Реформирование политической системы 1985 1991. Основные этапы реализации реформы политической системы. Национальная политика и межнациональные отношения

  • 01.07.2020

РЕФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

"Кадровая революция". Как и его предшественники, Горбачев начал преобразования со смены "команды". В короткий срок были смещены со своих постов 70% руководителей обкомов КПСС, более половины министров союзного правительства.

Значительно обновился состав ЦК КПСС. В 1985-1987 гг. были заменены более половины членов Политбюро и секретарей ЦК. На одном апрельском (1989 г.) пленуме ЦК из 460 членов и кандидатов в члены ЦК были отправлены в отставку сразу 110 человек.

Под лозунгом борьбы с "консерватизмом" были сняты с работы первый секретарь Московского городского комитета КПСС В. В. Гришин, первый секретарь ЦК Компартии Украины В. В. Щербицкий, первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Д. А. Кунаев, первый заместитель Председателя Совмина СССР Г. А. Алиев и др. Учитывая реальную роль партийного аппарата, Горбачев заменил почти 85% руководящих кадров ЦК КПСС - опоры системы управления.

Вскоре на всех ключевых постах в партии и государстве были лишь назначенцы Горбачева. Однако дела по-прежнему двигались с большим трудом. Стало ясно, что нужна серьезная политическая реформа.

Политическая реформа 1988 года. Перелом в политической ситуации наступил в 1987 году. Общество ждало быстрых перемен, но их не было. Позже Горбачев назвал это время первым серьезным кризисом "перестройки". Выход из него был лишь один - демократизация общества.

Январский (1987 г.) пленум ЦК принял решение о созыве (после 46-летнего перерыва) Всесоюзной партийной конференции, в повестку дня которой было решено включить вопрос о подготовке реформы политической системы. Как сказал, выступая на пленуме, известный артист М. А. Ульянов, "время винтиков прошло… Пришло время народа, который сам управляет своим государством".

В мае 1987 г. в Москве прошла первая не санкционированная властями демонстрация под лозунгом: "Долой саботажников перестройки!" В сентябре московские власти первыми в стране приняли положение о порядке проведения массовых шествий и демонстраций. С тех пор Манежная площадь столицы стала местом массовых митингов.

Летом 1987 г. прошли выборы в местные органы власти. На них впервые было разрешено выдвинуть по несколько кандидатов на одно депутатское место. Был снят контроль за явкой избирателей. Результат заставил власти задуматься: почти в десять раз выросло число голосов против кандидатов, массовой стала неявка избирателей на участки, в 9 округах выборы вообще не состоялись. На бюллетенях появились "крамольные надписи".

Летом 1988 г. состоялась XIX Всесоюзная партийная конференция КПСС, объявившая о начале политической реформы. Главной ее идеей стала попытка соединить несовместимое: классическую советскую политическую модель, предполагавшую единовластие Советов, - с либеральной, опирающейся на разделение властей. Было предложено: создать новый высший орган государственной власти - Съезд народных депутатов; Верховный Совет превратить в постоянно действующий "парламент"; обновить избирательное законодательство (ввести альтернативность выборов, а также избрание депутатов не только по округам, но и от общественных организаций); создать Комитет конституционного надзора, обязанного следить за соблюдением Основного закона. Однако главным пунктом реформы стало перераспределение властных полномочий от партийных структур - к советским, создаваемым в ходе относительно свободных выборов. Это было самым сильным ударом по партийной номенклатуре за все годы ее существования, так как подрывало сами основы ее существования.

Однако данное решение не только лишило Горбачева поддержки этой влиятельной части общества, но и вынудило ее захватить в личную собственность то, что прежде находилось лишь под ее управлением.

Весной 1989 г. по новому избирательному закону прошли выборы народных депутатов СССР. На I Съезде народных депутатов председателем Верховного Совета СССР был избран Горбачев.

Через год выборы прошли в союзных республиках, где "конкурс" составил 8 человек на один депутатский мандат.

Теперь инициатива реформирования страны перешла к избранным в ходе открытых выборов представителям народа. Вскоре они дополнили политическую реформу новыми положениями. Главной среди них была идея построения правового государства, в котором было бы реально обеспечено равенство граждан перед законом. Реализация этого положения на практике привела к отмене 6-й статьи конституции о руководящей роли КПСС. Чувствуя, что власть начинает ускользать, Горбачев согласился на предложение об учреждении поста президента и был избран первым (и, как оказалось, последним) Президентом СССР.

Возрождение многопартийности. Кризис коммунистической идеологии и "пробуксовка" проводившихся Горбачевым реформ привели к тому, что люди стали искать выход из сложившейся обстановки на иных, нежели коммунистические, идейно-политических основах.

Первой оппозиционной партией в мае 1988 г. провозгласила себя группа В. И. Новодворской, принявшая наименование "Демократический союз". Тогда же возникли народные фронты в республиках Прибалтики, ставшие первыми массовыми независимыми организациями. Несмотря на то, что все эти группы и объединения заявляли о "поддержке перестройки", представляли они самые различные направления политической мысли.

Либеральное движение включало в себя представителей "Демсоюза", нескольких организаций христианских демократов, конституционных демократов, либеральных демократов. Наиболее массовой политической организацией либерального толка, объединившей представителей различных течений, стала "Демократическая партия России" Н. И. Травкина, созданная в мае 1990 года.

Социалисты и социал-демократы были объединены в "Социалистической партии", "Социал-демократической ассоциации" и "Социал-демократической партии России".

Анархисты создали "Конфедерацию анархо-синдикалистов" и "Анархо-коммунистический революционный союз".

Национальные партии вначале начали формироваться в республиках Прибалтики и Закавказья.

Однако при всем многообразии этих партий и движений основная борьба развернулась между коммунистами и либералами. Причем в условиях нараставшего экономического и политического кризиса политический вес либералов (их называли "демократами") увеличивался с каждым днем.

Государство и церковь. Начавшаяся демократизация общества не могла не отразиться на отношениях государства и церкви. В ходе выборов 1989 г. народными депутатами СССР были избраны представители основных религиозных конфессий. Значительно ослаб, а после отмены 6-й статьи конституции и вовсе был отменен партийно-государственный контроль за деятельностью церковных организаций.

Началось возвращение верующим религиозных сооружений и святынь. Русской Православной Церкви был возвращен старейший московский Свято-Данилов монастырь, ставший резиденцией патриарха. С особой торжественностью из запасников "музеев истории религии и атеизма" были перенесены в храмы мощи Александра Невского, Серафима Саровского и других святых. Началось строительство новых церквей, молитвенных домов, мечетей, синагог. Были сняты ограничения и запреты на участие граждан в церковных обрядах. Кризис коммунистической идеологии привел к росту религиозных настроений в обществе.

После смерти патриарха Московского и всея Руси Пимена новым предстоятелем Русской Православной Церкви в июне 1990 г. был избран Алексий II. С его приходом самая массовая религиозная организация страны вступила в новый период своей истории, а ее авторитет как в стране, так и в мире значительно вырос.

Изменения, произошедшие в годы "перестройки", вновь сделали церковь одним из авторитетных и самостоятельных элементов общества.

Кризис КПСС: истоки и последствия. Наиболее драматичной в годы "перестройки" оказалась судьба правившей долгие годы Коммунистической партии. Инициировав обновление общества, она так и не смогла сама вовремя "перестроиться" и сохраниться на политической арене. Одной из главных причин этого была та особая роль, которую КПСС десятки лет играла в жизни страны.

Поначалу ничто не предвещало кризиса партии. Более того, ее авторитет в народе в первые годы перемен заметно вырос, а численность увеличилась с 17 млн. до 21 млн. человек. Для большинства вступивших в партию это был искренний порыв, стремление внести свой вклад в обновление страны. Но для других - возможность сделать карьеру, получить квартиру, выехать туристом за границу. Искренними были многочасовые обсуждения проекта тезисов ЦК КПСС к XIX партконференции, в ходе которых коммунисты предлагали идеи обновления своей партии.

Однако кризис коммунистической идеологии и отсутствие перемен в правящей партии, а затем и отмена 6-й статьи конституции поставили ее на грань кризиса. В январе 1990 г. была создана "Демократическая платформа в КПСС", выступившая за серьезное реформирование партии на принципах демократии, с последующим преобразованием ее в обычную парламентскую партию. Вслед за ней в КПСС возникли и другие течения. Однако руководство партии, отвергая любые попытки ее ре­формирования, фактически вело дело к политической гибели огромной организации. В канун XXVIII съезда КПСС Центральный Комитет обнародовал собственную платформу "К гуманному, демократическому социализму", настолько абстрактную, что в партийных организациях и левые, и правые фланги стали именовать ее "К туманному, демагогическому социализму".

Тем временем консервативно настроенная часть руководства КПСС предприняла попытку оформиться организационно. Летом 1990 г. была создана Компартия РСФСР, стоявшая на позициях возврата к прежней модели КПСС.

В результате к состоявшемуся в июле 1990 г. XXVIII съезду, ставшему последним в истории КПСС, партия пришла в состоянии раскола. В ней действовали три основных течения: радикально-реформаторское ("Демократическая платформа"), умеренно-обновленческое (группа Горбачева) и консервативное (Компартия РСФСР). Не вывел партию из кризиса и состоявшийся съезд. Наоборот, не дождавшись реформаторских решений, из КПСС вышла "Демократическая платформа". Сам же Горбачев, став в марте 1990 г. Президентом СССР, практически перестал заниматься внутрипартийными делами. Это означало усиление позиций консерваторов. Осенью 1990 г. руководство ЦК ком­партии РСФСР, без обсуждения в партийных организациях, одобрило свой программный документ, осудивший решения прошедшего съезда КПСС за "несоциалистические ориентиры перестройки". Часть членов ЦК КПСС потребовала отставки Горбачева с поста генсека.

В этих условиях выход членов КПСС из партии приобрел массовый характер. За короткий срок численность коммунистов сократилась до 15 млн. человек. Причем выходили из нее и те, кто поддерживал идею реформ, и те, кто их отрицал. Возникла потребность в организационном размежевании существовавших в КПСС течений. Это должно было произойти на XXIX съезде осенью 1991 г. По замыслу Горбачева, партия должна была "вернуться на рельсы социал-демократии, с которых она начинала в 1898 года". Однако этого так и не произошло из-за острого политического кризиса в августе 1991 года.

Что необходимо знать по этой теме:

Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX в. Николай II.

Внутренняя политика царизма. Николай II. Усиление репрессий. "Полицейский социализм".

Русско-японская война. Причины, ход, результаты.

Революция 1905 - 1907 гг. Характер, движущие силы и особенности русской революции 1905-1907 гг. этапы революции. Причины поражения и значение революции.

Выборы в Государственную думу. I Государственная дума. Аграрный вопрос в Думе. Разгон Думы. II Государственная дума. Государственный переворот 3 июня 1907 г.

Третьеиюньская политическая система. Избирательный закон 3 июня 1907 г. III Государственная дума. Расстановка политических сил в Думе. Деятельность Думы. Правительственный террор. Спад рабочего движения в 1907-1910 гг.

Столыпинская аграрная реформа.

IV Государственная дума. Партийный состав и думские фракции. Деятельность Думы.

Политический кризис в России накануне войны. Рабочее движение летом 1914 г. Кризис верхов.

Международное положение России в начале XX в.

Начало первой мировой войны. Происхождение и характер войны. Вступление России в войну. Отношение к войне партий и классов.

Ход военных действий. Стратегические силы и планы сторон. Итоги войны. Роль Восточного фронта в первой мировой войне.

Экономика России в годы первой мировой войны.

Рабочее и крестьянское движение в 1915-1916 гг. Революционное движение в армии и на флоте. Рост антивоенных настроений. Формирование буржуазной оппозиции.

Pусская культура XIX - начала XX в.

Обострение социально-политических противоречий в стране в январе-феврале 1917 г. Начало, предпосылки и характер революции. Восстание в Петрограде. Образование Петроградского Совета. Временный комитет Государственной думы. Приказ N I. Образование Временного правительства. Отречение Николая II. Причины возникновения двоевластия и его сущность. Февральский переворот в Москве, на фронте, в провинции.

От Февраля к Октябрю. Политика Временного правительства в отношении войны и мира, по аграрному, национальному, рабочему вопросам. Отношения между Временным правительством и Советами. Приезд В.И.Ленина в Петроград.

Политические партии (кадеты, эсеры, меньшевики, большевики): политические программы, влияние в массах.

Кризисы Временного правительства. Попытка военного переворота в стране. Рост революционных настроений в массах. Большевизация столичных Советов.

Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде.

II Всероссийский съезд Советов. Решения о власти, мире, земле. Формирование органов государственной власти и управления. Состав первого Советского правительства.

Победа вооруженного восстания в Москве. Правительственное соглашение с левыми эсерами. Выборы в Учредительное собрание, его созыв и разгон.

Первые социально-экономические преобразования в области промышленности, сельского хозяйства, финансов, рабочего и женского вопросов. Церковь и государство.

Брестский мирный договор, его условия и значение.

Хозяйственные задачи советской власти весной 1918 г. Обострение продовольственного вопроса. Введение продовольственной диктатуры. Рабочие продотряды. Комбеды.

Мятеж левых эсеров и крах двухпартийной системы в России.

Первая Советская Конституция.

Причины интервенции и гражданской войны. Ход военных действий. Человеческие и материальные потери периода гражданской войны и военной интервенции.

Внутренняя политика советского руководства в годы войны. "Военный коммунизм". План ГОЭЛРО.

Политика новой власти в отношении культуры.

Внешняя политика. Договоры с пограничными странами. Участие России в Генуэзской, Гаагской, Московской и Лозаннской конференциях. Дипломатическое признание СССР основными капиталистическими странами.

Внутренняя политика. Социально-экономический и политический кризис начала 20-х годов. Голод 1921-1922 гг. Переход к новой экономической политике. Суть НЭПа. НЭП в области сельского хозяйства, торговли, промышленности. Финансовая реформа. Восстановление экономики. Кризисы в период НЭПа и его свёртывание.

Проекты создания Союза ССР. I съезд Советов СССР. Первое правительство и Конституция СССР.

Болезнь и смерть В.И.Ленина. Внутрипартийная борьба. Начало формирования режима власти Сталина.

Индустриализация и коллективизация. Разработка и осуществление первых пятилетних планов. Социалистическое соревнование - цель, формы, лидеры.

Формирование и укрепление государственной системы управления экономикой.

Курс на сплошную коллективизацию. Раскулачивание.

Итоги индустриализации и коллективизации.

Политическое, национально-государственное развитие в 30-е годы. Внутрипартийная борьба. Политические репрессии. Формирование номенклатуры как слоя управленцев. Сталинский режим и конституция СССР 1936 г.

Советская культура в 20-30-е гг.

Внешняя политика второй половины 20-х - середины 30-х годов.

Внутренняя политика. Рост военного производства. Чрезвычайные меры в области трудового законодательства. Меры по решению зерновой проблемы. Вооруженные силы. Рост численности Красной Армии. Военная реформа. Репрессии против командных кадров РККА и РККФ.

Внешняя политика. Пакт о ненападении и договор о дружбе и границах между СССР и Германией. Вхождение Западной Украины и Западной Белоруссии в СССР. Советско-финская война. Включение республик Прибалтики и других территорий в состав СССР.

Периодизация Великой Отечественной войны. Начальный этап войны. Превращение страны в военный лагерь. Военные поражения 1941-1942 гг. и их причины. Основные военные события. Капитуляция фашистской Германии. Участие СССР в войне с Японией.

Советский тыл в годы войны.

Депортация народов.

Партизанская борьба.

Человеческие и материальные потери в ходе войны.

Создание антигитлеровской коалиции. Декларация объединенных наций. Проблема второго фронта. Конференции "Большой тройки". Проблемы послевоенного мирного урегулирования и всестороннего сотрудничества. СССР и ООН.

Начало "холодной войны". Вклад СССР в создание "социалистического лагеря". Образование СЭВ.

Внутренняя политика СССР в середине 40-х - начале 50-х годов. Восстановление народного хозяйства.

Общественно-политическая жизнь. Политика в области науки и культуры. Продолжение репрессий. "Ленинградское дело". Кампания против космополитизма. "Дело врачей".

Социально-экономическое развитие советского общества в середине 50-х - первой половине 60-х годов.

Общественно-политическое развитие: XX съезд КПСС и осуждение культа личности Сталина. Реабилитация жертв репрессий и депортаций. Внутрипартийная борьба во второй половине 50-х годов.

Внешняя политика: создание ОВД. Ввод советских войск в Венгрию. Обострение советско-китайских отношений. Раскол "социалистического лагеря". Советско-американские отношения и Карибский кризис. СССР и страны "третьего мира". Сокращение численности вооруженных сил СССР. Московский договор об ограничении ядерных испытаний.

СССР в середине 60-х - первой половине 80-х годов.

Социально-экономическое развитие: экономическая реформа 1965 г.

Нарастание трудностей экономического развития. Падение темпов социально-экономического роста.

Конституция СССР 1977 г.

Общественно-политическая жизнь СССР в 1970-е - начале 1980 гг.

Внешняя политика: договор о нераспространении ядерного оружия. Закрепление послевоенных границ в Европе. Московский договор с ФРГ. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Советско-американские договоры 70-х годов. Советско-китайские отношения. Ввод советских войск в Чехословакию и Афганистан. Обострение международной напряженности и СССР. Усиление советско-американского противостояния в начале 80-х годов.

СССР в 1985-1991 гг.

Внутренняя политика: попытка ускорения социально-экономического развития страны. Попытка реформирования политической системы советского общества. Съезды народных депутатов. Избрание Президента СССР. Многопартийность. Обострение политического кризиса.

Обострение национального вопроса. Попытки реформирования национально-государственного устройства СССР. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. "Новоогаревский процесс". Распад СССР.

Внешняя политика: советско-американские отношения и проблема разоружения. Договоры с ведущими капиталистическими странами. Вывод советских войск из Афганистана. Изменение отношений со странами социалистического содружества. Распад Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского договора.

Российская Федерация в 1992-2000 гг.

Внутренняя политика: "Шоковая терапия" в экономике: либерализация цен, этапы приватизации торгово-промышленных предприятий. Падение производства. Усиление социальной напряженности. Рост и замедление темпов финансовой инфляции. Обострение борьбы между исполнительной и законодательной властью. Роспуск Верховного Совета и съезда народных депутатов. Октябрьские события 1993 г. Упразднение местных органов Советской власти. Выборы в Федеральное собрание. Конституция РФ 1993 г. Формирование президентской республики. Обострение и преодоление национальных конфликтов на Северном Кавказе.

Парламентские выборы 1995 г. Президентские выборы 1996 г. Власть и оппозиция. Попытка возвращения к курсу либеральных реформ (весна 1997 г.) и ее неудача. Финансовый кризис августа 1998 г.: причины, экономические и политические последствия. "Вторая чеченская война". Парламентские выборы 1999 г. и досрочные президентские выборы 2000 г. Внешняя политика: Россия в СНГ. Участие российских войск в "горячих точках" ближнего зарубежья: Молдавия, Грузия, Таджикистан. Отношения России со странами дальнего зарубежья. Вывод российских войск из Европы и стран ближнего зарубежья. Российско-американские договоренности. Россия и НАТО. Россия и Совет Европы. Югославские кризисы (1999-2000 гг.) и позиция России.

  • Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. ХХ век.

Реформа политической системы в СССР в период "перестройки" (1985-1990 гг.)

"Перестройка" М.С. Горбачева: замыслы и результаты (середина 80-х - начало 90-х гг. XX в)

Начало перестройки непосредственно связывают с приходом на пост Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева в 1985 г. К 1985 г. багаж реформаторов мало обновился в сравнении с представлениями Ю.В. Андропова. Преобладала все та же идея наведения порядка и дисциплины на производстве, в результате чего будут исправлены накопившиеся недостатки и социализм сможет начать быстрое и поступательное движение вперед. Это движение стало все чаще именоваться "ускорением", которое и должно было привести к главной цели всей "перестройки" - обновлению социализма, приданию ему большей динамичности и способности выдержать конкуренцию со странами Запада.

Традиционным оказалось и направление, в котором двигались экономические преобразования - оно развивалось в русле опыта реформы 1965 г. - была предпринята попытка повышения самостоятельности хозяйственных единиц. Переходя от одной "модели хозрасчета" к другой, высшим достижением этой линии стала аренда государственного предприятия его коллективом. Не был забыт и опыт осуществления нэпа: средством компенсации низкой эффективности слабо стимулирующих работника государственных форм производства, была выдвинута кооперация, сравнительно безопасная с идеологической точки зрения как общественная форма производственной деятельности, и, в то же время, основанная на личном материальном интересе. Не дав какого-либо существенного хозяйственного эффекта, экономические реформы все же сыграли весьма существенную роль - они способствовали возникновению и развитию идеи возможности применения рыночных методов в советской экономической системе. В целом же проводимая в 1985-1991 гг. экономическая политика продемонстрировала явную неспособность политического руководства выйти за рамки традиционных представлений и неготовность к последовательным и решительным шагам. Демократизация советского общества: Истоки. Проблемы. Решения. С.85.

Но дело не только, и даже не столько в способностях высших руководителей СССР. Фактически, правильнее говорить о том, что проведение экономических реформ натолкнулось на жесткое сопротивление всей политической системы. К 1987-1988 гг. это стало настолько очевидным, что советское руководство вынуждено было объявить о начале частичных изменений в этой сфере. Однако, естественно, это означало ослабление позиций государственного аппарата, всего слоя советской номенклатуры, не желавшего расставаться со своими привилегиями. Поэтому проведение реформ требовало сломить ее скрытую, но упорную оппозицию. Стремясь найти поддержку, реформаторское крыло в руководстве решило опереться на массы. Именно этими целями объясняется знаменитая политика "гласности", сначала весьма ограниченной, разрешенной, но затем все более смелеющей и выходящей из под идеологического контроля, ставшая основой фактической "свободы слова" в стране. Перестройка глазами россиян: 20 лет спустя. С.24.

Активная поддержка со стороны масс действительно позволила начать процесс демократизации политической системы. В качестве главного направления здесь было избрано повышение роли Советов, означавшее установление четкого разграничения функций между советскими и партийными органами, выражавшегося, прежде всего, в отказе партийных органов от выполнения хозяйственных функций. Высший орган Советской власти - Верховный Совет - был дополнен Съездом народных депутатов и превратился в постоянно действующий орган. Именно эти меры положили начало развалу политической системы СССР, поскольку именно партийная вертикаль обеспечивала реальное функционирование политической системы; советские органы были властью сугубо номинальной, а потому оказались не готовы к выполнению возложенных на них полномочий. Политология в вопросах и ответах / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова.- М.: Возрождение, 2001, С.145.

Наряду с развалом старой модели власти, в стране начинается постепенное формирование первых элементов новой политической системы, основанной на многопартийности. Первые общественно-политические движения развивались в рамках самой партии, где начинают появляться как отдельные оппозиционеры (подобные Б.Н. Ельцину), так и целые группы (скажем, "демократическая платформа"). Начинают появляться и первые политические внепартийные группы - либерально-демократическая, социал-демократическая партии, Межрегиональная депутатская группа на Съезде народных депутатов. Развитие гласности в направлении все большей критики как конкретных властей, так и системы в целом вызвало заметную политизацию общества и рост популярности радикальных движений. Напротив, все более отчетливым становится падение авторитета КПСС и увеличение антикоммунистических настроений в стране. Наивысшего развития поляризация политических сил достигла в 1990-1991 гг., когда оппозиции удалось добиться отмены 6-й статьи Конституции СССР, закрепляющей особую роль КПСС в государственной системе СССР, и внушительного представительства в ряде республиканских законодательных органов. В свою очередь, непоследовательность и готовность идти на уступки М.С. Горбачева вызывала недовольство им в самом коммунистическом движении, в котором все большую силу набирало консервативное направление. Политическое размежевание оставляло все меньше возможностей руководству для проведения сбалансированной политики, приходилось постоянно лавировать между правыми и левыми, не удовлетворяя, в конечном счете, ни тех, ни других. Согрин В.В. 1985-1995: реалии и утопии новой России. С. 4-5.

Растущая политическая нестабильность весьма негативно сказывалась на социально-экономической обстановке в стране. Фактическое прекращение экономических реформ резко обострило положение в народном хозяйстве, которое все меньше могло удовлетворять повседневные нужды населения. Все это усилило кризис доверия к власти. Частой формой проявления недовольства стали забастовки, во время которых выдвигались не только экономические, но и политические требования. Особую активность при этом проявили шахтерские коллективы. К концу 1990 г. политический кризис, слившись с социально-экономическим и идеологическим, поставил на повестку дня вопрос о выборе дальнейшего пути.

Этому способствовало ослабление позиций Советского Союза на внешнеполитической арене. Прежде всего, кризис в СССР привел к отходу от него "социалистических стран" Восточной Европы. Отказ от "доктрины ограниченного суверенитета" уменьшил возможности контроля за ними, что привело к поражения тех сил, которые выступали за сохранение связей с СССР. В свою очередь, распад "восточного блока" резко усилил ориентацию вышедших из него государств на западные страны, вплоть до стремления войти в НАТО. С другой стороны, проводимая в стране линия на постепенную демилитаризацию, хотя и улучшила имидж СССР (а особенно его руководителя) в глазах западной общественности, имела и то последствие, что, ослабив опасения по поводу "военной угрозы" со стороны Советского Союза, ослабила его возможности влияния на международную обстановку в мире. К тому же стремление улучшить внутириэкономическую ситуацию в стране за счет получения кредитов на Западе привело к необходимости идти на серьезные, подчас неоправданные уступки во внешней политике, что также подрывало престиж руководства в глазах общественности. История России в новейшее время. 1945-1999. С.375.

Таким образом, к началу 90-х гг. стала очевидной невозможность осуществления реформирования СССР в рамках задуманного умеренного варианта преобразований. Руководство, инициировав перемены, уже вскоре оказалось не в состоянии справиться с теми силами, которые были им же разбужены, оно проявило явное неумение вовремя реагировать на требования общественности, запаздывало с назревшими преобразованиями, оставаясь в кругу идей, никак не соответствовавших распространенным социальным ожиданиям.

Хронология событий

· 7 мая 1985 года -- Постановление СМ СССР «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения».

· 23 мая 1986 года -- Постановление СМ СССР «О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами».

· 19 ноября 1986 года -- ВС СССР принял Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности».

· 6 мая 1987 года -- Первая несанкционированная демонстрация неправительственной и некоммунистической организации -- общества «Память» в Москве.

· 25 июня 1987 года -- Пленум ЦК КПСС рассмотрел вопрос «О задачах партии по коренной перестройке управления экономикой».

· 30 июля 1987 года -- Принят «Закон о порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц», ущемляющих права гражданина

· август 1987 года -- Впервые разрешена безлимитная подписка на газеты и журналы.

· 13 марта 1988 года -- статья Н. Андреевой в «Советской России» -- «Не могу поступаться принципами»

· 28 июня 1988 года-1 июля 1988 года -- XIX Всесоюзная конференция КПСС, принявшая резолюции «О некоторых неотложных мерах по практическому осуществлению реформы политической системы страны», «О ходе реализации решений XXVII съезда КПСС и задачах по углублению перестройки», «О демократизации советского общества и реформе политической системы», «О борьбе с бюрократизмом», «О межнациональных отношениях», «О гласности», «О правовой реформе».

· 28 июля 1988 года -- Указы Президиума ВС СССР «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР» и «Об обязанностях и правах внутренних войск МВД СССР при охране общественного порядка».

· 30 сентября 1988 года -- На Пленуме ЦК КПСС проходит самая крупная со сталинских времен «чистка» Политбюро

· январь 1989 года -- Началось первое свободное выдвижение кандидатов в народные депутаты СССР.

· апрель 1989 года -- события в Тбилиси.

· июнь 1989 года -- Первый съезд народных депутатов СССР.

· Январь 1990 года -- погромы армян в Баку. Введение войск в город.

· Весна 1990 года -- Принят «Закон о собственности в СССР».

Реформа политической системы: цели, этапы, итоги

Предыстория перестройки. После смерти Л.И. Брежнева во главе партии и государства встал Ю.В. Андропов. Он первым из советских лидеров признавал нерешенность многих проблем. Предпринимая меры по наведению элементарного порядка, искоренению коррупции, Андропов выступал за сохранение и обновление системы, за ее очищение от очевидных злоупотреблений и издержек. Такой подход к реформированию вполне устраивал номенклатуру: он давал ей шанс на сохранение позиций. Деятельность Андропова была встречена в обществе с симпатией, зародила надежды на перемены к лучшему.

В феврале 1984 г. Андропов умер, и главой КПСС, а затем и государства стал К.У. Черненко. Он в целом продолжил курс Андропова на очищение и спасение системы, но успеха не достиг.

При Черненко окончательно сформировалось и усилило свои позиции то крыло в руководстве партии, которое выступало за более радикальное обновление общества. Его лидером стал член Политбюро М.С. Горбачев. 10 марта 1985 г. Черненко умер. Менее чем через сутки пленум ЦК КПСС избрал генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачева.

«Кадровая революция». На апрельском пленуме(23 апреля 1985 г.) новый руководитель страны выступил с заявлением о поразившем страну экономическом кризисе, необходимости «обновления социализма». Именно тогда впервые прозвучало и слово «перестройка».

«Видимо товарищи всем нам надо перестраиваться. Всем.»

М.С. Горбачёв

В течение нескольких последующих месяцев в речах нового Генсека почетное место занимает список бед, обрушившихся на советское общество.

Преобразовать социализм планировалось, в первую очередь, за счёт ускорения социально-экономического развития страны. Предполагалось более активно использовать достижения науки и техники, децентрализовать управление промышленностью и сельским хозяйством, внедрять хозрасчёт на предприятиях, значительно укрепить порядок и дисциплину на производстве. Планировался подъём машиностроительной отрасли, на основе которого предполагали начать реконструкцию всего народнохозяйственного комплекса.

Наведение порядка и дисциплины началось с крайне непопулярного указа о борьбе с пьянством, изданного в мае 1985 г. Непродуманные действия властей привели к вырубке виноградников, а ограничение продажи спиртного - к резкому увеличению потребления сахара. Активизировалась борьба со взяточничеством, в процессе которой был заменён ряд руководителей в центре и на местах. При Политбюро ЦК КПСС была создана комиссия по реабилитации репрессированных в 1930-1959-е гг. в результате её работы были реабилитированы Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, А.В. Чаянов и многие другие.

27 января 1987 года открылся так долго готовившийся Пленум. Горбачёв выступил с докладом «О перестройке и кадровой политике партии». В нём были определены следующие направления:

ѕ начало превращения КПСС из государственной структуры в реальную политическую партию («Надо решительно отказываться от несвойственных партийным органам управленческих функций»);

ѕ выдвижение на руководящие посты беспартийных;

ѕ расширение «внутрипартийной демократии»;

ѕ изменение функций и роли Советов, они должны были стать «подлинными органами власти на своей территории»;

ѕ проведение выборов в Советы на альтернативной основе (выборы с 1918 года представляли собой голосование за единственного кандидата на каждое место).

В 1987 г. руководитель СССР заявил о курсе партии на гласность и демократизацию общества, была снята цензура, появилось много новых периодических изданий, произошёл так называемый «книжный бум». «Глашатаями перестройки »становятся еженедельные издания - газета «Московские новости» и журнал «Огонёк». Одним из наиболее ярких моментов этого периода стала антисталинская кампания в прессе, позднее критике подверглись и другие деятели советской эпохи.

Конституционная реформа 1988-1990 гг. В январе 1987 г. ЦК КПСС принял меры по развитию элементов демократии в партии и на производстве. Вводились альтернативные выборы партийных секретарей, выборы руководителей предприятий и учреждений. Правда, широкого внедрения эти нововведения не получили.

Вопросы реформы политической системы обсуждала XIX Всесоюзная партийная конференция (лето 1988 г.). её решения, по существу, предусматривали соединение «социалистических ценностей» с политической доктриной либерализма.

В частности, был провозглашен курс на создание «правового государства», разделение властей, создание советского парламентаризма. для этого Горбачёв предложил сформировать новый орган власти - Съезд народных депутатов, превратить Верховный Совет в постоянно действующий парламент. Это было главная задача первого этапа конституционной реформы. Изменили избирательное законодательство: выборы предполагалось проводить на альтернативной основе, сделать их двухступенчатыми, треть депутатского корпуса формировать от общественных организаций.

Одной из главных идей XIX партконференции было перераспределение властных структур к советским. Предлагалось соединить посты партийных и советских руководителей разных уровней в одних руках.

Из доклада М.С. Горбачёва на XIX Всесоюзной партийной конференции

«Существующая политическая система оказалась неспособной предохранить нас от нарастания застойных явлений в хозяйственной и социальной жизни в последние десятилетия и обрекла на неудачу предпринимавшиеся тогда реформы. Стало характерным все большее сосредоточение хозяйственно-управленческих функций в руках партийно-политического руководства. Одновременно гипертрофировалась роль исполнительного аппарата. Число лиц, избранных в различные государственные и общественные органы, достигало трети взрослого населения страны, но при этом их основная масса была отстранена от реального участия в решении государственных и общественных дел».

Весной 1989 г. прошли выборы народных депутатов СССР по новому избирательному закону. I съезд народных депутатов состоялся в мае-июне 1989 г. На нем Горбачёв был избран председателем Верховного Совета СССР. Относительно свободные выборы депутатов привели к тому, что именно к ним перешла политическая инициатива.

Из предвыборной платформы А.Д. Сахарова. 1989 г.

«1.Ликвидация административно-командной системы и замена её плюралистической рыночными регуляторами и конкуренцией. Ликвидация всевластия министерств и ведомств…

2. Социальная и национальная справедливость. Защита прав личности. Открытость общества. Свобода убеждений…

3. Искоренение последствий сталинизма, правовое государство. Раскрыть архивы НКВД-МГБ, обнародовать данные о преступлениях сталинизма и всех неоправданных репрессиях».

На втором этапе конституционной реформы(19901991) выдвинулась задача введения поста Президента СССР. На III Съезде депутатов в марте 1990 г. им стал М.С. Горбачёв. Однако инициаторы этих изменений не учли, что президентская система власти не может органично сочетаться с системой власти Советов, предполагавшей не разделение властей, а полновластие Советов.

Была также поставлена задача построения правового государства, в котором обеспечивается равенство граждан перед законом. Для этого была отменена 6-я статья Конституции СССР, закреплявшая руководящее положение КПСС обществе. Отмена этой статьи привела к легализации уже действовавших политических партий и образованию новых. Начали действовать различные социал-демократические и политические партии.

Формирование многопартийности. По мере утраты политической инициативы КПСС в стране усилился процесс формирования новых политических сил. В мае 1988 г. первой «оппозиционной» КПСС партией провозгласил себя «Демократический союз». В апреле того же года возникают народные фронты в Прибалтике. Они стали первыми реальными независимыми массовыми организациями. Позже аналогичные фронты возникли во всех союзных и автономных республиках. Образование партии отражали все основные направления политической мысли.

Либеральное направление было представлено «Демсоюзом», христианскими демократами, конституционными демократами, либеральными демократами и др. Наиболее крупной из либеральных партий стала оформившаяся в мае 1990г. Демократическая партия Росси. В ноябре 1990 г. возникла Республиканская партия Российской Федерации. На базе движения избирателей «Демократическая Россия», созданного в ходе выборов народных депутатов СССР весной 1989 г., оформилась массовая общественно-политическая организация.

При всем многообразии партий и движений в центре политической борьбы, как и в 1917 г., вновь оказались два направления - коммунистическое и либеральное.

Коммунисты призывали к преимущественному развитию общественной собственности, коллективистских форм общественных отношений и самоуправления.

Либералы (они называли себя демократами) выступали за приватизацию собственности, свободу личности, систему полноценной парламентской демократии, переход к рыночной экономике.

Позиции либералов, резко критиковавших пороки отжившей системы, казались более предпочтительными для общественности, чем попытки оправдать существование прежних отношений, предпринимавшиеся руководством КПСС.

В июне 1990 г. была образована Коммунистическая партия РСФСР, руководство которой заняло традиционную позицию.

Из выступления И.К. Полозкова, первого секретаря ЦК КП РСФСР. 1991 г.

«Так называемым демократам удалось подменить цели перестройки, перехватить инициативу у нашей партии. Народ лишается прошлого, разрушается его настоящее, и никто пока вразумительного не говорит, что же его ждет в будущем… Ни о какой многопартийности у нас сейчас не может идти и речи. Есть КПСС, отстаивающая социалистическую перестройку, и есть лидеры немногочисленных политических групп, у которых в конечном счете одно политическое лицо- антикоммунизм».

К XXVIII съезду КПСС сама партия пришла в состояние раскола. Съезд не только не преодолел кризис в партии, но и способствовал его углублению. Выход из партии стал массовым.

В руководстве КПСС участились нападки на Горбачёва и перестроечный курс. В апреле и июле 1991 г. ряд членов ЦК потребовали отставки генерального секретаря.

Национальная политика и межнациональные отношения. Демократизация общества, политика гласности сделали неизбежным обострение, казалось, давно решенного национального вопроса. Из заключения и ссылок возвращались видные активисты национальных движений. Некоторые из них сочли текущий момент наиболее подходящим для начала активной борьбы за самоопределение. Еще в декабре 1987 г. в ответ назначение Г. Колбина вместо отправленного в отставку лидера Казахстана Д. Кунаева казахская молодежь устроила в Алма-Ате массовые акции протеста. 20 февраля 1988 г. на внеочередной сессии облсовета Нагорного Карабаха было принято решение ходатайствовать перед Верховными Советами Азербайджана и Армении о выводе области из состава Азербайджана и включении ее в состав Армении. Это решение было поддержано массовыми митингами и забастовками в НКАО. Ответом на это решение стали погромы и истребление армян в пригороде Баку. Для спасения людей туда были введены войска. В апреле 1989 г. в Тбилиси силами Советской армии была разогнана демонстрация сторонников выхода Грузии из состава СССР.

Реформа политической системы, проводившаяся Горбачёвым, неуклонно вела к еще большей активизации национального движения. 18 мая 1989 г. Литва первой из республик СССР приняла Декларацию о суверенитете. В июне произошли кровавые столкновения между узбеками и турками- месхетинцами в Ферганской долине в Узбекистан. 11 марта 1990 г. Верховный совет Литвы принял Акт о провозглашении независимости Литовской Республики. 12 июня 1990 г. Декларацию о государственном суверенитете принял I съезд народных депутатов РСФСР.

Все это заставило руководство СССР принять меры по оформлению нового Союзного договора. Его первый проект был опубликован 24 июля 1990 г. Одновременно принимались и силовые меры по сохранению Союза.

Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия. К лету 1991 г. большинство союзных республик СССР приняли законы о суверенитете, что заставило Горбачёва ускорить разработку нового Союзного договора. Его подписание было назначено на 20 августа. Подписание нового Союзного договора означало не только сохранение единого государства, но и переход к его реальному федеративному устройству, а также ликвидацию ряда традиционных для СССР государственных структур.

Стремясь не допустить этого, консервативные силы в руководстве страны предприняли попытку сорвать подписание договора. В отсутствие Президента Горбачёва в ночь на 19 августа 1991 г. был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). Он ввел в отдельных районах страны чрезвычайное положение; объявил расформированными структуры власти; приостановил деятельность оппозиционных партий и движений; запретил митинги и демонстрации; установил жесткий контроль над СМИ; ввел войска в Москву.

Руководство РСФСР выступило с обращением к россиянам, в котором осудило действия ГКЧП и его решения объявило незаконными. По призву Президента России десятки тысяч москвичей заняли оборону вокруг Белого дома России. 21 августа была созвана чрезвычайная сессия Верховного Совета России, поддержавшая руководство республики. В тот же день Президент СССР Горбачёв возвратился в Москву. Члены ГКЧП были арестованы.

Ослабление центральной власти привело к усилению сепаратистских настроений в руководстве республик. Большинство республик после событий августа 1991 г. отказались от подписания Союзного договора. В декабре 1991 г. Лидеры Российской Федерации, Украины и Белоруссии заявили о прекращении действия Союзного договора 19222 г. и намерении создать Содружество Независимых Государств (СНГ). Оно объединило 11 бывших союзных республик. В декабре 1991 г. Президент Горбачёв ушел в отставку. СССР прекратило сове существование.

К середине 80-х годов в социально-экономической и политической сферах жизни советских республик наблюдались кризисные явления. Очевидным стало безнадёжное отставание социалистического общества от более развитых стран мира. Для того чтобы избежать окончательного краха и улучшить ситуацию в стране, правительством СССР были проведены экономические реформы 1985-1991 гг.

Предпосылки к реформированию

В 80-х годах экономика оказалась на грани развала. По всей стране наблюдалось замедление темпов ее развития, а в некоторых отраслях народного хозяйства произошёл сильный спад уровня производства. Неэффективность социалистических методов хозяйствования выразительней всего проявлялась в машиностроении, металлургии, металлообрабатывающей промышленности и других отраслях. Хоть в 1985 г. на территории СССР производилось около 150 тысяч тонн стали, что было больше, чем в США, металла стране всё равно не хватало. Причина этого заключалась в несовершенной технологии его плавления, при которой большая часть сырья превращалась в стружку. Ситуацию усугубляла бесхозяйственность, из-за которой тонны металла просто ржавели под открытым небом.

Экономические реформы СССР 1985-1991 гг. были необходимы не только из-за проблем в сфере тяжёлой промышленности. В начале 80-х годов в Советском Союзе провели оценивание машин и станков отечественного производства. Из всех проверенных объектов, а их оказалось около 20 тысяч, третья часть была признана технически устаревшей и непригодной к эксплуатации. Некачественное оборудование подлежало снятию с производства, но его по-прежнему продолжали выпускать.

Несмотря на то что Советский Союз особое внимание уделял развитию оборонной промышленности, она тоже оказалась неконкурентоспособной на мировом рынке. Когда на стыке 70-80-х годов во всём западном мире происходила микропроцессорная революция, в СССР огромные средства шли на поддержание гонки вооружений. Из-за этого не выделялось достаточное количество средств на развитие науки и техники. Советское общество всё больше стало отставать от западного по уровню технологического и промышленного развития.

Политические и экономические реформы 1985-1991 годов назрели также и из-за падения реального уровня жизни населения. По сравнению с концом 60-х годов к 1980 г. снизились почти в 3 раза. Советскому человеку всё чаще приходилось слышать слово «дефицит». Все сферы жизни поразили бюрократизм и коррупция. Происходило падение морали и нравственности простого человека.

Приход к власти Горбачёва

Весной 1985 года генсеком стал Михаил Горбачёв. Понимая, что экономика страны находится на грани краха, он провозгласил курс на её реформирование. По телевидению зазвучало новое для советских людей слово «перестройка», смысл которого заключался в преодолении застойных процессов, создании эффективного и надёжного механизма управления, направленного на улучшение и ускорение развития в социальной и экономической сферах жизни.

Этапы экономических реформ 1985-1991 годов

Реформирование советской экономики можно условно поделить на несколько этапов.

  1. В 1985-1986 годах советское правительство во главе с Горбачёвым пыталось сохранить социалистическую систему путём форсирования темпов развития переоснащения машиностроительной отрасли и активизации человеческих ресурсов.
  2. В 1987 г. началось проведение экономической реформы. Её смысл заключался в сохранении централизованного управления при переходе от административных методов к экономическим.
  3. В 1989-1990 годах объявили курс на постепенный переход от социалистической модели экономики к рыночной. Была разработана антикризисная программа «500 дней».
  4. В 1991 г. провели денежную реформу. Восстановление экономики оказалось под срывом из-за непоследовательных действий правительства.

Политика ускорения

Экономические реформы 1985-1991 годов начались с провозглашения курса на ускорение развития страны. Осенью 1985 г. Горбачёв призвал руководителей предприятий организовать многосменный режим работы, внедрить в практику социалистические соревнования и следить за соблюдением трудовой дисциплины на производстве, улучшать Эти действия, по мнению Москвы, должны были позитивно отобразиться на повышении производительности труда и ускорении социально-экономической сферы жизни всего СССР. Приоритетная роль отводилась машиностроительной отрасли, продукцию которой планировалось использовать для переоборудования народного хозяйства.

Объявленный М. Горбачёвым курс на ускорение подразумевал значительное увеличение экономики. До 2000 г. советское руководство планировало удвоить производственный потенциал и национальный доход государства, поднять в 2,5 раза производительность труда.

При Горбачёве началась бескомпромиссная борьба с пьянством. По мнению политика и его окружения, антиалкогольная кампания должна была положительно повлиять на укрепление дисциплины и повысить производительность труда. Во многих регионах закрывались заводы по изготовлению винно-водочной продукции, безжалостно вырубались виноградники. В результате такой политики производство алкогольных напитков в СССР сократилось в 2 раза. Из-за ликвидации винно-водочных предприятий страна терпела многомиллионные убытки. Нехватка денег в государственном бюджете привела к задержке зарплат. Чтобы восполнить недостающие средства, правительство приняло решение о печатании новых денег.

Экономические реформы 1985-1991 годов в СССР проявились в запрете советским гражданам получать прибыль с нетрудовых доходов. За работу по частному найму, самовольную торговлю и прочие неподконтрольные государству виды деятельности человек мог сесть в тюрьму на срок до 5 лет. Но вскоре стало понятно, что подобные меры неэффективны, и в ноябре 1986 г. появился закон, разрешающий в СССР индивидуальную трудовую деятельность.

Ускорение развития машиностроения привело к сокращению финансирования других сфер промышленности. Из-за этого из свободной продажи стали исчезать товары широкого потребления. НТР, которой в процессе перестройки уделялась особая роль, так и не получила своего развития. Кризисные явления и дальше ослабляли государство. К концу 1986 г. стало очевидно, что качественное реформирование экономики невозможно провести из-за несовершенной системы госпланирования.

Экономические преобразования 1987-1989 годов

В 1987 г. пост премьер-министра занял обещающий за полтора года стабилизировать экономику. Его правительство развернуло серию реформ, направленных на создание социалистического рынка. Отныне предприятия переводились на хозрасчёт, им предоставлялось частичное самоуправление, расширялась сфера их самостоятельности. Организации получали право сотрудничать с партнёрами из зарубежных стран, а их руководители не подчинялись больше ни рынку, ни чиновникам. Стали появляться первые кооперативы, связанные с теневыми структурами. Результат такой политики для СССР оказался неблагоприятным: правительство перестало контролировать экономику государства. Переход к социалистическому рынку стал невозможен. Экономические реформы 1985-1991 годов не принесли ожидаемых результатов.

Дальнейшие попытки восстановить экономику

Поиски выхода из кризиса продолжались и дальше. В 1989 г. советские экономисты Г. Явлинский и С. Шаталин разработали программу «500 дней». Её суть заключалась в передаче в руки частных лиц государственных предприятий и переходе страны к рыночным отношениям. При этом в документе не уделялось внимание таким проблемам, как реформирование политической системы государства, приватизация недвижимости, денационализация земельной собственности, проведение денежной реформы. Экономисты обещали, что воплощение их концепции в жизнь не отразится на материальном положении населения. Одобренная Верховным Советом СССР программа должна была вступить в силу с октября 1990 г. Но у неё был один существенный недостаток: она не отображала интересы номенклатурной верхушки. Из-за этого Горбачёвым в последний момент была выбрана другая программа, которая не смогла обеспечить переход к рыночным отношениям.

Одной из последних попыток стабилизировать экономическое положение стало проведение в 1991 г. денежной реформы. Горбачёв планировал с её помощью пополнить казну и остановить Но реформа привела к неконтролируемому росту цен и снижению жизненного уровня народа. Недовольство населения достигло предела. По многим регионам государства прокатились забастовки. Повсеместно начал проявляться национальный сепаратизм.

Результаты

Итоги экономической реформы 1985-1991 годов оказались плачевными. Вместо восстановления народного хозяйства действия правительства ещё больше усугубили ситуацию в стране. Ни одна из запланированных реформ так и не была закончена. Разрушив прежние структуры управления, власти так и не смогли создать новые. В этих условиях крах огромной страны стал неизбежным.

Началом политики перестройки было кардинальное преобразование М. Горбачевым кадрового состава органов государственной власти.

«Кадровая революция»

Кадровая «чистка» коснулась преимущественно политических деятелей, которые препятствовали внедрению социальных и экономических реформ, а также не поддерживали Генерального Секретаря в инициировании дружеских переговоров с капиталистическим западом.

В период 1985 -1987 гг, было смещено с постов более 80% руководителей обкомов Коммунистической партии. Должностных мест в правительстве лишилась половина министров. Только на одном пленуме ЦК в 1989 году были отправлены в отставку 110 человек из 460 членов ЦК КПСС.

Под лозунгами борьбы со старым консерватизмом, были сняты с руководящих должностей секретарь ЦК Компартий Украины В. Щербицкий и Казахстана Д. Кунаев. Через короткое время все ключевые посты в партии и государстве занимали назначенцы М. Горбачева.

Но, несмотря на отсутствие сопротивления новых членов государственного аппарата, обновление общества и экономики продвигалось с большим трудом ставало понятным, что государству нужна более серьезная политическая реформа.

Политическая реформа 1988 года

После первого кризиса перестройки, который случился в 1987 году, Горбачев еще более твердо стал на путь полной демократизации государства. В январе 1987 года на Всесоюзной конференции (которая последний раз проводилась в 1941 году) было принято решение подготовки политической реформы в СССР.

Летом в Советском государстве прошли первые выборы в органы местного самоуправления, на которых впервые за все существование СССР было разрешено выдвигать несколько кандидатов, претендующих на одно депутатское место.

Политическая реформа нанесла сильнейший удар по партийной номенклатуре: правительственные структуры начали создаваться путем свободных выборов. Значительные полномочия предоставлялись членам местного самоуправления, в результате чего, в 1989 году была отменена 6 ст. Конституции СССР, которая закрепляла доминирующую роль партии в государственном руководстве.

В 1990 году М. Горбачев отменил должность Генерального Секретаря, учредив вместо нее президентство, что говорило о стремлении максимально приблизиться к демократическому устройству Европы.

Многопартийность

Кризис коммунистической идеологии привел к тому, что люди активно начали искать другие ориентиры, которые смогли бы ее заменить. В этот период вышли из тени опальные оппозиционеры, ранее гонимые преследованиями советской власти.

Первой оппозиционной группой стал «Демократический союз» В. Новодворской. В 1988 году активизировались народные фронты окраин Прибалтики и Украины, которые первыми провозгласили себя партиями. Социал демократы объединились вместе с социалистами в независимые партии и организации.

На волне гласности оживились и анархические движения «Революционный анархо коммунистический союз» и «Конфедерация анархистов». Националистические партии, которые призывали к выходу республик из СССР, начали формироваться в Закавказье.