История создания Черноморского флота России. Сила «из ничего». История создания Черноморского флота России От Потемкина до «Потемкина»

  • 15.04.2024

1783 год -- год основания города немеркнущей славы Севастополя -- будущей главной базы флота и отечественного Черноморского флота.

Еще в конце 1782 года императрица Екатерина II приняла решение о создании Черноморского военного флота и своим указом от 11 января следующего года предписала Адмиралтейств-коллегий: «Для командования заводимым флотом нашим на Черном и Азовском морях повелеваем тотчас отправить нашего вице-адмирала Клокачева, которому для принятия потребных наставлений явиться у нашего Новороссийского и Азовского генерал-губернатора князя Потемкина. На проезд его Клокачева всемилостивейше пожаловали мы 2000 рублей, да сверх того покуда при командовании там флотом останется, до назначения туда адмирала, производить ему на стол по 200 рублей на месяц. Мы не применем назначить и других флагманов в команду его. Адмиралтейств-коллегия долженствует по требованиям его вице-адмирала подавать ему всякое зависящее от нее пособие». Основным ядром создаваемого флота стали действующие эскадры фрегатов и «новоизобретенных кораблей» Азовской флотилии.

К этому времени Ф. А. Клокачев имел заслуженный авторитет опытного моряка, боевого адмирала и считался одним из самых образованных и порядочных людей своего времени.

Одновременно с созданием Черноморского флота решался и другой важный вопрос. Учитывая, что за прошедшие годы Турция многократно нарушала обязательства, принятые ею по Кючук-Кайнарджийскому договору, продолжала через своих агентов волновать жителей Крыма и Кубани, разжигать междоусобные раздоры в ханстве, князь Г. А. Потемкин провел переговоры с ханом Шагин-Гиреем и склонил войти «под державу Всероссийскую». Обосновывая значение закончившихся переговоров в укреплении позиции России на юге страны, он закончил свой доклад Екатерине II по данному вопросу такими словами: «Всемилостивейшая Государыня! Приобретение Крыма ни усилить, ни обогатить Вас не может, а только покой доставит... с Крымом достанется и господство в Черном море». 8 апреля 1783 года императорским манифестом было объявлено об удовлетворении просьбы хана Шагин-Гирея и принятии Крымского ханства, а также Тамани и всей Кубанской стороны под российскую корону.

«Божиею поспешествующею милостию мы, Екатерина вторая, императрица и самодержица всероссийская, московская, киевская, владимирская, новгородская, царица казанская, царица астраханская, царица сибирская, государыня псковская и великая княгиня смоленская, княгиня эстляндская, ли-фляндская, корельская, тверская, югорская, пермская, вятская, болгарская и инных; государыня и великая княгиня нова-города низовския земли, черниговская, рязанская, полоцкая, ростовская, ярославская, белоозерская, удорская, обдорская, кондийская, витепская, Мстиславская и всея северныя страны повелительница, и иверския земли, карталинских и грузинских царей и кабардинския земли, черкасских и горских князей и инных наследная государыня и обладательница:

В прошедшую с Портой Оттоманской войну, когда силы и победы оружия нашего давали нам полное право оставить в пользу нашу Крым, в руках наших бывший, мы сим и другими пространными завоеваниями жертвовали тогда возобновлению добраго согласия и дружбы с Портой Оттоманской, преобразив на тот конец народы татарские в область вольную и независимую, чтоб удалить навсегда случаи и способы к распрям и остуде, происходившим часто между Россией и Портой в прежнем татар состоянии.

Не достигли мы, однако, и в пределах той части Империи нашей тишины и безопасности, кои долженствовали быть плодами сего постановления. Татары, преклоняясь на чужие внушения, тотчас стали действовать вопреки собственному благу, от нас дарованному.

Избранный ими в таковой перемене бытия их самовластный хан вытеснен был из места и отчизны пришельцем, который готовился возвратить их под иго прежнего господства. Часть из них слепо к нему прилепилась, другая не была в силах противоборствовать.

В таковых обстоятельствах принуждены МЫ были для сохранения целости здания, нами воздвигнутого, одного из лучших от войны приобретения, принять благонамеренных татар в наше покровительство, доставить им свободу избрать себе на место СагибТирея другого законного хана и установить его правление; для сего нужно было привесть военные силы наши в движение, отрядить из них в самое суровое времй знатный корпус в Крым, содержать его там долго и, наконец, действовать противу мятежников силою оружия, отчего едва не возгорелась с Портой Оттоманской новая война, как то у всех в свежей памяти.

Благодарение Всевышнему! Миновала тогда сия гроза признанием со стороны Порты законного и самовластного хана в лице Шагин-Гирея. Произведение сего перелома обошлось Империи нашей недешево; но МЫ, по крайней мере, чаяли, что оное наградится будущею от соседства безопасностью. Время, да и короткое, воспрекословило, однако ж, на деле сему предположению.

Поднявшийся в прошлом году новый мятеж, коего истинные начала от нас не сокрыты, принудил нас опять к полному вооружению и к новому отряду войск наших в Крым и на Кубанскую сторону, кои там доныне остаются: ибо без них не могли бы существовать мир, тишина и устройство посреди татар, когда деятельное многих лет испытание всячески уже доказывает, что как прежнее их подчинение Порте было поводом к остуде и распрям между обеими державами, так и преобразование их в вольную область, при неспособности их ко вкушению плодов таковой свободы, служит ко всегдашним для НАС беспокойствам, убыткам и утруждению войск наших.

Свету известно, что, имея со стороны нашей толь справедливые причины не один раз вводить войска наши в Татарскую область, доколе интересы государства нашего могли согласовать с надеждою лучшею, не присвояли МЫ там себе начальства, ниже отмстили или наказали татар, действовавших неприятельски против воинства нашего, поборствовавшего намерению в уту-шение вредных волнований.

Но ныне, когда, с одной стороны, приемлем в уважение употребленные до сего времени на татар и для татар знатные издержки, простирающиеся, по верному исчислению, за двенадцать миллионов рублей, не включая тут потерю людей, которая выше всякой денежной оценки; с другой же, когда известно нам учинилося, что Порта Оттоманская начинает исправлять верховную власть на землях татарских, и именно: на острове Тамане, где чиновник ея, с войском прибывший, присланному к нему от Шагин-Гирея хана с вопрошением о причине его прибытия публично голову отрубить велел и жителей тамошних объявил турецкими подданными; то поступок сей уничтожает прежние наши взаимные обязательства о вольности и независимости татарских народов, удостоверяет нас вяще, что предложение наше при заключении мира, сделав татар независимыми, не довлеет к тому, чтоб чрез сие исторгнуть все поводы к распрям, за татар произойти могущие, и поставляет нас во все те права, кои победами нашими в последнюю войну приобретены были и существовали в полной мере до заключения мира: и для того, по долгу предлежащего нам попечения о благе и величии Отечества, стараясь пользу и безопасность его утвердить, как равно полагая средством, навсегда отдаляющим неприятные причины, возмущающие вечный мир, между Империями Всероссийской и Оттоманской заключенный, который мы навсегда сохранить искренно желаем, не меньше же и в замену и удовлетворение убытков наших, решилися мы взять под державу нашу полуостров Крымский, остров Таман и всю Кубанскую сторону.

Возвращая жителям тех мест силою сего нашего Императорского Манифеста таковую бытия их перемену, обещаем свято и непоколебимо, за себя и преемников Престола нашего, содержать их наравне с природными нашими подданными, охранять и защищать их лица, имущество, храмы и природную веру, коей свободное отправление со всеми законными обрядами пребудет неприкосновенно, и дозволить напоследок каждому из них состоянию все те правости и преимущества, каковыми таковое в России пользуется; напротив чего от благодарности новых наших подданных требуем и ожидаем мы, что они в счастливом своем превращении из мятежа и неустройства в мир, тишину и порядок законный потщатся верностию, усердием и благонравием уподобиться древним нашим подданным и заслуживать наравне с ними Монаршую нашу милость и щедроту.» -Екатерина -8 апреля 1783 года

Это позволило начать освоение Ахтиарской (ныне Севастопольской) гавани, принятой ранее для базирования флота. Началась подготовка фрегатов и других судов для перехода и постоянного базирования в Ахтиарской гавани. Согласно ведомости тех лет от 13 апреля 1783 года, состав эскадры, назначенной в поход для этой цели, представляется в следующем виде: в подразделении под вице-адмиральским флагом должны идти фрегаты «Девятый» и «Тринадцатый», бомбардирский корабль «Азов», шхуны «Победослав» и «Измаил», поляка «Патмос». Во главе с контр-адмиралом пойдут фрегат «Десятый», корабль «Хотин», шхуна «Вечеслав», поляка «Екатерина» и палубный бот «Битюг». В конце месяца поляки заменили фрегатами. На побережье Крыма прибыл гренадерский батальон, а в конце апреля Капорский и Днепровский полки, на которых была возложена охрана берегов полуострова.

Прибывшие войска заняли ранее подготовленные укрепления, дооборудовали их, построили жилые помещения и образовали центральный магазин-склад.

Несколько дней спустя, ярким солнечным утром 2 мая, в обширную Ахтиарскую гавань вошла первая русская боевая эскадра в составе одиннадцати судов под флагом командующего новым флотом вице-адмирала Ф. А. Клокачева. В ее состав входили «новоизобретенные» корабли «Хотин» и «Азов», 44-пушечные фрегаты «Девятый», «Десятый», «Двенадцатый», «Тринадцатый» и «Четырнадцатый», три вооруженных шхуны и бот.

Гром артиллерийского салюта и грохот отдаваемых якорей свидетельствовали о практическом выполнении манифеста императрицы о включении Крыма в состав России, начале создания Черноморского флота и основании города-крепости Севастополя. Офицеры и команды зимующих здесь фрегатов «Осторожный» и «Храбрый» капитана 1 ранга И. М. Одинцова, а также прибывшие части сухопутных войск торжественно встретили эскадру.

Командующий флотом отдал приказ командирам кораблей капитально располагаться в гавани с учетом предстоящей зимовки. Для этой цели была выбрана Южная бухта, где каждое судно получило постоянное место для стоянки и участок на берегу для постройки казарм и других необходимых помещений. В связи с медленным развертыванием дел по строительству кораблей на Херсонской верфи Г А. Потемкин приказал Ф. А. Клокачеву передать Севастопольскую эскадру во временное командование контр-адмиралу Томасу Федоровичу Мекензи, а «самому без промедления убыть для налаживания судостроения в Херсон».

В последующие дни командующий флотом развернул энергичную деятельность по организации предстоящего базирования кораблей в Ахтиаре, налаживании корабельной службы в новых условиях, предупреждения враждебных действий турецкой агентуры и по другим сторонам жизни эскадры. 8 мая он отбыл в Херсон. За два дня до отъезда адмирал отправил донесение вице-президенту Адмиралтейств-коллегий в Петербурге графу Ивану Григорьевичу Чернышеву, где докладывал о занятии гавани и в части ее оценки писал: «При сем не премину я Вашему сиятельству донести, что при самом входе в Ахтиарскую гавань дивился я хорошему ее с моря положению. Вошедши и осмотревши, могу сказать, что при всей Европе нет подобной сей гавани -- положением, величиной, глубиной. Можно в ней иметь флот до ста линейных судов, ко всему тому же сама природа также устроила лиманы, что сами по себе отделены на разные гавани, то есть военную и купеческую...»

О графе И. Г. Чернышеве следует сказать, что он с 4 июня 1769 года в течение 28 лет являлся вице-президентом Адмиралтейств-коллегий при номинальном президенте этого ведомства -- великом князе Павле Петровиче, назначенном на должность еще в восьмилетнем возрасте. Фактически он осуществлял руководство флотскими делами тех знаменательных лет и единственный в России имел воинское звание генерал-фельдмаршала от флота. Это звание он получил в 1796 году, причем император Павел I пожаловал его с примечанием: «генерал-адмиралом ему не быть».

Деятельность И. Г. Чернышева отличалась завидным многообразием. До назначения в 1763 году членом Адмиралтейств-коллегий и изменения присвоенного ему ранее звания генерал-поручик на вице-адмирал он занимал должности министра, посланника в Дрездене, Вене и Париже, затем стал главным директором в Комиссии о коммерции и мануфактуре и, наконец, в 1761 году был назначен чрезвычайным и полномочным послом в Аугсбурге на генеральном зерном конгрессе. Закончил свою жизнь этот много повидавший человек в 1797 году в Риме.

Выполняя задание Г. А. Потемкина, получившего после присоединения Крыма почетный титул «светлейшего князя Таврического», контр-адмирал Мекензи, оставшийся старшим в Севастополе, развернул строительство порта с адмиралтейством, городских строений и дополнительных крепостных сооружений. На западном берегу Южной бухты корабельные команды и солдаты гарнизона строили из местных материалов казармы, служебные помещения и небольшие домики для офицеров, сажали деревья, обозначали будущую Екатерининскую улицу. В начале июня заложили и в течение лета 1783 года построили первые четыре каменных здания: адмиральский дом, пристань, часовню и кузнечную мастерскую будущего адмиралтейства. Двенадцатого июня Ф. А. Клокачев отправил с нарочным донесение в Петербург, в котором докладывал о состоянии дел, начале судоремонтной деятельности и строительстве Адмиралтейства в Ахтиарской гавани.

Специальным указом от 10 февраля 1784 года Екатерина II предписала князю Г. А. Потемкину усилить работы «по строительству большой крепости Севастополь, где должно быть Адмиралтейство и верфь для первого ранга кораблей, порт и военное поселение» . Под постоянным надзором светлейшего князя Таврического строительные работы в порту и городе осуществлялись довольно быстрыми темпами.

«Именный указ

Данный екатеринославскому и таврическому генерал-губернатору князю Потемкину об устройстве новых укреплений по границам Екатеринослав-ской губернии

Как с распространением границ Империи Всероссийской необходимо нужно сообразить обеспечение оных, назнача по удобностям новыя крепости и уничтожа те, кои сделалися ныне внутренними, то вследствие того мы, по разсмотрении Ваших представлений, объявляем сим волю нашу.

Первое: начиная с пределов Екатеринославскаго Наместничества, где оное граничит с Польшею, устроить следующия укрепления:

1- е. Небольшое, но прочное укрепление при впадении реки Тясмин в Днепр, где оба берега сей реки начинают быть российские;

2- е. Крепость Ольвиапольскую, ради трех государств, столь близко граничащих;

3- е. Укрепление небольшое на устье реки Нигула к стороне Очаковской округи, как для обезпечения жителей, так ради прикрытия магазинов, кото-рыя во время войны с турками тут быть долженствуют;

4- е. Херсон, где имеют быть запасы большие для Адмиралтейства, сухопутных войск и осадной артиллерии;

5- е. Днепровскую крепость на Збуриевском лимане, где быть верфи военных и купеческих судов;

6- е. Кинбурн, о котором уведомлены МЫ от Вас, что он приведен в надлежащее состояние;

7- е. Перекоп, оставляя, как он есть, а только с наружным поправлением;

8- е. Евпаторию, или Козлов, небольшое укрепление, от котораго содержать батарею у Сербулата, как одних только мест, для приставания судам в том краю удобных;

9- е. Крепость большую Севастополь, где ныне Ахтияр и где должны быть Адмиралтейство, верфь для перваго ранга кораблей, порт и военное селение;

10- е. Балаклаву, исправя, как оная есть, и содержа стражу ея поселенными тут греческими войсками;

11- е. Феодосию, или Кафу, поправя старые замки и снабдя их артиллери-ею;

12- е. Вместо Керчи и Еникаля -- сильную крепость под именем Воспор, у Павловскаго редута, при входе в Воспор Киммерический;

13- е. Фанагорию, довольно сильное укрепление на острове Тамане;

14- е. Блокгаус у Еничи, где переезд на Арбатскую стрелку;

15- е. Ейское укрепление, приведя оное в доброе состояние.

Второе: строение сих укреплений препоручаем МЫ в главное ведомство и распоряжение Ваше, повелевая Вам при сочинении на каждое из них планов представлять НАМ и смету о суммах, на содержание их потребных, дабы МЫ об отпуске их могли дать НАШИ предпцсания.

Третье: по надобности линию Моздокскую связать с сими укреплениями, продолжа оную до Тамана, повелеваем Вам, чрез кого Вы разсудите за благо, сделать надлежащий и обстоятельный осмотр и потом НАМ со мнением Вашим представить.

Четвертое: остающиеся внутри пределов Государства город Таганрог, крепость Святыя Елисаветы и прочия, по старой и по новой линии лежащия, отныне крепостями не почитать, а оставить и их, в каком они ныне состоянии; относительно сделанных доныне в оных землях укреплений, обращая их во внутренние города или посады или как, по их состоянию и свойству в них жителей, остаться они могут; что ж касается до гарнизонов и артиллерии, об оных Вы распорядитесь по лучшему Вашему усмотрению.

22 февраля 1784 года императорским манифестом было объявлено об открытии для всех народов, в дружбе с империей нашей пребывающих, в пользу торговли их с верными нашими поддаными, наряду с Херсоном и Феодосией, одаренного прекрасной морской пристанью города Севастополя, известного до сего под названием Ахт-Яр». К этому времени в бухте базировалось уже три десятка боевых судов.»

13 августа 1785 года высочайшим рескриптом были утверждены первые официальные штаты Черноморского флота и адмиралтейства. По ним состав крупных судов молодого флота устанавливался в количестве двух 80-пушечных и десяти 66-пушечных линейных кораблей и двадцати фрегатов 50, 32 и 22-пушечных рангов. Больших фрегатов утверждалось восемь единиц, а остальных -- по шесть. Меньших по размерам судов штатами регламентировалось 23 единицы. Это количество продержалось шесть лет, в 1791 году количество линейных кораблей увеличилось до пятнадцати. Царский рескрипт предоставил Черноморскому адмиралтейскому правлению независимость от Адмиралтейств-коллегий в Петербурге. Флот на Черном и Азовском морях, равно как и судостроение в Херсоне, низовьях Дона и в Приазовье во главе с Таганрогской адмиралтейской конторой, управлялись теперь из Херсона и полностью подчинялись местному наместнику князю Г. А. Потемкину Таврическому.

Такая самостоятельность и подчинение деятельному и энергичному руководителю, пользовавшемуся неограниченным доверием императрицы, способствовало быстрым успехам в строительстве флота. Отделение от Адмиралтейств-коллегий позволило самостоятельно и оперативно, в зависимости от конкретных местных условий, распределять финансовые, материальные и людские ресурсы, выделявшиеся на создание флота, строительство верфей, портов, укреплений, жилых поселений и других необходимых объектов.

Кроме этого, на Херсонской верфи новые корабли и суда строились по проектам и чертежам, разработанным местными специалистами с учетом опыта и специфических условий плавания в южных морях. На них снижались кормовые надстройки, улучшалось парусное вооружение, подводная часть корпуса обшивалась медными листами.

Молодой военный флот и новый южный город мужали и развивались. К кампании 1786 года в состав эскадры входили уже многопушечный линейный корабль, четырнадцать фрегатов и свыше трех десятков других судов. На них сплачивались и повышали свою боевую готовность экипажи, осваивали опыт Чесменского и других сражений.

Заканчивая свое пышное путешествие по отвоеванным землям Тавриды, императрица Екатерина II в мае 1787 года посетила Севастополь. Вместе с ней в свите ехали многочисленные знатные иностранные гости: австрийский император Иосиф II, принц Нассау, князь де-Линь, английский посол Фитцгерберт, французский и австрийский посланники Сегюр и Кобенцль и другие. По пути, под Кременчугом, Г. А. Потемкин, уже три года носивший звание генерал-фельдмаршала русской армии, устроил для императрицы и гостей большие маневры войск под командованием Александра Васильевича Суворова, годом назад произведенного в генерал-аншефы. Маневры удались и вызвали соответствующую реакцию гостей. Однако главным, ради чего Екатерина II совершала столь длительное путешествие, было желание показать Европе, что Россия прочно стала на Черном море и в Крыму.

К ее приезду на ранее пустынных берегах Ахтиарской гавани красиво раскинулся утопающий в зелени Севастополь, а в его удобных глубоководных бухтах расположился многочисленный Черноморский военный флот. На якорях стояли готовые к выходу в море крупные 66-пушечные линейные корабли «Слава Екатерины» и другие водоизмещением до 3000 тонн с экипажем почти по 800 человек, быстроходные фрегаты, имеющие на своих батарейных палубах до 50 артиллерийских орудий, и много других различных кораблей и судов. Среди стоящих на рейде находился новый, построенный херсонскими судостроителями линейный корабль «Св. Павел», которым командовал капитан 1 ранга Федор Федорович Ушаков.

Встреча была исключительно торжественной и внушительной. Вид построенного за такой короткий срок боевого флота поразил иностранных гостей, а проведенные по приказанию князя Таврического практические стрельбы и маневры кораблей показали значительный рост военной силы России на Черном море. Особо отличился «Св. Павел» и его командир. Потемкин заметил морские дарования Ушакова и представил его императрице, а затем поручил ему обучение моряков Севастопольской эскадры.

Севастопольская демонстрация сильно встревожила европейские державы. Турецкие провокации и нарушения мирного договора усилились и приняли вызывающий характер. Предвидя быстрый разрыв, Екатерина II вскоре по отъезду из Крыма повелела флоту быть готовым встретить неприятеля в море, а Лиманской флотилии обеспечить защиту Херсона и Кинбурна. Одновременно, учитывая необходимость дальнейшего укрепления Черноморского флота, она писала и обращала внимание Потемкина: «Весьма важно протянуть два года, а то война прервет построение флота». К сожалению, получить необходимые мирные годы не удалось, обстановка на Черном море у побережья Крыма и в Днепровско-Бугском лимане с каждым днем становилась все острей и опасней.

Под давлением Англии турецкое правительство в июле 1787 года предъявило ультиматум: возвратить Крым, вывести русские войска из Грузии и отказаться от завоеванного права свободного прохода русских судов через Босфор и Дарданеллы. Пятого августа турки арестовали в Константинополе посланника России Якова Ивановича Булгакова. Базирующийся у Очакова многочисленный турецкий флот в составе более 35 парусных и гребных судов напал без предупреждения на два русских судна: 44-пушечный фрегат «Скорый» и небольшой бот «Битюг». Несмотря на огромное превосходство сил у турок, наши суда приняли бой и в продолжение трех часов отстреливались от наседающего неприятеля, а затем отошли к Глубокой пристани под защиту наших батарей.

Началась вторая русско-турецкая война 1787-1791 годов.

В марте 1790 года в командование Черноморским флотом и портами вступил контрадмирал Федор Федорович Ушаков. Будущий крупнейший флотоводец родился в 1744 году в семье мелкопоместного дворянина Тамбовской губернии, окончил Морской шляхетский корпус и двадцатидвухлетним мичманом начал свою службу на Балтийском флоте. В 1769 году его перевели на Азовскую флотилию, где он участвовал в первой русско-турецкой войне. Вернувшись через шесть лет на Балтику, молодой Ушаков командует фрегатом, много времени проводит в дальних плаваниях, в 1780 году ему поручается командование императорской яхтой, однако он вскоре отказался от придворной карьеры и получил назначение командиром 66-пушечного линейного корабля «Виктор». Последующие два года совершал походы на Средиземное море для охраны торговых судов от пиратских действий английского флота. В 1783 году капитан 2 ранга

Ф. Ф. Ушаков посылается на усиление вновь созданного военного флота на Черном море, в августе во главе большой команды матросов и мастеровых он прибыл в Херсон, где способствовал борьбе с чумой и ускорению строительства судов на верфи. За умелые и самоотверженные действия здесь награжден орденом, произведен в капитаны 1 ранга и назначен командиром строившегося линейного корабля «Св. Павел». Четыре года спустя по представлению Г. А. Потемкина Ушаков производится в капитаны бригадирского ранга и становится командующим Третьей эскадрой корабельного флота, в 1789 году ему присваивается звание контр-адмирала и поручается возглавлять флот, базирующийся в Севастополе.

Мужественный, деятельный и обладающий разносторонним опытом адмирал быстро завоевал авторитет и любовь моряков. Он повсеместно широко ввел на кораблях практические артиллерийские стрельбы, учил вести прицельный огонь в любых условиях, умело сочетать его с маневром, действовать решительно и до полного уничтожения кораблей противника. Главный командир флота и портов по-новому организовал и обеспечил проведение большой и кропотливой работы по укомплектованию кораблей судовым снабжением и запасными частями, много внимания уделял своевременному выполнению ремонтов в Севастопольском адмиралтействе, требовал проводить регулярные килевания и выходить в море с очищенной от обрастания подводной частью корпуса. Эти нововведения значительно повысили боевые возможности судов. При Ушакове Черноморский флот поднял свою боеготовность и обрел надлежащую маневренность.

29 декабря 1791 года в Яссах подписывается мирный договор, который завершил вторую русско-турецкую войну. Турция снова признала условия Кючук-Кайнарджий-ского договора 1774 года, подтвердила присоединение к России Крымского полуострова, Тамани и Кубанской стороны, отказалась от претензий на Грузию. К русским отошли новые земли между Днестром и Бугом, города Гаджибей и Очаков. Новый договор усилил позиции России на Балканах и Кавказе, сыграл крупную роль в дальнейшем освоении русскими Черного моря, усилении военного и торгового флота на нем и дальнейшего развития морского судостроения на юге России.

К этому же времени относится реорганизация Черноморского флота и управления местным судостроением. Главноначальствующий над ними генерал-фельдмаршал Г. А. Потемкин Таврический, обобщая боевой опыт длившейся уже четвертый год войны, в мае 1791 года, за несколько месяцев до своей смерти, разработал широкую программу дальнейшего развития флота и судостроения на Черном море. Проект предусматривал создание здесь двадцати линейных кораблей, из них два-три флагманских, вооруженных 90-80 орудиями, остальные 74-пушечные, четыре 40-пушечных фрегата, гребную флотилию из 36 легких судов и бригантин. Смелый и решительный государственный деятель не успел осуществить задуманное. Однако Екатерина II его планы не оставила без внимания, она положила их в основу новых штатов Черноморского флота, которые поручила составить вице-адмиралу Н. С. Мордвинову, занявшему вторично в 1792 году пост председателя Черноморского адмиралтейского правления.

Русский государственный и общественный деятель, граф и адмирал Н. С. Мордвинов около 50 лет своей жизни отдал флоту. Всесторонне образованный и энергичный офицер, обладавший ясным умом и знаниями, много плавал на судах, командовал кораблями и соединениями флота, занимал высокие командные должности, внес значительный вклад в дело освоения Черноморского бассейна и развитие Херсонского и Севастопольского адмиралтейств. Зная иностранные языки, он перевел на русский язык ряд книг по морским наукам и немало научных трудов написал сам. В 1802 году 8 сентября он был назначен первым в истории России морским министром, пробыл на этом посту всего около трех месяцев, вышел в отставку и занимался общественной деятельностью на разных государственных и выборных постах. В 1826 году, будучи членом Верховного суда, один из всех членов этого судилища отказался подписать смертный приговор декабристам.

Назначенная в феврале 1793 года комиссия в составе адмиралов В. Я. Чичагова и И. Пущина, государственного казначея А. Н. Самойлова и других рассмотрела разработанный в Херсоне проект штатов черноморским парусному и гребному флотам и адмиралтействам. Указом императрицы от 27 июля 1794 года новые штаты были утверждены. Состав флота определен из 15 линейных кораблей, 18 фрегатов, 75 мелких судов, 50 канонерских лодок и восьми бригантин, а также различных вспомогательных судов.

Вместе с разработкой указанных выше штатов флота на Черном море проводилась работа по улучшению конструкции линейных кораблей и фрегатов. Еще в 1793 году корабельный мастер А. С. Катасанов по заданию Черноморского адмиралтейского правления разработал проект 74-пушечного «новоманерного» линейного корабля новой серии. При проектировании использовал прогрессивный ост-индский тип судов, созданный в Англии в середине XVIII столетия и широко применявшийся в передовых европейских флотах. Спроектированные суда имели увеличенную на 3,7 метра длину корпуса, меньшую седловатость, почти сплошную за счет снижения кормовых надстроек и соединения шканцев с форкастлем верхнюю палубу, более совершенное парусное вооружение и рациональное расположение шлюпок, разные другие усовершенствования.

В 1796 году умерла императрица Екатерина II, начался непродолжительный, но чреватый странными делами период царствования Павла I. Черноморское адмиралтейское правление потеряло свою самостоятельность и перешло в подчинение Адмиралтейств-коллегий, правление и все его службы перебазировались в Николаев, туда же переехал и командующий флотом. Началась ревизия утвержденных два года назад штатов флота.

Созданный в 1796 году Особый комитет предложил в части Черноморского флота все линейные корабли свести в одну дивизию в составе трех эскадр общей численностью 15 единиц. Каждая эскадра предполагалась из одного флагманского 100-пушеч-ного корабля, трех 74-пушечных и одного резервного на 66 орудий. Для усиления линейного флота намечалось иметь шесть крупных фрегатов 50-пушечного ранга с крупнокалиберной артиллерией, позволяющей этим судам находиться в боевой линии наряду с линкорами. Работа Особого комитета продолжалась около двух лет. 1 января 1798 года новые штаты российских флотов были утверждены. В них по Черному морю, кроме указанных выше кораблей, пре усматривалось иметь четыре 36-пушечных фрегата, шесть меньших судов на 14-24 орудия, три катера и два бомбардирских судна, а также гребную флотилию из четырех фрегатов, трех голетов, десяти плавбатарей, ста канонерских лодок, трех бомбардирских катеров и шести брандвахтенных судов.

Вместо Черноморского адмиралтейского правления указом от 9 января 1798 года учреждалась Контора главного командира Черноморского флота и портов. Она состояла из командующего флотом и портами вице-адмирала, цейхместера (главного артиллериста) и пяти советников по числу экспедиций, обер-аудитора особой канцелярии, бухгалтерии и архивариуса.

День Черноморского флота, созданного Екатериной II 233 года назад, отмечается в России 13 мая. На этот раз он будет праздноваться в двадцатый раз: он был учрежден указом командующего ВМФ адмирала Феликса Громова в 1996 году. До этого Россия жила без официального праздника моряков-черноморцев более 200 лет.

В честь праздничной даты в Севастополе проводятся торжественный митинг, молебен в храме Архистратига Михаила, возложение цветов в Екатерининском сквере в честь императрицы-основательницы и парусная регата «Под парусом к адмиральским погонам» под эгидой Черноморского военно-морского училища имени Нахимова.

«Идет непрерывная работа по улучшению качественных параметров плановой боевой учебы кораблей в море, несения боевой службы, в том числе и в составе постоянного оперативного соединения ВМФ в Средиземном море. Все это подчинено одной и очень важной цели, суть которой — стабильность и безопасность.

Черноморцы во все времена надежно стояли на защите мира. Эту задачу они будут выполнять и впредь», — сказал в своем поздравлении главком ВМФ России адмирал .

В 2016 году Черноморский флот ожидают масштабные поставки — ЧФ получит больше кораблей и подводных лодок, чем другие флоты. В Черном море появятся шесть подлодок проекта 636.3 («Варшавянка»), а также три сторожевых корабля «адмиральской» серии. Первым — в конце мая — в Севастополь прибудет «Адмирал Григорович».

На сегодняшний день Черноморский флот «отвечает» не только за российский контроль над Черным морем, но и за присутствие российских кораблей в Средиземном море — корабли ЧФ составляют основную часть Средиземноморской группировки, которой также руководит командующий ЧФ. Соединение также участвует в борьбе с боевиками запрещенного в России «Исламского государства» в Сирии.

От Потемкина до «Потемкина»

ЧФ был создан в 1783 году после первого присоединения Крыма к России. Соответствующий манифест («О принятии полуострова Крымского, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую державу») подписала императрица Екатерина II. Тогда же был основан город Севастополь, ставший основным пунктом базирования кораблей флота.

Для России выход к Черному морю являлся не только геополитической задачей, но и вопросом обеспечения безопасности населения от набегов крымских татар. Вопрос этот был настолько важным, что православное Московское царство в 1686 году вступило в союз с католическими Речью Посполитой и Венецианской республикой.

Два крымских похода князя Голицына оказались неудачными, но молодой царь Петр в 1696 году взял Азов и даже закрепил право держать там флотилию. По мысли преобразователя, южными морскими воротами России должен был стать Воронеж. Однако поражение на реке Прут в 1711 году отодвинуло на 70 лет реализацию петровского проекта южного флота.

Корабль Азовского флота — фрегат «Осторожный» под командованием капитана второго ранга выбрал гавань, в которой в итоге построили севастопольский порт. Фактическим создателем и первым руководителем флота стал предполагаемый фаворит императрицы Григорий Потемкин-Таврический.

«Черноморский флот обязан возвысить славу России!» — писал Потемкин Екатерине II.

Первым масштабным конфликтом, в котором участвовали корабли Черноморского флота, стала Русско-турецкая война 1787-1791 годов, в ходе которой Россия одержала несколько решительных побед под командованием легендарного адмирала Федора Ушакова.

За период до Первой мировой войны ЧФ участвовал еще в четырех русско-турецких войнах, в которых, как правило, имел преимущество над османским противником. Однако, как и вся страна во второй четверти XIX века, флот технически отставал от флотов Европы. Синопское сражение в 1853 году, в котором российским флотом командовал Петр Нахимов, стало последним крупным сражением парусных кораблей.

На южном направлении Россия не всегда воевала против Турции: например, в 1798-1800 годах состоялась совместная российско-турецкая военная кампания против французов, в ходе которой осуществился средиземноморский поход Ушакова. В Стамбуле адмирал принял командование объединенным флотом, который занял ряд греческих островов, в том числе занятый французами Корфу.

Перед мастерством черноморских моряков преклонялись морские волки Великобритании, а адмирал завидовал смелости и отчаянности маневров, которые союзным флотам Второй антифранцузской коалиции предлагал Ушаков.

В том же регионе спустя около 30 лет, в 1827 году, Черноморский флот снова воевал против турок, на этот раз в союзе с французами. Это было судьбоносное Наваринское сражение, внесшее существенный вклад в создание независимой Греции, первым президентом которой стал экс-министр иностранных дел России Иоанн Каподистрия.

Одним из наиболее легендарных эпизодов в истории флота стал формально неудачный — оборона Севастополя в 1854-1855 годах. Моряки, защищавшие город, смогли сломить атакующую мощь союзников, и, хотя в итоге Севастополь был занят противником, это сражение на долгие годы стало символом доблести и самопожертвования.

«На бастионах Севастополя мы не забыли морского дела, а только укрепили одушевление и дисциплину, всегда украшавшие черноморских моряков», — так писал о битве адмирал Нахимов.

По итогам подписанного после Крымской войны мирного договора России 15 лет было запрещено иметь военный флот на Черном море, после чего его пришлось практически создавать с нуля.

Одна из самых известных страниц в истории Черноморского флота связана с первой русской революцией — это было легендарное восстание матросов на броненосце «Князь Потемкин-Таврический» в 1905 году. Матросы подняли бунт из-за обнаруженного моряками несвежего мяса, которое было пущено на приготовление борща. Они убили ряд находившихся на борту офицеров и взяли судно под свой контроль. После этого они рассчитывали расширять восстание вместе с другими кораблями, однако были в итоге вынуждены сдаться властям Румынии. Двадцать лет спустя снял фильм «Броненосец Потемкин», ставший одной из самых известных картин немой эры.

Потрясения XX века

В годы Первой мировой Черноморский флот имел преимущество над противостоящими ему турецкими моряками. В конце 1916 года получил общероссийскую популярность возглавивший ЧФ адмирал Колчак, который позже стал одним из лидеров Белого движения.

Колчак стал одним из многих русских офицеров, не подчинившихся приказу Петросовета №1, изданному сразу после Февральской революции. Документ обязывал отдать все вооружение в распоряжение выборной власти, в ответ на это требование Колчак выбросил в море свое наградное оружие. Перед адмиралом чуть позже извинились, а для поиска его георгиевской сабли на дно бухты спустят специального водолаза, который вернул оружие владельцу.

После Февральской и в особенности Октябрьской революций корабли флота практически перестали сопротивляться нападениям противника.

В Гражданскую войну на его базе был создан Белый Черноморский флот, который после поражения занимался эвакуацией войск и беженцев из Крыма. Оставшиеся в распоряжении белых 126 судов были преобразованы в Русскую эскадру, которая базировалась во французском порту Бизерта в Тунисе. Эти корабли испытывали сильную нехватку средств, в результате чего в 1922 году личный состав был полностью списан на берег.

После признания советской власти Парижем в 1924 году Франция должна была передать корабли СССР, однако из-за антисоветских протестов власти отказались от выполнения соглашений. Через 90 лет Франция по политическим причинам откажется от поставки России вертолетоносцев «Мистраль», которые, правда, должны были войти в состав Тихоокеанского флота.

В концовке Гражданской советская власть образовала из доставшихся ей кораблей Морские силы Черного и Азовского морей. В конце 1920-х началось активное строительство новых боевых кораблей, а в 1935 году флоту вернули название Черноморского.

К началу Великой Отечественной в составе ЧФ были пять крейсеров, 16 эскадренных миноносцев, 47 подлодок и несколько десятков других кораблей. На первом этапе войны ЧФ сыграл важную роль в обороне Одессы и Севастополя.

В первой половине 1942 года проходила Керченско-Феодосийская десантная операция, в ходе которой корабли ЧФ перебросили в Крым сотни тысяч солдат. К сожалению, эта операция закончилась полным разгромом советских войск, в результате которого погибли порядка 300 тыс. солдат, еще около 170 тыс. оказались в плену. Причинами этих громадных потерь стали репрессии 30-х годов, а также положение военной доктрины СССР: громить противника на его территории.

После перелома в ходе боевых действий операции черноморцев проходили гораздо удачнее: в сентябре 1943 года десант освободил Новороссийск, а в 1944 году при поддержке флота были отбиты Крым и Молдавия. Дунайская флотилия прошла реку от низовьев до Вены, где внесла решающий вклад в освобождение австрийской столицы.

После распада империи

Со времен Второй мировой Черноморский флот уже не участвовал в полноценных военных конфликтах, однако стал объектом конфликтов политических — между Россией и Украиной.

После распада СССР Автономная республика Крым оказалась в составе Украины. В декларации о независимости страны Киев подчинял все дислоцированные на территории страны военные соединения .

Первоначальные договоренности о создании СНГ подразумевали, что стратегические военные силы должны были находиться под общим командованием, однако первый президент Украины своим указом подчинил ЧФ Киеву; на следующий день аналогичный указ подписал .

В итоге в августе 1992-го по итогам переговоров двух президентом было подписано соглашение, согласно которому ЧФ признавался Объединенным флотом России и Украины. Фактически это означало крайне конфликтные отношения между российской и украинской частью начальства, что в итоге привело к упадку флота.

В 1994-1997 годы лидеры двух стран подписали ряд соглашений , в результате которых ЧФ был разделен между Москвой и Киевом. На кораблях воссозданного Черноморского флота России советскую символику сменили на Андреевский флаг, а украинские военные корабли стали базироваться отдельно. Заметим, что в 1996 году, когда был учрежден День Черноморского флота, самые важные из этих мер еще не были утверждены.

Большая часть кораблей и флотских объектов достались России: 338 у Москвы против 30 у Киева. В то же время подавляющее большинство объектов на земле перешло под контроль Украины.

Кроме того, Россия должна была компенсировать Украине более $500 млн за счет доставшихся ей кораблей, а также ежегодно уменьшать сумму госдолга Украины на порядка $98 млн в качестве компенсации за аренду порта и других военных объектов.

В 2010 году были утверждены харьковские соглашения, которые должны были регулировать положение флота после истечения предыдущих договоренностей. С 2017 года должен был вступить в действие новый порядок, согласно которому Россия должна была начать платить Украине по $100 млн ежегодно.

8 декабря 2015 года состоялось возвращение Черноморского флота к серьезному боевому применению. С подлодки «Ростов-на-Дону» запустили крылатые ракеты «Калибр» по позициям «Исламского государства» (группировка запрещена в России и других странах. — «Газета.Ru») в Сирии. Как тогда министр обороны , пуски были успешными: урон был нанесен складам с боеприпасами, заводу по изготовлению мин и нефтяной инфраструктуре террористов.

Подлодка буквально через несколько дней вернулась на обслуживание в Севастополь, а после официального завершения операции командиру подлодки Андрею Адамскому медаль ордена «За заслуги перед Отечеством». Несколько других кораблей Черноморского флота продолжают прикрывать российскую группировку войск у берегов Сирии.

«Во все времена истории, отстаивая интересы России, моряки-черноморцы одерживали знаменательные победы над неприятелем. В ратной деятельности черноморцев формировалась русская школа военно-морского искусства. И сегодня моряки Черноморского флота успешно решают задачи по борьбе с международным терроризмом и восстановлению мира на территории Сирийской Арабской Республики», — подчеркивает главком ВМФ России адмирал Владимир Королев.

Россия, Великая морская держава. Не сразу и не просто становилось это величие. Тернист и долог был этот путь, обильно политый кровью тысяч отважных русских моряков. Но цель была священна - сделать Государство Российское могучим и великим, свободным от посягательств «глаз завидущих и рук загребущих». Мореходство на Руси корнями своими уходит в древние времена. Но понадобилось много веков, чтобы утвердилась великая морская держава Русь в Черноморско-Средиземноморском регионе.

Русский флот рождением своим обязан Петру I. В тяжких трудах и многочисленных жертвах рождались флоты на Балтике и в Причерноморье, флотилия на Каспии. В 1697 году создается первое в России Адмиралтейство. А весной 1699 года только что спущенные со стапелей 10 кораблей вышли в Азовское море. Вплоть до 1711 года строился флот на Азове. Но в 1711 году Россия подписала Прутский договор. Азов и Таганрог по этому договору перешли к Турции. На этом закончилась история Азовского флота.

Путь к причалу

Это было начало XVIII века, но практически все это столетие, особенно его вторая половина, было насыщено многочисленными . Россия должна была завоевать выход к Черному морю и установить контроль над ним. В 1771 году началась очередная война с Турцией, закончившаяся блистательной победой русских войск. Главный итог этой войны - подписание знаменитого Кючук-Кайнарджийского договора 1774 года, согласно которому Россия получала города Азов и Керчь, а также крепость Еникале и Кинбурнскую косу.

Отныне Россия получила доступ в Черное и Азовское моря, а также проливы Босфор и Дарданеллы. Однако, получив возможность выхода в Черное море, Россия не могла в полной мере воспользоваться этим - не было у России флота, который мог бы охранять российские берега от турок. И стало очевидным, что без мощного флота на Черном море, без места его базирования, Россия уже обойтись не сможет. Но для того, чтобы создать этот флот, чтобы разместить его, необходимо было, чтобы вошел в состав Российской Империи, стал русским. Об этом Екатерине II неоднократно писал князь Григорий Александрович Потемкин.

И вот в декабре 1782 года Потемкин получает от Екатерины II «секретнейший рескрипт», в котором говорилось о необходимости скорейшего присоединения Крыма к России. Дипломатические усилия , его переговоры с крымским ханом Шагин-Гиреем принесли свои плоды. В феврале 1783 года крымский хан отрекся от престола, отдав себя и Крым под покровительство России. Несколько позднее, в 1791 году был подписан Ясский мирный Договор, согласно которому Османское государство признало Крым навечно территорией России. Но еще задолго до подписания Ясского Договора российские военные начали изучение и обследование Крыма, имея цель найти место для главной базы будущего российского Черноморского флота.

В 1773 году «Описная партия», которую возглавлял штурман Иван Батурин, исследовала, дала подробное описание и составила первую карту Ахтиарской (ныне Севастопольской) бухты. Причем, не только самой бухты, но и ее окрестностей. А.В.Суворов первым понял, какое значение может иметь эта бухта. Тогда он написал , что
лучшего места для флота не найти во всем Черном море, а не только в Крыму. Однако недостаточно было найти подходящее место для базирования кораблей. Эти корабли еще нужно было построить. Нужны были верфи.

В июне 1778 года Екатерина II подписывает Указ, согласно которому в устье Днепра предписывается заложить крепость Херсон. И менее чем через четыре года, в ноябре 1782 года два новеньких корабля - фрегаты «Осторожный» и «Храбрый» зашли в Ахтиарскую бухту. Командовал этим переходом капитан первого ранга Иван Максимович Одинцов. Фрегаты остались здесь на зимовку. Пользуясь благоприятной погодой, матросы занялись делом - возвели на берегу в северной части бухты удобную казарму. Но первоочередная задача была - выполнить тщательные промеры бухты, подробнейшим образом описать все берега, указать все высоты, все бухточки, а также прикинуть места для стоянок кораблей различных классов.

Кроме этого необходимо было наметить места расположения казарм, офицерских домов, пакгаузов, мастерских. К весне 1783 года эту работу завершили, и И.М.Одинцов передал в Херсон результат кропотливейшей работы - подробную карту Ахтиарской бухты.

Флоту быть!

Еще до того, как Крым был официально включен в состав Российской Империи, Екатерина II своим Указом от 11 января 1783 года назначила вице-адмирала Федота Алексеевича Клокачева, героически отличившегося в Чесменском сражении, командиром будущего Черноморского флота. Именно ему И.М.Одинцов и передал карту Ахтиарской бухты. 8 апреля 1783 года вышел рескрипт Екатерины II, согласно которому юридически закреплялся статус Крыма, как территории Российской Империи. За свои усилия Г.А. Потемкин получил титул князя Таврического.

Во исполнение рескрипта Г.А.Потемкин возглавил и строительство Севастополя, который должен был стать главным военным и торговым портом России на Черном море, и создание самого Черноморского флота России. Причем, не только военного, но и торгового. 2 (13) мая 1783 года в Ахтиарскую бухту под командованием первого в истории командующего Черноморским флотом вице-адмирала Ф.А.Клокачева вошла эскадра из 13 российских кораблей.

3 (14) июня 1783 года под руководством начальника штаба эскадры, флаг-капитана Дмитрия Николаевича Сенявина моряки судовых команд начали расчищать берега бухты от леса и строить город Севастополь. Именно этот день - 14 июня по новому стилю (третье июня по старому стилю) и считается Днем рождения города Севастополя. Подробную карту Ахтиарской (Севастопольской) Гавани вице-адмирал Ф.А.Клокачев тринадцатого июня представил в Санкт-Петербурге, в Адмиралтейств-Коллегию. Этой картой закреплялись названия бухт Севастопольской Гавани. И в дальнейшем эта карта служила руководством для всех работ в Севастопольском порту.

Отныне и навеки!

Несмотря на трудности, к весне 1784 года Севастополь уже достаточно прилично отстроился. И десятого февраля Екатерина II утвердила имя города - Севастополь и приказала выбить в честь этого медаль «Польза России». Тогда же Севастополь открыли для торговли и российским и иностранным судам. Днем рождения Черноморского флота России традиционно считается тринадцатое мая 1783 года - в этот день эскадра под командованием Ф.А.Клокачева зашла в Ахтиарскую бухту.

Но формально официальная летопись Черноморского флота начинается со дня подписания Указа Екатерины II от двадцать четвертого августа 1785 года об утверждении штата Черноморского флота. Этим же Указом Командующим Черноморским флотом назначался его создатель - генерал-фельдмаршал князь Г.А.Потемкин-Таврический. Одновременно было создано и Черноморское Адмиралтейство. В честь создания Черноморского флота была выбита медаль «Слава России». Меньше, чем через пятнадцать лет Черноморскому флоту предстояло вступить в бой с французским флотом…

13 мая 1783 года в Ахтиарскую бухту Черного моря вошли 11 кораблей Азовской флотилии под командованием адмирала Федота Клокачева. Это произошло через два месяца после присоединения Крыма к России. На берегах бухты вскоре началось строительство города и порта, ставшего главной базой российского флота и получившего название Севастополь. 13 мая ежегодно отмечается, как день рождения Черноморского флота.


Однако днём основания можно считать и иную дату: 11 января 1783 г. Екатерина II подписала рескрипт о введении должности командующего Черноморским флотом. Таким образом, этот день - 11 января по старому стилю, или 22 января по новому стилю - явился днем рождения Черноморского флота.

Слава Черного моря. Флот и Севастополь в конце XVIII - начале XIX вв.

Получив базы для флота в Азовском море, Россия поспешила усилить свое военное присутствие в Черноморье. Императрица Екатерина II распорядилась направить из Азовского в Черное море крейсерский отряд военных судов, замаскированных под коммерческие. Кроме того, императрица приказала послать в Черное море с Балтики отряд из шести фрегатов под командой капитана 2-го ранга Т.Г. Козлянникова, однако турки не пропустили военные суда через проливы. Оставалось строить корабли на месте. Но строительство флота на юге затруднялось мелководностью Дона и его притоков, где располагались верфи, а также Таганрогского залива. Для постройки кораблей более или менее годился только Днепровско-Бугский лиман, и в декабре 1775 г. Екатерина II издала соответствующий указ Адмиралтейств-коллегии, предписав одновременно сократить строительство судов на Азовском море. 31 мая 1778 г. рескриптом Екатерины новая судостроительная и морская база отдавалась на попечение новороссийского генерал-губернатора светлейшего князя Григория Александровича Потемкина. 18 июня 1778 г. императрица повелела именовать новую морскую базу Херсоном. 7 июля 1780 г. в Херсоне были заложены два первых корабля. Екатерина понимала опасную непрочность русско-турецкого договора и всячески торопила строительство Херсонской верфи и кораблей. В 1782 г. князю Потемкину даже пришлось прибегнуть к вольному найму 1150 плотников "для производства корабельного строения";. В августе 1783 г. в Херсон прибыл капитан 2-го ранга, будущий адмирал, Федор Федорович Ушаков вместе с 700 матросами и 3 тысячами мастеровых.

В конце 1782 г. Потемкин доложил Екатерине свой план присоединения к России Крыма. Значительное место отводилось в плане действиям флота, причем общее командование флотом и армией на юге светлейший князь предлагал взять на себя. Императрица согласилась со всеми пунктами плана, даже не запросив мнение управлявшей флотом Адмиралтейств-коллегии. 11 января 1783 г. Екатерина II подписала рескрипт о введении должности командующего Черноморским флотом. Таким образом, этот день - 11 января по старому стилю, или 22 января по новому стилю - явился днем рождения Черноморского флота. В рескрипте говорилось: "Для командования заводимым флотом Нашим на Черном и Азовском морях повелеваем тотчас отправить нашего вице-адмирала Клокачева, которому для принятия потребных наставлений явиться у Нашего новороссийского и азовского генерал-губернатора князя Потемкина". В честь основания Черноморского флота Екатерина приказала отлить медаль "Слава России".

Первый командующий Черноморским флотом вице-адмирал Федот Алексеевич Клокачев проявил себя в Чесменском сражении 24-25 июня 1770 г., командуя в чине капитана 1-го ранга линейным кораблем "Европа", с 1776 г. возглавлял Азовскую флотилию. Он отличался личной храбростью и был не только опытным моряком, но и хорошим хозяйственником, так что выбор Екатерины оказался безошибочен.

Тем временем Турция готовилась к новой войне с Россией, она не могла примириться с потерей Крыма. В 1776 г. турецкое правительство потребовало вернуть Кинбурн и Крым. Тогда осенью 1776 г. Россия ввела в Крым войска А.В. Суворова и посадила на крымский престол угодного ей хана Шагин-Гирея. Боясь за свою власть, хан просил Россию оставить войска в Крыму. Турция свои войска вывела, но вскоре ее эмиссары подняли там мятеж против Шагин-Гирея. Турция послала войска, но в Крым они не высадились, опасаясь Суворова и русского удара с моря. Весной 1779 г. Турция подписала конвенцию, подтвердившую договор 1774 г. Однако 8 апреля 1783 г. Екатерина II ввиду постоянных нарушений Турцией условий договора включила Крым в состав России и переименовала его в Тавриду. Управлять Таврической губернией императрица поручила Потемкину. Сбылась мечта многих поколений россиян, их кровь не была пролита даром - Россия присоединила Крым, а вместе с ним приобрела твердые позиции в Причерноморье и весьма выгодные черноморские торговые пути, экономика российского юга получила новые возможности для развития. Но обеспечить в полной мере стратегические позиции России на юге мог только военный флот. Создание Черноморского флота требовалось всемерно ускорить.

В начале мая 1783 г. Потемкин направил Клокачеву ордер с предписанием принять под командование не только флот, но и Херсонские верфи, оказавшиеся в запущенном состоянии. Капитана над Херсонским портом капитана 1-го ранга И.Т. Овцына Потемкин сместил, временно назначив вместо него капитана 1-го ранга Марко Ивановича Войновича, известного храбростью и честностью, командира строившегося корабля "Слава Екатерины". В конце июля Войновича сменил прибывший по именному указу императрицы капитан 1-го ранга А.П. Муромцев. Войнович вернулся на прежнюю должность и принял участие в спешной достройке своего корабля - первого линейного корабля Российского Черноморского флота. 16 сентября 1783 г. 66-пушечная "Слава Екатерины" была спущена на воду. В мае 1788 г. Потемкин приказал переименовать корабль в "Преображение Господне". Под этим именем корабль участвовал во многих сражениях эскадры Ф.Ф. Ушакова.

Новорожденному Черноморскому флоту была необходима хорошая, удобная во всех отношениях база. Такой базой стала Ахтиарская бухта в южной оконечности Крыма. Первым из крупных российских военачальников обратил внимание на Ахтиарскую бухту Александр Васильевич Суворов. Как уже говорилось, генерал-поручик А.В. Суворов командовал войсками, которые Россия ввела в Крым в конце 1776 г. Суворов сразу оценил стратегическое и оперативно-тактическое значение Ахтиарской бухты. "Подобной гавани, - писал он, - не только у здешнего полуострова, но и на всем Черном море другой не найдется, где бы флот лучше сохранен и служащие на оном удобнее и спокойнее помещены быть могли". 15 июня 1778 г. Суворов разместил по берегам Ахтиарской бухты 6 батальонов пехоты, конницу и артиллерию. Он приказал срочно прикрыть бухту батареями, причем распорядился вести работы тайно, ночью, чтобы стоявшие в бухте турецкие корабли ничего не заметили. Утром 16 июня вахтенные на турецких кораблях внезапно увидели себя под дулами русских береговых батарей. Турецкая эскадра состояла более чем из 10 судов, а русских батарей было всего три, и все же находиться более в бухте турки не рискнули, в ночь на 17 июня они покинули ее акваторию. Встречный ветер мешал движению, туркам пришлось буксировать корабли лодками, и далеко от бухты они не отошли. Как писал Суворов русскому резиденту при дворе Крымского хана Андрею Дмитриевичу Константинову: "Противная погода мешала стамбульцам выход из Ахт[иарской] гав[ани]. Учиня один выстрел, вытянулись они из гавани на лодках, выстрелили 7 раз, далее по румбу напр[авились] к Очакову; 1/2 часу отойти не могли, один фрегат паче других силился к тому, но не превозмог, а ушла лодочка. На сем расстоянии стоят они...". Уход турецкого флота укрепил режим русского ставленника Шагин-Гирея. Императрица высоко оценила демонстративную акцию Суворова - "за вытеснение турецкого флота из Ахтиарской гавани и от крымских берегов" она пожаловала полководцу украшенную бриллиантами золотую табакерку со своим портретом.

В том же 1778 г. Ахтиарскую бухту впервые обследовал с морской точки зрения экипаж фрегата "Осторожный" под командованием капитана 2-го ранга Берсенева. В 1780 г. бухту опять посетил русский корабль. По описанию того времени, берега были пустынны, "все место было дико и покрыто мелким дровяным лесом и кустарником". Только на северном берегу разместилось татарское селение из 7-9 мазанок под названием Ак-Яр (Белый Утес), по имени его и бухта долгое время называлась на российских картах Ахтиарской.

17 ноября 1782 г. в бухту вошли русские фрегаты "Храбрый" и "Осторожный" под общим командованием капитана 1-го ранга И.М. Одинцова. Они первыми из русских кораблей остались у Ак-Яра на зимовку. Матросы построили для себя в балке, впоследствии названной Сухарной, небольшую казарму, вырыли четыре колодца. В соседней балке провели килевание фрегатов - наклонили их на борт для очистки днища и киля от наросших ракушек и водорослей. Место, где происходило килевание, впоследствии получило название "килен-балка". В течение зимы экипажи кораблей промерили глубины Северной и Южной бухт, составили их описание и карты. По берегам бухт обнаружили много ключей и колодцев. Теперь, после проведенных обследований, можно было перебазировать в Ахтиарскую бухту все боевое ядро Черноморского флота. Но сначала позаботились о береговой и противодесантной обороне - в середине апреля 1783 г. на берега бухты прибыл гренадерский батальон, а в конце апреля - Капорский и Днепровский полки и полевая артиллерия. Войска построили казармы и склады ("Ахтиарский магазин"), начали укреплять берега гавани.

2 мая 1783 г. в Ахтиарскую бухту вошли 11 кораблей Азовской, а затем 17 кораблей Днепровской флотилии. Черноморский флот впервые сосредоточился в своей новой главной базе. Корабли разместились в Южной бухте, которую признали наиболее безопасной.

6 мая командующий флотом вице-адмирал Ф.А. Клокачев, лично осмотрев Ахтиарскую бухту, пришел в полный восторг. Вот что он писал вице-президенту Адмиралтейств-коллегии графу Ивану Григорьевичу Чернышеву, члену Академии наук, бескорыстному ученому и умному руководителю: "При сем не премину я Вашему сиятельству донести, что при самом входе в Ахтиарскую гавань дивился я хорошему ее с моря положению; вошедши и осмотревшись, могу сказать, что во всей Европе нет подобной сей гавани - положением, величиной, глубиной.

Можно в ней иметь флот до 100 линейных судов, ко всему же тому природа устроила лиманы, что сами по себе разделены на разные гавани, то есть - военную и купеческую. Без собственного обозрения нельзя поверить, чтоб так сия гавань была хороша. Ныне я принялся аккуратно сию гавань и положение ее места описывать и, коль скоро кончу, немедленно пришлю карту. Ежели благоугодно будет Ея Императорскому Величеству иметь в здешней гавани флот, то на подобном основании надобно здесь будет завести порт, как в Кронштадте". 13 июля 1783 г. карту отослали в Адмиралтейств-коллегию, там на ее основе принялись разрабатывать планы будущего города.

А пока в Петербурге готовили планы города, 3 июня 1783 г. на западном берегу Южной бухты моряки заложили три первых каменных дома: часовню, кузницу для Адмиралтейства и дом для контр-адмирала Ф.Ф. Мекензи (с 8 мая 1783 г. он возглавил Черноморскую эскадру вместо отбывшего в Херсон Ф.А. Клокачева). В южной части гавани, на Николаевском мысу, начали строить деревянный шлюпочный причал и лестницу - будущую Екатерининскую, затем Графскую, пристань. Этот день - 3 июня (14 июня по новому стилю) - стал днем основания города. В честь данного события в 1783 г. была отлита медаль "Польза России". Первоначально город назывался Ахтиар, по имени прибрежного татарского селения Ак-Яр. 10 февраля 1784 г. указ Екатерины II узаконил рождение нового города и повелел впредь именовать его Севастополем, что в переводе с греческого значит "Город славы". После смерти Екатерины II (6 ноября 1796 г.) новый император Павел I в 1797 г. приказал вернуть городу его первое название - Ахтиар. Четыре года город опять назывался Ахтиаром, пока Александр I в 1801 г. не переименовал его окончательно в Севастополь.

Примечания

1 отечественного судостроения. Под ред. И.Д. Спасского, - Т. I. - Спб., 1994. - С. 188-190 .
2 Веселаго Ф. Краткая история русского флота (с начала развития мореплавания до 1825 года). - Изд. 2-е. - М.-Л., 1939. С. 66, 67.
3 История отечественного судостроения. - С. 242-243.
4 Веселаго Ф. Указ. соч. - С. 102-104.
5 История отечественного судостроения. - С. 248-255.
6 Черноморский флот: Исторический очерк. - М., 1967. - С. 11.
7 История отечественного судостроения. - С. 256.
8 Там же, С. 257-258.
9 Цит. По: История города-героя Севастополя: 1783-1917. - Под ред. С.Ф. Найды. - Киев, 1960. - С. 27.
10 А.В. Суворов. Письма. - М., 1987. - С. 42-43, 506.
11 Там же, С. 515.
12 Черноморский флот. С. 11.
13 Цит. По: История города-героя Севастополя. - С. 27.
14 Там же, С. 28-29
15 Черноморский флот. - С. 12; Севастополю 200 лет: 1783-1983 // Сборник документов и материалов. - Киев, 1983. - С. 29.
16 Зверев Б.И. Страницы русской морской летописи. - М., 1960. - С.124.

Аполлон Кротков

Российский флот при Екатерине II. 1772-1783 гг.

© ООО «Издательство «Вече», 2016

* * *

Судостроение. – Судовой состав флота. – Постройка кораблей в Петербурге. – Введение в употребление шебек. – Деятельность адмирала Ноульса по постройке судов. – Постройка кораблей и фрегатов в Архангельске. – Замечания морских офицеров по улучшению кораблестроения.

Начавшееся с воцарением императрицы Екатерины II усиленное судостроение, принятие мер к улучшению личного состава флота, усиленные плавания, – все эти меры, принятые в первое десятилетие царствования императрицы к возрождению русского флота, упавшего после кончины основателя его, государя Петра I, продолжались и во второе десятилетие царствования и делают эту эпоху для русского моряка наиболее интересной. Конец первого десятилетия и начало второго ознаменовались для русского флота многими победами, одержанными в Средиземном и Черном морях, имевшими за собой реальное последствие – приобретение для России Азовского моря и большей части юга России, за которым вполне естественно последовало приобретение чрез несколько лет Крыма – твердой опоры для владения Черным морем. Все эти приобретения были бы немыслимы без содействия флота. Балтийский флот и балтийские моряки участвовали всецело в Средиземной экспедиции; они же участвовали в военных операциях и на Черном море, на созданной энергией императрицы Екатерины II Донской флотилии. Деятельность Донской флотилии была частью описана в одной из предшествующих частей «Материалов»; деятельность же балтийских моряков в Средиземном море – в XII части «Материалов».

Императрица Екатерина II, сделав важные приобретения по Кучук-Кайнарджийскому договору, придавала большое значение морской силе, с помощью которой были сделаны эти приобретения и защищать которые в то время следовало в Балтийском море, ибо Швеция, наша противница на севере, вступила через несколько лет в союз с Турцией, нашей противницей на юге. Несмотря на достаточные успехи на море, императрица Екатерина II продолжала заниматься улучшением флота, интересовалась его делами и отдавала флоту большое место в своих заботах о преуспеянии России.

За рассматриваемый период времени, с 1772 по 1782 г., было построено кораблей: 18–66-пуш. в Архангельске, 1–66-пуш. в Кронштадте и 1–78-пуш., 4–74-пуш. и 2–66-пуш., в Петербурге, а всего было построено 26 кораблей. Фрегатов было построено 17, из них 3 в Петербурге и 14 в Архангельске; в Петербурге были построены 2–20-пуш. и 1–26-пуш. фрегат; в Архангельске было построено 5–38-пуш. фрегатов, обращенных впоследствии в 32 пушечные, и 9–32-пуш. фрегатов. Кроме этих судов были выстроены: в Кронштадте 2 бомбардирских корабля, 1 яхта, 1 полупрам и 1 пинка; в Архангельске 2 яхты и 5 пинок; в Петербурге 2 яхты и 3 бригантины.

Более мелкие суда, а также суда для гребного флота, строились в Олонце, Сердоболе, Петербурге; так, были выстроены в Олонце: 3 пакетбота, 4 краера, 1 полупрам, 2 бригантины и 13 дубель-шлюпок; в Сердоболе выстроены были 2 прама, а в Петербурге до 70 галер.

В судостроительной деятельности замечается некоторый перерыв; до 1775 года суда всех рангов строились довольно усердно, но после заключения Кучук-Кайнарджийского мира в 1775 году можно заметить остановку; постройка судов временно прекращается и только с 1778–1779 годов начинают опять наши корабли и фрегаты сходить ежегодно со стапелей, но уже не в прежнем количестве.

Спущенные в мае месяце 1772 года в Архангельске 4–66-пуш. корабля, в сентябре месяце прибыли в Ревель и получили имена от императрицы Екатерины II: «Александр Невский», «Борис и Глеб», «Преслава» и «Дерись».

17 августа 1772 года вице-президент Адмиралтейств-коллегии предложил Коллегии исполнить повеление императрицы Екатерины II – приготовить к скорому спуску 2 строившихся в Петербурге корабля.

Через месяц 2–74-пуш. корабля были спущены в Петербурге на воду и получили имена: «Исидор» и «Пантелеймон». В 1773 году в Архангельске были готовы к спуску 3–66-пуш. корабля, 3–32-пуш. фрегата и 1 пинк; но так как за укомплектованием всех кораблей и других судов, вооружавшихся в Кронштадте, морских офицеров не хватило бы на суда, спущенные в Архангельске, то решено было весною спустить только 3 фрегата и привести их в Кронштадт. На каждый фрегат, кроме командира, были назначены по 2 лейтенанта, по 2 мичмана и по 2 гардемарина; фрегаты эти были спущены весною 1773 г., получили имена – «Павел», «Евстафий» и «Наталия» и осенью того же года дошли до Кронштадта; 3 корабля были спущены в сентябре месяце 1773 года, получили от великого князя генерал-адмирала Павла Петровича имена: «Ингерманланд», «Азия» и «Америка», и пришли в Балтийское море в 1775 году.

Относительно строившегося в Петербурге корабля, императрица собственноручною запискою поинтересовалась узнать, когда корабль будет готов к спуску и будет ли он спущен по образцу спуска фрегата «Св. Марк», т. е. по способу адмирала Ноульса.

Указом, данным через несколько дней, было приказано корабль этот спустить по проекту адмирала Кновлеса; корабль этот был спущен 22 августа 1773 года в присутствии императрицы и получил от нее имя «Св. Пророк Иезекииль», в память победы при Кагуле.

В Архангельске были спущены в 1774 году 3–66-пуш. корабля: «Слава России», «Благополучие» и «Твердый»; в 1775 году 2–66-пуш. корабля: «Николай» и «Храбрый». Фрегатов было спущено 32-пуш. в 1774 г. четыре: «Легкий», «Счастливый», «Св. Михаил» и «Поспешный»; имена эти дал, согласно воле императрицы, наследник Престола великий князь Павел Петрович, первый августейший генерал-адмирал русского флота; суда эти пришли в Кронштадт в 1777 году.

Постройка кораблей в Петербурге после 1778 года замедлилась. Уже 18 июля 1774 года было получено приказание остановить спуск выстроенных кораблей до 1775 года, а 4 августа подтверждено это приказание; причина этой остановки судостроения заключается в том, что 10 июля 1774 г. был подписан мир с турками. Но спуск остановился не на год, а на 5 лет, так как корабли эти были спущены только 24 июля 1779 года и получили имена от императрицы, присутствовавшей при спуске: «Константин», «Спиридон» и «Давид Салунский». Последний корабль, построенный в рассматриваемый период времени в Петербурге, был спущен 28 мая 1782 г. и получил от императрицы имя «Симион Сродник Господень», с тем чтобы в списках и где будет надо писался «Победослав».

Два выстроенные в Петербурге и спущенные в 1781 году фрегаты получили от Коллегии имена «Гектор» и «Проворный». В Кронштадте в 1780 г. был спущен 66-пуш. корабль и получил от Коллегии имя «Победоносец»; в Архангельске были спущены в 1778 году фрегаты «Александр», «Воин», «Мария», в 1779 г. «Патрикий» и «Симион», в 1780 году 2–66-пуш. корабля «Не Тронь Меня» и «Ианнуарий»; в 1781 году 4–66-пуш. корабля «Святослав», «Три Святителя», «Вышеслав» и «Родислав» и 2–32-пуш. фрегата «Слава» и «Надежда» – имена всем этим судам были даны императрицею.

Численный состав судов менялся сообразно обстоятельствам; в начале рассматриваемого периода менялось только число судов, постоянно увеличиваясь, а под конец – были изменены ранги кораблей. 4 сентября 1772 года императрица дала указ вице-президенту Адмиралтейств-коллегии графу Чернышеву, следующего содержания:

«Обстоятельства требуют, чтобы мы имели будущим летом в здешних портах до 20-ти линейных кораблей с надобным числом других судов, за исключением находящихся в Средиземном море, о чем приложите по Адмиралтейств-коллегии всевозможное старание, также о том, чтоб число галер или тому подобных судов к тому же времени до 100 в готовности было или сколько можно. Но при этом, чтоб на верфях было леса еще на 10 таковых кораблей для пополнения оного числа, или по первому повелению недостатка (в лесе) не было».

Указ этот указывает на обстоятельства, которые могли заставить иметь в Балтийском море на кампанию 1773 г. до 20 линейных кораблей. Известно, что, несмотря на одержанные победы русским флотом в Средиземном море и русской армией на Дунае, турки в переговорах с нами выказали полную неуступчивость и, побуждаемые Англией, Францией, Австрией и Пруссией в отношении к своему победителю, – излишнюю требовательность, не оправдываемую тогдашним состоянием военных и морских сил Турции.

Императрице были известны эти интриги западных держав в Константинополе; зная что на море противником России могла быть одна Швеция, находившаяся в очень близких сношениях с Францией, императрица для обеспечения вполне своих побед на востоке понимала, что России надо быть в Балтийском море, настолько сильной, чтобы у Швеции не могло зародиться никакой надежды на успех в морском поединке с Россией. Так и было сделано: флот был увеличен в численном составе и никаких препятствий к исполнению своих планов на востоке императрица не встретила в то время в Балтийском море, так как Швеция была слаба в морском отношении, а Франция и Англия были заняты войной между собою. Но то, что не удалось в 1772 году, удалось западным державам в 1788 году, когда Швеция, воспользовавшись 16-летним промежутком времени, успела с помощью золота Франции и Пруссии значительно увеличить свой флот и остановить грозный удар, занесенный над Турцией, отправлением Второй экспедиции в Средиземное море, так как русский флот, занятый войною в Балтийском море, должен был остаться для защиты своих берегов.