Краткий рассказ былины вольга и микула селянинович. Значение микула селянинович в краткой биографической энциклопедии

  • 20.09.2019

Можно краткое содержание "Вольга и Микула" Краткое содержание для читательского дневника былины: "Вольга и Микула"

  1. Молодой Вольга Святославович жаждет многой мудрости и силы. Он собирает дружину из тридцати удальцов, и они выезжают в чистое поле. Слышат они в поле пахаря: тот посвистывает, а его соха поскрипывает. Едут они один день, другой, третий и никак не могут доехать до пахаря. Наконец они видят пахаря, и тот спрашивает Вольгу, куда он держит путь. Тот отвечает, что стольный князь Владимир пожаловал его тремя городами с крестьянами и он теперь едет туда за получкою. Пахарь же говорит
    Вольге, что мужики в этих городах разбойники, они могут убить его и потопить в речке Смородине. Пахарь рассказывает Вольге, как сам он был недавно в городе, купил соли, а городские мужики стали требовать, чтобы он с ними поделился грошами, и тогда пришлось ему их угостить кулаками.
    Вольга видит, что пахарь может пригодиться ему, когда придется взимать с горожан дань, и приглашает его ехать вместе с ним. Они садятся на коней и едут, но пахарь вспоминает, что забыл выдернуть соху из земли и бросить ее за ракитовый куст. Вольга посылает пятерых могучих молодцов, но те не могут справиться с задачей. Тогда Вольга посылает еще десяток молодцов, но и тем не удается выдернуть соху из земли. Наконец, вся дружина Вольги пытается выдернуть соху. Тогда подъезжает к своей сохе пахарь, берет ее одной рукой, вытаскивает из земли и бросает за ракитовый куст. Вольга хочет знать, как имя могучего пахаря. Тот отвечает, что зовут его Микула Селянинович.
    Они приезжают в город, и городские мужики узнают Микулу, который недавно побил их в одиночку. Они приходят к Вольге с Микулой и извиняются. Вольга видит, каким уважением пользуется здесь простой крестьянин, и жалует его тремя городами с крестьянами. Он предлагает Микуле стать наместником и получать с мужиков дань.

К новгородскому циклу былин относится рассказ «Вольга и Микула Селянинович». Краткое содержание произведения позволяет читателю сравнить два разных образа: племянника князя и простого пахаря-крестьянина. По некоторым сведениям, в этой былине главными персонажами являются два Микула отвечает за земледелие, а Вольга за охоту. Орест Миллер, ученый-мифолог XIX века, нашел в произведении много схожих характеристик между главными героями и покровителями крестьян и охотников.

Встреча Вольги с Микулой

Знакомство князя с простым крестьянином лежит в основе сюжета былины «Вольга и Микула Селянинович». Краткое содержание рассказывает о том, как племянник киевского князя родился, возмужал и задумался о приобретении житейской мудрости и силы. Вольга попросил у Владимира дружину из 30 человек, чтобы пойти с нею за данью. Киевский князь для этого выделяет племяннику три города: Ореховец, Гурчевец и Крестьяновец.

Выехал в поле, слышит поскрипывание сохи да насвистывание пахаря, а самого мужика не видит. Долго ехал он со своей дружиной, лишь на третий день увидел крестьянина. Во время встречи разговорились Вольга и Микула Селянинович. Краткое содержание повествует о том, что князь рассказал крестьянину, куда и с какой целью держит путь, а мужик в свою очередь предупредил его о злобных жителях названных городов.

Невероятная сила пахаря

Узнав о том, что ему придется встретиться с настоящими разбойниками, Вольга попросил Микулу поехать с ним, ведь его войску не помешает такой силач, который в одиночку справился с несколькими горожанами. Князь всерьез был обеспокоен тем, что его дружину могут убить и утопить в речке Смородине. Былина «Вольга и Микула Селянинович» рассказывает о том, что крестьянин согласился поехать в город за данью, но, уже отъехав на приличное расстояние от поля, вспомнил, что не вытянул из земли и не закинул за свою соху.

Чтобы не возвращаться, Вольга послал пять своих молодцов, но, оказывается, выполнить задание Микулы им не под силу. Тогда на поле идут еще 10 воинов, но и те не могут рушить соху с места, вся дружина взялась ее выдергивать, но результата никакого. И тут пахарь, будто играючи, вытянул ее из земли и забросил за куст. Князь впечатлен невероятной силой своего нового знакомого, после этого крепко подружились Вольга и Микула Селянинович.

Герои русского эпоса

И вот в город приезжают князь с крестьянином. Мужики сразу узнали Микулу, который побил их в одиночку, когда они пытались отобрать у пахаря соль, и пришли к всадникам кланяться да извиняться. Вольга своими глазами увидел, каким уважением пользуется его новый знакомый, поэтому решил дать ему три города с крестьянами. Князь сделал пахаря своим наместником и поручил ему собирать дань с мужиков.

Но есть и несколько иная трактовка былины «Вольга и Микула Селянинович». Краткое содержание произведения говорит о том, что на князя в городе напали разбойники, а пахарь его спас. Как бы там ни было, но Микула Селянинович является воплощением народного героя.

Молодой Вольга Святославович жаждет многой мудрости и силы. Он собирает дружину из тридцати удальцов, и они выезжают в чистое поле. Слышат они в поле пахаря: тот посвистывает, а его соха поскрипывает. Едут они один день, другой, третий – и никак не могут доехать до пахаря. Наконец они видят пахаря, и тот спрашивает Вольгу, куда он держит путь. Тот отвечает, что стольный князь Владимир пожаловал его тремя городами с крестьянами и он теперь едет туда за получкою. Пахарь же говорит

Вольге, что мужики в этих городах – разбойники, они могут убить его и потопить в речке Смородине. Пахарь рассказывает Вольге, как сам он был недавно в городе, купил соли, а городские мужики стали требовать, чтобы он с ними поделился грошами, и тогда пришлось ему их угостить кулаками.

Вольга видит, что пахарь может пригодиться ему, когда придется взимать с горожан дань, и приглашает его ехать вместе с ним. Они садятся на коней и едут, но пахарь вспоминает, что забыл выдернуть соху из земли и бросить ее за ракитовый куст. Вольга посылает пятерых могучих молодцов, но те не могут справиться с задачей. Тогда Вольга посылает еще десяток молодцов, но и тем не удается выдернуть соху из земли. Наконец, вся дружина Вольги пытается выдернуть соху. Тогда подъезжает к своей сохе пахарь, берет ее одной рукой, вытаскивает из земли и бросает за ракитовый куст. Вольга хочет знать, как имя могучего пахаря. Тот отвечает, что зовут его Микула Селянинович.

Они приезжают в город, и городские мужики узнают Микулу, который недавно побил их в одиночку. Они приходят к Вольге с Микулой и извиняются. Вольга видит, каким уважением пользуется здесь простой крестьянин, и жалует его тремя городами с крестьянами. Он предлагает Микуле стать наместником и получать с мужиков дань.



  1. О далекой истории Руси мы узнаем не только из летописей, сухо излагающих конкретные события, но и из проникновенных, полных поэтической выдумки былин и сказок. Героями...
  2. Былины – это одна из поэтических форм устного народного творчества. Этот жанр возник в те времена, когда еще не было изобретено книгопечатание. Народ, создавая талантливые...
  3. Былины – это один из жанров русского фольклора. Это песни, но песни особые, эпические, которые рассказывают о героических событиях, произошедших давным-давно. Не случайно в былинах...
  4. Поэма Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” рассказывает о путешествии семерых крестьян по России в поисках счастливого человека. Произведение было написано в конце 60-х-середине 70-х...
  5. Обширны и богаты русские земли, много здесь дремучих лесов, полноводных рек, обильных золотых полей. Исстари жил здесь трудолюбивый и мирный народ. Однако мирный не значит...
  6. В прологе рассказывается, как автор “надел <…> грубую одежду, как будто <…> был пастухом”, и пошел бродить по “широкому свету, чтобы послушать о его чудесах”....
  7. Однажды на столбовой дороге сходятся семь мужиков – недавних крепостных, а ныне временнообязанных “из смежных деревень – Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож”....
  8. Мудрые ответы Приходит солдат со службы домой, отслужив двадцать пять лет. Все спрашивают его про царя, а он его и в лицо не видал. Отправляется...
  9. Трудолюбие испокон веков было отличительным качеством русского народа. Труд всегда был основой жизни людей, и это нашло свое отражение в устном народном творчестве. Микула Селянинович...
  10. У. Ленгленд Видение о Петре Пахаре В прологе рассказывается, как автор “надел грубую одежду, как будто был пастухом”, и пошел бродить по “широкому свету, чтобы...
  11. Повесть о преужасной жизни великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля, некогда сочиненная магистром Алькофрибасом Назье, извлекателем квинтэссенции. Книга, полная пантагрюэлизма Обращаясь к достославным пьяницам и досточтимым венерикам,...
  12. Франсуа Рабле Гаргантюа и Пантагрюэль Повесть о преужасной жизни великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля, некогда сочиненная магистром Алькофрибасом Назье, извлекателем квинтэссенции. Книга, полная пантагрюэлизма Обращаясь к...
  13. В Петербурге, в богатом доме Звездинцевых, перед зеркалом долго любуется собой красивый и развратный лакей Григорий, лениво отзываясь на многократные зовы Василия Леонидыча, хозяйского сына,...
  14. Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики. Но...

Былина "Вольга и Микула" относится к новгородскому циклу былин. Уже первые исследователи обратили внимание на острое социальное звучание былины, где образ крестьянина-пахаря Микулы Селяниновича явно противопоставлен образу князя Вольги Святославича, племянника киевского князя Владимира. Вместе с тем были высказаны и другие предположения, по которым в былине воссозданы образы не просто крестьянина и князя, а двух языческих богов: бога земледелия - Микулы и бога охоты - Вольги. Такова трактовка известного ученого-мифолога XIX века Ореста Миллера, видевшего в Микуле Селяниновиче "покровителя земледелия на Руси". 1 Тогда же Всеволод Миллер обратил внимание на бытовые черты в былине, отражающие особенности земледельческого труда на севере:

Орет в поле ратай, понукивает, Сошка у ратая поскрипывает, Омешики по камешкам почеркивают, То коренья, каменья вывертывает, Да великие он каменья все в борозду валит.

"Это точная картина северной пахоты", - писал В.Ф. Миллер. 2

В основе сюжета былины лежит повествование о встрече князя Вольги и его дружины с пахарем-крестьянином Микулой. Открывается былина рассказом о рождении Вольги, о его возмужании:

Как стал тут Вольга растеть-матереть, Похотелося Вольге много мудрости: Щукой-рыбою ему ходить в глубоких морях, Птицей-соколом ему летать под оболока, Серым волком рыскать да по чистым полям.

Собрал себе Вольга дружинушку храбрую. Племянник киевского князя получил от Владимира в подарок три города: Гурчевец, Ореховец, Крестьяновец. Он едет за данью и в чистом поле видит пахаря Микулу, который, работая на поле, проявляет недюженную силу: "пенья-коренья вывертывает, большие камни в борозду валит". Спрашивает пахарь у князя, далеко ли он держит путь, и узнав, куда он с дружиной направляется, рассказывает ему, какие разбойные люди живут в этих городах. Вольга, видя его силу, предлагает пахарю ехать с ним "в товарищах". Пахарь соглашается, его участие в поездке необходимо - одной княжеской дружине борьба с разбоем не под силу.

Микула просит дружинников князя выдернуть из земли его соху и бросить ее под ракитовый куст. Однако оказывается, что эту работу не могут выполнить ни дружина, ни Вольга. И только богатырская сила Микулы позволяет ему играючи, одной рукой выдернуть сошку из земли.

На этом заканчиваются одни варианты былины. По другим - Вольга и Микула приезжают в города, в которых князь назначает Микулу наместником, горожане устраивают засаду Вольге, и Микула спасает ему жизнь.

Микула является народным героем. Он, как герой-богатырь, выражает лучшие качества простого человека. Былина утверждает уважение к тяжкому труду землепашца, в котором надо также проявить силу и геройство. Сила Микулы - в связи с землей, простым народом.

Для этой былины характерны свои художественные особенности. Стихия народного языка поражает. Для нее характерны повторы, эпитеты. При помощи эпитетов создается особый поэтический мир. Например, необыкновенная соха, которой пашет Микула:

Сошка у оратая кленовая, Омешики на сошке булатные, Присошечек у сошки серебряный, А рогачик-то у сошки красно золото. 3

С помощью эпитетов создается портрет героя:

А у оратая кудри качаются, Что не скатен ли жемчуг рассыпается; У оратая глаза да ясна сокола, А брови у него да черна соболя. 4

Сказители описывают одежду богатыря: сапожки из зеленого сафьяна, шляпа пуховая, кафтанчик из черного бархата.

Иносказательно раскрывает Микула свои народные корни. На вопрос Вольги: "Как тебя по имени зовут, нарекают по отечеству?" проговорил оратай-оратаюшко:

Ай же ты Вольга Святославович! Я как ржи-то напашу да во скирды сложу, Я во скирды сложу да домой выволочу, Домой выволочу да дома вымолочу, А я пива наварю да мужичков напою, А тут станут мужички меня похваливати: Молодой Микула Селянинович!" 5

Художественные средства в былине направлены на то, чтобы наиболее ярко запечатлеть персонажи и их действия, обстановку, выразить к ним отношение.

Вольга Святославович – богатырь, герой народных былин. Одна из былин рассказывает о его встрече с Микулой Селяниновичем. Вольга – необычный богатырь. Он понимает язык зверей и птиц. Это не простой человек, он сын змея и земной женщины Марфы.

Также Вольга умеет превращаться в различных животных. Вообще превращение в животных, или если предок является животным, согласно древним былинам являлось даром свыше волхву или великому охотнику. Ранее перед встречей Вольги с Микулой богатырь ходил в долгий поход на Индийское царство. Там его умение превращаться и превращать других в различных птиц и животных очень пригодилась. И вот продолжение рассказов об удалом храбреце Вольге – былина о том, как повстречался ему человек большой силы и ума.

Начинается былина с описания того, как Вольга Святославович собирает дружину, отбирает он в нее тридцать молодых и сильных мужчин. Он хочет отправиться в поход, чтобы узнать много нового и померяться силою. Впереди его ждет город, а с города нужно будет собрать дань. Собрав дружину кареглазых молодцев, они выезжают в чистое поле.

По пути вдалеке они слышат, как мужик пашет землю. При этом он свистит, скрипит его соха. Но дружина едет час, два, день, другой, слышат свист и скрип, как камушек о камушек чиркает, а пахаря все нет. И вот наконец-то они его увидели: крупный мужик пашет в поле. Все у мужика того было необычное: кобыла, шелковые гужи, соха из серебра, золота, каменьев булатных да из клена сделанная. Сам пахарь предстоит перед ними красивым статным кудрявым и хорошо одетым: сапоги из сафьяна зеленого, шапка пуховая и кафтан из черного бархата. Увидев войско, пахарь поинтересовался, куда они едут.

Вольга рассказал, что князь Владимир, его крестный батюшка, родной дядюшка, одарил его тремя городами, куда они и держат путь. Названия у городов такие: Ореховец, Крестьяновец и Курцовец. Тогда мужик предупредил Вольгу, что в городах тех живут бандиты и разбойники, и что нужно быть очень осторожным в общении с ними. Рассказал он дружине, как не так давно ездил в город за солью, купил он ее три мешка по сто пудов, да пришлось ему потом отбиваться, чтобы ноги унести и с солью не расстаться. Сказал, что положил в тот день он разбойников около тысячи человек.

Подумал тогда Вольга, что мужик может ему пригодиться, если в будущем собирать дань с городов, позвал он его с собой в город. Сели на коней и поехали. Через какое-то время вдруг вспомнил пахарь, что забыл соху бросить за ракитовый куст. Предположил, что бедный может и не возьмет, а богатый позарится и утащит. Послал тогда Вольга пять молодцов своих из дружины, но они не смогли даже выдернуть соху из земли, а крутили туда-сюда, такая она была тяжелая. Тогда Вольга послал еще десяток удальцов, но они ничем помочь не смогли, а также только помучались.

Пришлось вернуться всем, и пахарь, сидя на своей кобыле, вынул из земли свою соху одной только рукой, вытряхнул из мешков камни, бросил за куст и был таков. Кобыла у пахаря сильная, вперед коней поступает. Удивилась дружина силище мужика и силе его кобылы, спросил Вольга имя своего знакомого. Ответил пахарь, что зовут его Микула Селянинович. Сила Микулы поражает Вольгу Святославовича. Говорит он ему, что если бы была его кобыла конем, то дали бы за нее пятьсот рублей. Тогда ответил оротай ему, что купил кобылу жеребенком за пятьсот рублей, а если б она конем была, то цены бы ей просто не было.

Вновь садятся они на коней и едут в чисто поле. Вскоре подъезжают к большому городу Курцевцу, въезжают. Городские мужики смотрят на них с интересом, но вскоре узнают в Микуле того самого пахаря, что один одолел их совсем недавно. Тогда они начинают подходить к мужику, с уважением говорят с ним, извиняются. Другие люди ходят и поговаривают и рассуждают о том, как несколько дней назад Микула бил мужиков.

Увидел это Вольга Святославович, воскликнул от радости, что жалует все три города пахарю со всеми крестьянами в придачу, тому, кто его покорил своей силой и мудростью. Теперь у Микулы Селяниновича было три города, и дань теперь нужно было ему собирать.

После встречи с Микулой пахарем Вольга бросил княжение и стал заниматься чистым колдовством. Так поговаривали люди.

Былины – это древние сказания, передававшиеся из уст в уста, из поколения в поколения. Для легкой запоминаемости они писались в стиле тонического стиха и читались нараспев. Они рассказывают о многих героях народного эпоса, былины о Вольге Святославовиче насчитывают три сюжета. Первый – сказ о его рождении, второй – о большом походе на Турцию или Индию (существует два различных толкования), третий – о встрече его с Микулой Селяниновичем.

Некоторые историки отождествляют Вольгу с князем Олегом вещим. Считается, что у каждого былинного героя должен был быть прототип. Некоторые историки с этой версией не согласны и считают происхождение былинных персонажей мифологией.