Горячая линия примирения с богом

  • 23.09.2019

На телефоне доверия 8-800-100-0191 с недавних пор дежурят более 20 московских священников. По замыслу служба призвана помочь онкобольным и их родственникам, однако у людей часто возникает потребность поговорить не только о своей болезни, но вообще — о смысле страданий и житейских неурядиц, а значит, о вере и Боге. Спустя четыре года после создания горячей линии «СО-действие» психологи позвали на помощь священников: трудно было поддерживать диалоги о духовной жизни. Тем более что сегодня по телефону доверия звонят не только пациенты онкоклиник и их близкие, но и люди с самыми разными проблемами.

Священник Игорь Палкин, один из добровольцев «Телефона доверия», рассказал «Известиям», что на него чаще всего переключают звонки от людей невоцерковленных и мало знакомых с православием. Прежде чем соединить абонента со священником,диспетчер выясняет, кто звонит и откуда. Обращаются жители разных городов — Иркутска, Ульяновска, Воронежа (кстати, в Воронежской епархии есть местный телефон доверия, по которому отвечают священники).

Например, дочь умершей женщины спрашивает:мама была верующей, ходила в храм, молилась о выздоровлении — почему она все равно умерла? Священник постарается объяснить, что православные верят: каждого Бог призывает в лучшее для человека время, а однажды перешагнуть этот порог придется каждому. Главное для священника — не оттолкнуть позвонившего человека лишней назидательностью или неловким словом.

Недавно отец Игорь Палкин разговаривал с 12-летним мальчиком, и тот обмолвился, что недавно приехал к маме из интерната.

— А как ты попал в интернат?

— Мама болела, а ее муж забрал к себе только моего брата,потому что у меня другой отец. Бабушка лишена родительских прав, поэтому меня отправили в интернат, — объяснил мальчик.

«В этих двух фразах — целая жизнь, — говорит священник. — Мы разговаривали 40 минут».

Мама мальчика проходит непростое лечение, и он решил позвонить священнику, чтобы узнать, как молиться, чтобы она не умерла. Но сразу начинать с такого серьезного вопроса трудно, и сначала паренек спросил, знает ли священник что-то о его родном городе — Ульяновске.

— Да, — ответил батюшка, — у тебя в городе сделали мою машину — уазик.

— А я думал, что у священников всего много и они на таких не ездят, — удивился мальчик.

— А у меня и правда всего много, например детей пятеро, —утешил его священник.

Активно пользуются телефоном доверия в Воронеже. Иногда в день бывает несколько десятков звонков. К священникам обращаются за советом, а иногда даже просят финансовой помощи. Звонят и образованные люди, и старики, и подростки. Например, одна женщина сделала успешную карьеру, но упустила сына, рассказал «Известиям» протоиерей Петр Петров из Воронежа. Подросток стал наркоманом, и мать уже безуспешно обращалась ко всем врачам и даже колдунам,пока не позвонила священнику. Вместе с церковью ей удалось «снять сына с иглы».

В Санкт-Петербурге можно поговорить со священником по телефону доверия, действующему в православном центре «Жизнь». Основные клиенты центра — беременные женщины, попавшие в кризисную ситуацию и задумавшиеся об аборте. Здесь телефонный звонок становится лишь первым контактом, а затем будущей матери могут оказать самую разную помощь — и психологическую, и материальную, лишь бы она сохранила ребенка. Помогают всем женщинам, вне зависимости от их религиозной принадлежности.

В Иванове телефон доверия работает при монастыре. Можно задавать вопросы, в том числе, о проблемах ВИЧ и СПИДа. В Казани говорят, что не реже православных священникам звонят мусульмане и атеисты.

Что касается звонков муфтиям, телефон доверия для мусульманок заработал в Москве три года назад, но просуществовал всего несколько месяцев. Как сказала «Известиям» Галина, модератор женского мусульманского форума, но работу горячей линии попросту нет денег. Но как только они появятся, будет востребован не один телефон, а целый консультационный центр. В мае нынешнего года было объявлено о начале работы мусульманского телефона доверия в Северной Осетии - Алании, однако сегодня указанный номер также недоступен.

На телефоне доверия 8-800-100-0191 с недавних пор дежурят более 20 московских священников. По замыслу служба призвана помочь онкобольным и их родственникам, однако у людей часто возникает потребность поговорить не только о своей болезни, но вообще - о смысле страданий и житейских неурядиц, а значит, о вере и Боге. Спустя четыре года после создания горячей линии «СО-действие» психологи позвали на помощь священников: трудно было поддерживать диалоги о духовной жизни. Тем более что сегодня по телефону доверия звонят не только пациенты онкоклиник и их близкие, но и люди с самыми разными проблемами.

Священник Игорь Палкин, один из добровольцев «Телефона доверия», рассказал «Известиям», что на него чаще всего переключают звонки от людей невоцерковленных и мало знакомых с православием. Прежде чем соединить абонента со священником, диспетчер выясняет, кто звонит и откуда. Обращаются жители разных городов - Иркутска, Ульяновска, Воронежа (кстати, в Воронежской епархии есть местный телефон доверия, по которому отвечают священники).

Например, дочь умершей женщины спрашивает: мама была верующей, ходила в храм, молилась о выздоровлении - почему она все равно умерла? Священник постарается объяснить, что православные верят: каждого Бог призывает в лучшее для человека время, а однажды перешагнуть этот порог придется каждому. Главное для священника - не оттолкнуть позвонившего человека лишней назидательностью или неловким словом.

Недавно отец Игорь Палкин разговаривал с 12-летним мальчиком, и тот обмолвился, что недавно приехал к маме из интерната.

А как ты попал в интернат?

Мама болела, а ее муж забрал к себе только моего брата, потому что у меня другой отец. Бабушка лишена родительских прав, поэтому меня отправили в интернат, - объяснил мальчик.

«В этих двух фразах - целая жизнь, - говорит священник. - Мы разговаривали 40 минут».

Мама мальчика проходит непростое лечение, и он решил позвонить священнику, чтобы узнать, как молиться, чтобы она не умерла. Но сразу начинать с такого серьезного вопроса трудно, и сначала паренек спросил, знает ли священник что-то о его родном городе - Ульяновске.

Да, - ответил батюшка, - у тебя в городе сделали мою машину - уазик.

А я думал, что у священников всего много и они на таких не ездят, - удивился мальчик.

А у меня и правда всего много, например детей пятеро, - утешил его священник.

Активно пользуются телефоном доверия в Воронеже. Иногда в день бывает несколько десятков звонков. К священникам обращаются за советом, а иногда даже просят финансовой помощи. Звонят и образованные люди, и старики, и подростки. Например, одна женщина сделала успешную карьеру, но упустила сына, рассказал «Известиям» протоиерей Петр Петров из Воронежа. Подросток стал наркоманом, и мать уже безуспешно обращалась ко всем врачам и даже колдунам, пока не позвонила священнику. Вместе с церковью ей удалось «снять сына с иглы».

В Санкт-Петербурге можно поговорить со священником по телефону доверия, действующему в православном центре «Жизнь». Основные клиенты центра - беременные женщины, попавшие в кризисную ситуацию и задумавшиеся об аборте. Здесь телефонный звонок становится лишь первым контактом, а затем будущей матери могут оказать самую разную помощь - и психологическую, и материальную, лишь бы она сохранила ребенка. Помогают всем женщинам, вне зависимости от их религиозной принадлежности.

В Иванове телефон доверия работает при монастыре. Можно задавать вопросы, в том числе, о проблемах ВИЧ и СПИДа. В Казани говорят, что не реже православных священникам звонят мусульмане и атеисты.

Что касается звонков муфтиям, телефон доверия для мусульманок заработал в Москве три года назад, но просуществовал всего несколько месяцев. Как сказала «Известиям» Галина, модератор женского мусульманского форума, но работу горячей линии попросту нет денег. Но как только они появятся, будет востребован не один телефон, а целый консультационный центр. В мае нынешнего года было объявлено о начале работы мусульманского телефона доверия в Северной Осетии – Алании, однако сегодня указанный номер также недоступен.

С 18 октября любой москвич сможет получить духовную помощь, задав вопросы священнослужителю по телефону справочной службы «Милосердие».

«У многих не церковных людей есть некий барьер в общении со священником, и они откладывают свой первый разговор или исповедь на годы, — говорит участник проекта протоиерей Андрей Близнюк. — Общение со священнослужителями по телефону — шаг навстречу таким людям. По телефону легче быть откровенным. Кроме того, на исповеди обычно нет времени поговорить „по душам“, а многие в начале своей духовной жизни нуждаются именно в такой доверительной беседе». С марта 2011 года отец Андрей вместе с группой священников-добровольцев дежурит на телефоне доверия для онкобольных, в среднем, каждый священник получает около двух звонков в неделю. За это время священники поняли две вещи: первое — их помощь востребована, и второе — они могут помогать и большему количеству людей. Так родилась идея организовать специальную православную «горячую линию», позвонить по которой сможет любой москвич.

Новая возможность в рамках справочной службы «Милосердия» появится с 18 октября. Сначала телефон планировалось сделать общероссийским, но потом было решено опробовать проект на городском уровне. «Мы разместим информацию о телефоне в центрах социальной адаптации, больницах, онкодиспансерах — во всех тех местах, где люди страдают и остаются одни, — говорит куратор проекта, руководитель направления Синодального отдела по благотворительности Полина Юферева. — Затем мы изучим входящие звонки и определим, в каком направлении развивать проект, кому мы больше всего нужны». Объявления о новом телефоне будут также размещены в ВУЗах — проект является не только социальным, но и миссионерским. Молодые и хорошо образованные священники (некоторые из них имеют по два-три высших образования) постараются ответить на вопросы о духовной жизни. 18 октября на телефоне начнут дежурить 28 священников и восемь диаконов, многие из них уже имеют опыт общения по телефону доверия с онкологическими больными. Все клирики прошли собеседование либо с председателем Синодального отдела по благотворительности епископом Пантелеимоном, либо с ответственным за окормление больниц в Комиссии по церковной социальной деятельности протоиереем Иоанном Емельяновым. Большинство из них также в рамках курсов МЧС прослушали лекции о психологии экстренных ситуаций. Кроме того, все священнослужители приняли участие в семинаре «Терапия выслушивания в острых ситуациях», который специально для них провели онкопсихологи проекта «CО-действие».

Специалисты Московской службы психологической помощи населению поддержали новую инициативу. «Мы разделяем душевную и духовную помощь, — говорит заместитель начальника отдела „Телефон неотложной психологической помощи 051“ Иннокентий Постников. — Мы не являемся специалистами в духовной помощи, и лично у меня, безусловно, иногда возникает такое чувство, что обсуждаемый предмет выходит за рамки моей компетенции». Тем не менее, психологи службы знают, что вера в Бога является «внутренним ресурсом», на который можно опереться при решении личностных проблем. «Если у верующего человека возникнут мысли о том, чтобы причинить себе вред, его оказывается легче развернуть в другую сторону, чем убежденного атеиста», — объясняет Иннокентий Постников. Поэтому, по его словам, если психологи-консультанты чувствуют, что человека можно направить на беседу к священнику, то они стараются этот ресурс использовать и предлагают человеку зайти в ближайший храм. Таких звонков оказывается около десяти процентов. Но дойдет ли человек до храма, найдется ли именно в этот день у священника время — неизвестно. Поэтому, как считает Иннокентий Постников, телефон, по которому священник ответит «здесь и сейчас», будет более чем востребован.

Телефон справочной службы «Милосердие» не будет выполнять функции «телефона доверия» в полном смысле этого слова. Во-первых, в силу технических особенностей многоканального номера звонок по телефону является платным — оператор городской связи тарифицирует его как звонок на мобильный. (В настоящий момент ведутся переговоры с провайдером о том, чтобы сделать телефон бесплатным). Во-вторых, звонящий попадает к священнику не сразу. Сначала трубку берет оператор справочной службы «Милосердие», который осуществляет предварительную фильтрацию вопросов. Так, на просьбы о материальной помощи и совершении треб, вопросы справочного характера, оператор отвечает самостоятельно, либо переключает звонящего на соответствующее подразделение службы «Милосердие».

Что такое телефон доверия, знают все. А для чего нужен православный телефон доверия? В некоторых епархиях есть и такие. Например, в Новосибирске. Служба духовной помощи открылась здесь год назад, но уже стала крайне востребованной – звонки на ее номер не прекращаются ни днем ни ночью. В чем смысл такой службы и почему она так популярна, разбирался корреспондент «НС».

Десять батюшек и один телефон

Полное название этой службы – епархиальная телефонная служба социальной помощи «Содействие». Идея ее создания в Новосибирске принадлежит архиепископу Новосибирскому и Бердскому Тихону.
– Сначала мы думали привлечь семинаристов. Но владыка сказал, что к такой работе можно допускать только опытных, грамотных священников, – рассказывает Наталья Пендюрина, координатор службы и сопредседатель местного «Общества книголюбов». В стенах этого общества и размещается «офис» телефона доверия.

В службе по очереди работают десять священников. На каждого приходится примерно по два дежурства в месяц. Ежедневно, кроме субботы и воскресенья, с 18.00 до 21.00 дежурный батюшка приходит в помещение «Общества книголюбов», садится за стол в отдельной комнате и отвечает на звонки.

– Чаще звонят, конечно, люди малоцерковные, – рассказывает духовник службы протоиерей Виталий Бочкарев. – Категории очень разные – и по возрасту, и по социальному положению. Звонят и люди, прикованные к постели. Для них большое утешение с батюшкой просто поговорить, не задавая никаких вопросов, и получить поддержку и слова утешения. Есть среди звонящих жители отдаленных деревень, где нет церквей. Ну и психически нездоровые люди тоже попадаются. И с ними тоже нужно разговаривать.
Бывают звонки издалека, из Москвы и Владивостока например. И даже из-за границы. Как правило, это те, кто родился и потом уехал из Новосибирска.

– Однажды нам позвонили из Испании, – говорит отец Виталий. – Это были родители одного парня, который здесь, в Новосибирске, попал в милицию. Они попросили нас помочь найти ему православного адвоката. У одного нашего диакона был такой среди его знакомых, и мы решили этот вопрос.

Откуда люди за много тысяч километров узнают про телефон? В основном через интернет. Местные же могут прочитать о нем в новосибирских СМИ. Газеты, радио и телевидение поддерживают службу и периодически размещают у себя бесплатные объявления о ее работе. Но главный способ распространения информации – «сарафанное радио»: человек позвонил, ему помогли, он рассказал об этом другим.

Для многих в силу разных причин удобнее анонимно обратиться к священнику, чем открыто общаться с ним в церкви. Поэтому главный принцип новосибирской службы, как и любого телефона доверия, – анонимность звонков. Люди на другом конце провода должны быть уверены, что могут задать любой вопрос не стесняясь и не боясь возможного осуждения.

– Мы не просим человека называть имя, – продолжает отец Виталий. – Представляемся мы. И далее начинается разговор. Иногда звонящий просит о нем помолиться. Тогда, конечно, мы записываем имя. Но инициатива в этом случае исходит от него.
Несерьезных вопросов не существует

Менее чем за год работы православного телефона доверия на него поступило более двух тысяч звонков. В основном это вопросы, касающиеся церковной жизни, на которые люди сами не могут найти ответ. Спрашивают часто о предстоящих церковных праздниках – как к ним готовиться. О порядке богослужения и формах венчания. Как крестить детей и кого можно брать крестными. Как убедить родственников, чтобы они приняли таинство крещения. Как похоронить человека по-христиански. Можно ли молиться за самоубийц. Как поехать группой на экскурсию в монастырь. Или церковная утварь и иконы родственников, которые уже умерли, куда это деть.

– Иногда и довольно сложные вопросы бывают, – говорит о. Виталий. – Спрашивают о толковании тех или иных мест Священного Писания. Или, например, был звонок, когда человек просил, чтобы я научил его ни много ни мало непрестанной Иисусовой молитве. Я сразу сказал, что, во-первых, это не по телефону. И во-вторых, что такое допустимо только под непрестанным руководством священника. Так что иногда приходится и вразумлять слишком ревностных православных.

– Для людей нет серьезных и несерьезных, простых и сложных вопросов, – считает Наталья Пендюрина. – Бывает, человек спрашивает: может ли теща быть крестной своему зятю? Или: я правую руку сломал, можно ли креститься левой? Или: мне курочку нужно зарубить, грех ли это? Или вот: можно ли выбрасывать фантики из-под конфет, на которых изображена часовня? Смеетесь? А мы отвечаем – серьезно и обстоятельно. Раз человек спрашивает, значит, для него это важно.

Основная проблема служащих на телефоне – время, его часто не хватает. Необходимо за короткое время успеть сказать самое главное, а нужные слова не всегда легко найти. Некоторые звонящие готовы говорить часами обо всем на свете, а остальным в это время приходится ждать на линии. Столкнувшись с этой проблемой, ввели норматив: в среднем на одного человека должно выделяться 15-20 минут. Таким образом, за вечер можно ответить примерно на десять звонков. Но в нормативы уложиться никак не удается. Священники все равно разговаривают столько, сколько нужно каждому, даже если ради этого приходится задерживаться до глубокого вечера.

В действительности новосибирский телефон доверия не ограничивает свою работу тремя часами. С 9.00 до 18.00 на звонки отвечает координатор службы, который может что-то подсказать, дать номера телефонов социальных служб, приходов или предложить перезвонить вечером, когда придет батюшка.

Алло, это исповедь?

Часто звонят люди, которые хотят исповедаться по телефону. И тогда священнику приходится объяснять, что исповедь – это не просто рассказ о своих поступках, а таинство, которое возможно только в церкви. Самая большая радость для священников – если после такого разговора кто-то и правда приходит в храм.

– Недавно я встретил на исповеди женщину, которая часто мне звонила, — вспоминает отец Виталий. – Я ее сразу узнал. Не по голосу, конечно, а по двум-трем обстоятельствам, которые она назвала. Я говорю: «Вы мне звонили?» Она: «Да, это я. После ваших слов я решила прийти в церковь». Она не искала меня специально, просто так получилось, что в тот день исповедовал именно я. И это было по-настоящему удивительно и приятно.

С теми, кто не может выйти из дома, священники договариваются и приезжают к ним исповедовать и причащать.
Звонят и те, кто нуждается в социальной помощи, в основном это малоимущие. В епархии есть комиссия по материальной помощи, и запрос человека отправляется туда. Плюс координатор может подсказать, где можно, например, бесплатно получить детское питание.
Чтобы ни один вопрос или запрос не забылся и не потерялся, каждый священник ведет журнал учета звонков.

– Это очень помогает в работе, – объясняет Наталья Пендюрина. – Каждый месяц владыка Тихон просматривает журнал, дает рекомендации. Основываясь на нашей статистике, легче увидеть, как Церковь может расширять свою деятельность за рамками телефонной службы.

В последнее время часто звонят преподаватели школ и вузов с просьбой провести встречу учащихся со священником. Такие запросы в основном поступают из областных сел и деревень, где в радиусе многих километров вокруг нет ни одной церкви. Служба принимает заявку и организует поездку батюшки. Таких выездов становится все больше.

– Телефон доверия все больше начинает напоминать серьезный миссионерский центр. И нас это очень воодушевляет, – улыбается отец Виталий. – У всех сотрудников есть масса идей, как усовершенствовать работу службы. Нам есть куда развиваться. Мы ведь только в начале пути.

«Дежурные духовники» не собираются вместе, они находятся в разных частях Москвы, на разных телефонах, и операторы службы «Милосердие» переключают тех, кто обращается за советом, на свободного батюшку. «Звонков очень много, с первых же дней телефоны раскалились, — говорит пресс-секретарь Синодального отдела по церковной благотворительности Василий Рулинский. — Операторы не всегда справляются с таким потоком, поэтому иногда человеку приходится ждать, пока на его звонок ответят».

Горячая линия многим позволяет преодолеть психологический рубеж, который иногда возникает у нецерковных людей. Им хочется пообщаться с батюшкой, но страшновато даже зайти в церковь: как там себя вести мне, неверующему, не будет ли это кощунством?

«Иногда из-за всяких стеснений и опасений люди откладывают свой разговор со священником на годы, — рассказывает участник проекта протоиерей Андрей Близнюк. — Мы сами сделали шаг навстречу таким людям. По телефону легче быть откровенным. Кроме того, на исповеди часто нет времени поговорить по душам, а многие в начале своей духовной жизни нуждаются именно в доверительной беседе».

У отца Андрея уже есть опыт духовного общения по телефону. С марта этого года он вместе с группой священников-добровольцев дежурил на телефоне доверия для онкологических больных. За это время стали очевидными две вещи: первое — такая помощь востребована, второе — священнослужители могли бы помогать и большему количеству людей. В итоге родилась идея организовать специальную православную горячую линию.

«Мы хотели сделать её общероссийской, но потом решили для начала опробовать проект на уровне столицы, — говорит куратор проекта Полина Юферева. — Информация об этом появилась в прессе, на телевидении, мы размещаем её в центрах социальной адаптации, больницах, онкологических диспансерах — везде, где люди страдают и порой остаются одни».
Клирики, отвечающие на звонки, — люди, подготовленные не только своей пастырской практикой. Они участвовали в семинаре «Терапия выслушивания в острых ситуациях», который специально для них провели онкопсихологи проекта «CО-действие», а также прослушали лекции о психологии экстренных ситуаций в рамках курсов МЧС.

Новую инициативу поддержали специалисты Московской службы психологической помощи населению. «Мы разделяем душевную и духовную помощь, — говорит заместитель начальника отдела «Телефон неотложной психологической помощи 051» Иннокентий Постников. — Если у верующего человека возникают мысли о том, чтобы причинить себе вред, его оказывается легче развернуть в другую сторону, чем убеждённого атеиста. Однако иногда у меня возникает чувство, что вопросы, с которыми ко мне обращаются, находятся за пределами моей компетенции. Мы психологи и не являемся специалистами именно в духовной помощи».

По его словам, если сотрудники службы чувствуют, что человека нужно направить на беседу к священнику, то они стараются использовать и этот ресурс: предлагают ему зайти в ближайший храм. Таких звонков оказывается около десяти процентов. Но дойдёт ли человек до храма, найдётся ли именно в этот день у священника время для неспешной беседы, неизвестно. Поэтому, как считают сотрудники службы, телефон, по которому батюшка ответит «здесь и сейчас», более чем востребован.

— К священнику можно обращаться с любым вопросом. Не надо только просить о совершении таинств (по телефону нельзя отпускать грехи) и не надо пытаться заказывать требы (для этого лучше сходить в ближайший храм), — говорит пресс-секретарь Василий Рулинский.

— А есть ли смысл звонить по этому телефону совсем неверующим?

— Звонить имеет смысл всегда, потому что любой неверующий может стать верующим. Если у человека, который даже ни разу не заходил в храм, появилась потребность поговорить со священником, надо звонить.

Телефон справочной службы «Милосердие» 542-0000, время работы с 12.00 до 22.00 без выходных (с перерывом на вечер субботы)