Забытый васнецовфоторепортаж. Правнучатая племянница Виктора Васнецова: "Это заказ Божий!» — сказал прадед, приступив к росписи Владимирского собора

  • 23.09.2019

Нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма
В. Васнецов

«…Работу обязуюсь исполнять со своими помощниками и из своих доброкачественных материалов в течение двух лет со дня подписания сего условия», - значилось в подписанном Васнецовым договоре. Но работа растянулась на целых 11 лет. Когда Васнецов представил Прахову свои эскизы алтарного образа Богоматери, тот извлек и показал художнику сделанный когда-то набросок проступившего на штукатурке изображения. Сам Прахов рассказывал, как поразился Васнецов точному совпадению обоих изображений образа Божией Матери. На несколько минут утратив дар речи, впоследствии он произнес: «Это был заказ Божий» . Два года ушло у Васнецова только на центральную фигуру Богородицы. Она легко и неторопливо идет навстречу зрителям. Царица Небесная несет грешному миру своего Сына. Ее большие, полные печали и любви карие глаза ласково смотрят на зрителя. Необыкновенно прекрасно ее бледное, озаренное внутренним светом лицо. Традиционный образ Богоматери получил под кистью Васнецова оригинальную и своеобразную трактовку. Этот образ с тех пор называют «Васнецовской Богоматерью». Сам Виктор Михайлович считал эту работу главным делом всей своей жизни. «…Глаза всех фигур Васнецова - традиционные глаза византийской иконографии - преувеличенно большие, все одинакового разреза, одинакового цвета. Сплошная чернота окраски делает их бездонными и позволяет воображению населять их глубь всеми оттенками мистических чувствований», - замечает один из исследователей росписей собора.

По завершении работ Виктор Михайлович произнес сакраментальную фразу: «Я поставил свечку Богу» .

Владимирський собор

Владимирский собор. Начало XX века

В росписи собора принимали участие разные художники, но здесь мы рассмотрим росписи Виктора Васнецова.

Главная роль в декоре храма принадлежит В.М.Васнецову. Прежде чем приступить к работе, художник подписал контракт, который обязал его и его помощников добросовестно выполнить поставленную задачу в течение двух лет со дня подписания этого договора. Однако, на весь объем работ ушло около 11 лет. Васнецов был воодушевлен своей миссией, он твердо верил в успешный исход работы, ведь все делалось на благо людей и Господа Бога. Художник и так не отличался отменным здоровьем, еще к тому же собор не отапливался, и работать приходилось в холоде, поэтому он часто болел. Кроме того, Васнецов несколько раз срывался с лесов, но ни болезни, ни травмы не остановили его. Кисти В.М. Васнецова принадлежат 15 композиций и 30 отдельных фигур. За весь период работы он расписал более 2 тысяч квадратных метров.

Роспись Виктора Васнецова (фото и эскизы)

Единородный Сыне и Словесе Божий. Росписи Владимирского собора

Христос-Вседержитель (Пантократор), 1885-1896

Икона «Господь Вседержитель» — один из самых распространенных в России иконографических типов Спасителя. Духовное и богословское содержание иконы заключается в представлении Господа Иисуса Христа как Вершителя судеб мира, Источника Истины и Жизни: одной рукой Господь благословляет, во второй руке Он держит книгу как многогранный символ и Благой Вести, и Книги Жизни, в которую вписаны имена спасенных, и Божественной мудрости. Традиционно входящая в венчальную пару икон, икона «Господь Вседержитель» обычно первой входит в дом молодой семьи, к ней обращаются при чтении утренних и вечерних молитв и во всякой нужде и в радости. Икона Господа Иисуса Христа, Спасителя и Искупителя всех грехов человеческих, должна быть в каждом православном доме.

Взгляд Спасителя строгий и милующий одновременно, проникающий в глубины человеческой души.

В барабане (основании) купола изображено Предверие Рая.

Радость праведных о Господе. Преддверие Рая (барабан главного купола Владимирского Собора в Киеве). Правая часть. 1885-1996


Радость праведных о Господе. Триптих, (левая часть)


Радость праведных о Господе. Триптих, (центральная часть)

Роспись барабана (основания) главного купола Владимирского собора изображает предверие рая.

В настоящее время находится довольно в плачевном состоянии.

Центр росписи — несомненно образы трех главных Архангелов небесной иерархии — Архистратиг Михаил, Гавриил и Рафаил. Справа от них выделяется фигура разбойника согбенного под тяжестью креста. Вера, которую он исповедал на этом кресте, спасла его; обет Христа: ныне будешь со мною в раю — исполнился.

Над разбойником — Адам, седой старик, его держит за руку ангел, рядом Ева, руки сомкнуты в молитвенном жесте, на лице как будто неверие своему счастью — долгая трагедия человечества, начавшаяся с ее грехопадения, теперь пришла к концу, потерянный рай возвращен. С ними их сын, благочестивый Авель, в виде нежного женственного отрока с восторженно простертыми руками.

Позади их Мария Магдалина в темном покрывале на полуобнаженных плечах, с разметавшимися роскошными волосами, которыми она некогда отерла ноги Спасителя, со взглядом, исполненном веры. Возле этого молодого, прекрасного лица старое, изборожденное морщинами лицо Марии Египетской и длинные космы седых волос, которые 47 лет заменяли ей в пустыне одежду. Прижавшись головой к Марии Магдалине, она не то ободряет ее, не то делится с ней какой-то поразившей ее мыслью.

Еще дальше трогательная группа мученицы св. Софии и ее трех дочерей — Веры, Надежды и Любви. Ангел указывает им на рай. София, спокойная, с твердой и кроткой верой в лице, смотрит на райские врата. Но дочери ее, как бы испуганные земными мучениями, боязливо жмутся к ней. Прелестное личико прильнувшей к ее плечу темноволосой девочки измучено и печально. Самая младшая с роскошными белокурыми кудрями спрятала головку на груди у матери.

На третьей части росписи, — великомученица Варвара, прижимающая к себе тот меч, которым ей отсекли голову. Ее поддерживает Ангел. Дальше дивной красоты группа св. Екатерины и поддерживающих ее Ангелов (помните монастырь на горе Синай в Египте?, по приданию ангелы вознесли тело Великомученицы после казни на гору Синай, где в VI веке его обрели монахи и перенесли в монастырь). Взгляд Святой тверд и спокоен, на руке ее блестит обручальное кольцо, символ обручения ее с Небесным Женихом.

Далее изображен равноапостольный Владимир с крестом и жена его Анна. Под ними смуглые восточные лица пяти мудрых дев, у которых хватило елею, что бы дождаться Жениха. Над Владимиром и Анной их сыновья мученики Борис и Глеб, и св. Алексий.

Еще дальше, прямо против центральной группы Ангелов торжественно шествуют в зеленоватых ассирийских одеждах три отрока, чудесно спасшиеся в пещи огненной. За этими главными фигурами целый сонм праведников и праведниц с радостными лицами, с пальмовыми ветвями, сливающийся в один светлый венец. Таков сюжет этой знаменитой картины, прославившейся как смелостью концепций, так и вдохновенным исполнением.

По церковному преданию, основанному на словах Христа, души праведников относятся ангелами в преддверие рая, где они пребывают до Страшного Суда, ожидая вечного блаженства. Души грешников попадают в руки демонов и находятся «в аду, в муках». Окончательное разделение на спасенных и осужденных произойдет на Страшном Суде, когда «многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление».



Бог Отец ( Бог Саваоф)

Бог Отец (лат. Deus Pater) — в христианстве первая ипостась Святой Троицы (Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух).


Крестная смерть

Распятие Христово — это казнь Иисуса Христа через распятие, эпизод, венчающий
Страсти Христовы и предшествующий погребению и Воскресению Христову.

Апостол и Евангелист Иоанн Богослов
Символ Евангелиста Иоанна — Орел.

Апостол и Евангелист Левий Матфей
Символ Евангелиста Матфея — Человек.

На свитке который подает ангел Матфею написаны завершающие слова Евангелия от Матфея в которых Иисус посылает своих учеников нести слово учения всем народам и обещает быть всегда рядом с ними:
се Аз с вами есмь во вся дни… века (Мф. 28, 20) или в современном звучании «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».

Апостол и Евангелист Марк
Символ Евангелиста Марка — Лев.

Апостол и Евангелист Лука
Символ Евангелиста Луки — Телец.

Серафимы (орнамент)
Серафим — ангел, особо приближённый к престолу Бога и Его прославляющий. У него 6 крыльев. В христианской системе ангельской иерархии это первый ангельский чин.

Все иконы алтаря Владимирского собора написаны на свинцовых досках, толщиной около 2 см.

Мария Магдалина — христианская святая, мироносица, которая, согласно евангельскому тексту, следовала за Христом, присутствовала при Распятии и была свидетельницей его посмертного явления.

С Марией Магдалиной связывают появление традиции пасхальных яиц: по легенде, когда Мария пришла к императору Тиберию и объявила о Воскресении Христа, то император сказал, что это так же невозможно, как то, чтобы куриное яйцо было красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, стало красного цвета.

Святой Владимир
Владимир I Святославич (др.-русск. Володимеръ Святъславь, ок. 960 — 15 июля 1015) — киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси.

Святая Ольга

Княгиня Ольга, в крещении Елена (умерла 11 июля 969) — великая княгиня, правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича (древляне привязали его к двум согнутым деревьям и разорвали), как регент с 945 примерно до 960 года. Святая Русской православной церкви, первая из русских правителей приняла христианство ещё до Крещения Руси.

Крещение Руси. Фреска работы В. М. Васнецова в киевском Владимирском соборе. 1896

Святой Князь Михаил Черниговский

Святой Нестор-Летописец

Святые отцы. Роспись алтарной части собора святого Владимира в Киеве. Конец 1880-х гг.

Страшный суд. 1885-1896

Страшный суд, Судный день — последний суд, совершаемый над людьми с целью выявления праведников и грешников, и определения награды первым и наказания последним.

Иисус и апостолы в образе агнцов Божиих. Роспись потолка центральной апсиды

В основе изображения Христа в виде агнца (жертвенное животное) лежат слова евангелиста Иоанна: «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1, 29).

«…ось Агнець Божий, який бере на себе гріхи світу» Ін 1.29

Изображение Христа в иносказательном символическом образе было распространено в среде христиан в периоды гонений на христианскую веру римских властей. Тогда они были понятны лишь посвященным.
Впоследствии, после установления христианства в качестве официальной религии Римской империи в 4 веке, церковный собор запретил изображать Христа в виде отличном от канонического.
Однако такие символические, обращенные к традициям первых веков христианства, изображения можно довольно часто встретить и в наши дни.

Евхаристия

Данное изображение находится в закрытой для посещения части Храма — алтаре. Увидеть его можно или частично во время службы через врата в иконостасе или сверху, находясь на хорах Собора. Внутреннее убранство алтаря можно осмотреть с помощью панорамы алтарь в разделе виртуальный тур данного сайта.

Евхаристия (греч. благодарение), Святое Причастие - главнейший, признаваемый всеми христианскими вероисповеданиями обряд или - Таинство, при котором верующие христиане вкушают Тело и Кровь Иисуса Христа под видом хлеба и вина, и через этот акт взаимной жертвенной любви соединяются непосредственно с самим Богом.

Согласно Евангелию, евхаристия была установлена самим Иисусом Христом на Тайной Вечери. Причащение необходимо каждому христианину для спасения:

«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.» (Ин.6:53-58).

Образ Богоматери у Виктора Васнецова

В 1885 году во время посещения собора вице-губернатором Баумгартеном и Адрианом Праховым, им обоим на только что отштукатуренной запрестольной стене открылось видение Богородицы с младенцем на руках. О чудесном явлении лика Божьей Матери тут же пошли слухи, которые дошли до митрополита. Тот попросил Прахова немедленно написать заметку в газету, и объяснить публике, что никакого чуда совсем нет, что изображение-де всего-навсего от пятен сырости на штукатурке. Как повелели, так Прахов и сделал.

Виктор Васнецов, уже отказавшись от работы во Владимирском, весенним вечером на даче, был просто поражен образом своей супруги с сыном младенцем на руках. Ребенок потянулся к открывшемуся ему дивному зрелищу весеннего сада и всплеснул руками. Вид женщины с младенцем настолько поразил Васнецова, что ему вдруг пришла мысль, как хорошо было бы написать Богородицу с младенцем, такими, как только что представшие перед глазами дорогие ему люди. Он тут же принял решение расписывать Собор и на другой день послал Прахову телеграмму о своем согласии…

Впоследствии, когда Васнецов представил Прахову свои эскизы алтарного образа Богоматери, тот извлек и показал художнику сделаны когда то набросок проступившего на штукатурке изображения. Сам Прахов рассказывал, как поразился Васнецов точному совпадению обоих изображений образа Божьей Матери. На несколько минут утратив дар речи, впоследствии он произнес сакраментальную фразу: Это был заказ Божий.

Около двух лет писал Васнецов этот образ. Когда леса были убраны, открылся совершенно потрясающий вид иконы Богоматери.

Вот она легко и неторопливо идет навстречу зрителям. Царица небесная несет грешному миру своего Сына… ее большие, полные печали и любви карие глаза ласково смотрят на зрителя. Необыкновенно прекрасно ее бледное, озаренное внутренним светом лицо. Образ наполнен любовью и человеческой красотой.

Традиционный образ Богоматери получил под кистью Васнецова необыкновенно оригинальную и свободную трактовку. Этот образ стали называть с тех пор Васнецовской Богоматерью.

Дочь Прахова в образе Серафима

Росписи Собора проходили под руководством профессора Адриана Прахова более 10 лет. За это время художники сдружились, а дом Прахова стал своеобразным клубом, средоточием их общения. Нестеров и Врубель были влюблены в харизматичную, не отличавшуюся особенной красотой Эмилию Прахову (ее портрет есть на страничке Врубеля). Михаил Врубель даже избразил ее в образе Мадонны в Кирилловской церкви.
Чрезмерное увлечение женой патрона стоило Врубелю участия в росписях Владимирского Собора. Его эскизы были отвергнуты. Васнецов же, как видим, ограничился прелестным детским портретом, изобразив дочь Прахова в образе серафима.

Ветхозаветные Пророки

Пророки — одна из первых работ Васнецова в соборе. …

Пророки — это две группы людей, лицами обращенных к запрестольной «Богоматери», предмету их пророчеств. Это уже не портреты, каковы изображения святителей, а фигуры в движении, со взглядами обращенными в определенную точку, с лицами, воодушевленными определенными чувствами и определенной мыслью… Двенадцать великолепных лиц, двенадцать своеобразных одеяний, двенадцать вдохновенных оюразов. Давид, в причудливом роскошном царском наряде, сосредоточенно играющий на лире; также пышно одетый безбородый юноша Соломон, с прекрасным восточным лицом, с большими мудрыми черными глазами, видящими будущее; богатырь и воин Гедеон; мальчик Даниил с горящими глазами; седой, в рубище Исайя, ликующий в пляске; великий Моисей с заповедями в руках.

Текст рядом с пророками гласит: пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз — слова апостола Павла следующие за словами Апостола Петра, которые нанесены напротив. Полностью мы произносим эти слова перед причастием:

Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз?.

Заметьте, что вначале мы произносим исповедание апостола Петра, а затем произносим слова апостола Павла, который называет себя самым первым грешником из всех людей. Таким образом, в одной молитве соединяются вера Петра и смирение Павла, дерзновение и самоуничижение.

Пророки Ветхого Завета

Текст рядом с пророками гласит: Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго.

Вход Господень в Иерусалим

Св.Ирина

Эскизы

Андрей Боголюбский (эскиз)

Княгиня Евдокия, 1885-1893

Святой Нестор-летописец, 1885-1893

Богоматерь с Младенцем на престоле. 1885-1893 г.

Святой Алипий Живописец, 1885-1893

Святая княгиня Ольга, 1885-1893

Святой Александр Невский, 1885-1893

Эскизы орнаментов росписи Владимирского собора, 1885-1893

Росписи других художников (фото и эскизы)

Кроме Васнецова в росписи стен собора принимал участие и Н.В. Нестеров, который выполнил образы святых Кирилла и Мефодия, князей Бориса и Глеба, великой княгини Ольги, великомученицы Варвары, святых Константина и Елены, работал над такими композициями, как Рождество Христово, Богоявление, Воскресение Христово, занимался написанием икон четырех иконостасов верхних и нижних приделов собора.

Нестеров Михаил. Святой Кирилл

Нестеров Михаил. Святой Мефодий

Нестеров Михаил. Богоявление

Над созданием настенных росписей также трудились художники иконописной мастерской А.И. Мурашко и выпускники Киевской рисовальной школы С. Костенко и Н. Пимоненко. Композиции Тайная вечеря, Христос перед Пилатом, Распятие, образы древнерусских князей Андрея Боголюбского и Игоря Святославича принадлежат кисти художников П.А. Сведомского и В.А. Котарбиньского. Все, работавшие над оформлением собора художники, по окончании всех работ были награждены золотыми медалями, сделанными по эскизам А.В. Прахова.

Котарбинский Вильгельм.Тайная вечеря

Котарбинский Вильгельм. Воскресение Лазаря

Котарбинский Вильгельм. Распятие Иисуса Христа

Котарбинский Вильгельм. Моление о чаше

Котарбинский Вильгельм. Святой Пафнутий

Котарбинский Вильгельм. Серафимы — Малый купол Собора

Котарбинский Вильгельм. Роспись потолка

Своды боковых нефов изображают библейский сюжет «Дни творения». Авторами этих композиций стали художники П.А. Сведомский и В.А. Котарбинский.

Росписи сводов на хорах содержат сюжеты из земной жизни Иисуса Христа. В данном случае мы можем увидеть сюжет «Преображение Господне».

Сведомский Павел. Преображение Господне

Внутренний вид Собора Св.Князя Владимира. в Киеве. Литография 1898 г.

90 лет назад перестало биться сердце знаменитого художника

Миллионам ценителей прекрасного известны картины Виктора Васнецова «Богатыри», «Аленушка», «Иван-царевич на Сером волке». Эти работы сегодня хранятся в Москве в Третьяковской галерее.

Шедевры же иконописной живописи Васнецова можно увидеть в санкт-петербургском храме Спаса-на-Крови, в киевском Владимирском соборе, церквях Германии, Польши и Болгарии. В Киеве Виктор Михайлович работал более десяти лет — с 1885-го по 1896 год. Расписывая Владимирский собор, возведенный в честь 900-летия Крещения Руси, на освящении которого, кстати, присутствовали Николай II и его супруга, создал 15 композиций и 30 фигур святых в полный рост. Среди них — «Христос-Вседержитель», «Богоматерь с младенцем», «Святители», «Пророки», изображения князя Владимира, княгини Ольги, Александра Невского, Нестора Летописца…

О судьбе знаменитого прадеда рассказала живущая в Москве правнучатая племянница художника Ольга Васнецова, доктор химических наук, профессор, почетный председатель Фонда Васнецовых (на фото).

— Ольга Алексеевна, на Введенском кладбище в Москве Виктору Васнецову установлен весьма необычный памятник…

— Да, это так. На могиле три больших камня, каждый из них повторяет камень на картине Виктора Васнецова «Витязь на распутье». Под самым большим камнем покоится прах Виктора Михайловича, под двумя другими — членов его семьи: жены и детей. Автор этого памятника — внук Виктора Михайловича Андрей Васнецов. К слову, Андрей Владимирович был последним председателем Союза художников СССР.

Картину «Витязь на распутье» Виктор Васнецов написал в родной Вятке в 1870 году, когда умер его отец. Шестеро братьев (Николай, Виктор, Петр, Аполлинарий, Аркадий и Александр) остались сиротами, ведь за четыре года до этого не стало и их мамы. В момент написания картины Виктору было 22 года. Он думал, как жить дальше. Выбрав стезю художника, не ошибся.

— Что касается памятника, думаю, Виктор Васнецов создал его себе уже при жизни — своими работами. Одна из них — роспись Владимирского собора.

— Знаете, каждый раз, когда бываю в Киеве, обязательно иду в этот храм. Когда в 1970 году зашла во Владимирский собор впервые, на глазах выступили слезы. Это неописуемое чувство, когда святые на васнецовских произведениях смотрят на тебя глазами твоих родных. В нашем роду ведь насчитывается тринадцать поколений священников.

Расписать Владимирский собор Виктору Васнецову предложил историк искусства и археолог профессор Адриан Прахов, руководивший внутренней отделкой храма. Виктор Михайлович был с ним давно знаком. Но на предложение согласился не сразу, так как считал дело чрезвычайно ответственным и не был уверен, что готов взяться за это. Считал: трудно сказать что-то свое в этой области — слишком уж большая конкуренция, и «чуть что, критики сразу укажут на сходство с Рафаэлем или Мурильо».

Первый раз Прахову не удалось уговорить прадеда. Разговор происходил в подмосковном Абрамцево, где летом жила семья Васнецова. Но, поразмыслив, Виктор Михайлович отправил Прахову телеграмму. Писал: в случае, если Суриков, которому Прахов сделал такое же предложение, откажется, пусть Адриан оставит работу за ним, за Васнецовым. Ответ последовал незамедлительно: «Приезжайте». В результате прадед едет в Киев, где раньше никогда не был, вместе с Праховым осматривает здание Владимирского собора, знакомится с фресками Софийского собора и Кирилловской церкви.

А потом на месяц поехал в Италию. Посетил Венецию, Равенну, Флоренцию, Рим, Неаполь и Палермо. В заграничное путешествие отправился поездом Москва — Варшава. Добирался через Вену… О своих приключениях писал родным: как намучился в пути из-за незнания иностранных языков — однажды даже сел не в тот поезд. В письме жене рассказывал, что впечатление от Венеции ни с чем не сравнимо. Одна церковь святого Марка чего стоит! В Равенне его потрясли огромные мозаики в базилике святого Аполлинария, во Флоренции — шедевры Микеланджело, а в Ватикане — Рафаэля. Вернувшись из путешествия, начинает писать эскизы к росписи Владимирского собора.

— Существует предание, что прообразом Богоматери с младенцем стали жена Виктора Михайловича Александра Владимировна и сын Михаил…

— Первый эскиз Богоматери с младенцем Виктор Михайлович написал еще в 1870 году, когда не был женат. Чаще всего Богородицу на иконах изображают так, что она прижимает к себе младенца. Виктор Михайлович же изобразил маленького Иисуса протягивающим миру ручонки. До него так никто не писал. А когда Васнецов работал над эскизом к Владимирскому собору, жена вышла на крыльцо с новорожденным сынишкой Михаилом (который, к слову, потом стал священником), и Виктор Михайлович снова увидел это движение ручонок, запечатлел его и выражение лица своей супруги. Хотя портретного сходства в работе нет.

*Васнецовская Богоматерь с младенцем имеет удивительную историю создания

— Ваш троюродный брат Михаил Васнецов, живущий в Киеве, рассказывал мне о чуде. В 1885 году Адриан Прахов и вице-губернатор Баумгартен, возглавлявший комиссию по сооружению Владимирского собора, вместе посетили храм. Неожиданно на только что оштукатуренной стене увидели проступивший чудесный лик Богородицы с младенцем на руках. Впоследствии Прахов даже сделал набросок видения. Когда же Васнецов показал ему свои эскизы образа Богоматери, Адриан Викторович протянул свою зарисовку. Васнецов был поражен сходством образов.

— «Это заказ Божий!» — сказал прадед, приступив к росписи Владимирского собора в Киеве. Так вспоминал Прахов. К слову, происходил Виктор Михайлович из семьи сельского священника и до поступления в петербургскую Академию художеств окончил богословский класс духовной семинарии. Господь его хранил, когда однажды, расписывая Владимирский собор, Виктор Васнецов чуть не разбился, упав с лесов. Увлеченный работой, оступился, но чудом зацепился за металлический крюк холщовой курткой, в которой работал. «Меня сохранил Господь!» — сказал тогда.

— Одна из самых потрясающих работ в храме — «Христос-Вседержитель». Кажется, смотреть на нее можно целую вечность.

— Удивительно, как васнецовский Христос-Вседержитель похож на моего брата Мишу в молодые годы. Он стал профессором, доктором физико-математических наук. Когда же прадед писал образ Христа, разумеется, Миши еще и в «проекте» не было…

— Читала, что свою работу по росписи Владимирского собора Васнецов называл «путь к свету»…

— Виктор Михайлович был человеком глубоко верующим. Как мне рассказывала его дочь Татьяна Викторовна, он в церковные праздники никогда не писал на светские темы. Только на религиозные.

*Виктор Васнецов был человеком глубоко верующим

— Как Васнецовы праздновали Рождество и Пасху?

— На Рождество дети (их было пятеро: Татьяна, Борис, Алексей, Михаил и Владимир) ставили спектакли. Часто сами писали пьесы. Особенно любил это делать сын Виктора Васнецова Владимир, родившийся в Киеве в период росписи Владимирского собора. Девочки и мальчики шили костюмы, рисовали декорации. Все это было интересно. А на Пасху расписывали кисточкой яйца, пекли куличи. Готовили по известной книге Елены Молоховец. До сих пор в нашей семье печем «васнецовские» пироги с капустой.

И знаете, что интересно: эти пироги с поджаристой корочкой нарезались крупно и подавались горячими. И обязательно с маслом и красной икрой!

«Васнецовский» пирог с капустой

Для его приготовления понадобятся: килограмм муки, 50 граммов дрожжей, пол-литра молока и столько же воды, четыре яйца, пять столовых ложек растительного масла, 100 граммов растопленного сливочного масла, четыре с половиной чайные ложки соли и три чайные ложки сахара. А для начинки — небольшой кочан капусты, 6 вареных яиц, 150 граммов сливочного масла, соль и перец по вкусу.

Замесить дрожжевое тесто. Когда оно начнет отставать от рук, раскатать корж и разделить его на две части — одну побольше, вторую — поменьше. Большую выложить на смазанный растительным маслом противень. Поместив на корж начинку из капусты и мелко нарезанных отварных яиц (предварительно капусту нарезать не очень мелко, отварить до полуготовности, отжать от влаги, добавить нарезанные яйца, сливочное масло, соль и перец по вкусу), накрыть второй его частью, защипнув со всех сторон. На верхнем слое теста надрезать ножницами «галочки». Смазать пирог яйцом. Печь в духовке при температуре 200 градусов до готовности.

— По нынешним временам весьма недешево.

— А в то время, когда жил Виктор Михайлович, красная икра стоила не так дорого. В книге рецептов Елены Молоховец писалось, что черная паюсная (прессованная. — Ред. ) икра… для прислуги.

Вообще же Виктор Васнецов в быту был очень скромным, аскетичным человеком. Любил дом. Его не тянуло в путешествия. Кроме поездки в Италию накануне росписи Владимирского собора, он побывал лишь в Париже — полгода там учился после окончания Академии художеств.

— Со своей женой Виктор Михайлович прожил всю жизнь. Как они познакомились?

— Александра Владимировна была первой в Вятке женщиной, получившей высшее медицинское образование. Познакомились они, когда плыли на пароходе из Петербурга, где учились, в родной город.

— Правда, что живопись Виктора Михайловича очень нравилась царской семье?

— Это так. Николай II и члены его семьи не раз покупали картины Васнецова. Правда, известный меценат и коллекционер Третьяков всегда старался опередить царскую семью, приобретая полотна для выставок. К слову, фасад Третьяковской галереи был создан по эскизам Виктора Михайловича.

— Читала, что Виктор Васнецов был приглашен на торжества, связанные с коронацией Николая II…

— Да, так и было. Васнецов писал иконы для царской семьи. Но парадных портретов ее членов никогда не создавал. К слову, царь собирался посетить дом Виктора Васнецова в Москве, где сейчас находится музей художника. Дом особенный. По проекту Виктора Васнецова он сделан в виде терема. И вся мебель в нем создана по его эскизам. Она словно сказочная. В этом доме находится и эскиз росписи Владимирского собора «Богоматерь с младенцем». Терем в Москве Виктор Михайлович построил на деньги, полученные за роспись Владимирского собора — работу оплатили очень хорошо.

Более того, совершенно неожиданным образом Васнецов получил деньги за сами эскизы. Уезжая из Киева в Москву, он свернул их и собирался выбросить. Но грузчики, которые укладывали вещи на сани, свертки взяли с собой в Москву, где Виктор Васнецов показал работы Третьякову, с которым дружил, и тот приобрел их. За вырученные средства художник купил имение Ваньково под Москвой.

— Какая из картин Виктора Михайловича у вас любимая?

— Прадед был многогранным художником. Мне очень нравятся портреты его детей. А из известных полотен любимое — пожалуй, «Витязь на распутье».

— От чего умер Виктор Васнецов?

— 23 июля 1926 года в доме были гости, пили чай. Когда Виктор Михайлович пошел их провожать, неожиданно ему стало плохо с сердцем. Упал и умер. Ему было 78 лет.

Всякий раз, когда я бываю в Киеве, я обязательно прихожу во Владимирский собор. Это один из любимейших моих православных храмов, и очень грустно осознавать, что сегодня он оккупирован украинскими раскольниками.
Построенный в псевдовизантийском стиле, собор соединяет в себе несколько пластов высоких культур: византийскую, древнерусскую и дореволюционную российскую. Византийские своды здесь соседствуют с муравчатыми узорами из Древней Руси, а стены украшены выдающимся русским художником Виктором Васнецовым.

Я вообще очень и очень скептически отношусь к живописи на стенах православных храмов. То, что эту живопись называют высоким словом «академическая», часто ее не спасает. За исключением некоторых мастеров, чаще всего это плохое и безвкусное художество. Все-таки для православного храма уместнее традиционная иконографическая роспись.
Но есть автор, у которого, на мой взгляд, получилось создать живопись, подходящую для храма, причем живопись выдающуюся! Искусствоведы могут иронизировать надо мною, но мне кажется, что живопись Васнецова в храмах смотрится органично.
Приходя во Владимирский Киевский собор, я всегда с большим удовольствием рассматриваю фрески, выполненные Васнецовым. Его картины вызывают сильные эмоции, они притягивают, магнетизируют. Сам Васнецов был благочестивым человеком, и, конечно, он вложил в свои работы и большое религиозное чувство.
Единственно, что расстраивает, это то, что на стенах и сводах Владимирского собора эти фрески плохо видны. Не будешь, в самом деле, бинокль с собой в храм брать…
А в альбомах (я уже не говорю об открытках) сила воздействия картин снижается в разы.

Тем более, я был очень обрадован, когда узнал, что в Москве, в Третьяковской галерее, производится выставка… этих самых работ. Ну, не этих самых, конечно, со стен собора их не снимешь, но полотен, созданных Васнецовым как эскизы, как образцы для написания фресок. То есть сначала художник создал эти картины, комиссия их одобрила, и потом он (и специальные мастера) их написали на стенах собора.
Итак, перед нами – полотна, написанные рукой Виктора Васнецова. Практически в ту самую величину, в какую они даны на стенах собора. Эти полотна перед нами, и их можно рассматривать не торопясь: разглядывать детали, открывать доселе неизвестные подробности, думать над цветовым или художественным решением художника в данном сюжете.
Уверяю вас, они производят очень сильное впечатление!
(выставка проходила в 2013 г. - Пчёлка Майя)
Давайте вместе посмотрим на эти работы и поделимся теми мыслями и чувствами, что у нас возникают.Напоминаю, что приведенные мною фотографии можно увеличить, кликнув по той или иной фотографии.


Владимирский собор города Киева.


В ойдем под его прекрасные своды.

Крещение Руси святым князем Владимиром.
Мне очень нравится эта картина своим пафосом, энергетикой. Кстати сказать, в 1988 году, когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси (в этом году пройдут торжества в честь 1025-летия), эта картина стала официальным символом праздника.
Князь Владимир воздевает руки к Небесам, и оттуда льется свет – русским язычникам воссияло Солнце Правды, Христос Бог наш!
И тут же начинается работа духовенства – крестят людей в водах Днепра. Тут и старики, и дети…



Здесь можно спокойно сидеть и думать над изображенным. На этом длинном полотне изображен момент из Апокалипсиса: Ангелы приглашают войти в Царство Божие всех праведных людей. И те, воскресшие и преображенные, устремляются в Царство отовсюду.
Впрочем, давайте приблизим отдельные моменты этого сюжета.



К ак прекрасно художник передал торжество прославления праведников! К вечному Царству Ангелы возносят мучеников и праведников. Кто-то из мучеников держит меч – эта мученица, вероятно, была казнена мечом. Среди мучеников есть совсем молодые люди, как этот сонм девушек, замученных во имя Христа в древнеримские времена.
Слева – ветхозаветные праотцы и праведники в древних одеждах. Между ангелами – царственная пара: святые равноапостольные Константин и Елена. За девушками-мученицами – два молодых брата. Это, несомненно, первые русские святые братья Борис и Глеб.
А что за особая честь деве, которую возносят Ангелы на самом переднем плане?.. Кто она?
Я люблю загадывать загадки. Давайте и в этот раз спрошу вас: кто она, эта прекрасная незнакомка, которая даже несколько испугана воздаваемой ей честью?



Крупным планом – Архангелы, приглашающие всех войти в Царство Божие.
Вы обратили внимание, что я стараюсь не употреблять выражение Царство Небесное. В Новом Завете эти два выражения взаимозаменяемы. Евреи старались не употреблять попусту слово Бог, поэтому заменяли его какими-нибудь другими словами, в частности Небо, Небеса.
Таким образом, выражение Царство Божие часто произносилось как Царство Небесное.
И у современного человека, для которого небо – это пространство над головой, складывается впечатление, что речь идет о каком-то Царстве, которое Господь построит на небесах. На самом деле, речь идет о Царстве, которое Господь построит в нашей преображенной Вселенной, на нашей с вами земле.
То есть если для древних людей выражение Царство Небесное означало лишь Царство, построенное Господом, у нас это понятие вызывает неверные пространственные представления.

Итак: Ангелы приглашают всех войти в тот прекрасный город, или великолепное Царство, которое Бог откроет и осуществит на земле.


С другой стороны к этому Царству Божию тоже устремляются люди. Мы можем узнать благоразумного разбойника, с диковатым лицом и… царя Давида, который не расстается спсалтирью (древний музыкальный инструмент, прародитель арфы).


А вот еще другие люди, устремляющиеся в Царство Божие. Младенцы (может быть, Вифлеемские?) и… несомненно наши любимицы и красавицы Вера, Надежда, Любовь и София.
Я не мог отвести глаз от этих милых мучениц, льнущих к матери, которые даже тут, когда последовало приглашение войти в радость Господа, по деликатности своей не решаются этого сделать.



Вот она – кульминация жертвенности и любви Господа. Сын Божий отдает Себя на поругание и на смерть, отдает в руки грешных людей.
Обратите внимание: Ангелы прячут лица или закрывают глаза, не в силах смотреть на это Таинство Жертвы, на этот ужас Богоубийства.
Ангелы, даже демоны ужаснулись содеянному. Только люди не ужаснулись, а, умыв руки, пошли к пасхальному столу пировать и праздновать победу…


Очень многозначительный сюжет, который невозможно понять человеку, незнакомому с образами книги Апокалипсис.
Несколько слов в пояснение:
А) Ангел держит свиток с грехами людей и весы, на которых будет взвешивать их злые и добрые поступки. Свиток пока не развязан, то есть Суд пока не начался.
Б) На Великий и окончательный Суд собираются люди отовсюду. Все мертвецы, абсолютно все прибудут сюда.
В) Ангелы трубят, и ломаются могильные камни. Одновременно море начинает отдавать мертвецов, как Господь и предупреждал. То есть все, даже потонувшие, съеденные рыбами, размолотые на части, – все явятся на Суд.
Г) Обратите внимание на епископа справа. Это какой-то грешник, который, видимо, думал, что его сан защитит его от праведного Суда. Но на Вечном Божьем Суде никакие наши регалии, ордена, чины и знакомства нам не помогут. Будет иметь значение только то, каким ты был на самом деле!

Давайте увеличим вот эти, боковые, части фрески, рассказывающей про собирание людей на Суд Божий.




Господь предает Сына Своего на Смерть. Всемогущий Бог отдает Своего Сына в руки людей, доверяя им. В то же время Бог Отец знает, что произойдет. Эта мудрая покорность написана в Лике и всей позе Господа.
Мне, когда я посмотрел эту фреску, сначала, пришло иное толкование. Мне показалось, что это изображение Бога, окончившего творение мира, как говорится, выложившегося, давшего прекрасный мир, чудесное мироздание человеку. Отсюда такая усталость…
Впрочем, сам Васнецов писал здесь Бога Отца как Того, Кто отдает Сына Своего в руки людей.

Со времени работы над "Каменным веком" Васнецов, по словам Нестерова, «спал и видел роспись больших стен». Между тем, когда в начале 1885 года Адриан Прахов, руководивший работами по внутренней отделке только что отстроенного Владимирского собора в Киеве, предложил художнику принять участие в росписях храма, тот не сразу согласился.

Но, взявшись за эту работу, Васнецов посвятил ей десять лет своей жизни. Он вложил в нее всю страсть и «тревогу» своей души, в ней он попытался воплотить свой эстетический идеал создания искусства большого стиля, вернувшегося из замкнутого мира коллекций и музеев туда, где оно могло служить массе простых людей в их повседневной жизни.

Одной из важных задач для Васнецова стало преодоление своеобразного «раскола», образовавшегося с конца XVIII века между народом и клиром, с одной стороны, и интеллигенцией, с другой, в их отношении к русской иконописи.

На протяжении двух столетий традиционное иконописание постепенно вытеснялось, как «отжившее средневековье», произведениями «итальянского письма» на религиозные темы учеников Академии художеств, мало отличающимися от светских картин. Целые древние иконостасы заменялись в это время работами, выполненными в академическом духе.

Народ же чуждался картин на стенах храма, уважая, по словам Михаила Соловьева, икону и предпочитая молиться перед небольшими аналойными образами, созданными простыми иконописцами в духе традиционного иконописания.

По убеждению Васнецова, храм был тем местом, где могло произойти «воссоединение» интеллигенции и народа. Объединяющим, для тех и других, могло стать возрождавшееся церковное искусство, общедоступное и понятное всем, выражающее национальные верования и идеалы.

Князь Александр Невский.


Княгиня Ольга.
В.М. Васнецов. 1885-1893, акварель.
Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Княгиня Евдокия.
В.М. Васнецов. 1885-1893, акварель.
Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве.
Дом-музей В.М.Васнецова

Нестор-летописец.
В.М. Васнецов. 1885-1893, акварель.
Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Алипий-живописец.
В.М. Васнецов. 1885-1893.
Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Основной идеей программы, разработанной Адрианом Праховым для внутренней отделки Владимирского собора, храма-памятника, посвященного 900-лeтию крещения Руси, было осмысление религиозной истории России. Поскольку общей темой живописи собора стала «история русской веры», то главное внимание было сосредоточено на разработке исторических тем, связанных с крещением князя Владимира и киевлян, а также русских святых, канонизированных деятелей Древней Руси и подвижников русского православия.


Крещение святого князя Владимира.
В.М. Васнецов. 1890 г. Холст, масло.
Эскиз к фреске Владимирского собора в Киеве
Государственный музей русского искусства, Киев


Князь Андрей Боголюбский.
В.М. Васнецов. 1885-1893, акварель.
Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Крещение Руси.
В. М. Васнецов. 1885-1896 гг. Холст, масло, 214×187.
Эскиз к фреске Владимирского собора в Киеве.
Третьяковская галерея, Москва

На художника легла основная часть работы - центральный неф, купол, образа главного иконостаса. Готовясь.к работам в храме, Васнецов знакомился с памятниками раннего христианства в Италии, изучал мозаики и фрески киевского Софийского собора, фрески Кирилловского и Михаиловского монастырей в Киеве.

За его плечами уже был опыт освоения традиций древнерусского искусства - памятников Новгородского,Московского Ростовского и Ярославского зодчества, изучение московских старообрядческих икон, книжной миниатюры Древней Руси, народного творчества.

Этот опыт более всего ощущается в трактовке художником образов выдающихся исторических деятелей Древней Руси. Он стремился показать своих персонажей живыми участниками истории,пользуясь при этом летописями и житиями святых, Священным писанием, памятниками изобразительного искусства и фольклора, материалами археологических раскопок в музейных хранилищах. Воинами, отстаивающими независим ость родной земли, представлены облаченные в тяжелые доспехи Андрей Боголюбский и Александр Невский. Народные представления об умных, волевых, решительных и непреклонных правителях воплотились в образах князя Владимира и княгини Ольги.

Богоматерь с Младенцем на престоле.
В.М. Васнецов. 1885-1893.
Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Соединение реалистически трактованных фигур с фоном, данным в условной манере русских икон и миниатюр, орнаментальная оправа для всех фигур и сцен явились частью того своеобразного стиля, который был выработан Васнецовым во Владимирском соборе и вошел в художественный обиход под названием «васнецовский стиль».


Богоматерь с младенцем.
Васнецов Виктор Михайлович.
Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве
Владимирский собор, Киев

Большое впечатление в соборе производил запрестольный образ Богоматери. Колоссальная фигура Богородицы с Христом-младенцем на руках, выступающая из мерцающего золотого света в верхней половине алтарной апсиды, господствовала над всем пространством нефа. С простотой и человечностью воплотил художник в образе Богоматери красоту женственности, силу материнского чувства и проникновенную одухотворенность. При этом им был выражен национальный тип русской красоты. Недаром Богоматерь Васнецова стала одним из любимейших образов сразу же после освящения Владимирского собора. Репродукции с него можно было встретить во многих домах России в конце XIX -начале ХХ века.


Христос-Вседержитель.
Эскиз росписи плафонa главного купола Владимирского собора в Киеве
Государственная Третьяковская галерея, Москва.


Распятый Иисус Христос.
Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве
В. М. Васнецов. 1885–1896 гг. Холст, масло. 134х249.
Государственная Третьяковская галерея


Бог Саваоф.
В.М. Васнецов. 1885-1896 гг. Холст, масло.
Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


"Единородный сын Слово Божие".
В.М. Васнецов. 1885-1896 гг. Холст, масло.
Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Страшный суд.
Васнецов В.М. 1885-1896 г. Холст, масло 290 х 277.
Картон для росписи западной стены главного нефа Владимирского собора в Киеве.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Работая в соборе, Васнецов, безусловно, не мог опираться лишь на свои собственные представления, художественный опыт и знания или руководствоваться своими эмоциями и пopывами фантазии. Он должен был постоянно проверять согласны ли его работы с духом Церкви, с каноном, и многое уже нарисованное отбрасывать, если эскизы казались недостаточно церковными. Ведь эскизы должны были приниматься церковным Советом, а его заседания не всегда проходили гладко.


Ангел с лампой
В.М. Васнецов. 1885-1896.
Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


"Радость праведных о Господе". Преддверие рая. Левая часть.
В.М. Васнецов. 1885-1896.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


"Радость праведных о Господе". Преддверие рая. Центр.
В.М. Васнецов. 1885-1896.
Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве (барабан главного купола).
Государственная Третьяковская галерея, Москва


"Радость праведных о Господе". Преддверие рая. Правая часть.
В.М. Васнецов. 1885-1896.
Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве (барабан главного купола).
Государственная Третьяковская галерея, Москва

В августе 1896 года все леса в соборе были сняты и можно было уже составить полное представление о работе Успех васнецовских росписей был огромен. Им была посвящены статьи, заметки исследования. Они приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX -начале ХХ века во множестве храмов в России. Отдельные сюжеты широко репродуцировались в печати. В Васнецове видели «гениального провозвестника нового направления в религиозной живописи».


Блаженство Рая.
В.М.Васнецов. 1885-1896 гг.
Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве


Искушение Евы змием.
В.М. Васнецов. 1885-1896
Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве
Владимирский собор, Киев

В начале XX века в отношениях Bacнeцoвa и художественной общественности произошло некоторое охлаждение, все чаще стали звучать резкие критические отзывы. Во многом это было связано с открытием подлинной древнерусской иконы.

«Я сам думал, что я проник в дух русской иконы и что я выразил внутренний мир живописца того времени, что я постиг - это уже от гордости - технику этого старого времени. Оказалось, однако, что я глубоко заблуждался. Дух древней русской иконы оказался во много раз выше, чем я думал. Внутренний мир живописи того времени был гораздо более богатым в духовном смысле, чем дух нашего времени, или лично мой, или Нестерова, и нам далеко до их техники, до их живописного эффекта», - таково было мнение самого Васнецова.

Этот отзыв - мужественное и горькое признание мастера, считавшего,что «нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела как украшение храма».

Не все во Владимирском соборе у Васнецова получилось так, как ему мечталoсь, не все намерения мастера были осуществлены. Но сама задача создания большого художественного стиля, поставленная здесь художником, имела для русского искусства огромное новаторское значение.

Журнал "Мир искусства" писал о соборе: «С Владимирским собором можно не соглашаться, но с ним надо считаться, как со значительным художественным произведением и выдающимся памятником современного русского религиозного сознания».

Если бы художник Виктор Васнецов не создал ничего другого, кроме знаменитых росписей Владимирского собора в Киеве, его имя прочно вошло бы в историю русской живописи. В Государственной Третьяковской галерее на Лаврушинском 12, здание которой построено по эскизам В.М.Васнецова, проходит выставка эскизных росписей Васнецова для храма святого князя Владимира в Киеве. Выставка продлится по 8 сентября 2013 г. Современники художника Виктора Васнецова не были осведомлены о его светских произведениях, публика и в храмах, и на выставках знала Васнецова как мастера религиозной картины. Одной из первых больших работ художника Васнецова Виктора Михайловича по церковной живописи была работа в храме Воскресения Христова [Спаса-на-крови] в С-Петербурге, в 1883-1885 гг. Здесь по рисункам Васнецова созданы мозаичные панно, украшающие фасад храма, и несколько икон для храмового иконостаса. Этот храм создавался при императоре Александре III, так же как и Владимирский собор в Киеве. В 1885 году художник получил заказ, грандиозный по своей масштабности: расписать построенный в Киеве к 900-летию крещения Руси собор святого равноапостольного князя Владимира - ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР. Руководил работами по декоративному убранству и росписи огромного собора историк искусства, профессор А.В.Прахов. Сдать работы по внутреннему убранству было необходимо к 1896 году. Васнецов в это период жил в Москве, сблизился с Забелиным и Буслаевым, он трудился над любимым образом былинных «Богатырей», к этому времени уже написал свою сказочную «Алёнушку», и работы для правления Донецкой дороги. Денег для семьи из пятерых детей не хватало. Помогал художнику П.М.третьяков, покупая его работы и давая новые заказы. В 1885 году В.М. Васнецов перед отъездом в Киев, посетил Италию: «Итальянские впечатления утвердили для меня многое из того, что уже в известной мере сложилось в моём воображении. И что удивительно, я во время своего предкиевского путешествия в Италию всё её искусство воспринимал через музыку. Этому меня должно быть научили вечера у Третьяковых, когда я, ни жив, ни мёртв, упивался звуками, нёсшихся от роялей. Больше чем хорошо помню, что во время путешествия весь итальянский Рафаэль мной воспринимался, как музыка Моцарта, а Микеланджело был, без сомнения, чистейшей воды Бетховен». Рим, Флоренция, Венеция, Равенна… Делая свои зарисовки и впитывая впечатления В.М.Васнецов согласился на грандиозный Киевский заказ по росписи Владимирского собора под руководством академика искусств Адриана Прахова. В письме из Киева к Павлу Михайловичу Третьякову он писал: «дело по назначению и по величине считаю чрезвычайно серьёзным, и дай Бог сил хорошо его исполнить. Всякое помышление о своих картинах придётся оставить <…> хотя вероятно «Богатырей» выпишу к себе. Тоскую о музыке, иногда очень и очень хочется послушать Бетховена или Баха, или Моцарта из хороших рук». Колыбель русских городов - Киев очаровала В.М.Васнецова холмами над Днепром. Киевская София, Михайловский монастырь, Кирилловская церковь Киева их изумительные мозаики произвели сильное впечатление, на В.М.Васнецова. В Киев из Москвы художник переехал со всей семьёй, скучая по дому Третьяковых: «Глубокое вечное спасибо праховскому дому за то, что он с первых дней моих в Киеве, не только создал для меня домашний уют, но и часто звучавшая по вечерам в доме музыка…одобряла меня и расшевелила мою фантазию.<…> Как хорошо было бы для меня слушать великую музыку, как бы я рад был теперь приютиться у печки между двумя столиками, где моё обыкновенное место [у Третьяковых], и слушать Баха, Бетховена, Моцарта, слушать и понимать, что взволновало их душу, радоваться с ними, страдать, торжествовать: понимать великую эпопею человеческого духа, рассказанную их звуками». Во Владимирском соборе Киева было холодно, пустынно, неприютно среди сырых, только что выбеленных и пахнущих известью стен. Преодолеть сырое и огромное пространство можно было только старым испытанным способом – громадой труда. В.М.Васнецов стал трудиться вначале над эскизами для росписей Владимирского собора. Эскизы к росписям приобрел П.М.Третьяков, они находятся в ГТГ и представлены на выставке в 39 зале Третьяковской галереи.

Роспись барабана (основания) главного купола Владимирского собора

В.М.Васнецов лично расписал 4000 аршин (2844 кв. метров) поверхности Владимирского храма в Киеве. «Виктор Михайлович Васнецов в длинной синей блузе, выпачканного краской с большой палитрой в руке» работал среди «целой массы лесов, где при входе в собор лишь кое-где виднелась голова гигантского святого, пророка, рука, часть аксессуара…», вспоминал Нестеров о встрече с Васнецовым. М.В.Нестеров был привлечен руководителем проекта Владимирского собора в помощь В.М.Васнецову для стенной росписи собора, поскольку художник В.Д. Поленов от работы отказался, а М.А.Врубель был отвергнут комиссией. В.М. Васнецовым за 11 лет работы в Киеве было создано 15 огромных живописных стенных росписей, написано 30 фигур святых, не считая медальонов. Труд был по плечу только человеку высочайшего дарования и колоссальной физической силы. Мужественно преодолевая безмерную усталость и изнурение от головокружительной высоты и стояния на лесах, Васнецов справился со всеми условиями заказа. «Вчера я с утра снова осматривал собор, уже более сознательно и спокойно Чудный памятник о себе оставит Васнецов русским людям… Вот как живые стоят Феодосий, Сергий Радонежский, Филипп митрополит Московский, повыше пророки. Тут типы равны Микеланджело». Непосредственными помощниками Васнецова по росписи Владимирского собора кроме М.В.Нестерова были живописцы В.П.Костенко и В.Д.Замирайло. В росписи Владимирского собора Васнецов придерживался византийских канонов, внося в них лирически-личностное начало. Образы святых исторически правдоподобны и реалистичны. Большинство из них в виде эскизов демонстрируются на выставке в Третьяковской галерее. Внутри храма было холодно, художник часто простужался, несколько раз с риском для жизни срывался с лесов. Наконец, спустя 11 лет, в 1896 году, работа была завершена: созданы грандиозное панно «Крещение Руси князем Владимиром». Написан сильный образ княгини Ольги: по летописи это храбрая женщина, жестоко отмстившая древлянам за убийство мужа. У Васнецова Ольга изображена с крепко зажатым в руках крестом, с яростным, пылающим ненавистью взглядом. Реалистичен образ Андрея Боголюбского, – закованного в латы с мечом в правой руке и полным решимости защищать свой город. Под образом князя Андрея Боголюбского изображёна крепость древнего города Владимира, которую не отдаёт врагу доблестный князь. Князь Александр Невский у Васнецова, это образ одухотворённого древнерусского витязя, левой рукой опирающегося на стяг. На стенных росписях изображены Дмитрий Донской, летописец Нестор, живописец Алимпий, князь Борис, изображён на фоне цветущей русской степи, создающей настроение печали у прихожан храма.

Самым монументальным и величественным, объединяющим стенные росписи Владимирского собора по праву считается центральный алтарный образ Богоматери, над которым Васнецов работал два года. Образ Божией Матери сразу виден при входе в собор, она изображена высоко стоящей на облаке, в полный рост, в глухом темно-коричневом омофоре, крепко обнимающей двумя руками своего младенца-Христа. В ГТГ на выставке представлен графический образа Богородицы, в серых тонах, специально написанный В.М.Васнецовым для Павла Михайловича Третьякова и хранящейся в музее. Развёрнутый триптих о торжестве ангелов представлен на выставке в ГТГ в живописном виде. Это созданный Васнецовым В.М. картон для росписи барабана главного купола Владимирского собора в Киеве большого формата под названием «Радость праведных о Господе. Предверие рая», трёхчастная композиция, созданная маслом на холсте. В центральной части триптиха мы видим трёх ангелов с распростёртыми крыльями. Ангелы изображены на фоне освещённого солнцем церковного пейзажа с силуэтом храмового зодчества. В руках у ангелов символы их власти: копьё (скипетр) и держава в виде шара с изображённым на ней крестом. В левой и правой частях триптиха «Радость праведных о Господе. Преддверие рая». Изображены сами верующие «грешные» и «праведные» люди: старики, дети, женщин, эмоционально взирающие на это «Торжество трёх ангелов», центральную часть композиции триптиха «Предверия рая». В соборе эта огромная трёхчастная композиция занимает всю верхнюю часть храма.

Кроме «Преддверия рая» в Государственной Третьяковской галерее хранится картон для росписи плафона главного нефа Владимирского собора в Киеве «Бог Саваоф» . На синем фоне звёздного неба восседает седой величественный Бог Саваоф с распростёртыми руками в окружении ангелов. На груди Саваофа Васнецов изображает Духа Святого в виде белого голубя. За его головой нимб формы восьмиконечной звезды. Образ Бога Саваофа как мудрого старца строг и торжественен одновременно. Он является полной противоположностью созданного Васнецовым образа юного Иисуса Христа под названием: «Единородный Сын Слово Божие» , размещённого в главном нефе Владимирского собора. Молодой Христос, опираясь правой рукой на посох в виде креста, восседает на облачном небе, окруженный четырьмя евангелистами с крыльями в виде Голубя. Тельца, Льва и Архангела. За головой «Единородного Сына» золотой нимб. Киевские фрески Васнецова поражают монументальным мастерством художника. Он прекрасно использовал всё пространство храма, несмотря на технические сложности, сложный объём, сводчатый потолок, арки, простенки, ниши. Стены Владимирского собора, помимо образов святых, художник покрыл причудливыми орнаментальными узорами, в которых затейливо переплетены красочные фантастические цветы и диковинные звери. Орнамент был уникален, Васнецов был непревзойдённым декоратором. Орнамент по всей поверхности стенной росписи Владимирского собора в Киеве украшает храм. Живописные эскизы, созданных Виктором Васнецовым узоров орнамента, приобрёл меценат П.М.Третьяков, чем вызвал негодование писателя Льва Толстого, который написал в письме Павлу Михайловичу Третьякову, что тот лучше бы тот купил картину художника Ге «Что есть истина», на что Третьяков отвечал, что и Васнецова и его орнаменты он любит, а картину Ге нет.

Господь Вседержитель.

Господь Вседержитель Самым трудным в росписи Владимирского собора было создать главный образ Христа Вседержителя под главным куполом. Сложность в исполнении была в том, что купольный образ благословляющего Христа находился в барабане купола за кольцом из 12 высоких окон, расположенными по окружности барабана. Поражала мощь и величественность созданного Васнецовым образа ХРИСТА. Правой рукой грандиозных размеров ИИСУС ХРИСТОС благословляет, придерживая левой рукой большого формата раскрытое Евангелие, расположенное на руке от предплечья до кисти Иисуса Христа. Вокруг самого лика Христа расположен высокий нимб. Образ Иисуса Христа написан на фоне синего звёздного неба. Художник говорил, что «Задача найти образ Христа …задача всего европейского искусства, а русского в особенности». Кроме «Благословляющего Христа Спасителя», Виктор Васнецов создал знаменитую свою роспись «Крещение Руси», которая находилась над входом на хоры Владимирского собора. Сохранился картон росписи «Крещение Руси» . В центе композиции мы видим святого праведного князя Владимира, в святом крещении Василия, с поднятыми вверх руками, в короне на голове и золотых одеждах. Он крестит всех верующих Киевской Руси. Рядом со святым князем Владимиром огромный крест, лучи яркого света освещают торжество Крещения Руси. За спиной святого князя Владимира художник пишет образы святых православной веры. Многофигурная композиция В.М.Васнецова для росписи над входом на хоры Киевского собора «Крещение Руси» торжественна и величава. Стоимость всех внутренних работ по отделке храма вылилась в 400 тысяч рублей, из них за свою работу Виктор Васнецов получил 51 тысячу. Росписи Владимирского собора поражали всех своей мощью и величием. По окончании работ художнику было присвоено почетное звание профессора живописи, он в 1893 г. художник был избран действительным членом императорской Академии художеств. О нем начали говорить и писать как о «религиозном гении» в русской живописи и анализировать, каков был его «путь к свету». После росписи Владимирского собора в Киеве, В.М.Васнецову поступало большое количество заказов по росписи храмов: в 1897-1899 Виктор Васнецов создал образ Богородицы для мозаики главного придела русской церкви в немецком городе Дармштадте, затем выполнил эскизы для мозаик собора в Варшаве, участвовал в реставрации Московского Кремля. Киевские работы отозвались усилением декоративного начала в станковой живописи Васнецова, о чем свидетельствует его историческая картина «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897). После 1900 года Васнецов выполняет многочисленные композиции на религиозные темы, о которых критики говорили, что «глядя на которые уже нельзя отрицать существование мира Божия». Его грандиозные работы «Сошествие Спасителя во ад», «Евхаристия», «Распятие», «О Тебе радуется», «Отечество» и самая большая по размерам – «Страшный Суд» были выставлены на два месяца в залах Исторического музея в Москве. Переход к работам религиозного содержания он считал «делом Вышнего предуказания и Божьего внушения», он знал, что религиозная живопись - главное в его жизни. Многие храмы по сей территории России расписывались в конце XIX начале XX века по Васнецовским канонам. Образы Богоматери, его величественных и романтизированных святых можно было встретить в Москве, С-Петербурге, Новочеркасске, Верхотуръе. Художник М.В.Нестеров говорил: «Слава Васнецова росла и не всегда радовала его, настолько она была великой <…> почитатели его работ снова сравнивали его с Рафаэлем и Микеланджело», на что Васнецов в силу природной скромности только отшучивался. Он продолжал работать над своими сказочно-былинными картинами, которые давали ему вдохновение и которые он очень любил. В 1901-1902 гг. В.М.Васнецов работал над проектом фасада и фриза Дома Третьякова в Москве, он [дом для ГТГ] построен по его проекту в древнерусском стиле. Во время революции 1905 г. Виктор Васнецов вышел из Академии художеств, после того как студенты устроили митинг в академических залах в С-Петербурге, где размещалась выставка его работ. Ужасы террора 1905 года способствовали формированию у художника твердой политической позиции: он вступил в «Союз русского народа», как и протоиерей Иоанн Кронштадтский. «Русский народ, - писала в те дни газета «Киевлянин», - свято верит в Бога, его земная путеводная звезда - Русский Царь, он глубоко любит свое Отечество. Не касайтесь его святынь и уважайте его народное чувство. Не говорите, что русский народ - раб. Это великий и любящий народ. Вы не понимаете его веры, вы не понимаете его любви, как он не понимает вас. Но вы заставили его понять, что значит революционное насилие, вы заставили его понять, что вы предаете поруганию его святейшие верования…» 9 сентября 1914 года В.М.Васнецову был вручен Диплом почетного члена Императорской Московской Духовной Академии. Двое его сыновей в 1914 г. отправились воевать на фронт Первой мировой. Он был православным и истинно-русским человеком. В это время Васнецов создавал рисунки для Общества красного креста, по которым были напечатаны открытки, продающиеся на нужды фронта тысячными тиражами. Одна из открыток называлась «Один в поле воин!» и изображала молниеносно несущегося витязя на встречу тучам вражеских стрел. Церковная живопись, которую сын священника Виктор Михайлович Васнецов знал и любил, удивляла его своими строгими канонами и однообразием. Он наполнил её внутренним эмоциональным содержанием, создав в ней нечто новое и величавое. «Я верю, что нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма, - это поистине дело народное, и дело высочайшего искусства». Он рассказал про героическую старину Руси прямо в храме, куда мог прийти каждый верующий человек, даже несведущий в искусстве и живописи. Критики то восхищались, то расходились с Васнецовым: «А потом – нечего греха таить - случались между нами какая-то трещина…а я чувствовал, мой художественный мир был для Вас чужд, а я Русью только и жил…»