План-конспект урока на тему: «Завершающий этап создания единого Русского государства ". Конспект урока "завершающий этап создания единого русского государства"

  • 20.09.2019

Методическая разработка представляет собой конспект урока к указанной теме. На основе знаний о признаках государства, учащиеся доказывают, что при Иване III образовалось централизованное государство. Используются метод проблемного обучения, метод групповой работы и кейс метод

Скачать:


Предварительный просмотр:

Завершающий этап создания единого Русского государства при Иване III и Василии III.

Цель урока: Формирование у учащихся целостного представления о складывании единого государства при Иване III и Василии III.

Задачи:

Обучающие: обеспечить осознание цели учащимися, вызвав их личностное, заинтересованное отношение к ее достижению; проследить процесс завершения объединения русских земель вокруг Москвы; выяснить, как произошло свержение монголо-татарского ига.

Развивающие: развивать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся. Развивать умения пользоваться приемами сравнения, обобщения, делать выводы; способности к анализу; картографические умения и навыки работы с текстом и историческими источниками.

Воспитывающие: воспитывать активную гражданскую позицию; чувство патриотизма; поддерживать интерес к прошлому своей страны.

Оборудование

Раздаточный материал. (Кейс)

Мультимедиа-проектор;

Экран;

Учебник по истории России

Тип урока: итоговый урок

Вид урока: урок-практикум , рассчитан на 1 урок

Технологии: проблемное обучение, кейс - технологии, информационные технологии, личностно- ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии (смена видов деятельности, нестандартный урок)

Опережающее задание: несколько учащихся получают индивидуальное задание:

приготовить сообщение об истории Российского герба

подобрать иллюстрации по направлению деятельности своих групп

Планируемые результаты:

В процессе освоения темы предлагается формирование следующих компетентностей:

получение и обработка информации; использование отдельных частей заданий и связывание воедино, умение работать в группе.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная и групповая

Технологическая карта занятия

п № п\п п

Ход урока

Время

Вид

деятельности

Примечание

Организационный момент

3 мин.

Актуализация занятия

5 мин.

Слово учителя

Игровой момент

Постановка проблемного задания

5 мин.

Опрос по теме признаки государства и

Комментарии преподавателя, выбор ключевых моментов и отображение их в тетради

Инструктаж по выполнению заданий в группах

4 мин.

Слово учителя

Работа в группах

5 мин

Работа с кейсами, решение поставленных задач, работа в группах

Класс разбивается на 5 групп

Выступление докладчиков

15 мин

(3мин. На группу)

Обсуждение итогов самостоятельной групповой работы

выбор ключевых моментов и отображение их в таблице

Итоги урока, заключительная часть

8 мин.

Слово учителя

Обобщение материала урока ответ на поставленную проблему

План- конспект урока

1. Организационный этап

Целеполагание. (вступительное слово учителя) - актуализация темы занятия, её практической значимости, воспитательно-образовательного значения, сообщение цели, плана занятия, создание доброжелательной атмосферы.

Учитель: В 1487 г. немецкий рыцарь Николай Поппелъ рассказывал в Нюрнберге о своем открытии: во время поездки в северо-восточную Европу он обнаружил сильное, независимое государство - Московию. Император Фридрих III и князья Священной Римской империи слушали его с удивлением. Купцы и географы знали, конечно, о существовании Великого княжества московского. Неожиданностью были сведения о силе молодого государства, о его независимости, вырванной у татарского хана. Неожиданность была для императора приятной, ибо на границы империи напирали польские Ягеллоны, а Московия, по словам Поппеля, была давним противником Литвы и Польши. Рыцарь-путешественник был немедленно отправлен обратно в Москву, куда он явился в начале 1489 г. в качестве императорского посла. Фридрих III предлагал заключить брак между дочерью Ивана и императорским племянником, баденским маркграфом Альбрехтом и приобщить Москву в состав Священной Римской империи путем пожалования великому князю королевского титула. Посол был удивлен, что предложение гордо отвергли. Поппелю сообщили от имени великого князя, что московские государи, «поставленные от Бога», никогда ни от кого «поставления» не просили, так и теперь в нем не нуждаются.

Итак, процесс завершения образования Российского государства приходится на время правления Ивана III(1462-1505) и Василия III.(1505-1533). Ивана III-Московский, великий князь, принадлежит к числу крупнейших деятелей истории. Для своей эпохи он был неустрашимым преобразователем, строителем новой системы государственных и общественных отношений. Он создал сильную армию, единый для всей страны свод законов, уничтожил иго Золотой Орды, сделал Россию полноправной участницей европейской политики. Иван III стоит у истоков двух ключевых явлений русской истории: самодержавия и крепостного права. Да и само название « Россия» наша страна получила именно тогда

Постановка проблемы: Действительно ли в России в XV- XVI в. сформировалось централизованное государство?

Класс делится на группы, проводится инструктаж. В распоряжении каждой группы: лист ватмана, фломастеры, клей, кейс-материалы. Задача групп доказать, что Россия в XV- XVI в. находилась на пути формирования централизованного государства. В течение урока заполнить таблицу «Завершающий этап создания единого Русского государства»

2. Изучение нового материала

Для ответа на вопрос Действительно ли Россия в XV- XVI в. находилась на пути формирования централизованного государства необходимо вспомнить

Предпосылки объединения единого государства.

признаки единого государства (презентация1)

Запись в тетрадях:

Тема:

«Завершающий этап создания единого Русского государства при Иване III и Василии III.»

Процесс завершения образования Российского государства приходится на время правления Ивана III(1462-1505) и Василия III.(1505-1533).

Предпосылки образования единого государства на Руси в XIV-XV вв.

1.Экономические

Установление стабильности и порядка в стране

Благоприятная обстановка для беспрепятственной торговли.

Укрепление боярами и дворянами владений; сохранение зависимого крестьянства.

2. Политические

Наличие единовластия Московского князя;

Тенденция к ликвидации самостоятельных княжеств и уделов.

Усиление дворянства за счет ограничения власти старой аристократии (интересы служилого сословия).

3. Внешнеполитические (внешняя угроза)

Необходимость окончательного освобождения от монгольского ига;

Наличие постоянной угрозы с Запада и Востока.

4.Религиозные

Сохранение православной церковью единства народа, между разными частями страны;

Укрепление экономических и моральных позиций церкви.

Таблица «Завершающий этап создания единого Русского государства»

Признаки централизованного государства

Создание единого Русского государства

1. территория. Государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны.

2. население. в рамках государства происходит объединение людей и они выступают в качестве целостного организма- общества

3. публичная власть. Государство - особая организация политической власти, имеет особый аппарат принуждения, состоящий из армии, полиции, жандармерии. Через систему своих органов и учреждений государство непосредственно осуществляет руководство обществом

4.обязательные сборы с граждан - налоги, подати, займы.

5. издание правовых норм.

6. суверенитет, государственные символы

Работа в группах:

Задание для 1 группы «географы»(1.признак государства- территория)

Опираясь на предложенные материалы составить сравнительную таблицу «Территории, присоединённые при Иване III и Василии III,»

Задание для 2 группы (3.признак государства- армия) Опираясь на предложенные материалы ответить на вопросы.

Задание для 3 группы (3.признак государства- публичная власть, аппарат управления)

Опираясь на предложенные материалы составить схему управления государства.

Задание для 4 группы (5.признак государства- издание правовых норм.)

Задание для 5 группы (6.признак государства – суверенитет, гос.символы)

Опираясь на предложенные материалы составить схему « Основные направления внешней политики»

Основные направления внешней политики

Западное Восточное

Сообщение о государственных символах

3.Подведение итогов.

Россия в XV- XVI в. находилась на пути завершения формирования централизованного государства. Начинания Ивана III продолжит и завершит его сын Василий III. Итак, процесс завершения образования Российского государства приходится на время правления Ивана III(1462-1505) и Василия III.(1505-1533). Ивана III-Московский, великий князь, принадлежит к числу крупнейших деятелей истории. Для своей эпохи он был неустрашимым преобразователем, строителем новой системы государственных и общественных отношений. Он создал сильную армию, единый для всей страны свод законов, уничтожил иго Золотой Орды, сделал Россию полноправной участницей европейской политики. Иван III стоит у истоков двух ключевых явлений русской истории: самодержавия и крепостного права. Да и само название « Россия» наша страна получила именно тогда

4.Рефлексия.

Уроки истории всегда важны для нас, история не застывшая наука, она продолжает учить своих потомков. Как вы думаетн, почему события тех далеких времен важны актуальны для нас сегодня?

4.Домашнее задание.

Написать эссе

Тест по теме

1 вариант.

1) развитие ремесла и торговли 3) борьба князей за власть

2) усиление власти тверских князей 4) развитие системы оборонительных рубежей

2.Что из перечисленного является одной из причин возвышения Москвы?

1) выгодное географическое положение

2) успешная борьба московских князей с ханами Золотой Орды

3) поддержка Москвы литовскими князьями

4) отсутствие у Москвы соперников

3.Назовите основателя династии московских князей

1) Даниил Александрович 3) Александр Невский

2) Иван Калита 4) Дмитрий Донской

4. Где Дмитрий Донской получил благословение на битву с ордынцами?

1) в Троице – Сергиевой лавре 3) в Храме Христа Спасителя

2) в Александро – Невской лавре 4) в Софийском соборе

5. Когда состоялась Куликовская битва?

6.В Куликовской битве татарское войско возглавлял:

а) Чингисхан; б) Тамерлан; в) Мамай.

7. В каком году произошел набег на Москву хана Тохтамыша?

1) 1380 г. 2) 1381 г. 3) 1382 г. 4) 1384 г.

8. При каком великом князе был закончен процесс политического объединения русских земель?

1) Василий III 2) Иван III 3) Иван Калита 4) Иван Грозный

9. В каком году состоялась битва на реке Шелонь?

1) 1470 г. 2) 1471 г. 3) 1472 г. 4) 1473 г.

10. Голову самодержца венчала:

1) корона 3) шапка Ярослава Мудрого

2) царский венок 4) Шапка Мономаха

11. Как называется событие, происшедшее 11 ноября 1480 года?

1) Ледовое побоище 3) Куликовская битва

2) Невская битва 4) « стояние на реке Угре»

12. Органы центрального управления России в начале XVI – начале XVIII назывались:

1) приказы 2) министерства 3) коллегии 4) ведомства

13. В каком году был издан Судебник – первый свод законов единого государства?

1) в 1497 г. 2) в 1495 г. 3) в 1493 г. 4) в 1487 г.

14. Как называется денежный сбор с крестьян, которые ни должны были платить при уходе от своего хозяина?

1) кормление 2) налог 3) пожилое 4) оброк

15. События второй четверти 15 в. называют:

а) феодальной войной; б) феодальной разборкой; в) феодальной «замятней».

16. Одним из итогов правления Ивана III было
а) завоевание выхода в Чёрное море б) покорение западной Сибири
в) присоединение Великого Новгорода к Москве г) присоединение Казанского ханства

17.Кто (что) лишнее в ряду, объясните, почему:

Царь, Боярская дума, удельные князья, казна и дворец, наместники и волостели;

18.

В чём заключалось историческое значение Куликовской битвы? (не менее трех положений)

Тест по теме «Образование единого русского государства»

2 вариант.

1. Одной из предпосылок объединения русских земель было

1) угроза нашествия с Запада 3) развитие внешней торговли

2) развитие вотчинного землевладения 4) развитие культуры

2. Главная заслуга Ивана Калиты по мнению современников:

а) объединение русских земель Москвою;

б) установление мира и порядка в Северо-Восточной Руси;

в) уничтожение монголо-татарского ига.

3. Соперником Москвы был город:

1) Тверь 2)Рязань 3) Новгород 4) Владимир

4. За что Иван Данилович получил прозвище «Калита»?

1) за кошель, который он носил за поясом 3) за расточительство

2) за жадность 4) за щедрость

5. По преданию Куликовскую битву начали:

1) Ослабля и Темучин 3) Араб-паша и Дмитрий Иванович

2) Челубей и Пересвет 4) Иван Данилович и Узбек

6. Дмитрий Донской получил такое прозвище, потому что:

1) жил на реке Дон

2) присоединил земли, находящиеся за Доном

3) в честь победы над монголо – татарами

4) использовал реку для развития экономики

7. В каком году состоялась Грюнвальдская битва?

1) 1410 г. 2) 1411 г. 3) 1412 г. 4) 1413 г.

8. За что Василий II получил прозвище « Тёмный»?

1) был неграмотным 3) носил одежду тёмного цвета

2) был ослеплён 4) был недалёкого ума

9. В каком году состоялся второй поход Ивана III на Новгород?

1) 1478 г. 2) 1779 г. 3) 1480 г. 4) 1481 г.

10. Какой Великий князь провозгласил себя самодержцем?

1) Иван III 2) Василий I 3) Иван IV 4) Василий III

11. При каком монгольском хане состоялось « стояние на реке Угре»

1) Темучине 2) Батые 3) Ахмате 4) Мамае

12. Какую роль играла Боярская дума в России XVI – начале XVIII?

1) высший совещательный орган при правителе

2) сословно-представительный орган управления

3) первый российский парламент

4) орган управления, занимавшийся экономическими вопросами

13. В какой день крестьяне могли уйти от своего помещика к другому?

1) Андреев 2) Васильев 3) Юрьев 4) Ильин

14. Как назывался порядок замещения высших должностей в зависимости от знатности рода?

1) кормление 2) местничество 3) кормление 4) пожилое

15 . Митрополитом при Василии II был избран:

а) Максим; б) Пётр; в) Алексий г) Ион

16.Двуглавый герб Русского государства появился при:

а) Иване Калите; б) Дмитрии Донском; в) Иване III .

17. Кто (что) лишнее в ряду, объясните, почему :

Мамай, Дмитрий Иванович, Пересвет, Тохтамыш.

18. Дайте полный ответ на вопрос:

Перечислите последствия создания единого Русского государства (не менее трех)

Вашему вниманию предлагаются тестовые задания по истории России 6 класс к учебнику А.А.Данилова, Л. Н. Косулиной по теме: «Формирование и укрепление Российского централизованного государства XV в.»:

Тест 23. Московское княжество в первой половине XV в.

Тест 24. Распад Золотой Орды

Тест 25. Российское государство во второй половине XV – начале XVI в.

Тест 26. Жители Российского государства второй половины XV – начала XVI в.

Тест 27. Русская культура в XV – начале XVI в.

Тест 28. Итоговый тест по теме «Формирование и укрепление централизованного Российского государства. XV в.»

Тест 29. Итоговый тест по курсу «История. Государство и народы России. 6 класс»

Предлагаются задания базового и повышенного уровня сложности: части А, В, С. На выполнение тематических тестов отводится 7-15 минут, итоговых – 40-45 минут. Использование тестов считаю целесообразным, поскольку необходимо готовить учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ по истории России.

Ответы в части А оцениваются в 1 балл. Если же требуется выбрать несколько ответов, то в зависимости от количества правильных ответов исчисляются и баллы: 3 ответа – 3 балла,

2 ответа – 2 балла, 1 ответ – 1 балл, нет ответа – 0 баллов.

Задания части В могут оцениваться в 1 балл за весь ответ, а если ответ состоит из нескольких частей, то по 1 баллу за каждую часть.

При оценивании работ учащихся необходимо использовать гибкую систему оценки знаний, ведь каждый имеет право на ошибку:

80 % от максимальной суммы баллов – оценка «5»

60-80 % - оценка «4»

40-60 %- оценка «3»

0 – 40% - оценка «2»

Для подготовки данного материала использована работа: Контрольно-измерительные материалы. История России. 6 класс. /Сост. К. В. Волкова. - М.: ВАКО, 2011./

Вариант 1

А1. Чем помещик отличался от вотчинника?

1) он являлся противником централизации 2) он был наследственным владельцем земли

3) он освобождался от несения военной службы 4) он получал землю во временное пользование

1) господство натурального хозяйства 2) наличие больших запасов нефти и газа

3) необходимость освобождения от ордынской зависимости 4) прикрепление крестьян к земле

A3. Как назывался центральный орган управления в Русском государстве конца XV— первой половины XVI в.?

1) вече 2) наместники 3) Боярская дума 4) тысяцкий

А4. При каком князе Новгородская земля вошла в состав Московского княжества?

Почувствовав себя в новом положении и еще рядом с такой знатной женой, наследницей византийских императоров, нашел тесной и некрасивой прежнюю кремлевскую обстановку, в какой жили его невзыскательные предки. Вслед за царевной из Италии выписаны были мастера, которые построили... новый Успенский собор, Грановитую палату и новый каменный дворец на месте прежних деревянных хором.

1) Даниила Александровича 2) Ивана Калиты 3) Василия II 4) Ивана III

А6. С какими событиями связано выражение «Юрьев день»?

1) с антиордынским восстанием в Твери 2) с событиями феодальной войны второй четверти XV в.

3) с созданием Судебника 4) со свержением монголо-татарского ига

А7. С чем связаны даты 1380 г., 1480 г.?

3) с военными сражениями 4) с изменениями в политическом управлении страной А8. Что означало понятие «кормление» на Руси в XIV— XVI вв.?

1) сбор дани в Золотую Орду 2) объезд великим князем подвластной ему территории

3) феодальные повинности крестьян

4) порядок содержания должностных лиц за счет местного населения

А9\ В XV—XVI вв. крестьяне делились на:

1) посадских 2) служилых 3)владельческих 4) дворцовых 5) черносошных

А10\ Какое соответствие верно?

1) А. Фиораванти — церковь Покрова на Нерли 2) А. Рублев - икона «Троица»

3) А. Никитин — «Хронограф» 4) Филофей — теория «Москва — Третий Рим»

5) Дионисий — Грановитая палата

* В заданиях А9—А10 может быть как один, так и несколько правильных ответов.

В 1. В первой четверти XVI в. укреплению авторитета московских княжеской династии способствовало создание «Сказания о ………………».

B2. Установите соответствие между элементами левого; и правого столбиков.

Понятие Определение ~~

1. Регалия

2. Пожилое

3. Привилегия

A. Исключительное право, преимущество, предоставленное кому-либо

Б. Денежный сбор с крестьян при их уходе от землевладельца за неделю до и

Неделю после Юрьева дня

B. Предмет, являющийся символом монархической власти

ВЗ. Расставьте предложенные ниже слова в местах пропусков. Ответом должно быть сочетание соответствующих букв, поставленных в том порядке, в котором в тексте пропущены слова. Например, ГВБА. Учтите, что одно из понятий (имен) лишнее.

A. Василий II Б. Великое княжество Литовское B. Иван III

Г. Киевское княжество Д. Новгородское государство

Во второй четверти XV в. процесс объединения русских земель был замедлен феодальной

войной. Победителем из нее вышел (1) , получивший прозвище «Темный». В 1478 г. его сын уничтожил привилегии и независимость (2) . Русь освободилась от ордынской зависимости во время правления великого московского князя (3) . Свержение монголо-татарского ига позволило вступить в борьбу за обладание городом Смоленском с (4). Возвращение Смоленска означало воссоединение всех русских земель в границах единого государства.

Вариант 2

А1. Чем поместное землевладение отличалось от вотчины?

1) после смерти владельца поместье передавалось в дар церкви

2) поместье освобождалось от уплаты налогов

3) поместье выдавалось за службу и на время службы

4) поместье было наследственным владением крупных феодалов

А2. Что ускорило создание единого Российского государства?

1) упадок торгового пути «из варяг в греки» 2) наличие больших запасов железной руды

3) наличие общего языка, правовых норм и православной веры 4) отсутствие внешней опасности A3. Местное управление в Русском государстве конца XV - первой половины XVI в.

Осуществлялось:

1) Грановитой палатой 2) наместником 3) Боярской думой 4) советом старейшин

А4. При каком князе в состав Московского княжества вошли Рязанское княжество и Смоленск?

1) при Дмитрии Ивановиче 2) при Иване Калите 3) при Иване III 4) при Василии III

А5. Имя какого князя пропущено в отрывке из сочинения историка?

Свержение ига устраняло политическое к тому препятствие, а брак с Софьей давал на то историческое оправдание: мог теперь считать себя единственным оставшимся в мире православ-ным и независимым государем, какими были византийские императоры и верховным властителем Руси

1)Даниила Александровича 2) Ивана III 3) Ивана Калиты 4) Дмитрия Ивановича

А6. С чем связано выражение «Шемякин суд»?

1) с антиордынским восстанием в Твери 2) с феодальной войной второй четверти XV в.

3) с созданием Судебника 4) с созданием Русской Правды

А7. С какими событиями связаны даты 1478 г., 1521 г.?

1) с созданием памятников культуры 2) с принятием нового законодательства

3) с крупными военными сражениями 4) с расширением границ Московского княжества

А8. Что означало в XIV—XVI вв. понятие «местничество»?

1) хозяйственную специализацию районов

2) стремление удельных князей стать самостоятельными правителями

3) объезд великим князем подвластной ему территории

4) порядок занятия должностей по знатности происхождения

А9*. Кто освобождался от уплаты налогов в Российском централизованном государстве?

1) купцы 2) вотчинники 3) ремесленники 4) помещики 5) священники

А10*. Какое соответствие верно?

1) А. Рублев — «Хождение за три моря» 2) А. Фиораванти - Успенский собор в Москве

3) монах Филофей - икона «Троица» 4) Сафоний Рязанец - «Задонщина»

5) Дионисий — икона Владимирской Богоматери

В1. В конце XV— начале XVI в. получила распространение политическая теория «Москва — ».

В 2. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков.

ВЗ. Расставьте предложенные ниже слова в местах пропусков. Ответом должно быть сочетание соответствующих букв, поставленных в том порядке, в котором в тексте пропущены слова. Учтите, что одно из названий лишнее.

A.Великое княжество Литовское Б. Казанское ханство B. Новгород

Г. Рязанское княжество Д. Смоленск

Встав во главе создания централизованного государства, Москва столкнулась с притязаниями

на русские земли со стороны (1) . Правители этого государства захватили земли Киевской Руси и даже дважды пытались взять Москву. Сложные отношения были у Москвы с северо-западным соседом - (2). В XV в. Иван III ликвидировал его независимость, а вечевой колокол - символ республики - увез в Москву. Но оставалась еще важная задача: вернуть город (3)- «ключ» от русских земель. Процесс объединения русских земель был завершен присоединением к владениям московских князей территории (4) .

Ключи

Вариант 1 Вариант 2

А 1. 4 А 1. 3

А 2. 3 А 2. 3

А 3. 3 А3. 2

А 4. 3 А 4. 4

А 5. 4 А 5. 2

А 6. 3 А 6. 2

А 7. 3 А 7. 4

А 8. 4 А 8. 4

А 9. 3 4 5 А 9. 2 4 5

А 10. 2 4 А 10. 2 4

В 1. Князьях Владимирских В 1. Третий Рим

В 2. 1В 2Б 3А В 2. 1В 2Б 3А

В 3. АДВБ В 3. АВДГ

Т. Д. Шипилова, МБОУ " Повалихинская СОШ", Первомайский район, Алтайский край

Тест 25. Российское государство во второй половине XV – начале XVI в. ИО – 6

10 класс

1 вариант. Часть А.

  1. «Задонщина»
  2. «Житие Михаила Черниговского»
  3. «Сказание о Мамаевом побоище»
  4. «Слово о полку Игореве»
  1. Михаил Всеволодович Черниговский
  2. Епифаний Премудрый
  3. Сафоний Рязанец
  4. Виктор Гюго
  1. Метрополит Киприан
  2. Стефан Новгородец
  3. Виктор Гюго
  4. Афанасий Никитин
  1. Сафроний Резанец
  2. Борис Александрович
  3. Епифаний Премудрый
  4. Виктор Гюго

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговый тест по истории России «Образование единого Русского государства в 14-15 веках»

10 класс

1 вариант. Часть А.

1. Самое крупное произведение о Куликовской битве:

«Задонщина»

«Житие Михаила Черниговского»

«Сказание о Мамаевом побоище»

«Слово о полку Игореве»

2.Один и лучших писателей начала 14-конца 15 веков

Михаил Всеволодович Черниговский

Епифаний Премудрый

Сафоний Рязанец

Виктор Гюго

3.Инициатор создания общерусского летописного свода 1408 года

Метрополит Киприан

Стефан Новгородец

Виктор Гюго

Афанасий Никитин

4. Кому из князей посвящалось похвальное слово «Инока Фомы слово похвальное»?

Сафроний Резанец

Борис Александрович

Епифаний Премудрый

Виктор Гюго

5. Назовите самый известный храм Новгорода

Успенский собор

Спасский собор

Троицкий собор

Церковь Петра и Павла в Кожевниках

6. Где на иконе ставилась подпись автора в 14-15 веках ?

В левом нижнем углу

Ни ставилась

Посередине

На обратной стороне иконы

7. Одним из великих художников-иконописцев 14-15 веков был

Прохор

Василий темный

Сергий

Дионисий

8. Какие территории присоединил к своим владениям в 1303 году Юрий Данилович?

Москва

Можайск

Тверь

Псков

9. Между какими городами началась жестокая война в княжении Юрия Даниловича?

Тверь и Псков

Можайск и Псков

Москва и Тверь

Псков и Москва

10. В каком году была построена первая крепость Всеволода Большое гнездо?

1182 г.

1186 г.

1185 г.

1187 г.

11. Кто основал династию Тверских князей?

Ярослав

Александр

Юрий

Дмитрий

12. Кто убил князя Юрия Московского в Золотой Орде?

Александр Невский

Юрий Данилович

Михаил Тверской

Дмитрий Грозные Очи

13.Кто стал Московским князем после гибели Юрия?

Александр

Иван

Дмитрий

Ярослав

14. Какой собор был освящен в 1333 году?

Владимирский

Московский

Архангельский

Псковский

15. При каком правителе «Русь» превратилась в «Российское государство»?

Дмитрии Донском

Владимире Мономахе

Иване III Великом

Василии Темном

16. Покорение какого города является крупнейшим успехом Ивана III

Москвы

Новгорода

Владимира

Коломны

17. Кем был Даниил Холмский?

Полковником

Солдатом-героем

Правой рукой князя

Боярином

18. Чем закончилась осада Новгорода Иваном III?

Сожжением Новгорода

Костынским договором

Новгородским договором

Московским договором

19.В каком году Иван III осуществил второй поход на Новгород?

1488 г.

1460 г.

1450 г.

1478 г.

20. Какое новое сословие создал Иван III ?

Дворянство

Боярство

Крестьянство

Купечество

21.С какой целью Иван III послал в северные леса двух «немцев» на Печору?

Сбор дани

Вольное поселение

Поиски серебра и золота

Разведка

Часть В.

В1 Установите соответствие между датами возведения и названием собора

Название собора

Дата возведения

А. Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря

1. 1399 г.

Б. Церковь Положения ризы Богоматери с. Бородавы на Шексне

2. 1485 г.

В. Собор Успения Богородицы на Городке

3. 1292 г.

Г. Церковь Спаса на Ильине улице

4. 1427 г.

Д.Церковь Николы на Липке под Новгородом

5. 1374 г.

Е. Троицкий собор Троицко-Сергиевой лавры

6. 1423 г.

В2.О каком художнике идет речь?

« В 70-е годы 14 века…….. был приглашен на Русь. Его первая работа стала роспись церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде. Позднее он работал в Москве, Коломне, Нижнем Новгороде. Среди икон, написанных ….. особенно выразительны «Богоматерь Донская» и «Преображение».

В3. Установите соответствие между именем и социальным статусом

В4.Вставьте пропущенное слово

« Некоторых историков не устраивало традиционное объяснение истории «……». Они придумали своё собственное толкование. Князь Иван был прозван «…..» не за доброту, а за скупость. Он собирал гривну за каждую глупость»

В5. О ком идет речь?

«Помимо ценных мехов, Иван III надеялся найти на севере серебро и золото. С этой целью он послал «двух немцев» на Печору. На реке Цильме, левом притоке Печоры, ……. Нашли серебряную и медную руду.

В6. Соотнесите даты и этапы формирования системы крепостного права

Ответы. Часть А

б https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация ученицы 9 «в» класса: Нестеренко Ксении Реформаторская деятельность Петра Николаевича Врангеля

Петр Николаевич Врангель П.Н. Врангель (1878 - 1928) –барон, в 1901 г. окончил Горный институт. Служил в Иркутске чиновником для особых поручений при генерал-губернаторе. Окончил Николаевскую академию Генерального штаба служил в гвардии. Участвовал в Русско-японской войне. В Первую м ировую войну командовал полком, бригадой, девизией. С 1918 г. Врангель воевал в войсках Деникина, командовал Кавказской и Добровольческой армиями. Встав во главе Вооруженных сил Юга России, он разработал комплекс мероприятий, направленных на создание широкой социальной базы для своего движения.

Получил прозвище «Чёрный барон» за свою традиционную повседневную форму одежды - чёрную казачью черкеску с газырями. Черный барон Врангель

При поддержке главы Правительства Юга России видного экономиста и реформатора А. В. Кривошеина разработал ряд законодательных актов по аграрной реформе. В основе его земельной политики лежало положение о принадлежности большей части земель крестьянам. Выступал за федеративное устройство будущей России. Склонялся к признанию политической самостоятельности Украины. П.Н. Врангель:

Врангель стремясь привлечь на свою сторону казачество утвердил новое положение об автономии для казачьих земель. Рабочим было обещано новое фабричное законодательство, защищающее их права На последнем этапе существования Добровольческой армии была предпринята попытка переосмыслить идеологию и политику белого движения. Эту попытку предпринял генерал Врангель, который в начале апреля 1920 г. Был избран главнокомандующим и эвакуировал войска в Крым.

Он признал законным захват крестьянами помещичьих земель в первые годы после революции. Несмотря на все прогрессивные меры, доверия населения белые в лице главнокомандующего не приобрели, а материальные и людские ресурсы Крыма были истощены. В течение шести месяцев 1920 г. П. Н. Врангель, Правитель Юга России и Главнокомандующий Русской Армией, старался учесть ошибки своих предшественников, смело шёл на немыслимые ранее компромиссы, пытался привлечь на свою сторону различные слои населения. Политика Врангеля в Крыму


План-конспект урока

Тема: «Завершающий этап создания единого Русского государства (вторая половина 15- начало 16 вв»

Тип урока : урок-лекция

Цели и задачи урока :

      Образовательный аспект:

      Проследить процесс образования единого русского государства;

      Дать представление об исторической миссии Ивана3 как исторического деятеля в решении внутриполитических и внешнеполитических задач во время его правления

      Развивающий аспект:

      Продолжить работу по формированию умения анализировать исторические события, находить причинно-следственные связи, умения работать с дополнительными источниками, извлекать необходимую для решения поставленной проблемы информацию, анализировать её, делать промежуточные и итоговые выводы и заключения, фиксировать полученные данные в виде таблицы; развивать навыки работы с наглядным пособием (исторической картой); продолжить развитие исследовательских и коммуникативных умений, в том числе умение работать в группе, а также навыков конспектирования учебного материала.

      Воспитательный аспект:

Воспитывать уважение к культуре и историческому наследию.

Продолжить воспитывать у учащихся чувство патриотизма и позитивного отношения к истории России.

    1. Основные понятия: дворянство, крепостное право, судебник

      Ход урока:

      I . Организационный этап

    2. II . Этап проверки домашнего задания

Фронтальный опрос: 1.Каковы причины возвышения Москвы, дайте оценку роли Ивана Калиты в процессе собирания русских земель вокруг Москвы 2.Чем была обеспечена победа русских воинов в Куликовской битве, какую роль в этой победе сыграл Дмитрий Донской

3.Каково историческое значение победы

      III . Этап актуализации знаний и мотивации

Проблемы урока : Проследить процесс формирования единого Русского государства с центром в Москве при Иване3 и Василии3. Составить хронику объединения земель вокруг Москвы.

I V . Этап усвоения новых знаний

План урока:

    Личность Ивана III.

    Завершение объединительного процесса. Присоединение Новгорода, Твери и Вятки.

    Стояние на Угре.

    Основные этапы формирования системы крепостного права

В 1487 г. немецкий рыцарь Николай Поппель рассказывал в Нюрнберге о своем открытии: во время поездки в Северо-Восточную Европу он обнаружил сильное, независимое государство - Московию. Император Фридрих III и князья Священной Римской империи слушали его с удивлением. Неожиданностью были сведения о силе молодого государства, о его независимости, вырванной у татарского хана. Это радовало императора, ибо на границы империи напирали польские Ягеллоны, а Московия, по словам Поппеля, была давним противником Литвы и Польши. Рыцарь-путешественник был немедленно отправлен обратно в Москву, куда явился в 1489 г. в качестве императорского посла. Фридрих III предлагал заключить брак между дочерью Ивана и императорским племянником... и включить Москву в состав Священной Римской империи путем пожалования великому князю королевского титула. Посол был удивлен, что предложение гордо отвергли. Поппелю сообщили от имени великого князя, что московские государи, «поставленные от бога», никогда ни от кого «поставления» не просили, так и теперь в нем не нуждаются (М. Геллер. «История Российской империи»).
Что же произошло в русской истории к концу 80-х гг. XV в.? Как характеризуют Ивана III его действия?

    Личность Ивана III.

Прозвища, которые добавлялись к княжеским именам, никогда не были случайными. Почетные прозвища Невский и Донской отмечали ратные доблести Александра Ярославича и Дмитрия Ивановича. Прозвище Калита соответствовало политике Ивана Даниловича. Ярославский князь Федор, ордынский «прислужник», был заклеймен в летописях прозвищем Черный, а ничем не примечательного и нерешительного костромского князя Василия летописцы называли Квашней. По летописям известны два прозвища Ивана III - Грозный и Великий, в крымской посольской книге за 1498 г. упомянуто еще одно прозвище Ивана III - Правосуд. Какие деяния Ивана III предоставили современникам возможность называть его Великим, Грозным и Правосудом?

Дополнительный материал для учителя

Иван III был женат дважды. Его сын от первого брака Иван Иванович Молодой (1456-1490) после присоединения Твери был отправлен туда как «великий князь». Он был женат на дочери молдавского господаря Елене, их сын Дмитрий был признан Иваном III наследником престола. В 1479 г. вторая жена Ивана III Софья Фоминишна (Софья Палеолог) родила сына Василия. Так появилась проблема престолонаследия. При княжеском дворе не было единства: боярство поддерживало Дмитрия - внука, дети боярские и дьяки - сына Василия.
С. М. Соловьев в «Истории России с древнейших времен» так описывает семейно-династические проблемы государя всея Руси. 4 февраля 1498 г. «в Успенском соборе, среди церкви, приготовили место большое там, где святителей ставят; на этом месте поставили три стула: великому князю, внуку его, Дмитрию, и митрополиту; на налое лежала шапка Мономахова и бармы. Когда великий князь с внуком вошли в церковь, митрополит со всем собором начал служить молебен богородице и Петру-чудотворцу, после чего митрополит и великий князь сели на своих местах, а князь Дмитрий стал у мест перед ними, у верхней ступени. Иоанн, обратясь к митрополиту, начал говорить: «Отец митрополит! Божьим изволением, от наших прародителей, великих князей, старина наша оттоле и до сих мест: отцы наши, великие князья, сыновьям своим старшим давали великое княжение; и я было сына своего первого, Ивана, при себе благословил великим княжением; но Божьею волею сын мой Иван умер, у него остался сын первый, Дмитрий, и я его теперь благословляю при себе и после себя великим княжением Владимирским, Московским и Новгородским; и ты бы его, отец, на великое княжение благословил»...
Митрополит сказал Иоанну: «Божьею милостию радуйся и здравствуй, преславный царь Иван, великий князь всея Руси, самодержец, и с внуком своим, великим князем Дмитрием Ивановичем всея Руси, на многая лета»; Дмитрию сказал: «Божьею милостию здравствуй, господин сын мой, князь великий Дмитрий Иванович всея Руси, с государем своим, дедом, великим князем Иваном Васильевичем всея Руси, на многая лета». Но возвышение невестки и внука длилось недолго.
В январе 1499 г. последовало падение Елены и Дмитрия, торжество Софии и Василия. Иоанн начал «нерадеть» о внуке, по выражению летописцев, и объявил сына Василия великим князем Новгорода и Пскова. Из Новгорода не раздалось возражений, но псковичи, узнав об этой новости, отправили в Москву делегацию «бить челом великим князьям Иоанну Васильевичу и внуку его, Дмитрию Иоанновичу, чтоб держали отчину свою в старине и, который великий князь будет на Москве, тот был бы и во Пскове». Услыхав от послов такую просьбу, великий князь рассердился. «Разве я не волен в своем внуке и в своих детях?» - сказал он...
11 апреля 1502 г. великий князь «посадил под стражу» внука своего, великого князя Дмитрия, и его мать Елену, «и с того дня не велел» поминать их в богослужениях, называть Дмитрия великим князем. 14 апреля Иван III пожаловал сына своего Василия, благословил и посадил на великое княжение Владимирское и Московское всея Руси самодержцем по благословению Симона-митрополита. С этих пор имя великого князя Василия является в грамотах подле отцовского, причем Иоанн называется в отличие великим князем большим.
Отпуская послов в Литву, Иоанн дал им такой наказ: если дочь великого князя (Елена) или кто другой спросит: «Как великий князь пожаловал сына своего Василия великим княжеством?» - то послам отвечать: «Пожаловал государь наш сына своего, учинил государем так: как сам он государь на государствах своих, так и сын его с ним на всех тех государствах государь... Кому хочу, тому и дам княжество».
Историк Н. М. Костомаров в книге «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» так характеризовал Ивана III: «Иван был человек крутого нрава, холодный, рассудительный, с черствым сердцем, властолюбивый, неуклонный в преследовании избранной цели, скрытный, чрезвычайно осторожный; во всех его действиях видна постепенность, даже медлительность: он не отличался ни отвагой, ни храбростью, зато умел превосходно пользоваться обстоятельствами; он никогда не увлекался, зато поступал решительно, когда видел, что дело созрело до того, что успех несомненен. Забирание земель и возможно прочное присоединение их к Московскому государству было заветною целью его политической деятельности; следуя в этом деле за своими прародителями, он превзошел всех их и оставил пример для подражания потомкам на долгие времена. Рядом с расширением государства Иван хотел дать этому государству строго самодержавный строй, подавить в нем древние признаки... свободы, поставить власть монарха единым самостоятельным двигателем всех сил государства и обратить всех подданных в рабов своих, начиная от близких родственников до последнего земледельца».

    Завершение объединительного процесса. Присоединение Новгорода, Твери и Вятки.

Особое значение придавал Иван III усилению своего влияния в Новгороде. В самом же Новгороде шла борьба за власть двух боярских группировок. Бояре под руководством Марфы Борецкой и ее сыновей считали, что сохранить независимость Новгорода можно лишь, опираясь на поддержку великого княжества Литовского. Бояре второй группировки выступали за тесные связи с Москвой, полагая, что только так возможно сохранить новгородскую независимость. В 1471 году группировка Борецких заключила с великим князем литовским и польским королем Казимиром IV Ягайловичем договор о признании последнего новгородским князем. Это послужило поводом для похода Ивана Ш на непокорный Новгород. В июле 1471 года на реке Шелони московские войска разбили новгородское ополчение. Казимир IV на помощь союзникам так и не пришел. По условиям договора Новгород сохранил свою независимость, но должен был уплатить Москве значительную сумму и отказаться от союза с литовским князем.
Осенью 1475 года московский князь вновь отправился в Новгород. По дороге он наказывал бояр, на которых поступали жалобы от жителей, тем самым не только выступая в роли народного защитника, но и ослабляя новгородскую вольницу.
В 1477 году новгородские послы признали Ивана III “государем”. Такое обращение являлось безоговорочным признанием полной власти московского князя, который немедленно потребовал введения на берегах Волхова великокняжеского суда и управления. Отказ новгородцев спровоцировал новый поход. В январе 1478 года самостоятельность Новгорода была ликвидирована.
Падение новгородской независимости во многом предопределило судьбу Твери. Попытка тверского князя Михаила Борисовича с помощью брака на родственнице Казимира IV заключить союз с литовским князем оказалась неудачной. Литовский князь не решился оказать военную помощь Твери. В 1484 году, когда войска московского князя осадили город. Осенью 1485 года после очередного похода Ивана Ш Тверь была присоединена к Московскому государству.

    1478 год – присоединение Новгорода к Москве.

    1485 год – присоединение Твери к Москве.

В 1503г. Литовское княжество уступило Ивану III 19 городов, в том числе Путивль и Рыльск – города Курского края. При Иване III территория Руси выросла более, чем в 5 раз!

Завершил объединение земель сын Ивана III - Василий III.

В 1510 г. – присоединился Псков

1514 г. – Смоленск

1521 г. – Рязань

Так в XVI веке на карте появилась Московия.

    Состояние на Угре

    Основные этапы формирования системы крепостного права

Существует множество мнений относительно происхождения крепостного права, его сущности и исторического значения. Отметим основные его этапы:

    Начинается с судебника Ивана 3 (1497) и заканчивается в 80-е гг 16 в. Тут: ограничение права перехода крестьян от одного землевладельца к другому.

    80-е гг. 16 в – 1649 г. Тут: увеличение срока сыска беглых крестьян. Урочные годы.

    1649-1797 гг.: крепостное права развивается в направлении усиления власти помещика над личностью крестьянина.

    1797-1861 гг: завершается отменой крепостного права.

V I . Этап закрепления новых знаний

VII . Рефлексия

    Все ли вам понятно?

    Есть ли у вас вопросы?

    Что вам понравилось / не понравилось на уроке?

VI II . Этап подведения итогов и домашнее задание

Т.о., Россия в XV- XVI в. находилась на пути завершения формирования централизованного государства. Начинания Ивана III продолжит и завершит его сын Василий III. Итак, процесс завершения образования Российского государства приходится на время правления Ивана III(1462-1505) и Василия III.(1505-1533). Ивана III-Московский, великий князь, принадлежит к числу крупнейших деятелей истории. Для своей эпохи он был неустрашимым преобразователем, строителем новой системы государственных и общественных отношений. Он создал сильную армию, единый для всей страны свод законов, уничтожил иго Золотой Орды, сделал Россию полноправной участницей европейской политики. Иван III стоит у истоков двух ключевых явлений русской истории: самодержавия и крепостного права. Да и само название « Россия» наша страна получила именно тогда

Параграф 11-12, письменно 5 вопрос на с.141.


Полы, коммуникации, проектирование. Стены и окна

© Copyright 2024,
101prikaz.ru -Полы, коммуникации, проектирование. Стены и окна

  • Рубрики
  • Полы
  • Коммуникации
  • Проектирование
  • Стены и окна
  • Полы
  • Коммуникации
  • Проектирование
  • Стены и окна