Собственные налоги регионального бюджета. Региональный доход, располагаемый доход региона, валовой региональный продукт, методы его расчета. собственные доходы

  • 06.01.2024

Региональные бюджеты -- центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.

Доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих доходов.

I. Собственные доходы включают

  • 1) региональные налоги и сборы:
  • 1) налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ) - по нормативу 100 процентов;
  • 2) транспортный налог (гл. 28 НК РФ) - по нормативу 100 процентов;
  • 3) налог на игорный бизнес (гл. 29 НК РФ) - по нормативу 100 процентов;
  • 2) неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации за счет:
    • ? - части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, - в размерах, устанавливаемых законами субъектов Российской Федерации;
    • ? - платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40 процентов;
    • ? - платежей за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, - по нормативу 100 процентов;
    • ? - сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов.
    • ? - В бюджеты субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежит зачислению 80 процентов платы за негативное воздействие на окружающую среду.

II. Регулирующие доходы включают

  • 1) отчисления от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год,
  • 2) дотации,
  • 3) субвенции,
  • 4) субсидии
  • 5) трансферты, полученных за счет средств федерального бюджета.
  • 1) налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
    • ? налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
    • ? налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 80 процентов;
    • ? налога на доходы физических лиц - по нормативу 70 процентов;
    • ? абзац утратил силу. - Федеральный закон от 01.07.2005 N 78-ФЗ;
    • ? акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;
    • ? акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;
    • ? акцизов на автомобильный бензин, включая прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей - по нормативу 60 процентов;
    • ? (в ред. Федерального закона от 19.12.2005 N 159-ФЗ)
    • ? акцизов на алкогольную продукцию - по нормативу 100 процентов;
    • ? акцизов на пиво - по нормативу 100 процентов;
    • ? налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 5 процентов;
    • ? налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых - по нормативу 100 процентов;
    • ? налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 60 процентов;
    • ? регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 5 процентов;
    • ? сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 30 процентов;
    • ? сбора за пользование объектами животного мира - по нормативу 100 процентов;
    • ? единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 90 процентов;
    • ? единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 30 процентов;
    • ? государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов:
    • ? по делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами соответствующих субъектов Российской Федерации;
    • ? за государственную регистрацию межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, отделений общественных объединений, а также за государственную регистрацию изменений их учредительных документов;
    • ? за государственную регистрацию региональных отделений политических партий;
    • ? за регистрацию средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта Российской Федерации, а также за выдачу дубликата свидетельства о такой регистрации;
    • ? за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома черных металлов.
    • ? Зачисление в бюджеты субъектов Российской Федерации налоговых доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25 процентов включительно (за исключением вин) и алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов (за исключением вин), производимую на территории Российской Федерации, осуществляется по следующим нормативам:
    • ? (абзац введен Федеральным законом от 19.12.2005 N 159-ФЗ)
    • ? 20 процентов указанных доходов зачисляется в бюджет субъекта Российской Федерации по месту производства алкогольной продукции;
    • ? 80 процентов указанных доходов распределяется между бюджетами субъектов Российской Федерации по нормативам, утверждаемым федеральным законом о федеральном бюджете.
    • ? от акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей

В доходах региональных бюджетов превалируют поступления от регулирующих источников (более 70%), в том числе отчисления от федеральных налогов составляют более 40%, а поступления в виде дотаций, субвенций, трансфертов -- более 25%.

Таким образом, собственные доходы составляют менее 30%. Из них наиболее весомыми являются: налог на имущество предприятий -- примерно 9%, доходы от государственной собственности -- 1,1%, доходы от продажи принадлежащего субъектам РФ имущества -- 1,5%, поступления от целевых бюджетных фондов -- 2,8%.

Расходы региональных бюджетов:

  • * обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • * обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации;
  • * проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации;
  • * обеспечение реализации региональных целевых программ;
  • * формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации;
  • * осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;
  • * содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • * обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Российской Федерации;
  • * оказание финансовой помощи местным бюджетам;
  • * обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;
  • * компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов.

Как видим, главное место (около 40%) в расходах занимают ассигнования на народное хозяйство, на втором месте -- расходы на социально-культурные мероприятия (образование, культура и искусство, здравоохранение и физическая культура, социальная политика) -- более 25%; расходы на управление и содержание правоохранительных органов составляют примерно 8%.

Структура доходов региональных и местных бюджетов в РФ, %

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО Уральский государственный экономический университет

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ

По теме: "Доходы региональных и местных бюджетов"

Екатеринбург

2010

Введение

Исторический опыт формирования доходов бюджетов в странах с развитой рыночной экономикой свидетельствует о разнообразии моделей формирования, обусловленном поиском оптимального взаимодействия между бюджетами разных уровней, обеспечения финансовой самостоятельности каждого субъекта власти в едином государстве.

В последние годы субъекты Федерации получили определенные права в области налогообложения и распоряжения региональной собственностью. В результате укрепилась зависимость доходной базы регионального бюджета от эффективности управления процессом формирования собственной финансовой базы. Существующие доходные источники нельзя признать исчерпывающими, и это является причиной несбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации. Отсюда упорядочение финансового обеспечения полномочий субъектов РФ является важнейшим условием укрепления российской государственности на основе принципов финансовой самостоятельности и федерализации.

В настоящее время отсутствуют эффективные стимулы роста доходов региональных бюджетов, что ведет к появлению большого числа хронических дотационных территорий. Плавное выравнивание бюджетов за счет дотаций и субвенций создает у региональных органов власти иждивенческие настроения и не способствует развитию их хозяйственной инициативы. По сути, игнорируется принцип функционирования финансовых кругооборотов в рамках бюджета - их объективная связь со сферой производства товаров и услуг. Поэтому существует необходимость совершенствования механизма формирования доходной части региональных бюджетов, повышения уровня собственных доходов регионов.

1. Доходы региональных бюджетов: классификация и методы формирования

Формирование доходов региональных бюджетов под влиянием бюджетного устройства Российской Федерации выражается, на наш взгляд, в двух аспектах. Первый аспект связан с государственным регулированием и организацией многочисленных бюджетных взаимосвязей по мобилизации бюджетных ресурсов в распоряжение органов управления субъектов РФ и использованию их ресурсов в соответствии с задачами, вытекающими из функций региона. На данном этапе правовыми методами определяется порядок формирования и источники доходов. Наиболее сложной и важной задачей государственного регулирования региональных доходов на стадии формирования является обеспечение расходных функций собственными доходными поступлениями как основного условия эффективности создания бюджетных взаимосвязей. Однако в процессе формирования бюджетных отношений регионального уровня трудно добиться соответствия доходного потенциала и потребностей в финансировании расходов. Названные обстоятельства предопределяют регламентацию бюджетных отношений административно-территориального образования с Российской Федерацией в целом как единым государством.

Правовое регулирование разграничения бюджетных доходов между региональным и федеральным уровнями выражает второй аспект влияния бюджетного устройства государства на формирование бюджетов субъектов РФ. Посредством системы правового регулирования межбюджетных отношений обеспечивается соответствие расходных функций и доходных поступлений в региональные бюджеты.

Важно отметить, что, несмотря на относительную самостоятельность, оба аспекта действия принципа федерализма в сфере образования, распределения доходов бюджетов субъектов РФ функционируют как единое целое, поскольку отражают две стороны единого процесса организации бюджетных отношений государства. Доходы региональных бюджетов - это определенные нормами права финансовые отношения по поводу поступления денежных средств в бюджет Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования с целью создания финансовой базы для удовлетворения публичных потребностей. Доходы региональных бюджетов выражают финансовые отношения, возникающие у органов власти субъектов РФ с предприятиями, организациями и гражданами по поводу поступления денежных средств в бюджет соответствующего региона с целью создания его финансовой базы для удовлетворения публичных потребностей. Формой проявления этих финансовых отношений служат различные виды платежей и поступлений в региональный бюджет с их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд субъекта РФ. В основу построения системы бюджетных доходов регионов положены принципы, позволяющие субъекту РФ иметь достаточные для его деятельности финансовые ресурсы и одновременно использовать платежи юридических и физических лиц для регулирования их финансового состояния. Основным является принцип самостоятельного сочетания с их государственной финансовой поддержкой (см. схему 1).

Схема 1. Действующая модель формирования доходов региональных бюджетов (бюджетов субъектов Федерации)

Конкретные виды доходных поступлений в региональный бюджет характеризуются большим разнообразием, что обусловлено, с одной стороны, наличием в рыночной экономике секторов и разных субъектов хозяйствования, различающихся по объему своих финансовых прав и обязанностей перед государством, а с другой - задачами, вытекающими из экономической и финансовой политики региона.

Наиболее полно видовое разнообразие доходов бюджета субъект проявляется через механизм классификации, в основе которого лежат экономические и юридические аспекты.

Все доходы региональных бюджетов по социально-экономическому знаку можно разделить на несколько групп: доходы от государственного или муниципального хозяйства, образующиеся главным образом в результате производственной деятельности государственных или муниципальных предприятий, а также от использования имущества и природных ресурсов территориальных образований (например, леса, водоемов и т.д.); доходы от предприятий и организаций различных форм собственности (кроме государственной) (налоги, сборы, другие платежи); доходы от совместных предприятий, иностранных предприятий и организаций, действующих на конкретной территории; поступления от личных доходов граждан.

Данная классификация имеет значение для характеристики материального содержания доходной части региональных бюджетов. Каждая из групп доходов представляет совокупность отдельных видов платежей и поступлений. Cpеди них важнейшая роль принадлежит налогам, взимаемым с организаций и физических лиц.

Кроме того, группировка доходов региональных бюджетов основываете на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источник формирования доходов бюджетов всех уровней. Бюджетная классификация доходов бюджетов субъектов Российской Федерации производит их деление по группам, подгруппам, статьям и подстатьям с присвоением кодов бюджетной классификации.

Группы доходов региональных бюджетов состоят из подгрупп доходов объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения. Группами доходов бюджетов субъектов РФ являются; налоговые доходы, неналоговые доходы.

В группе "Налоговые доходы" выделены подгруппы по видам налогов например, налоги на прибыль, налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы, налоги на совокупный доход, на имущество; платежи за пользование природными ресурсами; прочие налоги, пошлины и сборы.

В группе "Неналоговые доходы" выделены подгруппы: доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности; от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; от реализации региональных запасов; от продажи земли и нематериальных активов; поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников; административные платежи и сборы; штрафные санкции, возмещение ущерба; прочие неналоговые доходы, безвозмездные перечисления.

В подгруппах выделены статьи - виды источников. Например, в подгруппе "Налоги на прибыль" выделены статьи: налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации; налог на доходы физических лиц, налог на игорный бизнес.

Что же касается подстатей, то они встречаются не во всех статьях, а в тех, где согласно законодательству имеется особое правовое регулирование или возникает необходимость индивидуального учета.

В статье "Платежи за добычу полезных ископаемых" в подгруппе "Платежи за пользование недрами" выделены подстатьи: платежи за добычу общераспространенных полезных ископаемых, углеродного сырья, подземных вод, других полезных ископаемых.

Данная группировка доходов региональных бюджетов обусловливает детальную регламентацию капитальных и текущих доходов бюджетов субъектов РФ.

Назначение этой классификации доходов региональных бюджетов состоит в том, чтобы обеспечивать сопоставимость показателей бюджетов всех уровней, т.е. федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Она используется в бюджетном процессе при составлении проекта бюджета, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов, а также при составлении исполнительными органами консолидированных бюджетов. Кроме того, такая классификация имеет важное значение для анализа источников доходов, их объема, перспектив использования.

С точки зрения условия привлечения средств при формировании доходов региональных бюджетов можно говорить о доходах двух групп:

- средства, привлекаемые на безвозмездной и безвозвратной основах;

- средства, предоставляемые на возвратных и (или) возмездных условиях.

К безвозвратным финансовым ресурсам региональных бюджетов относятся налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, поступления от использования природных ресурсов, от приватизации, которым свойственен признак эквивалентности, а также средства в форме финансовой поддержки субъектов РФ (субсидии, дотации и др.).

Во втором случае это финансовые ресурсы, которые используется для пополнения бюджетов субъекта РФ временно и подлежат возврату. Они могут быть как безвозмездного характера (например, ссуда), так и возмездного - бюджетные, коммерческие кредиты.

По масштабам формирования региональных бюджетов различают доходы:

централизованные, децентрализованные.

К централизованным доходам бюджетов субъектов РФ относятся доходы, поступающие их вышестоящего бюджета.

Децентрализованные региональные бюджетные доходы - это доходы, сосредоточенные в региональных бюджетах.

Эта классификация показывает уровень самостоятельности региональных бюджетов.

По праву собственности доходы бюджетов субъектов РФ классифицируются на:

-собственные;

-привлеченные.

Собственные доходы включают региональные налоги и сборы, а также доходы от использования имущества, находящегося в ведении органов государственной власти субъектов РФ, отчисления, получаемые в бюджет по регулирующим доходным источникам, дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно представительными органами власти субъектов Федерации (за исключением введения дополнительных региональных налогов и сборов, не предусмотренных федеральным налоговым законодательством). Предоставление субъектам Федерации такого права, во-первых, противоречит Конституции РФ (ст. 71, 72) и Налоговому кодексу РФ (ст. 12) и, во-вторых, дополнительные налоги в отдельных субъектах РФ неминуемо приведут к бюджетной асимметрии и резкой дифференциации доходного потенциала различных регионов России. Эти платежи обязательны согласно законодательства.

Привлеченные доходы состоят из: полученных из вышестоящего бюджета официальных трансфертов; инвестиций, эмиссии ценных бумаг; генеральных займов; пожертвований юридических и физических лиц; лотерей.

В категорию "трансферты" входят все безвозвратные, безвозмездные платежи, поступающие от одних уровней управления другим уровням, и их получение часто связано не с денежными, а с политическими условиями.

В российской практике они имеет форму финансовой поддержки субъектов Федерации в виде дотаций, субвенций, субсидий или иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств.

По большому счету к трансфертам следовало бы отнести еще и отчисления от регулирующих налогов, поскольку это средства федерального бюджета оставляемые регионам. Но, с другой стороны, эти отчисления характеризуются безвозвратностью и безвозмездностью. Поэтому они традиционно учитываются в составе собственных доходов, однако необходимо иметь в виду временный характер их структуры и размеров.

Важное значение имеет классификация доходов бюджета субъектов РФ по способу бюджетного распределения. С учетом этого критерия выделяют доходы:

- собственные;

- регулирующие.

Собственные доходы региональных бюджетов - доходы, которые в соответствии с законодательством закреплены за бюджетами субъектов РФ на постоянной или долговременной основе (не менее пяти лет), полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах).

Регулирующими доходами бюджетов субъектов РФ следует считать закрепленные бюджетным кодексом РФ и утверждаемые законом о федеральном бюджете на предстоящий год формы прямой финансовой поддержки субъектов РФ, а также процентные отчисления от федеральных налогов и иных платежей, которые на долговременной основе (не менее трех лет) передаются в бюджеты субъектов Федерации в целях бюджетного регулирования.

Использование понятия "доходы закрепленные" не позволяет раскрыть положение полной принадлежности региону ряда дополнительных источников, не фиксирует роль территориальных органов государственной власти в учреждении режимов налогообложения.

Деление бюджетных доходов на собственные и регулирующие наиболее полно отражает федеративное устройство России в сфере бюджетных отношений (см. рис. 2).

Рис. 2. Модель формирования доходов региональных бюджетов по способу бюджетного распределения

Механизм распределения доходных источников бюджета должен исходить из принципа целесообразности отнесения какого-либо источника к бюджету определенного вида.

Во-первых, необходимо учитывать степень мобильности доходных источников. При прочих равных условиях, чем выше степень мобильности доходности каких-либо объектов, тем выше должен быть уровень государственной власти, получающей доход с этих объектов, поскольку особую актуальность приобретает равномерность распределения доходных источников в территориальном аспекте. Принято считать, что достаточно высокой степенью мобильности обладает труд и капитал (в денежной форме в первую очередь), а самой низкой - имущество (в виде недвижимости) и природные ресурсы.

Во-вторых, критерием закрепления того или иного вида дохода за определенным уровнем государственной власти является экономическая эффективность

В-третьих, в целях сбалансированности и устойчивости региональных бюджетов объективно требуется закрепление за субъектами РФ таких доходных источников, через которые обеспечивали бы данные цели. Это касается в первую очередь всех категорий подоходных налогов (особенно налога на прибыль организаций).

На наш взгляд, в современных условиях более оправдано использование классификации доходов по праву собственности (см. рис. 3)

Рис. 3.Модель формирования доходов региональных бюджетов

В практике российской бюджетной деятельности мобилизация доходов тональных бюджетов осуществляется различными методами:

- по источникам образования - общими и специальными методами;

- по условиям привлечения поступления - обязательными и добровольными платежами;

- по способу закрепления доходов - закрепление за бюджетами субъектов РФ доходов в полном объеме, методом квотирования ставок и методом присоединения ставок;

- по способу передачи из вышестоящего бюджета - методом отчисления от федеральных регулирующих налогов и методом оказания прямой финансовой поддержки;

- по формам мобилизации - методами наличных и безналичных расчетов.

Методы отражают качественную, содержательную сторону доходов бюджета, так как позволяют судить о характере внутригосударственных взаимоотношений и межбюджетного регулирования.

Методы мобилизации финансовых ресурсов в бюджеты субъектов РФ можно классифицировать на общие и специальные.

Общие методы обусловлены самой природой доходной части регионального бюджета, ее публичным характером, направленностью на достижение общего интереса. Специальные методы используются в процессе привлечения в бюджеты субъектов РФ определенных видов доходов. Наиболее распространенным общим методом в современных условиях является метод властных предписаний (императивный). Так, ежегодные законы о федеральном бюджете содержат определенные указания субъектам федераций, выполнять которые необязательно, но в целях реализации единой бюджетной политики - желательно.

В классификационном ряду специальных методов формирования доходов региональных бюджетов существенное значение имеют методы дотаций, финансирования и другие, так как они обуславливают внебюджетные отношения.

Для аккумулирования денежных средств в бюджетные фонды регионов применяется метод обязательных и добровольных платежей. Доходы региональных бюджетов формируются в большей степени методом обязательных платежей, который реализуется через механизм налогообложения. Современная налоговая система бюджетных фондов субъектов РФ не соответствует их интересам, так как они (доходы) складываются в основном за счет отчислений от федеральных налогов и трансфертов из федерального бюджета, а не из собственных источников. Компромисс финансовых интересов России и субъектов РФ при распределении доходных источников между государственными бюджетами возможно достичь в процессе реализации принципа федерализма в налоговой системе, то есть путем последовательного разграничения налогов между Российской федерацией и ее субъектами. Необходимым условием обеспечения достаточности бюджетов субъектов РФ является наличие существенных по объему поступлений и легкособираемых региональных налогов.

Добровольное привлечение денежных средств в региональные денежные фонды осуществляется через лотереи, займы, пожертвования юридических и физических лиц и т.д.

Соотношение методов обязательных и добровольных платежей зависит от многих разнообразных факторов: политического курса государства, органов власти субъекта РФ, развития федеративных отношений, потребности в финансовых ресурсах и т.д. В настоящее время доминирующее положение при формировании региональных бюджетов принадлежит методу обязательных платежей. Переход государства и административно-территориальных образований к новым условиям хозяйствования объективно требует расширения сферы привлечения добровольных платежей в соответствующие бюджеты.

Доходы за бюджетами субъектов федерации могут закрепляться как в полном объеме, так и в определенной части. Так, все виды неналоговых доходов без каких-либо изъятий зачисляются в региональные бюджеты, а единый налог на вмененный доход только в размере 50% остается в бюджете субъекта РФ.

Частичное закрепление доходов региональных бюджетов осуществляется методом квотирования и присоединения ставок. Суть метода квотирования в том, что доход в определенной процентной доле остается в распоряжении того субъекта РФ, на территории которого он получен. Метод присоединения ставок заключается в наличии у субъекта Федерации бюджетной компетенции относительно введения надбавок к федеральным налогам. Размеры надбавок ограничены законодательством.

Передача регулирующих доходов в региональные бюджеты осуществляется двумя методами:

- методом отчислений от федеральных регулирующих налогов и иных платежей;

- методом оказания прямой финансовой поддержки.

Отчисления от федеральных налогов и других платежей распределяются между бюджетами субъектов РФ нормативным методом. Утверждаются нормативы отчислений, как правило, на финансовый год, однако, и это важно подчеркнуть, Бюджетный кодекс РФ определяет возможность длительного (не менее трех лет) срока зачисления федеральных регулирующих налогов и иных платежей в бюджеты субъектов РФ (ст. 48). Данный метод повышает заинтересованность субъектов РФ в сборе федеральных налогов, позволяет более точно осуществлять планирование поступлений доходов в бюджеты субъектов федерации. Однако следует обратить внимание на крайне слабую методологическую базу распределения регулирующих налогов в бюджеты субъектов РФ, в результате чего система вертикального финансового выравнивания становится малоэффективной, не учитывающей потенциал и потребности каждого административно-территориального образования, а также снижается бюджетная самостоятельность регионов и появляется конфронтация между ними.

Метод оказания прямой финансовой поддержки бюджетов субъектов РФ из федерального бюджета осуществляется в следующих формах:

- предоставление дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ;

- предоставление субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых статей;

- предоставление бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов и бюджетного кредита для покрытия дефицита бюджета;

- предоставление средств из фонда финансовой поддержки регионов Российской Федерации.

Методы финансовой помощи бюджетам субъектов РФ всецело зависят от их содержания и должны обеспечить максимальную реализацию всех заложенных в них возможностей.

В научной литературе обоснованно отмечается, что дотация, субвенция и субсидия как методы наделения финансовыми ресурсами региональных бюджетов достаточно быстро формирует ядро "злостно дотационных субъектов", которые не заинтересованы в развитии собственно доходной базы, а заинтересованы лишь в увековечении режима дотационного финансирования. Тем не менее, полностью исключить их как методы наделения бюджетов субъектов РФ необходимыми средствами нельзя. При формальном подходе к решению проблемы ликвидации дотации этих бюджетов и передаче им в больших размерах отчислений от неустойчивых доходов положение региональных бюджетов может быть ухудшено. Это приведет к постоянным кассовым разрывам и необходимостью многократного обращения за ссудами из федерального бюджета.

Необходимость финансовой поддержки региональных бюджетов обуславливает выделение из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ денежных сумм не только на безвозвратных и безвозмездных условиях, но и путем предоставления финансовой помощи на возвратной, срочной и (или) возмездной основах. К числу таких методов кредитования относятся бюджетный кредит и бюджетная ссуда.

Признак возмездности и возвратности объединяет бюджетный кредит с бюджетной ссудой. Следует отметить, что пользование бюджетной ссудой может быть и безвозмездным.

Следующим общим признаком бюджетного кредита и бюджетной ссуды является целенаправленность привлекаемых средств. Органы государственной власти субъектов РФ имеют право привлекать из федерального бюджета кредиты для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов, а также для финансирования расходов региональных бюджетов по погашению возникших долговых обязательств. Средства федерального бюджета в качестве бюджетной ссуды субъекту РФ выдаются на финансирование кассовых расходов, возникающих в ходе исполнения бюджетов субъекта федерации.

Различаются сроки предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд. Привлечение субъектами РФ средств федерального бюджета в качестве бюджетной ссуды ограничивается шестью месяцами со сроком погашения до конца финансового года. Срок возврата бюджетного кредита законодательством не определяется, более того, признак срочности отсутствует. По нашему мнению, признак срочности должен быть законодательно закреплен в тексте Бюджетного кодекса РФ.

Важно обратить внимание на отличительные черты бюджетной ссуды и бюджетного кредита от других форм финансовой помощи. Во-первых, бюджетная ссуда и бюджетный кредит предоставляются на условиях возвратности, срочности и (возможно) возмездности, а дотации, субсидии и субвенции - на безвозмездной и безвозвратной основах. Во-вторых, исполнение бюджетной ссуды как метода финансовой помощи происходит на стадии исполнения бюджета, в то время как дотация, субсидия и субвенция применяются на стадии его составления.

На наш взгляд, основной формой централизованной поддержки субъектов РФ должны стать бюджетные ссуды, выделяемые из федерального бюджета на покрытие кассовых разрывов, поскольку этот метод более соответствует межбюджетному регулированию, способствует развитию субъектами РФ собственных источников доходов бюджетов и снижают иждивенческое настроение по отношению к федеральному центру.

Другой, не менее важной формой финансовой поддержки региональных бюджетов может стать бюджетный кредит с начислением процентов к основному долгу, эквивалентным уровню инфляции к моменту его погашения.

В целях оказания финансовой помощи бюджетам субъектов РФ на основании Указа Президента Российской Федерации "О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджета субъектов Российской Федерации в 1994 году" был сформирован фонд финансовой поддержки регионов РФ (ФФПР). Следует отметить, что создание фондов поддержки регионов в рамках федерального бюджета - это переложенный на российскую практику международный опыт. Формирование и выделение в составе федерального бюджета целевого ФФПР, на наш взгляд, означает регламентацию фактически сложившихся межбюджетных отношений по горизонтальному выравниванию бюджетов субъектов РФ.

В отличие от других форм финансовой помощи субъектам федерации средства ФФПР в настоящее время выделяются абсолютными суммами, которые устанавливаются законом о федеральном бюджете на текущий год. Процедура выделения дифференцированных долей, существовавшая раннее, в определенной мере не стимулирует субъекты Федерации к своевременному и в полном объеме сбору и перечислению налогов в федеральный бюджет.

Во избежание негативных последствий применения данного метода требует совершенствования механизм оказания финансовой поддержки субъектам РФ. Другой, не менее важной проблемой совершенствования механизма бюджетного перераспределения средств является определение уровня бюджетного выравнивания субъектов РФ.

Для более адекватного, гибкого и своевременного реагирования государства на возникающие индивидуальные финансовые потребности субъектов федерации предпочтителен договорный метод бюджетного регулирования.

Договорные отношения как горизонтального, так и вертикального характера служат правовой гарантией выполнения сторонами условий договоров и соглашений по предоставлению бюджетных средств, например, кредитов и ссуд.

Поступление бюджетных средств в распоряжение государственных органов власти субъектов РФ, а также их использование осуществляется методом наличных и безналичных расчетов.

Аккумуляция денежных средств предприятий, учреждений, организаций в региональные бюджеты и оказание федеральной финансовой помощи производится в основном в безналичном порядке.

Рассмотренные нормативно-правовые и экономические основания классификации доходов региональных бюджетов и методы их формирования не исчерпывают всех их аспектов. Однако проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что в оптимальной модели формирования доходов региональных бюджетов группировка доходов должна производиться по критерию самостоятельности региональных органов власти. Поэтому, по нашему мнению, необходимо разделять доходы региональных бюджетов по праву собственности на собственные и привлеченные, следует сокращать применение административных методов в бюджетной деятельности, используя их в органическом единстве с финансовыми методами.

2. Структура доходов местных бюджетов Российской Федерации

На местные органы власти возложена важная задача осуществления социальной политики государства. Финансирование мероприятий по социальному обслуживанию населения в решающей части проводится за счет средств этих бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности территориальных бюджетов, их государственной финансовой поддержки, территориального формирования источников их доходов. Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.

Основу местных финансов составляют следующие источники формирования доходной части местных бюджетов:

- собственные доходы;

- доходы за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов;

Ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, ассигнования на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований;

- другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.

К собственным доходам местных бюджетов относятся:

- местные налоги и сборы;

- доли федеральных и региональных налогов и сборов, законодательно закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе;

- доходы от приватизации, реализации, сдачи в аренду муниципального имущества, а также установленная законодательством доля доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования;

- платежи за пользование землей, недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с федеральными законами;

- доходы от муниципальных займов и лотерей;

- часть прибыли рентабельных муниципальных предприятий;

- доходы от муниципальных ценных бумаг;

- штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты в соответствии с законодательством;

- государственная пошлина, установленная федеральным законодательством;

- другие платежи, установленные федеральными и региональными законами.

Из местных налогов и сборов наиболее крупные:

- поступления по административным штрафам и санкциям;

- сборы, взимаемые автомобильной инспекцией.

К собственным доходам местных бюджетов также относятся:

- не менее 50% налога на имущество предприятий;

- подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Используя предоставленное им ранее право и ссылаясь на потребности в решении социально-экономических вопросов, многие органы местного самоуправления ввели на своей территории дополнительные налоги, не предусмотренные законодательством Российской Федерации. С 1 января 1997г. это право было отменено Указом Президента № 1214 от 18 августа 1996г.

К регулирующим доходам местных бюджетов относятся:

- отчисления от федеральных и региональных налогов, устанавливаемые ежегодно (или на срок не менее трех лет) законодательством субъектов РФ для каждого муниципального образования индивидуально в целях бюджетного регулирования;

- финансовая помощь в различных формах.

В число основных регулирующих доходов местных бюджетов входят отчисления:

- от налога на доходы физических лиц;

- от налога на прибыль;

- от налога на имущество предприятий;

- от земельного налога.

Постоянно увеличивающиеся расходы местных бюджетов при недостаточном росте объема собственных доходов вызывали необходимость наделения средствами этих бюджетов. Это осуществлялось главным образом за счет регулирующих источников, т. е. средств, поступивших из источников вышестоящих бюджетов.

Нормативы отчислений регулирующих доходов утверждаются вышестоящими территориальными органами власти в зависимости от общей суммы расходов местного бюджета и объема их собственных доходов.

По объему и экономическому значению ведущее положение в доходах местных бюджетов занимают отчисления от регулирующих налогов. Их роль заключается не только в обеспечении финансовыми ресурсами местных органов власти, но и в повышении заинтересованности местных органов власти в мобилизации средств в вышестоящий бюджет, в повышении эффективности общественного производства на подведомственной им территории.

Механизм межбюджетного регулирования отражен в Бюджетном Кодексе Российской Федерации. В ст.52 Бюджетного Кодекса "Передача собственных доходов федерального бюджета в бюджеты других уровней" установлено, что собственные доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет и Федеральным законом "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации".

В п. 4 ст. 7 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" в качестве норм прямого действия установлены доли пяти федеральных налогов, распределяемых между бюджетами разных уровней и закрепленных на постоянной основе за бюджетами муниципальных образований:

- часть подоходного налога с физических лиц в пределах не менее 50% в среднем по субъекту Российской Федерации;

- часть налога на прибыль организаций в пределах не менее 5% в среднем по субъекту Российской Федерации;

- часть налога на добавленную стоимость по товарам отечественного производства (за исключением драгоценных металлов и драгоценных камней, отпускаемых из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации) в пределах не менее 10% в среднем по субъекту Российской Федерации;

- часть акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия в пределах не менее 5% в среднем по субъекту Российской Федерации;

- часть акцизов на остальные виды подакцизных товаров (за исключением акцизов на минеральные виды сырья, бензин, автомобили, импортные подакцизные товары) в пределах не менее 10% в среднем по субъекту Российской Федерации.

Размеры минимальных долей федеральных налогов, закрепляемых за муниципальными образованиями на постоянной основе, определяются законодательными органами субъекта РФ. Расчет долей федеральных налогов, подлежащих закреплению за муниципальными образованиями, производится исходя из общего объема средств, переданных субъекту РФ по каждому из этих налогов. В этих пределах законодательный орган субъекта РФ устанавливает для каждого муниципального образования доли соответствующих федеральных налогов, закрепляемых на постоянной основе, исходя из их среднего уровня по субъекту РФ. Доли таких налогов рассчитываются по фактическим данным базового года. Сверх этих долей законодательный орган субъекта РФ может устанавливать нормативы отчислений в местные бюджеты от регулирующих доходов на планируемый финансовый год, а также на долговременной основе.

Органы государственной власти субъекта РФ самостоятельно определяют формулу для исчисления размеров долей, закрепленных на постоянной основе за соответствующими муниципальными образованиями по каждому федеральному регулирующему налогу.

Например, при распределении между муниципальными образованиями налога на прибыль в качестве базового показателя берется объем налогооблагаемой прибыли. При этом размер таких долей не может быть выше максимального уровня их, установленного для консолидированного бюджета субъекта РФ по каждому федеральному регулирующему налогу.

Органы государственной власти субъектов РФ аналогичным образом устанавливают постоянные процентные доли и временные нормативы отчислений в местные бюджеты от региональных налогов, которые они определяют как регулирующие. При этом нормативы отчислений могут устанавливаться едиными или дифференцированными, включая групповые и индивидуальные, или путем их сочетания по разным видам регулирующих налогов.

Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, а также за счет неналоговых доходов.

К налоговым доходам местных бюджетов относятся:

1) собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов;

2) регулирующие налоговые доходы, передаваемые местным бюджетам Российской Федерацией и субъектами РФ;

3) государственная пошлина, кроме государственной пошлины, зачисляемой в доходы федерального бюджета, - по нормативу 100% по месту нахождения кредитной организации, принявшей платеж.

Неналоговые доходы местных бюджетов формируются за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.

В местные бюджеты полностью поступают также доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления. Также полностью поступают в местные бюджеты доходы от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности. Другие неналоговые доходы поступают в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.

Представительные органы местного самоуправления вводят местные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством РФ.

Органы местного самоуправления имеют право получать в местный бюджет предусмотренные законами РФ и субъектов РФ налоги с филиалов и представительств, головные предприятия которых расположены вне территории данного муниципального образования.

Население муниципального образования может принимать решения о разовых добровольных сборах средств граждан, используемых исключительно по целевому назначению.

Так как темпы роста расходов местных бюджетов превышают темпы роста их доходов (несмотря на отчисления от регулирующих налогов), возникает необходимость в дотациях из вышестоящего бюджета.

Нужно отметить, что дотация и субвенция как методы наделения финансовыми ресурсами местных бюджетов несовершенны. Эти источники лишены стимулирующих средств, они создают у местных органов власти иждивенческое настроение. Такая практика передачи средств не способствует развитию их хозяйственной инициативы, уменьшает возможности перевыполнения доходной части бюджетов, ослабляет финансовый контроль.

Тем не менее, отмечая все негативные стороны дотации и субвенции, полностью исключить их как методы наделения местных бюджетов необходимыми средствами нельзя. При формальном подходе к решению проблемы ликвидации дотационности этих бюджетов и передаче им в больших размерах отчислений от неустойчивых источников доходов их положение может быть ухудшено. Это может привести к постоянным кассовым разрывам и многократным обращениям за ссудами в вышестоящие бюджеты. В целом это приведет к осложнению в финансировании плановых мероприятий.

Поэтому, видимо, не везде и не всегда следует стремиться к замене дотации любыми средствами. Представляется, что дотация может иметь место в тех населенных пунктах, где в силу исторических условий и проводимой политики в области охраны окружающей среды, исторических памятников и других причин экономический потенциал не может быть расширен в таких размерах, чтобы обеспечить территориальное формирование доходов. Местные же источники не в состоянии покрыть необходимые расходы. Примером могут служить города- и поселки-курорты, города - исторические и архитектурные заповедники и др. Субвенции же следует выдавать целевым назначением на определенные мероприятия, на осуществление которых на местах не хватает средств.

Особое место в составе доходов местных бюджетов занимают финансовые средства, передаваемые органами государственной власти органам местного самоуправления для выполнения ими отдельных государственных полномочий или для компенсации потерь, вызванных решениями органов государственной власти в процессе исполнения бюджета.

Заемные средства используются для решения экономических проблем на соответствующих территориях муниципальных образований. Они могут быть в форме: процентных и беспроцентных ссуд, получаемых из регионального бюджета; кредитов коммерческих банков; муниципальных займов; других заемных средств, гарантированных органами местного самоуправления или органами исполнительной власти субъекта РФ.

Важнейшим блоком для формирования местных финансов и доходной части местных бюджетов являются местные неналоговые доходы и в первую очередь муниципальная собственность (включая землю), доходы от ее использования, аренды и приватизации. В настоящее время, за исключением приватизационного законодательства, иные положения хозяйственного права, касающиеся полномочий местного самоуправления и его органов, находятся в стадии становления. Поэтому совершенно необходимо четко зафиксировать правовые основы арендных и залоговых отношений (в том числе в имущественной и земельной сферах).

К неналоговым доходам местных бюджетов относятся:

- доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

- доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

- иные неналоговые доходы.

Практически утратил свое значение такой источник финансовых ресурсов, как целевые внебюджетные фонды. Основные статьи доходов, ранее формировавшие эти фонды, в настоящее время консолидированы в бюджете. Во внебюджетные фонды сейчас зачисляются только добровольные взносы и пожертвования юридических лиц и граждан, а также штрафы за загрязнение окружающей среды, нанесение вреда объектам историко-культурного наследия и памятникам природы.

Следует особо отметить: в бюджеты всех уровней, в том числе в местные, зачисляются административные штрафы, взыскиваемые в соответствии с Кодексом Российской Федерации "Об административных правонарушениях"

Причем порядок зачисления их в соответствующий бюджет в Кодексе отсутствует, и приходится руководствоваться рядом других законов, постановлений и решений.

Заключение

Содержание регионального бюджета необходимо раскрывать с различных позиций: как отношения, предмета, документа. Региональный бюджет - это финансовая категория, фонд денежных средств (бюджет в материальном смысле), плановый документ, отражающий конкретные доходы и расходы, относящиеся к компетенции органов власти данного уровня (бюджет как правовая категория).

Региональный бюджет как финансовая категория - это совокупность денежных отношений, складывающихся на уровне субъекта Федерации по поводу перераспределения национального дохода и части национального богатства в целях образования, распределения и использования централизованного в масштабах определенного региона денежного фонда, предназначенного для финансирования функций и задач субъекта Российской Федерации, а также оказания финансовой помощи местным бюджетам, находящимся на его территории, при недостаточности их собственных доходов.

В материальном смысле региональный бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, формируемый на определенном территориальном уровне для обеспечения функций соответствующих органов власти.

Правовое значение бюджета определяет содержание его как финансового плана образования, распределения и использования централизованного денежного фонда соответствующей территории, утверждаемый представительными органами власти региона.

Система построения бюджетных доходов регионов строится в соответствии с определенными принципами, позволяющими субъекту РФ иметь достаточные для его деятельности финансовые ресурсы и одновременно использовать платежи юридических и физических лиц для регулирования их финансового состояния.

Основным принципом является принцип самостоятельности бюджетов субъектов РФ. Самостоятельность бюджетов всех уровней, по нашему мнению, определяется величиной собственных доходов, требующихся регионам для нормальной жизнедеятельности, которая Бюджетным кодексом РФ не гарантируется.

Отсутствие законодательной основы для взимания платежей, не носящих характера налогов, неизбежно ставит вопрос о правомерности и целесообразности существования каждого из них. Кроме того, не определено правовое положение органов местного самоуправления в установлении порядка взимания и направлений использования поступивших средств. В этих условиях необходимым видится принятие законодательного акта о неналоговых платежах, который бы определил их правовой статус, равно как и статус платежей, входящих ныне в налоговую систему, но по своей экономической сути налогами не являющихся (например, сборов за право торговли, государственной пошлины и т.д.).

Необходимы следующие организационные меры по разрешению проблемы неэффективного использования имущества, находящегося в областной собственности: увеличение поступлений по дивидендам по акциям предприятий, относящихся к областной собственности, от сдачи в аренду имущества, находящегося в областной собственности и от платежей государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Список литературы

доход бюджет денежный финансовый

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть I): Федеральный закон РФ, 31.07.1998 г., № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1998. -№31. -Ст. 3824.

2. http://www.cis2000.ru/Budgeting/netincomeupL.shtml

3. http://www.smartcat.ru/Marketing/parvalueI.shtml

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    дипломная работа , добавлен 28.12.2017

    Структура бюджетной системы и принципы бюджетного устройства Российской Федерации. Роль региональных и местных бюджетов в экономическом и социальном развитии государства. Особенности формирования доходов территориальных бюджетов Российской Федерации.

    контрольная работа , добавлен 10.09.2012

    Сущность доходов региональных бюджетов и источники их формирования. Понятие и состав налоговых доходов федерального бюджета РФ. Управление доходами региональных бюджетов. Установление специальных налоговых режимов. Принцип стабильности доходов бюджета.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2013

    Понятие и особенности региональных финансов, их роль в социально-экономическом развитии края. Проблемы взаимоотношения региональных и местных бюджетов, принципов формирования статей доходов и расходов. Анализ финансовых ресурсов Алтайского края.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2012

    Формирование доходов местных бюджетов РФ, их роль и спользование. Регулирование доходов региональных и местных бюджетов. Принципы исполнения бюджета. Принципы межбюджетных отношений. Формы финансовой поддержки субъектов Федерации, их характеристика.

    контрольная работа , добавлен 07.01.2008

    Характеристика и сущность местных бюджетов, их значение в проведении общегосударственных экономических и социальных задач. Основные особенности законодательных уровней местных бюджетов в Российской Федерации. Экономический анализ местных бюджетов.

    реферат , добавлен 07.10.2011

    Неналоговые доходы бюджета РФ: понятие, содержание, источники. Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Способы повышения эффективности неналоговых доходов в России через оптимизацию условий управления государственной собственностью.

    реферат , добавлен 12.01.2011

    Общие положения о бюджетной системе и бюджетном устройстве Российской Федерации. Теоретические основы формирования доходов региональных бюджетов. Формирование регионального бюджета РФ на примере бюджета Самарской области.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2006

    Основная часть местных финансов - региональные бюджеты и бюджеты административно-территориальных образований. Источники формирования и существующая система регулирования региональных бюджетов. Расходование регионального бюджета Удмуртской республики.

    контрольная работа , добавлен 23.03.2011

    Неналоговые доходы как резерв исполнения доходной части бюджетов. Сокращение дефицита бюджетов всех уровней и улучшению жизни населения в стране. Состав, структура и особенности формирования неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Региональный бюджет – это группировка существующих и действующих денежных средств, нормативных актов, где указаны правила их пользования и взаимообмена, который применяется в платежных операциях по этим валютам. Помимо этого региональный бюджет включает в себя систему кредитных отношений, которые связаны напрямую с использованием денежных средств в конкретной точке страны.

Функции регионального бюджета

Если говорить простыми словами, то бюджет данного вида подразумевает собой ключевой путь, который помогает доводить до жителей страны итоговый производственный продукт. Только с помощью него осуществляется распределение общественных товаров и услуг среди всеми гражданами, а также административными и территориальными величинами.

Стоит сказать, что верховное место в денежной системе Российской Федерации занимает государственный бюджет. Он действует в период всего календарного года, который считается финансовым.

Денежные структуры Российской Федерации выделяет державную смету в качестве предмета для заполнения и дальнейшего расходования денег, которые должны быть направлены на качественное и действенное исполнение заданных функций государственного аппарата.

Денежная система государства – это некая структура для осуществления главных действий ключевой финансовой документации, которая выражается в установленных планах Реализация подобных планов, а также их действенность являются очень важным элементом для качественного осуществления нужной функциональности и определения равенства всех слоев общества, которая должна быть одинаковой во всех регионах страны.

Региональный бюджет, наряду с федеральным, играет огромную роль в становлении бюджетной системы Российской Федерации. Итоговым результатом их реализации будут величины, показывающие состоятельность валового продукта внутри страны, а также доходность, где немаловажную роль также будет играть перераспределение денежных средств из бюджета.

Региональный бюджет отличается от остальных тем, что он содержит в себе общий центр финансовой составляющей регионов страны. Его главная направленность заключается в эффективном денежном обеспечении жителей конкретного региона, осуществлением которого занимаются органы местного самоуправления.

Составление регионального бюджета: доходы

Составление регионального бюджета осуществляется в первую очередь благодаря установленному принятому государственным аппаратом финансовому плану, который рассчитывается на целый год. Доходность его заключается во внесении личных и контролирующих взносов. Первая группа состоит из налоговых сборов, куда входят:

  • налоговые средства от недвижимости;
  • налоговые средства на имущество, которое принадлежит компаниям и корпорациям;
  • транспортные налоговые средства;
  • налоговые средства на бизнес, связанный с игровой деятельностью;
  • налоговые средства с лицензионных сборов, которые взимаются каждый месяц.

Вторая группа доходов состоит из неналоговых взносов, которые собираются под пристальным контролем законодательных актов при помощи перечисления прибыльной части от государственных организаций. Данные организации реализуют свою деятельность на территории страны, остающихся после выплаты всей налоговой составляющей и остальных долговых обязательств в государственную казну в том количестве, которое было принято в соответствии с законодательством регионов в Российской Федерации.

Личные взносы, которые выступают в роли доходов регионального бюджета, состоят из доходов от использования имеющегося имущества, которое принадлежит государству Российской Федерации. Помимо этого, ими являются и деньги, которые были получены для осуществления платежных операций внутри нескольких бюджетных учреждений, финансируемых государством.

Также основной вклад с систему регионального бюджета страны привносил земельный налог. Он представляет собой рычаг экономической направленности для осуществления процесса увеличения пользования земельными участками. Помимо этого, земельный налог является основным ресурсом для покрытия затрат в местном бюджете, которые идут на улучшение неосвоенных территорий земли, находящихся в том или ином регионе страны.

Региональный бюджет должен постоянно питаться стабильными финансовыми взносами, которые, в свою очередь, должны играть роль регуляторов повышения взносов, поскольку расходная часть является основной в разного рода бюджетах.

Региональный бюджет Российской Федерации содержит некий показатель, который является крайне важным – это норма обеспеченности на одного гражданина страны. Данный показатель рассчитывается лично для каждого слоя населения, и является отправной точкой при расчете минимальной суммы дохода, который должен быть в казне местной бюджетной системы.

Помимо всего прочего, увеличение местного бюджетного показателя при сравнении с другими показателями в стране дает возможность быть неким «кормильцем» для региона, который испытывает недостаток средств. Если происходит обратная ситуация, то соседние регионы выступают в качестве «кормильцев» — эта система позволяет держать баланс бюджета на должном уровне. Средства помощи могут выступать в качестве:

  • кредитов;
  • дотационных соглашений;
  • трансфертных операций;
  • иные денежные переводы.

Эти средства реализуются при помощи взносов из федерального налогового бюджета. Эти денежные средства должны пройти обязательную проверку, и уже потом будут направлены на распределение в различные бюджеты, в том числе и в региональный. Сумма данной помощи, которая необходима для соответствующего региона страны, вычисляется на основании норм и действующих инструкций, которые входят в число верховных законодательных документов.

Региональный бюджет играет роль ключевой составляющей каждого плана той или иной части страны, поэтому его основной задачей будет являться эффективное и целевое обеспечение затратной части, которая необходима при осуществлении заданных государством функций и обязанностей. Заполнение этого вида бюджета реализуется при помощи разного рода перечислений и взносов, как было сказано выше. Каждый взнос является конкретной формой денежных запасов. Например:

  1. дотации – это деньги, которые были зачислены из другого бюджета, чтобы обеспечить баланс в случае дефицита одного из бюджетов. Перевод средств осуществляется в конкретно установленной сумме.
  2. трансферт – это деньги, которые переправляются бюджету на местном уровне из федерального бюджета для существенного урегулирования достатка каждого региона страны.
  3. субвенция – это определенная сумма денег, которая выдается из федерального бюджета, для осуществления определенного мероприятия социальной направленности.

Распределение регионального бюджета

Деньги из регионального бюджета распределяются, в основном, по определенным путям, где основополагающими являются:

  • предоставить нужную величину денежных средств для эффективной деятельности государственной власти;
  • погасить и обслужить все долги государства;
  • обеспечить осуществление всей составляющей необходимых расходов, которые направлены на организацию выборных мероприятий или референдумов;
  • осуществление программ и мероприятий, которые необходимы в том или ином регионе страны;
  • купить и реализовать имущественной собственности государственного аппарата, которое будет принадлежать регионам страны;
  • реализовать систему отношений регионов с зарубежными странами или поддерживать действующие отношения;
  • обеспечить государственные организации и компании денежными средствами для того, чтобы те могли своевременно и эффективно развиваться;
  • спонсировать средства массовой информации при их участии в становлении социально-значимых мероприятий в регионах;
  • предоставлять деньги в бюджет местным органам самоуправления;
  • выделять денежные запасы для органов местного самоуправления с последующей передачей определенных государственных функций.

Региональный бюджет не реализуется без расходов, которые постоянно направлены на финансовую стабильность в регионах, а также на улучшение различных социальных областей: медицина, образование, жилищное хозяйство, дорожная система, пенсионные начисления и т.д. Именно из данного бюджета идет спонсирование всех социально-значимых областей: сельская и продуктовая промышленность, коммунальная сфера, медицинские направления и др. Региональный бюджет играет некую роль некого рычага для того, чтобы постепенно повысить уровень качества жизни всех жителей Российской Федерации.

Система бюджетирования в разных регионах страны имеет некоторые отличия, поскольку запросы в разных точках страны могут кардинально различаться. Например, в бюджетах областного, городского или краевого характера расходы, направленные на социальные и культурные программы, равняются практически 50% от всей величины бюджета, то в бюджетах сельской или поселковой направленности данный показатель увеличивается до 87%.

В современном мире, где наблюдается постоянный рост городов в геометрической прогрессии, происходит увеличение расходной части на каждого человека, проживающего в Российской Федерации. Именно этот показатель является одним из самых важных при становлении регионального бюджета и всей бюджетной системы страны.

Помимо этого, в последнее время экспертами был зафиксирован рост потребностей среди жителей маленьких городов или поселков городского типа, которые так же как и жители крупных городов, хотят улучшить свои жилищные условия, качество образования, медицинских услуг и т.д.

Собственные доходы территориальных бюджетов – финансирование субъектов государства, полученное путем сбора местных налогов или постоянных, фиксированных отчислений из федерального бюджета.

Финансирование регионального бюджета необходимо, так как без постоянного потока доходов станет невозможным выполнение основных функций территориальной бюджетной системы, а именно:

  • Формирование фондов для обеспечения деятельности региональных органов власти;
  • Распределение денежных средств между сферами производства и народных хозяйствующих объектов;
  • Регулирование деятельности субъектов экономической деятельности, которые располагаются в сфере влияния региональных органов власти.

Фиксированные отчисления для обеспечения территориального бюджета от федеральных органов призваны гарантировать, что ресурсов для выполнения вышеизложенных функций будет достаточно. Таким образом, государством регулируется бюджетная система на всех уровнях.

Структура собственных доходов территориальных бюджетов

В структуру собственных поступлений в бюджеты регионов входят следующие пути финансирования:

  • Имущественные налоги и сборы;
  • Доходы от перехода права собственности от субъектов федерации к частным лицам (приватизация);
  • Налоговые сборы за пользование земельными участками;
  • Оплата страхования по программе ОМС;
  • Внебюджетные фонды;
  • Фонды подведомственных отраслей;
  • Сборы за использование земельных недр и полезных ископаемых;
  • Прочие налоговые сборы и поступления местного назначения.

Региональные органы регулирования экономической деятельности заинтересованы в увеличении собственных поступлений в бюджет. Недостаточность доходов для осуществления необходимых функций территориального бюджета вызвала надобность в дополнительном финансировании посредством фиксированных отчислений из бюджета федерации. В число дополнительных доходов в собственный бюджет входят:

  • Отчисления от статьи НДС;
  • Акцизные отчисления;
  • Налоговые сборы, начисляемые на хозяйствующих субъектов;
  • НДФЛ.

Размер дополнительных отчислений определяется федеральными органами власти, уполномоченными к решению вопросов распределения бюджета государства.

Факторы, влияющие на собственные доходы региональных бюджетов

На размер собственных доходов оказывают влияние следующие факторы:

  • Наличие бюджетной задолженности;
  • Уровень покрытия местных расходов собственными доходами;
  • Уровень обеспеченности населения;
  • Бюджетная результативность региона;
  • Автономность (доля пунктов доходов от деятельности региона в территориальном бюджете);
  • Соотношение собственных доходов и дополнительных фиксированных поступлений.

Совокупность всех этих факторов характеризует общую финансовую устойчивость региона и его экономический вес в бюджете государства.

Последние тенденции говорят об увеличении расходов региона при том, что уровень собственных доходов стремится вниз. Такая ситуация приводит к дотациям из федерального бюджета. Регионы заинтересованы в стабилизации собственной экономической ситуации, так как с ростом собственного финансирования возможно появление льгот и других привилегий со стороны федеративных органов управления.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

16:06 — REGNUM Госдума приняла федеральный бюджет на 2018−2020 годы в третьем чтении. Впервые распределены дотации на сбалансированность 73 региональных бюджетов. Как передает корреспондент ИА REGNUM 24 ноября, это следует из прогноза трехсторонней комиссии по межбюджетным отношениям, в которую входят представители правительства РФ, Госдумы и Совета Федерации.

Согласно прогнозу трехсторонней комиссии по межбюджетным отношениям, наименьший дефицит в 2018 году будет зафиксирован в Смоленской области (186,3 млн рублей). В тройку регионов с наименьшим дефицитом в 2018 году войдут также Кировская область (211,5 млн рублей) и Ульяновская область (223,6 млн рублей).

Между тем, дефициты бюджетов десяти регионов РФ оказались больше 3 млрд рублей. Среди них Костромская область (3,1 млрд рублей), Забайкальский край (3,2 млрд рублей), Карелия (3,4 млрд рублей), Алтайский край (3,4 млрд рублей), Удмуртия (3,8 млрд рублей), Волгоградская область (4 млрд рублей) и Ставропольский край (4,2 млрд рублей).

В тройку регионов с наибольшим дефицитом вошли Пензенская область, дефицит которой составит 4,2 млрд рублей. Отметки в 7,5 млрд рублей достигнет дефицит бюджета Омской области. Наибольший дефицит прогнозируется в бюджете Чечни — по расчетам трехсторонней комиссии, он достигнет 9,8 млрд рублей.

Дотации на зарплаты бюджетников

Закон о федеральном бюджете на 2018 год распределяет более 100 млрд рублей между регионами. Об этом члены трехсторонней комиссии договорились в ходе рассмотрения проекта госсметы во втором чтении. Как рассказал зампредседателя Госдумы Александр Жуков («Единая Россия»), дотации получат 73 региональных бюджета.

Согласно решению трехсторонней комиссии, основной объем дотаций будет направлен на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в 2018 году. Так, наибольший объем дотаций получит Омская область — в бюджет региона дополнительно уйдут 8,6 млрд рублей. По 5,3 млрд рублей поступят в Пензенскую область и Ставропольский край. Еще порядка 5 млрд рублей будут перечислены в бюджет Волгоградской области. Около 4 млрд рублей на выплату зарплат бюджетникам получат Удмуртия, Карелия и Алтайский край. В десятку лидеров, получивших наибольший объем дотации попали также Забайкальский край (3,6 млрд рублей), Костромская область (3,4 млрд рублей) и Тамбовская область (2,8 млрд рублей).

Список регионов по объему дотаций замыкают Чукотский автономный округ, который получит 112,1 млн рублей, Калмыкия, в бюджет которой направится 110,2 млн рублей и Еврейская автономная область, которая получит 72,4 млн рублей.

Среди регионов, в которые из федерального бюджета в 2018 году не планируется направлять никаких дополнительных дотаций, оказались Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Татария, а также Самарская, Свердловская, Тюменская и Сахалинская области.

Десятка бедных и богатых

По прогнозу трехсторонней комиссии, лидером по налоговым и неналоговым доходам в 2018 году станет город Москва, в бюджет которой поступит 2,1 трлн рублей. В тройке лидеров также Московская область (доход 531,1 млрд рублей) и город Санкт-Петербург (524,8 млрд рублей). Порядка 302,1 млрд рублей дохода ожидают в Ханты-Мансийском автономном округе, около 262,1 млрд рублей в Свердловской области, 261,4 млрд рублей — в Краснодарском крае. В бюджет Татарии, по прогнозам трехсторонней комиссии, поступит 259,6 млрд рублей, в Красноярский край — 237,9 млрд рулей, в Ямало-Ненецкий автономный округ — 197,5 млрд рублей. Эти же регионы, по прогнозам комиссии, станут в 2018 лидерами по расходам.

В десятку регионов с наименьшим объемом доходов бюджетов войдут Республика Осетия и Ненецкий автономный округ, доходы которых ожидаются на уровне 17,0 млрд рублей в обоих регионах. В бюджет республики Адыгея поступит 12,8 млрд рублей, город Севастополь сможет собрать только 11,7 млрд рублей. Между тем, доходы некоторых субъектов РФ окажутся менее 10 млрд рублей. Среди них Карачаево-Черкесская Республика (9,4 млрд рублей), Еврейская автономный округ (7,9 млрд рублей) и республика Тува (7,2 млрд рублей). В тройку регионов с самым маленьким доходам в 2018 году по прогнозам комиссии вошли Калмыкия (7,1 млрд рублей), Алтай (6,1 млрд рублей) и Ингушетия (5,6 млрд рублей).