Осенний вечер так печален анализ. Возможно вам будет интересно. Анализ стихотворения Тютчева «Осенний вечер»

  • 20.09.2019

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Пейзажная лирика Ф.И. Тютчева занимает особое место в русской литературе. Эта поэзия всегда будет привлекать читателя неповторимой глубиной и яркой образностью. Стихотворение «Осенний вечер» — одна из таких жемчужин.

Ф.И. Тютчев написал стихотворение «Осенний вечер» в октябре 1830 года. Поэт тогда находился в Мюнхене в качестве атташе дипломатической миссии.

Примечательно, что за границей молодому литератору практически не с кем было поговорить на родном для него языке – русском. Лишь поэзия и общение с его дядькой Н.А. Хлоповым были способны восполнить это пустоту. Вероятно, тоска по дому, осенняя погода навевали Тютчеву меланхолические раздумья, что послужило импульсом для создания стихотворения «Осенний вечер».

Жанр, направление и размер

В данном стихотворении ощутимо юношеское увлечение Тютчева русской поэзией XIX века. Это проявляется в торжественном одическом характере произведения, в использовании ярких эпитетов (умильная, грустно-сиротеющая), а также в употреблении неполногласных форм (ветр). Однако же «Осенний вечер» относится к зрелому периоду, когда автор интересуется Шеллингом, Блейком и Гейне. В это время у Тютчева формируется его особая натурфилософская поэзия.

Стихосложение не отличается изобретательностью: размер этого произведения – пятистопный ямб, а рифма – перекрестная. Тютчев оригинален в другом, в частности — в переосмыслении жанра пейзажной лирики.

Композиция

Стихотворение имеет стройную трёхчастную композицию. Строфу из двенадцати строк можно разделить на четверостишия, и они будут по градации выстраиваться в особую линию: от светлой пейзажной зарисовки до глубокого философского вывода.

  1. Первая часть представляет собой пейзажную зарисовку. Здесь выдвигается тезис, на котором строится всё произведение.
  2. Во второй части появляются более драматичные картины, сообщающие увядание природы.
  3. Финал стихотворения – философский вывод, где проводится параллель между человеком и окружающим миром.

Образы и символы

Наряду с типичными для изображения осени образами (багряные листья, тихая лазурь), Тютчев описывает весьма необычные наблюдения: зловещий блеск, улыбка увяданья.

Лирический герой стихотворения – мыслитель. Его незаурядный взгляд на мир позволяет увидеть не только привычные сюжеты осеннего вечера, но и помогает открыть нечто новое, проецирует размышление о родстве природы и человека. Он видит в картинах угасания кроткую улыбку, а цвет листьев кажется ему зловещим.

Темы и настроение

Осень традиционно соотносят со старостью, за которой следует смерть. Но, тем не менее, нельзя утверждать, что стихотворение проникнуто лишь депрессивными трагическими мотивами. Лирический герой старается увидеть положительные моменты даже сквозь тоскливое настроение: светлость вечеров, таинственная прелесть, легкий шелест.

Таким образом, основной темой сочинения выступает противостояние увядания и несгибаемого оптимизма. Автор сопереживает природе, он неравнодушен к её старению, но всё же поэт не желает поддаваться меланхолии и грусти.

Идея

«Осенний вечер» является одним из ярких примеров натурфилософской лирики Ф.И. Тютчева. Общей идеей такого рода стихотворений служит рассуждение о человеке и природе, сравнение их. Тютчев осознавал людскую ничтожность в сравнении со Вселенной, а в некоторых случаях призывал читателей брать с окружающего мира пример.

В данном же стихотворении основной мыслью является соотношение осенней поры с «существом разумным». Похожи они тем, что испытывают сходное чувство, именуемое «божественной стыдливостью страданья». Проявляется оно у людей и окружающего мира одинаково – в «кроткой улыбке», только показывают её по-разному: человек — мимикой, а в природе листья меняют цвет, пустеет земля, небо становится пасмурным.

Средства художественной выразительности

Богатая образность произведения достигается путём использования многочисленных средств художественной выразительности. Наиболее часто автор обращается к эпитетам, порой применяя сразу два определения к существительному: «Умильная, таинственная прелесть», «томный, легкий шелест, «порывистый, холодный ветр».

Тютчев сравнивает увядание природы с человеческим страданием. Встречаются в тексте инверсии: багряных листьев, холодный ветр порою.

Олицетворение — сквозной троп стихотворения. Этот приём затрагивает эпитеты (грустно-сиротеющая, томный), существительные, участвующие в описании природных явлений (улыбка, изнеможенье). Кроме того, «поведение» ветра объясняется предчувствием «сходящих бурь». И все процессы, происходящие в природе осенью, сравниваются с человеческим старением.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ стихотворения «Осенний вечер»

Анализ стихотворения «Осенний вечер»

Цель урока – совершенствование умений анализа и интерпретации литературно-художественного произведения.

Воспитательные цели – воспитание ответственного отношения к чтению.

Обучающие цели – развивая эстетический вкус учащихся, научить их всестороннему постижению литературного произведения.

Форма работы практическое занятие и организация самостоятельной работы учащихся.

Одной из важнейших задач для реализации названной цели является развитие способности эстетического восприятия учащимися явлений литературы и отраженной в ней действительности, воспитание эстетического вкуса.

Художественное произведение постигается не только умом, но и чувствами, эмоциональной памятью. Предельная эмоциональность характерна для такого рода литературы, как лирика.

Специфика стихотворного текста состоит в том, что он, во-первых, как правило, бессюжетен, во-вторых, наполнен скрытым смыслом, выраженным очень сжато. Преодолеть эту форму и раскрыть глубину содержания можно только при медленном, вдумчивом чтении, которому и необходимо научить школьников.

Борис Корнилов, поэт, считает, что равнодушие к музыке говорит о неразвитости слуха, а равнодушие к поэзии говорит о неразвитости души.

Почему такая особая роль отводится поэзии? Лирика – это род литературы, характеризующийся субъективностью, прямым выражением чувств и переживаний автора, лаконичной, аккумулирующей природой стиха, и многозначностью поэтического образа.

Эти свойства лирики – в центре внимания при изучении стихотворных произведений на уроках литературы.

В статье Н. Гумилева «Анатомия стихотворения» говорится: «Стихотворение же - это живой организм, подлежащий рассмотрению: и анатомическому, и физиологическому».

Организация работы с поэтическим текстом должна быть основана на главном принципе: от слова – к мысли и чувству, от формы – к содержанию .

1. Вариант анализа лирического произведения (выведен на экран проектора)

1. Какое настроение становится для стихотворения определяющим. Меняются ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да – благодаря каким словам мы об этом догадываемся?

2. Есть ли в стихотворении цепочки слов, связанных ассоциативно или фонетически (по ассоциациям или по звукам).

3. Роль первой строки. Какая музыка звучит в душе поэта, когда он берется за перо?

4. Роль последней строки. На каком эмоциональном уровне, по сравнению с началом, заканчивает поэт стихотворение?

5. Звуковой фон стихотворения.

6. Цветовой фон стихотворения.

9. Особенности композиции стихотворения.

10. Жанр стихотворения. Тип лирики.

11. Литературное направление (если можно определить).

12. Значение художественных средств.

13. История создания, год создания, значение этого стихотворения в творчестве поэта. Есть ли в творчестве этого поэта стихотворения, сходные с ним или противоположные по каким-либо признакам: форме, теме? Можно ли сравнить это стихотворение с произведениями других поэтов.

14. Сопоставьте начало и конец стихотворения: часто они представляют собой лексико-грамматическую и смысловую соотнесенность.

15. Сделайте вывод об эмоционально-содержательном смысле стихотворения (интерпретируйте стихотворение). Кратко запишите свое понимание основного содержания стихотворения.

2. Вариант анализа стихотворения (выведен на экран проектора)

Время написания.

Лексика. Если есть слова, требующие пояснения их лексического значения, посмотрите по словарю. Какие лексические пласты использует автор в произведении (профессиональную лексику, диалектную, разговорную, сниженную экспрессивную, книжную, возвышенную и др.)? Какую роль они играют? В какие тематические группы можно объединить лексические единицы?

Морфологические особенности. Есть ли какие-либо закономерности в использовании автором частей речи? Преобладают ли глаголы, существительные, прилагательные или другие части речи ? Особенности использования форм частей речи. Какую роль они играют в тексте?

Синтаксические особенности. Обратите внимание на структуру предложений. Какие преобладают: сложные, простые? Каков эмоциональный характер предложений?

Образ-переживание. Как меняются чувства лирического героя от начала к концу произведения? Какие слова можно назвать ключевыми в отображении динамики образа-переживания?

Художественное время и пространство произведения. Какие художественные детали формируют пространственно-временной континуум произведения?

Цветовая гамма произведения. Имеются ли в тексте слова, прямо обозначающие цвет, либо слова и образы, подразумевающие определенный цвет? Каково сочетание цветовых элементов в тексте произведения? В какое соотношение они вступают (дополняют, плавно переходят один в другой, контрастируют)?

Звуковая гамма произведения. Имеются ли в тексте слова, прямо обозначающие звук, либо слова и образы, подразумевающие определенный звук? Какой характер носит звуковая гамма произведения? Меняется ли характер звука от строфы к строфе, от начала к концу произведения?

Средства художественной выразительности. Какие тропы, фигуры использует автор для создания образов (эпитеты, метафоры, анафору, антитезу, синекдоху, инверсию, перенос и т. д.)? Охарактеризуйте их значение. Имеется ли выраженное преобладание какого-либо приема? Его значение. Обратите внимание на использование звукописи. Какой вид звукописи использует автор (ассонанс, аллитерацию)? Какую роль она играет?

Особенности ритмической структуры. Определите размер стихотворения (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), его особенности (пиррихий, спондей). Какую роль в создании настроения, динамики образов играет размер? Опишите характер рифмы, способ рифмовки, строфическую организацию произведения. Какие именно слова рифмует автор? Почему?

Художественные детали. Какие еще детали и образы необходимо охарактеризовать? Какие из них особенно выделяются в произведении? Какое место в системе образов они занимают? Есть ли в тексте произведения детали и приемы, характерные для творчества данного автора, проявляющиеся и в других его произведениях? Есть ли в тексте данного произведения детали и приемы, связанные с приверженностью автора к какому-либо литературному течению?

Лирический герой. Что вы можете сказать о характере лирического героя, о его чувствах, отношении к миру, к жизни?

Жанр произведения. Какие жанровые особенности проявляются в произведении (элегия, дума, сонет и др.)? К какому виду искусства близко данное произведение (кино, драма, музыка и др.)? Почему?

Тема произведения. О чем говорится в произведении? Какой предмет, проблема, чувство, переживание стоит в центре изображения?

Идея произведения. Как воспринимает названный предмет, проблему, чувство, переживание автор? О чем автор заставляет задуматься читателя? Зачем написано это произведение?

В стихотворениях филология и философия помогают понять друг друга.

В центре тютчевской философии – первозданный Хаос. Хаос – изначальная стихия бытия , бездна, которая обнажается ночью. Ему противостоит Космос – упорядоченный благоустроенный мир. Хаос – первоматерия, грубая здоровая сила, от которой человек отделился, создал цивилизацию. Но цивилизация – это только покров над бездной. Она не изолирует эти силы. Поэзия Тютчева – это диалог борьбы Хаоса и космоса.

Тютчевская природа – это не пейзаж, населенный растениями, животными и людьми, а космос, в котором живут и действуют стихии воды, грозы, ночи, представляющие собой самостоятельные силы мироздания. Ночь для поэта не только одна из сторон бытия, но и выражение его сути. День – исцеление души после мучительной ночи, время, когда человеческая душа чувствует себя освобожденной от мучений и страданий. Это благодатный покров рокового мира. Поэт одинаково чуток к обеим сторонам действительности. Он понимает, что светлый златотканый покров – это всего лишь вершина, а не основа мироздания. Хаос – отрицательная беспредельность, зияющая бездна всякого безумия и безобразия, демонические порывы, восстающие против всего положительного и должного – вот глубочайшая сущность мировой души.

Таким образом, за каждой пейзажной зарисовкой, созданной в стихотворениях, стоит философская картина мира.

Осенний вечер

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть;

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землёю,

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье – и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

Это стихотворение написано Тютчевым в 1830 году во время одного из кратковременных приездов в Россию. Возможно, поэтому оно проникнуто таким тонким, как натянутая струна, чувством, сравнимым с чувством, возникающим в момент прощания с дорогим человеком, причем, прощания неизбежного. Что создает такое чувство?

Рассмотрим цветовую гамму стихотворения. Она, с одной стороны, достаточно пестрая: блеск и пестрота, багряные листья, лазурь; но, в то же время, поэт слегка приглушает эту пестроту, делает её осторожной. С помощью чего? С помощью эпитетов: умильная, таинственная, томный, лёгкий, туманная, тихая, грустно-сиротеющая, стыдливая, кроткая. Вообще стихотворение насыщено эпитетами. Эпитет – это яркое, образное, художественное определение, функция которого – создание красочных образов, эмоциональной атмосферы, передача авторской позиции.

В этом стихотворении эпитеты многообразны по структуре, значению. Составной эпитет грустно-сиротеющая передает и отношение поэта к изображаемому, и состояние природы: грусть, сиротство, одиночество, именно этот эпитет акцентирует тему прощания, расставанья. Но это расставанье, причиной которого является смерть.

Эпитеты контрастируют друг с другом. Вслед за «умильная, таинственная прелесть» появляется «зловещий блеск». Затем чередуется «туманная и тихая лазурь» и «порывистый, холодный ветр». Контрастные состояния поэт не противопоставляет, а соединяет, так как стремится изобразить переходный момент в жизни природы: прощание с осенью и предчувствие зимы.

Все стихотворение – это одно предложение. Предложение сложноподчиненное, в первой части – однородные члены с обобщающим словом. Местоимение с предлогом на всём вбирает в себя и шелест, и пестроту, и лазурь, и «ветр». Как бы по-разному не были охарактеризованы эти детали, составляющие картину природы, объединяет и завершает этот образ кроткая улыбка увяданья. Текст произносится на одном дыхании, как прощальный выдох.

Осенняя красота умирает. За образом природы возникает человеческий образ. Созданию этой параллели способствует, в том числе, и уже обозначенный эпитет грустно-сиротеющая. Еще более усиливается это олицетворение в строках: Ущерб, изнеможенье - и на всем// Та кроткая улыбка увяданья,// Что в существе разумном мы зовем// Божественной стыдливостью страданья.

Кроткая – незлобивая, покорная, смирная. Возникает образ девушки, смиренно ждущей неизбежности конца.

сказал по поводу стихотворения Ф. Тютчева «Осенний вечер»: «Впечатление, которое испытываешь при чтении этих стихов, можно только сравнить с чувством, какое овладевает человеком у постели молодой, умирающей женщины, в которую он был влюблен».

Стихотворение Ф. Тютчева перекликается со стихотворением «Осень» написанным позже.

… … … Мне нравится она,

Как, вероятно, вам чахоточная дева

Порою нравится. На смерть осуждена,

Бедняжка клонится без ропота, без гнева.

Улыбка на устах увянувших видна;

Могильной пропасти она не слышит зева;

Играет на лице багровый цвет.

Она жива еще сегодня, завтра нет.

Пушкинский образ, так же как и тютчевский, хранит отголоски былой красоты и смущен уже явными признаками увяданья. Оба стихотворения объединяет и предчувствие еще далеких, но приближающихся потрясений.

Стремление уловить переходное состояние как в жизни человека, так и в жизни природы характерно для творчества Ф. Тютчева. Тютчева интересуют наблюдения над стихиями природы и ее закономерностями. С помощью таких наблюдений поэт стремится познать сущность бытия, всеобщие законы вселенной.

Домашнее задание:

Самостоятельно сделать анализ стихотворения . «Как богат я в безумных стихах!..»

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье — и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.

Анализ стихотворения «Осенний вечер» Тютчева

Стихотворение «Осенний вечер» было написано Тютчевым во время его долгосрочного пребывания в Мюнхене, в 1830 году. Поэт скучал по родине и, в особенности, по русской речи. В своем произведении он выразил всю тоску и пустоту души. Заметно сильное увлечение автора русской поэзией 19 века. Свойственными ей одическом стиле повествования, использовании ярких эпитетов (зловещий, багровый) и неполногласных форм (дерев, ветр).

Условно, произведение можно разделить на несколько смысловых частей. Первая, представляет собой зарисовку пейзажа, появляется вступление и основная мысль стихотворения. За ней следует вторая часть, в виде развернутой, драматической картины. Она подробно описывает увядание природы и ее странную, отстраненную красоту. В финальной части проводится очевидная параллель между человеческой жизнью и миром природы.

Поэт подчеркивает неразделимую связь между процессами, протекающими в природе и в жизни человека. С помощью мастерски использованных олицетворений и метафор описывается человеческая осень. В понимании Тютчева, это глубокая зрелость, почти старость. Как за осенью придет безжизненная, суровая зима, так и вслед за старостью приходит неизбежная смерть. Автор пытается показать не только депрессивные, лирические мысли такого исхода событий. Он подчеркивает и положительные моменты: приятную тоскливость вечеров, таинственность происходящего и легкий шелест.

На протяжении стихотворения прослеживается состязание неизбежного увядания всего живого и несгибаемого оптимизма. Автор озабочен происходящими изменениями, он сопереживает им. И в тоже время, ему не хочется поддаваться грусти и меланхолии.

Особенность стихотворения «Осенний вечер» – в неразделимости таких понятий как живая и неживая природа. Поэт считает, что все явления в мире взаимосвязаны невидимой нитью. Все они цикличны: наступит новая пора и в цикле природы, и в жизни человека. За унылой осенью придет зима, по-своему прекрасная и неповторимая. Так и за зрелостью придет старость. Человек станет мудрее, научится ценить каждое мгновение.

Пейзажная лирика Тютчева – особая часть русского литературного наследия. Его поэзия на все времена, она находит живой отклик в сердцах читателей. Поражает их своей глубиной образов и неповторимой, философской образностью. Стихотворение «Осенний вечер» – одна из таких жемчужин в творчестве поэта.

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье - и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.

Октябрь 1830

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчев "Осенний вечер"

Поэзия Ф. И. Тютчева занимает почетное место среди отечественной пейзажной лирики. В его стихах гармонично слились два стиля: русский и классический европейский. Произведения Федора Ивановича можно сравнить с традиционными одами Гёте, Гейне, Шекспира по стилю, содержанию, ритмике. Но они намного скромнее в размерах, что придает глубину и емкость текстам.

У Тютчева любимым временем суток был вечер. В его лирике достаточно много стихотворений, посвященных этому периоду. Вечер в поэзии Тютчева многогранный, таинственный, волшебный. А природа одухотворена, наделена человеческими чертами, мыслями, эмоциями. Одним из таких стихотворений становится «Осенний вечер».

Пейзажная зарисовка была написана в 1830 году. Причисляется исследователями к ранней лирике поэта. Был относительно спокойный, но не самый радостный период в жизни автора. Недавно заключен официальный брак с первой супругой. Свободолюбивого молодого мужчину захлестнул семейный быт. Угнетала также жизнь вдали от Родины. Тютчев чувствовал тоску по беззаботной юности.

Миниатюра родилась у поэта, когда он гостил в родных краях, ненадолго посетил Россию. И стала ярким примером классической поэзии романтизма. Русский октябрьский вечер пробудил ностальгию, навеял тоску. В явлениях природы автор ищет аналогию с событиями человеческой жизни. Намекает, что все циклично у людей, как смена времени суток и сезонов. Рассуждения придают стихотворению глубокий философский характер.

Природа у Тютчева реальна, насыщена красками и звуками. Использован излюбленный прием автора – метод художественного параллелизма. Здесь ему помогают инверсии: «багряные листья», «холодный ветер порою».

Стихотворение представляет собой одно сложноподчиненное предложение, уложенное в 12 строк, одной строфой. По смыслу, ритмике и стилю текст делится на три части. В первой части размеренный темп, идет рассуждение о том, как прекрасны осенние вечера. Создается романтический настрой.

Вторая часть напоминает читателю, что упоение продлится недолго. Все мимолетно. Впереди ледяные ветры, снежные бури. Идет нагнетание обстановки, меняется ритм, ускоряется темп прочтения. От центральной части текста веет зимним холодом. Она резко контрастирует с введением. Использован прием антитезы.

Третья часть носит философский характер. Присутствует сравнение человеческого существования с тем, что происходит в природе. Использованы олицетворения с мрачной окраской: «кроткая улыбка увяданья», «стыдливость страданья». Все детали создают образ увядающей, засыпающей природы. Автор приходит к выводу о цикличности бытия.

Трехфазность композиции не вносит дисгармонии в восприятие текста. Нет резких эмоциональных скачков в повествовании. Стихи написаны пятистопным ямбом. Использована перекрестная рифма. Что придает размеренности, певучести тексту. Лирическими героями становятся рассказчик и сама природа.

Произведение стало ярким примером своеобразной натурфилософской поэзии Федора Ивановича. Пейзаж и философия слиты воедино, дополняют друг друга. Осень для поэта – символ духовной и возрастной зрелости. Время сбора урожая не только с полей, но ментального тоже. Период, когда подводят итоги.

Стихотворение оставляет приятные эмоции после прочтения, наталкивает на размышления. Оно учит ценить каждое мгновение. С одной стороны, важно любить лето, тепло, счастье, потому, что потом наступит холод, метель. С другой – поэт обращает наше внимание на то, что каждое время прекрасно, уникально по-своему. Нужно учиться видеть красоту в простых вещах.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .