Каковы главные особенности лирического героя маяковского. Сборник идеальных эссе по обществознанию

  • 20.09.2019

Характер раннего творчества В.В. Маяковского проявился достаточно ярко в первых его произведениях, напечатанных в 1912 году в альманахе «Пощечина общественному вкусу» совместно с поэтами-футуристами Д. Бурлюком, В. Хлебниковым, А. Крученых. Целью молодых поэтов было создание нового искусства, разрывающего все связи с традициями классической русской литературы. Поэтому уже в первых стихотворениях Владимира Маяковского преобладает социальный критицизм, сочетающийся с исповедальностью и эмоциональной энергией стиха, живописной образностью - яркой, экспрессивной, необычной. Его образы, как полотна импрессионистов, можно представить себе зрительно, например картину ночного города:

Багровый и белый отброшен и скомкан

в зеленый бросали горстями дукаты,

а черным ладоням сбежавшихся окон

раздали горящие желтые карты.

Поэт сразу заявляет о своем принципиально новом подходе к искусству:

На чешуе жестяной рыбы

Прочел я зовы новых губ.

(«А вы могли бы?»)

Но в этом новаторстве поэтического творчества прослеживается и другая особенность мира лирического героя Маяковского - его одиночество. «Я», «Нате!», «Ничего не понимают», «Скрипка и немножко нервно» - все эти стихотворения объединяет общее для них противопоставление лирического героя толпе, его непонятности в мещанском, ограниченном обществе. Герой сознательно «эпатирует» буржуа, подчеркивает дерзость своего отношения к миру:

«Я люблю смотреть, как умирают дети».

Но это только маска, циничное высказывание с целью привлечь всеобщее внимание, вызвать негодование обывателя. Такой же нарочитый характер носит попытка игнорирования толпы: «А мне - наплевать! Я - хороший». («Скрипка и немножко нервно»). За всем этим звучит пронзительно-отчаянное одиночество непонятого человека и поэта, который идет «один рыдать», чувствуя, что он «одинок, как последний глаз у идущего к слепым человека». («Я»). Поэт - «бесценных слов мот и транжир» - чувствует враждебность, агрессивность по отношению к себе толпы, которая представляется ему страшной своей бездуховностью. На этой антитезе построено все стихотворение «Нате!», где обывательская публика поэтического кафе рисуется натуралистически, антиэстетично: «вытечет по человеку ваш обрюзгший жир». Ни «мужчина», озабоченный пищей отнюдь не духовной, ни женщина, что «смотрит устрицей из раковин вещей», не смогут ощутить боль, ранимость, открытость миру «бабочки поэтического сердца», напротив, «толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь». «Нате!» - это открытый вызов поэта пошлости и мещанству окружающего мира, которому лирический герой готов «плюнуть в лицо». Впрочем, завсегдатаями поэтических кафе это стихотворение и было воспринято как вызов, вследствие чего за Маяковским утвердилась слава скандального поэта. Но нельзя видеть в его стихах вызов и эпатаж, не замечая при этом его душевной смуты, трагичности видения мира, попытки найти в нем гуманистическое начало. Об этом - его лирическое стихотворение «Послушайте!». Лирический герой обращается к читателям как к единомышленникам, с трогательно-доверительной интонацией, в попытке обрести бога и мир в своей душе. Да, буржуазное общество несет человеку страдание, но нельзя переносить эту «беззвездную муку», не имея в душе ничего светлого, никакой надежды. Лирический герой поэта выражает уверенность во взаимосвязи бога и человека, в гармонии мироздания.

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают –

Значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - это необходимо,

Чтобы каждый вечер

Над крышами

Загоралась хоть одна звезда?!

Несмотря на декларативность заявления футуристов об отказе от всех традиций русской классической поэзии, это стихотворение В.В. Маяковского по своей сути философской проблематики очень близко к такому лирическому шедевру М.Ю. Лермонтова, как «Выхожу один я на дорогу…», и, несмотря на новаторство по форме, традиционно по гуманистической проблематике содержания.

Особенно негативную реакцию лирического героя В. Маяковского вызывает Первая мировая война. В стихотворениях «Война объявлена», «Мама и убитый немцами вечер», «Вам!» четко прослеживается отвращение к войне, насилию, осуждение тех кругов, для которых война представляет политический и материальный интерес. Натурализм, антиэстетизм используются поэтом как средство, выражающее его антимилитаристскую позицию, его метафоры страшны и надолго запечатлеваются в глазах читателей: …с запада падает красный снег

сочными клочьями человеческого мяса.

(«Война объявлена»)

Необычные метафоры («…слезя золотые глаза костелов, пальцы улиц ломала Ковна». - «Мама и убитый немцами вечер»), аллитерации («Бронзовые генералы на граненом цоколе…» - «Война объявлена»), разговорные интонации, передающие то общее патриотическо-агрессивное настроение, то истерически-нервные вскрики матерей, - все это рисует восприятие войны лирическим героем как огромного несчастья, грядущих масштабов которого еще пока нельзя предугадать. Но та буржуазная публика, чью бездуховность и обывательское отношение к жизни не мог принять лирический герой, - она не изменилась. Эти люди не поступились своим комфортом, своими привычками, используя войну в своих личных интересах, они предпочитают «о представленных к Георгию вычитывать из столбцов газет». Безымянный поручик Петров - жертва, «приведенная на убой» ради чуждых ему политических интересов. Но заслуживают ли этой жертвы «бездарные, многие, думающие, нажраться лучше как»? Протест лирического героя резок и не вызывает сомнения: «жизнь отдавать в угоду» этим людям, этому обществу - нельзя, лирический герой готов на иное «служение» обществу, что воспринимается опять-таки как вызов.

Такая же резкая, но несколько иная по характеру - более ироническая, что связано с жанром произведения - критика общества звучит в цикле сатирических гимнов поэта. «Гимн обеду», «Гимн судье», «Гимн взятке», «Гимн ученому» - в этих произведениях лирический герой высмеивает убожество и бездуховность того же мещанского мира, чьи интересы либо ограничены чревоугодием, либо беззастенчивой заботой о своем материальном благополучии, либо носят бюрократический, формалистический характер, оторванный от реальной, живой жизни.

Итак, говоря о лирическом герое ранних стихотворений В. Маяковского, необходимо отметить его протестное отношение к окружающему миру, его ранимость и душевную незащищенность, его антимилитаристскую позицию и ощущение им человеческих страданий в мировом масштабе, что было характерно и для самого поэта.

Лирический герой раннего Маяковского молод, задирист и смел, как тореадор, дразнящий вялую мысль современных ему буржуа. Он весь - вызов, эпатаж. Так он выражает протест против мира, где главное - деньги. «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!» - восклицает поэт. «Нахальный и едкий», он видит насквозь «чистую публику», которая, прячась за спиной солдат, гибнущих на фронте за чужие деньги, спокойно живет, называя себя патриотами. И в антивоенных стихах - «Нате!», «Вам!» - Маяковский прежде всего гражданин. Но его гражданская позиция несколько расходится с государственными установками.

Лирический герой Маяковского предстает в разных обличьях, но он всегда узнаваем по пронзительному желанию научиться любить человечество и научить людей любить друг друга. Образ влюбленного лирического героя состоит из прекрасных противопо­ложностей - он может быть и «бешеным», и «нежным». Но когда его любовь остается без ответа, он становится внешне спокойным и ироничным - «как пульс покойника». Это убивало Маяковского. Он понимает, что не он один такой: красота в этом мире, к сожалению, может продаваться, чем бы ни прикрывали эту куплю-продажу. Лириче­ский герой раннего Маяковского - дерзкий и протестующий ниспровергатель устоев. Но и в более поздних стихах можно узнать ту же молодость души и ту же непокорность обстоятельствам жизни. Это касается прежде всего его сатирических стихов.

В лирическом герое Маяковского сочетаются зрелость гражданской позиции и тонкий лиризм человека с обнаженной душой. Таков его герой в стихотворениях «О дряни», «Лю­бимой Молчанова, брошенной им» и других. Таков его герой и в поэме «Люблю». В образе лирического героя в разные периоды выразилась творческая эволюция поэта. Лирический герой Маяковского всегда бунтарь, но бунтарь не столько «против», сколько «за». Он за человеческие отношения, за живые чувства и красоту, за высокие помыслы и смелое рефор­маторство. Он - за будущее. Меняется лишь взгляд на пути достижения этого будущего.


Лирический герой ранней лирики В. В. Маяковского – это революционер–романтик, ищущий в творчестве не просто самовыражения, а оружие борьбы с ненавистными ему буржуазным обществом, являющимся врагом революции, которую он предрекает и в которую верит. Раннее творчество лирика уже содержит мотивы социального звучания, сформированные в его ещё юном сознании, и это выделяет Маяковского из числа многих художников слова того времени.

Прежде чем перейти к характеристике образа лирического героя, следует сказать, как Маяковский видит мир и что является объектом его наблюдений на раннем этапе творчества

В таких, к примеру, стихотворениях, как «Порт», «Ночь», «Утро», ощущаются поиски необычного, глубоко индивидуального отображения действительности, а кроме того определяется и главная тема дооктябрьского периода ᴇᴦᴏ поэзии – человек и капиталистический город.
Город уподобляется аду, его «шумики, шумы и шумищи» несут людям страдания. Человек в этом мире «одинок, как последний глаз у идущего к слепым человека». Здесь «жуток шуток квакающий смех", стихи лирика уподобляются «окровавленному песнями рогу»:

Кричу кирпичу,

Слов исступлённых вонзаю кинжал

В неба распухшую мякоть… -

Эти строки одного из стихотворений Маяковского 1913 года передают настроение большинства ранних произведений лирика, в том числе, его трагедии «Владимир Маяковский», созданной в том же 1913 году. Действующие лица этого первого драматического произведения Маяковского – люди, искалеченные современным буржуазным городом. Они воплощают в себе человеческие несчастья. «Легло на город громадное горе и сотни махоньких горь», - говорит один из персонажей трагедии. Задача поэзии для Маяковского заключается в том, чтобы выразить страдания этих людей-калек, вобрать в себя слёзы и боль миллионов униженных и оскорблённых.

На основании выше сказанного приходим к выводу, что можно сделать вывод о художественном пространстве и времени, в которые Маяковский помещает своего лирического героя. Это предреволюционный период, в котором торжествующей силой выступает буржуазный город со своими калечащими людей порядками, заставляющими их страдать. Страдает в условиях капиталистического общества и лирический герой.

В «Облаке в штанах» с большой силой проявился образ героя, характер которого был сформирован под влиянием антибуржуазной деятельности, высокой гумаʜᴎϲтичности, романтико–революционных стремлений к лучшему будущему. Четыре главы поэмы объединены общим лозунгом, провозглашённым страдающим человеком–бунтарём, желающим избавить себя и других от четырёх основных буржуазных зол: «долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию».

Лирический герой Маяковского страдает от неразделённой любви к Марии, женщине, которая ушла к другому, человеку из мира, управляемому капиталом. Своеобразие раскрытия любовной темы в этой поэме, однако, заключается не в простой констатации душевных переживаний, а в объяснении трагедии неразделённой любви в буржуазном обществе. Лирический герой выступает здесь защитником нормальных человеческих отношений, которыми не управляют деньги, страсть, пошло воспеваемая «чирикающим» искусством и прикрываемая мнимой религиозностью. Мы видим уже в этом раннем произведении, как герой от личных бед и переживаний переходит к переживаниям за судьбу «голеньких, ᴨᴏᴛненьких, покорненьких, закисших в блохастом грязненьке», то есть тех, кого согнуло под пудом «сала» «зажиревшего» правящего класса.
Герой – не эгоист, он – гуманный член социума, ощущающий себя тринадцатым апостолом, в руках у которого «сапожный ножик», способный раскроить «пропахшего ладаном отсюда до Аляски!»
Он также поэт–провидец, предрекающий приближение революции, которое обязательно приведёт, верит он, в «коммуʜᴎϲтическое далёко» всех страдальцев.

Мотив борьбы героя за личное счастье, которое невозможно, если не затянуть узел на шее зажравшегося строя, искусства и религии, проходит через все раннее творчество Маяковского. После «Облака в штанах» он найдёт отражение и в ряде произведений 1915-1917 годов, таких, как поэмы «Флейта – позвоночник», «Война и мир», «Человек»

В этих произведениях гумаʜᴎϲтический идеал Маяковского, воплощённый в лирическом герое, претерпевает эволюцию

В «Облаке в штанах» тринадцатый апостол призывал угнетённых к ʜᴎϲпровержению угнетателей, спустившись с неба, то есть как бы стоя над людьми. Когда же в первой и третьей частях поэмы герой лишился апостольского ореола, то превратился в такого же угнетённого, выкинутого в «грязную руку Пресни».
В произведениях же, написанных после «Облака…», Маяковский переходит к прославлению уже не апостола, а как раз обыкновенного человека, который весь – «необыкновенное чудо двадцатого века». Именно в простом человеке содержится великая сила, способная устранить любую причину людских страданий.

Таков лирический герой ранней лирики Маяковского.

Страница 1 из 1



Главный герой поэмы Твардовского «Василий Тёркин»

Произведение Твардовского названо именем его главного героя Василия Тёркина. Считается, что автор показал своего персонажа отважным и находчивым бойцом-одиночкой. Он всегда весел и самоуверен. Уточнённое чувство юмора не покидает Василия даже во время самых страшных испытаний и смертельных опасностях. Даже общаясь с вышестоящим руководством, он тонко шутит и остаётся хладнокровным даже, когда его вызывают «на ковёр» к генералу. Глядя на него, на его действия, складывается впечатление, что он сам себе начальник....



Сила мелодичного слова Сосюры - в простоте и искренности, духовности и художественному совершенству. Стихи Сосюры продолжают пленить сердца читателей: и юных, и взрослых. Прийти из края, где «дальняя даль и небо домнами пылает», Сосюра восторженно говорил о своей Отчизне, о земле, которую «обернем в Эдем», о Днепру певучие волны. А весьма искренне и задушевно о своих интимных чувствах. «Такой я нежный, такой тревожный»,- признается поэт, а мы уже верим, то же разве скажешь так без нежности в души:...


Романтический герой в произведениях Байрона

Это индивидуалист. Сверхчеловек, проживший две стадии: до столкновения с реальностью, он живет в ‘розовом’ состоянии, им овладевает желание подвига, изменения мира; после столкновения с реальностью он продолжает считать этот мир и пошлым, и скучным, но он не становится скептиком, пессимистом. При четком понимании, что ничего изменить нельзя, стремление к подвигу перерождается в стремление к опасностям. Байрон в своем произведении «Чарльд Гарольд» дал типичное представление романтического героя. Он надел маску своего героя (говорит о том, что между героем и автором нет дистанции) и сумел соответствовать романтическому канону. Все романтические произведения отличаются характерными признаками: Во-первых, в каждом романтическом произведении нет дистанции между героем и автором....


Михаил Семенко - поэт-футурист. Урбанистические мотивы лирики («Желание», «Город», «Приглашение»)

Цель: ознакомить одиннадцатиклассников с авангардными тенденциями в украинской поэзии 20-х лет ХХ ст., дать понятия «футуризм», охарактеризовать фигуру М. Семенко в украинской литературе, обосновать его значение для развития украинской поэзии, шлифовать умение школьников выразительно и осознанно читать стихи, выделять основные мотивы, главную мысль, характеризовать настроение, ритм, развивать экспериментаторские, поисковые способности учеников, воспитывать высокие морально-этические черты простого человека....


Ліричний герой у лірику Некрасова

Кожний час народжує свого поета. У другій половині минулого століття не було поета популярніше, ніж Н. А. Некрасов. Він не тільки співчував народу, але ототожнював себе із селянською Росією, потрясав серця сучасників картинами рабства й убогості, нотами щирого гіркого покаяння. В одному зі своїх виступів про Пушкіна Достоєвський говорив про "всесвітню чуйність" поета, що вмів почувати чуже, як своє. Те ж можна сказати й про Н. А....

ХХ век без В. Маяковского представить невозможно. Маяковский "окрасил" собой целую эпоху, он был самым известным и талантливым поэтом-футуристом (не будь Маяковского, футуризм и не получил бы такой известности). Нескольким поколениям советских читателей Маяковский был знаком прежде всего как автор советских лозунгов и плакатов, "Стихов о советском паспорте", поэмы о Ленине и т.д. И.В. Сталин в 1930-е годы назвал Маяковского лучшим и талантливейшим советским поэтом. И последовавшее затем насильственное внедрение Маяковского в сознание советских людей превратило его в официозную фигуру. Б. Пастернак писал, что "Маяковского стали вводить принудительно, как картофель при Екатерине", и "это было его второй смертью". Но Маяковский не вмещается в то определение, которое дал ему Сталин, и как поэт Маяковский был гораздо сложнее и интереснее, чем многим представлялось.

Сразу после похорон Маяковского М. Цветаева писала: "Боюсь, что, несмотря на народные похороны, на весь почет ему, весь плач по нем Москвы и России, Россия и до сих пор не поняла, кто ей был дан в лице Маяковского". Она почувствовала то, о чем думал и говорил сам Маяковский в стихотворении "Домой" (1925) 5:

Я хочу быть понят моей страной, а не буду понят, - что ж, по родной стране пройду стороной, как проходит косой дождь!

Одна из самых важных тем дореволюционной лирики Маяковского - тема трагического одиночества, проблема непонимания поэта. Он страдает от своего одиночества, жалуется на него, ищет из него выхода и не находит его. Как в свое время Лермонтову виделся одиноким утес, плачущий одиноко в пустыне (стихотворение "Утес"), так и Маяковский распространяет свое настроение, ощущение одиночества на все в мире. См. стихотворение "Скрипка и немножко нервно" (1914):

Скрипка издергалась, упрашивая, и вдруг разревелась так по-детски, что барабан не выдержал... "...Знаете что, скрипка? Мы ужасно похожи: я вот тоже ору - а доказать ничего не умею! Знаете что, скрипка? Давайте - будем жить вместе! А?"

Будучи одиноким в мире, поэт выражал резкое неприятие этого мира и тех, кто чувствует себя в этом мире хозяевами. Вот почему с таким воодушевлением объявляет Маяковский себя "тринадцатым апостолом" - то есть пророком революции в поэме "Облако в штанах", а затем с восторгом встречает революцию. И впоследствии именно революция (и все что с ней связано) определяла пафос поэзии Маяковского. А в дореволюционное время как звонкая, публично нанесенная пощечина прозвучали стихотворения "Нате!" и "Вам!" с их огрубленной образностью и лексикой, издевательским тоном:

"Нате!" Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир, а я вам открыл столько стихов шкатулок, я - бесценных слов мот и транжир. Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей. Все вы на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош. Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь. А если сегодня мне, грубому гунну, кривляться перед вами не захочется - и вот я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам я - бесценных слов транжир и мот. 1913

Важнейшие из эмоциональных ощущений раннего Маяковского - боль, страдание. Они возникают от соприкосновения, или, вернее, столкновения поэта с окружающим миром. Несовершенство жизни, несовершенство человека приводит лирического героя Маяковского в отчаяние, его нервы не выдерживают. Болью, страданием окрашены и любовные стихи поэта: у Маяковского нет изображения счастливой любви. И его знаменитая поэма "Облако в штанах" рождена трагическим любовным чувством поэта, ревностью. Если бы поэма "Облако в штанах" с ее знаменитым "криком четырех частей", как определил сам Маяковский ("Долой ваш строй!", "Долой вашу любовь!", "Долой ваше искусство!", "Долой вашу религию!") была только предвестием революции, только протестом против существующего строя, эта поэма уже давно перестала бы нас волновать, поскольку людям приходится решать уже другие проблемы. Но поэма Маяковского захватывает эмоциональной бурей чувств, лирической стихией. Маяковскому, наверное, впервые удалось так неразрывно сплавить личные переживания, трагедию отвергнутого любовного чувства с политикой, с жаждой переустройства жизни, с грядущей социальной революцией, с которой он связывал огромные надежды.

Маяковский, конечно, как и каждый писатель, не мог не думать о сути поэзии, о назначении поэта. Задумываясь о кажущейся бесполезности поэта среди повседневных будничных забот, он задает вопрос в стихотворении "Послушайте!" (1914):

Послушайте! Ведь, если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно?

А поэт - это тоже звезда, и свет ее служит нравственным, эстетическим, духовным ориентиром людям. Убежденный в необходимости поэтического слова, Маяковский видит миссию поэта в том, чтобы впитать в себя боль миллионов и рассказать о ней людям, чтобы вызвать стремление преодолеть эту боль, изменить мир. Свой лозунг, свое поэтическое кредо В. Маяковский сформулировал в знаменитом стихотворении "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче" (1920):

Светить всегда, Светить везде, до дней последних донца, светить - и никаких гвоздей! Вот лозунг мой - и солнца!

Маяковскому была чужда поэзия сугубо эстетическая, услаждающая, недейственная. По Маяковскому, поэт - это агитатор, горлан-главарь, он "должен кастетом кроиться миру в черепе", он должен бороться за переустройство несовершенного мира. Это представление о поэте и поэзии восходит к великим традициям русской литературы (вспомним пушкинского и лермонтовского пророка, некрасовского поэта- гражданина). Стих должен обладать взрывной, действенной силой - у Маяковского он никогда не бывает вялым, он всегда заряжен большой идеей. Поэт не сообщает, не рассказывает - он убеждает, доказывает. Стих Маяковского всегда энергичен, резок, особую роль в этом играет знаменитая "лесенка" в стихах Маяковского, придающая им требовательную интонацию, особую силу отдельным - ключевым - словам. Маяковский с неизменной издевкой говорил о "кучерявых лириках". Но издевался Маяковский, конечно, не над лирикой, а над теми, кто ее опошлял. У самого Маяковского призывная сила поэзии неотделима от задушевности, он умел найти нежное "человечье" слово.

Маяковский был в хорошем смысле слова современным поэтом, то есть остро ощущающим ритмы, проблемы времени. Новая эпоха требовала обновления поэтического языка, художественных средств, и Маяковский обновляет лексику, образность, ритмику, рифму, изменяется даже графическая запись стиха. Маяковский полемически остро заявил, что старый поэтический язык изжил себя ("слова разлагаются, как трупики"), и улице нужен новый, демократический язык ("улица корчится безъязыкая, ей нечем разговаривать"). Маяковский ввел в поэзию язык улицы, грубый, непоэтичный, но он поднял его до поэтического уровня и тем самым расширил свою читательскую аудиторию. Маяковский стал голосом, рупором улицы, новой эпохи.

Лирический герой раннего Маяковского молод, задирист и смел, как тореадор, дразнящий вялую мысль современных ему буржуа. Он весь - вызов, эпатаж. Так он выражает протест против мира, где главное - деньги. «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!» - восклицает поэт. «Нахальный и едкий», он видит насквозь «чистую публику», которая, прячась за спиной солдат, гибнущих на фронте за чужие деньги, спокойно живет, называя себя патриотами. И в антивоенных стихах - «Нате!», «Вам!» - Маяковский прежде всего гражданин. Но его гражданская позиция несколько расходится с государственными установками.

Лирический герой Маяковского предстает в разных обличьях, но он всегда узнаваем по пронзительному желанию научиться любить человечество и научить людей любить друг друга. Образ влюбленного лирического героя состоит из прекрасных противопо­ложностей - он может быть и «бешеным», и «нежным». Но когда его любовь остается без ответа, он становится внешне спокойным и ироничным - «как пульс покойника». Это убивало Маяковского. Он понимает, что не он один такой: красота в этом мире, к сожалению, может продаваться, чем бы ни прикрывали эту куплю-продажу. Лириче­ский герой раннего Маяковского - дерзкий и протестующий ниспровергатель устоев. Но и в более поздних стихах можно узнать ту же молодость души и ту же непокорность обстоятельствам жизни. Это касается прежде всего его сатирических стихов.

В лирическом герое Маяковского сочетаются зрелость гражданской позиции и тонкий лиризм человека с обнаженной душой. Таков его герой в стихотворениях «О дряни», «Лю­бимой Молчанова, брошенной им» и других. Таков его герой и в поэме «Люблю». В образе лирического героя в разные периоды выразилась творческая эволюция поэта. Лирический герой Маяковского всегда бунтарь, но бунтарь не столько «против», сколько «за». Он за человеческие отношения, за живые чувства и красоту, за высокие помыслы и смелое рефор­маторство. Он - за будущее. Меняется лишь взгляд на пути достижения этого будущего.