Пасха: что это за праздник, когда он появился и в чём его особенности. Светлый праздник пасхи

  • 10.10.2019



Храм уже ук рашен и готов для службы, . Теперь в нашем сознании храм - это Живоносный Гроб Спасителя. А сами мы идём к нему, как некогда жёны-мироносицы.

Торжественный звон

__________

В основе мира лежит седмица. Число шесть указывает на сотворённый мир, а число семь - напоминает о том, что сотворённое покрыто благословением. Здесь - ключ к пониманию празднования субботы. В седьмой день, т.е. в субботу, Бог благословил то, что создал, и, отдыхая в субботу от ежедневных дел, человек должен был размышлять о делах Творца, славить Его за то, что Он всё дивно устроил. В субботу человек не должен был проявлять влас

___________

Без веры в Воскресшего Христа нет христианства. Вот почему все противники нашей веры с упорством стараются поколебать истину Воскресения.

Первое возражение: Христос на кресте не умер: Он только впал в глубокий обморок, от которого потом очнулся в пещере, встал со Своего ложа, отвалил громадный камень от дверей гроба и ушел из пещеры… К этому...

_____________

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

Все как следует. Душа отдыхает на вашем сайте: нет многословной и пустой информации. Видно, что ваш храм любят прихожане. Это так здорово. Судя по всему, и настоятель у вас то, что надо, раз ведется такая работа. Удачи и Бог вам в помощь. С удовольствием жду ваших обновлений. Игорь. Калуга

________________________

Все по делу у вас. Спасибо и удачи. Воронеж

________________________

Очень интересный сайт!!! Храм помню с детства... В этом Храме меня крестили и моих детей тоже. И в 09г мужа окрестил о.Феодор. Очень благодарна ему... Публикации интересны и познавательны.Я теперь частый гость... Магадан

___________________

Пост, воскресный день, путешествие в Вифлеем. Что еще нужно для души? Молитва. Спаси Господи батюшка Федор Вас и сотрудников сайта за вашу заботу о наших душах, сердцах и умах. Светлана

____________________

Здравствуйте! Сегодня увидела объявление в храме о том, что существует сайт у нашего Воскресенского собора. Так радостно и приятно посетить сайт, каждый день теперь буду заходить на сайт нашего храма и читать душеполезную литературу. Спаси Господи всех трудящихся в храме! Спасибо Вам большое за вашу заботу и труды! Юлия

______________________

Неплохой дизайн, качественные статьи. Ваш сайт понравился. Удачи! Липецк

ЧТО ПРОИСХОДИТ НА ПАСХУ


Мы каждый год заново переживаем события, произошедшие 2000 лет назад, события, которые и являются основой христианства. Для меня, как и для многих из нас, празднование Пасхи - это, прежде всего, переживание богослужения, в котором живо передаётся картина истинных Страданий Христа и Его Воскресения.

Да, именно Страданий Христа. Страстная неделя неотъемлимо связана с Пасхой. Без неё не было бы Воскресения Христова. Те малые дни, когда мы старались сердечно прилепиться ко Христу в самые Его земные дни, когда Он был особенно одинок, уже позади. Мы словно пробовали исправить то, что уже было. Тогда даже апостолы думали о земном, о приобщении к славе и просили у Спасителя разрешения сесть по правую и левую Его руку.


В Понедельник мы прочли об Иосифе, и ты в очередной раз понял и почувствовал, как опасна зависть и как велико целомудрие. Во Вторник Христос обличал книжников, а вместе с ними и тебя, потому что ты тоже втайне гордишься знанием и опытом и считаешь себя лучших всего прочего мира. В Среду Иуда спросил: "Что мне хотите дать, и я вам предам Его?". А в это время блудница, не боясь неоправданных трат, выльет на Тело Христа большой сосуд мира. И ты ужаснешься этой связи Священной истории с деньгами. Бесценный продается за стоимость простого раба, а куча денег тратится непрактично, из одной любви, и это угодно Богу. Ты ужаснулся, потому что "корень всех зол - сребролюбие", и кто дерзнет сказать, что этот корень не растет и в его душе?

Поэтому, в Четверг, когда апостолы, в ответ на Христово "один из вас предаст Меня", спрашивали в страхе: "Не я ли, Господи?", ты тоже спросишь, дрожа: "Не я ли?" Верить себе нельзя, и ты причастишься, по-особому чувствуя слова: "ни лобзания Тебе дам, яко Иуда"


В Пятницу ты плакал. И на Часах, и на выносе Плащаницы, и на Чине Погребения. Самая лучшая проповедь в этот день: "Плачьте, люди! Сегодня Он умер за нас!"


В Субботу было тихо-тихо. Потому что Он - во Гробе. Но душа Его в это время в аду сокрушает замки и запоры. Суббота - день выхода душ из плена и ада. Это уже Пасха, хоть и не все об этом знают. В тишине вечера Великой Субботы трепетно бьётся сердце в ожидании радости, с уверенностью, что она будет!




Члены синедриона просили у Пилата разрешения приставить стражу ко Гробу, объясняя это опасением, чтобы ученики Христа не похитили Его Тела. На самом деле это был тайный страх, что совершится чудо, это была попытка немощными человеческими силами воспрепятствовать Божественному промыслу и всемогуществу.



А теперь спускается тёмная палестинская ночь. Всё объято сном, на всём лежит покров ночной таинственной тишины и спокойствия. Вдали белеют стены Иерусалима. Спит Иерусалим. Спокойно почивают старейшины и первосвященники. Близится полночь. Дремлет стража у опечатанного гроба. Тишина и мрак.


Вход в пещеру еще закрыт огромным камнем, отвалить который смогут с трудом несколько человек. У тела Христа невидимо стоят ангелы, как воины у трона Царя. И, как последний вздох песен надгробных, звучит канон Великой Субботы "Волною морскою".

И в храме темно, чтобы мы почувствовали, что это ночь, когда нет обманчивого света, когда всё погружено в темноту, всё, казалось бы, соответствует тому мраку, что царит на земле. Это повторяется каждый год на протяжении тысячелетий, и мы идём в храм, когда ещё читаются Деяния.

И посередине - всё тот же гроб с мёртвым Страдальцем. И тихо раздаются всё те же печальные погребальные песни. Нам никто ничего не говорит и не объясняет: нет пропаганды, нет громких слов, нет утешений. Но мыи не ждём человеческих слов и доказательств, они всё равно никому и ничего не доказали. Мы верим и ждем, что Христос Воскреснет!

Это как раз тот момент в богослужении, когда все в храме молчит, когда не читают и не поют, когда мы все в ожидании того, что должно случится что-то очень и очень важное.





И вдруг Небесный свет воссиял над гробницей ярче, чем вспышки молний или огненный столп, который вел израильтян в пустыне. Это лучилось сразу после полуночи. Совершилось чудо, которое Он возвещал в пророчествах и притчах своим ученикам. Свидетелями Воскресения были люди, далекие от ветхозаветной религии, совершенно не ожидавшие чуда у пещеры Гроба, - римские воины.


Стража в ужасе упала на землю, а затем, очнувшись, направилась в город искать первосвященников, чтобы рассказать о свершившемся чуде. Первосвященники прибегли к универсальному средству - взятке. Они заключили с воинами тайный договор: воины должны были сказать, что тело похитили ученики Иисуса Христа, а первосвященники, придя к Пилату с дарами по случаю прошедшего праздника, дать деньги сверх положенной суммы за прощение воинов.

Чудо свершилось, но мы этого еще не знаем. Но, вдруг, из-за закрытых Царских врат доносится, как бы издалека, негромкое пение: Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити.

Пение нарастает и крепнет, отверзаются Царские врата, появляются фонарь, крест, колышутся хоругви, иконы, и в блистающих одеждах, словно небожители, выходят священнослужители.


Крестный ход движется через храм к выходу.



И вот мы выходим из храма со свечами в руках. Какой слабый, какой прерывистый этот свет! И как мало его в этом, во тьму погружённом, мире!





Незабываемые, трепетные мгновения. Крестный ход выходит из храма, сотни свечей загораются в руках у верениц людей и, под мелкий моросящий дождик обходит храм. Возможно, это самый чудный из крестных ходов.



Храм уже украшен и готов для службы, но всем нужно из него выйти. И двери нужно обязательно закрыть . Теперь в нашем сознании храм - это Живоносный Гроб Спасителя. А сами мы идём к нему, как некогда жёны-мироносицы.

Торжественный звон разливается в весеннем воздухе. Светящаяся процессия устремилась навстречу Солнцу Правды - Воскресшему Христу, она обходит храм и останавливается у дверей. Всё смолкает. Мы стоим перед закрытыми дверямя точно так же, как когда-то очень давно женщины пришли ко гробу и спрашивали себя: Кто отвалит нам камень от двери гроба? - ибо камень этот был весьма большим.


Ведь апостолы и жены-мироносицы не знали еще о страже, охранявшей пещеру, они еще и не знали о свершившемся чуде. Тогда, как мы сейчас, они направились к Гробу Христа, чтобы возлить на Его тело миро, смешанное с их слезами.

И над нами сегодня всё тот же камень - камень неверия, камень мира, ни во что не верящего, мира, в котором торжествуют только сила и страх.

Кто пережил эту минуту молчания, сомнения и маловерия тут, у этой закрытой двери, перед этим вечным камнем, тот знает, о чём я говорю.

Привален камень, закрыта дверь, и пытается ветер погасить слабое пламя свечей… Что можем мы против этой всемирной черноты, всемирной пустоты, мы - маленькая кучка людей, никем не признанных, над верой которых смеётся и издевается мир?


Еще немного и сейчас случится самое важное, и мы переживём внезапный подземный удар, что сотрясает холм. С грохотом отваливается огромный камень. Блистающий, как молния, предстаёт пред стражей Ангел. Гроб пуст. Но мы этого еще не знаем…

И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем. Мария Магдалина, подойдя ко Гробу, увидела огромный камень, отваленный от пещеры. Войдя во Гроб, встретила Ангела, сидящего у Гроба в знак того, что Небесный вестник ожидал ее. Вид Ангела походил на блеск молнии и пламя огня. Гроб был наполнен неземным светом. Ангел сказал Марии Магдалине и другим женам-мироносицам: «Что вы ищите живого среди мертвых? Христос Воскрес!»

Два слова! Ни объяснений, ни доказательств. Этот голос только сообщает и возвещает: Христос воскресе! И чудо совершается, то же чудо, всегда то же. Несётся в ответ радостный возглас: Воистину воскресе! И принимает душа, принимает сердце эти два слова, как что-то самое глубокое и подлинное в нас. Отступают и эта ночь, и это молчание, и открывается дверь, и вступаем мы в ликование Пасхи, и узнаём несомненно и неопровержимо, что ещё раз, на наших глазах, совершилась победа. Победа над злом, победа над тьмой, над ненавистью, пнад страхом, победа над смертью. Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и жизнь жительствует… И, как жены-мироносицы поспешили, как на крыльях, в Иерусалим, чтобы возвестить апостолам о Воскресении Христа из мертвых, так и мы теперь на весь мир кричим: Христос Воскрес!


Обман, самообман, выдумка, легенда, психоз? Но неужели обман и психоз могут продолжаться две тысячи лет? Неужели так ничтожен и слаб человек, что те же два слова могут снова и снова торжествовать в нём над всей этой лавиной объяснений и обличений, что направлена на него и льётся на него столетия?

Мы ничего не можем ни доказать, ни объяснить - не можем и не хотим. Но если есть на земле доказательство, то вот оно - пасхальная ночь, пасхальная радость, пасхальный свет.

Теперь, в полночь, после двенадцатого удара колокола, когда предстоятель громким голосом, едва позволяя душе вместе с голосом не вырваться из груди, скажет: "Слава Святей и Единосущней и Животворящей и Нераздельней Троице", - мы войдём в храм и наполним его светлую тишину ликованием. Через двери открытого и опустевшего Христового гроба мы входим в царство света и в радость его. Сам Царь, оставаясь до времени не видимым земному зрению, говорит входящим: "Добре, рабе благий и верный. Вниди в радость Господа Твоего".


Когда освящается храм, уже должно быть понятно, что он есть земное небо. Архиерей, неся в руках святые мощи, подходит в день освящения к закрытым вратам церкви, говоря: "Поднимитесь, двери вечные, и войдёт Царь славы!" Служители через закрытые врата спрашивают: "Кто сей Царь славы?", - на что слышат ответ святителя: "Господь сил, Он - Царь славы" (Пс. 23, 7-10).

Затем двери открываются, и святитель входит внутрь, чтобы молитвой, и помазанием мира, и последующим богослужением превратить земное сооружение в жилище Того, Кого не вмещает небо и небеса небес. Но то совершается раз в жизни. Пасха же радует человеческую душу ежегодно, давая вхождением в храм после крестного хода предощутить будущее вхождение в самое Небо.


В это Воскресенье ночью ты поймешь смысл жизни. Да-да, ни больше, ни меньше. У Жизни есть смысл и есть имя. Имя Жизни - Иисус Христос. Он жив, Он рядом, и если ты любишь Его, то слова заканчиваются.



Только потом эту ошеломительную радость нужно будет спрятать на донышко бездонной души, как главное сокровище, и выстраивать свою жизнь в соответствии с полученным опытом. Ты вкусил и видел, яко благ Господь. Теперь не пропускай воскресные дни без молитвы в храме, исполняй заповеди, молись искренно, замечай Его следы на пыльных путях повседневности.

И звучат глаголы поситине Божественные, принесенные с самого Неба, от Престола Божия, раскрывающие нам великую тайнк бытия Божия, говорят о том, Кто был Сын Божий, Воскресший в эту Святую Ночь: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть и без Него ничто не начало быть, что начало быть (ин1, 1-3). И звучат эти слова на всю Вселенную, на разных языках мира...





Это точка опоры. Не упустить бы шанс. Кто выплакал душу на Страстной седмице и наполнился силой и пением на Светлой, тот на вопросы о смысле жизни улыбается теплой улыбкой, а глаза у него в это время искрятся.

В ту ночь оглянулась душа вокруг и увидела, что ночь - светлее дня, потому что таких же радостных, как она, душ вокруг - множество.


"Христос воскресе!" - "Воистину воскресе!". Храм сверкает, всё залито светом. Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя… Очистим чувствия и узрим… Христа блистающася.

Всё должно быть забыто: и разделение, и вражда. Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем, рцем: братие и ненавидящим нас простим вся Воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых…

И каждый день после службы нужно выходить на улицу, высоко подняв кресты и хоругви, чтобы с победным пением, под колокольный трезвон всколыхнуть пасхальным каноном Иоанна Дамаскина весенний воздух и окропить святой водой сияющие лица прихожан.














И РАЗДАЕТСЯ СВЯТОЕ «ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ» НА ВСЕХ ЯЗЫКАХ МИРА.

на греческом: Χριστος Aνεστη!

на латыни: Christus resurrexit!

на английском : Christ is Risen!

на немецком : Christus ist auferstanden!

на французском : Le Christ est ressuscité!

на испанском : Cristo ha resucitado!

на итальянском : Cristo è risorto!

на шведском : Kristus är uppstånden!

История Пасхи. Истинное значение праздника. Языческие и христианские традиции в праздновании Пасхи. Пасхальные символы, обряды и поверья. Современные пасхальные традиции.

Пасха – самый радостный и самый почитаемый праздник в православном мире. Ему предшествует суровый сорокадневный пост, к нему готовятся заранее: убирают в домах, готовят праздничную трапезу, пекут куличи. С ним связано множество традиций, обрядов и поверий. Но знаем ли мы, что это за праздник, Пасха? Как он появился и что означает? Какова история возникновения Пасхи?

История праздника Пасха

Праздник в честь Воскресения Бога существовал у разных народов задолго до возникновения христианства. Египтяне в канун апреля устраивали гуляния в честь воскресения бога Осириса. Древние кельты и германцы поклонялись богине весны и плодородия Остаре, отмечая приход весны крашеными яйцами и маленькими пшеничными булочками. А в Древней Греции прославляли богиню плодородия Деметру.

Праздник весны у славян

Славяне также отмечали праздник пробуждения природы. У наших предков была своя покровительница – Царь-Девица или Зоря. Славяне верили: когда встречаются два весенних месяца – март и апрель, Царь-Девица появляется из-за моря и одним взглядом своим заставляет растения буйно цвести, курей – нестись, коров – давать больше молока. В красавицу Зорю влюбляется Ярило – Бог Весеннего Солнца, что носит белые одежды и венок из первых трав.

Мужчины в Праздник весны разжигали костры, стараясь изо всех сил подражать Солнцу: если огонь будет гореть, пока не погаснет заря, сбудутся все желания. Горящие костры также символизировали победу весны над зимой. А для прекрасной половины населения Пасха была более экзотичной. Женщины на утренней зорьке собирались в условленном месте, выбирали себе богиню, раздевали ее догола и обливали студеной водой. Подруги украшали тело девушки травами, полевыми цветами и впрягали ее в плуг: в таком виде она должна была пройти вокруг всей деревни. Смысл этого обычая очень простой: Зоря (Царь-Девица, она же Весна) призывала к плодородию землю и пробуждала к жизни растения.

По возвращению домой усталые, но довольные поселяне накрывали праздничный стол, а после трапезы обливали друг друга водой, водили хороводы и прыгали через костер.

История появления Пасхи. Происхождение слова «пасха»

У иудейских племен еще 5 тысячелетий назад Пасха была праздником отела скота, потом ее связывали с началом сбора урожая, а позднее – с освобождением еврейского народа из египетского рабства. Именно после того, как Моисей вывел евреев из Египта, и был установленный праздник, названный Пасхой, что в переводе означает «избавление». Так же как и евреи избежали погибели в рабстве и обрели землю обетованную благодаря Моисею, так и православные христиане обрели вечную жизнь благодаря вере в своего Спасителя – Иисуса Христа. Новозаветная христианская Пасха празднуется после ветхозаветной иудейской: так сложилось, что Христос был распят в тот самый вечер, когда у евреев принято закалывать к Пасхе ягненка, а воскрес уже после наступления еврейского праздника.

Христианская пасха

Каждый год мы отмечает Пасху в разное время. В григорианском календаре этот праздник не имеет привязки к какому-то конкретному дню, так как с 325 года его дата рассчитывается по солнечно-лунным циклам: Пасха отмечается в первое воскресенье после полнолуния, что наступает после весеннего равноденствия.

Христианская или Новозаветная Пасха – это праздник, что наполнился новым смыслом: радостью воскресения сына Божьего, победой Жизни над смертью, света над тьмой. Очень символично то, что россияне празднуют Пасху в воскресенье: это служит нам напоминанием о том, что именно в этот день – в воскресенье, воскрес Иисус Христос.

История праздника Пасха в России. Православная Пасха

Традиционная православная Пасха пришла на Русь вместе с крещением, и народ принял нового Бога – Иисуса Христа, передав ему функции Царь-Девицы. А вот традиции празднования остались прежними. Еще долго Пасха походила на языческое празднество.

Пасхальные традиции и обряды

Со временем появились у православных славян и новые поверья, ритуалы, обычаи. Многие приурочены Страстной неделе (Страстной седмице), предшествующей Великому дню Светлого Христова Воскресения.

В Чистый четверг до восхода солнца купались в проруби, реке или в бане, в этот день причащались и принимали таинство, убирали в избе, белили печи, ремонтировали ограды, приводили в порядок колодцы, а в Средней полосе России и на Севере окуривали жилища и хлева ветвями можжевельника. Можжевеловый дым считался целебным: люди верили, что он защищает близких и «животинку» от болезней и всякой нечисти. В Чистый четверг освящали соль и ставили ее на стол рядом с хлебом, пекли куличи, пасхальную бабу, медовые пряники, варили овсяный кисель, чтобы задобрить мороз.

Пасхальная трапеза

Исстари в воскресное утро вся семья собиралась за праздничным столом. После торжественного богослужения в храме возвращались домой, покрывали стол белой скатертью и раскладывали на нем принесенную из церкви обрядовую еду. Семейная трапеза начиналась с освященного яйца: его кусочек доставался каждому, кто сидел за столом. После этого всем полагалось по ложке творожной пасхи и куску кулича. И только потом на стол ставили другие блюда, приготовленные в честь праздника, и начиналось радостное застолье.

В этот день украшали дома венками из зеленых веточек и живых цветов, звали в гости кумовьев и друзей, устраивали пышные застолья, христосовались друг с другом, обменивались яйцами, куличами и троекратными поцелуями, целый день отдыхали и общались.

На праздник в домах зажигали лампады и свечи. Священники в праздничных одеждах, подпоясанные белыми рушниками, совершали крестный ход вокруг храма, а после ходили по дворам. В деревнях с наступлением сумерек играли на скрипках. Всю Светлую неделю (ее также называли Красной неделей, Светлой седмицей) гуляли и веселились, а остатки освященной в церкви пищи закапывали в поле, чтобы урожай был богатым.

Пасхальные поверья

С праздником Пасхи связано огромное множество поверий. Люди верили, что этот день настолько свят и чист, что с пасхальным благовестом бесы и черти проваливаются сквозь землю, а в церкви, во время пасхальной службы, можно увидеть колдуна с рожками и ведьму с маленьким хвостиком.

В пасхальное воскресенье разрешалось просить у Бога всего, что душа пожелает: преуспевания в делах, щедрого урожая, хорошего жениха. В пасхальную ночь набирали водицы из родника, приносили ее домой, не проронив по дороге ни единого слова, и окропляли этой водой жилища и амбары – на счастье и благополучие.
Бытовало и такое поверье: если съешь на Пасху яйца, снесенные курами в Страстной четверг – защитишь себя от недугов, а зароешь их скорлупу в землю на пастбище – убережешь скотину от всякой напасти.

Пасхальные символы и связанные с ними древние ритуалы

Пасхальный огонь, ключевая вода ручья, венок, яйца, зайцы, куличи – все эти символы Великого дня имеют корни в далеком прошлом. В самом празднике Пасхи воплощены древние верования разных народов. Вода очищает и защищает от болезней и несчастий. То, что в Чистый четверг нужно вымыться, чтобы целый год не болеть – и есть воплощение древних верований о силе ручьевой воды.

Огонь защищал наших предков от хищных зверей и нечистой силы, люди разводили костры, чтобы прогнать зиму и быстрее встретить весну. Пасхальный огонь воплотил в себе силу очага. Огонь горячей свечи – в церковном понимании символ Воскресения.

Пасхальный венок – олицетворение вечной жизни. Яйцо еще у древних племен символизировало маленькое чудо рождения, зайцы у многих народов издавна считались символом плодородия и процветания, а прообразы куличей – бабки, славяне пекли с незапамятных времен.

С яйцом связано много обычаев. На них наши предки писали молитвы, магические заклинания, их клали к ногам богов и просили ниспослать благополучие и плодородие. В первых славянских городах крашеные яйца весной дарили друг другу влюбленные, выражая так свою симпатию. А любимым пасхальным развлечением на Руси было катание крашеных яиц.

В России издавна существовала традиция изготовления стеклянных, деревянных, шоколадных, сахарных яиц, а также серебряных и золотых, украшенных драгоценными камнями. На писанках рисовали храмы, иконки, жанровые сценки, пейзажи.

Современные пасхальные традиции

У светлого праздника Воскресения Христова – свои особые традиции и обычаи. Покраска яиц на Пасху, христосование, торжественные утренние службы, на которых освящают свечи, воду и пищу для пасхального стола, праздничный обед в кругу семьи – эти обычаи очень давние, они сохранились не только в России, но и во многих других странах.

У славян популярны яичные бои за пасхальной трапезой, или «чоканье» яйцами, как говорят в народе. Это очень простая и забавная игра: кто-то держит яйцо носиком вверх, а «соперник» бьет его носиком другого яйца. У кого скорлупа не треснула, тот продолжает «чокаться» с другим человеком.

В Европе и Америке одной из самых популярных пасхальных традиций является «охота за яйцами» – детская игра, что заключается в прятанье, разыскивании и катании по наклонному газону игрушечных и шоколадных яиц. Каждую Пасху устраивают такой праздник в Вашингтоне – прямо на лужайке перед Белым домом.

Традиционны для Пасхи и сладкая выпечка: баба в Польше, бабобка в Чехии, бабки и маковые рулеты на Украине, кексы и сладкие булочки в Великобритании, кулич и пасха в России, пирожные с шоколадной начинкой во Франции, сладкие горячие булочки и торт-безе, украшенный мандаринами, ананасами, киви и земляникой в Австралии.

История Пасхи – это путешествие сквозь тысячелетия. Листая ее страницы, можно каждый раз открывать для себя что-то новое, ведь история происхождения Пасхи – это переплетение языческих и христианских традиций, верований древних племен и обычаев разных народов.

Воскресенье Христово закончилось, но верующие почему-то продолжают приветствовать: «Христос Воскресе!»

У больших православных праздников есть дни предпразднства и попразднства - период до и после самого праздника, когда в богослужении звучат его отголоски.

Попразднство Пасхи, главного христианского праздника, самое длинное - 38 дней.

Учитывая сам день праздника и день отдания, православные празднуют Пасху 40 дней.
Столько Спаситель пребывал на земле до Своего вознесения.

Из этого периода особо выделяется первая неделя после Пасхи - Светлая седмица.

Во все дни этого праздника мы приветствуем друг друга словами « воскресе!» - «Воистину воскресе!», которыми мы исповедуем веру в воскресение Господа, обмениваемся красными яйцами, которые символизируют новую жизнь.

Слово «Пасха» в переводе с еврейского означает «избавление».

Христианская новозаветная Пасха - это день, в который совершился наш переход от смерти к нетленной жизни, от земли к Небу.

Своим воскресением Господь открыл людям врата рая, подарил великую радость и надежду.

Спаситель воскрес в ночь на третий день после крестной смерти, Сам, силой Своего Божества. Ночью сотряслась земля, с небес сошел ангел и отвалил камень от двери гроба-пещеры.

На рассвете женщины, взяв с собой благовонное миро, отправились ко гробу, чтобы помазать тело умершего Спасителя. Они увидели камень, отваленный от двери гроба, и ангелов, которые возвестили им о воскресении Христа.

Мироносицы поспешно рассказали об этом апостолам, но те не поверили.
Однако Иоанн и Петр все же побежали ко гробу и увидели в пустом гробу сложенные погребальные одежды.
Когда ко гробу пришла плачущая Мария Магдалина, ей явился воскресший Христос.
В тот же день Его увидели другие мироносицы, Петр, евангелист Лука, другие апостолы, кроме Фомы.
Но прежде всего, согласно Священному Преданию, воскресший Иисус явился Своей Пречистой Матери.

Итак, празднование продолжается:

*по завершение Пасхальной седмицы Церковь продолжает праздновать Пасху, но с уже с меньшей торжественностью, до Вознесения Господня, т.е. еще 32 дня;

*общее число дней празднования Пасхи равно 40 - ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения.

ЧТО МОЖНО И ЧТО НЕЛЬЗЯ НА ПАСХУ:

Когда можно разговляться на Пасху?

Разговление (первая скоромная трапеза после окончания поста) на Пасху обычно совершается после Литургии и причастия. Если вы были на Литургии ночью, то после ночной службы можете приступать к праздничной трапезе. Если вы пришли на Литургию утром, то точно так же - после причастия - можно разговляться. Главное, ко всему нужно подходить с чувством меры. Не объедаться.

Если вы по какой-то причине не может встретить Пасху в храме, разговляться можно начинать примерно в то время, когда в храмах заканчивается праздничная Литургия. Чем хороша в этом плане Церковь? Мы и постимся вместе, и разговляемся вместе. То есть все делаем сообща. Это то, чего так не хватает современному миру, - общность.

Как правильно провести день Пасхи?

Есть ли вещи, которые нельзя делать?

В этот день нельзя грустить, ходить хмурым и ругаться с ближними. Но только помните, что Пасха - это не 24 часа, а как минимум целая неделя - Светлая седмица. В богослужебном плане Воскресение Христово празднуется семь дней.

Пусть эта неделя будет примером того, как мы всегда должны вести себя в обществе, среди людей.

Как стоит провести Пасху? Радоваться, угощать других, приглашать их к себе в гости, посещать страждущих. Одним словом, все то, что приносит радость твоему ближнему, а значит и тебе.

Что можно есть на Пасху и можно ли пить алкоголь на Пасху?

На Пасху можно есть и пить все, главное, делать это умеренно. Если вы умеете вовремя остановиться, вы можете угоститься всеми блюдами, выпить вина или немного крепких напитков - не до сильного опьянения, конечно. Но если вам трудно себя ограничивать, лучше не притрагивайтесь к алгоколю. Порадуйтесь веселием духовным.

Можно ли работать на Пасху?

Чаще всего вопрос, работать или нет, зависит не от нас. Если пасхальное воскресенье у вас выходной, это, конечно, очень хорошо. Вы можете и посетить храм, и встретиться с близкими, и поздравить всех.

Но часто бывает так, что мы оказываемся людьми подневольными и по графику работы вынуждены работать на Пасху. Нет ничего страшного в том, если вы потрудитесь. Может, и можно по этому поводу погрустить, но не больше пяти минут! Послушание есть послушание. Делайте свою работу в этот день добросовестно. Если вы в простоте и правде исполните ваши обязанности, Господь обязательно коснется вашего сердца.

Можно ли заниматься домашней работой на Пасху? Делать уборку, вязать, шить?

Когда мы где-то читаем, что в праздник есть запрет на домашнюю работу, нам стоит понимать, что не просто запрет, а благословение на то, чтобы мы провели это время во внимании к Господу, празднику и нашим ближним. Чтобы не мы зацикливались на мирской суете. Запрет на работу на Пасху не канонический, это, скорее, благочестивая традиция.

Домашние хлопоты - неотъемлемая часть нашей жизни. Вы можете заниматься ими и в праздник, но только подходя к этому разумно. Чтобы не провести Пасху, занимаясь генеральной уборкой до самой ночи. Иногда лучше, например, оставить немытую посуду в раковине, чем раздражаться на домочадцев, которые не помыли за собой тарелки.

Что значит, если человек умер на Пасху?

Это знак особой милости Божией или наказание?

Если на Пасху или на Светлой седмице умирает верующий человек, для нас это, действительно, признак милости Божией к этому человеку. Народная традиция говорит даже, что тот, кто скончался на Пасху, входит в Царствие Небесное без мытарств, то есть минуя Страшный суд. Но это «народное богословие», догматически все-таки каждый человек будет судим и даст ответ за свои грехи перед лицем Божиим.

Если же в эти дни умирает человек неверующий, то, я думаю, это ровным счетом ничего не значит. Ведь и при жизни Воскресение Христово не было для него знаком избавления от смерти...

Можно ли ездить на кладбище на Пасху?

Такой традиции не было в Церкви никогда. Она родилась среди людей во времена Советского союза, когда человек был лишен духовного общения и отстранен от Церкви. Где еще было встретиться с загробным миром, о котором говорит Церковь и с верой в существование которого так жестоко боролась власть? Только на кладбище. Ездить к родным на могилки никто не мог запретить.

С тех времен и повелось ездить на кладбище на Пасху. Но сейчас, когда храмы открыты и мы можем пойти на пасхальную службу, лучше ездить на кладбище к близким в другие дни. Например, на Радоницу - в день, когда по традиции Церковь поминает умерших. Приехать туда пораньше, привести могилки в порядок, посидеть спокойно рядом и помолиться.

Как надо приветствовать друг друга на Пасху?

Пасхальное приветствие - ангельское. Когда Жены-мироносицы пришли к Гробу Господню, чтобы помазать тело распятого Христа благовониями, они увидели там Ангела. Он возвестил им: «Что вы ищете живого между мертвыми?», то есть рассказал, что Спаситель воскрес.

Мы приветствует наших братьев и сестер по вере на Пасху словами «Христос воскресе!» и отвечаем на приветствие: «Воистину воскресе!». Тем самым мы говорим всему миру, что для нас Воскресение Христова - основа жизни.

Что принято дарить на Пасху?

На Пасху можно дарить ближним любые приятные и нужные подарки. И будет хорошо, если к любому подарку пасхальное яичко, разукрашенное или красное. Яичко как символ свидетельство новой жизни - Воскресения Христова.

Красный цвет пасхального яйца - это память о предании, согласно которому Мария Магдалина подарила императору Тиберию на Пасху яйцо. Император сказал ей, что не верит в то, что человек мог воскреснуть, что это так же невероятно, как если бы это яйцо из белого вдруг стало красным. И, по преданию, случилось чудо - на глазах у всех яйцо стало красным, как кровь Христова. Теперь крашеное яйцо - символ Пасхи, Воскресения Спасителя.

Что делать со скорлупой от освященных яиц и зачерствевшим куличом?

Благочестивая традиция говорит нам, чтобы мы не выкидывали вместе с мусором то, что освящено в храме. Все это можно сжечь, например, на приусадебном участке, и закопать пепел там, где люди и животные не будут попирать его ногами. Или опустить в речку. Или, заранее договорившись со служителем в храме, принести скорлупки туда: в каждом храме есть так называемое «непопираемое место».


ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ В ДНИ ПАСХИ

Пасха - время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.

Церковь, учитывая психологию людей, разделяет дни празднования и дни печали. То радостное ликование, которое Церковь сообщает верующим на Пасху, отделяется от настроения грусти, которое сопровождает поминовение усопших.

И существующий в настоящее время обычай посещать кладбища в первый день Пасхи - противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается.

На Пасху и во всю Светлую Седмицу, ради великой радости Воскресения Христова, в Храмах отменяются все заупокойные богослужения и панихиды.

Первое поминовение усопших и первая панихида совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник - Радоница (от слова радость – ведь празднование Пасхи продолжается). В этот день служится заупокойная служба и верующие посещают кладбище – помолиться об усопших, чтобы пасхальная радость передалась и им.

Можно ли после Пасхи идти на кладбище и наводить порядок на могилах, до поминальных дней?

После среды Светлой Седмицы уже можно пойти на кладбище, чтобы убрать могилы своих близких после зимы перед праздником Радоницей.

В случае смерти человека, а смерть на Пасху традиционно считается знаком милости Божией, то отпевание совершается по пасхальному чину, включающему в себя множество пасхальных песнопений.

Дома поминать можно, можно подавать и записки, но публичное поминовение в пасхальные дни в виде панихиды не проводится.

Если на время Пасхи и Светлой Седмицы выпадает годовщина смерти, поминки переносят на период, начиная с Радоницы.

Скоро придет весенний день, когда в доме и на улицах прозвучат не традиционные пожелания доброго утра, а слова «Христос воскрес!» и ответные «Воистину воскрес!». Эти радостные возгласы возвестят о самом светлом христианском празднике – Пасхе. У этого величайшего религиозного события много названий, Пасху величают Светлым Воскресением, Великоднем. Светлой седмицей называется и вся последующая пасхальная неделя. Это не просто день окончания , а праздник победы жизни над смертью, день воскресения Господня.

Дата светлого праздника Пасхи

Пасха празднуется всегда в различные дни календаря, но всегда в воскресенье. Существует правило, по которому церковные служители рассчитывают дату праздника. Формула расчета такова: Пасха всегда празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния, которое наступило после весеннего равноденствия. Почему же в таком случае католики и православные отмечают Пасхи в различные дни? Связано это с разницей в 13 дней между солнечными календарями. Для расчета даты праздника католическая церковь пользуется григорианской методикой (астрономически более точной), а православная церковь по-прежнему использует в своих расчетах юлианскую систему.
Празднование Пасхи православной церковью в 2009 году приходится на 19 апреля.
Методика расчета даты Пасхи называется пасхалия. В самом начале христианства своя пасхалия была у каждой церкви. Но затем во всем христианском мире была принята юлианская пасхалия. Она была наиболее простой и при этом отвечала всем требованиям. Католическая церковь перешла на более сложную григорианскую пасхалию, что и привело к разным датам празднования. Католическая и православная Пасхи могут отличаться по датам на неделю, на 4 и даже на 5 недель, а могут совпасть. Например, такое совпадение дат наблюдалось в прошлом, 2007 году (приходилось на 8 апреля) и будет в 2010 и 2011 годах (4 и 24 апреля соответственно). Если же дата Пасхи совпадает с , то такое торжество называется Кириопасха, что в переводе с греческого означает Господня Пасха.

Приготовления к празднику

Собственно слово «пасха» в переводе с греческого означает «избавление». Иисус Христос ценой смерти избавил человечество от гибели, приняв мученическую смерть за всех людей. Предшествующая Пасхе неделя называется Страстной седмицей и связана с последними днями жизни Христа. В эту неделю пост особо строг, люди вспоминают события, предшествовавшие казни Господа и его последующего Воскресения. Перед Пасхой не бывало шумного веселья, народных гуляний, не игрались свадьбы. Зато считалось, что добрые дела, совершаемые под Светлое Воскресение, помогают снять грехи с души.
Страстная седмица – время подготовки к великому празднику Пасхи. В четверг, который называют Чистый четверг, нужно вымыть и вычистить весь дом. В четверг можно печь куличи, красить яйца и готовить еду на праздничный пасхальный стол.
В Страстную пятницу, день казни Христа, верующие люди вообще не едят, до момента, символизирующего искупительную жертву – сейчас это вынос плащаницы. МирСоветов напоминает, что в этот день запрещены любые приготовления к грядущему торжеству.
Великая Суббота – в этот день первосвященники велели выставить охрану у могилы Христа. В этот день также допускаются приготовления к празднику. Готовка, крашение яиц – все должно быть приготовлено до полуночи. Именно тогда в церквях начинается праздничное богослужение.
Оно начинается колокольным перезвоном и длится всю ночь. Всенощная пронизана духом ликования, исполнена радостью победы жизни над смертью. Под несмолкаемый колокольный звон проходит ход вокруг храма. После того, как священник отслужил службу, 12 раз поменяв убранство, начинается освящение продуктов.

Пасхальные продукты

Традиционным пасхальным блюдом, без которого невозможно представить праздник, являются куличи, пасхи и крашеные яйца. Начинать трапезу нужно именно с них.
Обычай красить яйца очень древний. В Греции считают, что пошел этот обычай с Марии Магдалины. Она поднесла императору Тиберию белое яйцо и сказала, что Христос воскрес. Император сказал, что не может мертвый воскреснуть, как яйца не могут стать красными. В ту же минуту яйцо в руке его стало красным. С тех пор пошел обычай красить яйца в различные цвета, украшать их узорами (писанки и крашенки), но остается красный цвет – цвет победы и жизни.
Пасхой оканчивается семинедельный пост, поэтому на должны быть мясные продукты. В этот праздник хозяйки стараются перещеголять друг друга в приготовлении вкусных, красивых и аппетитных блюд. Неуместными в этот день будут только рыбные и . В Пасху после поста разрешаются спиртные напитки. Самым лучшим выбором для праздничного стола будет Кагор, но подойдет и любое другое.
Все блюда должны быть красиво оформлены и сервированы. Мясные блюда посыпают зеленью, украшают листиками салата или глазируют. Крашеные яйца выкладывают на тарелку, украшенную фигурками цыплят и зеленью, тогда блюдо с крашенками будет выглядеть по-настоящему праздничным.
Рецептов творожных пасх и сдобных куличей великое множество. МирСоветов напомнит только несколько обязательных правил, которых стоит придерживаться при приготовлении. Для того чтобы выпечка получилась пасхальной, ни в коем случае нельзя экономить на продуктах. Всего должно быть много и качество продуктов должно быть отменным. Готовить нужно только в хорошем настроении, иначе лучше не браться за сдобу. Готовые блюда необходимо украсить: глазурь, яркая цветная посыпка, свежие листики мяты, формы с узорами для творожных пасх, вензель ХВ на куличах и пасхах – все хорошо для главных блюд пасхального стола.
Заварная пасха от Дарьи Донцовой
Для приготовления нужно 10 желтков, 2-3 стакана сахара, 0,3 л сливок и немного ванилина. Всё это помешивая смешать и на умеренном огне варить до тех пока масса не станет густой (не доводить до кипения). После полученную массу необходимо перелить в посуду из фарфора (либо в керамическую), добавить нарезанное на небольшие кубики сливочное масло (400 гр) и дать остыть. Когда смесь остынет добавить в нее 1,6 кг сухого, протертого через сито творога. Полученную массу поместить в форму, оставить под гнетом на 10-12 часов.

Народные пасхальные обычаи и обряды

Наверное, самым известным пасхальным обычаем является обряд христосования: троекратного поцелуя и приветствия словами «Христос воскрес!», «Воистину воскрес!». Но обычай «боев» крашеными яйцами – тоже христосование. Необходимо было стукнуть разные концы яиц, как люди христосуются в щеки. Обычаев, связанных с крашеными яйцами очень много. Например, обычай в пасхальную трапезу разделить одно яйцо на всю семью, чтобы та была единой весь год. Девушки, вернувшись с Всенощной, умывались водой, в которой лежала крашенка, чтобы быть такой же яркой и красивой весь год. Старики ходили на кладбище христосоваться с умершими и оставляли на могилах крашеные яйца.
Остатки праздничной трапезы не разрешалось выбрасывать. Крошки куличей, упавшие на пол, тщательно собирались. У некоторых народов принято хранить корочку пасхального кулича весь год как оберег.
Праздник Пасхи уходит корнями в глубокую древность. Иудейские племена отмечали праздник Песах, связывая его сначала с отелом скота, а позднее с исходом евреев из Египта. У египтян также был свой праздник возрождения жизни. Богиня Изида по кусочкам собирала тело своего умершего мужа, бога Озириса. Яйцо же во все века было символом жизни, модели мира в миниатюре. Подобные праздники возрождения природы можно найти в прошлом буквально каждого народа.
Главное все же в празднике Пасхи – это радость, духовное ликование. В этот день люди, благодаря Иисусу Христу, обрели надежду на вечную жизнь. Поэтому впустите в свои сердца радость и любовь и встречайте ближних восклицанием «Христос воскрес!», чтобы услышать в ответ «Воистину воскрес!».

Пасха – это чудесный праздник , полный света и радости, один из древнейших праздников христиан и самый главный в церковном богослужении. Это праздник триумфа жизни над смертью, Воскресения Христова, посвящённый самому значимому и удивительному событию раннехристианской эры.

Пасха – переходящий праздник без фиксированной даты , каждый год дата разная в зависимости от исчисления по лунно-солнечному календарю. Пасха так и переводится с иврита, как «проходящий мимо», «преходящий».

Пасхальная неделя начинается в самое первое воскресенье, последовавшее за полнолунием, что наступает после дня весеннего равноденствия.

История Пасхи

В дохристианской традиции еврейская Пасха (Песах) посвящена Исходу израильтян из Египта под предводительством Моисея. До разрушения римлянами главного Иерусалимского храма в 70 г. н.э., в пасхальную ночь предписывалось съесть принесённого в ритуальную жертву ягнёнка с горькими травами и мацой, теперь же на Песах едят только мацу – пресные лепёшки, по форме немного напоминающие православные блины. Празднуется Песах неделю, первый и последний день которой — нерабочие дни.

Невзирая на то, что Песах и Пасха посвящены разным событиям, христианская Пасха корнями уходит в ветхозаветную.

Свое название день Христова Воскресения получил именно от иудейского праздника Песах. Это заимствование названия для христианского праздника объясняется тем, что все последние трагические события земной жизни Христа произошли именно в дни перед иудейской Пасхой, а воскрес Он — в пасхальную ночь.

Символическая связь христианской Пасхи с Исходом из Египта сынов Израиля отражена в библейских текстах, читаемых на пасхальном богослужении. Ягнёнок, принесённый в жертву, рассматривается как прообраз самопожертвования Иисуса Христа ради искупления грехов человечества.

Расчёт даты Пасхи или Пасхалия

Существуют две Пасхалии – Григорианская и Александрийская , которые следуют общему правилу расчёта даты Пасхи . Это правило гласит: «Пасху празднуют в первое воскресенье после весеннего полнолуния». Точнее, после первого полнолуния, что идет за .

Если полнолуние случается раньше 21 марта, пасхальным считается следующее полнолуние, к которому плюсуются 30 дней.

Парадоксально, но одно и то же правило расчёта даты Пасхи приводит к различным датам у восточных (греко-католиков, православных) и западных (протестантов и приверженцев римско-католической церкви) христиан, так как они используют разные Пасхалии.

Римско-католическая и протестантская церкви рассчитывают дату Пасхи по григорианской Пасхалии. Такое расхождение между датами Пасхи у западных и восточных христиан вызвано различием между солнечными календарями и датами церковных полнолуний.

Западная Пасха лишь в 30% случаев совпадает с восточной, в 45% случаев она опережает её на 1 неделю, в 5% — на 4 недели и в 20% случаев — на 5 недель. Между датами не бывает разницы в 2 и 3 недели.

От Пасхи ведётся отсчёт дат всех переходящих евангельских праздников : например, Лазаревой Субботы, Входа Господня в Иерусалим — за неделю до Пасхи, Вознесения Господня — на 40-й день после Пасхи, Пятидесятницы, которая совпадает с Днём Святой Троицы в православии — на 50-й день от Пасхи.

Пасхальное богослужение

Большинство возникли в тесной взаимосвязи с богослужением. Пасхальные народные гуляния связаны с разговением и окончанием Великого поста — времени строгого воздержания, в течение которого все семейные и другие праздники переносились на Пасху.

Символы Пасхи выражают свет (Пасхальный огонь), обновление (Пасхальные ручьи) и жизнь (пасхальные куличи и яйца).

В Пасху, в главнейший праздник церковного календаря, совершается особо торжественное, радостное богослужение. В начале христианства оно сформировалось как крещальное, в этот особый день после подготовительного поста крестили оглашенных.

С древнейших христианских времён сложилась традиция совершать Пасхальное богослужение ночью . Оно всё буквально пронизано оптимизмом.

С пасхальной ночи и далее 40 дней принято христосоваться, приветствовать друг друга троекратным целованием и словами: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!». Этот обычай дошёл до нас со времён апостолов, которые завещали: «Приветствуйте друг друга с целованием святым».

Значительную роль в церковном богослужении и в народных пасхальных празднествах играет Пасхальный огонь , символизирующий Божественный Свет.

В больших городах перед началом всенощной пасхальной службы в православных храмах верующие ожидают, когда прибудет Благодатный огонь от Храма Гроба Господня. Когда из Иерусалима доставляют огонь, священники разносят его по другим храмам города. Прихожане зажигают от него свечи. После пасхальной службы многие уносят частицу этого огня с собой в лампаде, и дома стараются его поддерживать целый год.

В католическом богослужении перед праздничной службой возжигают Пасхал. Это особая свеча, огонь от которой расходится со свечами ко всем верующим. Её зажигают на всех службах Пасхальной недели.

В дореволюционной России на Пасху возле храмов разжигали большой костёр. Смысл этого костра тот же, что и у огня пасхальной свечи - свет и обновление.

В Великую Субботу и после завершения пасхальной службы в храмах происходит освящение творожных пасх, куличей, яиц и всех продуктов, приготовленных к праздничной трапезе для разговения после долгого Великого поста.

Люди преподносят друг другу в дар пасхальные яйца как символ великого чуда — Воскресения Спасителя. Предание гласит: когда Мария Магдалина поднесла императору Тиберию в подарок яйцо как символ Воскресения Иисуса, усомнившийся император сказал, что как белое яйцо не станет красным, так и не могут воскреснуть мёртвые. Яйцо мгновенно сделалось красным.

Хотя пасхальные яйца могут быть разных цветов, традиционным для них всё же является красный — цвет триумфа жизни. В традициях иконописи вокруг воскресшего Христа изображается сияние в форме овала. В отличие от симметрии круга, эта фигура, по форме близкая к яйцу, у эллинов означала загадку или чудо.

Подготовить всё к пасхальному столу и прибраться в доме стараются заранее, в Великий четверг, ещё называемый «чистым», чтобы ничто суетное не отвлекало от служб в самый серьёзный день поста, Страстную пятницу, в день молитвы и выноса Святой Плащаницы.

Вечером накануне Пасхи верующие собираются на службе в храме, откуда в полночь начинается крестный ход с торжественным пением праздничной стихиры. Шествие обходит храм, после возвращения в него служится пасхальная утреня.

В православных храмах колокола молчат в Страстную неделю, а на Пасху раздаётся многоголосье колоколов, торжественно и громко звонится благовест. В дни Пасхальной седмицы всем желающим разрешается подняться на церковные колокольни и позвонить в колокола.

Народные пасхальные обычаи

К вечеру Пасхи начинаются народные празднества. В России народные гуляния с играми, хороводами, качелями назывались Красная горка и в разных местностях продолжались от одного дня до 2-3-х недель.

В царской России пасхальными яйцами «христовались», по очереди стукаясь разными концами. Дети устраивали игры-«покатушки», соревновались, у кого яйцо укатится дальше. Дети любили стукаться яйцами друг с другом («чокаться»), выигрывал тот из них, чье яйцо осталось целым. Пасхальные яйца катали и по земле, чтобы сделать её плодороднее. В русской культуре пасхальное крашеное яйцо символизировало возрождение, новую жизнь.

После завершения всенощной освящали принесенные яства. Из церкви старались вернуться поскорее, поскольку по народным поверьям, кто раньше сядет за праздничный стол и вкусит освящённые блюда, тому будет в этом году сопутствовать удача в делах и хорошее здоровье.

По окончании пасхальной службы начиналось разговение после долгого Великого поста. Чаще всего это было семейной трапезой, на которой не присутствовали гости. На покрытый белой скатертью стол выставляли освящённые в Страстную субботу крашеные яйца, куличи — высокие хлебцы из сдобного теста с узором, пасху — сладкое блюдо из творога, и начинался радостный пасхальный пир.