Психологические тренинги: история, виды и их последствия. Социально-психологический тренинг: виды, принципы, технология

  • 30.09.2019

Тренинг является наиболее эффективным и быстрым инструментом развития и внутренних изменений.


Отличие от семинаров и обычного обучения


Тренинг является отдельной формой образовательного процесса, его особенностью является высокая интенсивность поведения занятий и использование разных способов достижения заявленного результата прямо в ходе тренинга.

Например, существует такая форма обучения, как семинар. В ходе семинара вам могут дать большой объем информации, но ведущий не ставит перед собой целью сделать так, чтобы вы практически усвоили то, что он вам рассказал. Вы получили информацию, а дальше либо сами усваивайте ее, либо обращайтесь к специалистам, чтобы они вас проконтролировали и помогли усвоить услышанное – на ваш выбор.

С тренинга люди уходят, получив практические навыки использования того, чему был посвящен тренинг. Или решив какую-то вою личную проблему, с которой не мог справиться самостоятельно длительное время. Понятно, что обычно это невысокий уровень освоения навыков – из-за ограниченности времени проведения тренинга. Но первый опыт практического использования содержания тренинга вы обязательно получите.


Виды тренингов по целям


В целом все тренинги можно разделить на пять больших групп. В качестве критерия для деления используются различные цели, которые должны быть достигнуты в ходе тренинга.


1. Тренинги навыков


Цель тренинга – дать конкретный навык для последующего использования в работе или личной жизни. Таких тренингов множество.

Прежде всего, сюда относится большинство бизнес-тренингов, где дают различные навыки, которые затем можно будет использовать в своей профессиональной деятельности. Например, сюда относятся навыки продаж, проведения переговоров, ораторское мастерство, таймменеджмент, коучинг, и так далее.

В сфере личностного роста к тренингам навыков относятся тренинги знакомств, коммуникаций, приготовления блюд, скорочтения, макияжа и так далее. Это тренинги ментальные, поскольку направлены на закладывание в память человека определенной информации, которая затем будет реализована через его тело (речь, движение, поведение и так далее).

Личностные изменения появляются здесь не как результат полученных навыков, а вследствие изменения самооценки человеком, который стал владеть какими-то дополнительными навыками. Например, юноша, боявшийся познакомиться с девушкой, после прохождения тренинга по технологии знакомств может легко решить эту прежде неразрешимую для него задачу. Естественно, при этом произойдут его позитивные внутренние изменения.


Виды тренингов по принципам набора


По принципам набора участников групп все тренинги делятся на открытые и корпоративные.

Открытые тренинги - это тренинги, на которые собираются совершенно различные люди, заинтересованные в получении соответствующих навыков и оплатившие тренинг из собственных средств.

Корпоративные тренинги проводятся с персоналом какой-то организации (группы организаций) по заказу ее руководства. То есть сотрудники этой организации обязаны пройти тренинг в порядке повышения своей квалификации. В большинстве случаев это тренинги навыков (бизнес-тренинги). Оплата работы тренера проводит компания.

2. Трансформационные тренинги

Цель тренинга – выйти из проблемной ситуации. К трансформационным относятся тренинги, которые позволяют человеку открыть, понять или осознать что-то новое в своей жизни. Прямо в ходе тренинга у человека происходят сильные внутренние изменения (прорыв, инсайт, озарение, прощение и т.д.), поэтому он называется «трансформационным». Естественно, что в большинстве трансформационных тренингов человек тоже получает какие-то навыки, но они не являются главной задачей тренинга.

В некоторых случаях в ходе тренинга человек не получает никаких новых навыков, которые он затем смог бы использовать в обычной (вне тренинга) жизни. Сюда относятся многие тренинги, связанны с преодолением страхов и других внутренних барьеров. Например, тренинг хождения по углям или битому стеклу. У человека, прошедшего такой тренинг, обычно резко повышается самооценка, и он становится более позитивным и эффективным человеком. Хотя навык хождения по углям ему вряд ли пригодится в будущем.

На трансформационные тренинги люди ходят, чтобы решить какие-то свои задачи. Полностью удовлетворенные люди, либо люди, не желающие получать внешнюю помощь, либо не верящие, что эта помощь им поможет, на тренинги не ходят. Оплачивая тренинг, человек тем самым подтверждает важность получения для себя новых знаний или навыков. Он уже смотивирован на личностные изменения, и тренер всего лишь должен дать ему то, зачем он пришел.


Виды тренингов по степени жесткости


Трансформационные тренинги могут иметь различную степень жесткости используемых процессов.

К мягким тренингам относятся такие, в ходе которых его участники получают новую информацию, выполняют задания, участвуют в играх, анализируют по предложенным тренером правилам свои и чужие ситуации. И в итоге понимают, каким образом возникла та ситуация, которая привел их на тренинг. И каким образом из нее нужно выбираться. Внутренняя трансформация произошла.

В тренингах средней жесткости используются более провокативные методы – ролевые игры (игры, где нужно принимать сложные решения, ломающие устоявшиеся убеждения типа «Воздушный шар»), задания на взаимодействия с неприятными людьми (например, попросить деньги у прохожего), совершение несложных, но ранее неприемлемых или осуждаемых поступков, и так далее. Эти тренинги обычно дают лучшие результаты, но для людей с тонкой психикой они могут стать источником сильного стресса.

Таких тренингов существует тысячи, и они могут быть направлены на улучшение отношений между людьми (Мир начинается с тебя), повышение самооценки, создание семьи (Как выйти замуж), повышение сексуальности (Школа гейши), изменение отношений с деньгами (Как стать магнитом для денег), поиск призвания (Как найти вое дело) и так далее.

В тренингах высокой жесткости используются еще более провокативные приемы, которые сначала выводят человека из привычного состояния закрытости и контроля над ситуацией (например, путем прямых оскорблений). А затем, когда человек сбрасывает привычные защитные оболочки, с ним проводится работа, приводящая к сильным внутренним изменениям. Сюда относятся тренинги по американской методике «Лайф спринг» и производные от них.

Чаще всего трансформационные тренинги проводятся в форме открытых тренингов. Иногда компании заказывают корпоративные трансформационные тренинги для своих сотрудников. Обычно это тренинг командообразования, проводимый в форме коллективного преодоления сложных препятствий (например, «Веревочный курс»).


3. Психотерапевтические тренинги


Цель тренинга – устранить неприятное психическое состояние.

Эти тренинги предназначены для устранения каких-то устойчивых психологических отклонений – чувства вины, повышенной тревожности или мнительности, недовольства собой, страхов, неуверенности и так далее. В ходе тренинга его учащиеся выполняют ряд заданий, смысл которых может быть для них непонятен или неочевиден (интенсивно дышат, рисуют, разыгрывают ситуации), но в совокупности проведенные процессы дают желанный результат – изменения психического состояния на более спокойное и радостное.

Сюда относятся тренинги по Арт-терапии, расстановки по Хелингеру, трансперсональная психотерапия, телесная психотерапия, танцевально-двигательная терапия и так далее. В ходе этих тренингов люди обычно получают некоторые навыки, которые они затем могут использовать. Но получение конкретных навыков является дополнительной функцией тренинга.


4. Тренинги духовного развития


Цель тренинга – дать новое мировоззрение, новую систему ценностей.

В ходе тренинга дается некоторая новая философская или философско-религиозная модель мироустройства и практические навыки по существованию в рамках этой модели. Например, йога, даваемая в финес-центрах – это обычные оздоровительные упражнения. А йога, которую дают Учителя, прошедшие обучение в Индии и получившие благословление на проведение обучение, дают своим ученикам не только комплекс физических упражнений, но и.целостную картину мироустройства и рекомендации по проживанию в мире, включая систему питания, поведения, систему целей и все остальное.

Тренинги, относимые к тренингам духовного развития, легко определить по их названиям. Обычно в названиях заложены некоторые высшие цели, которые резко отличаются от целей вполне прикладных тренингов навыков, например. Типичные названия тренингов духовного развития: «Система Эволюционного Развития», тренинг "Путешествия вне тела. Обучение практическим навыкам", тренинг «Третий путь» и так далее.


5. Оздоровительно-развивающие тренинги


Цель тренинга – дать навыки по повышение возможностей нашего тела.

Сюда не относится подготовка спортсменов – она ставит своей целью победу в соревнованиях. В ходе оздоровительно-развивающих тренингов его участники выполняют ряд заданий и или осваивают упражнения по работе со своим телом, которые затем можно будет выполнять самостоятельно.

В принципе, обычно это разновидность тренинга навыков, но имеющая специфическую сферу приложения – свое тело. Иногда оздоровительно-развивающие тренинги не дают навыков для последующего самостоятельного использования, поскольку упражнение можно выполнять только в группе. К оздоровительно-развивающим тренингам можно отнести различные дыхательные практики, динамические медитации Раджниша, энергетические практики, сексуальные тренинги (Мужская сила) и так далее.

На этом классификация тренингов завершается. С одной стороны к рассмотренным тренингам примыкают различные обучающие программы типа отдельных семинаров, программ подготовки по специальности или по повышению квалификации. В этих программах тренинги могут быть использованы как отдельный элемент интенсивного обучения и привития практических навыков.

С другой стороны к тренингам могут примыкать различные религиозно-духовные учения, которые не являются тренингами, но могут использовать тренинговую терминологию и названия – для привлечения к себе людей, изначально не готовых заниматься религиозными или духовными практиками.

Еще возможный вариант – людей привлекают на необычные трансформационные тренинги, в ходе которых проводится сильная работа по привлечению работать в структурах сетевого маркетинга. То есть истинной целью мероприятия является не сам по себе тренинг, а набор участников для работы в структурах МЛМ.

Форма обучения, основной целью которой является быстрое формирование новых навыков, усвоение новой информации, изменение личностных установок.
Понятие тренинг возникло в 60-е годы 20-го века на стыке психологии и спорта. Для получения быстрых результатов спортсмены должны тренировать и закреплять определенные навыки, преодолевать страхи и неуверенность. Однако в то время традиционная педагогика не могла предложить методов эффективного изменения установок. На помощь «пришли» психологи, которые к тому времени уже стали отказываться от затянутой по времени психотерапии и искали методы для более быстрой помощи клиентам. При слиянии технологий тренировки и приемов изменения установок и страхов (психотерапия) и родилось понятие тренинг, которое так же быстро нашло применение в бизнес среде.

Причины возникновения тренингов

Индивидуальные тренировки видимо были еще у древних охотников. Археологические находки указывают на то, что они специально тренировались кидать копья в цель, посвящая этому достаточно много времени. Со становлением цивилизации потребность в интенсивном обучении появилась у ремесленников, которые обучали своих подмастерьев. Параллельно создавалась и традиционная школа обучения, где много времени уделялось формированию знаний.

Как это ни парадоксально, но один из самых современных методов обучения case study был придуман в древнем Китае. Конфуций, Хан Фейшин и другие философы последователи Лао-Цзы обучали с помощью следующей техники: один ученик должен был в виде притчи рассказать какой-либо парадокс, который он знает или слышал. Остальные члены группы искали пути решения данной проблемы. Подобный метод позже был использован в 1880-х годах Кристофером Лангделлом, деканом Гарвардской Юридической школы для обучения студентов.
Сейчас тренинг является формой интенсивного обучения в бизнесе и психологии.

Некоторые специалисты выделяют бизнес тренинги в отдельную категорию в связи с тем, что это один из самых эффективных способов на данный момент быстро сформировать навык и передать знания группе людей. Все остальные формы обучения требуют большего количества ресурсов: денег, времени, отрыва от производства и так далее. Именно это и стало основой для такой популярности тренингов в бизнесе.

Виды тренингов

Все тренинги можно разделить на три основных вида по своей направленности или цели изменений, в то же время надо понимать, что в большинстве случаев определенный вид тренинга частично смешивается с другим.

Тренинги психологические (социально-психологические)

Психологические тренинги направлены на изменение негативных, мешающих человеку установок, поведенческих привычек и формирование новых. По типу своего воздействия психологический тренинг находится между психотерапевтическим и навыковым. Чаще всего психологические тренинги используются для повышения коммуникативной компетентности. Например, тренинг «Ассертивность» формирует навык уверенного общения, способов противостояния манипуляции. А большинство тренингов «Личностного роста» рассчитаны на изменение личностных установок, например, формирования личной ответственности каждого участника за свою жизнь.
По форме проведения тренинг социально психологический проходит в групповой форме. Индивидуальное обучение используется обычно в рамках психотерапевтической консультации. В рамках таких тренингов применятся огромное количество видов упражнений - симуляции, обсуждения, совершение реальных действий под наблюдением, социометрические упражнения, телесно двигательные упражнения, танцевальная терапия, методы актерского мастерства и другие. При направленности занятий на повышение коммуникативной компетентности очень важно наличие обратной связи от тренера и группы.

Тренинг психотерапевтический

Тренинг направлен на глубокие изменения душевного состояния, нравственных и личностных барьеров, понимания глубинных установок сформированных до рождения и в процессии жизни, семейных проблем. Чаще всего проводится в рамках одного из направлений психотерапии.

Основные виды психотерапевтического тренинга:
. Психодрама - решение проблем через образное проигрывание сложной ситуации клиента.
Гештальт группа – терапия в группе путем осознания своих проблем через обсуждение, метафорическое разыгрывание и других методов.
Семейная групповая терапия использует самые разные методы работы, как с одной семьей, так и одновременно с несколькими.
Психосоматическая групповая терапия – комплекс методов по работе с телом, основанный на надавливаниях, массировании, расслаблении, повторении определенных движений с целью снятия «напряженности» с органа или тела, для избавления от невроза, физической или психической болезни /проблемы.
Позитивная групповая психотерапия использует различные методы преодоления психологических сложностей клиентов за счет врожденных или развитых в течение жизни способностях.
Когнитивная психотерапия – направлена на решение самых различных проблем и заболеваний за счет изменения отношения клиентов к эмоциям и переживаниям.
Экзистенциальная групповая психотерапия – тренинг, основанный на повышении понимания клиентов уникальности своей жизни, изменения отношения к прошлому, будущему и настоящему.
Провокативная групповая психотерапия – в основе лежит провокация клиента на определенные действия, поступки, слова, которые помогают ему осознать и преодолеть «личностный невроз».

Современные технологии породили появление еще одной формы тренинга – дистанционные тренинги (онлайн тренинги).

Дистанционные тренинги (онлайн тренинги) - это способ передачи знаний, формирования навыков у аудитории без непосредственного контакта педагога с учеником. Дистанционный тренинг в целом делится на две больших формы – автоматизированное обучение и дистанционное педагогическое обучение.

Автоматизированное обучение предполагает, что взаимодействие идет по принципу «человек – машина», без непосредственного участия педагога. Сюда относятся дистанционные тренинги на нашем сайте (онлайн тренинги), обучающее видео, например на www.youtube.com, обучающие презентации, автоматизированные тренажеры печати десятипальцевым слепым методом на клавиатуре.

Дистанционное педагогическое обучение предполагает непрямое взаимодействие педагога и ученика. К такому виду обучения относятся вебинары, трансляции лекций через интернет или телевизионные каналы, корреспондентское обучение, когда учащийся самостоятельно изучает предмет, после пишет работу или отвечает на вопросы по теме, педагог анализирует работу и отсылает результаты и свои комментарии обратно. Раньше такая форма обучения в основном осуществлялась посредством обычной почты как у школа «Ешко» (Европейская школа корреспондентского обучения). Сейчас в основном задействована электронная почта или месенджеры типа ICQ, Skype, Gtalk и другие.

Последние отзывы (0)


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

1.Требования к тренингу

2. Виды тренингов

2.1 Тренинги телесной ориентации

2.2 Тренинг самосовершенствования

2.3 Тренинги личностного роста

2.4 Коммуникативные тренинги

Заключение

Список литературы

Введение

В современном мире одной из главных проблем является проблема коммуникации. Бытует такое мнение, что общение - это улица с двусторонним движением, и в жизни удачлив более тот, кто гибок в общении Кузин Ф. А. Имидж бизнесмена. - М.: «Ось-89», 1996. С. 12.. Общению можно научиться, не тратя на это много лет. Общение - это обязательное звено в формировании имиджа человека.

Имидж - (image - «образ») - целостное представление об образе, которое остается в сознании людей, в их памяти. Точно слагаемые имиджа определил А. П. Чехов: нужно быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически.

Теоретики имиджа включают в него не только естественные свойства личности, но и специально выработанные. Навыки общения, необходимые в успешной профессиональной деятельности, а также в повседневной жизни, можно выработать на специальных тренингах.

Тренинг (от англ. train - тренировать, тренироваться) - это комплекс методов, направленных на развитие навыков саморегуляции, самосовершенствования и коммуникации.

Цель работы - характеристика тренингов, направленных на формирование имиджа. В работе рассматриваются основные виды тренингов, а также правила, которые должны использоваться при проведении групповых тренингов.

Сейчас проводится великое множество различных тренингов. С другой стороны, каждый тренинг, каждое издание по имиджу, сулит большие личные выгоды. Но так ли это? Думаю, что не стоит сильно обольщаться. Очень часто этика имиджа сводится к откровенному манипулированию, почти шарлатанству, и предлагает арсенал средств, с помощью которых можно добиться хорошего отношения к себе со стороны других людей. Но человеческий характер красноречивее всяких слов, как сказал Эмерсон: «Сущность твоя столь громко заявляет о себе, что я не слышу твоих речей».

1. Требования к тренингу

Очень популярными стали групповые формы психологических занятий. Групповой процесс подчинен определенным законам и правилам. В каждой тренинговой группе могут быть свои особые правила, но определенные правила должны лежать в основе ее работы. Существует множество правил группового поведения. Перечислим самые важные из них.

Правило персонифицированных высказываний. (Обращайся не ко всей группе, а конкретно к кому-то, по имени).

Правило доверительности. (Единая форма обращения «на ты» уравнивает всех). Искренность - непременное требование.

«Здесь и теперь»: говорите о том, что волнует именно теперь.

«Обратная связь» каждый участник должен дать почувствовать другим, как он к ним относится.

Правило конфиденциальности. Все, что происходит во время занятий, не должно выноситься за пределы группы.

Правило недопустимости перехода «на личности»: следует говорить не о личностях, каких-либо отрицательных качествах человека, а о его действиях.

В случае если кого-то не устраивают какие-либо правила, то нужно решить: принять их или уйти. Во время обсуждения дается возможность высказаться всем желающим, выслушать их предложения, а также обсудить их. Аверченко Л. К. Имидж и личностный рост: Учебное пособие. - Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. С. 39.

Тренинги, которые не предполагают групповую форму (например, различные аутотренинги), также имеют необходимые условия их эффективности. Так, необходима концентрация на том качестве, которое хочешь в себе воспитать, необходимо умение полного расслабления, а также возможность давать простор своему воображению.

2. Виды тренингов

Формирование имиджа с помощью тренингов происходит как бы поэтапно, так как имидж, можно сказать, - это целостность, гармония тела и духа. Этими этапами являются тренинги, каждый из которых преследует свою цель, направленность. Заметим, что названия тренингов могут быть разными в трактовке различных авторов, но суть их одна. На первом этапе могут применяться тренинги телесной терапии, а также саморегуляции, затем - тренинги самосовершенствования, или «обретения себя», и на последнем этапе - тренинги «личностного роста», где используются различные методы самосовершенствования. Популярны также бизнес - тренинги, которые в большинстве случаев включают в себя элементы всех трех групп и проводятся с целью совершенствования навыков, необходимых для конкретной профессии или вида деятельности (тренинги продаж, тренинги переговорного процесса, тренинги для управляющего персонала и др.) Заметим, что эти группы тренингов в основном предполагают групповую форму проведения. Исключением может быть только тренинг телесной терапии, здесь более подходит индивидуальная форма занятий.

Основным представителем группы тренингов саморегуляции является аутогенная тренировка (от греч. autos - сам, genos - происхождение). Данный метод позволяет снять эмоциональное напряжение и достичь равновесия вегетативных механизмов регуляции функций организма, нарушенных в результате стрессового воздействия. Аутотренинг удобен тем, что освоив технику метода, человек может в дальнейшем применять его самостоятельно.

К группе тренингов самосовершенствования относятся тренинги, направленные на совершенствование отдельных качеств, сторон личности и частично поведенческие тренинги. Поведенческие тренинги помогают развить навыки преодоления критических жизненных ситуаций в случае их изначальной недостаточности. Граница между первыми и вторыми весьма условна. Другая часть поведенческих тренингов, проводимых, как правило, в групповом формате, а так же социально-психологические тренинги составляют группу коммуникативных тренингов. Их целью является развитие навыков общения и взаимодействия с людьми.

2. 1 Тренинги телесной ориентации

Мы зачастую и не подозреваем о своих возможностях, о той силе, которую можно использовать во благо себе и другим. В этом убеждает тренинг телесной ориентации. Все гении, утверждает психолог Н. Энкельман, добились своих успехов только с помощью своего подсознания, силы которого определяют судьбу. «Жизнь, как чертово колесо -- все зависит от того, где стоишь и как кружишься... Но оно может стать и колесом фортуны» Аверченко Л. К. Имидж и личностный рост: Учебное пособие. - Новосибирск: НГАЭиУ, 1999.С.32. На чертовом колесе главное - это достичь центра, и тогда ты уже не будешь сброшенным с него. Так для каждого человека важно достичь этого центра равновесия, т.е. обрести покой и внутреннюю уверенность. Кто сумеет найти такой центр, такую зону внутри себя, тот даже в «сильный шторм» будет излучать спокойствие и уверенность.

Существует немало людей, которые ищут путь к собственному «центру» методами расслабления (например, буддистская йога). Практика йогов убеждает в том, что власть сознания над телом безгранична и что мобилизовать свои духовные силы можно, владея своим телом и подчиняя его своей воле. Но в этом случае предполагается отрешенность от жизни. Но земная жизнь разворачивается здесь и теперь, потому здесь и теперь должна устраиваться. Эта жизнь - договор, который подлежит выполнению. Однако выполнить его можно только тогда, когда есть четкое представление о цели и когда ее достижения добиваются, несмотря ни на что. Поэтому снятие напряжения, релаксация тела и духа должны быть подчинены достижению большой личной цели.

Походка, характер движений, жесты отражают особенности нашей личности. С переменой наших чувств меняется отношение к собственному телу, а с изменением отношения к телу изменяется наша личность.

Без представления о работе нашего организма невозможно эффективно воздействовать на него. Известно также, что все, что нас окружает - есть энергия, которая пронизывает весь мир И психическая энергия насыщает каждую точку нашего организма, подобно тому, как солнечная энергия насыщает околоземное пространство.

Существуют разные уровни энергетической организации человеческого организма, который существует в нескольких энергетических планах одновременно, это: физический план; астральный план; ментальный план.

В организме есть централизованная энергетическая система, координирующая всю нашу деятельность. Она состоит из семи энергетических центров, называемых чакрами. Наше тело представляет собой универсальный контейнер, в котором накапливаются подавленные и вытесненные эмоции, что оборачивается всевозможными «зажимами», блоками, преградами на пути нормальной циркуляции энергии.

Каждая клетка нашего организма реагирует на наши мысли и слова. И наше тело обычно ведет себя в соответствии с нашим образом мыслей. Но тело пытается говорить с нами, подсказывать нам, а мы этого не замечаем и продолжаем создавать и накапливать болезни. Поняв же язык тела, мы сможем обеспечить себе стабильное здоровье и долголетие. Задача человека - не позволить своему телу одержать верх над собой, и тогда появится возможность духовно возвыситься над материальным. Все это достигается с помощью соответствующих методов. К таким методам относятся терапия Райха, биоэнергетика, рольфинг, первичная терапия, метод Александера, структурная интеграция и другие методы.

Вильгельм Райх выявил, что защитная реакция организма выражается в напряжении мышц (создании «телесной брони», например, сутулость, стесненном дыхании.

Нарушения в двигательной системе диагностируются принятия напряженных поз, таких как арка Лоуэна. Упражнения по Лоуэну освобождают от примитивных эмоций и т.д.

Метод Александера -- это исследование привычных поз осанки и изменение их путем соответствующих психических установок.

«Первичная терапия», созданная Артуром Яновом, напра на освобождение от тех эмоций, которые были заблокирован! в раннем детстве.

Вообще говоря, телесная терапия - это альтернатива чрезмерно рассудочным групповым методам. Аверченко Л. К. Имидж и личностный рост: Учебное пособие. - Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. С. 54.

Райх (1897-1957) считается основателем того, что можно назвать ориентированной на тело психотерапией. Он утверждал, что во всех живых организмах присутствует особая жизненная энергия, и эта энергия составляет биологическую основу фрейдовского либидо, и что посредством восстановления нормального тока энергии организма можно лечить различные болезни. Его терапия состоит в разрушении «панцирей», возникающих при отсутствии свободного тока энергии в теле. При этом используются средства трех видов - глубокое дыхание, прямое воздействие на хронические мышечные зажимы (давление, защипывание, массаж), а также вербальный эмоциональный контакт (с органами тела). Таким образом, В. Райх проводил определенную связь между болезнями, мышечными зажимами и скрытыми эмоциями.

По мнению Райха, несчастные случаи с нами не случайны, они провоцируются нами же. Подсознательные импульсы, формирующие систему наших убеждений, буквально притягивают к нам несчастья. Действительно, с одними постоянно случает что-то, в то время как другие проживают жизнь без единой царапины. Несчастный случай- это всегда агрессия против самого се

Итак, причиной того, что происходит вокруг нас и внутри нас, всегда бывает наше Я.

Терапия по Райху снимает сковывающий панцирь, заблокированная энергия обретает свободу, что активизирует наши психологические ресурсы. Освобождение от панцирей делает личность «совершенным продуктом», что и определяет по сей день интерес к методам Райха.

В последнее время вновь усилился интерес к методу Александера как к части общей телесной терапии. Александер подчеркивал единство тела и психики, делая акцент на изучении привычных поз и осанки. Он утверждал, что человеческий организм есть единое целое, и деформация одного органа негативно влияет на все тело. Лечение одного недуга принесет лишь временное облегчение, так как многие наши беды обусловлены нашими плохими привычками. Привычка - это наш личный способ реагирования на все, что нас окружает, и привычные нам позы не обязательно безупречны.

Описанный метод направлен на торможение одних рефлексов и освобождение других, что изменяет позы и облегчает движение. Метод включает в себя коррекцию психических установок и физических привычек.

Наряду с описанными методами телесной терапии может использоваться рольфинг (по имени основателя метода - Иды Рольф). В отличие от биоэнергетических методов рольфинг предполагает скорее физические причины срывов и дисфункций в организме, чем психологические. Терапия здесь, в основном, - глубокий массаж, физическое вмешательство. Считается, что определенные части тела связаны с определенными видами эмоций. Поэтому эмоциональная разрядка обычно вызывается жестким массажем соответствующей части тела. Рольфинг должны проводить только опытные специалисты.

2.2 Тренинг самосовершенствования

Кто делает утром зарядку, тот поддерживает свое тело в форме. Кто идет в поликлинику, тот хочет полечить свое тело. Кто ночью спит, тот дает ему отдых. А кто идет на тренинг личностного роста, тот стремится поддерживать в форме свою душу, наслаждаться игрой и богатством душевных движений в прямом согласии с заветом поэта:

Не позволяй душе лениться, Чтоб в ступе воду не толочь. Душа обязана трудиться И день, и ночь... (Н.Заболоцкий)

Девиз этого тренинга: полюби себя, познай себя, измени себя!

Главное в этом тренинге не развитие отдельных психических качеств (памяти, внимания, воображения), а воспитание того внутреннего человека, который ими пользуется.

Тренинг дает возможность изменить себя и свою жизнь с помощью синтеза методов и техник на уровне сознания и подсознания, перестать быть жертвой обстоятельств и стать творцом собственной судьбы. Тренинг проходит в различных формах - психологические и ролевые игры, упражнения, дискуссии, мини-лекции, управляемые визуализации и групповая деятельность.

Зачем приходят на тренинг личностного роста? Затем, чтобы получить ответы на вопросы: как спастись от обыденности жизни? Как избавиться от скованности? Все есть, а счастья нет - почему? Почему болит душа?

Дело в том, что человек рано или поздно догадывается о своем назначении. Догадка о себе, предощущение своего истинного и есть, видимо, главное в нашей жизни. Оно проявляется в неосознанных желаниях, иногда очень сильно. Недаром фраза «Познай себя» была высечена над входом в святилище Апполона в Дельфах. Изотерические учения всегда пытались ответить на главный вопрос - кто мы, в чем наша сущность, наше предназначение. Методы, используемые на тренингах личностного роста, могут открыть каналы интуитивного восприятия.

Л.К. Аверченко приводит специальные упражнения, используемые на таких тренингах. Приведем некоторые из них. Например, упражнение «Мой герб». Суть его такова. В старину был обычай изображать на воротах замка. На щите рыцаря родовой герб и девиз - краткое изречение, которое выражает кредо или цель деятельности владельца. На занятиях, таким образом, предлагается нарисовать личный герб, отражающий его жизненное кредо, отношение к себе и миру. Дается на это 10 минут.

После этого все рисунки раскладываются в круг, и каждый пытается угадать, кто и какой герб нарисовал. Затем собираются и обмениваются мнениями. Желательно по ходу тренинга работать над совершенствованием гербов. Делая их более четкими и действительно отражающими главные жизненные установки каждого. Возможно, что в конце дня участники смогут создать герб своей группы, зафиксировав на нем принципы взаимоотношений в ней. Изображение герба заставляет сконцентрироваться на главном: что я ценю в жизни, ради чего живу, чем дорожу. Ценность этого упражнения в том, что поиск ответов на эти вопросы позволяет участникам более четко осознать цели своей жизни. Невербальный способ ответов на эти вопросы также способствует их осмыслению.

Упражнение «Оцени свои возможности».

Каждому участнику тренинга предлагается трезво оценить свои возможности, выделить главные цели на данном этапе его жизни. Все результаты этих самоанализов должны обсуждаться в группе.

2.3 Тренинги личностного роста

Живой человек -- не здание, для которого сперва должен быть заложен фундамент, затем возведены стены и, наконец, положена крыша. Выполнение широкой внутренней программы личностного роста можно начинать одновременно с разных сторон, а разные методы и действия можно, в зависимости от обстоятельств и внутреннего состояния, чередовать в течение более или менее продолжительного времени.

Формирующаяся личность начинает настоящую жизнь, по сравнению с которой предшествующая может показаться лишь подготовкой к жизни, едва ли не внутриутробным периодом развития.

Личностный рост требует применения множества методик психологического воздействия, нацеленных на развитие и самосовершенствование личности и на гармонизацию ее отношений с Я и все более полное объединение с ним.

Интересен метод Хозе Сильвы, который сказал следующее: «Не позволяйте ни первой неудаче погубить вас, ни первому успеху разорить вас».

Много веков люди задавали вопрос: почему некоторые работают гораздо успешнее остальных? Ответ на этот вопрос нашел Хозе Сильва из Ларедо в штате Техас, потратив на исследования более двадцати лет. Он установил, что каждый человек обладает внутренней силой, позволяющей достигнуть всего, что он пожелает

Особенность метода Сильвы заключается в том, что он учит человека думать в расслабленном состоянии и в том же состоянии использовать технику самопрограммирования на достижение поставленных целей. Человек находится в полном сознании и полностью контролирует себя, остается ментально активным, не зависящим ни от какого внешнего воздействия.

Как же люди добиваются преуспеяния? Все дело в том, что они умеют мобилизовать как левое, «логическое», полушарие мозга, так и правое, «творческое и интуитивное», полушарие. Умеющие пользоваться обоими полушариями мозга начинает делать то, что раньше казалось чудом.

Для того чтобы «включить» полушария, необходимо мыслить на альфа-волнах, т.е. когда частота волн замедляется на половину по сравнению с бодрствованием. Альфа-ритмы в десять раз интенсивнее, чем бета-ритмы.

Альфа-ритмы и так самые интенсивные среди мозговых волн, но они еще и наиболее действенны при перепрограммировании глубинных уровней сознания.

Бодрствующий мозг производит от 14 до 21 энергетической пульсации в секунду. Исследователи называют это бета-уровнем. Большую часть дня мозг работает с частотой около 20 Герц. Когда человек засыпает, мозговые пульсации замедляются.

Оказывается, альфа-уровень идеален для мышления. Но обычный человек на этом уровне попросту засыпает. Вместе с тем человек сможет сознательно мыслить на альфа-уровне и мобилизовывать недостающую ему прежде мощь своего разума, если научится мыслить обоими полушариями мозга.

Мозг во многом похож на компьютер, который накапливает информацию, чтобы затем выдавать ее. И если мозг правильно запрограммировать, он может использовать всю информацию для решения любых задач.

Левое полушарие мозга, «ведающее» логически рациональным мышлением, должно понимать все и находить всему объяснение, правое полушарие «ведает» воображением, интуицией, оно видит узоры и форму, оно ценит искусство и музыку, видит лес, тогда как левое -- лишь деревья.

Большинство людей пользуются левым, логическим полушарием, практически игнорируя ментальные ощущения. И наша задача -- научиться использовать оба полушария.

Метод предполагает выдачу ментальных команд в расслабленном состоянии, когда мозговые импульсы переходят на альфа-уровень и мозг пульсирует несколько раз в секунду.

Сильва обнаружил, что только один человек из десяти мыслит на альфа-уровне, а действует на бета. Единственный способ достичь высших результатов - научиться думать на альфа-уровне, как это делает «один из десяти».

Релаксация -- это первый шаг к тому, чтобы заставить свой разум «пересечь среднюю точку». Метод Сильва -- это программа стимуляции мозга без каких-либо нежелательных эффектов.

Хозе Сильва предлагает выполнить следующие упражнения:

Удобно сядьте в кресло и закройте глаза. Любая позиция хороша, если она удобна.

Сделайте глубокий вдох, и, выдыхая, расслабьте тело.

Считайте в обратном порядке, медленно от 50 до 1.

Представьте себе какое-нибудь тихое местечко, какое вы знаете.

Скажите мысленно: «День за днем во всех отношениях мне становится лучше, лучше и лучше».

Напомните себе, что, когда вы откроете глаза на счете 5, вы почувствуете себя очень бодрым, лучше чем прежде. Когда достигнете счета 3, повторите это, и когда откроете глаза, подтвердите это еще раз («Я в полном сознании, я чувствую себя лучше, чем прежде»). Аверченко Л.К. Имидж и личностный рост: Учебное пособие. - Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. С. 97.

2.4 Коммуникативные тренинги

Широко используются коммуникативные тренинги. Коммуникативный тренинг - это процесс обучения, направленный на осознание, актуализацию, формирование и совершенствование личностных качеств, необходимых в ситуациях взаимодействия с партнерами. Это обучение умению строить процесс общения, учитывая состояние, интересы и цели клиента, коллеги, коллектива. На коммуникативном тренинге преследуются цели:

Дать представление об основах коммуникации.

Выявить, осознать, сформировать и практически отработать коммуникативные навыки.

Сформировать команду с целью повышения качества и эффективности ее последующего взаимодействия.

Осознание участниками закономерностей делового общения, определяющих его эффективность при сотрудничестве с партнерами.

Формирование и отработка навыков: установления контакта; активного слушания; аргументации; эмоциональной регуляции в процессе общения.

Осознание каждым участником группы его сильных сторон и ресурсов в сфере делового общения.Коммуникативный тренинг/ http://www.efcom.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=6

Коммуникативный тренинг может проходить по такой схеме:

Знакомство (объединение группы), обсуждение целей тренинга и правил групповой работы.

Речевой блок: отработка вербального аспекта коммуникации с партнерами.

Блок работы на формирование необходимого доверия в процессе коммуникации.

Формирование моделей поведения, гибкости в процессе коммуникации для достижения конечного результата в различных ситуациях.

Невербальный блок: использование невербального аспекта коммуникации для повышения эффективности процесса общения.

Коммуникативный тренинг может проходить в форме мини-лекции, дискуссии, специализированные игровые упражнения, деловые и ролевые игры, краткое консультирование в ходе специальных упражнений, релаксационные и ментальные сессии, рефлексия для осознания, приобретения и развития необходимых практических навыков.

Практические результаты тренинга:

Результаты тренинга могут быть значительными для организации в целом, так как могут иметь весомое практическое значение:

Отработка моделей поведения в различных ситуациях взаимодействия с клиентами и внутри коллектива.

Формирование общего видения и сплочение коллектива.

Улучшение межличностных отношений в среде участников, отношений с партнерами.

Участники тренинга смогут получить следующие результаты:

Повышение успешности в профессиональных и личностных контактах.

Осознанное отношение к процессу и этапам контакта с партнерами.

Отработка навыков активного слушания и ведения разговора.

Психологи утверждают, что в деле самосовершенствования необходимым является условие позитивного мышления человека. Позитивность должна быть во всем: в наших мыслях, делах, манере общения. Позитивное утверждение - это утверждение о том, чего вы хотите, а не о том, чего вам не хотелось бы. Негативное мышление вызывает негативные эмоции как собственные, так и окружающих. Негативизм блокирует положительную энергию, приводит к неуспеху. Позитивный человек обязательно успешен. С такими людьми хочется иметь дело.

Заключение

В работе приведены основные правила, на которых базируется проведение тренингов, в первую очередь - групповых. Рассмотрены основные виды тренингов, их классификация проведена по их содержанию и цели.

Как уже было отмечено, спектр различных тренингов, предлагаемых сейчас, чрезвычайно широк. Рынок образовательных услуг предлагает различные курсы, тренинги, издана колоссальная литература по теории и практике формирования имиджа. И каждое из предложений - это Ваш путь к успеху!

Нет сомнения, что отдельные элементы этики имиджа - формирование личности, овладение искусством общения, выработка стратегии влияния и положительное мышление - полезны и важны для достижения успеха. Но все-таки они вторичны. Нельзя целиком положиться на технику, во-первых, в формировании имиджа многое зависит от базовых качеств личности, которые за время тренинга не выстроить. Без упорной, день за днем работы, нельзя приобрести глубокие познания в интересующей области, развить ум, стать первоклассным специалистом, и, таким образом, создать положительный имидж.

Многочисленная литература и специальные тренинги, предлагаемые сейчас, почти целиком посвящены созданию социального имиджа, механизму действия и способам быстрого восстановления - своего рода скорой медицинской помощи. Эти средства хороши в качестве пожарных мер, для временного решения проблемы: причина конфликта не устраняется, а только загоняется вглубь, готовая в любую минуту напомнить о себе. Таким образом, можно поспорить о долгосрочной эффективности тренингов.

Особое внимание должно уделяться фундаментальным свойствам личности, которые традиционно считаются залогом успеха - честность, скромность, верность, умеренность, справедливость, терпение, трудолюбие, и то, что получило название «золотого правила нравственности»: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе».

Список литературы

1. Аверченко Л.К. Имидж и личностный рост: Учебное пособие. - Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. - 147 с.

2. Займитесь собой: Пособие по саморегуляции и самосовершенствованию. М.: «Издательский Дом МСП», 1996. - 534 с.

3. Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения: Учебное пособие для студентов вузов. Ростов-н/Дону: Издательство «Феникс», 2004. - 256 с.

4. Коммуникативный тренинг http://www.efcom.ru/modules

5. Кузин Ф.А. Имидж бизнесмена. - М.: «Ось-89», 1996 - 304 с.

6. Свергун О. Психология успеха. Ростов-Н/Дону: Издательство «Феникс», 2001. - 324 с.

Подобные документы

    Основные требования к тренингам как групповым формам психологических занятий. Содержание, цели и направленность группы тренингов саморегуляции, личностного роста, самосовершенствования и коммуникативных тренингов. Практические результаты тренинга.

    контрольная работа , добавлен 21.12.2010

    Теоретические основы тренинга личностного роста, его этические и организационные принципы, отличие от других форм группового психологического воздействия. Изучение методов диагностики и развития памяти, приемов саморегуляции и расслабления взрослых людей.

    книга , добавлен 08.11.2011

    Компоненты психологии личности: характер, способности, потребности, мотивы, эмоции и воля. Самопознание как важнейшая попытка самосовершенствования. Планирование как условие успешного самосовершенствования. Методы психофизического саморегулирования.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2010

    Цель психологических тренингов. Осознание и вербализация проблемы. Правила работы в группе. Построение занятий, предлагаемые упражнения по развитию адекватного представления о себе, обучению навыкам уверенного поведения, работе с "внутренним ребенком".

    методичка , добавлен 23.10.2009

    Понятие саморегуляции, развитие способностей регуляции эмоционального состояния. Освоение способов саморегуляции. Условия проведения тренинга. Самооценка и позитивное отношение к себе и своим возможностям. Формирование навыков произвольного контроля.

    практическая работа , добавлен 12.12.2009

    Сущность и виды мотивации. Профессиональное становление личности. Динамика развития и пути эффективного влияния на мотивацию профессионального самосовершенствования студента. Профессиональное самопознание как мотиватор профессионального роста студентов.

    дипломная работа , добавлен 23.06.2010

    Определение понятия и общая характеристика психологических тренингов. Изучение значения и особенностей применения активных групповых методов воздействия. Проведение систематизации видов психолого-терапевтических и социально-психологических тренингов.

    реферат , добавлен 05.10.2015

    Тренинг как возможность получить навыки нового взгляда на мир, дающего более эффективное взаимодействие с ним. Цели и задачи "Тренинга личностного и творческого развития", сроки и место его проведения, этапы проведения мероприятия, полученный эффект.

    отчет по практике , добавлен 19.09.2009

    Классификация социально-психологических тренингов как одной из областей применения активных групповых методов. Категории активных групповых методов. Группы трансактного анализа и бихевиористской терапии. Основные цели социально-психологического тренинга.

    реферат , добавлен 15.08.2010

    Явления, возникающие при избыточном использовании компьютера: дистресс (истощение от сильного напряжения), ухудшение коммуникативных навыков. Игровая деятельность в Интернете. Виды компьютерных игр. Психологический тренинг коммуникативных навыков.

Тренинг - очень популярный сегодня способ обретения не только теоретических, но и практических знаний. Он подразумевает активное обучение, в отличие от типичного получения знаний в обычных школах, ВУЗах, колледжах и т.д.

Во время тренинга ученикам предлагают активное участие в сначала излагается некая теоретическая информация, а затем приступают к упражнениям, направленным на лучшее усвоение знаний.

Тренинги позволяют не только расширить представления о той или иной области жизни, но и получить определенные навыки.

Виды тренингов

Сегодня распространены разные тренинги, посвященные разнообразным тематикам, но в общих чертах их разделяют на 4 типа:

  • бизнес-тренинг;
  • личностно-развивающий;
  • образовательный;
  • коррекционный.

Чаще всего это групповые тренинги, в которых участвуют от 5 до 20 и более человек.

Они проводятся в специальном помещении, где есть необходимые условия: техника для презентации видеоматериала, доска для изображения схем и таблиц, места для участников. Несмотря на это, в последнее время в интернете можно встретить дистанционные тренинги, где с помощью регистрации будущие участники заявляют о своем желании принять участие. Иногда они организованы с помощью веб-камеры и режима конференции, но чаще можно встретить обычную видеозапись, накануне подготовленную ведущим и затем публикуемую.

Что такое тренинг коррекционный?

Этот ставит перед собой цель изменить Зачастую он помогает решить которая мешает участникам достигать успеха, счастья в жизни и т.п.

Он может быть групповым, но он наиболее эффективен, если участник один.

Сначала проводится диагностика проблемы, и здесь проявляется отличие обычной от тренинга: если в первом случае предлагают пройти тесты, то здесь клиент выполняет диагностические упражнения, которые направлены на раскрытие его личности и позволяют психологу оценить реальное поведение участника.

После диагностики начинается коррекция поведения, опять же, с помощью упражнений. Адаптационная часть посвящена умению применить полученные навыки в реальной жизни.

Длительность этого вида занятий зависит, в первую очередь, от масштабов проблемы и умения клиента применить полученные навыки. Он может длиться от нескольких часов до нескольких месяцев.

Что такое тренинг образовательный?

Этот вид используется для улучшения Высшее образование, предлагаемое ВУЗами, основано, в большей степени, на теоретической базе, и молодые специалисты, получившие диплом, могут в совершенстве знать историю профессии, ее теоретическое понимание, но слабо владеть навыками, которые требуют работодатели. Именно для этого и существуют образовательные тренинги, которые помогают адаптироваться к выполнению практических требований.

Что такое тренинг личностного развития?

Цель этого вида занятий имеет размытые рамки, но это не делает его ненужным и бесполезным. Некоторые индивиды не могут на протяжении долгого времени понять, какая профессия им подойдет больше остальных, как лучше выстроить уклад своей жизни, к чему стремиться, и т.п. Такие занятия помогают раскрыть незнакомые стороны личности, способствуют развитию самосознания, помогают гармонизировать черты характера.

Признаками успешно проведенного тренинга здесь считаются внутренние изменения личности: переоценка ценностей, изменение отношения к людям, обновленные взгляды на мир.

Что такое тренинг для развития бизнес-навыков?

Исходя из названия, понятно, что такой тренинг связан с обучением людей бизнесу. Зачастую он устраивается для сотрудников одной фирмы, корпорации, чтобы повысить эффективность их работы и обновить знания и умения в этой области.

При этом учитываются индивидуальные особенности каждого участника и корректируются, если это необходимо для того, чтобы работа выполнялась лучше.

Бизнес-тренинги помогают повысить эффективность способствуют изменению отношения к потребителю, что, в конечном счете, повышает продажи.

Тренинг является наиболее эффективным и быстрым инструментом развития и внутренних изменений.

Отличие от семинаров и обычного обучения.

Тренинг является отдельной формой образовательного процесса, его особенностью является высокая интенсивность поведения занятий и использование разных способов достижения заявленного результата прямо в ходе тренинга.

Например, существует такая форма обучения, как семинар. В ходе семинара вам могут дать большой объем информации, но ведущий не ставит перед собой целью сделать так, чтобы вы практически усвоили то, что он вам рассказал. Вы получили информацию, а дальше либо сами усваивайте ее, либо обращайтесь к специалистам, чтобы они вас проконтролировали и помогли усвоить услышанное - на ваш выбор.

С тренинга люди уходят, получив практические навыки использования того, чему был посвящен тренинг. Или решив какую-то вою личную проблему, с которой не мог справиться самостоятельно длительное время.

Понятно, что обычно это невысокий уровень освоения навыков - из-за ограниченности времени проведения тренинга. Но первый опыт практического использования содержания тренинга вы обязательно получите.

Виды тренингов по

В целом все тренинги можно разделить на пять больших групп. В качестве критерия для деления используются различные цели, которые должны быть достигнуты в ходе тренинга.

1. Тренинги навыков.

Цель тренинга - дать конкретный навык для последующего использования в работе или личной жизни.
Таких тренингов множество.

Прежде всего, сюда относится большинство бизнес-тренингов, где дают различные навыки, которые затем можно будет использовать в своей профессиональной деятельности. Например, сюда относятся навыки продаж, проведения переговоров, ораторское мастерство, таймменеджмент, коучинг, и так далее.

В сфере личностного роста к тренингам навыков относятся тренинги знакомств, коммуникаций, приготовления блюд, скорочтения, макияжа и так далее.

Это тренинги ментальные, поскольку направлены на закладывание в память человека определенной информации, которая затем будет реализована через его тело (речь, движение, поведение и так далее).

Личностные изменения появляются здесь не как результат полученных навыков, а вследствие изменения самооценки человеком, который стал владеть какими-то дополнительными навыками. Например, юноша, боявшийся познакомиться с девушкой, после прохождения тренинга по технологии знакомств может легко решить эту прежде неразрешимую для него задачу. Естественно, при этом произойдут его позитивные внутренние изменения.

Виды тренингов по принципам набора

По принципам набора участников групп все тренинги делятся на открытые и корпоративные.

Открытые тренинги - это тренинги, на которые собираются совершенно различные люди, заинтересованные в получении соответствующих навыков и оплатившие тренинг из собственных средств.

Корпоративные тренинги проводятся с персоналом какой-то организации (группы организаций) по заказу ее руководства. То есть сотрудники этой организации обязаны пройти тренинг в порядке повышения своей квалификации. В большинстве случаев это тренинги навыков (бизнес-тренинги).
Оплата работы тренера проводит компания.

2. Трансформационные тренинги.

Цель тренинга - выйти из проблемной ситуации.
К трансформационным относятся тренинги, которые позволяют человеку открыть, понять или осознать что-то новое в своей жизни. Прямо в ходе тренинга у человека происходят сильные внутренние изменения (прорыв, инсайт, озарение, прощение и т.д.), поэтому он называется «трансформационным».

Естественно, что в большинстве трансформационных тренингов человек тоже получает какие-то навыки, но они не являются главной задачей тренинга.

В некоторых случаях в ходе тренинга человек не получает никаких новых навыков, которые он затем смог бы использовать в обычной (вне тренинга) жизни. Сюда относятся многие тренинги, связанны с преодолением страхов и других внутренних барьеров. Например, тренинг хождения по углям или битому стеклу. У человека, прошедшего такой тренинг, обычно резко повышается самооценка, и он становится более позитивным и эффективным человеком. Хотя навык хождения по углям ему вряд ли пригодится в будущем.

На трансформационные тренинги люди ходят, чтобы решить какие-то свои задачи. Полностью удовлетворенные люди, либо люди, не желающие получать внешнюю помощь, либо не верящие, что эта помощь им поможет, на тренинги не ходят.
Оплачивая тренинг, человек тем самым подтверждает важность получения для себя новых знаний или навыков. Он уже смотивирован на личностные изменения, и тренер всего лишь должен дать ему то, зачем он пришел.

Виды тренингов по степени жесткости

Трансформационные тренинги могут иметь различную степень жесткости используемых процессов.

К мягким тренингам относятся такие, в ходе которых его участники получают новую информацию, выполняют задания, участвуют в играх, анализируют по предложенным тренером правилам свои и чужие ситуации. И в итоге понимают, каким образом возникла та ситуация, которая привел их на тренинг. И каким образом из нее нужно выбираться. Внутренняя трансформация произошла.

В тренингах средней жесткости используются более провокативные методы - ролевые игры (игры, где нужно принимать сложные решения, ломающие устоявшиеся убеждения типа «Воздушный шар»), задания на взаимодействия с неприятными людьми (например, попросить деньги у прохожего), совершение несложных, но ранее неприемлемых или осуждаемых поступков, и так далее. Эти тренинги обычно дают лучшие результаты, но для людей с тонкой психикой они могут стать источником сильного стресса.

Таких тренингов существует тысячи, и они могут быть направлены на улучшение отношений между людьми (Мир начинается с тебя), повышение самооценки, создание семьи (Как выйти замуж), повышение сексуальности (Школа гейши), изменение отношений с деньгами (Как стать магнитом для денег), поиск призвания (Как найти вое дело) и так далее.

В тренингах высокой жесткости используются еще более провокативные приемы, которые сначала выводят человека из привычного состояния закрытости и контроля над ситуацией (например, путем прямых оскорблений). А затем, когда человек сбрасывает привычные защитные оболочки, с ним проводится работа, приводящая к сильным внутренним изменениям. Сюда относятся тренинги по американской методике «Лайф спринг» и производные от них.

Чаще всего трансформационные тренинги проводятся в форме открытых тренингов.
Иногда компании заказывают корпоративные трансформационные тренинги для своих сотрудников. Обычно это тренинг командообразования, проводимый в форме коллективного преодоления сложных препятствий (например, «Веревочный курс»).

3. Психотерапевтические тренинги.

Цель тренинга - устранить неприятное психическое состояние.

Эти тренинги предназначены для устранения каких-то устойчивых психологических отклонений - чувства вины, повышенной тревожности или мнительности, недовольства собой, страхов, неуверенности и так далее.

В ходе тренинга его учащиеся выполняют ряд заданий, смысл которых может быть для них непонятен или неочевиден (интенсивно дышат, рисуют, разыгрывают ситуации), но в совокупности проведенные процессы дают желанный результат - изменения психического состояния на более спокойное и радостное.

Сюда относятся тренинги по Арт-терапии, расстановки по Хелингеру, трансперсональная психотерапия, телесная психотерапия, танцевально-двигательная терапия и так далее.

В ходе этих тренингов люди обычно получают некоторые навыки, которые они затем могут использовать. Но получение конкретных навыков является дополнительной функцией тренинга.

4 Тренинги духовного развития

Цель тренинга - дать новое мировоззрение, новую систему ценностей.

В ходе тренинга дается некоторая новая философская или философско-религиозная модель мироустройства и практические навыки по существованию в рамках этой модели.

Например, йога, даваемая в финес-центрах - это обычные оздоровительные упражнения. А йога, которую дают Учителя, прошедшие обучение в Индии и получившие благословление на проведение обучение, дают своим ученикам не только комплекс физических упражнений, но и.целостную картину мироустройства и рекомендации по проживанию в мире, включая систему питания, поведения, систему целей и все остальное.

Тренинги, относимые к тренингам духовного развития, легко определить по их названиям. Обычно в названиях заложены некоторые высшие цели, которые резко отличаются от целей вполне прикладных тренингов навыков, например. Типичные названия тренингов духовного развития: «Система Эволюционного Развития», тренинг "Путешествия вне тела. Обучение практическим навыкам", тренинг «Третий путь» и так далее.

5. Оздоровительно-развивающие тренинги

Цель тренинга - дать навыки по повышение возможностей нашего тела.

Сюда не относится подготовка спортсменов - она ставит своей целью победу в соревнованиях.

В ходе оздоровительно-развивающих тренингов его участники выполняют ряд заданий и или осваивают упражнения по работе со своим телом, которые затем можно будет выполнять самостоятельно.

В принципе, обычно это разновидность тренинга навыков, но имеющая специфическую сферу приложения - свое тело. Иногда оздоровительно-развивающие тренинги не дают навыков для последующего самостоятельного использования, поскольку упражнение можно выполнять только в группе.

К оздоровительно-развивающим тренингам можно отнести различные дыхательные практики, динамические медитации Раджниша, энергетические практики, сексуальные тренинги (Мужская сила) и так далее.

На этом классификация тренингов завершается. С одной стороны к рассмотренным тренингам примыкают различные обучающие программы типа отдельных семинаров, программ подготовки по специальности или по повышению квалификации. В этих программах тренинги могут быть использованы как отдельный элемент интенсивного обучения и привития практических навыков.

С другой стороны к тренингам могут примыкать различные религиозно-духовные учения, которые не являются тренингами, но могут использовать тренинговую терминологию и названия - для привлечения к себе людей, изначально не готовых заниматься религиозными или духовными практиками.

Еще возможный вариант - людей привлекают на необычные трансформационные тренинги, в ходе которых проводится сильная работа по привлечению работать в структурах сетевого маркетинга. То есть истинной целью мероприятия является не сам по себе тренинг, а набор участников для работы в структурах МЛМ.