Предупредительный диктант. Раскрыть скобки: (не) красивый плащ; (не) лепое поведение; (не) кому поведать; знак (не) равенства; путь (не) близкий, а далекий; дорога (не) ровная, но

  • 20.09.2019

Здравствуйте, ребята!

  1. Объяснение нового материала.

Сегодняшняя наша тема – слитное и раздельное написание не с прилагательными.

Наша задача выяснить, в каких случаях не с прилагательными пишется слитно, а в каких раздельно, а также научиться употреблять данное правило на письме и в речи, делая ее богаче и красивее.

  1. Посмотрите на доску, прочитайте словосочетания, записанные на ней в два столбика и перепишите их в тетрадь.

невзрачный наряд свет не резкий

ненастный день часы не золотые

очень нехороший нисколько не радостное событие
небольшой дом отнюдь не верное мнение
ненастоящая елка игра не интересная, а скучная

  1. Почему нельзя записать данные словосочетания в один столбик? (Потому что они пишутся по-разному: в первом столбике – слитно, во втором – раздельно)
  2. Подумайте, по каким причинам слова первого столбика пишутся слитно? (Так как туда входят слова, которые: 1) без не не употребляются; 2) слова, к которым можно подобрать синонимы; 3) словосочетание со словом очень )

Попробуйте отбросить не в двух первых словосочетаниях и произнести получившиеся слова. У вас получаются новые слова? (Нет)

Давайте прочитаем стихотворение Бориса Заходера (тексты на каждой парте), который также попытался отбросить не в некоторых прилагательных и вот, что из этого вышло:

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица не

Посмотрел я вокруг с доуменьем:

Что за лепое положение!

Но кругом было тихо-тихо,

И кругом была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная

И гуляла собака счастная

И, виляя хвостом уклюже,

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шел умытый причесанный ряха.

А за ряхой по травке свежей

Шел суразный дотепа и вежа.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась Царевна-Смеяна.

Очень жаль,что только во сне

Есть страна без частицы не.

Давайте все вместе найдем и выпишем из этого стихотворения все прилагательные, в которых автор забыл дописать не (Нелепое, невзрачной, ненастная, несчастная, непролазные, несуразный).

Какие еще прилагательные без не не употребляются?

А теперь давайте подберем синонимы к оставшимся двум словосочетаниям из первого столбика. (Небольшой дом – маленький, ненастоящая елка – искусственная)

Осталось словосочетание со словом очень . Какие еще вы знаете слова со значением усиления? (Весьма, крайне, в высшей степени, совершенно, совсем, чрезвычайно)

На основе этого можно сформулировать правило, когда же не с прилагательными пишется слитно.

(Когда слова без не не употребляются, когда к прилагательным можно подобрать синонимы, либо при наличии в составе словосочетания слов очень, весьма, крайне, в высшей степени, совершенно, совсем, чрезвычайно)

  1. Обратимся ко второму столбику. Здесь, напротив, не с прилагательными пишется раздельно. Как вы думаете, почему? (Потому что имеется или подразумевается противопоставление).

Правда, что первые два словосочетания из второго столбика хочется дополнить? Как бы вы это сделали? (Свет не резкий, а тусклый; часы не золотые, а серебряные).

Вы видите там еще два словосочетания нисколько не радостное событие, отнюдь не верное мнение. Здесь у нас отрицание усиливается отрицательным местоимением и наречием.

Попробуем теперь обобщить и сформулировать правило, когда не с прилагательными пишется раздельно (Когда подразумевается противопоставление или четко выражено с помощью союза а, отрицательных местоимений и наречий).

Часто противопоставление с союзом а отражено в пословицах и поговорках. Вы знаете такие пословицы? (Не красна изба углами, а красна пирогами. Лезет в волки, а хвост собачий.).

  1. Теперь читаем учебник параграф 8, стр.28
  1. Закрепление

Будем учиться употреблять данные правила на письме и в речи.

  1. Стр. 30, упр. 68

Давайте все вместе ответим на вопрос упражнения (Нет, нельзя, потому что без не данные слова не употребляются) и по цепочке выполним 2 задание. Запишем примеры в тетрадь.

(Невежественный человек, неряшливый товарищ, незлобивый друг, небрежный бросок, ненастный день, невзрачный костюм, нелепый случай, неуклюжий прохожий)

Стр. 30, упр. 69

Выполним данное упражнение в тетради, выделив при этом не как приставку в словах, где она таковой является.

(Несмелый поступок; незрелый человек; не красивый, а безобразный; незлобивый характер; мой новый знакомый оказался неинтересным человеком; ненастный день; неведомые страны; неискусная работа; не внимательный, а рассеянный ученик; небрежный вид.)

(Несмелый поступок – робкий, можно подобрать синоним; незрелый человек – юный, синоним; не красивый, а безобразный – противопоставление с союзом а; незлобивый характер – без не- не употребляется; мой новый знакомый оказался неинтересным человеком – скучным, синоним; ненастный день – без не- не употребляется; неведомые страны – без не- не употребляется; неискусная работа – небрежная, синоним; не внимательный, а рассеянный ученик – противопоставление с союзом а; небрежный вид – без не- не употребляется.)

  1. Вы должны уметь самостоятельно использовать полученные знания в речи. Для этого выполним сейчас задания, представленные в карточках, в тетради.

1 карточка (низкий уровень сложности)
Записать слова в два столбика. 1 – слова, которые без не не употребляются, 2 – слова с приставкой не.

Невеселый, небрежный, неистощимый, неслучайный, неглубокий, неуклюжий, необычный, ненастный, невежливый, непроглядный.

(1 - невеселый, неистощимый, неслучайный, неглубокий, необычный, невежливый;

2 - небрежный, неуклюжий, ненастный, непроглядный)

2 карточка (более высокий уровень сложности)

Комната была (не)большая, но уютная. Собирать грибы – дело (не)легкое. На уроке ученики проявили (не)поддельный, а искренний интерес. Эта задача имеет далеко (не) легкое задание. Сумка была (не)тяжелая, а легкая. Эта речка (не)большая, но очень бурная. Это сок (не)лимонный. По дну оврага протекала (не)быстрая речка.

(Комната была небольшая, но уютная. Собирать грибы – дело нелегкое. На уроке ученики проявили не поддельный, а искренний интерес. Эта задача имеет далеко не легкое задание. Сумка была не тяжелая, а легкая. Эта речка небольшая, но очень бурная. Это сок не лимонный. По дну оврага протекала небыстрая речка.)

3 карточка (самый высокий уровень сложности)

Записать предложения, раскрыв скобки.

(Не)лепый поступок; (не)высоко взлететь;(не)высоко взлететь, а низко; надеть (не)красивый плащ; путь (не)близок, а далёк; дорога (не)ровная, но короткая; очень (не)красивый зонт; весьма (не)решительный шаг; далеко (не)лёгкое дело; (не)весёлый, а грустный взгляд; вовсе (не)трудовые доходы; река была (не)широка; путь (не)короток, а длинен; (не)ряшливый вид; бормотал что-то (не)внятное; почуять (не)доброе; (не)завидное положение; (не)навистный человек; юноша крайне (не)вежлив; (не)ласковый и надменный ухажер.

(Нелепый поступок; невысоко взлететь; не высоко взлететь, а низко; надеть некрасивый плащ; путь не близок, а далёк; дорога неровная, но короткая; очень некрасивый зонт; весьма нерешительный шаг; далеко не лёгкое дело; не весёлый, а грустный взгляд; вовсе не трудовые доходы; река была неширока; путь не короток, а длинен; неряшливый вид; бормотал что-то невнятное; почуять недоброе; незавидное положение; ненавистный человек; юноша крайне не вежлив; неласковый и надменный ухажер.)

А теперь попробуйте сами придумать по предложению на каждое условие употребления не с прилагательным.

Прочитаем, что у вас получилось.

  1. Подведение итогов, выставление оценок

Обобщим изученное. Как пишется не с прилагательными? (Слитно и раздельно). В каких случаях слитно, а в каких раздельно? (Слитно, когда: 1) слово без не не употребляется; 2) когда к прилагательным можно подобрать синонимы; 3) при наличии в составе словосочетания слов очень, весьма, крайне, в высшей степени, совершенно, совсем, чрезвычайно. Раздельно, когда: 1) подразумевается противопоставление; 2) противопоставление четко выражено с помощью союза а, отрицательных местоимений и наречий)

Старайтесь не забывать данное правило в дальнейшем и верно писать не с прилагательными!

  1. Домашнее задание

Параграф 8, стр.28, упр. 70,72


Урок по теме:
«НЕ с именами прилагательными» 6 класс

Ход урока

I . Организационный момент

Запись в тетрадь числа, темы урока. Мобилизовать учащихся на урок, быстро включить их в деловой ритм.

Озвучить цель урока: закрепить на практике знания по теме «Правописание НЕ с прилагательными», систематизировать знания, полученные на предыдущих уроках.

II . Проверка домашнего задания.

Цель – проверить умение учащихся применять полученные знания при самостоятельном выполнении домашнего задания.

Привести примеры слитного написание НЕ с прилагательными из домашнего задания (Русский язык: рабочая тетрадь для 6 класса. Часть II / Богданова Г.А.; упр. 66), объяснить правописание.

Пишется слитно (без НЕ не употребляется):

нелепый вид

небрежная запись

неприступная крепость

Пишется слитно (можно заменить синонимом):

небольшой портфель

неровная дорога

очень некрасивый шарф

дорогая неровная, но короткая

недобрый человек

недорогой, а красивый ситец

негромкое чтение

неглубокая, но широкая река

Вопрос к классу: «Объясните, почему в некоторых словосочетания НЕ пишется слитно, хотя есть союз А или НО. Как называется такое явление?»

Ответ: сопоставление, эти прилагательные можно заменить синонимом.

Привести примеры раздельного написание НЕ с прилагательными, объяснить правописание.

Пишется раздельно:

вовсе не красивый поступок

не высокий, а низкий дом

путь не долог, а близок

ничуть не интересный фильм

III . Творческая работа.

Выполняется по рядам. На листах, которые даны каждому ученику, выполнить следующие задания. Для слабоуспевающих учащихся дается образец и правило.

1 ряд. К данным существительным подобрать прилагательные, которые с НЕ пишутся слитно:

встреча (нерадостная, невеселая, неожиданная, нечаянная )

почерк (неразборчивый, некрасивый, небрежный, неаккуратный )

работа (нетрудная, небрежная, нелегкая, ненужная, недобросовестная )

Образец.

Встреча нерадостная (можно заменить синонимом «грустная»)

Встреча нечаянная (без НЕ не употребляется)

2 ряд. К данным существительным подобрать прилагательные, которые с НЕ пишутся раздельно:

задача (нетрудная, а легкая; отнюдь не легкая )

рассказ (не интересный, а скучный; нисколько не занимательный )

погода (не солнечная, а пасмурная; совсем не жаркая )

Образец

погода не солнечная, а пасмурная (есть противопоставление с союзом «а»)

погода совсем не жаркая (есть усиление отрицания «совсем не»)

3 ряд. Заменить прилагательные синонимами с НЕ:

рассеянный ученик (невнимательный )

молчаливый человек (неразговорчивый )

плохая погода (ненастная )

грубый мальчик (невоспитанный, невежественный )

Образец

грубый мальчик - невоспитанный

Примечание. Можно работать в парах.

IV . Работа с текстом. Тексты на листах у каждого ученика.

Пр_морская тайга – удивительный (не)рукотворный сад. Особенно она поражает (не)обыкнове(н,нн)ой красотой весной.

(Не)большие деревца с пышн__ кронами будто покрыты лебяжьим пухом. Это цветут уссурийские груши. Сейчас они нарядные, а осенью они ничуть (не)приметные.

Рядом с ними расцветают сибирские яблони. У подножья сопок стоят (не)взрачные кусты в бледно-розовых воздушных косынках. Это дикая вишня.

Задания к тексту.

1. Прочитайте текст. В каком предложении выражена главная мысль текста?

2. Определите стиль и тип речи. Докажите. Найдите художественные средства в тексте. (Обращаем внимание учащихся на плакаты «Стили речи» и «Типы речи», размещенные на доске)

Цель художественного текста – воздействовать на ум и чувства человека.

Особенности художественного стиля:

- изображение словами каких-то картин (образность);

- выражение определенного чувства (эмоциональность);

- использование выразительных средств языка (олицетворение, эпитеты, сравнения).

Эпитеты: удивительный нерукотворный сад, необыкновенной красотой, пышные кроны, невзрачные кусты

Сравнения будто покрытые лебяжьим пухом

Тип речи – описание природы

3. Объясните значение слова «нерукотворный».

4. Подберите синоним к слову «необыкновенный» (удивительный, замечательный)

5. Подберите антоним к слову «небольшие».

6. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Объясните правописание прилагательных.

7. Объясните знак препинания в первом предложении.

Примечание. При выполнении заданий №4-7 возможна работа в парах.

Задания по группам.

1 ряд . Синтаксический разбор первого предложения.

2 ряд . Морфологический разбор слова «удивительный» (слабоуспевающие учащиеся могут воспользоваться справочником «Русский язык в таблицах. 5-9 класс», стр. 51)

3 ряд. Морфемный и словообразовательный разбор слов «приморская» и «сибирские» (слабоуспевающие учащиеся могут воспользоваться справочником «Русский язык в таблицах. 5-9 класс», стр. 40)

Один учащийся от каждого ряда выполняет задание на доске с последующей коллективной проверкой.

V . Работа с сигнальными карточками.

У каждого ученика две карточки – красная (раздельно), синяя (слитно).

Учитель называет словосочетания, учащиеся поднимают карточки соответственно правописанию прилагательного.

Перед выполнением задания обсуждается вопрос: как пишутся с НЕ относительные и притяжательные прилагательные?

неряшливый вид

неинтересная книга

вовсе не грустный

портфель не кожаный

кабинет не папин

далеко не легкое дело

не молодой, а старый

Устно объяснить правописание.

Цель – проверить знания учащихся по теме.

Отметьте номера правильных ответов.

1. Не с полными и краткими прилагательными пишется слитно:

а) если слово не употребляется без НЕ

б) если прилагательное с НЕ может быть заменено синонимом

в) если в предложении есть противопоставление с союзом А

2. Слово не употребляется без НЕ в предложении

а) Его (не)ряшливый вид всегда отпугивал.

б) В (не)настную погоду хорошо сидеть в тепле.

в) День выдался (не)жаркий.

3. Слово с НЕ можно заменить синонимом в предложении:

а) Школа располагалась в (не)большом кирпичном доме.

б) Прохожий был одет в (не)взрачный костюм.

в) (Не)решительным жестом девочка пригласила нас войти.

4. Слово с НЕ пишется слитно в предложении:

а) (Не)приятельская армия отступила.

б) Эта книга далеко (не)проста.

в) Нам продали (не)вкусное мороженое.

5. Слово с НЕ пишется раздельно

а) Посетитель был вовсе (не)скучен.

б) Мы ждали (не)большой корабль, а лишь маленькую лодку.

в) Ее (не)годующий взгляд остановил нас.

6. Допущена ошибка в написании НЕ в предложении

а) Не широкая речонка поблескивала на горизонте.

б) Океан был совсем не спокойным.

в) В лесу мы увидели не глубокое, но очень широкое озеро.

VII . Домашнее задание.

Повторить правило (параграф 54)

Выполнить упражнение 308

VIII. Итог урока.

Каковы были цели нашего урока?

Что было главное в уроке?

Кто считает, что все задачи решены?

Что помогло решить поставленные задачи (система заданий, знание правил правописания, наша организованность и активность)?

Тест (для слабого класса)

Каждому учащемуся выдаются листок с формой для ответов. Учитель вслух называет словосочетания, а учащиеся должны отметить знаком «+» в соответствующей колонке правильный с их точки зрения ответ.

Слитно

раздельно

1. невзрачный костюм

2. нежаркий день

3. далеко не простое решение

4. не глубокое, а мелкое озеро

5. дорога неровная, но короткая

6. невкусное мороженое

7. дом не деревянный

1) Обычная беличья пища - семена хвойных деревьев. 2) Волчий след тянулся вдоль изгороди. 3) Я шел по волчьему следу. 4) Только теперь я мог сосчитать количество волков в их охотничьей стае. 5) Я не раз любовался чудесной грамотой звериных и птичьих следов. 6) Теперь возле нашего домика я не вижу заячьих следов. 7) Тетерев - одна из красивейших охотничьих птиц. 8) В холодные вьюжные зимние ночи мы часто слышали голодный волчий вой. 9) Мы подходили тихонько к волчьему логову. 10) Среди кошачьих и собачьих следов на окраине города на бульварах можно увидеть и лисьи следы. 11) Хорошо помню первую в моей жизни охотничью ночевку. 12) Опытные охотники знают, что в медвежьей охоте прежде всего нужен порядок. 13) Они рассматривали на деревьях беличьи гнезда. 14) Длинной строчкой тянется опрятный лисий след. 15) Заячьими, лисьими, птичьими следами расписана белая скатерть снегов. 16) У мостика плещется рыбачья лодка. 17) Все больше и больше слышится в лесу птичьих голосов.

(По И. Соколову-Микитову )

Не с прилагательными

Словарные диктанты

I. Небольшой портфель; нелепый вид; не высокий, а низкий дом; неровная дорога; небрежная запись; путь не долог, а близок; неприступная крепость; дорога неровная, но короткая; недобрый совет; недорогой, но красивый ситец; негромкое чтение; неглубокая, но широкая речка; неряшливый вид.

II. Надеть некрасивый плащ; очень некрасивый зонт; вовсе не красивый поступок; ничуть не интересный фильм; далеко не легкое дело; сказать явную неправду; не боялся преград; не был в школе; ненавидит ложь; небо не голубое; портфель не кожаный; кабинет не папин.

Предупредительные диктанты

I. 1) Короткий день догорал, и над землей смыкались неуютные сумерки. 2) Мы стояли на краю неглубокого оврага. 3) В отдалении я заметил невысокую белую церковь. 4) Из кустов вылетела небольшая ночная птица. 5) Мне попалась неторная, заросшая дорожка. (И. Тургенев) 6) Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость. (И. Тургенев) 7) Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. (Н. Гоголь) 8) Галки и вороны кружились несметными полчищами над вершинами деревьев. (В. Григорович) 9) Попадаются одинокие столетние сосны с неправильными макушками. 10) И непомерная ширь озера ослепила нас неживым серебряным блеском. (М. Семенова)



II. 1) С необыкновенной быстротой еж бросался на показавшегося в углу комнаты мышонка и немедленно с ним расправлялся. 2) Долго оставался он неподвижным. 3) Широкие круглые листья плавали на поверхности неподвижной воды. 4) Гнездятся беркуты на почти неприступных скалах. 5) Сквозь редкие сосны я видел небольшие просветы, пухлые шапки пушистого снега, лежавшего на деревьях. 6) Нетерпеливым, суетливым и жадным охотникам лучше не участвовать в охоте на зайцев по пороше. Для настоящего, то есть нежадного и несуетливого, охотника охота по первым зимним порошам доставляет много наслаждений. 7) Лодка тихо скользила по водной недвижной глади.

(По И. Соколову-Микитову )

Буквы о и е после шипящих
в суффиксах прилагательных

Словарные диктанты

I. Свинцовые тучи; ежовые рукавицы; ситцевый фартук; плюшевый медвежонок; грошовый выигрыш; парчовый халат; вещевой мешок; камышовый кот; ключевая вода; кучевые облака; ландышевый запах; холщовая сумка; пунцовый закат; кварцевые часы.

II. Моржовая охота; изразцовая печь; крепкая бечевка; неровный шов; оранжевый карандаш; кумачовый флаг; в свежем воздухе; черным грачом; ветхая одежонка; образцовый порядок; грушевый сок; поджог дома; черствый хлеб; тихий шорох; в пахучем воздухе; новой страницей; конкурс чтецов; древним летописцем; прекрасным пейзажем; дворцовый переворот.

III. Желоб, жернов, желудь, шепот, шел, шелк, шерстка, челка, черный, кошелка, пчелы, челн, щетка, жестко, черствый, решетка, поджог дома, тяжелый, щелкать, щеголь, жердочка, щечка, шов, шорох, крыжовник, чащоба, трущоба, чопорный, обжора, шоколад, шоссе, шофер.

IV. Чертежом, тучей, камышом, лапшой, лужей, свинцовый, ситцевый, плюшевый, холщовый, кумачовый, большой, ткачом, речонка, девчонка, ручонка, медвежонок, рубашонка, плечом, летописцем, абзацем, о пахучем, чтецов, огурцов, отцов, кожей, пострижем, завлечет, испечешь, чужого края, творцом, рубежом, сторожевой пост, сожжет, грошовый выигрыш.

V. Жесткий диван, неровный шов, дешевый материал, скромная прическа, маленькая щелка, намеренный поджог, крепкая бечевка, тяжелый ожог, мягкая шерстка, парчовый, вещевой, камышовый, шапчонка, книжонка, мальчонка, собачонка, волчонок, мышонок, одежонка, рожок, лужок, крючок, мужичок, пирожок, клочок, прыжок, пучок, зеркальцем, страницей, снежок, ландышем, рощей, свинцом, обжора, расчет, черточка, четкий.

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных

Словарные диктанты

I. Гусиная стая; лебединая песня; орлиный взмах; воробьиная стая; голубиное гнездо; соболиный мех; утиная охота; змеиный укус; куриный бульон; звериный крик; муравьиная куча; львиное потомство; глухариная охота; петушиные бои; комариный писк.

II. Шерстяная юбка; серебряная брошь; ледяная стужа; водяной вал; глиняный сосуд; полотняный костюм; нефтяной фонтан; дровяной склад; жестяной чайник; стеклянный; деревянный; оловянный.

III. Соломенный; огненный; обеденный; родственный; единственный; таинственный; современный; лиственный; старинный; целинный; законный; сонный; бездонный; карманный; глубинный; туманный; лимонный; ураганный; батальонный; экскурсионный.

IV. Дорога ужасна; девочка решительна; долина прекрасна; кукла прелестна; книга интересна; дорога бесконечна; вещь ценна; малышка умна; задача доступна; птица осторожна; морковь полезна; утро туманно; дорога длинна; рукопись бесценна; даль пустынна; герои мужественны.

V. Клюквенный морс; старинная картина; глиняный сосуд; пламенная речь; безветренная погода; юный художник; голубиная стая; песчаный берег; серебряный кубок; торжественное событие; ветреный день; змеиная кожа; земляной орех; петушиный гребень; льняная ткань; осенний лес; диковинный случай; орлиный взгляд; карманный фонарь; ржаной хлеб; лавинная опасность; полынный запах; длинный шарф; звериный рев; даль туманна; берестяная грамота; работа временна; дорога длинна; искусная резьба; искусственный щелк.

Выборочный диктант

Запишите словосочетания в две колонки: 1) с одним н ; 2) с двумя н .

Кожаный портфель; бесчисленные стаи; жизненный вопрос; лимонный напиток; жестяная кружка; мысленный взор; тыквенное семя; царственный жест; торфяные болота; мышиный писк; песчаный берег; экранное пособие; туманный день; стеклянный шар; гортанный звук; кочанная капуста; берестяной ковш; глиняная ваза; былинный герой; полотняный фартук; голубиное семейство; истинный факт; утиный выводок; глубинные бомбы; ледяной взгляд; витаминный набор; овчинный тулуп; окраинный район; перочинный нож; машинное масло; ветреный день; витринное стекло; блинная мука; пчелиный улей; львиное семейство; тополиный пух; травяной покров; ржаной хлеб; беспричинный смех; таинственный шорох.

Слитное и раздельное написание НЕ

А) (не)лепый поступок, (не)высоко взлететь, а низко

Б) надеть (не)красивый плащ, дорога (не)ровная, но короткая

В) очень (не)красивый зонт, ничем (не)оправданный поступок

Г) далеко (не)легкое дело, (не)смолкаемый гул

А) (не)благодарный слушатель, поступил (не)по-товарищески

Б) (не)веселый, а грустный взгляд, вовсе (не)трудовые доходы

В) отвечать очень (не)брежно, (не)слышу своего голоса

Г)вести себя (не)принужденно,(не)думая о последствиях

А) река была (не)широка, путь (не)короток, а длинен

Б) (не)ряшливый вид, (не)видеть леса

В) (не)пользуясь льготами, почуять (не)доброе

Г) (не)завидное положение, юноша крайне(не)вежлив

А) полный (не)вежда в музыке, (не)кланяясь в пояс

Б) (не)было времени, обошлись (не)дешево

В) (не)ласковый и надменный ухажер, поработали отнюдь (не)плохо

Г) (не) говорил ничего, (не)проверенные учителем задачи

А) домашние (не)урядицы, (не)стерпимая для ребенка боль

Б) якорь (не)достает до дна, времени всегда (не)достает

В) сказал явную (не)правду, (не)горевал о неудаче

Г) (не)взлюбить с первого взгляда, (не)готов к урокам

А) вино было (не) выдержано, (не)вообразимый шум

Б) (не)долгое время, (не)мог заснуть

В) день (не)жаркий, а прохладный, крайне (не)красивый

Г) ничем (не)оправданный поступок, (не)обладающий тактом

А) (не)заменимые в дороге вещи, (не)дающий ответа

Б) уплатить (не)устойку, вопрос (не) решен вовремя

В) (не)слушая оппонентов, (не)приступная крепость

Г) устал с (не)привычки, нести (не)суразицу

А) (не)проданный дом, (не)прочитанная еще книга

Б) (не)навидящий ложь, (не)рад встрече

В) (не)успевший остыть за ночь, далеко (не)модный фасон

Г) отнюдь (не)легкое решение, (не)сложный для класса вопрос

А) совершенно (не)обоснованные выводы, далеко (не) модный фасон

Б) (не)спетые песни, они (не)стары

В) (не)легкое далось решение, чрезвычайно (не)приятный момент

Г) (не)избалованный вниманием, (не)выдержанны и капризны

А) (не) заглядывая в будущее, долго(не)заживающая рана

Б) афиши (не) расклеены, почти (не)слышный дождь

В) (не)сравнимая красота, (не)обладающий тактом
Г) плоды (не)крупные, но сладкие, ни с чем (не)сравнимая красота

Ответы

1.Определите ряд, в котором НЕ с обоими словами пишется СЛИТНО.

А) нелепый поступок, не высоко взлететь, а низко

Б) надеть некрасивый плащ, дорога неровная, но короткая

В) очень некрасивый зонт, ничем не оправданный поступок

Г) далеко не легкое дело, несмолкаемый гул

2. Определите ряд, в котором НЕ с обоими словами пишется РАЗДЕЛЬНО.

А) неблагодарный слушатель, поступил не по-товарищески

Б) не веселый, а грустный взгляд, вовсе не трудовые доходы

В) отвечать очень небрежно, не слышу своего голоса

Г) вести себя непринужденно, не думая о последствиях

3.Определите ряд, в котором НЕ с обоими словами пишется СЛИТНО.

А) река была неширока, путь не короток, а длинен

Б) неряшливый вид, не видеть леса

В) не пользуясь льготами, почуять недоброе

Г) незавидное положение, юноша крайне невежлив

4. Определите ряд, в котором НЕ с обоими словами пишется РАЗДЕЛЬНО.

А) полный невежда в музыке, не кланяясь в пояс

Б) не было времени, обошлись недешево

В) неласковый и надменный ухажер, поработали отнюдь не плохо

Г) не говорил ничего, не проверенные учителем задачи

5. Определите ряд, в котором НЕ с обоими словами пишется СЛИТНО.

А) домашние неурядицы, нестерпимая для ребенка боль

Б) якорь не достает до дна, времени всегда недостает

В) сказал явную неправду, не горевал о неудаче

Г) невзлюбить с первого взгляда, не готов к урокам

6. Определите ряд, в котором НЕ с обоими словами пишется РАЗДЕЛЬНО.

А) вино было не выдержано, невообразимый шум

Б) недолгое время, не мог заснуть

В) день не жаркий, а прохладный, крайне некрасивый

Г) ничем не оправданный поступок, не обладающий тактом

7. Определите ряд, в котором НЕ с обоими словами пишется СЛИТНО.

А) незаменимые в дороге вещи, не дающий ответа

Б) уплатить неустойку, вопрос не решен вовремя

В) не слушая оппонентов, неприступная крепость

Г) устал с непривычки, нести несуразицу

8. Определите ряд, в котором НЕ с обоими словами пишется РАЗДЕЛЬНО.

А) непроданный дом, не прочитанная еще книга

Б) ненавидящий ложь, не рад встрече

В) не успевший остыть за ночь, далеко не модный фасон

Г) отнюдь не легкое решение, несложный для класса вопрос

9. Определите ряд, в котором НЕ с обоими словами пишется СЛИТНО.

А) совершенно необоснованные выводы, далеко не модный фасон

Б) неспетые песни, они не стары

В) нелегкое далось решение, чрезвычайно неприятный момент

Г) не избалованный вниманием, невыдержанны и капризны

10. Определите ряд, в котором НЕ с обоими словами пишется РАЗДЕЛЬНО.

А) не заглядывая в будущее, долго не заживающая рана

Б) афиши не расклеены, почти неслышный дождь

В) несравнимая красота, не обладающий тактом
Г) плоды некрупные, но сладкие, ни с чем не сравнимая красота