Был ли всемирный потоп доказательства. Всемирный потоп и Ковчег Ноя, история вселенского обмана? Лик земли потемнел и пошел черный дождь

  • 04.07.2020

Согласно библейской истории, тогда, когда был Всемирный потоп,на Земле не уцелело ничто живое. сделал исключение только для Ноя и его семьи, предупредив того о потопе за 120 лет. За это время Ной успел построить ковчег таких размеров, чтобы в нем уместились многие виды животных и птиц. Какую дату можно соотнести с нашим летоисчислением, чтобы понять примерное время данной кары Господа?

Гипотезы о Библейском потопе

В процессе исследования библейской истории можно было сделать вывод, что Всемирный потоп случился в 2370 году до нашей эры. Но геодезические и исторические данные не подтверждают такую дату. Так как в то время на Земле не происходило ничего подобного.

Согласно археологическим и геологическим исследованиям Ближнего Востока, массовое затопление поверхности планеты имело место 5 500 лет до н.э. назад. В то время произошло крупномасштабное землетрясение, которое сделало Черное море открытым, разомкнув его берега. Уровень воды тогда поднялся примерно на 140 метров. Так были затоплены самые густонаселенные местности на планете.

Была ли затоплена вся Земля во время потопа?

В Библии на этот вопрос содержится и свой ответ. Согласно церковной истории вся поверхность Земли действительно покрылась водой. Священнослужители выделяют девять подтверждений в пользу этой гипотезы. Рассмотрим их подробнее:

В своих беседах с Ноем Бог четко указывает на намерение стереть людей с планеты. Видимо, грехи людские тогда достигли таких масштабов, что безгрешных представителей человеческой расы просто не осталось. Указания на то, когда был Всемирный потоп, есть в Бытие 7:21 и 9:1.

Кто, кроме Ноя, смог спастись?

Поскольку все, кто дышал воздухом, погибли, то на Земле остались только водоплавающие млекопитающие и другие обитатели морей и океанов. А также сам Ной с семьей в ковчеге. Многие животные, которые не поместились в ковчег, также были стерты с лица Земли.

Возродились только те виды, которые были выбраны человеком для спасения. Еще в водах мирового потопа исчезли многие виды растений и птиц. Существует версия, что флора и фауна планеты после затопления кардинально изменились.

Исходя из библейских данных, гнев Бога длился 40 дней и 40 ночей. Затем целых 150 дней вода постепенно убывала. Еще 40 дней Ной выпускал на волю ворону, которая не найдя пристанища неизменно возвращалась к ковчегу. И лишь спустя этот период все живое высадилось из своего корабля на священной горе Арарат.

Свидетельства о потопе встречаются и в поздних апокрифах. В первой Книге Еноха указана другая причина Всемирного потопа. Там сказано, что он начался из-за того, что ангелы соединялись с дочерьми земли, и на свет рождались исполины. Из-за этого начала распространяться магия, возникло социальное неравенство, начались войны.

Филон Александрийский пытался найти доказательства в пользу Всемирного потопа. Он ссылался на морские раковины, которые находили на самых высоких и отдаленных от воды горах.

Археологические находки, относящиеся к Шумеру и Вавилону, также указывают на реальность всеобщего потопа. Так археологами были найдены таблички, описывающие нечто, похожее на потоп.

Схожие истории Всемирного потопа имеются у многих культур и народов, проживающих за десятки тысяч километров друг от друга. Например, исследование затонувших поселений у побережья Турции показало, что их затопило внезапно. И произошло все это как раз во времена потопа.

Ответить на вопрос о том, когда был Всемирный потоп, точно и конкретно нельзя. Его предполагаемые даты, из-за давности происходящего, могут относиться к разным эпохам. Но сомнения в том, что такое событие на Земле происходило, постепенно развеиваются разными научными исследованиями и историческими находками. Был ли всеобщий потоп столь масштабным, как указано в Библии? Скорее всего, все так и происходило. Хотя споры по данному поводу не утихают и сегодня. Даже различные христианские конфессии могут высказывать противоположные мнения на этот счет. Ведь у каждого религиозного направления Библия трактуется по-своему.

Есть много причин верить что потоп действительно имел место, по всему миру было найдено более 500 повествований о глобальном водном бедствии. Даже там где люди не видели океана, сохраняют подобные истории из поколения в поколение:
1. Если бы люди жили на земле уже десятки тысяч лет, то население земли должно быть больше и количество захоронений тоже должно быть гораздо больше. Однако население мира вполне соответствует тому, что 4 тыс. лет назад население земли началось с 8 человек, после потопа.
2. Существование на всех континентах пещер, почти всегда на возвышенности, буквально набитых скелетами необычного смешения животных, которые лезли на горы, ищя убежища от наступающей воды; ископаемые останки, в которых скелеты несовместимых видов животных (хищников и травоядных) беспорядочно перемешаны с человеческими костями. Они не соответствует «плавному» изменению уровня Мирового океана, происходящему при постепенном таянии льдов, а напоминают результат воздействия мощного водного потока.
3. В китайском языке есть иероглифы, которые обозначают те вещи, о которых говорит книга Бытие, в частности слово «Корабль» в Китайском языке складывается из иероглифов, которые обозначают: Лодка, восемь и рот. Другими словами - восемь ртов, восемь человек, которые пережили потоп.
4. Мы видим ископаемые останки морских животных на самых высоких горах. В
Гималаях, в Андах, В скалистых горах. Везде есть отпечатки раковин. Окаменелые аммониты (спирально закрученные морские цефалоподы) обнаруживаются в пластах известняка высоко в Гималаях Непала. Каким образом морские окаменелости попали в пласты, залегающие на высоте тысячи метров над уровнем моря. Если слои пород в Гималаях и других горных хребтах по всему миру были отложены во время Потопа еще до образования этих высоких гор, то как они попали туда? И Как они оказались на верхушках самых высоких гор?
5. В Уре, городе Авраама, Объединенная экспедиция Университетского музея Пенсильвании и Британского музея, под руководством д-ра Ч. Л. Вулли, нашла в 1929 г. почти на самом дне урских курганов, ниже нескольких страт человеческого жилья, слой нанесенной водой глины, толщиной в 2,5 м, без всяких следов деятельности человека, хотя руины другого города находились под этим слоем.Вулли заявляет, что эти 2,5 м осадковна такой большой глубине и за такое продолжительное время не могли быть нанесены при разливе рек, а лишь таким большим разливом воды, как библейский потоп. Цивилизация ниже потопного слоя сильно отличается от цивилизации верхнего слоя, что доказывает, по Вулли, "внезапную и потрясающую перемену в истории мира"
6. Потопные отложения Киша Город Киш (Ухеймер, Эль-Охеймер, Ухаймир) был расположен на восточной окраине Вавилона, на высохшем дне реки Евфрата. Записи на табличках говорят, что он был первым городом, отстроенным после потопа. Объединенная экспедиция Музея Фильда Оксфордского университета, под руководством д-ра Стефана Лэнгдона, в 1928 - 1929 гг. обнаружила нанесенный водой чистый пласт глины, в нижнем слое руин Киша, толщиной в полтора метра, указывающий на большой потоп. Потопный слой находится немного выше стен руин. В нем нет никаких предметов. Под этими руинами обнаружена совершенно другая форма культуры. В руинах также была найдена четырехколесная колесница, колеса которой сделаны из дерева и обиты медными гвоздями; и найдены скелеты животных, которые тянули ее.
7. Потопные отложения (Шуруппак, Суккурру), местожительство вавилонского Ноя, находится на полпути между Вавилоном и Уром. В свое время он стоял на реке Евфрате, а теперь в 65 км на восток от Евфрата. Группа низких курганов, засыпанных песками пустыни, были раскопаны в 1931 г. д-ром Эриком Шмидтом, из Пенсильванского университетского музея. Он обнаружил здесь руины трех городов: верхний город времен третьей династии Ура; средний город древних шумеров и нижний - допотопный. Потопный слой находится между средним и нижним городом. Он состоит из желтой грязи, смеси песка и ила, определенно наносной; это сплошной грунт без всяких следов человеческой цивилизации. Под потопным слоем лежит слой золы, деревянных углей и остатков культуры тёмного цвета, которые могли быть обломками стен, цветными черепками, скелетами, валиковыми и штамповыми печатями, горшками, мисками и другой посудой.
8. Миллиарды мертвых растений и животных, захороненные в слоях горных пород, отложенных водой по всему миру, отпечатки морских тварей и папоротников в глубоких залежах угля до 1000 м. можно объяснить как внезапным захоронением.
9. Горные хребты были вытолкнуты вверх движениями земной коры в конце Потопа, когда под тяжестью воды оказавшейся на поверхности земли с облаков и вышедших из глубин земли, поверхность стала проваливаться в образовавшиеся подземные пустоты (что породило залежи угля у др.). Встречные тектонические движения образовали горные хребты. Огромные залежи древесного угля и других скоплений на большой глубине от поверхности говорят о глобальном бедствии сдвига тектонических плит. Скопления нефти, как результат распада биологических организмов, перегноенных животных и люде, являются доказательствами глобальной катастрофы – Библейского потопа.
10. Изогнутые слои горных пород. Во многих горных участках слои пород
толщиной в тысячи метров оказываются изогнутыми, не подвергаясь при этом разломам. Как это возможно, если они откладывались отдельно друг от друга в течении миллионов лет, и уже затвердели? Затвердевшие слои горных пород достаточно хрупкие. Попытайтесь изогнуть пластину из бетона, и увидите, что произойдет! Однако когда бетон еще влажный, ему с легкостью можно придать нужную форму, пока не затвердел цемент. Этот же принцип применим и к осадочным слоям горных пород. Они могут сгибаться и образовывать складки вскоре после отложения, до того, как неорганическое вяжущее вещество затвердеет, превратив частицы в твердую и хрупкую породу. Пример Гранд Каньон, где видны богатые окаменелостями слои пород глубиной около 1370 метров.
11. Резкая перемена климата. Ученые приходят к выводу что Северный
Ледовитый Океан был тёплым, а климат Аляски и Сибири умеренным. Причём о постепенном похолодании (в условиях тёплого климата туши мамонтов бы разложились) и медленном вымирании здесь и речи быть не может. Вот что пишут Каплина Т.Н. и Ложкин А.В. в статье «Возраст «Ледового комплекса» Приморских низменностей Якутии: «Проведёнными в последние годы исследованиями выяснено, что практически повсеместно ледовый комплекс (ЛК) подстилается толщами совершенно иного облика - озёрными и болотными, иногда аллювиальными осадками с обилием древесины, в том числе высокоствольной берёзы, которая ныне на рассматриваемой территории не произрастает. Палиоспектры этих осадков отражают растительность более теплолюбивую, чем современная; в ряде разрезов они разделяются на две толщи, между которыми залегают озёрно-болотные осадки с обилием древесины». Следует отметить, что прекрасной сохранности ископаемых останков способствовала внезапное обледенение, когда в желудках животных сохранилась непереваренная пища, когда растения и живые существа оказываются замороженными ещё до того как успеют превратиться в прах. Такую перемену климата можно объяснить резким выпадом облачных осадков, открывшим землю для космического воздействия.
12. Всемирный Потоп и смещение полюсов. Роберт Андерсен, с 1888-го по 1901 год возглавлявшийАнглийский уголовный розыск Скотленд-Ярда, и занимавшийся исследованием Библии, пришел к выводы что после потопа земля изменила свое вращение.Глобальное потрясение мира за грехи людей, привело к потрясению земли и потопу, ось земли наклонилась. Прежде земля вращалась по ровному кругу и была окружена водными или снеговыми облаками, что обеспечивало парниковый эффект - равномерный климат (Прит.8:27). Каждый градус вращения земли вокруг солнца соответствовал одному обороту вокруг собственной оси или одним суткам. Всего градусов в круге – 360, столько же было и дней в году – 360. Что называется синодическим циклом (встреча светил). Луна, когда ее орбита тоже равнялась кругу, облетала землю между двумя новолуниями ровно за 30 дней. Итого: лунный синодальный цикл составлял 30 дней, а солнечный 360,000 дней. Нынешний год удлинён на 5 дней, 5 часов, 48 минут и 45.51 секунды. Указания на это мы находим в первой и последней книгах Библии: «В 600-й год жизни Ноевой, во 2-й месяц, в 17-й день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились… Вода же усиливалась на земле 150 дней» (Быт.7:11,24; 8:3-4) . 17-го числа 2-го месяца был первый из 150-ти дней потопа, 17-го числа 7-го месяца последний из 150-ти дней потопа. То есть 150 дней это ровно 5 месяцев, которые разделив на 5 получим ровно 30 дней в месяце.
13. Глиняные таблички:

1) Английский ученый Джордж Смит (1840 -1876 гг.) в 1872 году обнаружил древнюю месопотамскую табличку с описанием всемирного Потопа. Это Табличка с описанием Потопа из Эпоса о Гильгамеше была одна из табличек известного Эпоса о Гильгамеше. Во многом рассказ о наводнении стал подтверждением библейской истории о Ное.
2) В течение последнего десятилетия XIX ст., университет Пенсильвании провел ряд археологических раскопок в древнем вавилонском городе Ниппур. Среди останков библиотеки храма археологи нашли крошечную табличку, содержащую фрагмент описания Потопа. Поэма Гильгамеша, из библиотеки Ашшурбанипала описывает потоп. Текст был переведен Германом Хилпрехтом, экспертом-ассириологом и установлено, что описание полностью согласуется с книгой Бытие. Слова в квадратных скобках были не расшифрованы, а добавлены Хилпрехтом в соответствии с контекстом.
(2)……[границы неба и земли Я] развяжу;
(3)……[Я наведу бедствие, и оно] уничтожит всех людей;
(4)……[Спасайся] до того как придет бедствие;
(5)……[Всех живых существ], какие есть на земле, Я ниспровергну и истреблю;
(6)……Построй большой корабль;
(7)……Общая высота должна быть его структурой;
(8)……Это будет плавучий дом для спасения жизни; («плавучий дом», обозначает корабль с дверью. Оно очень близко к древнему семитскому слову «ковчег», ящик или коробка).
(9)……Накрой его крепкой крышей; (судно должно было иметь прочную крышу).
(10)….[Корабль] который ты построишь;
(11)….[В него] введи зверей полевых, птиц небесных;
(12)….[а также ползающих существ, по два каждого вида] а не всех;
(13)….и семью …;
14. Ноев ковчег. 50 лет назад в журнале «Лайф Мэгэзин» появилась статья о
капитане турецкой армии Лихан Дюрупинар, который сделал с самолета несколько снимков, на одном из которых был виден объект, находящийся на высоте 1935,5 метра в горах Арарата и по форме напоминавший корабельное судно. Статью о феномене прочел 27-летний американский врач Рон Уайетт, это стало делом всей его жизни. В 1977 году он сам отправился на поиски, прихватив с собой двоих сыновей. Рону удалось взять пробы материалов, которые он позднее отдал на анализ. В образцах содержалось повышенное количество углерода, что указывало что объект
состоял из древесины. В следующей экспедиции, 1984 году Уайетт с помощью металлоискателя обнаружил металлическую сетку, искусственного происхождения. На склоне горы выше того места, где находился «ковчег», обнаружились развалины древней каменной постройки, а рядом - участок земли размером 36,5 на 12 метров, окаймленный чем-то наподобие окаменевшей древесины. Рон предположил, что боковую часть ковчега потоком лавы снесло вниз по склону, а загадочный участок и представлял собой днище, вросшее в землю. Зеленоватые камни же представляли собой балласт, который был на дне судна. Сканирование радаром выявило очертания судна.
15. Неординарное, естественное явление – радуга, стало доказательством завета заключенного Богом с после потопными людьми. «И сказал Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею» (Быт.9:12,13). Это дает основание не ожидать подобной глобальной катастрофы – Потопа.

А был ли в действительности Всемирный потоп? Этот вопрос будоражит умы всего человечества на протяжении многих столетий. Неужели правда то, что все население было уничтожено волей Божьей с лица Земли в одно мгновение таким варварским способом? А как же любовь и милосердие, которое приписывают Творцу все мировые религии?

Ученые всего мира по сей день пытаются найти достоверные факты и научное объяснение глобального наводнения. Тема Всемирного потопа фигурирует в литературных произведениях, а на картинах известных художников библейский апокалипсис отражает всю мощь природной стихии. На знаменитом полотне Айвазовского смертоносный катаклизм изображен так ярко и реалистично, что, кажется, великий живописец лично был его свидетелем. Всем известна и знаменитая фреска кисти Микеланджело с изображением представителей рода человеческого за шаг до своей гибели.

Картина Айвазовского «Всемирный потоп»

«Всемирный потоп» Микеланджело Буонарроти

Тему Всемирного потопа воплотил на экране американский кинорежиссер Даррен Аронофски в кинокартине «Ной». Он представил на суд зрителей свое видение известного библейского сюжета. Фильм вызвал множество споров и противоречивых рецензий, однако никого не оставил равнодушным. Режиссера обвиняли в расхождении сценария с общепринятой канвой развития событий в библейском изложении, затянутости и тяжести восприятия. Однако автор изначально не претендовал на оригинальность. Факт остается фактом: фильм посмотрели без малого 4 миллиона зрителей, а кассовые сборы составили более 1 миллиарда рублей.

О чем гласит Библия

Об истории возникновения Всемирного потопа знает каждый человек хотя бы понаслышке. Давайте проведем краткий экскурс в историю.

Бог не мог больше мириться с неверием, распутством и беззаконием, которое люди учинили на земле, и решил наказать грешников. Всемирный потоп призван был закончить существование людей смертью в морской пучине. Лишь Ной со своими близкими на тот момент заслуживали милости Создателя, ведя благочестивую жизнь.

По Божьему указанию Ной должен был соорудить ковчег, способный выдержать продолжительное плавание. Судно должно было соответствовать определенным размерам, и его необходимо было оснастить нужным снаряжением. Был оговорен и срок постройки ковчега – 120 лет. Стоит заметить, что продолжительность жизни на тот момент исчислялась столетиями, и на момент завершения работы возраст Ноя составлял 600 лет.

Далее Ною предписывалось войти в ковчег вместе со всем семейством. Кроме того, в трюмах судна разместили по паре нечистых животных от каждого вида (тех, что не употреблялись в пищу по религиозным или другим предубеждениям, а также не использовались для жертвоприношений), и по семь пар чистых животных, существующих на земле. Двери ковчега закрылись, и для всего человека наступил час расплаты за грехи.

Небеса будто разверзлись, и вода нескончаемым мощным потоком хлынула на землю, не оставляя ни единого шанса на выживание. Стихия бушевала 40 дней. Под толщей воды скрылись даже горные массивы. В живых на поверхности бескрайнего океана остались лишь пассажиры ковчега. По прошествии 150 дней вода пошла на убыль, и судно причалило у горы Арарат. Спустя 40 дней Ной выпустил ворона на поиски суши, но многочисленные попытки не увенчались успехом. Лишь голубю удалось найти землю, после чего люди и животные обрели почву под ногами.

Ной совершил обряд жертвоприношения, а Бог дал обещание, что потоп больше не повторится, и род людской продолжит свое существование. Так начался новый виток в истории человечества. По замыслу Божьему, именно с праведника в лице Ноя и его потомков был заложен фундамент нового здорового общества.

Для простого обывателя эта история полна противоречий и вызывает массу вопросов: от сугубо практического «как можно было соорудить такую махину силами одной семьи» до морально-этического «неужели это массовое убийство было настолько заслуженным».

Вопросов много… Попробуем найти ответы.

Упоминание о Всемирном потопе в мировой мифологии

В попытках найти истину, обратимся к мифам из других источников. Ведь если брать за аксиому то, что гибель людей была массовой, то пострадали не только христиане, но и другие народности.

Большинство из нас воспринимают мифы как сказки, но тогда кто же автор? Да и событие само по себе довольно реалистично: в современном мире все чаще приходится наблюдать смертоносные смерчи, наводнения и землетрясения во всех уголках мира. Человеческие жертвы от природных катаклизмов исчисляются сотнями, да и возникают они порой там, где быть их вовсе не должно.

Шумерская мифология

Археологи, работавшие на раскопках древнего Ниппура, обнаружили рукопись, в которой говорится о том, что в присутствии всех богов по инициативе владыки Энлиля (одного из трех главенствующих богов) было принято решение устроить великий потоп. В роли Ноя выступил персонаж по имени Зиусудра. Стихия бушевала целую неделю, а после Зиусудра покинул ковчег, принес богам жертвоприношение и обрел бессмертие.

«Исходя из того же списка (прим. Ниппурского царского списка) можно сделать вывод, что всемирный потоп случился 12 тыс. лет до н. э.»

(Википедия)

Есть и другие версии возникновения великого потопа, однако все они имеют одно существенное различие с библейской трактовкой. Шумерские источники причиной бедствия считают прихоть богов. Эдакая блажь, чтобы подчеркнуть свою власть и могущество. В Библии же акцент делается на причинно-следственную связь жизни во грехе и нежелании ее изменить.

«Рассказ о Потопе, приводимый Библией, таит в себе скрытую силу, способную оказать воздействие на сознание всего человечества. Несомненно, что при записи рассказа о Потопе ставилась именно эта цель: научить людей нравственному поведению. Ни одно другое описание Потопа из тех, которые мы находим в источниках, не связанных с Библией, в этом плане совершенно не похоже на рассказ, приведённый в ней»

- А. Джеремиас (Википедия)

Несмотря на различные предпосылки для глобального наводнения, упоминания в древних рукописях шумеров о нем есть.

Греческая мифология

По версии древнегреческих историков, потопов было целых три. Один из них, Девкалионов потоп, частично перекликается с библейским сюжетом. Все тот же спасительный ковчег для праведника Девкалиона (по совместительству сына Прометея) и причал у горы Парнас.

Однако по сюжету части людей удалось спастись от потопа на вершине Парнаса и продолжить свое существование.

Индуистская мифология

Здесь мы сталкиваемся, пожалуй, с самой сказочной трактовкой потопа. По легенде, родоначальник Вайвасвата поймал рыбку, в которую воплотился бог Вишну. Рыбка пообещала Вайвасвату спасение от предстоящего потопа взамен на обещание помочь ей вырасти. Далее все по библейскому сценарию: по указанию выросшей до огромных размеров рыбы праведник строит корабль, запасается семенами растений и отправляется в путь, ведомый спасительницей-рыбой. Остановка у горы и жертвоприношение богам – финал повествования.

В древних рукописях и других народов есть упоминания о великом наводнении, совершившем революцию в человеческом сознании. Не правда ли, что такие совпадения не могут быть случайными?

Всемирный потоп с точки зрения ученых

Такова уж человеческая природа, что нам непременно нужны веские доказательства существования чего-либо на самом деле. А в случае с глобальным наводнением, обрушившимся на землю тысячелетия назад, ни о каких прямых свидетелях не может быть и речи.

Остается обратиться к мнению скептиков и принять во внимание многочисленные исследования природы возникновения такого масштабного наводнения. Стоит ли говорить о том, что мнения и гипотезы по этому вопросу существуют самые разные: от самых нелепых фантазий до научно обоснованных теорий.

Скольким Икарам пришлось разбиться, чтобы человек усвоил, что ему никогда не подняться в небо? Однако это свершилось! Так и в случае с потопом. Вопрос о том, откуда на земле могло взяться такое количество воды, сегодня имеет научное объяснение, ибо он возможен.

Гипотез существует множество. Это и падение гигантского метеорита, и крупномасштабное извержение вулкана, повлекшее за собой цунами невиданной силы. Выдвигались версии о сверхмощном взрыве метана в глубине одного из океанов. Как бы там ни было, Всемирный потоп – исторический факт, не вызывающий сомнений . Слишком уж много существует доказательств на основе археологических исследований. Ученым остается лишь сойтись во мнении о физической природе этого катаклизма.

Проливные дожди, идущие месяцы напролет, бывали в истории не раз. Однако ничего страшного не случалось, человечество не погибало, и мировой океан не выходил из берегов. Значит, истину нужно искать в другом. Современные научные группы, в составе которых трудятся климатологи, метеорологи и геофизики, совместными стараниями ищут ответ на этот вопрос. И весьма успешно!

Не будем утомлять читателей мудреными для человека несведущего научными формулировками. Говоря простым языком, одна из популярных теорий возникновения Всемирного потопа выглядит так: вследствие критического разогрева земных недр под воздействием внешнего фактора земная кора раскололась. Эта трещина не была локальной, раскол за считанные часы не без помощи внутреннего давления пересек весь земной шар. На свободу мгновенно вырвалось содержимое подземных недр, большую часть которых составляли подземные воды.

Ученым даже удалось рассчитать мощность выброса, которая более чем в 10 000 (!) раз превышает самое страшное масштабное извержение вулкана, пришедшееся на долю человечества. Двадцать километров – именно на такую высоту поднимался столб воды и камней . Последующие за этим необратимые процессы спровоцировали обильные ливни. Ученые делают акцент именно на подземных водах, т.к. существует множество фактов, подтверждающих существование подземных водных резервуаров, в разы превышающих по объему воды мировой океан.

Одновременно с этим исследователи природных аномалий признают, что не всегда можно найти научное объяснения механизму возникновения стихии. Земля – живой организм, обладающий огромной энергетикой, и в какое русло эта сила может быть направлена – одному Богу известно.

Заключение

В заключении хочется предложить на суд читателя точку зрения некоторых священнослужителей на Всемирный потоп.

Ной строит ковчег. Не тайно, не под покровом ночи, а среди бела дня, на возвышенности и целых 120 лет ! У людей было достаточно времени, чтобы покаяться и изменить свою жизнь – Бог дал им этот шанс. Но даже когда нескончаемая вереница животных и птиц направилась к ковчегу, они воспринимали все как увлекательное представление, не понимая, что даже звери на тот момент были благочестивее людей. Разумные существа не предприняли ни единой попытки спасти свою жизнь и душу.

Не так уж много изменилось с той поры… Нам по-прежнему нужны только зрелища – действа, когда душе не нужно работать, а мысли окутаны сахарной ватой. Если каждому из нас будет задан вопрос о степени собственной нравственности, сможем ли мы искренне ответить хотя бы самим себе, что способны стать спасителями нового человечества в роли Ноя?

В школьные годы чудесные в 70-х – 80-хгодах прошлого века учителя воспитывали умение вырабатывать свою точку зрения незамысловатым вопросом: «А если все прыгнут в колодец, ты тоже прыгнешь?». Самым популярным был ответ: «Конечно! А чего мне, одному оставаться?». Весь класс весело смеялся. Мы готовы были упасть в пропасть, лишь бы и там быть вместе. Затем кто-нибудь добавлял фразу: «Зато не нужно будет никогда больше делать уроки!», и массовый прыжок в бездну становился вполне оправданным.

Грех – это искушение, которое заразно. Стоит ему поддаться, и остановиться практически невозможно. Это как инфекция, как оружие массового поражения. Быть безнравственным стало модно. Природа не знает другого противоядия от чувства безнаказанности, как показать человечеству свою мощь – не в этом ли причина участившихся природных катаклизмов разрушающей силы? Возможно, это прелюдия нового Всемирного потопа?

Конечно, мы не будем причесывать все человечество под одну гребенку. Очень много среди нас людей добрых, порядочных и честных. Но ведь и природа (или Бог?) пока лишь локально дает нам понять, на что она способна…

Ключевое слово «пока».

Легенды о Всемирном потопе есть в мифологических циклах огромного количества народов мира. Причем, основная линия событий во многих их них совпадает с известным библейским мифом. Казалось бы, все это – всего лишь красивая легенда. Но на протяжении всей своей истории человечество искало реальные доказательства Всемирного потопа.

Всемирный потоп – миф или реальность?

В классическом религиозном сюжете Всемирный потоп нисходит на человечество в качестве кары за грехопадение. При этом за некоторое время до начала катастрофических событий к «избранному» является бог, который обещает его спасти за то, что тот вел праведное существование в последние дни перед потопом. Затем поднимается вода, которая поглощает все живое, а после начинается новая жизнь. Этот миф в разных вариациях встречается как в шумеро-аккадской, древнееврейской и христианской, так и (в несколько измененном виде) в древнеиндийской, арабской и персидской культурах.

Не удивительно, что общность воззрений еще с первых веков христианства натолкнула пытливые умы на мысль о том, что в основе всех этих мифов лежит реальная историческая память о когда-то имевшей место катастрофе. Но что на самом деле было всемирным потопом – наводнение после проливных дождей, разлив крупнейших рек, мегацунами или гигантский всплеск воды, вызванный падением метеорита? Где искать доказательства? Этими вопросами исследователи вопросов, связанных с библейской историей , озадачились с давних времен.

Богослов и апологет Филон Александрийский, представитель еврейского эллинизма, в доказательстве теории об исторической реальности Всемирного потопа опирался на простейший факт. Даже на вершинах высоких гор, по его словам, можно найти морские раковины – что это, как не подтверждение когда-то имевшего место потопления? В доказательство о том, что потоп действительно был, креационисты приводят внушительные цифры: одни и те же элементы мифа о потопе встречаются в фольклоре почти сотни индейских племен, полутора десятка ближневосточных и африканских, более двадцати азиатских и тридцати европейских.

Что говорят ученые?

С эпохи Просвещения исторической достоверностью Всемирного потопа озадачились и ученые. Проблема заключалась в том, что изменения видов вплоть до появления эволюционной теории объяснялись теорией катастроф. Дарвин доказал, что изменения видов могут происходить в ходе естественных мутаций и естественного и искусственного отбора. Но спор креационистов и эволюционистов на этом не остановился. Ведь со временем ученые находили реальные свидетельства когда-то действительно имевшего место потопа.

Согласно одной из гипотез когда-то процент суши на земле был гораздо выше, чем сегодня. Уровень воды в мировом океане ежечасно поднимается. Именно этот факт лег в основу циклов мифов о потопе в культурах разных народов мира. Но большинство ученых, отстаивающих историчность Всемирного потопа как библейского прототипа, склоняется к версии природного катаклизма, связанного с таянием ледников. При этом многие из них сходятся в датировке, называя разные даты в одном временном коридоре – от X до VIII тысячелетия до нашей эры. Именно в это время сошло покровное оледенение в Северной Америке, что могло повлиять на резкое повышение уровня воды в мировом океане и привести к серии водных катаклизмов по всей земле.

Ученые из Колумбийского университета Волтер Питмэн и Вильям Райан увязывают Всемирный потоп с другой датой – серединой VI тысячелетия до нашей эры, когда внезапно на 140 метров поднялся уровень воды в Черном море. Именно тогда появился Босфорский пролив, а само море значительно увеличилось в площади. Этот вывод они сделали на основе анализа образцов с затопленных береговых линий. Фольклористы, изучавшие эсхатологические мифы о потопе в Абхазии, предположили, что они также имеют отношение к черноморскому затоплению. Ученый Роберт Болард, который исследовал подводные рифы вблизи Турции, в свою очередь, тоже высказался в пользу этой версии.

В России гипотезу о валдайском происхождении прототипа Всемирного потопа высказал палеограф А. Чепалыга. Он исследовал ряд следов затоплений, которые начались после конца валдайского оледенения, в интервале от XVII до XI тысячелетия до нашей эры в районе Черноморского и Каспийского бассейнов. Ученый пришел к выводу, что катастрофа, которая стала прообразом библейской легенды, действительно имела место в это время. При этом эпицентром потопа выступало Каспийское море, которое примерно в три раза увеличилось в своей площади. В Черное же море, по этой гипотезе, только сливался переизбыток воды.

Неожиданные гипотезы

Американский физики атмосферы Д. Диллоу создал гипотезу, с помощью которой удается объяснить не только Всемирный потоп, но и чрезвычайно долгую продолжительность жизни библейских персонажей, а также миф о первоначальном существовании рая на земле. Согласно его теории, раньше вода частично находилась в газообразном состоянии над землей. То есть уровень атмосферы был более плотным – всю поверхность ойкумены покрывал слой пара, эквивалентный 12 метрам жидкой воды. Благодаря этому на планете существовал мягкий тропический климат, а продолжительность жизни людей в отсутствие «вредного излучения из космоса» доходила до 900–950 лет (как у библейского Ноя). Разрушение этого слоя, по версии Диллоу, и привело к сорокадневным проливным дождям и последующему Всемирному потопу.

В 2012 году более реалистичная на слух гипотеза была обнародована в российских СМИ. Ученые одного из институтов СО РАН обнаружили на территории Западной Сибири раковины фораминиферы, которые обитают только в соленых водах. Их ближайшим ареалом расположения являлись Каспийское и Аральское море. Попасть на территорию Сибири они могли только в результате масштабного наводнения, которое также могло быть одним из прототипов всемирного потопа. Анализ раковин показал, что их возраст – более шести с половиной тысяч лет.

Ксения Жарчинская


Всемирный потоп: 3 000 лет до Р.Х.(был он или нет?)


Представьте: ровная поверхность земли... 40 суток не прекращающегося ливня... сотни вулканов извергаются одновременно... тысячи новорожденных мощных источников выбрасывают колоссальное количество воды... Таков был потоп в дни Ноя. Таков был всемирный катастрофический потоп, посланный Богом, чтобы уничтожить все живое, кроме восьми человек, спасшихся в ковчеге. Помимо Библии, потоп описывается и другими древними историческими документами Однако существуют значительные разногласия по двум вопросам: дата потопа, а также был потоп местным или всемирным. Критически настроенные к повествованию о потопе считают его мифом или историей о локальном наводнении В вопросе датировки Всемирного Потопа современные выводы некоторых областей науки явно противоречат Библии. Однако следует более серьезно отнестись как библейской, так и дополнительной исторической литературе, основанной на свидетельстве очевидцев событий, ставя на второй план научные мнения и сложные методы радиометрического датирования.

Еврейское слово mabbowl (маббул), означающее в Бытие 6-9 "потоп", уникально. Оно используется лишь для этого грандиозного события. Для описания местных наводнений используются девять других слов еврейского языка. Но ни одно из них нельзя сравнить с длительностью глобального потопа. Греческое слово kataklysmo, используемое как в Септуагинте, так и в Новом Завете, вряд ли нуждается в пояснении. Катаклизм означает сильное разрушение. Мы встречаем его в Евангелии от Матфея 24:38-39; Евангелии от Луки 17:27. Во втором послании Петра 3:5-6 говорится о том, что человечество просто жаждет забыть: Бог сформировал небо и землю из воды и водою, и посредством этой воды мир подвергся катаклизму, уничтожившему поверхность земли и всех дышащих живых существ на ней.

Потоп произошел из-за повсеместного и полного развращения человека, который проявлял ужасную жестокость по отношению к другим, и тем заслужил жестокой расплаты.

Приготовления к Потопу

Была ли на самом деле необходимость в ковчеге? Все время, усилия и расходы на постройку такого огромного корабля были бы напрасны, если бы потоп был локальным. Ной и его семья, взяв с собой скот и множество других существ, смогли бы мигрировать на возвышенность и переждать, пока сойдут воды местного наводнения.

Был ли ковчег достаточно большим? Он соответствовал объему более чем пятисот железнодорожных товарных вагонов. Эксперты утверждают, что хватило бы и третьей части этого объема.

Как Ной собирал животных в ковчег? Очевидно, они собрались к ковчегу, ведомые инстинктом. Возможно также, что все время плавания они находились в спячке, сводя, таким образом, к минимуму проблемы корма и уборки.

Литературные параллели к Библейскому описанию

Что появилось первым - библейское описание потопа или месопотамское поэтическое повествование о нем? Существуют три варианта ответа:

А) сначала был написан месопотамский текст, и авторы Писания, затем, использовали его;

Б) Библия была создана первой, а поэтическое повествование использовало ее рассказ;

В) как Библия, так и месопотамское сказание передают содержание более древнего оригинала.

Большинство ученых настаивают, что писатели Бытия использовали элементы местной поэзии - но это невозможно доказать. С другой стороны, теория примитивного происхождения вообще не имеет никаких свидетельств и является лишь мнением ее сторонников. Несмотря на трудности доказательства, преимущественным представляется мнение о том, что библейские записи появились первыми и стали источником для других текстов.

Шумерская история о всемирном потопе

Одна из старейших внебиблейских версий описывает, как человек по имени Зиусудра пережил потоп. Текст этот был найден при раскопках Ниппура в начале двадцатого века, и его можно отнести к 1600 году до р.Х.Всемирный потоп: 3 000 лет до Р.Х.(был он или нет?)Эпос "Гильгамеш" на табличке XI
Это - очень известный текст, принадлежащий к шумерской, вавилонской, ассирийской, хеттской и уррийской литературе. Даже в Святой Земле была найдена глиняная табличка (датируется примерно 1200 г. до р.Х.) с начертанным на ней именем этого человека. Он был наиболее популярным из древних персонажей Ближнего Востока. Используя версию из библиотеки Ашурбанипала, Джордж Смитт в 1872 году опубликовал одиннадцатую табличку вавилонского эпоса о Гильгамеше под названием "Халдейское повествование о Потопе". Имя Гильгамеш появляется среди царей, поименованных в шумерских династических списках (см. ниже). Оно относится к первой династии Урука, наиболее раннему периоду месопотамской истории. Эпос "Гильгамеш" указывает на близкую связь с событиями, произошедшими сразу после потопа. Еще был в живых некто, кто пережил потоп (возможно - Хам), и Гильгамеш посещал его в поисках бессмертия.

Эпос "Атрахас"

Существует поразительное сходство с библейским описанием - но, в то же время, и значительные отличия.
Перечень шумерских царей: потоп и установление городов-государств
Шумерский перечень царей принадлежит к очень старым документам. Он упоминает и об установлении городов и царств до потопа. Возраст царей либо преднамеренно преувеличен, либо мы еще не нашли правильного толкования их системы счисления - шумерский язык и сегодня не понят до конца.Всемирный потоп: 3 000 лет до Р.Х.(был он или нет?)Шумерский список царей. Часть 1 (До потопа)
"Когда царствование было спущено с небес, цари (в начале) были в Эриду... Это были пять городов и восемь царей управляли ими 241 000 лет. После на землю обрушился потоп". Это, по видимому, был потоп времен Ноя, при котором погибли все, кроме спасшихся в ковчеге. Поскольку деяния божественных царей были по крайней мере одной из причин, навлекших потоп, прервавший божественную династию, божественное царство должно было "опуститься с небес" после потопа снова (см. ниже).

Шумерский список царей. Часть 2 (После потопа).
"После того, как потоп обрушился на землю, и когда царствование снова было спущено с небес, оно сперва было в Киш... В Уруке (библейский Эрех), божественный Гильгамеш... правил 126 лет...". Обратите внимание, что Киш был первым городом, основанным после потопа. Проведенные там раскопки показывают, что он был основан около 3000 года до р.Х. Вышеупомянутый "божественный" Гильгамеш действительно посетил человека, пережившего потоп, - кого-то из семьи Ноя, как говорится в XI табличке эпоса о Гильгамеше, независимом от списка царей свидетельстве того, что правление Гильгамеша относится ко времени вскоре после потопа.

Существует много других записей истории потопа по всему миру: Самарянское Пятикнижие, Еврейские Таргумы, Беросс, труды Иосифа Флавия, Пророчества Сивиллы, Коран, и др.

Масштабы потопа и геологические последствия

Во 2-м послании Петра 3:3-6 апостол предсказывает, что "явятся наглые ругатели", которые будут отрицать разрушение мира потопом, пренебрегая этим колоссальным событием. Далее, в стихах 10 и 11 приводится пророчество о всеобщем разрушении, аналогичном потопу. Может ли локальное наводнение служить аналогией столь ужасного события?

Да, не все сложные геологические вопросы мы можем согласовать с Потопом. Но несомненно, что всемирная катастрофа не могла не оказать огромного влияния на поверхность планеты.

Сегодня континенты, включая самые высокие горы, покрыты морскими окаменелостями. Половина континентальных осадочных отложений имеет океаническое происхождение. Геологи объясняют это тем, что в определенные периоды времени континенты находились под водой, а это - подтверждение всемирному потоп. Поскольку даже на самых больших вершинах (включая Эверест) обнаружены осадочные породы водного происхождения, очевидно, что эти горы какое-то время находились под водой. Однако, это не значит, что воды должны были быть столь глубокими, чтобы покрыть современный Эверест и другие высокие горы. Напротив, горы возвысились в результате напряжений в земной мантии, к которым привел потоп.

Огорчает то, что большинство геологов не принимает во внимание Всемирный потоп при толковании геологических данных.

Теории местного наводнения

Многие ученые, если они вообще верят в потоп, полагают, что он был событием местного масштаба, произошедшим 100 тысяч лет назад. Они основывают эту точку зрения на научных данных, которые, как кажется, представляют непреодолимые проблемы для всемирного потопа. Вот основные их утверждения.

1. "Всемирный" означает: включающий все, что мог видеть Ной. Лишь мир его личного обитания был затоплен. Существующие ныне высокие горы оставались на своем месте миллионы лет и были столь же высокими до потопа, как и сейчас. Никакой воды попросту не хватило бы, чтобы покрыть их полностью (например, высота Эвереста 8848 метров - таким образом, воды потопа должны были быть глубиной в девять километров). Кроме того, если вода покрывала всю землю, куда она могла уйти после потопа?

2. Под "днями" в первой главе книги Бытия подразумеваются гигантские промежутки времени. Большинство сторонников идеи местного наводнения верят в огромный возраст Земли - порядка 4,5 миллиардов лет; верят они и в то, что человек существует не менее миллиона лет, причем этот срок включает в себя линтельные доисторические периоды палео-, мезо- и неолита.

Всемирный потоп

Обратим, однако, внимание, что библейское повествование 16 раз использует в книге Бытия (с 6 по 9 главы) слова "все" и "каждый" для описания обширности потопа.

Предания о потопе ("Гильгамеш", "Атрахас" и др.), хоть и не так точны, как рассказ Библии, тем не менее подтверждают, что ковчег остановился на гора - что невозможно в случае локального наводнения.

Мир до потопа значительно отличался от нынешнего. Дождя не было (Бытие 2:5), и в тоже время текли реки (2:10). Судя по всему, существовали также большие подземные объемы воды. В определенный момент разверзлись все "источники великой бездны" (Бытие 7:11), извергая водные и вулканические составляющие; одновременно "окна небесные отворились", породив атмосферные осадки. Примем во внимание, что и сегодня 70% земной поверхности находится под водой, которой достаточно, чтобы покрыть выровненную землю слоем до 2500 метров. При этом современные горные цепи состоят в основном из осадочных пород потопного или вулканического происхождения. Они могли образоваться во время потопа или закончить формирование сразу после него. Таким образом, можно сделать вывод, что библейская история Потопа на самом деле реалистична.

Катастрофы, сопровождавшие потоп, сказались и на климате. Если до потопа совсем не было дождя, то теперь дождь стал привычным событием. при При выпадении водяного тумана наблюдается радуга, которая стала Божьим знамением, что Господь никогда снова не погубит землю водой. Если же потоп был местным явлением - получается, что обещание Бога нарушалось при каждом местном наводнении значительных масштабов.

"Доисторический человек"

Доисторического человека определяют как человека, жившего в "каменном веке". Однако "каменный век" - сам по себе нелпределенный термин. С самого начала времен, в каждом поколении, включая наше, некоторые группы людей жили в условиях "каменного века", в то время как живущие рядом с ними были высоко цивилизованными. Из этого следует, что возраст культуры не может быть определен на основании использования каменных орудий. Мнение Брайдвуда - типичное для многих исследователей доисторического периода - совершенно умозрительно:

"Доисторический период" означает время до начала письменной истории. То есть, более чем 99 процентов человеческой истории является доисторической. Человеку, по-видимому, миллион лет, но он начал записывать историю или вообще что-либо не ранее, чем 5 тыс. лет назад" (1967,1).

Но если у человека в доисторическое время не было письменности, мы никак не можем быть уверены в его возрасте (предполагаемом миллионе лет), несмотря на все сложные методы датировок. Поскольку методы радиоактивного датирования не могут быть калиброваны по известным датам более чем на 5000 лет в прошлое, невозможно датировать культуры каменного века (которые, как обычно предполагается, старше 3000 лет до р.Х.)

Все семьи на земле произошли от Ноя и его сыновей

Уильям Генри Грин, богослов девятнадцатого века из Принстона, занимавшийся генеалогией, изложенной в книге Бытия, оказал на обсуждение рассматриваемого вопроса немалое влияние. Он убедил многих в своей точке зрения о больших пробелах в генеалогических записях. Согласно его мнению, "…мы приходим к выводу, что Писание не оставляет никаких данных для хронологических вычислений до времен Авраама, и что записи Моисея ничего не говорят, и не предназначались для того, чтобы говорить о точной дате потопа, равно как и сотворения мира" (1890, 303). Грин предположил существование в генеалогии Бытия больших пробелов, пытаясь согласовать ее с научной информацией, которая, по его мнению, указывала на очень большой возраст земли (1890, 286).

Древние цивилизации

"Уровни потопа" в месопотамских городах.
Ранние археологические раскопки в долинах рек Месопотамии обнаружили глубокие потопные отложения возле оснований города. Сначала это толковалось как свидетельства потопа, бывшего во дни Ноя. Однако более поздние раскопки показали, что эти слои являлись результатом сильных местных наводнений, а не библейского катаклизма.

Шумерский список царей упоминает город Киш как существовавший сразу после потопа. Джордж Роу (Georges Roux) утверждает, что царство Киш возникло около 2700 лет до р.Х. (1966:120). Саггз (H.W.F. Saggs); он доказывает это тем, что при раскопках города Киш самый ранний уровень относился к периоду Джемдет Насер (Jemdet Nasr) (1962:51,60 2800-2400 до р.Х.)

Эпический герой Гильгамеш был царем в Уруке около 2700 года до р.Х., и, как говорит легенда, непосредственно общался с человеком, пережившим потоп. Это было бы невозможно, если бы потоп соответствовал более ранней дате, 10000 лет до р.Х.) Эта встреча Гильгамеша, как и шумерский список царей (в котором он также упомянут) свидетельствует, что потоп был приблизительно в 3000 году до р.Х.

Египетские свидетельства. В египетской литературе нет преданий, связанных с потопом. Важно отметить, что хроники Египта начинаются около 3000 г. до р.Х. Доисторический период в Египте (с момента окончания всемирного потопа) был очень коротким. Впрочем, многие египетские историки считают, что доисторический период здесь был довольно долгим. Но, как уже говорилось выше, датирование по углероду-14 не является пригодным для событий, происходивших раньше, чем за 3000 лет до р.Х.

Методы радиоактивного датирования: Как они калибруются?

Несмотря на то, что оборудование, используемое для датирования радиоактивных материалов, со временем становится все более сложным, основные проблемы, обнаруженные Уиллардом Лыбби (Willard Libby), изобретателем метода датирования по углероду-14, существуют до сих пор. Калибровка с использованием данных художественных изделий из египетских гробниц, является в какой-то степени достоверной только до 2000 лет до р.Х.

Более ранние даты не могут быть калиброваны, поскольку не существует исторических датировок старше этого уровня. Лыбби сам говорил: "Первый шок, который был у меня и д-ра Арнольда, состоял в том, что мы поняли: история имеет протяженность вспять только на 5000 лет. В начале мы думали, что нам удастся достать образцы за последние 30.000 лет, нанести точки на график, и тогда, наша работа была бы закончена… Довольно внезапно мы поняли, что эти цифры, эти древние годы не известны. Установление первой династии в Египте - это самое раннее событие, чья историческая дата известна с более или менее реальной точностью" (Libby 1958,531). Как далее отмечает Лыбби в своей работе, все "даты" старше, чем 5000 лет, - это не реальная датировка, а лишь оценка оставшегося количества углерода-14. Дендрохронология также мало чем помогает - поскольку при определенных условиях у деревьев могут появляться два, а иногда и три кольца в год.

Формирование дельт рек

Формирование дельт рек по всему миру началось около 3000 года до р.Х. Только всемирный потоп мог явиться той колоссальной катастрофой, которая привела к образованию по всему миру рек приблизительно в одно время. По мере того, как вода с поверхности земли сходила в глубокие океаны, начался дождь и в устьях рек стали собираться осадочные породы формирующие дельту. Исследования дельт по всему миру показали, что им всего лишь несколько тысяч лет.

Дельты Тигра и Евфрата сформированы в Персидском заливе. Многие древние карты изображают береговую линию гораздо севернее, вплоть до Ура. Это значит, что дельта отложилась в течение прошедшего времени по крайней мере на 150 миль. Геродот, греческий историк, сообщает, что египетские священники ничего не говорили ему о земле севернее озера Моэрис, которая была выше уровня воды в начале первой династии.

Дельту реки Миссисипи исследовали в 1850 году и обнаружили, что ее глубина составляла всего лишь 40 футов. Наполнялась она не так уж долго.

Еще один пример "водяных часов": Ниагарский водопад начал "падать" и отходить от озера Онтарио к озеру Эри менее, чем 10 000 лет назад.

Есть ли другое объяснение тому, что ни одна из этих рек не могла наполняться в течение более чем нескольких тысяч лет?

Проблемы с ранними сроками датировки потопа (100 000 - 10 000 лет до р.Х.)

1. Ни в Писании, ни в другой любой древней литературе Ближнего Востока не упоминается временной пропуск в 7000 или более лет между потопом и началом исторических записей (3000 лет до р.Х.).

2. Также ранние сроки противоречат объяснению происхождения народов, упомянутых в книге Бытия 10-11.

3. Куш был внуком Ноя. Потомки "Куша" построили города, чьи основания почти во всех случаях датируются не ранее, чем 3000 лет до р.Х. (Бытие 10). Возраст городов, претендующих на более старший возраст - Иерихон (7000 до р.Х.), Иармо (6000 до р.Х.) и др. - был определен по методу С-14, который не может быть калиброван по абсолютным данным далее чем на 5000 лет в прошлое. При рассмотрении этих ранних дат необходимо быть весьма осторожными.

4. Если бы существовали более ранние цивилизации, почему нет никаких следов чего-либо, подобного зиккуратам и пирамидам того времени? Ни один из этих памятников не датируется ранее 3000 года до р.Х. - что свидетельствует о довольно коротком времени между потопом и их возведением. Но куда могло подеваться построенное за 7 000 лет? Это - больший срок, чем вся история человека со времен потопа!

5. Генеалогии в Бытие 5 и 10 могут быть немного растянуты, но они перестанут быть генеалогиями при существовании больших промежутков. Пропуски в 7 000 лет делают их бессмысленными для генеалогических целей.

Проблемы с поздней датировкой потопа.

Дату всемирного потопа по отношению к местным наводнениям в районе речных бассейнов Месопотамии в настоящее время определить невозможно, поскольку всемирный потоп полностью изменил поверхность земли. Однако весомые доказательства, приведенные выше, предполагают дату не раньше, чем 5000 лет назад.

Вывод: Потоп произошел 5000 лет назад.
1. Датирование по углероду-14 не подходит для возраста более 5000 лет, как о том свидетельствовал и изобретатель этого метода.

2. Дельты рек предполагают недавний (3000 лет до р.Х.) потоп.

3. Вся записанная история начинается 3000 лет до р.Х.

4. Тогда начали возводиться города.

5. Тогда начали возникать родословные, что подтверждается генеалогиями.

6. Датирование потопа более ранними сроками (10 000 лет до р.Х. или ранее) вносит в генеалогии беспорядок.

7. Не существует записей в какой-либо литературе о потопе, произошедшем 10 000 лет до р.Х.

8. Эпос о Гильгамеше (как и другие эпосы) хорошо вписывается в дату 3000 лет до р.Х.

9. Библейское описание не заимствовано из других источников. Это - свидетельство очевидцев.

10. Из библейского описания ясно, что всемирный потоп был около 3000 лет до р.Х.