Конспект занятия для детей-инвалидов "в сказочном лесу" план-конспект занятия на тему. Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ: занятия и особенности Занятия для ребенка инвалида

  • 28.01.2024

Лариса Тагирова

IMG]/upload/blogs/detsad-178565-1445163700.jpg К

Кррекционно-развивающая работа на занятиях в студии

изобразительного искусства реабилитационного центра для детей с

Вот уже 9 лет как я работаю в реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями здоровья . Работаю по авторской программе . Основная задача программы : творческая реабилитация ребенка, формирование и становление ребенка как творческой личности. Веду занятия по арттерапии, а также по декоративно-прикладному искусству. Занятия в изостудии назначаются детям с ограниченными возможностями здоровья с 2 лет .

На начальном этапе реабилитации я с детьми провожу занятия по декоративному рисованию, так как именно декоративное рисование наиболее понятно и доступно детям, начиная с дошкольного возраста. Занятия декоративным рисованием позволяют решать многие задачи развития и коррекции ребенка на начальном этапе реабилитации. Прежде всего, можно активно воздействовать на сенсорное развитие учащихся. Сенсорные процессы активизируются во время всестороннего рассматривания деталей узора, сравнения их по величине, форме, цвету.

В процессе декоративного рисования проводится большая работа по уточнению представлений детей о геометрических формах. Последнее особенно важно, поскольку геометрическая форма как декоративный элемент является переходом к усвоению формы предмета.

Яркость, красочность, ритмичность, характерные для работ декоративного характера способствуют развитию восприятия цвета. В процессе занятий организуется целенаправленное наблюдение, сравнение и воспроизведение цветовых сочетаний, дети упражняются в элементарном цветоразличении, в умении соотносить цвет деталей своего рисунка с эталоном.

Особое внимание на занятиях уделяется всестороннему анализу и изучению образца узора. Ребенку необходимо выделить элементы узора, проанализировать их чередование по форме, цвету, величине, установить структуру узора.

Так как процесс выполнения рисунка делится на ряд этапов, то дети на занятиях учатся планировать построение рисунка. Постепенно от рисования вслед за специалистом, повторяя все его действия, дети переходят к выполнению рисунка на основе самостоятельного анализа схемы построения узора. При составлении узоров большое значение придается развитию у детей умения располагать составные части рисунка на листе бумаги. Для этого из цветной бумаги заранее вырезаются изобразительные элементы, затем из них составляют несколько вариантов композиции (открытки, узоры) . Также дети упражняются в размещении элементов узора в соответствии с образцом или словесной инструкцией. Ребята многократно упражняются в симметричном расположении элементов узоров. В процессе рисования в орнаменте деталей разного поворота происходит коррекция зеркального изображения. Таким образом, в процессе обучения декоративному рисованию развиваются навыки как мыслительной, так и практической пространственной ориентировки.

Развитие глазомера происходит в процессе деления геометрических форм на части (деление круга, квадрата, полосы пополам и т. д., а также в процессе рисования одинаковых фигур в узоре.

На занятиях используются такие средства коррекции моторики руки , как составление орнаментов из мозаики, рисования узоров с помощью шаблонов, по трафарету, по готовым контурным линиям, по пунктиру, с использованием опорных точек, рисование орнаментов на бумаге в клетку, рисование в альбоме.

Важную роль играет освоение детьми разнообразных изобразительных графических умений, таких как раскрашивание, штриховка. Дети осваивают различные изобразительные материалы : карандаши (простой и цветные, краски (гуашь и акварель) . Дети учатся проводить вертикальные, горизонтальные прямые, рисуют волнистые линии, многократно упражняются в воспроизведении основных геометрических фигур.

Чтобы преодолеть характерные для маленьких детей /или детей с определенными диагнозами/ затруднения в графической деятельности, нужно постоянно следить за тем, правильно ли они выполняют приемы при работе карандашом и кистью . Это позволит улучшить координацию движений, способствует развитию мелкой мускулатуры пальцев и кистей рук, рисунки детей станут более правильными и выразительными. При обучении детей навыкам работы с карандашом и кистью необходимо применять такие методы, как : подражание, проведение специальных упражнений для тренировки тонкой ручной моторики (рисование точек, ленточек, спиралей, волн, проговаривание способа действия.

Занятия в изостудии способствуют обогащению и развитию речи детей. На занятиях усваиваются слова, обозначающие :

Название предметов, связанных с изображением;

Признаки предмета или его частей (по величине, цвету, по форме,

Практические действия («провести» , «разделить» , «соединить» , «раскрасить» ,

Пространственные отношения («посередине» , «вверху» , «слева» , «ближе» ).

Кроме этого дети усваивают и такие понятия, как «форма» , «величина» , «контраст» , «симметрия» , «ритм» . На занятиях развивается зрительная память, так как при рисовании орнаментов происходит запоминание формы, цвета, величины элементов.

Зрительное внимание развивается в процессе анализа узоров, сравнения своей работы с образцом , во время практической работы над рисунком – повторение одинаковых по форме и цвету элементов возможно только при условии внимательной и точной работы .

Декоративное рисование может успешно использоваться в развитии творческого воображения у детей, особенно этому способствует такой вид деятельности, как самостоятельное составление декоративных рисунков. При этом важно, чтобы дети имели в виду украшение конкретного предмета, хорошие результаты могут быть в том случае, когда они знают назначение узора, который они будут рисовать.

Декоративное рисование тесно соприкасается с народным декоративно-прикладным искусством. Дети знакомятся с Городецкой, Хохломской, Гжельской росписью. Отработка навыков кистевого письма, обучение азбуке росписи происходит на бумажных или картонных силуэтах изделий.

Возможность творить – сильный стимул для проявления инициативы, старания и прилежания, а получаемый результат приносит, как правило, чувство радости и удовлетворения.

После декоративного рисования дети переходят к лепке игрушек из пластилина, теста или из глины с последующей росписью. Лепка помогает детям уточнять свои представления о форме, строении и пропорциях предметов. Лепка связана с реальной объемной формой, и поэтому процесс лепки бывает понятнее и доступнее ребенку, чем даже процесс рисования. Это один из увлекательных видов художественной деятельности для детей. Им очень нравится самим создавать форму, работать с материалом . На этом этапе мы знакомимся с Дымковской игрушкой. Мир Дымковской игрушки – это сказочный мир выразительных фигурок : животных, людей, птиц. Дети с интересом изготавливают игрушки по образцу дымковских.

Также дети занимаются аппликацией из бумаги, ткани, пряжи. Занятия аппликацией очень полезны в системе коррекционных занятий , так как способствуют развитию конструктивных возможностей , творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, воспитывают волю, развивают ручные умения, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композицией способствует воспитанию художественного вкуса у детей.

Определенное место в программе развивающих занятий уделяется изучению декоративно-прикладного искусства Башкирии. Исследователи детского творчества неоднократно указывали на то, что надо знакомить детей с дошкольного возраста с народным искусством, пробуждая в душе ребенка первые образные представления о Родине, ее культуре, способствовать воспитанию интернациональных чувств и чувства прекрасного, художественного вкуса через родное и близкое.

Занятия декоративно-прикладным искусством не только развивают у детей художественный вкус. Они дают возможность за короткое время и достаточно дешево подготовить своими руками поделки, способные украсить дом, школу, самих ребят. Удачи и достижения на таких занятиях, кроме всего прочего, помогут избавиться от вполне объяснимых в их ситуации комплексов. Занятия построены так, чтобы не утомлять детей. На всем протяжении у детей поддерживается высокая работоспособность и активность . Кроме того, благодаря разнообразию материалов и методических приемов имеется реальная возможность осуществлять коррекционную работу в отношении каждого конкретного ребенка на протяжении всего курса реабилитации.

Мало научить ребенка какому-то делу. Если он остается в замкнутом пространстве, реабилитации не происходит. Реабилитация души начинается через самоутверждение. Нужно, чтобы окружающие увидели, что ты не только в чем-то ущербный, но и оказывается, выделяешься в лучшую сторону, умеешь делать своими руками красивые и полезные вещи. Поэтому результаты творческого труда детей с ограниченными возможностями мы делаем предметом обозрения, выставляя детские работы на выставках детского творчества у себя в отделении реабилитации и на выставках городского и республиканского масштаба. Это несомненно, влияет на повышение творческой активности тех, кто смотрел и на повышение престижа творческой деятельности тех, кто ею с увлечением занимается.

Результаты позволяют наглядно продемонстрировать динамику произошедших изменений, фиксировать прогресс. Положительная динамика развития у детей более чем по 80 % показателей.

Таким образом, на основании наблюдения и анализа результатов итогов реабилитации можно отметить некоторые результаты :

У детей отмечается улучшение графических навыков,

Дети овладевают элементарными навыками художественного рукоделия, что способствует реализации задач коррекции и компенсации их недостатков;

Они успешно осуществляют деятельность по образцу, по показу;

У детей отмечается стремление к самостоятельному художественному творчеству;

У детей появляется желание вынести свои работы на всеобщее обозрение (участвовать в выставках детского творчества) ;

Развивается речь, обогащается словарный запас.

Приобретаются навыки декоративной работы ;

Дети начинают различать и узнавать виды художественных промыслов;

Обогащаются, дифференцируются их эмоциональные переживания, расширяется сфера интересов и общения.







Белоусова Н.В.
социальный педагог Советского отделения
ГКУ СО «Центр социальной помощи семье и детям Самарского округа »

Групповые развивающие занятия с детьми-инвалидами с использованием технических средств обучения как способ социализации в малых группах

Социализация детей с ограниченными возможностями является одной из самых актуальных задач, стоящих перед социальными педагогами, работающими с данной категорией семей. В центрах «Семья» создаются условия для социализации детей-инвалидов путем проведения различных тематических мероприятий, праздников, встреч, организации развивающих групп.
За последние годы наблюдается увеличение числа семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями: так, например, в Советском районе г. Самары в базе данных детей-инвалидов на 1 января в 2013 г. было 448 человек, 2014 г.– 469, 2015 г. – 508.
Благодаря муниципальной программе г.о. Самара «Самара – детям: мы разные – мы равные» на 2013-2017 годы у детей-инвалидов школьного возраста появилась возможность получать ноутбуки, что позволило расширить возможности более глубокого изучения школьных предметов, пополнить общие знания, расширить кругозор, увеличить количество друзей.
Однако во многих семьях, воспитывающих детей-инвалидов, возникли трудности в освоении полученной компьютерной техники. В связи с этим, в Центр «Семья» от родителей стал поступать запрос на оказание помощи детям по формированию навыков работы на компьютере и создания компьютерного класса.
Актуальность такого обучения в малых группах бесспорна: навыки работы на компьютере помогают детям-инвалидам развитию речи, познавательных процессов, умения слушать и слышать, последовательно выполнять инструкции, социализироваться в малых группах, общаться друг с другом, строить взаимоотношения в коллективе.
К тому же обучение компьютерной начальной грамотности детей-инвалидов может в дальнейшем повлиять на решение выбора профессии. Из опроса 50 подростков-инвалидов от 14 до 23 лет – 16 % подростков заявили желание получить профессию программиста, по специальности «компьютерные сети».
В 2014 году в рамках реализации муниципальной программы г.о. Самара «Самара – детям: мы разные – мы равные» на 2013-2017 годы на базе Центра «Семья» Советского района открылся компьютерный класс «Инфознайка» для детей с ограниченными возможностями.
Для занятий в компьютерном классе «Инфознайка» разработана программа по обучению детей-инвалидов и их родителей курсу начальной компьютерной грамотности, а так же в занятиях на развитие высших психических функций использовалась компьютерная программа «Мурзилка. Рисуем сказку».
В работе с детьми-инвалидами была поставлена следующая цель: психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями посредством использования технических средств обучения, социализация в малых группах, обучение начальной компьютерной грамотности.
Специалистами решаются следующие задачи:

  • развивать психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение);
  • расширять объем знаний об окружающем мире;
  • способствовать развитию речи;
  • развивать творческие способности;
  • формировать коммуникативные навыки и умение работать в группе;
  • развивать навыки работы на компьютере.

Программа, рассчитанная на 7 занятий (7 часов), была апробирована на трех группах, в которых приняло участие 26 человек (13 детей и 13 родителей).
Из 13 детей – 5 детей с сохраненным интеллектом и 8 детей с умственной отсталостью, 1 ребенок с двусторонней нейросенсорной глухотой, 1 ребенок с двусторонней нейросенсорной тугоухостью, 4 ребенка с нарушениями зрения, 3 ребенка с ДЦП, 2 ребенка с синдромом Дауна, 1 ребенок с аутизмом.
Для детей с разными заболеваниями, оказавшимися в одной группе, создавались условия взаимодействия друг с другом: представиться другим, рассказать о себе, создать слайды с фотографиями участников группы, узнав нужную информацию при взаимодействии с другими детьми, оказание помощи друг другу (фото 1).

Занятия с детьми-инвалидами совместно с родителями в компьютерном классе «Инфознайка»

Любые положительные успехи детей с ОВ подкреплялись поддержкой со стороны преподавателя и группы.
Так, например, Вероника (14 лет, диагноз – нарушение опорно-двигательного аппарата, деформация и нарушение моторики рук, легкая умственная отсталость) сама придумала в программе Paint вместо рисования кистью травки зигзагом, использовать геометрическую фигуру «линию» (фото 2, 3).

Вероника с мамой на занятии

Фото 3. Рисунок Вероники в программе Paint «Домик»

Никита (11 лет, диагноз – синдром Дауна, умственная отсталость) смог самостоятельно без помощи взрослого нарисовать машину (фото 4, 5).

Никита с мамой на занятии

Фото5. Рисунок Никиты в программе Paint «Машина»

Рустам (14 лет, диагноз – двусторонняя нейросенсорная глухота, ДЦП, врожденная оперированная катаракта, врожденный порок сердца) смог нарисовать рисунок в программе Paint, посвященный 70-летию Великой Отечественной Войне, который занял 7 место в городском конкурсе компьютерной графики в сети Интернет для детей с ограниченными возможностями «70 лет Победы в Великой Отечественной войне» в номинации «рисунки» (фото 6,7).

Рустам с мамой на занятии

Фото 7. Рисунок Рустама в программе Paint «День Победы»

На компьютерных занятиях родители являются помощниками педагога. Так, например, мама Рустама стала сурдопереводчиком для своего сына, что помогало ребенку лучше понять и усвоить получаемый учебный материал на занятиях.
Даша (11 лет, диагноз – нарушение зрения, оперированная расщелина верхнего неба) научилась работать на принтере и вывела раскраски для всей группы ребят. А так же помогала другим ребятам разобраться в сложных для них заданиях в компьютерной программе «Мурзилка. Рисуем сказку» (Фото 8).


Даша на занятии

Даяна (11 лет, диагноз – фенилкетонурия), придумала новый способ оформления презентации «Мои друзья»: она вставила в слайды, как в комиксах, разговорную речь, в которой ребята на фотографии описывали качества автора презентации. Даяна приходила на занятия со своей одноклассницей Юлей (фото 9, 10).

Даяна на занятии


Слайд из презентации Даяны «Мои друзья»

Дима (10 лет, диагноз – умственная отсталость, аутизм) смог первым пройти все уровни в компьютерной программе «Мурзилка. Рисуем сказку», что удивило всех ребят группы (фото 11).


Дима на занятии
В личной беседе с мамой Димы, выяснилось, что ее ребенок с удовольствием ходил на занятия в Центр «Семья», и это желание позволило ей использовать его в коррекции поведения ребенка.
Хочется отметить также, что присутствие ребенка с аутизмом в компьютерном классе требовало от преподавателя правильной реакции на эмоциональные всплески ребенка во время занятий. Так, например, если что-то не получалось, Дима резко реагировал, пугая своими эмоциями остальных участников группы. Педагогу важно вовремя оказать помощь ребенку, использовать положительное стимулирование, сохранять спокойствие и всем видом показывать остальным участникам группы, что все, что происходит в классе, является нормальным для данного ребенка и не представляет угрозы для других детей.
В результате компьютерных занятий участники группы получили навыки работы в программах Paint, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Word, развивающей программе для детей «Мурзилка. Рисуем сказку».
Дети и их родители приобрели навыки работы на клавиатуре, научились создавать рисунки, заданной тематики, презентации, таблицы, вставлять в документ необходимый материал и фотографии, работать с текстом, создавать папки и сохранять в них необходимые документы, смогли выполнить задания на развитие памяти, мышления, воображения, внимания.
В течение занятий ребята сдружились, легко общались и помогали друг другу во время занятий.
По окончанию курса начальной компьютерной грамотности в классе «Инфознайка» всем детям торжественно вручались сертификаты о прохождении курса начальной компьютерной грамотности, а так же их работы и алгоритмы к каждому занятию (фото 12).

Вручение сертификатов участникам компьютерного класса «Инфознайка»

На компьютерных занятиях с детьми-инвалидами применялся индивидуальный подход к каждому ребенку.
В процессе обучения выявлено, что дети-инвалиды:

  • требуют постоянного стимулирования своих действий, коррекции эмоционального состояния;
  • с тяжелыми физическими недостатками могут воспринимать материал, творчески подходить к выполнению заданий;
  • с сохраненным интеллектом могут работать, используя алгоритм занятия, с небольшой помощью педагога;
  • легкой умственной отсталостью лучше понимают изучаемый материал при наглядном показе каждого этапа работы.

По результатам проведенного анкетирования по окончанию курса начальной компьютерной грамотности всем детям и родителям понравились занятия, они отметили, что полученные знания будут полезны при изучении школьной программы.
Многие родители после занятий продолжают поддерживать друг с другом контакты и встречаться вместе с детьми на мероприятиях, проводимых в Центре «Семья».

Работа психолога с детьми-инвалидами

В настоящие время проблема психологического сопровождения детей-инвалидов является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. рассматривают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы психологического сопровождения.

Однако проблемы психологического сопровождения инвалидов в целом, и детей-инвалидов в частности в отечественной литературе все еще не являются предметом специального исследования. Хотя проблема психологического сопровождения детей, подростков и взрослых с нарушениями психического и физического развития весьма актуальна и в теоретическом, и в практическом отношении.

Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками . Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т. д.).

Вопрос о психологическом сопровождении детей с имеющимися отклонениями в развитии является одним из основных и главных в истории специального обучения, так как система психологического сопровождения должна быть подчинена основному требованию - коррекции, ослаблению дефектов развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развитию личности детей-инвалидов в целом.

Образование - неотъемлемое право человека. Однако далеко не все дети с инвалидностью, независимо от форм её проявления, имеют возможность учиться в общеобразовательных школах. Почти все школы полностью недоступны для инвалидов, имеющих трудности в передвижении: они не оборудованы необходимыми для этого пандусами или лифтами. Обычные школы, как правило, не имеют условий для обучения детей с нарушением слуха, зрения, речи...

Кроме этого, дети-инвалиды часто сталкиваются с негативным отношением к себе: на них чаще всего смотрят как на больных детей, нуждающихся в постоянном особом внимании и, главное, неспособных учиться в школе. Получить образование они могут в специализированных школах или интернатах, либо обучаясь на дому. Эта практика на сегодняшний день является самой распространенной в нашей стране, однако этот подход на сегодняшний день устарел.

Дети с инвалидностью - тоже дети. Как и всем детям, для развития им необходимо общение со сверстниками. У них, как и других детей, есть свои интересы, увлечения, мечты «кем-то стать, когда вырастешь», обрести профессию и получить достойную работу. И все эти мечты могут быть напрасны только из-за того, что, скажем, ребенок на инвалидной коляске или костылях не может попасть в школу, потому что она не оборудована пандусом. Тем не менее, создать условия для обучения детей с инвалидностью, не зависимо от форм ее проявления (слепота, глухота, сердечно-сосудистые заболевания, задержка в развитии и т. д.), можно.

Еще одним важным аспектом при осуществлении работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ является обеспечение психологического сопровождения . Следует отметить, что при взаимодействии с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, педагогу-психологу часто приходится сталкиваться с различным спектром нарушений. Дети аномального развития более ограничены в исследовательских возможностях, а болезненные переживания, связанные с частым и длительным пребыванием в больнице, обуславливают негативное отношение к окружающему миру. «Особым» воспитанникам, независимо от вида и сложности дефекта, часто свойственны трудности мотивационной и эмоционально-волевой сфер.

Родительские сообщения и доклады – они способствуют повышению грамотности в области и коррекционной педагогике, и психологии; пробуждают интерес и желание заниматься со своими детьми дома.

Также можно предложить использовать в работе так называемые тематические опросники и проективные рисунки. Так как социальный педагог работает совместно с психологом, то обработать и предоставить результаты должен именно он. А уже по результатам исследования социальный педагога строит свою работу с родителями, в частности с матерью.

Для более тесного взаимодействия между родителями, детьми, педагогами, социальным педагогом и другими специалистами, необходимо организовать концерты: “Алло, мы ищем таланты!”, где могли бы участвовать все.

Проведение работы с родителями необходимо рассматривать как важнейший элемент в комплексной реабилитации детей с отклонениями в развитии, т. к. только при взаимодействии с семьей, социальный педагог может помочь ребенку-инвалиду.

Особенно важно отметить, что реализация предлагаемых рекомендаций, будет эффективна в том случае, если педагог – психолог будет строить свою работу во взаимосвязи с социальным педагогом, медиками, логопедами и другими специалистами школы.

Цель психолого-педагогического сопровождения семьи - помочь детям с ог­раниченными возможностями найти свое место в жизни, стать не только объ­ектом внимания, но и занять активную жизненную позицию, сформировав и укрепив определенные навыки здоровой жизнедеятельности.

Основные методы достижения цели процесса психолого-педагогического сопровождения

семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями:

Психологическая поддержка родителей в приобретении им знаний, умений и навыков, необходимых для организации здоровой жизнедеятельно­сти их ребенка;

Консультирование родителей и других членов семьи о процессе психофизического развития ребенка и убеждение их в правильности дейст­вий специалистов сопровождения, которые помогают в формировании у де­тей толерантности, ответственности, уверенности, способности к интеграции и социализации

10 ОБЩИХ ПРАВИЛ ЭТИКЕТА

Когда вы разговариваете с человеком с инвалидностью, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему, родителю или сурдопереводчику.

При знакомстве вполне естественно пожать руку человеку с инвалидностью – даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку – правую или левую, что вполне допустимо.

Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и всех, кто с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь и назвать себя.

Предлагая помощь, подождите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если не поняли, не стесняйтесь – переспросите.

Обращайтесь с детьми-инвалидами по имени, а уже с подростками – как со взрослыми.

Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске – то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе. Инвалидная коляска – это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует, в том числе и ребенка. Это нужно обязательно объяснить детям.

Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника

Когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, постарайтесь расположиться так, чтобы ваши глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову.

Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего не мешало и ничто не заслоняло Вас.

Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом...?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать.

В ходе занятий они используют интерактивные методы работы , которые позволяют детям лучше понять и прочувствовать каждую ситуацию на себе, высказать свои мысли и идеи по разным вопросам.
Они рассказывают детям:
– в чем особенности людей с инвалидностью,
– какие приспособления и условия позволяют им вести самостоятельную жизнь,
– как и где они могут учиться,
– где и кем могут работать,
– какими видами спорта и творчества могут заниматься,
– также много говорится о совместном обучении детей-инвалидов и детей без инвалидности.

Немалую роль играет то, что именно молодые инвалиды проводят подобные занятия , так дети в классе имеют возможность формировать свое отношение к инвалидам, общаясь с ними напрямую. Также ребята могут задавать интересующие их вопросы, и в большинстве случаев начинают понимать, что инвалидность вовсе не означает того, что перед ними абсолютно другой человек: единственное, чем отличается, инвалид – так это или внешностью, или манерой общения, или непривычным методом передвижения. Таким образом, во время проведения занятий, ребята постепенно приходят к убеждению, что инвалиды такие же люди, как и все остальные: они делают те же вещи, что и все люди, только иногда другими способами .

Самое главное – то, что дети делают все выводы самостоятельно и ощущают новизну открытия, что помогает лучше закрепить пройденный материал. Именно такая форма общения (интерактивная форма проведения занятий) помогает ломать стереотипы и создавать более или менее комфортные условия для общения. В ходе занятий часто используется наглядный материал – видеозаписи , книги по Брайлю, фотографии, – что позволяет детям лучше понять и усвоить новые знания.

Источники:

1. Школа открытая для всех. Пособие для учителей общеобразовательных школ, работающих с детьми – инвалидами, Москва 2003 год

Методист МБУ «ММЦ»

Приложение

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОПРОСНИКИ

1. Мой жизненный путь

Мои успехи: Мои неудачи:

_______________________ _______________________

2. Моя точка опоры в жизни

Что мне помогает: Что мне мешает:

_______________________ _______________________

_______________________ _______________________

_______________________ _______________________

3. Оценка качеств человека

Нравятся. Не нравятся.

______________________ _______________________

______________________ _______________________

______________________ _______________________

4. Что я люблю, и что мне не нравится в моем ребенке

Нравится. Не нравится.

______________________ _______________________

______________________ _______________________

______________________ _______________________

5. Каково мое отношение к моему ребенку

¨ Что доставляет мне неприятные ощущения в моем ребенке:

Внешний вид;

Интеллектуальные возможности;

Поведение;

Двигательная неловкость;

Невозможность ходить.

¨ Считаю ли я, что у меня добрый, любящий ребенок:

Не знаю;

¨ Как проявляется любовь моего ребенка ко мне:

Ласкается;

Целует, обнимает;

Говорит, что любит;

Ему нравится, когда я его ласкаю;

Делает что-то, что мне нравится.

¨ Когда я раздражаюсь чем-либо в моем ребенке, я:

Могу ударить;

Подавляю свой гнев, но мне самой становится плохо;

¨ Когда я подавляю свой гнев, вызванный чем-либо в моем ребенке, я испытываю:

Снимаю раздражение;

Желание наброситься на него и сделать все по-своему;

Слабость, подавленность;

Хочется плакать;

Желание оставить его на некоторое время;

Потребность побыть одной.

¨ Как я добиваюсь того, чтобы мой ребенок любил меня.

______________________________________________________

Ткачева работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений. – М.: Издательство “Шом - Пресс”, 1999. – с. 62.

Ирина Морозова
Конспект занятия с детьми-инвалидами «Остров доброты»

«Остров доброты»

(занятие с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ)

Цель: расширить представления детей о доброте, о добром отношение друг к другу и окружающим людям.

Задачи:

Формировать представление о доброте, как важном нравственном качестве;

Обогащать словарный запас детей;

Развивать наглядно-образное мышление;

Развивать пространственные представления, мелкую моторику;

Развивать зрительное восприятие, воображение и творческий потенциал детей;

Воспитывать доброе, чуткое отношение к окружающим, развивать умение детей взаимодействовать в коллективе, проявлять доброту в словах и поступках.

Ход занятия

Упражнение «Солнышко»

Я очень рада видеть всех вас, ведь каждый из вас как маленькое солнышко, которое согревает всех своими лучами. А вы своими улыбками и добрыми делами согреете сердца окружающих.

Педагог предлагает детям познакомиться и подарить друг другу солнышко.

Педагог-психолог: Скажите дети, какие вы знаете добрые слова? А какие добрые поступки совершил каждый из Вас? Молодцы!

А сейчас мы с вами поиграем.

Игра «Не ошибись, пожалуйста!»

Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову «волшебное слово».

Встаньте, пожалуйста!

Поднимите руки!

Будьте добры, похлопайте в ладоши!

Потопайте.

Попрыгайте, пожалуйста.

Руки вперед.

Присядьте, пожалуйста, три раза!

Молодцы, какие вы внимательные, ни разу не ошиблись.

Значит, и вы можете быть волшебниками, ведь главное волшебство – это доброта.

Педагог-психолог: А сегодня я хочу Вас пригласить на «Остров доброты».

Путь на остров предстоит длительный и, поэтому я предлагаю вам подготовиться и сделать зарядку.

(Дети выполняют движения по тексту песни «Зайцы делают зарядку»).

Ну а теперь пора в путь! (Дети становятся друг за другом и оправляются в путь).

«Мы - шоферы»

(дети должны показывать движения)

Едем, едем на машине (движение рулем)

Нажимаем на педаль (ногу согнуть в колене, вытянуть)

Газ включаем, выключаем (рычаг повернуть к себе, от себя)

Смотрим пристально мы в даль (ладонь ко лбу)

Дворники считают капли

Вправо, влево – чистота! («дворники»)

Волосы ерошит ветер (пальцами взъерошить волосы)

Мы шоферы хоть куда! (большой палец правой руки вверх)

«Самолет»

Кулачки свои сожмем,

Ручки в локотках согнем,

По коленкам постучим,

А теперь мы полетим (кулачки разжимаем, ручки в стороны и машем, как крылышками).

Самолеты загудели,

(вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)

Самолеты полетели.

(руки в стороны, бежим по комнате)

На полянку тихо сели,

(приседаем)

Да и снова полетели.

(руки в стороны, снова бежим по комнате)

«Паровоз»

На вокзале нас всех ждет

Разноцветный паровоз.

Машинист дает сигнал: ту-ту,

Быстро место занимай.

Мчится, мчится паровоз

Мимо сосен и берез

Чух - чух – чух – чух – чух.

Загорелся красный цвет

«Велосипед»

Руль держи, крути педали

И езжай в любые дали!

«Идем пешком»

А теперь вперед пешком

И немножечко бегом.

Чудо «Остров доброты»

Показался нам вдали.

Педагог-психолог: а теперь крепко возьмите друг друга за руки.

Реснички опускаются

Глазки закрываются.

(Дети открывают глаза)

Добрый остров нас встречает

Добротой делиться рад.

(открывается панорама острова)

Благодаря вашим добрым мыслям, желаниям, поступкам мы оказались с вами на «Острове доброты».

Остров «Добрая земля»

Но посмотрите, земля покрыта туманом. Весь остов бесцветный, холодный, мрачный.

Ребята, а чего не хватает на нашем острове? Конечно, на Доброй земле должны петь птицы, цвести сады, потому что природа тоже радуется доброте. Весь животный и растительный мир планеты зависит от нас – людей. А если мы будем злыми и жестокими, то и цветы все погибнут. Давайте раскрасим остров разноцветными красками (дети раскрашивают силуэты: солнца, радуги, облака, птиц, цветов, зверей на ватмане по манной крупе).

Посмотрите, какое доброе солнышко у нас получилось, наш остров заиграл яркими красками. И если люди будут такими же, как лучики этого солнышка, доброжелательными, чуткими, ласковыми, тогда все на земле будут весёлыми и счастливыми.

Игра: кричалка «Что разрешается и запрещается на острове».

Танцевать, играть, плясать – это … (разрешается – руки вверх, подпрыгивают)

Хмурить лица и ворчать строго … (запрещается – тихо стоят, опустив голову)

Всем смеяться и шутить – это … (разрешается – руки вверх, подпрыгивают)

Но стесняться и грустить строго… (запрещается - тихо стоят, опустив голову)

Молча в уголке сидеть строго… (запрещается - тихо стоят, опустив голову)

Да скучать у нас нельзя

Значит, будем веселиться

И вместе громко, дружно скажем … (да).

Педагог-психолог : Но вот нам и пора возвращаться домой. А возвращаться мы будем на пароходе.

Пароход

Море, чайки, корабли

Слышат мой гудок вдали.

Порт остался за кормой

Долгим будет путь домой.

«Паровоз»

На вокзале нас всех ждет

Разноцветный паровоз.

Машинист дает сигнал: ту-ту,

Быстро место занимай.

(Дети становятся друг за другом паровозиком)

Мчится, мчится паровоз

Мимо сосен и берез

Чух - чух – чух – чух – чух.

Загорелся красный цвет

«Идем пешком»

А теперь вперед пешком

И немножечко бегом.

Чудо остров позади

Вот и центр впереди.

Педагог-психолог: вот мы и вернулись с путешествия на «Остров доброты». Понравилось, вам дети путешествие? А теперь пора прощаться.

Упражнение «Ритуал прощания»

Дети обнимаются, говорят друг другу добрые слова, дарят друг другу солнышко.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Сердце доброты» Цель: формировать и закреплять представления воспитанников о добре. Побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей. Углублять представления.

Конспект занятия «Страна вежливости и доброты» Задачи: 1. Закреплять нормы поведения общепринятые в обществе, употреблять вежливые слова, приветствие, объяснить значение вежливых слов.

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Путешествие в страну Доброты» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 р. п. Шемышейка Конспект непрерывной образовательной деятельности.

Конспект НОД открытого занятия с детьми подготовительной группы «В мире доброты» Конспект НОД открытого занятия с детьми подготовительной группы

Дети - инвалиды традиционно одна из наиболее уязвимых категорий детей.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми - инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности, согласно Закону РФ «Об образовании» эти дети обладают дополнительными образовательными правами, на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закреплёнными в ст.2,5,16, 29,31.

Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей - инвалидов на образование является одной из важнейших задач нашего детского сада.
Роль системы образования для этой категории людей как наиболее продуктивный путь к социализации в обществе существенно возрастает для каждого из детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Образование решает задачи не только развития личности этой социальной группы, их реабилитации в условиях организованной общественной поддержки на пути к истинной интеграции.

Получение детьми данной категории полноценного образования способствует их социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и трудовой деятельности. Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути.

В современных условиях дети должны обладать не только высоким уровнем подготовки, но и набором определенных личностных качеств:

  • активностью,
  • самостоятельностью,
  • креативностью,
  • уверенностью в себе,
  • коммуникабельностью,
  • способностью быстро и успешно адаптироваться к новым условиям.

Индивидуальная программа развития направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.

Цель индивидуальной программы реабилитации: формирование благоприятных условий для социализации ребенка - инвалида, и обеспечение прав ребенка на доступное и качественное получение образования. Психологическая поддержка ребенка и его семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи программы :

  • Обеспечение ребенка - инвалида качественным и доступным образованием в соответствии с его психофизическими возможностями.
  • Формирование и дальнейшее развитие оказания социально - психолого - педагогической помощи родителям.
  • Формирование активной педагогической позиции родителей.
  • Формирование толерантного отношения в детском саду к детям - инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья;
  • Предупреждать родителей от наиболее распространённых ошибок в воспитании детей.
  • Оказание помощи педагогам в развитии навыков формирования психологического комфорта при взаимодействии с родителями, воспитывающих ребёнка - инвалида, ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Предполагаемый результат:

Совершенствование обучения детей - инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.

Создание условий для интеграции ребенка в общество.

Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка, семьи данной категории.

Накопление педагогического опыта в работе с семьями, имеющими детей - инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.

Оказание консультационной помощи.

По итогам работы Программы провести анкетирование и выяснить какую бы ещё форму работы с семьёй, с детьми данной категории могли бы предложить сами родители и оценить на сколько необходима помощь социально - психолого - педагогической направленности семьи и на сколько она важна для них и полезна.

Особенности реализации программы:

  • Воспитание и обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью и истощаемостью, стойким нарушением познавательной деятельности.
  • Воспитание и обучение направлено на усвоение социального опыта с учетом недостатков психического и физического развития ребенка.
  • Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка-инвалида. Акцент в значительной степени смещен на семейную психологическую реабилитацию т. к. семья является ближайшим окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение к ребенку, включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации. Поэтому индивидуальная программа развития направлена не только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.
  • Родители - основные участники реабилитации. Задача родителей - помочь ребенку в сложных условиях раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности. Решение возложенных на родителей задач невозможно без специальных знаний об особенностях развития детей, специфике их воспитания и обучения, методах коррекционной работы. Консультацию об особенностях развития ребенка и помощь в проведении реабилитационных мероприятий, воспитании и обучении получают у учителя-дефектолога, учителя-логопеда, психолога (Центр планирования семьи), ведущих ребенка, в соответствии с рекомендациями ИПР.
  • Один раз в квартал необходимо проводить психолого-педагогический консилиум с анализом результатов реализации данной программы.
  • Участники программы: родители, воспитатели, учитель-дефектолог, учитель-логопед, психолог, дети с ОВЗ.

План поэтапной реабилитации

Наименование этапа

Цель этапа

Ответственные

Сроки исполнения

Форма отчетности

Социальное обследование семьи, установление проблемы

Сбор необходимых сведений о семье и ребенке

Воспитатель, специалисты

Сентябрь

Карта социального обследования семьи

Разработка индивидуального плана реабилитации (ИПР)

Координация реабилитационных мероприятий

Специалисты согласно ИПР

Сентябрь-октябрь

Записи в журналах регистрации реабилитационных мероприятий

Корректировка ИПР

Пересмотр ИПР с учетом изменения возраста, здоровья, семейной ситуации

Команда специалистов и родителей

В течение учебного года

ИПР (новый вариант)

Индивидуальная программа реабилитации :

Компоненты реабилитационного воздействия

Ответственный

Социально-бытовая реабилитация

1.Информирование и консультирование ребенка-инвалида и его семьи;

2.“Адаптационное” воспитание и обучение ребенка-инвалида и его семьи;

3.Обучение ребенка-инвалида: персональному уходу(самообслуживанию); персональной сохранности; овладению социальными навыками.

Воспитатель, учитель-дефектолог, логопед

Социокультурная реабилитация

1.Воспитание чувства любви к родителям, чувства уважения к ним.

2. Воспитание на примере сказочных героев доброты, сострадания.

3.Формирование толерантного отношения к другим детям.

Воспитатель, учитель-дефектолог

Психолого-педагогическая реабилитация

7.Своевременно оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям.

педагог-психолог

(Центр планирования семьи)

Социально-бытовая адаптация.

Это система и процесс определения оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности инвалидов в конкретных социально-средовых условиях и приспособления к ним инвалидов.

Мероприятия по социально-бытовой адаптации включают:

Информирование и консультирование инвалида и его семьи;

- “адаптационное” воспитание и обучение инвалида и его семьи;

Обучение ребенка - инвалида: персональному уходу (самообслуживанию); персональной сохранности; овладению социальными навыками;

Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, купаться, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.

Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

Формирование навыков самообслуживания у детей с особенностями развития является для них и их родителей жизненной необходимостью. Наша задача - помочь приобрести независимость и самостоятельность в повседневной жизни.

Социально-педагогическая реабилитация

Основные задачи:

1.Развитие психологических функций памяти, мышления, воображения, внимания, речи.

2.Формирование самостоятельности.

3. Развитие мелкой и общей моторики.

4.Развитие умения выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих людей.

5.Формирование мотивации к обучению.

6. Развитие познавательных навыков.

7.Своевременное оказание психологической помощи и поддержки ребенку и родителям.

8. Информировать, обучать реабилитационным мероприятиям, корригировать семейные взаимоотношения.

Видами занятий являются: 1) развивающие, 2) закрепляющие.

Само занятие делится на две части: а) развивающую (или закрепляющую) основные познавате-льные процессы; б) игровую (когда дети имеют возможность поиграть в «свои любимые игрушки»), получив, таким образом, наг-раду за усердие в первой части занятия.

Методами педагогической работы являются коррекционные, развивающие занятия с ребенком - инвалидом.

Показателем эффективности занятий по коррекции основных познава-тельных процессов наряду с улучшением памяти, внимания, мышления, является приобрете-ние самостоятельности.

При работе с детьми-инвалидами возможны мелкие нарушения дисциплины: проявления утомления, отвлечения. Разговоры во время занятия. В отдельных случаях ребенку можно позволить заняться чем-то другим, отдохнуть, покинуть комнату для за-нятий. Эти особенности данной категории детей необходимо обговаривать с воспитателями и родителями.

Реабилитационные мероприятия по коррекции способностей к общению

Общение - есть процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга.

Цель игротерапии - не менять и переделывать ребенка , не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

Первый блок (2 занятия) включает объединение детей. Большинство предлагаемых приемов обеспечивает создание доброй, безопасной ситуации, где ребёнок чувствует взаимопонимание, поддержку, желание помочь в решении проблем (развлекательные, предметные и подвижные игры).

Второй блок (8 -10 занятий) осуществляет основную коррекционную работу.

Третий блок (2 занятия) включает закрепление полученных навыков и форм общение в совместных играх детей.

Применяются разнообразные игровые и неигровые приемы, которые развлекают детей, проверяют умение предотвратить конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию, рефлексии и контролю своего поведения.

Предлагаемые игры строятся на отношениях игрового партнерства, на согласованном участии каждого ребенка в том, что принято со всеми, а не на отношениях соперничества друг с другом. Первые игры - по своему характеру игры-забавы и детские хороводы. Они созданы по образцу народных и несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Такие игры привлекают малышей, прежде всего тем, что отвечают их потребностям в движении, в общении и в образном поэтическом слове.

Игры предлагаются в определенной последовательности, в порядке возрастания требований к организованности поведения ребенка в группе.

Коррекционно-развивающая работа логопеда

Нарушения речи - достаточно распространенное явление среди детей. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Наиболее сложными являются органические нарушения - дизартрия, алалия, ринолалия. На этом фоне в большинстве случаев у таких детей присутствуют в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов.

Все эти нарушения вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности. Но при своевременной и адекватной коррекционной работе задержка психического развития и нарушения речи обратимы. Коррекционная работа с детьми инвалидами в детском саду направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путем проведения индивидуальных логопедических занятий по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций с учетом возможностей каждого ребенка.

Коррекционная работа включает в себя:

2. логопедическая коррекция в домашних условиях.

Система коррекционно-педагогической работы

  • Выработка контроля за положением рта
  • Артикуляционная гимнастика
  • Развитие голоса
  • Коррекция речевого дыхания
  • Развитие артикуляционных движений и артикуляционного праксиса или кинестетическая апраксия
  • Коррекция звукопроизношения
  • Коррекция звукопроизношения

Коррекционная работа

Коррекционная работа проводится поэтапно:

1. этап - подготовительный.

Цель: подготовка А аппарата, к формированию артикуляционных укладов.

У детей р/в - воспитание потребности речевого общения, развитие и уточнение пассивного словаря, коррекция дыхания и голоса.

Методы и приемы дифференцируются в зависимости от уровня развития речи. При отсутствии - стимулировать начальные голосовые реакции, вызывать звукоподражание. Работа идет на фоне медикаментозного лечения, физиолечения, массажа и лечебной гимнастики.

2. этап - формирование коммуникативных произносительных навыков.

Цель: развитие речевого общения и звукового анализа. При спастичности - расслабление мышц Л аппарата. Выборка контроля за положением рта, развитием артикуляционных движений, развитие голоса, коррекция речевого дыхания, развитие ощущения Артикуляционные движений и Артикуляционного праксиса.

По расслаблению мышц А аппарата с общего расслабления - затем шейной, грудной мускулатуры, рук, затем мышц лица.

Выработка контроля за положением рта

1.этап - упражнения губ, способствующие их расслаблению и усиление тактильных ощущений в сочетании с пассивным закрыванием рта.

2.этап - тренирует активное открывание рта по словесной инструкции и возврат в исходное положение.

3.этап - закрывание рта производится пассивно - активным путем.

Ребенку легче закрыть рот в положении наклона головы и легче его открыть в положении запрокинутой головы. Возможно рефлекторное зевание. Предлагают задания по имитации положения рта на картинах. Затем усложняют - дуть через расслабленные губы, производить вибрационные движения.

Артикуляционная гимнастика

Вначале подключают более сохранные анализаторы (зрительные, слуховые, тактильные). Многие упражнения проводятся с закрытыми глазами, привлекая внимание к проприцептивным ощущениям.

1.Начинаем с воспитания активного прикосновения конца языка к нижним зубам.

2.Затем различные активные движения языка.

3.Стимуляция корня языка - рефлекторные сокращения при раздражении корня шпателем.

4.Закрепляется - покашливание.

5.Затем более тонкие дифференцированные движения кончиком языка.

Развитие артикуляционной моторики ведется систематически, деятельно.

Используем общий комплекс, затем закрепляем впрок упражнение.

Развитие ощущений артикуляционного движения и артикуляционного праксиса.

Для развития двигательно-кинестетических обратных связей проводим

упражнения:

1.Потряхивание верхней и нижней губы, распрямление губ, опускание и поднимание нижней челюсти. «Качели» - перед зеркалом, без него, глаза закрыть. Логопед сам делает движение, а ребенок называет его.

2.Тренировка артикуляторно-сенсорных схем:

а) Двугубная - губы пассивно смыкаются, удерживаются в этом положении, затем дует через губы, разрывая их.

б) Губно-зубная - указательным пальцем левой руки приподнимаем верхнюю губу, обнажая верхние зубы, указательным пальцем правой руки поднимаем нижнюю губу до уровня верхних резцов и просим дуть.

в) Язычно-альвеольная - кончик языка прижимается и удерживается у альвеолярного отростка, просим дуть, разрывая контакт.

г) Язычно-небный - голова закидывается, задняя часть языка приподнимается к твердому небу, ребенок производит кашлевые действия, фиксируем внимание на ощущениях языка.