Жизненный путь и его выбор. Как выбрать жизненный путь правильно

  • 30.09.2019

Жизненный путь человека, его неповторимая индивидуальная жизнь являются предметом изучения широкого комплекса наук - философии, социологии, психологии, истории, этнографии, демографии, антропологии, социальной медицины. Даже не говоря о том, что жизнь человека всегда была и будет основным объектом искусства, каких бы тем оно ни касалось, оно всегда рассматривает мир через призму человека и его жизни. Еще в античные времена появились первые попытки создания художественной биографии (Плутарх, Светоний и др.). Хотя ее утверждение как особого жанра специалисты относят к XVII в., постепенно произошло разделение литературно-художественного биографического романа (или повести) и научного историко-биографического исследования. В последнее время наметилось определенное их сближение. Биография стала полноправным жанром исторического исследования. Канадский историк А. Вильсон справедливо сравнил ее с фортепьянным или скрипичным концертом: через соло одной жизни, ее ведущую тему, раскрывается эпоха.

Биограф не только описывает жизненный путь человека, но и анализирует его. В биографических справочниках и указателях в скобках после фамилии через тире даются обычно год рождения и смерти человека. Подчас промежуток между ними очень мал, как, например, у Д. Писарева, М.Лермонтова, Н. Рылеева, Н. Добролюбова, а иногда относительно велик (Л. Толстой, Б. Шоу). Вот этот промежуток между рождением и смертью и считают обычно жизненным путем человека.

Чтобы показать действительную судьбу человека, надо выяснить сущность его жизненного пути, установить зависимость этого пути от времени, от истории общества, народа, страны, определить границы свободного выбора, свободного жизнетворчества.

Ведь в любом случае, как видим, судьба связывалась и связывается ныне с тем, что не зависит от его свободного выбора, находится вне его. Значит, важно прежде всего понять, есть ли в жизненном пути человека нечто, не зависящее от него, если есть, то что же оно представляет собой и какие силы определяют не предусмотренные свободным волеизъявлением человека повороты в его жизненном пути? Только выяснив это, мы сможем проникнуть в тайны судьбы, постичь ее сущность.

Мы, читая биографии великих людей, правильно понимаем и оцениваем ошибки и заблуждения в творчестве собственной жизни. Однако судить о других всегда легче; гораздо труднее строить свою собственную жизнь. В том-то и дело, что каждому приходится обычно делать это самому, без всякой подсказки: ведь человек чаще всего не осознает, что каждодневно, ежечасно он творит свою жизнь. Кажущиеся ему незначительными, неважными, обычными, повседневными решения или поступки могут иметь далеко идущие последствия, о которых человек даже не догадывается. Подчас один поступок может изменить весь его жизненный путь.

Строить собственную жизнь несравненно труднее, чем запускать ракеты, возводить здания, прокладывать каналы. Людей, которые никогда не ошибаются в предвидении не только ближайших, но и отдаленных последствий собственных поступков, вероятно, не было, нет и не будет. Даже самый талантливый шахматист нередко ошибается в расчете последствий своего хода, а альтернативы жизни куда сложнее и менее предсказуемы, чем шахматная партия! Творчество собственной жизни оказывается, пожалуй, наиболее сложным из всех видов человеческого творчества, и сами жизненые пути людей так запутанны и извилисты...

Время, практика позволяют понять главное, существенное в событиях повседневной жизни и отделить его от второстепенного. Событие, от которого, как казалось еще вчера, зависит вся жизнь, сегодня оказывается ничтожным пустяком, а то, что мы считали пустяком, порой переворачивает всю жизнь. Размышляет ли человек над прожитой жизнью или воссоздает биографию другого человека, он отвлекается от мелкого, несущественного, отбирая важнейшие, определяющие ее вехи. Но именно от несущественного, а не от случайного, ибо, как мы увидим, случай может играть весьма существенную роль в жизни.

Что же такое жизненный путь?

Интересным является определение, предложенное А.В. Грибакиным, "... жизненный путь представляет собой творческий процесс поэтапного включения каждого человека в систему общественных отношений, последовательной смены способов жизнедеятельности, связанных с самореализацией и утверждением индивидов".

Этапы жизненного пути не всегда совпадают с возрастными периодами жизни людей. Если бы они и впрямь совпадали, то, собственно говоря, жизненные пути людей были бы одинаковы, ибо каждый человек проходит детство, юность, взрослые годы и доживает до старости (исключая, конечно, случаи преждевременной смерти).

По словам Ананьева Б. Г., "все возрасты человека существуют бок о бок, будучи распределены между различными индивидами".

Однако возраст это не единственная характеристика жизненного пути. Возраст можно представить как своеобразное "вертикальное" сечение жизненного пути человека. При этом его отрезки - детство, юность, зрелые годы, старость - различны, особенно, если люди принадлежат к противоположным классам и живут в разные исторические эпохи. Естественно, эти этапы проходят все, но каждый по-своему.

На возрастные параметры "накладываются" зависящие от них, но не совпадающие с ними социально значимые периоды человеческой жизни: подготовка к самостоятельной трудовой деятельности; трудовой путь человека и прекращение трудовой деятельности. Это деление не совпадает с возрастным. Например, молодой человек 16-17 лет, работающий на предприятии, по содержанию своей жизнедеятельности ближе к взрослому рабочему, чем к своему сверстнику - учащемуся, еще только готовящемуся к самостоятельному труду.

Сказанное позволяет определить жизненный путь человека как процесс поэтапного присвоения человеком (адекватного или неадекватного) общественных связей и отношений, ведущий к его развитию или деградации, к действительной самореализации или невозможности реализовать себя в какой-либо деятельности. Конечно, как и всякая дефиниция, это определение не раскрывает жизненный путь человека во всей его сложности и полноте, но оно выражает его суть и может стать, по нашему мнению, отправной точкой для дальнейшего анализа.

Трудовая деятельность - важнейший элемент жизненного пути человека, поэтому она и должна лежать в основе его характеристики. Особая важность труда в данном случае подчеркивается выделением специального понятия "трудовой путь человека". Трудовой путь, трудовая биография личности синтезирует пути развития человека и в других сферах общественной жизни, обладающих относительной самостоятельностью, которая определяется рядом причин. Во-первых, жизненный путь зависит от направленности личности. Исследования показывают, что у работников одной и той же бригады, цеха, лаборатории и т. д. эта направленность может быть различной. Во-вторых, у человека может хорошо сложиться трудовая жизнь, принося ему радость и удовлетворение, и в той или иной мере не получиться семейная жизнь. Иногда, наоборот, радости семейной жизни или успехи в художественной самодеятельности и спорте компенсируют неудовлетворенность трудовой деятельностью. Какая-то неравноценность этих сторон жизненного пути характерна, вероятно, для любого человека. Все зависит от объема и интенсивности личной жизни, от степени включенности социальных ролей в личную жизнь. Возрастные изменения также не одинаково сказываются на различных сторонах жизненного пути. Например, прекращение трудовой деятельности в связи с выходом на пенсию отнюдь не означает прекращение культурного развития.

В-третьих, нередко бывает так, что наибольшие успехи в самореализации личности связаны не с ее профессиональной, а именно с непрофессиональной деятельностью. Например, А. П. Бородин, гораздо полнее и с большей эффективностью реализовал себя как композитор, чем как ученый-химик; А.П. Чехов - как литератор, а не как врач. Естественно, модель жизненного пути можно признать для данной личности наиболее подходящей, если она включает гармоничное сочетание всех сфер жизнедеятельности, их взаимодополнение, успешную самореализацию личности во многих из них, удовлетворение полноты и богатства жизни в целом.

Таким образом, жизненный путь человека оказывается сложным переплетением возрастных периодов и периодов социальной деятельности.

В качестве таких критериев предлагается считать психологические изменения, происходящие при переходе в последующую возрастную группу, появление новых интересов, потребностей, переориентацию ценностных установок.

Эти изменения важны для оценки жизненного пути, они трудно поддаются эмпирическому анализу, ибо и сам человек чаще всего не может ответить, когда, как и благодаря чему произошли эти изменения.

Жизненный путь объединяет общественную, событийно-биографическую сторону его жизни со становлением и развитием его внутренней духовной жизни и прежде всего его мировоззрения.

Становление личности, формирование и развитие личностных социально значимых качеств - одна из важнейших характеристик жизненного пути. Но для жизненного пути немаловажное значение имеет и состояние здоровья человека на тех или иных этапах его жизни.

Жизненный путь человека в реальной действительности тесно связан с его образом жизни, ведь эти категории служат для анализа и описания его жизнедеятельности, индивидуальной человеческой жизни. Однако, если образ жизни представляет собой характеристику жизнедеятельности индивида в тот или иной период, то жизненный путь - это развитие человеческой жизни во времени, последовательное изменение образа жизни в связи с развитием самого человека, с изменением реальных условий его жизнедеятельности. Образ жизни человека может существенно меняться на разных этапах его пути.

В литературе нет единого мнения о том, что считать началом жизненного пути. Б. Г. Ананьев, например, полагал, что он начинается "много позже" рождения. В некоторых случаях началом признают поступление на работу, опуская весь период подготовки к деятельности. Такой взгляд представляется неточным. Социализация и индивидуализация ребенка начинается с раннего детства. Многое в формировании человека закладывается еще в этот период, А.Толстой говорил, что воспитывают ребенка до 5 лет, а дальше уже приходится его перевоспитывать. Биографы справедливо начинают описание жизненного пути с характеристики семьи и условий воспитания человека. Все это говорит в пользу того, что началом жизненного пути человека является раннее детство.

Путь каждого человека сложен и противоречив: в нем сочетаются необходимое и случайное, возможное и реализованное, общественно-историческое и лично-биографическое. Их сочетания сугубо индивидуальны, неповторимы у каждого индивида.

Ни возрастной, ни психологический подход к определению жизненного пути человека не может дать положительных результатов, если он не базируется на общесоциологическом анализе зависимости жизненного пути человека от объективных условий - от общественных отношений и определяемых ими границ свободы его активного жизнетворчества.

Жизненный путь индивидуален и неповторим у каждого человека. Но при всей его уникальности всегда есть и нечто общее в жизни всех представителей данного класса в одну и ту же эпоху: таким общим являются общественные события, которые никого не оставляют в стороне, общность коренных интересов и потребностей.

Героями биографических описаний обычно становятся выдающиеся люди - политические и общественные деятели, ученые, философы, люди искусства. Эта традиция утвердилась еще в античную эпоху. Биографическая литература долгое время была чуть ли не единственным источником (конечно, не считая памятников и документов), из которого мы черпаем знания о событиях давних лет. Действительно, нельзя правильно понять ни одну эпоху, не имея представления о ее великих людях, стоявших в центре наиболее знаменательных исторических событий. Биографии великих людей имеют неоценимое воспитательное значение для молодого поколения.

Такие портреты людей-символов определенного времени можно назвать социальными портретами. Одним из новых типов биографического исследования можно назвать автобиографическое описание человеком своего жизненного пути и его основных моментов.

Известный психолог Михаил Литвак пишет, что счастье - это максимальное развитие всех своих способностей и их реализация.

Реализация способностей, конечно, возможна не только в профессиональной деятельности; поэтому под поиском профессии стоит понимать нечто более обширное, чем подбор нужного вуза и вакансий.

Думать о будущем стоит начинать как можно раньше. Добиться достойных результатов проще тем, чьи задатки и способности выявлены в детстве, когда мозг наиболее активен.

Предлагаем краткий конспект родительских ошибок, которые совершают почти все, и правильных действий, которые помогут подойти к выбору своего будущего пути осознанно.

7 главных фраз, мешающих осознанному выбору профессии:

  • Профессия - это на всю жизнь!
  • Престижная профессия - это круто!
  • Уступлю желаниям родителей
  • «За компанию»
  • Нравится человек - нравится профессия
  • Легкая профессия
  • Нравится школьный предмет - нравится профессия

Как помочь ребёнку с выбором? С чего начать?

Необходимо выбирать не образовательные возможности, а будущее дело. Образование - ключ, а не дверь.

Правильно выбранная профессия - это единство из «хочу, могу и надо». Между этими тремя составляющими и необходимо искать баланс

ХОЧУ+МОГУ

Краткий алгоритм действий родителей:

  • Определите, что любит ваш ребенок и что для него важно (его желания и интересы)
  • Оцените сильные и слабые стороны (его способности и таланты)
  • Выберите кластер профессий
  • Узнайте больше о данных профессиях
  • Дайте возможность попробовать силы в данной профессии.

Конкретные шаги

  1. Развитие мышления на ранних этапах. Выбор жизненного пути зависит не только от способностей, задатков и умений, но и от характеристик мышления: как ребенок думает, как решает задачи, относится к трудностям. В нашем центре развития детей развивают базовые структуры мышления ребята от 2 до 17 лет.
  2. Психологическая помощь. Психолог поможет ребёнку разобраться в себе, избавиться от страхов и сомнений, мешающих формированию здоровой личности.
  3. Профориентационные тестирование позволяет ребёнку спокойно разобраться в своих интересах. Такие тесты помогают ребенку посмотреть на себя со стороны, ответить самому себе, к каким занятиям его тянет больше.
  4. Метод кейсов. Школьники старших классов могут весьма абстрактно представлять себе некоторые специальности. Помочь ребенку разобраться, что к чему помогает метод кейсов - техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Участники должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить варианты решений и выбрать лучшее. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации. Это возможность «примерить профессию». Этим летом в лагере профессий АРТ Личности на смене «Дизайн/Маркетинг» три группы наших воспитанников будут работать над созданием большого дизайнерского проекта. Смотрите, какие ещё кейсы мы придумываем.
  5. Общение с профессионалами. Люди, добившиеся успеха в чём-либо, способны рассказать о профессиональной реальности без прикрас и дать конкретные практические советы. Мы активно практикуем данный метод. О спорте с нашими воспитанниками говорила Елена Исинбаева, Сергей Юрский рассказал о профессии актера, а деятельность редактора и издателя с ребятами обсуждала Ирина Прохорова.

Ошибки родителей

  1. Однобокое развитие. Ребенок может любить и успевать разное, например, одновременно разбираться в физике и играть на гитаре. Интересы, какими бы они разными ни были, в совокупности составляют уникальный багаж личности.
  2. Реализация своей мечты через ребенка, а не его желаний и склонностей . Часто родители заставляют детей заниматься правоведением, потому что все в их семье - юристы. Похожая ситуация: мать отдает ребенка в два года на английский, когда сама его вообще не знает.

НАДО

Необходимо учитывать востребованность профессии сегодня и завтра. К 2020 мир изменится. Многие профессии устаревают, им на смену приходят другие. Сегодня как никогда осознанный выбор влияет на место человека в будущем.

Некоторые исчезающие профессии:
журналист печатных СМИ, фасовщик, турагент, нотариус, вахтёр, лектор, швея, кондуктор, почтальон, кассир, архивариус, парковщик, оператор call-центров.

Некоторые востребованные профессии к 2020 году:

  • IT-специалисты
  • Специалисты в области инноваций – нанотехнологии
  • Инженеры-строители
  • Представители интеллектуальных профессий – креативная экономика
  • Сотрудники отделов продаж
  • Специалисты из сферы экологии и защиты окружающей среды
  • Работники производства (инженеры, технологи, работники технических специальностей самого разного уровня)
  • Профессиональные квалифицированные рабочие
  • Медицина, управление здоровьем
  • Образование
  • Сельское хозяйство

Краткие постулаты об основных трендах рынка труда

  • Интернационализация бизнеса
  • Иностранный язык необходим в любой профессии
  • Высшее образование не гарантирует хорошее трудоустройство
  • Универсальные профессии
  • Многозадачность
  • Развитие новых технологий – увеличение доли роботизированного труда
  • Нас захватывает сеть! Меньше личных контактов!
  • Здоровый образ жизни. Бегом от старости!

Необходимо с детства учиться объективно оценивать свои желания, возможности и мир вокруг. Важно помнить, что профессия необязательно выбирается на всю жизнь. Самое главное, чтобы ребенок научился понимать себя, знал, чего хочет, мог быстро решать задачи, был мобильным и готовым обучаться новому. Такой человек будет востребован всегда.

Мы выбираем, нас выбирают . Человек живет не только настоящим, но и будущим. Его жизненные цели не ограничиваются одним днем. Особенно ощущается ширь жизненного горизонта в юности. То, что казалось привычным и даже слегка надоело - школа, уроки, все это не навсегда. Скоро останется позади школьный порог. За ним вас ждут разные пути. Многие уже сейчас задумываются, каким из них пойти? Будет ли этот путь светлым, даст ли он желанное благополучие, признание, радость? Как не ошибиться в этом выборе? Не последнее место в выборе жизненного пути принадлежит профессии. Попробуйте для себя составить перечень того, что вы ждете от будущей профессии. Он, скорее всего, будет включать следующее: найти дело интересное для себя и полезное для других, приличный заработок, уважение коллег, возможность раскрыть свои способности и дарования. Не так уж мало. А теперь попробуйте из этого списка вычеркнуть то, чем можно поступиться ради сохранения главного.

Хорошо тому, кто с ранних лет знает, какой профессии он посвятит себя. Так бывает по разным причинам. Кто-то продолжит семейную традицию. «Мои предки растили хлеб, и я буду заниматься этим». Кто-то с младенчества возится с деталями машин, разбирает и собирает их и получает от этого удовольствие. Третий мечтает о сцене, потому что в школьном драмкружке никто лучше не читает стихов или не исполняет роль. Четвертому и думать незачем. В городе или поселке есть один завод, на нем и предстоит трудиться.

Гораздо больше тех, кто не только на школьной скамье не знает, кем он будет, но и после школы долго и мучительно ищет себя. Сначала эти мысли отодвигаются: «Еще успею...», «Подумаю об этом завтра...», «Может быть, пойду в медицинское училище, как соседка по парте...» - и таких вариантов может быть множество. Но как ни оттягивай это решение - его не миновать.

Профессий на земле множество. Только в энциклопедическом справочнике «Мир профессий» их описано более 700, а в официальном классификаторе профессий рабочих и служащих - свыше 6000. Практически ежедневно появляются новые профессии. Как тут не допустить ошибки в выборе? Социологи, специалисты по вопросам развития и функционирования общества, полагают, что в вопросе выбора пути есть две стороны: выбирающая и выбираемая. Обычно больше внимания сосредоточивается на личности выбирающего. А вот подходит ли он той или иной профессии - этот вопрос не лежит на поверхности. А ведь почти все профессии предъявляют свои требования к будущему обладателю, его физическим и умственным способностям, психическому складу, характеру, темпераменту. Результат мысленного или реального столкновения мира профессии с целями, привычками, эмоционально-волевыми качествами и способностями выбирающего - вот что, собственно, и есть выбор.

Чаще всего человек выбирает такой путь, который ему понятнее, доступнее, сулит больше благ.

Что же необходимо для того, чтобы выбор максимально совпал с ожиданиями и возможностями человека?

Во-первых, необходима осведомленность о профессии. Чем больше вы о ней знаете, чем правдивее эта информация, тем меньше вероятность разочарования. Конечно, в любой профессии есть не только радости, есть и свой пот, свои тяжести и невзгоды. Информацию о профессиях можно почерпнуть в книгах и в специальной службе профессиональной ориентации. Стоит поговорить и с теми, кто в этой профессии уже чего-то добился. Возможно и самому что-то попробовать еще до принятия окончательного решения.

Во-вторых, следует учитывать мнение футурологов, специалистов по прогнозированию социальных процессов, которые полагают, что развитие производства приведет к тому, что в XXI в. придется не раз на протяжении жизни менять специальность из-за коренных изменений в технологии производства. Свободный выбор профессии и совмещение специальностей со временем могут стать нормальной практикой. Значит, важно не просто выбрать профессию, а скорее определиться с направленностью и областью применения ваших способностей. Области профессиональной деятельности принято делить на следующие: «Человек - техника», где главный ведущий предмет труда - технические системы, вещественные объекты, виды энергии; «Человек - природа» предполагает в качестве ведущего предмета труда растения, животных или микроорганизмы; «Человек - знак» - здесь ведущий предмет труда - условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки (например, компьютерный); области «Человек - человек» соответствуют в качестве предмета труда люди, группы, коллективы, общности людей; наконец, область «Человек - художественный образ» использует как ведущий предмет труда художественные образы, условия их построения.

В-третьих, важно понимать, что далеко не каждый сможет стать в своей профессии знаменитым. А гарантий успеха, славы, почета и уважения простая принадлежность к профессии не дает. Само понятие престижной профессии часто и стремительно меняется. Мода на профессии преходяща. А профессиональный успех - удел тружеников. Проверить себя, убедиться в своем призвании можно только, если готов преодолевать неприятные стороны профессии, невзирая на трудности.

В выборе будущей профессии люди руководствуются одной из трех следующих стратегий: подражать, гадать или проектировать.

Чтобы верно самоопределиться в профессии, не стоит доверять доморощенному правилу «Где родился - там и пригодился». Сегодняшний мир профессий столь разнообразен и сложен, что лучше обратиться за помощью к профессионалам. В центрах занятости или профессиональной ориентации вам не только смогут дать информацию о профессиях, которые бывают, но и окажут помощь в определении области применения ваших способностей, причем не только тех, которые уже проявились, но и тех, что пока дремлют невостребованными.

Для некоторых профессий необходимо точнейшим образом определить, каковы у человека быстрота звуковых и световых реакций, длительность нервной реакции, которые невозможно прикинуть на глазок. Эти качества специально выявляются на сложных установках.

С помощью специально разработанных опросников и тестов можно выяснить очень многое: основные свойства и тенденции личности, связанные с манерой поведения, отношением к окружающим, различными сторонами характера, самооценкой. Данные позволяют предсказывать реакции человека в повседневной жизни и сложных условиях; позволяют судить о том, насколько могут проявляться такие черты, как впечатлительность, склонность к волнениям, самообладание и другие.

За пределами профессии . Представим себе, что выбор профессии уже сделан. Можно ли считать себя удачливым, а жизнь состоявшейся? Вряд ли. В том-то и дело, что человек каждый день делает выбор не только на трудовом поприще. Многое в жизни зависит от знаний и профессионального мастерства. Многое, но не все.

В самом деле, разве мечтает кто-нибудь о том, что только работой будет ограничена его жизнь, что он проживет без друзей и близких, что никогда ничем, кроме профессии, не будет интересоваться. Вы скажете: «Что за нелепый сценарий жизни, кому такое будущее нужно?» Конечно, это утрированное предложение. Человеку мало признания в профессии. Ему нужно, чтобы «утром с радостью идти на работу, а вечером с радостью идти домой».

О том, какое значение в жизни каждого человека имеют семья и семейные отношения, уже говорилось выше. Б. Пастернак в стихотворении «Свадьба» отмечает:

      Жизнь ведь тоже только миг,
      Только растворенье
      Нас самих во всех других
      Как бы им в даренье.

Кроме семьи, человеку на жизненном пути приходится участвовать во множестве групп, меняя в них свои роли. Человеку необходимо не просто участвовать во взаимодействии, а проявлять себя как личность.

Как же происходит становление личности?

Ученые полагают, что человеку присуща потребность быть личностью, т. е. включаться во множество отношений, быть представленным в жизнедеятельности других людей. Наряду с этим есть у человека и способности, позволяющие эту потребность удовлетворять. На протяжении жизненного пути человек проходит три основные фазы развития личности.

Первая фаза состоит в освоении действующих в той или иной группе норм (нравственных, учебных, производственных и др.) и овладении теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены этой группы. На этой фазе человек усваивает образцы жизнедеятельности группы, становится «как все». Эта фаза может быть названа адаптацией (от лат. adaptatio - приспособление).

Вторая фаза может быть определена как фаза индивидуализации. Суть ее состоит в том, что человек ищет средства и способы для обозначения своей индивидуальности. При этом мобилизуются все внутренние ресурсы для ее утверждения. На этой фазе личности важно, чтобы люди отметили ее индивидуальные особенности, признали и оценили их.

Третья фаза - интеграция (от лат. integratio - восстановление). Суть ее состоит в том, что человек стремится найти лучшее применение своим индивидуальным свойствам на благо других. Он становится частью целого - группы, общности, всего общества.

Каждая из названных фаз помогает человеку стать личностью, шлифует его важнейшие качества. Неспособность преодолеть трудности периода адаптации чаще всего приводит либо к тому, что человек стремится уйти из такой группы или у него могут проявляться неуверенность в себе, робость, зависимость от лидера. Тот, кто задерживается на этой фазе, может оказаться аутсайдером (от англ. outsider - посторонний), своеобразным «гадким утенком».

Трудности на второй фазе вызваны тем, что человек излишне демонстрирует окружающим свои индивидуальные отличия, отвергаемые группой, и поэтому вероятно проявление агрессивности, замкнутости, завышенной самооценки и заниженной оценки других. Может быть, отсюда берется мрачность характера, озлобленность.

Успешное преодоление трудностей каждой из фаз дает возможность сформироваться довольно устойчивой структуре личности.

Выход из сложностей становления личности - в понимании закономерностей этого процесса, умении верно оценивать свои возможности, понимать требования группы, совершать верный нравственный выбор.

В подростковом возрасте у человека появляется возможность включаться в разнообразные группы по интересам, занимая в разных группах разное положение и играя разные роли. Циклы развития личности у одного и того же человека могут протекать по-разному в разных группах. Положение (роль) человека в той или иной группе имеет значение для его личности. Один целиком уходит в учебу, добиваясь заметных успехов, другой - признанный лидер в спортивной секции или творческой студии, а кто-то оказывается лидером далеко не идеальной по своему поведению компании. Потребность быть личностью в подростковом возрасте приобретает характер обостренного самоутверждения, иногда выглядит не слишком привлекательно для взрослых, вызывает трудности и конфликты. Отчасти и в этом причины противоречий «отцов и детей». «Отцы», имея жизненный опыт, стремятся свои образцы поведения и отношений предложить как единственно верные, а «дети» стремятся совершать собственные ошибки, пробуют силы, самоутверждаются. В конце концов выбор остается за личностью, как и право на поступок, как и ответственность за него. Становясь личностью, человек приобретает все больше ответственности. Именно ответственность - качество взрослого человека.

В следующем разделе курса специально пойдет речь о механизмах ответственности человека перед другими людьми, обществом, государством, самим собой.

    Основные понятия

  • Выбор жизненного пути.

    Термины

  • Адаптация, индивидуализация, интеграция.

Вопросы для самопроверки

  1. Чем определяется выбор профессии или профессиональной направленности?
  2. Какие основные типы профессий существуют? Охарактеризуйте каждый из них.
  3. Как вы понимаете смысл основных стратегий выбора будущей профессии: подражать, гадать или проектировать? Какая из них предпочтительна? Ответ аргументируйте.
  4. В чем суть процесса становления личности?
  5. Какие фазы проходит процесс личностного становления?

Задания

  1. Составьте для себя схему-модель выбора профессии. Нарисуйте правильный восьмиугольник, вершины его обозначьте начальными буквами факторов, влияющих на выбор:
    1. позиция старших членов семьи (ПС);
    2. позиция товарищей, подруг, сверстников (ПТ);
    3. позиция учителей (ПУ);
    4. личные профессиональные планы - главная цель, запасные варианты (ЛПП);
    5. способности (Сп);
    6. уровень притязаний на общественное признание (УП);
    7. информированность (Инф);
    8. склонности или интересы (Скл)

      Обдумывая свой профессиональный выбор, используйте эту наглядную схему, чтобы не забыть о важнейших факторах, влияющих на этот выбор. Важно, чтобы все стороны восьмиугольника были согласованы между собой.

  2. Обсудите в классе суть основных ошибок при выборе профессии:
    • Отношение к выбору профессии как к выбору постоянного островка в океане профессий.
    • Предрассудки чести (ложные, необоснованные представления о профессии и ее престижности).
    • Выбор под прямым или косвенным влиянием товарищей («за компанию»).
    • Перенос отношения к человеку - представителю профессии - на саму профессию.
    • Увлечение внешней или частной стороной профессии.
    • Отождествление школьного предмета с профессией.
    • Незнание или недооценка своих личных качеств, особенностей характера.
  3. Определите, какой приоритет ценностей соответствует вашей точке зрения: «Человек живет, чтобы работать» или «Человек работает, чтобы жить».
  4. Обоснуйте ваше мнение по поводу высказывания В. Г. Белинского: «...будем плотниками, будем слесарями, будем фабрикантами; но будем ли людьми - вот вопрос!»

Так какая арка выглядит более привлекательно лично для вас? Какой путь вас манит к себе: номер 1, 2, 3, 4, 5 или 6?

Если вы выбрали арку №1:

То ваш путь – это путь Освобождения и безграничной Свободы духа. Вы принадлежите к тому типу людей, которые нуждаются в большом пространстве для развертывания собственной деятельности и ненавидят любые ограничения. Вам жизненно необходима свобода, чтобы делать то, что предначертано вам на вашем собственном пути. Вы предпочитаете не находить, а создавать себя. Особенно вам приходятся по душе бесконечные возможности и огромный выбор доступных маршрутов.

Ни в одной ситуации вы не хотите чувствовать себя скованным. Вы очень независимы и даже мятежны, но несмотря на это, вам не нравятся противостояния. Вы, скорее всего, в большинстве случаев будете выбирать пассивное противостояние кому-то или чему-то, а не активный протест. Вы не любите, когда вас торопят, и предпочитаете проводить все свое время наслаждаясь жизнью. И вы слишком заняты этим, чтобы привлекать к себе лишнее внимание. Никогда не изменяйте своему свободолюбию - и вы найдете свое счастье!

Если вы выбрали арку №2:

То ваш путь – это путь Уединения. Вы относитесь к тому типу людей, которые предпочитают путешествовать в одиночку. Вам нравится наблюдать, думать и самостоятельно разбираться со всеми мыслями и идеями, которые приходят вам в голову. Вы предпочитаете путь, предназначенный для одного путника. Вы можете быть счастливым с другими людьми, когда прибудете в свой пункт назначения, но в само путешествие отправляетесь только в одиночку. Вы очень оригинальный и глубокий человек.

Вы смотрите на мир свойственным только вам уникальным образом, и окружающие могут извлекать большую выгоду из вашей точки зрения. Вы немного одиночка, но несмотря на это, вам нравится общаться с другими людьми, когда вы не торопитесь и не летите по жизни навстречу своим мечтам. Кроме того, вы очень понимающий человек. Рассчитывать только на себя – это неплохо, тем более что вы сильная личность. Но не отгораживайтесь от других, ведь они часто нуждаются в вашей мудрости и поддержке! И ни в коем случае не теряйте своей уникальности!

Если вы выбрали арку №3:

То ваш путь – это путь Красоты и Радости. Вы очень интересный и заинтересованный окружающим миром человек. Вы любите быть частью мира, частью Вселенной и даже чего-то большего… Вы хотите испытать и увидеть все на свете! Ваш идеальный путь наполнен яркими цветами, волнениями, переживаниями и красотой. Для вас путешествие имеет гораздо большее значение, чем пункт назначения.

Вы любопытны и вам очень нравится узнавать все больше и больше. Вы любите поболтать и часто становитесь инициатором общения. В разговоре часто задаете много вопросов. Вы интеллектуальный и остроумный человек. Вы большой весельчак и шутник, вы способны заставить людей смеяться. Ваш жизненный путь – делать окружающий мир чуточку лучше и лучезарней, и тогда он непременно всегда будет улыбаться вам в ответ!

Как научиться понимать своего ребенка Исаева Виктория Сергеевна

Выбор жизненного пути

Выбор жизненного пути

Старшие классы школы – очень интересная и ответственная пора. Именно в этот период подросток расставляет жизненные приоритеты и выбирает себе будущее по вкусу. Как же понять и принять выбор вашего ребенка, если он отличается от вашего? И как помочь ему определиться с будущей профессией?

Время от времени я читаю лекции на курсах при департаменте занятости. Туда приходят учиться, повышать или менять квалификацию люди, потерявшие работу, попавшие под сокращение, написавшие заявление об уходе по собственному желанию. Направляясь на свою первую лекцию, я изрядно нервничала. Все-таки мне предстояло обучать позитивной психологии безработных людей. С каким настроем они могут прийти в учебный класс? К моему величайшему удивлению, люди, направленные центром занятости на профессиональную переподготовку, все как на подбор оказывались оптимистами, полными прекрасных надежд. Я провела ряд опросов, и выяснилось, что девяносто процентов моих учеников ничуть не жалели о том, что лишились работы. Возможность переучиться они восприняли как долгожданный шанс получить ту профессию, которая им действительно интересна.

Увы, в нашем обществе очень мало людей, довольных своей работой и выбором профессии. Почему? Да потому, что выбор этот обычно совершается еще в старших классах. А подросток пятнадцати-шестнадцати лет очень уязвим, не уверен в себе и зависим от общественного мнения. Быть может, ему хочется заниматься русской литературой, но родители твердят, что куда престижнее экономический или юридический факультет. Подросток хочет быть врачом-терапевтом, а ему: «Ты с ума сошел! Иди лучше в стоматологи! Вот там крутятся настоящие деньги! Будешь отлично зарабатывать!»

Возможно, вам нелегко будет принять следующую мысль, но тем не менее – попробуйте.

Правило № 27

Деньги и престиж не должны играть ключевой роли в выборе профессии. Постарайтесь принять это и донести до вашего ребенка.

Мы проводим на работе слишком большую часть своей жизни, и потому работа должна быть любимой. Так что в первую очередь отталкивайтесь от того, что интересно вашему ребенку. Поговорите с ним о его интересах, способностях и увлечениях. Обсудите, как он мог бы реализовать свои навыки и таланты в будущей профессии.

Дело в том, что успеха в работе обычно добиваются лишь по-настоящему увлеченные своей профессией люди. Я знакома со школьными учителями, которые обожают свое дело и процветают, зарабатывая отличные деньги на частных уроках. Я также знаю бедных юристов, которые, несмотря на «престижный и уважаемый» диплом, вкалывают по двенадцать часов в сутки, но все равно не имеют желаемых доходов.

Итак, главной вашей задачей должен стать поиск интересов. Если ваш ребенок поймет, чем он хотел бы заниматься, – считайте, вопрос решен.

Другое дело, что порой подростки сами не знают толком, чего хотят. Например, им кажется, что нет лучшей участи, чем шоу-бизнес, карьера топ-модели или съемки в кино. Однако они судят об этих профессиях по красивому и гламурному фасаду, не зная изнанки и оборотной стороны медали. В этом случае лучшее, что вы можете сделать – позволить своему ребенку попробовать себя в интересующих его областях. Отведите его в театральную студию и посмотрите, интересно ли будет ему там заниматься, захочет ли он вкалывать, будут ли у него по-прежнему гореть глаза при мысли об артистической карьере. Даже если подросток поймет, что такая жизнь не для него, – занятия в театральной студии пойдут на пользу. Ведь там ему поставят голос и четкую дикцию, научат красиво двигаться, говорить, соблюдать этикет. А это пригодится любому успешному человеку в любой успешной профессии.

Самый верный признак того, что человек находится на своем месте и занимается своим делом, – это радость от самого процесса работы. Если человеку нравится заниматься изучением законов, финансовой аналитикой, проектированием, дизайном, спортом и так далее независимо от результата, значит, он нашел свою нишу.

Понаблюдайте за своим ребенком. Если он, например, легко и с удовольствием пишет сочинения, эссе, зарисовки – независимо от того, прочтет это кто-то или нет, оценят его старания или же нет, – значит, это и есть его призвание. И подростку обязательно следует использовать свою наклонность в последующем выборе профессии.

Обратите внимание, что есть разница между «делать легко» и «делать с удовольствием». У меня, например, был знакомый с блестящими математическими способностями. Все точные науки давались ему легко, словно сами собой. Но при этом его истинной страстью была музыка. Он стремился побыстрее разделаться с математическими задачами, чтобы часами играть на своем любимом синтезаторе.

Когда человек занимается по-настоящему своим делом, время как будто перестает существовать, несколько часов пролетают как мгновение. Так что постарайтесь понять, к чему же в действительности у вашего ребенка есть призвание, и помогите ему успешно реализовать себя.

Из книги Психология современной женщины: и умная, и красивая, и счастливая... автора Либина Алена

ГЛАВА 11 – ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ Жить – значит непрестанно рождаться. Марсель Жуардо "Каждый человек стремится стать тем, кем он может быть", – считал Абрахам Маслоу, который в 50-х годах нашего столетия ввел в психологию понятие «самоактуализация». Разумеется,

Из книги Пробуждение: преодоление препятствий к реализации возможностей человека автора Тарт Чарльз

24. ВЫБОР ДУХОВНОГО ПУТИ Если бы только человек мог понять весь ужас жизни обычных людей, без конца вращающихся в замкнутом кругу совершенно незначительных интересов и столь же незначительных целей; если бы он мог понять, что они при этом теряют, он бы понял, что может быть

Из книги Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции Том II. Российский трансперсональный проект автора Козлов Владимир Васильевич

54. «Хроники российской саньясы» и «режиссура жизненного пути» В. Лебедько Владислав Лебедько родился в 1966 году. В 1989 году окончил Ленинградский институт точной механики и оптики по специальности «лазерная физика». В 1990 году стажировался в МГУ на факультете общей физики.

Из книги Искусство быть эгоистом автора Мамонтов Сергей Юрьевич

Четвертый шаг - выбор пути После безудержного полета фантазии наступает момент ограничений и полезных сомнений. Спросите себя, какой из путей реализации вашего желания самый лучший. Где больше шансов на успех?Тут не существует общих норм. Это - ваше желание и вами

Из книги Открой самого себя [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Из книги Каждый может стать богатым! Предприниматель жизни, или Как богатому попасть в рай автора Некрасов Анатолий Александрович

Выбор пути Какое бы место для жизни ты ни создавал – дом, предприятие, страну, – ты создаёшь образ Мира. А. Андреев Можно прожить жизнь «как все». Быть зависимым от «случая», испытать множество страданий, пережить различные потери… И однажды произойдёт следующее: вас

Из книги Самоучитель по психологии автора Образцова Людмила Николаевна

Глава 5 Способности. Выбор профессионального пути В предыдущей главе, посвященной самооценке, мы выяснили, почему человеку важно уметь более или менее объективно оценивать собственные способности. Но само понятие способностей в том смысле, какой в него вкладывают

Из книги Русские дети вообще не плюются автора Покусаева Олеся Владимировна

Книжки вредные и полезные для детской психики. Значение любимой сказки в выборе жизненного пути Накануне мама прочла Тиме и Леше сказку «Гуси-лебеди». Маленький Леша особенно запомнил братца, играющего яблочками у Бабы-Яги. На следующий день братья гуляли во дворе. Они

Из книги Психология взрослости автора Ильин Евгений Павлович

Раздел третий. СТАРОСТЬ КАК ЭТАП ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

Выбор жизненного пути «Этим летом у меня возник конфликт с родителями. Они были против поступления в институт, где я сейчас учусь. Они предлагали другой вуз, куда даже могли помочь поступить. Их позиция была категоричной по следующим причинам: 1. Я не смогу учиться в этом

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

10 ошибок при выборе жизненного пути Давайте поговорим о том, как люди выбирают свой путь в жизни и какие ошибки они при этом

Из книги Ваше предназначение автора Каплан Роберт Стивен

Берешь на себя ответственность за выбор жизненного пути? Многие из нас мчатся сквозь молодые годы от одного достижения к другому, «преуспевая», но не задумываясь о том, чего они действительно хотят. На каких-то этапах этого стремительного пути мы обращаемся за советом к

Из книги Философия возраста [Циклы в жизни человека] автора Сикирич Елена

Из книги Антистресс для родителей [Ваш ребенок идет в школу] автора Царенко Наталья

Глава 4. Старшие классы: выбор жизненного пути

Из книги Большая война автора Буровский Андрей Михайлович

Варианты выбора жизненного пути: дорогу осилит идущий! Как видим из предыдущей главы, в 17 лет, на пороге окончания школы, открывается множество возможностей построить свою жизнь – так или иначе. Однако причины, побуждающие пойти по тому или иному пути, у разных ребят

Из книги автора

Выбор пути Теоретически США вполне могут не развязывать Мировой войны. Для этого вполне достаточно согласиться с неизбежным: с тем, что США уходят из Центра Мира. Пусть все идет, как идет, гонор и доллары не стоят человеческих жизней.Но практически никогда империи не