Укажите верное утверждение предложение является сложным. Тесты. Какое из предложений является сложносочиненным

  • 20.09.2019

ВАРИАНТ I

1. Укажите неверное утверждение .

A. Предложение является сложным, если в нем несколько грамматических основ.

Б. Простые предложения соединяются в сложные только при помощи союзов или союзных слов.

B. В сложносочиненном предложении простые предложения равноправны по смыслу.

Г. Запятая между частями сложного предложе-ния не ставится, если части имеют общий член.

Д. По характеру союза и значению ССП также делятся на три группы.

2. Найдите сложные предложения.

A. По всей округе ливни льют, веревки из до-ждинок вьют.

Б. Допевали петухи, ночь мешалась с днем.

B. Сыпучий снег летит на плечи, над головою су-чья гнет.

Г. Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело.

Д. Облетают с яблонь Листья, сухо шепчутся с травой.

Е. Пройдя весь маршрут успешно, туристы воз-вращались домой.

3. Укажите, в каких примерах союз и соединяет части сложного

А. Пыль вихрем неслась по дороге и месяц со-всем затуманился.

9 класс

Б. Вечерняя прохлада и тишина сходили на степь.

В. Мать проснулась и испуганно что-то спроси-ла спросонок.

Г. Я бродил подолгу и видел много примет осе-ни.

Д. Дари щедрее людям счастье и сам ты будешь им богат.

Е. Но жизнь не зря зовут борьбой и рано нам трубить отбой.

4. Найдите, в каких примерах части ССП связывает противи-тельный союз.

A. Ни ветра на земле, ни туч на бледном своде.

Б. Не то это были вспышки далеких взрывов, не

то сверкали зарницы.

B. Тяжело складывались слова, да еще волнение мешало говорить.

Г. Послали его с донесением, да время очень тре-вожное.

Д. Отец пожелал мне доброго пути, а дочь про-водила до телеги.

Е. Парнишка упал, однако он не был убит.

Ж. Было темно, и я не видел ни деревьев, ни воды, ни людей.

5. Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая, так

как имеется общий второстепенный член (знаки препинания

не расставлены).

A. Я гашу лампу и ночь начинает медленно свет-леть.

Б. Направо белела песчаная коса и темнела гру-да дальних гор.

Г. Здесь краски не ярки и звуки не резки.

Д. В полях реки текут голубые и цветы возле них разные.

Е. Солнышко село и зорька погасла.

6.

A. Восход поднимался и падал опять, и лошадь устала степями скакать.

Б. Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь.

B. Гремела атака и пули свистели, и ровно стро-чил пулемет.

Г. Притихли и дядя Коля, и Марина, и даже ма-ленький сынишка, и такая же тишина уста-новилась вокруг.

Д. Редко тут ходили, но все же ходили, и дорож-ка обозначилась четко.

Е. В это время в непроглядной тени оврага блес-нуло несколько вспышек, и раскатились вы-стрелы.

7. Укажите предложение, соответствующее схеме: , и (знаки

препинания не расставлены).

A. Все разнообразие и вся прелесть и вся красо-та жизни слагается из света и тени.

Б. Мы усталые и голодные но совершенно счаст-ливые и мир прекрасен.

B. Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма.

Г. Работы вам и детям вашим и внукам доволь-но будет.

мирово..рение

прогре..ивный

труже..ик

совреме..ик



A. В обоих квартирах было темно. Б. У нас совсем нет времени.

B. Мы были в восторге от декораций в «Вишне-вом саде».

Г. Это произведение более худшее. Д. Она ложит продукты в холодильник. Е. Я удивляюсь его силе.

Оценки

За 21-22 правильных ответа - «5»; за 17-20 - «4»; за 13-16 - «3»; за 9-12 - «2».

Сложносочиненные предложения - ВариантII

1. Укажите неверное утверждение.

A. Сложные предложения бывают союзными и бессоюзными.

Б. Обычно части союзного сложного предложе-ния разделяются запятой.

B. Вводные предложения всегда являются частью сложного предложения.

Г. В ССП ставится точка с запятой при сильной распространенности и большой самостоятель-ности частей.

Д. Частями ССП могут быть распространенные и нераспространенные предложения.

2. Найдите сложные предложения.

A. Мы с тобой играли вместе, пыль топтали у за-валин.

Б. Стихи я начал писать рано, лет девяти, но со-знательное творчество отношу к 16-17 годам.

B. Приближается рассвет торопливый, посветле-ла небесная высь.

Г. Думай хорошо, и мысли созреют в добрые по-ступки.

Д. Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единствен-ным.

Е. Учитель, проверив тетради, раздал их учени-кам.

3. Укажите, в каких примерах союз и соединяет части сложного

предложения (знаки препинания не расставлены).

А. Придя на это страшное место он легко про-скользнул вперед и снова увидел то же самое.

Б. И ветер дул и туча росла и глухо ворчала.

9 класс

В. И скучно и грустно и некому руку подать в

минуту душевной невзгоды. Г. В комнате тревожно и часто звонил невиди-мый сверчок.\ Д. Сорвется яблоко и от паденья настороженно

вздрагивал сад. Е. Солнце докатилось до края степи и растека-лось по небу алым заревом. Ж. Григорий шел глядя по сторонам и думал о чем-то своем.

4. Найдите, в каких примерах части ССП связывает соединитель-ный союз.

A. Прошел час, другой, а мальчик все не возвра-щался.

Б. Не только взрослые, но и дети работали в саду.

B. Не то скрипнула дверь, не то мне это показа-лось.

Г. Он никогда не плакал, зато временами нахо-дило на него упрямство. Д. Месяца не было, звезды тоже не светили. Е. Ветер усиливался, но мы этого не замечали. Ж. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.

5. Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член (знаки препинания не расставлены).

A. Сейчас брызнет майский дождь и начнется весенняя гроза.

Б. Сверху жарко палило солнце и до крыши нельзя было добраться.

B. Звали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик.

Сложносочиненные предложения - Вариант II

Г. За телегой шел солдат и бежали густые тол-пы народа.

Д. Стонут орлы и поблекла трава в сентябре.

Е. Отец любил порядок и порядок любил его.

Ж. Совсем стемнело и в темноте мы очень скоро потеряли товарищей.

6. Найдите ССП, в которых есть пунктуационные ошибки.

A. Сыплет дождик большие горошины, рвется ветер, и даль нечиста.

Б. Вставало солнце мокрое, над лугом и душу поражала тишина.

B. Тяжелые грозди сирени дышали, росою горя, а сад, перепутавший тени, уже заливала заря.

Г. Отзвенели капели, и подсохла земля, и гра-чи полетели на родные поля.

Д. В России багряная осень, прозрачная синь, листопад и ветер туда не доносит тяжелых орудий раскат.

Е. По морю шла волна, и пена, облизывая бор-та парохода, тотчас таяла.

7. Укажите предложение, соответствующее схеме , но .

A. Он неумный, но добрый, и поэтому все его любят.

Б. Мы подошли к берегу, но не увидели ни лод-ки, ни лодочника.

B. Друзьями хвались, но и сам в хвосте не пле-тись.

Г. Они весело болтали и пытались меня вовлечь в разговор, но я молчал.

8. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответ-ствуют пропущенным в словах буквам:

прив..легированный

пр..образовать

през..дент



A. Трест организовал и руководит предприятиями. Б. Несколько ребят вышло из леса.

B. Выставка-просмотр открыта ежедневно. Г. Он хорошо ездит на велосипеде.

Д. Мать знакома с обеими моими подругами. Е. Жизненный путь героя тяжел и трагичный. Ж. Заведующий фермой Иванов возразил против этого предложения.

Оценки

За 20 правильных ответов - «5»; за 16-19 - «4»; за 12-15 - «3»; за 8-11 - «2».


Тест по теме: «Сложносочинённые предложения 9 класс»

Малькова Т.Г.,

учитель русского языка

МБОУ СОШ № 44

имени Ф.А.Щербины


Укажите неверное утверждение.

1. Сложносочиненное предложение – это такое сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами.

2. Простые предложения, входящие в ССП, отделяются друг от друга запятой, которая ставится перед сочинительным союзом

3. Сложносочиненные предложения бывают четырех видов


Найдите ССП. (Знаки препинания не расставлены)

1. Весь склад мыслей его мгновенно изменился сражение представлялось ему давнишним, далеким воспоминанием.

2. Вопреки словам Билибина известие привезенное им было принято радостно.

3. Утром гости не спешили вставать да и Харатаев тоже встал поздно и не поехал на службу


Найдите «четвертое лишнее».

1. С востока надвигались темные дождевые тучи, и оттуда потягивало влагой.

2. В глубоком молчании белеют холмы и курганы, да узким полотном белеет дорога.

4. Не то это было раннее утро, не то наступал вечер.


Какое из предложений является сложносочиненным?

1. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, крупный дождь.

2. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие.

3. Князь Андрей с улыбкой посматривал то на Пьера, то на виконта, то на хозяйку.

4. Молча и неподвижно сидя у стены на соломе, Пьер то открывал, то закрывал глаза.


Назовите сложносочиненное предложение с соединительным союзом.

1. Ученье и обед делали дни очень интересными, вечера же проходили скучновато.

2. Было уже часов десять вечера, и над садом светила полная луна.

3. В сияющем небе властвует солнце, а на земле гуляет ветер.


Назовите сложносочиненное предложение с противительным союзом.

1. Дождик прошел, но капли еще падали с деревьев.

2. Марья Дмитриевна и графиня рассмеялись, и за ними все гости.

3. Анна Михайловна стояла подле княжны, да обе говорили в одно время.


Назовите сложносочиненное предложение с разделительным союзом

1. Наступило утро, а сенокосчики еще не вышли на луга.

2. За окном брезжил рассвет, и кричали петухи.

3. Только иногда мелькнет березка, либо мрачной тенью встанет перед тобой ель.


Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Фельдшер поглядел исподлобья на доктора () и в его тёмных, мутных глазах вспыхнуло самое откровенное презрение.

1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

2. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3. Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая.


Укажите предложение, соответствующее схеме , но .

1. Он неумный, но добрый, и поэтому все его любят.

2. Мы подошли к берегу, но не увидели ни лодки, ни лодочника

3. Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.

4. Они весело болтали и пытались меня вовлечь в разговор, но я молчал.


Какое значение вносит союз в сложносочиненное предложение?

Месяц светил в окно, и луч его играл по земляному полу хаты.

1. Одновременность действий.

2. Последовательность.

3. Чередование.

4. Противопоставление


Тест «ССП»

1. Укажите неверное утверждение.

А. Сложносочиненное предложение – это такое сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами.

Б. Простые предложения, входящие в ССП, отделяются друг от друга запятой, которая ставится перед сочинительным союзам.

В. Сложносочиненные предложения бывают четырех видов.

2. Найдите сложносочиненное предложение.

А. Весь склад мыслей его мгновенно изменился сражение представлялось ему давнишним, далеким воспоминанием.

Б. Вопреки словам Билибина известие привезенное им было принято радостно.

В. Утром гости не спешили вставать, да и Харатаев тоже встал поздно и не поехал на службу

3. Найдите «четвертое лишнее».

А. С востока надвигались темные дождевые тучи, и оттуда потягивало влагой.
Б. В глубоком молчании белеют холмы и курганы, да узким полотном белеет дорога.

В. Вечером я возвращался, пил и садился читать газету или книгу.

Г. Не то это было раннее утро, не то наступал вечер.

4. Какое из предложений является сложносочиненным.

А. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, крупный дождь.

Б. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие.
В. Князь Андрей с улыбкой посматривал то на Пьера, то на виконта, то на хозяйку.

Г. Молча и неподвижно сидя у стены на соломе, Пьер то открывал, то закрывал глаза.

5. Назовите сложносочиненное предложение с соединительным союзом.

А. Ученье и обед делали дни очень интересными, вечера же проходили скучновато.

Б. Было уже часов десять вечера, и над садом светила полная луна.

В. В сияющем небе властвует солнце, а на земле гуляет ветер.

6. Назовите сложносочиненное предложение с противительным союзом.

А. Дождик прошел, но капли еще падали с деревьев.

Б. Марья Дмитриевна и графиня рассмеялись, и за ними все гости.

В. Анна Михайловна стояла подле княжны, да обе говорили в одно время.

7. Назовите сложносочиненное предложение с разделительным союзом.

А. Наступило утро, а сенокосчики еще не вышли на луга.

Б. За окном брезжил рассвет, и кричали петухи.

В. Только иногда мелькнет березка, либо мрачной тенью встанет перед тобой ель.

8. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Фельдшер поглядел исподлобья на доктора () и в его тёмных, мутных глазах вспыхнуло самое откровенное презрение.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

9. Укажите предложение, соответствующее схеме , но .

А. Он неумный, но добрый, и поэтому все его любят.

Б. Мы подошли к берегу, но не увидели ни лодки, ни лодочника.

В. Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.

Г. Они весело болтали и пытались меня вовлечь в разговор, но я молчал.

10. Какое значение вносит союз в сложносочиненное предложение.

Месяц светил в окно, и луч его играл по земляному полу хаты.

А. Одновременность действий.

Б. Последовательность.

В. Чередование.

Г. Противопоставление.

11. Какое значение вносит союз в сложносочиненное предложение.

Ветер утих, и на землю посыпался сеянец-дождь.

А. Противопоставление.

Б. Одновременность действий

В. Последовательность.

Г. Чередование.

12. Найдите предложение с общим второстепенным членом.

А. В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи и лисьи шкуры.

Б. Я передал ему ваше поручение, и он исполнил его с большим удовольствием.

В.Через несколько минут из парадных дверей поспешно вышел офицер приказал что-то и драгуны вытянулись.

13. Допишите предложения, образуя сложносочиненные предложения с союзами и, а, но.

А. Пришел май…

Б. Был выходной день…

В. Пришел поезд…

Г. Наступила ночь…

Д. Урок закончился...

14. Сделайте синтаксический анализ сложносочиненного предложения.

Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется.

«Двоеточие в бессоюзном сложном предложении» - До отправления поезда оставалось пять минут. 2) Я понимаю. Двоеточие необходимо поставить в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Б)Богатому не спится богатый вора боится. Практические задания. Д) Решетом воду мерить время потерять. Г) Смолоду прорешка к старости дыра.

««Бессоюзные сложные предложения» 9 класс» - Правописание гласных и согласных в корне. Поставь себе оценку. Сложное предложение. Внимание. Надо вспомнить. Что мы знаем о бессоюзном сложном предложении. Самостоятельная проверка в парах. Изучаем бессоюзные сложные предложения. Задание. Что надо знать. Тренировочные упражнения.

«Бессоюзное предложение урок» - Обобщающий урок-практикум по русскому языку 9 класс. Когда… Зарумянилась вишня и слива, налилась золотистая рожь. Только песне нужна красота – красоте же и песен не надо. Цели урока. Может ли красота что-то изменить в жизни? Упадет луч солнца на траву – вспыхнет трава изумрудом и жемчугом. Какие предложения называются бессоюзными?

«Бессоюзное сложное предложение урок» - Расставить и объяснить знаки препинания в следующих предложениях: Тема урока: «Бессоюзное сложное предложение». Я взглянул в окно на безоблачном небе разгорались звезды. Расставить и объяснить знаки препинания в тексте. К первой группе относятся БСП с перечислительной интонацией. Ко второй группе относятся БСП с несколькими отношениями.

«Бессоюзное сложное предложение» - 3. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Нравится рисовать рисуй на здоровье. Урок-игра на тему: «Бессоюзные сложные предложения». Ехал сюда рожь начинала желтеть. 1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? 2)Расставить знаки препинания в следующих предложениях: Воздух чист и прозрачен трава блестит изумрудами.

«Знаки в бессоюзных предложениях» - Точка с запятой между частями БСП. Синтаксис сложного предложения. Быстрая смена событий. Ключи ответов по вариантам. Схватка с медведем. Бессоюзные сложные предложения. Найти грамматические основы. Взаимосвязь интонации и смысловых отношений. Виды сложных предложений. Новая версия. Тире между частями БСП.

Всего в теме 10 презентаций

Тестовые задания предназначены для итогового контроля знаний учащихся по следующим темам: "Сложносочиненные предложения", "Сложноподчиненные предложения". В пособии учитывается разный уровень знаний учащихся: I, II варианты соответствуют базовому уровню, III вариант - повышенной трудности. Тестовые задания проверены в практике обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ КРАСНОСЕЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Разноуровневые тесты по русскому языку

9 КЛАСС

«СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ И СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Разработала: Титкова Ж.В.,

учитель русского языка и литературы

Сложносочинённые предложения.

ВАРИАНТ 1

  1. Предложение является сложным, если в нём несколько грамматических основ.
  2. простые предложения соединяются в сложные только при помощи союзов или союзных слов.
  3. По характеру союза и значению ССП также делятся на 3 группы.
  4. Запятая между частями сложного предложения не ставится, если части имеют общий член.
  5. В ССП простые предложения равноправны по смыслу.
  1. По всей округе ливни льют, верёвки из дождинок вьют.
  2. Допевали петухи, ночь мешалась с днём.
  3. Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнёт.
  4. Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело.
  5. Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.
  6. Пройдя весь маршрут успешно, туристы возвращались домой.

3.Укажите, в каких примерах союз И соединяет части сложного предложения(знаки препинания не расставлены).

  1. Пыль вихрем неслась по дороге и месяц совсем затуманился.
  2. Вечерняя прохлада и тишина сходили на степь.
  3. Мать проснулась и испуганно что-то спросила спросонок.
  4. Я бродил подолгу и видел много примет осени.
  5. Дари щедрое людям счастье и сам ты будешь им богат.
  6. Но жизнь не зря зовут борьбой и рано нам трубить отбой.

4.Найдите, в каких примерах части ССП связывает противительный союз.

  1. Ни ветра на земле, ни туч на бледном своде.
  2. Не то это были вспышки далёких взрывов, не то сверкали зарницы.
  3. Тяжело складывались слова, да ещё и волнение мешало говорить.
  4. Послали его с донесением, да время очень тревожное.
  5. Отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги.
  1. Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.
  2. Направо белела песчаная коса и темнела груда дальних гор.
  3. В зеркальных стёклах качались сосны и плыли серые облака.
  4. Здесь краски не ярки и звуки не резки.
  5. В полях реки текут голубые и цветы возле них разные.
  6. Солнышко село и зорька погасла.

6.Найдите ССП, в которых есть пунктуационные ошибки.

  1. Восход поднимался и падал опять, и лошадь устала степями скакать.
  2. Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь.
  3. Гремела атака и пули свистели, и ровно строчил пулемёт.
  4. Притихли и дядя Коля, и Марина, и даже маленький сынишка, и такая же тишина установилась вокруг.
  5. Редко тут ходили, но всё же ходили, и дорожка обозначилась чётко.
  6. В это время в непроглядной тени оврага блеснуло несколько вспышек, и раскатились выстрелы.

7. Укажите предложения, соответствующие схеме: / /, и / /. Знаки не расставлены.

  1. Всё разнообразие и вся прелесть и вся красота жизни слагается из света и тени.
  2. Мы усталые и голодные но совершенно счастливые и мир прекрасен.
  3. Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма.
  4. Работы вам и детям вашим и внукам довольно будет.

8. Укажите предложение с грамматическими ошибками.

  1. В обоих квартирах было темно.
  2. У нас совсем нет времени.
  3. Мы были в восторге от декораций в « Вишнёвом саде».
  4. Это произведение более худшее.
  5. Она ложит продукты в холодильник.
  6. Я удивляюсь его силе.

ВАРИАНТ 2

1.Укажите неверное утверждение.

  1. Сложные предложения бывают союзными и бессоюзными.
  2. Обычно части союзного сложного предложения разделяются запятой.
  3. Вводные предложения всегда являются частью сложного предложения.
  4. В ССП ставится точка с запятой при сильной распространённости и большой самостоятельности частей.
  5. Частями ССП могут быть распространённые и нераспространённые предложения.

2.Найдите сложные предложения.

  1. Мы с тобой играли вместе, пыль топтали у завалин.
  2. Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам.
  3. Приближается рассвет торопливый, посветлела небесная высь.
  4. Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки.
  5. Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным.
  6. Учитель, проверив тетради, раздал ученикам.

3. Укажите в каких примерах союз И соединяет части сложного предложения (знаки не расставлены).

  1. Придя на это страшное место он легко проскользнул вперёд и снова увидел то же самое.
  2. И ветер дул и туча росла и глухо ворчала.
  3. И скучно и грустно и некому руку подать в минуту душевной невзгоды.
  4. В комнате тревожно и часто звонил невидимы сверчок.
  5. Сорвётся яблоко и от паденья настороженно вздрагивал сад.
  6. Солнце докатилось до края степи и растекалось по небу алым заревом.
  7. Григорий шёл глядя по сторонам и думал о чём-то своём.

4.Найдите. в каких примерах части ССП связывает соединительный союз.

  1. Прошёл час, другой, а мальчик всё не возвращался.
  2. Не только взрослые, но и дети работали в саду.
  3. Не то скрипнула дверь, не то мне это показалось.
  4. Он никогда не плакал, зато временами находило на него упрямство.
  5. Месяца не было, звёзды тоже не светили.
  6. Ветер усиливался, но мы этого не замечали.
  7. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.

5.Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член(знаки не расставлены)

  1. Сейчас брызнет майский дождь и начнется весенняя гроза.
  2. Сверху жарко палило солнце и до крыши нельзя было добраться.
  3. Звали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик.
  4. За телегой шел солдат и бежали густые толпы народа.
  5. Стонут орлы и поблекла трава в сентябре
  6. Отец любил порядок и порядок любил его.
  7. Совсем стемнело и в темноте мы очень скоро потеряли товарищей.

6. Найдите ССП, в которых есть пунктуационные ошибки.

  1. Сыплет дождик большие горошины, рвется ветер, и даль нечиста.
  2. Вставало солнце мокрое, над лугом и душу поражала тишина.
  3. Тяжелые грозди сирени дышали, росою горя, а сад, перепутавший тени, уже заливала заря.
  4. Отзвенели капели, и подсохла зима, и грачи полетели на родные поля.
  5. В России багряная осень, прозрачная синь, листопад и ветер туда не доносит тяжелых орудий раскат.
  6. По морю шла волна, и пена, облизывая борта парохода, тотчас таяла.

7. Укажите предложение, соответствующее схеме , но .

  1. Он неумный, но добрый, и поэтому все его любят
  2. Мы подошли к берегу, но не увидели ни лодки, ни лодочника.
  3. Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.
  4. Они весело болтали и пытались меня вовлечь в разговор, но я молчал.
  1. Трест организовал и руководит предприятиями.
  2. Несколько ребят вышло из леса.
  3. Выставка- просмотр открыта ежедневно.
  4. Он хорошо ездит на велосипеде.
  5. Мать знакома с обеими моими подругами.
  6. Жизненный путь героя тяжели трагичный.
  7. Заведующий фермой Иванов возразил против этого предложения.

ВАРИАНТ 3

  1. Между частями сложного предложения всегда есть особая интонационная связь, но не всегда- знак препинания.
  2. Тире с ССП не ставится.
  3. Одно и то же предложение может иметь разные знаки препинания.

2. Найдите сложные предложения.

  1. Утро было знойное, пахло резедой.
  2. Мишка вспомнил дом, мать, вечно хлопотавшую по хозяйству.
  3. Я долго сидел над задачей, но все-таки решил ее сам.
  4. Зима была снежная, ждали сильного половодья.
  5. Он не только посадил дерево, но и выстроил дом, воспитал сына.
  6. Здесь, как гласит предание, был густой лес.

3. Укажите, в каких примерах союз И соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены).

  1. Из дома регулярно приходили письма и нам было спокойно.
  2. Глядел мальчик очень умно и прямо да и в голосе у него звучала сила.
  3. Брат отказался от моей помощи и хотел все сделать сам.
  4. Лицо ее дрогнуло нахмурилось и тотчас засияло приветливой улыбкой.

4. Найдите, в каком примере части ССП связывает разделительный союз.

  1. Он или забавлял нас рассказами, или играл с нами, но мы были ко всему равнодушны.
  2. Внезапно старичок заговорил, звук его голоса также удивил меня.
  3. То мальчики начинали шуметь, то девочки хныкали.
  4. Солнце сияло, море же было неспокойно.
  5. Как родные, так и соседи очень волновались.
  6. С чужими я либо робел, либо важничал.

5. Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая (знаки препинания не расставлены).

  1. На площади шел митинг и я поспешил туда.
  2. Через полчаса дверь отворилась и Петр вышел.
  3. Вероятно мы сегодня работу не закончим и придется отложить ее на завтра.
  4. Тебе сегодня не спится и мне не уснуть.
  5. Поспевали огурцы и наши ребята ели их прямо с грядки.
  6. Успеете ли вы закончить работу и сможем ли мы сдать ее вовремя?
  7. К вечеру похолодало и к утру лужи подернулись льдом.
  8. Было светло и очертания далеких гор выступали отчетливо.

6. Найдите предложения, в которых есть пунктуационные ошибки.

  1. Каждый год, 9 Мая, наш народ празднует День Победы, и участники войны встречаются со своими однополчанами, постаревшими, поседевшими, но все еще бодрыми, вспоминают эпизоды боевой жизни и товарищей, не вернувшихся с войны.
  2. Все, кажется, уложено, и останется только проститься с речкой, с густыми зарослями на берегу, со старым, зарастающим травой садом, со всеми местами, доставляющими столько радости в детстве.
  3. В такую погоду птица не вылетает из гнезда и зверь не покидает своей берлоги, и только врач, выполняя свой долг, несмотря на лютый мороз, на пургу, выезжает к больным.
  4. Мы построим вам дворцы большие, милые красавицы России, мы о вас напишем сочиненья, полные любви и удивленья.
  5. Наташа, сидя на диване, смотрела на брата, в ее глазах отражались и его конфузливость, и жалость к нему и какое-то раздумье.

7. Укажите предложение, которое соответствует схеме и (знаки препинания не расставлены).

  1. По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины.
  2. Год проходит и Федор возвращается домой.
  3. Остап уже занялся своим делом и давно отошел к куреням.
  4. С востока надвигались тучи и оттуда потягивало влагой.

8. Укажите предложения с грамматическими ошибками.

  1. На свободу русского народа пыталось посягнуть множество врагов.
  2. Никто из пришедших не поздоровался с ней.
  3. Разведчик не раз побывал в тылу врага.
  4. На конференции состоялся обмен мнений.
  5. Большая сила воли была характерна для этого героя.
  6. От него не было ни слуха ни духа.
  7. Его вклад в работу был существен.

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (СПП)

ВАРИАНТ 1

1. Укажите неверное утверждение.

  1. В CПП части неравноправны (одна подчиняется другой).
  2. В СПП части связываются при помощи союзов или союзных слов.
  3. Союзы и союзные слова не являются членами предложения.
  4. В СПП от главного предложения к придаточному можно поставить вопрос.

2. Найдите СПП (знаки препинания не расставлены).

  1. Дальние горы казались как бы вырезанными из картона.
  2. Посмотри как тихо позолоту август рассыпает на полях.
  3. Леса на дальних косогорах как желто-красный лисий мех.
  4. В зеркальных окнах плыло только что поднявшееся солнце.

3. Укажите СПП, в которых союз связывает придаточное предложение с главным.

  1. Я сказал, что люблю осенний лес.
  2. Не знаю, что меня привлекает в этом юноше.
  3. Пустыня покоряется тем, кто не боится ее суровых будней.
  4. Ночью прибой вздыхает, будто бы сено косят.
  5. Мы увидели новый дом, который недавно сдали в эксплуатацию.

4. Укажите СПП с придаточным определительным.

  1. Письмо, что ты мне написала, меня ничуть не испугало.
  2. Недаром говориться, что дело мастера боится.
  3. Когда на душе горе, то тяжело без людей.
  4. Воздух был полон острой свежести, которая бывает после грозы.
  1. Невдалеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.
  2. Отец осторожно прошел в детскую, посмотрел, спят ли мальчики.
  3. Мне припомнилась ныне собака, что была моей юности друг.
  4. Воздух так чист, что видна каждая ветка.
  5. Вы знаете, что облака - это совершенно точные сигналы о погоде.

6. Укажите СПП с придаточным места.

  1. Я давно мой край оставил, где цветут луга и
  2. Родина слышит, родина знает, где в облаках ее сын пролетает.
  3. Нет истины, где нет любви.

ВАРИАНТ 2

1. Укажите неверное утверждение.

  1. Части СПП связаны подчинительной связью.
  2. Выделяются три группы СПП по значению
  3. Придаточные определительные прикрепляют­
  4. Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы существительных.

2. Найдите СПП (знак и препинания не расставлены) .

  1. Все березы на дожде как бы радостно плачут.
  2. Перед восходом солнца в лесу стало еще холоднее.
  3. Так как сильно лил дождь мы не могли выйти из палатки
  4. Часы только что глухо пробили один раз.

3. Укажите СПП, в которых союзное слово связывает точное предложение с главным.

  1. В лугах росистых, в лугах зеленых течет речонка, что мне мила.
  2. Мы знали, что трудно выполнить эту работу.
  3. Когда включили свет, комната показалась большой и нарядной.
  4. Посмотри, какая мгла в глубине долин легла!
  5. Вспомни, что не все еще спето.

4. Укажите СПП с придаточным изъяснительным.

  1. Мы вышли на поляну, где рос огромный дуб.
  2. Он привык к мысли, что лучшее впереди.
  3. Молодость привлекает тем, что имеет будущее.
  4. Он пошел туда, где узкой полоской чернел лес.

5. Найдите СПП с придаточным определительным.

  1. Были и такие люди, что боялись его.
  2. Недаром говорится, что дело мастера боится.
  3. Он не знал того, что скоро увидит его.
  4. Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов.

6. Укажите СПП с придаточным времени.

  1. Когда труд удовольствие, жизнь хороша.
  2. Когда идешь в дальнюю дорогу, то уже не разбираешь погоды.
  3. Трудись, мой ум. Трудись, пока я жив.

ВАРИАНТ 3

1. Укажите неверное утверждение.

  1. Классификация союзных сложных предложений основана на особенностях союзов.
  2. Тип подчинения может влиять на пунктуацию.
  3. В предложениях с составными союзами место постановки запятой влияет на смысл.
  4. При однородном подчинении каждая часть отделяется запятой.

2. Найдите СПП (знак и препинания на расставлены) .

  1. Еще прозрачные леса как будто пухом зеленеют.
  2. Утром едва начинает сереть бригада отправляется в поле.
  3. Свет луны как нарочно притушен.
  4. Он был спокоен как тихая вода горных озер.

3 . Укажите СПП, в которых союз связывает придаточное предложение с главным .

  1. Я думал, что Коновалов изменился
  2. Я должен был ждать, когда меня уволят. хоть там есть кто-то.
  3. Он увидел, как в ворота въехала машина.
  4. Не знаю, что привлекает меня в этом человеке.
  5. Ему вспомнился день, когда он уезжал.

4. Укажите СПП с придаточным местоименно-определительным.

  1. На поляну, где рос дуб, мы вышли под вечер.
  2. Была та очаровательная пора, когда лес роняет свой убор багряный
  3. Кто ищет, тот всегда найдет
  4. Он не знал того, какой будет погода.

5. Найдите СПП с придаточным изъяснительным.

  1. Скажите, почему вы так боитесь молчания.
  2. Я спросил, скоро ли начнется лекция.
  3. Деревня, что виднеется вдали, отстроена заново.
  4. Я сделаю все, как вы просили.

6. Укажите СП П с придаточным цели.

  1. Директор сказал, чтобы все собрались для обсуждения плана.
  2. Закончи работу так, чтобы успеть к поезду.
  3. Ребята оделись потеплее, чтобы не замерзнуть.
  4. Мастер распорядился, чтобы работали четко по графику.

7 . Найдите СПП с пунктуационным и ошибками.

  1. Собаки переплыли на другую сторону, но видя что мы не переходили вернулись обратно.
  2. Утром еще солнце не успело подняться, как мы покинули ущелье.
  3. Тропинка поднимается на серые скалы, где, облапив корнями камень, смотрятся в небо
  4. Расскажите, кто вы и что с вами случилось.
  5. Мы свернули налево, думая, что может быть, хоть там есть кто-то.

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ

СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

1 ВАРИАНТ: 1 Б; 2 Б, Г; 3 А, Д, Е; 4 Г, Д; 5 Б, В, Г, Д; 6 В, Е; 7 Б; 11 А, Г, Д.

2 ВАРИАНТ: 1 В; 2 В, Г; 3 Б, В, Д; 4 Д, Ж; 5 А, Г, Д; 6 Б, Д; 7 Г; 11 А, Б, Е.

3 ВАНИАНТ: 1 В; 2 А, Г; 3 А, Е; 4 В; 5 Б, В, Г, Е; 6 А, Д; 7 А; 11 А, Г, Е.

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

1 ВАРИАНТ: 1 В; 2 Б; 3 А, Г; 4 А, Д; 5 Б, Д; 6 В.

2 ВАРИАНТ: 1 В; 2 В; 3 А, Г; 4 В; 5 А; 6 В.

3 ВАНИАНТ: 1 Г; 2 Б; 3 А, В; 4 В; 5 А, Б; 6 В; 7 А, Д.