Какое имя у бога. Каковы различные имена Бога и что они означают

  • 17.10.2019

Человек во все времена имел в себе семя богоискательства. Археологические свидетельства религиозной жизни ушедших цивилизаций, из которых нет ни одной атеистической, сообщают высокую и радостную истину: во все времена и эпохи человечество стремилось ввысь и искало Бога.

Древние представления о Боге в чем-то похожи и в чем-то различны. Главнейшие из них говорят или о неком безличностном начале (пантеистические религии и философско-религиозные системы Древнего Востока), или же ставят верховного Бога во главу более слабых богов (политеизм), или же осмысляют Творца вселенной как доброе начало, совечное злому (дуализм). Интересно, что некоторые дохристианские религиозные и философские учения вплотную подошли к идее монотеизма. Так, в древнегреческой философии было понятие о Демиурге, «творце и отце» материального мира, а в древнеегипетских религиозных системах хранилось знание о солнечном боге Ра, отце всех прочих богов, а также о боге Пта, создавшем мир. Однако все эти концепции объединяет одно важное положение: Бог или совсем не рассматривается как Личность, или же если и получает некие личностные характеристики, то не наделяется способностью полноценного общения со Своим творением.

Евреи были единственным народом, получившим от истинного Бога откровение – им не нужно было ничего о Нем выдумывать. Но и тут мы видим, что Яхве разговаривал не столько с личностью каждого члена еврейской общины ради него самого, сколько с целым народом – через личность пророка, царя, священника. Соответственно, Творец открывался евреям скорее как грозный законодавец, мздовоздаятель и судья, а не как сладкий собеседник сердца человеческого или жених, зовущий душу на брак. Таинственно, прикровенно говорилось в Ветхом Завете о будущем личностном взаимообщении Творца и Его высшего творения – человека. Чтобы вступить в тесное взаимодействие с душой Адама, Бог Сам должен был стать Человеком – воплотиться, воспринять и исцелить больную грехом человеческую природу.

Как же ждало этого измученное дьяволом и израненное страстями сердце высшего творения Божьего! Впоследствии Сам Спаситель в притче о милосердном самарянине показал состояние человечества ко времени Своего прихода. Человеческий род уподобляется избитому до полусмерти страннику, лежащему у дороги, ожидающему спасения и милости. Как жаждал помощи едва дышащий странник, так и наша душа всеми глубинами своими жаждала Бога. Человеку нужен был Тот, Кто назвал бы его и сыном (см. Притч. 23:26), и братом (см. Ин. 20:17), и другом (см. Ин.15:15) – и Он пришел. Пришел Мессия, сказавший о себе: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6); расцветивший земное существование подлинной радостью богообщения и наполнивший обветшавший сосуд будней новым и непреходящим смыслом.

Его приход все изменил. Ум обрел твердую платформу христианского мировоззрения, сердце упокоилось в несомненном и узнаваемом опыте встречи с Отцом, язык произнес сладчайшее Имя Сына, душа подчинилась Духу; ноги обулись в благовествование мира, руки поднялись в молитве; человек обрел себя. «Сидящий во тьме… и тени смертной» (Мф. 4:16) встал, сделал шаг к Богу и заговорил с Ним – устами к устам, лицом к лицу. А увидев Бога, разглядел и Человека… Все это дал нам Христос.

Предчувствуя пришествие Спасителя, от лица всей земли некогда воскликнул к Творцу псалмопевец: «Тебе рече сердце мое: Господа взыщу, взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу» (Пс. 26:8). Увидеть лицо – в библейском контексте значит близко узнать, вступить в личный контакт. Это почти то же самое, что и узнать имя. Об этом также говорит Давид: «Боже! Именем Твоим спаси мя» (Пс. 53:3). Узнавание имени – познание самой сущности того, кто его носит. Поэтому Иаков, боровшийся с Богом, спрашивал: «Скажи мне имя Твое» (Быт. 32:29).

А как зовут нашего Бога? В Ветхом Завете есть более ста имен Божиих нарицательных, таких как Элогим («Бог»), Адонай («Господь мой»), Эль Шаддай («Бог всемогущий», или «Всевышний», буквально «Тот, Кто на горе»), Саваоф («[Господь] воинств») и другие. Но единственное имя собственное, которое подарил Всевышний Своему народу, было по-особому открыто Моисею при неопалимой купине (см. Исх. 3:14–15). Это имя – Яхве (евр. יהוה). При «расшифровке» Своего имени Бог дает, как считают многие исследователи, скорее уклончивый, чем прямой ответ: «Эхье ашер эхье», что значит «Я буду, Который буду» (или «Я есть Тот, Который есть»). Скорее всего, ответ означал невозможность определить сущность Божества на человеческом языке. А еще может быть, что отказ Яхве исчерпающе объяснить Свое имя имеет тот же смысл, что отказ Бога назвать имя Иакову: «На что ты спрашиваешь о имени Моем? [оно чудно]» (Быт. 32:29).

Но вот спустя более тысячу лет входит в земную историю Имя, Которым Бог Себя еще не называл: «Родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (Лк. 1:31). И миру суждено услышать новый ответ на уже знакомый вопрос: «Кто Ты, Господи?» Господь ответит: «Я Иисус» (Деян. 9:5). Пришло время исполнения пророчеств – Бог вступает в личностное общение с человеком. Началась эпоха Нового Завета.

Интересно, что буквальный смысл имени Иисус – «Яхве спасает» (полный вариант еврейского имени Мессии: (יְהוֹשֻׁעַ – Yehoshua). В имени Спасителя скрыто присутствует священный Тетраграмматон, в котором также подчеркивается спасительная сила Божия. Христос – это именно Тот Бог, Который некогда вывел Израиль из Египта, но теперь Он пришел вывести всякого человека из плена диавола и рабства собственным страстям. Евреи I века, смотря на Иисуса из Назарета, видели бродячего сына плотника – а перед ними стоял их Бог, Тот Самый древний Яхве, пришедший теперь на землю спасти мир. Открытие новозаветного имени Иисуса Христа вместе со всем домостроительством нашего спасения означало наступление новой эры во взаимоотношениях Бога и человека – эры личностного богообщения.

Удивительно думать, какую возможность познания Бога имеем мы сейчас. Господь желает жить в нас и не раз об этом говорит («Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23)). Причем нам даны для этого все средства. Нам дано страшное и непостижимое Таинство Причащения, при котором мы едим Тело и пьем Кровь нашего Бога. Если бы древнему еврею сказали о возможности такого богообщения, он бы просто не поверил. Нам дана исповедь, на которой Бог прощает наши грехи и делает их «яко не бывшие». Взаимоотношения Церкви и Христа в духовном смысле определяются как брачные (см. Еф. 5:24–33), т. е. подразумевается теснейшее духовно-телесное единство верующего со Спасителем. «Тайна сия велика», – комментирует апостол Павел эти новые отношения Бога и человека.
Да, все это удивительно. Но также удивительно думать, насколько мы привыкли к этому чуду и насколько мало мы используем возможность иметь такие близкие отношения с Богом. Нам и не приходит в голову, например, благодарить Господа за жизнь в эпоху новозаветной Церкви. Мы порой совсем не понимаем той высоты, на которую поставлен христианин – в сравнении с остальными религиями и с религиозным прошлым человечества вообще. Нам незнакомо чувство долгого ожидания Спасителя и ликования от Его прихода. Мы далеки от радости открытия имени Божьего, и наше сердце не ощущает разницы между благодатным небом Нового Завета и холодными небесами дохристианского мира. А размышлять об этом надо – чтобы научиться благодарить Бога и ценить то, что имеем; чтобы научиться любить Христа и иметь представление о подлинном человеческом достоинстве; чтобы знать о своем призвании и плакать о нашем несоответствии ему; чтобы осмысленно жить в Церкви Христовой и смотреть на мир глазами новозаветного человека.

I. Довольно часто Библия говорит о Всевышнем просто как о Боге, не называя других Его имен.

В евр. Библии понятие «Бог» обозначается тремя словами - эль, элоах, элохим, в греческом - словом теос .

Три приведенных еврейских слова имеют общий корень, значение которого не поддается однозначному определению; возможно, они происходят от корня вл- «быть впереди», «быть сильным». Форма единственного числа эль - употребляется, главным образом, с уточняющими определениями.

Бог всевышний в Быт 14:18; Бог всемогущий в Быт 17:1.:

18 и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, - он был священник Бога Всевышнего, -
(Быт.14:18)
1 Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен;
(Быт.17:1)

Значительно чаще, чем эль, в Библии встречается форма множественного числа - элохим (прим. 2500 раз), которая может иметь следующие значения:

  • божество как общее понятие;
  • некий бог;
  • Бог (Единый Сущий);
  • боги вообще;
  • определенные боги.

Слово элоах (например, Втор 32:15; Пс 49:22; Авв 3:3 и примерно 40 раз в Иов) может быть древней формой обращения, употреблявшейся только в возвышенной речи.

15 И утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего.
(Втор.32:15)
22 Уразумейте это, забывающие Бога, дабы Я не восхитил, - и не будет избавляющего.
(Пс.49:22)
3 Бог от Фемана грядет и Святый - от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля.
(Авв.3:3)
3 да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
(Исх 20:3 и др.)

Итак, слово «Бог» в еврейском языке может иметь значение как единственного, так и множественного числа; оно употребляется не только в отношении Бога Израиля.

Форма множественного числа элохим, употребленная в значении единственного числа, становится способом выражения почтительности (сравните: Мы, Царь Всея Руси; Ваше величество).

В отношении Бога Израиля это слово обозначает Творца, чьи деяния сокрыты.

Греческое слово теос может обозначать единого сущего Бога, некоего бога или выражать общее понятие.

II. Во избежание путаницы, в Ветхом Завете часто прибавляется уточняющее определение к слову Бог.

Таким образом, для обозначения Бога используются выражения, не являющиеся именами в собственном смысле слова, но устанавливающие особую связь между:

  1. Богом и каким-либо лицом, указывая на прежние откровения:
    • Быт 26:24: «Бог Авраама, отца твоего»;
    • Быт 31:13: «Бог, явившийся тебе в Вефиле»;
    • Быт 46:3: «Бог отца твоего»;
    • Исх 3:6: «Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова»Бог дает узнать Себя как Бога, уже действовавшего в прошлом и исполнявшего обетования. Он, однако, привлекает к Себе Своего нынешнего собеседника, требуя от него веры.
  2. Богом и особым местом откровения для отличия от прочих богов Бог назван «Богом Евреев» (Исх 5:3; 7:16; 9:1) или «Богом Израилевым» (Нав 7:13; 10:42; и проч.).Эти выражения никоим образом не говорят о реальном существовании других богов, они, скорее, указывают на исключительные взаимоотношения Израиля и Бога, пожелавшего открыть Себя именно этому народу.Существует двойная связь: Бог Своим откровением связал Себя с народом Израиля, а народ Израиля через Божье откровение и благодаря своему избранию связан с Богом.
  3. Богом и Его избранным народом, в отдельных случаях в том же значении, что и «Бог Израилев», употребляется выражение «Бог Иаковлев» (2Цар 23:1; Пс 19:2; 74:10; 80:2; 145:5; Ис 2:3 и др.), указывающее на историю отношений Бога со Своим народом (т.е. «наш Бог со времен Иакова»).

III: Яхве

Наряду с этими обозначениями, а часто и благодаря им, Бог в Ветхом Завете имеет и имя собственное - Яхве, которое изображалось на письме согласными буквами Й-Х-В-Х .

  1. Яхве — Ветхий Завет.
    Из-за опасения нарушить третью заповедь оно прочитывалось так, как если бы это было слово адонай - «Господь». В соответствии с этим Септуагинта, а вместе с ней и большинство переводов Библии, такое прочтение «Господь» [греч. кюриос ] переносит и на написание, так что, например, в Синодальном переводе вместо «Яхве» встречается слово «Господь».Когда позднее еврейский алфавит был дополнен значками гласных звуков (Масоретский текст) и к согласным Й-Х-В-Х были добавлены гласные от слова адонай (причем по правилам еврейского языка первое а стало произноситься как э ), то вместо «Яхве» (единственно как результат некомпетентности средневековых переводчиков) возникло прочтение и написание «Й-э-Х-о-В-а-Х», или «Иегова» .Такая неверная передача Божьего имени еще встречается в некоторых церковных песнопениях и в устаревших переводах.В результате того, что имя Яхве оказалось скрыто под условным именованием «Господь», в тех случаях, когда в еврейском тексте стоит «Господь Яхве», переводчикам во избежание дублирования - «Господь Господь» - приходится прибегать к различным приемам (см. в Быт 15:2: «Владыка Господи»; Зах 9:14: «Господь Бог» и др.).

    По той же причине в Синодальном переводе слово «Господь» в Исх 6:3 названо именем. В Исх 3:15 в тексте оригинала стоит: «Яхве (…послал меня к вам)». Это проливает свет на стих 14, где сказано: «Я есмь Сущий».

    Еврейское слово со значением «существовать» созвучно имени «Яхве»; в данном случае оно должно объяснить Моисею, что означает это имя: «Остающийся равным Себе» или: «Который есть и был и грядет» (Откр 1:8).

    Можно понять откровение имени Яхве в Исх 3 прежде всего как свидетельство того, что Господа не надо призывать, что Он, Его власть и Его помощь всегда с нами; поэтому он перевел это имя как «Я здесь».

  2. Яхве — Новый Завет.
    В Новом Завете имя Яхве уже не встречается. Вместо него мы находим ставшее привычным для греческого языка, благодаря Септуагинте, слово кюриос , «Господь».
    • с артиклем - го кюриос:
      Мк 5:19; Лк 1:6,9,28,46; 2:15,22; Деян 8:24; 2Тим 1:16,18 и др.;
    • без артикля , т.е. употребляемое почти как имя собственное:
      Мф 1:20,22; 21:9; Мк 13:20; Лк 1:58; 2Пет 2:9 и др.).В других местах Нового Завета говорится только о Боге [греч. теос] , часто с дополнением: «Отец Иисуса Христа» (Рим 15:6; 2Кор 1:3 и др.).Иисус говорит просто об Отце [арамеское Абба; греческое патер] ; (Бог; см. Мф 5:16,48; 6:4,9 и др.). Ранняя христианская Церковь использует такое обращение к Богу в своих молитвах (Рим 8:15; Гал 4:6).15 Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!»
      (Рим.8:15)

      6 А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!»
      (Гал.4:6)

  3. Откровение Бога в Его имени.
    Через Иисуса Христа Бог становится Отцом!
    Сущность Божьего имени показывает, что, сообщая нам Свое имя, Бог не просто представляет Себя, но и дарует откровение. Это откровение Бога в Его имени было превзойдено в Новом Завете откровением Бога в Его Сыне.
- это множественное число от цава - « войско», «воинство».
  • Этот титул не встречается в книгах Библии от Бытия до Книги Руфь, но обнаруживается в книгах Царств, в книгах Паралипоменон, в Псалтири и в книгах пророков.
  • Под воинствами могут подразумеваться войска израильтян (1Цар 17:45), а также скопления звезд или сонмы ангелов. Но, скорее всего, верна догадка о воинствах ангелов. Это имя подчеркивает вселенскую власть Бога, в руках Которого находятся судьбы мира!
  • Искупитель:

    • На особые отношения Бога и Его народа указывает то, что Он именуется «Искупителем» [евр. гоэл] .
      Сравните Пс 18:15; Ис 41:14; 63:16; Иер 50:34 и др.
    • Бог принимает на Себя роль ближайшего родственника, что подразумевает и долг выкупить Своего задолжавшего сородича. Если другие имена указывают на недосягаемость Бога, то титул Искупитель , которым Бог называет Себя Сам, указывает на Его связь с народом Израиля. Бог готов смилостивиться над Своим провинившимся народом.

    Вопрос о том, как зовут Бога, уже давно нашел разрешение в богословии. Исследователи различных направлений в сфере религии сходятся во мнении, что в Библии представлено несколько Божественных имен.

    Данную позицию подвергают сомнению лишь представители некоторых религиозных общин (например, «свидетели Иеговы»). По их мнению, существует только одно истинное имя Господа – Иегова. Другие имена, как они утверждают, являются всего лишь титулами. Такая позиция не выдерживает критики, поскольку противоречит священным текстам.

    Имена Бога в христианстве

    Это есть имена единого Бога, и каждое из них раскрывает различные стороны Его многогранного характера. Они наделены священным, сакральным смыслом и статусом. На протяжении всей Библии встречается сразу несколько Божественных имен.

    В Танахе (Ветхом Завете) имена Господа отражают Его божественную сущность. К таковым относятся:

    • Саваоф;
    • Сущий;
    • Эль-Шаддай;
    • Элохим;
    • Адонай.

    В Новом Завете к людям приходит Иисус Христос, Сын и посланник Божий. Его назначение на Земле – спасение человечества в лице воссоединения двух начал – божественного и человеческого. Первая часть имени Иисуса Христа (Иесус, или Иешуа) трактуется, как «Спасение от Иеговы». Вторая часть (Мешиха, или Машинах) означает «Мессия», «Помазанник».

    Сам Себя Христос называл:

    • Сын Божий;
    • Сын Человеческий;
    • Учитель;
    • Пастырь добрый;
    • Судья.

    Кроме того, Иисус Христос именуется:

    • Словом;
    • Спасителем мира;
    • Агнцем Божиим;
    • назарянином;
    • плотником;
    • великим Первосвященником.

    По христианским традициям, верующие почитают Святую Троицу, которая состоит из трех ипостасей: Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. Все три ипостаси объединяет в себе имя «Яхве». Под этим именем Иисус Христос являлся пророкам еще до своего воплощения.

    Это интересно: Троица – один из 12 главных праздников во всей православной религии. В соответствии с библейским описанием, Христос предвещал сошествие Святого Духа на Землю. И когда произошло это чудесное явление, триединство Бога получило неопровержимое доказательство. Учение о Пресвятой Троице составляет основу христианской религии.

    Понятие «Троица» было введено в христианский язык во II веке святителем Антиохийским, и слово это вовсе не имеет библейского происхождения. Догмат о Божием триединстве был дан в Откровении, однако для человеческого разума он непостижим. Его можно только принять на веру.

    Эль Шаддай

    В переводе на русский язык данное именное словосочетание означает «Бог Всемогущий». Буквосочетание шад- переводится, как «сила». В буквальном смысле это понятие расшифровывается следующим образом: «преисполненный могуществом, мощью, крепостью».

    Существует еще несколько трактовок «Эль Шаддай». Однако они считаются менее достоверными. Например, существует мнение, что корень слова «Шаддай» происходит от древнеаккадского «Шаду», что переводится, как «гора». В таком случае само выражение может трактоваться, как «Бог горы».

    Согласно другой точки зрения, «Шаддай» в переводе с древнееврейского означает «грудь кормящей матери». В этом якобы прослеживается связующая параллель, где материнская грудь выступает символом Бога.

    Стоит отметить: подобное толкование было достаточно распространено в древние времена и вполне соответствовало старым верованиям, однако с толкованием Торы и других Писаний оно явно не совпадает.

    Имена Бога в Библии и их значение

    В Библии часто говорится о Всевышнем, однако имя Его вовсе не называется. При внимательном изучении Писания обнаруживается, что Бога обозначают тремя словами: эль, элоах, элохим. Все они объединены общим корнем, смысл которого неоднозначен.

    Предполагается, что корень эл- переводится как «быть сильным», «быть впереди». Вместе с формой эль- обычно используются уточняющие определения (употребляется в единственном числе). Элохим (множественное число) — более распространенная форма, многозначность которой сводится к понятиям «Бог», «некий бог», «божество», «определенные боги».

    На заметку: имя «Элохи́м» имеет еврейское нарицательное (во множественном числе звучит, как «Элоах» или «Эл», которое обозначает божество у семитов). Встречается в ветхозаветном Писании, часто употребляется вместе с другими наименованиями Бога – Яхве, Адонай и другими. Его смысл сводится к мысли о справедливости Господа.

    Примечательно, что в Танахе к слову Бог приписывается дополнительное определение. В совокупности образуется выражение, которое указывает на определенную связь между Богом и:

    • лицом («Бог Авраама», «Бог Исаака» и т. д.);
    • местом, где произошло откровение («Бог Израилевый»);
    • народом, им избранным («Бог Иаковлев»).

    Наряду с вышеуказанными понятиями, в Старом Завете встречается также имя собственное – Яхве. На страницах Святого Писания оно изображалось буквами YHWH (в слове полностью отсутствовали знаки, обозначающие гласные звуки).

    В Ветхом Завете оно читалось как «адонай», что значило «Господь». Когда в еврейском алфавите появились буквы, обозначающие гласные звуки, то слово Й-Х-В-Х было дополнено буквенными знаками. В связи с особенностями произношения гласных звуков вместо «Яхве» установилось прочтение, а также написание «Иегова».

    До сих пор подобную вариацию можно услышать в церковных песнопениях, а также прочесть в старинных переведенных источниках. В силу того, что имя «Яхве» обрело скрытую форму в виде слова «Господь», там, где в семитских писаниях употребляется сочетание «Господь Яхве», исследователи используют различные вариации, дабы не допустить ненужного повторения.

    Резюмируя кратко, следует указать, что тетраграмма YHWH (ЙХВХ), обозначает «Господь». Иное произношение – «Иегова», однако встречается оно в русских библейских текстах крайне редко.

    В Новом Завете вместо имени Яхве используется понятие «кюриос», которое также означает «Господь».

    В ветхозаветной части Библейского Писания происходит откровение Бога в Его имени. Бог становится Отцом.

    Помимо имен собственных перечень наименований Бога включают в себя также иные обозначения:

    • Всевышний (означает высшую власть);
    • Святой Израилев (выражает святость и величие, противопоставление грешнику);
    • Господь Саваоф (означает «войско» — предположительно войска израильтян, или ангелов, или звезд; имя означает безграничную власть над всем сущим);

    Обратите внимание: понятие встречается как в иудейской, так и в христианской традициях, упоминается в Танахе и в Новом Завете. Это имя, в сравнении с другими, особенно ярко выдвигает идею всемогущества, владычества над всеми силами земными и небесными. В русском православии с 16 века данным именем подписываются иконы, на которых изображен Бог Отец.

    • Искупитель (в этом смысле является родственником всему народу Израиля, искупающему его долг).

    Заключение

    Таким образом, в христианстве, в том числе и в Православии, присутствует целый ряд имён Божиих, каждое из которых является абсолютно верным и соответствует всем священным писаниям. Сколько бы их не было названо, каждое из них раскрывает и отражает могущество, святость и величие Господа.

    Страница 1 из 3

    О Боге многие люди имеют собственные понятия, что не удивительно. Тем не менее нам крайне желательно получить о Боге более ясное представление. В Писании Он многократно говорил: «Я Господь, Бог ваш…». Вам важно искать Его, обращая внимание как на Его Всемогущество, так и Любовь. Да, у Бога немало качеств, например, Справедливость! Ниже указаны и другие качества. Здесь вам важно уяснить, что Бог, имея дело с падшим ангелом – Люцифером и человеком, который попал под его влияние после первородного греха, вынужден все это учитывать. Бог видит наглость сатаны, который захотел стать богом: «А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему"» (Ис.14:13,14). Поэтому Бог учитывает возникшее противостояние сатаны и захваченного им человека (со стороны тела). Мы все живем в греховном теле плоти! В связи с этим Бог Свое Слово поставил превыше всего, в том числе и выше Своей сути. Это связано и с тем, что созданные им творения значительно уступают Ему по многим параметрам. Следовательно, Богу пришлось снизойти до них, изложив правила жизни. В них прослеживается и возможность определенного противостояния сатаны и человека против Творца. По Своей Премудрости Бог создал (помимо естественных) духовные законы, изложив их в Писании. Бог дал нам и совесть! Бог не скрыл Священное Писание от нас. Также Его живое Слово звучит на земле через поставленных Им пророков. Непременно обратите внимание, что Божья Правда установила духовные законы, благодаря которым Бог правит и на земле. Вам важно увидеть их!

    Сегодня многие люди уповают на собственную справедливость, поставив человека и его права на первое место. Подобная точка зрения ошибочна. Именно из-за этого западная цивилизация во многом терпит крах в духовных вопросах. Да, человек – вершина творения! Однако Кто сотворил человека и для чего? Давно сказано: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека» (Еккл.12:13). Также написано: «Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: "до ревности любит дух, живущий в нас"?» (Иак.4:5). Нам четко сказано: «Ибо Господь, Бог твой, есть огнь поядающий, Бог ревнитель» (Втор.4:24). Вам важно увидеть как Благость, так и Справедливость Бога. Многие Его качества раскрываются через имена, которыми Бог Сам Себя называл. Внимательно прочитайте о них! Иначе кому и как вы будете поклоняться? Имейте в виду, что результатом своего поклонения вы приобретете определенное духовное развитие. Оно повлияет на ваше место в вечности и, в итоге, на конечный статус! На небе существует своя иерархия (Лк. 19:16-19). Настанет день и ваш дух (внутренний человек) придет к Богу. Вы будете крайне сожалеть, если к этому не подготовитесь. Прочтите первую заповедь: «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь» (Мф.22:37,38).

    Итак, начнем с ветхозаветного периода. В Торе имя Бога представляют Его Самого, и Его божественные атрибуты.

    Тетраграмматон (ивр.YHWH - Яхве или Иегова) – четырёхбуквенное непроизносимое Имя Господа, считающееся собственным именем Бога, в отличие от других имён-эпитетов Бога. Евреи приписывали великую силу упоминанию этому имени Бога и боялись его произносить. В иврите используются только согласные буквы, поэтому неизвестно точно как оно произносилось в древности. В быту, в молитвах произносят «Адонай» (Господь).

    Широкую практику получило косвенное обращение к этому Божественному имени.

    Элохим (однокоренные слова для него - Эль и Элоха, а также арабское Аллах).

    Адонай – Господь

    Ха-Шем (Имя) –некоторые евреи считали святотатством произносить даже слово "Адонай". Просто говорили "имя".

    Саваоф - (Цеваот, буквально «(Господь Воинств») - «Господь сил»

    Эль-Шаддай - «Бог Всемогущий», «Бог - Обеспечитель».

    Эль-Олам - «Бог Крепкий»

    Эль-Эльйон - «Бог Всевышний».

    Также к имени Бога часто добавляется одно из Его качеств.

    YHWH-Ро"и - «Иегова - Пастырь мой» (Пс.22:1)

    YHWH-Ир"э - «Иегова усмотрит» (Быт.22:8,14)

    YHWH-Шалом - «Иегова - мир» (Суд.6:24)

    YHWH-Роф"эха - «Иегова - Целитель твой» (Исх.15:26)

    YHWH-Цидкейну - «Иегова оправдание наше!» (Иер.23:6)

    YHWH-Шамма - «Иегова там» (Иез.48:35)

    YHWH-Нисси - «Иегова - знамя моё» (Исх.17:15)

    YHWH-Мекаддишхем - «Иегова, освящающий вас» (Лев.20:8)

    В мессианском иудаизме имя Тетраграмматон относят к Отцу и Святому Духу, которые являются первым и третьим лицом Божества (Элохим), а Иешуа - к Сыну.

    Ветхий Завет – это не сборник архаизмов, как некоторые христиане думают. Ведь там нам показана природа Бога и даны многочисленные примеры из жизни великих людей. Также там нам даны советы на многие случаи в жизни. Когда Бог давал своему народу повеления и законы, то Он преследовал три цели. Во-первых, Бог показывал и очерчивал территорию безопасности для своего народа! Во-вторых, Бог предупреждал о последствиях для нарушителей закона. В-третьих, Бог хотел выстраивать тесные отношения с теми избранными, которые отвечали Его желаниям! Обратите внимание, что Танах был дан сначала евреям, а они видят корреляцию между именами и характером человека. Бог дал им это понимание значимости имен человека, и относит его также к Себе, поскольку желает дать откровение людям о Себе и Своем характере. Потому понять имена Божьи означает понять Божье откровение о Себе Самом.

    Поэтому еще раз прочтем об именах Божьих.

    Эль Элион – Бог Всевышний; правитель и владелец неба и земли; тот кто приказывает (Бытие 14:18; 2 Царств 22:14).

    Элохим – Бог. Это имя множественного числа, показывает нам множественность единого Бога. Бог сказал в Бытие 1:26: «Сотворим человека по образу нашему». Здесь подразумевается двое или больше в одном (Исход 35:31).

    Адонай – Мой Господь (Бытие 15:2; Второзаконие 9:26; Псалом 50:16).

    Яхве, Господь или Иегова – тот, кто всегда есть; постоянный «Я ЕСМЬ»; вечно существующий (Исход 3:15; Псалом 83:18; Исайя 26:4).

    Эль Шаддай - Обеспечитель, буквально - "многогрудый или Всемогущий, обладающий всей силой; постоянно изливающий заботу Своим детям и удовлетворяющий их нужды (Бытие 17:1).

    Саваоф – «Господь сил» (1Цар.17:45; Пс.23:10, Ис.1:24 и др.).

    Иегова-Шаммах – Господь там; Он постоянно присутствует там, где мы находимся (Иезекииль 48:35).

    Иегова-Шалом – Господь наш мир и полнота (Судей 6:24).

    Иегова-Ире – Господь усмотрит для нас (Бытие 22:14).

    Иегова-Нисси – Господь наше знамя и наша победа (Исход 17:15).

    Иегова-Цидкену – Господь - оправдание наше; Господь, облекающий в Его праведность (Иеремия 23:6; Иеремия 33:16).

    Иегова-Рофе (рафа) – Господь, исцеляющий нас (Исход 15:26).

    Иегова-Po-xu (pa"ah) – Господь нас любящий, направляющий Пастырь (Псалом 22:1).

    Иегова-Мекадиш-Кем – Господь, освящающий нас (Исход 31:13).

    Иегова-Яша-Гаал: Господь наш Спаситель и Искупитель (Исайя 49:26; Исайя 60:16).

    Иудейская раса относится к именам и характеру как к синонимам. Понять имена Божьи означает понять Божье откровение о Нем Самом. Просто имена Бога, встречающиеся в Писании:

    Яхве, Иегова - Сущий, Я есьмь. Есть мнение, что это имя объединяет мужское и женское начало "Ия" и "Хава". Кстати именно "Хава" - так звали "Еву".

    Иегова - Нисси - Господь наше знамя

    Элохим - Творец. Вообще говоря - множественное число

    Адонай - Господь

    Эль-Шаддай - Обеспечитель, буквально - "многогрудый"

    Ха-Шем (Имя) - евреи считали святотатством произносить даже слово "Адонай". Просто говорили "имя". На наш манер они писали "Б-г" вместо "Бог"

    Саваоф - Господь Сил, Господь воинств.

    Иегова - Шалом - Господь-мир, покой

    Иегова - Ире - Господь усмотрит

    Бог Израиля

    Эммануил - с нами Бог

    Иегова - Тсидкейну - - наша праведнсть

    Эль-Олам - в русском синодальном переводе «Бог Крепкий»[

    1. Эль Элион: Бог Всевышний; правитель и владелец неба и земли; тот кто приказывает (Бытие 14:18; 2 Царств 22:14).

    2. Эль Шаддай: Всемогущий, обладающий всей силой; постоянно изливающий заботу Своим детям и удовлетворяющий их нужды (Бытие 17:1).

    3. Яхве, Господь или Иегова: тот, кто всегда есть; постоянный «Я ЕСМЬ»; вечно существующий (Исход 3:15; Псалом 83:18; Исайя 26:4).

    4. Элохим: Бог. Это имя множественного числа, показывает нам множественность единого Бога. Бог сказал в Бытие 1:26: «Сотворим человека по образу нашему». Здесь подразумевается двое или больше в одном (Исход 35:31).

    5. Иегова-Шаммах: Господь там; Он постоянно присутствует там, где мы находимся (Иезекииль 48:35).

    6. Иегова-Шалом: Господь наш мир и полнота (Судей 6:24).

    7. Иегова-Ире: Господь усмотрит для нас (Бытие 22:14).

    8. Иегова-Нисси: Господь наше знамя и наша победа (Исход 17:15).

    9. Иегова-Цидкену. Господь - оправдание наше; Господь облекающий в Его праведность (Иеремия 23:6; Иеремия 33:16).

    10. Иегова-Рофе (рафа): Господь исцеляющий нас (Исход 15:26).

    11. Иегова- Po-xu (pa"ah): Господь нас любящий, направляющий Пастырь (Псалом 22:1).

    12. Иегова-Мекадиш-Кем: Господь освящающий нас (Исход 31:13).

    13. Иегова-Яша-Гаал: Господь наш Спаситель и Искупитель (Исайя 49:26; Исайя 60:16).

    14. Адонай: Мой Господь (Бытие 15:2; Второзаконие 9:26; Псалом 50:16).

    15. Цур: Скала, твердыня (Исайя 44:8).

    1. «Элохим » . Это имя самое распространенное в Ветхом Завете, и его можно найти в книге Бытия 2:4 (прим.: в русском синодальном переводе это имя переведено как Господь). Это сложное слово написано во МНОЖЕСТВЕННОМ числе и ясно указывает на Божество в трех лицах: Отца, Сына и Святого Духа. «Элохим» также может быть переведено как «боги», когда речь идет о «богах», противостоящих истинному Богу - Богу Отцу. Очень важно знать, что Господь сказал: «Боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес » (Иер. 10:11). Сам Господь также сказал:«Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня »(Ис. 45:5). Другого Спасителя не существует, а христианин, имеющий сомнения по этому поводу, должен изучить Исаию 41-48. Имя Бога «Элохим» означает: «Бог крепкий» или «Господь творящий» .

    2. «Элелион » . Это имя встречается в Бытии 14:22 и означает: «Господь Бог Всевышний» или «Владыка» .

    3. «Адонаи » . Это имя встречается в Бытии 15:2 и означает: «Владыка Господи» , «Учитель» или «Господь владеющий» .

    4. «Эл Олам » . Это имя встречается в Бытии 21:33 и означает: «Господь, Бог вечный» , «Господь, открывающий Себя» или «Господь таинственный» .

    5. «Иегова-ире » . Это имя встречается в Бытии 22:14 и означает «Господь усмотрит» .

    6. «Иегова-рафа » . Это имя встречается в Исходе 15:26 и означает «Господь - целитель» .

    7. «Иегова-нисси » встречается в Исходе 17:15 и означает «Господь знамя мое» .

    8. «Эл Шадай » из Бытия 17:1 означает «Бог Всемогущий» .

    9. «Иегова-шалом » из Книги Судей 6:24 означает «Господь - мир» .

    10. «Иегова Саваоф » из I Книги Царств означает «Господь воинств» .

    11. «Иегова тсидкену » из Иеремии 23:6 означает: «Господь - оправдание наше» .

    12. «Иегова шамаи » из Иезекиля 48:35 означает «Господь там» .

    13. «Иегова элион » из Псалма 7:18 означает: «Благословение Господне» или «Господь - наш Благословитель» .

    14. «Иегова-раа » из Псалма 22:1 означает «Господь - Пастырь мой» .

    1. Агнец Божий . Иоанна 13:29
    2. Альфа и Омега . Откровение 1:8
    3. Воскресение и жизнь. Иоанна 11:25
    4. Второй человек. 1-ое Коринфянам 15:47
    5. Дверь в небо. Иоанна 10:19
    6. Еммануил. Матфея 1:23
    7. Испытующий сердца и внутренности Откровение 1:23
    8. Истинная виноградная лоза
    9. Краеугольный камень
    10. Лев от колена Иудина
    11. Пастырь добрый
    12. Первый и Последний
    13. Последний Адам
    14. Путь и истина и жизнь
    15. Свет Миру
    16. Слово
    17. Сын Давидов
    18. Сын Человеческий
    19. Утренняя звезда
    20. Хлеб жизни
    21. Хлеб, сшедший с небес.
    22. Царь Иудейский
    23. Это Я (греч. «эго эйми», прообраз еврейского «Я Сущий»)
    1. Библия. Иоанна 15:1
    2. Библия. 1-ое Петра 1:6
    3. Библия. Откровение 5:5
    4. Библия. Иоанна 11:12
    5. Библия. Откровение 1:10
    6. Библия. 1-ое Коринфянам 15:45