Кляммер как крепится. Кляймеры для вагонки: технология установки. Причины для крепления вагонки на специальные метизы

  • 04.03.2020

Для отделки бань и саун чаще всего подбирается вагонка. Раньше применялись такие детали, как гвозди и саморезы. Но во время их вкручивания или забивания в досках могли появиться трещины, такой способ делает невозможным демонтаж без повреждений. Наилучшим методом установки считается использование кляймеров.

Кляммеры – это скобы для блок-хауса, вагонки любых видов и размеров, а также стеновых панелей. Производятся из оцинкованной или пружинной стали толщиной 0,55 мм. Оцинковка делает их устойчивыми к коррозии, поэтому можно применять в помещениях с повышенной влажностью. Они не будут ржаветь как обычные саморезы или гвозди.

В кляймерных скобах есть специальные отверстия для крепления гвоздиками. При покупке чаще всего они идут в комплекте с ними. Использовать для монтажа простые саморезы не рекомендуется, так как шляпки будут мешать установке вагонки.

Преимущества и отличия:

  • Простота и высокая скорость работ. Гвоздики забиваются пневмоинструментом, что значительно сокращает время.
  • Можно выбрать кляймеры для евровагонки любого размера и вида.
  • Исключена вероятность повреждения отделки во время установки.
  • Надежность и долговечность, без риска появления сдвигов.
  • Не видны на поверхности досок, а надежно скрыты в пазах.
  • Провести монтаж может даже человек, не имеющий никакого опыта в строительстве.
  • Невысокая стоимость и длительный срок эксплуатации благодаря наличию оцинкованного слоя.

Между собой отличаются габаритами и высотой подъема язычка. Чтобы подобрать подходящий размер кляймеров, нужно знать параметры отделочного стройматериала. Каждый элемент имеет определенный номер, который соответствует величине шип-паза евровагонки или доске другого типа.

Бывают следующих размеров:

  • №1 – для поливинилхлоридной вагонки или панелей толщиной 5 мм.
  • №2 – для МДФ или ПВХ до 8 мм.
  • №3 – для ДСП.
  • №4 – для евровагонки.
  • №5 – для вагоночных досок.
  • №6 – для установки блок-хауса внутри зданий.

Если планируется отделать стены другими стройматериалами, например, ламинатом, то следует приобрести изделиясоответствующего типа, которые способны выдерживать более сильные нагрузки.

Выбирая кляймерные скобы, нужно обращать внимание не только на их размер, но и на то, из чего они сделаны и какие имеют характеристики. От прочности стали зависит их способность выдерживать нагрузки, а целостность оцинковки влияет на устойчивость к повышенной влажности и срок их эксплуатации. В одном комплекте должны быть крепежи одинакового размера.

На 1 м 2 требуется как минимум 20 шт. Далее определяется их количество в зависимости от площади отделываемой поверхности. Например, на стены общим размером 45 м 2 потребуется 45*20=900 штук. В одной упаковке продается чаще всего 100, значит нужно приобрести 10 тар (1 запасная).

Для крыш используется другая схема расчета:

  • Для крепления ровных участков поверхности с шагом 40-50 см потребуется 4 кляймера.
  • Для отделки краев с шагом 35 см – 5 штук.
  • Для размещения досок в углах с шагом 25 см – 6.

После вычисляют число гвоздей, необходимых для установки. На 1 крепеж требуется как минимум 2-3 гвоздика. Меньше делать нельзя, так как в будущем это приведет к повреждениям евровагонки.

Инструкция по монтажу своими руками

Для установки деревянной облицовки потребуется приготовить:

  • резиновая киянка;
  • пневмоинструмент;
  • крепежи;
  • строительный уровень и отвес.

Перед тем как зафиксировать евровагонку, нужно подготовить поверхность. В стенах заделывают щели и трещины. Если будет отделываться баня, построенная из дерева, то рекомендуется обработать стены средствами против гниения. Это позволит увеличить срок ее службы.

Крепить вагонку кляймерами следует только на абсолютно ровную плоскость. На неровные стены она ляжет неплотно, в итоге через время лопнет. Чтобы ее выровнять, делают обрешетку из деревянных реек и брусков. Перед тем как их фиксировать, на стены наносят разметку. Именно от этого этапа зависит ровность и внешний вид всей отделки в будущем.

На тип обрешетки влияет способ монтажа – вертикальный или горизонтальный. Если доски будут располагаться вертикально, то рейки прибивают горизонтально, и наоборот.

Деревянные брусья необходимо прикрепить в абсолютно ровном положении. Для этого выбирают строительный уровень, отвес или лазерную указку. Расстояние между ними равно 50-60 см. Оно может быть чуть меньше или больше в зависимости от того, будет ли использоваться утеплитель.

Для бань и саун применяется базальтовая вата в плитах. Между утеплителем и облицовкой обязательно должен быть вентиляционный зазор. Он необходим для вывода влаги, которая будет конденсироваться на стенах. Если евровагонку расположить вплотную, то из-за избытка влажности она начнет гнить.

После того, как уложен утеплитель, приступают к размещению вагонки. Если она монтируется вертикально, то первую доску ставят в угол и проверяют ровность строительным уровнем, после чего надевают кляймер в паз и фиксируют гвоздиками. Следующую вставляют в паз первой. Чтобы она села плотно, ее аккуратно подбивают резиновой киянкой, после чего так же закрепляют.

Если вагонка устанавливается в горизонтальном положении, то шип должен быть вверху, тогда вода не будет затекать внутрь материала. Монтаж начинают от пола и идут к потолку, крепят аналогичным образом. Через каждые 5-7 досок проверяется ровность, чтобы вся отделка находилась на одном уровне, без искривлений.

Кроме деревянных брусков можно выбирать металлопрофили или пластиковые направляющие. Тип зависит от условий эксплуатации. Металл лучше не применять в помещениях с повышенной влажностью. При создании обрешетки приходится делать разрезы в профилях, а значит, в местах реза металл не будет защищен от воды. Через время он начнет ржаветь и постепенно разрушаться, ржавчина может вытечь наружу.

Если для отделки используется облицовка разной толщины, то приобретают кляймеры различных размеров, а не одни и те же.

Расценки

Стоимость зависит от размеров, материала и марки производителя.

При выборе кляймеров для вагонки важно купить правильный размер. Если крепеж будет маленьким, то он не наденется на доску без ее повреждения, а если наоборот, слишком большим, то возникнут трудности с установкой последующих деталей, так как придется вколачивать их с сильным давлением, что также приведет к растрескиванию.

Деревянные панели используются в современном строительстве практически повсеместно. Ими обрамляют поверхности фасадов, отделывают парные и мансарды, из них сооружают заборы и другие конструкции. Для крепления вагонки в последнее время активно применяются кляймеры. О тонкостях крепления материала такими деталями расскажет эта статья.

Альтернативный крепеж

До недавнего времени в процессе отделочных работ с вагонкой мастерам часто приходилось решать, какой крепеж использовать для фиксации материала. Выбор делался между гвоздями и саморезами. На сегодняшний день данный вопрос уже не стоит столь остро, ибо теперь в виде альтернативного варианта используется метод прикрепления вагонки к поверхности при помощи так называемых кляймеров.

Кляймер представляет собой штампованную скобу особой формы. Такие элементы монтируются на заранее подготовленное основание и крепятся к нему посредством гвоздей или саморезов. Крючок такого кляймера способствует прочной фиксации вагонки, полностью скрывая от глаз все нюансы крепления. При этом метизы данного вида применяются не только для монтажа вагонки.

Также они часто используются для крепления панелей из ПВХ и установки МДФ элементов.

Преимущества

Скрытый способ крепления вагонки посредством кляймеров приобрел повышенную популярность не без причины. Благодаря его применению процесс отделочных работ получил существенное ускорение. Кроме того, использование кляймерных метизов сводит к нулю опасность повреждения материала, появление расколов и трещин, что часто случается при использовании стандартного крепежа из гвоздей и саморезов.

Кляймеры подбираются индивидуально под тип применяемой в работе вагонки. Высокая степень фиксации таких метизов является гарантией того, что в дальнейшем закрепленные такими скобами доски будут неподвижны, не дадут люфта и не станут расшатываться.

Не останется от них и лишних отверстий.

Применение кляймеров не предусматривает использования каких-либо дополнительных комплектующих. Для проведения монтажа достаточно самих скоб и гвоздей или саморезов, которые завершают фиксацию.

Все изделия такого типа имеют антикоррозийное покрытие или же изготавливаются из нержавеющей стали. За счет этого надежность и срок эксплуатации деталей многократно повышается.

Благодаря невысокой стоимости кляймеров и их доступности для покупателей они являются ярким примером оптимального сочетания цены и качества.

Установка вагонки и ее демонтаж таким способом выполняются довольно быстро. Кляймеры практически незаметны, поэтому конструкция имеет целостный вид, без зазоров и отступов, каких-либо повреждений и выступающих деталей крепежа типа шляпок гвоздей и головок саморезов.

Монтаж с применением таких метизов отличается простотой, не требует применения специального инструмента.

Его может провести даже человек, не имеющий строительной квалификации.

Расход метизов

Метод расчета количества скоб, необходимых для выполнения работ, основывается на расходе крепежных элементов на один квадратный метр материала. Как известно из практики, на эту единицу площади обычно затрачивается около 20 скоб. Более точно их число рассчитывается, исходя из длины одного элемента вагонки и определения шага между рейками обрешетки. Здесь обычно применяются стандартные значения для таких каркасов.

Далее выполняется деление длины вагоночной плиты на шаг обрешеточного каркаса, к результату прибавляется единица. Полученная величина умножается на общее количество ламелей вагонки, которое планируется использовать для отделки. Затем следует вычислить общее количество упаковок с кляймерами. Оно рассчитывается по числу гребней в коробке.

По стандарту каждая упаковка содержит 100 скоб.

Метод выбора крепежной скобы

Выбор кляймеров зависит от вида вагонки, используемой в отделочных работах. Разновидности материала различаются по толщине и весу листов, поэтому скобы для крепления должны иметь необходимый размер и соответствующую задаче высоту язычка.

Вагонку из пластика и отделочные элементы из МДФ можно монтировать на кляймеры, имеющие высоту порядка 1-2 мм. Метизы с трехмиллиметровым язычком применяют для установки материалов из плиты ДСП.

Для крепления евровагонки применяют кляймеры, высота язычка которых составляет 4 мм. Если для отделки дома применяется обычная деревянная вагонка, то для ее закрепления на рабочей поверхности применяются скобы высотой 5 мм. Наиболее мощный крепеж необходим для блок-хауса. Его следует фиксировать метизными скобами с язычком высотой 6 мм.

Наиболее надежными являются кляймерные скобы, толщина которых равна 0.5 мм. Они изготавливаются из стали с цинковым покрытием, поэтому не боятся коррозии и отличаются долговечностью. Благодаря этому детали одинаково успешно можно применять как для внутренней отделки, так и для наружных работ.

Сегодня в продажу также поступают кляймеры с шипообразными крючками. Такие скобы вбиваются в торцы вагонки, создавая эффект дополнительной фиксации деревянной доски. Существует несколько разновидностей таких элементов. Правильно выбрать подходящий вариант можно, исходя из толщины доски, на которую деталь будут крепиться. Для евровагонки подбираются кляймеры №3 и №4, для осиновой и липовой доски – №5 и №6, для пластиковой вагонки берется кляймер №2.

Нюансы монтажа

Как уже было сказано, для закрепления вагонки кляймеры ставятся на панель, которая затем крепится гвоздями или саморезами к стене или обрешетке. При работе вам придется воспользоваться угольником, рулеткой, молотком, отверткой, шуруповертом и строительным уровнем.

Под вагонку монтируется обрешетка. Целью ее установки является выравнивание отклонений стен и потолка по вертикали для максимально точной установки панелей евровагонки.

Если обрешетка создается из деревянных брусков, то их следует подвернуть обработке антисептиком для предотвращения гниения. Вторым вариантом может быть металлический профиль, применяемый также для крепления листов гипсокартона. В данном случае он может использоваться благодаря своей влагоустойчивости. Пустоты между брусьями или металлопрофилем каркаса заполняются теплоизоляционным материалом.

Весь процесс установки вагонки должен проходить при непрерывном контроле аккуратности размещения ее элементов и выравнивании их по уровню. Расстояние между отдельными брусьями обрешетки не должно превышать 550 – 600 мм.

Гвозди или саморезы для крепления кляймеров берутся из расчета по 2-3 штуки на скобу.

Крепление всего одним элементом дает некачественную фиксацию панелей, что может привести к деформации конструкции.

Способы фиксации

Вариант установки подбирается в зависимости от расположения панелей. Если применяется горизонтальная евровагонка, то элемент монтируется по самому низу в непосредственной близости к полу.

Кляймер крепится на шип панели. Она устанавливается на положенное место, а фиксация выполняется гвоздями или шурупами, пропущенными сквозь отверстия в теле кляймера и забитыми или вкрученными в обрешетку. На каждой скобе обычно бывает не менее трех крепежных отверстий, но можно задействовать и два из них.

Первая панель вагонки ставится пазом в тело скобы на крючок. Последующие панели вставляются пазом в гребень и фиксируются кляймерной скобой. Толщина язычка детали позволяет вводить следующую вагоночную панель в паз предшествующей вместе с установленным на ней кляймером. Так циклически повторяется весь процесс.

Первая и последняя доски крепятся гвоздями.

Вертикальный монтаж вагонки осуществляется путем очень плотного прижатия торца с гребнем к поверхности стены и закрепления скобы метизами. Панели при этом должны быть обрезаны точно в размер во избежание появления щелей в теле конструкции. Стоит помнить, что для обработки стыков нельзя применять жидкие герметики.

Следует заметить, что горизонтальный способ монтажа отделочного покрытия из вагонки является одним из наиболее популярных. Некоторые разновидности этого материала (например, «американка» и «четверть») крепятся к отделываемой ими поверхности только таким методом.

Если планируется обустройство парной в русской бане или сауне, то потребуется установка ламелей вверх шипом. Именно при таком их положении вода и паровой конденсат будут стекать по стене, не задерживаясь.

Монтажные работы в таком случае начинают от потолка.

При проведении облицовочных работ или внутренней отделки помещений не обойтись без надежного крепежа. В последнее время особую популярность завоевали кляймеры. Они позволяют создать ровные стены, полотки или фасад без видимого крепежа.

Для чего нужен кляймер?

Кляймеры это металлические скобы, которые предназначены для прочной, надежной фиксации пиломатериалов. С их помощью стройматериал незаметно, аккуратно крепится на обрешетку или очищенную поверхность стен. Данная разновидность крепежей используется не одно десятилетие, обладая рядом существенных преимуществ перед хорошо знакомыми гвоздями и саморезами.

Виды кляймеров

Крепеж производится исключительно из оцинкованного железа или пружинной стали, обладающей достаточной прочностью и небольшой растяжимостью.


Фото 1. Кляймеры усиленные для монтажа имитации бруса

Этот тип скоб бывает нескольких видов:

  • специальные - применяются для проведения манипуляций на фасадах зданий, во время укладки керамогранитных плит, черепицы;
  • для монтажа пластика;
  • для крепления вагонки, блок-хауса и других деревянных облицовочных материалов.
  • №1 - для пластиковых панелей, виниловой вагонки;
  • №2 - манипуляции с доской МДФ;
  • №3 - производится крепление ДСП, евровагонки;
  • №4 - специальный кляммеры для евровагонки, соответствующие стандартной высоте панелей;
  • №5 - удерживают увесистые ламели из древесины, увеличенное количество отверстий для монтажа;
  • №6 - применяется при установке блок-хауса.

Чтобы понимать, кляймер какого номера брать для вагонки, необходимо точно знать толщину заднего паза в мм. Какая толщина, такой номер кляймера и выбираем.


Фото 2. Кляймеры для вагонки №5

7 преимуществ эксплуатации

  1. Высокая прочность конструкции. Одна пластина из стали выдерживает около 25 кг веса (усиленный кляймер).
  2. Тотальная аккуратность по отношению к облицовочному полотну, язычок скобы аккуратно защелкивается прямо в паз, не травмируя или деформируя поверхность ламелей. Выгодное отличие от гвоздей или саморезов, которые зачастую ломают тонкий паз или шип.
  3. Коррозийные процессы отсутствуют благодаря оцинкованной стали. Возможно применение в помещениях с повышенной влажностью или на улице.
  4. Большой выбор типоразмеров и форм, что позволяет подобрать подходящий вариант под любой материал (усиленные или обычные кляймеры).
  5. Крепление имитации бруса кляймерами можно запросто произвести самостоятельно.
  6. Установленное облицовочное покрытие жестко зафиксировано, не "играет" от малейшего движения извне.
  7. Комплект из кляймеров отличается доступностью и дешевизной, которая делает ремонт менее затратным.


Фото 3. Крепеж - кляймеры для вагонки №6

Как определить размер крепежа?

Как выбрать размер кляймера для стройматериалов, с которыми планируете работать? В первую очередь обратите внимание на материал, из которого они изготовлены. Если производятся монтажные процессы с тяжелыми панелями, то покупайте усиленный кляймер для доски 5 или 6, которые наверняка выдержат большой удельный вес древесины. А если планируется работа с евровагонкой, то обратите внимание на обычные, недорогие крепежи. Во время покупки товара в строительном магазине уточняйте у продавцов номера кляймеров, чтобы точно не ошибиться с выбором. Номер должен соответствовать толщине паза на который будет одеваться пластина.

Методы крепления кляймеров на примере вагонки

Те, кто впервые столкнулся с необходимостью работы с этим крепежным материалом, зачастую ищут ответ на вопрос "Как крепить кляймеры?" В данной технологии нет ничего сложного. В первую очередь определите тип материала, номер крепежных клипс. Все готово?


Фото 4. Монтаж вагонки на кляймеры

Тогда приступаем к поэтапному монтажу:

  • проводим четко выверенную разметку на поверхности стен при помощи отвеса и уровня. Применяем шаг 50-60 см, так как этого требует стандартная технология. Также учитываем ориентацию установки пластиковых полотнищ: горизонтальная или вертикальная;
  • по размеченным линиям, при помощи дюбелей и саморезов устанавливаются несущие части конструкции. Иначе говоря, "набивается каркас";
  • устанавливаем первую доску из любого удобного угла строго по уровню;
  • кляммеры при этом монтируются в области отметок на брусках: одна часть скобы удерживает брус, а другая привинчивается к опорной конструкции при помощи трех саморезов;
  • гребень следующей полосы входит в паз первого элемента облицовки и монтажная схема повторяется;
  • через каждые 5-7 вагоночных полос следует производить повторные замеры, чтобы избежать искажения геометрии и накопления погрешностей из-за кривизны стен;
  • если вы производите облицовку поверхности снаружи помещения, то устанавливайте вагонку шипом вверх, чтобы избежать попадания влаги.


Фото 5. Усиленный кляймер для имитации бруса

Теперь вам известно, как правильно крепить вагонку на кляймеры, используя простейшие строительные навыки и обычный инструмент. Ориентировочный расход кляймеров на квадратный метр составляет 20 шт. Данный тип крепежного материала обладает разной стоимостью. Точный расчет количества крепежа является гарантией качества ремонтных работ и надежности результата. Итоговое количество кляймеров зависит исключительно от принятой длины шага и габаритов самих панелей.

Что нужно учитывать для грамотного подсчета?

  1. Определить длину брусов или полотен, она должна быть одинаковой для каждой полосы.
  2. Выяснить шаг обрешетки, чаще всего она составляет 40-60 см.
  3. Первое имеющееся числовое значение разделить на второе и прибавить к полученному числу единицу.
  4. Итоговое значение из предыдущего пункта умножьте на общее количество полотен, которое планируется использовать в процессе облицовочных работ.
  5. Вот вы и получили ответ на вопрос, сколько кляймеров нужно на квадратный метр?. Чаще всего одна упаковка крепежного материала содержит около 100 штук, соответственно, вы без труда узнаете, сколько коробок вам понадобится для ремонта.


Фото 6. Кляймеры для вагонки №4

Не стоит переживать о том, что крепеж испортится в процессе проведения работ. Они изготовлены из качественной и закаленной стали. Чтобы избежать случайного повреждения металлической рабочей поверхности во время добивания гвоздей, следует применять шуруповерт и крепить на саморезы.

Применение таких крепежных элементов отличается простотой, высокой стабильностью готовой конструкции, а также возможностью применения во внутренних и наружных облицовках. Кляймеры - одни из основных и доступных элементов для крепежа в строительном деле.

Кляймеры (встречается также вариант написания этого слова «кляммеры») представляют собой группу металлических крепежных изделий, предназначенных для менее заметного соединения между собой смежных панелей деревянной вагонки. Кляймеры для вагонки – не обязательный, но желательный элемент, участвующий в облицовке стен. Ведь далеко не всегда декоративные гвозди либо саморезы эстетично смотрятся на готовой поверхности стены.

Крепление вагонки удобно выполнять кляймерами

Конструкция и преимущества использования кляймеров

Кляймер для вагонки чаще всего изготавливается методом холодной листовой штамповки из полосовой стали или алюминия. Процесс деформации довольно сложен, и потому реализуется на многопозиционных листоштамповочных автоматах. Он включает в себя следующие этапы:

  • пробивку отверстий под последующий крепеж панелей вагонки;
  • предварительную надрезку-загибку скобы;
  • окончательную гибку скобы;
  • разрезку (или вырубку, если штамповка производится с отходами) готового изделия.

Современные конструкции листоштамповочных автоматов позволяют производить до 400 заготовок в минуту. Далее на стальные изделия наносится антикоррозионное покрытие, для чего они проходят холодное или горячее цинкование. Алюминиевые кляймеры, хотя и имеют более высокую цену, применяются с целью снижения нагрузок на стену. Особенно часто они применяются в случае крепления вагонки на гипсокартонные межкомнатные перегородки.

Как правило, кляммеры штампуются из материала толщиной 1-1,5 мм, хотя встречаются и более мощные – до 5 мм толщиной.

Кляймеры — удобный способ крепления вагонки

Положительные стороны применения кляймеров состоят в следующем:

  1. Повышается скорость и производительность соединения панелей вагонки.
  2. Исключается трещинообразование в материале (это особенно важно при применении вагонки из твердых пород древесины – дуба, бука).
  3. Снижаются требования к квалификации установщика облицовочных панелей, поскольку крепление для вагонки существенно упрощается.
  4. Не имеют значения параметры относительной влажности в помещении, где выполняются работы. При большой влажности крепления для вагонки в виде гвоздей или саморезов не рекомендуются вследствие возможных деформаций материала.

Немаловажно, что низкая себестоимость производства данной продукции определяет и более низкую цену на нее (особенно по сравнению с ценой на саморезы).

Разновидностью кляймеров являются так называемые строительные скобы, которые применяются для соединения смежных панелей пластиковой вагонки. Такие скобы незначительно отличаются своим внешним видом, но выполняют ту же функцию.

Как рассчитывается потребность в кляймерах

Поскольку кляймеры или скобы должны надежно фиксировать панель в предназначенном месте стены, то их количество зависит главным образом от длины вагонки. Для евровагонки производители обычно комплектуют установленный объем материал необходимым количеством крепежа, что легко устанавливается по прилагаемой инструкции. В остальных случаях руководствуются следующими практическими рекомендациями:

  1. На каждые 400-500 мм стены требуется не менее четырех крепежных элементов длиной не менее 1,5-2 мм.
  2. Для крепежа вагонки на сложных элементах поверхности (выступы, эркеры) требуется не менее пяти единиц крепежа на длину 300-400 мм.
  3. Для крепления вагонки в углах (например, у оконных или дверных проемов) количество кляймеров возрастает до шести, при этом длина между смежным крепежом для вагонки не должна быть более 250 мм.
  4. Для крепления материала в местах присоединения его к фризу количество крепежа вагонки принимается из расчета: четыре кляймера на 250-400 мм длины панели.

Таким образом, исходя из рядности установки вагонки, а также сложности периметра помещений можно довольно точно установить потребность в данных метизах.

Монтаж с помощью кляймеров очень аккуратен

Кроме рассматриваемых изделий, потребуются еще шурупы или саморезы, которыми кляймер прикрепляется к обрешетке. Их количество определяется конструкцией. Обычно строительная скоба и кляймер имеют три крепежных отверстия, хотя может встречаться и другое исполнение (в частности, для евровагонки).

Выбор оптимальных размеров для кляймеров

Поскольку ГОСТов на данные изделия не существует (за исключением специальных технических условий СТО 75298253-001-2006 на фасадный крепеж), то многообразие таких метизов достаточно большое. Рядовой потребитель может легко запутаться в предлагаемых типоразмерах.

Прежде всего, не рекомендуется приобретать крепление для вагонки от разных производителей: может отличаться и толщина материала, и габаритные размеры метизов. Считается, что для установки обрешетки на межкомнатнтую перегородку оптимальная толщина изделий должна быть 1 мм, для прочих вариантов – не более 1,5-2 мм. Встречающиеся кляймеры большей толщины применяются только при внешней облицовке фасадов домов. Они обычно имеют защитное исполнение в виде окраски порошковыми красками.

В продаже встречаются и другие размеры данных метизов, но они предназначены для фиксации керамических материалов (в частности, керамогранитных плит), и в качестве крепежа для вагонки непригодны.

Важным элементом выбора подходящего типоразмера крепления для вагонки является такой размер, как высота. Выбрать ее необходимо с учетом размеров панели и ее материала:

  1. Для пластиковой вагонки высота скобы принимается не более 2 мм (размер перед покупкой стоит соотнести с высотой самой панели).
  2. В случае установки евровагонки высота изделия уже полностью соответствует конфигурации панели (размерный ряд состоит из 6 типоразмеров).
  3. Деревянная вагонка имеет различную высоту – до 6 мм, таким образом, и высота кляймера должна быть такой же.

Надежность крепления зависит от качества антикоррозионного покрытия метиза. Цена товара в этом случае будет выше, зато исключается появление ржавчины, которая снизит прочность изделия. В результате прикрепленная панель вагонки быстро утратит свою первоначальную устойчивость.

Кляммер для крепления вагонки

С целью увеличения прочности фиксации ряд производителей одну из опорных поверхностей изделия выполняют с шипообразными отростками. Внедряясь в деревянную поверхность панели, шипы обеспечивают более надежное ее удерживание на стене. Поскольку технология производства зубчатых кляймеров не намного по своей трудоемкости превышает стандартную, цена на метиз может оказаться несколько выше. Зато надежность крепежа вагонки возрастет в разы, поэтому выбрать такой типоразмер изделия для потребителя выгоднее независимо от цены. Высотный размер зубчатых кляммеров может достигать 2 мм, что необходимо учитывать при покупке.

Кляймеры в качестве крепежа для вагонки – это выгодно и удобно. Они не только сокращают время установки панелей, но и позволяют производить их легкую замену, в случае необходимости.

При этом очень важно выставить все планки идеально и в горизонтальной и в вертикальной плоскости. Малейшие нарушения затем станут причиной появления «горбов» или «впадин» в отделке, которые на монолитной стене из вагонки выделяются достаточно четко. Крепеж вагонки можно начинать после того, как готова обрешетка.

Как крепить вагонку. Первый шаг — сделать обрешетку

Доски вагонки заносят в помещение, распаковывают и оставляют на несколько суток (при необходимости, можно обработать вагонку для мойки и предбанника ). Чтобы ускорить процесс, сделать это можно «до» или «во время» строительства обрешетки. Затем приступают к монтажу вагонки.

Монтаж вагонки одинаков и не зависит от выбранного способа крепежа: при вертикальном расположении досок стартуют от одного из углов, двигаясь вправо или влево – как кому удобно. Первую доску располагают, так чтобы паз был направлен наружу. В него вставляется шип следующей планки. Можно и наоборот – тут особой разницы нет. Главное – вертикальность, которая проверяется несколько раз: при первичной установке планки и по мере ее закрепления. Для проверки вертикали можно воспользоваться обычным .

При горизонтальном расположении вагонки, эксперты по строительству бань говорят, что шип должен быть направлен вверх: так влага, которая конденсируется на досках или капли воды, попавшие на нее, скатываются на пол, а не остаются в пазу. Начинать рекомендуют от потолка.

При монтаже вагонки на стены бани или сауны не забывайте оставить зазор в 2-3 см у потолка и у пола. Он необходим для лучшей вентиляции и компенсации температурного расширения, а щель закроется плинтусом, который все равно прибивается и вверху и внизу, да и по углам используют специальные уголки. Если не оставить зазора, то, скорее всего, вагонка «вздуется».

Чтобы добиться плотного соединения планок вагонки между собой, после их соединения, в паз последней доски вставляют небольшой отрезок вагонки, по которому постукивают молотком, добиваясь практически полного отсутствия щелей (не забудьте проверить вертикальность планки после этой процедуры и при необходимости подправить ее направление несколькими ударами в нужном месте).


Первую и последнюю доску, вне зависимости от выбора способа крепления, прибивают гвоздями с маленькой головкой (про виды крепежа для бани читайте ), при необходимости утапливают ее полностью с помощью добойника.

Теперь собственно о том, как можно крепить планки. Есть два основных варианта:

  • При помощи гвоздей/шурупов (какие виды гвоздей могут использоваться для бани, смотрите )
  • С использованием кляммеров – фиксаторов/держателей, имеющих отверстие для гвоздей или скоб и язычок-держатель, который фиксируется за шип вагонки, удерживая ее.

Крепить вагонку с одинаковым успехом можно и при помощи гвоздей с маленькой шляпкой (обычно это финишные гвозди) и при помощи кляймеров (кляммеров). Оба способа имеют своих сторонников. В любом случае планка фиксируется сначала в середине (к средней планке обрешетки), затем по краям (вверху/внизу или справа/слева), после чего снова проверяется горизонтальность/вертикальность планки. Если все нормально, закрепляют вагонку и к промежуточным планкам обрешетки.

Монтаж вагонки финишными гвоздями

При использовании гвоздей их забивают в паз вагонку под углом, утапливая полностью головку в древесину. Чтобы при этом не повредить планку, можно использовать добойник. Аналогичным образом вкручивают шурупы, тоже следя за тем, чтобы они не выступали и не мешали «посадить» следующую доску.

Этот способ всем хорош, но существует высокая вероятность того, что паз расколется, что в разы снизит надежность крепления вагонки. В условиях бани это чревато тем, что при высокой влажности или в морозы в неотапливаемой бане, древесина разбухнет и планку может просто вырвать. Придется всю отделку переделывать. Решается такая проблема предварительным засверливанием отверстий в нужных местах, а в них уже вкручивать/забивать или гвозди или саморезы.


Есть еще вариант – гвозди забивать просто в вагонку, утапливая глубоко головки (с засверливанием или без). Получившиеся при этом углубления замазать столярной шпаклевкой. Так делать намного проще, но не всех устраивает такой вариант с точки зрения эстетики: совсем незаметными сделать следы от гвоздей/шурупов довольно проблематично.

Шпаклевку для древесины, идеально подходящую по цвету, можно сделать самостоятельно. Для этого самую мелкую стружку, а лучше пыль, которая образуется при распиле вагонки смешать с небольшим количеством клея ПВА до состояния густой кашицы. Этим составом и замазывать все углубления.

Можно ли крепить вагонку в бане финишными гвоздями? Ведь шляпки у них небольшие. Не «вывернет» ли вагонку зимой? Если сделать обрешетку с шагом 40-50см (как рекомендуют), то финишные гвозди надежно фиксируют вагонку, и она остается на месте даже после значительных морозов. Если вы любите перестраховаться, используйте или саморезы или кляммеры.


Финишные гвозди для вагонки в бане лучше брать с медным, латунным или хромированным покрытием. Они выдержат высокую влажность и не разрушатся раньше времени.

Как крепить вагонку кляймерами

Кляммеры – металлические пластины, имеющие отверстия для гвоздей/скоб и язычок определенной формы, который удерживает вагонку за паз. Используют кляммеры не только для вагонки, но и для систем наружной отделки – вентилируемых фасадов, пластиковых панелей или панелей МДФ и ДСП. Это достаточно надежные приспособления, которые обеспечивают надежную и скрытую фиксацию отделочных материалов.


Для монтажа вагонки в бане кляймеры хороши по двум причинам:

  • Изготавливаются кляммеры из высокоуглеродистой стали, а затем еще сверху оцинковываются. Так что такие изделия выдерживают непростые режимы бани (высокие температуру и влажность) длительное время.
  • Особая конструкция позволяет смонтировать отделку скрытно и одновременно надежно (если правильно выбрать размер кляммера).

Как выбрать кляймер для вагонки

При монтаже евровагонки стандартного профиля, нужно использовать кляймеры с высотой язычка 4мм, при использовании скоб и строительного стиплера, язычок должен иметь длину 5 мм. Для монтажа блок-хауса (вагонки со скругленной лицевой поверхностью, имитирующей оцилиндрованное бревно) высота язычка должна быть 6 мм.

В среднем, на один квадратный метр, идет до 20 кляймеров. Зная общую площадь стен и потолка, вы сможете прикинуть количество необходимого крепежа.

Первую доску устанавливают точно так же, как и при монтаже вагонки при помощи гвоздей. Все дело в том, как она фиксируется. На шип надеваются кляймеры, которые при помощи гвоздей/скоб/саморезов крепятся к обрешетке. Отверстий под крепеж в них три, но использовать все или только два (крепить вагонку в бане на один гвоздь/саморез опасно – вырвать может) выбираете вы. В комплекте с кляммерами поставляются гвозди или саморезы. Если будете «садить» на саморезы, лучше иметь шуруповерт – это ускорит процесс в разы.

Можно использовать для крепления кляймеров и строительный степлер, но пользоваться им тоже нужно уметь. Все зависит от силы нажатия на курок. Если нажать слабо, скоба не полностью войдет в древесину, придется или пристреливать другую скобу, или «добивать» эту молотком.


Схема фиксации в любом случае ни чем не отличается от крепления гвоздями: сначала закрепляете кляймер посредине, потом по краям, и, проверив вертикальность/горизонтальность установки, ко всем остальным промежуточным планкам обрешетки.

Если последняя планка полностью не становится, ее обрезают до нужного размера, вставляют и закрепляют гвоздями: в углах и сверху/снизу все равно набиваются планки, уголки или плинтуса, которые отлично задекорируют гвозди.

Крепление вагонки к потолку

Крепят вагонку на потолок по тем же принципам, что и на стены: сначала собирается деревянный каркас, выверенный по уровню. К нему крепится вагонка – на кляймерах или гвоздях – выбирать вам. Оба способа имеют право на существование.


Крепление вагонки к потолку

Удобнее укладывать вагонку шипом «к себе». Принцип тот же: первую доску вагонки укладываете, отступив от стены 1-2см. Ее вдоль стены можно зафиксировать гвоздями — поверху затем будет крепиться уголок или плинтус. Потом со стороны шипа, в местах пересечения вагонки с обрешеткой, или устанавливаете кляймеры, или вбиваете под углом гвозди. Прибиваете одну рейку за другой, подбивая, по необходимости, молотком по куску аналогичной планки для устранения щелей между планками. В общем, все так же, как и при монтаже вагонки на стены.

Вывод : Крепить вагонку самостоятельно можно. Ничего суперсложного в этом нет. Нужны время, аккуратность и терпение (кроме вагонки и крепежа).