Священник Константин Пархоменко. Из Назарета может ли быть что доброе? Что доброго может быть из Назарета

  • 21.09.2019

На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

В день Торжества Православия мы приносим благодарение нашему Господу за великий дар - самый великий, какой только может быть дан человеку, - исповедание истинной веры. Как оказались мы в Православной Церкви? На чьи молитвы о нас ответил так щедро Господь? Отозвался на наше желание понять себя, на наш поиск смысла жизни, на наши самые сокровенные чаяния, на наше самое глубокое желание достигнуть полноты бытия? Или, может быть, мы называем себя православными только потому что мы родились в православной семье, в некогда православной стране, где и сегодня большинство населения, согласно официальной статистике, называют себя православными?

В сегодняшнем Евангелии сказано, что Филипп был призван непосредственно Самим Христом - не так, как Андрей, которого направил ко Христу Иоанн, или как Петр, приглашенный своим братом. У Бога разные пути приведения избранных Своих к Себе. Иисус находит Филиппа. Христос искал нас и нашел нас, прежде чем мы могли заинтересоваться Им. Имя Филипп - греческого происхождения, употребительное среди язычников, но Христос не меняет его имени. Он был призван на следующий день. Когда речь идет о деле Божием, мы не должны потерять ни единого дня. Господь решил отправиться в Галилею. Христос найдет всех, кто дан Ему. Филипп стал учеником силой Христа, Который, проходя мимо него, сказал: «Следуй за Мной». В Евангелии сказано, что Филипп был родом из Вифсаиды, как Андрей и Петр. У Вифсаиды была дурная слава (Мф. 11, 21). Но и там был остаток, согласно избранию благодати. И сегодня Отечество наше, утратив былое величие, стало посмешищем в глазах многих. Но у Господа везде есть Свои люди.

Нафанаил был приведен ко Христу Филиппом. Хотя Филипп сам только что узнал Христа, он торопится найти своего друга. Филипп говорит: «Мы нашли Того, о Ком писали Моисей и пророки». Какую радость пережил Филипп от встречи со Христом: «Мы нашли Того, Кого так долго желали увидеть»! Наконец-то, Он пришел, Он пришел, и мы нашли Его! Какое преимущество для него было в том, что он хорошо знал Писание Ветхого Завета, которое уготовляло его ум для принятия Евангельского света. Не для того ли в течение всего Великого поста Церковь предлагает нам так обильно чтение Ветхого Завета? Филипп по наивности своей говорил: «Мы нашли Его». На самом деле Христос нашел их прежде, чем они нашли Христа. Они не познали Его, как говорит апостол Павел, но были познаны Им.

И мы слышим возражение Нафанаила: «Из Назарета может ли быть что доброе?» Его осторожность не предосудительна. Святые отцы говорят, что мы должны всегда проявлять осторожность в рассмотрении истины. Наше правило: все испытывай. Его возражение проистекало из неведения. Он говорил, что Мессия не должен быть из Назарета, и был прав, но он не знал, что Христос родился в Вифлееме. А слова Филиппа: «Иисус из Назарета» вызвали это возражение. И вот краткий ответ Филиппа: «Иди и посмотри». Наших знаний может быть достаточно для нас самих, но их может оказаться недостаточно, чтобы заставить замолчать наших искусных противников. Мудрость и ревность по истине заключается в том, чтобы когда мы не находим как ответить вопрошающим нас, мы направляли их к тому, кто может. «Иди и посмотри». Идем вместе, я пойду с тобой. Сколь многие оказываются вне истинной веры из-за нелепых предрассудков, которые они составили о Православии (на основании случайных обстоятельств, вовсе не раскрывающих суть его).

Что же произошло в этой встрече Нафанаила с Господом Иисусом Христом? Нафанаил не напрасно пришел и увидел. Вернее, Христос увидел его идущим к Нему и сказал стоящим рядом: «Вот истинный израильтянин». Господь похвалил его, потому что знал, что он - смиренный человек. Нафанаил возражает Христу, но Господь видит его сердце. «Вот истинный израильтянин», «ибо не все Израиль, кто от Израиля». Но здесь - истинный израильтянин. Истинный последователь доброго примера богоизбранного народа. Это был истинный сын праведного Иакова, тот, кто истинно исповедал веру Израиля, тот, чье исповедание веры было согласно с его жизнью. Он иудей внутренне, потому он - христианин. Он тот, в ком нет никакой фальши. Нет ничего лживого по отношению к людям, тот, кому можно доверять. И нет ничего лживого по отношению к Богу, искренний в покаянии в своих грехах. Истинный израильтянин - православный христианин - чудо Божественной благодати.

Нафанаил с удивлением слушает Христа. «Откуда Ты меня знаешь?» Он искренне поражен, он не попался на похвалу. Знает ли нас Христос? Стремимся ли мы знать Его? И Христос показывает ему Себя: «Прежде чем Филипп позвал тебя, Я видел тебя». Христос дает ему понять, что раньше знал его, и тем самым являет Свое Божество. Прежде чем Филипп позвал его, Он видел его под смоковницей. Христос знает нас - прежде чем у нас будет какое-либо знание о Нем. Взор Господа был на Нафанаиле, когда тот был под смоковницей. Это было то, что никто, кроме Нафанаила, не мог знать. Очевидно, Нафанаил молился, стоя под смоковницей, размышляя о тайне грядущего Мессии, и сердца его коснулась небесная благодать. Так он обрел истинную веру в Иисуса Христа. «Равви, Ты - Сын Божий, Ты - Царь Израилев».

Мы видим, как твердо, всем сердцем исповедует он эту веру. Он исповедует пророческое служение Господа, называя Его Учителем. И он исповедует Его Божественное служение и Божественную Его природу, называя Его Сыном Божиим. Если Он Сын Божий - Он Царь Израиля Божия, всех людей, призванных ко спасению.

В ответ Христос тотчас открывает большее Нафанаилу: «Ты веруешь, потому что Я сказал, что видел тебя под смоковницей». Сердце Нафанаила было заранее приготовлено к восприятию истины, и Господь обещает ему бо льшую благодать в утверждении в истинной вере. «Больше этого увидишь», - говорит Христос. Бо льшие чудеса и чудо Воскресения. Кто хранит истинную веру, тому будут даны бо льшие удостоверения в ней. И каких бы откровений ни сподоблялись мы здесь, на земле, у Господа всегда еще есть бо льшее для нашего просвещения и утешения.

И Господь обращается ко всем, познавшим истинную веру: «Отныне будете видеть небо отверстым». «Истинно говорю вам», - возвещает Христос, придавая исключительный вес Своим словам, в полноте утверждая то, что несомненно истинно. Это торжественное возвещение Откровения Божия. Нафанаил исповедал Его Сыном Божиим и Царем Израилевым. Христос же Сам называет Себя Сыном Человеческим, являя Свое смирение и показуя Свое совершенное приобщение нашей судьбе. Господь говорит: «Отныне будете видеть небо отверстым, и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». Это исполнилось в многоразличном служении Ангелов нашему Господу - до Креста Его и Воскресения. До Его Вознесения, когда Он завершил Свое спасительное служение роду человеческому, и небо открылось, чтобы принять Его, и Ангелы Божии восходили и нисходили к Нему. Это дано было видеть апостолам. Это дано зреть всей апостольской Церкви. Это торжество мы празднуем сегодня. Всякий дар совершенный нисходит свыше. Христос - начало и конец, камень основания и краеугольный камень. Как говорит апостол Павел: «Все Им стоит» (Кол. 1, 17). И Церковь Божия, по слову преподобного Силуана, крепка святою мыслью и терпением. Вот ответ о значении чистоты нашего исповедания - Христос. Потому не будем никогда ничего просить у Бога, кроме Бога. И избавления от всего, что мешает быть с Богом. От всякого ложного мудрования о вере и от всякого греха. Все остальное приложится.

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Константин Пархоменко, клирик Собора Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка. Передача из Санкт-Петербурга.

- Непривычно слышать сочетание психологических терминов с именем Господа нашего Иисуса Христа.

Да, тема провокационная, необычная, абсолютно с Вами согласен. Часто в нашей церковной действительности мы Господа мифологизируем: привыкли, что Он на иконе, далекий, покрытый позолотой, восседающий на троне, нереальный, неземной. Бывает, и со святыми такое происходит: когда мы читаем житие святого, то перед нами не встает реальной личности этого человека. Мне, к примеру, больше нравится читать биографию святого праведного Иоанна Кронштадтского, чем его житие, потому что, когда читаешь биографию, перед тобой встает реальный живой человек. С Господом и Спасителем то же самое. Господь наш - Богочеловек, в Нем Божество и человечество были соединены вместе, но в реальности мы делаем крен в сторону Его Божественной стороны. Правильно иметь взвешенный подход: когда мы можем увидеть в Нем и человеческое, а не только подчеркивать Божественное.

Однажды, когда я был еще студентом духовной семинарии, меня поразила проповедь архиепископа Михаила (Мудьюгина), профессора, находящегося тогда в возрасте около 90 лет. Он служил в академическом храме и в праздник, посвященный Богородице, сказал, что все мы прославляем Пресвятую Богородицу, а ведь Она Та, Которая воспитала Своего Сына, научила Его первым словам, вложила отношение к жизни, понимание явлений. Все, что имел Иисус, вложила в Него Мать и мнимый отец Иосиф. Услышав это, вдруг для меня тогда по-новому все открылось: мы привыкли, что Пресвятая Богородица находится где-то в стороне, в тени Сына, но ведь именно Она сформировала Его как дитя, как ребенка. Это интересная и огромная тема.

Сегодня мы поговорим о том, каким был Господь Иисус Христос в обычной повседневной жизни, в реальности. Готовясь к этой передаче, я взял в руки Евангелие и сделал несколько выписок. Буду очень рад, если телезрители позвонят и зададут вопросы по этой теме.

Насколько я понимаю, проблема эта не новая. Ересь монофизитства - это и был отход от человечества Иисуса Христа и акцент на Божественности.

Да, у нас были разные ереси: арианская ересь делала акцент в сторону человечества Христа, монофизитство - в сторону Божественности Христа. Правильный, взвешенный путь - это гармоническое соединение, когда мы понимаем, что Иисус Христос был Богочеловеком и в Нем было совмещено и Божественное, и человеческое, не подавляющее друг друга, а взаимодополняющее. Тем не менее человеческое во Христе было раскрыто в полной мере. Христос, если так можно выразиться, был прекрасным человеком. Когда я буду называть Христа человеком, знайте, что я подразумеваю, что Христос - Богочеловек, я не считаю Христа просто человеком, но сегодня в передаче мы будем говорить о Христе как о человеке. Христос был прекрасным человеком, и если бы мы с Ним познакомились, то попали бы под обаяние Его личности. Он великолепно говорил, обладал чувством юмора, деликатностью, был очень мягким, нежным, заботливым человеком. Вновь и вновь читая Евангелие, во Христа влюбляешься, влюбляешься в Его личность. Я сегодня расскажу о том, каким Христос представляется нам, когда мы читаем Его поучения. Обязательно надо делать поправку на то, что мы не знаем на сто процентов, каким Он был, потому что у нас нет фотографий и репортажных зарисовок; у нас есть Евангелие, которое в каком-то смысле является биографией Иисуса Христа. Но не будем забывать о том, что Евангелия писались уже после Воскресения Христа из мертвых, Евангелия окрашены в цвет Воскресшего Христа. Иначе к Христу относились при Его жизни, и совсем иначе стали относиться, когда Он воскрес из мертвых: народ уже понял, Кто Он такой, и это бросает свою тень на воспоминания: Христос в Евангелиях изображается уже возвышенный. Поэтому это не совсем биография, а биография в свете воспоминаний об Иисусе Христе после Его Воскресения из мертвых, и мы должны к евангельским рассказам относиться с известной долей осторожности, если пытаемся реконструировать по ним подлинный образ Христа.

Как-то я давал одно интервью, в котором рассказал, что в Таллинне есть старинное дерево, на котором ножиком вырезано: «Здесь был Леша Ридигер, 1946 год». Это наш Святейших Патриарх, Алексий II, будучи еще мальчиком Лешей, вырезал надпись на дереве, и до сих пор она сохранилась. Тогда на передаче то, что я говорил, вырезали, потому что надпись Леши Ридигера и Святейший Патриарх - вещи несопоставимые. То же самое произошло с Иисусом Христом: Он был одним при жизни, а когда воскрес из мертвых, Его стали воспринимать и описывать как истинного Сына Божия.

Каким из Евангелия мы представляем себе Иисуса Христа? Поговорим о Его речи, ведь по ней мы узнаем о человеке. Христос получил образование, был умным, и, когда говорят, что Он был неграмотным, это чушь: он прекрасно ориентировался в законе иудейском, а это принадлежит к сфере земных знаний. Не нужно думать, что Его Божественность сообщала Ему эти знания. Человеческие знания - это то, что ты получаешь по своему человечеству. Христос был широко развитым человеком, Он приводил примеры из разных областей. Его красивый, богатый язык можно сравнивать с языком апостола Павла, получившего классическое образование. Речь Христа полна ярких образов. Когда ученые перевели с греческого языка то, что говорил Христос, на арамейский - родной язык Иисуса, они увидели, что Христос говорил почти стихами:«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, кáк всякая из них» (Мф.,6:25-29) .

Христос всегда приводит яркие и интересные примеры. У Него очень нежная поэтическая душа - это тоже заслуга Его родителей, в частности Пресвятой Богородицы. Он восхищается красотою полевых лилий, анемонов красных, которыми усыпаны галилейские поля весной. Христос изумляется тому, что Бог питает даже маленькую птичку, которая никогда не умрет с голода. Иисус очень внимательный человек. Он размышляет (это тоже не Божественная сторона, а человеческое свойство) о тайнах природы, о загадках мироздания. Христос подмечает то, мимо чего проходят другие, например, зерно, которое бросает человек: что с ним происходит? Христос думает над этим спрашивая: «Чему уподоблю Царство Небесное?» «И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и кáк семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе» (Мк., 4:26-28). Христос всегда размышляет над этими тайнами и загадками природы. О чем бы Иисус ни говорил, Он предпочитает язык живых, конкретных примеров, никогда не говоря сухо и отвлеченно. Он не философствует, а говорит ярко и динамично. Вместо того чтобы сказать: «Милостыню не подают напоказ», Он говорит: «Когда творишь милостыню, не труби перед собою» (См.: Мф., 6:2). Вместо того чтобы сказать, что человеческие отношения гораздо важнее религиозных обрядов, Он говорит: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф.,5:23-24). Очень богатый, образный язык, яркие и интересные обороты речи использует Христос. Он очень наблюдательный, внимательный человек, любит природу, мироздание во всех его проявлениях.

Христос говорит с юмором, с иронией. Часто люди спрашивают: «Почему Христос никогда не смеялся?» Надо пояснить, что Евангелия составлялись по образцу античных жизнеописаний. Ученые-библеисты говорят, что если мы возьмём античные жизнеописания каких-то героев, к примеру Александра Македонского, Юлия Цезаря, сравним их, то увидим, что все они писались по одному образцу и ни Александр Македонский, ни Юлий Цезарь тоже никогда не смеялись. Дело в том, что античный жанр биографии не подразумевает писать об уважаемом человеке, что тот смеялся. Считалось, что смеются простолюдины, а высокие люди, цари, великие люди не смеются. Такая традиция жизнеописания сохраняется и в Евангелии. Но то, что речь Христа была, безусловно, с юмором, мы видим. Христос знал толк в юморе, и, например, такую серьёзную мысль: «Что ты смотришь на недостатки другого, на себя посмотри», облекает в юмористическую форму: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф., 7:3). Кстати, в оригинале нет слов «бревно» и «сучок», а сказано: «Не замечаешь маленькой щепочки, попавшей из-под рубанка, а доски в своем глазе не чувствуешь». Такая трактовка объяснима ещё и тем, что Он все-таки вырос в семье плотника Иосифа. А вот другая мысль: «Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?» В оригинале сказано: «Если соль сдуреет, сойдет с ума…» В притче о женщине, которая взяла три меры муки, вложила в них закваску, пока не вскисло все, три меры муки - это почти сто килограммов, что немного смешно. В притче о десяти девах, в которой девы ждут жениха, все они заснули - такие хорошие девы, так ждали жениха, что заснули. Это тоже иронично, юмористично. А жених почему так задержался? Обычно жених перед свадьбой обговаривал с отцом невесты вопросы наследства; получается, что жених жадноватый: задержался до последнего, обсуждая, сколько и какого приданого дадут за невестой. Все в этой притче с ноткой доброжелательного юмора. Христос говорит: «Вы - свет мира» и добавляет: «И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф., 5:15). Когда хотели погасить светильник, накрывали его перевернутым горшком, чтобы прекратился доступ кислорода, и лампадка затухала. Христос не просто говорит: «Вы - свет мира», Он говорит: «Вы, христиане, Мои ученики, вы свет мира, вы зажжены, стоите на подсвечнике, чтобы светить всем, входящим в дом». Это очень яркая, интересная речь.

У Христа мягкая, поэтичная душа. Он говорит: «Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?» (Лк.,11:11). В Палестине есть камни, похожие на хлебные лепешки, и Христос здесь говорит про маленького ребенка, например трёхлетнего малыша, который приходит к отцу и просит у него хлебушка. Какой отец даст камень вместо хлеба? Или вместо вкусной, копченой рыбы (миноги или угря) даст змею, которая извернется и укусит малыша? Разве такое бывает? «Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?» (Лк., 11:12) . Свернувшийся скорпиончик похож на яйцо, и малыш может обмануться. Посмотрите, какая у Христа тонкая, нежная, поэтичная душа! Если ребенок просит у отца хлеб, рыбу или яйцо, никакой отец ни в коем случае не даст своему ребенку камень, змею или скорпиона. Он говорит: «Если люди, будучи по природе злы, никогда гадости своим детям не сделают, то ни тем ли более Отец Небесный ничего плохого нам не сделает». Можно еще много других примеров приводить.

Нам важно увидеть характерные черты психологического портрета Иисуса Христа. Кроме того, что Христос говорит ярко, динамично, интересно, и Его одно удовольствие слушать, Он говорит еще и как власть имеющий. Это тоже интересный момент. Он говорит как человек, облеченный полномочиями от Бога Отца. В Нагорной проповеди Христос говорит: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам…Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам…». Казалось бы, Кто дал Тебе полномочия корректировать заповеди Божии? Ведь нам Бог дал заповеди.

Одна из телезрительниц задает именно такой вопрос: «Насколько разумно вел себя наш Спаситель, и не считали ли Его сумасшедшим в связи с этим?»

Он вел себя всегда адекватно, но все-таки Его считали иногда немного не в себе, когда Он всего Себя отдавал людям. Сказано в Евангелии, что Он не ел и не пил, даже ученики Его взалкали, стали рвать зерна на поле; часто они не могли поесть и были голодными, потому что Иисус всего Себя отдавал людям. Однажды Он проповедовал несколько дней кряду, исцелял людей, и сказано, что люди думали, что бес в Нем, что не означало, что Он бесноватый, а считалось, что Он сумасшедший. Раньше люди, в которых вошел бес, считались сумасшедшими. И сказано, что за Ним пришли Мать Его и братья Его увести Его. В оригинале сказано: чтобы Его связать и увести, потому что думали, что Он сошел с ума. Он не пьет, не ест, не спит, все время Себя отдает людям; в этом смысле люди считали, что Он ведет себя неадекватно, не как нормальный человек, который не забывает свои интересы.

Что касается языка, речи, то Иисус всегда говорил разумно, четко и конкретно. Если раньше некоторые святые отцы говорили, что Иисус говорил непонятно, то на сегодняшний день библеисты утверждают, что все речи Христа адекватны, понятны, вразумительны и логичны.

Интересно, Христа как Богочеловека что-то сердило, злило? Меня иногда об этом спрашивают люди. Да, Его сердили и злили проделки сатаны в нашем мире. Когда люди наглели и игнорировали заповеди Божии, это тоже Христа сердило: мы помним, как Он изгоняет ревностно торгующих из храма. Я приведу такой евангельский пример: однажды, когда Иисус пришел к Своему умершему другу Лазарю, то прослезился, потому что увидел плач и рыдания хороших людей, потерявших своего близкого человека. Он заплакал вместе со всеми людьми, но не от жалости к другу, зная, что сейчас воскресит его. Христу было грустно от того, как сатана безнаказанно действует в нашем мире. Дальше сказано: «Иисус возмутился духом». Это выражение не передает всего смысла греческой фразы, в которой сказано, что Христос пришел в крайнюю степень возмущения. На кого Он возмутился? На кого Он рассердился? Конечно, на сатану, который безнаказанно действует и похищает хороших людей из нашего мира. Христос бескомпромиссен в отношении к греху, у Него непримиримое отношение к сатане, бесы трепещут перед Ним: «Знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий!». Он же повелевает: «Замолчи и выйди», не хочет даже вступать в беседы с бесом.

Христос имеет огромную любовь к людям. Лично меня до глубины души трогает следующий эпизод, хотя таких эпизодов в Евангелии много, - чудо воскрешения дочери начальника синагоги Иаира. Подходя и кланяясь Ему, этот начальник синагоги говорит, что дочь его при смерти. Иисус сразу спешит исцелить ее, но Христа останавливает кровоточивая женщина, коснувшаяся края Его одежды. Он останавливается и говорит этой исцеленной женщине: «…Вера твоя спасла тебя; иди с миром. Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет» (Лк., 8:48-50) . Христос не дает отцу даже секунды, чтобы испугаться происшедшего, потому что это естественная реакция в данной ситуации. Христос не ждет, что ему скажет тот человек, Он перебивает посланцев словами: «Не бойся, только веруй, и спасена будет». Насколько Христос ценит то, что нам дорого! Христос не хочет нас оставлять в беде ни на секунду, Он не хочет, чтобы нам стало страшно, чтобы мы испугались.

Вопрос телезрительницы: «Иисус Назорей и Иисус Назарянин. Это одно и то же? Вроде бы, назореями считались люди, похожие на монахов, которые не стриглись, принимали обет целомудрия, а назарянин означает, что Он из города Назарета. Как правильно: Иисус Назарянин или Иисус Назорей?»

Иисус, конечно, не назорей, а назарянин. Не только в литературе I века, но даже и в Новом Завете мы встречаем, что люди думали, что Иисус - назорей. В сознании людей происходила путаница, даже и современные люди путаются. Надо сказать, что эти понятия связаны. Слово «назорей» и «назарянин» имеют единый корень. Считалось, что жители города Назарета дали основание этому движению назореев, которое по имени города Назарета и было названо. Но Иисус не был назореем, Он не был отшельником; Он стриг волосы, ухаживал за собой. Назореи же не стриглись, не брились. Назореем был Иоанн Креститель, Иисус же был назарянином.

- Вернемся к теме воскрешений.

Христос немного воскрешений совершает, всего три: воскрешение дочери Иаира, сына вдовы Наинской и друга Своего Лазаря. Воскрешение Лазаря было необходимо потому, что Иисус Сам собирался идти на Свои страсти, и Он хотел людям показать, чтобы они совсем не отчаялись, когда увидят Его распятым; показать то, что у них есть шанс верить в то, что есть выход, свет в конце тоннеля. А относительно воскрешения дочери Иаира и сына вдовы Наинской - это жесты милосердия со стороны Христа. Он не хотел воскрешать мертвецов, потому что не наступило для этого время. Когда мир преобразится, когда Вселенная войдет в новую фазу своего бытия (мы верим в это), тогда все мы воскреснем. Но еще не наступило время, когда Иисус служил. Но разве можно пройти мимо такого человеческого горя, когда женщина-вдова потеряла сына? У нее нет мужа, она потеряла своего единственного сына, который был для нее всем. Или можно ли пройти мимо горя начальника синагоги, потерявшего единственную дочь? В те времена у евреев было много детей в семье: по пять-шесть, люди не предохранялись, и у них было столько детей, сколько давал Бог. У начальника синагоги не было долгое время детей, и вот родилась единственная дочь. Начальником синагоги в то время был человек, который на свои деньги построил синагогу. Человек, который эти деньги не пропил, не проел, не прогулял, не купил себе новую яхту, а построил на эти деньги синагогу - показатель того, как человек любил Бога. И у него была одна-единственная дочь, которая умирает. Мог ли Иисус пройти мимо этого горя? Иисус не хотел устраивать воскрешения, но пройти мимо такого горя невозможно. Это говорит о потрясающей любви и нежности Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.

В общем, мы себе представляем такой психологический портрет Иисуса Христа: красивый, энергичный, сильный, выносливый человек. Сказано, когда они совершали путешествие: ученики Его запыхались, без ног валились, а Христос говорит им: «Идемте дальше». Христос ухаживал за Собой, Он говорил: «Когда поститесь, не будьте унылы», а в оригинале сказано: «Не будьте чумазы, как фарисеи, которые размазывают грязь по лицу». Христос говорит: «Умой лицо свое, помажь голову свою елеем». В праздники обычно смазывали голову елеем, чтобы она блестела. Иисус следил за Собой. Он был интеллигентным, красивым человеком, ярко, интересно говорил, сопереживал людям в их горе. Он мог шутить, разделял радость человеческую: Он пришел на пир в Кану Галилейскую и превратил воду в вино, чтобы пир продолжался, чтобы люди веселились; Христос не был против человеческого веселья.

Вчера я разговаривал с одной женщиной, которая сказала, что не может стать христианкой, потому что любит мир, не может отказаться от радости мира. Я ее спросил, откуда она составила такое впечатление, что христианство зовет отказаться от мира в его прекрасных и светлых проявлениях? Господь Иисус Христос любил мир. Мы уже говорили о том, как Он умилялся тому, как Бог Отец одевает каждое растение, каждую травинку, как Он радовался птичкам маленьким, как Он радовался человеческой радости и как Он плакал, когда видел, как сатана вносит темные линии в наш мир, портит жизнь людям.

Вопрос телезрительницы: «Когда Иисус Христос вместе с родителями был на Пасхе в Иерусалиме в 12-летнем возрасте, родители искали Его, а Он сказал им: «Разве Вы не знаете, что Я в доме Отца Своего». При Крещении Его Иоанном был голос Бога Отца с неба: «Ты Сын Мой Возлюбленный» - это было личное обращение к Христу. Знал ли Христос до Своего Крещения о том, что Он Бог?»

Вопрос очень хороший и непростой. Старое, прежнее, даже святоотеческое представление нам говорило о том, что Иисус с младенчества знал, что Он Сын Божий, знал, что эта сила в нем была, но Он ее скрывал, а на самом деле Он мог бы всех испепелить одним мановением руки. Современные библеисты говорят, что, скорее всего, Христос догадывался об этом, но нельзя сказать, что Он стопроцентно знал эти вещи. Для Него Крещение было очень важным: Христос получает от Бога Отца подтверждение: «Ты Сын Мой Возлюбленный». Христос крестится, и Отец дает Ему подтверждение: «Иди, совершай эту миссию, совершай это служение». Второй раз Отец является Ему и подтверждает это в момент Преображения, когда Христос думает о Своих страстях. Тогда явились Ему Моисей и Илия, говоря о Его исходе. Исход - это термин, означающий страсти Христовы. Христос спускается с горы Фавор и идет на другую гору - Голгофу.

Итак, есть две точки зрения. Первая, традиционная и классическая: Иисус прекрасно знал о том, что Он Сын Божий. Вторая, которую принимают современные ученые-библеисты и которая имеет подтверждение в Священном Писании: Иисус, скорее всего, догадывался о Своей особой миссии, как и Его родители. Про Пресвятую Богородицу сказано: «Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем» (См.: Лк., 2:51). Она напряженно размышляла о том, кто Ее Сын, до конца не понимая, что значит Сын Божий, Спаситель мира; для Неё это были таинственные вещи. Получается, что Иисус все это знал, но скрывал от своих близких людей, родителей? Скорее всего, Христос догадывался о Своей особой миссии, о Своем предназначении, и по мере земного служения Ему эта тайна постепенно открывалась. Я со всем уважением читаю, что святые отцы говорят о воле и чувствах Христа, но мы не можем знать всё до конца наверняка. Священное Писание нам не дает знаний о том, как воля и чувства в Иисусе Христе взаимозаменялись, общались; насколько и в каких пропорциях взаимодействовали в Нем Божественное и человеческое. Мы не можем этого познать, мы можем только предполагать, но с известной долей осторожности.

Есть такие моменты в Священном Писании, которые кажутся жесткими, трудно понимаемыми. Например, когда женщина требует помощи, а Спаситель отвечает ей, что нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.

Это очень хороший вопрос. Мы говорим, что Христос любит людей, а как же он их любит? Одна женщина, сирофиникиянка-язычница, говорит Иисусу, что дочь ее зло страдает - беснуется, и просит помочь ей. На это Иисус говорит ей, что «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». На слова женщины, что «и псы едят крохи, которые падают со стола господ их», Иисус отвечает: «Великá вера твоя; да будет тебе по вере твоей». (См.: Мф., 15:26-28). Христос действительно вначале не хочет совершать для нее чудо. Почему? Многие святые отцы об этом думали, и даже у них нет единого мнения на этот счет. Скорее всего, Иисус Христос не хочет совершать для нее чуда по очень простой причине: Он вообще для язычников не хотел совершать чуда. Если бы Христос стал совершать чудеса сегодня для евреев, завтра для язычников, то у евреев, которые видели служение Христа, произошла бы каша в голове, шизофрения. Мессия должен прийти к Израилю, к богоизбранному народу. Сначала должен обратиться Израиль, а потом спасение должно потечь во все остальные народы. Так предсказывали пророки. Христос, когда явился после Своего Воскресения, сказал: «Теперь настало время, идите и крестите все народы». Тогда же время еще не настало. Христос совершал иногда для язычников чудеса, но это не было системой, это было в порядке исключения. В этом случае Христос не хочет помогать этой женщине, но Он отвечает ей не жестко, а с юмором, напоминая поговорку: евреи называли себя детьми Божиими, а язычников - псами, собаками, и звучало это грубо. Христос называет слово в оригинале, означающее маленькие собачки, щеночки. Христос с юмором ей отвечает, что нехорошо отнять хлеб у детей - чад Божиих и бросить собачкам. Он смягчает эту форму и цитирует поговорку того времени. Эта мягкая и деликатная поговорка должна показать женщине, что Он не хотел бы совершать чудо, что не для этого Он пришел; Его окружала толпа евреев, и это нарушит их ожидания. Но женщина проявляет настойчивость, и вместо того, чтобы отстать, она говорит, что, когда со стола падают крохи, их и собачки съедают. Христос умилился такой настойчивости и говорит, что дочь ее будет здорова. Поэтому здесь нет жесткости и агрессии Христа, но мы видим нежелание совершать чудо для язычников.

Мы говорим о психологическом портрете. Думаю, что у Спасителя был и определенный темперамент. Все люди разные, у каждого свой темперамент. Насколько мы можем уподобляться Спасителю?

Современная психология говорит нам, что темперамент - это то, что нам задано, дар Божий, нам его не переделать. Замечательно, что у каждого свой темперамент. Я бы не рискнул говорить о темпераменте Христа. В любом случае, Он не был ни флегматиком, ни меланхоликом, скорее холериком, потому что был ярким, динамичным, был лидером, но не потому, что был Богочеловеком. Куда бы Христос ни попадал, даже в общество к фарисеям, Он становился центром внимания, потому что был просто ярким человеком. Святые отцы говорили о том, что замечательно, что у каждого есть свой темперамент. Мы же должны, пользуясь им, обратить его себе на пользу, хотя это сделать бывает не просто. Например, человеку порывистому святые отцы советовали обратить свои порывы на доброе, на достижение светлых духовных перспектив, преодолевая движение к страстям и грехам. Каждый из нас имеет Богом данный темперамент и может с помощью благодати Божией, которая нам дается, обратить его себе во спасение.

Как Вы считаете, та эпоха, в которой жил Спаситель, была легче в плане выбора для маленького Иисуса Христа - кем быть, каким быть? Если бы Спаситель родился в наше время, на мой взгляд, Его задача была бы просто невыполнимой - вырасти в современных условиях таким, каким Он должен стать?

Вы задали сложный вопрос, над которым мне надо думать. Хочется сказать и то, и другое. Хотелось бы поразмышлять, насколько человек стал другим за эти прошедшие две тысячи лет? Понятно, что изменились условия жизни, технически нам жить легче, население планеты в основном грамотное. Специалисты говорят, что в то время даже среди евреев было всего 2% грамотного населения. Люди были простые: крестьяне, рыбаки, мелкие ремесленники, поэтому Христос и общался с ними яркими притчами. К слову о том, что Христос был умным и остроумным человеком: Он рассказал нам более 30 притч. Если кто-то думает, что это ерунда, попробуйте придумать пару интересных хороших притч, упакуйте некий элемент христианского учения в яркий, интересный рассказ - и вы увидите, как это тяжело. Конечно, время было другое, но человек всегда такой, какой есть: как правило, люди духовно ленивы. Христа эта ситуация расстраивала и возмущала (хотя мы не знаем, было ли Ему присуще возмущение). Он всегда говорил: «Горе вам, еврейские города, которые видели столько чудес, что если бы это увидели Содом и Гоморра, они бы покаялись». Столько всего сделал Христос для еврейских городов - Капернаума, Вифсаиды! Люди ходят за Христом, пользуются Его благами, которые Он дает, но внутренне меняться не хотят. Потребительская установка людей часто встречается даже в Евангелии.

Там описан случай, когда Христос спускается с горы Фавор, и вдруг из народа выходит отец бесноватого мальчика и просит Христа помочь, потому что ученики не смогли излечить его сына. Христос отвечает: «О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас?» Святые отцы размышляют, кому Христос адресовал эти слова, может быть, ученикам? Нет, Он отцу адресовал эти слова. Ученики все оставили и пошли за Иисусом, а где был этот отец? Почему он не ходил за Иисусом, а пришел к Нему только когда возникли проблемы с ребенком? Потом ребенок исцелился, и отец опять ушел, вернулся к своим делам. Поэтому Христос и восклицает такие слова: «О, род неверный и развращенный!», потому что все только пользуются Христом, хотят только вытребовать, получить от Него что-то и вернуться опять к прежней своей жизни. Очень показательна история, когда Христос изгнал бесов из Гадаринских бесноватых, они вошли в свиней, стадо свиное бросилось с кручи, а люди начали просить, чтобы Иисус ушел от пределов их города. Люди решили: не нужны нам проблемы никакие, мы лучше со своими свиньями останемся. Вот так и многие современные люди хотят оставаться со своими грехами, страстями, пусть они запутались в них, не знают, как жить, во что верить, но им так уютнее, чем Ты, Господи, что-то в нашей жизни будешь менять. Такая духовная лень всегда была присуща людям. Думаю, что человек - это самый тяжелый и неподатливый материал, самый сопротивляющийся. Когда Иисус рассказывал притчу о десяти девах и о женихе запоздавшем, подразумевалось, что долго еще не придет Сын Человеческий. Апостол Павел думал и говорил, что он доживет до второго пришествия Христа. Но мы увидели, что их убили, казнили, потому что мир не с радостью принимал Христа. И Христос знал, что мир не примет христианство с распростертыми объятиями.

Вопрос телезрительницы из Краснодара: «Христос Воскресе! В Евангелии от Иоанна очень подробно описана встреча Спасителя с самарянкой. Написано, что ученики пошли купить еды, получается, что при разговоре самарянки с Христом никого не было. Тем не менее евангелист Иоанн очень подробно описывает их беседу, приводит их диалог. Каким образом это могло быть до нас донесено?»

Очень хороший вопрос. Пользуясь возможностью, так как нас смотрит большое количество телезрителей, я хотел бы людям прорекламировать, что на сайте «Азбука веры» у меня есть проект, где я прокомментировал все евангельские чтения, которые день за днем читаются. Кто зайдет на этот сайт, найдёт в разделе «Церковный календарь» видео, в котором я, с учетом святоотеческих и новейших богословских сочинений, комментирую то или иное евангельское чтение, день за днем все четыре Евангелия, 365 чтений.

Мы должны принять за основу следующее: Иисус или эта женщина рассказали ученикам о том, что произошло. Там сказано, что женщина-самарянка побежала потом всем рассказывать. Иисус у них неделю пробыл, и за это время ученики и могли пообщаться с этой женщиной. Проблемы в этом нет, чтобы кто-то потом рассказал. Важно помнить, что евреи и самаряне в то время были врагами и не могли общаться. А ещё важно понять, что эта беседа перевернула мировоззрение этой женщины. Некоторые люди не доверяют истинности слов Христа в этом евангельском эпизоде, говорят, что там могло быть что-то додумано. Мне кажется, не нужно думать, исходя из некоторых версий, что кто-то что-то додумал, что евангелист Иоанн сконструировал какую-то богословскую беседу. Беседа Христа с самарянкой очень реалистичная, практичная и конкретная. Иисус обвиняет женщину в том, что она сожительствует с мужчинами, имела 6 мужей, на самом деле это были не мужья, а сожители. Эта женщина - блудница, она пришла к колодцу в полдень, когда сильная жара и никого нет. Женщина пришла, чтобы ни с кем не встречаться, а встретилась с Иисусом, и это очень символично. На самом деле можно много рассуждать об этом с виду незначительном, но важном эпизоде из жизни Спасителя.

Раз уж мы затронули тему Евангелия от Иоанна, не могли бы Вы кратко объяснить, почему три первых Евангелия, которые мы называем синоптическими, повествуют больше о земной стороне жизни Спасителя, а евангелист Иоанн - о духовной?

Вы правильно сказали о том, что три первых евангелиста называются синоптиками. Синоптик - это не тот, кто погоду предсказывает. В переводе с греческого это слово означает «согласие», они согласны друг с другом. Еще 80-100 лет назад в библеистике было модно считать, что первые Евангелия - Матфея, Марка и Луки - сообщают о реальном Иисусе, а Евангелие от Иоанна, скорее, не рассказ о реальном Иисусе, а богословская поэма, когда первые христиане, размышляя над тем, что сказал Иисус, сочинили такие красивые поучения. Но археологические раскопки, библейские исследования показали, что это не так, и дали ответ на вопрос, почему Евангелие от Иоанна так сильно отличается. На сегодняшний день в науке общепризнано, что Евангелие от Иоанна основывается на Иерусалимском материале. Иисус не жил в Иерусалиме, Он туда приходил всего 3-4 раза за Свою земную жизнь. В этом городе у Него были друзья, например Иосиф Аримафейский, который купил себе богатую гробницу, приехал жить в Иерусалим, чтобы он и его потомки потом были там захоронены, но он эту гробницу впоследствии подарил Иисусу. В Вифании, пригороде Иерусалима, друзьями Иисуса были Мария, Марфа и Лазарь. В Евангелии от Иоанна все время говорится о людях, сопутствующих Христу в Иерусалиме. Археологи обнаружили, что Евангелие от Иоанна не ошибается ни в каких нюансах, оно абсолютно топографически точно воспроизводит городские детали. Другие синоптики, говоря об Иерусалиме, все время ошибаются, не совсем в нем ориентируются. Синоптики основываются на Галилейском материале, где Христос проповедовал в окрестных городках и селах, говорил простым языком, обращаясь к простым людям. Вот этот материал, эти предания сохранились среди галилейских христиан и потом вошли в Евангелия галилейские. А материал бесед Иисуса, служения Иисуса, проповедей Иисуса в Иерусалиме и его окрестностях сохранили иерусалимские христиане, и на основании иерусалимского материала было написано Евангелие от Иоанна. Это общепринятая точка зрения в современной науке. Евангелие от Иоанна - это не поэма. Понятно, что иерусалимские христиане отличались от галилейских своим развитием, поэтому Христос им говорит более загадочные, таинственные, высокие вещи. А обращаясь в Галилее к рыбакам и крестьянам, Христос говорил на понятном им языке притчами.

Тот самый портрет Иисуса Христа, который мы пытаемся создать, как его для себя сложить, читая Священное Писание?

К сожалению, просто читая Священное Писание, нам не сложить такого портрета, если мы не будем знакомиться с какими-то исследованиями на эту тему. Я сейчас предпринимаю попытку написать общедоступный комментарий на весь Новый Завет. У меня есть цикл лекций, подробный разбор всех Евангелий. Если прослушать этот материал, сложится образ Христа. К сожалению, не зная реалий, мы не поймем до конца, что Иисус имел в виду. Не нужно забывать, что Христос говорил по-арамейски, а Евангелия были написаны по-гречески. В Евангелии есть непонятные без обратного перевода на арамейский язык места. На сегодняшний день ученые это и сделали: перевели непонятные речи Христа на арамейский язык, и они зазвучали по-иному, в них появился смысл. За отсутствием времени я не буду приводить примеры, но это факт. Обязательно нужно знакомиться с реалиями, читать книги, посвященные жизни Иисуса, той эпохе, и тогда Его образ засияет всеми красками, Он станет живым перед нами, а не каким-то написанным на иконе и поставленным на полочку далеким Богом. Я очень люблю Господа и Спасителя, очень люблю Евангелие, на протяжении более чем 20 лет изучаю, читаю, занимаюсь, ежедневно погружаясь в эту тему. То, что открывается нам, когда мы глубже это познаём, неизмеримо интереснее и прекраснее того, что даётся нам из простого чтения текста Священного Писания. Некоторые говорят, что им достаточно святых отцов и не нужны богословы и библеисты. Не нужно забывать, что святые отцы писали в то время, когда такого города, как Иерусалим, вообще не существовало: он прекратил свое существование в I веке, а во II веке на том месте построили языческий город Элия Капитолина. Иоанн Златоуст жил в IV-начале V века, он не видел Иерусалима, того Израиля не было, римляне стерли его с лица земли. Иоанн Златоуст вообще ничего не знал об обрядах и традициях того времени. Приведу ещё пример. Был такой историк, отец церковной истории Евсевий Кесарийский, епископ Кесарии (Палестины). Он много путешествовал по Палестине и написал книгу «Ономастикон», в которой указал, каким библейским событиям в его время (а жил он в IV веке) какие соответствуют места. Современные ученые говорят, что Евсевий Кесарийский верен только на 20 %, а на 80 % он не знает, где что было. Говорится, что Иисус был тут, а на самом деле Иисус там не был, а был в другом месте. Даже в начале IV века уже не было известно жителям Палестины, где что происходило. Например, в конце XIX века раскопали Вифезду купель и убедились, что апостол Иоанн говорит все точно, она действительно была у Овечьих ворот. До этого времени думали, что это вымысел: какая такая гигантская купель Вифезда, когда все раскопано, и нигде в Иерусалиме её нет. Нашли, и до сих пор каждый день находят что-то, подтверждающее Евангелие. Надеюсь, что мы будем возвращаться к теме изучения Евангелия еще не раз, к теме лучшего понимания образа Господа и Спасителя, Его действий.

Господь да благословит всех вас! Спасибо вам за вашу любовь и терпение!

Ведущий: диакон Михаил Кудрявцев
Расшифровка: Нина Кирсанова

Что доброго может быть из Назарета?
Из Библии. В Евангелии от Иоанна (гл. 1, ст. 45-46) сказано, что один из двенадцати апостолов, Нафанаил, встретил весть о явлении Мессии в лице Иисуса, «сына Иосифова из Назарета», словами: «Что может изойти доброго из Назарета!» Тем самым он выражал и свое презрение к этому городу, и недоверие к самому сообщению.
Иносказательно: о людях, организациях и т. д., от которых нельзя ожидать ничего дельного, хорошего и т. д.

  • - см. может...
  • - вводное выражение и в значении сказуемого 1. Вводное выражение. То же, что «вероятно, возможно». Выделяется знаками препинания, обычно запятыми. Подробно о пунктуации при вводных словах см. в Приложении 2...

    Словарь-справочник по пунктуации

  • - см. а, может...

    Словарь-справочник по пунктуации

  • - союз + вводное выражение; союз + члены предложения 1. Союз + вводное выражение. Если слова «может быть» можно изъять или переместить, то они выделяются с двух сторон знаками препинания, обычно запятыми...

    Словарь-справочник по пунктуации

  • - Неизм. Возможно, вероятно. Марья Ивановна нравилась мне… Мысль, что, вижу ее в последний раз, придавала ей в моих глазах что-то трогательное...

    Учебный фразеологический словарь

  • - Может быть Одного лишь быть не может, Что никак не может быть. Говорящий не сомневается в том, что жизнь может преподнести массу неожиданного, нельзя заранее что-то отрицать...

    Словарь народной фразеологии

  • - вводн...
  • - вводн...

    Орфографический словарь русского языка

  • - быть мо/жет, вводн...
  • - мо/жет бы/ть, вводн...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - МОЖЕТ БЫТЬ, см. мочь1...

    Толковый словарь Ушакова

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - быть м"ожет, вводн...

    Русский орфографический словарь

  • - Разг. Экспрес. Невероятно; трудно себе представить. - Вздор! !.. Ты, братец, вечно всё перепутаешь, переврёшь! ...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - См....

    Словарь синонимов

  • - См....

    Словарь синонимов

"Что доброго может быть из Назарета?" в книгах

«Все может быть… Быть может есть - не рай…»

Из книги Мертвое «да» автора Штейгер Анатолий Сергеевич

«Все может быть… Быть может есть - не рай…» Все может быть… Быть может есть - не рай, Но что-нибудь, что отвечает раю: Неведомый и непонятный край, В котором… Только что я, в общем, знаю… Но может быть… И если это есть, То что нам делать в сущности на свете - Ходить в

«Не может быть!», или С женщинами может быть все

Из книги Любимые женщины Леонида Гайдая автора Раззаков Федор

«Не может быть!», или С женщинами может быть все Фильм «Иван Васильевич меняет профессию» еще не вышел в прокат, а Гайдай уже начал думать над очередной работой. И вновь это должна была быть экранизация. На этот раз комедиограф обратился к творчеству Михаила Зощенко,

«Кто может критиковать в СССР? Кто может быть объектом критики?»

Из книги СССР. 100 вопросов и ответов автора Прошутинский В

«Кто может критиковать в СССР? Кто может быть объектом критики?» - Каждый гражданин имеет право критиковать деятельность любых советских и партийных органов, а также любых работников, невзирая на то, какой пост они занимают.Право это широко и в самых разных формах

«Этого не может быть, потому что не может быть никогда»

Из книги Тайны Бермудского треугольника автора Паль Лин фон

«Этого не может быть, потому что не может быть никогда» Это самый распространенный в научном мире подход к решению бермудского вопроса. Гораздо проще отмахнуться от того, чего наука объяснить не может, чем рассматривать сами явления как существующие и требующие оценки. И

Из книги Германская военная мысль автора Залесский Константин Александрович

Почему в Англии у владельца дома за два миллиона фунтов может быть старая дешевая машина, а в России у человека может не быть дома, но будет Porsche?

Из книги автора

Почему в Англии у владельца дома за два миллиона фунтов может быть старая дешевая машина, а в России у человека может не быть дома, но будет Porsche? ДМИТРИЙ ГОЛОЛОБОВДиректор Gololobov and Co (Лондон), бывший глава правового управления ЮКОСаНа самом деле причин для того,

Что доброго может быть из Назарета?

автора Серов Вадим Васильевич

Что доброго может быть из Назарета? Из Библии. В Евангелии от Иоанна (гл. 1, ст. 45-46) сказано, что один из двенадцати апостолов, Нафанаил, встретил весть о явлении Мессии в лице Иисуса, «сына Иосифова из Назарета», словами: «Что может изойти доброго из Назарета!» Тем самым он

Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда Из рассказа «Письмо к ученому соседу» Антона Павловича Чехова (1860-1904). Автор этого письма - «Войска Донского отставной урядник из дворян» Василий Семи-Булатов - пишет своему соседу:«Вы сочинили и напечатали в

«Стратегическая информационная операция может быть скоротечной, а может длиться годами»

Из книги автора

«Стратегическая информационная операция может быть скоротечной, а может длиться годами» («Столетие», Россия)Игорь Николайчук: «Стратегическая информационная операция может быть скоротечной, а может длиться годами».Беседа с экспертом по технологии информационных войн,

13. Основание для задержки действий может быть только одно, и оно всегда, казалось бы, может быть только у одной стороны

Из книги О войне. Части 1-4 автора фон Клаузевиц Карл

13. Основание для задержки действий может быть только одно, и оно всегда, казалось бы, может быть только у одной стороны Если обе стороны изготовились к борьбе, то к этому их побудило некоторое враждебное начало; до тех пор, пока они не сложили оружия, т. е. не заключили мира,

Часть 1. «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда!»

Из книги Волшебные Пилюли, или Простые Алгоритмы Жизненного Успеха автора Тейлор Ксения

Часть 1. «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда!» «Привычка – великое дело, это самая толстая цепь на людских ногах; она сильнее убеждений, таланта, характера, страстей, ума» – слова великого Александра Герцена очень ёмко отражают суть всей этой

46. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

46. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Назарет (см. Мф. 2:23) пользовался, очевидно, у галилеян недоброю славой, если Нафанаил так нехорошо отзывается о нем. Поэтому-то Нафанаилу и представляется невероятным,

12. Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей: может быть, пособишь себе, может быть, устоишь.

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

12. Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей: может быть, пособишь себе, может быть, устоишь. С 12-15 - весь последний отдел дает развитие той же самой мысли, но в новой, художественно-иронической

Глава 6. Пребывание может быть получено по молитве, но не может быть утеряно

Из книги Сочинения автора Августин Аврелий

Глава 6. Пребывание может быть получено по молитве, но не может быть утеряно 10. «Но эти братья не желают, - как вы пишете, - дабы проповедовали об этом пребывании, что оно не может быть ни молитвенно заслужено, ни по упрямству потеряно» (Иларий Марсельский. Ер. 226.3). Не

25. не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым: не может быть от Тебя. Судия всей земли поступит ли неправосудно?

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

25. не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым: не может быть от Тебя. Судия всей земли поступит ли неправосудно? "не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с

Рассматривая фигуры святых, вы наверняка обратите внимание на изображение старца со странным предметом, в руке — плащом? накидкой? Но почему на нем видно человеческое лицо?.. Кто это? Это апостол Варфоломей. И когда вы вспомните, что с него за проповедь о Христе сняли кожу, вас бросит в пот от догадки — что это за накидка. Апостол Варфоломей предстоит перед Богом, держа в руке страшное свидетельство своего подвига.

Итак, Варфоломей… Или правильнее, в другой транскрипции, Бартоломей, что в переводе с арамейского означает «сын Фалмая». Свидетельства Евангелий позволяют сделать вывод, что у него было и еще одно имя — Нафанаил.

Варфоломей (он же Нафанаил) был зажиточным горожанином Каны Галилейской и родственником апостола Филиппа, который и познакомил его со Христом. История этого знакомства сохранена для нас Иоанном Богословом: На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною… Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в Законе, и пророки, Иисуса… из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев (Ин 1:43—49).

Эта зарисовка неожиданно много может рассказать человеку, знакомому с реалиями того времени. Нафанаил — прямой и честный человек. Когда от своего родственника Филиппа он слышит о Христе, он реагирует скептично, цитируя известную в те времена поговорку: из Назарета может ли быть что доброе? Жители этого городка, Назарета, не пользовались в Израиле особой любовью и доверием. И Сам Христос, выросший в Назарете, с грустью отмечал, что меньше всего Его хотят видеть и слышать в Его родном городе.

Нафанаил не верит, что из Назарета может быть настоящий пророк, наверняка какой-нибудь проходимец, но все же отправляется посмотреть. Слова, которыми встречает Христос Нафанаила, обескураживают его и повергают в трепет: …прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

Что это значит? Смоковница — дерево очень важное в истории Израиля, своего рода символ этого государства. Благочестивые евреи любили молиться или о чем-либо размышлять под смоковницей. А размышляли в то время иудеи об освобождении родной земли от тирании Рима, о падении власти сатаны и о торжестве владычества Божия. Своей фразой Христос намекает на то, что Он видел Нафанаила под смоковницей и слышал его молитвы. Для Нафанаила другого знака не требовалось, чтобы понять: перед ним — Тот, к Кому он обращал свои молитвы под инжирным деревом. И Нафанаил воскликнул: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев!»

И, конечно, эта встреча стала переломным моментом в жизни Нафанаила. Он оставляет свой дом и отправляется вслед за Учителем.

После Вознесения Господня апостол проповедует в Малой Азии вместе со своим родственником Филиппом. Затем отправляется на территорию нынешней Армении. Здесь вместе с апостолом Иудой Фаддеем он основывает армянскую Церковь и здесь же принимает мученическую кончину в городе Альбане (ныне Баку). Взбешенные его проповедью, языческие жрецы подговорили царя казнить Варфоломея как заговорщика против власти и ниспровергателя общественных устоев. Варфоломей был распят вниз головой, но и распятый, он продолжал проповедовать о Христе. Тогда его сняли со креста и содрали кожу, а потом обезглавили.

Христиане погребли тело мученика. Впоследствии его святые останки были выкопаны и переправлены на Запад. Сейчас мощи эти находятся в Риме, на острове Тиберино.

Иоан1:46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

Всем Шалом… Хочу поговорить о важном моменте в нашем хождении с Богом и нашем восприятии тех или иных вещей.

СТЕРЕОТИПЫ - «страшная» штука. В каждой стране или обществе есть своя культура и стереотипы. Например, что прибалтийцы медлительные, а японцы трудолюбивы или, что люди носящие очки очень умные))). И это распространилось не только в этом мире, но и среди Христиан. Это то, что мешает нам ходить и жить в полноте Божьей. Стереотипы создают преграды для принятия от Бога.

Множество раз сталкивалась с тем, что христианам также свойственен стереотипный подход. Ну например:

*** Если какой либо человек не согласился в определенное время не принял ваше откровение, которое как вы верите приняли от Бога, то вы уже не будете от него принимать вообще ничего. Ну потому что, «он же вообще не различает, что от Господа, а что не от Него… Чему он вообще может меня научить или как Он может слышать от Бога?»)))

*** А с какой церкви этот человек? Кто его пастор? А-а-а-а-а….ну так его и слушать не нужно, что может быть хорошего с той церкви?!

*** Нет, я не буду слушать его проповеди! Вот вы знаете, я слышал, что этот человек 25 лет назад такой бред учил у одной знакомой в церкви, она мне лично рассказывала»…Ну действительно, может ли что то измениться за 25 лет))))

*** Я это не понимаю, поэтому это однозначно бред…

*** Я на этом сайте ничего не читаю, они у себя постят материалы пророка, которого лично я не считаю пророком

*** Наш пастор так не учит, поэтому даже не говорите мне об этом...

Эти примеры можно продолжать до бесконечности… О чем бы я хотела сказать. Что подобные вещи не новы. Стереотипы были всегда и даже во времена Христа.

Нафанаил изначально не отреагировал на новость о Машиахе, только лишь потому, что в те времена было принято считать, что из Назарета никогда не приходит ничего хорошего. Галилея в то время считалось языческим местом, хотя отчасти была населена израильтянами, почему и в писании говорится о ней: "Галилея языческая " (Ис 9:1 ). У израильтян же она считалась последнею областью и была презираема, потому что была заселена грешными и неверующими жителями; посему-то иудеи, уничижая ее, говорили: "разве из Галилеи Христос придет? " (Ин.7:41 ); "Рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк " (Ин.7:52 ). Поэтому и Назарет, город Галилейский, считался у них самым ничтожным, самым убогим и последним городом, так что они говорили: "из Назарета может ли быть что доброе? " (Ин.1:46 ). …

Не смотря на все это, Нафанаил послушался совета и все таки решился ПОЙТИ И ПОСМОТРЕТЬ. И в результате произошла его личная встреча со Христом, он не просто встретился с Господом, но пережил откровение о том, что Он Господь, Мессия и Царь Израиля…А представьте, если бы он остался при стереотипном мнении, что из Назарета не может быть ничего доброго?! Он сломал внутри себя стереотип, который был навязан ему общественным мнением. Господь отметил, что Нафанаил является человеком, в котором нет лукавства. Значит ли это, что люди которые скованные стереотипами - люди лукавые? Пусть каждый ответит сам себе....

Я верю, что нам нужно избавляться от стереотипного подхода, потому что через эти вещи дьявол может обворовывать нас, лишать Божьего прикосновения и откровения. Людям свойственно отвергать все, что не вписывается в рамки их понимания или теологического основания. Но если мы решимся «встать, пойти и посмотреть», то мы ничем не рискуем в том смысле, что мы будем иметь свое собственное мнение о том или ином аспекте.

Истина в том, что каждому человеку свойственно ошибаться и в то же время говорить от Господа. Людям свойственно каяться и духовно возрастать, или же падать и заблуждаться, так же церквям свойственно меняться в их теологии. И если там раньше учили одно, то завтра, могут учить совершенно другое. Мы можем восхищаться Соломоном в начале его царствования и разочаровываться в конце. Людям, церквям, служениям, свойственно расти или умаляться. Из Писания мы видим, что те же люди которые кричали Христу «Осанна», уже через время кричали «Распни». Что еще раз подтверждает о том, что все течет и меняется.

Нам важно быть людьми, у которых нет предвзятого отношения, из-за прошлого негативного опыта, но здравый подход к людям и ситуациям. Важно уметь анализировать информацию, которую мы слышим, в свете Слова Божьего. По причине того, что люди могут меняться не только в лучшую сторону, но и в худшую. И те кого мы привыкли с радостью слушать, могут уклониться в сторону, и если мы не будет иметь этого трезвого подхода к тому что мы слышим, есть опасность уклониться вместе с ними…

И я не скажу ничего нового: Защита для нас - это развитие личных взаимоотношений с Господом, знание Его Слова, слышание голоса Господа и избавление от стереотипов.