Мормоны отношения между мужчиной и женщиной. Фундаменталистский социализм и полигамия мормонов сш. Почему мормоны прекратили практиковать многоженство

  • 04.07.2020

Американский журналист Скотт Андерсен прожил среди фундаменталистского крыла американских мормонов достаточно долго (больше года), чтобы понять, как устроен мир представителей этого религиозного течения. Андерсен жил в Колорадо-Сити, что в штате Аризона. Тут живут представители фундаменталистского крыла мормонов, их церковь официально называется «Фундаменталистская церковь Иисуса Христа святых последних дней». Они в 1920-30-е годы откололись от «материнской» организации. Причиной разрыва стала верность фундаменталистов многожёнству. Тогда как головная организация официально отреклась от неё (хотя, как показывает практика, де-факто полигамия существует и у них, просто «официальные» мормоны не афишируют это).


Один из лидеров общины мормонов в Западном Техасе Джо Джессоп - у него 5 жён, 46 детей и 239 внуков).

Всего в США проживает около 7 миллионов мормонов, фундаменталистов среди них насчитывается 200-300 тысяч.

Они не особенно привлекали внимание американского общества, живя на закрытых ранчо, пока в 2008 году спецслужбы не совершили рейд на ранчо «Чаяние Сиона» в Западном Техасе. Поводом для спецоперации послужили несколько анонимных звонков, что на ферме несовершеннолетние подвергаются сексуальному насилию. Обвинение не выглядело беспочвенным, поскольку в 2007 году один из «пророков» мормонов-фундаменталистов Уоррен Джеффе был осуждён за принуждение к браку с ним 14-летней девочки.


Ранчо «Чаяние Сиона»

Но после операции выяснилось, что ничего предосудительного по американским законам мормоны не делали - 33 единицы огнестрельного оружия были зарегистрированы по всем правилам, а женщины начинали сексуальную жизнь без принуждения. Впрочем, пока длилось следствие, более 400 детей из «Чаяния Сиона» находились в приюте.

В Колорадо-Сити (мормоны называют эту местность по-старому - Шорт-Крик) сейчас живёт 6 тысяч мормонов, и все они практикуют полигамию. У обычных мормонов здесь - по 2-3 жены. По их правилам, в некоторых случаях они просто обязаны брать себе жён - когда, к примеру, умирает кто-то из их родственников. В этом случае к новому мужу переходят и дети умершего.


Типичные дома мормонов-фундаментолистов в Колорадо-Сити.

В общине запрещены телевидение (интернет разрешён) и гомосексуализм, существует школа со своим мормонским воспитанием а социальное расслоение - минимально. Всё имущество мормонов юридически принадлежит церкви и у членов общины оно находится лишь в управлении. Община заботится о каждом своём члене - так, дома тут возводятся всем миром (из-за многодетности мормонов площадь жилья может достигать 1 тыс. кв. метров), и его обладателю работа сообщинников ничего не стоит. Мормоны-фундаменталисты считают, что в мире есть лишь одно достойное занятие для верующего человека - работа на земле, и они неукоснительно следуют этому правилу. Изначально в аризонском Шорт-Крике была безжизненная местность, из растительности - можжевеловый и сосновый стланик, дефицит воды. За 80 лет они превратили её в цветущий сад - глубокие артезианские скважины дали воду, и это позволило заняться разведением крупного рогатого скота, а также садоводством. Ещё одна «обязанность» мормонов - жить как в последний день перед Концом Света.

Около 30% земли и скота имеет статус «коммунальных» - доход с них идёт в Церковь, на строительство бесплатных домов, школу, дороги и пр. общие нужды. В Шорт-Крике такая «коммунальная» земля приносит ежегодно около 1,5 миллиона долларов. Жизнь общины регулируется на общих собраниях - по субботам в церкви. Но право голоса имеют только мужчины - большинством голосов они принимают то или иное решение, которое становится местным законом.

Главная обязанность женщин здесь - рожать и ухаживать за детьми (зато основные работы на земле лежат на мужчинах). В Шорт-Крике не редкость, когда женщина рожает по 12-16 детей, и при приличном медицинском обслуживании они, как правило, выживают все. А 7-8 детей - это обычная норма (в вышеприведённом случае с Джо Джессопом несложно подсчитать, что в среднем каждая его жена родила 9 детей). Неудивительно, что этот глухой угол Аризоны переживает демографический взрыв. Средний возраст здешнего населения составляет 14 лет, тогда как в США он - 36,6 года.

Но у этого отрадного явления есть и другая сторона: из-за того, что многие члены коммуны ведут своё происхождение от нескольких основателей (т.е. происходит близкородственное скрещивание), растёт число больных редким заболеванием, вызываемым нехваткой фермента фумаразы. Она проявляется в изменении строения лицевых костей и эпилептических припадках.

Но не стоит думать, что жизнь мормонов-фундаменталистов идеальна. Время от времени власти проводят показательные операции по пресечению полигамии или вмешиваются в «неправильное» воспитание детей. Впрочем, через какое-то время мормоны всё равно возвращаются к привычному образу жизни.

В заключение заметки Скотт Андерсен пишет: «Ясным мартовским днём 2009 года один из членов общины, Боб Барлоу, дружелюбный человек средних лет, отвёз меня на ранчо «Чаяние Сиона» в Западном Техасе. В посёлке, занимающем 1700 акров, 25 двухэтажных бревенчатых домов, несколько хозяйственных построек и мастерских (несложно подсчитать, что в управлении одной семьи находится около 68 акров, или примерно 30 га). В центре - церковь из белого камня.

Приятно видеть, во что поселенцы превратили эту прежде бесплодную землю. Они насадили сады, развели огороды и были уже близки к тому, чтобы обеспечить, согласно их идеалу, себя всем необходимым. Но тут случился полицейский рейд 2008 года. «Мы выходим из этого испытания более сильными», - говорит Барлоу.

В этих словах много правды. Сколько раз после очередной антимормонской кампании казалось, что наконец-то этих строптивцев удалось приструнить, но проходило время, и община снова возвращалась к прежнему образу жизни.

Я вспоминаю свой разговор с Верой Блэк в Колорадо-Сити. Ей 92. Власти Юты отобрали у неё в 1956 году детей и вернули лишь после того, как она дала обещание отречься от полигамии. Но вернувшись в Шорт-Крик вместе с детьми, она сразу же и навечно возобновила свой завет с Богом (т.е. пришла в полигамную семью). «Мне тогда ничего другого не оставалось делать, но когда я клялась, то держала за спиной пальцы крестиком,- улыбается Вера».

Для многих людей, когда они слышат слово «многоженство», первое, что приходит на ум – это ассоциация с мормонами. И наоборот: «мормоны» значит «многоженство». Безусловно, этому есть логические объяснения, которые и хотелось бы рассмотреть в этой публикации, чтобы понять их природу и происхождение.

Явление многоженства в истории

Возникновение явления полигамных браков не связано с мормонами, а также они не являются единственным религиозным течением, которое практиковало полигамию.

Знали ли Вы, что старозаветные пророки, такие как Авраам, Иаков, Давид, Моисей и некоторые другие практиковали полигамные браки?.. Да, именно тот Давид, из рода которого вышел Мессия Иисус Христос…и Да, именно тот Моисей, который написал, как минимум, пять книг из Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие… Я раньше тоже этого не знал.

Также надо обратить внимание на то, что члены других религиозных течений ранее практиковали (или в отдельных случаях практикуют до сих пор) многоженство: иудаизм, ислам, индуизм.

Мормоны и многоженство сегодня

Члены Церкви Иисуса Христа Святых последних дней не практикуют многоженство уже более 150 лет.

Все остальные утверждения о тайном многобрачии и специальных местах для этого являются не более чем выдумкой людей, преследующих свои собственные цели, будь то дискредитация Церкви, или привлечение внимания общественности «горячими» новостями о «жутких мормонских обычаях».

Существуют религиозные общины, имеющие похожие названия с Церковью Иисуса Христа Святых последних дней, которые, нарушая законодательства стран, в которых они проживают, продолжают практиковать полигамные браки. Церковь СПД не имеет абсолютно никакого отношения к ним, более того, если член Церкви СПД начнет такую практику, он будет исключен из Церкви, что является максимально возможным наказанием для действительно верующего человека.

Почему же мормоны были многоженцами

Мормоны верят в Пророков. Один из Пророков и основателей Церкви, Джозеф Смит , получил откровение от Бога, о том, что ему и членам Церкви необходимо возобновить эту практику. Бог дал ему заповедь , т.е. открыл Свою волю по этому вопросу.

В то время полигамия не была модной, и члены Церкви не мечтали о ней, как о чем-то, чем им необходимо обладать. Скорее наоборот, это было сложным решением для многих. Впоследствии им пришлось претерпеть гонения, моральные и физические издевательства, но они были стойкими в этом. Почему? Потому что они знали, что эта заповедь является волей Бога в их жизни.

Позже Господь через другого Пророка, который пришел после Джозефа Смита, открыл , что пришло время оставить эту практику.

Мормоны верят, что Бог и сейчас продолжает открывать свою волю через живущего Пророка. Эта воля является путеводителем в условиях современной жизни, которая существенно отличается от той, которая была во времена Моисея или Иисуса Христа. Появилось множество других проблем и искушений, но любящий Небесный Отец не оставит нас наедине с проблемами и испытаниями. Он ведет нас и будет вести!

Странные это люди - мормоны. Вроде, христиане, но ни одна христианская конфессия их не признает. Коренные жители США, но типичными американцами не назовешь, равно как и оплот мормонов, Юта, - отнюдь не типичный штат. Ратуют за благочестие, но практикуют многоженство. И это - лишь самые известные их странности. Давайте узнаем, какие еще странные, шокирующие и даже пугающие обычаи бытуют у мормонов.

Мормоны обязаны носить храмовое белье
Священное храмовое белье мормонов - это набор из двух предметов, который мормоны обязаны носить каждый день, и днем, и ночью, как напоминание об обетах, данных ими господу. Женщины из числа мормонской общины в частных беседах неизменно жалуются и на материю, и на покрой священного белья, выражая надежду, что когда-нибудь оно изменится к лучшему. Не позавидуешь им - ведь им приходится ежедневно носить на теле неудобную одежду - в том числе во время беременности и кормления, а также после кесарева сечения, - и не жаловаться на это вслух, потому что так велели руководители церкви Святых последних дней! Некоторые женщины выходят из положения, надевая нормальное, удобное и комфортное нижнее белье, а поверх него - священное белье мормонов, что, согласитесь, тоже не верх комфорта. Говорят, для некоторых мормонов священное белье становится отправной точкой для мыслей о том, чтобы покинуть церковь.

Женщина должна всю жизнь ходить беременной
Вообще-то это ужасно! Но это - принцип мормонской религии, называемый "доктриной вечного размножения". Согласно этой доктрине, мормонская пара, достигшая "небесной экзальтации", должны плодиться и размножаться бесконечно, в течение всей жизни. А значит, женщина должна всю жизнь ходить беременной! Помимо настоящих детей, из плоти и крови, свободные в настоящее время от деторождения мормонские пары должны заводить еще и "духовных детей", то есть, порождать детские образы в душе - и тогда со временем и они обретут плоть. Между тем, с трудом можно представить себе женщину, которая по доброй воле захочет пребывать в состоянии беременности практически всю свою жизнь - а тут еще какие-то духовные дети! Нет, все-таки жизнь женщины в общине мормонов - это сущий кошмар.

Мормоны обязаны платить церковную десятину
Для начала, вы не сможете примкнуть к Церкви святых последних дней, как называют себя мормоны, если не согласитесь платить церковную десятину, ведь это - одна из основных заповедей церкви. Каждый мормон в конце отчетного года сам должен объявить, полностью ли он уплатил десятину, и если нет, то почему. При этом руководство церкви не доверяет честности прихожан, и тщательно проверяет, верно ли они расплатились. Размер десятины составляет, как положено, 10% от дохода. Хотямормоны подходят к подсчетам суммы весьма гибко: если у состоятельного прихожанина сумма десятины составит 10% от всей суммы дохода до уплаты налогов, то бедняку могут присудить уплату 10% суммы, оставшейся после всех необходимых выплат, включая оплату жилья и продуктов. Впрочем, истинно верующие мормоны стараются вносить выплаты без задержек и утаиваний, ведь в одной из заповедей святых последних дней четко сказано: адского пламени избегут лишь те, кто исправно платит десятину. И хотя собранные деньги идут на вполне земные церковные нужды, они считаются платой богу, поэтому мормоны ставят их превыше всех земных долгов. Интересно, зная об этом, кто-нибудь рискнет дать в долг мормону?

Рай и ад для мормонов не окончательны
Концепция рая и ада в мормонской традиции напоминает христианскую, за одним существенным исключением: ни рай ("духовный парадиз"), ни ад ("темница душ") не являются окончательными местами пребывания души после смерти тела. Праведные души, разумеется, попадают в "духовный парадиз", где продолжают напряженную духовную жизнь, слушая учение Христа и ожидая грядущего воскресения. В "темницу душ", называемую также "вечной тьмой", попадают те, кто не услышал слова Божьего, либо услышал, но отверг его. Последние, отвергшие Евангелие и совершившие тем самым непростительный грех, - единственные, кто рискует навечно остаться в вечной тьме. Остальных непременно воскресят. Хотя мормонов, конечно, раньше других. Именно вера в то, что воскресения достоин каждый, является краеугольным камнем мормонской веры и привлекает к церкви многих прихожан. Интересно только, придется ли женщинам все так же вечно рожать после воскресения? И если да, то многие ли на него согласятся?

У мормонов - не одно небо, а три
Концепция воскресения у мормонов вообще довольно сложна - а как же, ведь им приходится выстраивать очередь на воскресение, в которую, по их учению, встанут все люди планеты! Так что сейчас придется напрячь мозги. Итак, после воскресения бог будет распределять воскресших по трем небесным царствам. В высшее, целестиальное царство, попадут лишь праведные, воскрешенные первыми, - то есть, мормоны. Вслед за ними пройдет следующий отбор, и наиболее достойные окажутся в следующем, террестриальном царстве. И, наконец, упорствовавшие в заблуждениях, но сумевшие найти для себя извиняющие обстоятельства или вовремя раскаяться, попадут в третье, телестиальное царство. Тонкие различия между вторым и третьим царством, понятно, знают лишь мормоны, а уж запомнить и без запинки и путаницы произносить их названия способны, наверное, лишь самые твердые в вере.

Мормоны обязаны строго следить за здоровьем
Согласно мормонской религии, тело - это дар господа, который человек получает от божьих щедрот и обязан относиться к нему достойно, то есть, заботиться о своем теле по максимуму. При этом пищевые ограничения в мормонизме - одни из самых строгих среди мировых религий. Разумеется, алкоголь и табак для мормонов - табу, но столь же строгий запрет действует в отношении чая и кофе, а также кофеина в любом виде. Газированные напитки мормонам также запрещены. Звучит как бессмысленная строгость, однако, как показывают исследования медицинских служб США, мормоны на фоне других граждан страны отличаются прямо-таки образцовым здоровьем. Смертность от рака и заболеваний сердечно-сосудистой системы среди мормонов вдвое ниже, чем среди остальных жителей США, а продолжительность жизни - на 11 лет больше, чем в среднем по стране. Так что, может быть, бессмысленные запреты мормонской религии, на самом деле, не так уж бессмысленны?

Зачатие Иисуса было совсем не непорочным
Вот мы и добрались до момента, который отвращает от мормонизма представителей других христианских конфессий. Согласно традиционному христианству, Иисус был зачат девой Марией непорочно, и это было истинным чудом. А вот мормоны полагают, что Бог принял человеческий облик и занимался с Марией сексом, как простой смертный, так что зачатие Иисуса было самым что ни на есть традиционным. Священное писание мормонов гласит: "Христос был зачат бессмертным Отцом так же, как смертные отцы зачинают своих детей". Впрочем, сами мормоны не проявляют воинственности по отношению к другим христианам и стараются всячески сгладить неприятный вопрос, заявляя, что верят в то, что после зачатия Мария осталась девственницей, и девственницей родила Иисуса. Ведь пути господни неисповедимы, и никто не знает, как это все происходило, так сказать, чисто технически. Пока, однако, этих уклончивых объяснений явно не хватает для взаимопонимания.

Человек может стать богом
Это - еще один, пожалуй, самый главный пункт, в котором мормоны расходятся с традиционными религиями. Мормоны полагают, что Бог-отец, Бог-сын и Бог-святой дух - не единое существо в трех лицах, причем существующие "в плоти и крови". Более того: они верят, что бог когда-то был человеком, и вознесся лишь силой своего духа. Самого по себе этого утверждения достаточно, чтобы представители других конфессий считали мормонов еретиками. Но дальше все получается еще хуже. Ведь, если развить и продолжить эту мысль, получается, что каждый человек потенциально способен стать богом? Это утверждение подрывает саму идею единобожия и, соответственно, отвергается всеми монотеистическим религиями. Для мормонов же этот постулат - один из важнейших, ведь сам первый пророк Джозеф Смит писал когда-то: "Бог сам был когда-то таким, каковы мы сейчас... Раньше мы все думали, что бог был богом всегда, на протяжении все вечности. Но я опрокину эту идею". Так что ребенок из мормонской общины на вопрос о том, кем он хочет стать, вполне может ответить: "Богом!"

Мормоны считают, что в изнасиловании всегда виновата жертва
Даже в наше время молодых девушек в мормонских общинах учат тому, что невинность - их главная добродетель, и что если они потеряют ее, даже в результате изнасилования, их будут считать "испорченными". Мормоны искренне так считают, и поэтому женщина, подвергшаяся сексуальному насилию, вынуждена не только переживать моральные и физические страдания, но и справляться с гнетом общины, которая вместо поддержки обливает ее презрением. Разумеется, в такой ситуации далеко не каждая женщина согласится признаться, что подверглась насилию. Множество изнасилований в мормонской общине не становятся достоянием гласности. Даже в школах девочек учат тому, что жертва изнасилования, как минимум, отчасти сама виновата в том, что с ней произошло: действовала неправильно, была неправильно одета или не оказала достаточного сопротивления. А недавно несколько студенток основанного мормонами Университета Бригама Янга, заявившие, что их изнасилованы, сами стали жертвами расследования: специальная комиссия проверяла их по подозрению в том, что они употребляли алкоголь, нарушали комендантский час и бывали в комнатах мужских общежитий.

Мормоны считают, что вода - это Дьявол
Если вы мормон, то поплескаться на пляже в волнах прибоя вам не суждено. Мормоны верят, что власть над водной стихией принадлежит сатане. Это касается любого водоема - реки, озера, океана. Поскольку вода покрывает 71% поверхности Земли, выходит, мормоны отдают во владение дьявола весьма обширные территории! Оказавшись рядом с водой, вы оказываетесь во власти дьявола и лишаетесь божественной защиты. Так что не ищите среди мормонов хороших пловцов и матросов. И если вы хотите устроить вечеринку у озера, то приглашать туда друзей-мормонов тоже не имеет смысла.

Мормоны ждут пришествия Христа в Миссури
Большинство христиан полагают, что второго пришествия следует ждать на земле Израиля, но мормоны и тут оригинальны. Они полагают, что следующего явления Христа следует ждать в штате Миссури. Еще в 1831 году основатель Церкви святых последних дней преподобный Джозеф Смит сказал, что праведные должны собраться в Индепенденсе, штат Миссури, и ждать там пришествия Мессии. Правда, властям Миссури эта идея активно не понравилась, и мормонам пришлось перебраться в Юту. Но они не забывали, что правильное место сбора отстоит от их храма на значительное расстояние. Тем более, по версии мормонов, сад Эдема тоже когда-то находился именно в Миссури. Сегодня уже никто не может помешать мормонам передвигаться по стране, и хотя основным центром мормонов остается Юта (здесь 68% населения придерживаются мормонской веры), в Миссури сегодня проживает уже около 70 тысяч мормонов - втрое больше, чем 30 лет назад.

Мормонские войны
Сегодня мормоны - мирные граждане, но еще две сотни лет назад они были вовлечены сразу в несколько войн на территории собственной страны. Наиболее известной была мормонская война в Миссури 1838 года. 22 мормона было убито прежде, чем Джозеф Смит согласился сдаться и уйти из Миссури вместе со своими людьми. В 1857 году началась следующая война, известная как мормонская война в Юте. Это было противостояние между мормонскими поселенцами в Юте и вооруженными силами армии США, хотя по итогам его можно было бы назвать "холодной войной": обе стороны тщательно готовились к решительной битве, но она так и не состоялась. Была и третья - иллинойская мормонская война. После того, как в 1844 году Джозеф Смит был убит, в Иллинойсе началась настоящая охота на ведьм. Власти штата пытались выдавить мормонов со своей территории. Члены "комитетов бдительности" нападали на мормонские поселения, вынудив многих мормонов бежать из своих домов. К концк 1845 года уже все понимали, что мира между мормонами и остальными жителями штата не будет. Стороны обсуждали условия перемирия, когда в 1846 году ополчение из тысячи жителей Иллинойса напало на мормонские поселения. Около 150 мормонов было убито, а оставшиеся в живых спешно ушли на территорию Айовы.

Мормоны - настоящие расисты!
Белый цвет кожи - благословение, а черный - проклятие, утверждают мормоны. Согласно их верованиям, чернокожие люди - потомки Каина, а следовательно, прокляты навеки. "Не только Каин был проклят, - говорится в священных книгах мормонов, - но из-за его предательства он стал отцом низшей расы... Наши отцы церкви прекрасно понимали, что печать, которую Бог наложил на Каина - это черный цвет кожи". Из-за этих взглядов мормонов не раз обвиняли в расовой дискриминации. Впрочем, их не назовешь непримиримыми: по крайней мере, чернокожий имеет право стать мормоном, при этом, по утверждению святых последних дней, господь поможет ему, и его кожа станет светлее. С 1978 года чернокожие имеют право даже быть священниками в мормонской церкви. Правда, стал ли хоть один праведный чернокожий священник белым, как Майкл Джексон, история умалчивает.

Мормоны считают многоженство условием добродетели
Мормоны не раз публично отрицали, что полигамия является частью их доктрины, но это действительно так. Сам основатель церкви Джозеф Смит был многоженцем, а в 1843 году на него, как он утверждал, свыше снизошла доктрина о многоженстве. По его утверждению, Бог сам заверил его: чтобы достичь добродетели, надо иметь нескольких жен. Тот же, кто отрицает эту идею, будет проклят. Личную жизнь Смита бог тоже комментировал - по крайней мере, так заявлял сам проповедник. Однажды он сообщил своей первой жене Эмме, что бог по секрету передал ему: если Елена не примет остальных его браков, бог его уничтожит. За свою жизнь Смит был женат, по крайней мере, на 33 женщинах. Эмма, которая так и не приняла полигамии мужа, тем не менее, не погибла от божьей руки, а напротив - пережила неверного супруга, после чего вступила в группу, ратующую за реформу церкви святых последних дней и за отмену полигамии.

Иисус и Люцифер - братья
Концепция Иисуса и Люцифера как сынов божьих возмущает многих христиан, но, если подумать, она вполне логично. По их мнению, бог создал все, что существует. Он - творец людей и духов, зла и добра. А значит, все сущие - его духовные дети. В том числе -не только Иисус, но и Люцифер. А поскольку, как мы уже говорили выше, духовные дети для мормонов ничем не отличаются от самых настоящих, Иисус и Сатана - оба дети бога, а, следовательно, братья. Некоторые вероучители из числа мормонских священнослужителей толковали эту идею совершенно прямолинейно: они утверждали, что Христос был перворожденным сыном бога, а Люцифер - его вторым сыном по имени "Сын Утра". Что ж, эта концепция не лишена логики - по крайней мере, на взгляд атеиста.

Секта, отколовшаяся от церкви мормонов, не желает отказываться от многоженства и своего нынешнего «пророка», отбывающего тюремный срок.

Первые прихожане появились в молитвенном доме Лероя С. Джонсона (Колорадо-Сити, штат Аризона) около шести вечера. Через полчаса вдоль стены здания уже выстроилась очередь, доходившая до автомобильной парковки. К семи она была уже многотысячной - взрослые мужчины и мальчики в костюмах, женщины и девушки в пасхальных платьях приглушенно желтого цвета, так называемых платьях прерий. Эти люди собрались, чтобы проститься с 68-летней Фонетой Джессоп, умершей от инфаркта несколько дней назад. В сумрачном траурном зале сыновья Фонеты, принимавшие соболезнования, выстроились плечом к плечу в ногах покойной. По одну сторону гроба стоял муж Фонеты, Меррил, по другую - его многочисленные жены.

Фонета была его первой женой.

Колорадо-Сити имеет особое значение для единоверцев Фонеты. Две сестринские общины, здешняя и города Хилдейла (штат Юта), стоят у истоков Фундаменталистской церкви Иисуса Христа Святых последних дней (ФСПД), практикующей многоженство и по этой причине отколовшейся от церкви мормонов (официальное название - Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, СПД). В 1920-1930-е годы несколько полигамных семей отделились от церкви мормонов, которая, стремясь вписаться в американский социум, стала последовательно искоренять традиционную для этой секты полигамию, и образовали поселение на границе Юты и Аризоны. В 1935 году церковь мормонов предъявила поселенцам ультиматум: откажитесь от многоженства или мы с вами распрощаемся. Практически никто из новой общины отказываться не стал, и все раскольники были от «матери-церкви» отлучены.

Во время поминальной службы муж Фонеты и трое сыновей с придыханием говорили о приверженности покойной полигамному образу жизни, однако в их речах звучали глухие намеки на то, что отношения между Меррилом Джессопом и Фонетой отнюдь не были безоблачными.

На церемонию не явилась Кэролайн, четвертая жена Меррила, но это никого не удивило - в 2003 году она вместе с восемью своими сыновьями бежала из дома, после чего выпустила ставшую бестселлером книгу о жизни в общине ФСПД. В ней она рассказала о царящих там монастырских порядках, о глубоко несчастной Фонете, которая, утратив благосклонность мужа, безбожно растолстела, спала все дни напролет и выходила из своей комнаты лишь по ночам - поесть и постирать.

По окончании службы большинство прихожан отправились на кладбище Айзека Карлинга для совершения погребального обряда. Я предположил, что такое скопление народа - здесь были посланцы общин из Техаса, Колорадо и Британской Колумбии - объясняется общественным положением мужа покойной: Меррил Джессоп - один из руководителей ФСПД и епископ ее Западно-Техасской ветви. Однако мой провожатый Сэм Стид, тридцатисемилетний бухгалтер с учтивыми манерами, возразил: «Такое бывает 15–20 раз в году. Сегодня народу, наверно, побольше, чем обычно, но даже когда умирает ребенок, приходят три-четыре тысячи. Похороны - один из обрядов, которые нас объединяют».

Люди древнего пророка

Церковь мормонов ведет свою историю с весны 1820 года, когда 14-летнему подростку по имени Джозеф Смит из американского городка Пальмира явились Бог Отец и Иисус и сообщили, что христианской церкви в ее изначальном виде более нет. Впоследствии Смиту были явлены многие другие откровения, главное из которых - золотые листы с забытым учением древнего пророка Мормона. Смит собрал вокруг себя единомышленников и назвал свою общину «Церковь Иисуса Христа Святых последних дней». Учение мормонов как нельзя лучше отвечало потребностям первопроходцев. Оно культивирует рационализм, дисциплину, ответственное отношение к труду. В настоящее время в мире насчитывается около 14 миллионов мормонов различных толков, половина из которых живут в США.

Чтобы жить по своему закону

О мормонах-фундаменталистах в Америке не знал почти никто, пока в апреле 2008 года силы правопорядка не совершили рейд на ранчо «Чаяние Сиона» в отдаленной части Западного Техаса. Через несколько дней по телевизору показали, как социальные работники и полицейские загоняют в школьные автобусы сотни мальчиков и тщательно причесанных, одетых в глухие платья до пят девочек.

Поводом к проведению операции послужило, как было объявлено, несколько телефонных звонков, поступивших в Центр защиты от домашнего насилия. Шестнадцатилетняя девушка сообщила, что она подвергается сексуальному и физическому насилию со стороны своего мужа, который гораздо старше нее. Обвинение не выглядело беспочвенным, поскольку обитатели ранчо, как выяснилось, принадлежали к мормонам-фундаменталистам, «пророк» которых Уоррен Джеффс за принуждение к браку с ним 14-летней девочки был в 2007 году приговорен судом штата Юта к длительному тюремному заключению.

Полицейская операция возбудила нешуточные страсти. Власти, опасаясь, что встретят такое же ожесточенное сопротивление, какое оказали в 1993 году члены религиозной секты «Ветвь Давидова» в городе Уэйко, послали на ранчо отряды спецназа, оснащенные боевой техникой, притом что у защитников ранчо оказались всего 33 зарегистрированные единицы огнестрельного оружия. К тому же скоро выяснилось, что упомянутые телефонные звонки были мистификацией. В результате апелляционный суд Техаса счел, что администрация штата не смогла привести достаточных оснований для изоляции детей, и в течение двух месяцев большинство из них были возвращены в семьи.

Однако после бесед с девочками-подростками, которые были беременны или уже имели детей, началось расследование, в результате которого против двенадцати членов церкви власти выдвинули обвинение в многоженстве и сексуальном посягательстве в отношении малолетних. Одним из обвиняемых был Раймонд Джессоп. С обрыва прямо за домом семьи Джессоп в Хилдейле ее глава 88-летний Джо может любоваться видом, открывающимся на так называемую Аризонскую полосу - всхолмленную равнину, поросшую полынью и сосново-можжевеловым стлаником. Она тянется на 50 миль вдоль границы Юты и Техаса вплоть до Большого Каньона. Внизу лежат фермерские поля и поселки. Джо называет Хилдейл и Колорадо-Сити по старинке Шорт-Криком. «Когда я впервые, еще мальчишкой, оказался в Шорт-Крике, там было всего-навсего семь домов. Этакий пограничный форпост…»

Сегодня здесь живут приблизительно шесть тысяч мормонов-фундаменталистов - самая большая община ФСПД. Джо Джессоп - один из почитаемых ее членов. Он глава огромного семейства: 46 детей и 239 внуков. «Моя семья, как и другие, приехала в Шорт-Крик, чтобы жить по нашему закону и строить Царство Божие на земле. В чем только нас не обвиняли, но, думаю, мы неплохо потрудились на этом поприще».

Если послушать членов общины, то благодаря порядкам, заведенным первопоселенцами, отношения в ней поистине идиллические: все пронизано искренней набожностью, духом соседской взаимопомощи, прекрасные дети получают здоровую пищу, не знают, что такое социальное расслоение, и не испытывают на себе разлагающего влияния телевидения. Критики мормонов, напротив, утверждают, что это замкнутая секта, в которой царит культ лжепророка Уоррена Джеффса, выдающего себя за наместника Бога на земле, и где суровый контроль единоверцев подавляет всякую личность.

Однако, пожив немного в Хилдейле и Колорадо-Сити, начинаешь лучше различать детали. Картина проясняется постепенно, что и понятно, если учесть замкнутый, «островной» образ жизни общины. Массивные дома по большей части окружены высокими стенами, чтобы дети имели безопасное место для игр и заодно чтобы отгородиться от любопытных взглядов «язычников» - gentiles, как здесь называют всех иноверцев.

Все имущество мормонов принадлежит церкви и у членов общины находится лишь в управлении. Стремясь максимально обеспечить себя всем необходимым, они в большом количестве выращивают самые разные фрукты и овощи. Участвуют в этом все, включая детей. Но среди членов церкви есть и владельцы крупных предприятий, от гостиниц до фабрик. По субботам мужчины собираются в молитвенном доме. Там они, помимо прочего, обсуждают текущие дела, например, план строительных и других работ, ведущихся общиной в городе, распределяют добровольцев для их выполнения. Чувство солидарности у мормонов развито столь сильно, что они способны за один день целиком - от фундамента до крыши - выстроить дом для семьи единоверца. В полигамных семьях также царит общинная атмосфера. Жены необязательно живут вместе - они могут занимать разные флигели или при достижении преклонного возраста даже отдельные домики, но каждая несет на себе часть общих забот, по возможности выбирая область, отвечающую ее желаниям и склонностям. Первейшая обязанность женщины - присматривать за своими детьми, при этом одна может заведовать кухней, другая, к примеру, учить (практически все дети получают домашнее образование), третья заниматься шитьем.

Джойс Броудбент, приветливая дама сорока четырех лет, являет собой прекрасный пример человека, преисполненного внутренней гармонии: «Кому-то это может показаться странным, но жены здесь вполне хорошо уживаются, относятся друг к другу по-сестрински. Конечно, с кем-то сближаешься более тесно, кто-то может тебя раздражать, но ведь такое бывает в любой семье. Лично я никогда ни с кем не соперничала и ни к кому не ревновала». Сама Джойс не просто приняла вторую жену своего мужа, Маршию, но с нетерпением ждала ее появления в доме. Маршия - родная сестра Джойс, оставшаяся одна после неудачного брака. «Мой муж - очень хороший человек, - объясняет Джойс, глядя с улыбкой на Маршию и их общего супруга Хебера, - и я хотела, чтобы сестра разделила со мной мое счастье».

Не все женщины общины оценивают полигамный брак столь однозначно положительно. Дороти Эмма Джессоп, сохранившая в свои восемьдесят молодую энергию, заведует натуропатической благотворительной аптекой в Хилдейле. Крошечное помещение уставлено склянками с настойками трав, приготовленными ею самой. Дороти всякий раз тяжело переживала появление в доме новой жены: «Сказать по правде, многие женщины реагируют на это так же. Нелегко делить с кем-то любимого мужчину. Но потом я сказала себе: это испытание - греховный соблазн ревности и гордости - послано мне Богом. И я должна преодолеть это в себе».

Сознание, что твой первейший долг - выносить и вырастить как можно больше детей, создать «небесное семейство», судя по всему, помогает справляться с «греховным соблазном». Здесь не редкость встретить женщину, которая дала жизнь десяти, двенадцати, шестнадцати детям. Неудивительно, что этот глухой угол американского Запада переживает сегодня демографический взрыв. Каждый год в больнице Хилдейла появляются на свет 400 малышей, по каковой причине средний возраст здешнего населения не превышает 14 лет, тогда как в США средний показатель - 36,6. Однако у этого отрадного явления есть и обратная сторона: из-за того что многие члены коммуны ведут свое происхождение от нескольких ее основателей, среди мормонов, по утверждению врачей, растет число больных редким наследственным заболеванием, вызываемым нехваткой жизненно важного фермента, фумаразы. Она проявляется в изменении строения лицевых костей, эпилептических припадках, задержке развития.

Соединение традиционного общинного уклада и атрибутов современной жизни у мормонов порой обескураживает. Они носят архаичную одежду и пользуются мобильными телефонами, ездят на внедорожниках последних моделей. Телевидение у них запрещено, однако Интернет распространен широко. Когда я спросил Сэма Стида, почему среди мормонов редко встретишь человека в очках и не значит ли это, что острое зрение - их генетический признак, тот с мягкой улыбкой заметил: «Да нет, просто здесь хорошо поставлена лазерная хирургия».

Непобедимая полигамия

В июле 1862 года президент Линкольн подписал Закон Моррилла против двоеженства, однако, не желая ссориться с мормонами, представлявшими в Америке значительную политическую силу, отложил вступление его в силу. По окончании Гражданской войны центральная власть почувствовала себя более уверенно, и в январе 1879 года Верховный суд США принял решение начать правоприменительную практику по Закону Моррилла.

В марте 1882 года конгресс принял чрезвычайно жесткий закон республиканца Эдмундса, полностью лишающий многоженцев избирательных прав. Запрещалось не только многоженство, но и внебрачное полигамное сожительство. Более того, гражданин лишался своих прав за одну только принадлежность к конфессии, практикующей многоженство.

В борьбе государства с полигамией точка была поставлена Законом Эдмундса - Такера (1887), установившим полный контроль над церковью мормонов и лишившим ее имущества. Церковь СПД лишилась также контроля над территориальными органами управления, а власти получали право привлекать многоженцев к ответу по упрощенной процедуре. Руководители СПД были объявлены в полицейский розыск, многие из них ушли в подполье. В 1890 году церковь мормонов, основываясь на откровении, полученном ее тогдашним президентом Уилфордом Вудраффом, выпустила манифест, содержащий официальный отказ от многоженства.

Вместе с тем полностью искоренить одиозный обычай властям Америки не удалось до сих пор. В той или иной полускрытой форме полигамия по-прежнему практикуется и в самой СПД, и в отколовшейся от нее общине фундаменталистов.

Верность завету

В начале 1840-х, когда поползли слухи, что основатель церкви Джозеф Смит практикует многоженство, над общиной нависли тучи. Смит публично все отрицал, но своим ближайшим ученикам, и только им, в 1843 году сообщил, что заключил «новый вечный завет» с Богом: тот заповедал членам церкви брать по многу жен, дабы народ верных «плодился и наполнял землю».

После того как Смит был убит в иллинойсской тюрьме, его место занял Бригам Янг. Он возглавил грандиозный - протяженностью 1300 миль - переход мормонов в район Большого Соленого озера (штат Юта). Здесь членам общины было наконец объявлено о «новом завете» и о том, что верующий тем угоднее Богу, чем больше у него семья. Сам Янг имел 55 жен, которые родили ему 57 детей. Однако в 1890 году, когда федеральные власти в соответствии с законом, запрещающим полигамию, заморозили счета церкви, руководство СПД выпустило манифест об отказе от многоженства. «Этот манифест, хоть позже и был объявлен откровением, на самом деле в чистом виде политическая игра», - считает один из нынешних лидеров ФСПД, Уилли Джессоп.

Верность завету обходится фундаменталистам дорого. Упомянутый полицейский рейд 2008 года на ранчо «Чаяние Сиона» был лишь эпизодом в длинном ряду подобных акций. Правительства штатов Юта и Аризона не раз пытались сломить сопротивление поселенцев Шорт-Крика. Наиболее известный случай относится к 1953 году. Тогда власти вывезли из поселка около 200 женщин и детей, а 26 мужчинам было предъявлено обвинение в полигамии. В 1956 году суд Юты постановил отобрать семерых детей у Веры Блэк на том основании, что ее убеждения мешают ей выполнять материнские обязанности. Дети были возвращены лишь после того, как она официально отказалась от полигамии.

Жены «пророка»

Матери троих детей Мелинде Фишер Джеффс 37 лет, она общительна и производит впечатление весьма разумной женщины. «Все эти разговоры, будто кто-то держит нас здесь против воли, просто смешны», - говорит она. Мелинда занимает в общине особое положение. Она одна из жен Джима Джеффса, племянника самого «пророка» и старейшего члена ФСПД. Но она также дочь Дэна Фишера, бывшего фундаменталиста и одного из самых активных критиков церковного руководства. В 2008 году Фишер выступил перед сенатским комитетом США и рассказал о нарушениях закона в общине. В настоящее время он возглавляет организацию, которая работает с теми, кто был изгнан из церкви или добровольно ее покинул. В 1990 году, когда Фишер порвал с ФСПД, его семья раскололась: 13 его детей покинули общину, а трое, включая Мелинду, отреклись от отца.

«Это было совсем не просто, - с грустью говорит Мелинда. - Конечно, я все еще его люблю. Постоянно молюсь, чтобы он одумался или хотя бы перестал смешивать нас с грязью».

Противники фундаменталистов и часть их самих согласны в одном: нынешние беды церкви - это результат того, что в 1986 году у ее кормила встало семейство Джеффс. Разговоры о том, что на Аризонской полосе утвердилась теократическая диктатура, зазвучали особенно громко после смерти первого Джеффса - Рулона, и «воцарения» его 46-летнего сына Уоррена. Новый «пророк» для начала взял в жены нескольких бывших жен отца, а затем еще многих и многих женщин, включая, по свидетельству выше упомянутой Кэролайн Джессоп, восьмерых дочерей ее мужа, Меррила Джессопа. Приближенные «пророка» тоже имеют по многу жен, число которых может выражаться двузначным числом. К примеру, в «Епископском регистре», документе, захваченном в ходе одной из полицейских операций, значится, что один из заместителей Джеффса, Вендел Нильсен, имеет 21 жену. Сколько их у самого Уоррена Джеффса никто в общине точно сообщить не мог (поговаривают, что их больше 80), но среди них - по заключению суда - была по меньшей мере одна девочка-подросток, не достигшая совершеннолетия.

На всех не хватает

Но Дэн Фишер считает, что главная проблема, связанная с фундаменталистами, это не браки с несовершеннолетними, а так называемые «потерянные юнцы» - выброшенные из общины или покинувшие ее подростки, которые болтаются на улицах Лас-Вегаса, Солт-Лейк-Сити и Сент-Джорджа (штат Юта). Фонд, организованный Фишером, уже более семи лет опекает примерно 300 таких молодых людей, некоторым из них не больше 13. Кто-то «ушел от безысходности», но многие были по всей форме изгнаны из общины - практика, как утверждает Фишер, ставшая обычной с появлением Джеффса.

Массовый исход «юнцов», по мнению Фишера, частично объясняется циничной политикой руководителей церкви, которые таким образом уменьшают конкуренцию за юных девушек. «Если кто-то имеет по 20, 30, а то и более 80 жен, то неудивительно, что многие мужчины не могут даже рассчитывать на брак. Церковь уверяет нас, что изгоняет мальчишек, только если те плохо влияют на других членов общины, но, заметьте, девочек не изгоняют почти никогда».

Старый мормонский обычай передавать жен и детей умершего или покинувшего общину отца семейства другому члену Джеффс, по утверждению его недоброжелателей, сделал оружием против непокорных. Так, в январе 2004 года он изгнал из церкви 21 человека и передал их семьи другим мужчинам. Дневник Джеффса, захваченный во время упомянутой полицейской операции, рисует человека, скрупулезно контролирующего в коммуне все и вся: от ассигнований на хор до того, кто на ком женится. Решения приходят к нему во сне, как божественные откровения. Бог управляет всеми его действиями вплоть до самых незначительных. В одной из его дневниковых записей читаем: «Бог велел, чтобы я отправился в солярий и там покрылся более равномерным загаром».

В 2005 году суд Юты лишил ФСПД в пользу штата права распоряжаться землями в Хилдейле и Колорадо-Сити. В настоящее время церковь пытается его себе вернуть. Что касается Джеффса, то после года, проведенного в бегах, он наконец был схвачен и сейчас отбывает десятилетний срок за соучастие в изнасиловании. И тем не менее портреты улыбающегося Уоррена Джеффса по-прежнему красуются чуть ли не в каждом доме поселка. Приближенные Джеффса твердо стоят на том, что он и в тюрьме остается главой общины. Доналд Рихтер, редактор одного из официальных сайтов ФСПД, признает, что факты женитьбы на несовершеннолетних имели место, но теперь эта практика осталась в прошлом. Что касается «потерянных юнцов», то они возвращены в общину, да и масштабы явления чудовищно преувеличены врагами церкви. «Это делалось в редчайших случаях, и совсем не по тем причинам. В конце концов каждая религиозная община имеет право исторгать членов, которые не признают ее порядков».

Патриархат с матриархатом

Мелинда Джеффс, как и другие члены церкви, отметает все обвинения против главы общины: «Уоррен - образец доброго, любящего мужа. Все, что наговорили и понаписали о нем враги, - чистый вымысел». Особенно горячо она защищает практику передачи семейства одного мужчины другому. По ее мнению, к этой мере обычно прибегают по жалобе женщины, которую муж либо бросил, либо неподобающим образом с ней обращается. Однако этому противоречит запись в дневнике Джеффса о лишении жен трех мужчин, включая Дэвида, брата Уоррена. Якобы сам Бог объявил «пророку», что эти трое «не смогли облагородить своих жен и утратили расположение Всевышнего».

Убежденность Мелинды, оправдывающей все действия Джеффса, - еще одно подтверждение давно известного факта: женщины в полигамных семьях защищают многоженство не менее энергично, чем мужчины. Сегодня женщины Хилдейла и Колорадо-Сити имеют все возможности покинуть общину - у них есть мобильные телефоны, они водят машины, к ним не приставлена вооруженная охрана, - однако они остаются. Одна из причин - люди выросли в этой культуре и очень мало знают об окружающем мире. Покинуть общину означает для них отказаться от всего: от привычных связей, чувства уверенности в завтрашнем дне, от собственной семьи. Кэролайн Джессоп, бежавшая из ФСПД, сравнивает свое вхождение во внешний мир с высадкой на другой планете. «Я была совершенно к этому не готова, не имела никаких навыков. Женщины нашей общины не умеют даже обращаться с чековой книжкой, не говоря о том, чтобы самим найти себе работу».

Однако есть и другая причина, удерживающая женщин в общине, - власть. Все матери семейств, с которыми я говорил, гораздо яснее и откровеннее формулируют свои мысли, чем мужчины, в поведении которых чувствуется зажатость. И это понятно - женщина здесь чувствует себя вполне уверенно, поскольку на нее возложена высокая миссия «плодиться и наполнять землю», тогда как мужчины всецело зависят от главы церкви. В итоге культура, кажущаяся патриархальной, на деле обнаруживает явные признаки матриархата. Разумеется, женская власть в общине имеет свои пределы, здесь все подчинено воле «пророка». Послушав, как Мелинда с жаром защищает Джеффса, я поинтересовался, как бы она себя повела, если бы ее передали другому мужу. «Уверена, что такого не случится». - «А все-таки, ты бы подчинилась?» Впервые я увидел Мелинду напряженной. Она посмотрела на меня исподлобья и не удостоила ответом.

Ясным мартовским днем 2009 года один из членов общины, Боб Барлоу, дружелюбный человек средних лет, отвез меня на ранчо «Чаяние Сиона» в Западном Техасе. В поселке, занимающем более 1700 акров, два с половиной десятка двухэтажных бревенчатых домов, несколько хозяйственных построек и мастерских. В центре - церковь из сверкающего белого камня. Приятно видеть, во что поселенцы превратили эту прежде бесплодную землю. Они насадили сады, развели огороды, разбили лужайки и были уже близки к тому, чтобы, работая на земле, обеспечивать, согласно их идеалу, себя всем необходимым. Но тут случился достопамятный полицейский рейд 2008 года. «Сейчас семьи постепенно возвращаются, - говорит Барлоу. - Мы выходим из этого испытания более сильными и уверенными в себе, чем прежде». В этих словах много правды. Сколько раз после очередной антимормоновской кампании казалось, что наконец этих строптивцев удалось приструнить, но проходило время, и община снова возвращалась к прежнему образу жизни. Я вспоминаю свой разговор с Верой Блэк в Колорадо-Сити. Ей 92. Власти Юты отобрали у нее в 1956 году детей и вернули лишь после того, как она дала обещание отречься от полигамии. Но вернувшись в Шорт-Крик вместе с детьми, она сразу же и навечно возобновила свой завет с Богом.

«Мне тогда ничего другого не оставалось, - улыбается Вера, - но когда я клялась, то держала за спиной пальцы крестиком».

Фото: Стефани Синклер (STEPHANIE SINCLAIR)

Факт 1 – Мормоны до сих пор имеют несколько жен

Необходимость многоженства якобы была открыта одному из основателей церкви святых последних дней Джону Смиту богом. У миссионера было около 30 законных супруг. Другие мормоны могли соблюдать «принцип Смита» на свое усмотрение. Полигиния у мормонов после 1890 года стала фактом историческим. Сегодня их идеал – это крепкая патриархальная моногамная семья. Однако в ряде общин фундаменталистов, официально порвавших с организацией, многоженство до сих пор практикуется. Так, по предписаниям Фундаменталистской Церкви мужчинам обязательно полагается иметь не менее трех жен.

Факт 2 – Мормоны-фундаменталисты не только поощряют многоженство, но и «зарабатывают» на нем

Поскольку правительство США признает только один брак, остальные жены мормонов-фундаменталистов со статусом матерей-одиночек ежемесячно получают от государства социальное пособие. Мормонов-многоженцев сегодня немало на территории штатов Юта, Аризона, Техас. Женщины у них могут переходить от одного супруга к другому по решению «пророка», при этом «размещение» (перемещение жены) выступает своего рода наказанием для мужчины за недостаточную религиозность.

Факт 3 – Мормоны есть, что противопоставить Дурову и Цукербергу

Современные мормоны активно пользуются информационными технологиями. Однако помимо официального интернет сайта, который давно стал неотъемлемым атрибутом любой религиозной организации, у Церкви Иисуса Христа святых последних дней есть своя социальная сеть. Ресурс «Mormon.org» предлагает пользователям познакомиться с мормонами всего мира, посмотреть чужие профили и рассказать о себе. Сайт переведен на множество языков, в том числе, на русский, и выступает одной из площадок, через которую в организацию попадают новые адепты. Здесь можно найти на карте ближайший дом собраний, пообщаться онлайн в чате, заказать Книгу Мормона или «узнать больше» о жизни Иисуса Христа.

Факт 4 – Церковь как бизнес

В отличие от многих других сект мормоны живут не только на пожертвования и продажу религиозной литературы. Один из основных источников дохода мормонов – бизнес. Как протестанты они знают цену деньгам и не стесняются «сверхприбылей». Американское правительство также не препятствует их деятельности, поскольку каждый мормон регулярно уплачивает в казну до 27% своего дохода (10% отчисляется в саму церковь).

Мормоны владеют акциями «Los-Angeles Times», значительной частью недвижимости штата Юта, землями на Гавайях, несколькими радиостанциями и телеканалами, множеством объектов промышленности, гостиничного, туристического, банковского и страхового бизнеса. Такой крупный налогоплательщик не мог остаться без преференций. Американское правительство на 2/3 освободило земли мормонов от налогов. Капитал мормонской церкви огромен. По официальным данным, только из одних минимальных отчислений (те самые 10% «внутреннего налога») ежемесячно складывается сумма более 4 миллиардов долларов.

Факт 5 – Президент Церкви Иисуса Христа святых последних дней, мормон Томас Монсон – один из богатейших людей планеты

Томас Монсон

Томас Монсон – воплощение представлений мормонов об «угодной богу» успешности. Не случайно современные последователи церкви называют его пророком и носителем божественных откровений. Свой трудовой путь Монсон начинал со скромной должности учителя. Затем пришел в издательское дело, после долгое время работал в рекламном бизнесе. Добившись положения в церковной организации, Монсон получил в управление предприятия мормонов – «Bonneville International» и «KSL news». На пике карьеры Рональд Рейган назначил его советником президента по частному бизнесу. А в двухтысячных Монсон уже владел активами церкви на общую сумму более 20 миллиардов долларов. Однако сегодня многие американские интернет пользователи, которые пытаются подсчитать доходы Томаса Монсона, склоняются к тому, что он – далеко не самая влиятельная и богатая личность в США.

Факт 6 – Мормоны-фундаменталисты запрещают женщинам краситься и носить брюки

Достижения эмансипации коснулись не всех американских женщин. Если в официальной церкви мормонов статус домохозяйки с характерными «женственными» атрибутами хранительницы очага – дань традиции, то в Церкви Фундаменталистов все, что можно и нельзя делать женщине, жестко регламентируется. Слабый пол носит знаменитую «одежду прерий» (тканные вручную платья длиной до щиколотки). Под юбку полагается надевать брюки или длинные панталоны, а также – специальное белье. Женам мормонов запрещается делать макияж, красить ногти, коротко стричь и распускать волосы, а подростков отлучают от церкви за прослушивание рок-музыки и добрачные отношения с противоположным полом.

Факт 7 – Мормоны во властных структурах США серьезно рассчитывают на президентские выборы и изменение политики страны

Знаменитая история любви кандидата на пост президента Митта Ромни и его супруги, бабушки 18 внуков Энни Ромни, долгие месяцы трогала за душу миллионы американцев. Однако многие так и не увидели в образе пекущей пирожки мягкой и покладистой Энн достойную конкурентку Мишель Обаме. Хилари Клинтон открыто ставила в укор несостоявшейся первой леди тот факт, что она ни дня в своей жизни не проработала. Обычные же жители штатов настороженно воспринимали обещания четы Ромни запретить аборты и вернуть «традиционные семейные ценности». Несмотря на проигрыш на последних выборах, по мнению экспертов, мормоны и далее будут претендовать на управление страной, возможно выдвигая новых кандидатов на этот пост.

Ксения Жарчинская