Новый двухэтажный поезд РЖД… (28 фото). Расположение мест в двухэтажном вагоне

  • 26.09.2019

Первый двухэтажный вагон сделали мастера Тверского вагоностроительного завода в 1905 году. И спустя 108 лет – в ноябре 2013 года двухэтажный вагон этого же завода отправился в путешествие по России. По каким же маршрутам в России ездят сейчас двухэтажные поезда, что в них особенного и какие услуги можно получить в непривычных пока для нас вагонах?

Двухэтажные поезда в России: где и когда они появились?

Идея двухэтажного поезда владела умами инженеров еще в позапрошлом веке. Результатом разработок стал выпущенный на Тверском вагоностроительном заводе в 1905 году двухэтажный вагон. Предназначался он для дальних перевозок, и первый этаж отводился для животных и домашнего скота.

В СССР несколько раз предпринимались попытки пустить двухэтажные поезда. Сначала пробовали закупать вагоны производства ГДР. Они курсировали на некоторых пригородных маршрутах. Затем были попытки создать собственные варианты. Ленинградский завод имени Егорова выпустил прототип, в котором первый этаж был спальным, а второй – с сидячими местами. Дальше пригородных и показательных запусков дело не пошло.

С 2007 года в РЖД работали над проектом двухэтажных поездов. Искали технологии, формировали заказ. Двухэтажные вагоны взялся изготовить тот самый Тверской вагоностроительный завод, в 2013 году первый двухэтажный вагон был сдан заказчику. И в том же году двухэтажный состав двинулся по маршруту Москва – Адлер.

Сейчас составы с двухэтажными вагонами курсируют на 10 маршрутах. В основном, двухэтажными являются фирменные скорые поезда.

  • № 642/641, Ростов-на-Дону – Адлер;
  • № 003/004, Кисловодск – Москва;
  • № 23/24, Москва – Казань;
  • № 5/6, Москва – Санкт-Петербург;
  • № 7/8, Москва – Санкт-Петербург;
  • № 103/104 Москва – Адлер;
  • № 738/737 Москва – Воронеж;
  • № 49/50 Москва – Самара;
  • № 35/36 Санкт-Петербург – Адлер;
  • № 740Ж/739Ж Москва – Воронеж.

По программе модернизации подвижного состава РЖД количество двухэтажных поездов на маршрутах планируется постепенно увеличивать.


Особенности двухэтажных поездов

В отличие от экспериментов прошлого века полноценные спальные купе в современных вагонах расположены на обоих этажах. На второй пассажиры попадают по обычным лестницам. Они не слишком широкие, но «картину, корзину, картонку» по ним легко пронести.

Многие пессимисты ожидали, что купе на втором этаже окажутся с низкими потолками, их опасения не оправдались. Высота потолков стандартная и комфортная для пассажиров на обоих этажах.


Между вагонами – комфортные переходы-«гармошки». Двери между ними открываются автоматически после нажатия кнопки. Гремящие стыки между вагонами с разъезжающимися под ногами пластинами остались в прошлом.

Пассажиры отмечают комфорт, безопасность и хорошую оснащенность двухэтажных вагонов. Купе закрываются индивидуальным магнитным ключом, который выдают пассажиру в момент посадки. В вагоне стеклопакеты, энергосберегающие светильники. Установлены системы кондиционирования и отопления. Система наблюдения, контроля и мониторинга передает данные в купе проводника. Пассажиры могут быть спокойны за свою безопасность. Также в купе есть две розетки для подключения бритвенных приборов и мобильных устройств.

Комфорт складывается из мелочей. Помните радио в старых вагонах, выключить которое мог только проводник? В купе двухэтажного поезда вам решать, когда слушать музыку, а когда нет.


Плюсы двухэтажных вагонов

Какие еще плюсы можно отметить в двухэтажных вагонах, помимо современного дизайна купе и хорошего уровня комфорта?

  • Число перевозимых пассажиров больше по сравнению с обычными. В новых поездах по 64 спальных места в вагоне, в обычных в купейном вагоне помещаются 36 человек.
  • Стоимость проезда в двухэтажном поезде ниже, чем в обычном купе, потому что больше пассажиров. По сравнению со скорыми фирменными вагонами того же класса билеты дешевле на 20–25 %.
  • Экологичность. В вагонах установлены энергосберегающие светильники и системы теплоснабжения, биотуалеты, специальные контейнеры для раздельного сбора мусора.

При покупке билетов на фирменный двухэтажный поезд действует программа динамичного ценообразования. Чем раньше вы берете билеты, тем дешевле они обходятся. С приближением даты поездки цена может возрастать в зависимости от востребованности и загруженности ж/д направления.

Заказывая билеты на двухэтажный поезд, обратите внимание, что для каждого этажа отдельная схема размещения.

Услуги в двухэтажных поездах

За стоимость билета вам предоставят:

  • постельное белье;
  • верхнее место в купе и все места в СВ будут уже застелены;
  • питьевую воду;
  • питание (один раз);
  • санитарно-гигиенические принадлежности;
  • Wi-Fi;
  • в вагонах повышенной комфортности – плазменные экраны для просмотра кинофильмов или новостных каналов.

В фирменных двухэтажных поездах работает вагон-ресторан. На первом этаже расположены бар и кухня, на втором – ресторанный зал.


В вагонах есть купе, оборудованные подъемником и широкими полками, для маломобильных пассажиров.

Хорошая новость для любителей домашней еды и родителей маленьких детей – в пассажирских вагонах установлены микроволновки. Можно сделать горячий бутерброд или разогреть взятую из дома еду.

Двухэтажные поезда сейчас связывают юг и центр России. Есть маршруты из Москвы в Казань, Самару, Воронеж. Планируется, что в будущем на большинстве маршрутов дальнего следования двухэтажные вагоны полностью заменят плацкартные.


Последний раз на поезде я ездила 2 года назад из Москвы в Донецк, до этого последний раз ездила еще лет 5 назад, и как-то особой разницы со своими детскими воспоминаниями не заметила (в детстве каждое лето катались к бабушке и обратно, так что воспоминания очень четко врезались в память) - тесное купе, из окна дует, в купе то холодно, то жарко, грязноватый стол, винтажные матрасы, для которых сначала надо взять белье у проводника, а потом сдать (отдельный квест и развлечение). В тамбур выйти страшно не говоря о том чтобы пройти между вагонами, а чего только стоит ожидание очереди в туалет рядом с мусорным баком, который неизменно к концу пути был переполнен? А грязный туалет которым нельзя было пользоваться на остановках?
Но когда мне предложили поехать в Питер и обратно на поезде - любопытство победило страх. Уж очень заманчиво оказалось из центра Москвы попасть прямиком в центр Питера просто поспав ночью. На самолете быстрее, и по цене иногда выходит как на поезде, но тут надо не забывать что надо добраться в аэропорт и из аэропорта, прийти за час до посадки... короче, не самый комфортный вариант получается для относительно близких расстояний. Был еще экстремальный вариант поехать на машине, но это мне пришлось бы в одиночку гнать ночью после рабочей недели 800 км, без надежды отоспаться в будущие пару дней. Так что поезд показался самым разумным и удобным способом, да и вспомнить ощущения от стука колес и проносящихся за окном пейзажей было интересно.



Самое необычное что появилось на железной дороге за то время пока я не пользовалась их услугами - двухэтажные вагоны. Они были запущены примерно год назад. Сейчас ходит два поезда – в Адлер и в Санкт-Петербург, оба из Москвы.
Двухэтажный вагон рассчитан на перевозку 64 человек, и был под завязку забит веселыми китайскими гражданами-туристами. Входим в вагон - тут светло и чисто, ровненький ряд дверей купе. Помните, раньше в поездах в купейных вагонах в коридоре были откидывающиеся крeсла? Таких кресел тут нет. На второй этаж ведет лестница и внешне коридор первого этажа не отличается от коридора второго.

Сами купе тоже претерпели значительные изменения, пожалуй, только компоновка осталась как раньше, только теперь полки в купе сразу заправлены бельем.
А помните, как выходили из купе по очереди позволяя соседям достать матрас? Застелить все, стараясь при этом чтобы пыль не летела во все стороны и никого не задеть руками? Теперь можно сразу ложиться спать без лишних телодвижений.
Еще мне показалось что полки стали длиннее - во всяком случае в этот раз ноги у меня не упирались в стену. визуально места здесь точно не больше, чем в обычном купе. Работал кондиционер. В окнах стеклопекты "прощай сквозняк”. Но в этом есть и другая сторона – если кондиционер сломается, есть шанс сварится, окна не открываются. Две розетки “радость айфона”, прямо в купе. Светильники, зеркало, стол застелен чистой скатертью, есть вешалки. утверждается, что дорожный набор ванных принадлежностей включен в стоимость, но мне было лень идти за ним к проводнику.

Туалет - это практически шедевр. И это не сарказм. Самое главное - им можно пользоваться в любое время. Тут чисто, довольно просторно (правда нет того романтичного окна справа за ручку которого было так удобно держаться), есть салфетки и мыло, практически нанотехнологичная кнопка смыва. Таких туалетов в двухэтажном вагоне три (по сравнению с плацкартным вагоном туалетов на человека стало больше, по сравнению с купейным – меньше). Тамбур рядом с туалетами немного расширяется, поэтому нескольким людям вполне комфортно стоять, ожидая своей очереди – забавно, что это продумали. А еще на табло в вагоне выводится "статус туалета", в смысле занято там или нет. Очень удобно. Правда, можно было пойти дальше и сделать такой индикатор прям в купе, чтобы зря с полки вставать не надо было.

Отдельное развлечение - проход между вагонами. Никаких страшных гармошек с трясущимся полом и мелькающими шпалам и грязных тамбуров. Теперь тут веселые оранжевые двери с серебристой гофрой, жесткий пол, тут тихо и совершенно не страшно. Я помню тот панический детский страх когда надо было пройти между вагонами - безумно страшно было провалится, да и просто темно и очень-очень шумно. Теперь же двери между вагонами открываются по нажатию кнопки с тихим пневматическим звуком, а закрываются и вовсе автоматически позволяя беспрепятственно двигаться к намеченной цели (но курильщики будут страдать – убить сигарету здесь решительно негде.)

Цель у меня была. Не помню чтобы я когда-нибудь была в вагоне ресторане, поэтому из этнографически-исследовательского интереса решила сходить. В вагоне-ресторане тоже два этажа, на втором сам ресторан, на первом подсобные помещения и бар. Говорят, кормят вкусно и относительно Московских цен не очень дорого, но было поздно, есть не хотелось а хотелось спать поэтому сделав пару кадров предпочла пойти спать.

Из приятных плюшек – в двухэтажном поезде есть WiFi, правда, есть подозрение, что работает он просто через модем от сотового оператора: то есть, когда сотовая связь есть, есть и интернет. А когда поезд мчится в глуши, а базовые станции за десятки километров – его нет.

На двухэтажнике (номер 006) я ехала из Петербурга в Москву. В Питере же я оказалась на другом поезде, одноэтажном (№004 «Экспресс», так написано в билете). Там практически все тоже самое - чисто, тихо, хороший туалет, но нет wifi и одна розетка на купе. Но меня поразило что пассажирам предлагается легкий ужин - в купе прямо на столе стояли коробочки с водой, печеньками и йогуртом, а проводница спросила что мы хотим на завтрак (был выбор из трех блюд - каша, сырники, оладьи) и утром принесла - это был шок! Впервые в поезде дали нормальную горячую еду (бесплатно).

Правда, за чай в фирменном подстаканнике пришлось заплатить 30 рублей. Интересно, кстати, это такой способ проводников заработать себе чаевые, или в этом поезде действительно завтрак и ужин включены в стоимость билета, а чай за отдельную плату? В таком случае "где же чек??"? Но и цена на билеты в этом поезде повыше чем в "двухэтажном".

Кстати, сейчас у РЖД на некоторых поездах гибкая система ценообразования, практически как в самолетах – чем больше спрос (чем меньше мест в поезде осталось), тем дороже.

Вот для прикидки цены через неделю (подозреваю, что это не очень далеко от возможного минимума):


Купе с двухэтажном вагоне с отправлением "завтра" обойдет уже больше 3000 рублей (если места раскуплены – а они обычно все и раскуплены).

По моим впечатлениям РЖД сделало довольно большой шаг вперед в плане развития качества обслуживания и комфорта, но без особенностей тоже не обошлось. Сразу скажу, к вагону фирменного поезда у меня вообще претензий нет - там все было очень круто (правда, без wifi). А вот пара замечаний по двухэтажному вагону найдется:
1. Лестница - пожилым людям и тем у кого тяжелые чемоданы лучше сразу выбирать места на первом этаже
2. Клаустрофобия - тем кто не очень любит замкнутые пространства и низкие потолки лучше не брать верхние места на втором этаже. Потолок там немного скошен в сторону окна, и нависает совсем низко над головой
3. Место для багажа. Я вполне допускаю, что нам как-то не повезло и у нас было особенное купе (крайнее к лестнице), но под нижней койкой был какой-то металлический технический ящик который занимал практически все место. Так что нам с трудом удалось впихнуть мой рюкзак (по размеру как ручная кладь в самолете) и Танин чемодан (не намного больше). Что будут делать люди с большими сумками, детскими колясками, лыжами, велосипедами мне даже представить страшно, потому что "третьей полки" на которую это все запихивалось в старых вагонаx тут нет. Очень хочется надеяться, что где-то есть багажное отделение которым можно будет воспользоваться в случае необходимости. Если у вас большой багаж – лучше берите другой поезд.
4. Бедные проводники. Вагон стал двухэтажным, количество пассажиров удвоилось (по сравнению с обычный купейным вагоном), а проводников по прежнему двое. Нам проводник честно сказал, что если что-то нужно (чай или что-то еще), то лучше сразу к нему идти, а не ждать пока он принесет, потому как обслуживать полсотни китайцев он будет несколько часов.

В 2013 году сформирован первый поезд с двухэтажными пассажирскими вагонами производства вагоностроительного завода города Твери. С недостатками одноэтажных вагонов мы сталкивались не раз и представляем их. А вот недостатки поездки в двухэтажных вагонах нам еще неизвестны.

Двухэтажные вагоны имеют свои специфические недостатки, отличные от одноэтажных вагонов:
- В купейном двухэтажном вагоне почти в два раза больше мест (вместо 36 стало 64), но проводников осталось тоже количество, соответственно обслуживание будет медленнее (чай придется дольше ждать) и время посадки в вагон увеличится (очередь будет длиннее).

В двухэтажном вагоне существуют лестницы не только на второй этаж, но и на первый, что особенно неприятно при тяжелом багаже. Особенно пострадают пожилые пассажиры, которым придется таскать багаж по лестницам. Это обстоятельство усугубляется тем, что количество пассажиров увеличится и создаст определенные трудности при переходе по лестницам.

В двухэтажном вагоне отсутствует багажная полка (третья полка). Непонятно куда должны девать багаж 4 пассажира купе. Скорее всего ограничат количество багажа.

В двухэтажном вагоне отсутствует титан. Вместо него обычный электрический чайник. Сколько раз его надо будет кипятить и сколько это будет занимать времени неизвестно. Стоит не забывать, что количество пассажиров почти в два раза больше.

Высота потолка в купе двухэтажного вагона ниже, чем в одноэтажном, поэтому владельцы верхних полок не смогут сидеть – не хватает высоты.

Новые двухэтажные вагоны имеют вентиляцию (приток свежего воздуха) только во время движения поезда. Форточки отсутствуют и вагон герметично закупорен оконным стеклопакетом. Кондиционер только охлаждает воздух, но не меняет на свежий. Объем купе значительно сократился за счет снижения высоты. Летом во время жары или вынужденных остановок будет значительно хуже переносить поездку. Тем более, что в вагоне находится 64 пассажира вместо 36, это больше чем в плацкартном вагоне (54 пассажира). Если же выйдет из строя кондиционер, то катастрофа.

Передвигаться по коридору второго этажа придется слегка пригнувшись особенно людям высокого роста, так как стена и окна скошены к потолку высотой 2 метра.

В обычном купейном вагоне на 36 пассажиров – 2 туалета (1 туалет на 18 пассажиров), в двухэтажном на 64 пассажира – 3 туалета (1 туалет на 21 пассажира). Стало чуть хуже.

Двухэтажные вагоны стали выше и во время движения такие вагоны еще больше раскачиваются, чем одноэтажные, что вызовет неприятные ощущения особенно на втором этаже. Перемещение по лестницам во время движения (особенно пожилым людям) чреваты травмами. Стоит отметить, что по лестницам будут носить и горячий чай, что также создаст дополнительные опасности.

Иллюзорным выглядит и то что билеты будут значительно дешевле. РЖД не упустит выгоду. Особенно жаль будет если РЖД не сделает альтернативы двухэтажным составам.

Двухэтажные вагоны российской железной дороги входят в состав поезда Москва – Адлер. РЖД планирует выпустить поезда с двухэтажными вагонами с сидячими местами на маршруты Москва – Смоленск и Москва – Белгород, Москва – Саратов. Двухэтажные вагоны изготавливаются в варианте купе (64 места), СВ (30 мест), вагон-ресторан, сидячие вагоны бизнес-класса (58 мест), сидячие вагоны эконом класса (104 места). В обеденном зале двухэтажного вагона-ресторана находится 48 мест и шесть мест в баре. Длина двухэтажного вагона практически как у обычного (двухэтажный вариант длиннее на 70 сантиметров), а высота вагона стала – 5,25 метра.

Главное отличие купе двухэтажного вагона от купе обычного – отсутствие верхних багажных ниш и высотой потолка. Вместо 2,5 метров в обычном вагоне, в двухэтажном вагоне высота потолка – 2,1 метра. Перед конструкторами двухэтажного вагона ставилась задача «втиснутся» в габариты обычного вагона. Это достигнуто за счет размещения купе первого этажа между колесными тележками. Теперь, что бы пройти в купе первого этажа пассажирам надо будет спуститься по лестнице, а на второй этаж соответственно подняться. Вход в вагон, купе проводника, туалеты размещаются размещаются на «среднем» уровне.

На схеме двухэтажного вагона цифрами обозначены:
1 – тамбур
2 – служебное помещение
3 – купе проводника
4 - лестница тормозного конца вагона
5 - пассажирское купе первого этажа
6 - лестница не тормозного конца вагона
7, 8, 9 – туалеты
10 – подсобное помещение
11 - коридор не тормозного конца вагона
12 - большой коридор I этажа
13 - коридор тормозного конца вагона
14 - большой коридор второго этажа
15 - пассажирское купе второго этажа.
Красным цветом с 1 по 16 обозначены номера купе. В четырехместном варианте купе, места располагаются (нечетные места – нижние места, четные места верхние места):

Первый этаж :
купе №1 – 1, 2, 3 и 4 место,
купе № 2 – 5, 6, 7 и 8 место,
купе № 3 – 9, 10, 11 и 12 место,
купе № 4 – 13, 14, 15 и 16 место,
купе № 5 – 17, 18, 19 и 20 место,
купе № 6 – 21, 22, 23 и 24 место,
купе № 7 – 25, 26, 27 и 28 место,
купе № 8 – 29, 30, 31 и 32 место.

Второй этаж :
купе № 9 – 81, 82, 83 и 84 место,
купе № 10 – 85, 86, 87 и 88 место,
купе № 11 – 89, 90, 91 и 92 место,
купе № 12 – 93, 94, 95 и 96 место,
купе № 13 – 97, 98, 99 и 100 место,
купе № 14 – 101, 102, 103 и 104 место,
купе № 15 – 105, 106, 107 и 108 место,
купе № 16 – 109, 110, 111 и 112 место.

Нумерация двухэтажного вагона класса СВ:
Первый этаж
купе № 1 – 1, 2 место,
купе № 2 – 3, 4 место,
купе № 3 – 5, 6 место,
купе № 4 – 7, 8 место,
купе № 5 – 9, 10 место,
купе № 6 – 11, 12 место,
купе № 7 – 13, 14 место,
купе № 8 – 15, 16 место.

Второй этаж
купе № 9 – 81, 82 место,
купе № 10 – 83, 84 место,
купе № 11 – 85, 86 место,
купе № 12 – 87, 88 место,
купе № 13 – 89, 90 место,
купе № 14 – 91, 92 место,
купе № 15 – 93, 94 место,
купе № 16 – 95, 96 место.

Двухэтажный вагон может иметь 64-ти местный и 30-ти местный варианты. В 64-ти местном вагоне – четырехместные купе, а в 30-ти местном вагоне двухместные купе.
Пассажирские купе двухэтажного вагона РЖД оборудованы: двумя нижними местами и двумя верхними (в 30-ти местном отсутствуют), в двухместном купе имеются полочки для мелких вещей, под оконным столом, лестницей и поручнем для влезания на верхние спальные места (в двухместном варианте – отсутствует), крючками для одежды и зеркалом на двери.

Двухэтажный вагон с сидячими местами

В двухэтажном вагоне экономического класса будет размещаться 104 кресла. В вагоне бизнес-класса на каждом этаже будет размещено по 29 кресел повышенной комфортности.Кресла в бизнес-классе могут поворачиваться в сторону движения поезда или же собеседники могут повернуть кресла друг к другу. Все двухэтажные вагоны оборудованы кондиционерами и Wi-Fi с Интернетом.

Многим из нас кажется, что появились совсем недавно, с пуском маршрута Москва - Адлер. Однако их история в нашей стране насчитывает уже более полутора веков. Начнем с главных особенностей этого обновленного средства перевозки.

Двухэтажный вагон: ключевые моменты

Двухъярусный, - модернизация обычного пассажирского вагона для пущей пассажировместимости. Здесь предусмотрено двухуровневое расположение салонов (один над другим). Самыми показательными примерами являются TGV Duplex, Shinkansen E4, Shinkansen E1.

В зависимости от своей конструкции, такой вагон может вместить на 40-70% больше пассажиров. Учитывая то, что для прохождения путепроводов, туннелей, электрифицированных участков маршрута с навесной контактной сетью требуется ограниченная высота состава, конструкторы таких вагонов идут на всевозможные хитрости: первый этаж опускают как можно ниже между тележками, уменьшают высоту обоих салонов. В туристических двухэтажных поездах нижний уровень выполняет техническое назначение, оттого его высота небольшая, а верхний - более просторный, комфортабельный, нередко с панорамным остеклением. Ниже представлена краткая сравнительная характеристика.

Российские двухэтажные поезда

Есть ли в России двухэтажные поезда? РЖД предлагает пассажирам четыре вида таких вагонов:

  • купе (64 вместо 36 мест);
  • СВ (30 вместо 18);
  • штабной вагон-купе (50 вместо 18-24 мест);
  • ресторан (44-48 мест для посетителей обеденной зоны).

Двухэтажные поезда в России обладают целым списком особенностей:

  • климат-контроль - кондиционирование и отопление;
  • герметичные и безопасные межвагонные переходы;
  • энергосберегающее светодиодное освещение;
  • три биотуалета, которыми можно пользоваться вне зависимости от стоянок;
  • лестницы с и удобными поручнями;
  • электропитание вагонов ведется только от электровоза;
  • система навигации и спутниковой связи ГЛОНАСС в штабном вагоне;
  • модернизированная система безопасности - видеонаблюдение, управление доступом и охраной состава.

Купе в двухэтажном вагоне

Двухэтажные поезда в России (СПб, Москва, Самара и другие направления) имеют следующие особенности своих купе:

  • стандартные места для отдыха и сна, светильники, столик, зеркало;
  • лестницы для подъема на верхнее место;
  • полочки для мелкого багажа;
  • возможность доступа в купе только при помощи магнитного индивидуального ключа;
  • две розетки (100 Вт) для подзарядки мобильных, ноутбуков и прочей электроники;
  • застил всех постельных мест в СВ и верхних в купе;
  • индивидуальный ЖК-дисплей для просмотра медиафайлов у каждого пассажира (СВ), выход для наушников (купе, СВ).

Дополнительно пассажирам предлагаются следующие услуги: питьевая и кипяченая вода на всем маршруте, санитарные и гигиенические принадлежности, продажа сувениров, чайных и кондитерских изделий.

Двухэтажные поезда в России: маршруты

На всех направлениях следования двухуровневых составов РЖД гарантирует:

  • возможность более доступной цены билета из-за большей пассажироемкости;
  • минимальный вред окружающей среде из-за использования новых материалов и технологий в изготовлении вагонов;
  • удобные графики движения (двухъярусные составы - скорые).

Ниже представлены направления, куда ходят двухэтажные поезда в России.

Положительные отзывы пассажиров

Положительные черты, которые отметили пассажиры, опробовавшие двухэтажные поезда в России:

  • уют, комфортность;
  • новые современные вагоны;
  • доступная цена;
  • уменьшение времени пути;
  • вежливый и доброжелательный персонал;
  • удобство пользования биотуалетами;
  • устройство доступа в купе;
  • бесплатный WI-FI;
  • высокое качество еды в ресторане;
  • безопасность;
  • чистота;

  • наличие мест для инвалидов;
  • предварительно застланное проводниками спальное место;
  • розетки непосредственно в купе;
  • кнопка вызова проводника;
  • на верхнем этаже практически не слышен шум движения;
  • система кондиционирования;
  • необычность для российского путешественника.

Негативные аспекты

Не скрылись от глаз пассажиров и недостатки двухуровневого новшества:

  • Обслуживание. Если раньше два проводника приходилось на 36-местный вагон, то сейчас такое же количество работников предусмотрено на 64 пассажира.
  • Наличие лестниц. Чтобы попасть на второй этаж, нужно преодолеть довольно крутые ступеньки.
  • Исчезла верхняя багажная полка над входом - багаж теперь можно хранить только в рундуках.
  • Туалеты. Двухэтажные поезда в России имеют только три кабинки - одну на 21 пассажира (вместо 18, как в обычном купе).
  • Сильная качка. Из-за особенностей российских железных путей велика вероятность сильной качки на втором уровне. Небезопасно будет во время пути находиться на лестнице.

Также среди недостатков пассажиры отмечают низкие потолки, не отрегулированный климат-контроль, неприятный запах в вагонах, неприветливых проводников, узкие места для сна, неудачное расположение окон (слишком низкие), перебои в работе WI-FI, завышенные цены на продукты, некачественную, невкусную еду в пайке для СВ.

История двухэтажных вагонов в России

30 октября 2013 года из Адлера в Москву отправился двухэтажный состав из 15 вагонов Перед этим в августе в Минеральных Водах было открыто первое российское депо для двухъярусных составов. Но перечисленные события отнюдь не являются началом истории двухэтажных составов в нашей стране - первые такие вагоны были построены еще в 1864 году на Коломенском заводе. "Кукушка" (так прозвали поезд из-за неофициального клича "ку-ку", которым машинист знаменовал начало движения поезда) курсировала между Петергофом и Ораниенбаумом, участком пути в густонаселенной дачной местности.

В 1905 году двухуровневые вагоны выпускались на Тверском вагоностроительном вагоне. Вновь их ввели в эксплуатацию только спустя 50 лет - вагоны производства ГДР курсировали между Белгородом и Харьковом, Ковелем и Львовом. По их подобию Ленинградский вагоностроительный завод создал отечественную модель двухэтажного вагона в 70-х. На первом этаже располагались спальные отсеки-купе, а второй этаж был туристическим, обзорным - там были только места для сидения. Выпуск их был ограниченным - всего 16 моделей. На этом история двухъярусных составов снова прервалась, чтобы начать свою новую страницу в наши дни.

Частные поезда

Говоря о новшествах на отечественных железных дорогах, нельзя не отметить, что недавно начали курсировать первые частные поезда в России:

  • Электропоезд "Трансэкспресс" направления Москва - Калуга. Его владелец - "ТрансГрупп АС", которому производство этого транспорта на Димихинском машиностроительном заводе обошлось в 2 миллиона долларов. В каждом из вагонов есть проводники и охранники, поэтому там не мусорят, не пьют спиртные напитки и не курят, ничего не продают и не просят подаяние. Один минус: все вагоны одного класса - третьего.
  • Частный поезд класса люкс "Гранд Экспресс" курсирует по маршруту Москва - Петербург. Состав считается самым комфортабельным в РФ. Среди его услуг: экотуалеты с подогревающимся полом, душ, WI-FI, медиапроигрыватель, система микроклимата, пульт для регулировки освещения, электронные замки с магнитным ключом, кнопка вызова проводника, служба безопасности.

  • 4. Электропоезд "Северстальрельс", Москва - Петербург. Комфортабельный электропоезд, имеющий в своем составе вагоны 1 и 2 класса, два вагона-бара. Состав соответствует всем европейским требованиям к комфорту и безопасности, снабжен системой климат-контроля.

РЖД и частные операторы

Появление частных составов никак не отменяет монополии РЖД. Собственники всего лишь владеют подвижным составом или вовсе его арендуют. При этом они оплачивают предоставление ж/д пути, диспетчерское обслуживание, локомотивную тягу. Что касается льготного проезда граждан, то новые операторы пока что ее не отменяют. Пока налицо тенденция, что РЖД отдает в руки частников самые рентабельные направления, но руководство надеется, что в будущем негосударственные составы преобразят и невостребованные маршруты. В последнее время на российских железных дорогах можно увидеть ряд новшеств - частные поезда, двухуровневые вагоны. Конечно, недостатки можно найти во всем, но такие продвижения в модернизации одного из самых старых видов транспорта в нашей стране не могут не радовать.