Теодор Герцль, еврейский общественный и политический деятель: биография, книги, память. Теодор Герцль и Альфред Дрейфус. Две судьбы Основатель сионизма теодор герцль

  • 04.07.2020

Не много можно назвать людей, которые смогли изменить или создать предпосылки для кардинальных перемен в судьбе своего народа. Одной из таких неординарных личностей, оставивших свой след в истории, является Теодор Герцль, о биографии которого рассказывает эта статья.

Детство

Будущий известный общественный деятель и идеолог сионизма Теодор (Биньямин Зеэв) Герцль родился в мае 1860 года в состоятельной еврейской семье в Будапеште.

Его мать Жанетт Диамант, в замужестве Герцль, с детства обучала мальчика немецкому языку. Однако Теодор, хотя и рос в ассимилированной семье, с детства интересовался историей еврейского народа. Однажды он даже написал стихотворение о том, как Мессия взял его на небо и показал Моисею, воскликнув, что это именно тот мальчик, которого он ждал.

В годы учебы в евангелистской гимназии Герцль имел конфликт с учителем, выражавшим антисемитские взгляды, а в старших классах он стал писать рецензии на спектакли в одной из будапештских газет.

В Вене

В 1878 году семья Теодора Герцля переехала из Будапешта в столицу Австро-Венгерской империи, где он поступил на юридический факультет университета. В годы студенчества будущий идеолог политического сионизма практически не интересовался еврейским вопросом. Более того, он считал ассимиляцию своего народа благом и надеялся, что прогресс искоренит антисемитизм. Однако на него крайне неприятное впечатление произвела книга «О еврейском вопросе» Е. Дюринга, изданная в 1881 году, а также отклик, который она нашла в широких кругах венского общества.

Примерно в тот же период Теодор Герцль покинул студенческое общество «Альбия», так как не был согласен с антисемитскими высказываниями его членов.

Первые шаги во взрослой жизни

После окончания университета Теодор Герцль стал работать в судах Вены и Зальцбурга. Вскоре молодой человек испытал на себе все прелести дискриминации по национальному признаку и убедился, что, несмотря на все свои знания и профессиональные навыки, никогда не сможет стать судьей. В результате было принято решение уехать в Вену и распрощаться с юриспруденцией, тем более что у Герцля был опыт литературной деятельности.

Дело Дрейфуса

После отказа от карьеры юриста Герцль попробовал себя в роли драматурга и написал несколько пьес по заказу театров Вены и Берлина. Несколько позже он стал парижским корреспондентом одной из столичных либеральных газет. Во Франции Герцль писал отчеты о заседаниях парламента и описывал светскую жизнь Парижа. Его очерки пользовались огромным успехом у венского читателя. Возможно, он бы стал известным писателем, если бы не так называемый процесс Дрейфуса. В ходе этого судебного разбирательства невиновный французский офицер был обвинен в шпионаже в пользу Германии на основе подложных документов, так как являлся евреем по национальности. Процесс Дрейфуса расколол общество. Он стал лакмусовой бумажкой, которая показала, насколько глубоко антисемитизм укоренился в среде французской буржуазии. На Герцля сильное впечатление произвело то, что тысячи парижан вышли на улицу и скандировали: «Смерть евреям!» И все это происходило в стране, где сто лет назад было провозглашено всеобщее равенство и братство! Впоследствии Герцль признался, что именно процесс Дрейфуса сделал из него убежденного сиониста.

Идеи

В 1895 году Теодор Герцль, биография которого представлена в данной статье, приступил к написанию книги о необходимости создания еврейского государства. Она была издана в Вене в феврале 1896 года, вышла на немецком языке, а затем была переведена на иврит‚ английский‚ французский, русский и румынский.

В своем труде Теодор Герцль указывал, что никакая эмиграция не сможет прекратить страдания его народа. Согласно его идеям, единственно возможное решение еврейского вопроса — создание независимого государства и исход из Европы. При этом Герцль требовал, чтобы великие державы признали право его народа на переселение, дали соответствующие международные гарантии и предоставили суверенитет над территорией‚ которая была бы достаточной для нужд еврейства.

Встреча с Морицом Гиршем

Сначала Герцль предполагал‚ что в качестве места для создания нового государства может быть выбрана часть Аргентины. Однако вскоре ему стало ясно, сколь важна для его народа Эрец Исраэль (Земля Израильская). В то же время Герцль не собирался заниматься реализацией своих идей, так как считал себя лишь литератором. Роль лидера сионистского движения он решил предложить парижскому банкиру барону Морицу Гиршу. Последний за несколько лет до выхода книги Герцля приобрел земли в Аргентине и стал переселять туда евреев из России, чтобы спасти их от постоянных погромов. Во время личной встречи герой нашего повествования высказал мнение, что барон зря потратил свои деньги, а затем попросил Гирша созвать Всемирный еврейский конгресс и стать политическим лидером сионистов. Однако банкир не выказал никакого интереса и даже отшутился.

Формирование сионистского движения

Герцля не поддержали и другие состоятельные евреи, включая барона Эдмонда Ротшильда. Последний даже назвал его опасным авантюристом. Кроме того, часть евреев считала единственным решением своих проблем ассимиляцию. Нашлись и такие, кто полагал, что излишний шум только помешает заселению Эрец Исраэль. Тем не менее вскоре вокруг Герцля стали сплачиваться известные представители еврейской интеллигенции и общественные деятели: Менахем Усышкин, Макс Нордау, Израэль Зангвил и др. Его также поддержали раввины Лондона‚ Парижа и Белостока.

Впоследствии первый президент Израиля Хаим Вейцман вспоминал, какое воодушевление у него и у его ровесников вызвали идеи Герцля и сама его личность. Со всех уголков Европы он получал письма с просьбой возглавить сионистское движение.

Поездка в Турцию

В конце 19-го века земли Эрец Исраэль все еще входили в состав Османской империи. Летом 1896 года Герцль отправился в ее столицу Стамбул и встретился с великим визирем. Согласно его плану, евреи всего мира должны были заплатить Турции крупную сумму в обмен на разрешение осуществить переселение евреев в Эрец Исраэль.

Султан Абдул-Хамид Второй не принял Герцля, но тот не терял надежды. На свои средства он основал газету «Ди Вельт» и сам финансировал деятельность сионистских организаций. В результате за 9 лет, которые прошли с момента написания «Еврейского государства» до его смерти, у Герцля почти ничего не осталось, хотя в молодости он был достаточно богатым человеком.

Всемирный сионистский конгресс

Изначально делегаты из всех еврейских общин должны были собраться в Мюнхене. Однако местные раввины опасались недовольства сограждан-немцев. Тогда было решено провести мероприятие в швейцарском городе Базеле. Конгресс начал свою работу в конце августа 1897 года. В Базель прибыли 204 делегата из 17 стран‚ включая 66 участников из Российской империи. Они были представителями различных профессий и религиозных течений. Кроме того, в числе участников присутствовали евреи-христиане.

Конгресс длился 3 дня. В результате была принята так называемая Базельская сионистская программа. Она провозгласила необходимость создания государства для еврейского народа в Палестине. Кроме того, впервые за 2000 лет у него появилась своя политическая сила — Всемирная сионистская организация. Как и следовало ожидать, ее президентом избрали Герцля. Сам же он до конца жизни считал, что на Базельском конгрессе было создано Еврейское государство.

Пустые надежды

Зная о тесных связях Германии и Турции‚ Герцль попросил аудиенцию у Вильгельма Второго. Она состоялась в Иерусалиме, куда монарх отправился с визитом в 1898 году. Вильгельм дал Герцлю обещание передать турецкому султану его просьбу. И хотя монарх сдержал свое слово, его усилия ни к чему не привели. Султан недвусмысленно высказался против сионизма, хотя признал, что Герцль - интересный и достойный человек.

Уганда

Потеряв надежду найти общий язык с турецким правительством, Герцль попросил о помощи Великобританию. Неожиданно ему было предложено рассмотреть в качестве территории для переселения евреев колониальную провинцию Уганду. Для принятия решения по этому вопросу в 1903 году был созван 6-й Сионистский конгресс. С одной стороны, делегаты были потрясены и обрадованы поддержкой Великобритании, а с другой — не могли смириться с мыслью отказаться от мечты создать государство в Палестине. В результате предложение о переселении в Уганду было отвергнуто.

Последние годы жизни

У Теодора Герцля, память о котором бережно хранят в Израиле, был порок сердца. К 40 годам его состояние ухудшилось, и он уже не надеялся дожить до создания Еврейского государства. Тем не менее он не сдавался и продолжал свою деятельность, встречаясь с влиятельными политиками, от которых надеялся получить поддержку. Кроме того, он убедил Папу Римского, что сионисты не представляют угрозы для имущества церкви в Палестине.

Умер Герцль в начале июля 1904 года, так и не увидев воплощения своей мечты и завершения дела всей жизни.

Память

Теодор Герцль, книги которого были переведены на многие языки, завещал похоронить его рядом с отцом, а после создания Еврейского государства перевезти прах в Палестину. В 1949 году его воля была исполнена. Сегодня он покоится в Иерусалиме, на горе, названной в его честь. Кроме того, об основоположнике сионизма напоминает город Герцлия.

Израиль чтит память о великом сыне еврейского народа и другими способами. Например, его изображение присутствует на банкнотах, его именем названы улицы и площади многих городов.

«Старая новая земля»

Задолго до того как на карте Ближнего Востока появилась Герцлия (Израиль), политик опубликовал утопический роман, в котором описывал жизнь в Еврейском государстве через 20 лет после его создания. Возможно, в его мечтах населенные пункты выглядели именно такими, как город, названный впоследствии в его честь. Однако социальное устройство и жизнь в нем, по задумке Герцля, должны были быть несколько другими. В частности он считал, что люди должны работать не более 7 часов в день.

Теперь вы знаете, кто такой Теодор Герцль. Еврейское государство, которое сегодня является одним из наиболее процветающих на Ближнем Востоке, возникло не в последнюю очередь благодаря его самоотверженности. Жители Израиля не забывают о Герцле. В этой стране даже отмечается национальный день его памяти.

Он дал целому народу мечту и цель, которую многие считали утопией. Он сказал: желайте, и ваше желание станет реальностью, а не сказкой. Теодор Герцль стал Моисеем нового времени и умер, не дожив всего несколько лет до воплощения своей мечты.

Как все начиналось

Теодор Герцль (на иврите его имя читается как Биньямин Зеэв) родился в 1860 году в Будапеште в еврейской семье, которая старалась адаптироваться в окружающем мире. Хотя такая ассимиляция не была полной. Родители Теодора все-таки старались не забывать свои национальные традиции и изредка даже ходили в еврейскую церковь. А юный Герцль, как заведено у евреев, считал своим долгом получать благословение у родителей на любое дело, к которому он приступал.

В детстве мать Герцля, урожденная Диамант, старалась прививать мальчику любовь к немецкому языку и литературе. Он рос очень светским ребенком, вовлеченным в социум, и был очень далек от еврейства, мессианства, антисемитизма и прочих проблемных вопросов. До определенного возраста он вообще не чувствовал, что чем-то отличается от других детей, пока на уроке в гимназии не услышал от одного из преподавателей резкое антисемитское высказывание. Это оскорбило подростка настолько, что он покинул стены гимназии.

В 1878 году семья Герцлей покидает Будапешт и переезжает в Вену, где Теодор поступает на юридический факультет Венского университета. Именно здесь, в Австрии, он не только получил профессию, но и новый опыт негативного отношения к евреям вообще и к себе в частности. Антисемитизм расцветал, не порицаемый обществом. Теодор сталкивался с ним в быту, на улице. Поступив в студенческое общество, вскоре вынужден был его покинуть из-за оскорблений. Получив в 1884 году диплом юриста и определившись на работу сначала в венский, а потом в зальцбуржский суды, он столкнулся с тем, что не может делать здесь карьеру. Начинающему юристу прямо дали понять, что будучи евреем, он никогда не станет судьей в Австрии.

Разочаровавшись и в профессии, и в стране, Герцль решает переехать в либеральную Францию. Эта страна первой в Европе приняла пакет законов, наделяющих евреев равными правами с остальными гражданами страны, и Герцль надеялся обрести здесь покой и комфорт. Он начинает работать во влиятельной газете «Neue Freie Presse» и делает определенные успехи. Особенно заметными стали его публикации о парламентской жизни Франции, а также фельетоны и сатиры. Острое слово, тонкий юмор и глубокое понимание темы отличали его журналистские материалы. Он стал неплохо зарабатывать, учил язык, чувствовал себя достаточно комфортно до определенного времени. В этот период Герцль был убежден, что антисемитизм может быть преодолен, если евреи будут следовать его примеру и ассимилироваться в том обществе, в той стране, в которой они оказались. Он не осуждал евреев, принявших христианство, и думал, что это выход для еврейства. Так продолжалось до судебного дела, которое перевернуло сознание молодого журналиста и писателя.

"Дело Дрейфуса"

Еврей Альфред Дрейфус был капитаном французской армии. В 1894 году его обвинили в шпионаже в пользу Германии. Прямых доказательств вины не было. Часть представленных в суде улик была сфабрикована. Как удалось установить позже, шпион действительно существовал. Это был француз майор Эстергази. Однако кандидатура на "вакансию шпиона" в лице еврея выглядела более предпочтительной. И представители высшего звена французской армии при содействии правых уничтожила доказательства виновности Эстергази.

Суд над Дрейфусом превратился в судилище. На глазах у толпы с него сорвали все награды, погоны, а шпагу сломали.

Процесс был громким и публичным. О нем писали все французские СМИ. Каждое заседание сопровождалось массовыми акциями под зданием суда. Люди не просто кричали "Смерть Дрейфусу!". Они скандировали "Смерть всем евреям!"

Эта ненависть не к какому-то конкретному человеку, а ко всему еврейскому народу шокировала Герцля. Если так происходит в либеральной Франции, думал он, то что же творится в головах людей в Германии, Австрии, Румынии.

Осознание этой безграничной и безличной, неперсонифицированной ненависти породило в голове Герцля одну простую и ясную мысль: никакая ассимиляция не способна решить проблему евреев. Только выселение на отдельную территорию, только создание собственного еврейского государства, признанного сильнейшими державами мира, способно защитить евреев от этой тотальной ненависти.

И он пишет памфлет "Еврейское государство", где на 63-х страницах излагает свои идеи, где оно может возникнуть как и на каких условиях.

Макет страны

Макет будущей страны сначала возник в голове Герцля, а после он стал обсуждать свою идею с людьми, которые могли бы помочь в ее реализации. Первым, к кому он обратился, стали известные еврейские миллионеры бароны Ротшильд и Гирш. Однако они идею сионистского государства не поддержали. Слишком уж нереалистичной, несбыточной показалась им она.

Но Герцль считал по-другому. Он садится за книгу "Еврейское государство. Опыт современного решения еврейского вопроса", которая выходит в 1896 году. В отличие от памфлета, здесь идея сионистского государства была изложена дотошно и пошагово - от идеи до полной реализации, программы, основ существования, политики и экономики будущей страны. Книга была переведена на пять языков и разлетелась по миру. И чем больше людей ее читало, тем менее сказочной становилась сама идея создания еврейского государства.

Первый конгресс сионистов

Летом 1897 года в Базеле Герцль и двое его соратников, Оскар Марморек и Макс Нордау, организовали и провели первый Всемирный сионистский конгресс, на котором изложили свои идеи и цели. Развернулась горячая дискуссия, где географически могло бы расположиться еврейское государство, на каких принципах построено.

Итогом споров стала знаменитая программа Базеля, которая определила конечную цель конгресса - создание государства Израиль на территории Эрец-Исраэля, нынешней Палестины. В Базеле было принято решение о создании "Еврейского колонизационного общества", которое должно заниматься приобретением земель в Палестине.

Программа Базеля стала платформой для начала переговоров с Османской империей, куда в то время входили земли Палестины, с кайзером Германии, имевшим влияние на Османскую империю, с Великобританией, которая имела немало колоний.

Однако переговоры проходили очень трудно, понимания позиции конгресса сионистов не было. Исключением стала лишь позиция Англии, которая стала предлагать сионистам альтернативные Палестине территории. В частности, был предложен проект "Уганда", который чуть было не расколол единство в составе конгресса.

Герцль хотел использовать предложенные Англией территории как старт проекта, как временное пристанище для евреев из восточной Европы, которые в то время терпели сильнейшие притеснения. Однако часть конгресса, особенно его русское представительство, оскорбилось такими планами.

Герцлю, чтобы избежать противоречий и восстановить взаимопонимание, пришлось заверить всех и подтвердить первоначальные планы: да, только Палестина, только Иерусалим могут стать настоящим домом для евреев.

Не дожил...

Все эти конфликты, сложные переговоры и титаническая работа подорвали слабое сердце Теодора Герцля. Он умирал в клинике Вены.

"Я не трус. Я ухожу со спокойным сердцем, потому что не зря потратил последние годы своей жизни", - говорил он, прощаясь с друзьями.

Герцль завещал после смерти похоронить его рядом с отцом в Вене, но перезахоронить, как только его мечта - независимое государство Израиль - будет воплощена.

Цель жизни Теодора Герцля была осуществлена в 1948 году. Вторая мировая война обернулась наистрашнейшей трагедией для еврейского народа. Но именно жертва, принесенная евреями на алтарь борьбы с фашизмом, и подтолкнула мировое сообщество к скорейшей реализации идеи создания еврейского государства.

В 1949 году прах Теодора Герцля был перезахоронен в Израиле. К сожалению, до этого не дожил не только "отец государства", но и его дети. Старшая дочь Герцля употребляла наркотики и погибла от них. Сын покончил с собой на могиле своей сестры, а младшая девочка была казнена в фашистском концлагере.

Герцль не оставил по себе потомков, но зато оставил дело, подарившее надежду на счастье миллионам обездоленных евреев во всем мире.

В Израиле день смерти Теодора Герцля считается национальным днем памяти. Его портрет украшает денежную купюру. Именем Теодора назван целый город - Герцлия, не говоря уже об улицах, парках, музеях. Израиль помнит имя своего отца.

01:35 pm - Теодор Герцль.

В Нью-Йорке - премьера фильма
IT IS NO DREAM: THE LIFE OF THEODOR HERZL
в кинотеатре Quad Cinemas...

Трудно смотреть историко-биографические фильмы, особенно посвященные человеку, появившемуся на свет 150 лет назад. Трудно преодолеть инертность и ответить на вопрос, зачем это мне. Но сядьте перед экраном, и вы подивитесь тому, насколько актуален фильм, обращенный к нам – покинувшим СССР, Россию и другие «страны СНГ» по «пятому пункту». «Еврейский вопрос существует до сих пор», - ровным голосом сообщает диктор, и на экране возникает Россия, русские фашисты со вскинутыми в нацистском приветствии ладонями, следом Ахмадинежад... «Атака на евреев продолжается в прессе и на улицах, количество нападок растет»... Голос диктора звучит, а в кадре – Москва. Исписанная синими буквами стена. «Умрите, жиды» - написано по-немецки. Ниже – «Зиг Хайль». Справа – рисунок: виселица, где повешенным в петле болтается магендовид. И совсем внизу, наконец, на родном языке: «Обосритесь, жыды» - орфография подлинника.

Не обольщайтесь – это НЕ российские кинематографисты прошли по улицам страны. Американские. Диктор за кадром тем же ровным голосом продолжает: «Но они не могут нас истребить. Нет другой нации на земле, которая приняла бы столько страданий...».
И только теперь появляется дата – эти слова написаны в 1895 году основоположником сионизма Теодором Герцлем. Новый американский документальный фильм рассказывает о нем. «Это не мечта» называется картина. А, может, «Это не сон» - переведите, как вам удобнее «It is not a dream». Второй строкой: «Жизнь Теодора Герцля».


1901 год. Теодор Герцль в Базеле, где проходил Пятый сионистский конгресс

Это первый за сто лет (!!!) кинофильм о человеке, чье имя следует знать всем евреям, живущим в Израиле и не только.

В нынешнем мае исполнилось 152 года со дня рождения Т.Герцля. Конечно, в Израиле отмечать этот праздник сподручнее. Имя Теодора Герцля - один из символов Израиля. В каждом израильском городе есть названные в его честь улицы и бульвары. В Иерусалиме есть гора его имени, где покоится его прах, а недалеко от могилы находится его музей. 20 тамуза, день смерти Герцля, объявлен национальным днем его памяти. Исследователи читают его книги, а обыкновенные евреи живут в стране, которую он вымечтал в 1895-м, сидя в антисемитском Париже корреспондентом газеты Hôtel de Castille, где написал знаменитые строки своего романа-утопии о будущей стране «Der Judenstaat»: «Мы – народ, единый народ. Еврейское государство – потребность всего мира. Следовательно, оно возникнет».

Но даже в Израиле ощущают, что личность основателя Всемирной сионистской организации не оценена по достоинству. Нет ни одного игрового фильма о нем. Нет актера, который бы сыграл этого красивого яркого мечтателя, которому мы все обязаны своим сегодняшним местопребыванием. Нынешняя лента идет более двух часов. Для документального фильма это много. Но другого пути нет, когда предпринята первая попытка с педантизмом, исключающим возможность извращенного толкования, исследовать рождение и формирование идеи самостоятельного государства в уме ОДНОГО человека. Авторы восстанавливают обстоятельства места и времени, в которых полтора века назад в центре благополучной Европы родился и вырос мальчик, которому важнее собственной жизни стала жизнь его народа.

Герцль родился в Будапеште. В благополучной семье у образованных родителей, воспринявших немецкую культуру. Если дед Теодора еще вел религиозный образ жизни, то отец относился к иудаизму формально. Мать Герцля Джанет Диамант, дочь преуспевающего торговца, получила хорошее светское образование. К моменту рождения мальчика семья покинула гетто и была равной среди равных: немецкоязычная, состоятельная, религиозно «просвещенная». И быть бы ему добрым мадьяром и забыть свое еврейское происхождение, но – спасибо антисемитам: ему быстро напомнили, кто он.

Едва начав учиться в гимназии, он столкнулся с антисемитами. Да так, что мама перевела его в будапештскую евангелическую гимназию, большинство учащихся которой были евреями. Он изучал французский, английский, музыку, как положено всякому культурному немцу, но еще писал и печатал рецензии на книги и спектакли в одной из будапештских газет. Родители Герцля поддерживали его литературные устремления, требуя одного - чтобы он закончил юридический факультет Венского университета. Изучение антисемитского сочинения Е. Дюринга «О еврейском вопросе» травмировало его, но покинуть университет он не мог. Следовало терпеть. Зато Студенческое общество он оставил - в знак протеста против антисемитских выходок. А получив степень доктора юридических наук и поработав клерком в судах Вены и Зальцбурга, он узнал, что «Будучи евреем, я бы никогда не смог занять пост судьи. Поэтому я расстался одновременно и с Зальцбургом, и с юриспруденцией», - как он записал в дневнике.

Начиная с 1885 года Герцль посвятил себя литературе: он писал пьесы, фельетоны, рассказы. Пьесы его шли на сценах Вены, Берлина, Праги и других театральных столиц Европы и имели настолько громкий успех, что какое-то время у него была репутация одного из ведущих австрийских драматургов. Дальше – женитьба на состоятельной женщине, которая никогда не смогла стать ему другом и разделить его взгляды, но родила троих детей. Ханс, Паулина и Маргарет (известна как Труде)

Получив в 1891 году должность парижского корреспондента венской Neue Freie Presse, которую он воспринимает, как «трамплин, с которого можно высоко прыгнуть». Но именно во Франции он сталкивается с тем уровнем антисемитизма, который не может вынести и бежать от которого некуда. Сначала публицист Дрюмон упрекает международное еврейство в бедах страны, призывает экспроприировать еврейский капитал, и на этой волне становится главным редактором газеты «Libre Parole» - рупором для атак на евреев.

Следом - антисемитская пьеса в театре Франции, смерть офицера, которого назвали «жидом», а он вызвал обидчика на дуэль, антисемитские демонстрации, клеветнические суды.

Герцль ищет пути решения «еврейского вопроса». В дневнике того времени он записывает, что намерен вызвать на дуэль и стреляться лично с лидерами антисемитизма, среди которых были Георг фон Шенерер, Карл Люэгер и сам принц Лихтенштейн. Мечтает победить и выступить на суде с речью против антисемитизма.

Другой путь, который представляется ему плодотворным, - массовое крещение евреев. Герцль мечтает об аудиенции Папы Римского.

Но живая жизнь оказывается богаче: осуждение Альфреда Дрейфуса 22 декабря 1894 года прерывает его мечтания. Герцль убежден в невиновности Дрейфуса: «Еврей, который начал свою дорогу чести как офицер генерального штаба, не может совершить такое преступление… Как следствие длительного гражданского бесчестья, евреи обладают часто патологическим стремлением к чести; и еврейский офицер в этом смысле ставит себе особую планку», - записывает он в днивнике.

Толпы на улицах требуют смерти Дрейфуса, а далее - «Смерть евреям!» Герцль не может поверить, что все это происходит во Франции спустя сто лет после провозглашения Декларации прав человека. «Достижения Великой революции отменены», - пишет Герцль, и его статью не печатают. Призыв «Смерть евреям!» на парижских улицах убеждает его в том, что единственным решением еврейского вопроса является создание независимого еврейского государства.

В 1895 года он записывает в дневнике то, что ему нужно: «Страна, в которой мы сможем жить с крючковатым носом, черной или рыжей бородой… и при этом не будем объектом осмеяния. Страна, где мы сможем в конце концов жить как свободные люди на своей земле. Страна, где будем так же, как и другие, пользоваться уважением за великие и добрые дела, где мы будем жить в мире со всем миром».

Так открывается главная цель жизни Теодора Герцля. Он бросается к ведущим еврейским филантропам, создает Всемирную сионистскую организацию, созывает Первый всемирный конгресс сионистов и открывает новую эпоху в истории еврейского народа.

Фильм построен на исторических документах, забытых фактах, подробных дневниковых записях Герцля, рукописях его статей, книг, философских и публицистических трактатов. Но главная заслуга авторов в том, как дана эта интенсивная интеллектуальная деятельность молодого мыслителя, как погружена в детали и подробности его каждодневного быта, в котором есть родители и семья, в которой он родился, потом – семья, которую он построил сам. Деликатно касаются авторы темы драматичной супружеской жизни. Красивые особняки в разных городах Европы не позволяют обывательскому сознанию представить, какое неблагополучие пряталось за тяжелыми шторами в высоких окнах...
​Inline image 2​

Редкие групповые фото первых сионистских конгрессов завораживают и заставляют подолгу всматриваться в лица тех – первых – приплывших в Европу с Украины, Молдавии, которые приняли решение нарушить традицию отцов и перестать ждать Мессию...

Герцль начинает работать над книгой «Еврейское государство». «Идеи в душе моей гнались одна за другой. Целой человеческой жизни не хватит, чтобы все это осуществить…». Герцль излагает программу действий и называет книгу «Опыт современного решения еврейского вопроса» (Der Judenstaat), которая была опубликована в Вене 14 февраля 1896 года. Ее переводят с немецкого на иврит, английский, французский, русский и румынский языки. Герцль впервые внятно обосновывает, что еврейский вопрос следует решать не эмиграцией из одной страны диаспоры в другую или ассимиляцией, а созданием независимого еврейского государства. Политическое решение еврейского вопроса, по его мнению, должно быть согласовано с великими державами. Массовое переселение евреев в еврейское государство будет проводиться в соответствии с хартией, открыто признающей их право на поселение, и международными гарантиями. Это будет организованный исход еврейских масс Европы в самостоятельное еврейское государство. Герцль полагал, что образование подобного государства должно осуществляться по заранее продуманному плану. Еврейское государство должно быть проникнуто духом общественного прогресса, свободы и равноправия. Для реализации этого плана Герцль считал необходимым создать два органа: «Еврейское общество» в качестве официального представительства еврейского народа, и «Еврейскую компанию» для руководства финансами и строительством. Необходимые средства предполагалось получить при содействии еврейских банкиров, и только в случае их отказа должен был последовать призыв к широким еврейским массам.

На Всемирном сионистском конгрессе в 1897 году в Базеле он был избран президентом Всемирной сионистской организации. А в 1899 создал «Еврейское колонизационное общество» с целью закупки земли в Палестине, которая тогда была частью Османской империи. Невероятные кадры кинохроники позволяют увидеть города, страны, лидеров – царей, премьер-министров, королей, с которыми ведет переговоры неугомонный мечтатель.

В 1900 году Герцль он пишет и издает «Философские рассказы». В утопическом романе на немецком языке «Altneuland», Герцль создает идеалистическую картину будущего еврейского государства. Он создал эскиз политического и общественного строя будущего еврейского государства в Палестине, допустив только одну ошибку: Герцль полагал что арабы Палестины будут рады еврейским поселенцам...

Долгие яростные споры и схватки с оппонентами не раз доводили Герцля до сердечных приступов. Однажды это совпало с воспалением легких... Другу, приехавшему навестить его, Герцль сказал: «Колокол звонит по мне. Я не трус, и могу спокойно встретить смерть, тем более что я не потерял попусту последние годы своей жизни. Я думаю, что неплохо послужил своему народу».

Это были его последние слова. 3 июля 1904 г. Герцля не стало. В завещании он просил похоронить его в Вене рядом с отцом, но только до той поры, пока еврейский народ не решит перенести его останки в Землю Израиля. 14 августа 1949 года, вскоре после создания Государства Израиль, по решению правительства еврейского государства останки Герцля доставили из Австрии в Иерусалим, где прах его ныне покоится на горе, носящей его имя. Увы - судьба родных детей Герцля сложилась трагично: старшая дочь Паулина покончила самоубийством в тридцатом году в Бордо, во Франции, сын Ханс застрелился на её могиле, а младшая Маргарет – погибла в сорок третьем в нацистском лагере Терезин.

И был бы этот фильм историко-биографическим о чем-то канувшем- сгинувшем – человеке ли, деле ли, если бы не короткие съемки нынешней России.
Перестройка и открытые границы создали невероятный феномен, о чем мы, уехавшие, благодаря Герцлю, не знаем: антисемитские лозунги на Руси нынче пишутся на трех языках. С этого начинается фильм, который я настоятельно рекомендую посмотреть, так написанное большими буквами белой краской во всю стену «Обосритесь, жыды!» прочесть в Америке без перевода можем только мы.
И сразу окажется, что нет никакого прошлого – все происходит сию минуту – пока мы смотрим тут – в Америке – фильм. Новые фашисты старательно выводят краской старые лозунги на стенах домов.
Нас снова гонят и гонят.
Спасибо, господин Герцль, - нам есть куда ехать.

Жизнь полна неожиданностей. Случается, что чья-то, самая, казалось бы, неосуществимая идея, каким-то невероятным образом неожиданно находит свое воплощение. Именно такая идея однажды в корне изменила жизнь австрийского журналиста Теодора Герцля.

Что бы найти свое предназначение нужно определиться с целями

Произошло это в декабре 1894 года. Теодор Герцль освещал в своей газете, проходивший в Париже процесс по делу Дрейфуса. Наблюдая растущую на этой почве волну , он пришел к выводу, что единственно верный путь, ведущий к решению бесконечных проблем еврейского народа – это создание собственного государства. И эта идея настолько завладела им, что буквально перевернула всю дальнейшую судьбу.

За год он разработал программу, и ее цели нашли отклик и поддержку среди многих, разбросанных по миру, евреев. Особенно это проявилось в России, где были наиболее ограничены в правах и испытывали большие притеснения. Так начиналось движение, которое впоследствии получило название – сионизм. На двух, последовавших за этим конгрессах были приняты политические и экономические решения, придавшие этому движению официальный статус. Там же были выработаны методы претворения этих решений в жизнь.

Дальше, была напряженная, никогда не прекращавшаяся работа: переговоры с политическими лидерами и , открытие международного банка и формирование структур Всемирной сионистской организации, покупка земель в Палестине и на них еврейских эмигрантов, поиск союзников и бесконечные споры с оппонентами.

По прошествии полувека, после этих событий в Палестине было создано независимое еврейское государство.

Так каким же образом Теодор Герцль изменил мир?

Действительно, ведь на первый взгляд, он пытался решить сугубо национальную проблему. Но смотрите – сегодня во всех СМИ упоминается значительно чаще, чем какое бы то ни было другое. С момента его основания, не зависимо от отношений к Израилю и евреям, события, происходящие на этой земле, у всех вызывают самый острый интерес. И, в конце концов, вопрос о создании этого государства решался всем мировым сообществом.

Мы не в состоянии понять того, что скрыто за рамками нашей реальности, но даже с позиций этого мира очевидно, что само существование еврейского государства оказывает влияние на самые различные события и процессы, которые мы наблюдаем в современном мире.

Невозможное становится возможным, когда начинаешь жить ради ближних

Нет ничего удивительного в том, что нереальные идеи иногда находят свое место в жизни – это случается, если такая идея затрагивает интересы многих. Поэтому, чем шире круг заинтересованных, тем больше вероятность ее осуществления, и если это касается всего человечества, то этому начинает содействовать сама Природа.

Конечно, имеет значение человек, претворяющий эту идею в жизнь. Если он горит этой идеей и отдает ей себя без остатка, всегда находятся рядом люди, которые так же загораются ею и доводят до намеченной цели.

Теодор Герцль умер 3 июля 1904 года – не выдержало сердце. Ему было 44 года. Последние слова, которые он произнес – «Колокол звонит по мне. Я не трус, и могу спокойно встретить смерть, тем более, что я не потерял попусту последние годы».