Основные требования к публичному выступлению. Требования к устному выступлению. Решительное начало выступления

  • 01.07.2020

Приёмы подготовки выступлений.
Выступление на собрании, совещании, митинге, в средствах массовой информации – разновидность ораторской прозы. Выступление должно отличаться ясностью, целеустремлённостью, глубиной содержания, оперативностью, информационной насыщенностью, яркостью и доступностью. Задача выступающего иногда не сводится к изложению некоторого объёма информации. Выступающий вынужден, как правило, отстаивать свою точку зрения, склонять других к её принятию, убеждать в своей правоте. Выступления различаются по тематике, объёму, различны цели выступающих, различны аудитории, перед которыми они выступают, различна обстановка. Однако существуют устойчивые приёмы речевой разработки текста выступления.
1. К выступлению обязательно нужно подготовиться. Не следует рассчитывать на удачную импровизацию, если существует хотя бы малейшая возможность подготовки.
2. Прежде всего, следует четко сформулировать тему выступления.
3. Определить цель выступления. Чего добиться? Поставить новую проблему? Опровергнуть чужую точку зрения? Переубедить аудиторию? Изменить ход обсуждения? Внести существенные дополнения в обсуждаемую проблему?
4. В начале выступления сразу же сформулировать основную мысль выступления, основной тезис. Не следует затягивать введение тезиса. Если затягивается изложение сути дела, то раздражение аудитории растёт в геометрической прогрессии.
5. Определить главную мысль, расчленить её на отдельные составляющие. Это членение должно быть проведено на основе одного принципа. Составляющие главную мысль компоненты должны быть соразмерны по важности, связаны между собой в одно целое. Каждая составляющая главной мысли должна представлять отдельную часть выступления, которая может быть названа по ключевому слову этой части выступления.
6. Начинать изложение содержания с самых главных, основополагающих тезисов. На конец оставить второстепенные компоненты.

7. При необходимости подобрать к каждому тезису соответствующую информацию: статистические данные, сведения по истории вопроса, результаты социологических опросов.
8. Своё мнение можно подкрепить ссылкой на лицо, которое признано авторитетным. С этой целью целесообразно привести цитату, пересказать другой текст, воспроизвести элементы личной беседы.
9. Высказываемая мысль будет более убедительной, если подкрепить её примерами.
10. Приводя аргументы в обоснование своего мнения, расположить их таким образом, чтобы их доказательственная сила возрастала. Самые сильные аргументы поставить в конце. Конечный аргумент фиксируется в памяти лучше, чем первый.
11. Оценить непротиворечивость всего текста в целом. Проверить насколько соответствует последовательность изложения материала поставленной цели, характеру аудитории, конкретной речевой ситуации, сложившейся к моменту начала выступления.
При этом надо помнить, что речи выступления могут быть: написаны полностью и заучены наизусть; написаны полностью и прочитаны по рукописи; сказаны экспромтом; сказаны с предварительной подготовкой, но без записи и без заучивания.

Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь – главнейшее оружие. Ораторство – сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.

Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственность сферы человека, она не способна производить сильное впечатление.

Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании обеих форм человеческого мышления: логической и обратной. Искусство есть мышление образами – этот закон может быть применим и к ораторскому искусству. Голые логические построения не могут эмоционально воздействовать на человека. Идея речи, содержание ее доходят то сознания через эмоциональную сферу.

Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживания человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое впечатление.

Рассудочная и эмоциональная сферы восприятия органически взаимосвязаны. Настоящая публичная речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства.

Требования к языку публичного выступления

? Будьте конкретны

Конкретность – это важнейшее требование к языку публичного выступления.

Что значит конкретность? Практик ораторского мастерства П. Сопер дает следующие советы .

Говорите – не шел , а бежал, ковылял, плелся, тащился, это создаст образ.

Поставьте вопрос так: «Как зародыш из почти незаметного и видимого только в микроскоп оплодотворенного яйца развивается в футболиста весом в двести фунтов?» Именно не в человека, а в футболиста!

Вместо слов: «Москва – крупный научный и медицинский центр» говорите: «Здесь 350 больниц и 100 институтов».

? Употребляйте глаголы

Старайтесь заменять существительные глаголами.

? Используйте активное, а не пассивное построение фразы

? Избегайте многословия

Выбирайте более короткие фразы, избегайте многословия. Старайтесь обходиться без вводных фраз, не давайте несколько определений одному существительному (например: скучный, утомительный вечер ), откажитесь от преувеличений (например: я абсолютно убежден, нет и тени сомнения ).

? Не используйте речевые штампы

Не допускайте в речи штампов (например: хранители традиций, судьба распорядилась, с затаенным дыханием и др.).

Д. Карнеги предлагает специальное упражнение для развития этого навыка: произнесите «Тридцать тысяч долларов» так, чтобы это казалось больше, чем «Три миллиона».

? Делайте паузы ДО и ПОСЛЕ высказывания важных мыслей

? Поясняйте иностранные слова и термины в процессе выступления

Из книги Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично автора Карнеги Дейл

Глава пятая Главные предпосылки успеха публичного выступления В день, когда пишутся эти строки, 5 января, отмечается годовщина смерти сэра Эрнеста Шеклтона. Он умер, плывя на прекрасном судне «Квест» («Поиск») на юг для исследования Антарктики. Первое, что привлекало

Из книги Индивидуальное и семейное психологическое консультирование автора Алешина Юлия

Из книги Как узнать и изменить свою судьбу автора Литвак Михаил Ефимович

III. Психология публичного выступления, или как научиться говорить Жизнь заставила меня обратиться и к этой теме.Дорогой читатель! Простите меня, что часто ссылаюсь на личный опыт. Дело в том, что эта работа является результатом моих научных исследований и обобщения

Из книги Секрет абсолютно женственности автора де Анджелис Барбара

Научите ваши руки языку любви Для того чтобы сделать свои отношения более страстными и полноценными, вы должны учить ваши руки изъясняться на языке любви с изяществом и красноречием. Как и любой другой язык, язык прикосновений требует изучения, практики и

Из книги Мозг напрокат. Как работает человеческое мышление и как создать душу для компьютера автора Редозубов Алексей

Обучение языку Посмотрим сначала на то, как обучается речи ребенок. К полутора-двум годам у него накапливается достаточно понятий внутреннего языка для «адекватного» отображения картины мира. Ребенок уже может выделять из речи взрослых слова, запоминать и

Из книги Психолингвистика автора Фрумкина Ревекка Марковна

4. РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ НЕРОДНОМУ ЯЗЫКУ КАК ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАЦИЯМ СО ЗНАКАМИ Ниже мы будем говорить только о ситуации направленного обучения неродному языку, оставляя в стороне ситуацию формирования естественного билингвизма в условиях смешанных браков, общения со

Из книги Тренировка эмоций. Как быть счастливым автора Кюри Аугусто

Обучение языку эмоций Когда кто-то теряет власть в обществе, он остается на заднем плане и не влияет на ситуацию. Мастер Эмоций, напротив, совершил экстраординарный подвиг. В последние моменты, когда он полностью принимал человеческое положение, был отстранен от власти и

Из книги Как распознать лжеца по языку жестов. Практическое руководство для тех, кто не хочет быть обманутым автора Малышкина Мария Викторовна

Мария Малышкина Как распознать лжеца по языку жестов. Практическое руководство для тех, кто не хочет быть

Из книги Новый Карнеги. Самые действенные приемы общения и подсознательного воздействия автора Спижевой Григорий

О страхе публичного выступления О страхе публичной речи говорить долго не будем, так как в книге есть глава по управлению внутренним состоянием. И техники при работе со страхом публичной речи следует применять. Дам еще лишь пару советов.Страх неизведанного

Из книги Преимущества интровертов автора Лэйни Марти

Структура публичного выступления Если что-то делается эффективно, значит, оно имеет свою структуру. Сейчас мы поговорим о том, как должно выглядеть публичное выступление, о «скелете» публичной речи. Если правильно не использовать структуру, то выступление, скорее

Из книги Карьера для интровертов. Как завоевать авторитет и получить заслуженное повышение автора Энковиц Нэнси

Прислушайтесь к языку своего тела Настроение человека подобно симфонии, а серотонин в нем – палочка дирижера. Джеймс Стокард Итак, вы помните, что нейромедиаторы ацетилхолин, серотонин и дофамин участвуют в выполнении множества важных психических и физических

Из книги Риторика. Искусство публичного выступления автора Лешутина Ирина

Из книги Алхимия дискурса. Образ, звук и психическое автора Кюглер Поль

Цели и задачи публичного выступления Прежде чем заняться подготовкой публичного выступления, следует четко определить его цель и способы проверки ее достижения.Существует довольно много классификаций публичных выступлений по разным параметрам. Для практического

Из книги автора

Общие правила публичного выступления Одни выступления кажутся нам не очень сложными, например, объявления, а другие, например доклад, официальная речь в присутствии коллег, презентация, – гораздо труднее. Надо учиться выступать с речами разных жанров – информационными,

Из книги автора

Глава I Архетипический подход к языку В данной книге рассматривается роль, которую язык играет в психологической жизни. Говорение подобно дыханию. Мы осуществляем его каждодневно, и наша речь составляет существенную часть нашей жизни. И, тем не менее, большую часть

Из книги автора

Имагистический (imagistic) подход к языку бессознательного Образный или имагистический подход к языку бессознательного был описан Хиллманом в изданиях Spring за 1977 и 1978 годы. Хиллман отмечает: «Даже в одном сновидении полисемия (множественность смыслов) обладает многими

Тема 2. Основные требования к публичному выступлению

Эффективность устной речи

Устное выступление - наиболее древний, а значит, наиболее освоенный человечеством вид речи, наиболее привычный для человека и наименее трудный для него.

Устная речь - способ общения, которым владеет весь народ, включая маленьких детей; письменной же речью владеют не все.

Устная речь имеет богатый арсенал дополнительных коммуникативных средств - мимика, жесты, позы, интонация. Как отмечал английский писатель Б. Шоу, есть 50 способов сказать «да» и «нет» и только один способ их написать.

В устной речи гораздо легче передать эмоцию, эмоциональное состояние говорящего.

В условиях устной речи дополнительно воздействует сама личность оратора, его внешность, манера общения, эмоциональность, убежденность.

В устной речи допускается многочисленное дублирование, повторы мысли, что усиливает ее воздействующую силу, облегчает понимание.

В процессе устного выступления говорящий, как правило, имеет обратную связь со слушателями, он следит за тем, как его слушают, понимают его или нет, может учесть их реакцию и изменить свою речь так, чтобы его лучше поняли.

Устное выступление часто легче понять слушателям - ведь можно задать выступающему вопрос, и он прояснит непонятное место;

Можно вести диалог с оратором, и оратор может вести диалог со слушателями.

Устное выступление всегда оперативнее письменного, оно может быть быстрее подготовлено, а его реализация чаще всего занимает меньше времени.

Устное выступление характеризуется, наконец, простотой реализации - не нужны материальные затраты, специальные средства письма, размножения текста и т. д.

Общие требованиям к публичному выступлению

Разные жанры, как и разные формы публичного выступления (лекция, доклада, выступление и др.) требуют разных приемов подготовки. Но есть в риторике общие правила подготовки публичного выступления - правила, которые можно и нужно применять при подготовке практически любого выступления, в любом жанре. Эти правила называются общими требованиями к публичному выступлению. Назовем основные из них:



1. Решительное начало выступления.

2. Драматизм.

3. Сдержанная эмоциональность.

4. Краткость.

5. Диалогичность.

6. Разговорность.

8. Понятность главной мысли.

9. Решительный конец.

1. Решительное начало выступления

Первая фраза выступления должна быть продумана, подготовлена заранее и хорошо выучена. Нельзя запинаться в первой же фразе выступления или задумываться над тем, с чего вы начнете, - такого оратора аудитория сразу посчитает неуверенным, некомпетентным. Первая фраза должна быть четкой и понятной для слушателей. Она должна быть заранее приготовлена и хорошо отрепетирована, произнесена уверенно и выразительно.

2. Драматизм

Драматизм - это напряжение в тексте. Драматизм создается в выступлении при намеренном столкновении разных точек зрения, путем вступления оратора в спор с каким-либо мнением, авторитетом или точкой зрения, при рассказе о каких-либо необычных или трагических событиях, происшествиях. Как говорил Дейл Карнеги, «мир любит слушать о борьбе». Драматизм должен быть создан в тексте на этапе его подготовки.

3. Сдержанная эмоциональность

Эмоциональность - обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент. Слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам самому небезразлично то, что вы говорите. Выступление ни в коем случае не должно быть монотонным. Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной. В связи с этим предпочтительнее приводить факты, вызывающие у слушателей эмоции, нежели самому говорить слишком эмоционально.

4. Краткость

Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как более умные, более правильные, содержащие истинную информацию. Крайне необходимо соблюсти отведенный регламент, уложиться в отведенное вам время, это повышает доверие аудитории к вам.

5. Диалогичность

Выступление должно представлять собой как бы диалог со слушателями. Оратор не должен все время говорить сам, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать ее ответы, реагировать на поведение аудитории. Любое выступление должно иметь черты беседы.

6. Разговорность

Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы. В этом и заключается разговорность стиля выступления. Разговорность ораторского выступления существенно повышает доверие к оратору, а значит - и к содержанию его речи.

Не надо использовать много специальных, книжных, иностранных слов, надо говорить проще - это тоже проявление требования разговорности. Можно использовать (умеренно!) сниженные слова, юмор, шутку.

7. Установление и поддержание контакта с аудиторией

Само собой разумеется, что данное требование относится к числу важнейших. Что значит «установить контакт с аудиторией»? Это значит - смотреть на аудиторию во время выступления, следить за ее реакцией, вносить изменения в свое выступление в зависимости от реакции аудитории, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готовность ответить на вопросы, вести с аудиторией диалог. Аудиторию надо разбить на секторы и смотреть по очереди на каждый сектор.

8. Понятность главной мысли

Главная мысль должна быть сформулирована словами, причем желательно – не менее двух-трех раз в ходе выступления. В подавляющем большинстве случаев аудитория любит выводы и ждет выводов от оратора в сформулированном виде.

9. Решительный конец

Как и начало, конец выступления должен быть кратким, ясным, понятным, заранее продуманным. Окончательную фразу надо заранее продумать и сформулировать словами. Ее, как и начальную фразу, надо отрепетировать, чтобы произнести без запинки, четко и понятно. Заключительная фраза должна быть произнесена эмоционально, несколько замедленно и многозначительно, чтобы аудитория хорошо поняла ее и одновременно поняла, что это - завершение вашего выступления.

В публичных выступлениях разных жанров некоторые из приведенных общих требований могут проявляться в разной степени: например, понятность главной мысли более важна в убеждающих выступлениях, чем в развлекательных, краткость важнее в информационных, чем в некоторых видах протокольно-этикетных выступлений, эмоциональность в протокольно-этикетных выступлениях может быть выше, чем в информационных и т.д.

Разные жанры, как и разные формы публичного выступления (лекция,доклада, выступление и др.) требуют разных приемов подготовки. Но есть в риторике общие правила подготовки публичного выступления - правила,которые можно и нужно применять при подготовке практически любого выступления, в любом жанре. Эти правила называются общими требованиями к публичному выступлению. Назовем основные из них:1. Решительное начало выступления.

2. Драматизм.

3. Сдержанная эмоциональность.

4. Краткость.

5. Диалогичность.

6. Разговорность.

7. Установление и поддержание контакта с аудиторией

8. Понятность главной мысли.

9. Решительный конец.

1. Решительное начало выступления Первая фраза выступления должна быть продумана, подготовлена заранее и хорошо выучена. Нельзя запинаться в первой же фразе выступления или задумываться над тем, с чего вы начнете, - такого оратора аудитория сразу посчитает неуверенным, некомпетентным. Первая фраза должна быть четкой и понятной для слушателей. Она должна быть заранее приготовлена и хорошо отрепетирована, произнесена уверенно и выразительно.

2. Драматизм - это напряжение в тексте. Драматизм создается в выступлении при намеренном столкновении разных точек зрения, путем вступления оратора в спор с каким-либо мнением, авторитетом или точкой зрения, при рассказе о каких-либо необычных или трагических событиях, происшествиях. Как говорил Дейл Карнеги, «мир любит слушать о борьбе». Драматизм должен быть создан в тексте на этапе его подготовки.

3. Сдержанная эмоциональность Эмоциональность - обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент. Слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам самому небезразлично то, что вы говорите. Выступление ни в коем случае не должно быть монотонным. Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной. В связи с этим предпочтительнее приводить факты, вызывающие у слушателей эмоции, нежели самому говорить слишком эмоционально.

4. Краткость Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как более умные, более правильные, содержащие истинную информацию. Крайне необходимо соблюсти отведенный регламент, уложиться в отведенное вам время, это повышает доверие аудитории к вам.

5. Диалогичность Выступление должно представлять собой как бы диалог со слушателями. Оратор не должен все время говорить сам, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать ее ответы, реагировать на поведение аудитории. Любое выступление должно иметь черты беседы.

6. Разговорность Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы. В этом и заключается разговорность стиля выступления. Разговорность ораторского выступления существенно повышает доверие к оратору, а значит - и к содержанию его речи. Не надо использовать много специальных, книжных, иностранных слов, надо говорить проще - это тоже проявление требования разговорности. Можно использовать (умеренно!) сниженные слова, юмор, шутку.


7. Установление и поддержание контакта с аудиторией Само собой разумеется, что данное требование относится к числу важнейших. Что значит «установить контакт с аудиторией»? Это значит - смотреть на аудиторию во время выступления, следить за ее реакцией, вносить изменения в свое выступление в зависимости от реакции аудитории, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готовность ответить на вопросы, вести с аудиторией диалог. Аудиторию надо разбить на секторы и смотреть по очереди на каждый сектор.

8. Понятность главной мысли Главная мысль должна быть сформулирована словами, причем желательно – не менее двух-трех раз в ходе выступления. В подавляющем большинстве случаев аудитория любит выводы и ждет выводов от оратора в сформулированном виде.

9. Решительный конец Как и начало, конец выступления должен быть кратким, ясным, понятным, заранее продуманным. Окончательную фразу надо заранее продумать и сформулировать словами. Ее, как и начальную фразу, надо отрепетировать, чтобы произнести без запинки, четко и понятно. Заключительная фраза должна быть произнесена эмоционально, несколько замедленно и многозначительно, чтобы аудитория хорошо поняла ее и одновременно поняла, что это - завершение вашего выступления. В публичных выступлениях разных жанров некоторые из приведенных общих требований могут проявляться в разной степени: например, понятность главной мысли более важна в убеждающих выступлениях, чем в развлекательных, краткость важнее в информационных, чем в некоторых видах протокольно-этикетных выступлений, эмоциональность в протокольно-этикетных выступлениях может быть выше, чем в информационных и т.д

42Функции концовки публичного выступления, варианты концовок

Заключение имеет две основные функции - напомнить главную мысль и объяснить, что с ней «надо делать»

Оратору необходимо помнить об обеих функциях заключения.

Варианты концовок

Лучше не говорить: «А теперь я сделаю заключение» или «Теперь я перехожу к завершающей части своей лекции», концовка должна быть и так очевидной для слушателя, без специальных вводных слов. Можно предложить следующие варианты концовок.

Цитата, крылатое изречение, поговорка, народная мудрость

Данная концовка особенно хорошо запоминается в аудитории среднего и ниже среднего уровня подготовленности. Например: «Правильно гласит народная мудрость – стерпится-слюбится»; «Правильно говорит русская поговорка – терпение и труд все перетрут. Таким образом, все зависит от нас».

Обобщающий вывод.

Итог выступления надо словесно оформить как вывод, чтобы он был воспринят аудиторией именно как вывод, как основная мысль выступления: «Итак, ...». Основной вывод формулируется в полной словесной форме. При этом он должен быть краток и выражен простыми словами; после вывода не надо ничего добавлять и ничего комментировать.

Обращение к слушателям.

Можно завершить выступление пожеланием слушателям хорошо провести выходные или летний отпуск, хорошо провести сегодняшний вечер и т.д., поздравить их с наступающими праздниками и др. В таком случае слушатели запоминают оратора в большей степени, нежели выражаемые им идеи.

Подытоживающее повторение.

Основная мысль повторяется в развернутой словесной форме в виде тезиса или перечисления: во-первых, во-вторых, и в -третьих. Как слушатели, мы большей частью ленивы, у нас короткая память, и мы всегда благодарны за краткое повторение, сделанное в любой форме.

Иллюстрация.

Основная идея поясняется примером, аналогией, притчей, аллегорией. Необходимо иметь в виду, что после нее ничего не надо добавлять, выступление надо на этом закончить.

Кульминация

Главная мысль высказывается в конце выступления на высокой эмоциональной ноте, например: «И история яркими буквами напишет имя этого человека над именами всех тех, кто пытался ему помешать!» Специалисты отмечают, что кульминация как эффективная концовка подходит не для всех типов публичных выступлений, но она обычно производит сильное впечатление на слушателей.

Комплимент аудитории

Д. Карнеги приводит такой пример подобной концовки: «Великий штат Пенсильвания должен возглавить движение за то, чтобы ускорить приход нового времени!».

Юмористическая концовка.

Это может быть шутка, анекдот, смешная история. «Если сможете - оставьте аудиторию смеющейся», - советовал Д. Карнеги.

Благодарность за внимание

Это традиционная концовка. Несколько менее традиционной ее может сделать небольшое расширение - если оратор не просто произнесет дежурную фразу «Благодарю за внимание», но и скажет несколько слов, положительно характеризующих сегодняшнюю аудиторию, ее уровень, интересные вопросы, которые были заданы, и др., то есть скажет

Комплимент аудитории.

Например: «В завершение я хотел бы поблагодарить вас за внимание, за то, что вы так внимательно меня слушали и задавали интересные вопросы. В вашей аудитории мне было очень приятно выступать». Или: «Благодарю вас за внимание. Мне было очень приятно выступать в вашей внимательной и доброжелательной аудитории». Или: «Благодарю за внимание. И хочу отдельно поблагодарить вас за очень интересные вопросы, которые вы мне задавали».

Как не надо заканчивать выступление

Не рекомендуется заканчивать шуткой, не относящейся к делу, - это вызывает у аудитории недоумение, а если аудитория после ухода оратора осталась в недоумении, весь эффект от выступления исчезает. Не следует извиняться: «я понимаю, мне не удалось все охватить», «я вижу, несколько утомил вас...» и др. Не надо ничего вспоминать дополнительно после того, как вы сформулировали вывод - все впечатление от него будет смазано. Нельзя обрывать речь без заключения и уходить. Ни в коем случае нельзя оставлять аудиторию в настроении безнадежности и беспросветности в связи с нарисованными вами мрачными картинами - обязательно надо дать слушателям некоторую перспективу, наметить выход из положения и выразить уверенность в том, что худшее не произойдет. Завершать выступление надо только на оптимистической ноте.Не рекомендуется завершать выступление фразой типа «Вот и все, что я хотел сказать» - заканчивать лучше фразой, относящейся к содержанию выступления или благодарностью за внимание.

46 Понятие эффективной коммуникации.

Эффективная коммуникация строиться на: уважении к собеседнику, и на умении слушать его, и услышать и понять его слова. На умении чувствовать психологический настрой собеседника. На способности, правильно определить его нужды, стремления и эмоции. Умении сочувствовать и выразить сочувствие и поддержку собеседнику. Способности к искреннему выражению чувств. Короче, проявлении чуткости к собеседнику. Применении методов аффективного слушания. Умении применять на практике вербальные и невербальные способы (каналы) воздействия. Слова, вернее смысл слов и предложений, передаваться с помощью вербального канала коммуникации, а интонация, тон громкость и тембр голоса, внешний вид, жестикуляция, мимика - с помощью невербального и т.д. Используя эти каналы коммуникации отправитель отправляет сообщение получателю.

Правила подготовки убеждающего выступления.

1. Использовать общие правила эффективной аргументации:

Быть эмоциональным;

Обращаться к жизненно важным фактам;

Стараться показать слушателям реальную пользу от ваших предложений или информации;

Отвлекаться в изложении;

Использовать цифры;

Опираться на наглядность;

Использовать юмор.

2. Темой выступления должен быть действительно вопрос, который сейчас актуален, обсуждается в обществе.

3. Продолжительность выступления - не более 3 - 5 мин.

4. Умеренная эмоциональность (слушатели должны ее чувствовать).

5. Затрагивать благородные эмоции (чувство гнева, ненависти, справедливости, несправедливости).

6. Затрагивать вопрос истины - что правда, а что нет.

7. Использовать короткие фразы.

8. Словесно выразить и не менее чем три раза повторить доказываемый

Общие требования к публичному выступлению

2. Драматизм.

4. Краткость.

5. Диалогичность.

6. Разговорность.

8. Понятность главной мысли.

9. Решительный конец.

1. Решительное начало выступления.

Первая фраза выступления должна быть продумана, подготовлена заранее и хорошо выучена. Нельзя запинаться в первой же фразе выступления или задумываться над тем, с чего вы начнете. Такого оратора аудитория сразу посчитает неуверенным, некомпетентным.

Первая фраза должна быть четкой и понятной для слушателей. Ее необходимо заранее подготовить и хорошо отрепетировать, произнести уверенно и выразительно.

2. Драматизм.

Это напряжение в тексте. Драматизм создается в выступлении при намеренном столкновении разных точек зрения путем вступления оратора в спор с каким-либо мнением, авторитетом или точкой зрения, при рассказе о каких-либо необычных или трагических событиях, происшествиях. Как говорил Д. Карнеги: «Мир любит слушать о борьбе». Драматизм должен быть создан в тексте на этапе его подготовки.

3. Сдержанная эмоциональность.

Эмоциональность - обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент. Слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам самому небезразлично то, что вы говорите. Выступление ни в коем случае не должно быть монотонным.

Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной.

Нельзя не согласиться с известным американским специалистом по обучению риторике П. Сопером, который писал, что слушатель испытывает чувство неловкости при виде эмоционального разгула оратора. Вспомним знаменитое гоголевское высказывание об одном-учителе-ораторе: «Александр Македонский, конечно, великий человек, но зачем стулья ломать?». В связи с этим предпочтительнее приводить факты, вызывающие у слушателей эмоции, нежели самому говорить слишком эмоционально.

4. Краткость.

Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как умные, более правильные, содержащие истинную информацию. Особенно ценится краткость в русской аудитории, что отражено в известном выражении: Коротко и ясно. Крайне необходимо соблюсти отведенный регламент, уложиться в отведенное время. Нужно учиться говорить коротко.

президент Франклин Делано Рузвельт. Объясняя, как надо выступать публично, Рузвельт дал сыну три совета: будь искренен, будь краток, садись.

5. Диалогичность.

Выступление должно представлять собой как бы диалог со слушателями.

Оратор не обязан все время говорить сам, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать ее ответы, реагировать на ее поведение. Любое выступление должно иметь черты беседы.

Вопросы могут быть и риторическими, но позволяют повысить эффективность устного выступления прежде всего краткие диалоги со слушателями в ходе самого выступления.

6. Разговорность.

Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы.

В этом и заключается разговорный стиль выступления.

П. Сопер писал: «Публичная речь должна обладать качествами хорошего собеседования с некоторыми поправками в отношении голоса, манер и темы для полного соответствия с обстановкой выступления». Эта же идея выражена и Д. Карнеги: «Хорошее выступление - это прежде всего разговорный тон и непосредственность, несколько акцентированные. Говорите на заседании объединенного благотворительного фонда так же, как если бы вы разговаривали с Джоном Генри Смитом. Ведь члены фонда - не

что иное, как сумма Джонов Генри Смитов». Разговорность ораторского выступления существенно повышает доверие к оратору, а значит, и к содержанию его речи.

Не надо использовать много специальных, книжных, иностранных слов, надо говорить проще - это тоже проявление требования разговорности. Можно использовать (умеренно!) разговорные слова, юмор, шутку.

7. Установление и поддержание контакта с аудиторией.

Само собой разумеется, что данное требование относится к числу важнейших. Установить контакт с аудиторией значит: смотреть на аудиторию во время выступления, следить за ее реакцией, вносить изменения в свое выступление в зависимости от ее реакции, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готовность ответить на вопросы, вести с аудиторией диалог. Аудиторию надо разбить на секторы и смотреть по очереди на каждый сектор.

8. Понятность главной мысли.

Главная мысль должна быть передана словами, причем желательно не менее двух-трех раз в ходе выступления. В подавляющем большинстве случаев аудитория любит выводы и ждет их от оратора в сформулированном виде.

9. Решительный конец.

Как и начало, конец выступления должен быть кратким, ясным, понятным, заранее продуманным. Окончательную фразу надо заранее продумать и сформулировать. Ее, как и начальную фразу, надо отрепетировать, чтобы произнести без запинки, четко и понятно. Заключительная фраза должна быть произнесена эмоционально, несколько замедленно и многозначительно, чтобы аудитория хорошо поняла ее и одновременно поняла, что это завершение вашего выступления.