Что символизируют скипетр и держава. Скипетр и держава на выставке «Борис Годунов от слуги до государя всея Руси». Царские регалии в коллекции Оружейной палаты

  • 01.03.2024

Но в этот раз мы хотим обратить ваше внимание на регалии русских царей, которые очень редко покидают стены Оружейной палаты. Это держава и скипетр. В выставочных витринах представляется уникальная возможность разглядеть их со всех сторон и поразиться мастерству их исполнения.

Держава. Западная Европа, конец XVI - XVII века. Фото с сайта Музеев Московского кремля .


О происхождении скипетра и державы нет точных документальных данных, однако совершенно очевидно, что они созданы первоклассными западноевропейскими ювелирами. Эти регалии представляют собой великолепные произведения искусства эпохи позднего Возрождения.



Скипетр имеет вид литого золотого стержня с изящными членениями и виртуозно выполненным гротескным орнаментом, мастерски расцвеченным цветными эмалями.

Фрагмент. Скипетр. Западная Европа, конец XVI - XVII века.
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение. Скипетр - дл. 70,5.


Канфарение — украшение поверхности металлического предмета равномерно расположенными мелкими точками, штрихами, линиями и пр. с помощью особых чеканов или пуассонов.


Фрагмент. Скипетр. Западная Европа, конец XVI - XVII века.
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение. Скипетр - дл. 70,5.

Фрагмент. Скипетр. Западная Европа, конец XVI - XVII века.
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение. Скипетр - дл. 70,5.

Фрагмент. Скипетр. Западная Европа, конец XVI - XVII века.
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение. Скипетр - дл. 70,5.


Увенчанная высоким крестом держава декорирована большим количеством драгоценных камней в нарядных кастах. Ее верхнюю часть украшают высокорельефные, покрытые многоцветной эмалью изображения сцен из жизни библейского царя Давида: «Помазание царя Давида пророком Самуилом», «Победа Давида над Голиафом», «Возвращение с победой», «Гонение от Саула».

Каст (оправа камня) — общая деталь всех ювелирных изделий с камнями. Существуют два типа кастов, различающихся принципом держания камня, — глухие и крапановые. В глухих — камни удерживаются сплошными стенками по всему периметру каста, а в крапановых — отдельными стойками (крапанами), вырезанными в касте или напаянными на него.

Фрагмент. Держава. «Помазание царя Давида пророком Самуилом». Западная Европа, конец XVI - XVII века.
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение.


1. И сказал Господь Самуилу: доколе будешь ты печалиться о Сауле, которого Я отверг, чтоб он не был царем над Израилем? Наполни рог твой елеем и пойди; Я пошлю тебя к Иессею Вифлеемлянину, ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе царя.
2. И сказал Самуил: как я пойду? Саул услышит и убьет меня. Господь сказал: возьми в руку твою телицу из стада и скажи: «я пришел для жертвоприношения Господу»;
3. и пригласи Иессея к жертве; Я укажу тебе, что делать тебе, и ты помажешь Мне того, о котором Я скажу тебе.

(Первая книга Царств 16:1-3)


Давид — второй царь народа Израиля после Саула, младший сын Иессея из Вифлеема. По Библии, царствовал сорок лет: семь лет и шесть месяцев был царём Иудеи (со столицей в Хевроне), затем 33 года — царём объединённого царства Израиля и Иудеи (со столицей в Иерусалиме). Образ Давида представляет собой образ идеального властителя. Историчность царя Давида является предметом научной дискуссии.

Каждая сцена - это замечательная скульптурная миниатюра, в которой привлекают тщательная проработка черт лиц, деталей костюма, оружия, уверенная передача пейзажа, сложных движений удлиненных фигур с несколько манерными жестами и позами.

Фрагмент. Держава. «Победа над Голиафом». Западная Европа, конец XVI - XVII века.
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение.
Держава - в 42,4; дл. окружности 61; дм. основания 6,7.


48. Когда Филистимлянин поднялся и стал подходить и приближаться навстречу Давиду, Давид поспешно побежал к строю навстречу Филистимлянину.
49. И опустил Давид руку свою в сумку и взял оттуда камень, и бросил из пращи и поразил Филистимлянина в лоб, так что камень вонзился в лоб его, и он упал лицем на землю.
50. Так одолел Давид Филистимлянина пращею и камнем, и поразил Филистимлянина и убил его; меча же не было в руках Давида.
51. Тогда Давид подбежал и, наступив на Филистимлянина, взял меч его и вынул его из ножен, ударил его и отсек им голову его; Филистимляне, увидев, что силач их умер, побежали.

(Первая книга Царств 17:48-51)


Художественные особенности этих двух памятников дают возможность считать, что скипетр был создан в знаменитых придворных мастерских императора Рудольфа II, которые находились в Праге, а держава, скорее всего, принадлежит к работам златокузнецов южногерманских кузнецов, с которыми император поддерживал тесные связи.

Фрагмент. Держава. «Возвращение с победой». Западная Европа, конец XVI - XVII века.
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение
.
Держава - в 42,4; дл. окружности 61; дм. основания 6,7.


6. Когда они шли, при возвращении Давида с победы над Филистимлянином, то женщины из всех городов Израильских выходили навстречу Саулу царю с пением и плясками, с торжественными тимпанами и с кимвалами.
7. И восклицали игравшие женщины, говоря: Саул победил тысячи, а Давид — десятки тысяч!

(Первая книга Царств 18:6,7)

Царь Саул — библейский персонаж, согласно Ветхому Завету первый царь народа Израиля и основатель единого Израильского царства (около 1029—1005 год до н. э.), создатель регулярной еврейской армии, в ветхозаветном повествовании — воплощение правителя, поставленного на царство по воле Бога, но ставшего Ему неугодным. Возможно, является реальным историческим лицом. Был выбран и помазан на царство пророком Самуилом, позднее не исполнил его повеление и вступил с ним в конфликт, и пророк тайно помазал на царство юного Давида.

Фрагмент. Держава. «Гонение от Саула». Западная Европа, конец XVI - XVII века.

Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение.

Держава - в 42,4; дл. окружности 61; дм. основания 6,7.

1. И вышел Давид оттуда и убежал в пещеру Одолламскую, и услышали братья его и весь дом отца его и пришли к нему туда.
2. И собрались к нему все притесненные и все должники и все огорченные душею, и сделался он начальником над ними; и было с ним около четырехсот человек.
3. Оттуда пошел Давид в Массифу Моавитскую и сказал царю Моавитскому: пусть отец мой и мать моя побудут у вас, доколе я не узнаю, что сделает со мною Бог.
4. И привел их к царю Моавитскому, и жили они у него все время, доколе Давид был в оном убежище.
5. Но пророк Гад сказал Давиду: не оставайся в этом убежище, но ступай, иди в землю Иудину. И пошел Давид и пришел в лес Херет.

(Первая книга Царств 22:1-5)

Возможно, что именно к этим предметам относятся сведения о привозе в Москву в 1604 году от Рудольфа II царю Борису Годунову с посольством Генриха фон Логау регалий, в числе которых скипетр и держава.


Держава. Западная Европа, конец XVI - XVII века. Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение.
Скипетр. Западная Европа, конец XVI - XVII века.
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение. Скипетр - дл. 70,5.
Фото из инстаграма Музеев Московского Кремля
.

Мы советуем вам воспользоваться великолепной возможностью рассмотреть эти уникальные экспонаты с невероятно близкого расстояния и посетить выставку «Борис Годунов от слуги до государя всея Руси».

Выставка продлится до 31 января 2016 года.

Адрес: Московский Кремль. Выставочный зал в Успенской звоннице.
Время работы: с 10 до 17, кассы с 9:30 до 16:30
Выходной - четверг.
Цена билета: 500 руб. Есть льготы.
Все подробности .

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “один экспонат” Tag


  • Выставка "Илья Репин" - отчёт. Часть 2. Прием волостных старшин.

    В Государственной Третьяковской галерее открылась выставка «Илья Репин» и сегодня мы посвятим наш рассказ картине «Прием…


  • Выставка "Илья Репин" - отчёт. Часть 1. Заседание Государственного Совета.

    В Государственной Третьяковской галерее открылась выставка «Илья Репин». Мы не рекомендуем, а просто настаиваем, чтобы вы посетили эту…

  • Презентация издания «НИЗВЕРГНУТЫЕ ТРОНЫ РОССИЙСКОГО ПРЕСТОЛА» - отчёт.

    На днях в Парадных сенях Государственного исторического музея прошла презентация нового музейного издания «Низвергнутые троны Российского…

  • Выставка «Владыки океана. Сокровища португальской империи XVI-XVIII веков» - отчёт.

    В Музеях Московского кремля открылась выставка «Владыки океана. Сокровища португальской империи XVI-XVIII веков», посвященная истории…

Имперская держава - изготовлена в Кельне около 1200 года. Держава изготовлена из золота, украшена драгоценными камнями и жемчугом. Разве плохо жить в сильной и большой стране? Держава в России символ власти монарха золотой шар с короной или крестом. Также символами русских царей были скипетр и корона. Корона, с. и держава символы монархии.

Держава царя Михаила Фёдоровича(«Держава Мономахова», Держава Российского царствия) - (хранится в Оружейной палате). Массивная золотая держава увенчана высоко поднятым над ней крестом с фигурными концами. Держава царя Алексея Михайловича царьградского дела(Яблоко великодержавное греческого дела) - (в Оружейной палате). Изготовлена в Стамбуле. Согласно имеющейся на скипетре дате он был сделан в 1658 году. Существует предание, что он был поднесен царю стамбульским греком Иваном Анастасовым.

Регалии царской власти: корона, скипетр, держава

Держава золотая, малая (Петра II) - (в Оружейной палате). Изготовлена в 1727 году. Миниатюрность регалии, скорее всего, объясняется тем обстоятельством, что она была предназначена для юного монарха. Скипетр представляет собой укороченный посох, которым в древности пользовались пастухи.

Она тоже была известна у разных народов с древнейших времен, а в христианскую эпоху навершием шара сделали крест. В России оба символа с XVI века использовались при венчании на царство. Один из знаков монархической власти: жезл, украшенный драгоценными камнями и резьбой.

Смотреть что такое «скипетр и держава» в других словарях:

С. в руках монарха. Скипетр - (от греч. σκηπτρον посох, жезл) почетный знак, символизирующий владычество. Атрибут богов Неба, монархов и магов. В буддизме алмазный скипетр — символ высшей власти, Дхармы, правосудия, авторитета, семи позитивных и непреходящих добродетелей. См. также дорже. Китай: высшая власть, жу-и, сила веры: как ты желаешь. Защищает от неожиданностей и указывает путь. Атрибут бога учения и словесности. Греко-римская традиция: атрибут бога Неба Зевса (Юпитера) как символ высшей власти, а также Юноны, Кибелы и римского консула.

СКИПЕТР - (греч. skeptron палка, от skepto опираюсь). В археологических раскопках на землях кельтов были найдены предметы, выполнявшие в древности роль скипетров или жезлов. Чаще всего их находили на развалинах храмов и святилищ; предполагается, что они служили регалиями жрецов.

Как правило, археологи определяют термин «цивилизация», исходя из достижений в области технологии и особенно по наличию монументальной архитектуры и скульптуры. Вполне понятно, почему приоритет отдается именно этим чертам культуры: как раз они-то и представлены обычно лучше всего в археологических материалах, выдержавших разрушительное воздействие времени. Конечно, более важными для решения данной проблемы являются те социальные и экономические процессы, которые сопряжены с этими технологическими достижениями.

Следует отметить и большие трудности в решении проблемы происхождения Древнейших государств, наличие в исторической науке серьезных противоречий и споров по этому поводу. Прежде всего, поразительная скудость информации, касающейся именно данного переходного периода между уровнем «вождества» (chiefdom) и уровнем древнейшей циви­лизации. Ниже я попытаюсь проследить процесс эволюции политической системы у древних майя, для которых, помимо археологических материалов, имеются еще и богатые этноисторические данные.

И невозможно было описать богатство их украшений, поистине прекрасен был вид всех вождей и воинов…». Эволюция важнейших общественных институтов эпохи «вождества» представлена в «Анналах Какчикелей» вполне отчетливо. В одном месте там говорится, что, «будучи избраны всеми, эти правители пришли к власти».

В дальнейшем эта двухчленная структура была заменена другой - четырех­членной. Здесь же присутствуют еще два персонажа в пышных костюмах. Следовательно, перед нами - правящая четвертка: верховный правитель и три его соправителя, занимающие разные высокие посты в государстве. Четырехчленное деление верховной власти отмечено у многих групп майя X- XVI вв.: в Акалане у майя-чонталь, у майя-ицев в Петене (Тайясаль), у киче и какчикелей в горной Гватемале.

О том, что смена власти в далекой древности происходила у майя раз в год, во время пяти предновогодних «роковых» дней, уже говорилось выше при описании ритуала Вайеяб. Но здесь следует добавить о прямом участии в этой важной церемонии бога-распорядителя (и, видимо, его земного двойника - верховного жреца). Знаменательно, что в доме «князя», выбираемого жителями селения на один год, всегда помещали статую очередного правящего бога, а перед ней устанавливали статую бога-распорядителя.

Опознать, какой именно зверь изображен в роли Мама, пока не удается. В XVI в. бога-распорядителя на Юкатане также называли Мамом. Он принимал, судя по описаниям, активное участие в смене у власти правителя в конце каждого года во время празднества Вайеяб.

В.Г.) с прощальной церемонией…». Кан-у-Вайеяб, и относили его на курганы из сухого камня… В.Г.). Избирали князя селения, в доме которого справлялся в эти дни праздник. Чтобы справить его, они делали статую демона, которого называли Болон Ц’акаб, и помещали ее в доме князя, выставляя в общественном месте, чтобы все могли подойти…

В.Г.) на жердь, называемую к’анте, поставив ему на плечи ангела и знак воды… Этих ангелов они рисовали и делали ужасными. И так они относили с большим ликованием и танцами в дом князя, где находилась другая статуя Болон Цакаба… Войдя в дом князя, они помещали это изображение напротив статуи демона, которая там находи­лась, и подносили ему много даров и кушаний и напитков, из мяса и рыбы…».

Вместе с «шапкой Мономаха» от византийского императора якобы был прислан и скипетр. Истоки этого атрибута власти и достоинства европейских монархов также лежат в античности. То же самое происходило и у богов (четверка «великих богов» по Ю.В. Кнорозову).

Атрибутикой царской власти подчеркивалась мощь и богатство государства Российского: золотое убранство дворцовых палат, изобилие драгоценных камений, масштабность сооружений, грандиозность церемоний и множество предметов, без которых не мыслим ни один русский царь.

1

Золотое яблоко

Золотой шар, увенчанный крестом или короной, — держава — впервые была использована в качестве символа русского самодержавия в 1557 году. Проделав долгий путь, держава пришла к русским монархам из Польши, впервые приняв участие в церемонии венчания Лжедмитрия I. В Польше, заметим, держава именовалась яблоком, являясь библейским символом познания. В русской христианской традиции держава символизирует Царство Небесное. С момента правления Павла I держава представляла собой синий, увенчанный крестом, яхонтовый шар, усыпанный бриллиантами.

2

Пастушеский посох

Атрибутом русской власти скипетр стал в 1584 году во время венчания на царство Федора Иоанновича. Так появилось понятие «скипетродержатель». Само же слово «скипетр» — древне-греческое. Считается, что прообразом скипетра был пастушеский посох, который в руках архиереев наделялся символизмом пастырской власти. С ходом времени скипетр не только был существенно укорочен, но и своим оформлением уже мало походил на скромный пастушеский посох. В 1667 году скипетр появился в правой лапе двуглавого орла - государственного герба России.

3

«На золотом крыльце сидели…»

Трон, или престол, — один из важнейших символов власти, сначала княжеской, потом царской. Подобно крыльцу дома, которое создавали для всеобщего любования и восхищения, с особенным трепетом подходили и к созданию трона, при этом обычно их делали несколько. Один устанавливали в Успенском соборе Московского Кремля - этот трон участвовал в церковной процедуре миропомазания самодержца. Другой - в резных палатах Кремля. На этот престол царь садился после светской процедуры принятия власти, на нем он также принимал послов и влиятельных лиц. Существовали еще и «мобильные» троны - они путешествовали с царем и появлялись в тех случаях, когда надо было максимально убедительно представить царскую власть.

4

«Тяжела ты, шапка Мономаха»

«Шапка золотая» упоминается во всех духовных грамотах, начиная с момента правления Ивана Калиты. Символ-корона российского самодержавия был предположительно изготовлен восточными мастерами в конце XIII - начале XIV века и подарен византийским императором Константином Мономахом своему внуку Владимиру. Последним царем, который примерял реликвию, стал Петр I. Некоторые исследователи утверждают, что шапка Мономаха является не мужским, а женским головным убором - под меховой оторочкой, якобы, остались приспособления для височных украшений. Да и изготовлена была шапка спустя 200 лет после смерти Владимира Мономаха. Что ж, даже если история появления этого атрибута царской власти - всего лишь легенда, это не помешало ему стать образцом, по которому изготавливались все последующие царские венцы.

5

Византийские оплечья

Обычай носить оплечья, или бармы, пришел на Русь из Византии. Там они являлись частью парадных одеяний императоров. По преданию, бармы прислал для Владимира Мономаха византийский правитель Алексей I Комнин. Летописное упоминание барм относится к 1216 году - расшитые золотом оплечья носили все князья. С середины XVI века бармы становятся непременным атрибутом царского венчания на царство. С золоченого блюда в алтаре их в определенный момент подавали митрополиту епископы, которые, в свою очередь, получали их от архимандритов. После троекратного целования и поклонения, митрополит возлагал благословенные крестом бармы на царя, после чего следовало возложение венца.

6

«Ох, рано, встает охрана»

По обе стороны от трона всяк входящий мог видеть двух рослых красавцев, царских оруженосцев и телохранителей — рынд. Они были не только эффектным «атрибутом» на церемониях приемов иностранных послов, но и сопровождали царя во время походов и поездок. Облачению рынд можно позавидовать: горностаевые шубы, сафьяновые сапоги, песцовые шапки… Место по правую руку было почетнее, отсюда и пошло понятие «местничество». Борьбу за почетное звание царского рынды вели молодцы самых лучших фамилий.

7

За семью печатями

Первой известной печатью XII века, вырезанной из металла, стал оттиск князя Мстислава Владимировича и его сына Всеволода. К XVIII веку русские цари пользовались печатями-перстнями, настольными оттисками и печатями-подвесками. Маленький вес последних позволял носить их на шнурке или на цепочке у пояса. Печати резались по металлу или из камня. Чуть позже излюбленным материалом становится горный хрусталь и его разновидности. Интересно, что с XVII века стали производить печати со съемной легендой - текстом, что позволяло новому царю использовать печать своего предшественника. В конце XVII века русские цари имели более двух десятков различных печатей, а печать европейского гравера Иоганна Гендлингера с могучим двуглавым орлом служила российским монархам более века, вплоть до конца правления Николая I.

Символы, святыни и награды Российской державы. часть 1 Кузнецов Александр

Регалии царской власти: корона, скипетр, держава

Корона, скипетр, держава – это регалии, знаки царской, королевской и императорской власти, общепринятые во всех государствах, где такая власть существует. Происхождением своим регалии обязаны, в основном, античному миру. Так, корона ведет начало от венка, который в древнем мире возлагался на голову победителя в состязаниях. Затем он превратился в знак почести, воздаваемой отличившемуся на войне, – военачальнику или должностному лицу, став таким образом знаком служебного отличия (императорский венец). Из него и образовалась корона (головной убор), получившая в странах Европы широкое распространение как атрибут власти еще в раннее средневековье.

В отечественной литературе издавна существовала версия, что к числу русских царских регалий принадлежит одна из старейших средневековых корон, якобы присланная в дар великому князю Киевскому Владимиру Мономаху византийским императором Константином Мономахом. Вместе с «шапкой Мономаха» от византийского императора якобы был прислан и скипетр.

Шапка Мономаха

Истоки этого атрибута власти и достоинства европейских монархов также лежат в античности. Скипетр считался необходимой принадлежностью Зевса (Юпитера) и его супруги Геры (Юноны). Как непременный знак достоинства, скипетр использовался античными правителями и должностными лицами (кроме императоров), например, римскими консулами. Скипетр, как обязательная регалия власти, присутствовал при коронации государей во всей Европе. В ХVI в. он упоминается и в чине венчания русских царей

Известен рассказ англичанина Горсея, очевидца коронации Федора Ивановича сына Ивана Грозного: «На голове царя был драгоценный венец, а в правой руке царский жезл, сделанный из кости однорога, трех футов с половиною длиною, обсаженный дорогими каменьями, который был куплен прежним царем у аугсбургских купцов в 1581 году за семь тысяч фунтов стерлингов». В других источниках сообщается, что венчание на царство Федора Ивановича во всем было подобно «посажению на стол» Ивана Грозного, с той только разницей, что митрополит подал в руки нового царя скипетр. Однако изображение скипетра на печатях этого времени не было принято, как и державы (иначе – «яблока», «яблока державного», «яблока самодержавного», «яблока царского чина», «державы Российского царствия»), хотя в качестве атрибута власти она была известна русским государям с ХVI века. Во время венчания на царство Бориса Годунова 1-го сентября 1598 года патриарх Иов подал царю вместе с обычными регалиями еще и державу. При этом он произнес: «Яко убо сие яблоко приим в руце свои держаши, тако держи и вся царствия, данныя тебе от Бога, соблюда их от врагов внешних».

«Большой наряд» Михаила Федоровича (шапка, скипетр, держава). 1627–1628 гг.

Венчание на царство родоначальника дома Романовых царя Михаила Федоровича происходило уже по четко составленному «сценарию», который не менялся до ХVIII века: вместе с крестом, бармами и царским венцом митрополит (или патриарх) передавал царю в правую руку скипетр, а в левую – державу. При венчании на царство Михаила Федоровича перед тем, как передать регалии митрополиту, скипетр держал князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, а державу – князь Дмитрий Михайлович Пожарский.

К жалованной грамоте царя Богдану Хмельницкому от 27 марта 1654 года приложена печать «нового типа»: двуглавый орел с распахнутыми крыльями (на груди в щитке – всадник, поражающий дракона), в правой лапе орла – скипетр, в левой – держава, над головами орла – три короны практически на одной линии, средняя – с крестом. Форма корон одинаковая, западноевропейская. Под орлом – символическое изображение воссоединения Левобережной Украины с Россией. Печать с аналогичным рисунком употреблялась в Малороссийском Приказе.

Печать царя Алексея Михайловича. 1667 г.

Круг к большой государственной печати царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Мастер Василий Кононов. 1683 г. Серебро

После Андрусовского перемирия, завершившего Русско-польскую войну 1654–1667 годов и признавшего присоединение к России земель Левобережной Украины, в Русском государстве была «учинена» новая большая государственная печать. Она знаменита тем, что ее официальное описание, внесенное в Полное Собрание законов Российской империи, является и первым постановлением российского законодательства о форме и значении Государственного герба. Уже 4 июня 1667 года в статье наказа, данного переводчику Посольского приказа Василию Боушу, который отправлялся с царскими грамотами к курфюрсту Бранденбурга и к герцогу Курляндии, подчеркивается: «Буде ему в Курлянской земле Якубус Князь или ближние его лица, также и в Бранденбурской земле Курфистр или ближние его люди или их приставы учнут говорити, для чего ныне его царского величества в печати над орлом три коруны с прочими изображеньми? И Василью им говорити: орел двоеглавый есть герб державы великого государя нашего, его царского величества, над которым три коруны изображенны, знаменающие три великие: Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства, покоряющиеся Богохра-нимой и высочайшей его царского величества, милостивейшего нашего государя державе и повелению». Далее идет описание, которое несколько месяцев спустя объявлялось не только «в окрестные государства», но и российским подданным. 14 декабря 1667 года в именном указе «О титуле царском и о государственной печати» читаем «Описание печати Российского государства: «Орел двоеглавный есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, Его Царскаго Величества Российскаго Царствия, на котором три коруны изображены, знаменующия три великия, Казанское, Астраханское, Сибирское, славныя Царства, покаряющияся Богом хранимому и высочайшей Его Царскаго Величества милостивейшаго Государя державе и повелению; на правой стороне орла три грады суть, а по описании в титле, Великия и Малыя и Белыя России, на левой стороне орла три грады своими писаньми образуют Восточных и Западных и Северных; под орлом знак отчича и дедича (отца и деда – Н. С. ); на персех (на груди – Н. С. ) изображение наследника; в пазнок-тех (в когтях – Н. С. ) скипетр и яблоко (держава – Н. С. ), собою являют милостивейшаго Государя Его Царскаго Величества Самодержца и Обладателя».

Опытнейший кодификатор и правовед Михаил Михайлович Сперанский – светило русской бюрократии, исходя из текста указа, впоследствии однозначно квалифицировал это изображение как «герб державный». Подобную печать с соответствующим новым именем употребляли цари Федор Алексеевич, Иван Алексеевич в совместном правлении с Петром Алексеевичем и сам Петр Алексеевич – Петр I.

Из книги Большая книга афоризмов автора

Великая держава См. также «Внешняя политика», «Нация» Большая империя, как и большой пирог, начинает крошиться с краев. Бенджамин Франклин Чем меньше граждане, тем больше кажется империя. Станислав Ежи Лец Другие нации «используют силу»; мы, британцы, «демонстрируем

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СК) автора БСЭ

Из книги Энциклопедия символов автора Рошаль Виктория Михайловна

Из книги 100 великих сокровищ России автора Непомнящий Николай Николаевич

Жезл, посох, скипетр Посох с крюком и цеп ТутанхамонаЖезл, посох и скипетр – древние эмблемы сверхъестественной силы.Жезл – символ превращения, связанный с колдовством и таинственными существами. Посох – символ мужской силы и власти, часто связан с энергией деревьев,

Из книги Тайны драгоценных камней автора Старцев Руслан Владимирович

Драгоценности царской семьи (По материалам Э. Максимовой)Семья Николая II увезла в 1918 году свои ценности в сибирское изгнание, в Тобольск. Большая часть ценностей осталась там после того, как семью этапировали в Екатеринбург. ОГПУ неоднократно приступало к поискам. Самые

Из книги Политология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Династические регалии Драгоценные камни испокон веков играли важную роль не только в религии и в медицине, но и в качестве династических регалий монархов: королей, императоров, царей. Сапфиры украшали короны многих монархических династий Европы, Византии, Древнего Рима

Из книги По следам шпионов Александра Дюма в столице Универсиады-2013 автора Курносов Валерий

29. РЕСУРСЫ ВЛАСТИ И СРЕДСТВА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЛАСТИ Источники власти разнообразны, как и средства воздействия на объекты власти для выполнения поставленных задач.Ресурсами власти называют потенциальные средства, которые могут использоваться, но еще не используются или

Из книги Символика тюрем [Нравы уголовного мира всех стран и народов] автора Трус Николай Валентинович

XII. Таинственные масоны на царской дороге «Во время своих походов мы столкнулись с ректором Казанского университета, что был основан императором Александром в 1804 году. Спасенья не было, и мы должны были следовать за ним в его учреждение», – написал далее в своих путевых

Из книги Календарь антирелигиозника на 1941 год автора Михневич Д. Е.

Тюрьма в царской России: из воспоминаний Наконец, дело наше подходило к концу. В Комитет же водили редко. Нам позволяли иногда выходить на полчаса в сени. Вскоре принесли обыкновенные вопросы для подсудимых: который кому год? какого исповедания? и т. д. Вслед за тем стали

Из книги История автора Плавинский Николай Александрович

Из книги Мысли, афоризмы, цитаты. Политика, журналистика, правосудие автора Душенко Константин Васильевич

Установление царской власти Иван IV Грозный – первый русский царь (с 1547 г.).1533–1584 гг. – правление Ивана Васильевича IV Грозного.1547 г. – коронация Ивана IV в Успенском соборе Кремля. Московское княжество становится царством.Титул: Царь и Великий князь всея Руси.1547 г., июнь –

Царскую власть невозможно представить без ее символических атрибутов, таких как корона, держава и скипетр. Эти регалии являются общепринятыми - помимо российских правителей, их использовали и используют короли и императоры всех держав. Каждый из этих предметов имеет особое значение и уникальную историю появления.

Яблоко державы

Держава (от древнерусского «държа» - власть) представляет собой золотой шар, покрытый драгоценными камнями и увенчанный крестом (в эпоху христианства) или другой символикой. Она, прежде всего, олицетворяет верховную власть монарха над страной. В Россию этот значимый предмет пришел из Польши во времена Лжедмитрия I и использовался впервые на церемонии его венчания на царство, нося при этом название « державы».

Державу не зря называли яблоком, она напоминает не только своей округлостью - этот плод является образом мира. Кроме того, этот глубоко символический предмет означает женское начало.


Своей круглой формой держава так же, как , олицетворяет земной шар.

В образе державы имеется также и религиозный подтекст. Ведь на некоторых холстах Христа изображали с ней, как Спасителя мира или Бога отца. Державное яблоко здесь использовалось в - Царство Небесное. А через обряд миропомазания православному царю передаются полномочия Иисуса Христа – царь должен привести своих людей на последнюю битву с Антихристом и одержать победу над ним.

Скипетр

По преданиям скипетр был атрибутом богов Зевса и Геры (или Юпитера и Юноны в римской мифологии). Существуют данные, что фараоны Древнего Египта также пользовались предметом схожим по значению и внешнему виду со скипетром.

Пастушеский посох – первообраз скипетра, ставший впоследствии знаком пастырской власти у служителей церкви. Европейские же правители укоротили его, в результате получив предмет, который известен по средневековым картинам и многочисленным историческим заметкам. По форме он напоминает жезл, изготовленный из золота, серебра или других драгоценных материалов и символизирует мужское начало.


Часто западноевропейские правители имели второй жезл в дополнение к основному, он выступал как символ верховного правосудия. Скипетр правосудия был украшен «дланью справедливости» - перстом, указывающим на обман.

При венчании на царство в 1584 году Федора Иоановича, скипетр стал полноценным признаком самодержавной власти. А чуть менее века спустя его и державу стали изображать на гербе России.

Символы царской, королевской или императорской власти – это ряд материальных признаков правителя, именуемых регалиями. Набор регалий в различных государствах примерно одинаков. Внешние символы государственной власти известны с глубокой древности и изначально назывались инсигниями.

К символам царской, императорской и королевской власти принято относить разнообразные регалии. В России ими являлись , государственные щит и меч, государственное и большая государственная печать. В широком смысле этого символами являлись также трон и парадные одеяния, такие, как порфира.

Скипетр

Древнейшим из символов является скипетр, его прообраз – пастуший посох. Скипетры, или как их еще называли, скифетры, существовали еще в античности. В Риме их использовали полководцы, одержав победу в сражении. У римлян также сложилась традиция посылать скипетр союзникам в знак дружбы.
Скипетры считались в античности атрибутами Зевра (Юпитера) и Геры (Юноны)

В России скипетр впервые был вручен правителю во время венчания на царство Феодора Иоанновича. Держать жезл следовало в правой руке, а во время больших торжественных выходов его несли стряпчие.

Держава

Держава представляет собой увенчанный крестом шар, символизирующий владычество над землей. Аналогичные шары встречаются уже на древнеримских монетах, только украшены они были не крестами, а фигурой Виктории, богини победы. В Россию держава попала не из Византии, как можно бы было подумать, но из Польши, где она называлась jabłko (яблоко). Интересно, что впервые она была использована во время церемонии венчания на царство Лжедимитрия.
В России державу называли яблоком Царского чина, яблоком (все)державным и яблоком владомым

Прочие регалии

Первое упоминание государственного меча в качестве символа власти относится ко временам Петра Великого. При нем согласно регламенту камер-коллегии в казначействе полагалось хранить скипетр, державу, корону, меч и ключ.

При коронации государственный меч – а также знамя и печать – были впервые использованы Елизаветой Петровной. Щит же несли только при погребении царя. Русские правители не опоясывались государственным мечом на манер немецких, венгерских или польских королей.

Царское знамя впервые появилось в Российской империи при Михаиле Федоровиче, в начале XVII столетия. Петр I позднее установил черно-желто-белый флаг в 1742 году.

Напоследок, стоит отметить, что в Московской Руси помимо вышеперечисленных регалий к символам царской власти относили бармы – широкие оплечья, либо воротники, расшитые золотом и самоцветами и украшенные религиозными изображениями. Бармы одевались поверх торжественного облачения. Их изготовляли из золотых пластин – запонов – или же из парчи.