с. Программа "золотой ключик" в школе и детском саду. обучение по выготскому л.с Программа преемственности золотой ключик начальная школа

  • 07.02.2024

Обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием, а так же между начальной и средней школой. Поэтому школа и детский сад "Золотой ключик" в ЗАО организуют многоуровневый образовательный процесс: семейный клуб для родителей и детей раннего возраста - детский сад - группа подготовки к школе - начальная школа - средняя и старшая школа.

ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ ПРОГРАММОЙ "ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК"

  • Создание детско-родительско-педагогической общности;

  • Создание условий для эмоционального благополучия детей и их семей, педагогов;

  • Развитие коммуникативной деятельности детей в условиях разновозрастного сообщества;

  • Создание условий для полноценного развития личности каждого ребенка и педагога, реализации их творческого потенциала;

  • Обеспечение возможности оптимального познавательного развития детей.

  • ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Программа "Золотой ключик" спроектирована в контексте культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Если вычленить основные позиции данной научной концепции и сформулировать основные положения, ставшие основой для построения программы, то выглядеть они будут так:

  • В центре воспитательно-образовательного процесса находится ребенок, являющийся, наряду со взрослыми, субъектом процесса. Данный тезис предполагает личностную заинтересованность ребенка и его семьи в обучении; учет педагогами психологических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; создание условий для проектной деятельности детей и взрослых, влияющей на выбор средств, методов и приемов реализации программного содержания, а так же на темп и сроки ее реализации.
  • Ключевым направлением воспитательно-образовательного процесса является формирование, расширение и актуализация зоны ближайшего развития как детей, так и взрослых (педагогов и родителей). Это значит, что процесс обучения меняет как педагога, так и ребенка качественно, выводя его на новый уровень личностного развития.
  • Обучение и воспитание детей происходит с учетом психологических особенностей возраста детей (ведущая деятельность, центральная психологическая функция, формирование произвольности). Подразумевается включение игры в обучение и обучения в игру; проектирование образовательного процесса в контексте спонтанного и реактивного обучения, формирование произвольности в доступных на определенном возрастном (и личностном) этапе видах детской и взрослой активности.
  • Создание условий воспитания и обучения, при которых образовательный процесс не отчужден от жизни ребенка в семье.
  • Организация жизни в школе-детском саду по программе «Золотой ключик» предполагает наличие разновозрастных групп детского сада, а так же создание межвозрастных объединений учеников школы для решения образовательных задач, что позволяет выстроить полноценный процесс разнопозиционного общения, лежащего в основе развивающего обучения.
  • Педагоги школы и детского сада реализуют принцип парной педагогики, позволяющий создавать пространство для формирования и расширения зон ближайшего развития как детей, так и педагогов. Это означает, что в группе детского сада одновременно на протяжении всего дня работают два воспитателя, выстраивающие воспитательно-развивающую деятельность, а образование школьников организовано с учетом непременного участия двух основных педагогов, взаимопродолжающих и взаимозаменяющих друг друга.
  • В основе построения воспитательно-образовательного содержания программы "Золотой ключик" лежит событийный принцип, позволяющий реализовывать образовательные задачи для детей различных возрастов, различного уровня психологического и личностного развития, с различными особенностями и трудностями. Такой подход позволяет детям проявлять инициативу, чувствовать себя полноценными участниками происходящего, влиять на выбор форм и средств реализации программного содержания.
  • Данная программа разработана под руководством Г.Г. Кравцова и Е.Е. Кравцовой.

    Теоретической основой данной программы является известное положение концепции Л. С. Выготского о единстве аффекта и интеллекта. Суть этого положения заключается в том, что эмоционально-волевое и когнитивное развитие ребенка нельзя осуществлять изолированно: эти две линии детского развития взаимообусловлены и должны составлять органическое единство. Авторы справедливо подчеркивают, что в дошкольном возрасте интеллектуальное развитие подчинено развитию эмоциональной сферы: именно эмоциональная привлекательность, эмоциональная насыщенность материала обеспечивают лучшее его усвоение и познавательное развитие детей. Таким образом, задача воспитания – максимально насыщать жизнь детей разнообразными волнующими событиями (конечно, позитивными).

    Основная цель программы – «достижение органического единства условий, обеспечивающих детям максимально полное, соответствующее возрасту развитие и одновременно эмоциональное благополучие и счастливую, радостную жизнь каждому ребенку». Для реализации этой цели предполагается внести существенные изменения в традиционные принципы обучения и воспитания детей. Какие же это изменения?

    • Изменить организацию педагогического процесса: ребенок не просто получает знания от взрослого, а «проживает» вместе с ним определенные эмоционально окрашенные события, которые становятся его личным опытом.
    • Изменить позицию педагога в образовательном процессе: взрослый не только учит и воспитывает, но и «живет» совместно с детьми, и конкретные педагогические задачи решаются уже внутри этой общей интересной жизни.
    • Преодолеть существующее отчуждение семьи и детского сада: родители должны непременно активно участвовать в работе детского сада и свободно подключаться к жизни своих детей.
    • Сделать главным принцип семейного, а не общественного воспитания: жизнь в детском саду должна строиться по образцу большой семьи, которая как бы является продолжением собственной семьи ребенка.

    Для реализации этих положений предусматривается организовать жизнь детей по типу большой семьи. В таком детском центре совместно живут дети разных возрастов (от трех до десяти лет), к жизни детского центра свободно подключается родители.

    Программа «Золотой ключик» предполагает заложить основы широкого гуманитарного образования. В отборе образовательного содержания авторы опираются на типовую программу обучения и воспитания в детском саду и на программу для первого – четвертого классов общеобразовательной школы. Кроме того, детей дополнительно знакомят с некоторыми сведениями из различных гуманитарных областей (из истории культуры, мифологии, истории своего народа и всемирной истории) и основами естественных наук (основами физической географии, биологии и экологии, элементами алгебры). На практических занятиях дети осваивают начала различных искусств и народных ремесел.

    Содержание образования организовано по четырем основным направлениям: ориентировка в пространстве; ориентировка во времени; умение действовать с разными материалами; развитие рефлексивных способностей. На протяжении дошкольного возраста (от трех до семи лет) каждое из четырех направлений поочередно становится преобладающим. Так, на первом году обучения развивается способность ребенка действовать в окружающем пространстве, формируется умение организовать пространство своей деятельности в зависимости от ее целей. На втором году обучения главной задачей является организация действий ребенка во времени: дети учатся выстраивать свои действия, планировать их, прогнозировать результаты своей деятельности, соотносить прошлые и будущие события своей жизни. На третьем году обучения главная задача – научить детей действовать с разными материалами; дети учатся пользоваться их свойствами и особенностями в зависимости от задач своей деятельности. Задача заключительного этапа дошкольного возраста (шесть – семь лет) – развивать у детей способность к анализу собственной деятельности, дети учатся анализировать свои достижения, рефлексировать цели и средства собственных действий, в результате чего начинают осмыслять себя субъектом своей деятельности.

    Традиционных обучающих занятий в «Золотом ключике» практически нет. По мнению авторов программы, «решение большинства воспитательных задач, а также освоение основного объема знаний, практических навыков и умений происходит в разновозрастном общении детей друг с другом и с воспитателем, в сбалансированных коллективных, микрогрупповых и индивидуальных деятельностях, в многообразных играх и театрализациях, в запланированных и неожиданных событиях.

    В основе организации всей жизнедеятельности детей лежит специально разработанная система мероприятий, связанная с сезонными циклами. С помощью театрализованных представлений, игр-драматизаций, увлекательных «событий» дети «погружаются» в новые области действительности, внутри которых усваивают новые знания и умения. Так, например, «устраивается» путешествие в Африку. Во время такого «путешествия» дети узнают много нового по географии и истории, о жизни экзотических животных, о климате, о народных традициях местных народов и т.д. Авторы полагают, что такая организация позволяет пробудить детскую активность и ввести детей в смысловой контекст культурных традиций, вызвать эмоциональное отношение к познавательному содержанию.

    Программа «Золотой ключик» предлагает разработки для изучения конкретных тем, дает рекомендации по проведению мероприятий – «событий», необходимых для каждого года обучения, а также содержит свой перечень требований к знаниям и умениям детей для каждого года пребывания в детском центре. Интересно, что общепринятые «Критерии оценки развития детей к концу года» основное внимание уделяют оценке знаний, умений и навыков детей, а результаты развития эмоциональной сферы оцениваются лишь в общих чертах (и только на первом и последнем годах пребывания детей в детском саду).


    Просмотров: 12928
    Категория:

    19 мая 2015, является примерной основной образо­вательной программой , определяющей содер­жание и организацию образовательной деятельности детей от 3 до 10 лет. Программа нацелена на обеспечение всех условий, необходимых для мак­симально полного, соответствующего возрасту воспитанников развития, и, одновременно, для их счастливой радостной жизни и эмоционального благополучия. При достижении этой цели само собой обеспечивается пре­емственность между дошкольным и начальным школьным образованием, решается задача психологической подготовки детей к обучению в школе.

    Теоретико-методологическую основу Программы «Золотой ключик» составляет культур­но-историческая Л.С. Выготского. В этом контексте в основу образовательного процесса по данной Программе положено построение и осуществление разностороннего содержательного общения детей с окру­жающими и между собой. По этой причине группы в работающих по Про­грамме образовательных учреждениях состоят из детей всех возрастов.

    В Программе «Золотой ключик» уделяется особое внимание традиционным ви­дам детских деятельностей и, в первую очередь, ведущей деятельности дошкольного периода – детской игре. В работе с детьми, достигшими школьного возраста, приоритетное значение обретает задача формирова­ния у детей полноценной учебной деятельности.

    Примерная основная образовательная программа дошкольного образования

    «Золотой ключик»

    Под редакцией Г.Г. Кравцова

    ООО «Левъ»

    УДК 373.2 ББК 74.113.8 П56

    П римерная основная образовательная программа дошкольного П56 образования «Золотой ключик» / под ред. Г.Г. Кравцова. М.: Левъ,

    ISBN 978-5-91914-008-5

    Программа «Золотой ключик» является примерной основной образовательной программой дошкольного образования, определяющей содержание и организацию образовательной деятельности детей от 3 до 10 лет. Программа нацелена на обеспечение всех условий, необходимых для максимально полного, соответствующего возрасту воспитанников развития, и, одновременно, для их счастливой радостной жизни и эмоционального благополучия. При достижении этой цели само собой обеспечивается преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием, решается задача психологической подготовки детей к обучению в школе.

    Теоретико-методологическую основу Программы составляет культур- но-историческая концепция Л.С. Выготского. В этом контексте в основу образовательного процесса по данной Программе положено построение и осуществление разностороннего содержательного общения детей с окружающими и между собой. По этой причине группы в работающих по Программе образовательных учреждениях состоят из детей всех возрастов.

    В данной Программе уделяется особое внимание традиционным видам детских деятельностей и, в первую очередь, ведущей деятельности дошкольного периода – детской игре. В работе с детьми, достигшими школьного возраста, приоритетное значение обретает задача формирования у детей полноценной учебной деятельности.

    Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

    УДК 373.2 ББК 74.113.8

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Необходимость построения новых, отвечающих современной социальной действительности образовательных институтов, не вызывает сомнений. Это связано с изменениями, которые переживает сегодняобщество,вчастности,скризиснымсостояниемсемьи,проблемами в системе образования и т.д. В программе «Золотой ключик» предлагается вариант конструктивного решения этих проблем

    и трудностей на основе построения сообществ детей, их родителей

    и педагогов в рамках учреждения начального образования.

    Программа «Золотой ключик» - примерная основная образовательная программа дошкольного образования, разработанная в соответствии с нормативными документами в сфере дошкольного образования и воспитания. Программа «Золотой ключик» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155).

    Данная программа соответствует обязательной части основных требований в сфере дошкольного образования детей от 3 до 7 лет

    и может быть использована образовательными учреждениями в качестве рабочего документа. Содержание образовательных областей программы «Золотой ключик» включает в себя обязательные компоненты и составляющие части, общие для основных образовательных программ дошкольного образования. Вместе с тем, принципиальным отличием программы «Золотой ключик» является то, что реализация содержания обязательных образовательных областей (познавательного развития, физического развития, рече- вогоразвития,социально-коммуникативного,художественно-эсте- тического) осуществляется в рамках специально разработанной системы событий, проживаемых детьми вместе с взрослыми.

    Программа «Золотой ключик» включает три основных раздела: Первый раздел – целевой Второй раздел – содержательный Третий раздел – организационный

    В каждом из этих разделов представлена обязательная часть

    и та часть, которая формируется участниками образовательных отношений.

    Целевойразделвключаетвсебяпояснительнуюзапискуиметодологические основы Программы.

    В содержательном разделе Программы представлены технологические и методические инструменты для достижения целей и практической реализации задач Программы.

    В организационном разделе Программы представлены нормативные документы, способствующие созданию предметно-про- странственной, социальной и культурной образовательной среды, представлены материально-техническая составляющая программы и способы организации обучения, воспитания и развития детей

    в дошкольном учреждении

    Программа «Золотой ключик» представляет собой документ, на основе которого дошкольные учреждения могут реализовать основную программу дошкольного образования в соответствии с требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

    Программа «Золотой ключик» основывается на результатах фундаментальных исследований в отечественной и зарубежной науке о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста, учитывает результаты современных научных исследованиях в области психологии, педагогики, социологии, культурологии;

    Научную основу программы составляет культурно-историче- ская теория, созданная в первой половине двадцатого века Л.С. Выготским. В этом подходе была сформулирована и получила дальнейшую разработку теория психического развития ребенка в онтогенезе. Л.С. Выготским было создано учение о высших психических функциях, выдвинут принцип единства аффекта и интеллекта, предложено понятие о зоне ближайшего развития, поставлена проблема соотношения процессов обучения и развития и определены пути и способы ее решения. В числе многих фундаментальных понятий, введенных автором культурно-исторической концепции в психологическую науку, особое по значимости место занимают понятия центрального возрастного психологического новообразования и социальной ситуации развития. Понятие социальной ситуации развития задает принципиально новый подход к построению образовательной системы как к глобальной проблеме, выходящей далеко за рамки сферы собственно образования.

    Замысел коренного изменения социальной ситуации развития ребенка предполагает не частные переустройства­ , а построение нового общественного и культурного института, охватывающего все сферы жизнедеятельности детей и взрослых.

    Одной из главных причин трудностей, переживаемых нашим обществом, является отчуждение, коснувшееся и системы образования. Это отчуждение выражается, например, в том, что родители имеют самые поверхностные и формальные представления о конкретной деятельности своих детей в детском саду и школе. В свою очередь, воспитатели и учителя мало интересуются семейной жизнью своих воспитанников. Школа и детский сад также отделены друг от друга, и проблема преемственности в их работе пока не решена. И в школе, и в детском саду ребята разделены по возрастам, что затрудняет трансляцию детской субкультуры от старших к младшим и способствует развитию между сверстниками конкурентных, соревновательных отношений. Деятельность на уроках и занятиях жестко задается взрослыми и зачастую лишена для детей личностного смысла, так как не отвечает их собственным потребностям и интересам. В результате происходит снижение качества образования, ухудшается психическое и физическое развитие и даже здоровье детей.

    Начальное образование по программе «Золотой ключик» построено таким образом, чтобы обеспечить все необходимые условия для максимально полного, соответствующего возрасту воспитанников развития и, одновременно, для их счастливой, радостной жизни. Достижение этой цели предполагает соблюдение определенных принципов, лежащих в основе организации педагогического процесса. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта в программе «Золотой ключик» реализуются следующие принципы:

    1. Центральной фигурой в педагогическом процессе должен стать ребенок­ . Взрослому нужно не столько учить и воспитывать детей,сколькожитьсовместной­ снимисодержательнойиинтересной жизнью, а внутри этой жизни решать педагогические задачи. Это обеспечит неотчужденную трансляцию ценностей, целей, решений, способов действия, оценок, взаимоотношений.

    2. Образовательное пространство должно быть единым, что способствует преодолению отчуждения, существующего между семьей и детским учреждением. Для этого необходимо практически осуществить примат семейного воспитания по отношению к общественному и сделать жизнь в детском саду и школе открытой­ для семьи, отвечающей ее потребностям. Система отношений

    взрослых и детей в образовательном учреждении должна стро­ иться по образцу большой общественной семьи, являющейся, как бы, продолжением­ собственной семьи ребенка. В этой «семье» много детей и много взрослых. В нее входят все дети, посещающие данное образовательное учреждение, их родные, педагоги

    и сотрудники учреждения, некоторые из их близких, это дети и взрослые разного возраста, живущие совместной содержательной жизнью.

    3. Организация жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении осуществляется в разновозрастных группах. Это яв-

    ляется необходимым условием развития полноценного общения, являющегося самым главным условием нормального развития психики и личности каждого ребенка. В таких группах происходит естественное саморазвитие игры и других детских деятельностей, взаимное обучение старших и младших, формируется особый микроклимат общей заботы, любви и поддержки. Это ведет к естественной психологической коррекции трудностей в развитии и поведении многих детей.

    4. На первое место ставятся воспитательно-развивающие цели, а не учебные. В дошкольном возрасте интеллектуальное­ развитие должно быть подчинено развитию эмоциональной сферы, а младший школьный возраст во многом продолжает эту линию. Полноценное развитие личности является необходимым условием для успешного обучения, а не наоборот.

    5. Педагогическая деятельность осуществляется на основе парной педагогики. В группе-семье одновременно работают два воспитателя, которые выстраивают с разновозрастным коллективом детей многопозиционное общение, воспитательно-развива- ющую деятельность. Всего же в каждой группе предполагается работа 4 воспитателей по определенному графику, предусматривающему согласованность и преемственность в работе педагогов.

    6. Разновозрастное общение и взаимодействие детей организуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Это находит выражение в адекватных для детей видах и формах игры, в соответствующем месте и мере участия в нейкаждогоребенка,впознавательныхипродуктивныхвидахдетских деятельностей, в различных формах творческой активности, обеспечивающих художественно-эстетическое развитие ребенка.

    Цели и задачи реализации программы

    Цель программы «Золотой ключик» – обеспечить преемствен-

    ность между дошкольным и начальным общим образованием, создать оптимальные условия для личностного и психического развития детей, в том числе, их эмоционального благополучия.

    Программа «Золотой ключик» решает следующие задачи:

    - обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в дошкольном учреждении и реализации творческого потенциала личности;

    - обеспечение эмоционального благополучия детей как главное условие для сохранения и укрепления их физического и психического здоровья;

    - создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

    - создание развивающей образовательной среды, обеспечивающей единство обучения и развития,

    - создание единого образовательного пространства - становление общности «дети – родители – педагоги»;

    - формированиеобщейкультурыличностидетей,приобщениеих

    к общечеловеческим ценностям, в том числе ценностям здорового образа жизни, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и отвественности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

    Развитие коммуникативных навыков и умения действовать в группе и индивидуально, в совместной деятельности с взрослыми и сверстниками.

    Программа «Золотой ключик» также направлена на решение следующих задач:

    1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей разных возрастов и национальностей, в том числе их эмоционального благополучия;

    2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, этнической принадлежности, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;

    3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования дошкольного и начального общего образования;

    4) создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, когнитивного и эмоционального развития ребенка, раскрытия и реализации его творческого потенциала;

    5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных национальных

    и общечеловеческих ценностей, а также принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

    6) формирование общей культуры личности детей, их способностикмежкультурнойкоммуникации,привитиездоровогообраза жизни, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности каждого ребенка, предпосылок учебной деятельности;

    7) формирование целостной образовательной и воспитательной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей, основанной на духовно-нравственных и социокультурных ценностях;

    8) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (или законных представителей интересов ребенка) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

    МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

    Всякая теория психического развития ребенка в концентрированномвиденаходитсвоевыражениевсоответствующейпериодизации развития. Предложенная Л.С. Выготским периодизация выгодно отличается от всех существующих периодизаций, как у нас в стране, так и зарубежом, тем, что она является не линейной, а многомерной. В этой периодизации развитие ребенка прослеживается не по какому-то одному, пусть даже очень важному параметру, а по четырем линиям, заданным фундаментальными психологическими понятиями, введенными в науку о ребенке Л.С. Выготским. Это понятия о центральных возрастных психологических новообразованиях, социальной ситуации развития, центральной психологической функции и ведущей деятельности тот или иного возрастного периода развития. С помощью этой системы взаимосвязанных понятий стало возможным построить многомерную теоретическую модель, фиксирующую закономерности психического и личностного развития ребенка в онтогенезе. С учетом этих закономерностей велась вся исследовательская и опытно практическая работа по созданию образовательной программы «Золотой ключик».

    Следует заметить, что закономерности психического развития ребенка составляют, скорее, предмет интересов детской психологии, чем дошкольной педагогики. Для дошкольной педагогики и практики начального образования гораздо важнее уяснить общее направление усилий, а также пути и способы достижения поставленных целей. В этом плане может помочь еще одна идея Л.С. Выготского, сформулированная им как принцип единства аффекта и интеллекта.

    Проблема единства аффекта и интеллекта рассматривалась Л.С. Выготским как краеугольный камень теории психического развития ребенка. В статье «Проблема умственной отсталости» он критикует односторонние подходы к пониманию процесса развития психики в онтогенезе. Отмечая ошибочность интеллектуалистических теорий детского слабоумия, Л.С. Выготский не соглашается с К. Левиным, пытавшимся вывести природу умственной отсталости из нарушений аффективной сферы. «Левин рассматривает­

    аффект вне развития и вне связи с остальной психической жизнью. Он предполагает, что место аффекта остается неизменным

    и постоянным на всем протяжении развития и что, следовательно, отношения интеллекта и аффекта есть постоянная величина»

    (Л.С. Выготский, 1983, с.244-245).

    Согласно мысли Л.С. Выготского, установленное К. Левиным определяющее­ влияние аффективной сферы на умственное развитие ребенка, верно на начальных ступенях развития интеллекта. Однако будет большой ошибкой возводить этот частный случай в общий закон. В учении о высших психологических функциях, составляющем ядро культурно-исторической концепции, Л.С. Выготским показано, что самое главное в психическом развитии­ заключается в изменении межфункциональных связей и отношений между отдельными процессами, в том числе, между интеллектом

    и аффектом. Так, например, в лекциях по возрастной психологии Л.С.Выготскийуказывает,что«ккризисусемилетвпервыевозникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств» - и, затем, поясняет, что «в кризисе семи лет благодаря тому, что возникает дифференциация внутреннего и внешнего, что впервые возникает смысловое переживание, возникает и острая борьба переживаний.- Внутренняя борьба (противоречия переживаний и выбор собственных переживаний) становится возможна только теперь». (Л.С. Выготский, 1984, с.379-380). Это значит, что к концу дошкольного возраста эмоции перестают быть однозначным и непосредственным определителем всех реакций ребенка. В переходномвозрастеотдошкольногокмладшемушкольномупериоду развития происходит «интеллектуализация аффекта», эмоции становятся­ «умными» (А.В. Запорожец, 1980), между эмоциями и действиями ребенка вклиниваются опосредствующие интеллектуальные моменты (Л.И. Божович, Л.И. Славина, Т.Е. Ендовицкая, 1976). Тем самым, соотношение аффекта и интеллекта в это время становится прямо противоположным выделенной К. Левиным связи аффекта и интеллекта.

    В то же время, Л.С. Выготский отмечал, что в теории К. Левина содержится­ в высшей степени ценное ядро, заключающееся в идее единства аффективных­ и интеллектуальных процессов. Однако это единство проявляется как динамическая, а не стабильная связь