У каждого работодателя есть пакет документов , регулирующих отношения с работниками. В этот пакет, как правило, входят и должностные инструкции , с которыми работники знакомятся под роспись. В соответствии с требованиями Квалификационной характеристики должности музыкального руководителя, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н (1), должна быть составлена новая должностная инструкция музыкального руководителя (приложение). Рассмотрим основные права и обязанности музыкального руководителя, с учетом которых разрабатывается его должностная инструкция.
Требования к должности "музыкальный руководитель"
Должность музыкального руководителя (2) отнесена к профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников и к первому квалификационному уровню . Должность музыкального руководителя в штатном расписании дошкольного образовательного учреждения предусматривается из расчета 0,25 ед. на каждую группу детей в возрасте свыше 1,5 лет наполняемостью 15–20 чел. (3) Норматив 15 или 20 детей используется при определении количества должностей музыкальных руководителей в ДОУ по группам общеразвивающей направленности в зависимости от возраста детей. В группах компенсирующей и оздоровительной направленности количество должностей музыкальных руководителей определяется с учетом предельной наполняемости групп, которая зависит от категории детей и их возраста (4). Следует учесть, что ставки заработной платы музыкальных руководителей (5) установлены за 24 ч. педагогической работы в неделю.
(1) Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”. – Примеч. авт.
(2) В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 № 216н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования". – Примеч. авт.
(3) В соответствии с Нормативами по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады , детские сады), утв. постановлением Минтруда России от 21.04.1993 № 88. – Примеч. авт.
(4) В соответствии с пп. 33–35 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666. Внимание! Данный документ постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 300 признан утратившим силу. Приказом Минобрнауки России от 27.10.2011 № 2562 утверждено новое Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Подробнее об этом читайте в следующем номере журнала . – Примеч. ред.
(5) В соответствии с Приложением к приказу Минобрнауки России от 24.12.2010 № 2075. – Примеч. авт.
Порядок работы музыкального руководителя
Планирование музыкальных занятий в каждой группе должно осуществляться совместно с воспитателями и регулироваться графиком (расписанием) , утверждаемым руководителем ДОУ.
Исходя из опыта работы ряда ДОУ, можно предложить следующий порядок работы музыкальных руководителей. Музыкальные занятия проводятся, как правило, два раза в неделю в утренние часы в каждой группе. Длительность занятия составляет 15–25 мин. Помимо этого, музыкальные руководители ведут предварительную подготовительную работу: посещают группу, устанавливают контакт с воспитанниками, проверяют готовность помещения к занятию, правильность расстановки мебели, подбирают пособия. На такую работу и на каждое из двух занятий отводится по 1 ч 20 мин. Один раз в неделю во второй половине дня музыкальные руководители организуют в каждой группе музыкальные мероприятия (развлечения, музыкальные игры, пение, хороводы, танцы, представления кукольного и теневого театра и т. п.), на проведение которых отводится также по 1 ч 20 мин.
Кроме того, в обязанности музыкального руководителя входит непосредственная работа с воспитанниками по разучиванию песен, танцев, музыкальных игр ; оформление костюмов для музыкальных игр, развлечений и праздников. На такую деятельность отводится 2 ч в неделю (на каждую группу). Общее время всех мероприятий, проводимых музыкальным руководителем в каждой группе, составляет 6 ч в неделю.
Отпуск музыкального руководителя
Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска музыкальных руководителей (1) составляет 42 календарных дня. Следует отметить, что ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск отдельных педагогических работников ДОУ, в т. ч. музыкальных руководителей, может составлять и 56 календарных дней (2). Отпуск такой продолжительности может предоставляться музыкальным руководителям:
ДОУ для воспитанников с отклонениями в развитии;
ДОУ для детей, нуждающихся в длительном лечении.
Кроме того, музыкальные руководители могут пользоваться удлиненным отпуском (продолжительностью 56 календарных дней ) в детских садах комбинированного вида, если они полный рабочий день трудятся в группах компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании (3).
Иными словами, для получения ежегодного основного оплачиваемого отпуска продолжительностью 56 календарных дней объем работы музыкальных руководителей в группах с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии, или в дошкольных санаторных группах для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, должен составлять 24 ч в неделю.
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе "Квалификационных характеристик должностей работников образования» утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010г. N761н. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.13г. №1155.
1.3. На должность музыкального руководителя назначается лицо, которое имеет высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика", профессиональное владение техникой исполнения на музыкальном инструменте без предъявления требований к стажу работы.
1.2. Музыкальный руководитель относится к категории педагогических работников, назначается и освобождается от должности заведующим МБДОУ д/с № 26 в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
1.3.Музыкальный руководитель непосредственно подчиняется заведующему МБДОУ д/с № 26, заместителю заведующего по безопасности, и старшему воспитателю.
1.4. Музыкальный руководитель работает по графику, утвержденному заведующим МБДОУ д/с № 26, с нагрузкой на одну ставку 24 ч в неделю.
1.5. Музыкальный руководитель в своей деятельности руководствуется:
Конституцией РФ;
Конвенцией о правах ребенка, инструкцией по охране жизни и здоровья детей;
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №223-ФЗ;
Законодательными актами РФ, Московской области, г. Красногорска;
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Приказом Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010г. №209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;
Правилами и нормами охраны труда и противопожарной безопасности;
Уставом и другими локальными актами МБДОУ д/с № 26;
Настоящей должностной инструкцией, Трудовым договором, Договором с родителями.
1.6. Музыкальный руководитель должен знать:
Приоритетные направления развития образовательной системы РФ, региона и муниципалитета;
Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
Конвенцию ООН о правах ребенка;
Устав и другие локальные акты организации;
Правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;
Правила по охране труда и пожарной безопасности;
Санитарно-эпидемиологические требования к организации образовательного процесса.
Педагогику и психологию, возрастную физиологию, анатомию, санитарию и гигиену;
Индивидуальные и возрастные особенности развития детей, музыкального восприятия, эмоций, моторики и музыкальных возможностей детей разного возраста;
Методы и формы проверки результатов деятельности музыкально-художественной деятельности воспитанников, приобщения к музыкальному искусству;
Музыкальные произведения детского репертуара;
Современные образовательные музыкальные технологии;
Достижения мировой и отечественной музыкальной культуры;
Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), педагогическими работниками;
Основы экологии, социологии, педагогическую этику;
Трудовое законодательство;
Основы работы с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и веб-обозревателями (браузерами), мультимедийным оборудованием, музыкальными редакторами.
1.7. Музыкальный руководитель соблюдает Конвенцию ООН о правах ребенка.
1.8. По производственной необходимости может осуществиться перевод музыкального руководителя на вакантную должность по приказу руководителя.
2. Требования к квалификации
2.1. Музыкальный руководитель должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика», профессиональное владение техникой исполнения на музыкальном инструменте без предъявления требований к стажу работы.
2.2. Музыкальный руководитель должен обладать основными компетенциями в организации:
Мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое и музыкально-художественное развитие;
Различных видов деятельности и общения воспитанников;
Образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»);
Взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательной организации;
Методического обеспечения реализации содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»;
Овладения информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе.
2.3. На основе приказа Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010г. №209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»:
Педагогический работник должен пройти обязательную аттестацию на соответствие занимаемой должности;
Педагогический работник может обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации или установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории, имея стаж не менее 2 лет.
Вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;
Имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации.
Педагогический работник может обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации или установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории не ранее чем через 2 года после установления первой квалификационной категории.
Имеют установленную первую квалификационную категорию;
Владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;
Имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в т.ч. с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
Вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания на уровне региона и России.
3. Должностные обязанности
3.1. Музыкальный руководитель осуществляет:
Развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы, творческой деятельности воспитанников;
Деятельность по воспитанию, образованию и развитию воспитанников, обеспечивая выполнение общеобразовательной программы образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом;
Тщательный присмотр за вверенными ему детьми в строгом соответствии с требованиями инструкции по охране жизни и здоровья детей в музыкальном зале;
Изучение индивидуальных способностей, склонностей и интересов детей в области музыкально-художественной деятельности и музыкального искусства;
Создание благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности воспитанников, содействие развитию музыкальности детей и способности эмоционально воспринимать музыку;
Сотрудничество с детскими садами и социумом по вопросам музыкального воспитания.
3.2. Музыкальный руководитель определяет:
Направление педагогической деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, их творческих способностей, широко используя условия развивающей среды;
3.3. Музыкальный руководитель обеспечивает:
Выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей во время реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»;
Выполнение общеобразовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»);
Стабильные результаты освоения воспитанниками образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и показатели динамики их достижений выше средних в г. Красногорске;
Индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
Использование музыкальных технологий, возможность самовыражения воспитанников в музыкально-художественной деятельности.
3.4. Музыкальный руководитель владеет:
Современными музыкальными технологиями и методиками и эффективно применяет их в профессиональной деятельности;
Информационно-коммуникационными технологиями и применяет их в воспитательно-образовательном процессе.
3.5. Музыкальный руководитель доводит информацию до воспитателя, старшего воспитателя и родителя о продвижении ребенка в освоении образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» через различные формы.
3.6. Музыкальный руководитель участвует:
В разработке образовательной программы образовательной организации;
В организации и проведении массовых мероприятий с воспитанниками в рамках образовательной программы образовательной организации (музыкальные вечера, развлечения, пение, хороводы, танцы, показ кукольного и теневого театра и иные мероприятия);
В организации и проведении спортивных мероприятий с воспитанниками, обеспечивая их музыкальное сопровождение;
В проведении утренней гимнастики с воспитанниками;
В организации и проведении интегрированных, итоговых и других видов занятий совместно с педагогами, воспитателями и специалистами;
В организации игровой деятельности во второй половине дня, проводит музыкально-дидактические игры с пением, театрализованные игры, музыкально-ритмические игры;
В оснащении развивающей предметно-пространственной среды для реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в музыкальном и театральном зале, в групповых помещениях и способствующей развитию инициативы и самовыражения;
В проведении родительских собраний и иных форм взаимодействия с семьей;
В педсоветах и других формах методической работы в организации, методических объединениях, семинарах и других мероприятиях, организуемых научно-методическим центром округа;
В проведении проверки результатов деятельности воспитанников:
В начале учебного года - для определения зоны образовательных потребностей каждого воспитанника;
В конце года - в выявлении уровня достижений каждым ребенком промежуточных и итоговых показателей освоения образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», динамики формирования интегративного качества «Овладевший необходимыми умениями и навыками музыкальной деятельности».
3.7. Музыкальный руководитель вносит личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания.
3.8. Проявляет выдержку и педагогический такт в общении с детьми и их родителями.
3.9. Поддерживает порядок на своем рабочем месте, в музыкальном зале. Проводит санитарно-гигиеническую обработку игрушек и музыкальных пособий в соответствии с требованиями СанПиН. Бережно использует имущество организации, методическую литературу, пособия.
3.10. Координирует работу педагогического персонала и родителей (законных представителей) по вопросам музыкального воспитания детей, определяет направления их участия в развитии музыкальных способностей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, а также их творческих способностей;
3.11. Ведет документацию музыкального руководителя согласно номенклатуре дел в организации в соответствии с приказом.
3.12. Проходит медицинский осмотр в нерабочее время в соответствии с графиком.
3.13. Осваивает дополнительные профессиональные образовательные программы профессиональной переподготовки или повышения квалификации (в объеме не менее 72 часов) не реже чем каждые 3 года.
3.14. Музыкальный руководитель содействует:
Всестороннему развитию воспитанников через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в организации;
Формированию общей культуры личности, социализации, развитию музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.
3.15. Музыкальный руководитель соблюдает:
Права и свободы воспитанников, содержащиеся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Конвенции о правах ребенка;
Правила и нормы охраны труда и противопожарной защиты, санитарно-гигиенические нормы и требования;
Трудовую дисциплину и правила трудового распорядка.
3.16. Музыкальный руководитель обеспечивает:
Охрану жизни и здоровья воспитанников в период образовательного процесса;
Строгое выполнение расписания непосредственно образовательной деятельности;
Выполнение требований заведующего МБДОУ д/с № 26, заместителя заведующего по безопасности, старшей медсестры, старшего воспитателя, связанные с педагогической работой и охраной жизни и здоровья детей.
4. Права
4.1. Музыкальный руководитель имеет права, предусмотренные ТК РФ, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Уставом детского сада, Коллективным договором и другими локальными актами организации.
4.2. Музыкальный руководитель в пределах своей компетенции имеет право:
Принимать участие в работе творческих групп;
Устанавливать деловые контакты со сторонними организациями в рамках своей компетенции;
Вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса;
Вносить предложения при разработке образовательной программы и годового плана организации;
Свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы в соответствии с общеобразовательной программой, утвержденной организацией;
Представлять свой опыт работы на педагогических советах, методических объединениях, родительских собраниях, отчетных итоговых мероприятиях, и в печатных изданиях специализированной направленности;
Знакомиться с проектами решений руководителя дошкольной организации, касающимися его деятельности;
Требовать от администрации организации создания условий, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей;
Участвовать в работе органов самоуправления.
4.3. Повышать свою квалификацию (не реже 1 раза в 3 года).
5. Ответственность
5.1. Музыкальный руководитель несет персональную ответственность:
За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - В пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
За жизнь и здоровье воспитанников во время проведения образовательного процесса (реализация образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»);
За нарушение прав и свобод ребенка;
За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
5.2. В случае нарушения Устава организации, условий коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка, настоящей должностной инструкции, приказов заведующего музыкальный руководитель подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со статьей 192 ТК РФ.
5.3. За применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью воспитанника, педагог может быть уволен по ст. 336, п. 2 ТК РФ.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
I. Общие положения
1. Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"), утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) и определяет должностные обязанности, права и ответственность музыкального руководителя.
2. На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности, и не имеющих медицинских противопоказаний.
К педагогической деятельности не допускаются лица:
Лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
Имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;
Признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
Имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.
3. На должность музыкального руководителя назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика", профессиональное владение техникой исполнения на музыкальном инструменте без предъявления требований к стажу работы.
4. Музыкальный руководитель должен знать приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; педагогику и психологию; возрастную физиологию, анатомию; санитарию и гигиену; индивидуальные особенности развития детей, музыкального восприятия, эмоций, моторики и музыкальных возможностей детей разного возраста; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), педагогическими работниками, музыкальные произведения детского репертуара; при работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, - основы дефектологии и соответствующие методики их обучения; современные образовательные музыкальные технологии, достижения мировой и отечественной музыкальной культуры; основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, музыкальными редакторами; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
5. Музыкальный руководитель назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя образовательного учреждения в соответствии с действующим законодательством РФ.
6. Музыкальный руководитель непосредственно подчиняется руководителю образовательного учреждения или его заместителю.
7. Трудовые отношения работника и образовательного учреждения регулируются трудовым договором (контрактом), условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
II. Должностные обязанности
Осуществляет развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы, творческой деятельности воспитанников. Формирует их эстетический вкус, используя разные виды и формы организации музыкальной деятельности. Участвует в разработке образовательной программы образовательного учреждения. Координирует работу педагогического персонала и родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам музыкального воспитания детей, определяет направления их участия в развитии музыкальных способностей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, а также их творческих способностей. Определяет содержание музыкальных занятий с учетом возраста, подготовленности, индивидуальных и психофизических особенностей воспитанников, используя современные формы, способы обучения, образовательные, музыкальные технологии, достижения мировой и отечественной музыкальной культуры, современные методы оценивания достижений воспитанников. Участвует в организации и проведении массовых мероприятий с воспитанниками в рамках образовательной программы образовательного учреждения (музыкальные вечера, развлечения, пение, хороводы, танцы, показ кукольного и теневого театра и иные мероприятия), спортивных мероприятиях с воспитанниками, обеспечивает их музыкальное сопровождение. Консультирует родителей (лиц, их заменяющих) и воспитателей по вопросам подготовки воспитанников к их участию в массовых, праздничных мероприятиях. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
III. Права
Музыкальный руководитель имеет право:
Участвовать в управлении образовательным учреждением в порядке, определяемом уставом этого учреждения;
В соответствии с действующими нормативно-правовыми актами самостоятельно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебники, учебные пособия и материалы, методы оценки знаний обучающихся;
Повышать свою квалификацию в учреждениях высшего профессионального образования и в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации;
Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;
Иметь сокращенную рабочую неделю и удлиненный оплачиваемый отпуск;
Получать пенсии за выслугу лет, социальные гарантии и льготы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
Иметь дополнительные льготы, предоставляемые в регионе педагогическим работникам общеобразовательных учреждений.
Музыкальный руководитель пользуется всеми трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
IV. Ответственность
Музыкальный руководитель несет ответственность за:
Своевременное и качественное осуществление возложенных на него должностных обязанностей;
Организацию своей работы, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений руководства, нормативно-правовых актов по своей деятельности;
Соблюдение правил внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и техники безопасности;
Своевременное и качественное оформление служебной документации, предусмотренной действующими нормативно-правовыми документами;
Предоставление в установленном порядке статистической и иной информации по своей деятельности;
Оперативное принятие мер, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и санитарных правил, создающих угрозу деятельности образовательного учреждения, его работникам и обучающихся.
За нарушение трудовой дисциплины, законодательных и нормативно-правовых актов Музыкальный руководитель может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.
I. Общие положения
1. Музыкальный руководитель относится к категории специалистов.
2. На должность музыкального руководителя назначается лицо, имеющее среднее
4. Музыкальный руководитель должен знать:
4.1. Конституцию Российской Федерации.
4.2. Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования.
4.3. Педагогику и психологию, возрастную физиологию, анатомию.
4.4. Санитарию и гигиену.
4.5. Индивидуальные особенности развития личности детей, музыкального восприятия, эмоций, моторики и музыкальных возможностей детей разного возраста.
4.6. Музыкальные произведения детского репертуара.
4.7. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
4.8. При работе с детьми, имеющими отклонения в развитии - основы дефектологии и соответствующие методики.
6. На время отсутствия музыкального руководителя (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо, приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.
II. Должностные обязанности
Музыкальный руководитель:
1. Осуществляет развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы, творческой деятельности воспитанников.
2. Формирует их эстетический вкус, используя разные виды и формы организации музыкальной деятельности.
3. Профессионально владеет техникой исполнения на музыкальном инструменте.
4. Координирует работу педагогического персонала и родителей (лиц, их заменяющих).
5. Определяет направления педагогической деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, а также их творческих способностей.
III. Права
Музыкальный руководитель вправе:
1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.
2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - то с разрешения руководителя учреждения).
5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.
IV. Ответственность
Музыкальный руководитель несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями Квалификационной характеристики должности музыкального руководителя, утв.приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н (1), должна быть составлена новая должностная инструкция музыкального руководителя (приложение).
Рассмотрим основные права и обязанности музыкального руководителя, с учетом которых разрабатывается его должностная инструкция.
Требования к должности "музыкальный руководитель"
Должность музыкального руководителя (2) отнесена к профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников и к первому квалификационному уровню. Должность музыкального руководителя в штатном расписании дошкольного образовательного учреждения предусматривается из расчета 0,25 ед. на каждую группу детей в возрасте свыше 1,5 лет наполняемостью 15–20 чел. (3) Норматив 15 или 20 детей используется при определении количества должностей музыкальных руководителей в ДОУ по группам общеразвивающей направленности в зависимости от возраста детей.
В группах компенсирующей и оздоровительнойнаправленности количество должностей музыкальных руководителей определяется с учетом предельной наполняемости групп, которая зависит от категории детей и их возраста (4).
Следует учесть, что ставки заработной платы музыкальных руководителей (5) установлены за 24 ч. педагогической работы в неделю.
(1) Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”. – Примеч. авт.
(2) В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 № 216н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников
образования". – Примеч. авт.
(30 В соответствии с Нормативами по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады), утв. постановлением Минтруда России от 21.04.1993 № 88. – Примеч. авт.
(4) В соответствии с пп. 33–35 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666. Внимание! Данный документ постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 300 признан утратившим силу. Приказом Минобрнауки России от 27.10.2011 № 2562 утверждено новое Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Подробнее об этом читайте в следующем номере журнала.– Примеч. ред.
(5) В соответствии с Приложением к приказу Минобрнауки России от 24.12.2010 № 2075. – Примеч. авт.
Порядок работы музыкального руководителя
Планирование музыкальных занятий в каждой группе должно осуществляться совместно с воспитателями и регулироваться графиком (расписанием), утверждаемым руководителем ДОУ.
Исходя из опыта работы ряда ДОУ, можно предложить следующий порядок работы музыкальных руководителей. Музыкальные занятия проводятся, как правило, два раза в неделю в утренние часы в каждой группе.
Длительность занятия составляет 15–25 мин. Помимо этого, музыкальные руководители ведут предварительную подготовительную работу: посещают группу, устанавливают контакт с воспитанниками, проверяют готовность помещения к занятию, правильность расстановки мебели, подбирают пособия. На такую работу и на каждое из двух занятий отводится по 1 ч 20 мин.
Один раз в неделю во второй половине дня музыкальные руководители организуют в каждой группе музыкальные мероприятия (развлечения, музыкальные игры, пение, хороводы, танцы, представления кукольного и теневого театра и т. п.), на проведение которых отводится также по 1 ч 20 мин.
Кроме того, в обязанности музыкального руководителя входит непосредственная работа с воспитанниками по разучиванию песен, танцев, музыкальных игр; оформление костюмов для музыкальных игр, развлечений и праздников. На такую деятельность отводится 2 ч в неделю (на каждую группу).
Общее время всех мероприятий, проводимых музыкальным руководителем в каждой группе, составляет 6 ч в неделю.
Отпуск музыкального руководителя
Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска музыкальных руководителей (1) составляет 42 календарных дня.
Следует отметить, что ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск отдельных педагогических работников ДОУ, в т. ч. музыкальных руководителей, может составлять и 56 календарных дней (2). Отпуск такой продолжительности может предоставляться музыкальным руководителям:
- ДОУ для воспитанников с отклонениями вразвитии;
- ДОУ для детей, нуждающихся в длительном лечении.
Кроме того, музыкальные руководители могут пользоваться удлиненным отпуском (продолжительностью 56 календарных дней) в детских садах комбинированного вида, если они полный рабочий день трудятся в группах компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании (3).
Иными словами, для получения ежегодного основного оплачиваемого отпуска продолжительностью 56 календарных дней объем работы музыкальных руководителей в группах с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии, или в дошкольных санаторных группах для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, должен составлять
24 ч в неделю.
Право музыкального руководителя на досрочное назначение пенсии
Должность музыкального руководителя предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей4.
(1) В соответствии с п. 3 приложения к постановлению Правительства РФ от 01.10.2002 № 724 "О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений" (далее – Постановление № 724). – Примеч. авт.
(2) В соответствии с п. 1 приложения к Постановлению № 724. –Примеч. авт.
(3) В соответствии с п. 2 примечаний приложения к Постановлению № 724.
(4) Утверждено постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (далее – Постановление № 781).
Приложение.
Должностная инструкция
музыкального руководителя по ФГОС
1. Общие положения
1.1. Данная должностная инструкция музыкального руководителя в ДОУ разработана и утверждена с учетом требований ФГОС дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155; на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования », утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 761н от 26 августа 2010 г. в редакции от 31.05.2011 г.; в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012 г. «» в редакции от 6 марта 2019 года, Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Музыкальный руководитель детского сада принимается на работу и освобождается от должности заведующим дошкольным образовательным учреждением.
1.3. Музыкальный руководитель ДОУ должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика ", профессионально владеть техникой исполнения на музыкальном инструменте без предъявления требований к стажу работы.
1.4. Музыкальный руководитель ДОУ непосредственно подчиняется заведующему и старшему воспитателю дошкольного образовательного учреждения.
1.5. Музыкальный руководитель детского сада должен руководствоваться:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации »;
- законодательными актами Российской Федерации, региона и муниципалитета;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования;
- правилами и нормами охраны труда и противопожарной безопасности;
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций »;
- инструкцией по охране труда музыкального руководителя ДОУ, инструкцией по охране жизни и здоровья детей в дошкольном образовательном учреждении;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО);
- Уставом и другими локальными актами дошкольного образовательного учреждения;
- приказами и распоряжениями заведующего ДОУ;
- Также педагог должен руководствоваться должностной инструкцией музыкального руководителя детского сада, трудовым договором, договором с родителями (законными представителями) воспитанников.
1.6. Музыкальный руководитель ДОУ должен знать:
- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, региона и муниципалитета;
- законы и другие нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
- педагогику и психологию, возрастную физиологию, анатомию, основы санитарии и гигиены;
- требования должностной инструкции музыкального руководителя ДОУ в соответствии ФГОС ДО;
- индивидуальные и возрастные особенности развития детей, музыкального восприятия, эмоций, моторики и музыкальных возможностей детей разного возраста;
- методы и формы мониторинга музыкально-художественной деятельности воспитанников, приобщения их к музыкальному искусству;
- музыкальные произведения детского репертуара;
- современные образовательные музыкальные технологии;
- достижения мировой и отечественной музыкальной культуры;
- способы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (законными представителями) и коллегами по работе;
- основы экологии, экономики, социологии, педагогическую этику;
- трудовое законодательство Российской Федерации;
- основы работы с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и web-браузерами, мультимедийным оборудованием, различными музыкальными редакторами;
- правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные в дошкольном образовательном учреждении;
- правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности;
- инструкцию по охране жизни и здоровья детей;
- санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к организации образовательного процесса.
1.7. Музыкальный руководитель детского сада должен знать и соблюдать Конвенцию ООН о правах ребенка.
2. Должностные обязанности
Музыкальный руководитель:
2.1. Осуществляет развитие музыкальных способностей воспитанников с учетом их психолого-физиологических особенностей, специфики предмета и требований ФГОС начального и основного общего образования к преподаванию музыки.
2.2. Формирует их эстетический вкус, используя разные виды и формы организации музыкальной деятельности.
2.3. Координирует работу педагогического персонала и родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам музыкального воспитания детей, определяет направления их участия в развитии музыкальных способностей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, а также их творческих способностей.
2.4. Определяет содержание образовательной деятельности музыкального характера с учетом возраста, подготовленности, индивидуальных и психофизических особенностей воспитанников, используя современные формы и методы развития, образовательные, музыкальные технологии, достижения мировой и отечественной музыкальной культуры, современные методы оценивания достижений воспитанников.
2.5. Музыкальный руководитель участвует:
- в разработке образовательной программы дошкольного образовательного учреждения;
- в организации и проведении массовых мероприятий с воспитанниками в рамках образовательной программы детского сада (музыкальные вечера, развлечения, пение, хороводы, танцы, показ кукольного и теневого театра и другие мероприятия);
- в организации и проведении спортивных мероприятий с воспитанниками, обеспечивая их музыкальное сопровождение;
- в проведении утренней гимнастики с воспитанниками;
- в организации и проведении интегрированных, итоговых и других видов занятий совместно с педагогами, воспитателями и специалистами дошкольного образовательного учреждения;
- в организации игровой деятельности во второй половине дня, проведение музыкально-дидактических игр с пением, театрализованных игр, музыкально-ритмических игр;
- в оснащении развивающей предметно-пространственной среды для реализации образовательной области «» в музыкальном и театральном зале, в групповых помещениях детского сада и способствующей развитию инициативы и самовыражения воспитанников;
- в проведении родительских собраний и других форм взаимодействия с семьей;
- в педсоветах и других формах методической работы в ДОУ, методических объединениях, семинарах и других мероприятиях;
- в процедуре мониторинга в начале учебного года - для определения зоны образовательных потребностей каждого воспитанника и в конце учебного года - в выявлении уровня достижений каждым воспитанником промежуточных и итоговых показателей освоения образовательной области «Художественно-эстетическое развитие », динамики формирования интегративного качества «Овладевший необходимыми умениями и навыками музыкальной деятельности ».
2.6. Изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности воспитанников с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки воспитанников;
2.7. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса.
2.8. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
2.9. Обеспечивает выполнение программы музыкального воспитания детей с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.
2.10. Отвечает за оснащение музыкального зала разнообразными пособиями и разработками непосредственно образовательной деятельности по музыкальному воспитанию, развлечений, инсценировок.
2.11. Проводит работу среди воспитателей ДОУ по вопросам музыкального развития:
- обучает исполнительским навыкам и умениям (играть на детских музыкальных инструментах, петь, красиво двигаться);
- консультирует по вопросам методики музыкального воспитания;
- помогает при планировании мероприятий музыкально-эстетического цикла и создании условий для самостоятельной музыкальной деятельности;
- с целью расширения музыкального кругозора проводит семинары-практикумы, консультации, лекции-концерты, выставки для детей, родителей и педагогов;
- помогает в подборе музыкального репертуара для сопровождения режимных процессов.
2.12. Не менее двух раз в год изучает уровень музыкального развития каждого воспитанника (используя диагностическую методику, определенную образовательной программой ДОУ), на основе результатов которой составляет перспективные планы непосредственно образовательной деятельности и индивидуальной работы.
2.13. Ведет индивидуальную работу с детьми по развитию певческих навыков, движений, обучению игре на детских музыкальных инструментах.
2.14. Осуществляет дифференцированный подход к музыкальному воспитанию на основе совместного перспективного планирования с учителем-логопедом, педагогом-психологом и воспитателями, с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей, имеющих отклонения в развитии и в соответствии с программно-методическими указаниями.
2.15. Осуществляет взаимосвязь со всеми специалистами ДОУ.
2.16. Представляет опыт своей работы на окружных, городских, краевых мероприятиях и в рамках своего учреждения.
2.17. Постоянно совершенствует свое профессиональное мастерство, методические приемы работы с детьми через самообразование и посещение городских методических мероприятий.
3. Права
3.1. Музыкальный руководитель детского сада имеет права, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации », «Типовым положением о дошкольной образовательной организации », Уставом дошкольного образовательного учреждения, Коллективным договором и другими локальными актами ДОУ.
3.2. Музыкальный руководитель ДОУ в пределах своей компетенции имеет право:
- принимать участие в работе творческих групп;
- устанавливать деловые контакты со сторонними организациями;
- вносить свои предложения по улучшению образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении;
- вносить свои предложения в процессе разработки образовательной программы и годового плана ДОУ;
- самостоятельно определять конкретные задачи работы с детьми, педагогами и родителями; выделять приоритетные направления деятельности в определенный период; выбирать и использовать современные методики музыкального воспитания, учебные пособия и материалы в соответствии с реализуемой в ДОУ программой;
- представлять свой профессиональный опыт работы на педагогических советах, методических объединениях, родительских собраниях, отчетных итоговых мероприятиях, и в печатных изданиях специализированной направленности;
- знакомиться с проектами решений заведующего дошкольным образовательным учреждением, которые касаются его профессиональной деятельности;
- требовать от администрации детского сада создания условий, необходимых для выполнения своих профессиональных обязанностей;
- участвовать в работе органов самоуправления;
- своевременно повышать уровень своей квалификации.
3.3. Музыкальный руководитель имеет право на защиту профессиональной чести и достоинства, знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
3.4. Музыкальный руководитель имеет право отказаться от выполнения распоряжений администрации ДОУ в тех случаях, когда они противоречат профессиональным этическим принципам или основным задачам его работы.
3.5. Музыкальный руководитель имеет право информировать заведующего детским садом, заместителя заведующего по административно-хозяйственной работе (завхоза) о приобретении необходимых в образовательной деятельности детских музыкальных инструментов, развивающих и демонстрационных средств, о необходимости проведения ремонта музыкального оборудования, инструментов, помещения музыкального зала (при необходимости).
3.6. Музыкальный руководитель имеет право на социальные гарантии и льготы, предусмотренные законодательством РФ и учредительными документами.
4. Ответственность
4.1. Музыкальный руководитель несет ответственность (в порядке, установленном законодательством Российской Федерации):
- за некачественную или не в полном объеме реализацию образовательной программы в соответствии с годовым планом;
- за жизнь и здоровье воспитанников во время образовательного процесса;
- за нарушение прав и свобод ребенка;
- за неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ;
- за вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также ДОУ, или причинение морального вреда действиями, нарушающими личные неимущественные права, а также в других случаях, предусмотренных гражданским законодательством РФ.
4.2. За применение, в т. ч. однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью воспитанника, музыкальный руководитель освобождается от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством РФ и Законом РФ «Об образовании ».
4.3. За нарушение правил техники безопасности при эксплуатации аудио- и видео- оборудования, пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил музыкальный руководитель привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных административным законодательством РФ.
4.4. За виновное причинение ДОУ или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей музыкальный руководитель несет материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым законодательством РФ.
4.5. В случае нарушения Устава дошкольного образовательного учреждения, условий Коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, данной должностной инструкции, приказов заведующего ДОУ, музыкальный руководитель подвергается дисциплинарным взысканиям в порядке, определенном трудовым законодательством РФ.
5. Регламент взаимоотношений и связи по должности
Музыкальный руководитель в детском саду:
5.1. Работает в режиме нормированного рабочего дня по утвержденному графику, составленному исходя из 24-часовой рабочей недели, самопланирования и отчетности деятельности, участия в обязательных плановых мероприятиях ДОУ на которые не установлены нормы выработки.
5.2. Выступает на совещаниях, педагогических советах, других мероприятиях по вопросам воспитания и образования воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
5.3. Информирует заведующего детским садом, заместителя директора по административно-хозяйственной работе (завхоза) обо всех недостатках в обеспечении образовательного процесса. Вносит свои предложения по устранению недостатков и по оптимизации работы музыкального руководителя.
5.4. Получает от администрации ДОУ документы нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими приказами, инструкциями, положениями.
5.5. Осуществляет систематический обмен информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками детского сада.
5.6. Своевременно информирует заведующего (при отсутствии, иное должностное лицо) и соответствующие службы обо всех чрезвычайных происшествиях, связанных с жизнью и здоровьем детей.
6. Порядок утверждения и изменения должностной инструкции
6.1. Внесение изменений и дополнений в действующую должностную инструкцию производится в том же порядке, в котором принимается должностная инструкция.
6.2. Должностная инструкция вступает в силу с момента ее утверждения и действует до замены ее новой должностной инструкцией.
6.3. Факт ознакомления музыкального руководителя с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.
С инструкцией ознакомлен:
__________ /_____________________
подпись Ф.И.О.
Один экземпляр получил на руки
и обязуюсь хранить на рабочем месте
К чему снятся цветы по соннику - "Сонник Ванги"
Необычная Масленица: Цветные блины и торт из блинов с зеленым чаем
После маммопластики — что нельзя когда увеличила грудь Больно ли удалять дренаж после маммопластики
Нафтизин: инструкция по применению Можно ли нафтизин ребенку
Краткий пересказ романа Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста Краткая информация приключения оливера твиста