Автотранспортная психология. Автотранспортная психология Изучение надежности работы водителя в России и за рубежом

  • 06.03.2024

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность глубинной психологии как названия для ряда направлений в психологии, ориентированных преимущественно на изучение бессознательных психических процессов. Основные положения, содержание, история развития психоанализа, роль Фрейда в данном процессе.

    презентация , добавлен 23.10.2014

    Психология - научное знание о закономерностях возникновения, формирования и развития психических процессов, состояний и свойств человека. Педагогика: предмет, категории, методы исследования. История становления современной педагогики и психологии.

    шпаргалка , добавлен 01.04.2011

    Душа как предмет психологических знаний, вопрос о природе души с точки зрения материализма и античной психологии. Основные этапы развития психологии в период Средневековья и эпоху Возрождения, а также период с Нового времени по середину XIX века.

    контрольная работа , добавлен 24.01.2011

    Психология как научное исследование поведения и психических процессов. Исследование воздействия различных факторов на поведение личности. Исторические основания психологии. Обзор развития основных школ в психологии, их основные положения, значение.

    курсовая работа , добавлен 11.10.2009

    Развитие психологии в России в XIX в. Связь психологии с педагогикой, научные работы К. Ушинского. И. Сеченов как основоположник учения о поведении, его концепция психических процессов и изучение рефлексов мозга. Биография В. Бехтерева и И. Мечникова.

    реферат , добавлен 09.12.2010

    Происхождение слова "психология" и её история. Задача психологии - исследование психических явлений. Явления, изучаемые психологией. Проблемы психологии. Методы исследования в психологии. Отрасли психологии. Человек как предмет общей психологии.

    курсовая работа , добавлен 02.12.2002

    История развития психологии как науки, ее основные этапы. Начало развития античной психологической мысли, Сократ и сократические школы. Учение Платона и Аристотеля о душе. Психологические учения нового времени. Психометрика и физиология органов чувств.

    контрольная работа , добавлен 08.03.2011

Хрестоматия по юридической психологии. Особенная часть.
ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ


Романов А.Н.
АВТОТРАНСПОРТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

М., 2002. Стр. 14-19.


Глава 1. Надежность водителя в системе "Водитель-Автомобиль-Дорога-Среда"

1.2. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ТРУДА ВОДИТЕЛЯ

Психофизиология - наука о протекании физиологических реакций при изменяющихся психологических условиях. Психология (от греч. psyche - душа и logos - понятие, учение) изучает закономерности человеческой психики. Физиология изучает функционирование органов и систем человеческого организма.

Психофизиология труда - это наука о протекании психических и физиологических процессов при трудовой деятельности человека и их влиянии на его состояние и работоспособность.

Психофизиология труда водителя изучает психофизиологические особенности его труда, требования, предъявляемые к его психическим процессам и физиологическим функциям в различных видах водительской деятельности, и разрабатывает мероприятия, направленные на повышение надежности водителей, эффективности труда и сохранение их здоровья.

Для правильного понимания деятельности водителя и требований, которые эта деятельность предъявляет к его психофизиологическим качествам, необходимо учитывать условия, в которых ему приходится работать. Поэтому говорят о психофизиологических особенностях труда водителя, к которым можно отнести следующие.

1. Действия водителя автомобиля. Они являются ответными реакциями на невероятное многообразие неожиданно возникающих дорожных ситуаций, порой совершенно непредсказуемых. Неожиданность требует быстрого переключения одной двигательной установки на другую. Это вызывает выраженное нервное напряжение, что нередко приводит к ошибкам. Смена установки в подобных случаях оказывается посильной и доступной не всем водителям. В подобных ситуациях главное - не скорость реакций, а умение управлять ими, ускорять или замедлять их при необходимости. Особенно важна точность реакции переключения, основанной на быстрой и верной оценке результатов уже выполненных действий и своевременном исправлении допущенных ошибок. Велика и оперативная насыщенность работы водителя в условиях интенсивного дорожного движения. По данным Г. М. Далецкой, водитель автомобиля за рабочий день (7-8 ч) оценивает в среднем 2000 дискретных производственно важных раздражителей и производит 7000 ответных действий, машинист электровоза за то же время работы воспринимает лишь 1300 раздражителей и производит 1100 ответных действий. По данным А. К. Сабирова, общее число трудовых операций в течение смены (7-8 ч) у водителей городского автобуса - 5600, у водителей такси - 5300.

2. Периодическое чередование двух противоположных, отрицательно влияющих на продуктивность работы условий - монотонности и информационной перегрузки. Монотонность (однообразие) возникает при низкой интенсивности движения, отсутствии других участников движения, однообразном ландшафте окружающей местности, на прямых участках дороги большой протяженности, продолжительном движении в колонне с постоянной скоростью, длительном воздействии однообразных световых или звуковых раздражителей через равные промежутки времени, а также при фиксации взгляда на световом раздражителе. Такими раздражителями для водителя могут быть шум от двигающегося рядом продолжительное время грузового автомобиля, шум от своего автомобиля, фиксация взгляда на солнечном блике бампеpa впереди идущего автомобиля и т. п. Монотонность приводит к снижению двигательной активности, сонливости и, как следствие, к грубым ошибкам при внезапном усложнении дорожной обстановки, а иногда к засыпанию за рулем. Информационная перегрузка возникает при интенсивном дорожном движении, особенно в условиях большого города или при движении на больших скоростях.

3. Выраженное нервно-психическое напряжение водителя. Оно определяется повышенной опасностью автомобиля как транспортного средства повышенной опасности. Поэтому водитель постоянно испытывает чувство высокой ответственности за жизнь пассажиров, сохранность груза, автомобиля, а также за свою собственную безопасность. При этом нередко преобладают отрицательные эмоции: страх, тревога, сомнение, постоянное ожидание возникновения аварийных ситуаций и неуверенность в их благополучном исходе. Такие чувства испытывает каждый водитель, однако у опытного, обладающего высокой устойчивостью к нервным перегрузкам водителя степень нервного напряжения будет значительно меньше, чем у эмоционально неустойчивого новичка. Чрезмерное или длительное нервное напряжение приводит к нарушению таких процессов, как восприятие, внимание, мышление, память; отмечается также увеличение времени реакции и нарушение координации движений.

4. Непрерывность и дискретность. В деятельности водителя эта особенность выражается в том, что, с одной стороны, он заинтересован как можно быстрее, без перерывов и с соблюдением Правил дорожного движения доставить груз или пассажиров из одного пункта в другой, а с другой стороны, непрерывность движения постоянно замедляется или прерывается возникающими помехами (другими автомобилями, пешеходами, состоянием дороги, сигналами светофоров, плохой видимостью и т.д.). Возникающие в связи с этим частые остановки и возобновление движения, уменьшение или увеличение скорости и другие противоположные действия предъявляют высокие требования к подвижности нервных процессов водителя и являются одной из причин развития утомления. Так, по данным А. К. Сабирова, водители автобуса за рабочую смену (7-8 ч) делают 400-500 остановок, до 2000 раз включают сцепление и переключают передачи. За 1 км пути водитель такси выполняет в среднем 19,9 операций, а водитель автобуса - 40,5. Хронометраж, проведенный во Франции, показал, что при вождении автомобиля в большом городе у водителя в среднем за 1 ч управления уходит: 15 мин - на торможение, 10 мин - на стоянку перед перекрестком, 16 мин - на трогание с места и разгон и лишь 19 мин - непосредственно на езду.

5. Работа в условиях навязанного темпа и дефицита времени. Навязанный и произвольный темпы работы можно проиллюстрировать на простом примере. На экране загораются, периодически чередуясь, лампочки красного и зеленого цвета. Испытуемый должен гасить красную лампочку нажатием на кнопку правого выносного пульта, а зеленую - левого. При произвольном темпе лампочка будет гореть, пока он ее не погасит. Очередная лампочка вспыхивает только после того, как он погасит предыдущую. Это произвольный темп. При навязанном темпе лампочки автоматически вспыхивают через определенные промежутки времени независимо от действий испытуемого, который должен успеть нажать нужную кнопку, пока лампочка не погасла. В простых дорожных условиях водитель работает в произвольном темпе. Он в соответствии со своими возможностями выбирает скорость движения и не очень ограничен временем при выполнении различных маневров.

Работа в навязанном темпе возникает при вождении автомобиля на высокой скорости, в условиях интенсивного движения в больших городах и на скоростных дорогах, а также при возникновении опасных ситуаций. Навязанный темп и дефицит времени имеют место при управлении оперативными автомобилями (милиции, пожарными, скорой медицинской помощи), когда водитель вынужден вести автомобиль на большой скорости, нередко в условиях оживленного городского движения. В таких случаях водитель не успевает воспринимать необходимую дорожную информацию, правильно оценивать ее и своевременно выполнять необходимые управляющие действия. В ограниченные временные условия попадает водитель при неожиданном возникновении опасных ситуаций, особенно, когда такие ситуации возникают одна за другой. Так, сделав резкий поворот, чтобы не наехать на пешехода, водитель оказывается перед движущимся навстречу автомобилем. В таких ситуациях он иногда непроизвольно продолжает действие, которое в изменившихся условиях должно быть прекращено. По этой причине водитель запаздывает с выполнением необходимых управляющих действий в новой ситуации. Автогонщик, для того чтобы победить, должен постоянно выдерживать максимальную скорость, которую он старается лишь минимально снижать только при преодолении препятствий и на поворотах. Поэтому он постоянно работает в навязанном темпе и при дефиците времени. Надежность водителя при навязанном темпе не только требует высокой профессиональной подготовки, но и предъявляет большие требования к скоростным параметрам нервной деятельности, скорости и точности сенсомоторных реакций.

6. Постоянная и высокая степень готовности к действиям при неожиданном изменении дорожной обстановки. Она предъявляет особенно высокие требования к вниманию водителя. Однако интенсивность и устойчивость его внимания непроизвольно то повышается, то снижается. Если при снижении внимания внезапно возникает опасная ситуация, то ошибки водителя и ее неблагоприятный исход более вероятны. Поэтому водитель должен уметь рационально использовать различные качества внимания. Это достигается произвольным его напряжением или, наоборот, снижением, в зависимости от дорожной обстановки.

7. Неравномерность и неопределенность поступающей информации. При движении в простых дорожных условиях на дорогах с низкой интенсивностью движения водитель иногда в течение продолжительного времени может не получать никаких значимых раздражителей, требующих немедленных ответных действий. В условиях интенсивного городского движения или на скоростных до рогах нередко в течение одной секунды и даже одномоментно он должен воспринять и отреагировать на неожиданно возникающие раздражители или изменения дорожной обстановки. Информационная насыщенность на дорогах меняется при въезде в населенные пункты и выезде из них, при въезде со скоростной магистрали на дорогу с низкой интенсивностью движения, с главной улицы на боковую, и наоборот. Неопределенность поступающей информации выражается в том, что водитель никогда не может быть абсолютно уверен, что события на дороге будут развиваться так, как он предполагает.

8. Прогнозирование, т.е. предвидение вероятностного развития дорожной обстановки. Это свойство в психологии называется антиципацией (от лат. anticipatio - предвосхищение, предугадывание событий). Профессиональный опыт в значительной степени облегчает развитие этого качества, так как в основе прогнозирования лежит использование информации о прошлом для предвидения будущего. Особенно большие трудности при прогнозировании возникают, когда водитель должен одновременно предвидеть пове дение на дороге двух, а иногда и более объектов. При этом проис ходит раздвоение мышления, так как водитель одновременно должен предвидеть минимум два действия - свои и пешехода или свои и водителя другого автомобиля. Неожиданные препятствия или помехи иногда застают водителя врасплох. В этих случаях направление, в котором он должен двигаться, чтобы избежать ДТП, открывается в последние секунды. Эти периоды наибольшей психической нагрузки являются теми критическими моментами в работе водителя, во время которых оценка обстановки и необходимые действия для предотвращения ДТП должны быть выполнены почти мгновенно. Транспортные средства и пешеходы, движения которых должны быть приняты во внимание водителем, не только движутся в определенном направлении и с определенной скоростью, но и изменяют их, что подчиняется действию случайности. Однако эти изменения не всегда бывают неожиданными. Опытный водитель нередко по некоторым мелким, даже не всегда осознанным признакам может уловить, почувствовать намерение водителя другого автомобиля или пешехода. У него со временем вырабатывается особая форма наблюдательности, помогающая ему не только видеть в каждый момент наиболее опасные действия других участников движения, но и предвидеть их последствия и своевременными действиями предотвратить возникновение опасных ситуаций.

9. Активный поиск недостающей информации в условиях ограниченной видимости. При управлении автомобилем в темное время суток, в тумане, при сильном снегопаде, во время дождя водитель плохо видит дорогу, дорожные знаки, дорожную разметку, пешеходов и другие автомобили. Он затрудняется в определении положения своего автомобиля по отношению к другим участникам движения и активно ищет необходимую информацию для такой оценки. При этом появляется состояние нервного напряжения, неуверенности, тягостного ожидания возникновения аварийной ситуации. Такое состояние приводит к нарушению способности быстро воспринимать и правильно оценивать дорожную обстановку, своевременно принимать решения и выполнять необходимые управляющие действия, что при реальном усложнении дорожной обстановки может быть причиной грубых ошибок и ДТП.

Психофизиологические особенности управления автомобилем свидетельствуют о сложности водительской деятельности и обусловленных этим высоких требованиях, предъявляемых к водителю. Поэтому при конструировании новых или совершенствовании конструкций старых автомобилей, строительстве и обустройстве дорог, а также при организации дорожного движения необходимо учитывать психологические возможности водителей, разрешающую способность их нервной системы и органов чувств. Вместе с тем разработка мероприятий по рациональному режиму труда и отдыха водителей, методов их профессионального отбора, подготовки и совершенствования их профессионального мастерства должны проводиться с учетом требований, которые предъявляются к водителю автомобиля, технико-эксплуатационным показателям автомобиля, дорожным условиям и среде движения.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

(ФГБОУ ВПО «СибАДИ»)»

Кафедра «Автомобили и тракторы»

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

для направления подготовки

190700.62 Технология транспортных процессов

Разработчик Арбатская Т.В.

Омск – 2011

ТРАНСПОРТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебное пособие

Разработчик Арбатская Т.В. 1

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ТРАНСПОРТНОЙ ПСИХОЛОГИИ 5

1.1. Основные определения 5

1.3. Системы "человек-машина" и "водитель-автомобиль" 6

1.3.1. Система "человек-машина" 6

1.3.2. Система "водитель-автомобиль" 7

1.4. Понятие надежности оператора 7

1.4.1. Пригодность 7

1.4.2. Подготовленность 7

1.4.3. Работоспособность 7

1.4.4. Факторы, влияющие на надежность водителя: 8

2. ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 8

2.1. Ощущение и восприятие 8

2.1.1. Анализаторы 8

2.1.2. Ощущения 9

2.1.3. Пороги чувствительности 9

2.1.4. Восприятие 11

2.2. Зрительный анализатор 12

2.2.1. Механизм зрения 12

2.2.2. Острота зрения 12

2.2.3. Поле зрения 13

2.2.4. Глазомер 13

2.2.5. Динамический глазомер 13

2.2.6. Цветоощущение 14

2.2.7. Ночное зрение 14

2.2.8. Зрение и возраст 14

2.2.9. Влияние алкоголя 15

2.3. Другие анализаторы 15

2.3.1. Слуховой анализатор 15

2.3.2. Вестибулярный аппарат 15

2.3.3. Суставно-мышечные ощущения 15

2.3.4. Кожные ощущения 15

2.4. Внимание 15

2.4.1. Активность внимания 16

2.4.3. Широта внимания 16

2.4.4. Распределение внимания 17

2.4.5. Переключение внимания 17

2.4.6. Интенсивность внимания 17

2.4.7. Устойчивость внимания 17

2.4.8. Рассеянность 17

2.5. Память 18

2.5.1. Кратковременная память 18

2.5.2. Долговременная память 18

2.5.3. Виды памяти 18

2.5.4. Продуктивность памяти 18

2.6. Эмоции 19

2.6.1. Внешние проявления эмоций 19

2.6.2. Эмоции высшие и низшие 19

2.6.3. Характеристики эмоций: 19

2.6.4. Виды эмоций 20

2.6.5. Эмоциональная устойчивость 20

2.7. Темперамент 21

2.7.1. Общая характеристика типов темпераментов 22

2.8. Время реакции 23

2.8.1. Время простой реакции 23

2.8.2. Время сложной реакции 24

3. Рабочее место оператора 25

3.1. Рабочее место водителя грузового автомобиля 25

3.1.1. Общие требования 25

3.1.2. Рабочая поза водителя 25

3.1.3. Размеры рабочего места 25

3.1.4. Сиденье 26

3.1.5. Спальное место 26

3.1.6. Основные органы управления 26

3.1.7. Кабина 27

3.1.8. Обзорность 28

3.1.9. Факторы рабочего места 28

3.2. Панель приборов 28

3.3. Системы управления автомобилем 31

3.3.1. Управляемость системы управления 31

3.3.2. Система "водитель-автомобиль" 31

3.3.3. Статическая характеристика системы управления 32

3.3.3.1. Коэффициент преобразования 32

3.3.3.2. Зона нечувствительности 33

3.3.3.3. Холостой ход 33

3.3.3.4. Гистерезис 34

3.3.3.5. Общий подход к выбору параметров статической характеристики 34

3.3.4. Динамическая характеристика 34

3.3.4.1. Типовые динамические звенья 34

3.3.4.2. Системы управления автомобилем 36

3.3.4.2.1. Тормозное управление 36

3.3.4.2.2. Рулевое (траекторное) управление 37

studfiles.net

ТРАНСПОРТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - это... Что такое ТРАНСПОРТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ?

 ТРАНСПОРТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ направление исследований психологии труда, основной задачей которого является поиск возможностей рационализации труда работников разных отраслей транспорта. Наибольших успехов Т. п. достигла на железнодорожном и автомобильном транспорте, несколько меньших - на морском и речном транспорте. Наибольшее внимание Т. п. уделяет изучению труда водительского состава, хотя не остаются в стороне и работники других профессий. Основная цель Т. п.- улучшение условий и повышение производительности труда работников транспорта. Т. п. стремится во всех производственных помещениях и линейных подразделениях транспорта, в кабинах транспортных средств создать условия, в которых человек может производительно работать без лишних психических и физических нагрузок и не испытывать на себе неблагоприятного воздействия внешней среды. Особое внимание уделяется снижению психических нагрузок, которые непрерывно возрастают в связи с увеличением скорости и интенсивности движения транспорта. Основные причины психологических нагрузок - увеличение объемов информации, перерабатываемых оперативным персоналом (водителями, машинистами, диспетчерами и др.), повышение напряженности их труда, дефицит времени, отказы и неисправности подвижного состава и т. п. Для уменьшения отрицательных последствий этих явлений Т. п. разрабатывает специальные меры. Другое направление исследований в Т. п. связано с психологической рационализацией кабин транспортных средств, пультов централизованного управления, рабочих мест работников различных транспортных профессий, рабочего инструмента и пр. Большое внимание уделяется аспектам работы с кадрами. Здесь решаются вопросы профессиональной ориентации, отбора и обучения работников транспорта и прежде всего водительского состава, изучаются вопросы взаимодействия в рабочих коллективах. Актуальная проблема для всех видов транспорта - повышение безопасности движения и снижение уровня аварийности за счет психологического фактора. Совместно с психологией безопасности Т. п. принимает активное участие в решении этих задач. Помимо общих психологических проблем, характерных для всех видов транспорта, Т. п. решает специфические для каждого вида транспорта проблемы.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

  • Транспортирование чувств
  • ТРАНССЕКСУАЛ

Смотреть что такое "ТРАНСПОРТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ" в других словарях:

    Психология труда - – раздел психологии, изучающий психологические аспекты трудовой деятельности. * * * отрасль психологической науки, изучающая особенности и закономерности различных видов трудовой деятельности и отношения человека к труду, деятельность индивида в… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    психология труда - наука, изучающая психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду. С позиций П. т. рабочее и свободное время индивида тесно взаимосвязаны, так же как условия труда и воспроизводства… … Большая психологическая энциклопедия

    Список академических дисциплин - Эта статья содержит незавершённый перевод с иностранного языка. Вы можете помочь проекту, переведя её до конца. Если вы знаете, на каком языке написан фрагмент, укажите его в этом шаблоне … Википедия

    ТЕХНОСФЕРА - область действительности, для к рой характерно применение техники. В более узком смысле понятие Т., появившееся в 40 50 е гг. в работах заруб, сайентологов и социологов техники как отклик на НТР, употребляется при характеристике совр.… … Энциклопедия культурологии

    Формирование (военное дело) - У этого термина существуют и другие значения, см. Формирование (значения) … Википедия

    Логистика - Логистика профессия, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными… … Википедия

    Военная логистика - Логистика стратегическое управление (менеджмент) закупкой, снабжением, перевозками и хранением материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также… … Википедия

    Логистик - Логистика стратегическое управление (менеджмент) закупкой, снабжением, перевозками и хранением материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также… … Википедия

    Материально-техническое обеспечение - Логистика стратегическое управление (менеджмент) закупкой, снабжением, перевозками и хранением материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также… … Википедия

    Франция - (France) Французская Республика (République Française). I. Общие сведения Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… … Большая советская энциклопедия

psychology_pedagogy.academic.ru

Транспортная психология

Транспортная психология в профессиональной деятельности

Взгляд в историю транспортной психологии показывает, что практические задачи в ней ставились раньше научных. Начало практическому аспекту в транспортной психологии было положено в первых двух десятилетиях нынешнего столетия. Тогда еще не было как таковой системы в деятельности транспортных психологов, были лишь некоторые практические работы отдельных специалистов. В центре внимания на этом начальном этапе стояла проблема определения пригодности к управлению транспортными средствами на железной дороге, а также трамваями и конными экипажами. Хотя при этом и выдвигались первые критерии «пригодности к управлению транспортным средством» и разрабатывались предпосылки для его применения, но при этом еще совершенно отчетливо выдвигались на передний план прежде всего практические интересы. Таким образом термин «транспортная психология» был еще не совсем уместным, так как речь шла скорее о специальной психологической проверке профессионального соответствия.

Тем не менее значение этого начального этапа в истории транспортной психологии нельзя недооценивать для дальнейшего развития. В масштабе всей экономики профессиональный отбор играет незначительную роль по сравнению с другими психологическими задачами. Через 40 лет вернулись к обсуждению этой проблемы.

До середины 50-х годов термин «транспортная психология» охватывал только медицинскую проверку водителей транспортных средств. Во второй половине 50-х годов были созданы такие учреждения, как медико-психологический институт при Союзе работников технадзора в Федеративной Республике Германии и Транс-портно-психологический институт при Попечительском совете по безопасности дорожного движения в Австрии. Решение задач психофизиологического соответствия вождению транспортных средств занимало и сейчас занимает значительное место в деятельности всех этих учреждений. Но одновременно с этим все отчетливее проявлялась нехватка методологических исследований в специальных областях знаний, например, проблема выбора объективных критериев для проверки психологического соответствия вождению транспортных средств. Это еще более обострило разногласия между другими аспектами транспортной психологии. Примерно к тому же периоду времени относится и становление транспортной психологии как научной дисциплины, которая теперь как предмет введена на кафедрах в некоторых университетах.

В 1953 г. была основана секция транспортной психо-югии при Союзе немецких психологов (ФРГ) под руководством Винклера, а в 1967 г. был учрежден научный кружок по изучению транспортной психологии под руководством Зандера в качестве общепрофессионального органа Немецкого общества психологии и Союза немецких психологов (ФРГ).

Развитие транспортной психологии за последние 20 лет явилось конкретизацией нового подхода к прикладной психологии: отсутствие ярко выраженного противопоставления научных исследований и практики, все более тесное взаимодействие между ними. Специалист по транспортной психологии все чаще обращается к научно-исследовательским работам и к практическому воплощению в жизнь результатов научных исследований. Такие специалисты в настоящее время работают, например, в органах технадзора в немецкоговорящих странах или в Федеральном ведомстве дорожного хозяйства в ФРГ, Попечительском совете по безопасности дорожного движения в Австрии, в Консультативном комитете по профилактике дорожно-транспортных происшествий в Берлине, в транспортно-медицинской службе в ГДР, а также в университетах, где имеется кафедра транспортной психологии. С другой стороны, психологи, которые занимаются транспортной психологией при университетах, наряду со своей преподавательской и научной деятельностью все чаще обращаются также к решению практических задач, например, по проверке психологического соответствия вождению транспортного средства.

Чем шире транспортная психология рассматривается как профессиональная деятельность, тем непосредственнее ее воздействие на поведение конкретных лиц в реальной дорожной обстановке. Эту функцию специалист по транспортной психологии выполняет так же, как и все другие психологи, которые выражают на практике содержание своей деятельности.

stroy-technics.ru

Изучение надежности работы водителя в России и за рубежом

История становления транспортной психологии показывает, что практические задачи в ней ставились раньше научных. Начало практическому аспекту в транспортной психологии было положено в первых двух десятилетиях нынешнего столетия. Тогда еще не было как таковой системы в деятельности транспортных психологов, были лишь некоторые практические работы отдельных специалистов. В центре внимания на этом начальном этапе стояла проблема определения пригодности к управлению транспортными средствами на железной дороге, а также трамваями и конными экипажами. Хотя при этом и выдвигались первые критерии «пригодности к управлению транспортным средством» и разрабатывались предпосылки для его применения, но при этом еще совершенно отчетливо выдвигались на передний план прежде всего практические интересы. Таким образом, термин «транспортная психология» был еще не совсем уместным, так как речь шла скорее о специальной психологической проверке профессионального соответствия .

В современном понимании, транспортная психология - это дисциплина, которая изучает роль человеческого фактора в обеспечении эффективности и безопасности работы транспорта. Это отрасль психологии, исследующая процессы и средства взаимодействия между человеком и машиной. Транспортная психология оправдывает свое назначение лишь в тесной взаимосвязи со всеми другими специальными психологическими дисциплинами. Но с точки зрения стоящих перед ней задач она тесно переплетается с транспортно-дорожной и автомобильной техникой, транспортной медициной и транспортной социологией, а также с транспортным правом. У истоков транспортной психологии стоял немецкий психолог Гуго Мюнстенберг, который опубликовал в 1910 г. первую работу по профессиональной оценке действий водителей городского транспорта и их водительского соответствия требованиям безопасности дорожного движения. В начале ХХ века он впервые стал разрабатывать и использовать психологические тесты для оценки профессиональных способностей человека .

Вопросами изучения влияния индивидуальных качеств водителя на безопасность дорожного движения посвящены работы В. И. Коноплянко, В. М. Мишурина, А. Н. Романова, А. И. Вайсмана, М. А. Котика, Е. М. Лобанова, В. Н. Пушкина, В. С. Мерлина, Т. А. Поляновой, Р. В. Ротенберга, К. Марбе, У. Бингема, Р. Дональда, В. Кроуфорда, Ф. Маккена, Г. Майергофера и др.

Еще в начале прошлого столетия был составлен довольно обширный перечень различных качеств человека, отражавшихся на безошибочности и безопасности его труда, которые в то время уже учитывали критерии профессионального отбора на опасные виды профессий. Однако психологические исследования были направлены на выявление, посредством эксперимента лишь отдельных поведенческих качеств человека, сказывающихся на безошибочности работы. Отсутствие общей теории, связывающей глубинные психические проявления человека с его поведенческими коррелятами и фактическими результатами его работы, естественно, вызывало у них неудовлетворенность.

Карл Марбе пришел к выводу, что в предметной деятельности человека могут складываться полосы (периоды) хороших и плохих результатов, обусловленные соответственно положительной и отрицательной установками. Способность к переключению установки не коррелирует с показателями уровня интеллекта, работоспособности, не зависит от скоростных качеств. Люди с хорошей переключаемостью установок будут иметь малую подверженность опасности, люди же с плохой переключаемостью будут как бы “отставать” в своём приспособлении к изменениям окружающего мира и поэтому будут подвержены несчастным случаям. Исходя из теоретических предпосылок о ведущей роли установок, Марбе заключил, что как ранние, так и более поздние травмы возникают по одной и той же причине - из-за плохой установки к работе и низкой переключаемости установок. Способность же к переключению установок он рассматривал как врождённое природное качество человека. Повторность несчастных случаев трактовалась как результат природной расположенности, вытекающей в основном из низкой врождённой способности к переключению установок. Эта теория вызвала сомнения по ряду принципиальных вопросов .

Отечественный ученый Т. А. Полянова исследовала индивидуальный стиль деятельности оператора применительно к работе водителя автомобиля: было введено понятие интегральной индивидуальности. Она установила, что индивидуальные особенности водителей отражаются на стиле вождения и выделила два стиля: в одном предпочтение отдавалось ориентировочному аспекту деятельности, а в другом - исполнительскому. Как показали исследования, второй стиль оказался более опасным и связан с большим числом дорожно-транспортных происшествий. В своих работах В. С. Мерлин приходит к выводу, что индивидуальный стиль деятельности является связующим звеном между разными уровнями индивидуальности - от биохимического до социально-психологического, т. е. выполняет системообразующую функцию по отношению к индивидуальности как морфологической системе. Особенности выполнения исполнительных и ориентировочных действий занимают центральное место в системе трудовых приемов, так как они в первую очередь влияют на результаты деятельности. Вместе с тем эти результаты зависят и от особенностей деятельности, относящихся к другим ее сторонам .

Австрийский ученый Е. Миттенекер считал, что основной причиной возникновения эмоциональных помех является конфликт между двумя совместно действующими диспозициями - достижение заданной цели и недопущение при этом ошибки (сохранение безопасности). Элерс по этому поводу высказал мнение, что причины предрасположенности к несчастным случаям, по всей вероятности, следует искать в том, как субъект воспринимают ситуацию и возникшую в ней задачу, в какой мере он устремлён к достижению цели и насколько реальным при этом он считает возникновение несчастного случая. Д. Клебельсберг также выявил две общие диспозиции в поведении водителей: стремление к удовольствию от быстрой и удачной езды и стремление к автономии, соперничеству .

Большую известность в начале ХХ века получили исследования американского ученого Гуго Мюнстерберга. Он разрабатывал основы психотехники, изучал проблемы руководства предприятиями, профотбора, профориентации, производственного обучения, приспособления техники к психическим возможностям человека и другие факторы повышения производительности труда рабочих и доходов предпринимателей. Занимался также вопросами судебной психологии и свидетельских показаний, клинической психологией, психологией образования. Мюнстерберг доказывал, что наилучший способ повысить производительность труда - подбирать работникам должности, которые соответствуют их индивидуально-психологическим особенностям, в частности характерологическим и интеллектуальным. Была разработана специальная инструментальная методика, предназначенная для оценки способностей к водительскому труду. Его исследования в своих работах продолжал К. Трамм, который добавил к профессионально-важным качествам водителя следующие: хорошее зрение и слух, хорошая память, способность противодействовать усталости, способность к работе с техникой .

Американский ученый У. Бингем, изучая аварийность у водителей автомобилей, обнаружил, что небольшая группа водителей за 2–3 года «набирала» столько несчастных случаев и аварий, сколько не набирали все остальные водители большого автомобильного предприятия . Он выделил три характерные особенности водителей, склонных к авариям: эти люди чаще других совершали общественно-неприемлимые поступки, имели больше дефектов в состоянии здоровья, отличались худшими способностями (по результатам тестирования).

В нашей стране проблеме дорожной аварийности и адаптивного поведения участников движения также уделялось немало внимания. В 1928 году Ж. М. Лям исследовал профессиональную пригодность водителей автомобилей. С. М. Василевский опубликовал труды по совершенствованию квалификации водителей. В 40-ые годы профотбору были посвящены работы Ф. Н. Браиловского и П. В. Венециана, а психологическими характеристиками профессии водителя занимались Г. М. Левигурович, В. Н. Арбузов, В. Н. Ланина, К. В. Старкова и др. .

Значительное место в развитии транспортной психологии занимают творческая переработка и взаимообогащение аналогичных направлений на железнодорожном, морском транспорте и авиации. Во всем мире известны имена советских ученых Д. Ф. Горбова, Е. А. Деревянко, В. Д. Небылицина, К. К. Платонова, Е. А. Милеряна, М. А. Котика, К. М. Гуревича и многих других .

Заслуженный деятель науки и техники проф. Л. Л. Афанасьев, к.м.н. Н. А. Игнатов и Ю. Боровер в своих работах указывают на многообразие психофизиологических особенностей водителя и зависимость их от условий деятельности, создающие определенные трудности в оценке влияния человеческого фактора на безопасность дорожного движения. Наиболее фундаментальные исследования психофизиологических характеристик водителя провели в нашей стране В. Н. Пушкин, Л. Н. Нерсесян и Н. А. Игнатов. Основные идеи этих работ заключаются в разработке рекомендаций и методик для проведения психофизиологических исследований водителя .

В наше время вопросы влияния водителей различных транспортных средств на безопасность движения продолжают широко изучаться.

В работах В. М. Мишурина и А. Н. Романова раскрывается сущность влияния психофизиологических и личностных качеств водителя на безопасность движения. В частности, указывается, что психологическая устойчивость субъекта зависит от таких особенностей как: ощущение и восприятие, скорость и точность сенсомоторных реакций, внимание, мышление, память, эмоции, а также от таких качеств личности, как: темперамент и характер, морально-нравственные качества. Ошибки водителя обусловлены различными негативными факторами: плохими дорогами, неудовлетворительной организацией дорожного движения, техническим несовершенством или неисправностью автомобиля, неблагоприятными погодными условиями . И как следствие, одним из направлений снижения количества ошибок по этим причинам является максимальный учет психофизиологических особенностей водителей. Причем, психологическая надежность водителя достигается целенаправленно, путем тренировки профессионально-важных качеств, в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности.

Р. В. Ротенберг основной причиной дорожно-транспортных происшествий называет психическую инертность водителя при переходе с одних условий движения к другим. Водитель упускает тот момент, когда необходимо снизить скорость, тем самым не обеспечивается достаточный контроль над движением автомобиля. А. И. Вайсман с коллегами разработал теоретические основы методики психофизиологического профотбора водителей, которая включает в себя определение времени и точности простых дифференцированных реакций, способности к оценке пространственно-временных соотношений, способности к вероятностному прогнозированию, эмоциональной устойчивости, оперативной и долговременной памяти и ряд других показателей. Надежность водителя может снижаться в результате его повышенной склонности к риску, эмоциональной неустойчивости, агрессивности, неадекватной реальности иерархии ценностей, ощущения превосходства над другими .

В. И. Коноплянко в своих работах отмечает, что значительное влияние на надежность работы водителя оказывает такие качества, как время сложной реакции, показатели внимания, скорость переработки информации .

М. А. Котик и А. М. Емельянов, раскрывая сущность природы человека при управлении движущимися объектами, выделяют следующие аспекты этой проблемы: влияние его индивидуальных психических качеств, влияние его текущих психических состояний, влияние психических процессов, возникающих при его управляющей деятельности . В работах В. Д. Небылицына и Е. А. Милеряна исследуют силу нервной системы, внимание, распределение внимания, сенсомоторную реакцию. Анализируя различные точки зрения о связи темперамента и свойств нервной системы, авторы приходят к выводу, что свойства нервной системы, тип высшей нервной деятельности не тождественен темпераменту, а составляет лишь природную основу, на которой формируется темперамент. В. Д. Небылицын ввел понятие «надежность человека-оператора» и развивал представление о том, что ведущая роль в «человеческом факторе» принадлежит природным свойствам нервной системы . В. Д. Небылицын всегда настаивал на том, что исследование отдельных свойств нервной системы, их структуры и комбинаций должно предшествовать выделению типов нервной деятельности. Анализируя различные точки зрения о связи темпepaмeнтa и свойств нервной системы, он пришел к выводу, что свойства нервной системы, тип высшей нервной деятельности не тождественен темпepaмeнту, а составляет лишь природную основу, на которой формируется темпepaмeнт.

В настоящее время психофизиологический отбор водителей автомобилей проводится почти во всех странах, где автомобилизация достигла высокого уровня. Введение такого отбора позволяет повысить надежность водителей, снизить количество ДТП, уменьшить материальные потери и человеческие жертвы. Повышение надежности водителя может достигаться посредством улучшения его профессионального обучения и тренировки навыков, что является одной из задач организации профессионального отбора и обучения.

Транспортная психология освещает проблему, как с помощью перестройки дорожного поведения сократить транспортную аварийность, сделать процесс управления автомобилем более безопасным. Стремиться к совершенствованию дорожного движения и не учитывать при этом человеческий фактор - означает заранее обрекать всю работу системы на неудачу. Транспортная психология в процессе своего становления, как научной дисциплины, обозначила очень острые проблемы взаимодействия человека и техники, она изучает основные формы участников дорожного движения и способы воздействия на них, позволяет применять результаты фундаментальных исследований для решения прикладных задач. Актуальность современных прикладных исследований в области транспортной психофизиологии во многом определяется современными требованиями к безопасности, направленными на сохранение жизни и здоровья человека в современном обществе.

Литература:

    Жирков, P. A. Аппаратно-программный комплекс для психофизиологического отбора водителей/Р. А. Жирков, П. А. Колпаков, В. Ю. Ветлужских; Отраслевой фонд алгоритмов и программ. - М.,- 2003.-116с.

    Романов, А. Н. Автотранспортная психология: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений/А. Н. Романов. - М.: Академия, 2002.- 224 с.

    Коноплянко, В. И. Основы управления автомобилем и безопасность дорожного движения: учеб. пособие / В. И. Коноплянко, В. В. Зырянов, Ю. В. Воробьев. - М.: Высш. шк. 2005. - 271 с.

    Клебельсберг Д. Транспортная психология / Д. Клебельсберг; пер. с нем. М.: Транспорт, 1989. - 367 с.

    Небылицын В. Д. Проблемы психологии индивидуальности. Москва - Воронеж, 2000.

    Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. - М.: Изд-во «Наука», 1976

    Пушкин В. П., Нерсесян J1.C. Психология водителя. М.: Знание, 1969.- 32 с.

    Вайсман А. И. Ещё раз о психофизиологическом профотборе//Автомобильный транспорт № 12, 1992, С. 9.

    Котик М. А., Емельянов А. М. Природа ошибок человека-оператора (на примерах управления транспортными средствами). М.: Транспорт, 1933. - 252с.

    Нерсесян JI. C. Психологические аспекты повышения надёжности управления движущимися объектами. М.: Промедэк, 1992.- 287 с.

moluch.ru

Строительные машины и оборудование, справочник

Транспортная психология

Транспортная психология и ее взаимосвязь со смежными дисциплинами

Смежные дисциплины. Традиционно под «транспортной психологией» понимается психология участников движения в улично-дорожной сети и почти никогда в это понятие не включается участие в железнодорожных и воздушных перевозках. В то время как различие между транспортной и авиационной психологией (видимо, не в последнюю очередь из-за довольно большого разно образин соответствующих форм поведения) представля ется относительно отчетливо, между транспортной и же лезнодорожной психологией имеется больше общих точек, так как несмотря на существующие различия в проблематике обеих дисциплин, в них все же обнаружи вается много общего. Правда, современное поле деятель ности железнодорожной психологии (по крайней мере в ФРГ и Австрии и значительно меньше в ГДР) является недостаточно исследованным по сравнению со стоящими здесь проблемами. Это можно объяснить относительно невысокой долей взаимного проникновения железнодо рожной психологии и транспортной психологии.

Различными по убедительности являются исходные предпосылки в трактовке транспортной психологии как подраздела психологии труда. Это объясняется тем, что многие из основных проблем трудового поведения (условия, формы проявления и поведение в трудовых отношениях) встречаются, например, и при вождении транспортного средства. Тогда поведение связывают с работоспособностью при определенных условиях и в данной обстановке.

Сложнее аргументировать сопоставление транспортной психологии с психологией труда в тех областях, где нет аспекта труда как деятельности, например, в поведении пешеходов, водителей личного транспорта.

В остальном же транспортная психология в большей степени является прикладной научной дисциплиной, нежели «бытовой психо логией».

Смежные дисциплины вне рамок психологии. Профилирование транспортной психологии нельзя абсолютизировать, поскольку оно соответствует такому пониманию, которое редко встречается за пределами немецкоговорящих стран. В этой связи имеется противопоставление специальных аспектов и решаемых задач: к какой специальной дисциплине относится решение поставленных задач или какая специальная дисциплина может больше всего способствовать решению поставленных задач. Аспект определения компетентности в основном способствовал проведению актуальных полемических споров и обсуждений по специальности и лишь незначительно - конструктивному решению поставленных задач. При этом совершенно очевиден оптимальный компромиссный вариант: компетентен тот, кто способствует решению задачи.

Эта ориентация на поставленные задачи утвердилась в немецкоговорящих странах лишь после длительного периода развития, преодолев значительные профессиональные предубеждения, тогда как, например, в Великобритании и США она с самого начала была характерна для соответствующих научно-исследовательских учреждений. Это отличие не в последнюю очередь выражается в том, что для традиционного в немецкоговорящих странах термина «транспортная психология» в других странах нет соответствующего эквивалента, будь то обозначение специальной дисциплины или название учреждения. Научно-исследовательские центры, институты и лаборатории именуются там в основном в соответствии с решаемыми задачами и гораздо реже по профессиональному образованию своих сотрудников.

Если на передний план выдвигать аспект ориентации на решаемые задачи, то становится ясно, что цель изучения поведения участника движения на улицах, и автодорогах может достигаться исходя из совершенно различных профессиональных отправных точек. Если при этом необходим выбор системы для проведения перспективных научных исследований, то предполагается такое деление: условия поведения, формы поведения и надинди-видуальные цели поведения.

Смежные дисциплины, которые затрагивают главным образом надиндивидуальные условия дорожного поведения, включают в себя технические средства управления дорожным движением; автомобильную технику.

Дисциплины, которые изучают главным образом условия и формы поведения и состояния участников дорожного движения, состоят из: транспортной психологии; транспортной медицины; транспортной социологии.

Специальной дисциплиной, которая занимается главным образом надиндивидуальными целями дорожного поведения, является транспортное право (совокупность правовых норм, регулирующих работу транспорта).

Общим для всего вышеназванного является потребность во взаимном дополнении знаний.

Обобщение

Итак, транспортную психологию как научную дисциплину можно отнести к одному из новых разделов прикладной психологии, которая вовсе не означает простого применения на практике результатов психологического исследования, ее следует понимать как систему получения знаний в определенных сферах поведения людей. Принципиальное противопоставление прикладной психологии и неприкладной представляется малоконструктивным, даже если в некоторых аспектах (целевые установки, методические аспекты, обработка результатов) можно усмотреть существенные различия. Транспортная психология объективно изучает особенности поведения и эмоциональную сферу участников дорожного движения, а также возможности использования результатов для решения практических вопросов.

Еще до начала становления транспортной психологии как научной дисциплины стала развиваться транспортная психология водительского труда. При этом в центре внимания находилось прежде всего изучение профессиональной пригодности к управлению транспортным средством. По мере прогресса в деле создания научных основ транспортной психологии в начале 50-х годов неизменно расширялось поле деятельности транспортной психологии в направлении психологических особенностей участия людей в дорожном движении.

Транспортная психология оправдывает свое назначение лишь в тесной взаимосвязи со всеми другими специальными психологическими дисциплинами. Но с точки зрения стоящих перед ней задач она тесно переплетается с транспортно-дорожной и автомобильной техникой, транспортной медициной и транспортной социологией, а также с транспортным правом.

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Автотранспортная психология

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Методические указания по выполнению практических работ для студентов дневного и заочного отделений всех специальностей

Набережные Челны

Автотранспортная психология: Методические указания по выполнению практических работ для студентов дневного и заочного отделений всех специальностей. /Составитель к.п.н. Бурганова Н.Т. – Набережные Челны: Издательско-полиграфический центр НЧИ КФУ, 2014. – 48стр.

Методические указания составлены на кафедре "Социальных наук" НЧИ КФУ. Включают основные психологические и физиологические тесты, позволяющие установить профессиональную пригодность и предрасположенность к управлению транспортным средством, определить надежность и работоспособность в различных ситуациях, методику выполнения практических работ в области автотранспортной психологии и обработки полученных результатов.

Рецензенты:

кандидат психологических наук, доцент Л.М. Закирова,

кандидат технических наук, доцент И.Р. Мавлеев

Печатается в соответствии с решением научно-методического совета Казанского государственного федерального университета.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Автотранспортная психология - наука, занимающаяся вопросами управления, взаимодействия оператора и техники, проектирования и эксплуатации системы СЧМ (среда-человек-машина), называется инженерной психологией. Человеческий фактор в технике на строго научной основе стал использоваться только с появлением инженерной психологии. Известный психолог А.Н.Леонтьев в связи с этим писал: «Необходимо видеть в машине человека или, иными словами, описывать машину сквозь призму человеческой деятельности». Это стало одним из принципов инженерной психологии.

Инженерная психология объединяет такие две далекие по своей сущности области научных знаний, как психология и техника. Как техническая наука, инженерная психология изучает пульты управления, характер и источники информации, для того чтобы определить требования, которые они предъявляют к человеку. Как психологическая наука инженерная психология изучает психические процессы и физиологические свойства человека, выясняя, какие требования к техническим устройствам вытекают из особенностей человеческого организма, т.е. решает задачу приспособления техники к условиям труда человека и его возможностям.

Автотранспортная психология формирует у студентов знания по инженерной психологии на автомобильном транспорте и предполагает их использование в дальнейшей практической деятельности по совершенствованию методов обучения и тренировки водителей. Изучает особенности поведения и эмоциональной сферы участников дорожного движения, занимается разработкой научно обоснованных режимов труда и отдыха, для учета психофизиологических и личностных особенностей человека при эксплуатации автомобилей, дорог и организации дорожного движения.

Проблема безопасности движения становится с каждым днем острее, несмотря на значительные усилия, прилагаемые для ее решения. Сегодня статистика дорожно-транспортных происшествий стала осязаемой для любого из читателей журнала – всякий без труда найдет знакомых, которые попали в аварию, если эта неприятность не произошла с ним самим. Анализ приводит к неумолимому выводу о том, что никакие организационные и технические мероприятия, отдельно взятые, не позволят коренным образом снизить аварийность, потому что 60–70% ДТП случается в результате ошибок водителей и пешеходов. Стало быть, важнейший резерв снижения дорожных происшествий заложен в повышении общего уровня мастерства вождения.

Данные методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Автотранспортная психология» для студентов помогут закрепить теоретические основы курса, получить навыки тестирования и исследования психофизиологических особенностей личности, научиться определять с помощью тестов профессионально важные качества водителя, такие как темперамент, внимание, эмоциональная устойчивость, сенсомоторная координация, скорость реагирования, свойства зрения и др.

Согласно новым требования Министерства образования и науки Российской Федерации, теперь начинающие водители, обучающиеся в автошколах, прежде чем получить права, обязаны пройти специальные психологические тесты. Подобное требование появилось неслучайно. Оно вызвано высоким уровнем ДТП на отечественных дорогах. Тестовая проверка для водителей – это не просто очередное распоряжение сверху, призванное создать видимость деятельности в министерстве. Это предварительная проверка психофизиологических особенностей человека, от которых и зависит поведение водителя на дороге. Немногие знают, что в военных вузах тестирование – это неотъемлемая часть предварительного профотбора. Еще совсем недавно данные тестов носили лишь рекомендательный характер. Однако время показало, что большинство из тех, кто бросил учебу в вузе, с психологическими тестами тоже не справилось. Следовательно, тесты не так уж и бесполезны. А при обучении вождению они просто необходимы. Они проверяют память, психомоторику, глазомер, устойчивость, способность ориентироваться в пространстве, способность переключаться и распределять свое внимание, эмоциональную стабильность, динамику работоспособности. Для водителя немаловажное значение имеют и личностные качества, которые также можно проверить во время тестирования. Это в первую очередь темперамент, конфликтность, склонность к риску и способность к монотонной работе.

studfiles.net

статья транспортная психология Крючек АЛ.docx - Статья на тему:" Автотранспортная психология"

9внимания очень важно и для мастера производственного обучения, которомунужно держать в поле своего зрения ситуацию на дороге, действие учащегосяза рулем и другими участниками движения.

Распределение внимания состоит в способности рассредоточить вниманиена значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видовдеятельности или совершать несколько различных действий. Заметим, что,когда речь идет о распределении внимания между разными видамидеятельности, это не всегда означает, что они в буквальном смысле словавыполняются параллельно. Такое бывает редко, и подобное впечатлениесоздается за счет способности человека быстро переключаться с одного видадеятельности на другой, успевая возвращаться к продолжению прерванногодо того, как наступит забывание. Данное свойство зависит от психологического и физиологическогосостояния человека. При утомлении, в процессе выполнения сложных видовдеятельности, требующих повышенной концентрации внимания, область егораспределения обычно сужается. (Например – однообразная длительнаяпоездка на дальние расстояния)4. Переключаемость внимания

Переключаемость внимания заключается в способности быстровыключаться из одних установок и включаться в новые, соответствующиеизменившимся условиям. Переключаемость внимания понимается как егоперевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной.Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, скоторой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой,причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным.В первом случае индивид невольно переводит свое внимание на что­либотакое, что его случайно заинтересовало, а во втором ­ сознательно, усилием

Изложены основы психофизиологии труда водителя и инженерной психологии. Описаны факторы, определяющие надежность водителей, и мероприятия по ее повышению в различных видах водительской деятельности; показано влияние психологических и личностных качеств, а также погодных условий на поведение водителей, представлены методы их совершенствования и тренировки, технические средства психофизиологического отбора водителей. Рассмотрены психофизиологические особенности управления автомобилем в ночное время и на больших скоростях.
Для студентов высших учебных заведений.

ВОДИТЕЛЬ КАК ОПЕРАТОР СИСТЕМЫ ВАДС.

Человек, управляющий техникой на современном уровне развития общественного производства, является наиболее важным звеном в системе управления. Это привело к формированию понятия системы «человек -машина» (СЧМ). Под СЧМ понимается система, включающая в себя человека-оператора и машину, посредством которой осуществляется трудовая деятельность. Оператор - это человек, выполняющий какую-либо операцию (действие).
Функции оператора выполняют работники самых различных профессий. Основным содержанием их деятельности являются прием, анализ, переработка информации и выполнение соответствующих действий по управлению регулируемым объектом или производственным процессом.
Водителя автомобиля можно рассматривать как оператора сложной системы ВАДС. Однако при этом следует отметить особенности его операторской деятельности, отличающие его работу не только от работы многих операторов СЧМ, но и от деятельности операторов некоторых других транспортных средств. Например, летчик в полете 90% информации получает в закодированной форме от различных приборов, расположенных на приборной доске. Водитель автомобиля большую часть информации (до 95 %) получает от автомобиля, дороги, среды движения и лишь небольшую часть закодированной информации - от контрольно-измерительных приборов автомобиля. Летчик может использовать автопилот и периодически ослаблять режим слежения. Водитель не имеет такой возможности, так как отвлечение внимания в быстро меняющейся дорожной обстановке даже на 1 - 2 с иногда приводит к возникновению аварийной ситуации.
Однако водитель, изменяя скорость движения или маршрут, может снижать или увеличивать количество поступающей информации в единицу времени (следует отметить, что в некоторых условиях, например при
движении в плотных транспортных потоках, увеличение или уменьшение скорости движения практически невозможно).

Введение.
Глава 1. Надежность водителя в системе «водитель-автомобиль -дорога-среда».
1.1. Водитель как оператор системы ВАДС.
1.2. Психофизиология труда водителя.
1.3. Автотранспортная психология.
Глава 2. Психологическая надежность водителей.
2.1. Анатомо-физиологическле основы психики.
2.2. Ощущение и восприятие водителя.
Глава 3. Психофизиологические и социальные особенности
деятельности водителей.
3.). Психомоторика и реакции водителей.
3.2. Внимание водителя и безопасность движения.
3.3. Память и мышление.
3.4. Эмоции и воля.
3.5. Личность водителя и его профессиональная деятельность.
3.6. Профессиональный отбор водителей автомобилей.
Глава 4. Психофизиологические особенности управления
автомобилем в сложных условиях.
4.1. Управление автомобилем в темное время суток.
4.2. Управление автомобилем на больших скоростях.
Глава 5. Работоспособность водителей и их надежность.
5.1. Утомление и его влияние на работоспособность водителей.
5.2. Влияние курения на надежность водителей.
5.3. Алкоголь и безопасность дорожного движения.
5.4. Зависимость работоспособности от состояния здоровья водителей.
Глава 6. Психофизиологические основы водительского мастерства
и его совершенствование.
6.1. Водительские навыки и их формирование.
6.2. Совершенствование водительских навыков.
6.3. Использование технических средств для приобретения
и совершенствования водительских навыков.
Список литературы.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Автотранспортная психология, учебное пособие, Романов А.Н., 2002 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

(ФГБОУ ВПО «СибАДИ»)»

Кафедра «Автомобили и тракторы»

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

Транспортная психология

для направления подготовки

190700.62 Технология транспортных процессов

Разработчик Арбатская Т.В.

Омск – 2011

ТРАНСПОРТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебное пособие

Разработчик Арбатская Т.В. 1

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ТРАНСПОРТНОЙ ПСИХОЛОГИИ 5

1.1. Основные определения 5

1.3. Системы "человек-машина" и "водитель-автомобиль" 6

1.3.1. Система "человек-машина" 6

1.3.2. Система "водитель-автомобиль" 7

1.4. Понятие надежности оператора 7

1.4.1. Пригодность 7

1.4.2. Подготовленность 7

1.4.3. Работоспособность 7

1.4.4. Факторы, влияющие на надежность водителя: 8

2. ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 8

2.1. Ощущение и восприятие 8

2.1.1. Анализаторы 8

2.1.2. Ощущения 9

2.1.3. Пороги чувствительности 9

2.1.4. Восприятие 11

2.2. Зрительный анализатор 12

2.2.1. Механизм зрения 12

2.2.2. Острота зрения 12

2.2.3. Поле зрения 13

2.2.4. Глазомер 13

2.2.5. Динамический глазомер 13

2.2.6. Цветоощущение 14

2.2.7. Ночное зрение 14

2.2.8. Зрение и возраст 14

2.2.9. Влияние алкоголя 15

2.3. Другие анализаторы 15

2.3.1. Слуховой анализатор 15

2.3.2. Вестибулярный аппарат 15

2.3.3. Суставно-мышечные ощущения 15

2.3.4. Кожные ощущения 15

2.4. Внимание 15

2.4.1. Активность внимания 16

2.4.3. Широта внимания 16

2.4.4. Распределение внимания 17

2.4.5. Переключение внимания 17

2.4.6. Интенсивность внимания 17

2.4.7. Устойчивость внимания 17

2.4.8. Рассеянность 17

2.5. Память 18

2.5.1. Кратковременная память 18

2.5.2. Долговременная память 18

2.5.3. Виды памяти 18

2.5.4. Продуктивность памяти 18

2.6. Эмоции 19

2.6.1. Внешние проявления эмоций 19

2.6.2. Эмоции высшие и низшие 19

2.6.3. Характеристики эмоций: 19

2.6.4. Виды эмоций 20

2.6.5. Эмоциональная устойчивость 20

2.7. Темперамент 21

2.7.1. Общая характеристика типов темпераментов 22

2.8. Время реакции 23

2.8.1. Время простой реакции 23

2.8.2. Время сложной реакции 24

3. Рабочее место оператора 25

3.1. Рабочее место водителя грузового автомобиля 25

3.1.1. Общие требования 25

3.1.2. Рабочая поза водителя 25

3.1.3. Размеры рабочего места 25

3.1.4. Сиденье 26

3.1.5. Спальное место 26

3.1.6. Основные органы управления 26

3.1.7. Кабина 27

3.1.8. Обзорность 28

3.1.9. Факторы рабочего места 28

3.2. Панель приборов 28

3.3. Системы управления автомобилем 31

3.3.1. Управляемость системы управления 31

3.3.2. Система "водитель-автомобиль" 31

3.3.3. Статическая характеристика системы управления 32

3.3.3.1. Коэффициент преобразования 32