– Как было бы правильно поступить молодому монаху? Рождение общины в большей мере зависит не от качеств личности, а от качества духовного и общечеловеческого воспитания священника, от желания двигаться и не застревать, от правильного отношения к пастве

  • 23.09.2019

– Владыка, от кого зависит, состоится ли в новом храме община?

– От священника, конечно. Ну и от архиерея, все-таки мы рукополагаем и назначаем священников на приход. Правда, не скажу, что очередь стоит из желающих принять священный сан, особенно в таких маленьких епархиях, как наша.

У нас в епархии есть село Вязовка. Семьсот человек жителей. Храма не было. Построили. Появился священник. Поначалу у народа был эффект новизны. Ходили многие, но ажиотаж быстро прошел, волна схлынула и на службе максимум пять-шесть человек приходило.

Святитель Николай Японский, когда оказался в Японии, в своем дневнике написал: «Думал, еду к невесте, которая встретит меня с распростертыми объятьями. Оказалось, моя невеста спит самым прозаическим сном». Так и здесь. Священника никто не встречал, не ждал, о нем не думал.

Есть такая ужасная фраза: «никому ничего не надо». Я запрещаю ее произносить священникам. Всегда говорю, что не другим, а нам должно быть надо. Это нам нужен человек – он главная забота и попечение священника.

Как только наш молодой батюшка отнесся к людям с усердием, нацелился на человека, храм в Вязовке тут же стал наполняться. Но я теперь понимаю, что нужен минимуму год, чтобы что-то начало меняться.

– Что же он сделал?

– Не скажу, что что-то особенное. Просто собирал людей, говорил, выезжал с ними вместе куда-то. Понимаете, можно технологично продумывать мероприятия, цели и задачи, предлагать набор действий, но каждый раз все будет упираться в священника, его опыт, горение, усердие, но не в плане устройства мероприятий, а в плане правильного устроения приходской общины.

– Все упирается в личность священника?

– Нет, личность священника может стать серьезной проблемой и даже искушением. Жизнь общины не должна быть замкнута на пастыре. Ему должно умаляться, а Христу возрастать. Священник стоит перед Престолом, а за ним – люди. Он совершает литургию, потому что люди есть, а не сам по себе.

Рождение общины в большей мере зависит не от качеств личности, а от качества духовного и общечеловеческого воспитания священника, от желания двигаться и не застревать, от правильного отношения к пастве.

Правильно выстроенная пастырем приходская жизнь – это среда, в которой, есть место Богу подействовать, даже если человек первоначально приходит за неким душевным комфортом и храм осознается как некая форма досуга. Однажды Слово Божие коснется сердца человеческого. Но для этого пастырю нужно выстроить условия.

Нужно перестать возрождать и начать жить

– А есть ли смысл в общине сегодня?

– Община – это способ существования Церкви. Если мы считаем себя приверженцами Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, то понимаем, что вне общины Церковь невозможна. Давно пора перестать жить идеями, будто мы что-то возрождаем, например, жизнь в Церкви. Нужно перестать возрождать и начать жить.

– Кто или что может быть стержнем общины?

– С точки зрения канонов (во всяком случае, так было в древности), священник рукополагался в конкретную общину, потому что духовенство вообще выдвигалось из общины. Священник стержнем и становился. Сейчас все иначе. В городских приходах священник может раствориться в делах, спрятаться. В селе это невозможно.

Когда наша епархия только образовалась (она же в основном сельская), на одном из собраний отчасти наивно, но с некоторой внутренней убежденностью, я говорил, что без создания церковно-приходской общины мы не то что церковную жизнь на нужные рельсы не поставим, мы просто потеряем наши села.

Село всегда жило по принципу: сосед справа, сосед слева, то есть важен тот, кто первым придет на помощь. Принцип этот давно нарушен и потому разобщение в селе переживается сегодня острее, чем в городе. Если четыре года назад я говорил о своих догадках, теперь я окончательно убежден, что в сельском приходе стержнем и ядром общины является священник. Впрочем, для создания общины и этого мало.

– Что вы имеете в виду?

– Я уверен, например, что храм в селе не обязан быть огромным. Инфраструктура важнее. Лучше построить небольшой и уютный храм, а излишки средств пустить на строительство приходского дома, школы, детской площадки, чем возводить что-то грандиозное. В основе должна лежать литургическая жизнь, потому что без нее ничего не получится, но про инфраструктуру забывать нельзя.

– Благоукрашение храма всегда было формой прославления Творца, а способом привлечения паствы, разве нет?

– Да, но сознание человека сегодня изменилось, да и люди в целом. Тогда община была данностью жизни. Из поколения в поколение передавались духовно-нравственные традиции, ценности, опыт. Конечно, благолепный храм построить здорово.

Но у меня есть села, где стоит такой огромный храм, все население села можно туда привести, поставить, еще место останется. Достался нам от предков. Не знаю насколько храм таких размеров был востребован тогда, наверное, это было важно, раз построили.

Но если это действительно было важно, то тех печальных событий, которые произошли столетие назад, наверное, не случилось бы. Говорить, что до революции у нас был образец общинно-церковной жизни – тупик и самообман. Пытаться повторить ту общину – так это еще большая иллюзия. Расстаньтесь с ней, наконец.

Люди нуждаются в объединении. Людям вообще-то хочется быть вместе, а они разучились. Церковь вынуждена теперь создавать для этого условия.

Я не говорю, что внебогослужебная деятельность должна стоять в приоритете. Нет, конечно, но, однажды, я сказал своим отцам, что приход – это все люди, которые населяют определённую территорию, не важно каково их этническое происхождение и даже вероисповедание.

Они потенциально все – наши прихожане. Они и есть те люди, за которых мы должны болезновать сердцем. Приходят, уходят, сочувствуют нам или нет – совершенно не важно. Господь поставил нас здесь служить. Точка.

Оставьте привычку “догнать и причинить любовь”

– Многие считают общину клубом по интересам, куда ходят по воскресеньям, повидать знакомых, обменяться вещами и услышать последние новости.

– Грань между околорелигиозной тусовкой и реальной духовной жизнью довольно тонкая. В прошлом происходило ровно то же, пусть люди и ходили в храм безоговорочно. Глубина духовной жизни оставалась разной. Кто-то переживал сердцем, посвящал себя Богу и служению ближнему.

Напряженность духовной жизни такого человека была высока. Но кто-то оставался на поверхности, на уровне внешнего посещения храма, потому что шел по привычке, из-за воспитания, по обязанности, ведь «в воскресенье надо быть в церкви». Такой человек в глубине не менялся.

– Где же эта грань? Как определить, когда человек оказывается в клубе по интересам, а когда становится частью живой церкви?

– Для меня лично грань лежит в плоскости вхождения в литургическую жизнь. Понятно, что мы должны об этом говорить, к этому приводить, добиваться, чтобы в конечном итоге главным смыслом для верующих стал Христос. Понимаете, нас в Церкви не дела объединяют, нас Христос объединяет.

– Когда же община становится общиной?

– Тогда, когда люди элементарно знают друг друга. Когда между ними складываются религиозные отношения. Когда они вместе молятся, например, читают молитву по соглашению. У нас в приходах это распространено. Прихожане разбиваются на двадцатки и каждый в свое время читает кафизму, поминая друг друга и тех, кому нужна помощь. За день прочитывается вся Псалтирь.

Признак общины – наличие социальных связей, соучастие в жизни друг друга, когда все мы становимся такими соприкасающимися концентрическими кругами. Приходишь в храм и понимаешь, что тебе важен человек, который стоит и молится рядом. Потом его нет месяц-два-три и ты думаешь: почему, куда пропал? Вот это сложившаяся община.

– Как в приходе это должно быть построено? Нужно переписать прихожан с адресами, телефонами, фотографиями? Как быть тем, которые хотят просто прийти и помолиться и чтоб их никто не трогал?

– В Церкви никто никого не должен насиловать. Церковь вообще зиждется на свободе, она живой организма, а не искусственное образование. Замечательно, когда есть прихожанин со здоровой активностью, который имеет понимание о людях нуждающихся. Допускаю и то, что не всякий хочет в этот список нуждающихся попадать. Так оставьте его, а еще привычку «догнать и причинить любовь», и все сложится, как должно.

Помню себя прихожанином. У меня было искушение и настоящая брань против одного человека. Я его знать не знал. Ни имени, ни фамилии, ни профессии, вообще, кто он и что, но внутренняя неприязнь к нему была довольно сильной. Отпустило меня только тогда, когда в Прощеное Воскресенье я попросил у него прощения. А он просто поклонился и отозвался в ответ. Мне стало так легко. Я понял, что моя брань на него была на уровне мыслей, каких-то внутренних смущений, но именно эта сомолитвенность нас объединила.

Вообще, Прощеное Воскресенье, когда человек просит прощения не у узкого круга знакомых, а у всех в храме вне зависимости от степени знакомства – это и есть проявление настоящего общинного духа.

– Некоторые говорят, что им легко молиться в храме, когда никого нет.

– Больше скажу, некоторые даже специально такие храмы выбирают. Но поймите, соборность и сомолитвенность важны, потому что подчеркивают единство и соборность самой Церкви.

Это как цепное дыхание в пении, когда один перестает петь, чтобы набрать воздуха, а мелодия не прекращается, потому что рядом есть тот, кто продолжает петь. Так и в молитве. Стоишь в храме (понятно, все немощные, в молитве внимание рассеивается), а рядом стоит человек, который в этот момент продолжает молиться, пока ты отвлекся. Потом ты перехватываешь дыхание его молитвы.

Литургическая жизнь – это сердцевина, на которую все нанизывается, она основа общинной жизни.

У людей сегодня очень много нужд. У нас в приходах, например, устраивают молебны для беременных и не имущих детей женщин. Это происходит по инициативе самих людей. В общину людей объединяет именно общий молитвенный дух. Священнику же нужно иметь об этом попечение и стараться по мере сил быть соучастником.

Епископ Ахтубинский Антоний. Фото: ahtuba-eparhia.ru

Деление людей на своих и чужих – болезнь церковной жизни

– Как же выстроить такую стройную систему?

– Любить людей. Другого рецепта нет. Но здесь действительно бывает обратная крайность. Когда я был назначен в епархию, обнаружил, что у нас есть приходы с узким кругом лиц, собранных вокруг настоятеля.

Все, что есть на приходе, будь то состояние храма или число прихожан, всех устраивало. Это был такой закрытый клуб для «своих». Люди жили по принципу «лишь бы ничего не менять». Своими действиями мне пришлось взламывать систему.

– Как и зачем?

– Пришлось перемещать священнослужителей, но не потому что я враг людей, и сложившихся отношений на приходе. Мне важно было вывести священника из состояния застоя, в котором может оказаться даже самый талантливый человек. Я старался помещать их в «кризисное» состояние, чтобы они встряхнулись, чтобы выработалась энергия и появился вкус к переменам вокруг.

На вопрос «зачем» ответить еще проще. Круг женщин среднего возраста, которые плотным кольцом смыкаются вокруг настоятеля, отсекая чужаков, как и вообще деление людей на чужих и своих – болезни нашей церковной жизни, доставшиеся нам с советских времен.

Чтобы учредить приход в СССР, нужно было собрать двадцать человек учредителей. Они были ядром, которые решали финансовые вопросы, да и любые другие. Настоятель был наемным человеком при них. Этот ужасный принцип двадцатки в провинции продолжает процветать и сейчас.

Сложно, но важно убедить, кстати и священников, что настоятель – это руководитель прихода, отец, который отвечает за создание в общине атмосферы искренней, нелицемерной, спокойной любви без всяких ненужных мистических вещей и переживаний по поводу конца света.

– Часто за священниками закреплено несколько храмов. Возможно ли в таких условиях создать общину?

– Если у священника в окормлении несколько сел они иногда живут по принципу: приехал, послужил, уехал. Батюшки совершенно искренне считают, что совершить литургию, поисповедовать, причастить – это и есть «сделал, что мог». Но тогда действительно не будет никакой общины.

Литургия – это отдельная сторона служения и жизни священника. Как и для чего священник служит литургию? Что она для него? Просто треба, которую он совершает ради людей, которые пришли и заказали «обедню». Или это момент личного предстояния перед Богом?

Скажу больше – служить недостаточно, нужно, вообще-то, еще и общаться. В конце концов, мы живем за счет прихожан и подаяния. Значит, мы им обязаны. Значит, нужно приехать к людям в будний день, не утром, так вечером, поговорить, узнать о нуждах, помолиться вместе. Никто не пришел? Ну значит просто помолиться за тех, кто в этом месте живет.

Ключевая проблема нашей духовной жизни – кризис духовенства, духовничества и пастырства. Сегодня эти понятия сдвинулись и перепутались. И как следствие в духовной жизни мирян бывает не все в порядке. Они часто совершенно не чувствуют себя частью Церкви, они мыслят себя как нечто внешнее или наоборот, осознают себя хозяевами прихода, где среди них наемный человек – батюшка.

Эти кризисы как раз и заставляют нас говорить о том, что делать, чтобы создать общину. Хотя община настолько естественная вещь, что вне ее церковь жить просто не может.

Если мы будем осуществлять свое пастырство в евангельском, святоотеческом в духе, если в этом духе будем воспитывать своих прихожан, то общины создадутся сами собой и неизбежно.

Молодые священники в селе – герои нашего времени

– Представьте, что наш разговор слушает молодой священник, перед которым такая задача стоит. Он видит, что крепкие общины рождаются из общего дела, которым люди скреплены, как клеем “Момент”. В одном приходе – общие дела милосердия, в другом – воспитание детей в многодетных семьях, в третьем – строительство храма. Общее дело – это такой простой, буквальный и понятный путь для созидания общины.

– Суть же не в общем деле. Его, наконец, можно придумать. В каждом населенном пункте найдется проблема, которую можно и нужно решать. Дело в том, насколько священник мыслит себя пастырем. Готов ли он отвечать за людей, которые к нему притекают, которых ему вверил Господь? Готов ли вести ко Христу, а не к себе в конечном итоге? Насколько он в священстве ради Иисуса, а не ради хлеба куса?

Глубокая пастырская задача в том, чтобы произошло преображение человека. Да, трудно. Но простите, а тогда зачем мы в Церкви? Зачем община, если человек не меняется? Да, это не происходит вдруг и благодаря технологиям.

Здесь нет другого рецепта, кроме Евангелия и идеи Любви. Если любишь, значит тебе не все равно, значит сопереживаешь, значит готов, ущемляя себя, свое время, комфорт идти к человеку. Это и есть деятельное проявление любви.

– Многие ли сегодня идут в священники, потому что это модно?

– Уже не модно. Совсем. Быть священником не только не модно, это становится чем-то неперспективным. Главное, можно сильно начать унывать.

– Отчего унывают священники?

– Люди не отзывчивы и не откликаются. Вроде все правильно делаешь, по «технологии»: встречи организовываешь, беседы проводишь, открыт для всех, а все равно не получается. Но уныние – оно от того, что мы слишком много надеемся на себя. Мы уверены, что можем вот сейчас что-то сделать или сказать и человек рядом переменится.

Ничего подобного. Во всем действует Господь. Молишься Богу, просишь и все устраивается. В свое время, когда у меня было собеседование со Святейшим Патриархом Кириллом, на опасения с моей стороны, что начну унывать от трудностей реальной жизни, он сказал: «А ты не унывай. Ты служи. Служишь – и уже хорошо».

И я понимаю, что литургия – это тот самый момент, когда можно у Бога выпросить все, что угодно, и прежде всего сил. Он даст силы, если тебе это будет полезно, полезно для Церкви, и все будет.

Я архиерей. Мне, наверное, положено ворчать на духовенство, но однажды я посмотрел на своих молодых священников и признался, что очень им благодарен. Они служат в непростых условиях. Вокруг их успешные ровесники куда-то стремятся, едут, двигаются, добиваются. А они отказались от благополучия. Представьте, человек жил в городе, а приехал служить в село.

Средняя зарплата у духовенства в нашей епархии 15-20 тысяч рублей. Бытовые условия часто непростые. Это трудно, это требует самоотверженности, не только от священника но и от его супруги и детей. Не все к этому готовы.

Молодому человеку вообще трудно прийти в храм без ложного энтузиазма, с трезвостью, встать по другую сторону иконостаса и принять, что в жизни от него больше ничего не зависит, а только от Бога. Но многие идут, потому что настолько доверяют Богу, что готовы отдать Ему всю свою жизнь. Я таким людям благодарен.

Принципы жизнеустройства общества поменялись. Не то чтобы человек не хочет быть самоотверженным альтруистом, ему тяжело, под гнетом тех благ и «радостей», которые предлагает мiр. И для меня те, кто сегодня делает выбор в пользу служения Церкви, особенно в селе, настоящие герои нашего времени.

В честь преподобного Антония Великого .

Имя монаха меняется в день пострига, и когда отец игумен Петр, наместник Иоанно-Предтеченского монастыря, накануне пострига, а я тогда ещё учился в духовном училище, невзначай меня спросил, какое житие святого мне близко и нравится, я растерялся. Но в тот момент так получилось, что я совсем недавно прочитал житие Преподобного Антония Великого и сказал об этом. И как бы забылось это все для меня. А когда совершался мой постриг, 15 августа 2005 года, был день памяти тоже Антония, но другого Антония - Римлянина. Но отец наместник дал мне все же имя этого великого святого.

Отец Антоний был определен в число братии Иоанно-Предтеченского монастыря в Астрахани.

Никогда не забуду своё первое послушание. Тогда только начинали строить братский корпус на том месте, где когда-то стояли гаражи. Их убрали, но от одного остался бетонный подъезд. Вот его и нужно было разбить. Я «ковырялся» почти весь день, а к вечеру подошли ребята-трудники и нехитрыми приспособлениями все сломали за полчаса. В те дни работа кипела: завозили кирпич и укладывали его в стопки, заливали фундамент. Обедали в старой трапезной. Места было немного, и я переживал, что не всегда умещался за мужским столом.

В то время в игуменском корпусе ещё жили несколько семей, хотя потихоньку его уже стали освобождать. Глядя на ту разруху, мы не верили, что все это можно привести в порядок.

Но время шло и все менялось: территория, корпуса и сам храм. Вспоминать это немного грустно: тогда что-то было и в нас самих по-другому. И хотя теперь, конечно, многое воспринимается иначе, осталось главное ощущение: храм живой, и он всегда ждет нас…

Файл:Архимандрит Антоний.jpeg

В храме Иоанно-Предтеченского монастыря

27 сентября 2005 года рукоположен архиепископом Астраханским и Енотаевским Ионой во иеродиакона . В одном из интервью владыка Антоний назвал лучшим временем своей жизни период служения в сане диакона . 30 октября 2005 года рукоположен архиепископом Астраханским и Енотаевским Ионой во иеромонаха .

Отец Антоний получил послушание директора воскресной школы, на базе которой в сентябре 2009 года организовал Центр дополнительного образования «Боголепъ».

Также нес в монастыре послушания эконома , а также заведующего и преподавателя епархиальных миссионерско-катехизаторских курсов. Курсы начались с простых бесед о вере и Церкви, проводившихся еженедельно. «Это был второй год моего священства, и я тогда удивился, когда увидел, сколько людей стало приходить на наши встречи. Залы были битком, по 60-70 человек», - вспоминал владыка . Один из создателей Молодёжного Православного движения Астраханско-Енотаевской епархии .

В 2011 году проект «Библиосодружество», выполненный под руководством о. Антония, выиграл грант на конкурсе «Православная инициатива» . Затем иеромонах Антоний стал региональным координатором этого конкурса .

В 2012 году окончил 6-летний курс обучения на заочном отделении миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета по специальности «религиовед», «преподаватель религиоведения», защитив дипломную работу по теме «Межрелигиозный диалог и религиозность учащихся и их семей в образовательных учреждениях Астраханской и Енотаевской епархии в нач. ХХ и нач. XXI вв.», написанную под руководством д. ф.-м. н., профессора А. Б. Ефимова .

Приезжая на сессии, отец Антоний нередко участвовал в различных мероприятиях, связанных с Марфо-Мариинской обителью , .

Архиерейское служение

Митрополит Астраханский и Камызякский Иона

Это был тяжелый момент, со слезами на глазах. Священство для монаха - это послушание. Тебе говорят: «Ты будешь дьяконом»… Конечно, я никогда не думал и не гадал, что мне однажды скажут: «Ты будешь архиереем». Я четко могу сказать, только безумный человек может добиваться, желать, искать этого сана, как, к сожалению, иногда бывает.

17 марта 2013 года за Божественной литургией в Успенском кафедральном соборе Астраханского кремля архиепископом Астраханским и Камызякским Ионой возведён в сан архимандрита .

29 марта 2013 года в Тронном зале соборного Храма Христа Спасителя в городе Москве наречён во епископа Ахтубинского и Енотаевского .

7 мая 2013 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери в Успенском храме Новодевичьего женского монастыря г. Москвы возведен в сан епископа .

Деятельность на Ахтубинской кафедре

8 мая 2013 года, в среду Светлой седмицы новый архиерей прибыл в Ахтубинскую епархию. Обращаясь к пастве, он передавал впечатления своей хиротонии так:

Был в моей жизни монашеский постриг, была дьяконская хиротония, иерейская хиротония, но то, что было вчера, - это было нечто особенное. Могу вам однозначно сказать: я почувствовал, с одной стороны, великую милость Божию, с другой стороны - тяжесть креста архиерейского служения. .

За первый месяц архипастырского служения епископ посетил 15 населенных пунктов в составе новообразованной епархии, проехав более 10 тысяч километров. «У меня постоянное ощущение, что я куда-то еду», - сказал владыка в одном из интервью . Архиерейские богослужения прошли повсюду - от маленьких сельских храмов до храма Рождества Пресвятой Богородицы в с. Никольском (второго по величине храма в Поволжье).

24 июня 2013 г. епископ провел первое епархиальное собрание, на котором были избраны епархиальный совет, епархиальный суд, отделы епархии по катехизации и образованию, по работе с молодёжью, социальной работе и благотворительности, по работе с военными силами и казачеством, миссионерский отдел .

В своем докладе на епархиальном собрании 24 июня владыка Антоний говорил о своем представлении о крепкой приходской общине, без которой, по убеждению владыки, «мы очень скоро окончательно потеряем русские села» .

Хиротонии. Работа с клириками епархии

За первые два года существования Ахтубинской епархии владыка Антоний совершил 7 иерейских и 3 диаконских хиротонии.

С 2015 г. в епархии стали проводиться курсы повышения квалификации для духовенства, включающие лекции и семинары (30 марта - 1 апреля 2015 г., 16-18 ноября 2015 г., март 2016 г.) .

Организация духовной жизни паствы. Святыни

Владыка установил служение ночной Литургии на праздник Крещения Господня. Таким образом служба прошла в 2014 и 2015 годах , .

Начиная с Великого поста 2014 года владыка совершал Литургию Преждеосвященных Даров в вечернее время, как и положено по Уставу .

В Великую Субботу служба погребения Спасителя в соединении с литургией Василия Великого в кафедральном соборе г. Ахтубинска стали служить в ночь с пятницы на субботу.

19 апреля 2014 года владыка привез в Астрахань из Иерусалима лампаду с Благодатным огнём, с которой сразу же отправился в Ахтубинск, чтобы успеть к Пасхальному богослужению . Прибытие Благодатного огня стало традицией, которая продолжилась в 2015 и 2016 гг.

27 апреля 2014 года в селе Чёрный Яр архиерейская литургия впервые началась на берегу Волги, где были совершены чины встречи архиерея и его облачения, после чего молящиеся прошли крестным ходом с пением пасхального тропаря по главным улицам села и зашли в здание храма, где богослужение продолжилось. Его Преосвященство отметил, что это древняя традиция Церкви, когда богослужение начиналось с пением псалмов во время того, как священнослужитель выходил из одного храма и шёл в другой . Таким же образом была отслужена литургия на престольный праздник черноярского храма, 12 июля 2014 года .

В новообразованную епархию часто прибывают православные святыни, поклониться которым собирается множество верующих. В частности, в конце 2013 г. - начале 2014 г. в епархии пребывал ковчег с частицей мощей блаженной Матроны Московской, весной 2014 г. - икона с частицей мощей преподобного Сергия Радонежского, в мае 2014 г. - частица Пояса Пресвятой Богородицы, в октябре - ноябре 2014 г. - частица Ризы Пресвятой Богородицы, в феврале 2015 г. - Крест-мощевик с частицей Ризы Господней и мощами святых из Архангельской митрополии и частица мощей св. Георгия Победоносца . В июле 2015 года из собора Святой Троицы в Симферополе в Ахтубинск была принесена частица мощей святителя Луки Крымского. В сентябре 2015 г. в Ахтубинск был доставлен ковчег с частицей мощей святого равноапостольного князя Владимира. В марте 2016 г. в Ахтубинске и Знаменске пребывала чудотворная икона Божией Матери «Феодоровская». В мае 2016 г. 10 населенных пунктов епархии посетила чудотворная икона Божией Матери «Иверская», переданная Ахтубинской епархии Высокопреосвященнейшим Ионой, митрополитом Астраханским.

В октябре 2014 г. в Ахтубинске впервые состоялась православная выставка-ярмарка, которая включала в себя не только продажу различной продукции, но и миссионерские, катехизаторские, образовательные мероприятия .

По благословению архиерея в 2015 и 2016 гг. на Пасху во всех районах области, входящих в территорию епархии, состоялись крестные ходы .

В рамках празднования 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира в Ахтубинской епархии запланированы установка крестильной часовни на воде в Ахтубинске и проведение единого дня крещения на водах рек епархии (июль 2015 г.), а также крестный ход на лодках вниз по Волге (20-28 октября 2015 г.) .

Устройство обителей

К моменту образования Ахтубинской епархии на её территории располагался только один монастырь - Христорождественский женский в с. Красный Яр одноимённого района Астраханской области.

Владыка Антоний намерен создать мужской монастырь на территории храма Архистратига Божия Михаила в г. Ахтубинск. Пока в храме Архистратига Божия Михаила ежедневно, кроме пятницы, совершается ранняя Божественная литургия, а вечером в воскресенье - акафист Архангелу Михаилу . Владыка уделяет немалое внимание и возрождению женского Воскресенско-Мироносицкого монастыре в селе Зубовка Черноярского района. 26 апреля 2015 года, в день, когда Церковь празднует день святых Жен Мироносиц, в Зубовке состоялось архиерейское богослужение, приуроченное к началу возрождения этого монастыря . В настоящее время обитель имеет статус подворья Христорождественского монастыря . 21 мая 2016 г. в монастырь вернулась Иверская икона Божией Матери, находившаяся после закрытия обители в Покровском соборе г. Астрахань .

Работа с вооруженными силами и казачеством

В связи с тем, что территория Ахтубинской епархии включает в себя ЗАТО г. Знаменск, одним из важнейших направлений работы владыки стало окормление военнослужащих. Началась организация Центра духовной подготовки для военнослужащих, в епархии появилось два военных священника, которые прошли курсы повышения квалификации и теперь служат помощниками командира с верующими военнослужащими в 4 Государственном Центральном Межвидовом полигоне Министерства обороны РФ и Государственном летно-испытательном центре им. Чкалова.

29 августа 2013 г. епископ Антоний совершил Божественную литургию на полигоне Капустин Яр в Астраханской области перед началом учений с боевой стрельбой зенитных ракетных комплексов . 17 декабря 2013 г. владыка освятил на территории одной из частей 4 Государственного Центрального Межвидового Полигона храм в честь Спаса Нерукотворного. Этот храм стал частью Духовно-патриотического центра «Спас», расположенного в 4 ГЦМП . В декабре 2014 на этот храм был установлен первый колокол, а в декабре 2015 года - купол с крестом. 18 февраля 2015 г. владыка Антоний и губернатор Астраханской области А. А. Жилкин открыли воскресную школу для военнослужащих. За год через школу прошло более 1000 военнослужащих. На праздник Богоявления в этом году в воинском храме 23 бойца приняли крещение, а в марте епископ Антоний после оглашения крестил ещё 20 бойцов .

Второй Духовно-патриотический центр было решено создать на территории Государственного летно-испытательного центра г. Ахтубинск . 6 мая 2014 г., в день памяти Святого Великомученика Георгия Победоносца, состоялся чин освящения будущего храмового здания на территории ГЛИЦ . 1 мая 2016 г., в день Светлой Пасхи, была отслужена первая Божественная литургия в этом храме .

Большое внимание владыка Антоний уделяет работе с казачеством. 20 октября 2013 г. владыка отслужил Божественную литургию на полигоне в пос. Стрелецкий Астраханской области, где проходили военно-полевые казачьи сборы. В тот же день епископ встретился с казачьими атаманами, прибывшими на полигон. «Казачество немыслимо без православия, и поэтому возрождение казачества должно идти через его воцерковление», - сказал владыка. Он поручил разработать и распространить памятки со списком минимальных требований к православному казаку - знание Символа веры, молитвы «Отче наш», регулярное причастие и др. Намечены духовные беседы духовников казачьих обществ с казаками . 27 октября 2013 г. владыка участвовал в казачьем круге Красноярской станицы, который проходил на территории Христорождественского женского монастыря села Красный Яр .

С 26 декабря 2014 г. владыка входит в состав рабочей группы Ахтубинского района Астраханской области по делам казачества .

Владыка написал брошюру «Краткое основное руководство духовной жизни для казаков Астраханского войска» .

Информационная деятельность

В новой епархии немедленно появилось два СМИ: сайт епархии и газета «Ахтубинские епархиальные ведомости» . За 2014-2015 гг. вышло 33 номера епархиальной газеты тиражом 3 тысячи экземпляров.

В 2014 г. велась работа над проектом по созданию вики-справочника «Православные храмы и монастыри Ахтубинской епархии Астраханской митрополии» и изданию его печатного варианта. Проект стал победителем международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива 2013-2014» в номинации «Культура» . Справочник вышел в свет в январе 2015 г.

По благословению владыки в сентябре 2014 г. началась работа по сбору материала для вёрстки второго издания иллюстрированного православного журнала «Русь святая, храни веру православную» . Презентация журнала состоялась на Светлой седмице 2015 г.

15 октября 2015 г. вышел первый выпуск аудиоблога владыка Антония на тему «Православный взгляд на мечты и амбиции». Тема была выбрана голосованием пользователей социальной сети «ВКонтакте». Через несколько номеров аудиоблог был преобразован в медиаблог.

С 2017 года аудиоблог владыки звучит на радио "Ретро-FM Ахтубинск" по вторникам и четвергам в 15:00.

Образовательная и катехизическая деятельность

В начале 2014 г. в ахтубинском Владимирском соборе был организован класс, в котором начались беседы о вере и Церкви для взрослых, по четвергам в 18.30. Ряд бесед провел владыка Антоний. Очередной цикл таких бесед («Рождественские беседы») прошел 3, 4, 5 января 2016 года .

С 1 сентября 2014 г. в Ахтубинской епархии были введены обязательные огласительные беседы перед крещением для крещаемых старше 14 лет, восприемников или одного из родителей, в случае если ребёнок младше 14 лет . На епархиальном собрании 16 сентября 2014 г. владыка Антоний предложил клирикам тезисы огласительных бесед, при этом попросив духовенство относиться индивидуально к каждому приходящему ко крещению человеку. Предлагалось проводить две беседы, первая из которых должна быть посвящена основным вероучительным аспектам, а вторая - более короткая, возможно даже непосредственно перед крещением.

Комментируя эту перемену, владыка сказал:

«Думаю и надеюсь, что предварительные встречи перед крещением позволят избежать профанации Таинства. С другой стороны, я совершенно не питаю иллюзий, что всё и сразу заработает, как налаженный механизм».

Владыка лично возглавил процесс организации оглашения в своей епархии и разработал рекомендации для этого процесса . Владыка составил опорный конспект для проведения огласительных бесед, состоящий из восемнадцати пунктов .

По инициативе владыки Антония в январе 2015 г. начал работу межконфессиональный совет по духовно-нравственному воспитанию обучающихся при Министерстве образования и науки Астраханской области , .

В связи с трудностями, возникшими в ходе введения в школах курса Основ религиозных культур и светской этики, в марте 2015 г. состоялись совещания епископа Антония и духовенства Ахтубинской епархии с представителями системы образования. Встречи прошли в Ахтубинске (), Знаменске ().

В 2015 г. началось строительство здания Духовно-просветительского центра Ахтубинской епархии в честь равноапостольного великого князя Владимира. Центр строится на территории храма Владимирской иконы Божией Матери (г. Ахтубинск). Авторы проекта - преподаватель Астраханского инженерно-строительного института Надежда Иванникова и студенты этого же института. Здание будет трехэтажным, его площадь составит 1 000 квадратных метров. Духовно-просветительский центр будет работать по целому ряду направлений: военно-патриотический клуб, клуб молодой семьи, школа приемных родителей, центр народной казачьей культуры, воскресная школа, центр дополнительного образования детей. В здании разместятся домовая церковь, библиотека, спортивный зал, комната матери и ребёнка. Существующее здание храма Владимирской иконы Божией Матери и новый центр вместе при взгляде сверху будут иметь форму креста или самолета, что имеет символическое значение для города авиаторов - Ахтубинска.

«Строительство Духовно-просветительского центра - событие важное не только для Ахтубинского района. На территории всей Астраханской области пока не существует аналогов нашего проекта».

Епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний

Церемония закладки первого камня Духовно-просветительского центра состоялась 8 сентября 2015 г. - в престольный праздник храма Владимирской иконы Божией Матери . К этому времени уже был вырыт котлован под фундамент будущего здания. В основание центра заложили не только капсулу с памятной грамотой на закладку здания, но и камни, привезенные из Херсонеса, где когда-то крестился святой князь Владимир.

Конференции и научная деятельность

В 2014 г. владыка был председателем семинара «Катехизация после крещения» на XXII Международных Рождественских чтениях , а в 2015 г. - семинара «Практические вопросы оглашения» и секции «Психолого-педагогические условия реализации ценностного наставничества в православном образовании» на XXIII Международных Рождественских чтениях.

14 мая 2015 г. в рамках Всероссийской научной конференции «Современные вопросы геотехнического обеспечения строительного инжиниринга» и выставки «Православное зодчество», проходивших в Астраханском инженерно-строительном институте, владыка Антоний прочел открытую лекцию «Духовные основы православной архитектуры», после которой председатель комиссии Союза архитекторов России по культовым сооружениям М. Ю. Кеслер говорил о появлении «владык нового поколения» . В рамках конференции было принято решение о создании объединения храмоздателей Астраханской области. Владыка предложил организовать для них курс повышения квалификации с приглашением лекторов из Российского Православного университета .

В сентябре 2015 года владыка Антоний принял участие в Астраханском народном форуме, где выступил ведущим секции «Современная культура и традиционные ценности» и экспертом на секции «Молодежь и вера» вместе с профессором А. И. Осиповым .

На Рождественских чтениях 2016 года владыка сделал доклад на тему «Основные принципы взаимодействия Церкви и Вооруженных Сил» , 2017 года - «Опыт организации системы пастырского окормления верующих военнослужащих в условиях подготовки и выполнения специальных задач» .

Работа с молодёжью

С осени 2013 г. владыка стал посещать учебные заведения и беседовать с учащимися. Сначала это были школы, а в марте 2014 г. - ахтубинский филиал .

По благословению владыки Антония в епархии стали периодически проводиться молодежные православные слеты:

В Ахтубинской епархии время от времени проводятся так называемые «Русские пробежки» - молодежные акции за здоровый образ жизни. В пробежке 1 января 2016 г. принял участие и епископ Антоний. По сообщению корреспондента одного из местных СМИ, владыка сказал, что специально вышел проверить своё физическое состояние, что намерен приступить к обязательным тренировкам, чтобы соответствовать подрастающему поколению .

В апреле 2016 года на заседании этноконфессионального совета епископ Антоний предложил провести на базе детских палаточных лагерей смену, объединяющую ребят разных национальностей и вероисповеданий. Губернатор Астраханской области А.А. Жилкин поддержал эту идею. Этноконфессиональная смена под названием «Мы – вместе» была проведена в августе того же года. С участниками побеседовал и сам владыка .

Организация приходской жизни

На первом же епархиальном собрании владыка предложил для сплочения прихожан устраивать совместные чаепития после литургии. «Мне очень нравится традиция совместного чаепития после богослужения. Стараюсь добиться, чтобы во всех храмах моей епархии этот обычай соблюдался», - говорит владыка .

Владыка также благословил проводить на каждом приходе открытое приходское собрание минимум три раза в год .

В 2016 г. вышло в свет «Последование Божественной литургии святителя Иоанна Златоуста с нотами для регентов и певчих приходских храмов». Подобранный репертуар основывался на живой исполнительской традиции Иоанно-Предтеченского монастыря г. Астрахани, где владыка служил в бытность священником. По словам епископа Антония, это издание направлено на то, чтобы «улучшить певческую жизнь наших приходов» .

Общение с паствой

Владыка Антоний принимает исповеди как своих духовных чад, так и вообще всех желающих. «Порой владыка уходит из храма, когда из духовенства в алтаре уже не остается ни души; сам разоблачается, хитроумным образом расстегивая пуговицы омофора на уровне лопаток» .

Осенью 2014 г. владыка начал проводить выездные приемы верующих в районных центрах (9 сентября 2014 г. - Харабали , 24 сентября - Красный Яр).

В 2015 году владыка Антоний провёл серию встреч с мирянами. 27 сентября 2015 года состоялась первая из них - в г. Ахтубинск (в Доме офицеров), приуроченная к десятой годовщине со дня принятия владыкой священного сана. Беседа прошла в режиме диалога со всеми желающими , причем владыка ответил на более чем 100 вопросов горожан .

В 2017 году Ахтубинской епархии подарили пароход, на котором владыка намеревается совершать пастырские поездки в Черный Яр по Волге .

Общественная деятельность

Владыка является членом ряда общественных организаций, в частности этноконфессионального совета при губернаторе , межведомственной рабочей группы по ранней профилактике семейного неблагополучия при Центре социальной поддержки населения Ахтубинского района и Общественной палаты МО «Город Ахтубинск» при Главе МО «Город Ахтубинск» , . В 2015 г. владыка также принимал участие в работе организационного комитета по подготовке празднования 70-летия Великой Победы, предложив, в частности, провести масштабный мотопробег от Ахтубинска до Астрахани и затем до Мамаева Кургана с приглашением кого-нибудь из известных людей, а также провести триумфальное шествие на площадь Победы г. Ахтубинска с элементами исторической реконструкции . Мотопробег «Мы - наследники победы» состоялся с 3 по 7 мая по территории Астраханской области от Ахтубинска до областного центра . Такой же мотопробег прошел и в 2016 г.

После теракта в соседнем Волгограде, произошедшего 29 декабря 2013 г., владыка Антоний обратился к пастве с призывом «молитвенно почтить память усопших и молиться о здравии пострадавших. Это наша общая боль. Призываю всех воздержаться от особых новогодних увеселений и посвятить это время молитвенному сопереживанию нашим братьям и сестрам» . 1 января 2014 г. владыка отслужил в Ахтубинске молебен об умножении любви и литию о погибших, а затем в селе Капустин Яр совершил отпевание погибшего при теракте сына одной из прихожанок .

В ноябре 2014 г. владыка Антоний, проходя обучение на курсах повышения квалификации для новопоставленных архиереев, оказался в Москве одновременно с супругой астраханского губернатора А. А. Жилкина и напутствовал её Святыми Тайнами незадолго до её кончины .

21 июля 2015 г. владыка выступил с обращением к пастве, указывая на «недопустимость участия верного христианина» в фестивале красок Холи, который, «по сути, есть не что иное, как языческий демонический обряд» .

26 ноября 2015 г. епископ Антоний совершил панихиду по военнослужащим Российской Федерации, погибшим во время контртеррористической операции в Сирии , - Олегу Пешкову и Александру Позыничу. С этого дня по благословению владыки во всех храмах Ахтубинской епархии за каждой Литургией на сугубой ектенье читаются прошения о победе русского воинства .

22 декабря 2015 г. владыка выступил с докладом на заседании Совета по взаимодействию Думы Астраханской области с представительными органами муниципальных образований региона, призвав к укреплению диалога власти и Церкви , . По словам председателя Думы Астраханской области А. Клыканова, возможно, подобные встречи станут традицией по аналогии Рождественскими Парламентскими встречами в Федеральном Собрании РФ . Епархиальный сайт называет это выступление «в какой-то мере историческим» .

5 апреля 2016 г. в докладе «Опыт служения духовенства и социальная практика в Астраханской митрополии как фактор общественной консолидации» на заседании этноконфессионального совета при губернаторе Астраханской области владыка предложил обратиться ко всем общественно-политическим силам «о необходимости ответственных выступлений в предвыборных кампаниях, исключающих игры на межэтнических и межконфессиональных проблемах», провести семинар для руководителей муниципальных образований о развитии школьной дисциплины «Основы духовно-нравственной культуры народов России», а также организовать слёт верующей молодежи различных конфессий .

6 мая 2016 г. владыка совершил отпевание солдата Красной Армии младшего командира взвода передовых частей Крымского фронта харабалинца Зиброва Ивана Фомича, погибшего в Великой Отечественной войне .

Социальная деятельность

По благословению епископа Антония в епархии была запущена программа подготовки приходских социальных работников под руководством иерея Вячеслава Шемякина, дипломированного специалиста по социальной работе.

В октября 2014 г. владыка посетил следственный изолятор № 2 УФСИН России по Астраханской области, расположенный в Наримановском районе, побеседовал с несовершеннолетними обитателями и личным составом изолятора . В том же месяце владыка посетил и другие социальные объекты Наримановского района: центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Центр реабилитации Фонда социального страхования «Тинаки». В обоих объектах была достигнута договоренность о сотрудничестве с епархией .

По благословению епископа Антония в июле 2015 г. на приходе храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Никольское Астраханской области было создано сестричество сестер милосердия имени преподобномученицы Великой княгини Елизаветы .

Владыка - частый гость в социальном приюте для детей «Любава» . Однажды он вместе с воспитанниками приюта приготовил драники .

26 января 2017 года владыка вместе с епископом Орехово-Зуевским Пантелеимоном , епископом Каменским и Алапаевским Мефодием и ректором ПСТГУ протоиереем Владимиром Воробьевым возглавил очередной пастырский семинар по вопросам социального служения, организованный Синодальным отделом по благотворительности и Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом . Рассматривались вопросы совершения Таинства исповеди, подготовки к нему, а также сложные случаи из пастырской практики .

Строительство храмов и часовен. Реставрация храмов. Открытие новых приходов

21 сентября 2013 г., после литургии и городского крестного хода, владыка Антоний заложил камень в основание будущей часовни у мемориального комплекса «Крыло Икара» в Ахтубинске . Часовня в честь Архангела Михаила была открыта спустя год, 20 сентября 2014 г.

Для устройства ещё одного храма в Ахтубинске (сильно растянутом городе, оба храма которого находятся в одном районе, что затрудняет их посещение для жителей других районов) в 2014 г. владыка обратился к местным властям с просьбой о передаче в бессрочное безвозмездное пользование освободившегося здания музыкальной школы по адресу ул. Заводская, 75. Там будет устроен временный храм в честь святых апостолов Петра и Павла. В декабре 2014 г. в помещении будущего храма состоялось первое богослужение - водосвятный молебен .

Особое внимание владыка уделяет программе «Казачьи рубежи России», по которой в 10 субъектах Российской Федерации будут построены обыденные храмы-часовни. В Ахтубинской епархии такие храмы решено было построить в селе Новоурусовка Красноярского района и в городе Харабали одноимённого района Астраханской области.

Крест и купол храма в честь Апостола Фомы в Харабалях был освящен 25 августа 2014 г., через два дня после трагедии в г. Кировское, где в результате артиллерийского обстрела снаряд попал в храм во время всенощного бдения. Поэтому владыка выразил уверенность, что освящение креста нового храма - это своеобразный ответ на разрушение кировского храма: «Эти люди целились в Церковь Божию. И пусть все они знают, что за каждый разрушенный храм мы построим с вами десять новых» . 19 апреля 2015 года этот храм был освящен . Дата освящения была выбрана неслучайно - Фомино воскресенье, именуемое в народе Красной горкой, когда верующие по традиции стремятся посетить кладбища, на одном из которых и расположен новый храм.

В течение 2014 г. были открыты приходы: в честь пророка Илии с. Речное Харабалинского района (2 августа) , в честь Петра и Февронии Муромских в с. Пологое Займище (14 сентября) , в честь апостола Иоанна Богослова в с. Вязовка Черноярского района (9 октября) . Также образованы приходы в селах Бузан, Вольное, Золотуха, Новоурусовка. В Ахтубинске зарегистрировано архиерейское подворье.

На Покров 2014 г. (14 октября) состоялась первая литургия в храме Покрова Божьей Матери в селе Пришиб Астраханской области. Храм восстанавливался с 90-х гг. XX в. Перед богослужением духовенство и миряне прошли крестным ходом 12 километров от церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Никольское до Пришиба. Шествие возглавил владыка Антоний .

21 сентября 2014 г. владыка совершил закладку крестильного храма в честь Иоанна Кронштадтского в селе Никольское , а в декабре 2014 г. - храма в честь Воскресения Христова на кладбище станции Трусова в Наримановском районе.

В епархии реставрируются старинные храмы в селах Солодники, Копановка, Пришиб, а также кафедральный Свято-Троицкий собор в селе Енотаевка.

12 сентября 2015 года состоялась первая Литургия в молитвенном доме села Поды Черноярского района.

14 октября 2015 года после крестного хода владыка отслужил первую за много лет литургию в центральном приделе Покровского храма села Солёное Займище .

4 ноября 2015 года владыка освятил храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, расположенный в селе Солодники .

12 июня 2016 г. состоялось первая Божественная литургия в храме в честь Воскресения Христова на кладбище станции Трусова в Наримановском районе. Богослужение возглавил владыка Антоний .

Работа с учреждениями культуры

По инициативе владыки Антония в 2015 г. в Ахтубинске был впервые поставлен мини-мюзикл Сергея Плешака «Адам и Ева» .

В 2016 г., когда в астраханском театре оперы и балета был поставлен авторский балет Константина Уральского «Андрей Рублев», владыка провел с артистами просветительскую встречу, посвященную иконописи и истории эпохи, в которую жил великий иконописец . Посетив премьеру, владыка написал рецензию на балет , а позже принял участие в посвященном этой постановке выпуске телепередачи "Консервативный клуб" .

Образ жизни

По свидетельству одного из священников Ахтубинской епархии, владыка до настоящего времени не имеет собственного жилья и живёт в комнатушке между трапезной и ризничной .

Промежуточные итоги

В интервью в феврале 2014 г., говоря об итогах девяти месяцев существования епархии, владыка отметил: «Главное достижение - это осознание нашей епархиальной общности, такой церковной соборности. Мы начали со священниками собираться, вместе обсуждать различные вопросы, вместе служить. Это единение, которое я хорошо чувствую» .

За первый год работы Ахтубинской епархии было образовано 5 приходов, число клириков епархии выросло с 32 до 37 священнослужителей . За третий год состоялись 2 диаконских и одна иерейская хиротонии .

За 2015 год в общем по епархии было зарегистрировано 8 новых приходов и подготовлены документы для регистрации ещё нескольких .

К 7 мая 2016 г. епархия насчитывала 46 зарегистрированных православных приходов, а также 12 приписных храмов, молитвенных комнат и часовен .

Общественная деятельность за пределами епархии

С 12 по 19 сентября 2016 г. владыка в составе делегации Русской Православной Церкви совершил визит в группировку российских войск в Сирии. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, на российской авиабазе Хмеймим был совершен чин освящения часовни во имя святого великомученика Георгия Победоносца. Члены делегации встретились с митрополитом Латакии Иоанном, епископом г. Тартуса Афанасием, а также командованием группировки. За время визита были совершены две Божественные литургии, 18 молебнов, крестный ход с иконой святого Георгия Победоносца вокруг авиабазы. Проведены беседы с военнослужащими .

Многие наблюдавшие за работой пастырей отметили, что, несмотря на довольно высокие ранги в церковной иерархии, владыка Антоний и отец Сергий действовали как рядовые священники – проводили службы, осуществляли таинства, общались со всеми желающими… И самое главное, стоически переносили трудности, которые испытывали их подопечные. Днём нещадно палило солнце, но священнослужители в строгом облачении, проводя молебны на открытом воздухе, уже одним своим видом укрепляли дух воинов.

19 октября 2016 г. владыка Антоний, окормляющий военнослужащих крупнейшего в России военного полигона, принял участие в семинаре по вопросам пастырского окормления военнослужащих, организованном ПСТГУ совместно с Синодальным отделом по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами. Владыка сказал: «Важно понимать цель - для чего вообще мы совершаем Таинство исповеди, для чего мы её организуем. Количественные показатели - не могут быть самоцелью» .

23 октября 2016 г. владыка сослужил за Литургией в Русском на Афоне Пантелеимоновом монастыре в день интронизации новоизбранного игумена Евлогия (Иванова) .

Публицистическая деятельность

Ещё в бытность иеромонахом владыка написал рассказ для так называемого второго тома книги «Несвятые святые», которую архимандрит Тихон (Шевкунов) собирался составить из историй, присланных читателями. Рассказ был опубликован 11 апреля 2014 года и вызвал ряд положительных отзывов на сайте Православие. RU .

Образование

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, в сентябре 2013 г. владыка Антоний поступил в Общецерковную аспирантуру и докторантуру имени святых Кирилла и Мефодия на кафедру истории .

С 17 по 28 ноября 2014 г. владыка Антоний проходил обучение на курсах повышения квалификации для новопоставленных архиереев Русской Православной Церкви, организованных Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия .

Сочинения

  • Миссионерский аспект деятельности образовательных учреждений Астраханской епархии в период с XVIII по начало ХХ века
  • Слово архимандрита Антония (Азизова) при наречении во епископа Ахтубинского и Енотаевского
  • Жил человек… История для 2-го тома «Несвятых святых» Епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний (Азизов)
  • Краткое основное руководство духовной жизни для казаков Астраханского войска
  • Послания и проповеди епископа Антония на сайте Ахтубинской епархии

Награды

Примечания

  1. Интервью с епископом Ахтубинским и Енотаевским Антонием // Ахтубинская правда. 2014. 19 февраля.
  2. Господь ведет за руку. [Интервью с архимандритом Антонием (Азизовым)] // Фаворский свет. 2013. № 6 (07). С.14.
  3. Сайт астраханских знатоков
  4. Команда знатоков «Фирма», турнир «IRC-2003»
  5. Епископ Ахтубинский и Енотаевский Анотоний: «Первая наша задача, это быть доступным - предельно доступным всем» . // Богословско-образовательный проект «Двоеслов»
Дата рождения: 18 июня 1979 г. Страна: Россия Биография:

В 1996 г. окончил среднюю школу, в 2000 г. — мореходный колледж по специальности «Электромеханик судового электрооборудования».

В 2004 г. окончил Астраханский государственный технический университет с квалификацией «инженер-электромеханик» по специальности «Эксплуатация электрооборудования и автоматики судов».

В 2004-2005 гг. обучался в Волгоградском духовном училище.

15 августа 2005 г. принял монашеский постриг с именем Антоний в честь прп. Антония Великого; был определен в число братии Иоанно-Предтеченского монастыря г. Астрахани.

Нес в монастыре послушания эконома, директора и преподавателя Центра дополнительного образования «Боголепъ», заведующего и преподавателя епархиальных миссионерско-катехизаторских курсов.

В 2012 г. окончил 6-летний курс обучения на заочном отделении миссионерского факультета по специальности «религиовед», «преподаватель религиоведения».

Решением Священного Синода от 12 марта 2013 г. () избран епископом Ахтубинским и Енотаевским.

17 марта 2013 г. архиепископом Астраханским Ионой в Успенском соборе Астраханского кремля в сан архимандрита.

Во епископа 29 марта 2013 г. в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве. 7 мая за Божественной литургией в Новодевичьем монастыре в Москве. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Церковь и Мир - епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний Азизов.

Родился 18 июня 1979 г. в г. Астрахани.
В 1996 г. окончил среднюю школу, в 2000 г. - мореходный колледж по специальности «Электромеханик судового электрооборудования».
В 2004 г. окончил Астраханский государственный технический университет с квалификацией «инженер-электромеханик» по специальности «Эксплуатация электрооборудования и автоматики судов».
В 2004-2005 гг. обучался в Волгоградском духовном училище.
15 августа 2005 г. принял монашеский постриг с именем Антоний в честь прп. Антония Великого; был определен в число братии Иоанно-Предтеченского монастыря г. Астрахани.
27 сентября 2005 г. архиепископом Астраханским и Енотаевским Ионой рукоположен в сан иеродиакона.
30 октября 2005 г. архиепископом Астраханским Ионой рукоположен в сан иеромонаха.
Нес в монастыре послушания эконома, директора и преподавателя Центра дополнительного образования «Боголепъ», заведующего и преподавателя епархиальных миссионерско-катехизаторских курсов.
В 2012 г. окончил 6-летний курс обучения на заочном отделении миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета по специальности «религиовед», «преподаватель религиоведения».
Решением Священного Синода от 12 марта 2013 г. (журнал № 19) избран епископом Ахтубинским и Енотаевским.
17 марта 2013 г. архиепископом Астраханским Ионой в Успенском соборе Астраханского кремля возведен в сан архимандрита.
Наречен во епископа 29 марта 2013 г. в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве. Хиротонисан 7 мая за Божественной литургией в Новодевичьем монастыре в Москве. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Приятное для Знакомство в Интернете:
Несколько лет назад я была в Астрахани и узнала - ТАМ РОДИТЕЛИ записывают своих детей в школу«Боголепъ» при Иоанно-Предтеченском монастыре чуть ли не с рождения - конкурс! А Директором и преподавателем Центра дополнительного образования «Боголепъ» был Иеромонах Антоний!

Митрополит Астраханский и Камызякский Иона:
"Антонию привили крепкую веру бабушка и мама. Он окончил высшее учебное заведение, АГТУ. Тогда монастырь только у нас открылся, и он устроился туда дворником, потом стал послушником, поступил в Свято-Тихоновский Университет, который и окончил в декабре - у него два высших образования, и он очень хорошо умеет говорить. Как-то я доверил ему проводить ярмарку: «Благоустрой все здесь». Он так все хорошо все устроил! И нельзя не заметить множество его замечательных способностей. Я внимательно наблюдаю за его ростом".
Теперь иеромонаху Антонию (Азизову) определено быть Епископом Ахтубинским и Енотаевским
Епископ Анто́ний (в миру И́горь Шамсулла́евич Ази́зов; 18 июня 1979, Астрахань) - епископ Русской православной церкви, епископ Ахтубинский и Енотаевский.
Тезоименитство - 30 января (память преподобного Антония Великого).

"Вчера, когда Святейший Патриарх Кирилл и другие архипастыри совершали надо мной свои святительские молитвы, я понимал, что моих немощных сил недостаточно, чтобы понести это высокое служение, и что только их молитвами, их благословением, благодатью Духа Святаго моя немощь может укрепиться. Но также и вас сегодня я прошу о молитвах. Был в моей жизни монашеский постриг, была дьяконская хиротония, иерейская хиротония, но то, что было вчера, - это было нечто особенное. Могу вам однозначно сказать: я почувствовал, с одной стороны, великую милость Божию, с другой стороны - тяжесть креста архиерейского служения".

За первый месяц архипастырского служения епископ посетил 15 населенных пунктов в составе новообразованной епархии, проехав более 10 тысяч километров. «У меня постоянное ощущение, что я куда-то еду», - сказал владыка в одном из интервью. Архиерейские богослужения прошли повсюду - от маленьких сельских храмов до храма Рождества Пресвятой Богородицы в с.Никольском (самого большого храма в Поволжье).

"Я увидел, что нигде нет какой-то безысходности и унылости. Да, есть трудности и переживания, но, тем не менее, есть удивительная способность у людей, живущих в России, принимать жизнь такой, какая она есть и радоваться тому, что даёт Господь. Я раньше мало общался с верующими людьми в сёлах и здесь я вижу, что они отличаются от верующих в городах, у них более выражена связь с духовным наследием, духовными корнями. И она себя проявляет: в бабушках и дедушках очень крепкая жизненная сила. И она меня приятно поразила"
http://www.patriarchia.ru/db/text/2877794.html

Начало деятельности в Ахтубинской епархии

8 мая 2013 года, в среду Светлой седмицы новый архиерей прибыл в Ахтубинскую епархию. Обращаясь к пастве, он сказал:
Вчера, когда Святейший Патриарх Кирилл и другие архипастыри совершали надо мной свои святительские молитвы, я понимал, что моих немощных сил недостаточно, чтобы понести это высокое служение, и что только их молитвами, их благословением, благодатью Духа Святаго моя немощь может укрепиться. Но также и вас сегодня я прошу о молитвах. Был в моей жизни монашеский постриг, была дьяконская хиротония, иерейская хиротония, но то, что было вчера, - это было нечто особенное. Могу вам однозначно сказать: я почувствовал, с одной стороны, великую милость Божию, с другой стороны - тяжесть креста архиерейского служения.
За первый месяц архипастырского служения епископ посетил 15 населенных пунктов в составе новообразованной епархии, проехав более 10 тысяч километров. «У меня постоянное ощущение, что я куда-то еду», - сказал владыка в одном из интервью.
Архиерейские богослужения прошли повсюду - от маленьких сельских храмов до храма Рождества Пресвятой Богородицы в с. Никольском (самого большого храма в Поволжье).
Я увидел, что нигде нет какой-то безысходности и унылости. Да, есть трудности и переживания, но, тем не менее, есть удивительная способность у людей, живущих в России, принимать жизнь такой, какая она есть и радоваться тому, что даёт Господь. Я раньше мало общался с верующими людьми в сёлах и здесь я вижу, что они отличаются от верующих в городах, у них более выражена связь с духовным наследием, духовными корнями. И она себя проявляет: в бабушках и дедушках очень крепкая жизненная сила. И она меня приятно поразила
24 июня 2013 г. епископ провел первое епархиальное собрание, на котором были избраны епархиальный совет, епархиальный суд, отделы епархии по катехизации и образованию, по работе с молодёжью, социальной работе и благотворительности, по работе с военными силами и казачеством, миссионерский отдел.
В своем докладе на епархиальном собрании 24 июня владыка Антоний сказал:
Я глубоко убежден, что если ядром сельской общины не будет сельская приходская община, то мы очень скоро окончательно потеряем русские села. <…> Вот у меня есть образ такой крепкой общины, где людям не все равно, что происходит с ближним, где социальная работа, прежде всего, сводится к тому, что люди помогают друг другу, друг друга знают и в беде не оставляют, где образование основано на том, что сами родители объединяются, создают школу, своих же детей учат Закону Божьему. Потому что в этом есть необходимость. Где миссионерская работа основана на том, что приход не замкнут сам на себе, где он всегда открыт окружающим людям. И вот эти люди, собранные в храме, - они особенные, они радостные. Вот вам миссионерская работа.
Да, это идеал. Я уже много раз слышал фразу, что людям ничего не надо. Когда мы это произносим, сразу отгораживаемся от людей. Люди нас никогда не услышат, если мы будем говорить, что им ничего не надо. Должно быть надо нам. Сегодня мы с вами слышали прекрасное Евангелие о том, как Господь оставляет 99 овец и взыскивает одну заблудшую. И когда я говорю слово «приход», я буду всегда иметь в виду не тех людей, которые приходят к нам в храмы по воскресениям и субботним дням, я буду иметь в виду всех тех людей, которые живут на территории вашего храма. Всех тех людей, которые живут на территории шести районов нашей епархии. Я считаю их нашими прихожанами. Больше вам скажу, я даже не делю их по национальному признаку, потому как глубоко убежден, что национальность не определяет вероисповедание. И поверьте, если мы с вами будем считать прихожанами только тех, кто к нам пришел, то мы плохие пастыри. Мы должны сами идти к людям. И если живущие вокруг нас люди пока ещё не в храме, это должна быть наша проблема.
Организация духовной жизни паствы
На праздник Крещения Господня, 19 января 2014 г., владыка отслужил в Ахтубинске ночную литургию, которую посетило несколько десятков человек.
Великим постом 2014 года владыка совершал Литургию Преждеосвященных Даров в вечернее время, как и положено по Уставу.
Работа с вооруженными силами и казачеством
В связи с тем, что территория Ахтубинской епархии включает в себя ЗАТО г. Знаменск, одним из важнейших направлений работы владыки стало окормление военнослужащих. Началась организация Центра духовной подготовки для военнослужащих, в епархии появилось два священнослужителя, чьим послушанием является духовное окормление военного состава.
29 августа 2013 г. епископ Антоний совершил Божественную литургию на полигоне Капустин Яр в Астраханской области перед началом учений с боевой стрельбой зенитных ракетных комплексов. 17 декабря 2013 г. владыка освятил на территории одной из частей 4 Государственного Центрального Межвидового Полигона храм в честь Спаса Нерукотворного. Этот храм стал частью Духовно-патриотического центра 4 ГЦМП.
Я вижу заинтересованность руководства гарнизона, под Центр отдали солдатский клуб. Там проблема «висела» долгие годы - были выделены штатные должности капелланов, и вот, наконец, на них пришли священники. Сейчас мы их отправили на обучение.
Большое внимание владыка Антоний уделяет работе с казачеством. 20 октября 2013 г. владыка отслужил Божественную литургию на полигоне в пос. Стрелецкий Астраханской области, где проходили военно-полевые казачьи сборы. В тот же день епископ встретился с казачьими атаманами, прибывшими на полигон. «Казачество немыслимо без православия, и поэтому возрождение казачества должно идти через его воцерковление», - сказал владыка. Он поручил разработать и распространить памятки со списком минимальных требований к православному казаку - знание Символа веры, молитвы «Отче наш», регулярное причастие и др. Намечены духовные беседы духовников казачьих обществ с казаками. 27 октября 2013 г. владыка участвовал в казачьем круге Красноярской станицы, который проходил на территории Христорождественского женского монастыря села Красный Яр.
«Для поддержания дисциплины во главе должно стоять послушание атаману, принцип единоначалия. Это можно сравнить с послушанием Владыке духовенства вверенной ему епархии. Атаман должен быть примером праведной духовной жизни, поскольку взрослых, состоявшихся людей властью, принуждением, силой что-либо сделать не заставишь. Если хочешь, чтобы за тобой пошли люди, добейся уважения, стань им примером», - сказал епископ.
Информационная и катехизическая деятельность
В новой епархии немедленно появилось два СМИ: сайт епархии и газета «Ахтубинские епархиальные ведомости».
В начале 2014 г. в ахтубинском Владимирском соборе был организован класс, в котором начались беседы о вере и Церкви для взрослых, по четвергам в 18.30. Беседы вел владыка Антоний.
Работа с молодежью
С осени 2013 г. владыка стал посещать учебные заведения и беседовать с учащимися. Сначала это были школы, а в марте 2014 г. - ахтубинский филиал МАИ.
По благословению владыки Антония 22-24 ноября 2013 г. в Ахтубинской епархии состоялся первый молодежный слет, который открылся лекцией архиерея, а 14-16 февраля 2014 г. - слет православной молодежи Черноярского района. Епархия предполагала таким путем положить начало молодежным активам при приходах.
Общественная деятельность
Владыка вошел в состав межведомственной рабочей группы по ранней профилактике семейного неблагополучия при Центре социальной поддержки населения Ахтубинского района и Общественной палаты МО «Город Ахтубинск» при Главе МО «Город Ахтубинск».
После теракта в соседнем Волгограде, произошедшего 29 декабря 2013 г., владыка Антоний обратился к пастве с призывом «молитвенно почтить память усопших и молиться о здравии пострадавших. Это наша общая боль. Призываю всех воздержаться от особых новогодних увеселений и посвятить это время молитвенному сопереживанию нашим братьям и сестрам». 1 января 2014 г. владыка отслужил в Ахтубинске молебен об умножении любви и литию о погибших, а затем в селе Капустин Яр совершил отпевание погибшего при теракте сына одной из прихожанок.
Социальная деятельность
По благословению епископа Антония в епархии была запущена программа подготовки приходских социальных работников под руководством иерея Вячеслава Шемякина, дипломированного специалиста по социальной работе.
Другие события
По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, в сентябре 2013 г. владыка Антоний поступил в Общецерковную аспирантуру и докторантуру имени святых Кирилла и Мефодия на кафедру истории.
21 сентября 2013 г., после литургии и городского крестного хода, владыка Антоний заложил камень в основание будущей часовни у мемориального комплекса «Крыло Икара» в Ахтубинске.
16 октября 2013 г. на втором епархиальном собрании, подводя итоги работы епархиального совета и своей за минувшие месяцы, епископ отметил, что в период после 24 июня им было совершено 45 Божественных Литургий и были посещены все приходы Ахтубинской епархии. В процессе реставрации и финансовой поддержки находятся восстанавливающиеся храмы Успения Пресвятой Богородицы в селе Копановка и Покрова Пресвятой Богородицы в селе Пришиб Астраханской области. Отдельно Его Преосвященство отметил освящение поклонного креста в селе Сероглазка и сход жителей в селе Золотуха, во время которых верующие проявили большой интерес относительно строительства сельских храмов и выступили с инициативой создания приходской общины.
В интервью в феврале 2014 г., говоря об итогах девяти месяцев существования епархии, владыка отметил: «Главное достижение - это осознание нашей епархиальной общности, такой церковной соборности. Мы начали со священниками собираться, вместе обсуждать различные вопросы, вместе служить. Это единение, которое я хорошо чувствую»
Из: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%ED%F2%EE%ED%E8%E9_(%C0%E7%E8%E7%EE%E2)

Епископ Антоний (в миру Игорь Шамсуллаевич Азизов ; 18 июня 1979, Астрахань, РСФСР, СССР) - иерарх Русской православной церкви, епископ Ахтубинский и Енотаевский с 7 мая 2013 года.

Биография

Как признается в одном из интервью сам владыка, он родился в нерелигиозной семье, где бабушка по маминой линии до последнего хранила партийный билет. Будучи по крови только наполовину русским, владыка считает себя русским по духу.

В 1985-1996 годах обучался в школе № 30 города Астрахани.

В 1997 году поступил в Астраханский мореходный колледж, который окончил в 2000 году по специальности «Электромеханик судового электрооборудования».

В возрасте 19 лет, 19 января, крестился по обету, данному перед иконой свт. Николая Чудотворца.

В 2000 году поступил в Астраханский государственный технический университет.

Студентом активно играл в Что? Где? Когда? в составе одной из местной команд знатоков,.

В студенческие годы начал посещать храм Иоанно-Предтеченского монастыря.

Окончил АГТУ в 2004 году с квалификацией «инженер-электромеханик» по специальности «Эксплуатация электрооборудования и автоматики судов».

В 2004 году поступил в епархиальное Волгоградское духовное училище, которое окончил в 2005 году. Именно этот год, проведенный в стенах Свято-Духова монастыря, и повлиял на решение будущего архиерея принять монашество.

Монашество и священническое служение

15 августа 2005 года принял монашеский постриг с именем в честь преподобного Антония Великого.

Имя монаха меняется в день пострига, и когда отец игумен Петр, наместник Иоанно-Предтеченского монастыря, накануне пострига, а я тогда ещё учился в духовном училище, невзначай меня спросил, какое житие святого мне близко и нравится, я растерялся. Но в тот момент так получилось, что я совсем недавно прочитал житие Преподобного Антония Великого и сказал об этом. И как бы забылось это все для меня. А когда совершался мой постриг, 15 августа 2005 года, был день памяти тоже Антония, но другого Антония - Римлянина. Но отец наместник дал мне все же имя этого великого святого.

Отец Антоний был определен в число братии Иоанно-Предтеченского монастыря в Астрахани.

Никогда не забуду своё первое послушание. Тогда только начинали строить братский корпус на том месте, где когда-то стояли гаражи. Их убрали, но от одного остался бетонный подъезд. Вот его и нужно было разбить. Я «ковырялся» почти весь день, а к вечеру подошли ребята-трудники и нехитрыми приспособлениями все сломали за полчаса. В те дни работа кипела: завозили кирпич и укладывали его в стопки, заливали фундамент. Обедали в старой трапезной. Места было немного, и я переживал, что не всегда умещался за мужским столом.

В то время в игуменском корпусе ещё жили несколько семей, хотя потихоньку его уже стали освобождать. Глядя на ту разруху, мы не верили, что все это можно привести в порядок.

Но время шло и все менялось: территория, корпуса и сам храм. Вспоминать это немного грустно: тогда что-то было и в нас самих по-другому. И хотя теперь, конечно, многое воспринимается иначе, осталось главное ощущение: храм живой, и он всегда ждет нас…

27 сентября 2005 года рукоположен архиепископом Астраханским и Енотаевским Ионой во иеродиакона. В одном из интервью владыка Антоний назвал лучшим временем своей жизни период служения в сане диакона. 30 октября 2005 года рукоположен архиепископом Астраханским и Енотаевским Ионой во иеромонаха.

Отец Антоний получил послушание директора воскресной школы, на базе которой в сентябре 2009 года организовал Центр дополнительного образования «Боголепъ».

Также нес в монастыре послушания эконома, а также заведующего и преподавателя епархиальных миссионерско-катехизаторских курсов. Курсы начались с простых бесед о вере и Церкви, проводившихся еженедельно. «Это был второй год моего священства, и я тогда удивился, когда увидел, сколько людей стало приходить на наши встречи. Залы были битком, по 60-70 человек», - вспоминал владыка. Один из создателей Молодёжного Православного движения Астраханско-Енотаевской епархии.