Двухэтажные поезда в России: описание, маршрут, особенности и отзывы. Двухэтажные вагоны РЖД: описание, фото

  • 26.09.2019

Продолжаем ранее начатую тему Подвижной состав РЖД постсоветского периода.






Советский Союз обеспечивался пассажирскими вагонами различных производителей: зарубежных - из Германии, Польши и от собственных. Основным отечественным поставщиком был Калининский вагоностроительный завод, который и продолжил работу в постсоветской России в качестве Тверского вагоностроительного завода , став флагманом современного российского пассажирского вагоностроения.
В девяностые годы, сразу после уничтожения СССР, МПС РФ ещё производило небольшие остаточные закупки немецких Аммендорф, но ТВЗ уже налаживал производство собственных купейных вагонов. Если кто помнит купейные вагоны с жёсткими полками, то это они и были, первые ласточки, на скорую руку переделанные из плацкарта.
Не будем останавливаться на ранней продукции ТВЗ, для начала подсчитаем самое вкусное, то, что сегодня во многом определяет облик Российских железных дорог.

Есть на официальном сайте ТВЗ общедоступная информация - Годовые отчеты . Материалы выложены не за весь постсоветский период деятельности, за 2004 - 2014 годы. В скором времени ожидается отчёт за 2015 год.

За 2003 год - 490 пассажирских вагонов, 2004 год - 566 единиц -

Обозначены модели 61-4441 – вагон пассажирский купейный с креслами для сидения (с шестиместными купе) и модель 61-4444 – вагон-ресторан. Вагоны предназначены для перевозки пассажиров со скоростью движения до 160 км/час. Ходили в составе скоростной фирменного пассажирского поезда "Буревестник" -

22.05.2010 г. Вагоны поезда "Буревестник" Нижний Новгород - Москва.

2005 год, всего 658 пассажирских вагонов -

*Не полностью скриню таблички, только верх. Кому интересна более детальная информация - загружайте отчёты с сайта.

Модельный ряд для: "Буревестника", "Невского экспресса" -

Санкт-Петербург, перегон Колпино - Саблино. Октябрьская ЖД. 29.06.10.

Напоминаю, мы считаем только пассажирские вагоны. Кроме них заводом выпускались и выпускаются различные специзделия: вагоны-лаборатории, путеизмерители и дефектоскопы.

Даже для спецконтингента вагонзаки есть -

Внутри всё надёжно и комфортно -

Ещё немного усилий и получился бы вагон-ресторан совмещённый с вытрезвителем -

Туры для буйных алкашей: нажрись до чёртиков и тебя будет куда закрыть! Не трави жизнь своим близким, покупай билеты на алкотурпоезд и квась вдали от дома!

2008 год, 1172 пассажирских вагона -

2013 год, 458 пассажирских вагонов -

Таким образом, получаем 7 720 пассажирских вагонов за 12 лет -

В 2013 году сформирован первый поезд с двухэтажными пассажирскими вагонами производства вагоностроительного завода города Твери. С недостатками одноэтажных вагонов мы сталкивались не раз и представляем их. А вот недостатки поездки в двухэтажных вагонах нам еще неизвестны.

Двухэтажные вагоны имеют свои специфические недостатки, отличные от одноэтажных вагонов:
- В купейном двухэтажном вагоне почти в два раза больше мест (вместо 36 стало 64), но проводников осталось тоже количество, соответственно обслуживание будет медленнее (чай придется дольше ждать) и время посадки в вагон увеличится (очередь будет длиннее).

В двухэтажном вагоне существуют лестницы не только на второй этаж, но и на первый, что особенно неприятно при тяжелом багаже. Особенно пострадают пожилые пассажиры, которым придется таскать багаж по лестницам. Это обстоятельство усугубляется тем, что количество пассажиров увеличится и создаст определенные трудности при переходе по лестницам.

В двухэтажном вагоне отсутствует багажная полка (третья полка). Непонятно куда должны девать багаж 4 пассажира купе. Скорее всего ограничат количество багажа.

В двухэтажном вагоне отсутствует титан. Вместо него обычный электрический чайник. Сколько раз его надо будет кипятить и сколько это будет занимать времени неизвестно. Стоит не забывать, что количество пассажиров почти в два раза больше.

Высота потолка в купе двухэтажного вагона ниже, чем в одноэтажном, поэтому владельцы верхних полок не смогут сидеть – не хватает высоты.

Новые двухэтажные вагоны имеют вентиляцию (приток свежего воздуха) только во время движения поезда. Форточки отсутствуют и вагон герметично закупорен оконным стеклопакетом. Кондиционер только охлаждает воздух, но не меняет на свежий. Объем купе значительно сократился за счет снижения высоты. Летом во время жары или вынужденных остановок будет значительно хуже переносить поездку. Тем более, что в вагоне находится 64 пассажира вместо 36, это больше чем в плацкартном вагоне (54 пассажира). Если же выйдет из строя кондиционер, то катастрофа.

Передвигаться по коридору второго этажа придется слегка пригнувшись особенно людям высокого роста, так как стена и окна скошены к потолку высотой 2 метра.

В обычном купейном вагоне на 36 пассажиров – 2 туалета (1 туалет на 18 пассажиров), в двухэтажном на 64 пассажира – 3 туалета (1 туалет на 21 пассажира). Стало чуть хуже.

Двухэтажные вагоны стали выше и во время движения такие вагоны еще больше раскачиваются, чем одноэтажные, что вызовет неприятные ощущения особенно на втором этаже. Перемещение по лестницам во время движения (особенно пожилым людям) чреваты травмами. Стоит отметить, что по лестницам будут носить и горячий чай, что также создаст дополнительные опасности.

Иллюзорным выглядит и то что билеты будут значительно дешевле. РЖД не упустит выгоду. Особенно жаль будет если РЖД не сделает альтернативы двухэтажным составам.

Двухэтажные пассажирские поезда уже получили определённое распространение в нашей стране. К примеру, их можно встретить на маршрутах "Москва - Сочи", "Москва - Казань", "Москва - Самара". В прошлом году я несколько раз ездил в таких вагонах, и сегодня подробно сравню их с одноэтажными фирменными составами. ..

Начну с достоинств двухэтажного поезда. Как ни странно, они есть. :-)

Главным образом, это цена билета. За счёт бОльшей вместимости каждого вагона, она ниже, чем на аналогичный одноэтажный поезд.
Для примера взглянем на расценки для поезда "Москва - Казань" на 2 февраля:


Если билет в купе одноэтажного фирменного поезда №002 стоит 3672 рубля, то аналогичное место в двухэтажном поезде - всего 2075 руб, что сравнимо с ценой плацкарта в одноэтажном. Т.е. за те же деньги, можно отправиться в поездку в более высоком классе.
СВ в двухэтажном тоже дешевле, чем в обычном. Плацкарта в двухэтажных поездах нет.

Есть и другие "плюсы". К примеру, в купе двухэтажного вагона целых 2 розетки вместо одной, и расположены они не под столиком, а в более доступных местах:

Ещё можно отметить контейнеры для раздельного сбора мусора, которых в одноэтажных вагонах я пока не встречал:

Есть, правда, вопрос, как вынимается мусор из них: с сохранением деления или нет, и куда в дальнейшем направляется - этого я не знаю. Но сам факт того, что людей приучают к сортировке - уже благо.

А теперь о недостатках. К сожалению, их побольше.
Начнём с удобства входа/выхода. Когда Вы с багажом или с детской коляской - это имеет немаловажное значение. И здесь двухэтажный поезд проигрывает одноэтажному собрату. Даже если Ваш билет в купе на первом этаже, при входе в вагон, придётся пройти несколько ступенек вниз, уровень пола здесь ниже:

Проход на второй этаж выглядит так:

Не стоит забывать и о том, что выход из вагона на конечной станции займёт скорее всего больше времени, попросту из-за того, что вместимость стандартного двухэтажного вагона почти в 2 раза выше аналогичного одноэтажного: 64 человека вместо 36-ти.

Конечно же, по высоте двухэтажный вагон не в 2 раза выше одноэтажного, а примерно в 1,5. За счёт этого пассажирам остаётся меньше пространства для жизни. Верхние полки на первом этаже выглядят так:

По фото не очень понятна острота проблемы, поэтому уточню, что сесть взрослому человеку на верхней полке не удастся! Там можно расположиться только лёжа или полулёжа. И залезать на такую полку тоже крайне сложно, вероятность удариться головой о потолок - весьма высока. :-)
В одноэтажных вагонах таких проблем нет и подавно.

И, на мой взгляд, это главный недостаток двухэтажных вагонов. Никому не пожелаю получить билет с верхним местом..

Как такое безобразие смогло появиться в вагоне, разработанном и построенном в XXI веке - мне непонятно. Ведь есть же в одноэтажных вагонах удобная панель с откидывающимся верхом во всю длину, с несколькими удобными отсеками:

Зачем нужно было возвращаться к этим сеточкам из советского прошлого? Загадка!

Пару слов про туалеты. В двухэтажном вагоне их 3. Разумеется, био, т.е. на стоянках не закрываются. Но путём простых арифметических действий получаем, что в одноэтажном вагоне 1 туалет приходится на 18 пассажиров, (там их 2), а в двухэтажном - на 21 чел. Т.е. вероятность того, что он окажется занят утром, когда вы отправитесь чистить зубы - в двухэтажном поезде выше.

Традиционного "титана" с кипятком в двухэтажных вагонах нет:

Вместо него - обычный, офисный кулер в купе проводников. Кому как, я для меня это тоже минус - какая же теперь романтика с кулером? :-)

В двухэтажных поездах в стоимость билета не входит горячее питание, как во многих одноэтажных фирменных составах. Есть лишь небольшие наборы

Таким я увидел двухэтажные вагоны. И в этом небольшом обзоре постарался оставаться объективным, насколько это возможно.

При прочих равных в будущем буду выбирать одноэтажные поезда, но в случае, когда нужно будет сэкономить, наверняка, предпочту двухэтажный купейный вагон одноэтажному плацкартному. Всё-таки в юности я "наелся" плацкартом на много-много лет вперёд. И вроде как РЖД планирует со временем отказаться от плацкартных вагонов вовсе - думаю, это верный вектор развития.

В принципе, если выбирать нижние места, то по большому счёту в двухэтажных вагонах нет ничего криминально неприятного. Да, они проигрывают в нюансах, но зато кто-то сможет за те же деньги совершить поездку в купе вместо плацкарта.

P.S. Да, чуть не забыл об одном прикольном и неоспоримом преимуществе двухъэтажного вагона - там дети могут бегать по кругу. Конечно же, это гораздо интереснее, чем туда-сюда по коридору в обычном поезде. :-)

Комфортабельные двухэтажные поезда начали курсировать по железным дорогам России не так давно. Первым был пущен состав "Москва - Адлер" 103/104. На настоящий момент билет на такой же поезд под номером 5/6 имеют возможность приобрести жители столицы, желающие добраться до Санкт-Петербурга. Ходит и еще один такой состав - из Москвы до Казани (23/24).

Чем удобны такие поезда

К преимуществам двухэтажных составов относят в первую очередь:

  • возможность перевозки сразу большого количества пассажиров;
  • возможность продажи билетов по не слишком высокой стоимости;
  • экологичность эксплуатации.

Выглядят двухэтажные вагоны РЖД (фото см. ниже) довольно-таки необычно. Высота их составляет 5 метров 25 см. Сконструированы они и построены отечественными инженерами. Билеты за проезд в таких составах стоят примерно на 22% меньше, чем в обычных. Снизить цену на них РЖД удалось именно благодаря тому, что появилась возможность перевозить за один рейс гораздо большее число пассажиров. Однако, судя по отзывом, ехать в двухэтажном составе не так удобно, как в обычном поезде.

Основные особенности

Помимо обычных пассажирских в состав двухэтажных поездов включен и вагон-ресторан. Собственно сам обеденный зал расположен на втором этаже. На первом находятся кухня и помещение для мытья посуды. Готовые блюда подаются наверх по специальному лифту. Это же устройство используется для спуска вниз грязной посуды. Рассчитан зал ресторана на 48 человек. В баре одновременно могут разместиться шестеро.

Все двухэтажные вагоны поезда собраны по особым энергосберегающим технологиям. Весят они всего по 64-66 тонн. Для сравнения: вес одноэтажного составляет 58 тонн. При этом вместимость вагона нового поезда почти в два раза больше. Централизованная система энергосбережения в таких вагонах позволяет снизить энергозатраты на 35-40%.

Помимо ресторана в состав такого поезда входит штабной вагон. Рассчитан он всего на 50 пассажиров. При этом в нем имеются места для инвалидов и сопровождающих их лиц. Билеты в этот вагон стоят столько же, сколько и в другие. Однако льготники имеют возможность ездить в нем бесплатно.

Двухэтажный состав способен развивать большую скорость, чем одноэтажный. Доехать на нем до места назначения можно на 2-3 часа быстрее. Идет двухэтажный поезд со скоростью примерно 160 км/ч.

Вагоны в двухэтажных составах

Ехать в таком поезде не настолько удобно, как в обычном, но все же он довольно-таки комфортабелен. На входе в двухэтажные вагоны имеется специальный подъемник. Инвалиды имеют возможность попасть внутрь состава, не вставая с коляски.

Все двухэтажные вагоны оснащены системами кондиционирования. Проходы внутри состава по ширине точно такие же, как в обычных поездах. Лесенка на второй этаж не слишком крутая и оборудована перилами. На промежуточной площадке установлено специальное зеркало. Необходимо оно для того, чтобы поднимающиеся пассажиры видели спускающихся, и на лестнице не образовывались пробки.

Каждый двухэтажный вагон (фото коридора можно видеть выше) оснащен табло температуры. За порядком проводник имеет возможность следить посредством системы видеонаблюдения. Переходить из вагона в вагон в двухэтажном составе гораздо удобнее, чем в обычном. Ничего здесь не грохочет и не шатается (все абсолютно герметично). В каждом двухэтажном вагоне имеется по три биотуалета. Титан с горячей водой находится не в коридоре, как в обычных составах, а в рабочем помещении проводника.

Купе

Плацкартных мест в двухэтажных вагонах нет. Купе практически идентичны обычным. Отличие состоит в том, что они оборудованы розетками на 220 вольт. Помимо этого, в поездах работает бесплатный Wi-Fi. Пассажиры имеют возможность, к примеру, брать с собой ноутбук и выходить в интернет. В этом двухэтажные вагоны РЖД (фото ниже демонстрирует обстановку в купе) в плане удобства обычные плацкартные, конечно же, превосходят.

Некоторый дискомфорт в купе таких поездов испытывают в основном те, кто купил билет на верхнюю полку. В этом плане двухэтажный вагон (фото внутри него это демонстрирует наглядно) на самом деле от обычного отличается не в лучшую сторону. Дело в том, что расстояние между поверхностью полки и потолком очень маленькое. Несмотря даже на отсутствие верхнего багажного отделения сесть, свесив ноги, пассажиру не удастся.

В общем, двухэтажные вагоны новых поездов РЖД достаточно хорошо оснащены. Но, разумеется, слишком уж удобным бюджетный состав быть не может. Однако добраться на таком поезде до места назначения можно все же с относительным комфортом. Да и заплатить за проезд придется немного меньше, чем за поездку в обычном вагоне.

В России появился первый двухэтажный поезд. Двухэтажный поезд уже отправился по маршруту Москва-Адлер 1 ноября.

Пассажирами первого рейса стали журналисты и волонтеры Олимпиады в Сочи-2014. Время, проведенное пассажирами нового поезда в пути, составит 25 часов 19 минут - на час с небольшим меньше, чем на обычном поезде. В ближайшем будущем поезд будет преодолевать этот же путь всего за 22 часа.

Из плюсов нового поезда РЖД отмечает плавность езды, бесплатный вай-фай, 3 туалета вместо двух в вагоне, а также небольшая экономия на билетах. Верхняя полка в купе двухэтажного поезда будет стоить 3206 рублей против 4530 в обычном поезде, пишет pro-goroda.ru

На первый взгляд кажется, что у двухэтажного поезда одни только плюсы. Но наблюдательные Интернет-пользователи уже обсудили нововведение со всех сторон и нашли ряд минусов, о которых умолчали представители РЖД. Пользователь с ником Alexid1 на форуме yaplakal.com наглядно описал недостатки двухэтажного поезда.

Недостаток первый. Обслуживание В обычном купейном вагоне 36 мест. В новом двухэтажном 64 места. Вам придется дольше ждать обслуживания, потому что проводников больше не стало. Их по прежнему двое. А пассажиров в двухэтажном вагоне больше на 28 человек. Даже больше чем в плацкартном вагоне, где 54 пассажира. Значит чай принесут медленнее, чем в плацкарте. Также дольше придется ждать посадки в вагон. А платите вы как за обычный одноэтажный купейный вагон. Нам говорят, что будет больше билетов, чем в обычных поездах, но это тоже не совсем так. Никто не будет гонять лишние вагоны, просто если пассажиров будет меньше на какое-то направление, то и число вагонов сократят пропорционально.

Недостаток второй. Лестницы Пожилые люди и инвалиды будут особо благодарны РЖД за необходимость таскать на второй этаж чемоданы. Даже с первого этажа будет небольшая лестница, чтобы пройти к выходу. Только один вагон во всем составе будет одноэтажным. И конечно места в него будут раскупаться в первую очередь.

Недостаток третий. Багаж Кстати о чемоданах и сумках. Багажной полки над входом в купе больше нет. Ни на первом ни на втором этаже. Куда складывать большой багаж 4 пассажирам непонятно. Также на этой полке проводники обычно размещали одеяла и подушки, чтобы не занимать нижние полки. Сейчас они будут мешаться.

Недостаток четвертый. Вентиляция Я часто езжу в купейных вагонах фирменных поездов. Все они новенькие, однако непрерывная вентиляцию работает только в одной поездке из пяти. Обычно вентиляцию включают вечером, а на ночь выключают. Я говорю не о кондиционировании, а о банальном притоке свежего воздуха. В купе давно ставят герметичные неоткрывающиеся окна, и когда едут 4 пассажира, а вентиляция не работает несколько часов подряд, то дышать просто нечем. Даже не представляю как астматики и сердечники переносят такую пытку. Это грубейшее нарушение санитарных норм многие годы сходит с рук РЖД. В двухэтажных вагонов будет еще тяжелее, т.к. объем купе стал значительнее меньше, из-за сниженного уровня потолка и отсутствия пространства где была багажная полка. Вы можете подумать, что в новейших вагонах вентиляция будет работать. Я очень в этом сомневаюсь, поскольку даже в фирменном поезде 01/02 Москва-Владивосток, где используются новейшие вагоны со сдвоенными туалетами в одном конце вагона, вентиляцию вообще не включают за всю поездку! Много раз ругался с проводниками — они ссылаются на разные технические проблемы. Таким образом, риск в буквальном смысле задохнуться при отключенной вентиляции еще больше увеличивается в двухэтажном вагоне. Многие удивляются разбитости после поездке в ночном поезде - еще бы не болела голова - если всю ночь не было вентиляции, и воздух не соответствовал никаким санитарным нормам!

Недостаток пятый. Туалеты Вот смотрите. В обычном купейном вагоне 36 мест и 2 туалета. Получается 1 туалет на 18 пассажиров. В двухэтажном вагоне 64 места и 3 туалета - 1 туалет на 21 пассажира. Туалеты будут загруженнее на 15%. Не самая большая проблема, но и в этом отношении станет чуть похуже.


Недостаток шестой. Тамбур и курильщики
Тамбур с противоположной стороны от купе проводника вообще убрали. И курить больше негде. По идее это замечательно. Да и новый закон РФ запрещает курение в поездах. Я сам не курю и терпеть не могу табачный дым, который проникает в корридор из тамбура в обычных вагонах. Но ведь реальность в России такова, что многие курильщики-эгоисты все равно захотят курить и будут это делать в туалетах. И все будут вынуждены отравляться табачным дымом при посещении туалетов. А в тамбуре где вход в вагон проводники не разрешают курить — они там сам часто ходят и проводят всякое обслуживание систем вагона.

Недостаток седьмой. Риск травматизма Еще раз о лестницах. В отличие от Европы наши ж/д пути не так идеально проложены и вагоны не так продуманы в плане комфорта подвески и вагоны весьма сильно качает во время движения. Риск получить травму при спуске по лестнице, когда вы собрались в туалет весьма велик. Или если вам надо принести горячий чай или кипяток. Да и качать второй этаж будет посильнее.