Выполняемые работы по ремонту ходовой части автомобиля. Ремонт и обслуживание узлов ходовой части. Регулировка предварительного натяга подшипников шкворня поворотной цапфы

  • 01.07.2020

Обслуживание ходовой части заключается в проверке состояния шин и крепления дисков колес, амортизаторов и рессор, в смазке подшипников, втулок, шарнирных соединений штанг и доливке жидкости в амортизаторы, в регулировке подшипников, схождения передних колес и углов установки шкворней и шарниров толкающих и реактивных штанг.

Проверка

Проверка состояния шин включает внешний осмотр их и замер внутреннего давления шинным манометром. На автомобилях, имеющих систему регулирования давления в шинах, проверяют герметичность всей системы: при давлении в шинах 3,5 кг/см 2 , открытых шинных и запорных кранах и среднем положении рычага центрального крана падение давления в системе за 12-часовую стоянку не должно превышать 1 кг/см 2 . О креплении дисков, рессор и амортизаторов судят по наличию и затяжке гаек.

Смазка

Смазку пальцев рессор, установленных в стальных или в бронзовых втулках, рычагов передней подвески и шарниров штанг задней подвески производят солидолонагнетателем через масленки, ввернутые в пальцы и головки штанг (крышки шарниров), до выхода масла через зазоры.

Для смазки подшипников колес полость ступицы, снятой с цапфы, заполняют смазкой УТВ (1 - 13). При установке головки подвода воздуха необходимо смазать ее и до присоединения воздухопровода продуть магистраль воздухом.

Подшипники шкворней и шарниры равных угловых скоростей смазывают карданной смазкой AM через масленку в верхней крышке до выхода масла через контрольное отверстие в шаровой опоре, закрытое пробкой.

Подшипники сдвоенного шарнира привода передних колес автомобиля МАЗ-502 смазывают через масленки трансмиссионным маслом, а подшипники шкворней - солидолом через масленки на крышках.

Ступицу задней подвески заполняют трансмиссионным маслом до уровня заливного отверстия в крышке.

Рессорные листы смазывают графитной смазкой УСс-А. Для этого освобождают хомутики, раскрывают чехлы (на легковых автомобилях), ослабляют гайки стремянок и разгружают рессоры, вывешивая раму. Смазку вводят в промежутки между листами тонкой стальной пластиной или при помощи устройства для антикоррозийного покрытия, выпускаемого трестом ГАРО.

Рычажные амортизаторы заполняют веретенным маслом АУ через отверстие в корпусе, закрытое пробкой, не снимая их. Чтобы удалить воздух из каналов и полостей, необходимо отъединить стойку и покачивать рычаг амортизатора до появления сопротивления. При подтекании масла через сальник вала кулака последний можно подтянуть гайкой.

Телескопические амортизаторы заполняют маслом после сня-тия и разборки. В каждый амортизатор заливают определенное количество масла.

Регулировка

Подшипники ступиц колес регулируют, затягивая гайки креп-ления подшипников, после снятия фланца, головки подвода воз-духа и вывешивания колеса. Гайку сначала затягивают так, чтобы колесо после толчка рукой сразу остановилось, а затем отпускают на одну - две грани. После регулировки колесо должно вращаться свободно и не иметь осевого люфта.

Схождение передних колес проверяют, замеряя расстояние между ободами колес впереди и сзади оси на ее уровне специальной линейкой ГАРО. Линейку необходимо устанавливать в одни и те же точки обода; поэтому на нем делают метки и при переста-. новке линейки перекатывают автомобиль или вращают вывешенные колеса. Регулируют схождение, вращая наконечники на концах поперечной рулевой тяги после их разъединения с поворотными рычагами.

Натяг конических подшипников шкворней поворотных цапф регулируют прокладками 2 (рис. 99), расположенными между крышками и корпусом.

Для устранения люфта корпуса удаляют прокладки равной толщины из-под верхней 1 и нижней 4 крышек. Правильность регулировки определяют по усилию, необходимому, чтобы повернуть корпус за конец поворотного рычага. При снятых сальниках, вынутом шарнире равной угловой скорости и отъединенной поперечной тяге усилие, замеренное динамометром 3, для автомобилей ГАЗ и ЗИЛ должно составлять 2,25 - 2,75 кг .

Упорный подшипник 12 (рис. 92) поворотной цапфы автомобиля КрАЗ-214 регулируют, ввертывая крышку 11 (верхний шкворень должен быть ниже плоскости разъема корпуса и крышки цапфы на 0,5 мм).

Развал колес и наклон шкворней замеряют специальным угломером. Чтобы отрегулировать наклоны шкворня на автомобиле М-21 "Волга", изменяют наклон стойки 4 (рис. 97), вращая втулки 16 на верхнем пальце 3 (изменяется наклон шкворня назад) и на "ижнем пальце 15 (изменяется наклон шкворня вбок).

После регулировки наклонов шкворней необходимо проверить развал и схождение колес. Шарниры штанг задней подвески автомобиля КрАЗ-214 регулируют пробками 28 (рис. 96): расшплинтовать пробку, завернуть ее до отказа и затем отвернуть так, чтобы можно было вставить шплинт в ближайшее отверстие на головке штанги 7.

Чтобы устранить осевой люфт ступицы задней подвески, завертывают гайку 20 до отказа и затем отвертывают ее на 1 / 6 - 1 / 4 оборота.

Зазоры между рычагом 18 (рис. 94) и клапанами 13 и 16 центрального крана управления при среднем положении рычага 26 должны быть 0,5 мм. Регулируются зазоры вращением винта на конце рычага 18, а также вращением наконечника тяги 25.

Ходовая часть является несущей частью автомобиля, которая воспринимает ударные нагрузки и подвержена вибрации. В результате этого изменяются углы установки управляемых колес, ухудшается их стабилизация, что затрудняет управление автомобилем, увеличивается расход топлива и изнашивание шин. При ТО ходовой части выполняются работы по уходу за основанием кузова, передней и задней подвеской, шинами и колесами.

Основные неисправности передней и задней подвески

Подвеска соединяет колеса с кузовом, смягчает и поглощает удары колес по неровностям дороги, гасит колебания кузова. Подвеска бывает зависимой и независимой. При зависимой подвеске перемещение одного колеса зависит от перемещения другого колеса. При независимой подвеске каждое колесо соединяется с кузовом по отдельности. В качестве упругого элемента, который смягчает соединение кузова и колес, могут применяться пружины, листовые рессоры, торсионы (рис. 6).

Техническое обслуживание подвески в современных автомобилях сводится к осмотру состояния подвески. Осмотр проводят через каждые 15 тыс. км. При осмотре проверяют состояние элементов подвески, резиновых и резино-металлических шарниров, втулок, подушек.

Рис. 6.

1 -- верхняя опора амортизатора, внутри находится упорный подшипник (освобождаем только после того, как пружина надежно стянута); 2 -- верхняя опорная чашка; 3 -- буфер хода сжатия; 4 -- пружина; 5 -- опора буфера; 6 -- шарнир рулевой тяги; 7 -- поворотная цапфа; 8 -- тормозной диск; 9 -- стопорное кольцо внешнее; 10 -- щлицевое окончание шарнира привода; 11 -- колпак ступицы; 12 -- подшипник ступицы; 13 -- шаровой шарнир; 14 -- поперечный рычаг подвески; 15 -- регулировочные шайбы; 16 -- стопорное кольцо внутреннее; 17 -- кронштейн амортизатора; 18 -- нижняя опорная чашка

Особое внимание обращают на следы масла. Для этого необходимо освободить колесные болты, поднять автомобиль и снять соответствующие колеса.

Обслуживание старых автомобилей требует регулярной проверки и регулировки зазоров в подшипниках ступиц, замены масла в подшипниках, проверки состояния стабилизатора поперечной устойчивости.

Чтобы точно замерить зазор необходим индикатор, однако наличие люфта в подшипниках ступиц передних колес можно определить и без прибора. Проверяемое ведомое колесо необходимо поднять домкратом либо поднять автомобиль на подъемнике. Для проверки зазора следует одну руку положить сверху на поднятое домкратом колесо, а другую снизу, прижать его снизу ногой, а сверху покачать от себя и к себе, т.е. в плоскости, перпендикулярной оси вращения колеса.

Колесо не должно свободно качаться. Однако полная неподвижность колеса также свидетельствует о неправильной регулировке или заклинивании подшипников. Для того, чтобы отрегулировать подшипники, необходимо расшплинтовать или раскернить, а затем отвернуть регулировочную гайку поворотной цапфы. Покрутив вывешенное колесо, проверяем, свободно ли оно вращается. Если происходит задевание или притормаживание, необходимо этот дефект устранить. Затянутую до отказа гайку надо отпустить на 20--25°, т.е. на расстояние, не превышающее половину грани, до совпадения ближайшей прорези в ней с отверстием в цапфе.

Затем необходимо установить новую регулировочную гайку и затянуть ее ключом до отказа, одновременно проворачивая ступицу колеса в обоих направлениях 5--6 раз, чтобы самоустановились ролики подшипников. Затем ослабляем гайку и вновь затягиваем до отказа. После этого на шайбе делаем метку против середины одной из граней гайки. Далее зашплинтовываем или, в зависимости от модели автомобиля, стопорим, вдавливая лунки на гайке в пазы на конце цапфы, и закрываем ее колпачком, заполненным смазкой.

Чтобы отрегулировать ступицы правого колеса, затяжку делают в обратном направлении, так как гайка имеет левую резьбу. Правильность регулировки подшипников окончательно проверяется по нагреву ступиц колеса при движении.

При замене смазки из-за ухудшения ее качества или при ее вытекании необходимо подшипники заполнить смазкой. Для замены смазки отворачивают болты, отводят в сторону суппорт и снимают колпак ступицы, не отсоединяя шланг подвода жидкости. Домкратом поднимают соответствующую часть автомобиля и снимают колесо. Отворачивают регулировочную гайку подшипников ступицы, снимают ее шайбу. Аккуратно снимают ступицу с тормозным диском, подшипником и сальником, промывают внутреннюю полость ступицы и подшипники керосином и, если сальник поврежден, его заменяют.

Затем устанавливают на поворотную цапфу внутреннее кольцо внутреннего подшипника и закладывают в сепараторы подшипников и во внутреннюю полость ступицы 40--45 г смазки, равномерно распределив ее по всей полости ступицы. Устанавливают ступицу на цапфу, а также внутреннее кольцо наружного подшипника, надевают шайбу и заворачивают новую гайку. Далее регулируют зазор подшипников Ступицы и перед установкой колпака ступицы закладывают в него 25 г смазки.

Если амортизаторы рессорные, необходимо смазать листы рессор. Одновременно с этими операциями проверяют состояние резиновых буферов, втулок, хомутов крепления листов рессоры и другие элементы рессорного механизма.

Неисправностями в передней подвеске могут быть изгибы балки, верхнего и нижнего рычагов, износ верхнего и нижнего шаровых пальцев, сухарей, вкладышей, резиновых втулок. Эти неисправности приводят к изменению углов установки управляемых колес, что вызывает ухудшение управления автомобилем, перерасход топлива, износ шин и т. д.

Проверка технического состояния шаровых шарниров

Проверяя техническое состояние шаровых шарниров, необходимо убедиться в сохранности защитных чехлов шарниров. Разрывы, трещины, отслоения резины от металлической арматуры, следы утечки смазки недопустимы. Далее проверяют, нет ли износа рабочих поверхностей шаровых шарниров, проворачивая вручную шаровой палец. Свободный ход пальца и его заедание недопустимы.

Проверка технического состояния телескопической стойки

Детали телескопической стойки промывают керосином и просушивают. Диски клапанов сжатия и отдачи, а также тарелка перепускного клапана не должны быть деформированы; неплоскостность тарелки проверяется щупом на плите и должна быть не более 0,05 мм; рабочие поверхности поршня, поршневого кольца, направляющей втулки, штока, цилиндра, буфера отдачи и деталей клапанов должны быть без следов износа, задиров и вмятин; рабочие кромки сальника должны быть без износа и повреждений; на направляющей втулке штока не допускаются задиры, риски и отслоения фторопластового слоя; пружины клапанов отдачи и сжатия, а также буфера отдачи должны быть целыми и упругими; корпус стойки, кронштейн, чашка пружины, поворотный рычаг, буфер сжатия и защитный кожух не должны иметь разрушений и деформаций; внутренняя поверхность корпуса стойки должна быть чистой, без рисок, повреждений, с хорошей резьбой.

Верхнюю опору телескопической стойки проверяют на упругую осадку, приложив нагрузку Р = 700 кгс на подшипник опоры. Кроме того, нужно убедиться, что подшипник не имеет осевого перемещения в корпусе опоры. Коррозия, повреждение или заедание подшипника не допускаются. В этих случаях подшипник заменяют. При проверке состояния опоры следят, чтобы не было отслоений резины, большой осадки опоры, трещин и порывов.

Проверка технического состояния стабилизатора поперечной устойчивости

Проверяют состояние и плоскостность стабилизатора поперечной устойчивости. При незначительной деформации штангу выправляют, при значительной -- заменяют. Проверяют состояние и сохранность подушек в кронштейнах штанги. В случае износа и повреждения подушек их заменяют. Деформацию стоек стабилизатора проверяют калибром. Если пальцы не заходят в отверстия стойки, ее заменяют.

Проверка технического состояния пружин подвески

Если при тщательном осмотре обнаружены трещины или деформация витков, пружину нужно заменить. Для проверки осадки пружины ее трижды сжимают до соприкосновения витков, затем прикладывают к пружине нагрузку 325 кгс. Высота пружины для, например, автомобиля ВАЗ--2109 под этой нагрузкой должна быть не менее 201 мм. Пружину сжимают по ее оси. Опорные поверхности должны соответствовать поверхностям опорных чашек на телескопической стойке. Если пружина с желтой маркировкой (класс А) в автомобиле ВАЗ--2109 имеет длину более 207 мм, ее маркировку изменяют на зеленую.

Проверка технического состояния штанги стабилизатора

Штангу стабилизатора проверяют на деформацию и плоскостность. При незначительной деформации штангу выправляют, при значительной -- заменяют. Подушки в кронштейнах крепления к кузову и к нижним рычагам подвески должны быть целыми, при износе их заменяют.

Основными неисправностями ходовой части автомобиля и их причинами могут быть:

* частичное отклонение автомобиля от направления прямолинейного движения по причинам увеличенных зазоров между шаровыми пальцами и вкладышами, пальцами и подшипниками;

· большие зазоры в шарнирах рулевых тяг, подшипниках передних колес;

· износ втулок маятникового рычага и ослабление крепления в рулевом управлении.

В случае отклонения автомобиля от прямолинейного движения причинами могут быть:

· различный развал левого и правого колес;

· различные углы продольного и поперечного наклона осей поворота левого и правого колес; неодинаковое давление в шинах левого и правого колес;

· деформации нижнего и верхнего рычагов передней подвески;

· нарушение параллельности осей переднего и заднего мостов;

· притормаживание одного из колес автомобиля на ходу из-за отсутствия зазора между тормозным барабаном и фрикционной накладкой;

· повышенный дисбаланс передних колес;

· неодинаковая упругость пружин подвески.

При раскачивании передней части автомобиля при движении по неровной дороге причиной может быть плохая работа передних амортизаторов.

При стуке в передней подвеске причинами могут быть:

· ослабление болтов крепления;

· износ резиновых втулок усиков амортизатора;

· ослабление затяжки гайки резервуара амортизатора;

· повышенный зазор в подшипниках ступиц колес;

· повышенный дисбаланс колес;

· деформация обода или колеса;

· осадка или поломка пружины;

· разрушение буферов хода сжатия;

· неисправность стоек подвески;

· ослабление крепления верхней опоры стойки подвески к кузову;

· осадка, разрывы, отслоение резины от корпуса опоры стойки;

· ослабление болтов крепления кронштейнов растяжек или болтов, крепящих штангу стабилизатора поперечной устойчивости к кузову;

· износ резиновых подушек растяжек или штанги.

При слабом стуке, передающемся на рулевое колесо, причинами может быть:

· деформация дисков передних колес;

· большой дисбаланс передних колес.

При стуке в задней подвеске причинами могут быть:

· перегрузка задней оси;

· ослабление мест крепления;

· износ втулок амортизаторов.

Основной причиной биения колес является нарушение балансировки колес. Причиной повышенного износа крайних частей протектора шины является недостаточное давление воздуха в шине.

При неравномерном износе протектора причинами могут быть:

· неисправность амортизаторов;

· большие зазоры в шарнирных соединениях рулевого привода и передней подвески;

· большой остаточный дисбаланс колес.

Деформация поперечины подвески в зоне передних болтов крепления осей нижних рычагов, оси нижнего рычага, поворотного кулака, рычагов подвески или элементов передней части кузова, а также износ резино-металлических шарниров могут быть причинами невозможности регулировки угла установки колес.

Если автомобиль сильно бросает из стороны в сторону на неровной дороге и долго качает после толчка, вероятными причинами могут быть неисправность амортизаторов, снижение количества жидкости в амортизаторах, поломка или износ пружин сальников, клапанов, поршня, штоков, загрязнение каналов. Нормальная работа амортизатора нарушается как при недостатке, так и при избытке жидкости в нем. В амортизаторы необходимо заливать строго определенное количество жидкости.

Проверка технического состояния амортизаторов

Для того, чтобы проверить работу амортизатора, необходимо снять его вместе с нижним кронштейном, установить вертикально на пол, зажав кронштейн ногами, несколько раз вытянуть и отпустить шток. В исправном амортизаторе сопротивление движению штока должно быть почти втрое сильнее сопротивления движению вниз. Кроме того, в близких к крайним положениях штока не должно ощущаться уменьшения сопротивления или упругости. Если такой эффект ощущается, значит, в цилиндр попал воздух. Свободное передвижение штока означает, что жидкости недостаточно. Амортизатор должен быть сухим. Утечка жидкости ухудшает его работу, вызывает стуки и скрипы. Если гайка резервуара ослаблена, необходимо ее подтянуть.

Амортизатор заменяют, если обнаружена утечка жидкости, деформирован кожух. При проверке амортизатора необходимо осмотреть его верхнее и нижнее крепление. Неисправные и изношенные втулки и подушки заменяют.

Кроме этого способа, для проверки действия амортизатора передней и задней подвесок автомобиль устанавливают на эстакаду или смотровую яму, раскачивают кузов и нажимают на него руками последовательно с правой и левой сторон передней и задней частей несколько раз, так, чтобы амплитуда колебаний достигла 40-50 мм. Если после отпускания рук в нижнем положении кузова он совершит более полутора циклов колебаний, значит, амортизатор нуждается в ремонте или замене.

Кроме этих способов, амортизаторы можно проверить непосредственно на автомобиле с использованием стендов. Существуют стенды двух типов. На стенде первого типа создаются длительные колебания колеса с переменной частотой, при которой в определенный момент происходит резонанс, и фиксирующие амплитуды при резонансе. На стенде второго типа создаются кратковременные колебания колес и фиксируется количество циклов затуханий колебаний. При резонансе амплитуда свободных колебаний в наибольшей степени зависит от сопротивления, создаваемого амортизатором. Такие стенды состоят из площадок-вибраторов, на которые устанавливают колеса автомобиля, приводного электродвигателя с кривошипно-шатунным механизмом и прибора, который регистрирует результаты испытаний в виде осциллограмм или цифровой информации о проценте годности амортизатора.

Основные работы по обслуживанию ходовой части

Ежедневный технический осмотр заключается в осмотре состояния рамы, рессор, подрессорников, колес, а также амортизаторов.
Процесс первого технического обслуживания заключается в проверке и регулировке подшипников и ступиц колес; проверке и закреплении стремянки, пальцев рессор, а также шкворней поворотных цапф. Кроме этого при TQ-1 проверяют состояние передней подвески.
При втором техническом обслуживании визуальным осмотром проверяют состояние балки переднего моста, проверяют и при необходимости регулируют схождение передних колес. При сильном износе шин также проверяют углы наклона шкворней и угол поворота передних колес. Визуально проверяют, нет ли перекоса переднего или заднего мостов. Кроме этого проверяют состояние рамы и буксирного устройства, палец рессор, стремянки, амортизаторов, дисков и ободьев колес, а также закрепляют хомутики рессор. При втором техническом обслуживании смазывают шкворни поворотных цапф и пальцы рессор. Для этого необходимо снять ступицы, промыть их, проверить состояние подшипников, заменить смазку и затем отрегулировать подшипники.

Регулировку подшипников передних колес осуществляют в следующем порядке:
1) поднять и установить на козлы переднюю ось автомобиля;
2) отвернуть колпак, затем расшплинтовать и отвернуть гайки;
3) снять ступицы;
4) промыть и осмотреть подшипники, если на подшипниках имеются трещины или следы значительного износа, его необходимо заменить;
5) затем заполнить ступицу смазкой и установить ее на место;
6) установить шайбу и завернуть гайку до предела, затем ее отворачивают на 1/8 оборота.

После регулировки колесо должно вращаться свободно, без заедания и без люфта. После проверки гайку зашплинтовывают и затем ставят на место колпак.
Регулировка подшипников задних колес выполняется в той же последовательности, что и регулировка подшипников передних колес, только вместо колпака необходимо отвернуть гайки шпилек полуосей и затем вынуть полуоси, а вместо удаления шплинта нужно отвернуть контргайку и после этого извлечь стопорную шайбу.

Проверка схождения колес осуществляется при помощи линейки или на специальном стенде. При проверке схождения колес линейкой необходимо установить автомобиль на смотровую канаву таким образом, чтобы положение колес соответствовало движению автомобиля по прямой. После этого при помощи линейки замеряют расстояние между ободьями или шинами колес сзади передней оси, для этого линейку размещают ниже оси и затем отмечают мелом точки касания. После этого автомобиль перекатывают таким образом, чтобы точки, отмеченные мелом сзади оси, оказались спереди на той же высоте, и после этого снова проводят измерения. Величину схождения колес будет характеризовать разница измерений между первым и вторым замерами.

Ремонт и обслуживание узлов ходовой части

К дефектам балки переднего моста относятся ее изгиб и скручивание. Кроме этого в процессе эксплуатации изнашиваются площадки под рессорами; бобышки и отверстия под шкворнем, под стопором шкворня и стремянки крепления, а также площадки под центрирующими выступами рессор. Если на балке имеются различные трещины или сколы, то балку заменяют на новую. На изгиб и скручивание балку проверяют на стенде, там же выполняют их правку в холодном состоянии. Если изгиб и скручивание невозможно устранить, то балку необходимо заменить на новую.
В первую очередь подлежат восстановлению площадки под рессорами. Изношенные торцы бобышек под шкворень фрезеруют на станке, а также на нем растачивают отверстия под шкворень. Изношенные отверстия балки необходимо расточить, а затем запрессовать в них ремонтные втулки. После того запрессованные ремонтные втулки развертывают до необходимого размера.

Поворотные цапфы, имеющие обломы или трещины, подлежат замене на новые. Срытые трещины выявляют при помощи магнитной дефектоскопии. Для определения степени износа конусных отверстий под рычаги применяют конусный калибр, устраняют износ при помощи конусной развертки. Поврежденную резьбу наплавляют под слоем флюса или при помощи вибродуговой наплавки. После наплавки резьбу снова нарезают в соответствии с рабочими чертежами. Шейки под подшипники, а также кольцо под сальник ступицы восстанавливают хромированием (при небольшом износе) или железнением с последующим шлифованием до необходимого размера (при большом износе).

Сборка переднего моста автомобиля осуществляется в соответствии с общими правилами проведения сборочных работ. В процессе сборки переднего моста необходимо обращать внимание на проведение смазочных и регулировочных работ. Для регулировки угла схождения колес и углов поворота балку с поворотными цапфами необходимо установить на специальный стенд. Регулировка предельных углов поворота осуществляется при помощи специальных упоров, которые предусмотрены в рычагах поворотных цапф. Регулировка угла схождения колес осуществляется вращением поперечной рулевой тяги. После регулировки угла схождения необходимо затянуть болты крепления головок поперечной рулевой тяги.

К основным дефектам рам относятся: усталостные трещины в зоне крепления кронштейнов; изгиб и скручивание; ослабление заклепочных соединений; трещины в продольных балках, поперечинах или раскосах; износ отверстий под заклепки. При ослаблении не более одной заклепки в каждом сопряжении, а также при местных небольших изгибах полок рамы разрешается ремонтировать без полной их разборки. В остальных случаях ремонтные работы необходимо выполнять с полной разборкой. Правка балок осуществляется только в холодном состоянии с применением пресса, оправок и различных приспособлений. Контроль выполнения работ осуществляется при помощи проверочных линеек и шаблонов. При восстановлении деталей рамы автомобиля поврежденные части вырезают и на их место приваривают дополнительные ремонтные детали. Трещины на деталях рамы тоже заваривают. Приварку дополнительных ремонтных деталей после вырезки поврежденных выполняют только встык. Для того чтобы добиться максимальной точности, сварку продольных балок рамы с поперечными брусьями выполняют в специальных кондукторах. После сварочных работ необходимо проверить перекос деталей. Для этого применяют контрольные линейки, при помощи которых измеряют длину диагоналей между крайними отверстиями в верхних полках швеллеров. Если работы выполнены точно, то эти расстояния будут равны. Для клепки рам применяют переносные или стационарные установки. Качество поставленных заклепок проверяют визуальным осмотром, остукиванием, а также проверкой размеров головки по специальным шаблонам.

Если обнаруживается дефект рессор или уменьшение стрелы прогиба, рессоры разбирают. Детали рессор с обломами и трещинами, а также изношенные листы необходимо заменить на новые. Листы, которые потеряли упругость, необходимо отжечь, отогнуть, а затем закалить в специальной ванне с приспособлением для гибки. После этого вогнутую сторону рессоры необходимо обработать дробью. Втулку с изношенным отверстием необходимо заменить на новую, после этого новую втулку растачивают разверткой до рабочего размера. Перед сборкой листы рессоры промазывают графитовым смазочным материалом. После ремонта и сборки рессоры испытывают на специальном стенде путем измерения стрелы прогиба под нагрузкой, а также в свободном состоянии.

В амортизаторах интенсивнее всего изнашиваются сальники, шарнирные соединения клапанов и пружин. Изношенные детали амортизаторов, а также детали с трещинами и задирами не подлежат восстановлению и должны быть заменены на новые. После ремонта собранный амортизатор проверяют на бесшумность работы и на развиваемое сопротивление, для этого применяют специальную установку. Во время испытания амортизатора не допускается подтекание жидкости из него.

В современных автомобилях техническое обслуживание подвески сводится к внешнему осмотру ее состояния через каждые 15 000 км (или раз в год). При осмотре необходимо обращать внимание на достояние элементов подвески, резиновых и резинометал-лических шарниров, втулок, подушек, а также следует обращать внимание на следы масла. Для этого необходимо освободить колесные болты, поднять автомобиль и снять соответствующие колеса. Если чехол какого-либо шарнира имеет повреждения, его необходимо заменить на новый, при наличии трещин чехол тоже подлежит замене, так как через трещину будут попадать грязь и пыль, которые будут его разрушать.

На автомобилях старых моделей техническое обслуживание подвески более сложное. На таких автомобилях также желательно регулярно проводить проверку и регулировку зазоров в подшипниках ступиц, заменять смазку в подшипниках, а также проверять состояние стабилизатора поперечной устойчивости и при необходимости его заменять. В старых моделях автомобилей через каждые 20 000 км пробега необходимо проверять и регулировать величину зазора в подшипниках ступиц колес. Одновременно с регулировкой зазора нужно проверять состояние резинометаллических шарниров рычагов подвески. Для более точного определения величины зазора применяют специальный индикатор, однако наличие люфта в подшипниках ступиц можно определить и без него. Для этого необходимо при помощи домкрата приподнять проверяемое колесо. Затем одну руку необходимо положить сверху, а другую снизу проверяемого колеса. После этого слегка прижмите колесо ногой и немного покачайте колесо от себя - к себе, то есть в плоскости, перпендикулярной оси вращения колеса. Колесо не должно свободно вращаться, однако полная неподвижность колеса также свидетельствует о неисправности подшипников, об их неправильной регулировке или заклинивании.

Для поверки зазора в подшипниках ведущего колеса также следует при помощи домкрата или механического подъемника приподнять автомобиль. После этого включить стояночный тормоз и первую или вторую передачу. Затем нужно поворачивать колесо взад и вперед по ходу движения автомобиля до ощутимого сопротивления движению и посмотреть, нет ли большого угла поворота между крайними положениями колеса. Если подшипники находятся в исправном положении, то люфт будет незначительным.

Регулировка зазоров в подшипниках на легковых автомобилях (напоминаем, что шариковые подшипники в ступицах современных машин не требуют регулировки в процессе эксплуатации) осуществляется следующим образом. В первую очередь следует расшплинтовать и отвернуть регулировочную гайку поворотной цапфы. Затем нужно повернуть колесо и проверить, свободно ли оно вращается. Если в результате поворота происходит заедание или притормаживание, то перед тем как продолжить работу, его необходимо устранить. После этого необходимо установить новую гайку и затянуть ее гаечным ключом до отказа. Одновременно с затягиванием гайки следует повернуть колесо в оба направления четыре-пять раз. Это делается для того, чтобы ролики подшипников самоустановились. После этого немного ослабляют гайку и снова затягивают ее до предела, затем на шайбе ставят метку напротив середины одной из граней гайки. После этого снова зашплинтовывают гайку и закрывают ее колпачком, который предварительно следует заполнить 25 г смазки (а на автомобилях марки «Жигули» гайку следует застопорить, вдавливая лунки на гайке в пазы на конце цапфы). Для регулировки ступицы правого колеса затяжку необходимо выполнять в обратном направлении, поскольку гайка имеет левую резьбу.

Правильность регулировки подшипников окончательно проверяется по нагреву ступиц колес при движении автомобиля. Если подшипники затянуты слишком сильно, то после 10 км пробега ощущается довольно сильный нагрев ступиц автомобиля. При правильной регулировке зазор в подшипниках будет находиться в пределах от 0,02 до 0,08 мм.

Из-за вытекания смазочного материала через поврежденный сальник или из-за ухудшения качества смазки в результате длительного пробега автомобиля возникает необходимость повторно заполнять подшипники смазкой. Для того чтобы заменить масло, необходимо отвернуть болты, затем отвести в сторону суппорт и, не отсоединяя шланг подвода жидкости, снять колпак ступицы. После этого нужно при помощи домкрата приподнять соответствующую часть автомобиля и снять колесо. Потом нужно отвернуть регулировочную гайку подшипников ступицы и снять ее шайбу. Затем необходимо снять ступицу вместе с тормозным диском, сальником и подшипником. После этого внутреннюю полость ступицы подшипника следует промыть керосином, а также заменить сальник, если он поврежден. После промывки нужно установить на поворотную цапфу внутреннее кольцо внутреннего подшипника и заложить в сепараторы подшипников и во внутреннюю полость ступицы 40 г смазки. Смазку следует равномерно распределить по всей полости ступицы. После смазки устанавливают ступицу на цапфу, устанавливают также внутреннее кольцо наружного подшипника, затем надевают шайбу и заворачивают новую гайку (поскольку после снятия регулировочную гайку необходимо заменять на новую).

После регулировки зазора подшипников ступицы, перед установкой колпака нужно заложить в него 25 г смазки.
Если автомобиль сильно бросает из стороны в сторону на неровной дороге или долго качает после толчка, значит, в автомобиле неисправен амортизатор, либо снизилось количество жидкости в нем, либо произошло загрязнение клапанов, или произошла поломка, или значительный износ пружин, клапанов, сальников, поршня или штока. Нормальная работа амортизатора может нарушиться из-за избытка или недостатка жидкости в нем, поэтому в амортизаторы следует наливать строго определенное количество жидкости.

Работу амортизатора проверяют следующим образом:
1) снимают амортизатор вместе с его нижним кронштейном;
2) устанавливают амортизатор вертикально, зажав кронштейн ногами;
3) несколько раз подряд вытягивают и отпускают шток.

Если амортизатор находится в исправном состоянии, то сопротивление движению вверх будет примерно втрое сильнее сопротивления движению вниз. Кроме того, в исправном амортизаторе в близких к крайним положениях штока не будет ощущаться сопротивление или упругость. Если вышеуказанные дефекты возникают, то это значит, что в рабочий цилиндр амортизатора попал воздух. Свободное перемещение штока является следствием недостатка жидкости в амортизаторе. Кроме того, амортизаторы должны находиться в. сухом состоянии, любое подтекание жидкости ухудшает его работу, а также является причиной стуков и скрипов.
Если гайка резервуара ослаблена, ее необходимо подтянуть.

Не рекомендуется самостоятельно подливать жидкость в амортизаторы, ее должны добавлять профессионалы.
При наличии подтеканий, деформации, а также в том случае, если амортизатор не работает, его необходимо заменить на новый. При проверке амортизатора следует обратить особое внимание на состояние его верхнего и нижнего креплений. Не допускается применять амортизатор с разрушенными резиновыми подушками и втулками. Неисправные втулки следует заменить на новые.

Если при движении автомобиль склоняется в сторону, то это говорит о поломке пружины. Кроме того, наклон автомобиля может быть вызван поломкой листа рессоры или ее осадкой. В этом случае для устранения неполадки нужно заменить неисправные детали.
Если при движении автомобиля возникают посторонние шумы, которые исходят из ходовой части, то в этом случае необходимо проверить состояние резиновых буферов, втулок, хомутов креплений рессор, противоскрипных полиэтиленовых шайб между листами рессоры, а также кронштейнов крепления концов рессор. Кроме того, при возникновении посторонних шумов следует убедиться в том, что между листами рессор имеется смазка. Для устранения этой неисправности необходимо смазать листы рессор и заменить изношенные детали.

Перегрев ступиц в процессе движения автомобиля свидетельствует об отсутствии смазки в подшипниках ступицы. Смазка может вытечь через поврежденный сальник или просто «износиться» в процессе эксплуатации. Кроме того, перегрев ступицы может возникнуть из-за неправильной регулировки" подшипников ступицы колес. Это можно проверить следующим образом: если тыльная сторона ладони не выдерживает продолжительного прикосновения к наружной поверхности ступицы, то это говорит о том, что подшипники слишком сильно затянуты. В этом случае подшипники необходимо отрегулировать еще раз, пока смазка не разжижилась от повышенной температуры и не вытекла через сальник в тормозной барабан. Ослабленные подшипники также могут вызывать перегрев ступицы. Слишком, сильное затяжение подшипников может привести к тому, что разрушатся их ролики, и подшипники придется менять.
Нарушенная управляемость и устойчивость автомобиля чаще всего является следствием неисправных колес, однако в некоторых случаях причиной этого бывает люфт в шарнирах передней подвески. Для того чтобы обнаружить люфт, необходимо приложить продольное усилие поочередно к верхнему и нижнему рычагам подвески, затем к верхнему и нижнему шаровым шарнирам. Такую проверку проще всего осуществлять при снятых пружине и амортизаторе, а также при снятом или «вывешенном» колесе. Обнаруженные изношенные узлы и детали (например, разрывы в шарнирах, износ резины в торцах) подлежат замене на новые. При большой величине люфта шарниры необходимо заменить вместе с наконечниками рулевых тяг.

План - конспект

урока производственного обучения

Тема: Техническое обслуживание автомобилей.

Тема урока: Техническое обслуживание механизмов и деталей ходовой части автомобилей.

Цель занятия: сформировать у учащихся основные понятия по техническому обслуживанию механизмов и деталей ходовой части автомобилей.

Воспитательная цель: прививать учащимся добросовестное отношение к изучению излагаемого материала.

Тип занятия – урок изложения нового материала.

2. Основная часть занятия – 70 мин.

Учебные вопросы:

    Основные неисправности механизмов и деталей ходовой части автомобилей.

    Основные работы, выполняемые при техническом обслуживании механизмов и деталей ходовой части автомобилей.

1. Неисправности ходовой части .

В результате перегрузки и неосторожной езды рама может погнуться, в ней могут появиться трещины и расшатываться заклепки. Раму ремонтируют в мастерской, погнутую раму правят, расшатавшиеся заклепки и детали рамы, имеющие трещины, заменяют.

К основным неисправностям передней и задней осей относятся: погнутость передней оси, износ шкворней и шкворневых втулок, неправильная регулировка или износ подшипников, поломка подшипников, разработка мест посадки обойм подшипников, срыв резьбы шпилек полуосей. Погнутая передняя ось, изношенные шкворни и втулки, неправильная регулировка или износ подшипников ступиц колес приводят к неправильной установке колес, в результате чего затрудняется управление автомобилем и

повышается износ шин, что отрицательно сказывается на безопасности движения, погнутую ось необходимо править, изношенные шкворни, втулки и подшипники колес заменить.

Подшипники передних колес регулируют в следующей последовательности: поднимают и устанавливают на козлы переднюю ось, снимают колесо, отвертывают колпак, расшплинтовывают и отвертывают гайки, снимают ступицы, промывают и осматривают подшипники (если есть трещина или значительный износ, подшипники заменяют), наполняют ступицу смазкой и устанавливают на место, устанавливают шайбу и завертывают гайку до отказа, а затем отвертывают на 1 / 8 оборота. Колесо должно вращаться свободно, без заедания и не иметь люфта. После проверки гайку шплинтуют и завертывают колпак.

На грузовых автомобилях подшипники задних колес регулируют в той же последовательности за исключением того, что вместо колпака нужно отвернуть гайки шпилек полуосей и вынуть полуоси, а вместо удаления шплинта нужно отвернуть контргайку и вынуть стопорную шайбу. Неисправные ступицы колес сдают в ремонт или заменяют новыми. Езда с неисправными ступицами может привести к аварии.

В результате длительной работы листы рессоры частично теряют упругость, изнашиваются пальцы и втулки. При неосторожной езде ломаются листы рессор. Рессоры, потерявшие упругость, прогибаются больше обычного, в результате чего покрышки трутся о кузов и быстро изнашиваются. Кроме того, такие рессоры легко ломаются.

Движение автомобиля с поломанной рессорой может привести к перекосу моста и затруднению управления. Рессору, потерявшую упругость или с поломанными листами, заменяют.

В амортизаторе изнашиваются сальники, шарнирные соединения, клапаны и пружины. В результате износа сальников жидкость вытекает и работа амортизатора резко ухудшается. Неисправный амортизатор нужно сдать в ремонт.

В результате неосторожной езды в колесах могут быть погнуты диски или ободья. При незатянутых шпильках и гайках колес отверстия дисков под шпильки крепления изнашиваются и диски приходят в негодность. Неисправные колеса сдают в ремонт. Езда с неисправными колесами опасна.

Неисправности шин. Пробоины или проколы покрышек острыми предметами, расслоение каркаса, отслоение протектора, разрушение бортового кольца, прокол или разрыв камер - все эти дефекты, как правило, результат неосторожной езды, несоблюдения норм давления воздуха в шинах и невыполнения правил обслуживания автомобильных шип Для ремонта шин в пути на автомобиле должна быть аптечка.

Поврежденную шину необходимо снять и тщательно проверить. Застрявшие гвозди и другие предметы нужно удалить. При больших пробоинах в покрышке необходимо поставить манжету, изготовленную из двух-трех слоев куска каркаса утильной покрышки или из куска ободной ленты. Поврежденную покрышку по возвращении в гараж нужно сдать в ремонт. Для восстановления протектора принимают шины, не имеющие расслоения каркаса и сквозных пробоин. Чтобы обнаружить небольшие проколы камеры, ее накачивают воздухом и погружают в воду. В месте повреждения будут выходить пузырьки воздуха.

Проколы или небольшие повреждения в пути можно заделать заплатой из резины. Участок камеры в радиусе 20...30 мм вокруг повреждения зачищают рашпилем или стальной щеткой и накладывают заплаты из сырой резины, накладывают чашечку с вулканизационным брикетом и зажимают струбциной (рис. 1). Брикет разрыхляют и зажигают, после полного сгорания брикета через 10… 15 мин отвертывают винт струбцины и вынимают камеру.


Рис. 1. Вулканизация камеры.

Временное заклеивание проколов камеры при отсутствии вулканизационных брикетов можно выполнить заплатой из утильной камеры, используя резиновый клей. Края заплаты срезают на конус. Заплату и участок камеры вокруг повреждения тщательно зачищают рашпилем или стальной щеткой, удаляют пыль, промывают бензином и просушивают, затем дважды промазывают резиновым клеем и просушивают после каждой промазки в течение 15. ..20 мин. После просушки заплату накладывают на поврежденный участок и прикатывают.

Неисправности наружной или внутренней резьбы вентиля исправляют плашкой или метчиком, а неисправный золотник заменяют. Вентиль должен быть закрыт колпачком для предохранения от попадания грязи.

2. Основные работы по техническому обслуживанию ходовой части.

ЕО. Проверить осмотром состояние рамы, рессор, подрессорников, амортизаторов, колес.

ТО-1. Проверить и, если нужно, отрегулировать подшипники ступиц колес; проверить и, если нужно, закрепить стремянки, пальцы рессор и гайки колес. Смазать (по графику смазки) пальцы рессор и шкворни поворотных цапф. Проверить состояние передней подвески автомобиля.

ТО-2. Проверить осмотром состояние балки переднего моста. Проверить и, если нужно, отрегулировать величину схождения

передних колес. При интенсивном износе шин проверить углы наклона шкворней и угол поворота передних колес. Проверить, нет ли перекоса переднего и заднего мостов (визуально).

Проверить состояние рамы и буксирного устройства, состояние рессор, закрепить хомутики рессор, стремянки, пальцы рессор.

Проверить состояние амортизаторов, дисков и ободьев колес.

Смазать (по графику смазки) шкворни поворотных цапф и пальцы рессор. Снять ступицы, промыть, проверить состояние подшипников и, заменив смазку, отрегулировать подшипники колес.

Схождение колес проверяют при помощи линейки или на стенде. Для проверки схождения колес линейкой автомобиль устанавливают на осмотровую канаву так, чтобы положение колес соответствовало движению по прямой. Линейкой замеряют расстояние между шинами или ободьями колес сзади передней оси; линейку размещают ниже оси колес (на высоте цепочек линейки) и отмечают мелом точки касания. Затем автомобиль перекатывают так, чтобы точки, отмеченные мелом, установились на той же высоте спереди, и опять замеряют. Цифра, указывающая разницу между первым и вторым замерами, является величиной схождения колес.

Во время осмотра, технического обслуживания и ремонта ходовой части необходимо выполнять правила техники безопасности. При установке рессор нельзя допускать проверки совпадения отверстий в рессоре и ушках кронштейна пальцами рук, так как это может привести к травме. Во время сборки рессоры после смазки нужно правильно закрепить ее в тисках, чтобы листы, распрямляясь, не нанесли травмы,

Основные работы по техническому обслуживанию шин.

ЕО. Очистить шины от грязи и проверить их состояние.

ТО-1. Проверить состояние шин, удалить посторонние предметы, застрявшие в протекторе и между сдвоенными шинами, давление воздуха в шинах и, если нужно, подкачать в них воздух.

ТО-2. Осмотреть шины, удалив застрявшие предметы в протекторе. Проверить давление воздуха и привести его к норме. Переставить колеса в соответствии со схемой. Поврежденные шины сдать в ремонт. Исправность шин является обязательным условием безопасной работы водителя на линии. Отсутствие протекторного рисунка ухудшает тормозные возможности автомобиля, поэтому запрещается использовать шины с изношенным рисунком протектора.

Обязательным условием эксплуатации автомобиля является также надежность шин. Пробоины, а также загнивший каркас могут привести к разрыву шины при движении автомобиля и аварии. Езда на полуспущенных шинах, помимо их быстрого износа, является опасной из-за увода автомобиля в сторону.

Контрольные вопросы.

    Перечислите основные неисправности рамы.

    Перечислите основные неисправности рессор.

    Перечислите основные неисправности амортизаторов.

    Перечислите основные неисправности колес и шин.

    Перечислите основные работы, проводимые при ЕО ходовой части автомобилей.

    Перечислите основные работы, проводимые при ТО - 1 ходовой части автомобилей.

    Перечислите основные работы, проводимые при ТО - 2 ходовой части автомобилей.

    Перечислите основные работы, проводимые при ЕО, ТО – 1 и ТО – 2 шин автомобилей.


К атегория:

Эксплуатация средств механизации



Техническое обслуживание ходовой части

Колесная ходовая часть. Диагностирование ходовой части машин позволяет устанавливать износ сопряженных деталей, деформацию рычагов и тяг, нарушение регулировок рулевого управления, подвески, колес и шин.

Рулевое управление. При общем диагностировании рулевого управления колесных машин руководствуются следующими положениями:
— увеличенный угол свободного поворота рулевого колеса указывает на повышенный износ шарниров рулевых тяг, ослабление крепления картера рулевого механизма и поворотных рычагов к цапфам;
— увеличенный угол свободного поворота рулевого колеса при отсутствии зазора в соединениях рулевых тяг и зафиксированном картере рулевого механизма свидетельствует о сверхнормативном износе подшипников червячной пары механизма рулевого управления;
— стук и увеличенный угол свободного поворота при покачивании вывешанных передних колес машины указывает на износ шкворней и их втулок;
— необходимость приложения сверхнормативных усилий для поворота рулевого колеса свидетельствует о заедании шкворней поворотных цапф или механизма рулевого управления;
— трудно соблюдать прямолинейное движение машины, что указывает на искривление деталей ходовой части и механизма рулевого управления;
— нет усилия в механизме рулевого управления, что говорит о потере натяжения ременной приводной передачи насоса усилителя.

Рулевое управление колесных машин регулируют следующим образом:
— закрепление рулевого колеса на валу рулевой колонки и картера рулевого механизма на раме, подтягивание крепления поворотных рычагов, гидроусилителя к рулевой сошке, продольной тяги к раме машины, рулевой сошки к валу сектора;
— восстановление посадки ведущего рычага привода пневматического усилителя на валу сектора;
— подтягивание шарнирных соединений продольных и поперечных тяг, регулирование подшипников рулевого вала для устранения его осевого зазора;
— регулирование бокового зазора в зацеплении сектора с червяком.



Рулевое управление машин на гусеничном ходовом устройстве состоит из механизмов включения и выключения бортовых фрикционных муфт. В этой связи их диагностируют и регулируют по описанным выше схемам.

Подвеска машины.

Подвеску диагностируют путем замера следующих значений:
— прогибания рессор, чрезмерная величина которого (слышны удары рамы кузова о балки мостов при движении с полной нагрузкой) указывает на потерю упругости листов рессор;
— наклона кузова, что говорит о поломке пружин или коренного листа рессоры;
— наклона кузова на крутых поворотах, значительная величина которого указывает на обрыв стойки стабилизатора поперечной боковой устойчивости.

Продолжительные колебания машины при переезде через препятствие свидетельствуют о неисправных амортизаторах.

Скрип рамы при перемещении машины свидетельствует об ослаблении заклепочных соединений, а скрип в рессорах - об изнашивании пальцев, втулок и пружин рессор.
Подвеску регулируют, устраняя замеченные неисправности и подтягивая гайки стремянок.

Управляемые колеса. Ухудшение наката и ускоренное изнашивание протектора шин управляемых колес указывают на нарушение угла сходимости колес; затрудненное управление свидетельствует об изменении углов установки колес, а биение колес на высокой скорости движения машины - о нарушении их балансировки.

Углы передних колес проверяют и налаживают на стендах. Можно также использовать приборы и специальные линейки.

Схождение колес регулируют, измеряя длину поперечной рулевой тяги, углы поворота колес устанавливают упорными болтами.

Угол наклона шкворня можно в отдельных случаях регулировать, подкладывая стальную прокладку (клин) между площадкой балки переднего моста и рессорой.

Осевой зазор между поворотной цапфой и проушиной неразрезной балки переднего моста регулируют, ставя прокладки.

Осевую качку колес устраняют, регулируя подшипники ступиц передних и задних колес.

У машин с передними ведущими колесами затягивают или отпускают подшипники шкворней поворотного кулака.

Колеса и шины. Колеса диагностируют в основном на их дисбаланс, который подразделяют на статический и динамический. В первом случае центр тяжести колеса не совпадает с его осью, во втором - масса колеса распределена неравномерно rio его ширине и дисбаланс проявляется только при его вращении. Дисбаланс может быть установлен как непосредственно на машине, так и на стендах. При статическом дисбалансе это выявляют путем легкого вращения колеса сначала в одну, а затем в другую сторону до полной остановки с отметкой мелом от низших точек. Наиболее «тяжелое место» колеса оказывается между этими точками. В случае динамического дисбаланса применяют более сложные стенды с электронной аппаратурой.

Шины проверяют, измеряя в них давление воздуха с помощью шинных манометров. Пониженное или повышенное давление приводит к преждевременному изнашиванию шин. Давление доводят до паспортного. Протектор и камеры проверяют визуально, а также с помощью акустических приборов, регистрирующих места выхода воздуха из проколов. Так, например, электронные приборы, находящиеся на расстоянии до 2 м, позволяют обнаруживать отверстия диаметром до 0,05 мм, пропускающие воздух. Проходя с большой скоростью через такие небольшие отверстия, выходящий воздух сталкивается с окружающим воздухом и вызывает звуковые колебания, частота которых находится в пределах 36…40 кГц и не воспринимается ухом человека. Прибор преобразует высокочастотные колебания в низкочастотные и усиливает их. Прибор держат на некотором расстоянии от поверхности шины и обследуют ее поверхность. При утечке воздуха в репродукторе прибора появляется шипящий звук, который усиливается по мере приближения преобразователя к источнику звука. В месте прокола или разрыва шипение достигает максимальной силы, что и позволяет с большой точностью установить его место.

Низкочастотные звуковые волны с колебаниями менее 20 кГц, слышимые человеческим ухом, прибор не улавливает. Такие звуки, возникающие при более крупных проколах и разрывах, обнаруживают на слух.

Металлические предметы, застрявшие в шинах, находят портативными металлоискателями.

Камера в собранной шине должна быть без складок и не защемлена бортами; обод, камеру и покрышки содержат чистыми.

Гусеничная ходовая часть. Диагностирование гусеничной ходовой части складывается из определения зазоров в подшипниках направляющих колес, опорных роликов, проверки герметичности уплотнений, износа и натяжения гусеницы.

Зазор в подшипниках направляющих колес и опорных роликов и осевое перемещение каретки измеряют прибором КИ-4850, а степень герметичности уплотнений устанавливают приспособлением ПГСК -1. Его подсоединяют к каналу для подачи РЖГ в камеру подшипника.

Герметичность уплотнения оценивают по давлению РЖГ , при котором она начинает просачиваться из подшипника.

Износ гусеницы определяют, замеряя длину растянутых десяти звеньев и сравнивая ее с номинальной. Это выполняют непосредственно на машине с помощью прибора, который состоит из левого и правого зажимов. На зажиме закреплены рулетка, стопор, регулятор для точной установки устройства на размер и пружинный захват для крепления зажима в нерабочем положении. Зажим освобождают от захвата и закрепляют на одном из пальцев верхней ветви гусеницы. Нажимая пальцем руки на рычег стопора, отводят вправо зажим с рулеткой и закрепляют на 11-м пальце гусеницы. Рулеткой натягивают ленту и отпускают рычаг стопора. Машину плавно трогают с места задним ходом до момента начала ее передвижения. Верхняя ветвь гусеницы натягивается, и одновременно разматывается лента рулетки. Машину останавливают и стопором фиксируют положение ленты. Начинают отсчет на выходе ленты из зажима, после чего снимают его с пальца гусеницы, нажимают пальцем руки на рычаг стопора и рулеткой сматывают ленту.

Зажим снимают с пальца гусеницы и соединяют с зажимом при помощи пружинного захвата.

Для оценки степени натяжения гусеницы замеряют расстояние между задним поддерживающим роликом и натянутым над ним полотном гусеницы у многоопорных рамных гусеничных ходовых устройств, расстояние между планкой, приложенной к нижней грани поддерживающих роликов, и низшей точкой провисшей ветви полотна гусеницы у безрамных гусеничных ходовых устройств.

Рис. 1. Схема прибора для определения износа гусеницы:
1, 5 - зажимы, 2- регулятор, 3- прижимной захват, 4 - стопор, 6 - рулетка

Полученные значения стрелы провисания сравнивают с паспортными. Недостаточное натяжение гусеницы приводит к рывкам и ее сбросу во время движения, особенно на разворотах. Чрезмерное натяжение повышает потребляемую мощность и скорость изнашивания деталей. Регулируют натяжение гусеницы перемещением натяжного колеса. При работе машин с гусеничным ходовым устройством на мерзлых и каменистых грунтах, а также при значительном износе деталей увеличивают натяжение гусеницы, а при работе в вязких грунтах и по обильному снегу - снижают.

Основные работы, выполняемые при техническом обслуживании ходовой части

При техническом обслуживании ходовой части автомобиля выполняют следующие основные работы.

При ежедневном обслуживании проверяют состояние рамы, рессор, крепление гаек колес, состояние шин, давление в них.

Рис. 2. Проверка регулировки подшипников вала ведущей шестерни

При первом техническом обслуживании, кроме работ, выполняемых при ежедневном обслуживании, проверяют величину люфта подшипников передних колес и при необходимости регулируют их, крепление стремянок, пальцев рессор и хомутиков, амортизаторов и их тяг.

При втором техническом обслуживании выполняют работы, предусмотренные первым техническим обслуживанием, и, кроме того, проверяют, не подтекает ли жидкость из амортизаторов, правильно ли расположены (нет ли перекосов) передний и задний мосты, состояние дисков колес, крепление буксирного крюка, производят отбор шин для ремонта и восстановления (с заменой) и перестановку колес в соответствии со схемой перестановки шин. Проверяют и при необходимости регулируют величину схождения передних колес. В случае повышенного износа шин проверяют величину развала, продольного и поперечного наклона шкворней и углы поворота передних колес, а также шплинтовку и крепление гаек шаровых пальцев и рычагов поворотных цапф.

Проверка и регулировка подшипников ступиц колес

В процессе эксплуатации автомобиля подшипники ступиц колес постепенно изнашиваются, в результате чего в них увеличиваются зазоры, вызывающие осевой люфт колес.

На управляемость автомобиля, износ шин и подшипников колес, а также расход топлива существенную роль оказывает степень затяжки подшипников. При сильной затяжке они нагреваются, быстро изнашиваются и могут разрушиться. Если подшипники затянуты слабо, то появляется осевой люфт и возникают ударные нагрузки, которые ускоряют их износ и ухудшают управляемость автомобиля.

Проверяют, а также регулируют подшипники при поднятых колесах автомобиля. Задние колеса автомобиля поднимают подъемником, устанавливаемым в осмотровой канаве, или гаражным гидравлическим домкратом. При регулировке подшипников ступиц задних колес автомобилей ГАЗ -51А отвертывают гайки шпилек крепления полуоси, снимают пружинные шайбы, отпускают контргайки болтов-съемников и, равномерно вращая по часовой стрелке болты-съемники, выпрессовывают полуось и вынимают ее.

Осевой люфт обнаруживают покачиванием колеса за шину. Затем отвертывают контргайку, снимают стопорную шайбу и, ослабив регулировочную гайку подшипников на 1/3-1/2 оборота, проверяют, свободно ли вращается колесо. Устраняют причину торможения колеса - задевание накладок тормозных колодок за барабан, заедание сальника и др. Затягивают гайку крепления подшипников ключом с воротком длиной 350-400 мм усилием одной руки так, чтобы колесо вращалось туго. При затягивании гайки колесо поворачивают, чтобы ролики правильно разместились на беговых дорожках колец подшипников.

Затем отпускают регулировочную гайку подшипников на 1/2 оборота, устанавливают стопорную шайбу и, убедившись, что установочный палец вошел в одну из прорезей стопорной шайбы, навертывают и затягивают до отказа контргайку. При правильной регулировке колесо должно свободно вращаться и не иметь осевого люфта. После этого вставляют полуось, ставят пружинные шайбы и затягивают гайки шпилек крепления полуоси.

Проверку и регулировку подшипников ступиц передних колес осуществляют следующим образом. Толкая верхнюю часть колеса за шину, определяют, есть ли осевой люфт, после чего рукой повертывают колесо и проверяют, свободно ли оно вращается. Если обнаруживают осевой люфт или слишком тугую затяжку подшипников - приступают к регулировке.

Для этого снимают колпак ступицы, расшплинтовывают регулировочную гайку (ГАЗ -51А, ГАЗ -53А) или отгибают стопорную шайбу (ЗИЛ -164А, ЗИЛ -130), отвертывают гайку на 1/3-1/2 оборота и проверяют, свободно ли вращается колесо. После этого затягивают регулировочную гайку ключом (длиной 200 мм) усилием одной руки до тугого вращения колеса на подшипниках. При затягивании гайки колесо вращают, чтобы обеспечить правильное размещение роликов в подшипниках.

Проверка и регулировка углов установки передних колес

Нарушение углов установки передних (управляемых) колес в процессе эксплуатации затрудняет управление автомобилем, вызывает повышенный или односторонний износ шин, износ подшипников колес, шкворней и их втулок, а также перерасход топлива, ухудшает устойчивость автомобиля при прямолинейном движении.

При техническом обслуживании автомобиля проверяют установку передних колес.

У автомобилей ГАЗ -51А, ГАЗ -53А, ЗИЛ -164А, ЗИЛ -130 и др. регулируют схождение и углы поворота передних колес. Наклон шкворня назад (продольный), наклон шкворня вбок (поперечный) и угол развала колес у этих и других грузовых автомобилей в процессе эксплуатации не регулируют. Эти углы могут быть восстановлены заменой изношенных шкворней и их втулок или правкой балки передней оси.

У автомобилей с независимой подвеской передних управляемых колес (ГАЗ -21 «Волга», «Москвич» и др.) регулируют схождение, угол развала и углы наклона шкворней, а также углы поворота колес.

Для проверки и регулировки углов установки передних колес автомобиль устанавливают на ровной площадке или же осмотро-вой канаве. Предварительно устраняют повышенные люфты в сочленениях рулевых тяг, втулках шкворней, подшипниках ступиц передних колес, а также проверяют давление воздуха в шинах и в случае надобности доводят его до нормального.

Проверка и регулировка схождения передних колес

Схождение передних колес проверяют специальной линейкой, которая представляет собой телескопическую штангу, состоящую из вставленных одна в другую четырех металлических тонкостенных трубок.

Выдвижные трубки закреплены цилиндрическими штифтами, которые расположены на плоских пружинах и входят в фиксирующие отверстия в трубках. На концах линейки в заглушках укреплены скобы с коническими упорами, прижимаемыми к ободам или шинам колес. Во внешний конец наружной трубки вставлен подвижный шток со спиральной пружиной, постоянно прижимающей его к колесу.

Величина взаимного перемещения штока и трубки определяется по шкале с делениями в миллиметрах. Для удобства отсчета шкала может устанавливаться нулем против указателя при любом положении трубок. Чтобы линейка была установлена в строго горизонтальном положении, на конических упорах подвешены цепочки. При правильном положении линейки концы обеих цепочек касаются поверхности площадки, на которой установлен автомобиль.

Порядок проверки и регулировки схождения колес заключается в следующем. Передние колеса автомобиля устанавливают в положение движения по прямой. Устанавливают линейку между передними колесами так, чтобы наконечники линейки прижимались к ободам колес на высоте оси или к боковинам шин, а концы Цепочек касались пола.

Указатель линейки устанавливают в нулевое положение и стопорят винтом, затем включают первую передачу и, вращая пусковую рукоятку, передвигают автомобиль вперед настолько, чтобы линейка оказалась сзади передней оси, а концы цепочек касались пола. По шкале замеряют величину схождения колес.

При отклонении схождения передних колес от установленных величин производят регулировку, для чего расшплинтовывают и ослабляют гаечным ключом гайки стяжных болтов наконечников поперечной рулевой тяги, после этого поворачивают трубным ключом поперечную рулевую тягу до получения требуемой величины схождения передних колес. Затем снимают линейку, затягивают и зашплинтовывают гайки болтов наконечников поперечной рулевой тяги.

Рис. 3. Прибор для проверки углов установки передних колес автомобиля

Проверка угла развала колес

Угол развала передних колес определяют переносным прибором. В корпусе прибора помещены четыре уровня с воздушными пузырьками и шкалами. Уровень имеет две продольные шкалы. Шкала служит для определения угла развала колес, а шкала - для определения продольного наклона шкворня. Поперечный уровень имеет шкалу поперечного наклона шкворня. На обратной стороне корпуса расположены два уровня, служащие для первоначальной установки прибора.

Прибор имеет кронштейн, состоящий из прижимов, стойки, которая крепится винтом, и зажимного винта.

Для проверки угла развала колес у легковых автомобилей снимают колпаки дисков передних колес. Прибор укрепляют прижимами на гайке крепления диска колеса строго горизонтально установочными уровнями вверх. Затем перекатывают автомобиль на пол-оборота колеса, при этом пузырек уровня шкалы поперечного наклона шкворня должен остановиться против нуля. По шкале определяют величину развала колес.

Проверка технического состояния рамы и осей. Техническое состояние ходовой части может оцениваться по длине и прямолинейности пути выбега (движения автомобиля по инерции) при определенных условиях (состояние трансмиссии н органов управления, покрытие и состояние дороги, нагрузка автомобиля и расположение груза). Длина пути выбега определяется как техническим состоянием агрегатов, так и их взаимным расположением.

Рис. 4. Расположение отпечатков краски на зубьях ведомой шестерни главной передачи

Большое влияние на взаимное расположение агрегатов трансмиссии, переднего и заднего мостов, а также кузова оказывает геометрическая форма рамы. В процессе эксплуатации могут ослабевать соединения элементов рамы, возникать деформации и трещины. Ослабевшие заклепки обнаруживают по дребезжащему звуку при простукивании. Деформации и трещины рамы устанавливают визуально, а также путем замеров расстояния между кронштейнами передних и задних рессор шаблонами на стенде оптическим методом.

Перекос заднего моста вызывает увод ведущих колес при прямолинейном движении. При этом для прямолинейности движения автомобиля передние колеса должны быть повернуты на некоторый угол, что ускоряет изнашивание шин, ухудшает устойчивость и управляемость автомобиля.

В результате изнашивания и ослабления крепления деталей передней оси изменяются схождение и развал колес, углы установки шкворней и появляется люфт в подшипниках ступиц.

Углы установки колес определяют с помощью переносных приборов, механических или оптических стендов.

Для определения схождения колес применяют линейку, необходимую длину которой устанавливают, перемещая удлинитель и закрепляя его фиксатором. Для определения схождения колес линейку устанавливают между ними так, чтобы конусные наконечники упирались в боковины покрышек впереди осей вращения колес, а концы обеих цепочек касались поверхности пола. В этом положении линейка удерживается усилием пружины. Указатель устанавливают на нулевое деление шкалы и фиксируют его винтом. Затем автомобиль прокатывают вперед так, чтобы линейка

Рис. 5. Линейка для проверки схождения колес:
1 - подвижная труба, 2- винт, 3 - шкала, 4 - наружная труба, 5 - промежуточная труба, 6 - фиксатор, 7 - удлинитель, 8 - наконечник, 9 – пружина, 10 - указатель, 11 - цепочка

оказалась сзади оси колес, а концы цепочек по-прежнему касались пола, и по делениям шкалы определяют величину схождения колес.

Для проверки развала колес и углов наклона шкворня (продольного и поперечного) служит специальный прибор. Для измерения угла развала передние колеса приводят в положение, соответствующее прямолинейному движению автомобиля, и с помощью зажима 3 и винтов 4 устанавливают прибор на ступице нижней стороной вверх так, чтобы пузырьки установочных уровней, расположенных в нижней части прибора, заняли место в центре между рисками. Затем перекатывают автомобиль на полоборота колеса и добиваются установки пузырька уровня со шкалой против нулевого деления. В этом положении по шкале определяют угол развала колес.

Для проверки прибором углов наклона шкворня колеса ставят на поворотные круги, имеющие шкалу в градусах, и, повернув их на 20° вправо, затормаживают. Поворачивая корпус прибора относительно шаровой опоры стойки, устанавливают пузырьки обоих уровней против нулевых делений шкал. Сместив колеса в обратную сторону также на 20 ° и затормозив их, определяют по шкалам значения поперечного и продольного углов наклона шкворня.

Механический стенд для проверки углов установки управляемых колес состоит из платформы с подвижной плитой и колонки с приборами. Автомобиль наезжает одним колесом на платформу, а другим - на постамент, смонтированный на одном уровне с платформой. Под действием боковых сил, вызванных схождением и развалом колес, подвижная плита смещаеся в поперечном направлении. Смещение плиты фиксируется приборами, которые показывают величину схождения и развала колес.

Рис. 6. Прибор для проверки развала колес и углов установки шкворней:
1 - шкала развала колес, 2 и 4 - винты. 3 - зажим, 5 - стойка, 6 - корпус, 7 - шкала поперечного наклона шкворня, 8 - шкала продольного наклона шкворня

Наиболее точные оптические стенды снабжены микроскопом. На колесе автомобиля укрепляют зеркальный отражатель и по величине смещения светового пятна от отражателя на шкале микроскопа определяют углы установки колес.

Осевой люфт в подшипнике ступицы определяют при вывешенном колесе, покачивая колесо в направлении, перпендикулярном плоскости вращения, а также вращая его рукой. Если колесо вращается туго и это не является следствием задевания тормозных колодок за поверхность барабана или если при покачивании колеса выявляется зазор, необходимо отрегулировать затяжку подшипников ступицы.

Проверка технического состояния подвески. Неисправности подвески автомобиля сопровождаются повышенной интенсивностью изнашивания шин, уводом автомобиля от прямолинейного движения, повышенным шумом подвески.

При потере рессорами упругости они прогибаются больше обычного, вследствие чего покрышки трутся о кузов и быстро изнашиваются.

Увод автомобиля от прямолинейного движения может вызываться снижением давления воздуха в шинах, нарушением упругости пружины подвески, отказом амортизатора, деформациями поворотных цапф или рычагов передней подвески.

Повышенный шум подвески может быть вызван неисправностями амортизаторов, ослаблением крепления деталей и изнашиванием сопрягаемых рабочих поверхностей.

Проверка технического состояния колес. Техническое состояние колес проверяют визуально. Основными неисправностями колес являются разработка отверстий в дисках под шпильки крепления из-за плохой затяжки шпилек и гаек, деформация дисков, механические повреждения и коррозия ободьев.

К основным неисправностям шин относятся износ протектора, проколы, расслоение и разрыв каркаса. Изнашивание протектора увеличивается из-за отклонений давления воздуха в шинах, при перегрузке автомобиля, разрегулировке углов установки колес. Неравномерный износ протектора происходит из-за дисбаланса колес, неравномерного их торможения, нарушения углов установки передних колес и неисправностей подвески.

Техническое обслуживание ходовой части. При ЕО выполняют визуальный контроль состояния рамы, рессор, амортизаторов, колес.

При ТО-1 проверяют и при необходимости регулируют подшипники ступиц колес, проверяют состояние подвески (при необходимости закрепляют стремянки, пальцы рессор и гайки колес) и шин (удаляют посторонние предметы, застрявшие в протекторе и между сдвоенными шинами). Проверяют давление воздуха в шинах и если необходимо, подкачивают в них воздух. В соответствии с графиком смазывают пальцы рессор и шкворни поворотных цапф.

При ТО-2 дополнительно к работам, выполняемым при ТО-1, проводят визуальный контроль рамы, буксирного устройства и балки переднего моста, правильность расположения переднего и заднего мостов, проверяют состояние и крепление амортизаторов. При интенсивном изнашивании протектора проверяют и при необходимости регулируют углы установки колес, переставляют колеса в соответствии со схемой. В объем работ ТО-2 входят также демонтаж ступиц, промывка и проверка состояния подшипников, замена смазки и регулирование подшипников колес.

Регулирование механизмов ходовой части включает регулирование схождения, а на легковых автомобилях также и развала передних колес, предельных углов поворота передних колес, осевого зазора между поворотной цапфой и проушиной балки переднего моста, а также подшипников ступиц.

Схождение передних колес при эксплуатации обычно увеличивается, но бывает и «отрицательное» схождение. Для его регулирования ослабляют стяжные болты наконечников поперечной рулевой тяги и трубным ключом вращают тягу: для увеличения схождения - вперед, а для уменьшения - назад. Отрегулировав величину схождения, завертывают до отказа гайки стяжных болтов наконечников тяги.

Развал колес регулируют путем поворота эксцентриковой втулки нижнего конца стойки. Перед регулированием ослабляют, а после него затягивают стяжной болт нижнего конца стойки.

Рис. 7. Схема перестановки шин

Предельные углы поворота передних колес устанавливают с помощью болтов, ввернутых в нижние поворотные рычаги (при зависимой подвеске) или в опору стойки (при независимой подвеске). При достижении предельного угла поворота болты упираются в выступы балки переднего моста и ограничивают поворот колес.

Наклон шкворней и развал колес грузовых автомобилей восстанавливают не регулированием, а путем замены изношенных деталей.

Осевой зазор между поворотной цапфой и проушиной балки переднего моста уменьшают путем установки регулировочной прокладки.

Подшипники ступиц передних колес регулируют при вывешенных колесах. Сняв крышку подшипника и отвернув гайку, затягивают гайку до начала торможения ступицы. Затягивая гайку, необходимо проворачивать колесо, чтобы ролики разместились в подшипниках правильно. Затем отпускают гайку примерно на 1/6 оборота до совпадения штифта с ближайшим отверстием в замочной шайбе. Затянув гайку и отогнув стопорную шайбу на ее грань, проверяют вращение колеса в обоих направлениях. После сильного толчка рукой колесо должно сделать не менее оборотов без заметного люфта.

Для определения и регулирования осевого люфта подшипников заднего моста его вывешивают и отсоединяют полуось от ступицы; регулирование аналогично регулированию подшипников переднего моста - с помощью регулировочной гайки, фиксируемой контргайкой 9 и стопорным кольцом.

К атегория: - Эксплуатация средств механизации