Кто изобрёл порох. Самые древние и важные китайские изобретения

  • 18.10.2019

Великая китайская цивилизация подарила миру огромное количество открытий, которые позволили расширить границы мира, позволили улучшить качество жизни, овладеть новыми знаниями, иметь множество полезных устройств для упрощения труда и увеличения производительности.

Считается, что китайцам принадлежат четыре основных изобретения, которые существенно изменили мир. Конечно, изобретений намного больше, но эти считаются главными. Это бумага, порох и компас. Эту теорию предложил Джозеф Нидэм в книге «Четыре великих изобретения». Итак, великие изобретения китайцев :

Бумага . В Китае изобрели бумагу, которая через некоторое время завоевала весь мир, потеснив папирусные свитки, глиняные таблички, пергамент, бамбук и различные другие средства для письма. Китайцы делали бумагу из того, что было под рукой. Они смешивали старые тряпки, остатки коры дерева, различные отходы от рыболовных сетей, и из этой смеси, предварительно проваренной и специально обработанной, получались листы бумаги. Китайцы использовали их не только для письма, но и как упаковку. Визитные карточки, бумажные деньги, туалетную бумагу - это все тоже придумали китайцы.

Старинная бумажная банкнота

Книгопечатание . О появлении книгопечатания я подробно рассказала в статье « ». Отмечу лишь то, что китайцы внесли очень большой вклад в появление и распространение книгопечатания. Они придумали наборные шрифты, первыми стали использовать переплет.

Книгопечатание

Порох . Легенда гласит, что порох был создан случайно, когда древние алхимики пытались сделать смесь для обретения бессмертия. Они смешали селитру, серу и древесный уголь и получили порох. В дальнейшем, при добавлении различных металлов к этой смеси появлялись разные цвета, таким образом были созданы фейерверки . Для фейерверков использовали бамбуковые палочки с порохом.

Фейерверк

Компас . Очень полезное изобретение. Когда весь мир узнавал направление движения и стороны света по расположению небесных светил, китайцы вовсю использовали компас. Любопытно, но поначалу китайцы использовали эту вещь не для навигации, а для гаданий. Как и когда впервые это изобретение увидело свет, неизвестно. Но факт остается фактом. Китайцы стали делать компасы ковшевого типа для определения сторон света, а основой компаса был магнит.

О том, как и когда люди обнаружили свойства магнита, неизвестно, но есть легенда, что некий пастух заметил, что металлические предметы притягиваются к черному камню, этот камень назвали «магнит». Так стало известно, что некоторые каменные породы обладают свойствами магнита.

Я перечислила четыре основных изобретения китайцев, но есть и множество других, о которых речь пойдет дальше.

Вилка использовалась китайцами намного раньше, чем появились палочки. А палочки , как гласит древняя легенда, появились в XI веке до н.э. Считается, что первым воспользовался из слоновой кости император Ди Синь.

Китайские палочки

Колокола из керамики, в дальнейшем металлические, использовались в Китае еще 4000 лет назад. Они были не просто источником звука, но и играли важную роль в культуре.

Старинные китайские колокола.

Самые древние колокола нашли в гробнице 8 маркиза Су царства Цзинь в Цуйцене. Это был комплект из шестнадцати штук. Каждый из колоколов воспроизводил 2 чистых звука, один, если ударить по центру, второй, если близко к краю. Эти два тона различались на малую или большую терцию. Представляете, как сложно изготовить такие вещи? Нужно ведь соблюсти массу условий: точные пропорции, упругость материала, толщину, удельный вес, температуру плавления и многое другое.

Лак китайцы использовали уже примерно 7000 лет назад. Самой ранней находкой, покрытой лаком, была красная деревянная чаша (примерно 5000-4500 до н.э.)

Лакированные чаши

Вы думаете, пароварка - современное изобретение? Китайцы использовали пароварку еще 7000 лет назад. Она представляла из себя два керамических сосуда. Чаще всего в Китае на пару готовили рис.

Лапшу китайцы употребляли еще 4000 лет назад. Это подтвердили археологические раскопки в Лацзя, когда была найдена перевернутая миска с остатками лапши. Так долго удалось ей сохраниться, потому из-за образования вакуума под миской.

Сброженные напитки были известны китайцам 9000 лет назад! А около 3000 лет назад китайцы создали высокоалкогольное пиво , содержание спирта в котором было более 11% - невозможная вещь по тем временам. К примеру, лишь в XII веке в Европе появился дистилированный алкоголь.

Китайский шелк

Шелк! Как же не упомянуть об этой волшебной ткани! Императорская ткань, так часто называют шелк. Даже просто потому, что сначала эта роскошная вещь была доступна только императораторской семье. Существует легенда, которая рассказывает, как жена Желтого императора сидела в саду с чашкой чая, и неожиданно рядом с ней упал кокон шелкопряда. Женщина подняла его и начала разматывать тонкую прочную нить, и тут ей пришла в голову мысль, что эта нить может стать основой волшебной ткани. Так и родился шелк.

Китайский шелк

Китайцы 3000 лет хранили секрет производства шелка. Тех, кто пытался вывезти коконы или семена тутовника, беспощадно казнили. Цена шелка приравнивалась к цене золота. Китайцы тщательно храня секрет производства, все-таки очень активно торговали этой тканью. Позднее появился даже Великий Шелковый путь, по которому шла очень активная торговля различными товарами.

Акупунктура - традиционная медицинская практика введения игл внедрялась китайцами уже примерно 2000-2500 лет назад.

Акупунктура

Во II веке нашей эры был изобретен вентилятор . Его автором стал мастер Дин Хуан. Кстати, в Европе первые вентиляторы появились только в XVI веке.

Одновременно с вентилятором была изобретена веялка для отделения зерен от мякины.

Примерно в XV – XVI веках китайцы начали использовать зубные щетки из щетины. Это тогда, когда в Европе люди годами не мылись и в париках и одеждах богатых вельмож водились вши!

Тушь для письма была изобретена китайцами в III тысячелетии до н.э. Ее делали из сосновой сажи. Много позже стали применять нефтяную сажу. Такая тушь очень красиво блестела. Искусство также появилось в Китае.

Набор для письма

Искусство каллиграфии

Китайцы в 1200- 1300 годах использовали морские и наземные мины и разрывные пушечные ядра .

Китайцы во II-III веках нашей эры вовсю использовали , тогда как в Европе их считали абсурдом вплоть до 1544 года, когда Михаил Штифель в книге «Полная арифметика» впервые описал действия с ними.

Любопытно, что прививки против оспы , по разным данным, в Китае делали уже в конце X века или, возможно в XV-XVI веках. В любом случае, намного раньше, чем это было внедрено в Европе.

Свисток тоже впервые появился в Китае, он использовался как игрушка.

Фарфор был также изобретен в Китае примерно в VII веке в Северном Китае. Фарфор - один из товаров, которым Китай активно торговал с другими странами.

Китайский фарфор

Чай и чайная церемония появились впервые в Китае. Чай еще во II тысячелетии до н.э. использовали в лечебных целях. Потом чай и чаепитие распространилось по всему Китаю, а потом и по всему миру.

Вот такая это великая цивилизация! Еще достаточно много изобретений, которые не поместились в этой статье. Но я перечислила основные, популярные и повсеместно используемые сейчас вещи, которых раньше просто не было, пока китайцы их не придумали!

Очень интересно и Ваше мнение о Великой китайской цивилизации и ее открытиях, которые так сильно изменили мир!

В свое время я писал про . А давайте взглянем на то же в Китае.

Какие вещи, с которыми мы знакомы из ежедневной жизни подарили нам китайцы? Первое, что приходит в голову -бумага, бумажные банкноты, туалетная бумага, обои, магнитный компас, порох и шелк.

Но на самом деле китайская цивилизация подарила человечеству намного больше. Давайте пробежимся по списку.

1. Самая большая в мире бумажная энциклопедия - энциклопедия Юнле. Сегодня ее превосходит только википедия. К составлению энциклопедии были привлечены несколько тысяч учёных из академии Ханьлинь. Энциклопедия насчитывала 22 877 цзюаней (не считая 60 цзюаней оглавления), которые подразделялись на 11 095 томов-цэ. Суммарный объём свода по оценкам китаеведов - около 510 000 страниц и 300 000 000 иероглифов.

2. Литье металла в доменных печах.

Пудлингование (преобразования чугуна в мягкое малоуглеродистое железо) и мужчины у доменной печи (справа). Иллюстрация из энциклопедии Сун Инсина «Тянь гун кай у».

3.зубная щётка появилась уже в Древнем Египте, где она имела вид прутика с торчащими с одного конца волокнами, но современную свою форму она обрела в Китае, несмотря на то, что в разновидности, появившейся в 1498 году, использовалась свиная щетина.

4. В 1086 году Су Сун изобрел часы , воспользовавшись храповиком.

Схема башни с астрономическими часами.Часы высотой 12 метров показывали не только время, но и движение астрономических тел: солнца, луны и планет. Марко Поло увидел его в 1272 и был сильно поражен.

5.Первый печатный станок придумал китайский кузнец - Би Шэн в 1043 - 1047 годах. Он изготовил шрифт - из обожженной глины и закрепил буквы на подвижную каретку. Гутенберга нужно было еще ждать до 1455 года.

6. Веялка . Изобретена в 1313 году, за 400 лет до Роттерхамского плуга. изобретенного в 1730 году в Англии.

Китайская веялка с вращающимся вентилятором, из энциклопедии Тяньгун Кайу, опубликованной 1637 г. Сун Инсином.

7. Подвесные мосты . В 25 году до нашей эры в Китае были изобретены подвесные мосты. На Западе подобные конструкции стали использовать спустя 1800 лет. Хотя есть свидетельства того, что многие ранние культуры использовали висячие мосты на канатах, первое письменное свидетельство существования моста, подвешенного на железных цепях, известно из местной истории и топографии провинции Юньнань, написанной в XV веке, в котором описывается ремонт моста на железных цепях во время правления императора Чжу Ди (правил 1402-1424). Вызывает сомнение утверждение, относящееся к эпохе династии Мин (1368-1644) о том, что подвесные мосты на железных цепях существовали в Китае со времён династии Хань, но очевидное их существования в XV века предшествует их появлению в других местах. К. С. Том тоже упоминает об этом же ремонте подвесного моста, описанного Нидэмом, но добавляет, что недавние исследования выявили наличие документа, в котором перечислены имена тех, кто якобы построил подвесной мост на железных цепях в провинции Юньнань около 600 года н. э.

8. Некоторые предания пишут, что изобретение тележки (тачка) принадлежит Чжугэ Ляну (китайскому полководцу и государственному деятелю эпохи Троецарствия). В Китае было множество конструкций тележек: у одних колеса располагались в центре, у других - спереди. Были также двухколесные и даже трехколесные тачки. В период династии Хань была придумана тачка с парусом. Скорость передвижения на ней по льду или твердой земле была такой, что она обгоняла самых быстрых лошадей.

9. Уцзин цзунъяо - китайский военный трактат, созданный в 1044 году при династии Северная Сун, составленый известными учёными Цзэн Гунлян, Дин Ду и Ян Вэйдэ труд является первым в мире манускриптом, в котором приведены рецепты пороха , даёт описание различных смесей, в состав которых включены продукты нефтехимии, а также чеснок и мёд. Вскоре китайцы применили порох для развития оружия: в последующие века они производили различные виды порохового оружия, включая огнеметы, ракеты, бомбы, примитивные гранаты и мины, прежде чем было изобретено огнестрельное оружие, использующее энергию пороха собственно для метания снарядов.

10. Думаете кто изобрел гольф? Шотландцы? Не-а. А на шелковых свитках, относящихся к эпохе китайской династии Минь (1368-1644 гг.), были обнаружены изображения женщин, играющих в suigan. Эта игра очень напоминает современный гольф.

11. Флот Чжэн Хэ.


Корабли в 5 раз больше кораблей Колумба.

12. Шлюзы и Великий канал Китая.

Cудоходный канал в Китае, одно из древнейших ныне действующих гидротехнических сооружений мира. Строился две тысячи лет - с VI в. до н. э. до XIII в. н. э. Впервые шлюз изобретён в X в. инженером Цяо Вэйю при строительстве Великого канала Китая.

А теперь риторический вопрос: как западная европа победила весь мир? С учетом того, что восток превосходил тогдашнюю европу и численно, и интелектуально, и по развитию городов? Европа во времена Династии Мин умерала от бубонной чумы, оспы и других эпидемий. Наука только начала зарождаться на севере Италии. Не понятно в чем сила запада. И не пришли ли мы к пику развития западной цивилизации, и ей на смену придут опять цивилизации Востока (Китая, Индии и Японии)?

Чёрный порох или дымный порох — это смесь трёх веществ: серы, угля и калиевой селитры в отношении 2:3:15. Смесь изначально получалась путём давки в специальной ёмкости.

Порох изобрели китайцы?

Если вы попробуете найти точную дату изобретения пороха, то у вас вряд ли что-то выйдет. Некоторые источники говорят о том, что порох был известен древним индийцам ещё за полторы тысячи лет до нашей эры, кто-то говорит о том, что порох был известен китайцам ещё в начале первого столетия нашей эры. Многие историки сходятся на том, что всё-таки первыми порох изобрели китайцы. Правда использовали они его не для военных целей. Селитра применялась в лечебном деле. Её смешивали с другими веществами (например, мёдом) и поджигали, получая «целебный» дым. Также китайцы использовали порох в качестве развлечения на праздниках. Всем известные фейерверки появились впервые именно в Китае, а потом уже распространились в Европе. Китайцы заполняли кусок бамбука порохом и поджигали, направляя палочку в небо. Также существуют упоминания пороха в качестве оружия — это были бомбы «пи ли хо цю» (в переводе с китайского «огневой шар со звуком грома»). Их укладывали в катапульты и метали во врага.

Но китайцы и арабы так и не смогли догадаться использовать силу газа, чтобы пускать снаряды. Это сделали первыми именно европейцы. Везде можно встретить одну легенду, будто Бертольд Шварц случайно молол смесь пороха в ступе, а случайная искра попав туда, произвела взрыв в келье монаха. Правда нет достоверных сведений о Шварце, но всё-таки именно монахи первыми точно описали порох, а именно великий изобретатель Средневековья — Роджер Бэкон. Он точно запишет рецепт пороха, но не осмелится показать его дальше монашеского ордена, потому что считалось, что столь опасные вещи стоит прятать от глаз необразованных людей.

Всё же, тайна пороха вскоре была раскрыта и впервые применена в качестве оружия.

Порох как оружие

26 августа 1346 года. После многомесячных боёв за французскую корону английский король Эдуард III со своей утомлённой армией вышел к деревне Креси на севере Франции. В течение целого тысячелетия на полях сражений господствовали конники. Англичан было мало, но их воодушевляла вера в собственное оружие — длинные луки. Сражаясь долгие годы с шотландцами и валийцами, Эдуард по достоинству оценил качество этого мощного оружия. На рассвете английские войны начали укреплять свои позиции при Креси, ямы должны были стать ловушками для французской кавалерии. На подступах к боевым порядкам в землю вбивали колья, которые могли пронзить лошадь. Однако в первую очередь англичане возлагали надежды на свой главный козырь — длинный лук. Высотою с человеческий рост он был изготовлен из тиса, чтобы натянуть тетиву нужно было приложить усилие в 45 килограмм, а стрелы поражали противника до 200 метров. Натянуть тетиву лука была сложнее, чем тетиву арбалета, но стрельба из него велась гораздо быстрее. Пока английские лучники готовились встретить врага, на поле битвы прибывает Эдуард вместе с рыцарями, однако теперь английской коннице предстояло сражаться в пешем бою. Эдуард приказал рыцарям спешиться и занять позицию среди лучников, образовав построение в форме клина, получившая название борозда. «Англия и Святой Георгий! Англия и Святой Георгий!» — скандировали солдаты.

Французы не сомневались в победе, ведь их войско втрое превосходило англичан. Английским лукам они противопоставили мощные арбалеты. Французский король Филипп привёл с собой 6 тысяч генуэзских наёмников. Вооружённые арбалетами они спустились с холма и двинулись к боевым порядкам англичан.

Современный историк Джефри Бэйкер так описывает эту битву:

Французы устремились на англичан первыми. Арбалетчики шли на них под звуки труб, литавр и пронзительный вой, который оглашал округу громоподобным криком.

Однако стрелы арбалетчиков не долетали до англичан. Англичане стояли вне досягаемости генуэзских арбалетов. Тогда как стрелы длинных английских луков вполне доставали до арбалетчиков. Лучники сделали шаг вперёд и стали выпускать стрелы с такой скоростью, что они сыпались словно снег. Бросая своё оружие, генуэзцы обратились в бегство. Это зрелище так возмутило французского короля, что он приказал своим рыцарям атаковать врага в конном строю. Рыцари устремились вперёд сквозь расстроенные ряды отступающих арбалетчиков. Земля на поле сражения размокла после недавнего дождя. Вскоре боевые порядки французов превратились в бесформенную и перепачканную грязью кучу людей в тяжёлом снаряжении и лошадей, осыпаемых градом стрел англичан. Французы пришли в замешательство, и лишь немногие охваченные яростным порывом рыцари сумели приблизиться к англичанам вплотную. Здесь их уже ждали топоры, копья и мечи англичан. Очень много французов погибло, не получив ни одной раны, их просто задавили в толпе. После 16 бесплодных атак французы отступили, потерпев сокрушительное поражение. Англичане сохраняли боевой порядок вплоть до следующего утра.

На рассвете послы Эдуарда обнаружили 542 тела французских дворян и рыцарей, также 20 тысяч погибших солдат и лошадей. Англичане же потеряли 2 рыцарей и 18 пехотинцев. Победа англичан при Креси ошеломила Европу. Их тактика, в основе которой лежала мощь длинных луков стали полной неожиданностью для европейцев. Для пехотинцев наступала новая эра, конникам была суждено появляться на полях сражений ещё несколько столетий, но решать исход битвы будут уже не они. Эпоха рыцарской кавалерии подошла к концу, однако на поле битве в Креси был слышен звук не только английских, Эдуард выставил на позицию несколько бомбард. Это были небольшие примитивные пушки, которые стреляли камнями. Бомбарды были неточным оружием и главным образом лишь пугали французских лошадей своим грохотом. Однако именно их канонада возвестила о начале революции, которая навсегда должна была изменить мир, а также способ ведения войны — появления пороха .

В дальнейшем порох в военном деле начинает применяться всё чаще и уже как новая технология возвращается на восток. К примеру, крайне успешно новым видом вооружения сумел воспользоваться османский султан Мехмед II «Завоеватель». Он использовал технологию, предложенную ему Урбаном, венгерским инженером.

Турецкая пушка, изготовленная по той же технологии

Мехмед разработал план осады города. Он установил пушку напротив главных ворот города. 12 апреля 1453 года она наконец «заговорила». Мощные стены, которые защищали христианство в течение столетий, рухнули за несколько недель. Эта сверхпушка Мехмеда сумела изменить ход истории, однако такое орудие оказалось не слишком удобным для ведения осады. Для его перевозки требовалось 60 быков и 200 человек, чтобы зарядить оружие на позиции, уходило не менее часа. Отдача была столь велика, что новый выстрел можно было провести лишь через 3 часа после предыдущего.

Дальнейшее развитие этой технологии в военном приводит к появлению огромного числа ружей, пушек, мортир и прочего вооружения. Но данный вид пороха был ещё недостаточно совершенен для военных целей по многим причинам. Одна из основных причин — это выделение большого количества дыма, которое при стрельбе обозначало позицию стрелка, но при этом мешало вести прицельный огонь. Во-вторых, дымный порох является крайне чувствительным к возгоранию. Описывается множество случаев, когда бочки с порохом взрывались прямо на складах из-за разного рода мелочей (маленькая искра или просто удар металлическим предметом). Всё это и многое другое заставило думать в сторону того, как сделать порох бездымным.

Как изобрели порох в России

Поначалу дымный чёрных порох использовался при стрельбе в виде мякоти пороха порошкоообразного вида., само же слово «порох», или «прах», означает пыль. Использоваться такую пороховую мякоть было тяжело из-за прилипания её к стенкам орудий. В результате обдумывания этой проблемы, было решено делать порох в виде комочков, что позволяло легче заряжать пушки, а при воспламенении таким образом получать значительно больший объём газа. Где-то в середине 15 века мы начали использовать зелёный порох. Его можно было получить, раскатывая в тесто мякоть пороха вместе со спиртом и другими примесями, затем тесто пропускали через специальное решето. Развитие отечественного производства пороха получает значительный всплеск во времена правления Ивана Грозного, а также Петра I. При Петре Великом были построены сразу три завода по производству пороха: Петербургский, Сестрорецкий, а также Охтинский.

Изучением пороха в России занимался Ломоносов, который произвёл теоретические выкладки, а также ряд экспериментов над дымным порохом. Позже его наработки использовались французскими учёными, которые получили наиболее удачный состав смеси, о котором написано в начале статьи:75 % калиевой селитры, 10 % серы и 15 % угля.

В начале XIX века русских порох стал считаться одним из самых высококачественных в мире, но, как известно, чёрный порох обладал значительными недостатками, такими как забивания дула ружья в результате налипания частиц пороха, а также огромное количество дыма при ведении стрельбы. Ещё одним существенным недостатком было образование серных соединений, вплоть до сернистой кислоты, которая разъедала металлические части оружия.

К концу XIX века был изобретён белый порох, позже названный бездымным, в основе которого лежала нитроцеллюлоза. Такой порох горел послойно, что улучшало баллистические свойства снарядов. Белый порох при горении производил гораздо меньшее количество дыма, что произвело целый рывок в развитии артиллерии.

В 1884 году был изобретён пироксилиновый порох во Франции, который оказывался более мощным, чем чёрный порох, но более непредсказуемым, поэтому его использовали только в небольших орудиях.

В 1887 году Альфред Нобель изобретает баллиститный порох. В Англии в 1889 году создают кордитный порох, на основе баллиститного пороха Нобеля. Новые вещества были более мощными, но при этом более стабильными, чем белый порох или пироксилиновый порох.

В 1891 году Дмитрий Иванович Менделеев создаёт пироколлодийный порох и спустя год начинаются его испытания для военных целей. В результате он принимается на вооружение. Д. И. Менделеев крайне скрупулёзно сравнивает в своих работах своё изобретение с другими видами пороха и отмечает его преимущества: стабильность состава, гомогенность, отсутствие «следов детонации».

Именно в СССР были созданы первые реактивные системы залпового огня. Мы успешно применяли для зарядов реактивных систем баллиститный порох, а в конце 1940-х годов создали смесевые виды пороха, которые использовали в двигателях ракет.

Ничто не стоит на месте, ведь создаются всё новые виде вооружения, а от войны никто не спешит отказываться, значит порох ещё долго будет иметь спрос и работу …

Можете также посмотреть документальный фильм о порохе:

Четыре великие изобретения древнего Китая — так в одноименной книге знаменитый исследователь китайской культуры Джозеф Нидэм окрестил изобретённые в Средние века бумагу, книгопечатание, порох и компас. Именно эти открытия способствовали тому, что многие направления культуры и искусств, ранее доступные лишь богачам, стали достоянием широких масс. Изобретения древнего Китая сделали возможными и дальние путешествия, что позволило открывать новые земли. Итак, рассмотрим каждое из них в хронологическом порядке.

Изобретение древнего Китая № 1 — бумага

Первым великим изобретением древнего Китая считается бумага. Согласно китайским летописям династии Восточная Хань, бумагу изобрел придворный евнух династии Хань — Цай Лун в 105 году н.э.

В глубокой древности в Китае до появления бумаги для записей использовали скрученные в свитки полоски из бамбука, свитки из шелка, деревянные и глиняные таблички и т.д. Наиболее же древние китайские тексты или «цзягувэнь» были обнаружены на черепашьих панцирях, которые датируются 2-м тысячелетием до н. э. (династия Шан).

В ІІІ веке бумагу уже широко применяли для письма вместо более дорогих традиционных материалов. Разработанная Цай Лунем технология производства бумаги состояла в следующем: кипящая смесь из пеньки, коры тутового дерева, старых рыболовных сетей и тканей превращалась в пульпу, после чего её растирали до пастообразного однородного состояния и смешивали с водой. В смесь погружали сито в деревянной раме из тростника, вычерпывали ситом массу и встряхивали, чтобы жидкость стекла. При этом в сите образовывался тонкий и ровный слой волокнистой массы.

Эту массу затем опрокидывали на гладкие доски. Доски с отливками клали одна на другую. Связывали стопку и укладывали сверху груз. Затем затвердевшие и окрепшие под прессом листы снимались с досок и сушились. Изготовленный по такой технологии бумажный лист получался легким, ровным, прочным, менее желтым и более удобным для письма.

Изобретение древнего Китая № 2 — книгопечатание

Возникновение бумаги, в свою очередь, привело к появлению книгопечатания. Самый древний известный образец печати с деревянных досок — это сутра на санскрите, напечатанная на конопляной бумаге приблизительно между 650 и 670 годами н.э. Однако первой печатной книгой со стандартным размером считается сделанная во время династии Тан (618—907) Алмазная сутра. Она состоит из свитков длиной 5,18 м. Согласно исследователю традиционной культуры Китая Джозефу Нидэму, методы печати, которые использовались в каллиграфии Алмазной сутры, значительно превосходят по совершенству и изысканности миниатюрную сутру, напечатанную ранее.

Наборные шрифты: Государственный деятель и учёный-эрудит Китая Шень Ко (1031—1095) впервые изложил способ печати при помощи наборного шрифта в своей работе «Записки о ручье снов» в 1088 году, приписав данное новшество неизвестному мастеру Би Шэну. Шэнь Ко описал технологический процесс производства литер из обожженной глины, процесс печати и изготовление наборных шрифтов.

Переплетная техника: Возникновение печати в девятом веке существенно изменило технику переплетения. Под конец эпохи Тан книга из скрученных свитков бумаги превратилась в стопку листов, напоминающую современную брошюру. Впоследствии при династии Сун (960—1279) листы стали сгибать по центру, делая перевязку типа «бабочки», отчего книга уже приобрела вид современной. Династия Юань (1271—1368) ввела корешок из жесткой бумаги, а позже во времена династии Мин листы стали прошивать нитками.

Книгопечатание в Китае внесло большой вклад в сохранение формировавшейся веками богатой культуры.

Изобретение древнего Китая № 3 — порох

Считается, что порох был разработан в Китае в X веке. Вначале он использовался как начинка в зажигательных снарядах, а позже были изобретены пороховые снаряды взрывного действия. Пороховое ствольное оружие, согласно китайским летописям, впервые было применено в сражениях 1132 года. Это была длинная бамбуковая трубка, куда закладывался порох и потом поджигался. Этим «огнеметом» врагу наносились сильные ожоги.

Столетие спустя, в 1259 г., впервые было изобретено ружье, стреляющее пулями — толстая бамбуковая трубка, в которую помещался заряд пороха и пули.

Позже на рубеже 13—14 веков в Поднебесной распространились металлические пушки, заряжаемые каменными ядрами.

Изобретения древнего Китая: наиболее раннее художественное изображение порохового оружия, эпоха пяти династий и десяти царств (907—960 гг. н. э.). На картине изображено, как Мара тщетно пытается соблазнить Будду: в верхней части демоны угрожают Будде огне

Помимо военного дела, порох активно применяли и в быту. Так, порох считался хорошим дезинфицирующим средством при лечении язв и ран, во время эпидемий, а также его использовали для травли вредных насекомых.

Однако, пожалуй, наиболее «ярким» изобретением, которое появилось благодаря созданию пороха, являются фейерверки. В Поднебесной они имели особое значение. По древним поверьям, злые духи сильно боятся яркого света и громкого звука. Поэтому издревле на Новый китайский год существовала традиция во дворах жечь костры из бамбука, который шипел в огне и лопался с треском. А изобретение пороховых зарядов, несомненно, напугало «нечисть» уже не на шутку — ведь по силе звука и света они значительно превосходили старый способ. Позже китайские умельцы стали создавать разноцветные фейерверки путем добавления в порох различных веществ.

Сегодня фейерверки стали незаменимым атрибутом празднования Нового года практически во всех странах мира.

Изобретение древнего Китая № 4 — компас

Первый прототип компаса, как считается, появился во времена династии Хань (202 до н.э. — 220 н.э.), когда китайцы стали использовать магнитный железняк, ориентированный на север-юг. Правда, использовался он не для навигации, а для гадания. В древнем тексте «Луньхэн», написанном в 1 веке н.э., в главе 52 древний компас описывается так: «Этот инструмент напоминает ложку, и если его положить на тарелку, то его ручка укажет на юг».

Описание магнитного компаса для определения сторон света впервые изложено в китайском манускрипте «Уцзин Цзунъяо» 1044 г. Компас работал на принципе остаточной намагниченности из нагретых стальных или железных болванок, которые отливались в форме рыбы. Последние помещали в чашу с водой, и в результате индукции и остаточной намагниченности появлялись слабые магнитные силы. В манускрипте упомянуто, что данный прибор использовали как указатель курса в паре с механической «колесницей, которая указывает на юг».

Более совершенную конструкцию компаса предложил уже упомянутый китайский ученый Шень Ко. В своих «Записках о ручье снов» (1088) он детально описал магнитное склонение, то есть отклонение от направления на истинный север, и устройство магнитного компаса с иглой. Использовать компас для навигации впервые предложил Чжу Юй в книге «Застольные разговоры в Нинчжоу» (1119 г.).

К сведению:

Помимо четырех великих изобретений древнего Китая, умельцы Поднебесной подарили нашей цивилизации следующие полезности: китайский гороскоп, барабан, колокол, арбалет, скрипку эрху, гонг, военные искусства «ушу», оздоровительную гимнастику цигун, вилку, лапшу, пароварку, палочки для еды, чай, соевый сыр тофу, шелк, бумажные деньги, лак, зубную щетку из щетины, туалетную бумагу, воздушного змея, газовый баллон, настольную игру Го, игральные карты, фарфор и многое другое.

Наиболее древним периодом китайской цивилизации считается эпоха существования государства Шан, рабовладельческой страны в долине реки Хуанхэ. Уже в эту эпоху была открыта идеографическая письменность, которая путем долгого усовершенствования превратилась в иероглифическую каллиграфию, а также был составлен в основных чертах месячный календарь.

Культура Китая внесла огромный вклад и в мировую культуру. Так, на рубеже тысячелетий были изобретены бумага и тушь для письма. Также в это примерно же время создается и письменность в Китае. Бурный культурный и технический рост в этой стране начинается как раз с приходом письменности.

Но каковой бы ни была культура Китая, сегодня она является достоянием общемировой культуры, как, впрочем, и любая другая национальная культура. Приглашая ежегодно к себе миллионов туристов, эта страна охотно делится с ними своими культурными достопримечательностями, рассказывая о своем богатом прошлом и предлагая массу возможностей для путешествий.

Бумага - изобретение древнего Китая

Первым великим изобретением древнего Китая считается бумага . Согласно китайским летописям династии Восточная Хань, бумагу изобрел придворный евнух династии Хань – Цай Лун в 105 г. н.э.

В глубокой древности в Китае до появления бумаги для записей использовали скрученные в свитки полоски из бамбука, свитки из шелка, деревянные и глиняные таблички и т.д. Наиболее же древние китайские тексты или «цзягувэнь» были обнаружены на черепашьих панцирях, которые датируются 2-м тыс. до н.э. (династия Шан).

Найдены такие артефакты как древний набивочный материал и упаковочная бумага, датируемые II в. до н.э. Самым старым образцом бумаги является карта из Фанматаня вблизи г. Тяньшуй.

В ІІІ в. бумагу уже широко применяли для письма вместо более дорогих традиционных материалов. Разработанная Цай Лунем технология производства бумаги состояла в следующем: кипящая смесь из пеньки, коры тутового дерева, старых рыболовных сетей и тканей превращалась в пульпу, после чего её растирали до пастообразного однородного состояния и смешивали с водой. В смесь погружали сито в деревянной раме из тростника, вычерпывали ситом массу и встряхивали, чтобы жидкость стекла. При этом в сите образовывался тонкий и ровный слой волокнистой массы.

Эту массу затем опрокидывали на гладкие доски. Доски с отливками клали одна на другую. Связывали стопку и укладывали сверху груз. Затем затвердевшие и окрепшие под прессом листы снимались с досок и сушились. Изготовленный по такой технологии бумажный лист получался легким, ровным, прочным, менее желтым и более удобным для письма.

Изобретения древнего Китая: бумажная банкнота хуэйцзи , напечатанная в 1160 г.

В ханьских хрониках 105 г. сообщается, что Цай Лунь «сделал бумагу из древесной коры, тряпок и рыболовных сетей и преподнес ее императору». С тех пор бумага вытеснила из китайских канцелярий шелк и бамбук, а бумажное производство достигло гигантских масштабов (одни торговые управление потребляли ежегодно около 1,5 млн. листов). Изготовлялась как писчая бумага, сырьем для которой служили кора тутового дерева, рами, водоросли, так и различные изысканные сорта бумаги, для изготовления которой использовалась, например, кора сандалового дерева, придававшая ей стойкий аромат. Для бытовых нужд бумага делалась из риса или пшеничной муки (например, бумажные обои или туалетная бумага). Поскольку китайская бумага хорошо впитывает тушь, она была идеальна для живописи и каллиграфии. Технология производства изменилась в X в., когда вместо коры тутового дерева для изготовления писчей бумаги стали использовать бамбук. Срезанные весной ветви бамбука долго вымачивали в воде, после чего кору отделяли от волокон, смешивали древесину с известью и полученную массу высушивали. Но с появлением дешевой бумаги, произведенной промышленным способом, с середины XIX в. кустарное бумажное производство стало быстро сокращаться.

Книгопечатание - изобретение древнего Китая

Возникновение бумаги, в свою очередь, привело к появлению книгопечатания. Самый древний известный образец печати с деревянных досок – это сутра на санскрите, напечатанная на конопляной бумаге приблизительно между 650 и 670 гг. н.э. Однако первой печатной книгой со стандартным размером считается сделанная во время династии Тан (618-907) Алмазная сутра. Она состоит из свитков длиной 5,18 м. Согласно исследователю традиционной культуры Китая Джозефу Нидэму, методы печати, которые использовались в каллиграфии Алмазной сутры, значительно превосходят по совершенству и изысканности миниатюрную сутру, напечатанную ранее.

Наборные шрифты

Государственный деятель и учёный-эрудит Китая Шень Ко (1031-1095) впервые изложил способ печати при помощи наборного шрифта в своей работе «Записки о ручье снов» в 1088 г., приписав данное новшество неизвестному мастеру Би Шэну. Шэнь Ко описал технологический процесс производства литер из обожженной глины, процесс печати и изготовление наборных шрифтов.

Переплетная техника

Возникновение печати в девятом веке существенно изменило технику переплетения. Под конец эпохи Тан книга из скрученных свитков бумаги превратилась в стопку листов, напоминающую современную брошюру. Впоследствии при династии Сун (960-1279) листы стали сгибать по центру, делая перевязку типа «бабочки», отчего книга уже приобрела вид современной. Династия Юань (1271-1368) ввела корешок из жесткой бумаги, а позже во времена династии Мин листы стали прошивать нитками. Книгопечатание в Китае внесло большой вклад в сохранение формировавшейся веками богатой культуры.

В глубокой древности в Китае для удостоверения личности чиновника или мастера использовались печать с высеченными фамильными иероглифами вместо подписи. Используются они китайскими художниками и в наши дни. Вырезание иероглифов на каменной печати считалось всегда не только мастерством, но и утонченным искусством. Эти печати и были предшественниками досок, с которых началось книгопечатание. Древнейшие образцы печатных книг относятся к первой половине VIII в., повсеместное же их распространение – к периоду правления династии Сун (X-XIII). Отсутствие на протяжении долгого времени государственной монополии и цензуры благоприятствовало развитию книжного рынка. К XIII в. только в провинциях Чжэцзян и Фуцзян действовало более 100 семейных издательств. В Китае книгопечатание распространилось в форме ксилографии (печатание с досок, на которых вырезалось зеркальное отражение печатаемого текста), что позволяло сохранить графические особенности оригинальной рукописи и производить, при необходимости, замену знаков, а также совмещать печатный текст и гравюры. Свой окончательный вид китайская печатная книга пробрела к XVI в., во многом воспроизводя образцы сунской эпохи и имела вид прошитой тетради. А с XVII в. в Китае была освоена техника цветной гравюры.

Изобретения древнего Китая: иллюстрация, приведенная в книге ученого Ван Чжэня (1313), показывает литеры наборной печати, которые расположены в особом порядке по секторам круглого стола.

Компас - изобретение древнего Китая

Первый прототип компаса , как считается, появился во времена династии Хань (202 до н.э. – 220 н.э.), когда китайцы стали использовать магнитный железняк, ориентированный на север-юг. Правда, использовался он не для навигации, а для гадания. В древнем тексте «Луньхэн», написанном в I в. н.э., в главе 52 древний компас описывается так: «Этот инструмент напоминает ложку, и если его положить на тарелку, то его ручка укажет на юг».

Изобретения древнего Китая: Модель китайского компаса периода династии Хань

Описание магнитного компаса для определения сторон света впервые изложено в китайском манускрипте «Уцзин Цзунъяо» 1044 г. Компас работал на принципе остаточной намагниченности из нагретых стальных или железных болванок, которые отливались в форме рыбы. Последние помещали в чашу с водой, и в результате индукции и остаточной намагниченности появлялись слабые магнитные силы. В манускрипте упомянуто, что данный прибор использовали как указатель курса в паре с механической «колесницей, которая указывает на юг».

Более совершенную конструкцию компаса предложил уже упомянутый китайский ученый Шень Ко. В своих «Записках о ручье снов» (1088) он детально описал магнитное склонение, то есть отклонение от направления на истинный север, и устройство магнитного компаса с иглой. Использовать компас для навигации впервые предложил Чжу Юй в книге «Застольные разговоры в Нинчжоу» (1119).

Магнит был известен китайцам с давних времен. Еще в III в. до н.э. им было известно, что магнит притягивает железо. В XI в. китайцы стали использовать не сам магнит, а намагниченную сталь и железо. В тот период также применялся водяной компас: в чашку с водой помещали намагниченную стальную стрелку в форме рыбки длиной в 5-6 см. Стрелку могли намагничивать посредством сильного нагрева. Голова рыбки всегда указывала на юг. В дальнейшем рыбка претерпела ряд изменений и превратилась в компасную иглу.

Уже во времена династии Хань в Китае знали, что одинаковые магнитные полюсы взаимно отталкиваются, а разные - притягиваются друг к другу. В X-XIII вв. китайцы обнаружили, что магнит притягивает только железо и никель. На Западе же это явление было открыто лишь в начале XVII в. английским ученым Джильбертом.

В мореходстве компас стал применяться китайцами еще в XI в. В начале XII в. китайский посол, прибывший в Корею морем, рассказал, что в условиях плохой видимости судно держало курс исключительно по компасу, прикрепленному к носу и корме, а иглы компаса плавали на поверхности воды.

Примерно в конце XII в. арабы вывезли на Запад водяной китайский компас.

Порох - изобретение древнего Китая

Порох был разработан в Китае в X в. Вначале он использовался как начинка в зажигательных снарядах, а позже были изобретены пороховые снаряды взрывного действия. Пороховое ствольное оружие, согласно китайским летописям, впервые было применено в сражениях 1132 г. Это была длинная бамбуковая трубка, куда закладывался порох и потом поджигался. Этим «огнеметом» врагу наносились сильные ожоги.

Столетие спустя, в 1259 г., впервые было изобретено ружье, стреляющее пулями – толстая бамбуковая трубка, в которую помещался заряд пороха и пули. Позже на рубеже XIII – XIV вв. в Поднебесной распространились металлические пушки, заряжаемые каменными ядрами.

Помимо военного дела, порох активно применяли и в быту. Так, порох считался хорошим дезинфицирующим средством при лечении язв и ран, во время эпидемий, а также его использовали для травли вредных насекомых.

Фейерверки

Однако, пожалуй, наиболее «ярким» изобретением, которое появилось благодаря созданию пороха, являются фейерверки . В Поднебесной они имели особое значение. По древним поверьям, злые духи сильно боятся яркого света и громкого звука. Поэтому издревле на Новый китайский год существовала традиция во дворах жечь костры из бамбука, который шипел в огне и лопался с треском. А изобретение пороховых зарядов, несомненно, напугало «нечисть» уже не на шутку – ведь по силе звука и света они значительно превосходили старый способ. Позже китайские умельцы стали создавать разноцветные фейерверки путем добавления в порох различных веществ. Сегодня фейерверки стали незаменимым атрибутом празднования Нового года практически во всех странах мира. Некоторые считают, что изобретателем пороха или предвестником изобретения был Вэй Боян во II в.

Китайские технологии в металлургии

В (403-221 до н.э.) китайцы имели самые передовые технологии в металлургии , включая доменные печи с дутьём и вагранки, а кричный горн и кузнечно-пудлинговый процесс были известны во времена династии Хань (202 г. до н.э. – 220 г. н.э.). Возникновение сложной экономической системы в Китае породило такое изобретение, как бумажные деньги во времена династии Сун (960-1279). Изобретение пороха вызвало ряд уникальных изобретений, таких как горящее копьё, наземные мины,морские мины, пищали, взрывающиеся пушечные ядра, многоступенчатые ракеты и реактивные снаряды с аэродинамическими крыльями. Используя навигационный компас и применяя известный с I в. штурвал с ахтерштевнем, китайские моряки достигли больших успехов в управления кораблём в открытом море, и в XI в. они доплывали до Восточной Африки и Египта. Что касается водяных часов, то китайцы использовали анкерный механизм с VIII в., а цепной привод с XI в. Они также создали большие механические кукольные театры, приводимые в движение водяным колесом, колесо со спицами и торговый автомат, управляемый колесом с плицами.

Одновременно существовавшие культуры Пэйлиган и Пэнтоушань являются старейшими неолитическими культурами Китая, они возникли около 7 тыс. до н.э. Изобретения эпохи неолита доисторического Китая включают серповидный и прямоугольный каменные ножи, каменные мотыги и лопаты, культивирование проса, риса и соевых бобов, шелководство, строительство сооружений из землебита, дома, оштукатуренные известью, создание гончарного круга, создание керамических изделий со шнуровым и корзиночным дизайном, создание керамического сосуда на трёх ножках (треножника), создание керамической пароварки, а также создание церемониальных сосудов для гадания. Франческа Брэй утверждает, что одомашнивание быков и буйволов в период культурыЛуншань (3000-2000 до н.э.), отсутствие в эпоху Луншань орошения и высокоурожайных сельскохозяйственных культур, полностью доказанное культивирование засухоустойчивых зерновых культур, которые дают высокую урожайность «только тогда, когда почва тщательно обработана». Это объясняет высокие урожаи сельскохозяйственной продукции, обусловившие рост китайской цивилизации во времена династии Шан (1600-1050 до н.э.). Вместе с последующим изобретением рядовой сеялки и стального плуга с отвалом китайское сельскохозяйственное производство могло прокормить гораздо больше населения.

Сейсмоскоп - изобретение древнего Китая

В эпоху поздней Хань императорский астроном Чжан Хэн (78-139) изобрел первый в мире сейсмоскоп , который отмечал слабые землетрясения на больших расстояниях. Это устройство не сохранилось до наших дней. О его конструкции можно судить по неполному описанию в «Хоу Хань шу» («История Второй Хань»). Хотя некоторые детали этого устройства до сих пор не известны, общий принцип вполне ясен.

Сейсмоскоп был отлит из бронзы и имел вид винного сосуда с куполообразной крышкой. Диаметр его составлял 8 чи (1,9 м). По окружности этого сосуда размещались фигуры восьми драконов или только голов драконов, ориентированных по восьми направлениям пространства: четыре страны света и промежуточные направления. Головы драконов имели подвижные нижние челюсти. В пасти каждого дракона помешался бронзовый шар. Рядом с сосудом под головами драконов помещались восемь бронзовых жаб с широко открытыми ртами. Внутри сосуда, вероятно, содержался перевернутый маятник, типа того, что входит в конструкцию современных сейсмографов. Этот маятник был связан системой рычагов с подвижными нижними челюстями голов дракона. При землетрясении маятник приходил в движение, открывалась пасть дракона, находящегося со стороны эпицентра подземного толчка, шар падал в рот жабы, производя сильный шум, который служил сигналом для наблюдателя. Как только один шар выпадал, внутри срабатывал механизм, предотвращающий выпадение других шаров при последующих толчках.

Как свидетельствуют летописи, прибор действовал достаточно точно. Сейсмоскоп Чжан Хэна был чувствительным даже для регистрации небольших толчков, проходящих на расстоянии сотен ли (0,5 км.). Действенность этого прибора была продемонстрирована вскоре после его изготовления. Когда шар первый раз выпал из пасти дракона, никто при дворе не поверил, что это означало землетрясение, поскольку толчки в этот момент не ощущались. Но через несколько дней прибыл посыльный с вестью о землетрясении в городе Лунси, который находился к северо-западу от столицы на расстоянии более чем 600 км. С тех пор обязанностью должностных лиц астрономического ведомства было делать записи направлений происхождения землетрясений. Позднее подобные инструменты многократно строились в Китае. Через 3 столетия математик Синьту Фан описал подобный инструмент и, возможно, изготовил его. Лин Сяогун сделал сейсмоскоп во время между 581 и 604 гг. Ко времени монгольского правления в XIII в. принципы изготовления сейсмоскопа был и забыты. В Европе первый сейсмограф появился в 1703 г.

Китайский чай

В Китае чай был известен с древнейших времен. В источниках, датируемых I тыс. до н.э. встречаются упоминания о целебном настое, получаемом из листьев чайного куста. Первая книга о чае, «Классический чай», написанная поэтом Лу Ю, жившим во времена династии Тан (618-907), рассказывает о различных методах выращивания и приготовления чая, об искусстве питья чая. Распространенным напитком в Китае чай стал уже в VI в.

Существует много легенд о происхождении чая. Одна из них рассказывает об одном святом отшельнике, который отдалился от мира, поселившись на склоне холма в уединенной хижине. И вот однажды, когда он сидел, погрузившись в размышления, его начал одолевать сон. Как он ни боролся, его все больше клонило в сон, и веки его начали смыкаться уже против его воли. Тогда, для того, чтобы сон не прервал его размышлений, отшельник взял острый нож, отрезал себе веки и бросил их в сторону, чтобы глаза не могли закрыться. Из этих век и вырос чайный куст.

По другому преданию, первым чай случайно попробовал император Шен Нон. Листья от растущей неподалеку дикой камелии упали в кипящую воду. Аромат, который разносился от напитка, был настолько соблазнителен, что император не смог удержаться и сделал глоток. Он был настолько поражен вкусом, что сделал чай национальным напитком.

В наши дни в Китае чай выращивают, главным образом, в провинциях Чжэцзян, Цзянсу, Аньхой, Фуцзянь и Гуандун. Лучше всего для разведения чайного куста подходят нижние склоны холмов. Семена чайного куста сначала высевают в специальных «питомниках», откуда через год пересаживают ростки уже на плантацию. С трехлетнего куста уже можно начинать сбор листьев. За летний сезон, как правило, проводят 4 сбора: первый – в апреле (белый чай получается именно из листьев этого сбора), второй – в мае, третий – в июле и четвертый – в августе. Каждый последующий сбор дает более грубый лист, обладающий меньшим ароматом. Лучший чай получают в первые два сбора. Собирают только молодой зеленый чайный побег, на конце которого не более 2-3 листьев и почка. Почка может быть либо только завязавшейся, либо полураспустившейся. Полностью распустившиеся цветы для чая ценности не имеют, т.к. не передают заварке свой аромат. Верхушка чайного побега (2-3 листа и почка) называется флешь. Лучший чай получается тогда, когда сборщик срывает флешь с 1-2 верхними листьями и полураспустившейся почкой. Кроме этого, лучшие чайные флеши собираются с верхушечных, а не боковых побегов, где они грубее. Как правило, чай изготовленный из трех верхних листьев (включая почку) маркируется на пачках как «Золотой чай», а изготовленный из трех верхних листьев без почек, маркируется как «Серебряный чай». Часто на элитных чаях также имеются указания – «первый лист», «второй лист», «третий лист». Это указывает на то, что в данной сортовой смеси чая преобладают отобранные вручную верхушечные листья.

Первоначально китайские чаи были только зелеными . Черный чай появился значительно позже, но и здесь китайцы были первооткрывателями. А по мере развития новых технологий ферментации возникли и белый, и сине-зеленый, и желтый, и красный чаи.

Самыми популярными разновидностями чая являются зеленый (люй ча) и черный чай (хон ча). Хотя они и приготовляются из листа одного и того же кустарника, они различаются по цвету, вкусу и пр. Эта разница появляется за счет способов обработки. Для получения зеленого чая литья на два-три часа высыпают на циновки для проваливания. После этого их на пять минут кладут на круглые железные сковороды, слегка подогреваемые снизу огнем, и непрестанно мешают и переворачивают. Под влиянием тепла листья лопаются, становятся влажными и мягкими от сока. После этого их кладут на бамбуковые столы и раскатывают руками. При этом часть сока отжимается и вытекает через щели стола, сами же листья свертываются. Потом их опять выкладывают на циновки и держат некоторое время в тени на открытом воздухе. Далее следует процесс поджаривания. Листья опять помещают на сковороды и подвергают нагреванию, постоянно помешивая. От этого они постепенно высыхают, сжимаются, свертываются. Примерно через час поджаривание заканчивается, и после просева через целую серию сит и сортировки чай готов.

Для получения же черного чая первое провяливание на воздухе продолжается от двенадцати до двадцати часов. За это время в листьях возникает легкое брожение. Раскатывают листья на столах более энергично, так, чтобы отжать как можно больше сока. Затем их выкладывают на открытом воздухе на два-три дня для дальнейшего брожения. Основная разница в приготовлении зеленого и черного чая как раз и заключается в этом процессе. Подогревание на сковородах и раскатывание повторяют до тех пор, пока весь сок не будет отжат. Окончательное поджаривание прекращает брожение. После этого чай просеивают и сортируют. Существует огромное множество (более 600) различных сортов китайского чая, особые ритуалы и способы заваривания чая, церемонии чаепития. Эти традиции не утрачены в Китае и по сей день.

Китай - родина шелка

Долгое время для Запада Китай был в первую очередь родиной шелка . Даже греческое название Китая – Seres, от которого произошли наименования Китая в большинстве европейских языков, восходит к китайскому слову Сы – шелк. Ткачество и вышивание всегда считались в Китае исключительно женским занятием, этому ремеслу обучали абсолютно всех девочек, даже из самого высокого сословия. Секрет производства шелка был известен китайцам с глубокой древности. По преданию, разводить шелковичных червей, обрабатывать шелк и ткать из шелковых нитей китайских женщин научила Си Лин, жена первого императора Хуан Ди, царствовавшего, по легенде, более чем за 2,5 тыс. до н.э. Как покровительнице шелководства, ей был посвящен отдельный храм. Каждую весну старшая жена императора собирала листья шелковицы и приносила их в жертву. Шелковая ткань изготовляется из нитей, получаемых из коконов шелковичных червей. Их разведение требует большого внимания и кропотливого труда. Требуется соблюдать большую осторожность, так как даже шум, сквозняк или дым могут нанести им вред, а также тщательно регулировать температуру и влажность в помещении. А кормить червей можно только листьями дерева шелковицы, причем совершенно чистыми, исключительно свежими и сухими. Черви – весьма хрупкие создания, подверженные различным заболеваниям: целая колония может погибнуть буквально за одни сутки при недостаточно внимательном уходе. В первых числах апреля из яичек вылупляются маленькие гусеницы, а за 40 дней он достигают зрелого возраста и уже могут вить коконы. Взрослая гусеница, как правило, бывает телесного цвета, длинной в 7-8 см. и толщиной с мизинец. Эти гусеницы вьют коконы на специально приготовленных пучках соломы. Процесс длится 3-4 дня, а длина нити одного кокона составляет от 350 до 1000 метров. Шелк получается из кокона путем так называемой размотки. Кокон состоит из шелковой нити и клея, скрепляющего эту нить. Чтобы его размягчить, кокон бросают в горячую воду. Так как нить одного кокона слишком тонка, как правило, берут нити 4-18 коконов и, соединив, пропускают их через агатовое кольцо и прикрепляют к мотовилу, которое медленно вращается, и нити, проходя через кольцо, склеиваются в одну. Таким образом, получается шелк-сырец. Он настолько легок, что на 1 кг готовой ткани идет от 300 до 900 километров нити.

В основном шелководством занимаются в Южном и Центральном Китае. Натуральный шелк может быть белым или желтым. Первый производят преимущественно в провинциях Гуандун, Чжэцзян, Цзянсу, Аньхой, Шаньдун и Хубэй. Такой сорт дают гусеницы «домашнего шелкопряда», которого кормят только листьями садовой шелковицы. Натуральный же желтый шелк производят в провинциях Сычуань, Хубей и Шаньдун. Для получения желтого цвета гусениц первую половину жизни кормят листьями деревьев Чжэ (оно похоже на шелковицу и растет в горах), и лишь в другую половину жизни им дают листья садовой шелковицы. Есть еще один сорт шелка – дикий шелк, его дает гусеница «дикого шелкопряда», который питается листьями разных пород дуба. Этот шелк коричневого цвета и с трудом поддается окраске.

Ткацкое искусство Китая

Довольно долгую историю имеет китайская традиция художественного ткачества и красильного дела. До наших дней практически в неизменном виде дошли образцы ткацкого искусства, датирующиеся второй половиной 1 тыс. до н.э. Это самые разные виды шелка, от тонкого газа до парчи. Многие из них расшиты орнаментом в виде мифических животных, различными геометрическими фигурами. Расцвет китайского ткачества приходится на эпоху династии Тан. Источники того времени упоминают о 50 разновидностях орнамента на шелке: «драконы, резвящиеся среди цветов», «лотос и тростник», «водяные травы с рыбками», «пионы», «дракон и феникс», «дворцы и павильоны», «жемчужины с зернышками риса» и т.п. Многие из этих мотивов существовали уже в эпоху Хань и дошли до наших дней. В эпоху Сун появляются прекрасные тканые изображения на шелке, сделанные в стиле «гравированный шелк» (кэ сы). Шелковые картины составляют неотъемлемую часть культурного наследия Китая. На них нередко воспроизводились каллиграфические надписи и пейзажи знаменитых художников. В своих книгах об изящных предметах домашнего обихода Вэнь Чженьхэн утверждает, что «возвышенный муж не может не держать в своем доме среди прочих картин одно – два таких полотна». Качество китайских тканых изделий, в которых, как правило, использовались золотые и серебряные нити, не имеет себе равных в мире. Достаточно сказать, что частота нитей в работах китайских мастеров в 3 раза превосходит аналогичный показатель в лучших французских гобеленах, а золотое шитье в них не поблекло даже спустя VI – VII столетий.

Китайский фарфор

Китайский фарфор известен во всем мире и очень ценится за свое необыкновенное качество и красоту, само слово «фарфор» по-персидски означает «царь». В Европе XIII в. его считали великой драгоценностью, в сокровищницах самых влиятельных особ хранились образцы китайского керамического искусства, вставленные ювелирами в золотую оправу. С ним связано немало мифов, например, в Индии и Иране считалось, что китайский фарфор обладает волшебными свойствами и меняет цвет, если в пищу подмешан яд.

Керамическое искусство традиционно хорошо развито в Китае, керамика уже шанского времени (2 тыс. до н.э.) представляет не только историческую, но и художественную ценность. Позднее появились изделия из протофарфора, которые западная классификация относит к так называемым каменным массам, так как он не обладает прозрачностью и белизной. Китайцы, напротив, ценят в фарфоре в первую очередь его звонкость и прочность, поэтому считают протофарфор истинным фарфором. Среди прекрасной керамики танского времени встречаются первые образцы «настоящего» белого матового фарфора. В начале VII в. китайские керамисты научились получать фарфоровые массы, смешанные из полевого шпата, кремния и каолина – важнейшего элемента фарфоровой массы, получившего свое название по горе Гаолин, где его впервые стали добывать. Обжиг фарфоровой массы при высокой температуре позволял получать твердую, белую, просвечивающую керамику. Танская фарфоровая керамика продолжала в своих массивных и округлых формах традиции древних гончаров, однако горлышки в виде птичьих голов и змеевидные ручки, подражающие формам иранских сосудов говорят о заметном иноземном влиянии. Тогда появилось стремление к однотонности поверхности сосуда, развитое впоследствии сунскими керамистами.

Расцвет керамического производства в Китае пришелся на период правления династии Сун. Увеличившийся спрос на фарфоровые изделия породил огромное количество новых печей для обжига и привел к императорскому патронажу производства. С V – VI вв. на севере и юге Китая существовали специальные ведомства, надзиравшие за производством высококачественной керамики. Для сунского фарфора характерны простота и элегантность форм, гладкие монохромные глазури и сдержанность орнаментов. Наиболее тонкая керамика молочно-белого цвета с нежными резными или штампованными узорами называлась керамикой «дин», иногда в состав глазури добавлялись окиси железа и тогда получались черные, коричневые, зеленые, пурпурные или красные сосуды. Значительно позднее, в эпоху Цин популярность одноцветных сосудов привела к появлению практически бесконечного количества цветовых оттенков глазури.

Производство полихромного расписного фарфора началось в правление династии Юань, когда стали делать знаменитую синюю подглазурную роспись по белому фону. В правление династии Мин эта техника усовершенствовалась и стала комбинироваться с пятицветными надглазурными росписями (уцай). Развитие техники цветных эмалей привело к появлению трех «семейств» китайского фарфора. «Зеленое семейство» - это изделия с росписью по белому фону в нескольких тонах зеленого цвета. Обычно на сосудах этого семейства изображали батальные сцены или просто фигуры и цветы. Изделия с цветной росписью по глубоко черному фону назывались «черным семейством». Фарфор расписанный в нежно-розовых тонах с переливами оттенков на сюжет «женщины и цветы» получил имя «розового семейства».

В эпоху династии Мин фарфор стал в некотором роде стратегическим товаром и поставлялся в огромных количествах в страны Европы и Азии, через арабских торговцев попадал даже в Южную Африку. О громадных масштабах экспорта фарфора в эпоху Мин и последующие годы говорит тот факт, что в 1723 г. одному только французскому городу Лориану было продано 350 тыс. фарфоровых изделий. А для многих европейцев и по сей день термин «минская ваза» означает всю китайскую керамику.

Висячие мосты - изобретение древнего Китая

С глубокой древности китайцы уделяли большое внимание строительству мостов. Первоначально они сооружались только из дерева и бамбука. Первые каменные мосты в Китае относятся к эпохе Шан-Инь. Они строились из блоков, уложенных на эстакады, расстояние между которыми не превышало 6 м. Такой способ строительства использовался и в последующие времена, претерпев существенное развитие. Так, например, во время династии Сун были построены уникальные гигантские мосты с большими пролетами, величина которых доходила до 21 м. При этом использовались каменные блоки до 200 т весом.

Висячие мосты были изобретены в Китае, причем звенья их цепей делались из ковкой стали вместо плетеного бамбука. Чугун называли «сырым железом», сталь – «великим железом», а ковкую сталь – «созревшим железом». Китайцы хорошо понимали, что при «созревании» железо теряет какой-то важный компонент, и описывали этот процесс как «потерю животворных соков». Однако, не зная химии, они не могли определить, что это углерод.

В III в. до н.э. подвесные мосты завоевали популярность. Они строились преимущественно на юго-западе, где много ущелий. Наиболее известный китайский подвесной мост – это мост Аньлань в Гуаньсяне. Полагают, что он был построен в III в. до н.э. инженером Ли Бином. Мост имеет полную длину 320 м, ширину около 3 м и составлен из восьми пролетов.

Прочие изобретения Китая

Археологические находки спусковых механизмов дают основание полагать, что арбалетное оружие появилось в Китае около V в. до н.э. Найденные археологические материалы представляют собой изготовленные из бронзы устройства некоего метающего стрелы оружия. В известном словаре «Ши Мин» (Толкование имен), созданном Лу Си в период Ханьской династии во II в. до н.э., упоминается, что термин «цзи» используется в применении к этому виду оружия, напоминающему арбалет.

На протяжении долгой истории верховой езды люди обходились без опоры для ног. Древним народам – персам, мидийцам. римлянам, ассирийцам, египтянам, вавилонянам, грекам – не были известны стремена. Примерно в III в. китайцам удалось найти выход из положения, К тому времени они были уже довольно искусными металлургами и стали отливать стремена из бронзы и железа. На Запад это изобретение принесли с собой воины племени жуань-жуань, которое стало известно под именем аваров. Успех их кавалерии объясняется тем, что она была оснащена литыми железными стременами. Примерно в середине VI в. авары осели между Дунаем и Тиссой. В 580 г. император Марк Тиберий издал военный устав «Strategikon», в котором были изложены основы кавалерийской техники. Там же подчеркивалась необходимость использования железных стремян. Это было первое упоминание о них в европейской литературе.

Десятичная система исчисления, основополагающая для всей современной науки, впервые возникла в Китае. Можно найти свидетельства, подтверждающие ее применение, начиная с XIV в. до н.э., в период правления династии Шан. Примером использования десятичной системы в Древнем Китае может служить надпись, датируемая XIII в. до н.э., в которой 547 дней обозначены как «пять сотен плюс четыре десятка плюс семь дней». С древнейших времен позиционная система счисления понималась буквально: китайцы действительно клали счетные палочки в отведенные им ящички.

Древний Китай сделал неоценимый вклад в развитие науки и техники. Все богатство их культуры поражает воображение, и переоценить значение ее для мировой культуры невозможно. Многие открытия, сделанные европейцами, были намного позже, а технологии, долгое время державшиеся в секрете, позволили Китаю процветать и развиваться в течение многих веков независимо от других стран. Очевидно, что это наследие придает китайцам силы активно развиваться и сейчас, ведь культура страны, ее история – это то, что никто не сможет отнять, это то, что вселяет гордость и уверенность в каждого порядочного гражданина.

  • Студент: Туйков А.С.
  • Руководитель: Запарий В.В.

Китайцы изобрели оригинальные технологии в области механики, гидравлики, математики в приложении к измерению времени, металлургии, астрономии, сельскому хозяйству, конструированию механизмов, теорию музыки, искусству, мореплаванию и приёмам ведения войны

  • древний Китай;
  • бумага;
  • компас;
  • порох;
  • книгопечатание;
  • наборные шрифты;
  • переплетная техника;
  • фейерверки;
  • сейсмоскоп;
  • шелк;
  • фарфор.
  1. http://ru.admissions.cn/Culture/2009-8/view10172.html
  2. http://www.epochtimes.ru/content/view/37664/4/
  3. http://ru.wikipedia.org/
  4. http://www.abc-people.com/typework/art/antich1-txt.htm
  5. http://kitaia.ru/kultura-kitaya/neprehodyashchie-cennosti/
  6. http://intway-holiday.com/page2b.htm