Стратегии и тактики взаимодействия. Тест "Стратегии поведения в конфликтной ситуации" (адаптация Н.В. Гришиной) Тест тактика взаимодействия

  • 04.07.2020

Тест содержит две части: «Избегающий конфликта» и «Действующий напролом». Обе части теста содержат по 10 утверждений. Каждое из них требует ответа «Да» или «Нет». Вы должны будете сделать свой выбор. За ответ «Да» начисляете 1 балл, за ответ «Нет» - 0 баллов. С помощью этого теста Вы можете оценить себя, а также интересующее Вас лицо.

«Избегающий конфликта»

1. Всегда проигрываете в конфликте Да Нет

2. Считаете, что конфликта надо избегать Да Нет

3. Выражаете свое мнение извиняющимся тоном Да Нет

4. Считаете, что проиграете, если выразите несогласие Да Нет

5. Удивляетесь, почему другие Вас не понимают Да Нет

6. Говорите о конфликте на стороне оппонента Да Нет

7. Воспринимаете конфликт весьма эмоционально Да Нет

8. Считаете, что в конфликте не следует демонстрировать свои эмоции Да Нет

9. Чувствуете, что надо уступить, если хочешь разрешить конфликт Да Нет

10. Считаете, что люди всегда с трудом выходят из конфликта Да Нет

Оценка результатов. Сумма баллов, равная 8-10, означа­ет, что в Вашем поведении выражена тенденция к конфликтности; 4-7 - средневыраженная тенденция к конфликтному поведению; 1-3 - тенденция не выражена.

«Действующий напролом»

1. Часто подтасовываете факты Да Нет

2. Действуете напролом Да Нет

3. Ищете слабое место в позиции оппонента Да Нет

4. Считаете, что отступление ведет к «потере лица» Да Нет

5. Используете тактику «затыкания» рта оппоненту Да Нет

6. Считаете себя знатоком Да Нет

7. Нападаете на человека, а не на проблему Да Нет

9. Считаете, что выигрыш в аргументах очень важен Да Нет
10. Отказываетесь от дискуссии, если она идет не в

соответствии с Вашим замыслом Да Нет

Оценка результатов. Сумма баллов, равная 8-10, свидетельствует о явной тенденции действовать напролом; 4- 7 - по­казывает, что имеет место средневыраженная тенденция действовать напролом; 1-3 - означает, что тенденция действовать напролом не выражена.

6.4.4.Тест «Оценка стратегий поведения в конфликте» по методике Дж. Г. Скотта. Очевидно, что положительные результаты может принести любая из пяти известных Вам стратегий поведения в конфликте, если она отвечает требованиям ситуации. Однако мно­гие из нас тяготеют к преимущественному использованию одной из стратегий, не столько сообразуясь с объективными обстоятельствами, сколько исходя из собственных внутренних побуждений, устоявшихся привычек. В будущем Вы обязательно сможете расширить репертуар стратегий, но сейчас постарайтесь определить свой «любимый» стиль поведения в конфликтных ситуациях при помощи таблицы Дж. Г. Скотта. Заполняя таблицу, представьте себе свое обычное поведение в конфликтных ситуациях за последние несколько лет.



Проранжируйте стратегии по пяти указанным категориям. Для этого последовательно поставьте цифры (от 1 до 5) в каждой из четырех колонок таблицы.

Цифра 1 означает, что стиль занимает первое место (ранг) по категории, цифра 5 - последнее место (ранг).

Заполненная таблица даст Вам наглядное представление о том, какой из стилей Вы используете чаще всего, какой лучше всего, какой чаще всего приносит наилучшие результаты и какой наи­более комфортен для Вас. Это может быть один и тот же стиль (Ваш любимый) или разные стили. Любой результат дает Вам информацию для размышлений, если Вы хотите сделать свое поведение в конфликтной ситуации более эффективным, развив способности использовать различные стили.

(К. Томас)

Тест позволит определить основные способы реагирования на конфликтные ситуации.

Инструкция: Выберите из 30 приведенных ниже суждений то, которое более типично для вашего поведения в конфликтной ситуации (пусть Вас не смущает, что некоторые варианты будут повторяться в других сочетаниях).

1. а) иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса;

б) чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны;

2.

б) я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных;

3.

б) я стремлюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения;

4. а) я стараюсь найти компромиссное решение;

б) иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека;

5. а) улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого;

б) я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности;

6. а) я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя;

б) я стараюсь добиться своего;

7. а) я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно;

б) я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться своего;

8. а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы;

9. а) думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий;

б) я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего;

10. а) я твердо стремлюсь достичь своего;

б) я пытаюсь найти компромиссное решение;

11 . а) первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы;

б) я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения;

12. а) зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры;

б) я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу мне;

13. а) я предлагаю среднюю позицию;

б) я настаиваю, чтобы было сделано по-моему;

14. а) я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах;

б) я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов;

15. а) я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения;

б) я стремлюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности;

16.

б) я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции;

17. а) обычно я настойчиво стараюсь добиться своего;

б) я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности;

18. а) если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем;

б) я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу;

19. а) первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы;

б) я стремлюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно;

20. а) я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия;

б) я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих;

21. а) ведя переговоры, я стремлюсь быть внимательным к желаниям другого;

б) я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы;

22. а) я пытаюсь найти позицию, находящуюся посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека;

б) я отстаиваю свои желания;

23. а) как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желание каждого из нас;

б) иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса;

24. а) если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь пойти навстречу его желаниям;

б) я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу:

25. а) я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов;

б) ведя переговоры, я стремлюсь быть внимательным к желаниям другого;

26.

б) я обычно озабочен тем, чтобы удовлетворить желание каждого из нас;

27. а) зачастую я избегаю позиции, которая может вызвать споры;

б) если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем;

28. а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) улаживая ситуацию, я часто стремлюсь найти поддержку у другого;

29. а) я предлагаю среднюю позицию;

б) не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий;

30. а) я стараюсь не задеть чувств другого;

б) я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно с заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Ключ.

Соперничество (Соп): 3а, 6б, 8а, 9б, 10а, 13б, 14б, 16б, 17а, 22б, 25а, 28а.

Сотрудничество (Сот): 2б, 5а, 8б, 11а, 14а, 19а, 20а, 21б, 23а, 26а, 28б, 30б.

Компромисс (К): 2а, 4а, 7б, 10б, 12б, 13а, 18б, 20б, 22а, 24б, 26б, 29а.

Избегание (И): 1а, 5б, 7а, 9а, 12а, 15б, 17б, 19б, 21а, 23б, 27а, 29б.

Приспособление (П): 1б, 3б, 4б, 6а, 11б, 15а, 16а, 18а, 24а, 25б, 27б, 30а.

Подсчитайте сумму набранных Вами баллов по каждой тактике и нанесите результат на график (Рис. 1). Каждый ответ оценивается в 1 балл.

Полученные количественные оценки сравниваются между собой для выявления наиболее предпочитаемой формы социального поведения в ситуации конфликта, тенденций его взаимоотношений в сложных условиях.

Оптимальной стратегией поведения в конфликте считается такая, когда применяются все 5 тактик поведения, и каждая из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов. На графике результат оптимальной стратегии поведения попадает в «коридор», отмеченный штриховыми линиями.

Если ваш результат отличается от оптимального, одни тактики имеют значения ниже 5 баллов, другие – выше 7 баллов (сумма баллов равна 30).

Рисунок 1

Для оптимизации своего поведения в конфликте рекомендуется привести значения всех пяти тактик в интервал от 5 до 7 баллов, т.е. реже прибегать к тактике, имеющей завышенные значения и чаще использовать тактики, имеющие заниженные значения по результатам тестирования.

Специалисты утверждают, что необходимо применение всех пяти тактик – противоборства, сотрудничества, компромисса, избегания и уступки – в зависимости от конкретных условий конфликтной ситуации.

Рассмотрим наиболее часто встречающие комбинации тактик выхода из конфликтной ситуации.

    Если по шкале «Соп »>7 баллов, а по шкале «П »<5, то Вы человек, который добивается всего самостоятельно, часто идет «по головам» ради достижения своих целей, а иногда заставляя других помогать в достижении своих интересов. Вы считаете, что все должны самостоятельно строить свою жизнь и не надеяться на других, поэтому сами помогать другим не станете. В жизни таких людей называют эгоистами, поэтому чаще обращайте внимание на проблемы окружающих людей, и их отношение к Вам обязательно изменится.

    Если по шкале «П »>7 баллов, а по шкале «Соп »<5. Вы стараетесь помочь всем: и кому надо и кому не надо. Свои проблемы Вас беспокоят меньше и, как правило, остаются не решенными. Окружающие люди порою готовы свесить на Вас все свои проблемы, зная о том, что Вы обязательно согласитесь их взять на себя. Не забывайте, что кроме Вас никто не станет решать Ваших проблем, будьте самостоятельнее и настойчивее в достижении собственных целей.

    Если по шкале «Сот »>7 баллов, «К »>7, а «Соп »<5 и «П »<5. Вы человек, который прекрасно понимает, что в решении проблем две головы лучше, чем одна. Если у Вас возникает проблема, Вы стараетесь найти человека, вдвоем с которым ее будет легче решать. Если же такового не найдется, то Вы, скорее всего, не станете решать свою проблему, а если есть конкурент, то и ему не дадите шанса. Не забывайте, что в жизни не всегда легко найти человека готового помочь, а проступать по принципу «не себе, не людям» по крайней мере, не этично. Старайтесь чаще разрешать проблемы самостоятельно, и не мешайте другим делать то же самое.

    Если по шкале «Соп »>7 баллов, «П »>7, а «Сот »<5 и «К »<5. В решении проблем Вы часто рискуете, предпочитая получать либо все, либо ничего. Половинчатые выигрыши Вас не прельщают. Риск конечно благородное дело, к тому же кто не рискует тот не пьет шампанского. Не совместные решения, как правило, более выгодные и разумные, а люди не всегда ищут только выгоду. Доверяйте людям чаще.

    Если по шкале «И »>7. Конфликтные ситуации Вы стараетесь избегать, предпочитая не портить с людьми отношения, но конфликт не всегда приводит к разрушению отношений между людьми. Старайтесь не избегать так часто конфликтов, направляя их разрешение в более конструктивное русло.

    Если по шкале «И »<5. В конфликте Вы идете от начала до конца, избегание которого считаете делом не достойным человека. Будьте умнее и, учитывая ситуацию, позвольте человеку остаться при своем мнении, соответственно не позволяя обижать Вас и Вашу точку зрения.

Тест содержит две части: «Избегающий конфликта» и «Действующий напролом». Обе части теста содержат по 10 утверждений. Каждое из них требует ответа «да» или «нет». Вы должны будете сделать свой выбор. За ответ «да» начисляете 1 балл, за ответ «нет» – 0 баллов. С помощью этого теста вы можете оценить себя, а также интересующее вас лицо.

«Избегающий конфликта»

Оценка результатов

8-10 баллов означают, что в вашем поведении выражена тенденция к конфликтности; 4–7 баллов – средне выраженная тенденция к конфликтному поведению; 1–3 балла – тенденция не выражена.

«Действующий напролом»

Оценка результатов

8-10 баллов свидетельствуют о явной тенденции действовать напролом; 4–7 баллов – показатель того, что имеет место средне выраженная тенденция действовать напролом; 1–3 балла означают, что тенденция действовать напролом не выражена.

Тест 4. Оценка стратегий поведения в конфликте по методике Дж. Г. Скотт

Очевидно, что положительные результаты может принести любая из пяти известных вам стратегий поведения в конфликте, если она отвечает требованиям ситуации. Однако многие из нас тяготеют к преимущественному использованию одной из стратегий, не столько сообразуясь с объективными обстоятельствами, сколько исходя из собственных внутренних побуждений, устоявшихся привычек.

В будущем вы обязательно сможете расширить репертуар стратегий, но сейчас постарайтесь определить свой «любимый» стиль поведения в конфликтных ситуациях при помощи таблицы Дж. Г. Скотт. Заполняя таблицу, представьте себе свое обычное поведение в конфликтных ситуациях за последние несколько лет.

Проранжируйте стратегии по четырем указанным категориям. Для этого последовательно поставьте цифры (от 1 до 5) в каждой из четырех колонок. Цифра 1 означает, что стиль занимает первое место (ранг) по категории, цифра 5 – последнее место (ранг).


Заполненная таблица даст вам наглядное представление о том, какой из стилей вы используете чаще всего, какой лучше всего, какой чаще всего приносит наилучшие результаты и какой наиболее комфортен для вас. Это может быть один и тот же стиль (ваш «любимый») или разные стили. Любой результат дает вам информацию для размышлений, если вы хотите сделать свое поведение в конфликтной ситуации более эффективным, развив способности использовать различные стили.

Тест 5. Опросник Томаса

Предлагаемый тест поможет вам выявить формы своего поведения, используемые вами в конфликтных ситуациях.

Перед вами 30 вариантов утверждений, каждый из которых имеет две разновидности ответов – «А» и «Б». Внимательно прочитайте каждый вариант и выберите то утверждение («А» или «Б»), которое в наибольшей степени соответствует вашему поведению в ситуациях конфликта, отметив их в опросном листе теста.

1. А) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. А) Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б) Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.

3. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

4. А) Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

5. А) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого.

Б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. А) Я пытаюсь избежать неприятностей.

Б) Я стараюсь добиться своего.

7. А) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться своего.

8. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б) Я первым стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9. А) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.

Б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. А) Я твердо стремлюсь добиться своего.

Б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. А) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

12. А) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.

13. А) Я предлагаю среднюю позицию.

Б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

14. А) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

Б) Я стараюсь сделать все возможное, чтобы избежать напряжения.

16. А) Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. А) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.

19. А) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б) Я стараюсь отложить спорные вопросы с тем, чтобы со временем решить их окончательно.

20. А) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. А) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к другому.

Б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. А) Я пытаюсь найти позицию, которая была бы средней между моей и позицией другого человека.

Б) Я всегда отстаиваю свою позицию.

23. А) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. А) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.

Б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисса.

25. А) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.

Б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26. А) Я обычно предлагаю среднюю позицию.

Б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27. А) Зачастую я стремлюсь избежать споров.

Б) Если это сделает другого человека более счастливым, я дам ему такую возможность настоять на своем.

28. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29. А) Я предлагаю среднюю позицию.

Б) Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

30. А) Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

Ключ к тесту



Для определения собственного стиля поведения в конфликте необходимо посчитать сумму ответов (один любой ответ дает один балл) по каждому стилю (столбцу) и построить график своего поведения.


Методические материалы к теме «Эффективное общение и рациональное поведение в конфликте»

Тренинговое занятие

Необходимый материал: бейджи на каждого участника, фломастеры, булавки, правила тренинга на листах (в файлах), чистые листы, маркер, скотч, ножницы, карточка с запоминаемым текстом для игры «Испорченный телефон» (Приложение 1), Тест Томаса (бланк теста на каждого участника, ключ к тесту для ведущего).

Тема Содержание этапа Время
Зачем мы здесь собрались? Организационный момент Встреча участников и рассаживание их в круг. Участникам предлагается написать свое имя на бейдже. 5 мин.
Вступительное слово ведущего Приветствие участников, знакомство с целями предстоящей работы. 5 мин.
Знакомство Каждый участник представляет себя (ученик - имя, класс; взрослый - имя, должность) и сообщает цель посещения тренинга. 15 мин.
Правила тренинга Пояснение и принятие правил тренинга («Здесь и теперь», «Ноль-ноль», «Умей слушать другого», «Храни тайну», «Стоп»). 5 мин.
1. Конфликты и причины их возникновения. Разминка «Карандаши» Участники объединяются в пары и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы, подушечками указательных пальцев, выполняя команды: «Шаг назад», «Два шага вперед», «Наклониться вперед», «Присесть» и т.д. Затем это задание выполняют, встав в круг. 10 мин.
Упражнение «Гости столицы» Участники в парах (разбиваются на 1-й, 2-й) должны представить, что они вдвоём проездом в Москве и до отправления поезда осталось 4 часа. Необходимо проиграть ситуацию, в которой 1-й – хочет побывать на Красной площади; 2-й – в театре на премьере спектакля с участием любимого актера. Цель – уговорить партнера. Обсуждение: Удалось ли уговорить партнера? Почему? Что помогло или помешало? 20 мин.
Информационный блок Понятие «конфликт», причины возникновения конфликтов. 10 мин.
Игра «Испорченный телефон» 10 участников выходят за дверь, одному из оставшихся сообщается текст, который затем передается участниками по очереди. Обсуждение: Что мы с вами сейчас наблюдали? Таким образом могут рождаться сплетни, которые часто являются источником конфликтов. 20 мин.
Перерыв 10 минут
2. Посредничество как один из способов разрешения конфликтов. Диагностический блок (Тест Томаса) Каждый участник заполняет бланк теста и определяет свой стиль поведения в конфликте. 15 мин.
Информационный блок Беседа о способах разрешения конфликтов: избегание, приспособление, соперничество, компромисс, сотрудничество (с выходом на посредничество). 10 мин.
Упражнение «Ты уже посредник?» Участники объединяются в тройки (рассчитавшись на 1,2,3). Разыгрывают ситуацию: между двумя учениками конфликт: 1-й обозвал 2-го, 2-й его за это стукнул, и завязалась драка. Роль 3-го попытаться их примирить, выступить в роли посредника. Обсуждение: Кто (какой человек) может быть посредником? Что для этого нужно? Кто уже готов быть посредником? 20 мин.
Беседа о личности посредника Анализ личности посредника и необходимых ему качеств. 5 мин.
Игра «Замороженный» Участники объединяются в пары. 1-й – «замороженный», 2-й – пытается жестами и мимикой его разморозить. Обсуждение: Удалось ли «разморозить» партнера? Что помогало не реагировать на происходящее вокруг? В каких жизненных ситуациях может пригодиться такой навык? 15 мин.
Рефлексия занятия Обсуждение: Оправдались ли ожидания от 1 дня тренинга? Что нового приобрели на занятии? Каковы ожидания от будущих встреч? 15 мин.

Занятие 2

Необходимый материал: бейджи на каждого участника, фломастеры, булавки, правила тренинга на листах (в файлах), скотч, ножницы, памятки с техниками активного слушания на каждого участника (Приложение 2), анкета «Умеете ли Вы слушать?» (Приложение 3), чистые листы, раздаточный материал к технологии «Зигзаг» (Приложение 4).

Тема Содержание этапа Действия ведущего и участников Время
3. Общение и умение слушать. Организационный момент 5 мин.
Приветствие Участники приветствуют друг друга, говорят о своих ожиданиях от 2-й встречи. 10 мин.
Разминка «Копирование движений» Участники встают в круг и выполняют любое движение. По сигналу ведущего – начинают повторять движения соседа слева. И так пока движение не вернется к своему автору. 10 мин.
Информационный блок Психология общения, виды и функции общения. Средства общения. 10 мин.
Упражнение «Слушание в разных позах» Участники разбиваются на 1-й и 2-й. 1-«говорящий», 2 – «слушающий». Проигрывают ситуацию слушания в разных позах: 1) оба сидят, 2) говорящий стоит, 3) стоят спиной друг к другу. Затем меняются ролями. Обсуждение:При каком расположении собеседника было легче говорить? Легче слушать? Как вы думаете, почему при изменении взаимного расположения меняется эффективность общения? 10 мин.
Диагностический блок (Анкета «Умеете ли вы слушать?») Ведущий зачитывает вопросы анкеты, участники записывают ответы на листах, подсчитывают результат. (Конечно, данная анкета не может рассматриваться как серьезное психодиагностическое исследование, ее основная задача - продемонстрировать 12 признаков «плохих слушателей»). 10 мин.
Информационный блок Активное и пассивное слушание, ошибки, препятствующие активному слушанию. 10 мин.
Упражнение «Эффективное слушание» Проигрывание техник активного слушания. Участники делятся на группы по 3 чел. 1-й – рассказывает интересный случай из своей жизни, 2-й - использует технику активного слушания, 3-й - наблюдает и выявляет применяемую технику активного слушания. Затем меняются ролями. Обсуждение: Все ли техники были отгаданы? Что было легче: отгадывать или использовать технику? 25 мин.
Перерыв 10 минут
4. Проявления эмоций и чувств. Разминка «Путаница» Группа образует круг, все участники вытягивают руки внутрь круга, соединяя руки таким образом, чтобы получилась путаница. Группе дается ограниченное время, чтобы распутаться, не расцепляя при этом рук. 10 мин.
Информационный блок Основные эмоции и чувства. 5 мин.
Упражнение «Угадай эмоцию» Водящий выходит за дверь, остальные придумывают и изображают эмоцию, которую он должен отгадать. Обсуждение: К каким последствиям может приводить ситуация, если человек думает, что изображает одну эмоцию, а окружающие видят совершенно другую? Умение конструктивно выражать эмоции - условие того, что они не принесут вреда. 20 мин.
5. Манипуляции и защита от них. Упражнение «Толкачи» Участники встают в две шеренги. Стоя на одной ноге, начинают толкаться ладонями. Цель - вывести соперника из равновесия, заставив его опустить вторую ногу или сдвинуться с места. Участники 3-4 раза меняются парами. Обсуждение: Какими способами удалось вывести соперника из равновесия? Игра позволяет продемонстрировать сущность манипуляции. Побеждает тот, кто смог в нужное время скрыть свои намерения, а потом неожиданно для партнера реализовал их. 10 мин.
Изучение способов манипулирования Технология «Зигзаг». Делятся на 4 гр. Изучают теорию, приводят примеры из жизни. 25 мин.
Рефлексия занятия Обсуждение: Оправдались ли ожидания от 2 дня тренинга? Что нового приобрели на занятии? Каковы ожидания от следующей встречи? 10 мин.

Занятие 3

Необходимый материал: бейджи на каждого участника, фломастеры, булавки, правила тренинга на листах, скотч, ножницы, шнур или мел, магнитофон, аудиозаписи, раздаточный материал «Совместная встреча» на каждого участника, чистые листы, большой лист ватмана для коллажа, журналы, клей, анкета обратной связи по тренингу на каждого участника (Приложение 5).

Тема Содержание этапа Действия ведущего и участников Время
6. Процесс посредничества в конфликте Организационный момент Встреча участников и рассаживание их в круг. 5 мин.
Приветствие Участники приветствуют друг друга, говорят о своих ожиданиях от третьей встречи. 10 мин.
Разминка «Гвалт» Участники делятся на пары. Партнеры расходятся на максимальное расстояние друг от друга. Звучит громкая музыка. Задача – на фоне шума вести беседу с партнером. 15 мин.
Информационный блок Участники делятся на 3гр. Изучают теоретический материал «Совместная встреча». Задание: подготовить по 1 вопросу другим группам по содержанию прочитанного текста. 25 мин.
Проигрывание совместной встречи В тех же группах придумывают конфликтную ситуацию (ученик-ученик). Проигрывают совместную встречу. Обсуждение: Правильно ли было организовано пространство? Соблюдены правила совместной встречи? Насколько эффективна оказалась совместная встреча? Каковы ощущения у «участников конфликта»? 35 мин.
Перерыв 10 минут
3. Заключительное занятие Разминка «Снежки» Участники делятся на 2 группы. На полу проводится линия, делящая помещение пополам (или кладется шнурок), каждая команда располагается в своей половине помещения. Каждый участник делает себе из бумаги 4 «снежка». По команде ведущего начинается игра, задача игроков - перебросить как можно больше «снежков» на сторону противоположной команды. Проводится 2-3 тура по 2 минуты, выигрывает та команда, на чьей территории по окончании этого времени оказалось меньше «снежков». 10 мин.
Упражнение «Я в роли посредника». Участники на листах бумаги записывают размышления о себе в роли посредника. Обсуждение: Участники по желанию высказывают свои размышления. 15 мин.
Групповой коллаж Коллективное выполнение участниками тренинга творческой композиции по теме «Школьная служба примирения». Коллаж выполняется на листе ватмана с использованием всего комплекса изобразительных материалов: фломастеры, карандаши, вырезки из журналов, клей. Затем один из участников представляет замысел композиции, раскрывает вложенный в неё смысл. Обсуждение: Участники делятся общими впечатлениями от процесса работы и восприятия ее результата. 45 мин.
Анализ и подведение итогов тренинга Заполнение участниками анкет обратной связи по тренингу. Обсуждение: Оправдались ли ожидания от тренинга? Что нового приобрели на занятиях? 10 мин.

Список использованной литературы:

1. Аграшенков А.В. Психология на каждый день. Советы, рекомендации, тесты. – М.: Вече, 1997.

2. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2006.

3. Групповые занятия и тренинги со старшеклассниками./О.А. Вершинина. – Волгоград: Учитель, 2008.

4. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. – СПб.: Питер, 2006.

5. От конфликта к личностному росту. Восстановительные технологии в практике разрешения конфликтных ситуаций и профилактике правонарушений несовершеннолетних. / под ред. Л.И. Рябовой. – Пермь, 2004.

6. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии./М.К. Тутушкина. – СПб.: Дидактика Плюс, 1999.

7. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9 – 11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. – М.: Вако, 2005.

8. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2007.

Приложение 1


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16

Предлагаемый тест имеет целью определить характерную для Вас тактику поведения в конфликтных ситуациях. Он состоит из 30 пунктов, в каждом из которых имеется два суждения, обозначенные буквами А и Б (они иногда повторяются в разных пунктах). Сравнив указанные в пункте два суждения, каждый раз выберите из них то, которое является более типичным для Вашего поведения и обведите его вариант кружком.

1. А/ Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б/ Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем согласны мы оба.

2. А/ Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б/ Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.

3. А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б/ Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить наши отношения.

4. А/ Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б/ Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5. А/ Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

6. А/ Я стараюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б/ Я стараюсь добиться своего.

7. А/ Я стараюсь отложить решение сложного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б/ Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться чего-то другого.

8. А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б/ Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9. А/ Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих

разногласий.

Б/ Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. А/ Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б/ Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. А/ Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б/ Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить

наши отношения.

12. А/ Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б/ Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу мне.

13. А/ Я предлагаю среднюю позицию.

Б/ Я пытаюсь убедить другого в преимуществах своей позиции.

14. А/ Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б/ Я пытаюсь показать другому логику и преимущество своих взглядов.

15. А/ Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить наши отношения.

Б/ Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16. А/ Я стараюсь не задеть чувства другого.

Б/ Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б/ Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. А/ Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б/ Я дам возможность другому в чем-то оставаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19. А/ Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б/ Я стараюсь отложить решение сложного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20. А/ Я пытаюсь немедленно разрешить наши разногласия.

Б/ Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. А/ Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б/ Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. А/ Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и той, которая отстаивается другим.

Б/ Я отстаиваю свои желания.

23. А/ Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б/ Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя

ответственность за решение спорного вопроса.

24. А/ Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти

навстречу его желаниям.

Б/ Я стараюсь убедить другого в необходимости прийти к компромиссу.

25. А/ Я пытаюсь показать другому логику и преимущество своих взглядов.

Б/ Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26. А/ Я предлагаю среднюю позицию.

Б/ Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.

27. А/ Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б/ Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б/ Улаживая спорную ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29. А/ Я предлагаю среднюю позицию.

Б/ Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих

разногласий.

30. А/ Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б/ Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы могли

совместно с другим заинтересованным человеком добиться успеха.

КЛЮЧ

Соперничество: 3а, 6б, 8а, 9б, 10а, 13б, 14б, 16б, 17а, 22б, 25а, 28а.

Сотрудничество: 2б, 5а, 8б, 11а, 14а, 19а, 20а, 21б, 23а, 26б, 28б, 30б.

Компромисс: 2а, 4а, 7б, 12б, 13а, 18б, 20б, 22а, 24б, 26а, 29а.

Избегание: 1а, 5б, 6а, 7а, 9а, 12а, 15б, 17б, 19б, 23б, 26а, 29б.

Приспособление: 1б, 3б, 4б, 11б, 15а, 16а, 18а, 21а, 24а, 25б, 27б, 30а.

По соотно­шению направленности на себя и направленности на партнера можно судить о развитии стратегии взаимодействия человека. Под стратегией взаимодействия мы будем понимать совокупность доминирующих особенностей поведения человека в отношениях с другими людьми, проявляющихся в той или иной социальной си­туации. Выделяют пять основных стратегий взаимодействия : со­перничество, компромисс, сотрудничество, приспособление и из­бегание (Р.Блейк, Д.Моутон, К.Томас). В современной социаль­ной психологии и психодиагностике данные стратегии связывают обычно с поведением человека в конфликтной ситуации. Однако они могут быть рассмотрены и применительно к обычным соци­альным ситуациям в связи с особенностью критериев, положен­ных в основу их определения.

1. Соперничество заключается в стремлении человека добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Конкуренция и соревнование представляют собой виды соперничества. При та­кой стратегии взаимодействия в выигрыше остается только одна из сторон. Данная стратегия часто ведет к конфликту, поскольку соперничающие субъекты стремятся добиться своего любой це­ной, настойчиво защищая свою точку зрения. Для того чтобы прийти к согласию, необ­ходимо встать на позицию другого. Соперничающие субъекты заинтересованы в том, чтобы именно интересы их конкурентов не были удовлетворены. В такой ситуации возникает замкнутый круг. С одной стороны, невозможно решить проблему, не взаимо­действуя с партнером. С другой - именно проигрыш конкурента является залогом успеха. Таким образом, при данной стратегии выиграть может только наиболее сильный соперник, другой, со­ответственно, терпит поражение.

2. В большинстве социальных ситуаций взаимодействия исполь­зуется стратегия компромисса , для которого характерно стремле­ние субъектов взаимодействия идти на взаимные уступки и реализовывать свои интересы с учетом интересов противоположной стороны. Так как субъекты уступают друг другу, они не могут реализовать свои интересы полностью, поэтому компромисс предполагает выделение основных и второстепенных потребностей. Основные потребности обязательно реализуются в процессе взаимодействия. Таким образом, проблема решается с учетом ин­тересов обеих сторон, которые жертвуют лишь второстепенными потребностями.

3. Сотрудничество - такая стратегия взаимодействия, которая позволяет партнерам придти к альтернативе, полностью удовле­творяющей интересы обеих сторон. Эта стратегия - довольно редкая, ибо необходимо много условий для ее реализации: во-первых, относительно благоприятная социальная ситуация; во-вторых, психологическая совместимость участников взаимодей­ствия; в-третьих, их желание идти навстречу друг другу и т.д. По своей психологической сущности сотрудничество и компромисс похожи, поскольку обе стратегии связаны с соглашением, к кото­рому приходят обе стороны.

4. Приспособ­ление означает жертвование собственными интересами ради инте­ресов другого человека.

5. Для избегания (ухода в сторону) характерно как отсутствие стремления к удовлетворению интересов другого человека, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

Стратегии соперничества, компромисса и сотрудничества отно­сятся к активным стратегиям, свойственным инициативным и пред­приимчивым людям, уверенным в своих силах. Индивиды с менее активной социальной позицией и сниженной самооценкой, скорее всего, выбирают стратегии приспособления и избегания.

Стратегия - это способ действия субъекта по достижению главной цели воздействия на партнера по общению.

В зависимости от целей выделяют следующие ведущие тактики поведения во взаимодействии:

  • 1) сотрудничество - такая форма взаимодействия, при которой оба партнера по общению содействуют друг другу в достижении индивидуальных и общих целей совместной деятельности;
  • 2) противоборство - партнеры противодействуют друг другу в достижении индивидуальных целей, ориентируясь только на свои цели без учета целей партнера;
  • 3) компромиссное взаимодействие - партнеры по общению в чем-то содействуют , а в чем-то противодействуют друг другу;
  • 4) уклонение от взаимодействия - партнеры стараются избегать активного взаимодействия, уходят от контактов, идут на риск недостижения собственных целей для того, чтобы исключить выигрыш другого;
  • 5) контрастное взаимодействие - один из партнеров старается содействовать другому, а тот активно противодействует ему;
  • 6) однонаправленное содействие - один из партнеров приносит в жертву собственные цели и способствует достижению целей другого, который уклоняется от сотрудничества.

Американские психологи Л. Стейнберг и Дж. Миллер проанализировали взаимодействие с позиций ориентации на контроль и ориентации на понимание.

Ориентация на контроль предполагает стремление контролировать, управлять ситуацией и поведением других, обычно сочетающиеся с желанием доминировать во взаимодействии.

Ориентация на понимание включает в себя стремление понять ситуацию и поведение других. Она связана с желанием лучше взаимодействовать и избегать конфликтов, с представлениями о равенстве партнеров в общении и необходимости достижения взаимной, а не односторонней удовлетворенности.

Анализ взаимодействия при выделении этих двух ориентаций позволяет выявить некоторые интересные закономерности общения. Так, «контролеры» и «пониматели» придерживаются совершенно разных стратегий в общении.

Стратегия «контролера» - стремление заставить партнера принять свой план взаимодействия, навязать свое понимание ситуации. Довольно часто данная стратегия действительно позволяет достичь контроля над взаимодействием.

Стратегия «понимателя» подразумевает адаптацию к партнеру.

Показательно, что разные ориентации связаны с разным распределением позиций в общении. Так, «контролеры» всегда стремятся к неравным взаимодействиям с подчиненными и доминирующим позициям «вертикального взаимодействия». Ориентация на понимание больше сопрягается с равными горизонтальными взаимодействиями.

Следует отметить, что существуют и обратные влияния. Например, человек, находящийся в общении на самой «верхней» позиции, обязательно будет в большей степени «контролером», в отличие от ситуации, в которой он был бы «внизу»: положение обязывает. Следовательно, он должен регулировать взаимодействие.

Поскольку любое общение осуществляется по поводу того или иного предмета, то характер взаимодействия определяется открытостью или закрытостью предметной позиции.

Открытость общения - это открытость предметной позиции в смысле способности выразить свою точку зрения на предмет и готовности учесть позиции других, и наоборот, закрытость общения означает неспособность или нежелание раскрывать свои позиции.

Помимо открытого и закрытого общения в чистом виде существуют еще и смешанные типы:

  • одна из сторон пытается выяснить позицию другой стороны, не раскрывая своей;
  • общение, при котором один из собеседников открывает партнеру все свои «обстоятельства», рассчитывая на помощь, не интересуясь намерениями другого.

Оба эти вида взаимодействия асимметричны, поскольку общение осуществляется с неравноправных позиций партнеров.

При выборе позиции в общении следует учитывать все обстоятельства: степень доверия к партнеру, возможные последствия открытости общения. И вместе с тем, как показывают социально-психологические исследования, максимальная эффективность делового общения достигается при его открытом характере.