Государственный строй древней спарты. Общественный и государственный строй спарты

  • 20.09.2019
Главная > Документ

ГЕРУСИЯ

В Спарте совет старейшин, или герусия, при малой значимости народного собрания, фактически являлась высшим правительственным органом. В момент учреждения герусии ее председателями были цари, позже - эфоры. Герусия заведовала всеми текущими государственными делами; также ей принадлежала высшая судебная власть. Только геронты, к примеру, могли судить царей. И способ избрания, и отсутствие отчетности, и пожизненность членства в герусии наиболее соответствовали олигархической сущности спартанского государства. Герусия в Спарте, состояла из 30 человек:28 геронтов в возрасте старше 60 лет, избиравшихся пожизненно из числа лучших граждан, принадлежавших к благороднейшим родам и 2 царя, позже эфоры.

(ПЛУТАРХ. ЛИКУРГ, 26)

… первых старейшин Ликург назначил из числа тех, кто принимал участие в его замысле. Затем он постановил взамен умерших всякий раз выбирать из граждан, достигших шестидесяти лет, того, кто будет признан самым доблестным... Решение это выносилось следующим образом. Когда народ сходился, особые выборные закрывались в доме по соседству, так чтобы и их никто не видел, и сами они не видели, что происходит снаружи, но только слышали бы голоса собравшихся. Народ и в этом случае, как и во всех прочих, решал дело криком. Соискателей вводили не всех сразу, а по очереди, в соответствии со жребием, и они молча проходили через собрание. У сидевших взаперти были таблички, на которых они отмечали силу крика, не зная кому это кричат, но только заключая, что вышел первый, второй, третий, вообще очередной соискатель. Избранным объявлялся тот, кому кричали больше и громче других. С венком на голове он обходил храмы богов. За ним огромной толпою следовали молодые люди, восхваляя и прославляя нового старейшину, и женщины, воспевавшие его доблесть и участь его возглашавшие счастливой. Каждый из близких просил его откушать, говоря, что этим угощением его чествует государство. Закончив обход, он отправлялся к общей трапезе; заведенный порядок ничем не нарушался, не считая того, что старейшина получал вторую долю, но не съедал ее, а откладывал. У дверей стояли его родственницы, после обеда он подзывал ту из них, которую уважал более других, и, вручая ей эту долю, говорил, что отдает награду, которой удостоился сам, после чего остальные женщины, прославляя эту избранницу, провожали ее домой.

ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА

Прочие чиновники в Спарте, исполнявшие государственные поручения или заведовавшие отдельной отраслью государственного управления были избираемы апеллой, или назначаемы эфорами. Последние контролировали их деятельность. Все должностные лица делились на гражданских и военных. Гражданские же, по возложенным на них обязанностях, делились на:

    заведовавших делами оракула; они принадлежали ближайшей свите царя, обедали с ним за государственный счёт 16 ; заведовавших размещением иностранцев и послов; следивших за воспитанием и поведением мальчиков; этим чиновникам подчинялись другие, наблюдавшие за физическим развитием молодежи; надсмотрщиков за поведением женщин; котроллеров порядка на рынках привозимых товаров; управлявших периеками.
Среди основных групп военных магистратов выделялись следующие:
    Навархи - управляли флотом, избирались на1 год без права вторичного переизбрания. В год службы навархи пользовались громадной властью, сопоставимой с царской 17 ; Советники, ближайшие помощники, а иногда фактически навархи; Адъютанты навархов; 6 командующих сухопутными войсками: они находились в ближайшей свите царя и в мирное время следили за сисситиями; 3 человека были поставлены над царскими телохранителями, избирались они эфорами из лучших 30-летних мужчин; 300 мужчин моложе 30 лет составляли сам отряд телохранителей; 5 воинов из числа «всадников» выбирались в качестве агентов для исполнения поручений за границей; вооружённые отряды для проведения криптии.

СУДОПРОИЗВОДСТВО

Судопроизводство в Спарте, по-видимому, было весьма просто и основывалось на обычном праве, хотя мы мало о нём знаем. Судебная власть находилась в руках царей, герусии и эфоров. В апелле решались споры только о престолонаследии. К судебной компетенции царей относились следующие вопросы: наследство, выдача замуж девиц- наследниц, председательство в трибунале во время войны. К ведению герусии относились уголовные дела, совместно с эфорами и председательствующим царём суд другого царя, в чём- либо обвинённого. Уголовные дела, по которым обвиняемому грозила бы смертная казнь во избежание ошибок рассматривались несколько дней. К ведению эфоров относились также гражданские, особенно имущественные дела. Наказаниями служили: денежные штрафы, атимии 18 и смертная казнь. Атимия постигала в основном бежавших с поля боя трусов, сдавшихся в плен и была весьма тяжёлым наказанием. Смертная казнь состояла в задушении, которое совершалось ночью в особом помещении тюрьмы или в низвержении в пропасть, находившуюся близ города. Тюремное заключение не вменялось в наказание.

ФИНАНСЫ

Государственная казна, управляемая эфорами, была невелика. Источниками доходов были подати с периеков и налагавшиеся иногда чрезвычайные взносы; в военное время к ним прибавлялись добытые трофеи, а также субсидии иностранных государств (особенно Персии). Сказка о запрещении Ликургом употреблять деньги, без сомнения, вымышлена, так как в древнее время Греции была вообще бедна, а первую серебреную монету отчеканил аргосский царь Фидон. Но до |V в. в Спарте были в ходу железные деньги, представлявшие собой железные монеты, называемые «жертвенной лепёшкой». Такие деньги были плохо конвертируемы (1 к 1200 по отношению к серебру), отчего они не могли употребляться в больших количествах, что вело развитию меновой торговли. Но в городах периеков, занимавшихся торговлей, использовалось иностранное золото и серебро, хотя спартанские законы запрещали владение золотом и серебром частным лицам 19 , с падением древней дисциплины, в руках частных лиц сосредоточились весьма значительные богатства.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЛИКУРГА

Основными источниками по законодательству Ликурга и спартанскому государственному устройству в целом являются два специальных трактата, один - Ксенофонта "Лакедемонская полития", а другой - Плутарха «Сравнительные жизнеописания». К |Х- первой половине V|| в. до н.э. относится серия реформ, как аграрных, так и социально-политических. Легендарная личность Ликурга связана с рядом нововведений, имевших антиаристократичекую окраску и направленных на усиление господства общины спартиатов над массой порабощённого населения. Эти мероприятия в сочетании с реформами в военной области, составившие суть нового устройства Спарты, были как бы посланы свыше волею Дельфийского оракула. В отношении Ликургова авторства законов Спарты имеется несколько точек зрения, позволяющих проследить, как появлению конкретной личности в общественном устройстве предшествовал трансформированный миф о древнем лаконском божестве Ликурге. Отмечено существование ранее особого культа Ликурга, возникшего до появления каких-либо законодательных институтов, одновременно с этим признавалось, что спартанские обычаи глубоко связаны с первобытной социальной организацией и развились из недр человеческого сообщества независимо от какого-либо законотворчества. Сторонники другой теории утверждали, что древние дорийские законы, постепенно забытые и переставшие соблюдаться, были восстановлены приверженцами древнего уклада из среды самих спартиатов. Так или иначе, но гипотетический Ликург как авторитетный легендарный герой или божество полностью отвечал по своим качествам возложенной на него миссии реформатора спартанского общества. Хотя на вопрос, по какой причине народ законодателя из всех возможных богов и героев был выбран именно Ликург, однозначного ответа не имеется, но после второй Мессенской войны и возникшего вследствии войны кризиса гражданское общество Спарты консолидировалось наконец на основе когда-то существовавшей и уже почти забытой системы жестокого социального контроля. Это позволило спартанцам быстро справиться с деструктивными тенденциями внутри собственного общества и оказать сопротивление внешним противникам. В истории государства Спарты в своём максималистском варианте были представлены полисная демократия и коллективизм с авторитарным институтом эфората. Постепенно коллегия эфоров переросла во властную замкнутую прослойку, стоящую над всеми гражданами Спарты. Таким образом, Ликургом были созданы основные политические институты спартанского государства.

(ПЛУТАРХ. ЛИКУРГ, 5-6)

5. Лакедемоняне тосковали по Ликургу и неоднократно приглашали его вернуться.… Сами цари тоже с нетерпением ждали его возвращения, надеясь, что в его присутствии толпа будет относиться к ним более уважительно. В таком расположении духа находились спартанцы, когда Ликург приехал назад и тут же принялся изменять и преобразовывать все государственное устройство… Ликург решил привлечь к исполнению своего замысла лучших граждан и повел тайные переговоры сначала с друзьями… Из многочисленных нововведений Ликурга первым и самым главным был Совет старейшин (герусия). В соединении с …царской властью, обладая равным с нею правом голоса при решении важнейших дел, этот Совет стал залогом благополучия и благоразумия. Государство, которое носилось из стороны в сторону, склоняясь то к тирании, когда победу одерживали цари, то к полной демократии, когда верх брала толпа, положив посредине, точно балласт в трюме судна, власть старейшин, обрело равновесие, устойчивость и порядок: двадцать восемь старейшин (геронтов) теперь постоянно поддерживали царей, оказывая сопротивление демократии, но в то же время помогали народу хранить отечество от тирании. По-моему, Ликург поставил двадцать восемь старейшин скорее всего для того, чтобы вместе с двумя царями их было ровно тридцать. 6. Ликург придавал столько значения власти Совета, что привез из Дельф особое прорицание на этот счет, которое называют "ретрой". Оно гласит: "Воздвигнуть храм Зевса Силлания и Афины Силлании. Разделить на филы и обы. Учредить герусию из 30 членов с архагетами совокупно. От времени до времени созывать апеллу меж Бабикой и Кнакионом, и там предлагать и распускать, но господство и сила да принадлежит народу". Приказ "разделить" относится к народу, а филы и обы - названия частей и групп, на которые следовало его разделить. Под архагетами подразумеваются цари. Никому из обыкновенных граждан не дозволялось подавать свое суждение, и народ, сходясь, лишь утверждал или отклонял то, что предложат геронты и цари. Но впоследствии толпа разного рода изъятиями и прибавлениями стала искажать и уродовать утверждаемые решения, и тогда цари Полидор и Феопомп сделали к ретре такую приписку: "Если народ постановит неверно, геронтам и архагетам распустить", то есть решение принятым не считать, а уйти и распустить народ на том основании, что он извращает и переиначивает лучшее и наиболее полезное. Они даже убедили все государство в том, что таково повеление бога… Второе и самое смелое из преобразований Ликурга – передел земли. …Ликург…уговорил спартанцев объединить все земли, а затем поделить их заново и впредь хранить имущественное равенство… Он разделил Лаконию между периеками на 30 000 участков, спартанские земли на 9 000, по числу семей спартиатов. Каждый надел был таков, чтобы приносить по 70 медимнов 20 ячменя на одного мужчину и по 12 на женщину… …Одним из благ и преимуществ, которые доставил гражданам Ликург, было изобилие досуга. Заниматься ремеслом им было строго-настрого запрещено… Землю их воздействовали илоты, внося назначенную подать…

ВЫРОЖДЕНИЕ И УПАДОК СПАРТЫ

Мало-помалу распространив силою оружия свои владения и утвердив своё владычество в Пелопоннесе, Спарта в половине V в. стала во главе дорийских государств, основанного в целях внешней защиты. Значение её гегемонии было весьма велико во время Греко-персидских войн, когда на Спарту смотрели как на естественную защитницу и представительницу интересов всей Эллады, и она имела честь предводительства не только сухопутными, но и морскими силами. Но вскоре высокомерие и притеснения Спарты возбудили неудовольствие союзников, и гегемония на море перешла к Афинам. Спарта по-видимому легко допустив этот переход, тем не менее стала относиться с постоянной завистью к возрастанию афинского могущества. Через 50 лет после похода Ксеркса между Афинами и Спартою произошёл явный разрыв, и началась жестокая 27-летняя война за преобладание в Греции (Пелопоннесская война, 431-404). Она окончилась полным торжеством Спарты и разгромом Афин; однако это торжество было непродолжительным, и с этих именно пор Спарта начинает заметно клониться к падению. Жизнь спартиатов, лишённая древними установлениями всякого внутреннего движения, односторонне направленная на развитие лишь военных доблестей, естественным образом нашла себе цель в завоевательных стремлениях, которые слишком напрягали силы государства и в то же время вредно действовали на граждан, знакомя их с роскошной и привольной жизнью других греков. Вследствии побед Лисандра в Спарту проникло большое количество золота и серебра, которое возбудило к себе тем большую жадность, что до тех пор благородные металлы не были там в обращении. Жажда богатства овладела всеми; даже смертная казнь, которою государство грозило лицам, владеющим благородными металлами, не была страшна для корыстолюбцев; даже лучшие люди Спарты не в силах были устоять против соблазна и не стеснялись в средствах для своего обогащения, сами цари и геронты сделались подкупными. Теперь перестало казаться невероятным древнее предсказание оракула, гласившее, что корыстолюбие Спарты доведёт её до гибели. Весьма вредное влияние имели на спартиатов походы в чужие страны, которые знакомили их со свободой и прелестями заграничной жизни и открывали новый источник к удовлетворению эгоистических интересов. Государство по необходимости должно было назначать (кроме рыцарей) особых полководцев и навархов для отдалённых походов и отправлять граждан в качестве гармостов в подчинённые заграничные города, где даже бескорыстным людям нужна была бы особенная сила воли, чтобы удержаться от искушений, а тогдашние спартиаты прямо смотрели на эти должности как на средства к обогащению. В самом образе жизни спартиатов вследствии увеличения материального благосостояния должна была произойти перемена: являлись новые потребности, стремление к комфорту, и строгие предписания древней дисциплины становились тяжелы для людей, познакомившихся со свободой жизни в других странах. Во внутренней жизни самой Спарты вследствие неравноправности населения было много таких элементов, которые вредно влияли на крепость государственного строя. На илотов спартиаты всегда смотрели как на покорённых врагов, чуждых государственному организму, и не стеснялись в средствах для того, чтобы держать их постоянно в угнетённом положении. Но целый ряд тяжких войн и несчастий, которые имели вредное влияние на дух граждан и способствовали уменьшению их количества, ставил государство в тяжёлую необходимость и бояться илотов, как врагов, и привлекать их к участию в походах. Страх, возбуждаемый илотами, доводил до открытого преследования их посредством криптии 21 , которая с течением времени становилась всё более жестокой. С другой стороны, нужда в “пушечном мясе” для военных целей нередко заставляла спартиатов прибегать к освобождению илотов и создала новый класс людей (неодамодов), на которых вместе с периеками и возлагала, главным образом, Спарта все тяжести войны, приберегая своих граждан для небольших походов или для должностей в штабе царей и полководцев. Этими причинами объясняется убийственная ненависть подчинённых классов народа к господствующему племени, которая ярко показалась в заговоре Кинадона в начале |V века. 22 Сама спартанская аристократия вследствии замкнутости своей жизни и отсутствия всякого освежающего элемента мало-помалу выродилась в немногочисленную и стеснительную олигархию. Со времени персидских войн она была подвержена постоянному и правильному процессу вымирания, который можно проследить по нескольким довольно определённым цифрам. В древности в Спарте было 10 000 граждан 23 ; Ликург, по преданию, разделил спартанскую территорию на 9000 участков для граждан. Во время Ксерксова похода на Элладу в Спарте было более 8000 взрослых граждан 24 ; в сражении при Платеях участвовали 5000 спартиатов, но это были не все способные носить оружие 25 . В сражении при Мантинее в 418 г. стояли в строю 3584 спартиата, составляющие ⅞ поголовного ополчения 26 , так всех способных тогда носить оружие было до 4300 человек. Во времена Аристотеля, во 2-й половине |V в., уже едва можно было насчитать 1000 граждан, а через сто лет, при Агисе |V, их было не более 700 27 . Причинами такого быстрого уменьшения числа граждан были, с одной стороны, беспрерывные войны, во время которых иногда было истребляемо зараз значительное количество граждан, различные несчастия, с другой- сами условия жизни и особенно землевладения в Спарте. Вследствие установленной древним законоположением нераздельности и не отчуждаемости поземельных участков в каждом роде, вся земля переходила обыкновенно к старшим сыновьям семейств, которые таким образом одни оставались материально обеспеченными, тогда как младшие оставались безземельными и потому не могли исполнять законных обязанностей граждан и переходили в разряд неполноправных. Вместе с сокращением числа полноправных граждан, само собою, разумеется, уменьшилось число и поземельных собственников, земли сосредотачивались в руках немногих владельцев, и, таким образом, постепенно произошла замкнутая олигархия. Потеря Мессении, освобождённой Эпаминондом из-под власти Спарты в 370 г., нанесла непоправимый удар тем спартиатам, которые владели участками в это стране. Весьма вредное влияние в экономическом отношении имел также закон эфора Эпитадея (в 1-й половине |V в.), предоставлявший каждому спартиату право дарить свой дом и участок кому угодно при жизни и свободно распоряжаться ими по завещанию 28 . В силу этих причин неравенство в распределении поземельных владений между гражданами с течением времени сделалось так велико, что в половине ||| в. все земли скопились в руках 100 родов, тогда как все остальные граждане (числом около 600) составляли бедную безземельную массу, находившуюся в полной зависимости от богатой олигархии, сосредоточивший в своих руках всю власть. Эти обстоятельства объясняют нам, почему Спарта не могла уже оправиться от удара, нанесённого её могуществу Эпаминондом Фиванским. Древняя крепость государственного строя была подточена, ликурговские учреждения сделались лишь пустыми формами, которыми господствующий класс прикрывал свои эгоистические стремления. Вся власть сосредоточилась в руках эфоров и богатейших фамилий, тогда как цари, не имея никакой силы в государстве, предпочитали во главе наёмников служить за деньги иностранным интересам или утопать в роскоши при иностранных дворах. Под именем фидитий спартанские богачи устраивали теперь роскошные пиры, на которых соперничали в изнеженности с восточными сатрапами и удивляли иностранцев блеском и пышностью обстановки и изысканностью блюд. А рядом с ними в городе гнездилась чернь, лишённая средств к существованию и доступа к должностям, лениво и неохотно защищавшая его от внешних врагов и подстерегавшая удобную минуту для переворота и восстания 29 .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, относительно полно рассмотрев внутреннюю организацию спартанского государства на всём историческом пути его существования, невольно задаешься вопросом: чем можно объяснить особенности общественного и государственного строя Спарты? На мой взгляд, можно выделить следующие главные моменты:

    живя в окружении численно превосходящей, остро враждебной массы илотов, спартанцы вынуждены были превратить свой город в постоянно действующий лагерь. Власть в лагере должна была принадлежать немногим; той же опасностью было вызвано упорное стремление спартанской общины предотвратить возникновение имущественного неравенства (а значит, и несогласия); земледельческий характер общины и примитивность её внутреннего устройства препятствовали до известного времени появлению той социальной силы, которая могла бы взять на себя переустройство общества и государства на демократических началах и ускорить ликвидацию остатков первобытнообщинного строя (как это было в Афинах).
Таким образом, отличительные особенности спартанского государства, сыгравшего важную роль в развитии не только греческой, но и европейской цивилизации, вполне объяснимы объективными причинами.

ИСТОЧНИКИ

    Ксенофонт «Лакедемонская полития». Ксенофонт «Греческая история». Плутарх «Сравнительные жизнеописания». Плутарх «Древние обычаи Спарты». Аристотель «Политика». Геродот «История». Страбон . «География».

ЛИТЕРАТУРА

    Лурье С.Я. «История Греции».

    Печатнова Л.Г. «Формирование спартанского государства».

    Латышев В.В. «Очерк греческих древностей. Государственные и военные древности».

    Берве Г. «Тираны Греции».

    Пвневич К.В. «История Древней Греции».

    Васильевский В.Г. «Политическая реформа и социальное движение в древней Греции в период её упадка».

    www . centant . pu . ru

1 Ещё Плутарх начинает свою биографию Ликурга следующими словами: « О законодателе Ликурге решительно нельзя сказать вполне достоверного: об его происхождении, путешествиях, кончине, а в особенности о законодательной и политической его деятельности ходит различные сказания; менее же всего согласны показания о времени, в которое он жил». Обыкновенно время жизни Ликурга относят к |X в., именно к 884 или 828 гг.

2 спартиаты (греч.)

3 лакедемоняне (греч.)

4 Сиссития - общественно- политический институт в системе Спартанского государства, содержание которого состояло в осуществлении общественных трапез, организуемых за счёт установленных ежемесячных взносов спартиатов. В каждую сисситию входило около 15 человек, и она представляла собой военное подразделение, члены которого вместе питались и проводили большую часть времени. Участие в сисситии было обязательным.5 Василевский В.Г. «Политическая реформа и социальное движение в древней Спарте в период её упадка».

6 Плутарх «Сравн жизн.» Ликург, 6.

7 Ксенофонт «Лак пол» ХV, 3.

8 Там же, XV, 6.

9 Плутарх «Сравнительные жизнеописания», Агис, 19.

10 Ксенофонт «Лак пол» XV, 7.

11 Плутарх «Сравнительные жизнеописания» Клеомен, 10.

12 Геродот «История» том V| |, 3.

13 Аристотель «Полития» V, 9, 1.

14 Плутарх «Сравнительные жизнеописания» Клеомен, 9.

15 Аристотель «Полития» ||, 6, 14.

16 Геродот «История» V|, 57.

17 Аристотель «Полития» ||, 6, 22.

18 Атимия - (греч. «бесчестие») процедура лишения гражданских и политических прав.

19 Плутарх «Сравнительные жизнеописания» Лисандр, 17.

20 Медимн - мера сыпучих тел, около 52,5 л.

21 Криптии- карательные экспедиции против илотов, периодически проводившиеся государством.

22 См. Ксенофонт «Греческая история» | | | ,3 ,4 сл.

23 См. Аристотель «Политика» | |, 6, 12.

24 См. Геродот «История» V | |, 234

25 См. там же | X, 12

26 См. Фукидид «История» том V, 64

27 См. Плутарх «Сравнительные жизнеописания» Агис, 5.

28 См. Плутарх «Сравнительные жизнеописания» Агис, 5.

29 См. там же

Древняя Спарта была основным экономическим и военным соперником Афин. Город-государство и окружающая его территория были расположены на полуострове Пелопоннес, к юго-западу от Афин. В административном отношении, Спарта (также называемая Лакедемон) была столицей провинции Лакония.

Прилагательное «спартанские» в современный мир пришло от энергичных воинов, обладающих железным сердцем и стальной выдержкой. Жители Спарты славились не искусствами, наукой или архитектурой, а смелыми воинами, для которых понятие чести, мужества и силы были поставлены превыше всего. Афины того времени, с их прекрасными статуями и храмами, были оплотом поэзии, философии и политики, благодаря чему доминировали в интеллектуальной жизни Греции. Однако такое превосходство должно было когда-нибудь закончиться.

Воспитание детей в Спарте

Один из принципов, которыми руководствовались жители Спарты, заключался в том, что жизнь каждого человека, с момента рождения и до самой смерти, полностью принадлежит государству. Старейшины города были наделены правом решать судьбу новорожденных – здоровых и сильных оставляли в городе, а слабых или больных детей сбрасывали в ближайшую пропасть. Так спартанцы пытались обеспечить себе физическое превосходство перед врагами. Дети, прошедшие «естественный отбор», воспитывались в условиях суровой дисциплины. В возрасте 7 лет мальчиков забирали у родителей и воспитывали отдельно, в составе небольших групп. Самые сильные и смелые юноши в результате ставали капитанами. Мальчики спали в общих комнатах на жестких и неудобных кроватях из камыша. Питались молодые спартанцы простой едой – супом из свиной крови, мяса и уксуса, чечевицей и другой грубой пищей.

Однажды богатый гость, приехавший в Спарту из Сибариса, решился отведать «черной похлебки», после чего сказал, что теперь он понимает, почему спартанские воины так легко расстаются с жизнью. Часто мальчиков оставляли на несколько дней голодными, подстрекая тем самым к мелкому воровству на рынке. Делалось это не с умыслом сделать с юноши умелого вора, а только для развития смекалки и ловкости - если его ловили на краже, то жестоко наказывали. Ходят легенды об одном молодом спартанце, который украл на рынке молодую лису, и когда пришло время обеда, спрятал её под одеждой. Чтобы мальчика не уличили в воровстве, он терпел боль от того, что лиса прогрызла ему живот, и умер, не выдав ни единого звука. Со временем дисциплина только ужесточалась. Все взрослые мужчины, возрастом от 20 до 60 лет были обязаны служить в спартанской армии. Им было разрешено вступать в брак, но даже после этого спартанцы продолжали ночевать в бараках и питаться в общих столовых. Воинам не разрешалось владеть никаким имуществом, в особенности золотом и серебром. Их деньги имели вид железных прутьев разного размера. Сдержанность распространялась не только на быт, еду и одежду, но и на речь спартанцев. В разговоре они были весьма немногословными, ограничиваясь исключительно сжатыми и конкретными ответами. Такая манера общения в Древней Греции получила название «лаконичность» от имени местности, в которой была расположена Спарта.

Быт спартанцев

Вообще, как и в любой другой культуре, вопросы быта и питания проливают свет на интересные мелочи в жизни людей. Спартанцы, в отличие от жителей других греческих городов, не придавали особого значения еде. По их мнению, пища должна служить не для удовлетворения, а только для насыщения воина перед боем. Обедали спартанцы за общим столом, при этом продукты для обеда сдавали все в одинаковом количестве – так поддерживалась равенство всех граждан. Соседи по столу зорко следили друг за другом, и если кому-то не нравилась еда, его высмеивали и сравнивали с избалованными жителями Афин. Но когда наступало время сражения, спартанцы кардинально менялись: надевали лучшие наряды, и с песнями и музыкой шагали навстречу смерти. С самого рождения их учили воспринимать каждый свой день как последний, не бояться и не отступать. Смерть в сражении была желанной и приравнивалась к идеальному окончанию жизни настоящего мужчины. В Лаконии существовало 3 класса жителей. К первому, самому почитаемому, относились жители Спарты , имевшие военную подготовку и участвующие в политической жизни города. Второй класс – периеки , или жители окрестных мелких городов и селений. Они были свободными, хотя и не обладали никакими политическими правами. Занимаясь торговлей и ремесленничеством, периеки являлись своего рода «обслуживающим персоналом» для спартанской армии. Низший класс – илоты , были крепостными, и не сильно отличались от рабов. По причине того, что их браки не контролировались государством, илоты являлись наиболее многочисленной категорией жителей, и сдерживались от восстания только благодаря железной хватке своих хозяев.

Политическая жизнь Спарты

Одна из особенностей Спарты заключалась в том, что во главе государства стояли одновременно два царя. Они правили совместно, служили первосвященниками и военными лидерами. Каждый из царей контролировал деятельность другого, что обеспечивало открытость и справедливость решений власти. Королям подчинялся «кабинет министров», состоящий из пяти эфиров или наблюдателей, которые осуществляли общую опеку над законами и обычаями. Законодательная власть состояла из совета старейшин, который возглавлялся двумя царями. В совет выбирались самые уважаемые люди Спарты , преодолевшие 60-летний возрастной барьер. Армия Спарты , несмотря на сравнительно скромную численность, была отлично выучена и дисциплинирована. Каждый воин был наполнен решимостью к победе или смерти – возвращаться с проигрышем было недопустимо, и являлось несмываемым позором на всю жизнь. Жены и матери, отправляя своих мужей и сыновей на войну, торжественно вручали им щит со словами: «Вернись со щитом или на нем». Со временем, воинственно настроенные спартанцы захватили большую часть Пелопоннеса, значительно расширив границы владений. Столкновение с Афинами было неизбежным. Соперничество достигло апогея при Пелопоннесской войне, и привело к падению Афин. Но тирания спартанцев вызвала ненависть жителей и массовые восстания, что привело к постепенной либерализации власти. Количество специально обученных воинов уменьшилось, что позволило жителям Фив, примерно после 30 лет спартанского гнета, свергнуть власть захватчиков.

История Спарты интересна не только с точки зрения военных достижений, но и факторов политического и жизненного устройства. Смелость, самоотверженность и стремление к победе спартанских воинов – вот те качества, благодаря которым удавалось не только сдерживать постоянные нападения врагов, но и расширять границы влияния. Воины этого небольшого государства с легкостью побеждали многотысячные армии и были явной угрозой для неприятелей. Спарта и её жители, воспитанные на принципах сдержанности и верховенства силы, была антиподом образованных и изнеженных богатой жизнью Афин, что в конце привело к столкновению этих двух цивилизаций.

    Марафон.От мифов к реальности

    Как и во всей истории Древнего мира, в фактах, касающихся легенды о Марафоне, разобраться непросто. Геродот упоминает о битве, когда греки и их отважные союзники платейцы разгромили превосходящие силы персов. В греческом войске был бегун Филиппид (или Фидиппид), который пробежал от Афин до Спарты, чтобы привести на помощь спартанцев. Считается, что путь приблизительно в 245 километров он проделал за 48 часов. Современный «Спартатлон» зафиксировал для того же расстояния рекордное время пробега в 20 часов 25 минут, которого достиг греческий бегун Янис Курос в 1984 году.

    Аренда автомобиля в Греции

    Тот, кто едет в страну олив, строит далеко идущие планы. По Греции очень удобно путешествовать на автомобиле. Особенно это касается ее материковой части, но и по крупным островам допустимо передвигаться на машине, если спланировать свою поездку, соответственно расписаниям паромов.

    Озеро Вулягмени

    Среди типично красивого греческого ландшафта, в 21-м километре от Афин расположилось озеро Вульягмени. От моря его отделяет всего лишь 100 метров. Удивительно, но ученые не находят упоминаний об этом озере в античные времена. Возможно, древние летописцы попросту игнорировали его, а возможно оно в те времена еще не существовало. Первые упоминания об озере мы находим у хронографов Османской империи.

    Семья в понимании греков

    Иоаннис Каподистрия.

    Среди многих славных и выдающихся эллинов отдельно возвышается фигура Иоанниса Каподистрии. Этот человек не просто известная персона, он – умнейший политик и дипломат, который своими трудами положил основание греческой государственности.

Спартанская община, возникшая в результате слияния родовых общин Лаконии (синойкизма) в IX в. до н.э., в результате войн, грабежей, раздоров, самоуправства оказалась на грани развала. К расцвету Спартанского государства привели законы легендарного Ликурга, благодаря которым Спарта существовала до II в. до н.э.

Ликург был одним из царей Спарты. Он был преемником скоропостижно скончавшегося брата. Узнав, что жена брата беременна, в случае рождения мальчика, обещал последнему престол. После рождения наследника, Ликург, являясь опекуном, выполнял все функции царя и заслужил любовь и уважение народа за свою мудрость и справедливость. Но враги оклеветали Ликурга, говоря о том, что он хочет смерти опекаемого, после чего Ликург покинул родину. Спартанцы не раз просили его вернуться. Заручившись мнением пифии - жрицы Дельфийского оракула (святилища) о том, что его законы будут лучше законов других государств, Ликург возвратился на родину. Слабохарактерный племянник - царь Харилай - как и другие граждане приняли его законы.

Тагунов Д.Е. отмечает, что реформы Ликурга - это целый комплекс преобразований социально-экономического и правового характера, оформленный ретрой - договором о "наилучшем государственном устройстве". Антиаристократическая направленность Ликурговой ретры очевидна. После реформ знать формально исчезла, как бы растворилась в массе демоса. За короткий срок Ликург навёл образцовый порядок, избавил народ от смут и неурядиц; легенды приписывают ему создание таких устоев спартанского общества, которые поражали своей стабильностью.

По словам Печатновой Л.Г., Большая Ретра Ликурга - это знак начавшейся консолидации гражданского коллектива, в котором не аристократия была низведена до народа, а наоборот, весь спартанский народ превратился в правящее сословие. Недаром спартанцы очень рано стали именовать себя гомеями, т.е. равными. Но их равенство было очень своеобразно - это было равенство внутри слоя господ.

По мнению Ильинского Н.И., окончательно "Ликургов строй" сложился в Спарте к концу VII в. до н.э. Ретра о социальном и политическом устройстве государства решала две основные задачи - путём сдерживания имущественной дифференциации обеспечить единство спартанцев и их совместное господство над завоёванным населением. Порядок и единство укрепили Спарту.

Следует отметить, что, конечно, сложившийся государственный строй Спартанского государства не был создан одномоментно, благодаря таланту одного законодателя. Система оттачивалась постепенно, в прежнее Ликургово законодательство вносились поправки. Но всё же именно законы Ликурга являются началом сознательного преобразования всего общества и государства.

Когда законы Ликурга вошли в жизнь, он сообщил народу, что должен сделать очень главное преобразование, но для этого должен посетить Дельфийский оракул. Зарекшись клятвою, что спартанцы ничего не изменят в его законодательстве до его возвращения, он отправился путь. Услышав, от оракула, что Спарта будет процветать, если будет жить по его законам. Он решил умереть, не возвращаясь в Спарту, чтобы спартанцы не узнали о его смерти и не отказались от клятвы.

По словам Ботвинника М.Н., надежды не обманули Ликурга. Пока Спарта придерживалась его законов, в течение нескольких столетий, она оставалась одним из самых сильных государств Греции. Только в конце V в. до н.э., когда в Спарту вместе с золотом и серебром проникли корысть и имущественное неравенство, законам Ликурга был нанесён смертельный удар.

По словам Плутарха, Ликург превосходит славою всех греков, которые когда-либо выступали на государственном поприще. Вот почему Аристотель и утверждает, что Ликург не получил в Лакедемоне всего, что причитается ему по праву, хотя почести, оказываемые спартанцами своему законодателю, чрезвычайно велики: ему воздвигнут храм и ежегодно приносятся жертвы, как богу. Рассказывают, что, когда останки Ликурга были перенесены на родину, в гробницу ударила молния. Впоследствии это не выпадало на долю никому из знаменитых людей, кроме Эврипида, умершего и погребенного в Македонии близ Аретусы. С ним одним случилось после смерти то же, что некогда - с самым чистым и самым любезным богам человеком, и в глазах страстных поклонников Эврипида - это великое знамение, служащее оправданием их пылкой приверженности.

Рассмотрев личность законодателя Ликурга и значимость его реформ, автор курсовой работы далее рассмотрит сущность государственного устройства Спартанского полиса, которое сложилось после проведённых Ликургом реформ.

По мнению Стадуба И.Д., государственный строй рабовладельческой Спарты сформировался в результате преобразования военной демократии в республику, которая со временем приобрела аристократический характер. От первобытнообщинной эпохи здесь уцелели народное собрание (апелла), совет старейшин (герусия) и два царя - архагета.

Верховным органом власти в Спарте была апелла, в которую входили все полноправные спартиаты, достигшие 30-летного возраста и не потерявшие земельный надел. Полноправных же спартиатов вместе с их семьями было не более 10% от всего населения. Члены народного собрания не вносили никаких предложений, а только выступали за или против предложений царей или герусии - совета старейшин. При решении особо важных вопросов расступались в разные стороны и на глаз определялось большинство, в других случаях выражали свое мнениями криком.

Площадь, на которой происходили собрания, была без украшений, не было даже никакой защиты от солнца и ветра, на ней негде было присесть. Это было связано со страхом того, чтобы убранство не сделало ораторов многоречивыми. Плутарх объясняет это тем, что, по мнению Ликурга, ничто подобное не способствует здравости суждений, напротив - причиняет один только вред, занимая ум собравшихся пустяками и вздором, рассеивая их внимание, ибо они, вместо того чтобы заниматься делом, разглядывают статуи, картины или потолок Совета, чересчур пышно изукрашенный.

Апелла решала такие вопросы как выбор руководителя военного похода, избрание должностного лица. Но решения не обсуждались - они либо принимались, либо отвергались.

О царской власти историки уточняют следующее: "община спартиатов возглавлялась двумя царями, принадлежавшим к двум правящим в Спарте династиям - Эврипонтидов и Агиадов. Цари предводительствовали военным ополчением, играли видную роль в культе, но власть их была ограничена герусией, в которую, наряду с царями, входили ещё 28 избираемых пожизненно народным собранием наиболее влиятельных спартиатов, достигших 60-летнего возраста".

Ограниченность царской власти герусией подтверждает и Деревенский Б.Г.: в Спарте правили два царя, каждый из которых передавал свою власть по наследству. Однако реальная власть принадлежала совету старейшин, избираемому из числа знатных спартанцев возрастом не моложе шестидесяти лет. Этот совет решал все государственные дела, в то время как цари командовали войском. Кроме этого цари или архагеты осуществляли судебную власть, были верховными жрецами.

Цари не должны были иметь физических недостатков. Каждые девять лет они проходили религиозное испытание, пройдя которое царствовали следующее девятилетие. Главным делом царей, по словам Ильинского Н.И., было не доказывать свою родовитость и право на трон, а умело командовать войском и мужественно сражаться в бою.

Марк Наумович о царях сообщает следующее: "одновременно с Харилаем, происходившим из рода Еврипонтидов, в Спарте правил Архелай из рода Агиадов. Оба царя ненавидели друг друга: каждый стремился к единоличной неограниченной власти, которую в Греции называли деспотией. Эта вражда ослабляла государственный строй.

По словам Плутарха, из многочисленных нововведений Ликурга первым и самым главным был Совет старейшин. В соединении с горячечной и воспаленной, по слову Платона, царской властью, обладая равным с нею правом голоса при решении важнейших дел, этот Совет стал залогом благополучия и благоразумия. Государство, которое носилось из стороны в сторону, склоняясь то к тирании, когда победу одерживали цари, то к полной демократии, когда верх брала толпа, положив посредине, точно балласт в трюме судна, власть старейшин, обрело равновесие, устойчивость и порядок: двадцать восемь старейшин теперь постоянно поддерживали царей, оказывая сопротивление демократии, но в то же время помогали народу хранить отечество от тирании.

Если цари были моложе 30 лет, в герусии их представляли опекуны из числа царских родственников. После смерти геронта, свою кандидатуру предлагали члены апеллы, достигшие шестидесяти лет. Комиссия по выбору геронта находилась в закрытом помещении, а в это время апелла криком выражала мнение по проходившим мимо помещения кандидатам. За кого кричали громче всего, того и выбирали геронтом.

По словам Ботвинника М.Н., для того чтобы цари, геронты и народ не спорили между собой из-за власти, Ликург составил соглашение между ними - закон о разделении власти. "Пусть, - говорилось в законе, - народ будет разделен и по месту жительства и на племена, пусть в герусию входит вместе с царями 30 человек, а народ время от времени собирается у реки Еврота на собрания. Там пусть народу предлагают решения, которые он может принять или отклонить. У народа пусть будет высшая власть и сила". Однако в спартанской общине происходило расслоение. Так в добавлении к "большой ретре" говорится о том, что в случае принятия неверного решения апеллой, цари и герусия распускают народное собрание и отменяют решение.

Это подтверждает и Крушкол Ю.С.: "заседание только тогда считалось открытым, когда присутствовал кто-нибудь из старейшин. Если же старейшины были не согласны с созывом собрания, они вообще могли не явиться и собрание не открывалось. Спартанское народное собрание на самом деле не имело реальной силы и не решало основных государственных вопросов. Оно иногда собиралось просто по обычаю.

Такой орган управления как эфоры, избираемые народным собранием, появился немного позже. Всего их было пять, и они обладали огромной властью: могли отменять решение царей, занимались финансами и внешнеполитическими отношениями, осуществляли надзор за поведением спартанцев, они вели судебные дела гражданского характера По мнению Ильинского Н.И., эфоры в Спарте появились в результате острых конфликтов между родоплеменными вождями и родовой аристократией. Последняя, получавшая большую долю военной добычи и возможность угнетать свободных общинников, стремилась ограничить пожизненную власть вождей властью избираемых на определённый срок представителей аристократии. Так появились эфоры, которые избирались из "достойных"

Эфоры, как орган контроля над герусией и царями, являлся либо представительством пяти деревень - ком, из которых состоял город Спарта, либо представительством пяти об, на которые делился спартанский полис

Слово "эфор" означает "надзиратель", "наблюдатель". Вначале функции эфоров заключались в следующем: они наблюдали за звёздами с целью узнать, угодны ли правящие цари. Если в это время падала звезда, это означало, что одного царя нужно сместить.

Пикус Н.Н. пишет о том, что эфоры избирались из числа всех спартиатов сроком на один год и обладали высшей контрольной властью, имели право привлекать к ответственности и судить всех спартиатов, в том числе геронтов и царей. Они наблюдали за неукоснительным соблюдением правил спартанского образа жизни, руководили внутренней и внешней политикой и террористическими мероприятиями против илотов.

В своей деятельности эфоры отчитывались только перед своими преемниками. Поэтому отсутствие контроля и юридическая безнаказанность приводили к злоупотреблению властью. Эфоры могли вызвать царя для разговора, и если последний не являлся, его приводили силой

Несмотря на то, что судебные функции выполнял каждый из государственных органов, Стадуб И.Д. чётко определяет компетенцию каждого: уголовные дела, особенно о государственных преступлениях, рассматривала герусия, гражданские споры - эфоры, а споры о пользовании дорогами - архагеты. Илотов наказывали без суда и предварительного следствия. Доказательствами служили клятвы, показания свидетелей, ордалий (суд божий) и поимка с поличным. Наказания назначались по усмотрению судей. Широко были распространены штрафы, изгнание, лишение прав (атимия) и смертная казнь, которая применялась в форме сбрасывания со скалы, удушения.

По мнению Крушкол Ю.С., спартанский строй был самым реакционным среди древнегреческих государств. И сама Спарта, которая имела гегемонию в Пелопоннесском союзе, всегда поддерживала вместе с этим союзом все антидемократические действия и течения, возникшие в древней Греции.

Таким образом, своего могущество Спартанское государство достигло благодаря реформам Ликурга. Законодательство Ликурга основывается на двух основных принципах: во-первых, путём сдерживания имущественной дифференциации обеспечить единство спартанцев; во-вторых, совместное господство спартанцев над завоёванным населением. Государственный строй Спарты - аристократическая республика, государственными органами власти в которой являлись Народное собрание, Совет старейшин, цари и эфоры.

Народное собрание принимало или отменяло решения, выдвинутые герусией. Оно носило формальный характер, так как Совет старейшин мог отклонять их решение. Герусия решала все государственные дела, рассматривала уголовные дела, особенно о государственных преступлениях. Цари командовали войском, руководили религиозным культом, выполняли судебную функцию. Эфоры руководили внутренней и внешней политикой, решали гражданские споры.

Ключевые слова конспекта: Спарта, полис, спартанцы, Ликург, народное собрание,

Древнее государство в Греции в области Лакония на юге полуострова Пелопоннес, в долине Эврота. Древняя Спарта - образец аристократического государства, которое в целях подавления подневольного населения (илотов) искусственно сдерживало развитие частной собственности и безуспешно пыталось сохранить равенство среди самих спартиатов. В основе возникновения государства в Спарте, относимого обычно к VIII-VII вв. до н. э., лежали общие закономерности разложения первобытнообщинного строя.

Основным занятием мужчин-спартанцев было военное дело. Им запрещалось заниматься другим делом. Общество делилось на:

  • спартанцев - обладали всеми правами;
  • периэки - коренное население Лаконики, сохранили личную свободу, но не принимали участие в управлении государством;
  • илотов - местные жители Древней Спарты, покоренные спартанцами и ставшие государственными рабами, прикрепленные к участкам земли.

Систему госуправления в Спарте создал законодатель Ликург . Основным органом управления стало Народное собрание (апелла), куда входили только мужчины-спартанцы. Собрание объявляло войну, заключало мир, выбирало:

  • Совет старейшин (герусия), в который избирались пожизненно спартанцы старше 60 лет, им принадлежала фактическая власть;
  • двух царей, которые осуществляли руководство вооруженными силами, являлись верховными жрецами и выполняли некоторые судебные функции;
  • пять эфоров, сроком на один год, наблюдавших за соблюдением законов.

Организация политической власти у спартиатов была типичной для периода распада первобытнообщинного строя: два родоплеменных вождя (возможно, как результат объединения ахейских и дорийских племен), совет старейшин, народное собрание. В VI в. до н. э. сложился так называемый «ликургов строй » (установление илотии, укрепление влияния общины Спарты путем уравнивания их в экономическом отношении и политических правах и превращения этой общины в военный лагерь). Во главе государства стояли два архагета, которые выбирались каждые восемь лет путем гадания по звездам. Им подчинялось войско, и они имели право на большую часть военной добычи, обладали правом жизни и смерти в походах.

Пример Спарты в этом отношении наиболее показателен, поскольку именно здесь выступают с наибольшей отчетливостью основные признаки, унаследованные полисом от его исторической предшественницы. И, вместе с тем, особенно заметны существующие между ними принципиальные различия. в Спарте сложилась особая форма рабовладельческого хозяйства, при которой непосредственное вмешательство рабовладельца в производственный процесс стало чем-то совершенно необязательным или даже вообще исключалось.

Не исключено также, что у спартанцев сохранялись даже какие-то элементы общинной организации. Особая форма рабовладельческого хозяйства, сложившаяся в Спарте, предполагает в качестве естественного и необходимого дополнения особый тип организации. Или, другими словами, особый тип полисного строя. Особенность спартанской формы полиса заключается в том, что лежащий в самой природе античной собственности принцип коллективизма получил здесь яркое выражение. Воплотился в самом жизненном укладе спартиатов, пронизанном идеей равенства.

Это конспект по теме «Спарта — исторический полис Древней Греции» . Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту:

На юго-востоке самого крупного греческого полуострова - Пелопоннеса - некогда располагалась могущественная Спарта. Это государство находилось в области Лакония, в живописной долине реки Эврот. Его официальное название, которое чаще всего упоминалось в международных договорах, - Лакедемон. Именно от этого государства пошли такие понятия, как «спартанец» и «спартанский». Все слышали также и о жестоком обычае, сложившемся в этом древнем полисе: убивать слабых новорожденных, чтобы поддерживать генофонд своей нации.

История возникновения

Официально Спарту, которая называлась Лакедемоном (от этого слова произошло также название нома - Лакония), возникла в одиннадцатом веке до нашей эры. Спустя некоторое время вся местность, на которой располагался этот город-государство, была захвачена дорийскими племенами. Те же, ассимилировавшись с местными ахейцами, стали спартакиатами в известном сегодня смысле, а прежние жители были превращены в рабов, именуемых илотами.

Самое дорическое из всех государств, которые когда-то знала Древняя Греция, Спарта, находилось на западном берегу Эврота, на месте современного одноименного города. Ее название можно перевести как «разбросанная». Она состояла из поместий и усадеб, которые были разбросаны по Лаконии. А центром являлся невысокий холм, который позднее стал именоваться акрополем. Первоначально Спарта не имела стен и оставалась верна этому принципу вплоть до второго века до нашей эры.

Государственный строй Спарты

В его основе был принцип единства всех полноправных граждан полиса. Для этого государство и право Спарты строго регламентировало жизнь и быт своих подданных, сдерживая их имущественное расслоение. Основы подобного общественного строя были заложены договором легендарного Ликурга. Согласно ему, обязанностями спартанцев были только занятия спортом или военным искусством, а ремесла, земледелие и торговля были делом илотов и периэков.

В результате строй, установленный Ликургом, трансформировал спартиатскую военную демократию в олигархическо-рабовладельческую республику, которая при этом еще сохранила некоторые признаки родоплеменного строя. Здесь не разрешалась на землю, которая была разделена на равные участки, считающиеся собственностью общины и не подлежащие продаже. Рабы-илоты также, как предполагают историки, принадлежали государству, а не богатым гражданам.

Спарта - это одно из немногих государств, во главе которого одновременно находилось сразу два царя, которые именовались архагетами. Их власть передавалась по наследству. Полномочия, которыми обладал каждый царь Спарты, сводились не только к военной власти, но и к организации жертвоприношений, а также к участию в совете старейшин.

Последний назывался герусией и состоял из двух архагетов и двадцати восьми геронтов. Старейшин избирали народным собранием пожизненно только из спартанской знати, достигшей шестидесяти лет. Герусия в Спарте исполняла функции некоего правительственного органа. Она подготавливала вопросы, которые необходимо было обсуждать на народных собраниях, а также руководила внешней политикой. Кроме того, совет старейшин рассматривал уголовные дела, а также государственные преступления, направленные, в том числе, и против архагетов.

Суд

Судопроизводство и право древней Спарты регулировала коллегия эфоров. Впервые этот орган появился в восьмом веке до нашей эры. Он состоял из пяти самых достойных граждан государства, которых народным собранием избирали всего на один год. Поначалу полномочия эфоров были ограничены только судопроизводством имущественных споров. Но уже в шестом веке до нашей эры их власть и полномочия растут. Постепенно они начинают вытеснять герусию. Эфорам было дано право созывать народное собрание и герусии, регулировать внешнюю политику, осуществлять внутреннее управление Спартой и ее судопроизводством. Этот орган был настолько важен в общественном строе государства, что в его полномочия входило контролирование должностных лиц, в том числе и архагета.

Народное собрание

Спарта — это образец аристократического государства. В целях подавления подневольного населения, представителей которого именовали илотами, искусственно сдерживалось развитие частной собственности, чтобы сохранялось равенство среди самих спартиатов.

Апеллу, или народное собрание, в Спарте отличала пассивность. Право участвовать в этом органе имели только полноправные граждане мужского пола, достигшие тридцатилетнего возраста. Вначале народное собрание созывал архагет, но впоследствии и руководство им тоже перешло к коллегии эфоров. Апелла не могла обсуждать выдвигаемые вопросы, она лишь отвергала или принимала предложенное ею решение. Голосовали члены народного собрания весьма примитивно: выкрикиванием или разделением участников по разным сторонам, после чего на глаз и определялось большинство.

Население

Жители лакедемонского государства всегда было классово неравноправными. Такую ситуацию создавал общественный строй Спарты, который предусматривал три сословия: элиту, периэков — вольных жителей из близлежащих городов, не имеющих права голоса, а также государственных рабов - илотов.

Спартанцы, которые находились в привилегированных условиях, занимались исключительно войной. Они были далеки от торговли, ремесел и сельского хозяйства, все это было как право отдано на откуп периэкам. В то же время имения элитных спартанцев обрабатывали илоты, которых последние арендовали у государства. Во времена расцвета государства знати было в пять раз меньше, чем периэков, и в десять - илотов.

Все периоды существования этого одного из самых древних государств можно разделить на доисторическую, античную, классическую, римскую и Каждая из них оставила свой отпечаток не только в формировании древнего государства Спарта. Греция очень много позаимствовала из этой истории в процессе своего становления.

Доисторическая эпоха

На лаконских землях первоначально жили лелеги, но после захвата Пелопоннеса дорийцами эта область, которая всегда считалась самой неплодородной и вообще незначительной, в результате обмана досталась двум несовершеннолетним сыновьям легендарного царя Аристодема - Еврисфену и Проклу.

Вскоре главным городом Лакедемона стала Спарта, строй которой долгое время ничем не выделялся среди остальных дорических государств. Она вела постоянные внешние войны с соседними аргосскими или аркадскими городами. Самый значимый подъем приходится на время правления Ликурга - древнеспартанского законодателя, которому древние историки в один голос приписывают политическое устройство, впоследствии господствовавшее в Спарте в течение нескольких столетий.

Античная эпоха

После победы в войнах, длящихся с 743 до 723 и с 685 до 668 гг. до нашей эры, Спарта смогла окончательно победить и захватить Мессению. В результате ее древние жители были лишены своих земель и превращены в илотов. Спустя шесть лет Спарта ценой невероятных усилий победила и аркадян, и в 660 году до н. э. принудила Тегею признать ее гегемонию. Согласно договору, хранящемуся на поставленной поблизости с Алфеей колонне, она заставила ее заключить военный союз. Именно с этого времени Спарта в глазах народов стала считаться первым государством Греции.

История Спарты на этом этапе сводится к тому, что ее жители начали предпринимать попытки свергнуть тиранов, появляющихся с седьмого тысячелетия до н. э. практически во всех греческих государствах. Именно спартанцы помогли изгнать Кипселидов из Коринфа, Писистратов из Афин, они способствовали освобождению Сикиона и Фокиды, а также нескольких островов в Эгейском море, тем самым приобретя в разных государствах благодарных сторонников.

История Спарты в классическую эпоху

Заключив союз с Тегеей и Элидой, спартанцы стали привлекать на свою сторону и остальные города Лаконии и соседних областей. В результате образовался Пелопоннесский союз, гегемонию в котором взяла на себя Спарта. Это были для нее прекрасные времена: она осуществляла руководство на войнах, являлась центром собраний и всех совещаний Союза, не посягая при этом на независимость отдельных государств, сохранявших автономию.

Спарта никогда не пыталась распространять собственную власть на Пелопоннес, однако угроза опасности подтолкнула все остальные государства, за исключением Аргоса, во время греко-персидских войн перейти под ее покровительство. Устранив непосредственно опасность, спартанцы, осознавая, что не в силах вести войну с персами далеко от собственных рубежей, не стали возражать, когда Афины взяли на себя дальнейшее руководящее первенство на войне, ограничившись лишь полуостровом.

С этого времени начали проявляться признаки соперничества между этими двумя государствами, впоследствии вылившееся в Первую закончившуюся Тридцатилетним миром. Боевые действия не только сломили могущество Афин и установили гегемонию Спарты, но и привели к постепенному нарушению ее устоев - законодательства Ликурга.

В результате в 397 году до нашего летоисчисления случилось восстание Кинадона, которое, правда, не увенчалось успехом. Однако после определенных неудач, особенно поражения в сражении при Книде в 394-м до н. э, Спарта уступила Малую Азию, но зато стала судьей и посредником в греческих делах, таким образом мотивируя свою политику свободой всех государств, и смогла обеспечить за собой первенство в союзе с Персией. И только Фивы не подчинились поставленным условиям, тем самым лишив Спарту преимуществ столь позорного для нее мира.

Эллинистическая и римская эпоха

Начиная с этих лет, государство стало достаточно быстро приходить в упадок. Обедненная и обремененная долгами своих граждан, Спарта, строй которой был основан на законодательстве Ликурга, превратилась в пустую форму правления. Был заключен союз с фокеянами. И хотя спартанцы и послали им помощь, однако не предоставили настоящей поддержки. В отсутствие царем Агисом с помощью полученных от Дария денег была предпринята попытка избавиться от македонского ига. Но он, потерпев неудачу в боях при Мегаполисе, был убит. Постепенно стал исчезать и ставший нарицательным дух, которым так славилась Спарта.

Расцвет империи

Спарта - это государство, которое на протяжении трех столетий было предметом зависти всей Древней Греции. В период между восьмым и пятым веками до нашей эры оно было скоплением сотен городов, часто воюющих друг с другом. Одной из ключевых фигур для становления Спарты как мощного и сильного государства стал Ликург. До его появления она мало чем отличалась от остальных древнегреческих полисов-государств. Но с приходом Ликурга ситуация поменялась, а приоритеты в развитии были даны военному искусству. С этого момента Лакедемон и стал преображаться. И именно на этот период приходится его расцвет.

Начиная с восьмого века до н. э. Спарта стала вести захватнические войны, покоряя один за другим своих соседей на Пелопоннесе. После череды удачных военных операций Спарта перешла к установлению дипломатических связей с самыми сильными своими противниками. Заключив несколько договоров, Лакедемон встал во главе союза Пелопонесских государств, считавшегося одним из могущественных образований Древней Греции. Создание Спартой этого альянса должно было послужить для отражения персидского вторжения.

Государство Спарта было загадкой для историков. Греки не только восхищались его гражданами, но побаивались их. Один вид бронзовых щитов и алых плащей, которые носили воины Спарты, обращал противников в бегство, вынуждая их капитулировать.

Не только врагам, но и самим грекам не очень нравилось, когда армия, даже небольшая, располагалась рядом с ними. Объяснялось все очень просто: воины Спарты имели репутацию непобедимых. Вид их фаланг приводил в состояние паники даже видавших виды. И хотя в сражениях в те времена участвовало только небольшое количество бойцов, тем не менее, они никогда не длились долго.

Начало спада империи

Но в начале пятого века до н. э. массивное вторжение, предпринятое с Востока, послужило началом упадка могущества Спарты. Огромная персидская империя, всегда мечтавшая о расширении своих территорий, направила в Грецию многочисленную армию. Двести тысяч человек встали у границ Эллады. Но греки, во главе которых стояли спартанцы, приняли вызов.

Царь Леонид

Будучи сыном Анаксандрида, этот царь относился к династии Агиадов. После смерти своих старших братьев, Дориэя и Клемена Первого, правление принял на себя именно Леонид. Спарта в 480 годы до нашего летоисчисления находилась в состоянии войны с Персией. И имя Леонида связывают с бессмертным подвигом спартанцев, когда в Фермопильском ущелье произошло сражение, оставшееся в истории на века.

Произошло это в 480 году до н. э., когда полчища персидского царя Ксеркса пытались захватить узкий проход, соединяющий Среднюю Грецию с Фессалией. Во главе войск, в том числе и союзных, стоял царь Леонид. Спарта в то время занимала первенствующую позицию среди дружественных государств. Но Ксеркс, воспользовавшись предательством недовольных, обошел Фермопильское ущелье и зашел в тыл греков.

Узнав об этом, Леонид, который сражался наравне со своими воинами, распустил союзнические отряды, отправив их по домам. А сам с горсткой воинов, численность которых составляла всего триста человек, встал на пути двадцатитысячной персидской армии. Фермопильское ущелье являлось стратегическим для греков. В случае поражения они были бы отрезаны от Средней Греции, и их участь была бы предрешена.

В течение четырех дней персы так и не смогли сломить несравнимо меньшие силы противника. Герои Спарты сражались как львы. Но силы были неравны.

Бесстрашные воины Спарты погибли все до одного. Вместе с ними до конца сражался и их царь Леонид, который не захотел бросить боевых товарищей.

Имя Леонида навсегда вошло в историю. Летописцы, в том числе и Геродот, писали: «Многие цари умерли и уже давно забыты. Но Леонида знают и чтят все. Его имя всегда будет помнить Спарта, Греция. И не потому, что он был царем, а потому, что он до конца исполнил свой долг перед родиной и погиб как герой. Об этом эпизоде в жизни героических эллинов сняты фильмы, написаны книги.

Подвиг спартанцев

Персидский царь Ксеркс, которого не покидала мечта захватить Элладу, вторгся в Грецию в 480-м году до Рождества Христова. В это время эллины проводили Олимпийские игры. Спартанцы же готовились праздновать Карнеи.

Оба эти праздника обязывали греков соблюдать священное перемирие. Именно это и было одной из основных причин того, почему в Фермопильском ущелье персам противостоял лишь небольшой отряд.

Навстречу многотысячной армии Ксеркса направился отряд в триста спартанцев во главе с царем Леонидом. Воины отбирались по принципу наличия у них детей. По пути к ополченцам Леонида присоединилось по тысяче человек тегейцев, аркадцев и мантинейцев, а также сто двадцать - из Орхомен. Из Коринфа было направлено четыреста воинов, из Флиунта и Микен - триста.

Когда это немногочисленное войско подошло к Фермопильскому проходу и увидело количество персов, многие воины испугались и стали вести разговоры об отступлении. Часть союзников предлагала отойти на полуостров, чтобы охранять Истм. Однако другие пришли в негодование от подобного решения. Леонид, приказал войску оставаться на месте, послал во все города вестников с просьбой о подмоге, поскольку у них было слишком мало воинов, чтобы успешно отразить нападение персов.

Целых четыре дня царь Ксеркс, надеясь, что греки обратятся в бегство, не начинал боевых действий. Но увидев, что этого не происходит, он послал против них кассиев и мидян с приказом взять Леонида живым и привести к нему. Те стремительно набросились на эллинов. Каждый натиск мидян заканчивался огромными потерями, но на место павших приходили другие. Именно тогда и спартанцам, и персам стало ясно, что людей у Ксеркса много, но воинов среди них мало. Бой длился целый день.

Получив решительный отпор, мидяне вынужденно отступили. Но на смену им пришли персы, которыми руководил Гидарн. Ксеркс называл их «бессмертным» отрядом и надеялся, что они легко покончат со спартанцами. Но в рукопашной борьбе и им не удалось, так же, как и мидянам, добиться большого успеха.

Персам приходилось драться в тесноте, причем с более короткими копьями, тогда как у эллинов они были длиннее, что в данном поединке давало определенное преимущество.

Ночью спартанцы снова напали на персидский лагерь. Им удалось перебить множество врагов, но их главной целью было поражение в общей суматохе самого Ксеркса. И только когда рассвело, персы увидели немногочисленность отряда царя Леонида. Они забросали спартанцев копьями и добили стрелами.

Дорога к Средней Греции для персов была открыта. Ксеркс лично осматривал поле битвы. Найдя погибшего спартанского царя, он приказал тому отрубить голову и посадить ее на кол.

Существует легенда о том, что царь Леонид, отправляясь в Фермопилы, отчетливо понимал, что погибнет, поэтому на вопрос жены во время прощания о том, какие будут распоряжения, он наказал найти себе хорошего мужа и родить сыновей. В этом и была жизненная позиция спартанцев, готовых умереть за Родину на поле боя, чтобы получить венец славы.

Начало Пелопонесской войны

Спустя некоторые время враждующие между собой греческие полисы объединились и смогли дать отпор Ксерксу. Но, невзирая на совместную победу над персами, союз между Спартой и Афинами долго не продержался. В 431 году до н. э. разразилась Пелопонесская война. И только спустя несколько десятков лет победу смогло одержало Спартанское государство.

Но не всем в Древней Греции нравилось верховенство Лакедемона. Поэтому полвека спустя разразились новые боевые действия. На этот раз его соперниками стали Фивы, которым с союзниками удалось нанести Спарте серьезное поражение. В результате могущество государства было утрачено.

Заключение

Именно такой была древняя Спарта. Она была одним из основных претендентов на первенство и главенство в древнегреческой картине мира. Некоторые вехи спартанской истории воспеты в произведениях великого Гомера. Особое место среди них занимает выдающаяся «Илиада».

А ныне от этого славного полиса ныне остались лишь развалины некоторых ее сооружений и неувядаемая слава. До современников дошли легенды о героизме ее воинов, а также небольшой городок с одноименным наименованием на юге полуострова Пелопоннес.