Умершие космонавты - и на камнях растут деревья. Погибшие космонавты ссср: имена, биографии

  • 17.10.2019

"Памяти астронавта Лорел Кларк".
Малый лист из 4 марок. Гамбия, 2003 г.

Рассматривая марки, посвященные советским и российским космонавтам, я взглянул на этих людей с другой, несколько непривычной, стороны. Казалось бы, что нового можно сказать о космонавтах, их полетах и биографиях, кажется, о них написано все.

С 12 апреля 1961 г. по настоящее время в космос летали 99 советских и российских космонавтов. Обо всех стартах, даже не совсем удачных, широко оповещали нас средства массовой информации. Сообщалось, но уже не всегда, и о гибели или смерти космонавтов. В последние годы об этой деликатной теме можно узнать только из специализированных источников. А ведь на сегодня нет в живых уже 22 советских космонавтов – людей отменного здоровья, прошедших жесткий медицинский отбор, специальную психологическую и физическую подготовку.

Первая, причем трагическая, потеря произошла 24 апреля 1967 г. В.Комаров погиб при возвращении на Землю из-за отказа парашютной системы спускаемого аппарата «Союз-1». Это был его второй полет, в котором испытывался новый космический корабль. Первый полет в качестве командира корабля «Восход» он совершил 12–13 октября 1964 г.

Вторая, не менее трагическая и даже более эмоциональная, потеря произошла 27 марта 1968 г. Первый космонавт планеты Ю.Гагарин погиб во время тренировочного полета на учебном истребителе с полковником В.Серегиным недалеко от г. Киржача Владимирской области примерно в 10 час. 31 мин. по московскому времени. До сих пор нет однозначного вывода о причинах этой аварии, существует несколько версий.

30 июня 1971 г. произошла самая крупная в истории советской космонавтики катастрофа. Из-за разгерметизации спускаемого аппарата «Союза-11» при возвращении на Землю погиб весь экипаж: В.Волков, Г.Добровольский и В.Пацаев. Для Волкова это был второй космический полет.

Время идет, психологические и физические перегрузки, стрессы, да и просто годы берут свое. Семнадцать космонавтов скончались от присущих и обычным людям болезней. Трое от послеоперационных осложнений, пятеро от онкологических заболеваний и семеро от болезней сердца. Несчастным случаем можно считать смерть В.Лазарева, который отравился некачественным спиртным.

Самым молодым ушел из жизни первый космонавт планеты Гагарин. Ему было всего 34 года. Всего же в возрасте от 30 до 40 лет погибли три космонавта. Двое других, не доживших до 40-летнего возраста, Волков (35 лет) и Пацаев (38 лет), погибли во второй в истории советской космонавтики катастрофе.

В возрасте от 40 до 50 лет погибли или умерли четверо: Комаров, Беляев, Добровольский и А.Левченко; от 50 до 60 лет – трое: Б.Егоров, Ю.Малышев и В.Васютин; от 60 до 70 лет – семеро: В.Лазарев, Г.Шонин, Ю.Артюхин, Е.Хрунов, Г.Титов, Г.Стрекалов и Г.Сарафанов; от 70 до 75 лет – пятеро: Г.Береговой, Л.Демин, Н.Рукавишников, О.Макаров и А.Николаев.

Самым пожилым скончался космонавт «номер три» Николаев, не доживший двух месяцев до семидесятипятилетия. Всего на полгода меньше прожил Береговой, до 1991 г. (старта Т.Аубакирова) – единственный космонавт, впервые стартовавший 26 октября 1968 г. уже будучи Героем Советского Союза. Первую «Золотую Звезду» Береговой получил в годы Великой Отечественной войны за 186 боевых вылетов на штурмовку войск противника.

Космонавты, будучи известными и публичными людьми, похоронены на разных кладбищах – от Новодевичьего в Москве до небольших сельских погостов. Все погибшие во время полетов космонавты похоронены в Москве на Красной площади в Кремлевской стене.

На Новодевичьем кладбище похоронены Беляев, Егоров, Береговой и Титов. На Останкинском в Москве покоятся Хрунов, Макаров, Стрекалов и Рукавишников. На кладбище деревни Леониха Щелковского района Московской области похоронены Лазарев, Шонин, Артюхин, Демин, Малышев и Сарафанов. Левченко похоронили на Быковском кладбище г. Жуковского, а Васютина – на кладбище поселка Монино. Николаев – единственный космонавт, который похоронен не в Москве или Подмосковье, а на родине, в деревне Шоршелы Мариинско-Посадского района Чувашской Республики.

Для сравнения приведу статистику по другим странам. В США с 5 мая 1961 г. по настоящее время стартовали 274 астронавта, на сегодня нет в живых 30 летавших астронавтов, в том числе четырех женщин.

Более половины из них погибли в трех страшных катастрофах. 27 января 1967 г. при предполетной тренировке экипажа возник пожар в кабине корабля «Аполлон», погибли три астронавта (один из них, Р.Чаффи, в космос слетать не успел). 28 января 1986 г. через 73 секунды после старта взорвался космический корабль «Челленджер», погибли сразу семь астронавтов. 1 февраля 2003 г. за 16 минут до посадки произошло разрушение космического корабля «Колумбия», эта катастрофа унесла жизни еще семерых астронавтов. В авиа- и автокатастрофах погибли четыре астронавта, пятеро скончались от онкологических заболеваний, четверо от болезней сердца.

В возрасте от 30 до 40 лет погибли пять астронавтов, от 40 до 50 лет погибли или умерли двенадцать астронавтов, от 50 до 60 лет – шестеро, от 60 до 70 лет – пятеро, от 70 до 80 лет – двое.

Кроме астронавтов США погибли: 9 мая 1995 г. в авиакатастрофе – астронавт Германии Р.Фуррер, 1 февраля 2003 г. при катастрофе «Колумбии» – первый астронавт Израиля И.Рамон.

Все страны чтят память покорителей космоса, в том числе и с помощью средств филателии. Особенно много марок посвящено погибшим во время полетов космонавтам и астронавтам. Например, катастрофам «Союза-11», «Челленджера» и «Колумбии» посвятили выпуски практически все страны мира. Регулярно в разных странах выходят марки, посвященные погибшим и умершим космонавтам и астронавтам.

К сожалению, нет пока марок, конвертов или карточек с портретами Левченко и Васютина. Надеюсь, что издательско-торговый центр «Марка» восполнит этот пробел и выпустит марки, посвященные памяти космонавтов, которых уже нет с нами.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР в 1959 году было принято решение об отборе и подготовке космонавтов к первому полету на космическом корабле «Восток». Заняться этим поручили Центру военного научно-исследовательского национального госпиталя. Было решено выбирать из летчиков-истребителей, поскольку предполагалась, что они обладают наиболее подходящими для этого характеристиками. Отбор был жесткий и по медицинским критериям и по физическим данным — кандидат не должен был быть старше 35 лет, ростом до 175 см и весом до 75 кг. Никому не говорили, для чего их отбирают, сообщалось, что якобы для испытаний новой техники.

Комиссия получила 3461 заявку от летчиков и отобрала для первичной беседы 347 человек. Поскольку медицинское обследование было очень тщательным, а предстоящие нагрузки серьезными, то не все решились стать космонавтами, и 72 летчика отказались от участия в программе. 206 человек допустили для дальнейших тестов. Полностью все этапы медицинского обследования смогли пройти только 29 человек.

Слева направо, сидят — П. Попович, В. Горбатко, С. Хрунов, Ю. Гагарин, С. Королев, Н. Королева с дочерью Попович Наташей, 1-й начальник Центра подготовки космонавтов Е. Карпов, Н. Никитин, начальник отдела ЦНИИАК Е. Федоров. Средний ряд: А. Леонов, А. Николаев, М. Рафиков, Д. Заикин, Б. Волынов, Г. Титов, Г. Нелюбов, В. Быковский, Г. Шонин. Верхний ряд: В. Филатьев, И. Аникеев, П. Беляев.

11 января 1960 года была создана специальная войсковая часть 26266, которая теперь является Центром подготовки космонавтов. Начальником был назначен полковник медслужбы Евгений Карпов. А будущие космонавты образовали группу ВВС № 1.

7 марта 1960 в отряд первых космонавтов зачислили 12 человек: Юрия Гагарина, Валерия Быковского, Ивана Аникеева, Бориса Волынова, Виктора Горбатко, Владимира Комарова, Алексея Леонова, Григория Нелюбова, Андрияна Николаева, Германа Титова, Георгия Шонина и Павла Поповича. Позднее к ним присоединились еще 8 летчиков: Дмитрий Заикин, Евгений Хрунов, Валентин Филатьев, Валентин Варламов, Валентин Бондаренко, Павел Беляев, Марс Рафиков и Анатолий Карташов. Для подготовки пригласили летчика, спасавшего челюскинцев, Героя Советского Союза и участника Великой Отечественной войны Николая Каманина.

К апрелю 1961 были отобраны трое для полета: Титов, Гагарин и Нелюбов. Они записали обращение первых космонавтов к советскому народу и 12 апреля все трое были на Байконуре. Титов был дублером Гагарина, Нелюбов должен был заменить товарищей в случае форс-мажора.


Гагарин на Байконуре перед полетом

Нелюбов так и не полетел в космос. Из-за своего вспыльчивого характера он был отчислен из отряда и закончил жизнь очень печально — в 1966 году в нетрезвом состоянии попал под поезд.

Это не единственный раз, когда жизнь космонавтов из первого отряда трагически обрывалась. Гагарин разбился во время неудачного тренировочного полета на самолете в 1968 году, годом ранее при посадке космического корабля «Союз-1» погиб Владимир Комаров.


Герман Титов и Андриян Николаев во время тренировки, 1964 год

Самый молодой член отряда Валентин Бондаренко сгорел в барокамере. 23 марта 1961 года он завершил 10-дневное пребывание в камере и после протирки спиртом мест на теле, к которым крепились датчики, выбросил вату. Она попала на раскаленную спираль и вспыхнула, скорее вся камера заполнилась огнем. Когда Бондаренко достали, его тело сильно обгорело. Врачи пытались спасти космонавта, но безуспешно.

Большинство из тех, кто так и не полетел в космос, продолжили карьеру в авиации или остались работать в космической сфере. Те же 12, которым все же посчастливилось стать первыми космонавтами, совершали полеты в таком порядке:

По программе «Восток»: Юрий Гагарин 12 апреля 1961, Герман Титов 6−7 августа 1961, Андриян Николаев 11−15 августа 1962, Павел Попович 12−15 августа 1962, Валерий Быковский 14−19 июня 1963.

По программе «Восход»: Владимир Комаров 12 октября 1964, Павел Беляев и Алексей Леонов 18−19 марта 1965.

По программе «Союз»: Борис Волынов и Евгений Хрунов 15−18 января 1969, Георгий Шонин 11−16 октября 1969, Виктор Горбатко 12−17 октября 1969.


Владислав Волков и Виктор Горбатко во время тренировки в невесомости

Так получилось, что Горбатко был последним из отряда, кто впервые полетел в космос. Однако, в отличие от остальных, на счету которых было всего один или два полета, Виктору Горбатко, как и Валерию Быковскому, посчастливилось трижды слетать в космос — еще и 7−25 февраля 1977 на «Союзе-24» и 23−31 июля 1980 на «Союзе-37». Через два года после своего третьего полета Горбатко ушел в отставку, как и многие его товарищи в начале 80-х. Самый большой стаж из членов первого отряда оказался у Бориса Волынова, он прослужил до 1990 года, отдав космосу 30 лет. Вместе с Валерием Быковским и первым человеком, вышедшим в открытый космос, Алексеем Леоновым Волынов остается одним из ныне живущих членов первого отряда космонавтов СССР.

Великолепная двадцатка Как сложились судьбы первых советских космонавтов

Почти 55 лет назад, 7 марта 1960 года, был сформирован первый отряд космонавтов, в который вошли 12 человек. Затем – в конце марта, в апреле и в июне – в него были включены еще 8 человек. Эта великолепная двадцатка была сформирована из пилотов реактивных самолетов строевых частей ВВС, ПВО и ВМФ.

До старта

О том, что при определенном состоянии ракетной техники в космос будет направлен человек, было понятно еще до запуска первого спутника. Вплотную к решению этой задачи приступили в 1958 году, когда был инициирован пилотный проект создания корабля для полета человека. Одновременно с этим в Институте авиационной медицины начались работы по отбору космонавтов, а чуть позже – по подготовке их к первому космическому полету.

Отбор начался весной 1959 года с изучения медицинских книжек военных пилотов. К претендентам не только предъявлялись жесточайшие требования по состояния здоровья, но они должны были соответствовать определенному «формату». Не старше 35 лет. Не выше 175 см и не тяжелее 75 кг.

Просмотрев медицинские книжки 3461 человека, для следующего этапа – собеседования – отобрали 347 человек. На собеседовании в соответствии с требованиями повышенной секретности спрашивали: «Хотите летать на новой технике?». И при этом посматривали столь многозначительно, что испытуемый все понимал. Претенденту запрещалось разглашать даже сам факт участия в собеседовании.

Согласилось подавляющее большинство. Но после медицинской проверки в обычном гарнизонном госпитале «в седле» остались 206 человек. Затем последовала простенькая проверка – несколько месяцев испытуемые ждали вызова на следующий этап проверки. И 52 человека пересмотрели свои намерения. Таким образом, число кандидатов сократилось до 154 человек.

Наконец, была утверждена госкомиссия, в которую вошли крупнейшие специалисты в области медицины, включая трёх академиков. Отбором занималась бригада, в которой были представлены все медицинские профессии, включая дантистов.

На сей раз у кандидатов не только брали анализы, но и подвергали жестким испытаниям на центрифуге с длительной перегрузкой до 12 g. В барокамере, где не только откачивали воздух до «высоты» 5 и 10 км, но и требовали от будущего космонавта выполнять определенную работу. Трясли на вибростенде, вращали в колесе, проверяли вегетативную систему на параллельных качелях. И многое, многое другое, что выдержать способен лишь человек с феноменальным здоровьем. Так, например, при нагрузке в 10g их пульс не превышал 120 уд/мин.

Но больше всего забракованных было при психологических испытаниях кандидатов в космонавты. Поскольку они должны были быть людьми идеальными, без малейших изъянов. Тут оценивалось множество параметров: устойчивость к стрессам, быстрота реакции, память, способность к обучению и самообучению, тип высшей нервной деятельности, концентрация внимания, «помехоустойчивость», способность переносить трудности, лишения и ограничения, самокритичность, надежность действий в критических ситуациях, бесстрашие, отношения в коллективе, чувство юмора...

Ну, и, конечно же, высокий морально-идеологический уровень и общечеловеческая зрелость. Без идеологии, выражавшейся в любви к родной КПСС, в Советском Союзе было никак нельзя.

В феврале 1960 года весь комплекс изнурительных проверок прошли 29 человек из 154.

9 из них были отсеяны в дальнейшем без объяснения причин. Можно предположить, что спецотдел углядел в их биографиях какие-то червоточины.

В результате в первый отряд космонавтов были приняты 20 суперменов:

1. Иван Аникеев (1933 – 1992)

2. Павел Беляев (1925 – 1970)

3. Валентин Бондаренко (1937 – 1961)

4. Валерий Быковский (1934)

5. Валентин Варламов (1934 – 1980)

6. Борис Волынов (1934)

7. Юрий Гагарин (1934 – 1968)

8. Виктор Горбатко (1934)

9. Дмитрий Заикин (1932 – 2013)

10. Анатолий Карташов (1932 – 2005)

11. Владимир Комаров (1927 – 1967)

12. Алексей Леонов (1934)

13. Григорий Нелюбов (1934 – 1966)

14. Андриян Николаев (1929 – 2004)

15. Павел Попович (1930 – 2009)

16. Марс Рафиков (1933 – 2000)

17. Герман Титов (1935 – 2000)

18. Валентин Филатьев (1930 – 1990)

19. Евгений Хрунов (1933 – 2000)

20. Георгий Шонин (1935 – 1997)

Во время полета

Отряд космонавтов начал терять людей еще до первого полета в космос, который совершил 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин.

23 марта от пожара в сурдобарокамере, заполненной кислородом, погиб Валентин Бондаренко. Роковым образом вспыхнула ватка, намоченная спиртом, попавшая на раскаленную спираль. Что, несомненно, является непростительным просчетом разработчиков аппаратуры и специалистов, проводивших эксперимент.

Остальные случаи выбывания не столь трагичны, но и они демонстрируют то, сколь труден был путь, избранный первыми советскими космонавтами.

В марте 1961 года во время тренировки Валентин Варламов повредил шейные позвонки. И был отчислен из отряда. Был при этом переведен работать инструктором в Звездном городке. Жизнь его оборвалась трагически в 1980 году – во время ремонта квартиры - он упал и ударился виском о кровать.

Вторым покинул отряд за неделю до полета Гагарина Анатолий Карташов. После тренировки на центрифуге у него обнаружились кровоподтеки, что оказалось достаточным для выбраковки.

Через 8 лет списали Дмитрия Заикина, у которого была обнаружена язва желудка.

Помимо отчислений по состоянию здоровья, были и дисциплинарные. Поскольку жизнь в отряде мало чем отличалась от содержания в комфортабельной тюрьме. В 1962 году за «самоволку» был изгнан из космонавтов Марс Рафиков. Год спустя Иван Аникеев, Григорий Нелюбов и Валентин Филатьев, будучи нетрезвыми, изрядно поконфликтовали с военным патрулем в подмосковном Калининграде (ныне – Королёв).

Остальные 12 человек в космос слетали. Причем, некоторых из них хватило не на одну первую космическую программу «Восток», но и еще на две – «Восход» и «Союз», которые растянулись во времени на долгие годы. Самым «космическим долгожителем» из первого отряда стал Валерий Горбатко. Он совершил три полета. Третий – на корабле «Союз-37» в 1980 году. Когда многих из тех, с кем он начинал, не было уже в живых.

Статистика по числу полетов распределилась таким образом.

1 полет – 5 человек: Гагарин, Титов, Беляев, Хрунов, Шонин.

2 полета – 5 человек: Николаев, Попович, Комаров, Леонов, Волынов.

3 полета – 2 человека: Быковский, Горбатко.

Второй полет Владимира Комарова 24 апреля 1967 года на «Союзе-1» закончился трагически. Во время посадки не сработал основной парашют спускаемого модуля, и корабль разбился в момент приземления.

Но потерей могло быть значительно больше. Потому что вероятность того, что полет Гагарина завершится благополучно, не превышала 50%. О чем, например, свидетельствует статистика полетов в космос собак, которая в СССР замалчивалась. Выжила лишь половина. Но, несмотря на это, Гагарина запустили. В спешном порядке. Поскольку опасались того, что американцы опередят Советский Союз.

Один виток вокруг Земли был для Гагарина жесточайшим испытанием. Легко пережив стартовые перегрузки и период невесомости, он был на волосок от смерти при снижении траектории. При входе в атмосферу теплоизоляция корабля обгорала неравномерно. Что привело к сильному и неравномерному вращению корабля. Возникли громадные перегрузки. После того, как Гагарин катапультировался на высоте 20 километров, где температура была минус 60, примерз клапан редуктора, подававшего кислород в скафандр из баллона. Гагарин начал задыхаться. Потерял сознание. К счастью, через некоторое время редуктор заработал, и это спасло первого космонавта от смерти.

Перед следующими запусками в конструкцию скафандра внесли необходимые коррективы. И при следующих запусках «Востоков» риск уменьшился. Но полностью не исчез.

Что заставляло этих людей не только переносить громадные нагрузки, находясь в отряде, но и рисковать жизнью в полете?

В процессе отбора определялась мотивация каждого из них. В характеристиках, естественно, как было принято в те времена, было записано что-то про «любовь к Родине» и «стремление принести максимально возможную пользу отчизне». И, надо сказать, это был не совсем пустой звук, хоть и сформулированный карикатурно-шаблонно. Несомненно, они не были лишены патриотических настроений.

Еще одна мотивация исходила из их профессиональной принадлежности. Поскольку пилоты военной реактивной авиации, как теперь принято говорить, без адреналина не мыслили своего существования.

Сюда следует добавить и еще одно обстоятельство: первые космонавты были национальными героями. Ну, а Гагарин, так и вообще – был идолом международного уровня.

Была и материальная составляющая. Гагарин получил за свой полет 15 тыс. рублей. На эти деньги тогда можно было купить три лучших советских машины – «Волги». После него начали выплачивать за полет по 5-10 тыс. в зависимости от продолжительности и иных обстоятельств. Плюс высокая зарплата на земле – со всяческими премиальными, пайковыми, «звездочными» и прочими надбавками выходило около тысячи. То есть в 9 раз больше, чем у инженера, и в три – чем у академика.

Сюда следует прибавить ключи от квартиры в Звездном городке или в Москве в районе ВДНХ. А также «Волгу» за полет в космос. И звезду Героя Советского Союза, которая предполагает множество разнообразных льгот.

Совсем иная ситуация сейчас, когда космонавтика перестала быть приоритетным направлением. Сегодня космонавт за полет получает $800 в день. Вернувшись из трехмесячного полета, он не может купить себе квартиру. А ведь таких полетов за его активный период может быть не более трех. На земле же зарплата в зависимости от выслуги и прочих факторов лежит в пределах от 60 тыс. до 100 тыс. рублей. Тут уж о квартире говорить и вовсе нелепо. Если же соотнести это со средней зарплатой в аппарате правительства, которая составляет 241 тыс. руб., то это и вовсе унизительно.

После приземления

В 60-е годы ушли из жизни еще три человека, включенные в первый отряд космонавтов. Один очень громко – Юрий Гагарин, в 1968 году. Это была общенациональная трагедия, поскольку он был не просто гордостью страны, но всеобщим любимцем.

Два – тихо. В 1966 году – Григорий Нелюбов. После отчисления из отряда он продолжил службу в ВВС. Будучи нетрезвым, попал под поезд. В 1970 году ушел Павел Беляев. Он умер во время операции перитонита.

Всем им не было и сорока лет.

В 1980 году, не дожив до пятидесяти, умер Валентин Варламов.

В 1992 году умер от рака отчисленный из отряда Иван Аникеев – в возрасте 59 лет. После отряда он служил в ВВС. В том же возрасте умер от сердечной недостаточности его «сотоварищ» по отчислению Валентин Филатьев - в 1990 году.

После ухода из отряда космонавтов в связи с достижением предельного возраста или по иным причинам судьбы у первых космонавтов складывались по-разному. Вполне благополучен был Георгий Шонин, доживший до 61 года. На Украине он командовал воздушной армией Одесского округа, затем стал заместителем командующего округом. И три последних года был начальником НИИ авиационной и космической техники МО СССР.

Герман Титов стал доктором военных наук. Работал на видных постах в Министерстве обороны СССР, имеющих непосредственное отношение к космонавтике. Был президентом Федерации космонавтики РФ. Заседал в государственной думе. Скончался в 2000 году от сердечного приступа в возрасте 65 лет.

Андриян Николаев был вполне успешен в советское время, получив Госпремию и заседая в Верховном совете СССР. Но в РФ занимал более скромные позиции – был в аппарате мандатной комиссии Госдумы. Умер в возрасте 74 лет от сердечного приступа.

Павел Попович, будучи генерал-майором запаса, до 2009 года работал в Москве председателем совета директоров Государственного института земельно-кадастровых съёмок. Умер в возрасте 78 лет от инсульта.

Евгений Хрунов работал старшим научным сотрудником в НИИ авиационной и космической техники МО СССР, которым руководил Шонин. Затем стал директором московского представительства межхозяйственного объединения «Содружество». Далее – президент научно-производственной ассоциации «К.Э.М.Т.». Умер в возрасте 66 лет.

Как видим, могучее здоровье в молодости не является залогом долголетия. Особенно, если организм подвергается большим нагрузкам, как физическим, так и психическим.

Вот как прокомментировал эту ситуацию 10 лет назад космонавт Геннадий Стрекалов:

«За последние 5 лет мы похоронили 12 космонавтов, некоторые не дожили даже до 60 лет, а ведь нас отбирали с пятикратным запасом здоровья. Стрессы - это понятно, а действие радиации, невесомости? Значит, космическая медицина что-то от нас скрывает. Мы сейчас ставим вопрос о специфических профзаболеваниях космонавтов. Врачи бегают вокруг космонавта только во время подготовки к полету и месяца послеполетной реабилитации, дальше он забыт. А ведь даже с научной точки зрения очень интересно проследить на живых людях последствия полетов в космос, пронаблюдать за их здоровьем, все это зарегистрировать».

Из 20 пионеров космоса живы сейчас четверо.

Валерий Быковский до 1991 года работал директором Дома советской культуры и науки в Берлине. Сейчас тихо живет на пенсии.

Борис Волынов после ухода из отряда длительное время работал в Центре подготовки космонавтов. Сейчас на пенсии.

Виктор Горбатко был депутатом Верховного совета СССР. В 90-е годы стал президентом Союза филателистов России.

Наиболее преуспел в жизни «на гражданке» Алексей Леонов. Человек он медийный, все время на слуху и на виду. Длительное время работал заместителем директора Центра подготовки космонавтов. Выставлял картины с космическими сюжетами. Раздавал интервью, выступал в роли эксперта. В современной России был директором космической программы фирмы «Чатек». Сейчас – советник председателя совета директоров «Альфа-банка».

В заключение необходимо сказать вот еще что. Пускаясь на дебют, эти молодые, красивые и отважные парни представить себе не могли, что существует еще одна мотивация их выбора. И она сработала в полной мере. Все они навечно вписали свои имена в историю страны.

На снимке: Москва. Космонавты Юрий Гагарин и Павел Попович во время учебы в академии им.Жуковского, 1965 год.

30 июня 1971 года при возвращении на Землю погиб экипаж советского космического корабля «Союз-11»

Черная полоса

Советская пилотируемая космическая программа, начинавшаяся с триумфов, во второй половине 1960-х начала давать сбои. Уязвленные неудачами американцы бросили на соперничество с русскими огромные ресурсы и стали опережать Советский Союз.
В январе 1966 года не стало Сергея Королева, человека, который был главным мотором советской космической программы. В апреле 1967 года во время испытательного полета нового корабля «Союз» погиб космонавт Владимир Комаров. 27 марта 1968 года при выполнении тренировочного полета на самолете погиб первый космонавт Земли Юрий Гагарин. Последний проект Сергея Королева, лунная ракета Н-1, на испытаниях терпела одну неудачу за другой.
Космонавты, задействованные в пилотируемой «лунной программе», писали письма в ЦК КПСС с просьбой разрешить им полет под свою ответственность, невзирая на высокую вероятность катастрофы. Однако политическое руководство страны так рисковать не захотело. Первыми на Луне высадились американцы, а советская «лунная программа» была свернута.
Участники несостоявшегося покорения Луны были переведены на другой проект – полет на первую мире обитаемую орбитальную станцию. Пилотируемая лаборатория на орбите должна была позволить Советскому Союзу хотя бы частично компенсировать поражение на Луне.
Ракета Н-1

Экипажи для «Салюта»

Примерно за четыре месяца, что первая станция могла проработать на орбите, планировалось отправить на нее три экспедиции. В состав экипажа номер один вошли Георгий Шонин, Алексей Елисеев и Николай Рукавишников, второй экипаж составили Алексей Леонов, Валерий Кубасов, Петр Колодин, экипаж номер три - Владимир Шаталов, Владислав Волков, Виктор Пацаев. Был и четвертый, резервный экипаж, в составе Георгия Добровольского, Виталия Севастьянова и Анатолия Воронова.
У командира экипажа номер четыре Георгия Добровольского, казалось, шансов попасть на первую станцию, получившую название «Салют», не было никаких. Но у судьбы на сей счет было иное мнение.
Георгий Шонин грубо нарушил режим, и главный куратор отряда советских космонавтов генерал Николай Каманин отстранил его от дальнейшей подготовки. На место Шонина перевели Владимира Шаталова, его самого сменил Георгий Добровольский, а в четвертый экипаж ввели Алексея Губарева.
19 апреля орбитальную станцию «Салют» вывели на околоземную орбиту. Через пять дней корабль «Союз-10» оправился к станции с экипажем в составе Шаталова, Елисееева и Рукавишникова. Стыковка со станцией, однако, прошла в нештатном режиме. Перейти на «Салют» экипаж не мог, отстыковаться тоже. В крайнем случае можно было отстыковаться, подорвав пиропатроны, но тогда на станцию уже не смог бы попасть ни один экипаж. С большим трудом удалось найти способ увести корабль от станции, сохранив стыковочный узел неизуродованным.
«Союз-10» благополучно вернулся на Землю, после чего инженеры стали спешно дорабатывать стыковочные агрегаты «Союза-11».,
Станция "Салют"

Вынужденная замена

Новую попытку покорить «Салют» должен был предпринять экипаж в составе Алексея Леонова, Валерия Кубасова и Петра Колодина. Старт их экспедиции был назначен на 6 июня 1971 года.
На проводах на Байконур тарелка, которую на счастье бросил на землю Леонов, не разбилась. Неловкость замяли, но нехорошие предчувствия остались.
По традиции, на космодром летели два экипажа – основной и дублирующий. Дублерами были Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев.
Это была формальность, поскольку до того момента замен в последний момент никто не проводил.
Но за три дня до старта у Валерия Кубасова врачи нашли затемнение в легких, которое они посчитали начальной стадией туберкулеза. Вердикт был категоричным – в полет отправиться не может.
Государственная комиссия решала: что делать? Командир основного экипажа Алексей Леонов настаивал – если не может лететь Кубасов, то нужно заменить его на бортинженера дублера Владислава Волкова.
Большинство специалистов, однако, полагало: в таких условиях нужно заменять весь экипаж. Против частичной замены выступил и экипаж дублеров. Генерал Каманин в своих дневниках писал, что обстановка накалилась не на шутку. На традиционный предполетный митинг обычно отправлялись два экипажа. После того, как комиссия утвердила замену, и основным стал экипаж Добровольского, Валерий Кубасов заявил, что на митинг не поедет: « Я же не лечу, что мне там делать?» На митинге Кубасов все же появился, но напряжение витало в воздухе.
«Союз-11» на стартовой площадке

«Если это совместимость, то тоже что же такое несовместимость?»

Журналист Ярослав Голованов, много писавший на космическую тему, так вспоминал о том, что творилось в эти дни на Байконуре: «Леонов рвал и метал... бедный Валерий (Кубасов) вообще ничего не понимал: он чувствовал себя абсолютно здоровым... Ночью в гостиницу пришел Петя Колодин, хмельной и вовсе поникший. Он сказал мне: «Слава, пойми, я уже никогда не полечу в космос...». Колодин, кстати, не ошибся – в космос он так и не отправился.
6 июня 1971 года «Союз-11» с экипажем в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева успешно стартовал с Байконура. Корабль состыковался с «Салютом», космонавты перешли на борт станции, и экспедиция началась.
Сообщения в советской прессе были бравурными – все идет в соответствии с программой, экипаж чувствует себя хорошо. На деле все обстояло не так гладко. Уже после посадки, при изучении рабочих дневников экипажа нашли запись Добровольского: «Если это совместимость, то тоже что же такое несовместимость?»
Бортинженер Владислав Волков, имевший за плечами опыт космического полета, часто пытался брать инициативу на себя, что не слишком нравилось специалистам на Земле, да и коллегам по экипажу.
На 11-й день работы экспедиции на борту возник пожар, и стоял вопрос об экстренном покидании станции, но экипажу все-таки удалось справиться с ситуацией.
Генерал Каманин записал в своем дневнике: «В восемь утра Добровольский и Пацаев еще спали, на связь вышел Волков, который вчера, по докладу Быковского, нервничал больше всех и слишком много «якал» («Я решил...», «Я сделал...» и тому подобное). От имени Мишина ему было передано указание: «Все решает командир экипажа, выполняйте его распоряжения», на что Волков ответил: «Мы все решаем экипажем. Мы сами разберемся, как нам быть».
Советские космонавты (слева направо) Владислав Волков, Георгий Добровольский и Виктор Пацаев на космодроме Байконур.

«Связь заканчивается. Счастливо!»

Несмотря на все трудности, на сложную обстановку, экипаж «Союза-11» полностью выполнил программу полета. 29 июня космонавты должны были расстыковаться с «Салютом» и вернуться на Землю.
После возвращения «Союза-11» на станцию должна была отправиться следующая экспедиция, чтобы закрепить достигнутые успехи и продолжить эксперименты.
Но перед расстыковкой с «Салютом» возникла новая проблема. Экипажу надо было закрыть переходный люк в спускаемом аппарате. Но транспарант "Люк открыт" на панели пульта управления продолжал светиться. Несколько попыток открыть и закрыть люк ничего не дали. Космонавты находились в сильном напряжении. Земля посоветовала подложить кусочек изоляции под концевой выключатель датчика. Так неоднократно поступали во время испытаний. Люк вновь закрыли. К радости экипажа, транспарант погас. Сбросили давление в бытовом отсеке. По показаниям приборов убедились, что воздух из спускаемого аппарата не выходит и его герметичность в норме. После этого «Союз-11» успешно отстыковался от станции.
В 0:16 30 июня на связь с экипажем вышел генерал Каманин, сообщив условия посадки, и закончив фразой: «До скорой встречи на Земле!»
«Вас понял, условия посадки отличные. На борту все в порядке, самочувствие экипажа отличное. Благодарим за заботу и добрые пожелания», - ответил с орбиты Георгий Добровольский.
Вот запись последних переговоров Земли с экипажем «Союза-11»:
«Заря» (Центр управления полетами): Как идет ориентация?
«Янтарь-2» (Владислав Волков): Мы увидели Землю, увидели!
«Заря»: Хорошо, не торопись.
«Янтарь-2»: «Заря», я «Янтарь-2». Начали ориентацию. Справа висит дождь.
«Янтарь-2»: Здорово летит, красиво!
«Янтарь-3» (Виктор Пацаев): «Заря», я - третий. У меня виден горизонт по нижнему срезу иллюминатора.
«Заря»: «Янтарь», еще раз напоминаю ориентацию - ноль - сто восемьдесят градусов.
«Янтарь-2»: Ноль - сто восемьдесят градусов.
«Заря»: Правильно поняли.
«Янтарь-2»: Горит транспарант «Спуск».
«Заря»: Пусть горит. Все отлично. Правильно горит. Связь заканчивается. Счастливо!»

«Исход полета самый тяжелый»

В 1:35 по московскому времени после ориентации «Союза» была включена тормозная двигательная установка. Отработав расчетное время и потеряв скорость, корабль начал сходить с орбиты.
Во время прохождения плотных слоев атмосферы связи с экипажем нет, она должна появиться вновь после раскрытия парашюта спускаемого аппарата, за счет антенны на стропе парашюта.
В 2:05 с командного пункта ВВС поступил доклад: «Экипажи самолета Ил-14 и вертолета Ми-8 видят корабль «Союз-11», спускающийся на парашюте». В 2:17 спускаемый аппарат приземлился. Практически одновременно с ним сели четыре вертолета группы поиска.
Врач Анатолий Лебедев, входивший в поисковую группу, вспоминал, что его смутило молчание экипажа в радиоэфире. Вертолетчики вели активный радиообмен в тот момент, пока спускаемый аппарат садился, а космонавты не выходили в эфир. Но это списали на отказ антенны.
«Мы сели вслед за кораблем, метрах в пятидесяти - ста. Как бывает в таких случаях? Открываешь люк спускаемого аппарата, оттуда - голоса экипажа. А тут - хруст окалины, стук металла, стрекот вертолетов и… тишина из корабля», - вспоминал медик.
Когда экипаж достали из спускаемого аппарата, врачи не могли понять, что произошло. Казалось, что космонавты просто потеряли сознание. Но при беглом осмотре стало ясно, что все гораздо серьезнее. Шесть врачей приступили к проведению искусственного дыхания, непрямого массажа сердца.
Шли минуты, командир группы поиска генерал Горегляд требовал от врачей ответа, но те продолжали попытки вернуть экипаж к жизни. Наконец, Лебедев ответил: «Передайте, что экипаж приземлился без признаков жизни». Эта формулировка вошла во все официальные документы.
Врачи продолжали реанимационные мероприятия до появления абсолютных признаков смерти. Но их отчаянные усилия ничего не могли изменить.
В Центр управления полетами сначала доложили, что «исход космического полета самый тяжелый». А затем, отказавшись уже от какой-то конспирации, сообщили: «Весь экипаж погиб».

Разгерметизация

Это было страшное потрясение для всей страны. На прощании в Москве товарищи погибших по отряду космонавтов плакали и говорили: «Теперь мы уже хороним целыми экипажами!» Казалось, что советская космическая программа окончательно провалилась.
Специалистам, однако, даже в такой момент нужно было работать. Что произошло в те минуты, когда с космонавтами не было связи? Что погубило экипаж «Союза-11»?
Слово «разгерметизация» прозвучало практически сразу. Вспомнили о нештатной ситуации с люком и провели проверку на герметичность. Но ее результаты показали – люк надежен, он тут ни при чем.
Но дело действительно было в разгерметизации. Анализ записей автономного регистратора бортовых измерений «Мир», своеобразного «черного ящика» космического аппарата показал: с момента разделения отсеков на высоте более 150 км давление в спускаемом аппарате стало резко снижаться, и в течение 115 секунд упало до 50 миллиметров ртутного столба.
Эти показатели указывали на разрушение одного из вентиляционных клапанов, который предусмотрен на тот случай, если корабль совершит посадку на воду или приземлится люком вниз. Запас ресурсов системы жизнеобеспечения ограничен, и, чтобы космонавты не испытывали нехватки кислорода, клапан «соединял» корабль с атмосферой. Он должен был сработать при посадке в штатном режиме только на высоте 4 км, но это произошло на высоте 150 км, в вакууме.
Судебно-медицинская экспертиза показала у членов экипажа следы кровоизлияния в мозг, кровь в легких, повреждения барабанных перепонок и выделение азота из крови.
Из доклада медицинской службы: «Через 50 секунд после разделения у Пацаева частота дыхания 42 в минуту, что характерно для острого кислородного голодания. У Добровольского пульс быстро падает, дыхание к этому времени прекращается. Это начальный период смерти. На 110-й секунде после разделения у всех троих не фиксируется ни пульс, ни дыхание. Считаем, что смерть наступила через 120 секунд после разделения».

Экипаж боролся до конца, но шансов на спасение не имел

Дыра в клапане, через которую выходил воздух, была не более 20 мм, и, как заявили некоторые инженеры, ее можно было «просто заткнуть пальцем». Однако практически этот совет был невыполним. Сразу после разгерметизации в кабине образовался туман, звучал страшный свист выходящего воздуха. Всего через несколько секунд у космонавтов из-за острой декомпрессионной болезни начались страшные боли по всему телу, а затем они оказались в полной тишине из-за лопнувших барабанных перепонок.
Но Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев боролись до конца. В кабине «Союза-11» были выключены все передатчики и приемники. Плечевые ремни у всех троих членов экипажа были отстегнуты, а ремни Добровольского перепутаны и застегнут только верхний поясной замок. По этим признакам была восстановлена примерная картина последних секунд жизни космонавтов. Чтобы определить место, где произошла разгерметизация, Пацаев и Волков отстегнули ремни и отключили радиоаппарату. Добровольский, возможно, успел проверить люк, с которым были проблемы при расстыковке. Судя по всему, экипаж успел понять, что проблема в вентиляционном клапане. Заткнуть дыру пальцем возможности не было, но была возможность перекрыть аварийный клапан ручным приводом, при помощи вентиля. Эта система была сделана на случай посадки на воду, для предотвращения затопления спускаемого аппарата.
На Земле Алексей Леонов и Николай Рукавишников участвовали в эксперименте, пытаясь установить, сколько времени требуется на то, чтобы закрыть вентиль. Космонавтам, знавшим, откуда придет беда, готовым к этому и не находящимся в условиях реальной опасности, требовалось значительно больше времени, чем было у экипажа «Союза-11». Медики считают, что сознание в таких условиях стало гаснуть примерно через 20 секунд. Тем не менее, спасительный вентиль был частично закрыт. Кто-то из экипажа начал вращать его, но потерял сознание.

После «Союза-11» космонавтов вновь одели в скафандры

Причиной нештатного открывания клапана сочли брак при изготовлении данной системы. К делу подключилось даже КГБ, усмотрев возможную диверсию. Но никаких диверсантов не нашли, и к тому же на Земле не удалось опытным путем повторить ситуацию нештатного открывания клапана. В итоге эту версию оставили окончательной ввиду отсутствия более достоверной.
Космонавтов могли спасти скафандры, но по личному указанию Сергея Королева их использование было прекращено, начиная с «Восхода-1», когда это было сделано для экономии места в кабине. После катастрофы «Союза-11» между военными и инженерами развернулась полемика – первые настаивали на возвращении скафандров, а вторые утверждали, что данное ЧП является исключительным случаем, в то время как введение скафандров резко сократит возможности для доставки полезного груза и увеличения числа членов экипажа.
Победа в дискуссии осталась за военными, и, начиная с полета «Союза-12», отечественные космонавты летают только в скафандрах.
Прах Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева захоронили в Кремлевской стене. Программа пилотируемых полетов на станцию «Салют-1» была свернута.
Следующий пилотируемый полет в СССР состоялся более чем через два года. Василий Лазарев и Олег Макаров на «Союзе-12» испытывали новые скафандры.
Неудачи конца 1960-х – начала 1970-х для советской космической программы все-таки не стали фатальными. К 1980-м годам программа исследования космоса при помощи орбитальных станций снова вывела Советский Союз в мировые лидеры. Во время полетов случались нештатные ситуации и серьезные аварии, но люди и техника оказывались на высоте. С 30 июня 1971 года катастроф с человеческими жертвами в отечественной космонавтике не было.

P.S. Диагноз «туберкулез», поставленный космонавту Валерию Кубасову, оказался ошибочным. Затемнение в легких было реакцией на цветение растений, и вскоре исчезло. Кубасов вместе с Алексеем Леоновым участвовал в совместном полете с американскими астронавтами по программе «Союз-Аполлон», а также в полете с первым венгерским космонавтом Берталаном Фаркашем.


Теплый июньский день 1971-го года. Спускаемый аппарат корабля «Союз 11» совершил запланированную посадку. В центре управления полетами все зааплодировали, с нетерпением ожидая выхода экипажа в эфир. В тот момент никто еще не подозревал, что советскую космонавтику скоро потрясет самая крупная трагедия за всю ее историю.

Долгая подготовка к полету

В период с 1957 по 1975 годы между СССР и США было напряженное соперничество в области освоения космоса. После трех неудачных запусков ракеты Н-1 стало ясно: Советский Союз проиграл американцам в лунной гонке. Работы в этом направлении без лишнего шума прикрыли, сконцентрировавшись на строительстве орбитальных станций.


Первую ОКС «Салют» успешно вывели на орбиту зимой 1971 года. Следующая цель делилась на четыре этапа: подготовить экипаж, отправить его на станцию, успешно состыковаться с ней и потом несколько недель проводить ряд исследований в открытом космосе.

Стыковка первого корабля «Союз 10» прошла неудачно из-за неисправностей в стыковочном узле. Тем не менее космонавтам удалось вернуться на Землю, а их задача легла на плечи следующего экипажа.

Его командир - Алексей Леонов, каждый день бывал в конструкторском бюро и с нетерпением ждал запуска. Однако судьба распорядилась иначе. За трое суток до полета у бортинженера Валерия Кубасова врачи обнаружили странное пятно на снимке легких. Для уточнения диагноза времени не оставалось, и нужно было срочно искать замену.


Вопрос о том, кто теперь полетит в космос, решался во властных кругах.Госкомиссия сделала свой выбор в самый последний момент, лишь за 11 часов до старта. Ее решение было крайне неожиданным: экипаж меняли полностью, и теперь в космос отправлялись Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев.

Жизнь на «Салюте-1»: что ждало космонавтов на ОКС «Салют»


Запуск «Союза 11» прошел 6 июня 1971 г. с космодрома Байконур. В то время пилоты отправлялись в космос в обычных летных костюмах, потому что конструкция корабля не предполагала использование скафандров. При любой утечке кислорода экипаж был обречен.

На следующий день после старта наступил сложный этап стыковки. Утром 7 июня на пульте включилась программа, отвечающая за сближение со станцией «Салют». Когда до нее осталось не более 100 метров, экипаж перешел на ручное управление кораблем и через час успешно состыковался с ОКС.


"Экипаж Союз-11.

После этого начался новый этап освоения космоса – теперь на орбите была полноценная научная станция. Добровольский передал новости об успешной стыковке на Землю, и его команда приступила к расконсервации помещений.

График космонавтов был детально расписан. Каждый день они проводили исследования и медико-биологические эксперименты. Регулярно выполнялись телевизионные репортажи с Землей прямо с борта станции.


26 июня (т.е. ровно через 20 суток) экипаж «Союза 11» стал новым рекордсменом по дальности полета и длительности пребывания в космосе. До окончания их миссии осталось 4 дня. Связь с Центром управления была устойчивой, и ничего не предвещало беды.

Путь домой и трагическая гибель экипажа

29 июня пришел приказ о завершении миссии. Экипаж перенес все записи исследований на борт «Союза 11» и занял свои места. Расстыковка прошла успешно, о чем Добровольский сообщил в Центр управления. Настроение у всех было приподнятое. Владислав Волков даже пошутил в эфире: «До встречи на Земле, и готовьте коньяк».

После отсоединения полет проходил по плану. Своевременно запустилась тормозная установка, а спускаемый аппарат отделился от основного отсека. После этого связь с экипажем прекратилась.


Тех, кто ожидал космонавтов на Земле, это не особо встревожило. Когда корабль входит в атмосферу, по его обшивке прокатывается волна плазмы и антенны связи обгорают. Всего лишь штатная ситуация, связь скоро должна возобновится.

Парашют раскрылся строго по графику, но «Янтари» (это позывной экипажа) до сих пор молчали. Тишина в эфире начала напрягать. После приземления спускового аппарата к нему практически сразу подбежали спасатели и врачи. На стук по обшивке не последовало никакой реакции, поэтому люк пришлось открывать в аварийном режиме.


Перед глазами предстала ужасная картина: Добровольский, Пацаев и Волков сидели мертвыми в своих креслах. Трагедия потрясла всех своей необъяснимостью. Ведь посадка прошла по плану, и еще недавно космонавты выходили на связь. Смерть произошла от почти мгновенной утечки воздуха. Однако, что ее вызвало, пока было не известно.

Специальная комиссия буквально по секундам восстановила, что на самом деле произошло. Оказалось, что во время посадки экипаж обнаружил утечку воздуха через вентиляционный клапан над местом командира.

Времени, чтобы закрыть его у них не осталось: для этого требовалось 55 секунд здоровому человеку, а скафандров и даже кислородных масок в экипировке не было предусмотрено.


Медицинская комиссия нашла у всех погибших следы мозгового кровоизлияния и повреждения барабанных перепонок. Растворенный в крови воздух буквально вскипел и закупорил сосуды, даже попав в камеры сердца.


Для поиска технической неисправности, вызвавшей разгерметизацию клапана, комиссия провела более 1000 экспериментов с привлечением завода-изготовителя. Параллельно КГБ отрабатывало вариант сознательного вредительства.

Однако ни одна из этих версий не нашла подтверждения. Свою роль здесь сыграла элементарная халатность на производстве. Проверяя состояние «Союза», выяснилось: многие гайки просто не были закручены нужным образом, что и привело к отказу клапана.


На следующий день после трагедии все газеты СССР вышли с черными траурными рамками, а любые космические полеты были прекращены на 28 месяцев. Теперь в обязательной экипировке космонавтов предусматривалась скафандры, но ценой этому стали жизни трех летчиков, так и не увидевших яркого летнего солнца на родной Земле.