 115 см. Материал: холст.

14 слайд

Описание слайда:

Демон поверженный До этой работы, до поверженного демона, был сильный и крепкий (сидящий). Но сейчас его руки стали бессильными, они заломлены. Вокруг демона темный мрак. В картине преобладают золотой, синий, голубой, лиловый и розовый – это любимые цвета Врубеля. Скорее всего, задумкой художника была мысль о невозможности победить демона, о его гордости. Но в итоге получился сломленный и поверженный демон, слабый в своем исполнении. Врубелю не удалось воплотить свою идею, получился сломленный образ, слабый и безумный. «Демон Поверженный» Врубель начал писать в 1901 году, в то же время, когда были в работе и другие демоны. Закончена работа в этом же году. В декабре эта работа была выставлена на выставке как незаконченная. Сейчас картина находится в Государственной Третьяковской галерее.

15 слайд

Описание слайда:

Наш соотечественник - Юрий Васильевич Планидин - Заслуженный учитель, Заслуженный изобретатель Российской Федерации, новатор, художник, иллюстратор, член Ростовской ассоциации борцов антифашистского сопротивления, бывший узник концлагерей, активист Ростовской ассоциации борцов-антифашистов. Отмечен наградами губернатора. Живет в поселке Рассвет (Ростовская область). В последние годы учитель-художник открыл в себе талант литератора. Он автор многих рассказов, которые печатались в газетах и журналах. В 2009 году была издана книга Юрия Васильевича «Дети войны». В нее вошли рассказы военного периода. «У каждого человека в памяти, осталась своя война, крупицу свою я изложил в книге «Дети войны», - отмечает автор и делится о пережитом, о тех людях, с которыми когда-то столкнули его жизненные дороги. Художественный труд состоит из романа «Дети войны» и 9 рассказов. Иллюстрации и обложка выполнены автором. Художник, иллюстратор Ю.В.Планидин

16 слайд

Описание слайда:

«Откуда началась война» «Жеребенок» «Война и дети - несовместимые понятия, и те, кто уцелел, вправе говорить от имени тех, кто ушел в муках, в болях, так и не осознав добрый и жестокий мир людей», - пишет Юрий Васильевич в книге. Ярко и образно описана в первой главе - «Утро накануне грозы» - ребячья предвоенная жизнь, где «в воспоминаниях навсегда остались удивительные картины природы, добрые косари и сказочное утро, последнее утро мира и первое утро налетевшей войны».

17 слайд

Описание слайда:

В автобиографической повести «Древо у Белой воды», которая состоит из 96 рассказов, Ю.В. Планидин описывает судьбу своего рода через историю донского казачества. Иллюстрации и обложка выполнены автором книги. Наш герой выжил, и поэтому на всю оставшуюся жизнь тема войны и патриотизма, человеческих страданий и подвигов, любви к своей малой родине и гордости за своих прославленных земляков стала главной в творчестве Юрия Васильевича. …Несмотря на преклонный возраст, на все ужасы военной поры, которые в раннем детстве довелось пережить художнику, писателю, педагогу, Ю. В. Планидин остается энергичным, «солнечным», радующимся каждому дню человеком.

Данная статья содержит в себе информацию об иллюстрациях, дает исчерпывающий ответ, что такое иллюстрации, какими они бывают. Вас также ждет подборка замечательных иллюстраций от именитых гуру данного направления. Смотрите и наслаждайтесь...

Давайте немного разберемся, что же такое иллюстрации и какими они бывают. Начнем с того, что иллюстрация является визуализацией по принципу рисунка, либо другой работы, которая создается с целью выделения субъекта, но не формы.

Сопровождают содержимое газет, журналов и, разумеется, книг. Их целью можно считать пояснение и декорирование текстового содержимого. Наверняка, все мы хоть раз да видели мастерски прорисованные иллюстрации .

Изображение иллюстрации


И хотя день сегодняшний предоставляет проявляющей интерес публике целые «залежи» толковых иллюстраций, демонстрирующихся в музейных выставках, журналах и галереях искусств, все-таки в большинстве своем людей больше интересует иллюстрация в индустрии графического дизайна.

В общем целом термин «иллюстрация» охватывает очень многое и можно смело отметить, что его границы настолько же необузданны и неопределённы как и у колоритного, актуального графического дизайна. И все-таки давайте попробуем разобраться с иллюстрациями - насколько они универсальны и что собой представляют. С точки зрения категории дизайна, иллюстрации делятся на две подкатегории: редакционные и информационные.

Редакционные иллюстрации

Редакционные иллюстрации действуют исходя из тех понятий, которые представлены в тексте. Суть таких иллюстраций сводится к тому, чтобы усилить воздействие информации. Кроме того, они также подходят для визуального изображения рассказа, в котором напрочь отсутствует сопроводительный текст. Диапазон охвата может находиться в эпицентре - начиная от книжных обложек и заканчивая редакционными комиксами и постерами. Иллюстраторы, работающие в таком жанре, имеют колоссальное число возможностей творчески созидать и контролировать рабочий процесс. Им нет нужды напрягаться на предмет недостоверно по неосторожности представленных данных.


Пример редакционной иллюстрации


Главное отличие таких иллюстраций от информационных графиков состоит именно в том, что редакционные иллюстрации не подразумевают точное отображение конкретных фактов.

Разновидности редакционной иллюстрации:


Технические иллюстрации преобладают в графической коммуникации, являя собой специализированный сегмент данного вида иллюстраций. Включают разного рода схемы, чертежи, графики, диаграммы и карты. Без некоторой научной или технологической подготовки, глубокого знания предмета, а также способности подавать сложные идеи в графической форме в этой области делать нечего.

Иллюстрации книжных обложек - последние годы в сфере графического дизайна идут споры относительно того, к какому виду отнести книжные обложки. Сложность классификации состоит в том, что некоторые обложки книг являются чисто фотографическими, другие же напротив всецело примыкают к изобразительному искусству, собственно говоря, которое использует традиционные средства, тогда как третьи утверждают, что это совокупность компьютерных технологий и традиционных средств, ну а четвертая группа специалистов гласит, что это дизайнерская работа, соделанная при помощи компьютера. Иллюстрации книжных обложек можно отнести в категорию редакционной иллюстрации хотя бы потому, что они иллюстрируют концепцию текста, невзирая на обилие форм и вариантов.

Журнальные иллюстрации служат приглашением к прочтению статьи. В данном случае они являются визуальными передатчиками определенной грани или темы, содержащихся в статье. По мнению экспертов-иллюстраторов одни журналы жаждут пикантности, визуализированного сарказма, юмора на пресловутую политэкономическую тематику, другие предпочитают легкие иллюстрации, созданные в пастельных тонах, с воздушностью и незамкнутостью линий. Общей отправной точкой для каждого редактора любого журнала можно считать следующее: изображение и содержание дизайна не должно вызывать негативных эмоций, оставаясь светлым и гармоничным.

Иллюстрации к календарям служат украшением в качестве дополнения. Кроме того, что календари предоставляют сведенья о датах года, они таким же удачливым образом используются как настенное украшение. С точки зрения дизайна данная разновидность иллюстраций схожа с теми, кои применяются в журнальном деле. То есть фундаментальное отличие в понятном и индивидуальном рабочем стиле.

Иллюстрации постеров используются ввиду анонсов мероприятий, будь-то фестиваль, открытие галереи, стильная тусовка, кинофильм и т.д. и т.п. Постеры по праву относят к стилистической помеси словесного с визуальным. Все постеры выполняют одну единственную задачу - привлечение взгляда зрителя и информирование публики. Цвета, применяемые в постерах зачастую подчиняются особенным критериям. Примечательно, что их популярность базируется в основном на моде, превалирующей в текущий момент времени.

Информационные иллюстрации

Цель информационных иллюстраций состоит в создании визуального отображения информации. Среди профессионалов данный вид называется инфографика (информационная графика). Наиболее часто пользуется популярностью в научных кругах, в журнальном и газетном деле, во всевозможных сложных интерфейсах, дабы визуально презентовать статистические значения (числовые данные).


Инфографика являет собой синтез визуально привлекательных данных наряду с сохранением целостной информации в ней.

В журнально-газетной среде информационные иллюстрации или графики используются в целях:

  • отсеивания слишком затянутой, долгочитабельной информации;

  • подогревания интереса у читателя к тщательному чтению всей публикации (статьи);

  • стирания слишком продолжительных текстовых блоков.
Статистические, цифровые сведенья, безусловно, вмещают в себе конкретные вещи. При визуальном представлении оных, сильно ограничивается свобода творчества. Точность - неотъемлемый критерий информационных иллюстраций.

Иллюстрации на холсте

Получив некоторые сведенья об иллюстрации в целом, самое время перейти к творчеству некоторых, на мой взгляд, безумно талантливых художников-иллюстраторов. На сайте планируется написать довольно много постов (статей) на тему творчества конкретных иллюстраторов, так что самое время к этому подготовиться. На данном этапе приступим к знакомству с оригинальными иллюстраторами.

Сюрно по-сказочному или иллюстрации от Яцека Йерка!

Его имя всемирно известно, благодаря экстраординарному стилю, который едва ли возможно или, если хотите, точно невозможно вписать в узкие рамки одного жанра. Одни критики относят работы Jacek Yerka к сокровенному , сюрреализму, другие, словно оглашенные, горланят о неподражаемом фэнтези.


Сюрреализм Яцека Йерка


Однако мы не станем заострять внимание, давая определение стилю. Так или иначе, бесспорным остается факт, что картины Яцека Йерка просто-таки веют сюрреализмом и старой доброй сказкой. Сегодня его творения являются иллюстрациями к книжным историям…

Сам автор в детском возрасте ощутил присутствие архитектуры Средневековья, которая не канула в лету, сохранилась постум Второй Мировой войны. Кроме того, на творчество Яцека успешным образом оказали влияние дворик и кухня бабушкиной обители. Если приглядеться, то в его работах нередко мелькают подобные мотивы. Подлинное имя автора - Яцек Ковальский.

Галерея работ Яцека Йерка

Иллюстрации Игоря Морски или сюрреализм по-польски

Художник-иллюстратор пан Морски, родившийся в городе Познань, снискал мировую известность лишь после успешного старта Интернет эры. До этого периода, его известность была ограничена пределами родной Польши и государствами, расположенными по соседству.


Обретя популярность, Igor Morski не изменил места жительства, что достаточно популярно практикуется среди его коллег. Уроженец Польши продолжает проживать и творить на родине, в Познани. Кроме иллюстрации он также занимается графическим дизайном. Образование действенный художник получил в местном университете, а уже в 25 лет, молодой человек Игорь Морски работал на местном канале, занимая пост арт-директора. Едва ли Игорю стукнуло тридцать один, как он враз организовал свою персональную студию дизайна и рисунка.

Сегодня, занимаясь профильной работой, польский сюрреалист ко всему прочему преподает дизайн и изобразительное искусство в «альма-матер». Впечатление от творчества талантливого иллюстратора получаем «не отходя от кассы».

Галерея работ Игоря Морски

Иллюстрации Agus Wibowo

Галерея работ серии «Улыбка для будущего» и другое от Agus Wibowo

Современного мира красочны и безумно привлекательны. В этой небольшой статье мы познакомились с понятием иллюстрации и некоторыми работами профессиональных иллюстраторов и просто-напросто замечательных творческих личностей.

Книги с картинками уже давно стали привычны всем. Они лучше воспринимаются и более интересны, особенно для детей. Эти картинки к произведениям называются иллюстрациями. Когда книги были рукописными, рисунки тоже создавались от руки. Это было очень дорого и не всем доступно. С появлением книгопечатания такие книги становились все более популярными. Так что такое иллюстрация? Это любой рисунок или изображение, поясняющее или дополняющее текст произведения.

Термин иллюстрация можно понимать в широком или узком смысле. В широком значении - это всякое изображение, которое поясняет текст произведения. Они помогают уяснить, что сказано в произведении, делают смысл наиболее образным и понятным. Это могут быть научно-познавательные рисунки (например, чертежи, карты или схемы)
или художественно-образные.

Что такое иллюстрация в узком значении этого слова? Это картинки, которые поясняют текст, толкуют его и помогают читателю лучше понять. Еще до чтения они дают возможность сориентироваться в содержании произведения. Существует множество картин известных художников, которые иллюстрировали книги. Например, полотна О. Домье к роману Сервантеса "Дон Кихот".

Художники-иллюстраторы

Многие иллюстрации художников воспринимаются сейчас как самостоятельные произведения, хотя часто их сюжет непонятен в отрыве от текста. Ведь они должны соответствовать содержанию и дополнять его. Художник помогает читателю лучше понять текст, представить героев и их окружение. Обычно он выбирает книгу, которая ему нравится и близка его восприятию мира. Кроме того, художнику-иллюстратору нужно много знать о быте и нравах людей того времени, которое описано в книге.

Иллюстрированные произведения лучше воспринимаются и особенно любимы детьми. Картинки привлекают внимание и заинтересовывают читателя. Существует много известных художников, которые создавали иллюстрации к книгам. Это И. Билибин, Ю. Васнецов, Е. Чарушин и многие другие. Такие произведения развивают эстетический вкус ребенка, учат его и прививают любовь к книге.

Виды иллюстраций

А что такое иллюстрация с точки зрения разнообразия ее видов? В книгах помещаются множество разных рисунков: офорт, факсимиле или литография. Это названия иллюстраций по способу их переноса на бумагу. Различаются они и по тому месту, которое занимают в книге.

В начале части или главы помещаются иллюстрации-заставки. Они помогают читателю настроиться на чтение и создают у него соответствующее настроение. Внутри текста помещаются иллюстрации полостные, полуполостные, двуполостные или оборонные. Бывают еще рисунки на полях. Все эти виды помогают читателю лучше понять произведение и представить описываемые события. Существуют еще иллюстрации-концовки, которые отражают самое важное в книге, ее основную мысль. И заставки, и концовки должны быть оформлены в одном стиле.

Все, кто любит книги, знают, что такое иллюстрация, но многие ее виды мало кому знакомы. Для оформления

Книги с картинками уже давно стали привычны всем. Они лучше воспринимаются и более интересны, особенно для детей. Эти картинки к произведениям называются иллюстрациями. Когда книги были рукописными, рисунки тоже создавались от руки. Это было очень дорого и не всем доступно. С появлением книгопечатания такие книги становились все более популярными. Так что такое иллюстрация? Это любой рисунок или изображение, поясняющее или дополняющее текст произведения.

Термин иллюстрация можно понимать в широком или узком смысле. В широком значении - это всякое изображение, которое поясняет текст произведения. Они помогают уяснить, что сказано в произведении, делают смысл наиболее образным и понятным. Это могут быть научно-познавательные рисунки (например, чертежи, карты или схемы)
или художественно-образные.

Что такое иллюстрация в узком значении этого слова? Это картинки, которые поясняют текст, толкуют его и помогают читателю лучше понять. Еще до чтения они дают возможность сориентироваться в содержании произведения. Существует множество картин известных художников, которые иллюстрировали книги. Например, полотна О. Домье к роману Сервантеса "Дон Кихот".

Художники-иллюстраторы

Многие иллюстрации художников воспринимаются сейчас как самостоятельные произведения, хотя часто их сюжет непонятен в отрыве от текста. Ведь они должны соответствовать содержанию и дополнять его. Художник помогает читателю лучше понять текст, представить героев и их окружение. Обычно он выбирает книгу, которая ему нравится и близка его восприятию мира. Кроме того, художнику-иллюстратору нужно много знать о быте и нравах людей того времени, которое описано в книге.

Иллюстрированные произведения лучше воспринимаются и особенно любимы детьми. Картинки привлекают внимание и заинтересовывают читателя. Существует много известных художников, которые создавали иллюстрации к книгам. Это И. Билибин, В. Лебедев, Ю. Васнецов, Е. Чарушин и многие другие. Такие произведения развивают эстетический вкус ребенка, учат его образному мышлению и прививают любовь к книге.

Виды иллюстраций

А что такое иллюстрация с точки зрения разнообразия ее видов? В книгах помещаются множество разных рисунков: это гравюры, офорт, факсимиле или литография. Это названия иллюстраций по способу их переноса на бумагу. Различаются они и по тому месту, которое занимают в книге.

В начале части или главы помещаются иллюстрации-заставки. Они помогают читателю настроиться на чтение и создают у него соответствующее настроение. Внутри текста помещаются иллюстрации полостные, полуполостные, двуполостные или оборонные. Бывают еще рисунки на полях. Все эти виды помогают читателю лучше понять произведение и представить описываемые события. Существуют еще иллюстрации-концовки, которые отражают самое важное в книге, ее основную мысль. И заставки, и концовки должны быть оформлены в одном стиле.

Все, кто любит книги, знают, что такое иллюстрация, но многие ее виды мало кому знакомы. Для оформления художественных произведений используются еще буквицы - цветные заглавные буквы в начале абзаца, расписанные узорами и рисунками, или виньетки - орнамент или сюжетная композиция в круге.