Ребенок с увлечением: он — личность! Детское хобби - чем увлечь малыша? Творческие увлечения ребенка

  • 01.07.2020

Маленькой принцессе из сказки "Спящая красавица" феи открыто предоставили свои дары. Сказали, например, "будешь петь, как соловей". И танцевать. Так решился вопрос с принцессиными увлечениями. В нашей жизни феи действуют скрытно и незаметно. Никто не обещает младенцу: будешь, мол, писателем. И потому выбор хобби у ребенка происходит "методом проб и ошибок".

Играть на скрипке или препарировать головастиков? Полезные увлечения детей

Иметь увлечение в любом случае полезно. По мнению ученых, чувство свободы, которое рождается из деятельности ради удовольствия от самой деятельности, а не ради каких-то внешних причин, повышает самооценку. Хобби и увлечения учат детей быть ответственными, самостоятельными, бережно относиться к чужому труду.

Увлечения, которые близки по сути основной деятельности (психологи называют их "предпринимательскими") несут тренинговый эффект. Например, шахматы развивают память и учат просчитывать будущее.

Многие специалисты считают, что для гармоничного развития личности более полезны увлечения, не имеющие никакого отношения к основной деятельности. Такие хобби позволяют задействовать те способности, которые не используются в школе. Заодно ребенок становится более инновационным, эффективным и в учебе.

Иногда детское хобби перерастает в увлечение всей жизни, помогает найти призвание и профессию. Но и не доведенный до совершенства опыт все равно пригодится: попробовав несколько направлений, легче понять, к чему же тянет больше. А когда ребенок определился, его легче мотивировать. Например, он хочет стать инженером-конструктором. Значит, легче обратить внимание на серьезное изучение математики.

Некоторые психологи рекомендуют выбирать хобби, которые помогают компенсировать слабости. Например, деткам, которые с трудом доводят что-либо до конца, будет полезно дело, требующее усидчивости и терпения — плетение, вышивка, вязание, поделки из глины или природных материалов.

Другие уверены, что при выборе хобби надо учитывать индивидуальные особенности малыша, характер, темперамент. Например, холерикам нужны спортивные секции, меланхоликам — творческие занятия, флегматикам — познавательные, научно-популярные кружки. А вот сангвиникам важно попробовать все-все!

Что влияет на выбор хобби для ребенка?

  1. Интересы родителей. Увлечения детей во многом зависят от того, чем заняты взрослые. Малыш из семьи художников, растущий среди мольбертов, с высокой степенью вероятности увлечется рисованием. Часто дети разделяют и родительские хобби: например, с удовольствием ловят рыбу вместе с папой. Чтобы вырастить единомышленника, чаще обсуждайте с ребенком свои увлечения, ищите о нем всякие интересности, подробно отвечайте на любые детские вопросы. Если ребенок оказался компетентнее вас, найдите в себе силы признать его первенство. Если же он в чем-то ошибся, не ругайте: ведь общее увлечение должно приносить удовольствие.
  2. Генетическая предрасположенность. Она объясняет, откуда появляется музыкально одаренный ребенок в рабочей семье или "технарь" в писательской. В определенный момент гены далеких предков "просыпаются", ребенок тянется к какому-то определенному делу и увлекается им так, что "за уши не оттянешь". Дело становится его страстью. А функция родителей — не удивляться и не препятствовать, пусть даже "странное" занятие в вашей собственной душе никакого отклика не вызывает. И папе-ученому, например, кажется, что "не дело" махать ногами на сцене. Стоит прислушиваться к своему ребенку и ориентироваться на задатки и способности, которые в нем появляются.
  3. Родительские советы и указания. Конечно, есть дети, которых от их хобби приходится отвлекать, дабы не нанести вреда их здоровью. Во всех остальных случаях родителям полезно проявлять настойчивость, пытаться вместе с ребенком находить какие-то позитивные стороны в любом виде деятельности, которым он будет заниматься, постоянно подбадривать и стимулировать мотивацию. Иначе при малейших проблемах необходимости трудиться и напрягаться детка от увлечения откажется.
    Чтобы поддержать интерес, постоянно поощряйте и хвалите ребенка. Например, можно выделить специальную полочку для его поделок или наград, "доску почета" для фотографий.
    Если ребенок наотрез отказывается от какого-то малознакомого ему занятия (но полезного с вашей точки зрения), предложите "пробный урок". Например, вы хотите улучшить его координацию. Приведете ребенка в студию бальных танцев, посмотрите вместе с ним, как проходит занятие, а потом предложите попробовать заниматься. Если ему совсем это не интересно, он категорически откажется осваивать бальные танцы. Что ж, значит, "не его". Но, чтобы понять, надо попробовать.
  4. Нереализованные желания пап и мам. Советы надо раздавать осторожно. Мы все осознанно или неосознанно хотим, чтобы ребенок был похож на нас самих, но не "настоящих", а таких, какими мы мечтали стать. Частенько родители делают все, чтобы в сыне или дочери воплотились их мечты стать хоккеистом или балериной, для чего настойчиво пытаются пробудить у ребенка желание заниматься каким-либо видом деятельности на свое усмотрение. Тут надо понимать, что не всегда мечты детей и родителей совпадают, а. посещение секции или кружка только по настоянию взрослых не всегда дает положительные результаты.
    Например, психологи обнаружили, что основным фактором, определяющим степень развития у детей увлечения музыкой, оказалось предоставление родителями свободы в составлении собственного расписания занятий. Родители, желающие пробудить в своих детях страсть к музыке, спорту или другим увлечениям, должны следовать одному простому правилу: не оказывайте на чадо давление! У ребенка должно быть ощущение того, что он действует, основываясь на своих ценностях и желаниях.

Подумайте, что в собственной мечте может привлечь ребенка. Предположим, вы заядлый шахматист, мечтающий заразить дочь шахматами, но она, к вашему сожалению, равнодушно смотрит на клетчатую доску и целыми днями рисует принцев и принцесс. Предложите ей раскрасить шахматные фигуры, а заодно познакомьте ее с тем, как какая фигура ходит. Ничего не получается? Не давите. Возможно, все еще впереди.

7 проблем — одно решение: уважение к выбору ребенка

Понятно, что любимое времяпрепровождение ребенка часто не совпадает с родительским и даже с представлениями пап и мам о том, каким оно должно быть. Что же делать, если...

Проблема 1. Ничем не интересуется

Решение. Расширяем кругозор. Помогут музеи, экскурсии, театры, книги, журналы. Можно побывать в мастерской художника, в автомастерской или на реставрационных работах в музее. Полезны встречи с интересными людьми: если есть возможность, познакомьте сына или дочь с профессионалами — наверняка среди друзей найдутся художник, скульптор, архитектор, врач или ученый. Пусть ребенок поймет, насколько велик мир увлечений и подберет себе занятие по душе.

Или же сами заинтересуйтесь каким-либо занятием, доселе чаду неизвестным: оригами, сборкой моделей, танцами, пением, конным спортом. На праздники и просто так выбирайте для ребенка подарки, которые могут стать основой будущего увлечения, — то, что стимулирует воображение, фантазию или же желание освоить новые навыки (различные инструменты, наборы для ручной работы, фотоаппарат или микроскоп). Чем ярче и разнообразнее жизнь, тем больше вероятности, что ребенок найдет свое увлечение.

Проблема 2. Так увлечен, что забывает об учебе

Решение. Не исключено, что такое сильное увлечение станет основой для выбора будущей профессии. Убедите ребенка, что школьные знания помогут ему стать настоящим профессионалом. Например, будущему модельеру нужно создавать выкройки — для этого надо хорошо владеть основами геометрии и навыками черчения, знать историю и этнографию.

Хорошо, когда у ребенка перед глазами есть пример широкого круга интересов родителей. Имея богатый выбор различных времяпрепровождений, легче определиться. В ином случае значимость одного конкретного увлечения сильно вырастает.

Проблема 3. Меняем как перчатки

Решение. Смириться с такой чехардой интересов. Конечно, для взрослых хлопотно, когда хобби и увлечения детей меняются очень часто. Но ведь дети с рано выраженным увлечением встречаются довольно-таки редко. "Среднестатические" ребята находятся в постоянном поиске. Давление и упреки в легкомыслии не сделают ребенка более серьезным и целеустремленным. В конце концов, главное — чтобы увлечения делали его сегодняшнюю и будущую жизнь интереснее и богаче. Дайте возможность перепробовать все хобби и увлечения, к которым он стремится.

И на всякий случай уточните, что именно не устраивает ребенка в "брошенном" увлечении. Причины могут быть самыми разными, например, не сложились отношения с руководителем. Возможно, ситуацию можно поправить.

Проблема 4. Весь мир сводится к компьютеру

Решение. Компьютерные игры тоже могут быть хобби: главное, чтобы это не превратилось в манию. Владение компьютером может стать основой и для других хобби — например, увлечения фотографией, дизайнерским искусством, программированием. Одновременно хорошо бы придумать какое-то дело, связанное с движением, и условиться уделять ему заданное количество минут в день. Не обязательно при этом отдавать ребенка в "серьезный" спорт — достаточно просто физкультурного занятия для общего развития: даже "тюфяки" с удовольствием играют в футбол вместе с папой или плещутся в бассейне.


Проблема 5. Хобби не соответствует полу

Решение. Многие родители опасаются "немужских" увлечений своих сыновей: их настораживают такие хобби мальчиков, как цветоводство, вышивка или вязание. Или, напротив, семья выступает против дочкиных занятий картингом или карате. Оснований для волнений нет: половая ориентация никак от хобби не зависит, а гендерные роли постоянно меняются. Будет полезно познакомить ребенка и с иными, более "потходящими" ему увлечениями. Чем больше вы создаете познавательных моментов, тем более велика вероятность, что в какой-то из них ребенок обнаружит свой интерес в данной области. Главное — не запрещать и не подшучивать. Помочь советом вовсе не означает навязать собственные представления о жизни. Позвольте ребенку быть самим собой: "Да, вот, я такой человек, каким я являюсь, я бы хотел шить мягкие игрушки, а не играть в хоккей. И это мой выбор".

Проблема 6. Одержим коллекционированием

Решение. Страсть к коллекционированию может сочетаться с познавательной потребностью, со склонностью к накоплению материальных благ (коллекционирование старинных монет, дорогих камней) и даже с желанием следовать подростковой моде (собирание кукол Винкс, наклеек) и т.д. В любом случае благодаря коллекционированию чадо воспитывает в себе такие качества, как аккуратность, ответственность, целеустремленность, упорство, коммуникабельность. Коллекционирование вырабатывает также умение делать выбор. Отмечено, что многие великие люди имели свои пристрастия к собирательству.

Екатерина Михайловна Пашкина

Главный врач ЦКБ г.Омска

Время на чтение: 5 минут

А А

Последнее обновление статьи: 11.12.2018

Возраст 3-х лет характеризуется высокой познавательной активностью ребенка, стремлением изучать предметы и их свойства. Дети уже многое умеют делать и стремятся к самостоятельности. Формируется связная речь и логическое мышление. Внимание становится более устойчивым, повышается способность ребенка концентрироваться на одном занятии. Дети подолгу и увлеченно играют в любимые игры, рассматривают картинки и интересуются всем, что происходит вокруг.


Физическое развитие

В 3 года у ребенка уже хорошо развиты двигательные навыки и координация движений. Малыши хорошо бегают, прыгают, танцуют. Могут одновременно совершать разные движения руками и ногами, например, хлопать в ладошки и топать ножками. Хорошо кидают и ловят мяч, катаются на трехколесном велосипеде и самокате, умеют ходить на цыпочках и перепрыгивать через небольшое препятствие.

Упражнения и игры

Очень полезны для малышей 3-х лет игры, развивающие гибкость, ловкость, координацию движений, силу. Это могут быть:

  • игры с мячом;
  • катание на велосипеде и самокате;
  • танцы.

Практически все дети с раннего детства любят танцевать. Танец – это отличное средство физического развития ребенка. Увлекательное, веселое занятие, которое способствует формированию правильной походки и осанки, координации движений, чувства ритма и эстетического вкуса, поднимает настроение и приносит малышам массу положительных эмоций.

Маленьким детям понравится игра «Попади в корзинку». Для нее вам понадобятся несколько небольших мячиков и крупная корзина. Вместо корзины можно использовать таз или коробку. Цель игры – забросить мячик в корзину. В начале игры расстояние между ребенком и корзиной должно быть небольшим – не более 60-ти см, постепенно расстояние можно увеличивать.

Практическое развитие

Целью практического развития ребенка является обучение его бытовым навыкам и приучение к самостоятельности. Это особенно важно для детей, которые начинают посещать детский сад. К возрасту 3-х лет большинство малышей уже умеют аккуратно кушать ложкой, мыть руки после прогулок и перед едой, чистят зубки и умываются, пытаются самостоятельно одеваться и раздеваться, убирают за собой игрушки.

Для развития практических навыков можно с раннего возраста вовлекать ребенка в повседневные домашние дела – вместе поливать цветы, подметать пол, заправлять кровать и т.д. Это поможет ребенку почувствовать себя значимым и самостоятельным.

Игры и упражнения

  • Домашний огород. Вместе с ребенком устройте у себя на подоконнике или на балконе маленький огород – посадите лук или комнатные декоративные растения, наблюдайте за их ростом и развивайте у ребенка привычку заботиться о них.
  • Мытье посуды. Можете доверить крохе помыть пластиковую чашечку или тарелку. Для начала покажите, как это делается, а в процессе подсказывайте и направляйте. Обязательно похвалите малыша за проделанную работу.

Социальное развитие

В возрасте трех лет у ребенка возрастает потребность в общении и совместных играх с другими детьми. Ребята учатся взаимодействовать, дружить. Большое значение в этот период имеют ролевые игры, в процессе которых малыши примеряют на себя разные роли, учатся делиться игрушками, договариваться и сотрудничать. Задача родителей помогать малышу решать спорные вопросы и учить вежливому общению.

Речевое развитие

К возрасту 3-х лет словарный запас детей составляет около 1000 слов, преобладающими из них являются глаголы и существительные. Начинают появляться прилагательные, числительные, местоимения (он, она, мы). Если раньше ребенок использовал в речи преимущественно качественные прилагательные (теплый, мягкий, синий), то теперь появляются и притяжательные, такие как тетина, дядина, кошкин. Речь становится связной, грамматически правильной и эмоционально окрашенной. Предложения состоят из 3-4 слов.

Развитие речи детей 3-х лет должно быть направлено на формирование звуковой культуры речи, ее правильной грамматической и лексической структуры.

Игры и упражнения

  • назови признаки предмета – мяч круглый, зеленый, большой;
  • подбери действие к предметам – машинка едет, зайчик прыгает, корабль плывет;
  • рассмотри картинку и составь небольшой рассказ о том, что на ней изображено (с помощью взрослого).

Дети в возрасте 3-х лет еще не могут связывать предложения в текст, поэтому начало фразы и связки между предложениями говорит взрослый, а окончание договаривает ребенок. В повседневном общении с ребенком старайтесь больше рассказывать ему обо всем, что вас окружает, обращать внимание на мелкие детали. Учите малыша правильно употреблять различные предлоги (в, на, из) и правильные окончания в словах, рассматривайте картинки в книжках, комментируйте все, что видите и спрашивайте ребенка о том, что видит он. Играйте в сюжетно-ролевые игры разной тематики – в магазин, школу, парикмахерскую, ремонтную мастерскую. Развивайте диалоговую речь. Уделяйте внимание мелкой моторике – она тесно связана с развитием речи.

Занятия, направленные на развитие речи ребенка в 3 года, должны проходить исключительно в игровой форме, быть увлекательными и интересными.

Математическое развитие

В 3 года дети знакомятся с цифрами, фигурами, понятием величины и количества. Многие из детей уже умеют считать до 5, различают понятия «один» и «много», «большой» и «маленький». В данный период для ребенка важно усвоить образ количества и соответствующую ему цифру.

Игры и упражнения

  • найди на рисунке самый маленький и самый большой предмет;
  • посчитай количество предметов и найди соответствующую ему цифру;
  • посчитай только мячики или цветочки;
  • определи на картинке круг, треугольник и квадрат;
  • сравни предметы по размеру, форме и цвету.

Для игр можно использовать счетные палочки, карточки с изображением цифр, вкладыши в форме различных геометрических фигур, сортеры, кубики. Знакомить ребенка 3-х лет с понятием количества можно и в повседневной жизни – считать вместе яблоки, конфеты, кубики, карандаши и т.д. Так процесс освоения элементарных математических понятий и действий будет проходить естественно и непринужденно.

Окружающий мир

В 3 года дети знают некоторых домашних и диких животных и звуки, которые они издают, могут назвать несколько насекомых, птиц и рыб. Знают и умеют определять время суток, знакомы с явлениями природы.

Игры и упражнения

  • спросите, какая погода за окном – дождь, снег, солнце и т.д.;
  • попросите из предложенных предметов выбрать фрукты или овощи;
  • рассматривайте вместе с ребенком картинки с различными цветами, деревьями, ягодами;
  • рассказывайте малышу, из какого материала сделан тот или иной предмет – банка из стекла – стеклянная; кубик из дерева – деревянный; мяч из резины – резиновый;
  • с помощью игрушек или карточек изучайте виды транспорта – машины, автобусы, трамваи и т.д.

Расширять знания ребенка об окружающем мире можно дома, на прогулке и в поездках. Гуляя в парке, рассказывайте малышу о деревьях и цветах, об их строении – показывайте и называйте ветки, ствол, листья у дерева, стебель, лепестки, листочки – у цветов. Больше общайтесь с малышом, старайтесь понятным языком отвечать на все интересующие его вопросы или ищите ответы вместе с ним.

Для занятий можно использовать муляжи фруктов, овощей, ягод и других продуктов. Такие игрушки позволяют ребенку лучше понять форму, фактуру и размеры настоящих овощей или фруктов, особенно, если какие-то из них малыш видел только на картинках. Для знакомства с фауной можно использовать фигурки домашних и диких животных и их детенышей. Полезными будут плакаты с разными птицами, рыбами, насекомыми, растениями.

Творческое развитие

Творческие занятия очень полезны для детей раннего возраста. Они развивают художественный вкус, воображение и фантазию, играют важную роль в развитии мелкой моторики и усидчивости. В возрасте 3-х лет дети с удовольствием рисуют карандашами и красками, лепят из пластилина и вместе с родителями делают поделки и аппликации. Могут нарисовать солнышко, облачко, человека, а также простые геометрические фигуры. Рисуя, малыш знакомится с цветами и формой, осваивает различные техники и материалы.

Игры и упражнения

  • лепка
  • рисование – раскрашивание крупных рисунков, рисование по точкам
  • пазлы и разрезные картинки с крупными фрагментами
  • аппликация
  • поделки с использованием природных материалов

В возрасте 3-х лет малыши пока не очень хорошо контролируют силу нажима, поэтому рисование кисточкой может вызвать у некоторых детей определенные трудности. В таких случаях для занятий можно использовать специальные пальчиковые краски.

Авторские методики раннего развития детей

  • методика Марии Монтессори
  • методика Гленна Домана
  • программа Никитиных

Методика Монтессори

Основными принципами системы Монтессори являются свобода и самостоятельность ребенка в определенных границах, естественное психическое, физическое и социальное развитие ребенка.

Ключевые характеристики методики:

  • занятия и игры проходят в разделенном на несколько тематических зон пространстве;
  • группы включают детей разного возраста;
  • ребенок сам определяет, чем он хочет заниматься.

При этом детей приучают к соблюдению определенных правил:

  1. Все, что малыш в состоянии сделать сам, он делает без помощи взрослого.
  2. В комнате для занятий дети должны вести себя тихо, не мешать другим малышам играть и заниматься.
  3. Кто первый взял ту или игрушку, тот и играет с ней. Так в ребенке воспитывается понимание своих и чужих границ.
  4. Игрушки и различные письменные принадлежности, которые использовались в занятиях, ребенок обязан привести в изначальный вид – все помыть и сложить. Таким образом формируется уважение к другим людям.

Правила помогают детям чувствовать себя более уверенно, вносят стабильность в распорядок дня и воспитывают в ребенке уважение к другим малышам и взрослым.

Методика Гленна Домана

Данная программа рассчитана на малышей с самого раннего возраста. Ее суть заключается в том, что ребенку показывают карточку с каким-либо словом и соответствующим ему изображением. Изначально методика была предназначена только для детей с задержкой психического развития, однако вскоре приобрела более широкую популярность.

Обучение проходит в игровой форме и длится около 5 секунд. Занятия проводят ежедневно, 3 раза в день. Обязательным условием является хорошее настроение ребенка и родителя (либо другого близкого человека, который занимается обучением). Показывать карточку следует не дольше 3 секунд, чтобы ребенок не потерял интерес к игре. Одну и ту же карточку рекомендуется демонстрировать не более 3-х раз в день. В конце занятия обязательно похвалите малыша за проделанную работу.

Для ребенка это должна быть именно игра, а не занятие, поэтому если вы видите, что интерес потерян, не настаивайте и не принуждайте ребенка, уберите карточки и переключитесь на другую деятельность.

Помимо занятий с карточками, методика Домана включает большой набор физических упражнений, которые также необходимо регулярно выполнять, так как интеллектуальное развитие ребенка тесно связано с его физическим развитием.

Программа Никитиных

Основные принципы системы:

  • свобода выбора занятий;
  • интерес к занятиям и увлечением ребенка, вовлеченность родителя в жизнь ребенка;
  • совместная деятельность;
  • насыщенная обучающими материалами обстановка.

Одним из основных стимулов полноценного раннего развития детей авторы методики считают создание условий для развития их способностей, соответствующих их потребностям и возможностям, но рассчитанные на более старший возраст. Например, ребенок только научился говорить, а среди его игрушек уже есть кубики с буквами и цифрами или азбука. Авторы методики считают, что окружив ребенка игрушками и учебными пособиями, опережающими его развитие, вы стимулируете его познавательную и исследовательскую активность.

В 3 года малыши очень любознательны, они интересуются практическим всем, что происходит вокруг, пытаются понять причины различных явлений и событий. Задача родителей – поддерживать познавательную активность ребенка, развивать интеллектуальные способности и речь. Наилучший способ для этого – активное общение с ребенком в повседневной жизни и вовлеченность в его интересы.

Читайте далее:

Степень физического развития ребенка в 3 года определяется набором веса для мальчиков до 11-18 кг, для девочек - 10-18 кг и ростом 88-103 см и 87-102 соответственно.

Развитие ребенка 3 года позволяет ему выполнять целый ряд действий: кататься на качелях, санках, велосипеде (со вспомогательными колесами). Малыш отлично прыгает в длину и высоту, хорошо перешагивает всевозможные препятствия. Эти навыки можно и нужно использовать в играх для дальнейшего физического развития.

Говоря об играх детей в возрасте 3 лет, стоит отметить, что в этот период малышам уже свойственно присваивать роль себе в игровом процессе. Знаменитые "дочки-матери" - наглядные пример этой особенности. Малыш склонен "примерять на себя костюм" мамы или папы. Часто в качестве образа для игры выступают различные профессии, например, доктор (игра в больницу). Такие игры требуют слаженного взаимодействия между детьми и на данном этапе взросления крохи уже его демонстрируют, даже подражают друг ругу. При этом ребенок способен выполнять правила игры, в том числе подвижной (догонялки, прятки и т.д.).

В возрасте 3 лет малыши проявляют свое желание что-либо построить, используя игрушки, конструктор или предметы-заместители. Чаще в качестве объекта для строительства выступают фантазийные кукольные дома, гаражи, замки и т.д.

Познавательное развитие малыша
Уровень развития ребенка в 3 года позволяет ему без труда различать основные цвета, и даже некоторые оттенки, хорошо распознавать различные геометрически фигуры, разделять предметы по размерам и фактурам.

В 3 года детки охотно рисуют, прорисовывая отдельные детали на уже готовых картинках, дорисовывая рисунок взрослого, а также проявляют интерес к фантазийному рисованию. Как правило, малыш отображает в рисунке свою фантазию простейшими линиями и фигурами (кружки, овалы, прямоугольники), неплохо закрашивает рисунок (не выступая за края).

Социально-эмоциональное развитие малыша
Ребенок в этот период переживает так называемый кризис 3 лет - желание демонстрировать свою самостоятельность и независимость от мамы. При этом в его поведении проявляется протест против помощи взрослого, "я сам" - любимая фраза вашего крохи на данном этапе взросления.

В 3 года малыш начинает проявлять обиду на родителей за наказание, но он способен также ощущать стыд и сожаление за проступок. Малыш стремится получить похвалу от родителя. Выполнив правильно какое-либо действие, он искренне радуется не только подбадривающим словам взрослого, а и собственному успеху.

Ребенок в 3 года после рождения уже способен сопереживать другим, проявлять сочувствие. Такая эмоциональная оценка ситуации позволяет ему анализировать события, пропуская их сквозь собственный эмоциональный опыт. Малыш уже может проявлять симпатию по отношению к своим сверстникам. Его больше интересует и увлекает общение с другими детьми, в том числе совместные игры.

Развитие речи малыша
В возрасте 3 лет детки уже достаточно хорошо разговаривают, ежедневно пополняя свой словарный запас новыми словами и фразами. Ваш малыш в этот период будет буквально хватать каждое ваше слово, помочь ему в этом смогут различные детские стишки, повторяйте эти стишки с ребенком по нескольку раз и он быстро выучит их на память.

Малыш в 3 года составляет различные грамматически оформленные выражения. Склоняет слова по падежам и числам (цветок-цветка-цветы). Неплохо рифмует. Попробуйте придумать со своим карапузом простейший стих на 4 строчки, например, о том, как вы одеваетесь по утрам, проговаривайте его во время этой процедуры. Во-первых, такие действия носят элемент игры и могут скрасить для малыша и мамы рутинное занятие, а во-вторых, это позволит малышу выучить новые слова и словосочетания.

Чем старше становится ребенок, тем больше интересов у него появляется. Познавая мир, он не только получает новые впечатления, знакомится с людьми, но и совершает первые шаги в познании себя. Психологи говорят, что наличие хобби чрезвычайно важно для ребенка, ведь у него появляется чувство причастности к делу, которым заняты другие люди, в том числе, его ровесники.

Какими же бывают увлечения детей ? Как родители могут помочь ребенку увлечься чем-то полезным?

Хобби – что это?

Представим ситуацию: в спортивной семье растет мальчик, которого родители в будущем видят футболистом. В положенное время его отдают в секцию. Можно ли считать, что теперь футбол станет его хобби? Если ребенок увлечется по-настоящему, то да. Если же посещение секции станет «повинностью» в угоду самолюбию родителей, то нет.

Аналогичная история с музыкальной школой: большинство детей туда приводят мамы и папы, совсем не задумываясь, что эта нагрузка по силам далеко не каждому ребенку. Именно поэтому для многих из них музыка не становится увлечением, а воспринимается как еще одно образование.

– это то, к чему лежит их душа, чем они занимаются с истинным удовольствием, в чем стремятся достичь максимального результата.

Примеры хобби

Чем увлекаются современные дети? Существуют разные виды хобби:

  • Творческие: рисование, лепка, вышивание, скрапбукинг, вязание и т.д. В их основе – удовлетворение чувства прекрасного, самовыражение через прикладные виды искусства. Другими видами творчества, также имеющими прикладную направленность, являются кулинария, фотография, игра на музыкальном инструменте и другие
  • Коллекционирование: собирание и изучение предметов, имеющих культурную, историческую, тематическую ценность. Например, значков, марок, брелков, сувениров, ручек, наклеек и т.д.
  • Образовательные: изучение языков, увлечение химией, математикой, астрономией, наблюдением за животными и птицами и т.д.
  • Игровые: могут состоять в занятиях шашками и шахматами или компьютерными стратегиями, выбор которых сегодня поистине огромен
  • Физические: катание на велосипеде, плавание, верховая езда и т.д.

Что дают детям хобби?

Чем же полезны увлечения детей? Не мешают ли они учебе в школе?

Все дело в правильной организации времени. Если дети приучены ценить каждый час и планировать свой день заранее, то наличие одного или нескольких хобби принесет им максимум пользы, потому что с помощью увлечений можно

  • переключаться с одного вида деятельности на другой, значит, меньше уставать
  • развивать свои таланты и получать признание
  • завоевать авторитет в компании сверстников и прослыть среди них «экспертом» в какой-то области
  • развить в себе такие качества как целеустремленность, терпение, усидчивость, внимание и другие
  • открыть в себе что-то новое, что в будущем, возможно, определит выбор профессии
  • повысить самооценку
«Минусы» хобби

Есть только один существенный «минус» в увлечениях детей – это чрезмерная приверженность своему хобби. Это как раз те случаи, когда ребенок не умеет распределять свое время и расставлять приоритеты. Вспомните, как было трудно в детстве уйти с волейбольной площадки, когда мама звала делать уроки.

Вот и сегодня ребенок, придя из школы, швыряет портфель подальше и, на ходу доедая бутерброд, садится к компьютеру, чтобы включиться в очередное сражение. Придя с работы, родители, конечно, выгоняют ребенка из-за компьютера, но полноценно учить уроки он уже не в состоянии – устал.

Чтобы такого не произошло, нужно приучать ребенка бережно относиться к времени. Распределяйте его вместе. Если вы сформируете у детей этот полезный навык, то увлечения станут достойным и полезным дополнением их развития.

Мы все покупаем любимым чадам игрушки. Бывает они нравятся, бывает- нет.

При этом с каждым месяцем игрушек все больше и больше… Как же не допустить свалку дома из кукол, машинок и погремушек?

В статье короткий список правил, как не захламить дом и купить максимум любимых малышом и полезных вещей.

1. Составьте список полезных и нужных игрушек на каждый возраст малыша(я примерный сделаю список отдельным постом). Купите минимальный набор игрушек ребенку.

2. Не делайте спонтанных покупок, многие спонтанно купленные игрушки превращаются в хлам

3. Анализируйте, какие игрушки особенно любит Ваш малыш(первые звоночки о способностях). Например любит собирать пирамидку, купите еще более усложненную пирамидку. Развивайте способности!

4. Игрушка должна быть качественной

5. Выбирая ту или иную вещь почитайте о ней отзывы и посмотрите рейтинги на различных сайтах. Я смотрю обычно на amazon.com, diapers.com, otzovik.com, irecommend.ru

(так, я выбирая сортер, увидела на американских сайтах высокорейтинговый сортер - обычное ведро с фигурками, я бы на него никогда не обратила внимание, но его рейтинги были огромные, пошла в магазин, он у нас стоит 600-700 рублей, не самая дорогая цена для такой игрушки. Что оказалось? Мой малыш очень увлеченно играется с ним уже пол года!)

6. Если тип игрушек один, но нескольких фирм разных, дайте выбрать ребенку, какую именно купить.

7. Ребенка нужно заинтересовать. Всегда играйте с ребенком, попытайтесь увлеченно показать, как можно использовать игрушку.

8. Играйте до тех пор, пока ребенку интересно! А это от 2 минут до получаса и больше:).

9. Не исправляйте ребенка, если он использует игрушку по своему, не так, как принято. Здесь он творчески подходит к игре, не убейте это качество своими фразами " нет, так неправильно", «давай покажу, как нужно играть» и тд

10. Когда увидите, что ему Ваша помощь не нужна- оставьте ребенка наедине с игрой. Приучайте к самостоятельности.

11. Покупайте много книг, ярких, красочных. Читайте каждый день. Читайте с выражением и отходите от текста, объясняйте ребенку все, что не понятно. Разглядывайте людей, животных, природу, говорите что есть что и какого цвета. Подробнее об увлекательном чтении в другом посте пишу.

12. Полюбите играть с ребенком. Малышей не проведешь. Они видят вас насквозь. Если вы будите делать и показывать что то без интереса и увлечения, малыши скопируют ваше отношение и не смогут полюбить конструкторы, рисование, чтение и тд.

Почти все, что наши дети умеют- зачастую это то, чему мы их научили.

И если ваш ребенок неусидчив и долго ничем не может играть- это вы недостаточно с ним играли и не показали какой интересной может быть игра.

Давайте делать все, что б наши детки выросли счастливыми и умницами!

Буду рада дополнениям к посту!

Желаю здоровья вам и вашим деткам!