Презентация на тему "расчеты по химическим уравнениям". Презентация на тему расчеты по химическим уравнениям Презентация расчеты по химическим уравнениям

  • 31.01.2024



АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ N m V n NxNx mxmx VxVx nxnx = 1. Написать уравнение реакции По известному количеству вещества одного участника реакции рассчитать количество искомого вещества Если количество вещества неизвестно, предварительно найти его по известной массе, или объему, или числу молекул. По найденному количеству вещества найти нужную характеристику искомого участника реакции (массу, объем, или число молекул).


Рассчитайте количество вещества алюминия, который потребуется для получения 1,5 моль водорода при реакции с соляной кислотой. Дано: n(H 2) = 1,5 моль n(Al) – ? Решение: x моль 1,5 моль 2Al + 6HCl = 2AlCl 3 + 3H 2 2 моль 3 моль Составляем пропорцию: x моль 1,5 моль = 2 моль 3 моль 2 ·1,5 x = 3 x = 1 (моль) Ответ: n(Al) = 1 моль А ПС


Дано: n(Al 2 S 3) =2,5 моль n(S) – ? Решение: x моль 2,5 моль 2Al + 3S = Al 2 S 3 3 моль 1 моль x = n(S) = 3 n(Al 2 S 3) = = 3·2,5 моль = 7,5 моль Ответ: n(S) = 7,5 моль Определите количество вещества серы, необходимое для получения 2,5 моль сульфида алюминия. ПС А


Дано: m(Cu(OH) 2)=14,7 г m(CuO) – ? M(Cu(OH) 2) = 64+(16+1)·2 = 98 г/моль M(CuO) = = 80 г/моль Решение: 14,7 г x моль Cu(OH) 2 = CuO + H 2 O 1 моль 1 моль m(Cu(OH) 2) n(Cu(OH) 2) = M(Cu(OH) 2) 14.7 г n(Cu(OH) 2)= = 0,15 моль 98 г/моль x = n(CuO) = n(Cu(OH) 2) = 0, 15 моль m(CuO) = n(CuO)·M(CuO) = 0,15 моль·80 г/моль = 12 г Ответ: m(CuO) = 12 г Вычислите массу оксида меди (II), образующегося при разложении 14,7 г гидроксида меди (II). ПС А 0,15 моль


Дано: m(Zn)=13 г m(ZnCl 2) – ? M(Zn) = 65 г/моль M(ZnCl 2 =65 +35,5·2 = 136 г/моль Решение: 0,2 моль x моль Zn + 2HCl = ZnCl 2 + H 2 1 моль 1 моль m(Zn) n(Zn) = M(Zn) 13 г n(Zn)= = 0,2 моль 65 г/моль x = n(ZnCl 2) = n(Zn) = 0,2 моль m(ZnCl 2) = n(ZnCl 2)·M(ZnCl 2) = 0,2 моль·136 г/моль = 27,2 г Ответ: m(ZnCl 2) = 27,2 г Рассчитайте массу соли, которая образуется при взаимодействии 13 г цинка с соляной кислотой. ПС А


Дано: m(MgO) = 6 г V(O 2) – ? M(MgO) = = 40 г/моль Vm = 22,4 л/моль Решение: 0,15 моль x моль 2MgO = 2Mg + O 2 2 моль 1 моль m(MgO) n(MgO) = M(MgO) 6 г n(MgO)= = 0,15 моль 40 г/моль x = n(O 2) = ½ n(MgO) = 1/2·0, 15 моль= 0,075 моль V(O 2) = n(O 2)·Vm = 0,075 моль·22,4 л/моль = 1,68 л Ответ: V(O 2) = 1,68 л Какой объем кислорода (н.у.) образуется при разложении 6 г оксида магния. ПС А


Дано: m(Cu)=32 г V(H 2) – ? M(Cu) = 64 г/моль Vm = 22,4 л/моль Решение: x моль 0,5 моль H 2 + CuO = H 2 O + Cu 1 моль 1 моль m(Cu) n(Cu) = M(Cu) 32 г n(Cu)= = 0,5 моль 64 г/моль x = n(H 2) = n(Cu) = 0,5 моль V(H 2) = n(H 2)·Vm = 0,5 моль·22,4 л/моль = 11,2 л Ответ: V(H 2) = 11,2 л Рассчитайте, какой объем водорода должен вступить в реакцию с оксидом меди (II), чтобы образовалось 32 г меди. ПС А


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА: ВАРИАНТ 1: Вычислите массу меди, которая образуется при восстановлении избытком водорода 4 г оксида меди (II). CuO + H 2 = Cu + H 2 O ВАРИАНТ 2: В реакцию с серной кислотой вступило 20 г гидроксида натрия. Рассчитайте массу образовавшейся соли. 2NaOH + H 2 SO 4 = Na 2 SO 4 + 2H 2 O



Cлайд 1

Расчеты по химическим уравнениям Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Cлайд 2

Цели урока: познакомить учащихся с основными способами решения задач по химическим уравнениям: находить количество, массу и объём продуктов реакции по количеству, массе или объёму исходных веществ, продолжить формирование умения составлять уравнения химических реакций. Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Cлайд 3

Какое явление не является признаком химических превращений: а) появление осадка; б) выделение газа; в) изменение объема; г) появление запаха. Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Cлайд 4

«Куча мала» 4Al + 3O2 = 2Al2O3 MgCO3= MgO + CO2 2HgO= 2Hg + O2 2Na + S=Na2S Zn + Br2 = ZnBr2 Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2 Fe + CuSO4=FeSO4+Cu Укажите цифрами а) уравнения реакций соединения:… б)уравнения реакций замещения:…. в) уравнения реакций разложения:… Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Cлайд 5

Алгоритм решения расчетных задач с использованием уравнений химических реакций. 1. Внимательно прочитайте текст задачи 2. Составьте уравнения химической реакции 3. Выпишите данные из условия задачи с соответствующими единицами измерения (вместе с неизвестными величинами) в уравнение над формулами 4. Под формулами веществ запишите соответствующие значения этих величин, найденные по уравнению реакции. 5. Составляете пропорциональную зависимость и решаете ее 6. Записываете ответ задачи Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Cлайд 6

Задача 1. Вычислите массу кислорода, выделившегося в результате разложения порции воды массой 9 г. Дано: m(Н20) = 9г m(О2) = ? г Решение: n= = 0,5 моль М(Н2О) = 18 г/моль М(О2) = 32 г/моль Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Cлайд 7

Над формулой в уравнении реакции запишем найденное значение количества вещества, а под формулами веществ - стехиометрические соотношения, отображаемые химическим уравнением 2Н2О = 2Н2 + О2 0,5моль Х моль 2моль 1моль Вычислим количество вещества, массу которого требуется найти. Для этого составляем пропорцию 0,5моль х моль 2 моль 1 моль = откуда х = 0,25 моль Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Cлайд 8

Следовательно, n(O2)=0,25 моль Найдем массу вещества, которую требуется вычислить m(O2)= n(O2)*M(O2) m(O2) = 0,25 моль 32 г/моль = 8 г Запишем ответ Ответ: m(О2) = 8 г Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Cлайд 9

Задача 2 Вычисление объема вещества по известной массе другого вещества, участвующего в реакции Вычислите объем кислорода (н. у.), выделившегося в результате разложения порции воды массой 9 г. Дано: m(Н2О)=9г V(02)=?л(н.у.) М(Н2О)=18 г/моль Vm=22,4л/моль Решение: Найдем количество вещества, масса которого дана в условии задачи n= = 0,5 моль Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Cлайд 10

Запишем уравнение реакции. Расставим коэффициенты 2Н2О = 2Н2 + О2 Над формулой в уравнении реакции запишем найденное значение количества вещества, а под формулами веществ - стехиометрические соотношения, отображаемые химическим уравнением 2Н2О = 2Н2 + О2 0,5моль Х моль 2моль 1моль Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Cлайд 11

Вычислим количество вещества, массу которого требуется найти. Для этого составим пропорцию 0,5моль х моль 2 моль 1 моль Следовательно, n(O2)=0,25 моль Найдем объем вещества, который требуется вычислить V(02)=n(02) Vm V(O2)=0,25моль 22,4л/моль=5,6л (н. у.) Ответ: 5,6 л Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Cлайд 12

Задачи для самостоятельного решения При восстановлении углем оксидов Fe2O3 и SnO2 получили по 20 г Fe и Sn. Сколько граммов каждого оксида было взято? 2.В каком случае образуется больше воды: а) при восстановлении водородом 10 г оксида меди (I) (Cu2O) или б) при восстановлении водородом 10 г оксида меди(II) (CuO)? Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Cлайд 13

Решение задачи 1. Дано: Решение: m(Fe) = 20г n(Fe)= m/M, n(Fe) = 20г/56г/моль=0,36моль m(Fe2O3)=? хмоль 0,36моль 2Fe2O3 + C = 4Fe + 3CO2 2моль 4моль хмоль 2моль = 0,36моль 2моль 4моль х=0,18моль M(Fe2O3)=160г/моль M(Fe)=56г/моль m(Fe2O3)= n*M, m(Fe2O3)= 0,18*160=28,6 Ответ: 28,6г Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Cлайд 14

Решение задачи 2 Дано: Решение: m(Cu2O)=10г m (CuO)=10г 1. Cu2O + H2 = 2Cu + H2O m (H2O) 2. n(Cu2O) = m/ M(Cu2O) n(Cu2O) = 10г/ 144г/моль = 0,07 моль 0,07моль хмоль 3. Cu2O + H2 = 2Cu + H2O M(Cu2O) = 144г/моль 1моль 1моль M(CuO) = 80 г/моль 4. 0,07моль хмоль 1моль 1моль х моль = 0,07моль, n(H2O)=0,07 моль m (H2O) = n * M(H2O); m(H2O) = 0,07моль*18г/моль=1,26г = Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат Домашнее задание изучить материал учебника с. 45-47, решить задачу Какую массу оксида кальция и какой объём углекислого газа (н.у.) можно получить при разложении карбоната кальция массой 250г? CaCO3 = CaO + CO2 Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Cлайд 17

Литература 1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М. Дрофа 2006г. 2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. М. 2005г. 3. Горбунцова С.В. Тесты по основным разделам школьного курса хииии. 8 - 9 классы.ВАКО, Москва,2006г. 4. Горковенко М.Ю.Поурочные разработки по химии. К учебникам О.С.Габриеляна, Л.С.Гузея, В.В.Сорокина, Р.П.Суровцевой и Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. 8 класс.ВАКО, Москва, 2004г. 5. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Контрольные и проверочные работы. – М.: Дрофа, 2003. 6.Радецкий А.М., Горшкова В.П. Дидактический материал по химии для 8-9 классов: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2000 Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Слайд 1

Расчеты по химическим уравнениям

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Слайд 2

Цели урока:

познакомить учащихся с основными способами решения задач по химическим уравнениям: находить количество, массу и объём продуктов реакции по количеству, массе или объёму исходных веществ, продолжить формирование умения составлять уравнения химических реакций.

Слайд 3

Какое явление не является признаком химических превращений:

а) появление осадка;

б) выделение газа;

в) изменение объема;

г) появление запаха.

Слайд 4

«Куча мала»

4Al + 3O2 = 2Al2O3 MgCO3= MgO + CO2 2HgO= 2Hg + O2 2Na + S=Na2S Zn + Br2 = ZnBr2 Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2 Fe + CuSO4=FeSO4+Cu

Укажите цифрами а) уравнения реакций соединения:… б)уравнения реакций замещения:…. в) уравнения реакций разложения:…

Слайд 5

Алгоритм решения расчетных задач с использованием уравнений химических реакций.

1. Внимательно прочитайте текст задачи

2. Составьте уравнения химической реакции

3. Выпишите данные из условия задачи с соответствующими единицами измерения (вместе с неизвестными величинами) в уравнение над формулами

4. Под формулами веществ запишите соответствующие значения этих величин, найденные по уравнению реакции.

5. Составляете пропорциональную зависимость и решаете ее

6. Записываете ответ задачи

Слайд 6

Вычислите массу кислорода, выделившегося в результате разложения порции воды массой 9 г.

Дано: m(Н20) = 9г m(О2) = ? г

Решение: n= = 0,5 моль М(Н2О) = 18 г/моль М(О2) = 32 г/моль

Слайд 7

Над формулой в уравнении реакции запишем найденное значение количества вещества, а под формулами веществ - стехиометрические соотношения, отображаемые химическим уравнением

2Н2О = 2Н2 + О2 0,5моль Х моль 2моль 1моль

Вычислим количество вещества, массу которого требуется найти. Для этого составляем пропорцию

0,5моль х моль 2 моль 1 моль

Откуда х = 0,25 моль

Слайд 8

Следовательно, n(O2)=0,25 моль

Найдем массу вещества, которую требуется вычислить

m(O2)= n(O2)*M(O2)

m(O2) = 0,25 моль 32 г/моль = 8 г

Запишем ответ Ответ: m(О2) = 8 г

Слайд 9

Задача 2 Вычисление объема вещества по известной массе другого вещества, участвующего в реакции

Вычислите объем кислорода (н. у.), выделившегося в результате разложения порции воды массой 9 г.

Дано: m(Н2О)=9г V(02)=?л(н.у.) М(Н2О)=18 г/моль Vm=22,4л/моль

Найдем количество вещества, масса которого дана в условии задачи

Слайд 10

Запишем уравнение реакции. Расставим коэффициенты

Слайд 11

Вычислим количество вещества, массу которого требуется найти. Для этого составим пропорцию

Найдем объем вещества, который требуется вычислить

V(O2)=0,25моль 22,4л/моль=5,6л (н. у.)

Ответ: 5,6 л

Слайд 12

Задачи для самостоятельного решения

При восстановлении углем оксидов Fe2O3 и SnO2 получили по 20 г Fe и Sn. Сколько граммов каждого оксида было взято?

2.В каком случае образуется больше воды: а) при восстановлении водородом 10 г оксида меди (I) (Cu2O) или б) при восстановлении водородом 10 г оксида меди(II) (CuO)?

Слайд 13

Решение задачи 1.

Дано: Решение: m(Fe) = 20г n(Fe)= m/M, n(Fe) = 20г/56г/моль=0,36моль m(Fe2O3)=? хмоль 0,36моль 2Fe2O3 + C = 4Fe + 3CO2 2моль 4моль

хмоль 0,36моль 4моль х=0,18моль M(Fe2O3)=160г/моль M(Fe)=56г/моль

m(Fe2O3)= n*M, m(Fe2O3)= 0,18*160=28,6

Ответ: 28,6г

Слайд 14

Решение задачи 2

Дано: Решение: m(Cu2O)=10г m (CuO)=10г 1. Cu2O + H2 = 2Cu + H2O m (H2O) 2. n(Cu2O) = m/ M(Cu2O) n(Cu2O) = 10г/ 144г/моль = 0,07 моль 0,07моль хмоль 3. Cu2O + H2 = 2Cu + H2O M(Cu2O) = 144г/моль 1моль 1моль M(CuO) = 80 г/моль 4. 0,07моль хмоль 1моль 1моль х моль = 0,07моль, n(H2O)=0,07 моль m (H2O) = n * M(H2O); m(H2O) = 0,07моль*18г/моль=1,26г

Слайд 17

Литература

1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М. Дрофа 2006г. 2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. М. 2005г. 3. Горбунцова С.В. Тесты по основным разделам школьного курса хииии. 8 - 9 классы.ВАКО, Москва,2006г. 4. Горковенко М.Ю.Поурочные разработки по химии. К учебникам О.С.Габриеляна, Л.С.Гузея, В.В.Сорокина, Р.П.Суровцевой и Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. 8 класс.ВАКО, Москва, 2004г. 5. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Контрольные и проверочные работы. – М.: Дрофа, 2003. 6.Радецкий А.М., Горшкова В.П. Дидактический материал по химии для 8-9 классов: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2000

Слайд 2

Цели урока:

  • познакомить учащихся с основными способами решения задач по химическим уравнениям:
    • находить количество, массу и объём продуктов реакции по количеству, массе или объёму исходных веществ,
    • продолжить формирование умения составлять уравнения химических реакций.

Слайд 3

  • Какое явление не является признаком химических превращений:

а) появление осадка;

б) выделение газа;

в) изменение объема;

г) появление запаха.

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Слайд 4

«Куча мала»

  1. 4Al + 3O2 = 2Al2O3
  2. MgCO3= MgO + CO2
  3. 2HgO= 2Hg + O2
  4. 2Na + S=Na2S
  5. Zn + Br2 = ZnBr2
  6. Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2
  7. Fe + CuSO4=FeSO4+Cu
  • Укажите цифрами

а) уравнения реакций соединения:…

б) уравнения реакций замещения:….

в) уравнения реакций разложения:…

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Слайд 5

  • Алгоритм решения расчетных задач с использованием уравнений химических реакций.

1. Внимательно прочитайте текст задачи

2. Составьте уравнения химической реакции

3. Выпишите данные из условия задачи с соответствующими

единицами измерения (вместе с неизвестными величинами)

в уравнение над формулами

4. Под формулами веществ запишите соответствующие значения

этих величин, найденные по уравнению реакции.

5. Составляете пропорциональную зависимость и решаете ее

6. Записываете ответ задачи

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Слайд 6

  • Вычислите массу кислорода, выделившегося в результате разложения

порции воды массой 9 г.

  • Дано:
  • Решение:

М(Н2О) = 18 г/моль

М(О2) = 32 г/моль

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Слайд 7

    • 2Н2О = 2Н2 + О2
    • 0,5моль
    • Х моль
    • 2моль
    • 1моль
  • Вычислим количество вещества, массу которого требуется найти.

Для этого составляем пропорцию

0,5моль х моль

2 моль 1 моль

откуда х = 0,25 моль

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Слайд 8

  • Найдем массу вещества, которую требуется вычислить

m(O2)= n(O2)*M(O2)

m(O2) = 0,25 моль 32 г/моль = 8 г

  • Запишем ответ
  • Ответ: m(О2) = 8 г

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Слайд 9

  • Вычисление объема вещества по известной массе другого вещества, участвующего в реакции

Вычислите объем кислорода (н. у.), выделившегося

в результате разложения порции воды массой 9 г.

  • Дано:

V(02)=?л(н.у.)

М(Н2О)=18 г/моль

Vm=22,4л/моль

  • Решение:

Найдем количество вещества, масса которого дана в условии задачи

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Слайд 10

  • Запишем уравнение реакции. Расставим коэффициенты

2Н2О = 2Н2 + О2

Над формулой в уравнении реакции запишем найденное значение количества вещества, а под формулами веществ - стехиометрические соотношения, отображаемые химическим уравнением

2Н2О = 2Н2 + О2

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Слайд 11

  • Вычислим количество вещества, массу которого требуется найти. Для этого составим пропорцию

0,5моль х моль

2 моль 1 моль

Следовательно, n(O2)=0,25 моль

Найдем объем вещества, который требуется вычислить

V(O2)=0,25моль 22,4л/моль=5,6л (н. у.)

  • Ответ: 5,6 л

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Слайд 12

Задачи для самостоятельного решения

1.При восстановлении углем оксидов Fe2O3и SnO2 получили по 20 г Fe и Sn. Сколько граммов каждого оксида было взято?

2.В каком случае образуется больше воды:

а) при восстановлении водородом 10 г оксида меди (I) (Cu2O) или

б) при восстановлении водородом 10 г оксида меди(II) (CuO)?

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Слайд 13

Решение задачи 1

Дано: Решение:

m(Fe) = 20г n(Fe)= m/M,

n(Fe) = 20г/56г/моль=0,36моль

m(Fe2O3)=? хмоль 0,36моль

2Fe2O3 + C = 4Fe + 3CO2

2моль 4моль

M(Fe2O3)=160г/моль

M(Fe)=56г/моль

m(Fe2O3)= n*M, m(Fe2O3)= 0,18*160=28,6

Ответ: 28,6г

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Слайд 14

Решение задачи 2

Дано: Решение:

1. Cu2O + H2 = 2Cu + H2O

m (H2O) 2. n(Cu2O) = m/ M(Cu2O)

n(Cu2O) = 10г/ 144г/моль = 0,07 моль

0,07моль хмоль

3. Cu2O + H2 = 2Cu + H2O

M(Cu2O) = 144г/моль 1моль 1моль

M(CuO) = 80 г/моль 4. 0,07моль хмоль

1моль 1моль

х моль = 0,07моль, n(H2O)=0,07 моль

m (H2O) = n * M(H2O);

m(H2O) = 0,07моль*18г/моль=1,26г

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Слайд 15

CuO + H2 = Cu + H2O

n(CuO) = m/ M(CuO)

n(CuO) = 10г/ 80г/моль = 0,125 моль

0,125моль хмоль

CuO + H2 = Cu + H2O

1моль 1моль

0,125моль хмоль

1моль 1моль

х моль = 0,125моль, n(H2O)=0,125 моль

m (H2O) = n * M(H2O);

m(H2O) = 0,125моль*18г/моль=2,25г

Ответ:2,25г

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Слайд 16

Домашнее задание

  • Изучить материал учебника с. 45-47, решить задачу
  • Какую массу оксида кальция и какой объём углекислого газа (н.у.) можно получить при разложении карбоната кальция массой 250г?

CaCO3 = CaO + CO2

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Слайд 17

Литература

1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М. Дрофа 2006г.

2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. М. 2005г.

3. Горбунцова С.В. Тесты по основным разделам школьного курса хииии. 8 - 9 классы.ВАКО, Москва,2006г.

4. ГорковенкоМ.Ю.Поурочные разработки по химии. К учебникам О.С.Габриеляна, Л.С.Гузея, В.В.Сорокина, Р.П.Суровцевой и Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. 8 класс.ВАКО, Москва, 2004г.

5. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Контрольные и проверочные работы. – М.: Дрофа, 2003.

6.Радецкий А.М., Горшкова В.П. Дидактический материал по химии для 8-9 классов: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2000

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Посмотреть все слайды


Подписи к слайдам:

Расчеты по химическим уравнениям

Цели урока:

познакомить учащихся с основными способами решения задач по химическим уравнениям:

находить количество, массу и объём продуктов реакции по количеству, массе или объёму исходных веществ,

продолжить формирование умения составлять уравнения химических реакций.

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Какое явление не является признаком
химических превращений:

а) появление осадка;

б) выделение газа;

в) изменение объема;

г) появление запаха.

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

«Куча мала»

4Al + 3O2 = 2Al2O3

MgCO3= MgO + CO2

Zn + Br2 = ZnBr2

Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2

Fe + CuSO4=FeSO4+Cu

Укажите цифрами

а) уравнения реакций

соединения:…

б)уравнения реакций

замещения:….

в) уравнения реакций

разложения:…

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Алгоритм решения расчетных задач с использованием уравнений химических реакций.

1. Внимательно прочитайте текст задачи

2. Составьте уравнения химической реакции

3. Выпишите данные из условия задачи с соответствующими

единицами измерения (вместе с неизвестными величинами)

в уравнение над формулами

4. Под формулами веществ запишите соответствующие значения

этих величин, найденные по уравнению реакции.

5. Составляете пропорциональную зависимость и решаете ее

6. Записываете ответ задачи

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Задача 1.

Вычислите массу кислорода, выделившегося в результате разложения

порции воды массой 9 г.

m(О2) = ? г

М(Н2О) = 18 г/моль

М(О2) = 32 г/моль

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

химическим уравнением

2Н2О = 2Н2 + О2

Вычислим количество вещества, массу которого требуется найти.

Для этого составляем пропорцию

0,5моль х моль

2 моль 1 моль

откуда х = 0,25 моль

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Следовательно,

n(O2)=0,25 моль

Найдем массу вещества, которую требуется вычислить

m(O2)= n(O2)*M(O2)

m(O2) = 0,25 моль 32 г/моль = 8 г

Запишем ответ

Ответ: m(О2) = 8 г

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Вычисление объема вещества по известной массе другого вещества, участвующего в реакции

Вычислите объем кислорода (н. у.), выделившегося

в результате разложения порции воды массой 9 г.

V(02)=?л(н.у.)

М(Н2О)=18 г/моль

Vm=22,4л/моль

Найдем количество вещества, масса которого дана в условии задачи

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Запишем уравнение реакции. Расставим коэффициенты

2Н2О = 2Н2 + О2

Над формулой в уравнении реакции запишем найденное

значение количества вещества, а под формулами веществ -

стехиометрические соотношения, отображаемые

химическим уравнением

2Н2О = 2Н2 + О2

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Вычислим количество вещества, массу которого требуется найти. Для этого составим пропорцию

0,5моль х моль

2 моль 1 моль

Следовательно,

n(O2)=0,25 моль

Найдем объем вещества, который требуется вычислить

V(O2)=0,25моль 22,4л/моль=5,6л (н. у.)

Ответ: 5,6 л

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Задачи для самостоятельного решения

При восстановлении углем оксидов Fe2O3 и SnO2 получили по

20 г Fe и Sn. Сколько граммов каждого оксида было взято?

2.В каком случае образуется больше воды:

а) при восстановлении водородом 10 г оксида меди (I) (Cu2O) или

б) при восстановлении водородом 10 г оксида меди(II) (CuO)?

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Решение задачи 1.

Дано: Решение:

m(Fe) = 20г n(Fe)= m/M,

n(Fe) = 20г/56г/моль=0,36моль

m(Fe2O3)=? хмоль 0,36моль

2Fe2O3 + C = 4Fe + 3CO2

2моль 4моль

M(Fe2O3)=160г/моль

M(Fe)=56г/моль

m(Fe2O3)= n*M, m(Fe2O3)= 0,18*160=28,6

Ответ: 28,6г

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Решение задачи 2

Дано: Решение:

1. Cu2O + H2 = 2Cu + H2O

m (H2O) 2. n(Cu2O) = m/ M(Cu2O)

n(Cu2O) = 10г/ 144г/моль = 0,07 моль

0,07моль хмоль

3. Cu2O + H2 = 2Cu + H2O

M(Cu2O) = 144г/моль 1моль 1моль

M(CuO) = 80 г/моль 4. 0,07моль хмоль

1моль 1моль

х моль = 0,07моль, n(H2O)=0,07 моль

m (H2O) = n * M(H2O);

m(H2O) = 0,07моль*18г/моль=1,26г

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

CuO + H2 = Cu + H2O

n(CuO) = m/ M(CuO)

n(CuO) = 10г/ 80г/моль = 0,125 моль

0,125моль хмоль

CuO + H2 = Cu + H2O

1моль 1моль

0,125моль хмоль

1моль 1моль

х моль = 0,125моль, n(H2O)=0,125 моль

m (H2O) = n * M(H2O);

m(H2O) = 0,125моль*18г/моль=2,25г

Ответ:2,25г

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Домашнее задание

изучить материал учебника с. 45-47, решить задачу

Какую массу оксида кальция и какой объём углекислого газа (н.у.)

можно получить при разложении карбоната кальция массой 250г?

CaCO3 = CaO + CO2

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Литература

1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М. Дрофа 2006г.

2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. М. 2005г.

3. Горбунцова С.В. Тесты по основным разделам школьного курса хииии. 8 - 9 классы.ВАКО, Москва,2006г.

4. Горковенко М.Ю.Поурочные разработки по химии. К учебникам О.С.Габриеляна, Л.С.Гузея, В.В.Сорокина, Р.П.Суровцевой и Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. 8 класс.ВАКО, Москва, 2004г.

5. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Контрольные и проверочные работы. – М.: Дрофа, 2003.

6.Радецкий А.М., Горшкова В.П. Дидактический материал по химии для 8-9 классов: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2000

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат