Ролевое поведение в общении. Психология - это просто

  • 30.09.2019

Социализация -- становление личности -- процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие -- свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление -- это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений.

Выделяют понятия социальный статус, роль и ролевое поведение.

Социальный статус - это положение субъекта в системе межличностных отношений, которое определяет его обязанности, права и привилегии. Его устанавливает общество. Социальные взаимоотношения запутаны.

Социальная роль связана со статусом, это нормы поведения человека, занимающего определенный статус.

Ролевое поведение - это конкретное использование человеком социальной роли. Здесь находят отражение его личностные характеристики.

Предложил понятие социальной роли Джордж Герберт Мид в конце XIX - XX вв. Человек становится личностью, когда обретает навык входить в роль другого человека.

Любая роль имеет структуру:

Модель поведения человека со стороны общества.

Система представления человека как он должен вести себя.

Реальное наблюдаемое поведение человека, занимающего данный статус.

В случае рассогласования этих компонентов возникает ролевой конфликт.

1. Межролевой конфликт. Человек является исполнителем множества ролей, требования которых не совместимы или у него нет сил, времени выполнять эти роли хорошо. В основе этого конфликта лежит иллюзия.

2. Внутриролевой конфликт. Когда к исполнению одной роли предъявляются разные требования разными представителями социальных групп. Пребывание внутри ролевого конфликта очень опасно для личности.

Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Под ролью понимается "функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию" (Кон). Эти ожидания не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъектом является не индивид, а общество. Существенным здесь является не только и не столько фиксация прав и обязанностей, сколько связь социальной роли с определенными видами социальной деятельности личности. Социальная роль есть "общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности" (Буева, 1967, 14). Социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли, иногда одобрение или неодобрение может дифференцироваться у разных социальных групп, оценка роли может приобретать совершенно различное значение в соответствии с социальным опытом той или иной общественной группы.

В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза и т.д. Ряд ролей предписан человеку при рождении, другие приобретаются прижизненно. Однако сама по себе роль не определяет Деятельности и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. Акт же интернализации определяется целым рядом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли. Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в действительности в своем конкретном проявлении приобретают определенную "личностную окраску". Каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый "диапазон возможностей" для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным "стилем исполнения роли".

Социальная дифференциация присуща всем формам существования человека. Поведение личности объясняется социальным неравенством в обществе. На него влияют социальное происхождение; этническая принадлежность; уровень образования; должность; проф. принадлежность; власть; доход и богатство; образ жизни и т.д.

Исполнение роли носит индивидуальный характер, но обусловлено социокультурно.

Разновидности ролей:

Психологические или межличностные (в системе субъективных межличностных отношений). Категории: лидеры, предпочитаемые, не принятые, аутсайдеры;

Социальные (в системе объективных общественных отношений). Категории: профессиональные, демографические.

Активные или актуальные - исполняемые в данный момент;

Латентные (скрытые) - человек потенциально является носителем, но не в данный момент

Конвенциональные (официальные);

Стихийные, спонтанные - возникают в конкретной ситуации, не обусловленные требованиями.

Ф. Зимбардо (1971) провел эксперимент (студенты и тюрьма) и установил, что роль сильно влияет на поведение человека. Ролевые предписания формируют поведение человека. Может возникать явление деиндивидуализации - феномен поглощения личности социальной ролью. Личность теряет контроль над своей индивидуальностью (пример - тюремщики).

Ролевое поведение - индивидуальное исполнение социальной роли - общество задает стандарт поведения, а исполнение роли носит личностную окраску. Освоение социальных ролей - часть процесса социализации личности, непременное условие "возрастания" личности в обществе себе подобных.

Юнг отождествляет понятие персоны и роли (эго, тени, самость). При социализации важно не слиться с "персоной", чтобы не потерять личностное ядро (самость).

Социальная роль - есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Ряд ролей предписан от рождения (быть женой/мужем). Социальная роль всегда имеет некоторый диапазон возможностей для своего исполнителя - "стиль исполнения ролей". Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Личность выступает (является) тем механизмом, который позволяет интегрировать свое "я" и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место в жизни. Необходимо использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям (Андреева, 1994, 98).

Реальное ролевое поведение личности (рис. 1, Шв) - это фактические действия индивидов, обладающих определенным статусом, использующих свое «Я» и способности к проигрыванию ролей для эффективного взаимодействия с другими индивидами путем выполнения определенных ролевых экспектаций.

Реальное ролевое поведение личности характеризуется, с одной стороны, типичными, повторяющимися, предсказуемыми чертами (иначе это не роль, а отклонение от роли), а с другой стороны (ввиду наличия множества экспектаций, различий в проигрывании ролей, своеобразия личностной интерпретации экспектаций, а также различного жизненного опыта и темперамента), - индивидуальными чертами.

Ни один учитель не похож на другого; все официанты обслуживают клиентов по-разному, но ролевые требования, которые гарантируют выполнение социальных функций учителями, официантами, должны быть соблюдены.

Но есть один нюанс в анализе ролевого поведения - концентрация внимания на внешней, поведенческой стороне (которая, казалось бы, наиболее важна для тех, с кем индивид находится во взаимодействии): важно, чтобы человек независимо от его «Я», способностей интерпретировать свою роль выполнял определенные ролевые предуказания.

При подобном рассмотрении общество, система социальных взаимодействий предстает как театральная сцена для поведения людей, как драматическое ролевое представление, заключающееся в том, чтобы создать желательное (ожидаемое) впечатление у других.

Американский социолог Э. Гоффман делает особый акцент на внешнем фиксируемом поведенческом аспекте ролевого поведения, анализируя различные аспекты взаимодействия людей на основе производимого ожидаемого впечатления, выделяя защитное и охранительное («такт») действия, которые включают различные методы, обеспечивающие гарантию сохранения определенного впечатления, методы маскировки, раскрытия, ложного откровения и др.

Так, индивид постарается управлять впечатлением, которое создается у людей, чтобы убедить их в надежности своей информации. «Характерный пример может быть взят из жизни Шетландского острова. Например, сосед заходит на чашку чая, его лицо выражает обычно, по крайней мере, намек на ожидаемую теплую улыбку, когда он входит в дверь дома... Но хозяин дома может следить за гостем задолго до того, как он подошел к двери, и тем самым увидеть как гость «надевает» на себя улыбку... Некоторые же гости, предвосхищая эту возможность, будут на всякий случай придавать лицу приветливое выражение задолго до подхода к дому, обеспечивая тем самым проецирование постоянного образа» .

Проблема, на которой акцентировал внимание Э. Гоффман, выходит за рамки анализа хитросплетений процесса оказания приятного впечатления на партнеров. По сути задевается более существенный и глубинный вопрос: природа социально-ролевого поведения личности в обществе. Что это - лицедейство, мимикрия, притворство? Как соотносятся нравственный мир человека, устойчивые нравственные принципы, нормы, ценностные приоритеты и реальное ролевое поведение?

Толкование ролевого поведения как драматического, в чем-то притворного, приводит известного социолога П. Бергера к утверждениям типа «...социальная личность не есть некая устойчивая данная сущность, переходящая от одной ситуации к другой. Она скорее представляет собой процесс постоянного порождения и перерождения в каждой ситуации... Внутри понимаемой таким образом структуры нельзя найти что-то устойчивое... Вот почему в рамках социологического рассуждения на вопрос, кто есть реальный индивид в этом калейдоскопе ролей и идентичностей, можно ответить лишь простым перечислением ситуаций, в одних из которых он - одно, а в других - другое» .

По сути личность трактуется как совокупность ролей, которая лишь адаптируется к окружающим условиям, подражает, покорно следует предуказаниям, духовный мир которой фрагментарен, конъюнктурен.

Существует ли нравственный мир личности как целостность? Есть ли мораль как система более или менее устойчивых принципов, норм, опирающаяся на ценностные приоритеты?

Безусловно, человек втянут в самые разные социально-статусные ситуации, выполняет множество социальных ролей, но которые в конечном счете интегрируются в целостную систему ценностей, норм. Поэтому разведение нравственных принципов, норм, ценностей и ролевого поведения в принципе необоснованно. Что такое роль как не совокупность социокультурных норм? В нормальном (бесконфликтном, бескризисном) варианте развития общества ролевые экспектации не могут иметь существенных расхождений с нравственными принципами данного общества, поскольку они формируются в едином ценностно-нормативном пространстве, в едином поле данной культуры. Единые ценностные приоритеты, моральные нормы и принципы, традиции, обычаи обеспечивают единую генеральную логику поведения, логику предпочтений и т.д. Приведенный ранее пример об особенностях образца ролевого поведения американского учителя довольно точно свидетельствует о ценностных приоритетах американского общества, приоритета личности, недопустимости авторитарности.

Где же здесь притворство?

Вопрос о мимикрии становится особенно острым, когда анализируются расхождения в поведении человека в различных конкретных ситуациях - например, искренность, высоко ценимая как общечеловеческий моральный принцип, в гостях не всегда уместа. Можно ли в этой ситуации назвать лицедейством заранее «надетую» на лицо улыбку?

Подобные нестыковки прежде всего обусловлены дифференциацией и автономиназицией социальных институтов, пророждающими специфику и определенную автономизацию нормативной регуляции в различных конкретных (функциональных) ситуациях. Возникает подчас ощутимое своеобразие иерархии ценностей, норм, обслуживающих специфические аспекты жизнедеятельности. (Известно, что ролевой стандарт поведения предпринимателя не может предусматривать в качестве приоритетных сочувствие, сострадание, однако в домашней обстановке приоритет подобных принципов очевиден.)

Следует учесть еще один момент. Люди часто с трудом переключаются с одной иерархии принципов, уместной в их профессиональной деятельности, на другие, адекватные иной статусно-ролевой ситуации. Поэтому нередко роль принуждает их делать то, что они сами не очень одобряют. Роль молодого учителя заставляет недавнего (возможно, даже нерадивого) студента быть строгим, тщательно контролировать посещаемость учеников, их дисциплину и т.д. Но здесь нет притворства в полном смысле слова - речь идет скорее о необходимости привести свои представления в соответствие с новыми функциями, ролями. Те принципы, которые были более или менее адекватны предыдущему статусу и роли студента, оказываются неадекватными в новой социальной позиции. В целом же нравственный мир и специфическая роль человека в конкретной статусно-ролевой ситуации соотносятся как общее и особенное, специфическое.

Новая роль, новые социальные позиции, ситуации буквально принуждают перенимать еще недавно чуждые (неизвестные) вам моральные требования.

Невестка после свадьбы начинает вести себя со свекровью совсем не так, как еще два-три дня назад, - здесь нет притворства, а есть спецификация моральных приоритетов, норм в рамках единого ценностно-нормативного поля, характерного для данной культуры.

Человек, заходя в гости, стремится выразить приветливость, даже если и не очень уважает хозяина, - это не лицедейство, а соблюдение приличий, специальных нравственных норм поведения гостя, а значит, и проявление уважения к этим норам, традициям своего народа.

Функции, статусы и социальные роли образуют своеобразный стыковочный механизм, благодаря которому поведение человека становится предсказуемым, надежным для общества, а сам он становится носителем его культуры.

Социальные статусы и роли как средства описания взаимосвязи личности и общества позволяют во многом по-новому осмыслить социальную жизнь, установить более ясные «осязаемые» научнологические механизмы подключения личности к сложным социальным образованиям, и в этом немалая заслуга социологической статусно-ролевой теории.

  • Гоффман Э. Представление себя другим. В кн.: Современная зарубежнаясоциальная психология. - М., 1984, с.192; см. также: Кравченко Е.И. Э. Гоффман. Социология лицедейства. - М., 1997.
  • Бергер П. Приглашение в социологию, с. 100.

4.1. Ролевое поведение в общении

4.1.1. Виды ролевого поведения

В социальной психологии роль понимается как представление о шаблоне поведения, ожидаемого от человека, занимающего определенную позицию в данной ситуации контакта .

В деятельности оперативного работника роль есть прежде всего «маска», надеваемая в общении с различными людьми. Ролевые маски оперативного общения носят двоякий характер. Часть их, изменяя подлинные признаки качеств личности, отношений и намерений оперативного работника, сохраняет признаки его принадлежности к правоохранительным органам. Линия или отдельные приемы такого ролевого поведения направлены на обеспечение условий достижения целей контакта.

Примером ролевых масок принадлежности являются варианты поведения, рассчитанного на установление психологического контакта (формирование представления партнера об общности увлечений, личных проблем и пр.), с целью создания у него искаженного представления о своих замыслах и информированности о конкретных фактах.

Другая часть масок предназначена для сокрытия принадлежности к оперативным службам, для исполнения роли представителя какой-либо социальной группы.

Маски, скрывающие принадлежность оперативного работника, имеют более сложную технологическую природу. Соответствующее поведение предполагает необходимость познания содержания роли, ее сложности и точности заданности (например, просто инженер или инженер-выпускник конкретного института и т. п.). Содержание роли должно соответствовать не только имитируемой групповой принадлежности, но и особенностям индивидуального стиля поведения, а порой и внешности оперативного работника. Ролевое поведение предполагает умение воспроизвести жесты, мимику, речь, манеру поведения и психологические особенности другого человека . В юридической психологии отмечается необходимость специальной подготовки к такому поведению .

Любое общение сотрудника правоохранительных органов регулируется официальными и неофициальными правилами поведения, принятыми в контактах с определенными типами людей и в типичных ситуациях. Расчет на выполнение принятых правил поведения в конкретных взаимодействиях людей называется социальным ожиданием . Например, форма одежды сотрудника милиции объясняет вопросы типа: «Как пройти туда-то?». Ожидания регулируют ролевые взаимоотношения людей.

Применительно к ролевому поведению в правоохранительной деятельности можно указать следующие аспекты:

  • роль как существующая в какой-либо организации совокупность ожиданий относительно поведения сотрудника определенной службы;
  • роль как понимание сотрудником ожидаемого от него поведения;
  • поведение сотрудника на основе принятой роли в процессе решения оперативно-служебных задач.

На ролевое поведение сотрудника оказывают влияние его личностные особенности, а также статус , т. е. его соотносительное положение в ситуациях взаимодействия, определяемое по признакам, специфичным для данной ситуации. Статус представителя той или иной правоохранительной службы определяет его права, обязанности и престиж. Статус личности есть ответ на вопрос «Кто он?», роль – «Что он делает?».

Вступая в общение, сотрудник учитывает позицию партнера и подбирает себе соответствующую роль. Являясь носителем многих ролей, в конкретной ситуации он может активно выполнять только одну. Другие будут в данной ситуации скрытыми, потенциальными, но могут стать активными ролями при изменении ситуации взаимодействия. Эффективность ролевого поведения оперативного работника зависит от знания роли, ее субъективной значимости и от искусства (техники, мастерства) выполнения.

Если поведение оперативного работника не соответствует ролевым ожиданиям какой-либо группы, она применяет к нему социальные санкции – тот или иной вид принуждения к нормативному поведению (например, угрозы, оскорбления, шантаж и др.). Возможны и позитивные санкции – подкрепление ожидаемого поведения.

Оперативному работнику в своем поведении приходится выбирать между ожиданиями групп различной принадлежности. Причем в рабочих ситуациях он ведет себя, сообразуясь не только с ожиданиями данной группы, но и в соответствии с нормами законности, профессиональной этики сотрудника правоохранительных органов.

4.1.2. Особенности ролевого поведения в конфликтном общении

В ролевом общении важно определить позицию партнера, с тем, чтобы избрать необходимую линию собственного поведения. Выбор конкретной линии поведения зависит от ситуации контакта, реальных или ожидаемых от партнеров трудностей.

Применительно к работе с людьми мы исходим из подразделения ситуаций общения на сотрудничество и противоборство. Ролевое поведение конкретизирует такие их особенности, как открытость или скрытность, поведенческие маскировки. Возможность имитации и маскировки партнером своих целей затрудняют оценку ситуации контакта.

Ролевые взаимоотношения оперативного работника с гражданами, должностными и иными лицами часто носят конфликтный характер. В этом случае они принимают форму позиционного противоборства, в котором переплетены формальные, деловые отношения участников и неформальные особенности их ролевого поведения. Причем, как правило, ролевое поведение служит средством достижения деловых целей одного или обоих партнеров.

Техника анализа конкретных ситуаций позиционных конфликтов в общении с лицами, причастными к преступлениям, включает в себя определение следующих характеристик:

1. Понимание (видение) ситуации участвующими в ней лицами.

2. Соотношение подлинных и имитируемых целей и интересов сторон.

3. Общепринятые и индивидуальные правила поведения в данной ситуации.

4. Соотношение явных и скрытых позиций (статусов и ролей) участников контакта.

5. Способ и стиль выражения позиций в ролевом поведении.

6. Затруднения во взаимодействии, а также личные трудности участников, влияющие на их поведение в данной ситуации.

7. Личный опыт участников контакта, отражающийся в их склонности к определенному варианту ролевого поведения.

8. Наборы действий участников и их композиции. Композиции взаимных действий участников и ситуации образуют типичные варианты позиционной борьбы.

9. Тип позиционной борьбы и особенности распределения ролей.

Наиболее распространены следующие типы позиционных конфликтов (по критерию особенностей средств психологической борьбы): позиционное наступление; манипулирование, маневры, игры.

Позиционный анализ конфликтного общения отвечает на вопросы: как кто реально действуют участники контакта, каковы их действительные цели и каковы средства и способы маскировки истинных интересов в позиционной борьбе.

Соответственно, позиционное противоборство можно определить как такую ситуацию, где цели сторон противоположны, а один из участников избирает поведение, при котором его действительные цели маскируются позиционными отношениями. Правила поведения в ситуации конфликтного общения принципиально различно определяют возможные поступки оперативного работника и лиц, причастных к совершению преступлений. Требования законности, нормы профессиональной этики существенно ограничивают допустимые варианты ролевого поведения сотрудников правоохранительных органов. В этой же ситуации поведение лица, причастного к преступлениям нормируется его противоправными интересами и потребностью сохранить свое положение любой ценой.

В структуре позиционного противодействия будем различать явные (демонстрируемые) и скрытые (действительные) цели.

Ролевое поведение граждан, причастных к преступлениям, как средство психологического воздействия на личность конкретного представителя правоохранительных органов, предпринимается со следующими целями:

  • выиграть время с тем, чтобы уничтожить вещественные доказательства;
  • получить информацию об осведомленности правоохранительных органов;
  • избежать взаимодействия в невыгодных для себя условиях;
  • дискредитировать конкретного сотрудника;
  • социальное приучение сотрудника с тем, чтобы обеспечить условия для правонарушений («Не суйся, куда не следует», «Смотри, кого берешь»).

Важно отметить, что ролевое поведение, предпринимаемое с целью социального приучения, имеет сложную психологическую логику. Воздействие на оперативного работника для лидера преступной группы иногда является лишь удобным поводом укрепить веру членов группы в его всесилие или запугать лиц – возможных источников информации о преступлениях.

Психологический анализ позиционных конфликтов показывает, что в них есть наступающий – инициатор конфликта и обороняющийся .

Применительно к ситуациям общения в оперативной работе можно использовать понятие направленности позиционных конфликтов. Возможны 3 вида ситуаций позиционного наступления .

Наступающий стремится увеличить психологическую дистанцию между собой и оперативным работником, полагая, что сотрудник претендует на то, что не является его правом. Средства наступления: информирование о несовпадении в положении, правах и обязанностях, возможностях.

Наступающий стремится сократить психологическую дистанцию в отношениях с оперативным работником. Средства – все, что подчеркивает совпадение, близость положения, возможностей и интересов.

Наступающий стремится выяснить, соответствует ли его желаниям отношение к нему оперативного работника, можно ли рассчитывать на те или иные взаимоотношения.

В любом позиционном конфликте цель его инициатора – либо отдалить от себя партнера, либо сблизиться с ним. Интересно, что отдалять можно как восхваляя себя, так и унижая оперативного работника – «ставить на место».

Таким образом, взаимные отношения участников общения могут служить средством для сокрытия в позиционном конфликте противоречий деловых конкретных целей деятельности. Средством такой маскировки является ролевое поведение.

Если сотрудник поддается на провокацию, цель которой – вывести его из равновесия, придать конфликту личностный характер, и это замечено противником, то деловое общение все больше превращается в позиционное выяснение отношений. С точки зрения служебных целей оперативного работника данная ситуация проиграна, так как противнику раскрыто его слабое место, и он будет использовать полученное преимущество.

«Болевые точки» личности сотрудника в ситуации ролевых форм конфликта могут быть следующими:

  • честь службы. Например: «Работать не хотят, вот и идут в милицию»;
  • статус личности: «Кто вы такой? Кто дал вам право?»;
  • потеря целей деятельности (подмена их целями конфликта, может быть, скрываемая);
  • боязнь потерять лицо, нежелание скандала, внимания посторонних лиц (своеобразный «синдром публичности»).

Позиционный анализ конфликтного общения позволяет уяснить, каковы действительные цели участников и каковы средства и способы маскировки истинных позиций и достижения целей позиционной борьбы.

4.1.3. Поведенческие маскировки конфликтного общения

В ситуации общения на взаимные отношения участников контакта влияют личностные установки. Можно выделить два типа установок: позитивные – отношение дружественности, стремление достичь чего-то желаемого; и негативные установки предубеждения, стремление избежать чего-либо, разрушить согласие и пр.

В случаях предубеждения собеседника его понимание регулируется именно негативными установками. Поэтому отрицательное отношение к теме разговора обобщается, переносится на отношение к ситуации общения в целом.

О степени враждебности в конкретном случае общения можно судить лишь тогда по яркости поведенческих признаков, когда собеседники не маскируют подлинных отношений. Поведенческие маскировки значительно осложняют диагностику личности (отношений и намерений) человека.

Знание отношения к себе партнера позволяет оперативному работнику адекватно оценить психологическую атмосферу беседы, открытость или закрытость позиции поведения партнера и дает возможность избрать правильную линию поведения.

Таким образом, поведенческие признаки враждебности и дружественности являются значимыми моментами в самоопределении оперативного работника в ситуации беседы . Поведенческие маскировки враждебного отношения в технологическом описании выражаются в следующих признаках:

1. Дружественность или враждебность собеседника проявляются, прежде всего, в непроизвольных реакциях на речевое поведение оперативного работника, в том, как он (собеседник) воспринимает обращение, в степени поведенческой собранности и мобилизованности. При враждебности собранность поведения выше, и тем выше, чем сильнее враждебное отношение.

Отношение собеседника проявляется в характере присоединения к поведению оперативного работника .

П. М. Ершов отмечает, что признак враждебности в способах речевого воздействия – «предупреждать», признак дружественности – «удивлять» . Первый проявляется в закрытых, второй – в открытых способах речевого воздействия и соответствующего поведения.

2. Враждебно настроенный человек, считающий себя сильным, – многословен и настойчив в выяснении отношений, претендует на многое, именно в изменении взаимоотношений.

Считающий себя слабым избегает выяснения отношений, позиционной борьбы и стремится держаться содержания дела.

Сильный противник чаще маскирует деловые цели и интересы позиционными (выяснением отношений), слабый позиционный конфликт маскирует разногласиями по поводу содержания деятельности.

3. Враждебность ведет не к владению, а к распоряжению инициативой в беседе. Установка враждебности побуждает собеседника скрывать не только цели и интересы, но и качества личности, познание которых может ослабить его позицию.

Во всех случаях общения враждебная установка (даже маскируемая) закрепощает, сковывает общение.

4. В информационном обмене враждебно настроенный собеседник часто прибегает к провокации: малозначимая информация выдается за существенную, а значительная – за несущественную.

Следует помнить, что в обмене информацией поведенческие признаки враждебности не отражают глубину взаимных отношений.

5. Психологические маскировки в игровых формах конфликтов часто определяются желанием скрыть подлинную цель инициатора . В этом случае одна из сторон ведет позиционную борьбу, выяснение отношений умышленно.

Реализуя игру замкнутый, повторяющийся цикл действий, стремящийся к предсказуемому исходу , инициатор демонстрирует интерес к определенным отношениям, а на самом деле преследует деловую цель. В установлении демонстративно требуемых отношений противник может быть активен и убедителен. Однако, если он в действительности преследует какую-либо иную цель, то, получив требуемое к себе отношение, он будет требовать его новых доказательств до тех пор, пока не получит то предметное, чего он в действительности добивается . Позиционный конфликт в этом случае есть лишь поведенческая, игровая маскировка делового интереса.

6. Соответственно возможна маскировка деловым конфликтом позиционного противоборства. Особенно характерно в отношениях «Начальник-подчиненный». Это то, что называют «придирками». Придирающийся говорит о конкретном, но в действительности его цель состоит в изменении взаимоотношений.

Диагностическим признаком таких маскировок является наличие технологии достижения позиционной цели. Несовместимость интересов обнаруживается именно в том, как подлинный мотив инициатора такой игры реализуется в целях ситуаций «здесь и теперь».

7. Главным в диагностике скрываемой враждебности является определение субъективных ресурсов человека . В каждом случае для распознавания враждебности важно установить: в каких ситуациях данный человек представляется самому себе сильным? В каких ситуациях он оценивает свои ресурсы борьбы как недостаточные для выражения враждебности? В чем он видит свою силу?

8. В диагностике собственно конфликтного поведения человека мотивы его поступков более или менее проявляются. Но в действиях по накоплению ресурсов (средств борьбы) подготовки к конфликту мотивы специально маскируются, скрываются для того, чтобы истинная цель оставалась как можно дольше неизвестной противнику .

9. Видя отношение оперативного работника к ситуации общения, его партнер определяет возможную степень совпадения их интересов (дружественности) и различия (враждебности). Однако, вероятность враждебного отношения зависит от того, насколько интересы партнера расходятся с его пониманием данной ситуации контакта в целом . Следует учитывать, что мера предрасположенности к враждебности определяется также субъективным опытом и личными установками человека.

10. Для того, чтобы оперативному работнику узнать отношение к себе партнера, надо знать особенности его самопринятия. Что считает человек ценным в своих качествах, интересах, опыте жизни? Только тогда можно определить подлинное отношение партнера к содержанию общения.

Учет ценностей личности собеседника и их соотнесение со своими позволяет различить области их совпадения или расхождения. Тем самым можно определить направление установления поля доверия, не затрагивая при этом исходные предубеждения собеседника.

Скрываемое противодействие оперативному работнику выражается, главным образом, в расхождениях значимых признаков ситуации конкретного общения с типичным случаем.

1 Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. С. 44.

2 Бакеев В. А. Проблема ролевого поведения в решении правоохранительных задач // Преподавание юридической психологии и ее практическое применение. Тарту, 1986. Ч. 1. С. 27–28.

3 См.: Бакеев В. А. Указ. работа; Филонов Л. Б. Психология развития контакта между людьми в условиях затрудненного общения: Автореф. дис... доктора психологических наук М., 1985.

4 Ершов П. М. Технология актерского искусства. М., 1959.

5 Типичные варианты манипулятивного присоединения и характеристики типов манипуляторов см.: Шостром Э. Человек-манипулятор. Минск, 1992.

6 Ершов П. М. Режиссура как практическая психология. М., 1972. С. 140.

7 О игровых формах общения см.: Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 1988.

8 Ершов П. М. Режиссура как практическая психология. М., 1972. С. 99.

9 О технологии психологической борьбы см.: Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе. М., 1975.

от франц. role - роль) - поведение личности в группе, детерминированное ее статусом и той ролью, к-рую она играет в соответствии с этим статусом. Согласно ролевой теории, основы к-рой заложили Дж. Мид и Р. Линтон, с каждым соц. положением (статусом) связывается специфич. система норм и ожиданий. Эти нормы определяют те виды поведения, к-рые имеющий данный статус человек может осуществить по отношению к лицу с другим статусом и, наоборот, действия второго лица по отношению к первому. Концепция роли, связанная с этими нормами и ожиданиями, включает в себя следующие три "блока": а) представляемая роль - система ожиданий индивидов и определенных групп; б) субъективная роль - те специфич. экспектации (ожидания), к-рые приписывает самому себе человек с данным статусом, т. е. его субъективное представление о том, как он должен действовать по отношению к лицам с др. статусами; в) играемая роль - наблюдаемое поведение личности с данным статусом по отношению к др. лицу с др. статусом. Именно этот третий "блок" структуры роли и называется П.р., "ролевой игрой", т. е. поведенческой реализацией предписываемой роли. Структура всех разновидностей ролей в общих чертах одинакова. Поведенческий аспект соц. ролей наиболее подробно изучен в интеракционизме. При достаточной степени интегрированности роли ее поведенческий "блок" максимально соответствует соц. ожиданиям и субъективным представлениям личности, и ее взаимодействие с др. участниками соц. процесса протекает без конфликтов. Однако между поведенческим и др. "блоками" роли возможны большие расхождения, к-рые порождают внутренние и внешние, в том числе специфич. ролевые конфликты. Различия между П.р. и входящими в структуру роли ожиданиями и нормами увеличиваются тогда, когда эти последние недостаточно четко определены, оставляют возможность различн. интерпретаций и представляют исполнителям простор для проявления гибкости и творчества. П.р. регулируется положительными и отрицательными санкциями. Стиль П.р. - это "личностная окраска" ее исполнения, зависящая от темперамента, характера, мотивации и др. особенностей личности, от ее знаний и умений. Лит.: Кон И.С. Социология личности. М., 1967; Левитов Н.Д. "Теория ролей" в психологии//Вопр. психол. 1969, № 6; Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969; Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. М., 1978; Петровский А.В., Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980; Современная зарубежная социальная психология. М., 1984; Mead G.H. Mind, self and society. Chicago, 1934; Merton R.K. Social theory and social structure. N.Y., 1957; Deutsch M. and Krauss R.M. Theories in social psychology. N.Y., L., 1965. A.A. Налчаджян.

Любой человек в своей повседневной жизни играет разные роли. Но вот переключение между ролями - не для всех легкая задача. Ролевое поведение - это одна из главных социальных функций. На него в первую очередь влияют статус человека и его позиция в обществе и сложной системе отношений между людьми. Именно от ролей, статуса и многих других определяющих факторов зависит личность человека, сила духа и его целеустремленность.

Конфликт

Самих ролей в мире очень много, поэтому очень часто люди сталкиваются со сложными ситуациями, где выполнение одной функции может вредить или мешать применению другой. Таким образом, одна роль мешает ему выполнять следующую. Если индивид является членом группы, то его личность часто подвержена давлению со стороны других ее участников, а также воздействию различного типа обстоятельств. Это может спровоцировать его отказаться от своего истинного «я».

И в момент такой ситуации могут возникнуть ролевые конфликты. Ролевое поведение предполагает определенные действия со стороны человека, и возникшее внутреннее состояние можно смело назвать стрессовым с психологической точки зрения. И если с этим ничего не делать, то в скором времени индивид столкнется с проблемами эмоционального плана. При этом их основное проявление будет происходить в момент общения с другими людьми. И самое главное, такие конфликты провоцируют появление сомнений, человек будет испытывать трудности в принятии решений.

Структура

Ролевое поведение - это в первую очередь сложная структура, включающая в себя множество граней. Главную модель этого поведения задает общество, в котором живет человек. Помимо этого, у него есть собственное восприятие личных поступков и действий. И третья грань структуры - реальное поведение конкретного индивидуума.

Поведение в организации

На рабочем месте у каждого сотрудника есть свой статус, влияющий на роль, которую ему нужно играть. Стоит учитывать, что этот тип поведения применим лишь в данном случае. Например, каждый руководитель выполняет роль кормильца семьи. Ни в одном документе это не прописано, но он негласно обязан заботиться о том, чтобы все его подчиненные были сыты.

Основная функция модели организационного взаимодействия заключается в предоставлении человеку возможности получать стимул к продолжению деятельности. Именно благодаря воздействию этих факторов он готов выполнять свою работу, что приводит к общему процессу и влияет на окружение в организации. Под организационным окружением принято понимать ту часть компании, с которой сотрудник находится в непосредственном взаимодействии. Стоит учитывать, что у каждого работника есть свое окружение, от которого и зависит ролевое поведение личности в компании.

Конфликты при организационном взаимодействии

Если желания работника и компании не сходятся, то это провоцирует возникновение конфликтов. Для организации важно, чтобы сотрудник обладал определенной квалификацией и необходимыми деловыми качествами для выполнения возложенных на него ролей.

От него требуется, чтобы он качественно выполнял работу, приносящую результаты, и только при наличии этих достижений организация готова давать ему вознаграждение. Сотрудник же, взаимодействуя с компанией, ждет, что у него будет определенное место, конкретные задачи, за выполнение которых он сможет получить свое вознаграждение. Стоит учитывать, что если для сотрудника роль является важнее места, то под него следует подбирать именно роль, в противном же случае для работника стоит сформировать именно место.

Роли в организации

Роли и ролевое поведение в организации представляют собой образ действий, которых ждут от человека в момент его работы. И разница между ролями позволяет определить, какое поведение ожидается от сотрудников. С их помощью определяется иерархическая ступенька индивида, уровень его власти и ответственности.

Используя роли, компания добивается унифицирования поведения своих сотрудников. И чтобы это требование эффективно выполнялось, формирование ролевого поведения должно быть правильным. Важно его соответствие миссиям, структуре, целям, ясности роли и ее приемлемости для сотрудников. То есть, человек должен понимать, что от него хотят и как это сделать, а также выполнять свою роль осознанно.

Противоречия

Если же ясности нет, могут возникнуть противоречия, вредящие деятельности компании. Но в некоторых ситуациях это провоцирует сотрудников на креативность, творческое мышление и самостоятельность в принятии решений и ответственность. Они могут возникнуть при неправильном формировании самой роли, если сотрудник не согласен с ее функциями, если сотрудники принимают ее негативно либо же если она не сочетается с другими ролями.

Решить эту ситуацию можно, изменив роль, для этого возложив на сотрудника обязанность развиваться, ознакомиться с ней ближе, усовершенствовать свои навыки и умения. Также можно поставить на эту функцию другого специалиста, у которого больше опыта и возможностей для ее выполнения.

Статус

Одной из самых главных определяющих ролей является статус. Это социальный ранг человека, который позволяет определить его признание в обществе. Формальным статусом называют положение человека в иерархии на работе. Под неформальным статусом понимают его связи, особые навыки и умения, полезные для компании.

Важно понимать, что эти статусы могут значительно различаться в своей значимости. Иметь высокий статус очень важно для организационных взаимоотношений. Они позволяют работникам более эффективно выполнять свою трудовую деятельность, упорядочить взаимоотношения между сотрудниками, влияют на коллективный труд. Для ясного понимания, кто на каком месте в компании, есть символы иерархии. Это такие прерогативы, как личные кабинеты, возможности, полномочия, подчиненные и прочее.

Ролевое поведение в семье

В семейных взаимоотношениях основной параметр, определяющий ролевое поведение, - это характер преобладающей в приоритете. Благодаря этому определяется, в каком соотношении находится подчинение и власть. Есть определенный психологический критерий, применяя который, можно избежать конфликтов. У каждого члена семьи должна быть своя четкая роль, отходить от которой не стоит. В системе ролей не должно быть противоречивых взаимодействий. При выполнении одной из них все члены семьи должны быть удовлетворены. Все они должны соответствовать возможностям людей, на которых они возложены.

Важно учитывать, что со временем роли должны меняться, чтобы достигать эффекта разнообразия и всегда были психологические изменения. Тождества между нормами социума и ролей в целом нет. Реальное поведение индивида может измениться из-за тех амплуа, которые навязывает ему общество, поскольку важно, насколько он их принимает, отвергает и исполняет. Когда человек выполняет социальные роли, часто возникает напряжение, способное вылиться в конфликт.

Ролевое поведение ребенка больше похоже на игру, развиваясь, он примеряет на себя взрослые роли, пробуя, что из увиденного ему подходит. Это очень важный процесс для развития и дальнейшего вхождения индивида в социальные взаимоотношения. Для любого человека очень важно быть частью социума. Примеряя роли родителей, учителей и прочее, ребенок познает мир, в котором ему придется жить. В каждой семье происходит сюжетно-ролевая игра. Поведение каждого его участника позволяет решать ежедневные задачи, воспитывать детей и жить в социуме. Этот процесс называется социализацией, каждый ее участник имеет свое амплуа, развивается и осваивает новые. Например, когда дочь помогает своей матери по хозяйству, она, параллельно, учится выполнять материнскую и хозяйскую роли. Преподнося своим детям ролевое поведение в игре, родители помогают им понять, какие функции им придется выполнять в социуме.

Заключение

Ролевое поведение - это, в первую очередь, важнейшая функция человека в социуме. Именно разделение на роли помогает людям взаимодействовать в различных сферах их жизни. Каждый из нас выполняет свои функции в компании друзей, на работе, в семье и прочие. Часть смысла нашего поведения приписывается окружением, другая же часть создается самой личностью. В любом случае от того, как качественно и эффективно выполняется эта роль, зависят и внешняя жизнь, и внутреннее состояние человека. Например, от того, как хорошо работник будет выполнять свою деловую роль, зависит успех всей организации. При этом его успех в делах влияет на его внутреннее психологическое состояние. Если человек не согласен со своей ролью, или ему не нравится то, что требует от него общество, возникает внутренний конфликт. Если своевременно он не решит этот вопрос, подавляется воля. Испытывая внутренние противоречия, индивиду намного сложнее принимать решения. Именно умение твердо и уверенно справляться со своими социальными функциями дает людям возможность взаимодействия между друг другом и стабильное эмоциональное состояние. Ролевое поведение - это главная составляющая во взаимоотношениях любого типа. И поэтому очень важно с самого детства научиться понимать, принимать и выполнять свои роли. Только так человек сможет чувствовать себя уверенно в обществе, взаимодействовать с ним, принимать решения и развиваться.