Что произошло в 1480 году на руси. Великое стояние на угре - как это было

  • 16.10.2019

На высоком живописном берегу, близ слияния рек Угры и Оки, над широкими речными просторами в начале 16 века, в память о великом Стоянии на Угре, был основан Спасо-Преображенский Воротынский монастырь. На выбор места для обители, вероятно, повлияли события «Великого Стояния на Угре». Народная память сохранила воспоминание о великом подвиге русского народа в борьбе с иноземным игом.

Это было то удивительное время, когда Великий князь Московский Иван III, объединивший русские земли в единое мощное государство, пугавшее Европу своим могуществом, стал государем Всея Руси.

О значении Великого стояния на Угре Н. М. Карамзин писал в своем труде «История государства Российского»: «Это есть великая эпоха, торжественное восстановление нашей государственной независимости, соединенное с конечным падением Большой или Золотой Орды».

После Куликовской битвы в течение ста лет татары не раз разоряли Русскую землю, сжигали города, уводили русских людей в полон. Русь продолжала платить позорную дань Орде. Но вот на Великокняжеский Московский стол восшел Иван III, мудрый и осторожный политик, собиратель русских земель. Он был первым из русских Великих князей, который никогда не приезжал к хану. Более того — он был первым, кто сел на великое княжение без прямой санкции ханской власти. Понимая неизбежность столкновения с Ордой, князь Иван, со свойственной ему предусмотрительностью, вел переговоры с Крымским ханом Менги-Гиреем, договариваясь, в случае нападения ордынцев, о поддержке. Иван III перестал платить дань Орде. Хан Ахмат должен был наказать непокорного данника. К этому его склонял и литовский король Казимир, ссылаясь на усобицу между Великим князем и его братьями.

Летом 1480 г. «вся ордынская сила» двинулась на Русь. Узнав о готовящемся походе, Иван III направил войска под управлением своего сына Ивана «Молодшего» к хорошо укрепленному Серпухову. Сам же Великий князь «ста на Коломне», заняв переправы через Оку на дороге из Орды на Русь. Но Ахмат не решился идти на открытый бой без своего союзника короля Казимира Литовского. Он обошел Оку по Литовской территории и вышел к Угре, «ожидая Казимировой помощи». Узнав об этом, Великий князь послал русскую рать к Угре. Войска растянулись по Оке и Угре на 60 верст: «и пришедше и сташа на Угре, и броды и перевозы отъяша». В начале октября татары подошли к границе с Московским государством, которая проходила по реке Угре.

«А сам же князь еха с Коломны на Москву к Всемилостивому Спасу и Пречистой Госпоже Богородице и ко всем чудотворцам, прося помощи и заступления православному христианству и на совет и думу ко отцу своему и митрополиту Геронтию, и ко своей матери великой княгине Марфе, и к своему дяде князю Михаилу Андреевичу и к духовному своему отцу архиепископу Вассиану Ростовскому и ко всем своим боляром: вси бо тогда быша в осаде на Москве. И молиша его великим молением чтобы стоял крепко за православное христианство противу бесерменства».

Получив благословение на битву, Великий князь оставил основные силы на Угре, а сам отправился с малым войском к Кременцу. Его положение осложнялось тем, что его родные братья, обиженные на него за несправедливый, по их мнению, раздел имущества, «отложились» от Москвы и просили покровительства у литовского короля. Великий князь Иван, ввиду опасности от татар, старался загладить свою вину перед братьями. Он попросил свою мать, инокиню Марфу, примирить с ним братьев, обещая выполнить все их условия. Братья согласились присоединить свои силы к русскому войску. На «украину» же литовских земель напал крымский хан Менгли-Гирей, «служа Великому князю».

В начале октября начались ожесточенные бои на переправах через Угру.

«А наши стрелами и пищалями многих побиша; а их стрелы межи наших падаху и никого же уязвляху и отбиша их от берегу». В этих боях на стороне русских было удачно применено огнестрельное оружие. Сражения длились четыре дня, но татары так и не смогли переправиться через Угру. Татарские мурзы попытались «перелести Угру» в районе Опакова, «не чая туто силы Великого князя». Но и здесь натолкнулись они на твердое сопротивление русских войск.

Мудрость Ивана III, как государственного мужа, ответственного за судьбу вверенных ему Богом людей, проявилась в том, что он не искал генерального сражения с татарами, не хотел подвергать людей опасности, но желал добиться победы над Ордой малой кровью. Он всегда предпочитал терпение и осторожность. Великий князь начал переговоры с Ордой. По мнению многих историков, это было сделано только для того, чтобы оттянуть время. Переговоры видимого результата не дали, но позволили выиграть время, дождаться примирения с мятежными братьями.

Весть о переговорах обеспокоила духовника Великого князя архиепископа ростовского Вассиана. Он направил пламенное послание своему духовному сыну, стремясь укрепить в нем желание твердо стоять за православное христианство «противу безбожному бессерменству». Война эта воспринималась им как священная, как брань за веру Христову против нечестия. И воистину блажен человек, «иже положит душу свою за други своя». Поэтому, пишет архиепископ Вассиан: «Аще ли убо ты, о крепкий царю и храбрый, и еже о тебе христолюбивое воинство до крове и до смерти постраждут за православную Христову веру, яко истиннии присныя чада церковная, в ней же породишася духовною и нетленною банею, святым крещением, яко же мученицы своею кровию блажени бо и преблажени будут в вечном наслаждении, улучившее сие крещение, по нем же не возмогут согрешить, но восприимут от Всесодетеля Бога венца нетленныя и радость неизреченную, иже око не виде и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыде…».

Заверяя Великого князя в усердной молитве о победе русского оружия, архиепископ Вассиан свидетельствовал: «Святому митрополиту, вкупе же и нам, богомольцам вашего благородства, со всеми боголюбивыми соборы молитву непрестанно сотворяющим, по всем церквам всегда молебны и святую службу во всей вашей отчине о вашей победе совершающим, и всем христианом, непрестанно Бога молящим, дабы даровал тебе победу на сопротивныя враги, еже надеемся улучити от всемилостивого Бога». Всю надежду старец Вассиан понуждал возлагать на Господа, Который «гордым противится, смиренным же дает благодать», Который «мертвит и живит, и даст крепость князем нашим, и вознесет рог Христа Своего», наставлял искать милости Божией через покаяние: «точию нашего ради согрешения и неисправления к Богу, паче же осияния, еже не уповати на Бога, попусти Бог на преже тебе прародительству их и на всю землю нашу окаянного Батыя… Ныне же той же Господь, аще покаемся вседушевно престати от греха, восставит нам Господь тебя, государя нашего…Тако глаголет Господь: «Аз воздвигох тя, царя правды, призвах тя правдою и прият за руку десную, и укрепих тя, да послушают тебя языцы. И крепость царем разрушу, отворю ти двери и грады, да не затворятся. Аз пред тобою пойду и горы поровняю, и двери медяные сокрушу, и затворы железныя сломлю». «Таковое же послание бысть на укрепление и на пользу многим, якоже самому благочестивому самодержцу, тако и всему его воинству».

Карамзин писал: «Никто ревностнее Духовенства не ходатайствовал тогда за свободу Отечества и за необходимость утвердить оную мечом». Горячая молитва духовенства и всех русских людей возносилась ко Господу, сила Божия вдохновляла послание архиепископа Вассиана, чтобы загорелся дух народный любовью к своему Православному Отечеству, чтобы в едином порыве устремился русский народ к освобождению от иноверного рабства: «И тако Божиим промыслом без всякого сомнения единодушно охрабришася все Русское воинство и по многи дни бияхуся с погаными, стояще лето все и осень».

И внял Господь слезным прошениям всего русского народа. Сбылись пророческие слова послания архиепископа Вассиана. Летописцы писали: «Да не похвалятся легкомысленные страхом их оружия, нет, не оружие, не мудрость человеческая, но Сам Господь спас ныне Россию». В тот год морозы начались необычайно рано. Еще до их наступления Ахмат похвалялся: «Реки станут, и много дорог будет тогда на Русь». Когда Угра начала «ставитися», Великий князь предусмотрительно решил отойти к Боровску со всеми своими силами, «глаголаше, яко на тех полех бой с ними поставим». И вот в канун Михайлова дня (когда празднуется память святого Архистратига Божия Михаила, покровителя христолюбивого воинства) «бысть преславное чудо Пресвятыя Богородицы. Егда отступиша от брегу наши, тогда татарове страхом одержимы побегоша, мняще яко берег даяху им Русь и хотят с ними битися, а наши мняху татар за ними реку перешедших и за ними женут… и бе дивно тогда совершися Пречистыя чудо: едини от других бежаху и никто же женяше. Царь же бежа в Орду, и прииде на него нагайский царь Ивак и Орду взя и его уби…».

«Прииде тогда князь Великий из Боровска на Москву, и с сыном своим Великим князем Иваном, и с братиею, и со всеми силами и похвалил Бога и Пречистую Богородицу, и великих чудотворцев и всех святых».

«Взрадоваша же ся и взвеселишася вси люди радостию велию зело и похвалиша Бога и Пречистую Богородицу, и великих русских чудотворцев о преславнем спасении, избавльшеся от поганых татар»

«В граде же богоспасаемем Москве от того времени уставиша праздник праздновати Пречистой Богородицы и хожение с кресты июня 23»

Известный историк Ю. Г. Алексеев, глубоко изучавший события Великого стояния на Угре, писал: «Борьба на Оке и Угре летом-осенью 1480 г. закончилась полной победой. Русская земля спасена от огромного по размаху и замыслам ордынского нашествия. Однако в ноябре 1480 г. даже самые проницательные и дальновидные люди едва ли отдавали себе полный отчет в действительном значении происшедших событий. Победа на Угре осенью 1480 г. относится к тем подлинно великим историческим феноменам, реальное значение которых с течением времени возрастает, и осознание их истинного смысла и масштабов приходит только впоследствии… В целом действия русского командования в 1480 г. представляются образцовыми как пример стратегической оборонительной операции в сложных военно-политических условиях, проведенной на самом высоком уровне и с самыми положительными результатами. Успешное завершение этой операции в ноябре 1480 г. означало коренной перелом во всей военно-политической обстановке и благополучное разрешение самого серьезного и опасного кризиса, перед лицом которого стояло молодое Русское государство… Бескровная победа на Угре — крупнейшее событие эпохи, а воскресенье 12 ноября 1480 г. — первый день полностью независимого Русского государства — одна из важнейших дат в истории нашего Отечества».

Это историческое событие, описанное во всех учебниках по Истории России, имеет особое памятное отношение у Русской Православной Церкви. Именно поэтому на территории Владимирского скита, открытого неподалёку от Калужской Свято-Тихоновой пустыни, был открыт музей-диорама посвящённый этому событию, а также установлен первый в России памятник Великому князю Иоанну III.

В мае 2007 года, в селе Дворцы Калужской области, в 20 километрах от города Калуги, в 175 км от города Москвы началось строительство Владимирского скита в память о великом событии из русской истории, которое именуется, как "Великое стояние на реке Угре 1480 года". Скит создан по инициативе и трудами Мужского монастыря Успения Пресвятой Богородицы Калужской Свято-Тихоновой пустыни, который расположен неподалёку, на расстоянии около 3 километров.

На сегодняшний день на территории скита открыт храм в честь иконы Божьей Матери "Владимирская", музей-диорама посвященный Великому стоянию на реке Угре, памятник великому князю Иоанну III. Открытие памятника состоялось 8 июля 2017 года и оно предшествовало открытию другого памятника этому великому царю, который в Истории России именуется, как Иван III Васильевич. Церковь же традиционно величает его по-старославянски Иоанном III.

Об открытии памятника Ивану III в городе Калуге перед зданием администрации Калужской области мы писали в статье Памятник Ивану III Васильевичу в Калуге .

Подъезжаем к музею и видим вот такую красоту.


Напротив центрального входа на территорию Владимирского скита расположен памятник Великому князю Иоанну III. Запечатлев памятник на фото, мы поспешили на экскурсию. Экскурсия по музею-диораме проводится каждый час, взрослый билет стоит 300 рублей.

В первом зале музея расположены картины художника Павла Рыженко. На одной картине изображён преподобный Тихон Калужский. Этот святой старец был непосредственным участником событий Великого стояния на реке Угре. Именно он был основателем монастыря, впоследствии названного в его честь Калужской Свято-Тихоновой пустынью.

На этой картине изображён преподобный отец Сергий, благославляющий Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Подробное пояснение к картине можно посмотреть на фото ниже.

На этой картине художник изображает Великого князя Иоанна III, который держит в руках меч и, видимо, собирается на битву с татарами. На лицах его собеседников можно увидеть, как согласие в необходимости предстоящего сражения, так и неуверенность в победе.

В этом зале фотографировать разрешено. Но в следующем зале, где расположена сама диорама битвы, фотографирование запрещено. Общий вид диорамы можно увидеть на сайте музея . Диорама выполнена студией военных художников имени М.Б. Грекова. Заслуженный художник России Павел Рыженко на огромном холсте размером 23,6 метров в ширину и 6,7 метров в высоту изобразил 155 персонажей, живописно показал дух и жизнь русского военного лагеря.

Экскурсовод сообщила, что свою работу художник выполнил за два месяца!!! Он был очень увлечён работой, торопился сделать её быстро. Но, к сожалению, после окончания картины художник умер, причина смерти - инсульт. Ему было всего 44 года. Мне подумалось, что может быть он переутомился. Потому что 2 месяца - это какой-то просто нереальный срок. Художники пишут картины годами. Очень печальное известие.

Диораму лучше смотреть с верхнего яруса, так лучше виден весь обзор сражения. На дальнем плане изображена река Угра, которая в этом месте делает петлю. На одном берегу расположились войска Иоанна III, на другом - войска хана Ахмата. За рекой видны бесчисленные шатры татарского войска. Лагерь русских расположен на переднем плане. Здесь можно увидеть воинов, мастеровых, священников, пленных татар. На картине художник изобразил Преподобного Тихона, а также себя, вид сзади.

На самом переднем плане композиция диорамы дополнена фигурами людей, что даёт возможность хорошо представить театр военных действий в трёхмерном виде. При просмотре звучит голос диктора, слышаться выстрелы пушек, цокот копыт, голоса людей, пение птиц, звон колоколов, ощущается запах осенней листвы. В, общем, задействованы все органы восприятия человека.

После завершения просмотра диорамы, мы перешли на второй этаж музея, где можно было посмотреть экспонаты, связанные с событиями того времени.


На этой фотографии мы видим изображение реки Угры и того места, где проходили исторические события с высоты птичьего полёта, в наше современное время. Ландшафт местности вероятно изменился с того времени, но навряд ли столь значительно. Мы видим, что то место, где стояли русские войска, защищены рекой Угрой, как поясом. Поэтому, видимо, и возникло такое название "Угра - Пояс Пресвятой Богородицы".

Здесь можно увидеть одежду и амуницию воинов того времени.

На постаменте расположена гипсовая модель памятника Иоанну III, установленному перед зданием музея.

Из окна зала виден и оригинал памятника Великому князю.

На схеме расположен план военной компании.

А также карта памятных мест, связанных с этим событием.

Следующий зал музея посвящён художнику, создателю диорамы, Павлу Рыженко. Он родился в городе Калуге 11 июля 1970 года. Закончил Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, учился у профессора Ильи Глазунова. Закончил аспирантуру при академии, получив звание доцента. Скоропостижно скончался 16 июля 2014 года в городе Москве.

Закончив свою экскурсию, мы перешли в монастырскую чайную, где отведали вкуснейший монастырский чай с пряником.

А также посмотрели фильм о строительстве Владимирского скита, музея-диорамы и о художнике Павле Рыженко.


Чайная великолепно оформлена и все угощения необыкновенно вкусны.



После чаепития я ещё походила по двору, осмотрела остальные постройки.



Ещё одна главная достопримечательность Владимирского скита - это храм в честь иконы Божией Матери "Владимирская". Храм также очень красивый, внутрь храма я не заходила.

В этом строящемся здании планируется открытие музея, посвящённое российской государственности.

В башне здания музея находится смотровая площадка, забравшись на которую можно осмотреть окрестности.

Остальные фотографии смотрите ниже.

Как мы видим, Русская Православная Церковь имеет к историческому событию "Великое стояние на реке Угре 1480 года" своё большое памятное отношение. Поэтому ещё в древности здесь был построен монастырь Калужская Свято-Тихонова пустынь, а в наше время строится и развивается Владимирский скит. Названо это событие "стоянием" потому, что оно было бескровным и всё благодаря заступничеству Божьему и Царицы Небесной.

Калужская газета "Весть" так комментирует это отношение:

Есть исторический факт, что 23 июня 1480 года, накануне грозных событий осени 1480 года, из Владимира в Москву была доставлена почитаемая чудотворная икона Владимирской Божьей Матери. Долгое время этот образ, по преданию написанный евангелистом Лукой, хранился в Киеве, пока не был перевезен князем Андреем Боголюбским в Успенский собор города Владимира. Перед иконой стали совершать непрерывные молебны, что имело крайне важное значение для духовного состояния русских воинов.

Покровительство Божьей Матери, как мы знаем из летописей и, в частности, Лицевого летописного свода сопутствовало многим эпизодам Великого стояния.

Именно в силу этого Угра после победы над ордынцами стала называться Поясом Пресвятой (Пречистой) Богородицы. Летописец так сообщает нам об этом: «…и могу нарещи ту реку (Угру) пояс самыя Пресвятыя Богородицы, аки твердь от поганых защищающу Русскую землю». Пояс Богородицы – подлинно русское выражение, построенное на традиционных символах: Богородицы как заступницы земли Русской и пояса – оберега от злых сил. Не случайно борьба за этот «пояс» воспринималась народом как судьбоносное для Отечества событие.

В память о Великом стоянии и в благодарность о спасении Отечества наши предки стали возводить по берегам Угры православные монастыри и храмы, освящавшие эти земли и закреплявшие их за нашим Отечеством. Среди них: Спасо-Воротынский монастырь XVI века с церковью Введения Пресвятой Богородицы, бывший юхновский Казанский монастырь того же времени с храмом Покрова Пресвятой Богородицы, Успенский собор в Перемышле, Успенский Гремячев и Успенский Шаровкин монастыри на Оке и Жиздре, Успенский собор Свято-Тихоновой пустыни и, наконец, Владимирский собор скита этой обители.

Надеюсь, что рассказ наш был интересен, а ещё интереснее, конечно, посетить музей и диораму самостоятельно.

Стояние на Угре привело к освобождению Руси от монгольского ига. Страна не только освободилась от тяжелой дани, но и на европейской арене появился новый игрок - Московское царство. Русь стала вольна в своих действиях.

Во второй половине XV века положение Золотой Орды было значительно ослаблено междоусобными распрями. Казна государства, которая пополнялась лишь московской данью и набегами на соседние государства, была практически пуста. О слабости Орды свидетельствует набег вятских ушкуйников на столицу - Сарай, который был полностью разграблен и сожжен. В ответ на дерзкий набег хан Ахмат начал готовить военный поход, чтобы наказать русских. А заодно и пополнить пустую казну. Итогом этого похода стало Великое стояние на реке Угре 1480 года.

В 1471 году во главе огромного войска Ахмат вторгся в пределы Руси. Но все переходы через реку Ока были перекрыты московскими войсками. Тогда монголы осадили приграничный городок Алексин. Штурм города был отбит его защитниками. Тогда татары обложили деревянные стены хворостом и соломой, а после подожгли их. Русские войска, стоявшие на другом берегу реки, так и не пришли на помощь горящему городу. После пожара монголы сразу ушли в степи. В ответ на поход Ахмата Москва отказалась платить дань ордынцам.

Иван III вел активную внешнюю политику. Был заключен военный союз с крымским с которым Орда вела затяжную борьбу. Междоусобные войны внутри Золотой Орды позволили Руси подготовиться к генеральному сражению.

Момент для похода на Русь Ахмат подобрал очень удачно. В это время Иван III вел борьбу со своими братьями Борисом Волоцким и Андреем Большим, которые были против увеличения власти московского князя. Часть сил была отвлечена в псковской земле, где велась борьба с ливонским орденом. Также Золотая Орда заключила военный союз с польским королем Казимиром IV.

Осенью 1480 года с большим войском вступил на русскую землю. В ответ на вторжение татар Иван III стал сосредотачивать войска у берега реки Оки. В конце сентября царские братья прекратили борьбу с Москвой и, получив прощение, вступили в войско князя московского. Армия монголов двигалась через вассальные литовские земли, собираясь объединить свои силы с Казимиром IV. Но тот был атакован и прийти на помощь не смог. Татары стали готовиться к переправе. Место было выбрано на 5-километровом участке у слияния и Росвянка. Битва за переправу началась 8 октября и длилась четыре дня. В это время впервые русскими войсками была использована артиллерия. Монгольские атаки были отбиты, они были вынуждены отступить на несколько верст от реки, и началось Великое стояние на Угре.

Переговоры не привели ни к каким результатам. Ни одна из сторон не хотела уступать. Иван III старался тянуть время. Стояние на продолжалось, никто не решался на активные боевые действия. Монголы, увлеченные походом, оставили свою столицу без прикрытия, и в сторону нее двигался крупный отряд русских. Начавшиеся в конце октября морозы заставили татар испытывать большой недостаток в продовольствии. Морозы привели и к образованию льда на реке. В результате чего Иван III решил отвести войска чуть дальше к Боровску, где было удобное место для сражения.

Стояние на Угре для стороннего наблюдателя показалось бы нерешительностью правителей. Но русскому царю просто не было необходимости переводить свои войска через реку и проливать кровь своих подданных. Действия же хана Ахмата показывали его неуверенность в собственных силах. К тому же ярко проявилось отсталость монголов в вооружении. Русские войска уже имели огнестрельное оружие, а также для защиты переправ использовали артиллерию.

Великое стояние на Угре привело к официальному освобождению Руси от монгольского владычества. Хана Ахмата в скором времени убили в собственном же шатре посланцы сибирского хана Ибака.

" ("Угорщина", 1480) — военные действия русского войска под командованием великого князя Ивана III в низовьях реки Угра (левый приток Оки) против войска Большой Орды, которым командовал хан Ахмат.

Они положили конец зависимости русских княжеств от монголо-татар, так называемого "ордынского ига", которое началось в XIII веке и длилось почти 250 лет.

Вступив на престол Московского княжества в 1462 году, Иван III, старший сын Василия II Темного, продолжил политику своего отца, прежде всего в делах объединения земель Руси вокруг Москвы и борьбы с Ордой.

Трон золотоордынского царства и титул великого хана находился в руках Ахмата , хана Большой Орды. Его власть распространялась на обширные территории между Волгой и Днепром.

В 1476 году князь Иван III перестал платить Орде ежегодный денежный "выход", который собирался с русских земель со времен Батыя. Хан Ахмат, занятый борьбой с Крымом, лишь в 1480 году начал активные действия против Руси. Ему удалось договориться с польско-литовским королем Казимиром IV о военной помощи.

Для похода был выбран подходящий момент, когда Иван III находился в плотном кольце врагов. На севере в районе Пскова войска Ливонского ордена захватили обширные территории страны. С запада грозил войной король Казимир IV. В январе 1480 года против Ивана III восстали его братья Борис (князь Угличский) и Андрей Большой (князь Волоцкий), недовольные усилением власти великого князя. Используя сложившуюся обстановку, хан Ахмат в июне 1480 года послал войска для разведки правого берега реки Оки, а осенью выступил с основными силами.

Иван III в свою очередь вступил в союз с соперником Ахмата крымским ханом Менгли-Гиреем и договорился с ним о совместном выступлении против польско-литовского короля Казимира IV.

К началу нашествия Ахмата на южных границах Московского государства существовала глубоко эшелонированная система оборонительных сооружений — Засечная черта, состоящая из городов-крепостей, многочисленных засек и земляных валов. При ее создании использовались все возможные защитные географические свойства местности: овраги, топкие болота, озера и особенно реки. Основная линия обороны южных границ тянулась по Оке. Эта часть Засечной черты именовалась "Окским береговым разрядом". Служба по его охране была введена Иваном III в обязательную повинность. Сюда, для защиты границ княжества, по очереди отправлялись крестьяне не только из ближних, но и дальних сел.

Получив весть о походе ордынцев в последних числах мая 1480 года, Иван III направил в район Оки воевод с вооруженными отрядами в помощь войскам, несущим постоянную службу на южной окраине. В Серпухов был наряжен сын Ивана III Иван Молодой. В Тарусу для подготовки города к обороне и организации отпора татарам отправился брат московского князя Андрей Меньшой.

Достаточно медленное выдвижение основных сил Ахмата позволило русскому командованию определить возможное направление его главного удара. К месту возможной встречи с противником был отправлен великокняжеский полк. Своевременное развертывание главных сил русских войск на оборонительных рубежах не дало возможность Ахмату форсировать Оку на центральном ее участке, что позволило бы ордынцам оказаться на кратчайшем направлении к Москве. Хан повернул войско к литовским владениям, где он мог соединиться с полками Казимира, а также без особых затруднений ворваться на территорию Московского княжества со стороны литовских земель.

Маневр Ахмата вдоль Окского рубежа был своевременно обнаружен русскими сторожевыми заставами. В связи с этим главные силы из Серпухова и Тарусы были переведены западнее, к Калуге и непосредственно на берег реки Угры. Туда же направлялись и полки, идущие на подкрепление великокняжеским войскам из различных русских городов.

Ввиду надвигавшейся опасности Иван III сумел договориться со своими мятежными братьями и те обещали помочь. 3 октября 1480 года великий князь отправился из Москвы к полкам, охранявшим левый берег Угры, и остановился в городе Кременце, находящемся в непосредственной близости от возможного театра военных действий. Основная группировка войск князя была сосредоточена в районе Калуги, прикрывая устье Угры. Кроме того, русские полки были расставлены вдоль всего нижнего течения реки. В местах, удобных для переправы, возводились укрепления, которые охранялись постоянными заставами, в состав которых входили пехотинцы и "огненный наряд", состоящий из стрельцов и артиллерийской прислуги. Небольшие конные разъезды патрулировали берег между заставами и поддерживали тесную связь между ними. В их задачу входил также захват вражеских разведчиков.

Навязываемая ордынцам тактика лишала тех возможности использовать преимущества своей легкой конницы во фланговых или обходных маневрах. Они вынуждены были действовать лишь во фронтальном наступлении на русские засеки, которые встречали их огнем из орудий (пищалей и тюфяков).

Хан Ахмат шел со всеми своими силами по правому берегу реки Оки через города Мценск, Любуцк и Одоев к Воротынску, расположенному недалеко от Калуги близ впадения Угры в Оку. Здесь Ахмат собирался дождаться помощи от Казимира IV. Но в это время крымский хан Менгли-Гирей по настоянию Ивана III начал боевые действия в Подолии, тем самым частично оттянув на себя войска и внимание польско-литовского короля. Занятый борьбой с Крымом и ликвидацией внутренних неурядиц тот не смог оказать содействие ордынцам.

Не дождавшись помощи от Казимира IV, Ахмат решил сам переправиться через реку в районе Калуги. Ордынские войска вышли к переправам на Угре 6-8 октября 1480 года и развернули военные действия сразу в нескольких местах.

Противники сошлись лицом к лицу, разделяла их только речная гладь Угры (в наиболее широких местах до 120-140 метров). На левом берегу у переправ и бродов выстроились русские лучники, а также расположились огнестрельные орудия с пушкарями и пищальниками. Полки дворянской конницы находились в готовности ударить по ордынцам, если бы тем удалось где-нибудь переправиться.

Сражение за переправы началось в час дня 8 октября и продолжалось по всей линии обороны почти четверо суток. После нескольких неудачных попыток форсировать Угру и овладеть русской позицией, войска хана Ахмата отступили, но сохранили свою боеспособность и готовность возобновить сражение.

20 октября полки Бориса и Андрея Большого пришли в Кременец. 26 октября замерзла река Угра, что существенно изменило обстановку для противоборствующих сторон не в пользу русских. Поэтому Иван III принял решение о переводе основных русских сил от левого берега реки Угры на северо-восток в район города Боровска, местность под которым была удобна для решающего сражения в том случае, если бы Ахмат все же решился перейти через Угру. Однако, узнав о прибытии войск братьев Ивана III и не получая известий от Казимира, хан не решился на это. Испытывая недостаток в провианте и страдая от сильных морозов, войска хана Ахмата 11 ноября начали отступать от русских рубежей.

28 декабря 1480 года великий князь Иван III возвратился в Москву, где был торжественно встречен горожанами. Война за освобождение Руси от ордынского ига была закончена.

Остатки воинства Ахмата бежали в степи. Против побежденного хана немедленно выступили соперники. 6 января 1481 года он был убит. В Большой Орде началась междоусобица.

Победа на Угре означала конец ига и восстановление полного национального суверенитета Русской земли. Это крупнейшее событие ХV века, а 12 ноября 1480 года — первый день полностью независимого Русского государства — одна из важнейших дат в истории Отечества.

В 1980 году в Калужской области на 176-м километре автотрассы Москва-Киев у моста через реку был открыт памятник Великому Стоянию на реке Угре.

В сентябре 2014 года недалеко от Калуги во Владимирском скиту Калужской Свято-Тихоновой пустыни (село Дворцы) был открыт музей-диорама "Великое Стояние на реке Угре". Он находится на территории, которая в 1480 году была занята войсками, участвовавшими в Великом Стоянии на Угре.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

8 октября 1480 года войско Золотой Орды под предводительством хана Ахмата, в ходе карательного похода на Москву попыталось форсировать реку Угру (в районе Калуги). Попытки были отбиты русскими отрядами, началось «стояние на Угре».

В 1476 году великий князь московский Иван III прекратил уплату дани Орде, а в 1480 году отказался признать и зависимость Руси от неё. В ответ на это золотоордынский хан Ахмат собрал большое войско и выступил в поход, намереваясь вернуть Москву к покорности.

Момент ханом был выбран удачно. Ему удалось договориться с польско-литовским королём Казимиром IV о военной помощи. При этом рассчитывать на помощь северных русских земель Иван не мог - псковская земля в начале 1480 года подверглась нападениям Ливонского ордена.

Положение усугублялось еще и тем, что в январе 1480 года началась междоусобица в самой Москве - против Ивана III восстали его братья Борис Волоцкий и Андрей Большой, недовольные усилением власти великого князя.

Поначалу все складывалось для ордынцев как нельзя лучше. К концу лета они добрались до территории Великого княжества Литовского и в сопровождении литовских проводников стали продвигаться через Мценск, Одоев и Любутск к Воротынску для соединения с войском короля Казимира IV. Но этому не суждено было случиться - крымские татары, союзники Ивана III, отвлекли литовские войска, напав на Подолию.

Лишившись союзника, Ахмат решил, пройдя по литовским землям, вторгнуться на русскую территорию через реку Угру, так как знал, что на Оке его ожидают русские полки. Великий князь Иван III, который к тому времени помирился с братьями, отправил своего сына Ивана и брата Андрея Меньшого с сильным авангардом к Калуге, к берегу Угры.

8 октября ордынцы подошли к Угре. Видя, что с той стороны реки к берегам постепенно подходит русское войско, Ахмат не стал ждать и попытался сходу форсировать Угру в районе Опакова городища. Однако Иван Молодой с Андреем отбили атаку.

Впоследствии попытки ордынцев переправиться продолжались несколько дней, но были отбиты огнём русской артиллерии и не принесли войскам хана Ахмата желаемого успеха. Они отступили на две версты от Угры и встали в Лузе. Войска Ивана III заняли оборонительные позиции на противоположном берегу реки. Началось знаменитое «стояние на Угре». Периодически вспыхивали перестрелки, но на серьёзную атаку ни одна из сторон не решалась.

«Стояние» продолжалось до конца октября. С наступлением холодов, Иван III отошел с войском от берега к Кременцу, собираясь дать сражение на выгодной позиции. Однако Ахмат, испытывая недостаток продовольствия, не решился идти вслед русскими и 11 ноября принял решение отправиться назад в Орду. «Стояние на Угре» закончилось.

Результаты этой неудачной кампании оказались губительны не только для самого хана, но и для всего «Улуса Джучиева». 6 января 1481 года хан Ахмат был убит и в Большой Орде началась междоусобица. А в 1502 году её ослабленное войско было разгромлено крымским ханом Менгли I Гиреем, а сама Орда прекратила своё существование.

Таким образом, «стояние на Угре» положило конец монголо-татарскому игу. Русское государство стало суверенным не только фактически, но и формально.