Иисус суперзвезда краткое содержание. История создания рок-оперы "Иисус Христос - суперзвезда". Jesus Christ Superstar. Рок-энциклопедия. Инциденты в России

  • 01.01.2024

«Иисус Христос – суперзвезда» Э. Ллойд Уэббер

«Иисус Христос – суперзвезда» является легендарным произведением Эндрю Ллойда Уэббера. Спустя десятилетия она не теряет актуальности. До сих пор содержание вызывает бурные спорные реакции, касающиеся трактовки религиозного писания. Тем не менее, произведение остается классикой и ставится на лучших мировых сценах. Интересные факты, история создания и краткое содержание рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» можно узнать на странице.

Действующие лица

Описание

Иисус Христос тенор лидер 12 учеников, «Сын Божий» и «Царь Иудейский»
Иуда Искариот тенор один из двенадцати апостолов Иисуса
Мария Магдалина меццо-сопрано женщина, влюбленная в Иисуса
Каиафа бас первосвященник, который видит Иисуса как угрозу нации
Понтий Пилат баритон префект Иудеи
Ирод тенор правитель Галилеи

Краткое содержание


Сюжет оперы взят из повествований Евангелие. Хронология охватывает последнюю Страстную неделю жизни Иисуса Христа. При этом каноничности при изложении Священного Писания авторы не соблюли, из чего и были раскритикованы некоторыми из религиозных служителей. В собственных ариях, герои выражают не догматичные представления о религии, ведь, авторы постарались раскрыть в них человеческие чувства и переживания.

События развиваются также как и в Евангелие, единственным отличием является то, что Искариот не желал смерти Иисусу Христу, но он знал, что также имеет страшное жизненное предназначение, заключавшееся в предательстве. Более того Иуда не может мириться с тем, что контроль над происходящим полностью теряется. Он считает, что Христос и апостолы близки к страшному происшествию. Чтобы избавить «вероучителя» от толпы, Иуда решается на донос. Он думает, что стража лишь изолирует Иисуса, но Искариот ошибается.

Иуда - умен, он верит в то, что Христос сын Бога, а значит, имеет силу предвидения. Значит, он знал, что произойдет и заранее определил его на роль предателя.

Иисус Христос является полной противоположностью Иуды. Авторы наделили его эмоциональностью и решимостью. Тем не менее, сомнения терзают душу, герой не может понять, зачем необходима жертва, в чем ее необходимость. Наиболее ярко это проявляется в сцене в Гефсиманском саду.


Кульминационная сцена – суд. Иисус готов принять все обвинения, и принять казнь. Он ничего не делает, чтобы спастись от участи, и отталкивает помощь Пилата. Все завершается смертью Иисуса Христа, который просил простить его палачей. Душа его попадает в руки к Богу.

Уэббер и Райс долго спорили насчет завершения рок-оперы. По мнению, Уэббера финалом должна была стать сцена с воскрешением, но Райс настоял именно на трагической концепции.

Фото :





Интересные факты

  • В музыкальной культуре постановка стала первой театрализированной рок-оперой. Жанр был популяризирован достаточно быстро, и имел распространение во многих странах, в том числе и в СССР.
  • Первоначально авторы планировали написать произведение не об Иисусе Христе, а о царе Давиде. Тим Райс даже придумал первые строчки для первого номера: «Самуил, Самуил, это первая книга, Самуил!» Впоследствии они были изменены на: «Иисус Христос, Иисус Христос, кто ты? Для чего нужна твоя жертва?»
  • В ответ на натиски многих представителей церкви, авторы отвечали, что их герой представляет собой историю человека, а не Бога. В рок-опере идет речь именно о земной жизни, со всеми ее сомнениями и жестокостью реальности. Божественность же не опровергается созданным сюжетом рок-оперы, а наоборот поднимает этот вопрос, оставляя его открытым.
  • Певица Ивонн Эллиман, исполнявшая роль Марии Магдалены, не проходила никаких кастингов на исполнение роли. Ее композитор услышал в одном из ресторанов, где она пела под гитару. Когда неизвестный в те времена Эндрю Ллойд Уэббер предложил спеть Эллиман в его рок-опере, девушка лишь посмеялась и сказала, что Ллойд, видимо, перепил спиртных напитков. На следующий день, воодушевленный и полный решимостью композитор, взял своего друга Райса, и вместе они отправились уговаривать певицу. И Эллиман дала согласие на участие.


  • Во время написания произведения, многие газеты уже пытались представить кандидатуры на роль главных исполнителей. Одной из таких фигур, по мнению желтой прессы, стал весьма скандальный Джон Леннон. Тогда пресс-служба знаменитости объявила, что он согласится только в одном случае, если Йоко Оно будет играть роль Марии Магдалены. Все слухи были моментально опровергнуты самими авторами. При подписании контракта на запись альбома рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» Ивонн было предложено два варианта оплаты, а именно фиксированная плата или же проценты, осуществляемые с продаж. В итоге, посоветовавшись с подругой, которая была четко уверена, в том, что этот альбом никто не будет покупать, певица выбрала первый вариант. И прогадала, ведь после выхода альбома он в кратчайшие сроки достиг максимальных позиций в продажах. В итоге Ивонн недополучила приличные деньги. Спустя несколько лет она подала в суд и отсудила собственный гонорар.
  • В первых постановках роль Иисуса Христа была отдана легендарному певцу и солисту группы Deep Purple Иэну Гиллану.

Популярные номера:

Увертюра - слушать

Gethsemane (Я лишь хочу сказать) - слушать

King Herod"s Song (Ария Царя Ирода) - слушать

Superstar - слушать

История жанра рок-опера


Рок-опера представляет собой сравнительно новый музыкальный жанр, который появился лишь в 50-е годы прошлого столетия. В настоящее время он активно развивается, но в театре начало данному жанру было положено именно Эндрю Ллойдом Уэббером.

Рок-опера, как новый музыкальный жанр, имеет следующие особенности:

  • Использование в оркестре электронных инструментов, в том числе бас-гитары, электрогитары, барабанных установок, синтезатора и т.п.
  • Вместо классических арий номера представляют собой арии в стиле рок.

Как не странно, но главное отличие рок музыки от джазовой заключается в применении не акустических, а электронных инструментов.

Впервые рок-опера, как жанр, была представлена в концептуальном альбоме английской рок-группы The Who. Это был первый альбом имеющий сюжет, поэтому на обложке диска было написано, что это рок-опера. В данном произведении повествование ведется от разных лиц, но рассказывает один жизненный путь мальчика Томми. Премьера всколыхнула весь мир, под влияние этого новшества попал и молодой еще и малопопулярный композитор Ллойд Уэббер, так появилась идея о создании произведения в данном жанре.


1998 - Тур по Великобритании
2000 - Бродвей (возрождённая)
2001 - Тур по Великобритании
2002 - Норт-Вернон
2003 - Тур по США
2004 - Тур по Великобритании Иисус Христос - суперзвезда на Викискладе

Премьера мюзикла Jesus Christ Superstar на Бродвее состоялась в 1971 году .

Сюжет рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда»

Сюжет рок-оперы основывается на евангельских повествованиях и охватывает период от въезда Иисуса в Иерусалим до его распятия на Голгофе .

Иуда и Иисус

В своём либретто Тим Райс в общем и целом следует евангельским текстам, но при этом по-своему трактует многие ключевые моменты библейской истории. Можно утверждать, что роль ведущего персонажа здесь отдана Иуде в равной или даже большей мере, чем Иисусу : ему принадлежат первое («Heaven On Their Minds ») и чуть ли не последнее слово («Superstar ») (за исключением слов умирающего на кресте Иисуса). Он производит, по крайней мере вначале, впечатление рациональной и последовательной личности, в то время как Иисус сильно эмоционален, чувствителен и, как оказывается, не вполне понимает цель собственной жертвы. «В Евангелии Иуда представлен карикатурной фигурой и каждое упоминание о нём сопровождается уничижительным замечанием. Я считаю, что он был самым мыслящим из апостолов, поэтому и попал в такую ситуацию», - говорил Тим Райс в интервью журналу «Лайф» .

Иуда неустанно критикует Иисуса за то, что тот, по его мнению, позволил событиям выйти из-под контроля, пошёл на поводу у толпы, в буквальном смысле слова «бого-творящей» его, разрешил Магдалине тратить на него дорогостоящую мирру (последний эпизод имеется и в Евангелии) и т. д. По словам Иуды, Иисус в начале своей деятельности считал себя просто человеком и не выдавал себя за бога (Мф. ), а затем перестал сопротивляться мнению толпы, что, по мнению Иуды, может кончиться плохо. На предательство он решается для того, чтобы предотвратить худшую катастрофу - бунт против римлян и последующее кровопролитие. При этом на Тайной вечере Иуда не скрывает своих намерений, более того, восклицает: «Ты сам хочешь, чтобы я сделал это» - и действительно, слышит в ответ: «Иди, что же ты медлишь!». Когда Иуда начинает понимать, что Иисусу грозит смерть, в которой история обвинит только его одного, он сам себя объявляет жертвой («Зачем ты избрал меня для своего кровавого преступления?»). Логика Иуды такова: если Иисус - действительно сын Бога, значит, он всё предвидел заранее, сам расписал сценарий событий и пригласил его, Иуду, на роль «проклятого на все времена».

Сам же Иисус неоднократно демонстрирует, что ему известно, что ожидает его лично, и при этом говорит об этом как о судьбе, не подлежащей изменению. В арии «В Гефсиманском саду» Иисус, как и в Евангелии, выражает своё страдание от этого знания и просит: «Забери от меня эту чашу, я не хочу вкусить её яду…» Однако, в отличие от Евангелия, здесь Иисус прямым текстом говорит, что он не понимает, зачем Бог-отец посылает его на смерть (лишь строит догадки: «Стану ли я более заметным, чем был ранее?», «Будет ли всё, что я говорил и делал, более значимым?»). Просит объяснить ему причину, по которой Бог-отец хочет, чтобы он умер, логику этого решения. («Яви мне хотя бы крупицу своего вездесущего замысла» - англ. Show me just a little of your omnipresent brain ). Упрекает отца в том, что он слишком увлечён кровавыми деталями его казни («где и как») и мало заботится об обосновании её необходимости («зачем») - англ. You’re far too keen on where and how, but not so hot on why . Наконец он всё же смиряется с предначертанием, добавляя, что устал от своей ноши («Тогда я был вдохновлён; сейчас я грустен и устал. В конце концов, я старался три года - кажется, что девяносто! Тогда почему боюсь закончить то, что начал?» - англ. Then I was inspired, now I"m sad and tired. After all I"ve tried for three years, seems like ninety! Why then am I scared to finish what I started? ).

На суде Иисус, как и в Евангелии, не опровергает обвинений в свой адрес; обходясь аллегориями, он уходит от прямых ответов. «Это твои слова» - говорит он Пилату , когда тот спрашивает: «Но ты - царь? Царь иудейский?» (англ. But are you king? King of the Jews? - That"s what you say ) . Позже, на суде, Иисус не делает ничего, чтобы спасти себя от гибели и отталкивает помощь, предлагаемую сочувствующим Пилатом.

Апостолы и толпа

Можно утверждать, что в опере нет подлинных персонажей-злодеев: здесь каждый действует сообразно собственной логике, которая в общем выглядит более или менее убедительно (правда, эта тенденция в какой-то мере вообще присуща данному жанру). Единственный вполне «отрицательный герой» здесь - толпа , которая сначала возносит своего избранника до небес («Hosanna »), а потом с той же экзальтированностью требует от властей: «Распять его!» При этом мотивы «фанатов» Иисуса порой низменны (…«Прикоснись, прикоснись ко мне! Исцели, исцели меня, Иисус!…» или - «Скажи мне, что теперь я спасён!»), и сам он в какой-то момент уже не в состоянии их выносить («Не толкайте меня, оставьте меня!… Слишком много вас, слишком мало меня!…»).

Частью толпы являются в какой-то мере и апостолы , своими коллективными песнопениями выражающие лишь самые банальные мысли и чувства. «Всегда знал, что стану апостолом. Верил, что добьюсь этого, если буду стараться. Потом, когда мы уйдём на пенсию, напишем Евангелие, чтобы люди говорили о нас и после нашей смерти», - под безмятежно-сладостную мелодию распевают они хором, оставляя обречённого Иисуса в Гефсиманском саду («The Last Supper »).

В заключительном треке «Superstar » (выпущенном синглом и ставшем в 1971 году единственным сольным хитом Мюррея Хэда), голос Иуды вместе с хором обращаются к Иисусу, теперь уже с точки зрения времени две тысячи лет спустя, спрашивая его: «…Кто ты? Чем ты пожертвовал?… Ты думаешь, ты таков, каким они тебя считают?..». Точно так же как и подобные вопросы Иуды, Пилата и апостолов на протяжении всей остальной оперы, эти вопросы остаются без ответов.

Власть имущие

Либретто Тима Райса насыщено сатирическими эпизодами и репликами, высмеивающими поп-звёздность и нравы музыкального бизнеса. Царь Ирод беседует с Иисусом совершенно как потенциальный антрепренёр , называя его популярность в народе «хитом», а его самого - «чудом года». Церковные лидеры (первосвященник Каиафа , его тесть Анна и др.), обсуждая Иисуса как политически опасного гастролирующего популиста-факира, пользуются жаргоном, характерным для современных средств массовой информации. («Что же нам делать с этой Иисусоманией?… С тем, кто популярнее даже Иоанна, гастролировавшего с этим своим крещением?…») Убеждая Иуду в том, что тот принял верное решение («Ты сделал верную ставку!» - англ. You’ve backed the right horse ), Анна советует ему заняться благотворительностью.

Иначе обрисован Пилат, подобно Иуде чувствующий, что история не простит ему гибель Иисуса. В этом опера большей частью следует Библии. Поначалу Пилат пытается спихнуть дело местным властям (англ. You"re Herod"s race! You"re Herod"s case! ), но понимая, что те вознамерились руками чужестранца устранить мешающего им героя толпы, даже открыто становится на сторону последнего («Я не вижу на нём вины: он просто возомнил себя важной персоной…»). Пилат указывает Иисусу на иронию судьбы: смерти ему, «царю иудейскому», желают именно иудеи; он же, римлянин, - единственный, кто пытается его защитить (англ. Look at me, am I a Jew? ). Затем - на мгновение вступает с Каиафой в политический спор, называя первосвященников-иудеев лицемерами («Вы нас ненавидите больше, чем его!»), а жаждущую крови толпу называя стервятниками (англ. …But to keep you vultures happy I shall flog him… )

В последний момент Пилат, оставшийся перед разъярённой толпой в одиночестве, сам обращается к Иисусу за помощью, но тот в очередной раз выражает своё убеждение, что ход событий нельзя изменить, но всё в руках Господних. Понимая, что Иисус сознательно идёт на смерть, Пилат «умывает руки » (от преступления), бросая напоследок: «Что ж, не мне суждено предотвратить это великое самозаклание. Умри, если сам жаждешь того, ты, невинная марионетка» (англ. Don"t let me stop your great self-destruction. Die if you want to, you innocent puppet… ).

В связи между смертью Иисуса и его вечной славой можно усмотреть ещё одну прямую аналогию с музыкальным бизнесом, для интересов которого иногда хорошо, если звезда «своевременно» умирает и таким образом остаётся коммерчески плодоносящей «иконой на все времена».

Позиция авторов и реакция религиозных организаций

«Мы рассматриваем Иисуса не как Бога, а как человека, оказавшегося в нужное время в нужном месте - говорил Тим Райс в интервью Time . Наша задача - рассказать историю Иисуса-человека. Думаю, под таким углом зрения величие его лишь возрастает» .

Позже автор либретто говорил, что считает текст в религиозном отношении совершенно нейтральным. «Наше отношение к религии нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным. В жизни этого человека произошли события, которые превратили его в легенду; то, что он был лишь человеком, ни в коей мере не принижает величие этой легенды. С другой стороны, время течёт, приближается XXI век и, думаю, всё больше людей воспринимают его не как Бога, но как символ добра, в самом общем смысле этого слова. Лично я не считаю Иисуса Богом. В опере его божественность не опровергается категорически и этот вопрос, полагаю, оставляется открытым». [ ]

Аналогичные взгляды высказывал в своих интервью Эндрю Ллойд Уэббер. Это вызвало негативную реакцию многих религиозных деятелей. «Такие авторы не способны создать ничего, что бы возвеличило Господа», пишет преподобный Э. Л. Бинум (Tabernacle Baptist Church ). «Они не подлежат спасению, поскольку остаются глухи к голосу Бога. Христианину до́лжно держаться подальше от их антихристианского произведения». [ ]

Мнение РПЦ МП неоднократно озвучивалось в средствах массовой информации. [ ] Как правило, указанное мнение появлялось в связи с фактами отмены или необоснованного запрета постановки в разных городах России. [ ]

«…С точки зрения православного христианина, с образом Христа составленным в опере согласиться сложно, поскольку для христиан, Иисус Христос - не звезда - пусть даже супер, - а Спаситель. Следовательно, религиозный поиск должен привести человека не в театр, а в храм… При этом не стоит забывать, что многие художники, писатели, музыканты и режиссеры вдохновлялись Библией. Нередко они обращались и непосредственно к евангельскому сюжету. Но любое художественное произведение - книга, фильм или рок-опера - всегда лишь авторское видение, авторский, если хотите, вымысел. Иными словами, образ Христа во многих, если не в большинстве художественных произведений, будет неканоничным. Но неканоничный - еще не значит кощунственный. Он может быть плоский или упрошенный, далекий от евангельского или даже близкий евангельскому, но все равно авторский. Художественное произведение - это не религиозный текст, к нему не стоит предъявлять догматических или канонический требований…… Мы помним, что в свое время для многих в нашей стране эта рок-опера стала первым упоминанием о Христе. Мой близкий друг в юности впервые прочел Евангелие, после того, как не все понял в рок-опере. Это констатация факта. Она не означает, что Церковь каким-то образом благословляет рок-оперу или считает её обязательной к просмотру». (Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Русской Православной церкви Владимир Легойда)

В 2012 году в связи с отменой спектакля в Ростове-на- Дону, причиной которого стало письмо некоторых верующих, в Донской митрополии подчеркнули, что заявление выражает частное мнение людей, а не позицию РПЦ. Пресс-секретариат Донской митрополии пояснил, что авторам обращения следовало бы подписываться своими собственными именами, а не выступать от имени православных христиан, и перед тем, как планировать подобное, спросить благословения священника .

Римская католическая церковь выражает схожее мнение, указывая, что рок-опера в первую очередь художественное произведение, хотя и излагающее часть Евангелия, но имеющее в своей основе произведение католического священника - архиепископа Фултона Джона Шина «Жизнь Христа», где сопоставляются все три синоптические Евангелия - от Матвея, Марка и Луки. Опираясь на ключевые события Страстной недели, он приблизил героев к реальным людям и наполнил их живыми эмоциями. [ ]

LP I
  1. Overture
  2. Heaven on Their Minds
  3. What’s the Buzz/Strange Thing Mystifying
  4. Everything’s Alright (англ.) русск.
  5. This Jesus Must Die
  6. Hosanna
  7. Simon Zealotes/Poor Jerusalem
  8. Pilate’s Dream
  9. The Temple
  10. Everything’s Alright (reprise)
  11. I Don’t Know How to Love Him (англ.) русск.
  12. Damned for All Time/Blood Money
LP II
  1. The Last Supper
  2. Gethsemane (I Only Want to Say)
  3. The Arrest
  4. Peter’s Denial
  5. Pilate and Christ/Hosanna (reprise)
  6. Herod’s Song (Try It and See)
  7. Judas" Death
  8. Trial Before Pilate (Including The 39 Lashes)
  9. Superstar (англ.) русск.
  10. The Crucifixion
  11. John Nineteen:Forty-One

Исполнители основных ролей на студийной записи 1970 года

После того, как работа над альбомом Jesus Christ Superstar была завершена, выяснилось, что фрагмент диалога Пилата и Иисуса оказался стёрт. Поскольку Барри Деннена в студии уже не было, слова «…this un-for-tu-na-te» записал Мюррей Хед .

Перевод В. Птицына.

На русском языке (перевод В. Поляка) рок-опера была впервые исполнена 24 декабря года коллективом Ярославского городского рок-клуба на сцене ДК «Авиатор» в городе Рыбинске Ярославской области .

Исполнители основных ролей на студийной записи 1992 года

  • Иисус - Михаил Серышев
  • Иуда Искариот - Сергей Минаев
  • Мария Магдалина - Татьяна Анциферова (изначально эту партию должна была петь Алла Пугачёва , но организаторы не смогли её «заполучить» )
  • Понтий Пилат - Вадим Буликов
  • Каиафа - Николай Арутюнов
  • Симон Зелот - Валерий Кипелов
  • Ирод - Евгений Маргулис
  • Анна (первосвященник) - Александр Галкин
  • Священник - Сергей Беликов
  • Апостол Петр - Валерий Панков
  • Другие лица: священники , торговцы, горожане, римские солдаты, апостолы , - Игорь Левин, Валерий Панков, Евгений Андрианов, Александр Виноградов, Юрий Гавричкин, Лариса Панкова, Алла Левина, Елена Орлова

Инциденты в России

В октябре года омское православное общественное движение выступило против гастролей петербургского театра «Рок-опера », который ставил в Омске оперу «Иисус Христос - суперзвезда». В итоге оперу отменили. По словам одного из организаторов постановки, «билеты на рок-оперу продавались слабо, поэтому спектакль решили отменить»

Рок-опера “Иисус Христос — суперзвезда”, написанная в 1970 году, стала первым произведением в этом жанре. Сегодня она считается классикой. Хотя с момента ее создания минуло 45 лет, и по сей день не утихают споры, касающиеся ее содержания. И это неудивительно, так как во все времена вольная трактовка текстов священных книг различных религий вызывала неоднозначную реакцию в обществе.

Актуальность

“Иисус Христос — суперзвезда” — рок-опера, краткое содержание которой является вольным пересказом Библии. Она поднимает важные философские вопросы, волнующие человечество уже более 2000 лет, поэтому еще долго будет актуальна и интересна зрителям разных поколений. В 2000 году была сделана новая экранизация этого произведения, которая не стала такой же популярной, как первый фильм, снятый в 1973-м, однако заставила молодежь обратиться к творчеству рок-кумиров 70-х.

Авторы

Прежде чем раскрыть краткое содержание оперы "Иисус Христос", следует сказать несколько слов о ее создателях. Автором музыки стал знаменитый Эндрю Ллойд Уэббер, для которого она стала первым успешным произведением, а либретто написал его друг юности Тим Райс. Последний постарался следовать хронологии известных событий, предшествовавших смерти Христа, которые описаны в Евангелии, однако его персонажи в своих ариях выражают идеи, далекие от догматов, принятых в христианстве. Именно это обстоятельство становится причиной того, что в наш век религиозной толерантности постановки рок-оперы “Иисус Христос — суперзвезда” иногда становятся мишенью для критики со стороны церкви. А в некоторых провинциальных городах даже вполне цивилизованных стран делаются попытки запретить их как

“Иисус Христос — суперзвезда”, рок опера: краткое содержание первой сцены

Произведение начинается с увертюры, озаглавленной "Рождение толпы". Далее следует ария Иуды, который возмущается тем, что Иисус, на его взгляд, идет на поводу у толпы и готов признать себя божеством.

На сцене появляется Мария Магдалина, которая оказывает почести Христу. Иуда упрекает Спасителя в том, что тот допустил в свое окружение падшую женщину, так как усматривает в этом опасность. Тогда Иисус призывает безгрешных бросить в Марию камень.

Анна и Каиафа

Антагонистами Христа, как и в Библии, в рок-опере Уэббера и Райса являются первосвященник Иудеи и его зять. Они готовят заговор против Спасителя, так как усматривают в нем угрозу своей власти. В конце дуэта Анна и Каиафа решают доложить синедриону, который был уполномочен вершить суд, об опасном мятежнике, способном расшатать устои государства.

В следующей сцене “Jesus Christ — superstar” (содержание рок-оперы подробно раскрывает эта статья) Мария совершает омовение ног Христа. После упрекает ее в том, что она зря использовала драгоценную мирру, вместо того чтобы помочь нищим. Иисус стыдит Иуду и говорит, что он скоро покинет этот мир, а беднякам можно будет помогать всегда.

Заговор и ликование народа

Иисус входит в Иерусалим и его приветствуют толпы, выкрикивающие: “Осанна! Осанна!” Народное ликование ввергает в ужас священников, которые решают любым способом избавиться от Христа. Они говорят о нем, используя лексику, которая применяется при описании жизни и карьеры звезд шоу-бизнеса.

Далее на сцену вступает по прозвищу Петр, который призывает Спасителя выступить против Рима. В ответ Иисус говорит о том, что смерть можно попрать только смертью, и что Иерусалим никогда не сможет понять смысла этой фразы. С его арией перекликается певческий монолог Пилата, в котором он рассказывает о приснившемся ему печальном иудее, на которого толпа сначала излила свой гнев, а затем вознесла, обвинив в его гибели римского прокуратора.

Изгнание торговцев из храма, отчаяние Спасителя и ария влюбленной Марии

Далее сюжет рок-оперы “Иисус Христос — суперзвезда” переносится в храм, где жители Иерусалима веселятся и торгуют всякой всячиной. Неожиданно появляется Христос и упрекает иудеев в том, что они превратили Дом Господень в разбойничий вертеп. Выгнав торговцев из храма, Иисус исполняет арию, в которой повествует о своем отчаянии и усталости, так как три последние года его жизни кажутся ему длиннее 30 предыдущих. В следующей сцене зрители узнают от Марии Магдалины о том, что она влюблена в Христа, и надеется, что тот тоже к ней неравнодушен.

Предательство

Видя, что народ склонен к бунту, но желая избежать кровопролития, Иуда отправляется к Анне и Каиафе и сообщает, что Христос в пятницу будет один в Гефсиманском саду. Он отказывается от мзды за свой донос, так как утверждает, что предает Христа не из-за корысти, а во избежание более серьезных бед.

“Иисус Христос — суперзвезда”: краткое содержание второй части

Опера продвигается к своей кульминации. Вторая часть начинается со сцены Апостолы пьют вино и поют о том, что им будет о чем написать в своих мемуарах. Христос приходит в ужас, понимая, что его учеников не тронет его смерть, что они не понимают сути происходящего. Тогда Спаситель предсказывает апостолам, что среди них есть те, которые выдадут его или отрекутся, если им будет угрожать опасность. Ученики возмущаются, каждый из них говорит, что он на такое не способен.

Ссора Иуды и Иисуса

Христос указывает на Петра и Искариота и говорит апостолам, что первый из них станет отступником, а второй — предателем. Иуда выплескивает свой гнев на Христа, упрекая его, что он взбунтовал народ, будучи обычным самозванцем. Спаситель прогоняет его со словами, что тот может опоздать и не выполнить свою миссию.

Молитва в Гефсиманском саду

Не следует забывать, что “Иисус Христос — суперзвезда” — рок опера. Краткое содержание в таком случае не может передать полного впечатления от этого произведения, так как главное в нем все же - музыка. В частности, одним из кульминационных моментов этого произведения является ария-молитва Спасителя, являющая одним из лучших творений Эндрю Ллойда Уэббера. В ней Христос сетует на свою судьбу и спрашивает у Отца, изменит ли что-либо его смерть. И умоляет отвести “чашу сию”. В конце сцены Иисус говорит, что смирился со своей судьбой и просит Господа поскорее свершить то, что он ему предначертал. Заканчивается сцена поцелуем Иуды.

Арест и отречение Петра

Солдаты арестовывают Христа. Апостолы пытаются его защитить. Однако Иисус запрещает им оказывать сопротивление. При этом толпа, которая до этого превозносила Спасителя, теперь ликует, что тот повержен и будет казнен. Когда Христа уводят, люди спрашивают у Петра, не является ли он товарищем арестованного бунтовщика, и тот говорит, что даже не знаком с ним.

Пилат, Иисус и Ирод

Рок-опера “Иисус Христос — суперзвезда”, краткое содержание которой в той или иной мере знакомо всем, интересна своими фрагментами либретто, где текст больше напоминает разговоры людей из сферы шоу-бизнеса. Например, после допроса у Пилата Христа доставляют к Ироду, который называет его “гвоздем сезона” и предлагает показать пару фокусов.

Раскаяние предателя Иуды и приговор Пилата

Увидев истязания Христа, его бывший товарищ начинает мучиться угрызениями совести. Он приходит к первосвященникам, которые убеждают его, что он все сделал правильно. Тем временем Иисуса снова приводят и Пилату и просят, чтобы тот приказал его распять. Пилат возражает, но в конце концов дает согласие. Заканчивается опера выкриком Христа, который просит Отца простить своих палачей. Также он передает в руки Богу свою душу.

“Иисус Христос — суперзвезда” — рок-опера (краткое содержание вам уже известно), продолжающая звучать со многих сцен мира в течение более чем 40 лет. Прекрасная музыка и текст, полный гуманистических идей, — вот главные составляющие ее успеха и популярности.

(англ.) русск. » (Мюррей Хед) поднялся в чартах «Биллборда» до № 14 «I Don’t Know How to Love Him (англ.) русск. » в исполнении Хелен Редди поднялась до № 13 в Billboard Hot 100 .

Премьера мюзикла Jesus Christ Superstar на Бродвее состоялась в 1971 году .

Сюжет рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда»

Сюжет рок-оперы основывается на евангельских повествованиях и охватывает период от въезда Иисуса в Иерусалим до его казни на Голгофе .

Иуда и Иисус

В своём либретто Тим Райс в общем и целом следует евангельским текстам, но при этом по-своему трактует многие ключевые моменты библейской истории. Можно утверждать, что роль ведущего персонажа здесь отдана Иуде в равной или даже большей мере, чем Иисусу : ему принадлежат первое («Heaven On Their Minds ») и чуть ли не последнее слово («Superstar ») (за исключением слов умирающего на кресте Иисуса). Он производит, по крайней мере вначале, впечатление рациональной и последовательной личности, в то время как Иисус сильно эмоционален, чувствителен и, как оказывается, не вполне понимает цель собственной жертвы. «В Евангелии Иуда представлен карикатурной фигурой и каждое упоминание о нём сопровождается уничижительным замечанием. Я считаю, что он был самым мыслящим из апостолов, поэтому и попал в такую ситуацию», - говорил Тим Райс в интервью журналу «Лайф» .

Иуда неустанно критикует Иисуса за то, что тот, по его мнению, позволил событиям выйти из-под контроля, пошёл на поводу у толпы, в буквальном смысле слова «бого-творящей» его, разрешил Магдалине тратить на него дорогостоящую мирру (последний эпизод имеется и в Евангелии) и т. д. По словам Иуды, Иисус в начале своей деятельности считал себя просто человеком и не выдавал себя за бога (Мф. ), а затем перестал сопротивляться мнению толпы, что, по мнению Иуды, может кончиться плохо. На предательство он решается для того, чтобы предотвратить худшую катастрофу - бунт против римлян и последующее кровопролитие. При этом на Тайной вечере Иуда не скрывает своих намерений, более того, восклицает: «Ты сам хочешь, чтобы я сделал это» - и действительно, слышит в ответ: «Иди, что же ты медлишь!». Когда Иуда начинает понимать, что Иисусу грозит смерть, в которой история обвинит только его одного, он сам себя объявляет жертвой («Зачем ты избрал меня для своего кровавого преступления?»). Логика Иуды такова: если Иисус - действительно сын Бога, значит, он всё предвидел заранее, сам расписал сценарий событий и пригласил его, Иуду, на роль «проклятого на все времена».

Сам же Иисус неоднократно демонстрирует, что ему известно, что ожидает его лично, и при этом говорит об этом как о судьбе, не подлежащей изменению. В арии «В Гефсиманском саду» Иисус, как и в Евангелии, выражает своё страдание от этого знания и просит: «Забери от меня эту чашу, я не хочу вкусить её яду…» Однако, в отличие от Евангелия, здесь Иисус прямым текстом говорит, что он не понимает, зачем Бог-отец посылает его на смерть (лишь строит догадки: «Стану ли я более заметным, чем был ранее?», «Будет ли всё, что я говорил и делал, более значимым?»). Просит объяснить ему причину, по которой Бог-отец хочет, чтобы он умер, логику этого решения. («Яви мне хотя бы крупицу своего вездесущего замысла» - англ. Show me just a little of your omnipresent brain ). Упрекает отца в том, что он слишком увлечён кровавыми деталями его казни («где и как») и мало заботится об обосновании её необходимости («зачем») - англ. You’re far too keen on where and how, but not so hot on why . Наконец он всё же смиряется с предначертанием, добавляя, что устал от своей ноши («Тогда я был вдохновлён; сейчас я грустен и устал. В конце концов, я старался три года - кажется, что девяносто! Тогда почему боюсь закончить то, что начал?» - англ. Then I was inspired, now I"m sad and tired. After all I"ve tried for three years, seems like ninety! Why then am I scared to finish what I started? ).

На суде Иисус, как и в Евангелии, не опровергает обвинений в свой адрес; обходясь аллегориями, он уходит от прямых ответов. «Это твои слова» - говорит он Пилату , когда тот спрашивает: «Но ты - царь? Царь иудейский?» (англ. But are you king? King of the Jews? - That"s what you say ) . Позже, на суде, Иисус не делает ничего, чтобы спасти себя от гибели и отталкивает помощь, предлагаемую сочувствующим Пилатом.

Апостолы и толпа

Можно утверждать, что в опере нет подлинных персонажей-злодеев: здесь каждый действует сообразно собственной логике, которая в общем выглядит более или менее убедительно (правда, эта тенденция в какой-то мере вообще присуща данному жанру). Единственный вполне «отрицательный герой» здесь - толпа , которая сначала возносит своего избранника до небес («Hosanna »), а потом с той же экзальтированностью требует от властей: «Распять его!» При этом мотивы «фанатов» Иисуса порой низменны (…«Прикоснись, прикоснись ко мне! Исцели, исцели меня, Иисус!…» или - «Скажи мне, что теперь я спасён!»), и сам он в какой-то момент уже не в состоянии их выносить («Не толкайте меня, оставьте меня!… Слишком много вас, слишком мало меня!…»).

Частью толпы являются в какой-то мере и апостолы , своими коллективными песнопениями выражающие лишь самые банальные мысли и чувства. «Всегда знал, что стану апостолом. Верил, что добьюсь этого, если буду стараться. Потом, когда мы уйдём на пенсию, напишем Евангелие, чтобы люди говорили о нас и после нашей смерти», - под безмятежно-сладостную мелодию распевают они хором, оставляя обречённого Иисуса в Гефсиманском саду («The Last Supper »).

В заключительном треке «Superstar » (выпущенном синглом и ставшем в 1971 году единственным сольным хитом Мюррея Хэда), голос Иуды вместе с хором обращаются к Иисусу, теперь уже с точки зрения времени две тысячи лет спустя, спрашивая его: «…Кто ты? Чем ты пожертвовал?… Ты думаешь, ты таков, каким они тебя считают?..». Точно так же как и подобные вопросы Иуды, Пилата и апостолов на протяжении всей остальной оперы, эти вопросы остаются без ответов.

Власть имущие

Либретто Тима Райса насыщено сатирическими эпизодами и репликами, высмеивающими поп-звёздность и нравы музыкального бизнеса. Царь Ирод беседует с Иисусом совершенно как потенциальный антрепренёр , называя его популярность в народе «хитом», а его самого - «чудом года». Церковные лидеры (первосвященник Каиафа , его тесть Анна и др.), обсуждая Иисуса как политически опасного гастролирующего популиста-факира, пользуются жаргоном, характерным для современных средств массовой информации. («Что же нам делать с этой Иисусоманией?… С тем, кто популярнее даже Иоанна, гастролировавшего с этим своим крещением?…») Убеждая Иуду в том, что тот принял верное решение («Ты сделал верную ставку!» - англ. You’ve backed the right horse ), Анна советует ему заняться благотворительностью.

Иначе обрисован Пилат, подобно Иуде чувствующий, что история не простит ему гибель Иисуса. В этом опера большей частью следует Библии. Поначалу Пилат пытается спихнуть дело местным властям (англ. You"re Herod"s race! You"re Herod"s case! ), но понимая, что те вознамерились руками чужестранца устранить мешающего им героя толпы, даже открыто становится на сторону последнего («Я не вижу на нём вины: он просто возомнил себя важной персоной…»). Пилат указывает Иисусу на иронию судьбы: смерти ему, «царю иудейскому», желают именно иудеи; он же, римлянин, - единственный, кто пытается его защитить (англ. Look at me, am I a Jew? ). Затем - на мгновение вступает с Каиафой в политический спор, называя первосвященников-иудеев лицемерами («Вы нас ненавидите больше, чем его!»), а жаждущую крови толпу называя стервятниками (англ. …But to keep you vultures happy I shall flog him… )

В последний момент Пилат, оставшийся перед разъярённой толпой в одиночестве, сам обращается к Иисусу за помощью, но тот в очередной раз выражает своё убеждение, что ход событий нельзя изменить, но всё в руках Господних. Понимая, что Иисус сознательно идёт на смерть, Пилат «умывает руки » (от преступления), бросая напоследок: «Что ж, не мне суждено предотвратить это великое самозаклание. Умри, если сам жаждешь того, ты, невинная марионетка» (англ. Don"t let me stop your great self-destruction. Die if you want to, you innocent puppet… ).

В связи между смертью Иисуса и его вечной славой можно усмотреть ещё одну прямую аналогию с музыкальным бизнесом, для интересов которого иногда хорошо, если звезда «своевременно» умирает и таким образом остаётся коммерчески плодоносящей «иконой на все времена».

Позиция авторов и реакция церкви

«Мы рассматриваем Иисуса не как Бога, а как человека, оказавшегося в нужное время в нужном месте - говорил Тим Райс в интервью Time . Наша задача - рассказать историю Иисуса-человека. Думаю, под таким углом зрения величие его лишь возрастает» .

Позже автор либретто говорил, что считает текст в религиозном отношении совершенно нейтральным. «Наше отношение к религии нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным. В жизни этого человека произошли события, которые превратили его в легенду; то, что он был лишь человеком, ни в коей мере не принижает величие этой легенды. С другой стороны, время течёт, приближается XXI век и, думаю, всё больше людей воспринимают его не как Бога, но как символ добра, в самом общем смысле этого слова. Лично я не считаю Иисуса Богом. В опере его божественность не опровергается категорически и этот вопрос, полагаю, оставляется открытым».

Аналогичные взгляды высказывал в своих интервью Эндрю Ллойд Уэббер. Это вызвало негативную реакцию многих религиозных деятелей. «Такие авторы не способны создать ничего, что бы возвеличило Господа», пишет преподобный Э. Л. Бинум (Tabernacle Baptist Church ). «Они не подлежат спасению, поскольку остаются глухи к голосу Бога. Христианину до́лжно держаться подальше от их антихристианского произведения».

LP I
  1. Overture
  2. Heaven on Their Minds
  3. What’s the Buzz/Strange Thing Mystifying
  4. Everything’s Alright (англ.) русск.
  5. This Jesus Must Die
  6. Hosanna
  7. Simon Zealotes/Poor Jerusalem
  8. Pilate’s Dream
  9. The Temple
  10. Everything’s Alright (reprise)
  11. I Don’t Know How to Love Him (англ.) русск.
  12. Damned for All Time/Blood Money
LP II
  1. The Last Supper
  2. Gethsemane (I Only Want to Say)
  3. The Arrest
  4. Peter’s Denial
  5. Pilate and Christ/Hosanna (reprise)
  6. Herod’s Song (Try It and See)
  7. Judas" Death
  8. Trial Before Pilate (Including The 39 Lashes)
  9. Superstar (англ.) русск.
  10. The Crucifixion
  11. John Nineteen:Forty-One

Исполнители основных ролей на студийной записи 1970 года

После того, как работа над альбомом Jesus Christ Superstar была завершена, выяснилось, что фрагмент диалога Пилата и Иисуса оказался стёрт. Поскольку Барри Деннена в студии уже не было, слова «…this un-for-tu-na-te» записал Мюррей Хед .

Перевод В. Птицына.

На русском языке (перевод В. Поляка) рок-опера была впервые исполнена 24 декабря года коллективом Ярославского городского рок-клуба на сцене ДК «Авиатор» в г. Рыбинске Ярославской обл.

Исполнители основных ролей на студийной записи 1992 года

  • Иисус - Михаил Серышев
  • Иуда Искариот - Сергей Минаев
  • Мария Магдалина - Татьяна Анциферова (изначально эту партию должна была петь Алла Пугачёва , но организаторы не смогли её «заполучить» )
  • Понтий Пилат - Вадим Буликов
  • Каиафа - Николай Арутюнов
  • Симон Зелот - Валерий Кипелов
  • Ирод - Евгений Маргулис
  • Анна (первосвященник) - Александр Галкин
  • Священник - Сергей Беликов
  • Апостол Петр - Валерий Панков
  • Другие лица: священники , торговцы, горожане, римские солдаты, апостолы , - Игорь Левин, Валерий Панков, Евгений Андрианов, Александр Виноградов, Юрий Гавричкин, Лариса Панкова, Алла Левина, Елена Орлова

Инциденты в России

В октябре года омское православное общественное движение выступило против гастролей петербургского театра «Рок-опера », который ставил в Омске оперу «Иисус Христос - суперзвезда». В итоге оперу отменили. По словам одного из организаторов постановки, «билеты на рок-оперу продавались слабо, поэтому спектакль решили отменить»

Где-то в каменистой пустыне останавливается автобус с группой тинэйджеров, которые надевают костюмы, ставят декорации. И начинается самое удивительное шоу, которое я когда-либо видел …

У Теда Нили получился очень добрый и улыбчивый Иисус, но актёр также способен мгновенно перейти к серьёзному образу, а затем в его глазах появляются грусть и отчаяние. Он вместе с Иудой (Карл Андерсон ) исполняют самые сложные песни. Здесь даётся игра на контрасте (я не подразумеваю цвет кожи), связанные с гитарными ритмами (спокойные у Христа и рваные у Иуды). Актёра Карла Андерсона природа явно не обделила вокальными данными, так что для мюзикла он большая удача. Не самым лучшим образом справилась с ролью Ивонн Эллиман , но здесь, как мне кажется, сказалась давность картины — не было тогда ещё возможностей подретушировать звук. Поэтому кому-то живые голоса могут резать слух, как в сценах с Понтием Пилатом (Бэрри Деннен ). Но здесь подкупает мимика и самоотдача, с которой исполняются партии этого рок-мюзикла.

Эндрю Ллойд Уэббер великолепно поработал над фильмом, а ещё раньше над театральной постановкой. Нет сомнений, что он сам сочинил эти запоминающиеся ритмы (особенно кульминационная композиция «Superstar», которую Иуда исполняет в стиле проповедника афроамериканской церкви). Проблема только в том, что некоторые моменты мюзикла содержат не полноценные мюзиклы, а лишь отрывки. Так, например, ничто не мешает Христу, как солисту ACDC, кричать на высокой ноте «Get out!» или «leave me alone». При этом слышна профессиональная игра на электрогитарах, синтезаторе, барабанах, саксофоне — Ллойд Уэббер пытается использовать все инструменты, прочно связанные с рок-музыкой.

Кинофильм, как мне кажется, лучше театральной постановки. Не надо менять на сцене декорации, к тому же фон — бесплодная пустыня или сад — тоже играют существенную роль. Более того, появилась возможность показать танки и самолёты, которые видит Иуда перед предательством — символы злобы и агрессии. И почти сразу мы видим римлян с немецкими автоматами в касках (намёк, что деспотия — везде деспотия). Но в этой рок-опере также полно библейских отсылок, от легендарных фраз, вписанных в музыкальные номера до без труда узнаваемой картины Да Винчи «Тайная вечеря». Единственная причина, по которой священнослужители могли возненавидеть эту постановку Нормана Джуисона — цвет кожи некоторых апостолов. Других причин для скандала я лично не вижу. Ну, вот разве что Ирод (Джош Мостел ) в жёлтых очках не похож на библейского суперзлодея, но осмеяние в мюзикле гораздо лучше, чем создание страшного образа.

Вволю напевшись и наплясавшись (за хореографию 5 с плюсом — видны часы тренировок) актёры забираются в автобус, оставляя одинокий крест, стоящий на фоне закатного солнца. И музыка смолкает. И пусть она вернётся в 2000 году в новой ТВ-постановке, я считаю, что «Иисус Христос — Суперзвезда» как сама Библия: каждое новое прочтение отдаляет нас от истинных мыслей автора.