Социальная природа изобретательского мышления. Рубин М.С., Рубина Н.В. Филогенез изобретательского мышления. Виды речи: ситуативная, контекстная, внешняя, внутренняя

  • 13.12.2023

Органическая связь мышления с речью и языком одновременно и формирует и вскрывает общественно-историческую, культурно обусловленную, т.е. социальную природу мышления. Социальная природа мышления проявляется в том, что люди, усваивая язык, овладевая речью, непроизвольно усваивают и базисные представления о мире, т.е. первоначальные суждения о жизни. Таким образом, они усваивают готовые формы мысли. Кроме того, овладевая систематическими знаниями в процессе получения образования, человек овладевает системой взглядов, способами рассуждения и тем уровнем знаний, которые доступны ему в данное время. Это означает, что человек не открывает мир знаний, а основывается на результатах мышления конкретных людей, живших до него. Так происходит развитие человеческого сознания, с опорой на прежние достижения человечества. Таким образом, человеческое мышление имеет своей предпосылкой достижения человеческой мысли, а физиологической основой – мозг, сформированный в процессе эволюции человека . Природа человеческого мышления социальна потому, что и в своих предпосылках, и в своем порождении, и в своих перспективах способы и результаты человеческого мышления порождаются человечеством и служат будущим поколениям. Как уже говорилось выше, именно язык является универсальной основой социальности человеческого мышления, поскольку в языке закрепляются и передаются результаты мышления от человека к человеку, в том числе – будущим поколениям людей.

6.4. Развитие мышления: от животных к человеку

В своем развитии мышление проходит несколько стадий. В психике животных мышление основывается на сопоставлении первичных образов ощущений и восприятий (первая стадия), на сопоставлении вторичных образов ощущений и результатов (образов памяти), а также на способности использовать предметы в функции вспомогательных средств для оперирования с иначе недоступными объектами. Так, обезьяна может с помощью палки достать банан, до которого она не может дотянуться рукой. Но мышление животных ограничивается действиями с образами и отдельными предметами в конкретной ситуации, данной в ощущении и восприятии. Кроме того, животное оперирует с предметами путем ситуативных проб.

У человека потенциал мышления неизмеримо возрастает прежде всего за счет громадных различий в строении и развитии головного мозга, ведь только вес человеческого мозга в 4 раза больше чем вес мозга орангутанга. Именно мощность мозговых структур, огромное количество нейронов в человеческом мозге делает возможной тончайшую координацию и дифференциацию в работе анализаторов, создает способность к различению малейших отличий в предметах и явлениях.

Недостаточной способностью к тонкому различению объясняются особенности примитивного мышления на ранних этапах развития ребенка и на доцивилизационном уровне развития человечества, которые называются синкретичностью.

Синкретичность – это нерасчлененность первоначальных впечатлений, когда, например, ребенок словом «папа» обозначает и отца, и принадлежащие ему вещи: расческу, часы, туфли. Малонезийцы острова Бисмарка одним и тем же словом называют дождь, капли дождя, мокрые следы на земле, капель. Рисунки маленьких детей отличаются отсутствием деталей. Все это свидетельствует о том, что первичной, примитивной формой мышления является нерасчлененная познавательная структура – синкрет .

Синкрет представляет собой обобщенное представление о предметах или явлениях одного ряда, которым уже можно оперировать, обозначая его, но которое еще не поддается сравнению (сопоставлению с другими) и анализу (расчленению по присущим ему признакам и компонентам) в силу того, что отсутствует способность к тонкому различению отдельных составляющих данного предмета или явления.

Итак, мышление начинается с распознавания. Затем мышление предполагает способность удержать, закрепить полученный результат (т.е. опирается на память) и использовать предметы как вспомогательные орудия в жизненной ситуации. Как мы видим, с самого начала мышление предполагает активные, пробные действия живого существа.

Следующий этап развития мышления – манипуляция с предметами путем случайных и пробных действий. Именно на этой стадии развития мышления формируется способность к так называемому двухфазовому действию, при котором вначале осуществляется пробное действие, затем в мозгу строится образ желаемого действия и затем осуществляется результативное действие, направленное на решение задачи.

Дальнейший этап развития мышления предполагает соединение синкрета с его обозначением – словесным знаком. Это ведет к действию уже не с предметами, а с обозначением предметов, т.е. со знаками, означающими предметы и явления. Данный этап знаменует переход к собственно человеческому, хотя и примитивному, мышлению.

Это и есть первый шаг к качественно новому уровню развития психики – сознанию . Сознательная форма психического отражения отличается от досознательных тем, что в нем происходит опосредование психического отражения языковыми значениями. Это означает, что синкретичность доязыкового мышления сменяется его дискретностью , т.е. способностью различать и фиксировать с помощью множества слов различные признаки предметов и явлений. Далее, диффузное, нерасчлененное представление сменяется конкретным и определенным образом (перцептом), закрепленным определенным же словом. Затем перцепт дифференцируется, обогащаясь определенными и более точными значениями слова. И, наконец, на основе дискретных, расчлененных, определенных, закрепленных за языковыми значениями предметов и явлений, происходит их оформление в инвариантную когнитивную структуру – понятие .

Для того, чтобы жить и выживать, человеку никогда не бывает достаточно информации. Ощущение и восприятие дают нам очень много информации и знаний. Эти процессы позволяют поверхностно узнать о единичных объектах и явлениях вокруг индивида. Но этого не достаточно, такие знания и информация не могут рассматриваться как достаточные.

Человек не камень или дерево, для нормальной жизни ему необходимо предвидеть последствия тех или иных явлений, событий или своих действий. Чтобы предвидеть возможное развитие событий, надо эти события понять, то есть составить у себя в голове более или менее рабочую модель объекта или явления. Знание единичного не является достаточным основанием для предвидения.

Собственный опыт нам может показать, что все грибы в лесу - съедобные. А съев ядовитый гриб, мы можем так и не узнать про то, что на свете существую ядовитые грибы. А если предварительно узнаем от других людей, что существуют ядовитые грибы и что выглядят они определенным образом, мы составили у себя в голове как минимум два образа (модели): образ съедобного гриба и образ ядовитого гриба. Уже в этом, в образовании новых образов-моделей, состоит работа мышления. Встретив в лесу подозрительный гриб и критически рассмотрев его, мы опять задействуем свое мышление.

Мышление - очень сложный и разнородный процесс, в котором участвуют практически весь наш мозг. И Исаак Ньютон, понимающий и формулирующий физические законы, и школьник, заучивающий стихотворение, и даже меломан, слушающий очередной шлягер, - все они активно задействуют мышление.

Часто можно слышать наивные рассуждения о том, что не надо школьников заставлять "зубрить". Это, якобы, не способствует развитию интеллекта. Такие люди думают, что "зубрить" - это очень простой процесс, примерно как крутить виниловую пластинку или скачивать из интернета себе на компьютер некоторые файлы. Другое дело, что в "зубрежке" задействовано в основном наглядное мышление, а для полноценного развития интеллекта надо иметь большой опыт в абстрактно-логических рассуждениях.

Возможности мозга конечны и весьма ограничены, хотя до сих пор популярна идея, пришедшая из 1960-х годов, о том, что мы используем свои возможности лишь на несколько процентов. Мозг и мышление просто не справились бы с тем, чтобы моделировать все окружающие объекты и явления по отдельности. Одна из самых больших хитростей природы состоит в том, что она научила наш мозг выделять из окружающей среды похожие объекты и явления и моделировать их не по отдельности, а "скопом". Услышав слово "камень", мы представляем себе не конкретный камень, а некоторый класс камней. В этом классе камней могут быть подклассы, например "серый камень". В общем вся наша картина (модель) мира является деревом из таких понятий.

Способность обобщать похожие объекты и явления дала возможность эффективно задействовать мозг, а также наделила способностью предвидеть поведение объектов, с которыми еще не приходилось сталкиваться. Встретив, например, на улице нового человека, мы не пугаемся, не застываем в удивлении, мы вообще большого внимания не обращаем на нового человека, потому что имели огромный опыт взаимодействия с другими людьми, модель "Человек" (ну или "Человек-земляк") у нас сформирована весьма хорошо, мы знаем, что можно ожидать от новых знакомых.

Мышление во многом занято именно этим - переходом от единичного к общему и от общего опять к единичному. Мышление относят в общей психологии к высшим познавательным психическим процессам. Такое место оно заслуживает еще и потому, что оно постоянно порождает новые знания, даже такие, которыми еще до нас никто не владел. На выходе из мышления мы имеем новые знания, а что на входе? На входе - информация из окружающего мира, наглядная или содержащаяся в памяти, а также уже имеющиеся знания.

Работа мышления происходит в очень тесном сцеплении с работой восприятия. Далеко не всегда очевидно, где же заканчивается восприятие и начинается мышление. Хотя, следует признать это, у двух этих процессов весьма разные задачи: у восприятия задача состоит в том, чтобы "задержать мгновение", а у мышления, как уже было сказано, - в генерации нового знания. Восприятие некоторым способом облегчает себе жизнь, структурируя зрительный или слуховой образы, отбрасывает лишнее. Восприятие поставляет мышлению текущий образ-структуру. Мышление же через механизмы внимания тоже оказывает влияние на восприятие.

Важной задачей, которую решает мышление, является опосредованное познание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации. Чтобы узнать, какая сегодня погода, можно выйти на улицу и непосредственно своими органами чувств выяснить это. Однако можно поступить иначе: можно воспользоваться термометром, домашней метеостанцией, посмотреть текущее состояние погоды в интернете или позвонить знакомому человеку, который уже побывал на улице. Работа мышления здесь заключается и в том, какой способ выбрать, и в том, как интерпретировать полученные сведения, и в самокритике, не говоря уже о том, какие прагматические выводы для себя получим в итоге.

Опосредованное мышление обычно не искажает окружающую нас действительность, оно позволяет познать ее глубже, точнее и полнее через образование новых знаний. Так, обобщение позволяет выявить не только существенные свойства окружающих нас вещей, но и основные закономерные связи предметов и явлений. Кроме этого, опосредованный характер мышления дает нам возможность не только углубить имеющуюся у нас информацию, но и расширить ее, поскольку область мышления шире, чем область того, что мы воспринимаем.

Тем не менее, следует признать, что существуют ложные знания. Эти знания мы могли почерпнуть из общения, книг или интернета, эти ложные знания могут быть плодом наших собственных размышлений. Поэтому опосредованное мышление часто искажает окружающую нас действительность, и искажает очень сильно. Существуют и иллюзорные знания. Эти знания, порожденные недостатками нашего восприятия, также ограничивают нас в понимании действительности. Большинство автомобилистов, например, уверено, что тормозной путь автомобиля пропорционален ее скорости. Это заблуждение вызвано тем, что мы хорошо воспринимаем скорость объектов, но не воспринимаем и поэтому плохо понимаем ускорение (положительное или отрицательное). На самом деле тормозной путь пропорционален квадрату скорости автомобиля.

Не выходя за пределы чувственного восприятия, мы не сможем даже понять того, как выглядели минуту назад "какие-то белые осколки на полу на кухне" или что послужило причиной автокатастрофы. Но, опираясь на чувственное восприятие, подкрепленное мышлением, мы в состоянии познать прошлое Земли, развитие растительного и животного мира, узнать устройство звезд в далекой галактике. Мы в состоянии с определенной степенью достоверности предсказать даже будущее Земли. Таким образом, в процессе мышления мы познаем то, что вообще недоступно восприятию и представлению.

Важно различать понятия "разум" и "мышление". Мышление это психический познавательный процесс. Под разумом, скорее, понимают способность человека действовать гибко, сложно, непредсказуемо для окружающих. Дерево, лишенное разума, стоит на одном месте и "надеется" на то, что дождь польет землю вокруг, а другие деревья не заслонят солнца. Если бы дерево было разумным, оно ходило бы в поисках влажной почвы, отходило подальше от больших соседей или даже нападало на другие деревья. Мышление обычно рассматривается лишь как инструмент, помогающий решать человеку сложные задачи, достигать поставленные цели.

Процесс мышления начинает наиболее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить (то есть тем или иным способом перед мышлением ставится задача). Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления. Причем ответ на этот вопрос находится не сразу, а с помощью определенных умственных операций, в процессе которых происходит видоизменение и преобразование имеющейся информации.

Сложная теоретическая проблема состоит в том, является ли мышление полностью рациональным и целенаправленным процессом или же оно ассоциативно и непредсказуемо в выводах. А. А. Смирнов предупреждает о необходимости различать мышление и ассоциативное течение интеллектуальных процессов. В мыслительной деятельности мы широко пользуемся ассоциациями, поскольку они оказывают весьма существенную помощь в решении мыслительных задач. Характерный случай - мы вспоминаем из прошлого опыта случаи, похожие на тот, с которым мы столкнулись сейчас и который составляет суть проблемы. Непроизвольно или произвольно возникают ассоциации, которые используются для решения нашей мыслительной задачи. Какие-то ассоциации не уводят нас от нее, а приближают к ответу, какие-то - наоборот.

Ассоциации вплетаются в общую цепь, и каждая из ассоциаций служит ступенью для следующей ассоциации или следующему за ней умозаключению. Следовательно, ассоциации, которые мы задействуем в процессе мышления, контролируются нашей волей, а их воспроизведение осуществляется с определенной целью. Но это в случае "обычного" - можно сказать, логичного - мышления.

При ассоциативном течении интеллектуальных процессов дело обстоит иначе. Мы не ставим перед собой никакой цели, поскольку не решаем никакой задачи. В этом случае один процесс сменяется другим только потому, что связан с ним ассоциативно-формально. В зависимости от того, какие ассоциации осуществляются, мысли и представления могут идти в самых различных направлениях, в том числе уводящих от исходного пункта. Пример (довольно грубый) ассоциативного течения интеллектуальных процессов - рассуждение: "Заяц белый - он умеет прыгать - снеговик белый - он умеет прыгать".

Для ассоциативного течения мыслей характерно наличие цепочек образов. Логическое течение мыслей строится вокруг речи - стержня логической мысли. Одно из достоинств речи - то, что она позволяет хорошо рефлексировать собственный ход размышлений, возвращаться к прежним мыслям. Ассоциативное течение мыслей лишено этого достоинства, обычно невозможно вспомнить почему возникла та или иная ассоциация. Это возможно, конечно, если эта ассоциация сопровождалась вербальным размышлением. И тогда по этой вербальной цепочке можно вернуться назад. Именно речь наделяет наше мышление способностью к самокритике - без которой процесс мышления был бы совсем примитивным.

Неразрывная связь логического мышления с речью наблюдается у всех людей, даже если человек был рожден глухонемым и ни разу в жизни не слышал живого слова. Мы всегда думаем словами и просто не можем мыслить, не произнося слова (хотя бы про себя). В экспериментах было показано, что во время размышлений у человека специальные приборы регистрируют мышечные сокращения, характерные для обычной "речи вслух". Размышляя про себя, таким образом, мы как бы тоже говорим вслух, только очень тихо.

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана.

Мышление – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие – обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.

Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно – исследовательского, преобразовательного и познавательного характера. Рассмотрим основные виды мышления.

Теоретическое понятийное мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дело с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи.

Отличительная особенность следующего вида мышления – наглядно-образного – состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются). Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых – среди людей, занятых практической работой.

Последний из видов мышления – это наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является созданием какого-либо конкретного материального продукта.

Перечисленные виды мышления выступают одновременно и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное. С одной стороны, за такими рассуждениями лежит реальный смысл, так как понятийное и теоретическое мышление в филогенезе и онтогенезе действительно появляются позднее, чем практическое и образное. Но, с другой стороны, каждый из четырех названных видов мышления сам по себе может развиваться относительно независимо от остальных и достигать такой высоты, что заведомо превзойдет филогенетически более позднюю, но онтогенетически менее развитую форму.

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. Соответственно, в структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. Сравнение вскрывает тождество и различие вещей. Результатом сравнения может стать классификация. Нередко она выступает как первичная форма теоретического и практического познания.

Более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется при помощи анализа и синтеза. Анализ – это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Синтез есть построение целого из аналитически заданных частностей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности.

Абстракция – это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Абстрагирование выполняется для более тщательного их изучения и на основе предварительно произведенного анализа и синтеза. Результатом всех этих операций нередко выступает формирование понятий.

Абстрагированными могут стать не только свойства, но и действия, в частности способы решения задач. Их использование и перенос в другие условия возможны лишь тогда, когда выделенный способ решения осознан и осмыслен безотносительно к конкретной задаче.

Обобщение выступает как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения.

Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего определения – понятия – выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.

Кроме рассмотренных видов и операций, имеются еще процессы мышления. К ним относятся суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция. Суждение – это высказывание, содержащее определенную мысль. Умозаключение представляет собой серию логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание. Определение понятий рассматривается как система суждений о некотором классе предметов (явлений), выделяющая наиболее общие их признаки. Индукция и дедукция – это способы производства умозаключений, отражающие направленность мысли от частного к общему или наоборот. Индукция предполагает вывод общего суждения из общего, а дедукция – вывод общего суждения из частных.

В процесс мышления зачастую вмешиваются, изменяя его, эмоции. Вот что по этому поводу писал Рубинштейн: ”Подчиняясь деспотическому господству слепого чувства, мысль начинает порой регулироваться стремлением к соответствию с субъективным чувством, а не с объективной реальностью, следует “принципу удовольствия” вопреки “принципу реальности”. Эмоциональное мышление с более или менее страстной предвзятостью подбирает доводы, говорящие в пользу желанного решения”.

Эмоции, однако, способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придает мысли большую страстность, напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний умений, навыков. Вопрос только в том, насколько чувство сильно, не переходит ли оно пределы оптимума, обеспечивающего разумность мышления.

В процессах мышления эмоции особенно выражены в моменты нахождения человеком решения трудной задачи, здесь они выполняют эвристическую и регулятивную функции. Эвристическая функция эмоций заключается в выделении (эмоциональной, сигнальной фиксации) некоторой зоны оптимального поиска, в пределах которой находится искомое решение задачи. Регулятивная функция эмоций в мышлении проявляется в том, что они способны активизировать поиск нужного решения в том случае, если оно ведется в правильном направлении, и замедляют его, если интуиция подсказывает, что избранный направления мысли ошибочен.

Кроме обычных, нормальных видов мышления, приводящих к правильным выводам, есть особые мыслительные процессы, дающие ложное представление о действительности. Они обнаруживаются у больных людей (например, у шизофреников), а также у тех, кто занимает пограничное положение между нормой и патологией или находится в состоянии так называемого замутненного сознания (галлюцинации, бред, гипнотическое состояние).

Один из видов необычного мышления получил название аутизм. Известный исследователь этого вида мышления Э. Блейлер писал по поводу его: "Шизофренический мир сновидений наяву имеет сою форму мышления, свои особые законы мышления. Мы наблюдаем действие этих механизмов.. и в обычном сновидении, в грезах наяву как у истеричных, так и у здоровых людей, в мифологии, в народных суевериях и в других случаях, где мышление отклоняется от реального мира". Мысли человека при аутистическом мышлении подчиняются не логике и разуму, а аффективным потребностям, следуют за ними, отражают их силу, динамику.

Аутистическое мышление тенденциозно. Цель в нем достигается благодаря тому, что для ассоциаций, соответствующих потребностям, открывается свободная, не ограниченная рамками строгой логики дорога. Те из ассоциаций, которые противоречат актуальным потребностям, тормозятся, другие, соответствующие им, получают простор даже в том случае, если порождают логические несоответствия.

Кроме описанных, есть и индивидуально своеобразные типы мышления. Одну из классификаций типов мыслительной деятельности людей по признакам экстраверсии и интроверсии, доминирования рационального или иррационального, эмоционального и логического в процессах мышления предложил К. Юнг. Он выделил следующие типы людей по характеру мышления:

· · Интуитивный тип. Характеризуется преобладанием эмоций над логикой и доминированием правого полушария головного мозга над левым.

· · Мыслительный тип. Ему свойственны рациональность и преобладание левого полушария мозга над правым, примат логики над интуицией и чувством.

Критерием истинности для интуитивного типа выступают ощущение правильности и практика, а критерием правильности для мыслительного типа являются эксперимент и логическая безупречность вывода.

  • Автономная область и автономный округ, их юр. природа как национально-государственных субъектов РФ.
  • Аддиктивное поведение является одним из наиболее распространенных отклонений.
  • Алкоголизм и наркомания как медико-социальная проблема
  • Мышление тесно связано с речью, которая является орудием нашей мыслительной деятельности. Когда человек думает, он свою мысль как бы проговаривает.

    Иногда это делается в форме развернутых фраз, произносимых про себя, но чаще мысль оформляется словами и предложениями в сокращенном, свернутой виде, так что мы не всегда и замечаем это внутреннее проговаривание.

    Мыслительная деятельность человека имеет социальный характер. В процессе своего исторического развития, в процессе изготовления орудий труда и в ходе их применения люди испытывали потребность делиться своими мыслями друг с другом, и в этом общении вырабатывалась способность думать и говорить.

    Paзвитие второй сигнальной системы, а следовательно и мышления происходило и происходит в условиях социальной жизни человека. Благодаря речи оказались возможными преемственность продуктов мышления, сообщение их следующим поколениям.

    Без передачи этого опыта (особенно в виде печатных трудов) человеческая мысль не могла бы создать науку, технику и культуру.

    Закрепление итогов мышления в устной и письменной речи дает возможность успешно обучать детей, передавая им в готовом виде добытые ранее знания и побуждая их самих к самостоятельной мыслительной деятельности.

    Познание объективной действительности начинается с ощущения и восприятия. Мышление основывается на чувственном познании и далеко выходит за его пределы. То есть человек способен отражать особенности окружающего мира, которые недоступны непосредственному восприятию. Мышление - это социально обусловленный, не-разрывно связанный с речью процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее связях и отношениях между познаваемы-ми объектами.

    Переход от чувственного познания к мышлению осуществляется с помощью слова (т.е. с участием второй сигнальной системы). Посредством слова люди обобщают признаки объектов, выделяют существенные из них, фиксируют и хранят информацию, передают ее другим людям. То есть материальной основой мышления является речь. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи. И на-оборот, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама мысль.



    Неразрывная связь мышления с языком отчетливо обнаруживает социальную, общественно-историческую сущность человеческого мышления. Познание предполагает преемственность всех связей, приобретенных в ходе человеческой истории. От общества человек получает всю сумму знаний, которую человечество приобрело до него. Все это происходит благодаря тому, что человек не только может фиксировать, но и передавать знания с помощью языка.

    Социальная природа мышления раскрывается и в том, что именно в обществе возникают потребности или необходимость чего-либо понять, узнать, объяснить. Именно в обществе в процессе практической деятельности, общественной или личной жизни человек сталкивается с неожиданным, не-знакомым, с проблемами и задачами. И в том, какие задачи и в каком направлении будет решать человек, раскрывается социальная природа мышления.

    Таким образом, человеческое мышление возникает в обществе, в нем развивается и совершенствуется, вне общества оно невозможно.

    Что же такое мышление? Каковы его отличия от других способов познания человеком действительности?



    Прежде всего мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

    Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.

    На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.

    Мышление - это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не-образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие - обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.

    Мышление - это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

  • 6.Понятие о личности в психологии. Самооценка, уровень притязаний. Аффект неадекватности. Активность личности. Потребности и мотивы, их иерархия.
  • 7.Психологическая структура личности.
  • 8,Механизмы психологической защиты: вытеснение, подавление, отрицание, проекция, идентификация, рационализация, включение, замещение, отчуждение, компенсация, регрессия.
  • 9, Направленность личности как система мотивов личности. Формы проявления направленности: интересы, мировоззрение, убеждения, идеалы
  • 10.Процессы интеграции в малой группе: сплоченность, совместимость, ответственность. Эффекты, возникающие при восприятии другого человека: ореола, новизны и первичности, стереотипизации, самопроекции.
  • 11. Межличностные отношения в малых группах. Процессы дифференциации в классе и методы их изучения. Конформность и внушаемость.
  • 12. Понятие об общении. Виды общения: анонимное, функционально-ролевое, неформальное. Средства общения (языковые и неязыковые). Условия эффективного общения.
  • 13.Понятие о деятельности. Мотивы деятельности. Интериоризация и экстериоризация. Характеристика основных видов деятельности человека: игра, учение, труд.
  • 14.Процесс формирования навыков в ходе упражнений, взаимодействие навыков.
  • 17.Понятие о темпераменте. Тип темперамента.
  • 17, Свойства темперамента: сенситивность, реактивность, активность, пластичность, ригидность, экстраверсия, интроверсия, темп реакций, эмоциональная возбудимость.
  • 18.Понятие о характере. Структура характера. Черты характера и его целостность.
  • 19.Развитие и формирование способностей.
  • 20. Задатки и способности. Единство приобретенного и врожденного в способностях.
  • 23. Понятие о внимании. Общая характеристика и значение внимания. Физиологические основы внимания. Проблема развития внимания.
  • 24. Виды внимания. Условия организации произвольного внимания. 25.Основные свойства внимания: устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем.
  • 26. Понятие об ощущениях. Роль ощущений в жизни и деятельности человека.
  • 27. Возникновение ощущений. Рефлекторная природа ощущений. Анализатор и его строение.
  • 28. Закономерности ощущений (чувствительность, пороги, адаптация, сенсибилизация, синестезия).
  • 30. Свойства восприятия: предметность, целостность, константность, осмысленность, апперцепция.
  • 31. Понятие о памяти. Память и представления.
  • 32. Виды памяти и их характеристика
  • 32.Теории памяти
  • 33. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Заучивание и его организация.
  • 34.Мышление как высшая форма отражения. Связь мышления с процессами сознания (ощущениями, восприятиями, памятью, воображениями, волей и т.Д.)
  • 34. Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактное (словесно-понятийное). Мышление и речь. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.
  • 35. Социальная природа мышления человека.
  • 36.Понятие о языке и речи. Функции речи. Темпоральные характеристики речи на родном и иностранном языках.
  • 36. Виды речи: ситуативная, контекстная, внешняя, внутренняя.
  • 37. Индивидуальные особенности памяти.
  • 41. Понятие об интеллекте. Виды интеллекта. Интеллект и креативность.
  • 43. Понятие об эмоциях и чувствах. Роль чувств в практической деятельности человека.
  • 44. Закономерности функционирования эмоциональной сферы (закон Йеркса-Додсона, информационная теория эмоций).
  • 45. Формы переживания чувств: настроения, аффекты, стрессы, страсти, фрустрации.
  • 46. Особенности развития речи на русском языке у детей
  • 47. Предмет возрастной и педагогической психологии. Понятие о движущих силах психического развития.
  • 48.Показатели психического развития
  • 50. Возрастная периодизация психического развития. Стадии развития
  • 51. Важнейшие достижения раннего детства
  • 52.Возрастные кризисы, их причины и следствие
  • 53. Сензитивные периоды в развитии личности
  • 53. Психологическая характеристика детей дошкольного возраста
  • 54. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка
  • 55. Психологическая характеристика детей дошкольного возраста
  • 58.Психология обучения. Психологические обоснования индивидуализации обучения
  • 60. Личность учителя в педагогическом процессе
  • 62.Психологическая характеристика подросткового возраста. Развитие личности и отношения с окружающими
  • 98.Психические особенности общения учителя с учащимися младшего, среднего и старшего возраста
  • 35. Социальная природа мышления человека.

    Мышление, как уже говорилось, тесно связано с речью, которая является орудием нашей мыслительной деятельности. Когда человек думает, он свою мысль как бы проговаривает.

    Иногда это делается в форме развернутых фраз, произносимых про себя, но чаще мысль оформляется словами и предложениями в сокращенном, свернутой виде, так что мы не всегда и замечаем это внутреннее проговаривание.

    Мыслительная деятельность человека имеет социальный характер. В процессе своего исторического развития, в процессе изготовления орудий труда и в ходе их применения люди испытывали потребность делиться своими мыслями друг с другом, и в этом общении вырабатывалась способность думать и говорить.

    Paзвитие второй сигнальной системы, а следовательно и мышления происходило и происходит в условиях социальной жизни человека. Благодаря речи оказались возможными преемственность продуктов мышления, сообщение их следующим поколениям.

    Без передачи этого опыта (особенно в виде печатных трудов) человеческая мысль не могла бы создать науку, технику и культуру.

    Закрепление итогов мышления в устной и письменной речи дает возможность успешно обучать детей, передавая им в готовом виде добытые ранее знания и побуждая их самих к самостоятельной мыслительной деятельности

    36.Понятие о языке и речи. Функции речи. Темпоральные характеристики речи на родном и иностранном языках.

    Язык – система знаков, выступающая в качестве средства общения и орудие мысли. Средство общения, общий, различные виды.

    Речь – процесс использования языка человека. Это процесс общения, конкретна, различные виды, может разрушаться.

    Функции речи: сигнификативная, обобщение, коммуникативная (сообщение, выражение, воздействие)

    36. Виды речи: ситуативная, контекстная, внешняя, внутренняя.

    В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внеш-няя речь включает в себя речь устную (диалогическую и монологическую) и письменную.

    Внешняя речь – общение между людьми при помощи разговора или различных тех-нических устройств.

    Устная речь – внешняя, произносимая и воспринимаемая на слух речь.

    Диалогическая - речь, при которой активны в равной степени все ее участники. Она возникает как ответ на вопрос, не требует специальной подготовки. Диалогическая речь обычно бывает не полностью развернутой, так как она ситуативна, многое в ней не высказывается, а подразумевается благодаря контексту, понятному разговаривающим.

    Монологическая речь - длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Монологическая речь значительно более завернута и грам-матически оформлена, чем диалогическая, и требует обычно предварительной подго-товки.

    Речь письменная осуществляется посредством письменных знаков. Она более раз-вернута, чем устная монологическая речь.

    Исторически сформировалось множество способов графической фиксации различ-ных единиц речи, которые можно свести к четырем основным тинам.

    1. Пиктографическое письмо. Передача содержания целого сообщения в знаке-рисунке.

    2. Идеографическое письмо. Знаки (идеограммы) обозначают целые слова, понятия. Наиболее известные его системы: древнейшее египетское письмо, месопотамские сис-темы клинописи, современная китайская иероглифика.

    3. Слоговое письмо. Знаки его обозначают отдельные слоги (японский язык).

    4. Буквенно-звуковое. Знаки алфавита (графемы) обозначают отдельные звуки или фонемы.

    Внутренняя речь - особый вид беззвучной речевой деятельности человека, характе-ризующийся предельной свернутостью грамматической структуры и содержания. Являет-ся основным инструментом мышления.

    Как известно, в психологии различают только два вида речи: контекстную и ситуативную. Связная речь, понятная без учета частной ситуации, в которой она про­износится, - это «контекстная» речь. Ее содержание оп­ределяется контекстом. «Ситуативная» речь есть речь, содержание которой может быть понятно только при учете ситуации, понимается только то, что порождено ситуацией и что связано с ней непосредственно.

    Контекстную и ситуативную речь никоим образом нельзя противопоставлять, поскольку всякая речь, хотя и имеет некоторый контекст, обусловлена все же некото­рой ситуацией. Ситуативность и контекстность, таким образом, являются двумя важнейшими психологически­ми свойствами устной речи.

    Монологическая речь преимущественно контекстна. В силу контекстности она должна пониматься без помо­щи экстралингвистических средств, которые часто игра­ют большую роль в диалогической речи. В отличие от диалогической ситуативной речи монологическая речь характеризуется последовательностью и логичностью