Способы разрешения социальных конфликтов. Социальные конфликты и пути их разрешения

  • 15.10.2019
  • Ямалов Урал Буранбаевич , магистр
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • МОДЕЛИ (СПОСОБЫ) РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА
  • СТИЛИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ
  • КОНФЛИКТ
  • ПРОТИВОРЕЧИЕ
  • КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ

В статье рассматриваются особенности протекания конфликта. Исход конфликтной ситуации во многом будет зависит не только и не столько от причин, факторов и моделей протекания конфликта, степени его развития, сколько от отношения самих участников к конфликтной ситуации.

  • Алгоритмы эффективного управления конфликтной ситуацией

Социальный конфликт – высшая стадия развития противоречий в отношениях между людьми, социальными группами, социальными институтами, которая характеризуется усилением противоположных тенденций, столкновением различных интересов.

Мир устроен таким образом, что практически во всех сферах человеческой деятельности возникают конфликты, которые чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни, и их ассоциируют с агрессией, угрозой, враждебностью. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон: личности, группы или организации – вступает в противоречие с интересами другой стороны. Управление конфликтом – одна из важнейших функций руководителя (в среднем они тратят около 20% своего рабочего времени). Для управления ими необходимо знать типы конфликтов, причины возникновения, особенности протекания, а также последствия, к которым они могут привести .

Социальные конфликты в жизни общества неизбежны, поскольку социальное развитие осуществляется в условиях противоборства различных интересов, установок, стремлений. Однако в развитом обществе существуют механизмы предотвращения и мирного урегулирования конфликтов в рамках нормированных отношений.

Индивиды и социальные группы, участвующие в конфликте, называются субъектами конфликта. Вопрос, требующий разрешения, или благо, из-за которого происходит столкновение, называется предметом конфликта. Причина конфликта – объективные социальные обстоятельства, предопределяющие его возникновение. Поводом для конфликта служит конкретное происшествие или социальное действие, которое провоцирует переход к открытому противостоянию.

Отличие конфликта от мирного противостояния, конкуренции и соперничества за обладание определенными благами заключается в остроте столкновения, которое может принимать форму открытой агрессии и насильственных действий .

В основе любого социального конфликта лежит острое противоречие.

Противоречие – это принципиальная несовместимость важных интересов и устремлений (политических, экономических, этнических, культурных) индивидов и социальных групп. Неудовлетворенность текущей ситуацией и готовность ее изменить выражается в росте социального напряжения. Конфликт возникает тогда, когда одна из сторон начинает, открыто осуществлять свои устремления в ущерб другой, что вызывает ответную агрессивную реакцию.

Противоречие не всегда переходит в стадию открытого столкновения, оно может быть разрешено мирным путем либо сохраняться в обществе в качестве неявного противостояния идей, интересов, тенденций .

На основе различных критериев выделяют виды конфликтов:

  • по длительности: краткосрочные и затяжные конфликты;
  • по охвату участников: глобальные, межнациональные, национальные, локальные конфликты;
  • по сферам общественной жизни: экономические, политические, трудовые, социокультурные, национально-этнические, семейно-бытовые, идеологические, духовно-нравственные, юридически-правовые конфликты;
  • по сфере противоречий: межличностные, внутригрупповые, межгрупповые конфликты, а также конфликты группы с внешней средой;
  • по характеру развития: преднамеренные, спонтанные;
  • по используемым средствам: насильственные (военные, вооруженные) и ненасильственные конфликты;
  • по социальным последствиям: успешные, безуспешные, конструктивные, деструктивные конфликты .

Социальный конфликт проходит в своем развитии несколько этапов:

  1. предконфликтная ситуация – осознание сторонами существующего противоречия и возрастающего социального напряжения;
  2. непосредственно конфликт – открытые действия, направленные на реализацию устремлений и удовлетворение потребностей, которые стали причиной противоборства;
  3. разрешение конфликта – завершение противостояния, устранение причин конфликта или примирение сторон на основе компромисса;
  4. после конфликтная стадия – окончательное устранение противоречий, переход к мирному взаимодействию.

Обычно социальному конфликту предшествует предконфликтная стадия, в течение которой накапливаются и постепенно обостряются противоречия между субъектами .

Перед началом конфликта стороны осознают существование напряжения из-за неудовлетворенности каких-то важных потребностей, ищут пути разрешения возникшего противоречия, выбирают способы воздействия на противника.

Чаще всего социальный конфликт возникает из-за различий в уровне материального благосостояния, доступа к власти, культурным благам, образованию, информации, а также из-за различий в религиозных, мировоззренческих, нравственных установках и стандартах поведения.

Острота пред конфликтной ситуации и пути выхода из нее определяются не только значимостью противоречия, но и социально-психологическими чертами участников конфликта: особенностями темперамента, интеллекта, уровнем общей культуры, коммуникативными навыками.

Поводом для начала конфликта служит инцидент – событие или социальное действие, направленное на изменение поведения противоборствующей стороны и влекущее за собой переход к открытому противостоянию (словесные прения, экономические санкции, изменения в законодательстве и т. п.).

Следующий этап развития конфликта – его эскалация, т. е. разрастание, увеличение масштабов, числа участников, огласка.

Непосредственно конфликтная стадия социального противостояния характеризуется совокупностью определенных действий, которое предпринимают участники с целью реализации своих интересов и подавления противника.

Все участники масштабного конфликта играют в нем определенную роль, хотя не все из них обязательно находятся в состоянии противоборства друг с другом.

Свидетели конфликта наблюдают за событиями со стороны, не принимая в них активного участия .

Посредники – люди, которые пытаются предотвратить, остановить или разрешить конфликт, ищут пути примирения противоречивых интересов, участвуют в организации переговоров. Подстрекатели – люди, которые провоцируют начало и дальнейшее развитие конфликта.

Пособники могут не принимать прямого участия в открытом столкновении противоборствующих субъектов, но своими действиями способствуют его развитию, поддерживая одну из сторон.

Разрешение социального конфликта – это преодоление основного противоречия в интересах сторон, устранение его на уровне причин конфликта. Решение конфликта может быть достигнуто самими конфликтующими сторонами без помощи каких-либо посторонних лиц, либо путем подключения к решению какой-либо третьей стороны (посредника). Таким образом, модель решения конфликта – это совокупность определенных методик его преодоления. Это далеко не случайно выбранный способ, а непосредственно зависящий от показаний проведенной диагностики конкретного конфликта.

Модели, применяющиеся при разрешении конфликтов, складываются на основе имеющихся в обществе культурных и правовых установок по отношению к конфликту, поощряющих или запрещающих тот или иной способ разрешения конфликта. Модель разрешения любого конфликта строится на применении различных методов – насильственных (репрессии, демонстрация силы, разные формы принуждения) или мирных (переговоры, соглашение, компромиссы).

Существуют четыре принципиальных способа (модели), посредством которых конфликтующие стороны могут решить свои противоречия и выйти из состояния конфликта:

  1. Силовой (одностороннее доминирование).
  2. Компромисс.
  3. Интегральная модель.
  4. Разъединение сторон. Возможна и определённая комбинация названных четырех способов (симбиозная модель) .

Одностороннее доминирование (силовая модель) – способ, предполагающий удовлетворение интересов одной из конфликтующих сторон за счет интересов другой. Силовые способы разрешения конфликта, по сути, ведут к уничтожению или полному подавлению интересов одной из сторон конфликта. При этом используются разнообразные средства принуждения, от психологических до физических. Часто это способ переноса вины и ответственности на более слабую сторону. Таким образом, подменяется подлинная причина конфликта и в одностороннем порядке навязывается доминирующая воля более сильного субъекта.

Разъединение сторон конфликта. В этом случае конфликт разрешается путем прекращения взаимодействия, разрыва отношений между конфликтующими сторонами, изоляцией их друг от друга (например, развод супругов, разъезд соседей, перевод работников на разные участки производства). Разъединение конфликтующих сторон может совершаться путем их отступления, когда они обе покидают «поле битвы». Так завершается, например, перепалка между пассажирами автобуса при выходе одного из них на своей остановке или ссора между соседями в коммунальной квартире, которая прекращается после их переселения.

Модель компромисса – способ согласования конфликтных интересов, заключающийся во взаимных уступках в позициях конфликтующих сторон. Важно знать, что компромиссная модель решения конфликтов основана на уступках конфликте ров именно в их интересах. Таким образом, понятие компромисса используется в разных смыслах: в обыденном понимании – это различные уступки друг другу, а в конфликт логии – это взаимный отказ сторон конфликта от какой-либо части своих претензий, взаимное жертвование интересами, ради достижения согласия.

Главное преимущество мирного разрешения конфликта с помощью компромисса – это введение конфликта в конструктивные рамки и налаживание процесса коммуникации сторон, нахождение определённых моментов согласия (компромисса). Тем не менее, компромисс, по словам известного западного конфликт лога К. Лассуэла, – «это лоскутное одеяло, которое конфликтеры перетягивают на себя». Компромисс, как модель решения конфликта, безусловно, предпочтительнее, цивилизованнее, чем силовая или разъединительная, но она не универсальна и имеет свои границы применимости. Не надо думать, что на ее основе можно легко решить любой конфликт.

Интегральная модель (интегральная стратегия) – предусматривает возможность удовлетворения интересов всех конфликтеров при условии пересмотра (ревизии) ими своих ранее сформировавшихся позиций, тех целей, которые они намерены были достичь в конфликте. Она называется интегральной не потому, что объединяет качества и достоинства предыдущих моделей, а потому, что способна интегрировать интересы конфликтеров. При ее использовании никто не жертвует своими интересами. Каждый конфликтер добивается удовлетворения своих интересов, а потому чувствует себя победителем. Для достижения столь желательного итога конфликтеры должны отказаться от своей позиции, пересмотреть те свои цели, которые они ставили в данном конфликте.

Как правило, интегральная модель достигается в результате переговоров между конфликтующими сторонами, заканчивающихся принятием согласованного решения. Для того чтобы конфликт разрешился по-настоящему, важно, чтобы конфликтующие стороны договаривались между собой, чтобы они сами нашли наиболее устраивающий их способ выхода из конфликтной ситуации. На практике конфликтующие стороны обычно вступают в какие-то переговоры, прежде чем обращаться к насилию и или разъединяться. Интегральная модель решения конфликта – важное открытие ХХ века в области общественных институтов. Одним из многих парадоксов современного российского общества является то, что наиболее эффективный и рациональный способ решения конфликтов используется в нем гораздо реже, чем следовало бы. В России большинство наших сограждан не знают о том, что существует подобная модель решения конфликтов, а если знают – то не любят использовать. Объясняется это комплексом причин, среди которых отметим особенности менталитета россиян, выражающиеся в повышенной приверженности к силовым решениям, с особенностями воспитания – нас всегда учат, что цель превыше всего и превратного представления русских о принципиальности. Многие отождествляют принципиальность с упертостью на своем, с отказом от возможности пересмотра своей позиции в конфликте, независимо от того, чем эта позиция вызвана. При этом упускается из виду, что интересы людей и их групп всегда важнее, чем те цели, которые они ставят перед собой ради достижения этих интересов. Надо быть гибким в постановке и изменении своих кратковременных целей, постоянно заботясь о своих долговременных жизненно важных интересах. К сожалению, многие поступают наоборот. Отказываясь от пересмотра своих позиций, не учитывая новых условий, сделавших их неразумными, они продолжают отстаивать их, что осложняет достижение коренных интересов.

Существуют также и симбиозы способов разрешения конфликта – модели, сочетающие в себе в определённой последовательности – силовую, компромиссную, разъединительную и интегральную модели разрешения конфликта .

В заключение следует отметить, трудно предвидеть все многообразие конфликтных ситуаций, которые создает нам жизнь. Поэтому и в разрешении конфликтов многое должно решаться на месте, исходя из конкретной ситуации, а также индивидуально-психологических особенностей участников конфликта .

Список литературы

  1. Игебаева Ф.А. Межличностный конфликт в организации и его последствия. // Язык и литература в условиях билингвизма и полилингвизма. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2012. С. 249 – 252.
  2. Игебаева Ф.А. Руководитель и его роль в предупреждении конфликтов в организациях // Развитие современного общества России в условиях новой экономики. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. – Саратов: Изд-во «КУБиК», 2012. – С. 39 – 42.
  3. Игебаева Ф.А. Социальные конфликты и способы их решения. Социально-экономическое развитие общества: система образования и экономика знаний. Сборник статей IV Международной научно-практической конференции. Пенза. 2007. – С.33 – 35.
  4. Андреева Г.М. «Социальная психология», М.,2011. – 678с.
  5. Бородкин Ф.Н. «Внимание, конфликт!», Новосибирск, 2012. – 679с.
  6. Агеев В.С. «Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы», М., 2013. – 456с.
  7. Социальная психология. /Под ред. Семенова В.Е., 2015. – 888с.
  8. Игебаева Ф.А. Искусство управлять людьми – самое трудное и высокое из всех искусств в сборнике: Science, technology and life – 2014 proceedings of the international scientific conference. editors v.a. iljuhina,v.i. zhukovskij, n.p. ketova, a.m. gazaliev, g.s.mal". 2015. с. 1073 – 1079.
  9. Игебаева Ф.А. Конфликты в организации и их последствия. В сборнике: Zprávy vědeckė ideje – 2014. Materiàly X mezinàrodní vědecká-praktická konference. 2014. – С. 27 – 29.
  10. Игебаева Ф.А. Некоторые этические и организационные аспекты управления персоналом В сборнике Проблемы и перспективы российской экономики.VII Всероссийская научно-практическая конференция 26-27 марта 2008г. Пенза. 2008. – С.43 – 45.
  11. Игебаева Ф.А. Социология: учебное пособие для студентов вузов. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 236 с. – (Высшее образование – Бакалавриат).
  12. Игебаева Ф.А. Практикум по социологии: /Ф.А. Игебаева. – Уфа: Башкирский ГАУ, 2012. – 128с.
  13. Internet resource. Available at: http://www.studfiles.ru/preview/2617345/

Основные конфликты в обществе - эго конфликты политические (связанные с борьбой за власть), межкультурные (например, этнические и религиозные) и социальные. Социальный конфликт представляет собой столкновение интересов социальных групп , которые выступают против социального неравенства в различных сферах деятельности. Борьба за справедливость против социального неравенства обычно приводит к конфликту социальных групп, которые неудовлетворены своим положением. К социальным конфликтам относят также конфликты экологические, обусловленные нерациональным использованием природных ресурсов, что грозит экологической катастрофой. Кроме того, социальные конфликты проявляются в экономической сфере: по поводу уровня заработной платы и цен, вредного для здоровья характера производства, дискриминации по этническому или половому признаку, неравного доступа к природным ресурсам и другим материальным благам различных социальных групп - это трудовые конфликты.

В закрытых обществах с жесткой социальной структурой, слабой мобильностью, наличием социального контроля, ориентированного на сохранение существующего порядка, отсутствием правовых институтов, защищающих интересы всех социальных групп, социальные конфликты принимают крайне жесткие формы. Столкновения враждующих сторон могут вылиться в восстания, гражданские войны, влекущие за собой многочисленные жертвы и способные разрушить существующий социальный строй.

В открытых обществах социальные конфликты обычно разрешаются мирным путем и на правовой основе. Общество заинтересовано в сохранении стабильности и согласия, поэтому существующие социальные институты обладают средствами, позволяющими не только урегулировать конфликты, но и обратить их на пользу обществу. Основными путями разрешения конфликтов являются поиски согласия и движение навстречу друг другу на основании здравомыслия, терпимости к инакомыслию, уважения к «противникам» как носителям иных интересов, критическое отношение к самим себе обеих сторон.

Наиболее эффективным способом решения конфликта являются переговоры сторон, нахождение компромисса, который предполагает взаимные или односторонние уступки. В настоящее время существуют специальные центры, которые изучают социальные конфликты, разрабатывают переговорные методики, обучают людей конструктивному поведению в конфликтных ситуациях, готовят посредников-медиаторов, которые способны оказать влияние на разрешение конфликтов путем организованного переговорного процесса. Тем самым создаются предпосылки и условия улаживания конфликтов в досудебном или внесудебном порядке.

Важнейшую роль в разрешении противоречий играет использование существующего законодательства, позволяющего ввести конфликт и его разрешение в правовое русло. Если социальные конфликты становятся типичными, а закон не в состоянии их урегулировать, сам закон может быть подвергнут пересмотру.

Существенную роль в разрешении конфликта играет общественное мнение, поддержка других социальных групп, средств массовой информации. Если общественность поддерживает одну из конфликтующих сторон, ее успех становится более вероятным.

Поскольку всякий социальный конфликт есть столкновение различных интересов, которое может принимать крайне острые формы, он имеет ряд негативных последствий. Во-первых, производственный процесс может быть замедлен или приостановлен, люди оказываются под угрозой потери работы, понижения заработной платы, увольнения. Во-вторых, отношения в коллективе становятся напряженными, взаимное непонимание работников и работодателей обостряет психологические отношения, рождает отчуждение, неуважение, ненависть. В-третьих, дух конфронтации настолько затягивает людей в конфликтную ситуации, что они уже с трудом идут на компромиссы и стремятся во что бы то ни стало, любой ценой победить. Это чревато обострением и расширением конфликта, который выходит за первоначальные рамки. В-четвертых, разрастание социального конфликта угрожает общественному согласию и может привести к насилию, к значительным материальным потерям и людским жертвам.

Вместе с тем социальные конфликты играют и положительную роль в обществе:

  • - они выявляют «слабые» места социальной системы и привлекают внимание общества к социальным проблемам;
  • - социальные конфликты способствуют сплочению социальных групп, развитию солидарности их членов, т.е. поддерживают самое существование социальных групп. В ходе конфликта его участники более четко осознают свои цели и сплачиваются вокруг них в коллектив единомышленников, они создают организации, которые защищают их интересы;
  • - они создают баланс социальных сил, которые готовы защищать свои интересы, и тем самым поддерживается стабильность общества;
  • - усиливая процессы социальной мобильности, обществу придается динамичность, без которой оно не может существовать. Социальные конфликты являются «проводником» социальных инноваций, которые обновляют, усовершенствуют социальную систему, открывая новые перспективы;
  • - социальные конфликты являются необходимым условием возникновения новых социальных групп и институтов.

В целом социальные конфликты способствуют разрешению фундаментальных для всякого общества противоречий, вызванных существованием неравенства. Они свидетельствуют о том, что отклонение от существующих норм не патология, а необходимое условие развития общества. При этом крайне важно, чтобы негативные функции социального конфликта были сведены к минимуму.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Социальные конфликты в современном обществе

Методы разрешения конфликтов

Анализ конфликтной ситуации

Заключение

Список литературы

Глоссарий

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня никому не надо доказывать, что проблематика, связанная с изучением конфликтов, имеет право на существование. К проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, руководители, педагоги, социальные работники - словом, все те, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей.

К сожалению, этот все возрастающий интерес в немалой степени связан и с ростом напряженности в разных сферах социального взаимодействия, с острой потребностью и различных общественных структур, и отдельных людей в практической помощи в разрешении конфликтов.

Что такое конфликт, знают все. И у большинства это слово вызывает малоприятные ассоциации. Люди, затевающие конфликт или помимо собственной воли, попадающие в него, обычно стремятся поскорее завершить его наилучшим для себя образом. Мало кто заинтересован в конфликте самом по себе. Но как довести конфликт до благополучного конца?

Каждый решает этот вопрос, исходя из своих представлений о конкретной конфликтной ситуации и ее действующих лицах, о своих целях и целях своих оппонентов, о том, что можно и надо делать, а чего делать нельзя, и т.д.

Социальные конфликты в современном обществе

Слово конфликт пришло в русский и другие языки из латыни. Это одно из тех международных слов, которые радуют переводчиков, - они не нуждаются в переводе, поскольку понятны и так: и звучание, и значение их во всех языках примерно одинаково. В русском языке слово конфликт стало употребляться с XIX века.

Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus - столкновение и практически в неизменном виде входит в другие языки (conflict - англ., konflikt - нем., conflit - франц.). Анализ определений конфликта, принятых в различных современных неспециальных энциклопедиях, обнаруживает их сходство.

Можно жить, обходясь без слова «конфликт», но нельзя жить без конфликтов. Если бы не было этого слова, заимствованного из латыни, то в любых современных языках все равно существовали бы такие слова, как «столкновение», «разногласие», «спор», «схватка», «борьба» и т. п.

Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны.

Выделяются следующие типы конфликтов:

внутриличностные;

межличностные;

групповые (между неформальными малыми группами в составе одной общности);

конфликты в организациях (где конфликтующими сторонами являются группы-коллективы подразделений организации):

межгрупповые конфликты между большими социальными группами (социальные, политические, межкультурные и пр.).

Различные типы конфликтов взаимосвязаны между собой. В ходе развития конфликты одного типа могут переходить в конфликты другого типа (например, внутриличностные - в межличностные, межличностные - в групповые).

В современных условиях, в сущности, каждая сфера общественной жизни рождает свои специфические виды социальных конфликтов. Поэтому можно говорить о политических, национально-этнических, экономических, культурных и других видах конфликтов.

Политический конфликт - это конфликт по поводу распределения власти, доминирования, влияния, авторитета. Этот конфликт может носить скрытый или открытый характер. Одной из ярких форм его проявления в современной России является длящийся на протяжении всего времени после распада СССР конфликт между исполнительной и законодательной властью в стране. Объективные причины конфликта не устранены, и он перешел на новую стадию своего развития. Отныне он реализуется в новых формах противостояния Президента и Федерального Собрания, а также исполнительной и законодательной власти в регионах.

Заметное место в современной жизни занимают национально-этнические конфликты - конфликты на основе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп. Чаще всего это конфликты, связанные со статусными или территориальными претензиями. Также значительную роль играет проблема культурного самоопределения тех или иных национальных общностей.

Большую роль в современной жизни России играют социально-экономические конфликты, то есть конфликты по поводу средств жизнеобеспечения, уровня заработной платы, использования профессионального и интеллектуального потенциала, уровня цен на различные блага, по поводу реального доступа к этим благам и иным ресурсам.

Социальные конфликты в различных сферах общественной жизни могут протекать в форме внутриинституциональных и организационных норм и процедур: дискуссий, запросов, принятия деклараций, законов и т.п. Наиболее яркой формой выражения конфликта являются различного рода массовые действия. Эти массовые действия реализуются в форме предъявления требований к власти со стороны недовольных социальных групп, в мобилизации общественного мнения в поддержку своих требований или альтернативных программ, в прямых акциях социального протеста. Массовый протест - это активная форма конфликтного поведения. Он может выражаться в различных формах: организованного и стихийного, прямого или косвенного, принимая характер насилия или системы ненасильственных действий. Организаторами массовых протестов выступают политические организации и так называемые “группы давления”, объединяющие людей по экономическим целям, профессиональным, религиозным и культурным интересам. Формами выражения массовых протестов могут быть такие, как: митинги, демонстрации, пикетирования, кампании гражданского неповиновения, забастовки. Каждая из этих форм употребляется в определенных целях, является эффективным средством решения вполне конкретных задач. Поэтому, выбирая форму социального протеста, его организаторы должны четко осознавать, какие конкретные цели ставятся перед этой акцией и какова общественная поддержка тех или иных требований.

В конфликтной ситуации действия одной стороны оказывают существенное влияние на другую сторону. Это влияние состоит не только в том, что другая сторона терпит какой-то ущерб, но и в том, что она, в свою очередь, начинает планировать и предпринимать ответные действия. Поведение одного конфликтанта вызывает соответствующие изменения в поведении другого. Таким образом, конфликтующие стороны, так или иначе, воздействуют друг на друга. «В конфликтной деятельности воздействия со стороны противника переживаются особенно остро, ибо направлены на разрушение наших планов и целей. Интенсивность чужого влияния возрастает с обострением конфликта. В особо напряженных ситуациях действия, которые в обычных условиях не привлекают внимания, переживаются гораздо сильнее. Взаимное влияние соперников может принимать разнообразные формы: заражения, внушения, убеждения, подражания и другие».

Процесс развития конфликта:

Предконфликтная ситуация.

Это положение дел накануне конфликта. Иногда оно может быть совершенно благополучным, и конфликт тогда начинается внезапно, под воздействием какого-то внешнего, случайно вторгнувшегося в эту ситуацию фактора (например, в комнату неожиданно вошел посторонний человек и устроил скандал). Но чаще всего на этой стадии уже существуют какие-то предпосылки для конфликта (даже в вышеприведенном примере - это, скажем, сама возможность появления в комнате постороннего человека).

Инцидент.

С него, собственно, и начинается конфликт. Инцидент - это первая стычка конфликтантов. Он выступает как завязка конфликта. Если в предконфликтной стадии конфликт находился в эмбриональном, утробном состоянии, то теперь он появляется на свет. Нередко инцидент возникает как будто по случайному поводу, но на самом деле такой повод является последней каплей, которая переполняет чашу.

Эскалация

На латинском scala - лестница. В фазе эскалации конфликт «шагает по ступенькам», реализуясь в серии отдельных актов - действий и противодействий конфликтующих сторон. В ситуации №1 нетрудно выделить отдельные «ступеньки», через которые проходит эскалация конфликта.

Кульминация.

Эта стадия наступает тогда, когда эскалация конфликта приводит одну или обе стороны к действиям, наносящим серьезный ущерб делу, которое их связывает, организации, в которой они сотрудничают, общности, в составе которой они живут, или, при внутриличностном конфликте, ставящим под угрозу целостность личности.

Кульминация - это верхняя точка эскалации. Она обычно выражается в каком-то «взрывном» эпизоде (отдельном конфликтном акте) или нескольких следующих подряд эпизодах конфликтной борьбы. При кульминации конфликт достигает такого накала, что обеим или, по крайней мере, одной из сторон становится ясно, что продолжать его больше не следует. Кульминация непосредственно подводит стороны к осознанию необходимости прервать как дальнейшее обострение отношений, так и усиление враждебных действий и искать выход из конфликта на каких-то иных путях.

Завершение конфликта.

Завершение конфликта иногда достигается просто потому, что конфликтанты устают враждовать, привыкают друг к другу и приспосабливаются к сосуществованию. Проявив достаточную терпимость они, если контакты между ними неизбежны, постепенно приучаются не придавать особого внимания неприятным чертам поведения другой стороны, не наступать ей на «больную мозоль», находя вместе с тем способы отстаивания своих основных интересов. Многое здесь зависит от житейской мудрости конфликтантов, их способности понять, что можно жить в мире, не требуя друг от друга полного согласия взглядов и привычек.

Постконфликтная ситуация.

Конфликт редко проходит совершенно бесследно. Он всегда оставляет после себя, прежде всего, какие-то следы в душах конфликтантов. Иногда это горечь, разочарование, утрата веры в людей и в себя, иногда - чувство самоутверждения, гордости за свою моральную стойкость и принципиальность, сознание полезности приобретенного опыта. Но конфликт имеет не только такие, чисто субъективные последствия. Когда он завершается, создается постконфликтная ситуация, которая в большинстве случаев по своим объективным особенностям в большей или меньшей мере отличается от той, которая существовала до и во время конфликта.

конфликт эскалация кульминация урегулирование

Методы разрешения конфликтов

Сам по себе конфликт как факт различия мнений, интересов, стремлений людей не может быть ни плох, ни хорош, и рассматривать его следует, отбросив этические предрассудки. Поскольку конфликта не избежать, надо его использовать.

Способы, или тактики улаживания конфликтов столь же многообразны, как и сами конфликтные ситуации. Приведем некоторые из них.

Существуют три главных способа урегулирования конфликтных ситуаций:

1) доминирование, как победа одной стороны над другой, однако преимущества относительной простоты этого способа элиминируются его неэффективностью с точки зрения дальней перспективы;

2) компромисс, который означает уступки с обеих сторон и который потому для них обеих нежелателен;

3) интеграция, когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует.

Именно интеграция открывает принципиально новые возможности конфликта. В основе интеграции лежат соответствующие действия заинтересованных сторон: ясное и открытое выявление всех различий, вычленение наиболее существенных противоречий, уяснение используемых обеими сторонами понятий и др. Однако урегулирование конфликтов интегративным путем зачастую осложняется трудными поисками этих новых решений, требующих острого восприятия и изобретательности ума, распространенной потребностью в непременном одержании победы, подменой конструктивных предложений бесплодным обсуждением, наконец, просто отсутствием подобного опыта. Благодаря интеграции может быть создано нечто новое и ценное. Тем самым утверждается понимание конфликтов как явлений, связанных с прогрессивным развитием организации, а их содержание рассматривается как возможный критерий

оценки организации.

Все многообразные причины конфликтов могут быть представлены как имеющие два уровня: (1) объективный, или социальный, и (2) субъективный, или психологический.

Объективные, или социальные, причины - это экономические, политические и духовные противоречия социальной жизни. Это различного рода перекосы в экономике, резкие контрасты в уровне жизни социальных групп, неэффективное управление, духовная нетерпимость, фанатизм и т.п. Методы предупреждения причин конфликтов этого уровня достаточно хорошо известны и сводятся к следующему:

Проведение экономической и культурной политики, основанной на принципах равенства и социальной справедливости;

Укрепление во всех сферах жизни общества принципов законности и правопорядка;

Повышение культурного уровня населения, существенным элементом которого выступает конфликтологическая грамотность.

Реализация этих социальных программ является самым надежным средством исключения из социальной жизни разрушительных конфликтов, как и многих других негативных явлений.

Конечно, у любого социально обусловленного конфликта всегда есть своя психологическая составляющая. Ведь развитая психика является неотъемлемым качеством человека, которое, так или иначе проявляется во всех формах его деятельности.

Еще варианты разрешения конфликтов:

Тактика ухода или избегания конфликта.

Является весьма популярным способом поведения в конфликтной ситуации; к ней нередко прибегают как участники конфликта, так и те, кто по своему должностному статусу должен выступать в роли посредника при его урегулировании. Суть этой тактики состоит в игнорировании конфликтной ситуации.

Силовое подавление или метод насилия.

Во многом противоположен рассмотренному способу ухода метод силового подавления. Использование его свидетельствует о более высокой степени готовности к разрешению конфликта, по крайней мере, у одной из сторон. Его сущность состоит в принудительном навязывании одной из сторон своего решения.

Метод односторонних уступок или приспособления.

Тактики «выигрыш-проигрыш».

Именно тактики «выигрыша-проигрыша» как наиболее простые являются первыми из освоенных людьми способов разрешения конфликтов. Использование этих тактик приобрело со временем почти автоматический, рефлексивный характер. Одинаково рассчитанных на выигрыш, победу одной стороны и проигрыш, поражение в конфликте другой стороны.

Тактики «выигрыш-выигрыш».

Им противопоставляются основанные на принципе «выигрыш-выигрыш» цивилизованные, основательно рационализированные методы, прежде всего тактика односторонних уступок и тактика компромиссов, взаимовыгодных соглашений или сотрудничества.

Тактика компромисса или сотрудничества.

Более надежным, эффективным методом регулирования конфликта признается тактика компромисса, взаимных уступок. Именно в реализации этого метода большую роль играет такой универсальный механизм регулирования конфликта, как переговоры. Переговорный процесс, проведение дискуссий в наибольшей степени позволяют выявить точки соприкосновения интересов противников, так называемые «зоны согласия». Конечно и тактика компромисса, важнейшим элементом которой выступают переговоры, не является универсальной, безотказной отмычкой ко всем видам конфликтных ситуаций.

Анализ конфликтной ситуации

Описание ситуации

Урок английского языка. Класс делится на группы. В одной из групп в этом году поменялся учитель. При проверке домашнего задания новый преподаватель, не познакомив учащихся со своими требованиями, попросила ответить тему наизусть. Ученица Настя сказала учителю, что раньше им разрешалось пересказывать текст, передавая его основной смысл; что она не знает эту тему наизусть, а желает пересказывать его, используя синонимы, смысловые обороты и т.д. За пересказ учитель снизила оценку ученице, поставила "удовлетворительно". Ученица грубо настаивала на том, что свободный пересказ данного текста свидетельствует не о незнании темы, а, наоборот, о ее понимании, а также о свободном владении английским языком. Учитель категорически отказалась исправлять оценку, объясняя это несоблюдением ученицей требований. На следующий урок восьмиклассница пришла без выполненного домашнего задания (хотя всегда была прилежной ученицей, училась на "4" и "5"). Преподаватель начала опрос класса с ученицы Насти и, когда та отказалась отвечать, поставила "2" сразу в журнал. Следующее занятие девочка попыталась сорвать, подговорив учеников своей группы прогулять урок. Учитель заметила убегающих детей и попросила их всех вернуться в класс. На этом уроке ученица Настя отказалась выполнять задания учителя. После урока она обратилась к классному руководителю с просьбой перевести ее и подругу в другую группу по английскому языку.

Алгоритм разрешения школьного конфликта

Этапы разрешения ситуации

Анализ конфликтной ситуации на данном этапе

Какой конфликт произошел в школе?

Шаг 1. Ее участники. Поведение сторон конфликта

Участники: учитель английского языка, ученица Настя, одноклассники.

Поведение сторон конфликта:

учитель предъявила новые требования к учащейся во время устного опроса, не познакомив заранее группу с этими требованиями, и снизила оценку за ответ;

ученица на этом уроке грубо отреагировала на новые требования учителя, а в дальнейшем отказалась выполнять домашнее задание и предложила одноклассникам прогулять урок английского

Шаг 2. Выявление подлинной проблемы: в чем ее суть? Толчок к возникновению конфликта

Причины конфликта: столкновение интересов сторон (требования учителя и интересы учащихся (более свободная форма выполнения задания)) и ошибки в общении учителя и ученицы (категоричность со стороны учителя и грубость ученицы).

Суть данной ситуации заключается в том, что учитель своевременно не познакомила учащихся данной группы со своими требованиями, очень категорично подошла к оцениванию ученицы. Толчком к возникновению конфликта послужила оценка "удовлетворительно", выставленная учителем за пересказ ученицей темы по английскому языку

Шаг 3. Определение в ситуации момента, когда можно было предупредить перерастание проблемы в конфликт

Ученица сообщила о том, что ранее требовался пересказ вместо заучивания наизусть.

Учитель могла:

Предложить ученице ответить на следующем уроке с учетом новых требований.

Позволить на этом уроке пересказать тему, не снижая за это оценки, но в дальнейшем попросить девочку учесть новые требования.

Ученица могла:

Пересказать тему и вежливо объяснить учителю причину, по которой она не выучила текст наизусть.

Подойти к учителю после урока, вежливо объяснить свою позицию и попросить учителя дать ей время, чтобы подготовиться с учетом новых требований.

Предупреждение возникновения проблемы:

Учитель должна была познакомить учеников со своими требованиями и, соблюдая принцип преемственности, ознакомиться с подходами учителя, ранее преподававшего в этой группе

Шаг 4. Всесторонний анализ причины возникновения конфликта

Столкновение интересов и позиций:

Позиция учителя: уверенность в том, что необходимо оценивать знания в соответствии с существующими критериями.

Позиция ученика: «Мне всегда за подобный ответ ставилась отметка "5", и в данной ситуации учитель ко мне была несправедлива»

Как был разрешен этот конфликт?

Шаг 5. Поиск вариантов решения конфликта и выбор наиболее эффективного из них

Руководствуясь принципом мультидисциплинарного подхода к проблеме, были привлечены коллеги из психолого-педагогического медико-социального центра для всестороннего анализа ситуации.

Классный руководитель и психолог поговорили с ученицей Настей и ее подругой, выяснили их точку зрения на сложившуюся ситуацию и предложили девочкам поискать эффективные варианты выхода из конфликта, прогнозируя возможные последствия каждого из них.

Беседа с учителем английского языка позволила определить, в чем преподаватель видит причину возникновения конфликта и варианты его преодоления. Они вместе проанализировали плюсы и минусы той или иной стратегии выхода из конфликта.

Привлечение третьей стороны. Классный руководитель и психолог (по просьбе учителя и ученицы) составили план посещения уроков с целью получения объективной информации.

Они предложили той и другой стороне на данном этапе развития конфликтной ситуации стратегию поведения "компромисс" (учет интересов обеих сторон), планируя в дальнейшем переход к сотрудничеству

Шаг 6. Оценка эффективности выбранной стратегии разрешения конфликта; дальнейшие шаги для предупреждения аналогичного сценария развития ситуации

Выбор данной стратегии разрешения конфликта ("компромисс") можно считать адекватным, т. к. в результате последовали положительные изменения в учебной ситуации:

На следующем уроке учитель познакомила учеников со своими требованиями.

Учет интересов учеников заключался в том, что педагог использовала уточняющие вопросы после их ответов, если учащиеся отступали от дословного изложения темы.

Ученица Настя не пропускала уроки, выполняла домашнее задание. Вопрос о переходе в другую группу больше не обсуждался.

Шаги предупреждения возможного продолжения конфликта

Реализация программы "Учимся решать проблемы", в рамках которой с учащимися рассматриваются темы "Разрешение конфликтов" и "Управление эмоциями" (см. далее).

Специалисты психолого-педагогического медико-социального центра подготовили и провели обучающий семинар для учителей гимназии по теме "Конфликты".

Ученикам и учителям был предложен следующий алгоритм, используемый на начальном этапе развития конфликтной ситуации:

остановиться, присмотреться, прислушаться! Необходимо осмыслить происходящее, прежде чем продолжить спор;

выявить подлинную проблему: в чем ее суть;

отказаться от установки "Победа любой ценой!";

рассмотреть несколько возможных решений;

оценить варианты и выбрать наилучший с учетом возможных последствий.

Тип конфликта - межличностный

Заключение

Подводя итог исследования социальных конфликтов, можно утверждать, что существования общества без конфликтов невозможно. Нельзя категорично назвать конфликт проявлением дисфункции организаций, отклоняющимся поведением индивидов и групп, феноменом общественной жизни, вероятнее всего конфликт - необходимая форма социального взаимодействия между людьми.

Итак, можно сделать вывод, что поскольку конфликты в нашей жизни неизбежны, нужно научиться управлять ими, основываясь на опыте, накопленном в весьма богатой и многообразной литературе по этой проблематике, усвоении теоретических и практических знаний, полученных в рамках данного направления социологической мысли, стремиться к тому, чтобы они приводили к наименьшим издержкам для общества и участвующих в них личностей.

Список литературы

1. Кармин А.С. Конфликтология. СПб.: Издательство «Лань», 1999.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008.

3. Ратников В.П. Конфликтология. 2-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

4. Джини Г. Скотт. Способы разрешения конфликтов. СПб.: ВИС, 1994.

Глоссарий

Интеграция - когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует.

Конфликт - противоборство сторон взаимодействия, имеющих противоположно направленные мотивы, цели и интересы.

Конфликтанты - стороны участвующие в конфликте.

Компромисс - метод урегулирования конфликта, который означает уступки с обеих сторон.

Объект конфликта - материальная, социальная, политическая или духовная ценность, по поводу которой возникает противоборство сторон, стремящихся к обладанию или пользованию ею.

Переговоры - способ разрешения конфликтов, совместная деятельность противоборствующих сторон по нахождению взаимоприемлемого решения проблемы.

Эскалация - нарастание остроты и размаха конфликтных действий, обусловленное обострением противоречий между оппонентами.

Этнический конфликт - форма межгруппового конфликта, когда группы с противоречивыми интересами поляризуются по этническому признаку.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Конфликтология. Сущность конфликта. Субъекты и участники конфликта. Объект конфликта. Процесс развития конфликта. Предконфликтная ситуация. Инцидент. Третья стадия развития конфликта. Кульминация. Разрешение конфликта. Переговоры.

    реферат , добавлен 06.02.2004

    Понятие конфликта как столкновения сторон, мнений, сил, за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы. Основания для классификации конфликтов, их причины возникновения и фазы протекания. Способы разрешения конфликтных ситуаций.

    реферат , добавлен 06.06.2014

    Исследование теории конфликтов древними мыслителями. Роль конфликтов и способы управления ими в современном обществе, их классификация. Причины возникновения конфликтных ситуаций в организации и способы разрешения с помощью посредничества, арбитража.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2009

    Понятие конфликта: его субъекты, объекты и предметы, причины и стадии развития. Методы урегулирования конфликта, возможные выходы из конфликтных ситуаций. Политические конфликты и их особенности. Управление конфликтом: предупреждение и стимулирование.

    реферат , добавлен 27.08.2009

    Классификация и типология конфликтов. Субъекты конфликта. Типы конфликтов. Причины конфликтов. Функции конфликтов. Формы работы с конфликтами и методы их разрешения. Модели развития конфликта. Управление конфликтами.

    реферат , добавлен 18.03.2007

    Во всех сферах человеческой деятельности при решении различных задач в быту, на работе, отдыхе приходится наблюдать различные по своему содержанию и силе проявления конфликты. Изучение конфликтных ситуаций, определение их видов и путей разрешения.

    реферат , добавлен 25.02.2010

    Предконфликтная ситуация, ее общее описание и структура. Открытый конфликт и его компоненты: инцидент и повод, эскалация конфликта и ее характеристики. Тенденция к расширению и углублению. Стили поведения частников и пути выхода. Послеконфликтный период.

    контрольная работа , добавлен 25.04.2016

    Понятие и социально-психологическая характеристика конфликта, основные причины его возникновения, типы и отличительные признаки. Особенности протекания конфликтных ситуаций в воинских коллективах. Пути, условия предупреждения и урегулирования конфликтов.

    курсовая работа , добавлен 14.06.2010

    Исследование генезиса конфликтных ситуаций в организации. Типология причин возникновения конфликтов и способов их разрешения. Предложения по предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций на примере служащих Комитета культуры и молодежной политики.

    дипломная работа , добавлен 09.06.2011

    Причины, виды, уровни и функции конфликта, методы разрешения. Анализ конфликтных ситуаций в условиях изменений на предприятии ООО "СМУ 11", исследование социально-психологического климата в коллективе, направления разрешения конфликтных ситуаций.

Ключевые понятия: конфликты, виды конфликтов, специфика социальных конфликтов; функции конфликтов, типология конфликтов; формула конфликтов; основные способы разрешения социальных конфликтов.

Конфликты (от лат.conflictus: столкновение) это противоборствующие отношения между индивидами или группами людей, связанные с обострением противоречий между их интересами, ценностными ориентациями, взглядами, убеждениями.

Социальные конфликты (в широком понимании) это столкновения, возникающие в обществе при взаимодействии отдельных индивидов, групп людей, социальных институтов по поводу путей разрешения социальных противоречий . Иначе говоря, если конфликт связан с социальной жизнью общества, его можно называть социальным , даже если он возник в сфере экономики, политики, культуры или других сферах.

Виды и формы социальных конфликтов

Конфликты подразделяют на виды , в первую очередь, в зависимости от сферы общественной жизни, в условиях которой они возникают:

1) экономические конфликты – появляются в экономических отношениях, в процессе производства, распределения, обмена;

2) политические конфликты – связаны со сферой политики между субъектами политики по поводу завоевания и реализации власти;

3) идеологические конфликты – появляются на уровне столкновения различных идей, взглядов, мировоззрений;

4) психологические конфликты, характерны для межличностных отношений и влияющих на социальные связи между индивидами;

5) социальные конфликты, возникают по поводу противоречий между интересами индивидов, социальных групп, социальных институтов.

Выделяют две точки зрения на понятие социального конфликта:

1. Социальный конфликт – это любое столкновения между людьми, возникающие на различных уровнях социальной иерархии по поводу противоречий в их интересах. В этом случае в перечень социальным конфликтам можно включить все перечисленные выше.

2. К социальному конфликту относятся не все конфликты, а только возникающие в конкретных социальных общностях. Например, социальными не следует считать конфликты психологические, межличностные или, наоборот, глобальные, возникающие в мировых масштабах.

В социологических анализах конфликтов чаще используется первый подход, но при условии, что в исследуемом явлении присутствует социальное взаимодействие.

Функции конфликтов (связанные со смыслом,назначением, целями конфликтов) бывают разного, часто противоположного содержания.

1) позитивные функции конфликтов:

а) разрядка напряженности между противоборствующими сторонами, своеобразный «выхлопной клапан» для отрицательных эмоций;

б) движущая сила (стимулятор) изменений – обостряются отношения, чтобы стимулировать перемену в действиях партнера;

в) информационно-коммуникативная функция – позволяет лучше узнать друг о друге, после чего бывшие враги могут стать друзьями;

г) формирование компромиссов в отношениях между индивидами и группами людей, когда в результате споров «рождается истина», происходит переоценка ценностей, пересмотр прежних взглядов и убеждений.

2) негативные функции конфликтов:

а) дезинтеграция отношений разрушение социальных и психологических связей в группах людей, организациях, обществе в целом;

б) ликвидация сторон – когда противоречия достигают антагонистической стадии развития, может произойти физическое или статусное уничтожении одного или нескольких участников конфликта.

То есть, можно сказать, что конфликты бывают созидательные и разрушительные . Важно не избегать конфликтов. Это практически невозможно. Они – часть человеческой жизни. Надо направлять конфликты в созидательное, а не разрушительное русло, стремиться влиять на причины, их порождающие.

Можно выделить основные типы конфликтов:

1. Конфликт интересов, возникает, когда надо что-то распределить, но ресурсы ограничены. Например, как справедливо распределить национальный доход в стране или премии в трудовом коллективе. Тем не менее, из всех типов конфликтов это наиболее простой. Делить можно по коэффициенту участия , по большинству голосов, поровну , по жребию , с помощью посредника и т.д. Даже если ограничены возможности, всегда можно найти компромисс – среднее решение, которое бы устраивало все стороны.

2. Конфликт ценностей – появляется, если спор идет о том, какие ценности должны доминировать в данной социальной группе. Например, различают семьи по социальным ориентациям :

● семьи, ориентированные на семейные ценности, на воспитание детей, совместное проведение досуга;

● семьи, считающие главным в семейной жизни развлечения, потребление материальных и духовных благ;

● семьи, стремящиеся к реализации профессиональных интересов, к карьере, успехам на работе, саморазвитие личности.

К примеру, скажем, муж и жена предпочитают различные, не совпадающие подходы, возникает конфликт ценностей . Для его устранения используется либо компромисс, либо, если это не удастся, развод .

3. Конфликт идентификации , когда выясняется, кто «наши » а кто «чужие ». Это наиболее сложный для разрешения вариант конфликта. С такими конфликтами многие сталкиваются довольно часто. Например, оказавшись в незнакомой компании, любой «новичок» чувствует недоверие к себе: «чужой» появился в группе. Для преодоления конфликта этого типа надо либо много времени для адаптации, пока не признают своим, либо постараться сделать для всех что-то очень значимое . Тогда вас сразу станут считать членом группы, идентифицировать с остальными.

Конфликты различаются по количеству участников . Они бывают:

1) односторонние (внутренние ) конфликты, когда индивид затрудняется принять однозначное решение, под влиянием противоречивой, альтернативной информации;

2) двусторонние – наиболее часто встречающиеся конфликты, когда сталкиваются противоречащие друг другу подходы;

3) многосторонние – конфликты возникают между тремя или большим количеством сторон.

Нередко подразделяют конфликты по уровню социальной иерархии :

1) межличностные конфликты (между индивидами);

2) между личностью и группой ;

3) межгрупповые конфликты (между группами, включая малые социальные группы, классы, национально-этнические и другие общности);

4) межгосударственные конфликты (международные);

5) глобальные конфликты (общемировые).

В зависимости от степени напряженности выделяют конфликты:

1) неантагонистические – противоречия, когда возможен компромисс;

2) антагонистические – непримиримые конфликты, которые нельзя разрешить мирно, путем компромисса.

Можно сказать, что поводом всех социальных революций является антагонистический конфликт между обществом (или, чаще, отдельными социальными группами) и государственной властью, неспособной найти эффективные способы преодоления возникшего при этом кризиса.

Причины и пути преодоления конфликтов

Многообразные причины конфликтов , то есть, факторы , определяющие начало конфликта и направления его дальнейшего развития, можно свести к двум группам:

1. Субъективные причины конфликтов, возникают из-за разного восприятия целей, интересов, ценностей, конкретного поведения. В этом блоке причин отражается несовершенство психики человека.

2. Объективные причины конфликтов, появляются из-за неравного положения людей в системе социальных отношений. На эти причины влияет несовершенство общества , которое всегда насыщено самыми разными по характеру и содержанию противоречиями.

В отношении индивидов и групп людей к содержанию конфликтов и путям их преодоления можно выделить три основные подходы :

1. Конфликт – это борьба , в результате которой противника надо уничтожить, устранить, изолировать. Если возникла проблемная ситуация, надо сразу принимать жесткие меры. Это непримиримый , агрессивный подход. В политике это леворадикальный (марксистский) способ реагирования на социальные процессы. Например, в вузовском учебнике истории КПСС только в оглавлении 38 раз употребляется слово «борьба» и ни одного раза слово «сотрудничество».

2. Конфликт – это противоречие , которое надо постепенно видоизменить, ослабить, нейтрализовать. Проблемы следует разрешать постепенно, без излишних обострений. Это компромиссный , реформистский подход. Его придерживаются политики социал-демократической ориентации.

3. Конфликт – это естественное состояние человека. Конфликты надо не устранять, а управлять их развитием, ориентировать и направлять в «спокойное» русло. Для этого надо прогнозировать причины возможных конфликтов и оптимизировать их развитие без резких перемен. Это профилактический , упреждающий подход. Его придерживаются в основном люди консервативных взглядов.

Конфликты , при всем своем разнообразии имеют общие черты , которые можно изобразить в виде формулы .

Формула конфликта может быть изображена примерно так:

К = УК + ОК + Д,

где: К – конфликт как столкновение интересов индивидов или социальных групп;

УК – участники конфликта , то есть те индивиды или группы, интересы которых затрагивает конфликт;

ОК – объект конфликта , то есть, тот ресурс, на который распространяются интересы сторон;

Д– действие одной из сторон, или обоих одновременно.

В приведенной выше формуле выделяется конфликтная ситуация , которая выглядит как УК + ОК. Это состояние, предшествующее конфликту, когда есть участники и объект конфликта, но отсутствует действие.

Из приведенной выше формулы конфликта можно вывести основные способы их разрешения:

1. Метод избегания конфликтов – то есть игнорирование противника, отказ от контактов с ним; это – уклонение от обсуждения проблем. В данном случае из конфликтной ситуации убирается элемент «УК». Нет одного из участников, значит, нет конфликта или, по крайней мере, он приостанавливается. Недостаток этого метода в том, что не устраняется противоречие, которое стало источником конфликта (ОК), а значит, сохраняется причина конфликтной ситуации.

2. Сближение позиций сторон – воздействие на объект конфликта (ОК), сглаживание «острых углов» за счет частичных уступок . Если по-поводу оценки объекта конфликта достигается устойчивый компромисс, конфликт прекратится.

3. Способ откладывания конфликта – отказ от действий, способствующих перерастанию конфликтной ситуации в конфликт, то есть отказ от элемента «Д», по меньшей мере, до накопления сил или изменения ситуации в сторону более благоприятную.

4. Примирение через посредника – это попытка воздействовать на все элементы конфликта с помощью «нейтральной» стороны. В последние годы появились специальные психологи, даже менеджеры по конфликтам. Их функции – примирение конфликтующих сторон.

5. Арбитраж или третейское разбирательство – похоже на предыдущий метод. Его особенность в том, что конфликтующие стороны заранее договариваются передать окончательное решение спора третьей стороне.

6. Переговоры между сторонами– поиски решения возникших проблем в процессе длительного обсуждения всех факторов и условий, которые могли бы положительно повлиять на разрешение противоречий между сторонами;

7. Принуждение – демонстрация силы перед противником, с целью принудить его пойти на уступки.

Контрольные вопросы и практические задания

1. Понятие «конфликт», его основные признаки.

2. Классификация конфликтов по сферам общественной жизни.

3. Специфика социальных конфликтов.

4. Две точки зрения на социальный конфликт.

5. Назовите позитивные функции конфликтов.

6. Укажите негативные функции конфликтов.

7. Основные типы конфликтов:

7.1. Дайте характеристику конфликтов интересов. Приведите примеры.

7.2. Что собой представляет конфликт ценностей. Проиллюстрируйте примерами.

7.3. Особенности конфликта идентификации. Покажите на примерах.

8. Дайте классификацию конфликтов по количеству участников, уровню социальной иерархии, степени напряженности.

9. Объективные и субъективные причины конфликтов.

10. Три подхода к путям разрешения конфликтов. Какой из них, на Ваш взгляд, наиболее целесообразен.

11. Напишите формулу конфликта. Какое место в ней занимает конфликтная ситуация.

12. Что собой представляет способ откладывания конфликта? Применяете ли Вы его в своих отношениях с окружающими?

13. Дайте характеристику метода избегания конфликта.

14. Возможности разрешения конфликта через сближение позиций сторон.

15. Что означает примирение конфликтующих сторон через посредника? Что такое третейское разбирательство?

16. Какую роль в преодолении конфликта могут сыграть переговоры? В каких сферах общественной жизни этот метод чаще применяется?

17. Какие из названных выше методов преодоления конфликтов, на Ваш взгляд, наиболее действенны?

18. Проанализируйте содержание вопросов и вариантов ответов анкеты №3 (см. форму 8.5.3 в гл. 8):

18.1 . Какие типы конфликтов исследуются с помощью этой анкеты?

18.2 . Назовите возможные причины этих конфликтов.

18.3. Какие желательно использовать способы разрешения этих конфликтов?

19. Какие методы преодоления конфликтов Вы чаще используете в своих отношениях с друзьями или родственниками?

Социальный конфликт – необходимое условие развития общества, результат несовместимости взглядов отдельных лиц. Конфликт позволяет обнажить и решить различные проблемы общества, или свести его к анархии.

Неоднородность общества, различия в положении и благосостоянии неизбежно приводят к появлению и обострению социальных конфликтов. Рассмотрим основные понятия, сущность и причины социальных конфликтов подробнее.

Что это такое

Социальный конфликт – результат развития социальных противоречий, выражающийся в противостоянии различных социальных групп.

Такое противостояние может возникнуть в любой социальной группе. Его можно назвать одним из необходимых условий развития общества. Ведь этот процесс и состоит из конфликтов и их преодоления.

Основной источник социального конфликта – это сама структура общества. Чем она сложнее, тем больше раздроблено общество. Возникают новые группы, социальные слои, имеющие собственные системы ценностей, цели и методы их достижения. Все это ведет к возникновению новых конфликтов.

Вместе с тем, сложная структура общества предлагает и многочисленные способы разрешения этих конфликтов, механизмов для нахождения консенсуса. Основная задача общества – минимизировать возможные негативные последствия социального конфликта и разрешить накопившиеся проблемы.

Жизненный цикл социального конфликта включает четыре стадии:

  1. Предконфликтная ситуация. Ее признак – рост напряженности в отношениях между субъектами.
  2. Конфликт.
  3. Попытки разрешения конфликта.
  4. Завершение противостояния и послеконфликтная ступень.

Сущность и теория

Проблема социальных конфликтов насчитывает многие тысячелетия. Однако до Адама Смита вся проблема сводилась к тому, что одни должны править, другие подчиняться, а государство должно осуществлять управление.

Адам Смит впервые указал на природу конфликта, как социальной проблемы. По его мнению, в основе социального конфликта лежит классовая и экономическая борьба.

С тех пор появилось множество теорий, объясняющих суть противоречий:

  1. Согласно приверженцам социально-биологической теории , конфликтность человека объясняется агрессией, присущей всем животным.
  2. Сторонники социально-психологической теории связывают возникновение социальных конфликтов с перенаселенностью и другими факторами окружающей среды. Однако эта теория не объясняет, в какой именно момент возникает явный конфликт.
  3. По мнению функционалистов , социальный конфликт – это дисфункция по отношению к обществу. При идеальной системе противоречий быть не должно.

Причины социального конфликта

В основе каждого конфликта лежит множество явных и скрытых причин. Главные социальные предпосылки для противоречий – это социальное неравенство (всегда есть богатые и бедные, начальники и подчиненные) и культурная разнородность (существование в обществе различных ценностных ориентиров, поведенческих систем и т.д.).

Причин, почему возникают социальные конфликты, очень много. Рассмотрим основные:

  1. Идеологические причины. Есть определенная система идей и ценностей, определяющая доминирование и субординацию. Взгляд на эту систему у участников может различаться.
  2. Различные ценностные ориентиры . Каждый участник конфликта, будь то индивид или социальная группа, имеет собственный набор ценностных ориентиров. Каждый набор строго индивидуален, и нередко противоположен такому же набору другого участника. Конечная цель – удовлетворение собственных потребностей – у многих участников одна. Вследствие этого возникает взаимодействие противоположных интересов (каждый хочет удовлетворить именно свои потребности) и возникает конфликт.
  3. Социальные и экономические причины . Связаны с распределением богатства и власти, если кому-то из участников кажется, что его обделили. Это одна из самых распространенных причин возникновения социального конфликта.
  4. Прочие причины : различие поставленных задач, введение инноваций, соперничество между группами и лидерами.

Структура

Конфликт представляет собой многомерный процесс с развитой структурой. Каждая конкретная конфликтная ситуация имеет собственные объективные и субъективные составляющие.

Их можно рассмотреть более подробно, начиная с объективных:

  1. Субъекты конфликта . Каждый социальный конфликт – это, прежде всего, невозможность достичь взаимопонимания между конкретными людьми. Это верно как для межгосударственного конфликта, так и для семейного. В каждом случае главные действующие лица – люди, выступающие, в зависимости от ситуации, как физические либо юридические лица.
  2. Предмет . Это противоречие, лежащее в основе конкретного конфликта, то, из-за чего происходит столкновение интересов участников.
  3. Объект . Это некая ценность, которую стремятся получить все субъекты. Форма может быть любая: материальная (деньги или другой ресурс), духовная (какая-либо идея), социальная (власть). В каждом конкретном случае выделить объект конфликта нелегко. Он не всегда встречается в чистом виде, зачастую это смесь минимум двух форм.
  4. Микросреда и макросреда . Это условия, в которых приходится действовать сторонам. Микросреда – это непосредственное окружение участников. Макросреда – это принадлежность к определенным социальным группам.

В каждом отдельном конфликте есть также субъективные составляющие. Это тактика и стратегия поведения каждой стороны, восприятие определенной ситуации и т.д.

Виды и классификация

Различные социологические школы выдвигают собственные классификации конфликтов. Чаще всего встречается следующая типология:

  1. По причинам возникновения . Причины могут быть как объективные, так и субъективные.
  2. По особенностям социальных разногласий . Такие конфликты различаются по времени действия и характеру разногласий, сфере проявления и т.п.
  3. По влиянию конфликта на окружающих . Формы конфликтов различаются по времени протекания (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные), остроте, масштабности.
  4. По особенностям конкретных участников . Конфликт может быть коллективный, межэтнический и т.д.
  5. На основании степени открытости различаются скрытые и открытые социальные конфликты. Скрытые конфликты не влекут за собой внешнюю агрессию по отношению к сопернику и проходят с использованием косвенных методов воздействия. В открытых конфликтах происходят явные столкновения – ссоры, споры.
  6. Наиболее известно деление конфликтов на горизонтальные и вертикальные . Это деление происходит исходя из положения оппонентов. Вертикальный конфликт бывает между начальником и подчиненным, горизонтальный – между людьми, находящимися на одном уровне. Прежде всего, это трудовые споры.
  7. Исходя из состава участников , разделяют межличностные типы конфликтов, групповые, организационные, политические и т.д. В межличностных конфликтах противостояние идет между людьми, не относящимися к какой-либо социальной общности. В групповых – между отдельными социальными группами. Политические конфликты могут возникать как внутри общества (внутриполитические), так и на международном уровне (внешнеполитические).

Стоит учесть, что любая попытка классифицировать конфликты достаточно условна. На практике можно встретить, к примеру, вертикальный закрытый межличностный конфликт с уникальным набором свойств.

Роль и функции

В общественной жизни социальный конфликт играет двоякую роль. С одной стороны, благодаря конфликту общество развивается, достигаются определенные соглашения, договоренности. С другой стороны, последствия открытого столкновения для общества непредсказуемы.

Конфликт имеет множество частных функций. Благодаря адаптивной функции индивиды приспосабливаются к новым обстоятельствам. Благодаря инновационной функции повышается осведомленность участников о плюсах и минусах друг друга.

В целом, функции социального конфликта можно разделить на две большие группы:

  1. Конструктивные . Включают в себя положительные функции: разрядка напряженности, проведение социальных изменений и т.д.
  2. Деструктивные . Сюда относятся функции, несущие негативный характер: дестабилизацию отношений, сложившихся в определенной социальной среде, разрушение социального сообщества.

Последствия

Последствия конфликта могут рассматриваться с двух противоположных точек зрения:

  1. Функционалистской.
  2. Социологической.

Функционалисты рассматривают конфликт, как негативное явление, дестабилизирующее социум. Они выделяют следующие возможные последствия:

  1. Дестабилизация общества. Возникновение хаотических процессов с непредсказуемым результатом. Перестают работать механизмы управления.
  2. Отвлечение участников конфликта от прочих проблем, концентрация на определенных интересах и победе над противником.
  3. Невозможность дальнейшего сотрудничества с оппонентом.
  4. Отстранение участников конфликта от общества, неудовлетворенность и т.д.

Приверженцы социологической точки зрения, например, Дарендорф, считают, что при соблюдении определенных условий можно добиться положительных результатов. К позитивным последствиям можно отнести:

  1. Разрешение проблемы оптимальным способом, который могут принять все заинтересованные стороны. Это сплотит людей и укрепит их взаимопонимание. Если каждый участник будет чувствовать, что он имеет отношение к решению проблемы, он будет участвовать и в реализации этого решения.
  2. Обновление существующих и создание новых механизмов и институтов. Образуются новые социальные группы, соблюдается определенный баланс интересов. Это обеспечивает относительную стабильность.
  3. Дополнительное стимулирование участников. Управляемый конфликт между людьми приводит к разработке новых идей, решений. Не участвуя в конфликтах человек перестает развиваться.

Пути разрешения

Чтобы проанализировать способы разрешения социальных конфликтов, нужно разобраться с тем, как себя ведут участники конфликта. От их характеристики зависит стратегия разрешения социального конфликта.

  • Уклонение – у участника нет желания конфликтовать, активно работать для достижения собственных целей. Такой участник может и сам устраниться от конфликта.
  • Приспособление . Участники готовы сотрудничать, идти навстречу другой стороне и одновременно работать над собственными интересами.
  • Конфронтация . Интересы других сторон не учитываются, каждый участник стремится добиться только своих целей и навязать свое мнение другим.
  • Сотрудничество . Каждый участник работает над осуществлением своих интересов. Однако готов работать над поиском решения конфликта в команде с другими участниками.
  • Компромисс . Этот стиль основан на уступках. Каждый участник ограничивается частичным достижением своих целей и в чем-то уступает остальным. Этот стиль предпочтительнее остальных, т.к. позволяет частично удовлетворить желания всех заинтересованных сторон.

Итогом конфликта может быть полное либо частичное его решение. Первый вариант означает полное устранение причин конфликта. Во втором случае решается лишь часть проблем, остальные могут проявиться позднее.

Примеры в обществе из истории

Классическим примером социального конфликта является студенческая забастовка во Франции в 1968 году. Причины – несовпадение ценностей студентов-шестидесятников и старого французского генерала де Голля.

Еще одна причина – «реформа Фуше», заключавшаяся в ускоренной подготовке специалистов без устранения недостатков в образовательной системе. Вслед за студентами прошли массовые забастовки рабочих, служащих, инженеров.

В конечном счете, президент добился частичного разрешения конфликта, использовав страх населения перед очередной революцией. Но уже через год он ушел в отставку.

Видео: Социальный конфликт и пути его решения