Укладка тротуарной плитки слои. Как укладывать тротуарную плитку шаг за шагом, фото и видео. Применяемые виды оснований

  • 23.06.2020

Меня зовут Ростислав, мне 37 лет, и я – строитель с двенадцатилетним стажем. Начинал я на стройке подсобником - как и многие. Работал по правилу: «принеси, подай, придержи и не мешай». Но время прошло - я вырос годами и профессионально, приобрёл личный инструмент и начал работать самостоятельно.


Первое моё правило при выполнении какого-либо проекта – это тщательная подготовка материала и инструмента для достижения хорошего конечного результата.

Речь пойдёт о технологии укладки тротуарной плитки.

Тротуарная плитка уверенно заняла свою нишу в декорации приусадебных участков, понемногу вытесняя своих прямых конкурентов - асфальтирование и бетонирование.

И самое главное достоинство это - естественное дренажирование атмосферных осадков в грунт, без их задержки на поверхности.

Перед тем как приступить к работе, прочитайте эту статью до конца, потому что в конце будут приведены расчёты с которых нам надо будет начать подготовку к выполнению.

Итак, материалы и инструменты:

Материалы

1.Тротуарная плитка.

2. Бордюры: дорожные, тротуарные.

4. Цемент марки 400.

6. Щебень, фракции 5х20мм.

7. Отсев, среднезернистый

8. Геотекстиль

Инструменты

1.Гидроуровень.

2.Колышки (деревянные или арматурные).

4.Рулетка.

5.Угловая шлифовальная машина (болгарка)

6.Ручная трамбовка или трамбовочная машина.

7. Бетономешалка.

9. Лопата.

10. Резиновый молоток, вес 400грамм.

11. Трубы направляющие 20 – 30мм в диаметр.

12.Правило или ровная рейка 50х50мм

Итак, приступая к работе на объекте, сначала необходимо тщательно высчитать квадратуру участка, на котором будут проводиться работы. Это можно сделать с помощью калькулятора, который

Подбор тротуарной плитки и бордюров для дорожки

Следует учесть, что при заказе или покупке тротуарной плитки, нужно приобретать материал больше просчитанной площади на 5-7 %, потому что при укладке и транспортировке очень часто на плитке могут появиться сколы. Также надо учитывать подрезы и если после укладки у Вас останется 10-15 штук, они могут Вам пригодится в случае ремонта или в других непредвиденных ситуациях. Также посчитаем метраж бордюров и желобов.

Хочу акцентировать внимание на том, почему именно тротуарная плитка «Старый город». Эта плитка имеет ряд достоинств.

Во-первых: размер плитки - четырёхкомпонентный, то есть комплектация состоит из четырёх разных размеров.

С помощью этого мы можем максимально приближённо просчитать ширину и длину обустраиваемого участка, избегая по максимуму подрезки плитки

Во-вторых: плитка имеет различную цветовую гамму. Это позволяет более расширенно подойти к вопросу дизайнерского проекта обустраиваемой территории.

В-третьих: эта плитка в зависимости от назначения имеет разную толщину в диапазоне 40, 60, 80мм. К примеру - на участках обустраиваемой территории, которые предназначены только для пешеходов, рекомендуется использовать плитку толщиной 40мм..Там, где предусматривается короткосрочное движение транспортных средств – 60мм. А там где проектируется постоянная нагрузка от транспортных средств и других факторов - 80мм.

Также плитка делится на виды по способу изготовления: литая, вибролитая, и вибропресованная.

Литая - это плитка приготовленная посредством заливания жидкого бетонного раствора в формы. Без воздействия на заготовки механическим процессом плитку доводят до готовности с помощью застывания раствора в формах при благоприятных условиях. Характеризуется невысокой ценой, но невысокими эксплуатационными свойствами - боится постоянного воздействия серьёзных погодных и механических факторов.

Вибролитая – подразумевает собой тот же процесс приготовления, что и литая, но с использованием электрического вибростола, с помощью которого при изготовлении достигается более уплотнённая фактура и состав комплектующих материалов используемых при приготовлении плитки. При этом количество воды в приготовляемой смеси для изготовления плитки намного меньше чем у литой. Это влияет на сроки функционирования в эксплуатационный период.

Вибропресованная. В отличие от технологий литого и вибролитого производства плитки, при вибропрессовании бетон уплотняют не только вибрацией, но и сжатием. Установки для производства вибропрессованной плитки обеспечивают вертикальный нажим на форму с бетоном (сжатие, прессование) и одновременно подвергают форму вибрационному воздействию. Благодаря этому плотность готовой плитки выше, чем плотность литой или вибролитой. Отличие от вибролитой плитки состоит в количестве воды. Для вибропрессования используют «сухие» смеси с минимальным количеством воды. Подвижность таких бетонов мала, поэтому вибрационное воздействие без дополнительного прессования не заставит смесь полностью заполнить форму. Минимальное количество воды в смеси для вибропрессованной плитки увеличивает ее прочность, стойкость к истиранию и снижает способность впитывать воду (морозостойкость). Прочность, стойкость к истиранию и воде увеличивают присадками и добавками.

Бордюры также отличаются по типу:

  1. Дорожный бордюр. Самый популярный - дорожный бордюр длиной 1 м. Высота и ширина варьируется в зависимости от места применения. Для отделения дорог от тротуаров и газонов используется бордюр шириной 30 см и высотой 15 см. На остановках общественного транспорта применяют бордюр шириной также 30 см, а высотой 18 см.

  1. Тротуарный бордюр. Имеет размеры 1000х200х80мм, а также 500х200х80мм. Применяется для благоустройства тротуаров, дорожек, отмосток, газонов, различных площадок, может служить элементом ландшафтного дизайна, ограждает конструкции и придаёт им законченный вид. Самое основное то, что бордюр является упором дорожного или плиточного полотна, а именно с его установки начинается подготовка основания.



На сегодняшний день цветовая гамма бордюров очень многообразна. В принципе, цвет и даже размер можно обсудить с заводом изготовителем или с поставщиком при приобретении комплектации на строительный участок.

Желоб водосточный . Основным предназначением водосточного желоба является отвод дождевой или талой воды к дренажному колодцу или дождеприемнику, а в упрощенном варианте – к месту сброса. Бетонные водостоки состоят из отдельных готовых желобов, а по форме они различаются:

  • на мелкие – открытые полукруглые желоба, имеют размер 250х160х40мм, 500х200х65мм, а также 340х155х60мм.
  • на углубленные – имеющие в поперечном сечении форму четырехугольника и закрывающиеся сверху решеткой. Имеют размер: длина -1000мм, ширина -165мм, а высота может быть 80,100,165,190 и 215мм.

Открытые водостоки достаточно безопасны и удобны в обслуживании, но в случае сильного ливня они не справляются с потоками воды. Углубленные бетонные желоба прикрываются металлическими защитными решетками во избежание травм и для возможности беспрепятственного проезда транспортных средств.

Решетки предохраняют водостоки от попадания внутрь крупного мусора, но чистить лотки требуется периодически.

Бетонный желоб может выполнять дополнительную функцию – декоративную. Часто при укладке тротуаров используют разные виды, формы и цвета плитки. Водосток в этом случае может стать своеобразным разделителем.

Водосточные желоба, как и бордюры, могут быть подобраны под цвет плитки, или наоборот, выделять какие-то сектора на обустраеваемой территории.

При расчёте желобов и бордюров также нужно учитывать 5-типроцентный запас на участки подрезки и сложности монтажа.

Приступаем к монтажным работам перед укладкой

Приступая к объекту и сделав все расчётные работы, выполняем в первую очередь разбивку территории. Определяемся согласно проектному плану или плану согласованному с заказчиком, на какие сектора будет разбиваться территория,какие участки нужно выделить в высотном плане - то есть: площадки под беседки, барбекю, пандусы или брустверы, уклоны, места прохождения желобов и точки сброса воды. На своём опыте скажу, что если работы производятся на территории частного жилого сектора, то все уклоны обустраиваются на максимальном расстоянии от построек, то есть, после произведённых работ, должно визуально казаться что постройки находятся выше тротуарной или проезжей части участка. Это делается для того чтоб максимально отвести влагу от построек.

Готовим основание

Все работы начинаются с подготовки основания. На участке, где будут производиться работы, снимается верхний слой грунта, чтобы по максимуму удалить корневую систему растений, (не более 40см) и углубиться на нужную нам глубину для засыпки основы под плитку. Надо понимать, что все уклоны по площадке необходимо начинать делать уже при выравнивании земляного полотна. Тогда и подсыпанные слои лягут равномерным слоем, создавая и корректируя нужный нам уклон. Если вы мостите участок небольшой площади и у вас достаточно сил чтобы снять необходимый по толщине слой грунта, можно сделать это с помощью кирки и лопаты. Удалив грунт, подчистите дно корыта, чтобы удалить бугорки и кочки. После этого нужно тщательно затрамбовать земляное полотно с помощью трамбовки, или виброплиты. Без этих инструментов невозможно качественно уплотнить поверхность земляного корыта. Укладка подстилающих слоев и плитки на не уплотненный грунт приведет к проседанию отдельных участков покрытия.

Чтобы узнать на какую глубину нам нужно снимать грунт, нужно забить колья по периметру участка. Если участок большой или имеет скрытые участки, значит нужно разбить один большой участок на несколько небольших - видимых. На этих кольях с помощью гидроуровня, отбиваем «горизонт» (как это правильно сделать, я писал в статье « Устройство армопояса под мансардную кровлю»). Когда у нас горизонтальные метки есть, мы определяемся с уклонами площадей. Уклон необходим для того, чтобы атмосферные осадки не скапливались в одном месте, а отводились подальше от построек и пешеходных зон. Самый оптимальный уклон – это «Дорожный уклон».

Дорожный уклон – это уклон, который применяется в строительстве полотна проезжей части, и равен 1метр=1сантиметр. То есть, отклонение от горизонта на одном метре – один сантиметр.

Пример : если длина площади равна 10 метров, то в начале и в конце площади забиваем по колышку. Отмечаем с помощью гидроуровня горизонтальные метки, и, там где нам нужно (в начале или в конце) опустить площадь, на этом колышке отмечаем вниз 10 см. от горизонтальной метки.

Когда с уклонами и с разбивкой покончено, можно приступать к установке бордюров. Для этого в местах, где будут устанавливаться бордюры, забиваем направляющие колья и выставляем на них высотную отметку, натягиваем леску или шнурку. Это будет Высотный маяк.

Следует заметить что, если площадь плитки укладывается с уклоном, то и бордюры должны устанавливаться с тем же градусом уклона.

От высотной отметки вниз отмечаем высоту нашего бордюра, плюс 10см на подсыпку и бетон на который будет устанавливаться бордюр и, если нужно, убираем лишний грунт. Далее готовим основу, трамбуем дно, просыпаем щебнем, слоем 5см, и опять трамбуем. Готовим бетон. Бетон должен быть густой, приготовлен в пропорции 1 / 3. Одна порция цемента и три порции песка и щебня. Равномерно, лопатой, на верх протрамбованого щебня, накладываем бетон на всю длину бордюра, примерным слоем 6 -7 см. и устанавливаем бордюр так, чтобы верх бордюра был по леске, на касание.

Итак, когда все бордюры установлены и бетон начал схватываться, приступаем к установке желобов. В принципе технология установки желобов практически такая же, как и установка бордюров. Согласуем место, где будет слив воды, берём его как самую низкую точку и с помощью колышек и гидроуровня делаем разметку под монтаж желобов. Следует помнить что верх нашего желоба - это уже верх будущей плитки. Желоба нужно очень тщательно выставлять под леску, так как малейший провал в местах соединения элементов повлечёт за собой торможение слива воды и впоследствии - намерзание льда и разрушение бетонных элементов нашей площадки. Тротуарные желоба должны соединяться с трубами отливной системы построек на участке, так как во время дождя или других осадков крыши построек имеют большую площадь забора воды, и, стекая с крыши вода, будет вымывать сначала плиточные швы, а в осенне – весенний период стадия замерзания – размерзания будет разрушать бетонные элементы. Метровые желоба в целях безопасности следует накрыть специальной решёткой, которая идёт в комплекте при приобретении желобов.

Раскатка геотекстиля под тротуарную плитку

Следующий этап нашей работы это – раскатка геотекстиля. Геотекстиль – это рулонный материал. Как материал он появился недавно на рынке, но имеет очень полезные функции. С помощью геотекстиля мы предотвращаем появление сорняков, которые своими корнями разрушают конструкцию основания под плитку, исключаем вымывание песка, защищаем от муравьиных нор и прочих жуков и насекомых. А также геотекстиль является дренажным материалом в нашем конструктиве.

Раскатывается он очень просто, прямо на грунтовую поверхность - там, где будет укладываться плитка, с нахлёстом на предыдущий отрезок 15см, и с небольшими вертикальными отворотами. Как правило, 10 – 15см. Сразу просыпаем небольшим слоем песка.

Устройство песчано – щебёночного основания под тротуарную плитку

По раскатанному геотекстилю с помощью тачки и лопаты рассыпаем песок. Толщина слоя 4-6см. Трамбуем его с помощью ручной трамбовки или виброплиты. Большие площади лучше, конечно, трамбовать с помощью виброплиты так как она не только трамбует, но и ровняет поверхность площади. Трамбовать нужно так, чтоб по одному месту было 5 ударов или проходов виброплиты.

Когда песок выровнен и протрамбован, настилаем слой щебня фракцией 5 – 20мм. Толщина слоя щебня должна быть 15см. Этого вполне хватает для тротуаров и пешеходных зон со средней нагрузкой. Щебень нужно тоже трамбовать, и как показывает практика, ручная трамбовка здесь малоэффективна, лучше - виброплита. При трамбовке щебня рекомендуется делать так званую «расклинцовку». Расклинцовка это – смесь сухого песка с отсевом в равных долях. То есть, берём песок и отсев в одинаковых пропорциях и с помощью бетономешалки перемешиваем до однородного состояния, и когда виброплита заделала один проход по всей площади, берём лопату, набираем смесь и веерным кидком рассеваем по площади смесь. Таким образом, песок с отсевом забивают все щели, которые образовываются на поверхности щебневой основы. После расклинцовки проходим ещё раз виброплитой. Вибрация и давление помогут расклинцовочной смеси опустится в низ щебёночной подушки. Эти операции повторяем до тех пор, пока раслинцовочная смесь будет лежать тонким слоем на поверхности щебневого основания. Конечный этап подготовки основания - это полив водой из шланга. Проливать нужно тщательно и способом «падающей воды», кончик шланга поднять вверх. После поливки ещё раз протрамбовать. Если подготовка сделана правильно, основание становится ровным в плоскости и плотным.

Если на площадке, где собираемся укладывать плитку, присутствует асфальтобетон и он не плохого качества и визуально не наблюдается провалов и бугров, а по гидроуровневой высоте он нас устраивает, то можем считать что у нас подготовка готова, плитку можно ложить используя только выравнивающий отсевоцементный слой.

И ещё, песчано – щебёночное основание применяется только на тротуарах и пешеходных зонах. В местах, где присутствует транспортное движение, и постоянная большая нагрузка, тротуарная плитка укладывается на подготовленное бетонное основание.

Готовим гарцовку

Гарцовка это - сухая смесь отсева с цементом в соотношении 1:3. Одна часть цемента и три части отсева, без добавления воды.

На утрамбованной поверхности делаем разметку под верх плитки. Для этого забиваем колышки, попарно, в начале и в конце нашей площадки и натягиваем лески по визуальному верху плитки. Когда эта операция сделана опускаем леску вниз на толщину плитки, минус один сантиметр. Например: если плитка у нас имеет толщину 6см, то леску опускаем на 5см от уровня верха плитки. Не забываем также про продольный и поперечный уклон. Проверяем все уклоны строительным уровнем, прикладывая на касание к леске или гидроуровнем. По этим лескам выставляем наши маячные трубы. Трубу желательно выбирать круглую - так легче выставлять. Трубы выставляются на расстоянии друг от друга так, чтоб наше правило с запасом длины ложилось на трубы. Например: если правило у нас имеет длину 2 метра, то трубы выставляются на расстоянии не более 1.7 метра друг от друга. Делаем засыпку гарцовки там, где будут лежать трубы, ложим трубы так, чтоб верх трубы прикасался с леской. Затем тачкой или лопатой заполняем пространство между трубами гарцовкой и правилом стягиваем движением на себя, так чтоб гарцовка ровным слоем растянулась по всей захватке.


Если мы делаем дорожки, которые имеют ширину не более 1.5 метра можно использовать широкую, но ровную доску, предварительно вырезав в ней пазы под бордюр на толщину укладываемой плитки. В этой ситуации использование труб не обязательно.

После выравнивания гарцовки по нашей захватке, необходимо её протрамбовать ручной трамбовкой в один проход, не вынимая труб. Гарцовка сразу уплотнится и покажет места провалов, где нужно подсыпать. С помощью лопаты делаем подсыпку и опять стягиваем

правилом. И трамбуем. Эту операцию повторяем два – три раза, пока на нашей захватке не образуется идеально ровная, уплотнённая площадка. Только после этого вынимаем маячные трубы и делаем подсыпку в канавки после труб. Уплотняем резиновым молотком и подровняем с помощью мастерка.

Важный момент: при подготовке выравнивающего слоя гарцовки, нужно использовать всю приготовленную смесь, то есть, уложить, затрамбовать и уложить плитку. Так как гарцовка состоит из цемента и отсева, а отсев имеет некую степень влажности, то цемент с этой влагой вступает в реакцию и оставленная, допустим, на завтра готовая гарцовка уже не будет выполнять свои функции.

Укладка тротуарной плитки своими руками

Тротуарная плитка «Старый город» имеет преимущество при укладке в том, что она имеет разный дизайн. То есть, вариантов рисунка и укладки очень много. Но сам процесс имеет некоторые правила. Во – первых: ровность швов. Через каждые три – четыре ряда проверять натянутой леской направление шва, если нужно, подравниваем ударами резинового молотка. Во – вторых: ровность по плоскости. Также, каждые три – четыре ряда, берём уровень или правило и прикладываем сверху на уложенную плитку и просматриваем нижний зазор. Он должен бить минимальный, если это не так, то так же подравняем ударами молотка, только сверху. И в – третьих: при укладке плитки каждую следует немного пристукивать молотком. Это даёт дополнительное уплотнение подстилающего слоя гарцовки.

В начале статьи я давал информацию, что расчёты будут в конце. Так вот, когда приступаем к работе по тротуарной плитки, задаём себе вопрос: на какую глубину снимать грунт и готовить основу? Так вот, сейчас мы это можем просчитать. Нам для этого нужно знать «привязочные точки», толщину плитки, особенности территории (где будут садовые дорожки, площадки, и самое главное – заезды).

Привязочная точка – это места на территории, где верх тротуарной плитки должен совпадать с элементами постройки на территории. Например: порог дома, низ ступеньки, низ выделенной площадки, и т.д.

Когда эти все данные у нас есть, мы суммируем конструктив: толщина песчаной подушки, плюс толщина щебневой основы, плюс толщина гарцовочной подстилки, плюс толщина плитки. Толщину плитки можно брать за минусом одного сантиметра. Этот сантиметр компенсируется при трамбовании уложенной плитки виброплитой. Нужно учитывать, что на территории толщина плитки может быть разная - в зависимости от технологического назначения.

Итак, когда у нас плитка положена, если есть подрезка, (подрезка это места, где не влезает целая плитка) то подрезку выполняем с помощью болгарки с диском с алмазным напылением, не забывая про средства индивидуальной безопасности (очки, перчатки), просыпаем готовые участки песком. Песок должен быть сухим, мелкокалиброванным и чистым. С помощью веника или садовой щётки распределяем песок по швам, чтоб он максимально заполнил швы, остаток песка не сметаем, а примерно равномерным слоем оставляем на плитке.


Трамбовка плитки

И последний этап - это трамбовка готовых площадей с помощью виброплиты. Виброплита при этом должна иметь резиновую подошву, которая идёт в комплекте с виброплитой, в противном случае, металлическая подошва может попросту разрушить элементы нашей работы. При предварительно хорошо затрамбованной подготовительной основы под плитку, достаточно будет одного прохода виброплиты по площади. При этом песок, который мы заметали в швы, немного просядет и уплотнится. Тут нам поможет тот песок, который мы оставили на площади, тем более, он хорошо высой. После трамбования виброплитой плитка выравнивается по площади, немного проседает, и уплотняется в единую монолитную платформу. После этого, ещё раз заметаем песок по площади, но теперь остатки песка выметаем, чтоб рисунок на площади набрал яркости.

Владельцы дачных участков и загородных домов в своих владениях желают создать себе такую атмосферу, которая будет и радовать глаз, и способствовать активному отдыху. Прошли те времена, когда участок земли воспринимался исключительно для выращивания сельхозпродукции. Грядки немного потеснились и уступили место беседкам, зеленым лужайкам, на которых могут порезвиться дети, а также красивым садовым дорожкам, по которым и приятно, и удобно ходить.

Дорожки из брусчатки, несомненно, и смотрятся лучше всего, и наиболее функциональны, но когда владельцы участков начинают рассматривать цены на услуги по мощению ею, то весь интерес часто пропадает. А зря. В этой статье мы попытаемся доказать, что нет ничего невозможного в таком процессе, как укладка брусчатки своими руками. Пошаговая инструкция поможет читателям нашего портала воплотить этот процесс в жизнь.

Что такое брусчатка? Какая она бывает?

Брусчатка происходит от слова брусок. Гранит, базальт или другую твердую каменную породу ранее раскалывали на фрагменты (бруски) примерно равной величины и формы, затем из них набирали покрытие – брусчатку, поэтому ее и называют колотой. Применяются такие технологии и сейчас. Смотрятся такие покрытия очень интересно, хотя поверхность трудно назвать идеально ровной и укладка требует высокой квалификации мастера. Со временем из-за прохождения большого количества людей и проезжающего транспорта поверхность изнашивается, шлифуется естественным путем и становится более гладкой. Именно такие брусчатки любят десятки миллионов туристов, посещающих старые города Европы, замощенных не одну сотню лет назад.


Следующим шагом в развитии покрытий из брусчатки стало применение пиленого камня, когда все бруски имеют одинаковые геометрические размеры. Такая брусчатка еще называется полнопиленой, так как все грани подвергались обработке. Такие камни укладывать стало легче, дороги и тротуары стали ровнее, по ним стало легче ходить. И сейчас пиленая брусчатка из натурального камня применяется наиболее широко, даже несмотря на ее немалую стоимость.


Еще одной из разновидностей брусчатки является колото-пиленая брусчатка, когда заготовку из камня вначале распиливают на заготовки равной толщины, а потом раскалывают на куски нужного размера. Очень выигрышно смотрятся тротуары и дорожки, где удачно скомбинированы полнопиленая и колото-пиленая брусчатка.


Также в XIX веке в Германии стали производить клинкерную брусчатку, получаемую из натуральной сланцевой глины, из которой формовали бруски нужного размера и формы, а затем их обжигали в печи при высокой температуре. Такая технология все-таки проще, чем резка или раскалывание натурального камня, поэтому клинкерная брусчатка стала производиться в больших объемах. Производится она и до сих пор, так как доказала свою состоятельность. Некоторые тротуары из клинкера успешно эксплуатируются уже больше 150 лет и нисколько не собираются «на пенсию».

Цены на брусчатку

брусчатка


В современном мире, с развитием строительных технологий, производится хорошая замена натуральным материалам – бетонная брусчатка. Ее с очень большим натягом можно назвать чисто бетонной, так как помимо высокомарочного цемента и минеральных наполнителей в ее состав входит масса полимерных добавок, которые повышают прочность, износостойкость, морозостойкость и еще позволяют окрашивать брусчатку в любые цвета. Это дает неограниченный простор для воплощения любой идеи оформления своего участка. Бетонную брусчатку можно делать любой формы, поэтому все закругления дорожек, переходы и различные другие криволинейные элементы можно выкладывать без трудоемкой подрезки.


Бетонная брусчатка может быть вибролитой или вибропрессованной. Вторая предпочтительней, так как ее эксплуатационные свойства гораздо выше. Заявления производителей, что бетонная брусчатка ничем не уступает натуральной гранитной или клинкерной корректны лишь отчасти хотя бы из-за того, что искусственная брусчатка не прошла еще испытания временем. Авторы статьи не желают обидеть ни одного производителя или продавца бетонной брусчатки. Если через смехотворные 150 лет нам покажут тротуар в хорошем состоянии из искусственного камня, который положен сегодня, то мы принесем искренние извинения за свои слова.

В чем преимущества и недостатки брусчатки?

Жители городов, застраиваемых не в XX веке, а гораздо раньше – в XVIII и XIX веках, видели хоть раз, как из-под «облезлого» асфальтового покрытия проглядывает старая брусчатка. Возникает резонный вопрос – почему более «молодой» асфальт «живет» гораздо меньше того дорожного покрытия, которое делали наши прадеды и прапрадеды. И этот факт далеко не редкость. Получается, что хорошо уложенная брусчатка может служить несущим основанием для других покрытий.


Если верить историческим источникам, то брусчатку даже в давние времена могли позволить себе далеко не все города, а только с солидным бюджетом, так как это покрытие было и тогда очень дорого. Очень дорого оно и сейчас. Но брусчатку еще очень рано списывать со счетов. Несмотря на то что такое покрытие дорог и тротуаров очень затратное, оно, к счастью, еще долго будет радовать наши глаза. Почему же человечество упорно продолжает применять брусчатку, в чем ее преимущества?

  • Покрытие из брусчатки очень прочное, износостойкое и морозостойкое.
  • Благодаря тому, что брусчатка всегда укладывается на дренажную подушку, на дорожках из нее никогда не будет скапливаться вода.
  • Покрытие из брусчатки всегда легко отремонтировать, ведь можно частично разобрать его, а затем собрать заново. Можно также менять отдельные элементы.

  • При подвижках почвы на покрытиях из брусчатки не образуется никаких трещин.
  • Брусчатка не плавится в жару как асфальт и не выделяет пары различных нефтепродуктов.
  • Покрытия из брусчатки смотрятся очень красиво. Они свидетельствуют о хорошем вкусе и состоятельности хозяев.
  • Для укладки брусчатки не требуется применения специальной тяжелой дорожной техники, то есть все работы можно выполнить самостоятельно.

Если брусчатка является таким замечательным покрытием, то почему же не замостить ею все дороги и тротуары, а дальше жить и радоваться тому, что на нашу жизнь хватит, а возможные проблемы пусть решают внуки или правнуки. Недостатки у брусчатки все же есть.

  • Брусчатка - это очень дорогой материал. Покрытия дорог и тротуаров из асфальта или бетона гораздо дешевле.
  • Работы по укладке брусчатки также являются одними из самых дорогих, так как требуют серьезной подготовки основания и квалифицированной рабочей силы. Для обустройства дороги из брусчатки требуется гораздо больше времени, чем из других материалов.
  • Покрытия из брусчатки требуют мероприятий по устройству хорошего , так как излишек воды просто размоет основание.

  • Камни брусчатки имеют большую массу, поэтому склонны к проседанию, особенно если укладка была произведена с нарушением технологий.
  • Езда на современном автомобиле по брусчатке – сомнительное удовольствие, а в мокрую или морозную погоду покрытие может быть очень скользким.
  • По «неизвестным» науке причинам покрытия из колотой брусчатки почему-то не любят женщины, ходящие на каблуках.

Тем не менее владельцам загородных домов и дачных участков следует очень серьезно рассмотреть вопрос о применении брусчатки для мощения дворов или обустройства дорожек в саду. А если это сделать самостоятельно, то сэкономленные деньги с лихвой покроют расходы на приобретение материала. Впрочем, брусчатку можно даже изготовить самому, о чем можно прочитать в на нашем портале.

В чем отличие брусчатки и тротуарной плитки?

Если рассматривать различные источники, то в этом вопросе можно очень сильно запутаться. Когда одни говорят, что брусчатка – это только натуральный камень, другие утверждают, что дело не в этом, а в размерах – брусчатка намного толще. Мы предлагаем внести ясность в этот вопрос, для этого предлагаем рассмотреть следующую таблицу.

Цены на тротуарную плитку

тротуарная плитка


Тротуарная плитка — это брусчатка, регулярно посещающая диетолога

По горизонтали приведены типичные толщины тротуарной плитки или брусчатки, а по вертикали наибольшая длина, ведь плитка или брусчатка может быть не только квадратной, но и прямоугольной. Если соотношение максимальной длины к ширине будет меньше или равно четырем, то, можно сказать, что это брусчатка. В таблице такие соотношения обозначены красно-коричневым цветом. Если указанное соотношение будет больше четырех, то такие изделия можно отнести к тротуарной плитке, эти соотношения выделены ячейками голубого цвета.

Брусчатка превосходит тротуарную плитку по своей несущей способности. Очевидно, что если положить на песок брусчатку 160*100*62 мм и наехать на нее колесом «КАМАЗа», то с ней ничего не произойдет – ее просто глубже вдавит в песок. А если взять плитку 420*420*62 мм и поместить ее в такие же условия, то, скорее всего, она расколется. Получается, что при равной толщине прочность на излом будет выше у брусчатки.

– обязательный этап обустройства любой придомовой территории, ведь тропинки делают участок не только более комфортным, но и эстетичным. Для этих целей можно использовать самые разные материалы, но чаще всего выбор падает на тротуарную плитку. Тут нет ничего удивительного: она обладает массой преимуществ, а технология укладки материала настолько доступна, что буквально каждый сможет выполнить ее своими руками. Чтобы правильно положить дорожку и тем самым облагородить участок дачи, вам нужно лишь следовать пошаговой инструкции – с ней и предлагаем ознакомиться далее.

Дабы у вас не осталось никаких сомнений в целесообразности применения этого материала для создания дачных дорожек, рассмотрим основные достоинства:

  • Большой выбор форм, оттенков, а также фактур фактур – плитка дает возможность воплотить на участке любую дизайнерскую идею и создать гармоничный ландшафтный ансамбль.
  • Удобство эксплуатации – на дорожках из тротуарной плитки не остаются лужи, так как вся лишняя влага уходит через межплиточные швы.
Тротуарная плитка удобна и долговечна
  • Долговечность – материал не деформируется под постоянным воздействием палящего солнца, осадков и резких перепадов температур. Помимо этого, плитка отличается прочностью и низкой истираемостью, поэтому она может выдержать длительную интенсивную эксплуатацию – свыше 15 лет. Но даже если какой-то участок покрытия повредиться, его всегда можно будет восстановить, заменив несколько плиток.
  • Простота укладки – положить дорожку не составит особого труда даже тем, кто никогда не имел дело с подобными ландшафтными работами. Чтобы вы в этом убедились, поэтапно рассмотри технологию укладки плитки.

Этап 1: Выбор схемы для укладки плитки

Прежде всего, необходимо решить, каким способом вы будете укладывать плитку – от этого зависит форма, размеры и количество материала для дорожки.

Наиболее распространенные схемы:

  • Классическая порядовка – самый простой способ укладки, предполагающий размещение тротуарных плиток одна за другой. Чаще всего используются квадратные или прямоугольные элементы – их легче состыковать между собой.

Совет. Чтобы придать такой довольно незамысловатой дорожке оригинальности, можно комбинировать разные цвета и фактуры плитки.

  • Со смещением – еще один традиционный способ укладки: плитки размещаются так, чтобы их стыки не совпадали. Тут активно приветствуется сочетание разных цветов и фактур, но форма элементов должна быть однородной.
  • Елочка – укладка под углом 45 или 90 градусов. Могут использоваться прямоугольные или фигурные элементы. Сложный вариант елочки – плетенка: тротуарные плитки также укладываются под углом, но с чередованием – вдоль и поперек. Чтобы узор был четким, рекомендуется задействовать только два цвета.

Дорожки из тротуарной плитки смотрятся очень современно и красиво
  • Шахматы – укладка квадратной двухцветной плитки в шахматном порядке. Хоть вариант и простой в исполнении, за счет игры цветов он выглядит очень эффектно.
  • Геометрия – из плиток формируются разноплановые геометрические узоры: квадраты, ромбы, зигзаги и пр. Композиция создается благодаря использованию элементов разных цветов, но одинаковой формы.

Этап 2: Подготовка материалов и инструментов

Когда вы определитесь со схемой укладки, можете отправляться за плиткой в строительный магазин. Выбирая товар, ориентируйтесь не только на его дизайн, но и на эксплуатационные показатели: уровень скольжения, максимально допустимые весовые нагрузки, возможности обработки (подрезки, покраски).

Совет. Чтобы правильно определить количество плитки, лучше заранее составить простейшую план-схему: обозначить форму и размеры задуманной дорожки. В последующем, учитывая площадь рабочей зоны и габариты конкретной плитки, вы сможете без проблем вычислить необходимый объем материала.

Кроме самой тротуарной плитки, вам понадобятся также:

  • сухой цемент;
  • песок;
  • мелкий щебень или гравий;
  • небольшие колышки – деревянные или металлические;
  • киянка – резиновая или деревянная;
  • мастерок;

Перед укладкой плитки следует выровнять поверхность
  • уровень;
  • нож для плитки;
  • трамбовка;
  • профиль;
  • геотекстиль;
  • бечевка.

Этап 3: Укладка на бетонное основание или на подушку из песка

Грамотно подготовленное основание – гарантия успешной укладки дачной дорожки, поэтому данный этап нужно продумать до деталей. Первым делом необходимо выполнить разметку будущей тропинки: обозначьте ее границы, вбейте по периметру колышки и соедините их бечевкой.

Совет. Если на участке глинистый грунт, позаботьтесь о дренаже: сделайте в полученной траншее продольные и поперечные уклоны, чтобы влага стекала на края.

А теперь нужно решить важнейший вопрос: на какое именно основание вы будет укладывать плитку? Вариантов два:

  1. Песчаная подушка. Сначала на грунт нужно уложить слой песка – 5-10 см в высоту. Утрамбуйте его и увлажните. Сверху застелите геотекстиль. Затем уложите слой щебня или гравия – тоже 5-10 см в высоту. Пройдитесь по основанию трамбовкой и насыпьте еще до 5 см песка. После этого выполните финальное увлажнение и уплотнение подушки. Такой вариант основания подходит только для узких и недлинных дорожек.
  2. Бетонное основание. Для начала засыпьте траншеи слоем песка – около 5 см. Увлажните и утрамбуйте основание. Затем приготовьте цементную смесь: 1 часть цемента и 3 части песка. Залейте траншею полученным составом – слой должен быть 4-5 см. Обязательно разровняйте бетон мастерком. Такой вариант основания более прочный, нежели первый, поэтому подходит для дорожек любых габаритов.

Укладка плитки на песчаную подушку

Этап 4: Технология укладки плитки

Последний этап – непосредственное сооружение дорожки из тротуарной плитки. Начинать укладку нужно только от себя – так вы не деформируете подготовленное основание. Согласно выбранной схеме установите первую плитку, отрегулируйте ее положение и зафиксируйте на основании, аккуратно подбивая киянкой.

Ориентируясь на первый элемент, уложите всю дорожку, сохраняя зазоры в 2 мм. Каждую плитку утрамбовывайте киянкой, чтобы она крепко «садилась» в основание. Периодически проверяйте высоту покрытия – если заметите, что какой-то элемент уложен неровно, с помощью мастерка аккуратно приподнимите его, отрегулируйте положение и заново зафиксируйте на дорожке.

После того как тротуарная плитка будет уложена, заполните швы или песком, или сухим цементно-песчаным составом. Затем устраните излишки наполнителя и тщательно увлажните зазоры. Швы должны быть плотными, так как на них будет приходиться часть нагрузки, которую будет брать на себя дорожка.

Совет. Для заполнения швов используйте только чистый песок, который не содержит никаких органических примесей, чтобы вскоре между плитками не появилась растительность.

Ходить по уложенной дорожке можно только спустя 2-3 дня после ее обустройства.

Укладка тротуарной плитки – относительно недорогой, но эффектный способ облагородить придомовую территорию. Как видим, обустройство дорожек не требует профессиональных навыков или сложного инструментария – тропинки вполне реально сделать своими руками. Так что внимательно изучите пошаговую инструкцию укладки и можете смело приступать к работе.

Как укладывать тротуарную плитку: видео

Оформление дорожек или площадок на даче или придомовом участке обойдется гораздо дешевле, если выполнять все работы самостоятельно. Ведь укладка тротуарной плитки своими руками несложна и требует минимального количества времени.

Материалы и инструменты

Для укладки плитки потребуются:

Сама плитка: чтобы определить требуемое количество квадратных метров, нужно длину дорожки или будущей площадки умножить на ее ширину;

Песок: даже для небольшого участка понадобится не меньше пары тонн;

Цемент М400-500;

Упругий шнур;

Строительное правило (инструмент для разравнивания поверхности) или достаточно длинный и идеально ровный деревянный брус или металлическая рейка;

Пузырьковый или лазерный уровень;

Мастерок для укладывания раствора;

Киянка (молоток с деревянным или резиновым бойком);

Ручная или электротрамбовка;

Деревянные или металлические колья;

Бордюрная плитка, ее можно заменить металлической трубой или двутавром (профилем с сечением в форме «Н»);

Какую плитку выбрать?

Основными видами уличной плитки являются:

штампованная (вибропрессованная) : более шероховатая, обладает огромным запасом прочности, используются в основном в местах общественного пользования, в том числе и для оформления автостоянок; при ее изготовлении песчано-цементную массу подвергают ударному прессованию с помощью специальных молотков;

Плитка тротуарная вибропрессованная

вибролитьевая (вибролитая) : стоит чуть дороже, внешне более привлекательна, за счет гладкости легче очищается от грязи и снега, может иметь всевозможные формы и сочные, яркие расцветки; ударные воздействия и перепады температур переносит хуже; при изготовлении прессование песчано-цементной массы производится за счет непрерывной вибрации.


Плитка вибролитая

Толщина разных видов брусчатки может варьировать от 20 до 60 мм. Тонкая плитка укладывается в основном на пешеходных дорожках частных домов и детских площадках. На территории, примыкающей к дому, где интенсивность ее использования выше, лучше использовать плитку 40-45 мм. В местах прохождения автомобилей вблизи гаражей желательно настелить прочную 60-миллиметровую плитку .

Совет. Брусчатку сложных форм укладывать сложнее, да и отходов после ее резки будет гораздо больше.

Предварительные работы

Прежде чем начать укладку, следует определить размер и расположение дорожек и площадки. Все коммуникации необходимо проложить заранее.

Намеченные участки выравниваются : с возвышенных мест удаляется мусор, излишний грунт, впадины и ямы засыпаются, затем проливаются водой, разравниваются граблями и тщательно утрамбовываются. Желательно всю эту процедуру провести заранее, чтобы дать возможность земле осесть и уплотниться.

В местах будущей дорожки или площадки забиваются колья, между которыми протягивается эластичный шнур. В месте прохождения дорожки необходимо предусмотреть углубление 20-30 см для укладки песчаной подушки и самой плитки.

Чтобы вода на дорожках не застаивалась, необходимо предусмотреть небольшой продольный или поперечный уклон в несколько градусов, желательно в сторону улицы. Чтобы определить уровень уклона, от нулевой отметки до окончания дорожки или площадки вбиваются колышки, между которыми протягивается шнур или прочная эластичная нить. Горизонтальность его расположения регулируется строительным уровнем.

Подушка из песка или щебня

Такая подушка будет служить дренажом – через слой песка или щебня избыток воды будет просачиваться в землю. Для защиты от сорняков перед засыпкой песка прокладывается геотекстиль .

Для обустройства подушки в подготовленное 20-30-сантиметровое углубление засыпаются песок или щебень, разравниваются граблями, проливаются водой и утрамбовываются трамбовкой. Чтобы плитка не расшатывалась, а дорожка – не расползалась, по краям дорожки перед их засыпкой прокладывается бордюр из металлических труб , двутавровых балок или бордюрной плитки. Для упрочения его можно закрепить на раствор бетона.


Укладка и трамбовка подушки

Укладка плитки на раствор

Тротуарную плитку укладывают как на сухую смесь, так и на раствор. Бетонное основание лучше использовать в местах повышенной проходимости и проезда авто, а также при наличии подвижного сыпучего грунта. На более плотном грунте и для заливки переходных дорожек вполне можно использовать сухую песчано-цементную подушку .

При укладке на раствор вначале готовится бетонное основание:

1. Цемент М400-500 и просеянный песок в пропорции 3,5:1 вначале перемешиваются, а затем в них добавляется вода таким образом, чтобы смесь не была слишком жидкой и не стекала с мастерка. Она не должна прилипать и к стенкам емкости, в которой замешивалась смесь. На 3,5 ведра песка понадобится ведро цемента и около 7,5 л воды.

2. Раствор заливается на подушку ровным слоем толщиной около 13 см.

3. К укладке тротуарной плитки следует приступать только после полного просыхания бетона . На это уйдет не менее 3 суток.

Совет. При обустройстве подъездных путей к гаражу перед заливкой бетонного основания уложите на щебень армирующую сетку.


Подготовка бетонного основания

После того, как бетонное основание полностью окрепнет, приступаем к выкладке плитки:

1. Она выкладывается строго по натянутому шнуру, начиная от бордюра .

2. При желании в раствор для выкладки плитки можно добавить любой красящий пигмент и клеящий состав для увеличения прочности бетона.

3. Чтобы все швы были одинаковыми, между плитками желательно расставить специальные пластмассовые крестики .

4. Каждая плитку необходимо чуть подвигать на месте для распределения раствора, а затем аккуратно подбить на место с помощью киянки.

5. Обрезка и подгонка отдельных плашек делается в конце, когда вы полностью убедитесь, что все плитки уложены в правильном порядке. Резка производится болгаркой с алмазным диском .

6. Для придания внешней привлекательности в дальнейшем высохшие швы можно затереть песком.


Укладка на раствор

Укладка насухую

Тротуарная плитка может выкладываться и на сухую смесь бетона и песка без добавления воды. Также, как и в предыдущем случае, она должна располагаться на подушке из щебня.

1. Размешивать смесь можно прямо на земле. Вначале насыпается песок (желательно, чтобы он был чуть влажным), затем к нему постоянно подмешивается цемент.

2. Подготовленная смесь равномерно рассыпается по всей поверхности дорожки или площадки и тщательно утрамбовывается трамбовкой.


Трамбовка смеси

3. Вдоль протянутых бечевок укладываются бордюр, стальные трубы или двутавр.

4. Правилом или любой ровной и длинной рейкой сухая смесь идеально разравнивается по поверхности.


Для вдавливания плитки по ней постукивают киянкой

6. Укладывается плитка от себя. По уже уложенным плиткам вы будете продвигаться дальше.

7. Если плитка ложится не слишком ровно, можно ее снять и доложить слой раствора.


Плитка укладывается от себя

8. Если укладка производится не в один день, чтобы под воздействием влаги цемент не застыл на поверхности, после каждого рабочего дня подготовленную дорожку нужно прометать. Естественно, в таком случае раствора много замешивать не нужно – если смесь уже засыпана, участок полностью заполняется плиткой.

9. Если плитка укладывается без раствора, по завершению работ швы засыпаются песчано-цементной смесью , разравниваются и проливаются водой.

10. Так как у гаражных ворот нагрузка на брусчатку будет максимальной, ее лучше уложить не на сухую смесь, на цементный раствор .

Никто не будет спорить с тем фактом, что смотрится гораздо лучше и привлекательнее, чем покрытие из асфальта.

К тому же такое покрытие практичнее. Если перед началом работы как следует изучить вопрос, как , то можно будет избежать многих ошибок. В итоге получится прекрасное покрытие для дачного участка, которое будет прекрасно гармонировать с фасадами и объектами участка. На поверхности плиточного покрытия, при правильной укладке, после дождя никогда не будет скапливаться вода. При нагревании она не будет плавиться и выделять вредных веществ. Она прослужит долгие годы. Но если хозяину дачного участка захочется через какое-то время сменить старую плитку на новую, это будет очень легко сделать. Она легко демонтируется. Да и положить тротуарную плитку своими руками не потребует какой-то специальной техники или умений.

Плитка – прекрасное покрытие для дачного участка, которое будет прекрасно гармонировать с фасадами и объектами участка.

На неустойчивом грунте, под специалисты рекомендуют класть подложку из щебенки. Если грунт по большей части песчаный, то укладка из щебенки не нужна. Если дорожка будет класться на одном уровне с другими поверхностями, то необходимо сделать дополнительную выемку по тому месту, где будет проходить дорожка (около 15 см). При следует стремиться к тому, чтобы сделать ее поверхность как можно более ровной и правильной. Чем ровнее будет поверхность, тем дольше дорожка будет служить и выполнять свои функции. Если в процессе укладки будет необходимо снять или подсыпать грунт, это нужно сделать. На неровной, неподготовленной поверхности ровно положить плитку не получится. Следуя начерченному плану, в местах, где будет класться плитка, нужно вбить деревянные колышки и натянуть вдоль них веревку. Если дорожка будет в несколько уровней, то каждая площадка под уровень выравнивается отдельно.

Если дорожка будет в несколько уровней, то каждая площадка под уровень выравнивается отдельно.

Прежде всего устанавливаются боковые бордюры. Их можно делать не намного выше дорожки или одной высоты с ней. Главная задача бордюров – предотвратить расползание тротуарной плитки и удержать ее на месте. Для их установки нужно выкопать траншею, наполнить ее цементным раствором и по уровню выровнять блоки. Зафиксировав их, подсыпается песок или грунт. Некоторые применяют невидимые подпорки вместо обычных бордюров. А после начинают выравнивать и утрамбовывать саму поверхность под укладку плитки.

Вернуться к оглавлению

Подготовка поверхности своими руками

Вначале нужно утрамбовать естественно измельченный грунт. Поверх насыпается слой песка, толщиной около 5 см. Его смачивают водой и через некоторое время (пока песок еще мокрый) его утрамбовывают, соблюдая по всей поверхности одинаковый уровень. Поверх слоя песка насыпается слой щебенки. Его спрессовывают и заливают специальным скрепляющим раствором. Если планируется, что дорожка будет не только пешеходной, но по ней также будут ездить автомобили, то поверх слоя щебенки кладется армированная сетка. Если по дороге будут ездить еще и грузовой транспорт, то специалисты советуют увеличивать толщину рабочего слоя как минимум в полтора раза или усиливать цементную подложку. Для того чтобы обеспечить беспроблемный сток дождевой воды, выравнивать поверхность нужно под небольшим углом (максимум 5 градусов).

Стоки на землю можно делать как продольные, так и поперечные. Во время работы нужно не забывать все время использовать уровень. Последний слой (песчано-цементный) смешивается из пропорции 3:1 и насыпается толщиной в 3 см. Эту смесь правильно выкладывать на дорожку порционно и разравнивать граблями. Чем лучше и качественнее сделано основание, тем долговечнее будет дорожка.