Пять лет на страже экономических интересов страны

  • 11.01.2022

Уволен начальник управления по налоговым преступлениям столичного ГУВД генерал-майор Анатолий Михалкин. Официальная причина - по собственному желанию из-за состояния здоровья. Неофициальная - не угодил новому начальству. По мнению экспертов, новый начальник ГУВД Владимир Колокольцев избрал тактику плавной замены генералов, доставшихся ему в наследство от предшественника - Владимира Пронина.

Вчера стало известно, что назначенный в мае 2007 года Анатолий Михалкин освобожден от должности указом президента. Но неожиданным увольнение не стало - еще в ноябре начальник ГУВД Владимир Колокольцев сообщил о грядущих кадровых изменениях. Тогда же стало известно и о замене главы управления собственной безопасности ГУВД. На эту должность Колокольцев назначил Александра Трушкина, выходца из МУРа, профессионала по работе с организованными преступными группировками.

«Чуть больше месяца назад Михалкин обратился с рапортом к министру внутренних дел с просьбой об отставке по состоянию здоровья, - сообщила РБК daily замначальника управления информации и общественных связей (УИиОС) Жанна Ожимина. - Ему 59 лет, и он неоднократно и ранее подавал аналогичные рапорты». В УИиОС также отметили, что Михалкин боевой офицер, имеет госнаграды за Афганистан. Временно исполнять обязанности начальника УНП ГУВД назначен заместитель Михалкина полковник Александр Казаков.

«Михалкина сняли по одной простой причине, потому что пришел Колокольцев, - пояснил РБК daily Руслан Мильченко, бывший старший оперуполномоченный по особо важным делам отдела по налоговым преступлениям ГУВД Москвы. - Экономический блок является основополагающим в системе МВД, главным рычагом для решения многих вопросов. И Колокольцев, придя на пост, сразу дал понять руководителям экономических подразделений, что им пора искать новую работу. Отставки в экономическом блоке продолжатся: начали с Михалкина, а там и до замначальника ГУВД по экономической безопасности Виктора Васильева доберутся».

«Экономический блок создавался «сверху» годами, и все его руководители причисляются к тому или иному милицейскому клану, - продолжил эксперт. - Сейчас идет торг за каждого человека. На место Михалкина пришел Александр Казаков. У него есть поддержка со стороны определенных сил в департаменте экономической безопасности МВД. Оттуда на ГУВД сейчас идет активное лоббирование интересов своих людей».

В свою очередь, председатель профсоюза столичных милиционеров Михаил Пашкин считает, что Владимир Колокольцев тонко подходит к процессу увольнения, предусмотрительно, подбирая с начальником управления собственной безопасности компрометирующие документы на людей, которых необходимо заменить. «Колокольцев не стал менять всех одним махом, кадровую ротацию он решил провести плавно, - поясняет Михаил Пашкин. - Сначала он избавится от великовозрастных генералов, а впоследствии очередь дойдет и до остальных руководителей, назначенных еще при Пронине. Вероятно, вскоре будет уволен начальник криминальной милиции 59-летний генерал-майор Александр Иванов. В настоящий момент идет серьезная проверка в управлении вневедомственной охраны, а это самая денежная структура в ГУВД. То есть и там следует вскоре ожидать кадровых перемен».

Ровно пять лет назад в структуре столичной милиции было создано особое подразделение - УНП ГУВД по г. Москве. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 года № 306 Министерству внутренних дел Российской Федерации 1 июля 2003 года переданы функции упраздняемой Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений. Соответственно 1 июля 2003 года в ГУВД по г. Москве было создано Управление по налоговым преступлениям, а в управлениях по административным округам г. Москвы - отделы по налоговым преступлениям.

Новому подразделению были определены задачи по выявлению, пресечению и раскрытию преступлений в сфере налогообложения, а также иных преступлений экономической направленности, совершенных в совокупности с налоговыми.

Среди поставленных перед УНП задач были:

Участие в защите сферы экономики Российской Федерации от преступных посягательств, связанных с уклонением от уплаты налогов и сборов, а также добывание, обобщение и анализ информации о событиях или действиях в сфере налогообложения, создающих угрозу экономической безопасности Российской Федерации;

Организация и осуществление работы по выявлению способов и обстоятельств уклонения от уплаты налогов и сборов;

Проведение оперативно-разыскных мероприятий по выявлению и пресечению каналов финансирования экстремистских, террористических организаций и незаконных вооруженных формирований;

Организация и проведение профилактических мероприятий по предупреждению правонарушений и преступлений в сфере налогообложения.

При управлении были созданы три оперативно-разыскных части, каждая из которых осуществляет деятельность в своем отдельном сегменте. Так, 1-я ОРЧ занимается выявлением, предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений и правонарушений в сфере налогообложения в топливно-энергетическом комплексе, промышленности, строительстве, связи и на транспорте, преступлений, совершаемых с целью легализации денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, а также пресечением каналов финансирования террористических и экстремистских организаций, бандформирований из Северо-Кавказского региона.

2-я ОРЧ борется с преступлениями и правонарушениями в банковской сфере, на рынке ценных бумаг, в сфере страхования, внешнеэкономической деятельности.

3-я ОРЧ осуществляет оперативно-разыскную и профилактическую деятельность по борьбе с преступлениями и правонарушениями в области налогообложения в сфере торговли и услуг, оборота алкогольной, табачной и иной подакцизной продукции, а также в бюджетной сфере.

В июне 2003 года руководство вновь созданным управлением было возложено на полковника милиции Андрея Пучкова (в настоящее время генерал-майор милиции, начальник УВД по ЮЗАО г. Москвы). Андрей Павлович внес неоценимый вклад в становление управления, сумев создать сплоченный высокопрофессиональный коллектив из числа сотрудников налоговой полиции и подразделений милиции, организовать успешную работу по противодействию налоговой преступности в г. Москве.

С сентября 2005 года по настоящее время управление возглавляет генерал-майор милиции Анатолий Михалкин. Под его руководством укрепились традиции, заложенные в управлении в период создания, а также навыки оперативной работы с учетом накопленного опыта налоговых полицейских, позволяющие в сложных условиях меняющейся экономики охранять от преступных посягательств не только доходную, но и расходную часть бюджетов всех уровней.

Сфера налоговой преступности по своей сути носит латентный характер, признаки преступлений данной категории на поверхности не лежат, это не кражи, грабежи или разбойные нападения, раскрываемые, как правило, по горячим следам различными криминалистическими методами. Изменения, отмеченные в последнее время в структуре и динамике налоговой преступности, свидетельствуют о том, что криминальное проникновение в налоговую сферу носит все более организованный и профессиональный характер. Постоянно растет уровень и качество интеллектуального обеспечения этого вида противоправной деятельности. Так, в столице сотрудникам управления противостоит элита, имеющая собственные мощнейшие структуры безопасности, сформированные из числа грамотных юристов, бывших сотрудников правоохранительных органов, знающих и методы оперативной работы. В данных условиях приходится превосходить недобросовестных налогоплательщиков в знании законодательства, механизмов работы теневых финансовых схем, связанных с уклонением от уплаты налогов, легализации доходов, полученных преступным путем. В управлении работают грамотные специалисты, досконально разбирающиеся в законодательстве, регулирующем ту или иную сферу деятельности, имеющие опыт раскрытия налоговых преступлений, есть сотрудники и с учеными степенями экономических и юридических наук.

Об успешности борьбы с преступниками высочайшего класса говорит большое количество резонансных уголовных дел, связанных с причинением ущерба гражданам и государству в особо крупном размере, которые есть на счету управления.

Среди примеров - уголовное дело по обвинению руководителя ООО «ПромКомСтрой» Андрея Моисеева, который путем совершения мошенничества в отношении более 50 обманутых дольщиков завладел денежными средствами на общую сумму 54 миллиона рублей, под предлогом инвестирования строительства дома № 17А по Леоновскому шоссе в городе Балашиха Московской области, и затем легализовал их. Его действия были квалифицированы по статьям 159 ч. 4 (мошенничество в особо крупном размере), 174-1 ч. 3 (легализация доходов, полученных преступным путем) УК РФ. В июне 2006 года Моисеев был приговорен Кунцевским межмуниципальным судом г. Москвы к лишению свободы сроком на 10 лет с отбыванием наказания в колонии общего режима.

Еще один пример - уголовное дело по обвинению руководителя ООО «Камея» Ивана Черкасова, уклонившегося от уплаты налогов на сумму более 2 200 000 000 рублей. Черкасов осуществил сделку по реализации акций ОАО «Газпром» между двумя иностранными компаниями, представителем интересов которых он являлся в России. Сумма, составляющая налоговые отчисления с дивидендов от этой сделки, благополучно осела в кармане ловкого посредника. В мае 2007 года ему было заочно предъявлено обвинение по ст. 199 ч. 2 (уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере) УК РФ. В настоящее время он находится в международном розыске и, по имеющимся данным, скрывается на территории Великобритании.

Касаясь результатов текущего года, можно отметить, что по итогам проведенных подразделениями по налоговым преступлениям проверок налогоплательщиков сумма выявленного материального ущерба по оконченным производством уголовным делам составила более 11,9 миллиарда рублей.

Руководством управления успешно организована работа, направленная на выявление и пресечение нарушений налогового законодательства со стороны руководителей крупнейших предприятий ТЭК. С 1.12.2007 по 1.05.2008 подразделениями по налоговым преступлениям столичной милиции в данном направлении выявлено 65 преступлений, раскрыто - 54. Материальный ущерб составил

3 миллиарда 420 миллионов 557 тысяч рублей, возмещенный - 2 миллиарда

530 миллионов 827 тысяч рублей.

В качестве примера можно привести возбуждение 24 января 2008 года уголовного дела по ч. 2 ст. 199 УК РФ в отношении руководителей ООО «Нефтегазовая компания «КИГРИНК» по факту уклонения от уплаты налогов в размере 2 миллиарда 488 миллионов 643 тысячи рублей. В настоящее время уголовное дело направлено в суд.

Большая работа проведена по выявлению и пресечению преступлений в кредитно-финансовой сфере, в том числе по незаконному обналичиванию денежных средств, а также противодействию создания и функционирования фиктивных фирм.

Так, сотрудниками управления совместно с УФСБ России по г. Москве и Московской области проведена проверка ООО «Агама Трейд», входящего в холдинг рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий, на предмет причастности руководителей к организованной преступной группе террористического толка. По результатам проверочных мероприятий 14 апреля

2008 года в отношении генерального директора данной организации Лысенкова возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 199 УК РФ по факту уклонения от уплаты налога в размере 647 миллионов 971 тысяча рублей.

В свете выполнения поставленных Президентом и Правительством Российской Федерации задач перед органами внутренних дел руководство управления пристальное внимание уделяет работе по недопущению хищений и нецелевого расходования бюджетных средств, особенно выделенных для реализации приоритетных национальных проектов.

законы РФ: «О милиции», «Об оперативно-разыскной деятельности», «О банках и банковской деятельности»;

приказ МВД России от 1 декабря 2005 г. № 985 «Об утверждении инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях»;

приказ МВД России от 2 августа 2005 г. № 636 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности»;

приказ МВД России от 16 марта 2004 г. № 177 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах»;

приказ МВД России от 26 декабря 2003 г. № 1033 «Об утверждении перечня должностных лиц системы МВД России, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну»;

приказ МВД России и МНС России от 22 января 2004 г. № 77/АС-3-06/36 «Об объявлении соглашения о взаимодействии МВД России и МНС России».

Управление по налоговым преступлениям (далее - УНП) является структурным подразделением Главного управления внутренних дел по Краснодарскому краю, выполняет функции головного подразделения ГУВД по Краснодарскому краю в сфере организации борьбы с преступлениями, связанными с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а в случаях, определяемых МВД России и ГУВД по Краснодарскому краю, с иными преступлениями в сфере экономики и против государственной власти на территории Краснодарского края Управление в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет оперативно-розыскную деятельность и иную деятельность в пределах своей компетенции. В непосредственном подчинении Управления находятся оперативно-розыскные части по линии налоговых преступлений № 1-8, непосредственно подчиненные ГУВД по Краснодарскому краю (далее - подразделения по налоговым преступлениям).

УНП при ГУВД по г. Краснодару выполняет следующие основные функции:

Изучает и анализирует состояние преступности в Краснодарском крае;

Организует оперативно-розыскную деятельность на приоритетных направлениях борьбы с налоговыми и иными преступлениями, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России;

Анализирует и контролирует эффективность оперативно-служебной деятельности подразделений по налоговым преступлениям по реализации возложенных на них задач;

Обобщает наиболее характерные способы совершения преступлений, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, иных преступлений в сфере экономики, а также преступлений против государственной власти;

В качестве головного исполнителя в системе ГУВД по Краснодарскому краю организует разработку и обеспечивает исполнение комплексных планов, целевых операций и других мероприятий, направленных на борьбу с налоговыми и иными преступлениями;

В пределах своей компетенции участвует в инспекторских и контрольных проверках, проводимых ГУВД по Краснодарскому краю;

На основе планов ГУВД по Краснодарскому краю совместно с другими правоохранительными и контролирующими органами проводит работу по борьбе с организованной преступностью, коррупцией, террористической деятельностью, подрыву финансовых основ преступной деятельности;

Во взаимодействии с другими подразделениями ГУВД по Краснодарскому краю организует розыск лиц, совершивших преступления, связанные с уклонением от уплаты налогов и сборов, или подозреваемых в их совершении;

В пределах компетенции организует исполнение определения судов, постановления судей, письменных поручений прокуроров, следователей о проведении оперативно-розыскных мероприятий и осуществлении иных предусмотренных законодательством Российской Федерации и МВД России действии;

Организует в установленном порядке проверки налогоплательщиков с составлением актов проверок для принятия процессуальных решений в порядке ст. 144, 145 УПК России. По запросу налоговых органов организует участие сотрудников подразделений по налоговым преступлениям в выездных налоговых проверках;

Взаимодействует с органами государственной власти и управления, общественными организациями и гражданами в целях выявления, пресечения и раскрытия налоговых и иных преступлений;

Участвует в разработке и реализации краевых программ и планов по борьбе с преступностью в рамках своей компетенции.

Создает необходимые для осуществления своей деятельности справочно-информационные фонды, банки данных;

Обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, осуществляет контроль состояния этой работы в подразделениях по налоговым преступлениям ГУВД по Краснодарскому краю;

Участвует в выработке тактики и методов оперативно-служебной деятельности. Вносит предложения руководству ГУВД по Краснодарскому раю об определении приоритетных направлений оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел по борьбе с налоговыми и иными преступлениями;

Вносит в установленном порядке в предложения по совершенствованию действующего законодательства России, Краснодарского края, регламентирующих деятельность органов внутренних дел по выявлению, пресечению и раскрытию налоговых и иных преступлений;

Организует подбор и изучение кандидатов па службу, расстановку кадров в подразделениях по налоговым преступлениям, а также их профессиональную подготовку в соответствии с учебными планами и программами МВД России;

По поручению руководства ГУВД по Краснодарскому краю проводит служебные проверки по фактам нарушения законности и служебной дисциплины сотрудниками Управления и подразделений по налоговым преступлениям края;

В установленном порядке обеспечивает правовую и социальную защиту сотрудников и работников Управления и подразделений по налоговым преступлениям, а также членов их семей;

Осуществляет взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам информирования населения о деятельности Управления, а также с целью профилактики налоговых и иных преступлений;

Выполняет иные функции в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России.

УНП в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права в рамках предоставленных ей полномочий, выступает истцом и ответчиком в суде.

Финансирование расходов на содержание Управления осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном и региональном бюджетах.

УНП является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации со своим полным и сокращенным наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Управление фактически является правопреемником Налоговой Полиции, а также является единственным структурным подразделением МВД, которое “окупает” свое существование. Место нахождения УНП: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Путевая 12.

Необходимо изложить следующие общие положения об УНП:

1. Управление по налоговым преступлениям при ГУВД по Краснодарскому краю (далее Управление) является структурным подразделением ГУВД по Краснодарскому краю.

2. Управление выполняет функции головного подразделения ГУВД по Краснодарскому краю по борьбе с преступлениями в сфере налогообложения. Управление в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет оперативно-розыскную деятельность и иную деятельность в пределах своей компетенции.

3. Структура и штатное расписание Управления утверждаются начальником ГУВД по Краснодарскому краю.

4. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ и Федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России, в том числе настоящим Положением.

5. Деятельность Управления строится в соответствии с принципами законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств оперативно-розыскной деятельности на основе использования научных рекомендаций и передового опыта, принципов планирования, сочетания единоначалия при принятии решений по вопросам оперативно-служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, строгого разграничения должностных обязанностей сотрудников и личной ответственности каждого сотрудника за состояние дел на порученном участке.

6. При выполнении возложенных на него задач Управление взаимодействует в установленном порядке с ДЭБ МВД России, Главным управлением МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, подразделениями федеральной налоговой службы Российской Федерации, иными органами, организациями, учреждениями, предприятиями и подразделениями ГУВД по Краснодарскому краю, а также с соответствующими подразделениями иных органов государственной власти, органами прокуратуры.

7. Управление имеет печать и штампы со своим полным и сокращенным наименованием. В необходимых случаях для обеспечения оперативно-служебной деятельности Управление пользуется печатью ГУВД по Краснодарскому краю с изображением Государственного герба Российской Федерации.

8. Реорганизация и ликвидация Управления осуществляются в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России.

9. При ликвидации Управления и передаче функций другому структурному подразделению все дела общего и секретного делопроизводства, независимо от сроков хранения вместе с учетными документами и иными материалами передаются в специальные фонды подразделения, которому передаются соответствующие функции.

Согласно штатной численности и структуре Управления в её состав входят начальник, заместители начальника, начальники отделов, оперативные сотрудники, следователи, работники вспомогательных служб.

Начальник Управления, его заместители назначаются и освобождаются от должности начальником ГУВД по Краснодарскому краю. Приём и увольнение на работу других сотрудников Управления производится её начальником. Он несёт персональную ответственность за подбор и расстановку кадров, повышение их квалификации. Вновь принятые работники представляются к званию лейтенанта МВД при наличии высшего экономического образования. Последующие звания присваиваются при получении кандидатом высшего юридического образования. В отдельных случаях за примерное исполнение служебных обязанностей и высокие показатели в работе начальник ГУВД вправе присвоить внеочередное служебное звание до исполнения этих условий.

Структура и штатное расписание Управления по налоговым преступлениям устанавливаются центральных аппаратом МВД и министром внутренних дел лично.

Основными структурными элементами Управления являются части и отделы, которые исполняют обязанности в зависимости от направления деятельности:

1. Отдел анализа, планирования и контроля - Отдел состоит из двух отделений: организационно-плановое и контрольно-методическое отделение информационно-аналитическое отделение. Основными задачами отдела являются: анализ и оценка оперативной обстановки, планирование оперативно-служебной деятельности, осуществление ведомственного контроля над состоянием оперативно-служебной деятельности подразделений управления, подготовка нормативных, распорядительных документов и контроль над их исполнением, обобщение и анализ информации о событиях и действиях в сфере налогообложения, создающих угрозу экономической безопасности Российской Федерации и Краснодарского края, эксплуатация и развитие информационной системы управления, создание и ведение различного рода баз данных и других информационных массивов, необходимых для эффективной деятельности сотрудников управления по налоговым преступлениям, информационно-аналитическое обеспечение оперативно-служебной деятельности подразделений УНП. Именно здесь отслеживается любая проводимая операция, регистрируются все выявленные преступления и правонарушения, учитывается каждый возвращенный в казну рубль. В настоящее время отдел анализа, планирования и контроля прочно занял достойное место среди структурных подразделений УНП. Сосредоточение в нем самой разноплановой информации, возможность ее комплексного анализа позволяет: внедрять в оперативно-служебную деятельность Управления по налоговым преступлениям наиболее эффективные формы и методы работы, разрабатывать и проводить комплекс оперативно-розыскных мероприятий на приоритетных направлениях ОСД, совершенствовать организационную и управленческую деятельность Управления. Таким образом, отдел анализа, планирования и контроля УНП принимает активное участие в защите сферы экономики государства и региона, экономических интересов граждан.

2. Оперативно-розыскная часть Управления - осуществляет оперативную и розыскную деятельности. В ее состав входит несколько отделов:

Отдел по выявлению налоговых преступлений, совершаемых юридическими лицами - осуществляет оперативную деятельность, направленную на обнаружение преступлений совершенных юридическими лицами;

Отдел по выявлению налоговых преступлений, совершаемых физическими лицами - осуществляет оперативную деятельность, направленную на обнаружение преступлений совершенных физическими лицами. Сотрудники отдела 4 раза в год проходят тест на стрессоустойчивость;

Отдел документальных проверок и ревизий - осуществляет следственные действия с юридическими и физическими лицами при фактическом обнаружении разыскиваемой документации (обыски, выемки);

Отделение по выявлению преступлений, связанных с нецелевым расходованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов - осуществляет всю профильную деятельность, но с уклоном на бюджетные организации.

3. Юридический отдел - ведет подготовку исковых заявлений в суд; участвует в рассмотрении поступивших в Управление протоколов, разногласий по актам проверок и жалоб юридических и физических лиц на решения и действия должностных лиц инспекции; обеспечивает правовой информацией руководство Управления, её структурные подразделения (отделы) путём консультирования по возникающим в их деятельности вопросам, в том числе по вопросам применения норм гражданского, административного, уголовного, и трудового законодательства.

4. Отдел общего и хозяйственного обеспечения (канцелярия) - осуществляет прием и отправку корреспонденции; прием, увольнение и перемещение персонала; обеспечение трудового режима; организация и проведение мероприятий по обеспечению безопасности деятельности Управления.

Структура Управления полностью соответствует структуре любого подразделения внутренних дел, и представлена на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 - Структура Управления по налоговым преступлениям при ГУВД по Краснодарскому краю

Основная, результативная деятельность проводится оперативно-розыскными частями Управления. Оперативная деятельность осуществляется по двум главным направлениям:

Физические лица;

Юридические лица.

В УНП существует две оперативно-розыскные части (в дальнейшем ОРЧ):

1. ОРЧ №1 - осуществляет свою деятельность при работе с юридическими лицами.

2. ОРЧ №2 - осуществляет проверку с физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также осуществляет возврат имущественных и социальных вычетов.

Оперативно-розыскная часть начинает свою деятельность в отношении подозреваемых лиц, после наступления любого из факторов:

Обнаружение оперативными сотрудниками состава преступления в деятельности физического или юридического лица (Например, в ходе проведения выемки какой-либо определенной документации, обнаруживается новая документация, раскрывающего новый эпизод противоправных действий подозреваемого);

Получение оперативной информации от налоговых органов и других органов правопорядка;

Получение любой другой информации о планируемом или совершенном преступлении.

Специального решения начальника Управления на проведения оперативно-следственных действий не требуется. ОРЧ начинает самостоятельно проводить мероприятия:

Опрос граждан

Наведение справок

Проведение закупок

Исследование предметов и документов

Наблюдение

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

Прослушивание телефонных переговоров

Снятие информации с технических каналов связи

Оперативное внедрение

Контролируемая поставка

Оперативный эксперимент

Оперативно-розыскная часть Управления действует на основании федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”. Выделяются три обязательные задачи оперативно-розыскной деятельности:

Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

Осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

Сбор и анализ информации о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской федерации.

При поступлении информации о правонарушении, начинает свою работу аналитический отдел.

Аналитический отдел направляет запрос в банк подозреваемого о предоставлении информации о его счетах. Отдел проводит анализ счетов, в результате которого информация о преступлении либо подтверждается, либо нет. Так или иначе, вся внутри и внешнеэкономическая деятельность подозреваемого лица тщательно проверяется.

После завершения аналитической деятельности, характер поступившей информация либо подтверждается, либо опровергается. В случае подтверждения, ОРЧ-1 или ОРЧ-2 начинают оперативных мероприятий.

У подозреваемого, проводятся обыски и выемки документов. Основанием производства обыска в соответствии со ст. 182 УПК РФ Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001г. № 174-ФЗ. является наличие у следователя достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела. Обыск производится на основании постановления следователя с согласия прокурора. Обыск в жилых помещениях производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 УПК РФ.

По прибытию в место проведения обыска или выемки, оперативные сотрудники, предъявив служебные удостоверения и решение о проведении следственных мероприятий, прекращают любую деятельность подозреваемого до момента завершения мероприятий. Из помещения выводятся все люди, не имеющие отношения к подозреваемому. При необходимости в место проведения мероприятий, доставляют ответственных лиц (как правило, бухгалтеры).

Обыск проводится в присутствии 2х понятых. В ходе обыска часть имущества и документов может быть изъята. Изымаются компьютеры, документация, справки, платежки. В случае обнаружения сейфа, и нежелании подозреваемого его открыть, он тоже может быть изъят.

По окончанию следственных мероприятий составляется опись изъятого имущества. Найденные документы подшиваются и закрепляются гербовой печатью. Составляется протокол обыска, подписываемый всеми участниками следственного действия.

Следует отметить, что, если в ходе следственных действий, будет обнаружен состав правонарушения не имеющий отношения к делу (обнаружение запрещенных веществ, нелицензионного программного обеспечения и т.д.), сотрудники Управления обязаны будут вызвать компетентные службы.

Повторный обыск или выемка на одном и том же объекте проводятся в случае, если есть достаточно оснований считать, что подозреваемый утаил и скрыл что-либо.

Изъятые имущество и документы отправляются к следователям на изучение. При подтверждении наличия состава преступлений, как совершенных, так и планируемых, осуществляется задержания лица, в адрес которого возбуждено уголовное дело.

Андрей Рокачевский

Управление по налоговым преступлениям ГУВД г. Москвы в ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Нортгаз» не установило фактов нарушения законодательства и вынесло постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении руководства компании ().

Проверка проводилась по факту обращения депутата Госдумы РФ Николая Павлова (член фракции «Родина») в Генеральную прокуратуру РФ с просьбой провести «расследование о злоупотреблениях в «Нортгазе» ее бывшими руководителями», в частности о выплатах зарплаты руководству компании, которые якобы производились за счет бюджетных средств ().

Однако даже в заключении Счетной палаты, на которое ссылался автор запроса, сказано, что «в проверяемом периоде акционерами ОАО «Нортгаз» являлись акционерная компания с ограниченной ответственностью «Р.Е.Д.И. Холдингз (Кипр) Лимитед» - 51%, международная хозяйственная компания «ELMINA INVESTMENTS LIMITED» - 19,78% и другие компании-нерезиденты», т.е. «Нортгаз» был на 100% частной компанией.

За проверяемый период «Нортгазом» было уплачено в бюджеты всех уровней налогов и платежей на сумму 2 423 894 тыс. руб., что составляет 37% от полученной выручки.

Что касается зарплаты руководителя компании – то законодатель предоставляет право определять ее размер исключительно самой компании. Ни Налоговый кодекс, ни другие нормативные акты не содержат никаких методик или критериев ее расчета. Главное - чтобы все налоги с зарплаты и фонда оплаты труда были исчислены и уплачены в полном объеме.

Размер зарплаты руководителя «Нортгаза» определялся его вкладом в становление и развитие компании. Фархад Ахмедов возглавил «Нортгаз» в 1998 году, в то время компания фактически являлась банкротом, имея в своем активе лишь долги в размере $5 млн. Сегодня стоимость «Нортгаза» составляет более $2 миллиарда. Все, чего смог добиться за время своего существования «Нортгаз» – заслуга именно Фархада Ахмедова, сумевшего привлечь инвестиции в проект и организовать эффективное производство даже в условиях монополистического газового рынка и фактического коллапса российской финансовой системы в 1998 году. За период с 1999 года по 2005 активы компании увеличились в 25раз с $8 млн до $205 млн. Объем капитальных вложений составил более $165 млн., выплаченных налогов – $145 млн.

В 2003 году «Нортгазом» был размещен облигационный займ. Облигации второго эшелона размещались в то время под доходность до 21%. «Нортгаз» разместился под 16,5%, на одном уровне с такими компаниями как «Якутэнерго» и «Амтел». Биржевые данные подтверждают, что на протяжении всего времени, вплоть до погашения, облигации «Нортгаза» относились к наиболее ликвидным, несмотря на известный риск, связанный с наличием неурегулированности отношений с Газпромом.