Книжкина неделя шагает по планете! Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему: Книжкина неделя шагает по планете

  • 25.09.2019

Паспорт педагогического проекта: Проект «Книжкина неделя»

Проект: «Путешествие по « Книжкиной неделе» с остановкой на станции «Библиотека», для детей старшего возраста

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург
Описание: Материал будет полезен и интересен воспитателям, педагогам младшего и дополнительного образования, родителям, старшим воспитателям.
Цель: Воспитание любви и бережного отношения к книгам. Формирование интереса у детей к детской книге через творческую и познавательную деятельность.
Задачи:
- Познакомить детей с видами и назначением книг.
- Уточнить роль писателей, художников-иллюстраторов и оформителей.
- Учить детей создавать книгу своими руками.
- Развивать творчество, воображение, фантазию.
- Создать условия для развития творческих способностей детей.
- Формировать у детей представление о роли книги в жизни человека.
- Познакомить детей с различными жанрами книг.
- Дать детям знание о роли библиотеки.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.
- Побуждать детей к сочинительству.
- Активизировать речь детей, обогащать и расширять их словарь.
- Вовлечь родителей в совместную с детьми творческую деятельность.
- Пополнить развивающую среду творческими играми «Библиотека», «Книжный магазин».

Проект «Книжкина неделя»
Тип проекта : краткосрочный,
Срок реализации: 2 недели.
Наличие межпредметных связей: интеграция образовательнх областей - познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Вид проекта: художественно - творческий.
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители.
Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:

- подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии, книги – энциклопедии; буквари; азбуки; сказки);
- дидактические игры;
- подбор мультфильмов; презентаций по теме;
- выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.
Необходимые условия для реализации проекта:
- заинтересованность родителей и детей;
- методические разработки.

Актуальность данного проекта. В последнее время во всём мире значительно снизился интерес к книге. На смену книгам всё чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках, простаивают в библиотеках и магазинах. Книга постепенно уходит на второй план, чтение перестаёт быть процессом воспитания собственной души, требующим от человека большой работы ума и сердца, переживания, осмысления. Читающий человек – мыслящий человек. Вот почему так важно прививать детям - любовь к книге - начиная с дошкольного возраста. Читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко появляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от души сострадать, возмущаться, радоваться. Данным проектом хотелось бы помочь родителям, детям найти книги, которые им помогут приобрести радость общения.

Методы проекта:
- игровые: дидактические игры; настольные игры; подвижные игры; игры – драматизации; сюжетно – ролевые игры;
- словесные: чтение и рассказывание стихов, сказок, загадок; разговор, беседа; рассматривание картинок; рассматривание книг; энциклопедий;
- практические: упражнения (оказание помощи), совместные действия воспитателя и ребенка,
- наглядные: показ презентаций, использование иллюстраций, картин, фотографий, показ мультфильмов; тематическая выставка.

Метод трех вопросов:
Что знаем?
Знаем,что есть книги.
Знаем, что они бывают разные.
Что хотим узнать?
Как появилась книга?
Где хранятся книги?
Какие, бывают книги?
Что такое библиотека?
И многое – многое другое…
Где и как найдем ответы на вопросы?
Поход в библиотеку;
спросим ответ у взрослых;
будем читать литературу.

Задачи по работе с родителями:
- Обогатить запас знаний родителей о роли чтения на развитие мыслительных процессов, творческих способностей.
- Повысить компетентность родителей по теме проектной недели.
- Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.

Предполагаемый результат:
- выставка детских работ (лепка, аппликация, рисование, поделки…);
- совместные работы родителей и детей;
- речевое творчество детей;
- дидактические игры и пособия;
- НОД;
- игра – драматизация детей;
- игра – драматизация родителей.
- называют любимые произведения;
- могут пересказывать небольшие тексты, сочиняют сказки, выразительно читают стихотворения, инсценируют самостоятельно;
- умеют правильно и бережно обращаться с книгами: ремонтировать их, пользоваться закладками.
- дети узнали о значении книги в жизни человека;
- владеют понятием « Библиотека»;
- знают о том, что нужно беречь книгу;
- умеют самостоятельно изготавливать книги.

Этапы проекта:
Перед проведением «Книжкиной недели» в группе была создана развивающая среда. Оформлены выставки книг по следующим темам: «Умные книжки», «Книжки – малышки», «Волшебные сказки», «Моя любимая книга», проводилась беседа о предстоящем празднике.


Детям и родителям было дано домашнее задание:
- перечитать любимые книжки,
- изготовить иллюстрации к сказке «Цветик – семицветик».
Совместные работы детей и родителей.








1 этап – подготовительный (срок 19.03.2015 – 03.04.2015г.). Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов. Опрос детей «Моя любимая книга», анкетирование родителей «Приобщение ребёнка к художественной литературе», выявление проблемы. Обработка полученной информации, подбор наглядного и игрового материала. Изучение методической литературы, разработка плана совместных мероприятий.
Задачи:
- определить актуальные знания детей о книгах;
- вызвать интерес к решению поставленной задачи.
Формы организации работы 1 этапа:
- планирование проектной деятельности по теме «Книги. Библиотека» опираясь на методическую литературу;
- подбор методической и художественной литературы;
- подбор дидактических, подвижных, малоподвижных;
- составление плана взаимодействия с родителями и детьми.

2 этап – практический. Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей. Реализация плана совместных мероприятий,через интеграцию разных видов детской деятельности.
Задачи:
- создание проблемной ситуации;
- развивать выразительность речи;
- развивать познавательные способности у детей в процессе совместной театрализованной деятельности;
- пополнить уголок книги материалами по теме проекта;
- воспитывать аккуратность при работе с книгой.

Формы организации работы 2 этапа:
- Работа с детьми (организация мероприятий познавательного характера, организация двигательного режима)
Формы работы с детьми.
Тематические беседы:
- Ситуативный разговор: « Нужно ли беречь книгу?»
- Беседа: «Из чего состоит книга?»
- Беседа на тему «Что такое библиотека?»;
- Беседа «Книга-наш друг».
- Беседа «Хочу все знать!»
- Беседа «ИСТОРИЯ КНИГИ» (Рассказ воспитателя о развитии письменности с показом иллюстраций – глиняные таблички, свиток, папирус, пергамент, береста, рукописные книги, первопечатники, печатный станок).
- Эмоционально-речевая разминка «ПОСЛОВИЦЫ». (Дети произносят пословицы о книгах с различной интонацией: весело, вопросительно, удивлённо, утвердительно).
- Знакомство с творчеством К.И. Чуковского.
- Рассматривание иллюстраций к произведениям К.И.Чуковского.
- Показ презентации-викторины «Угадай сказку».
- Опрос детей: «Моя любимая книга».
Изготовление Книжки-самоделки тема: «Весна - идет, весне – дорогу»;




«Цветик – семицветик»





Знакомство с пословицами:
Сказанное слово забудется, написанное в книге запомнится.
Испокон века книга растит человека.
Кто читает, тот много знает

Чтение художественной литературы:
Чтение стихотворения «Доктор Айболит" с использованием звуковых эффектов.
«Муха - цокотуха».
« Цветик – семицветик».
Русских народных сказок, стихов, рассказов, изученных стихов, энциклопедий.
Просмотр мультфильма «Уроки тетушки совы. Азбука малыша»

Слушание песен на сказочную тематику.

Художественно – продуктивная деятельность:
- Изготовление пригласительных билетов к сказке: «Теремок на новый лад»;


- лепка «Мой любимый герой сказки»;
- аппликация «Закладка для книг»;


- рисование «Мои любимые книжные герои»»;
- рисование «Обложка любимой книги».

Театрализованная деятельность: Игра – драматизация «Муха-цокотуха»



Интеллектуальная игра-викторина «Путешествие в страну сказок»
Консультации для родителей:
«Как научить ребёнка любить книги», «Читаем ребёнку вслух», «Чтобы ребёнок любил читать. Советы психолога В.С.Юркевич»,
Анкетирование: «Какие книжки читают дома».
Анкетирование:«Приобщение ребёнка к художественной литературе»,

Подборка детских произведений:
- «Теремок»;
- «Муха – цокотуха»;
- «Цветик – семицветик».

Дидактические игры: «Собери сказку», « Закончи предложение»,«Доскажи словечко». «Расскажи свою любимую сказку», разрезные картинки, пазлы «Мои любимые сказки», «Как вести себя с больным?»; Сложи картинку» игра «Из какой сказки герой?»;
Оформление выставки детских энциклопедий«Самые умные книги»
Сюжетно-ролевые игры:
« Библиотека», «Книжный магазин»

Конструирование с использованием математических наборов: «Собираем книжную полку, шкаф»; из конструктора: «Строим библиотеку».

Подвижные игры: «Путаница». «Кто быстрее». «Найди и промолчи». «Мы веселые ребята»;
Ремонт «заболевших» книг в книжном уголке «Книжкина больница»
Путешествие по выставке «Волшебные сказки» - рассматривание книг, отличающихся по содержанию, оформлению, направленности.

3 этап – обобщающий (заключительный). Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. К опыту работы будут приобщены лучшие работы детей, фотоматериалы и итоговое мероприятие по проведению проектной недели. Выход в библиотеку.
Задачи:
- развивать творческие способности;
-развивать интерес к чтению книг;
- развивать умение анализировать, обобщать и делать простейшие выводы;
- развивать наблюдательность и любознательность, познавательной активности
- воспитывать самостоятельность в различных видах деятельности.

В ходе реализации проекта «Книжкина неделя» предполагаемые результаты были достигнуты:
- В результате проекта дети познакомились с творчеством детских писателей.
- Дети научились узнавать на репродукциях и фотографиях писателей и поэтов.
- Дети познакомились с иллюстраторами детской книги.
- Были организованы для детей тематические выставки.
- Дети научились ремонтировать книги.
- Детьми были созданы творческие работы по прочитанным произведениям.
- Дети посмотрели спектакли по прочитанным произведениям.
- Родители воспитанников познакомились с информацией по воспитанию любви к чтению.
- Совершили поход в библиотеку.

Татьяна Малых
Тематическое планирование «Книжкина неделя» (средняя группа)

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ.

УТРО. Знакомство с творчеством К. И. Чуковского.

Предложить рассмотреть выставку книг Чуковского, назвать знакомые произведения, рассмотреть иллюстрации разных иллюстраторов одной книги- «Мойдодыр» . Дать детям возможность сравнить, охарактеризовать иллюстрации, почувствовать любовь художника к произведению.

1. Д/игра «Как вести себя с больным» - обогатить и закрепить знания детей об уходе за больным. Способствовать активизации связной речи детей.

2. Игра – драматизация по сказке «Путаница» - закрепить знание детьми сказки, автоматизировать четкое произношение звукосочетаний. Способствовать развитию коммуникативных навыков.

Чтение «Курица - красавица» - познакомить детей с новым произведением. Продолжать учить детей вслушиваться в текст, понимать содержание. Закреплять умение детей давать оценку героям сказки. Продолжать учить детей называть слова на заданный звук «Ц» , развивать фонематический слух.

«Книжкина больница » - предложить детям отремонтировать книги в книжном уголке . Вызвать у детей желание бережного отношения к книгам, помочь в ремонте книг.

Сюжетно – ролевая игра «Больница для зверей» - умение обустраивать игровое пространство, подбирать необходимые атрибуты для игры, вести ролевой диалог. Поддерживать дружеские взаимоотношения между детьми. Воспитывать любовь к животным.

Дидактическая игра «Найди одинаковые сказки» -предложить детям книги сказок К. И. Чуковского разных иллюстраторов и попросить найти книги одной и той же сказки. Побуждать детей обосновывать свой выбор, развивать связную речь, интерес к книге.

Игра – драматизация по сказке «Телефон» - создать условия для драматизации, помочь детям выбрать атрибуты, вызвать интерес к самостоятельной деятельности. Воспитывать любовь к театру.

Работа с родителями : предложить создать свою книжку-малышку сказки К . И. Чуковского.

ДЕНЬ ВТОРОЙ

Утро. Знакомство с творчеством В. Сутеева.

Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Просмотр мульт фильма- «Мешок яблок» - знакомить детей с творчеством В. Г. Сутеева. Продолжать учить детей отвечать на вопросы по сказке, анализировать поступки героев, выражать своё отношение к герою сказки.

Д/ ИГРА «УГАДАЙ ГЕРОЯ СКАЗКИ» - Развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать. Вызвать желание отгадывать загадки.

Н. О. Д. Продуктивная деятельность. Аппликация «Яблоки на тарелке» - учить детей создавать композицию. Закреплять умения вырезывать круги из квадратов, срезать уголки по диагонали. Упражнять в умении располагать работу на листе, аккуратно работать с клеем. Развивать творчество.

Перед обедом чтение «ПАЛОЧКА- ВЫРУЧАЛОЧКА» - познакомить детей с новым произведением. Развивать желание слушать сказки Сутеева. беседовать по их содержанию.

П/ИГРА «ЗАЙКА СЕРЫЙ УМЫВАЕТСЯ» - чётко произносить слова, выполнять действия по тексту. Вызвать желание играть в подвижные игры.

Чтение сказки «Под грибком» - беседа по тексту сказки.

Д/ ИГРА «Передай образ героя сказки» - Развивать умения детей передавать поведение, настроение, переживания героев сказки, желание разыгрывать сказку. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

П/ ИГРА «КТО БЫСТРЕЕ ПОД ГРИБОК» - развивать слуховое внимание, быстроту реакций., коммуникативные способности детей.

Д/ИГРА «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО» - развивать умение детей подбирать слова по смыслу, активизировать словарь детей, развивать внимание.

Работа с родителями : подбор книг Сутеева, чтение сказок. беседы по прочитанному

ДЕНЬ ТРЕТИЙ.

Утро. Знакомство с творчеством С. Я. Маршака.

Выставка книг. «Кошкин дом» , «Багаж» , «Почта» , «Вот какой рассеянный» , «Усатый полосатый» , «Сказка о глупом мышонке» , - познакомить детей и с произведениями,вызвать интерес к творчеству С. Я. Маршака, желание рассматривать иллюстрации к книгам, рассказывать знакомые сказки.

Чтение «НЕИЗВЕСТНЫЙ ГЕРОЙ» - познакомить детей с новым произведением, помочь понять содержание, вызвать интерес к герою произведения. Закреплять умения детей внимательно слушать и отвечать на вопросы по тексту, анализировать поступки героя.

Д/ игра «Найди героев сказок Маршака» - Вызвать интерес к сказкам, закрепить знания детей о героях. Развивать связную речь, активизировать словарь.

П/ ИГРА «НАЙДИ СВОЙ ДОМИК» -создать хорошее настроение, закреплять умение ориентироваться в групповой комнате , развивать быстроту реакций.

Ф. Ц. К. М. О. Б. Ж. ТЕМА «Пожар. Опасные предметы.» ЧТЕНИЕ «Кошкин дом» . Познакомить детей с причинами возникновения пожара. Дать детям знания о том, как вести себя в случае возникновения пожара. Познакомить с предметами, которые могут быть причиной возникновения пожара. Развивать умение анализировать, делать выводы и выражать их в своей речи.

Перед обедом чтение стихотворения «ПОЖАР» - продолжать знакомить детей с произведениями С. Я. Маршака, развивать желание запоминать отрывки, рассуждать о поступках героев.

Показ «Сказка о глупом мышонке» - театр на фланелеграф. Вызвать интерес к сказке, желание анализировать поведение героев. Развивать желание рассказывать сказку.

П / ИГРА «КОТ И МЫШИ» - Вызвать интерес к игре, чётко произносить слова, выполнять действия согласно текста.

Д / ИГРА «можно – нельзя» - закреплять умения детей анализировать, делать выводы, аргументировать свой ответ. Развивать связную речь детей.

Чтение стихов С. Я. Маршака. - развивать интерес к творчеству писателя. Знакомить с новыми стихами, вызвать желание заучивать их наизусть.

Работа с родителями : чтение дома произведений С. Я. Маршака., подбор книг.

ДЕНЬ ЧЕТВЁРТЫЙ

УТРО. ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ НОСОВА.

ВЫСТАВКА КНИГ НОСОВА. - предложить рассмотреть книги, выяснить какие сказки дети знают, что могут рассказать о героях. Развивать связную речь детей, желание рассказывать сказки по иллюстрациям.

Д/ ИГРА «УЗНАЙ И НАЗОВИ ГЕРОЯ СКАЗКИ» - развивать мышление, воображение, желание активно участвовать в игре, закреплять знание сказок и их героев.

П/ИГРА «НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ» развивать умение ориентироваться в групповой комнате , быстроту реакций., умение слышать сигнал, желание играть в подвижные игры. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Н. О. Д. Коммуникативная деятельность. Составление описательного рассказа о Незнайке. - продолжать учить детей составлять описательный рассказ об игрушке, соблюдая последовательность описания. Закреплять умения детей использовать в речи распространенные предложения. Упражнять в подборе прилагательных.

ПЕРЕД ОБЕДОМ ЧТЕНИЕ отдельных рассказов из книги «Путешествие Незнайки и его друзей» - продолжать знакомить с произведениями Носова. Развивать желание слушать, а затем рассказывать рассказы о Незнайке.

Д/ИГРА «УЗНАЙ ГЕРОЯ СКАЗКИ» - Учить детей узнавать героев сказки по предложенному описанию. Развивать мышление, воображение, память. Активизировать речь детей. Воспитывать любовь к книге.

СТРОИТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ «ДОМИКИ ДЛЯ ДРУЗЕЙ НЕЗНАЙКИ» - развивать творчество детей, умения договариваться между собой. Обогащать строительный опыт. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

ЧТЕНИЕ РАССКАЗА ИЗ КНИГИ «ПУТЕШЕСТВИЕ НЕЗНАЙКИ И ЕГО ДРУЗЕЙ» - продолжать знакомить детей с новыми рассказами. Развивать умение слушать, сопереживать героям, отвечать на вопросы по тексту. Воспитывать любовь к книге.

ПЯТЫЙ ДЕНЬ

УТРО. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ. Предложить рассмотреть книги уже знакомых сказок. Побуждать называть их, рассказывать по иллюстрациям. Развивать интерес к книгам. Желание слушать их чтение.

Д / ИГРА «ИЗ КАКОЙ СКАЗКИ ГЕРОЙ» - развивать внимание, воображение, память, мышление. Вызвать желание отгадывать загадки.

П /ИГРА «ЖМУРКИ С КОЛОКОЛЬЧИКОМ» Познакомить с новой игрой. Учить выполнять правила игры. Поднять эмоциональное настроение у детей.

Н. О. Д. РИСОВАНИЕ «ДОМИК ДЛЯ ГЕРОЯ СКАЗКИ» . Продолжать учить детей продумывать свой рисунок. Развивать творчество. Закреплять умения детей рисовать прямоугольные формы. Упражнять в умении закрашивать в одном направлении. Развивать желание рассказывать о своём рисунке.

ПЕРЕД ОБЕДОМ ЧТЕНИЕ СКАЗКИ ЧУКОВСКОГО «БАРМАЛЕЙ» .Продолжать знакомить детей с новыми произведениями. Развивать умение внимательно слушать произведение, сопереживать героям. Воспитывать любовь к чтению книг.

ИГРА ДРАМАТИЗАЦИЯ ПО СКАЗКЕ ЧУКОВСКОГО «ТЕЛЕФОН» . Развивать творческие возможности детей, умение распределять роли, вести ролевой диалог.

Настольная игра «СЛОЖИ КАРТИНКУ» . Развивать логическое мышление, внимание, память, умение доводить начатое дело до конца. Закреплять знание русских народных сказок.

Д / ИГРА «НАЗОВИ ГЕРОЯ» . Развивать у детей логическое мышление, воображение, память. Способствовать запоминанию сказок. Воспитывать любовь к чтению.

СЛЕПИМ ПОСУДУ В ПОДАРОК ФЕДОРЕ. Закреплять умения детей лепить миски, показать как слепить чашку. Упражнять в умении раскатывать пластилин разными способами. Развивать желание лепить из пластилина различные предметы.

ЧТЕНИЕ СТИХОВ МАРШАКА «ДЕТКИ В КЛЕТКЕ» Беседа о животных.

Игра «принеси игрушку животного, о котором рассказывается в прочитанной книге.». Развивать память, умение анализировать прочитанное.

П / ИГРА «ВЫШЛИ МЫШИ КАК –ТО РАЗ.» . Развивать умения детей чётко проговаривать текст, выполнять движения согласно текста. Способствовать позитивному настрою детей.

«КНИЖКИНА НЕДЕЛЯ»

Развлечение - викторина по теме: «Мои любимые книжки»

Цель и задачи мероприятия:

  • введение в практику разнообразных форм и методов работы с литературными произведениями, способствующих приобщению детей к книге для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности детей;
  • выявить знание детских сказок через различные виды игр;
  • закрепить знания детей о героях сказок
  • развивать логическое мышление, смекалку
  • привлечь родителей к совместному творчеству в рамках «Книжкиной недели»;
  • воспитывать желание к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней.
  • обогатить словарный запас, расширить кругозор.
  • выяснить, какие сказки и каких сказочных героев знают дети, познакомить с новыми понятиями «народные» и «литературные» сказки, выявить лучших знатоков сказок; способствовать развитию речи детей, воображения, мышления, памяти; воспитывать любовь к чтению художественной литературы.

Подготовительная работа:

  • предложить родителям прочитать дома знакомые детям сказки и принести любимую книгу ребенка в группу.
  • рисование совместно с родителями обложек любимых книг,
  • чтение детских сказок, рассказов в группе, заучивание стихов,

Атрибуты и инвентарь:

  • портреты детских писателей,
  • портреты писателей - сказочников,
  • "Дерево загадок" (тексты загадок о названии сказок и их главных героях),
  • Выставка книг
  • разрезные картинки, пазлы "Мои любимые сказки",
  • игра - лото "Расскажи сказку»
  • рекомендации для родителей.

НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ….

Длятся только день единый именины у людей,

А у книжки именины целых семь веселых дней!

Именины! Именины!

У володи? Шуры? Нины?

У девчонок? У мальчишек?

Нет! У наших детских книжек!

День весенний голубой!

Март спешит к апрелю

И приводит за собой

Книжкину неделю.

Эта книжкина неделя

Пролетит по всей стране.

Как предвестие

Как приветствие

Неделя детской книги отмечается в нашей стране более полувека. С 26 марта 1943 года. Немалый срок, если призадуматься! История этого праздника уходит в военный сорок третий, когда под сводами Колонного зала Дома Союзов звенели ребячьи голоса. Это московская детвора собралась на встречу со своими любимыми писателями, некоторые из которых приехали прямо с фронта. Шла война, не хватало еды, в домах было холодно - а в Колонном зале дети слушали выступления любимых писателей и поэтов: Самуила Яковлевича Маршака, Сергея Владимировича Михалкова, Агнии Львовны Барто, Михаила Михайловича Пришвина, Льва Абрамовича Кассиля, Корнея Ивановича Чуковского. Инициатором праздника стал Л. А. Кассиль. Для ребят военного времени встреча с известными писателями стала лучшим подарком. Эта неделя празднуется в конце марта по всей нашей стране. «Книжкиными именинами» назвал ее детский писатель Лев Кассиль.

К. И. Чуковский приравнивал хорошую детскую литературу к доброкачественному питанию детской души, столь же необходимой для становления личности, как обычная пища - для физиологического развития.

Ежегодно в нашем детском саду проводиться неделя детской книги. Она не требует больших усилий. Помощниками в проведении недели детской книги являются родители и воспитатели.

ХОД БЕСЕДЫ:

Именины! Именины!

У Володи? Шуры? Нины?

У девчонок? У мальчишек? Нет!

У наших детских книжек!

У стихов, рассказов, сказок

И у толстых повестей…

Посмотрите сколько сразу

Собралось у нас гостей!

Это праздник, в самом деле

Как его ребята ждут!

Длятся целую неделю

Именины там и тут!

Логопед: Сегодня вы принесли из дома ваши любимые сказки, назовите их (вместе с детьми рассматривает обложки книг сказок). В сказках рассказывается о приключениях людей и животных. Кто главные герои в сказке? Волшебные эти сказки или нет?

Мы читаем книги вместе

С папой каждый выходной

У меня картинок 200

А у папы ни одной.

У меня слоны, жирафы

Звери все до одного

И бизоны и удавы,

А у папы никого.

У меня в пустыне дикой

Нарисован львиный след.

Папу жаль. Ну что за книга?

Если в ней картинок нет?

Сегодня, ребята, мы с вами побываем в гостях у сказки.

С самого раннего детства мы слышим сказки. Их нам читает мама, когда укладывает спать, рассказывает бабушка тихими зимними вечерами. Мы слушаем сказки в детском саду, встречаемся с ними и в школе. Сказки сопровождают нас всю жизнь. Их любят не только дети, но и взрослые.

Слушая и читая сказку, мы попадаем в волшебный мир, где происходят чудеса, где добро всегда побеждает зло.

Сегодня мы постараемся вспомнить сказки и сказочных героев, поиграем в игры, узнаем много нового и интересного, отдохнём вместе со сказкой, послушаем сказку, побываем на выставке книг и рисунков.

Давайте сядем удобно и полетим в волшебную страну сказок.

На ковёр мы сели, В сказку полетели.

Почти во всех сказках обязательно есть три части - начало, середина, конец. Вспомните, как обычно начинаются сказки? («Жили - были… », «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве… » ит. д.) Такое начало - зачин сказки - служит для того, что бы помочь слушателям перенестись в сказочный мир, назвать место и время действия сказки либо ее героев.

В ходе рассматривания книг цитируются наиболее яркие в образном отношении слова и фразы, зачитывает зачины, присказки, концовки из разных сказках.

Какими словами обычно заканчиваются сказки? («И я там был, мед - пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» и т. д.) Такие слова принято называть концовкой. Когда - то, очень давно, существовала профессия сказочника, за свой труд сказочник получал вознаграждение. В концовке сказочник давал понять слушателям, что он хочет получить за свой труд: «Вот вам сказка, а мне кринка масла». Теперь концовка просто подводит итог сказки и завершает ее действие. У разных сказок может быть одна и та же концовка: «Стали жить - поживать и добра наживать».

Как много чудесных сказок вы принесли сегодня! Что бы каждый из вас мог еще не раз прочитать эти книги вместе со мной или с родителями, нужно бережно обращаться с ними и хранить в специально отделенном месте. Как называется это место в нашей группе? (Книжный уголок) .

Подбор загадок о книге

Я всё знаю, всех учу, Открыть свои тайны

А сама всегда молчу. Любому готова.

Чтоб со мною подружиться, Но ты от неё

Нужно грамоте учиться. (Книга.) Не услышишь и слова. (Книга.)

Есть листок, есть корешок.

А не куст и не цветок. Говорит она беззвучно,

Нету лап, нету рук. А понятно и не скучно.

А приходит в дом как друг Ты беседуй чаще с ней -

На колени к маме ляжет, Станешь вчетверо умней. (Книга.)

Обо всём тебе расскажет. (Книга.)

Хоть не шляпа, а с полями, Сама мала, а ума придала. (Книга.)

Не цветок, а с корешком.

Разговаривает с нами

Всем понятным языком. (Книга.)

Склеена, сшита, Поселились мудрецы

Без дверей, а закрыта. В застеклённые дворцы,

Кто её открывает - В тишине наедине

Многое знает. (Книга.) Открывают тайны мне. (Книги.)

Я с полки книгу взял, приставил "А",

И стало вдруг мучительно обидно:

От книги не осталось и следа,

И даже в микроскоп не видно. (Том - Атом.)

Языка не имеет, а у кого побывает - тот много знает.

(Книга, газета, журнал.)

Вопросы для викторины:

ИГРА: «Дополни имя».

У некоторых сказочных героев двойные имена. Я буду называть первую часть имени, а вы называйте вторую. Посмотрим, кто из вас помнит больше имен сказочных героев.

Барон (Мюнхгаузен), Старуха (Шапокляк), Винни (Пух), Соловей (Разбойник), Дед (Мороз), Старик (Хоттабыч), Доктор (Айболит), Сестрица (Аленушка), Домовенок (Кузя), Финист (Ясный Сокол), Дядя (Степа, Федор), Черепаха (Тортила), Елена (Прекрасная), Красная (Шапочка), Железный (Дровосек), Иванушка (Дурачок), Змей (Горыныч), Крошечка (Хаврошечка), Иван (Царевич), Кощей (Бессмертный), Кот (Леопольд, Матроскин), Крокодил (Гена), Муха (Цокотуха), Папа (Карло), Почтальон (Печкин), Илья (Муромец), Василиса (Премудрая), Конек (Горбунок), Баба (Яга).

ИГРА: Какие вы знаете сказки с героями - маленькими человечками?
(«Дюймовочка» и «Оле-Лукойе» Г.-Х. Андерсена; «Путешествие Нильса с дикими гусями» С. Лагерлеф; «Мальчик с пальчик» бр. Гримм; «Муфта, Полботинка и Моховая борода» Э. Рауд; «Необыкновенные приключения Карлика и Вали» Я. Лари; «Гулливер в стране лилипутов» Д. Свифта; «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова; «Добывайки» А. Нортон; «Хоббит или туда и обратно» Р. Толкиена).

ИГРА: Какие вы знаете волшебные заклинания?
(«Крекс-фекс-пекс», «По щучьему велению, по моему хотению»,
«Лети, лети, лепесток...», «Мутабор», «Сим-сим, открой дверь», «Снип-снап-снурре...», «Сусака-мусака, пикапу-трикапу, скорики-морики, лорики-йорики»);

ИГРА: «Волшебный мешочек».

(Логоед достаёт из мешка предметы. Ребята называют из какой сказки и кому принадлежат эти предметы.)

  • Горшочек мёда
  • Банка варенья
  • Горшочек масла
  • Горошина
  • Золотой ключик
  • Клубок ниток
  • Хрустальная туфелька
  • Стрела
  • Красная шапочка
  • Аленький цветочек
  • Зеркало
  • Денежка
  • Спички
  • Чемоданчик доктора Айболита
  • Метла Бабы Яги

ФИЗМИНУТКА

Сыграем в игру добавлялки, где вы должны правильно и в рифму закончить предложение.

1. Ок - ок - ок - стоит в поле (теремок)

2. Ок - ок - ок - покатился (колобок)

3. Ят - ят - ят - серый волк не съел (козлят)

4. Су - су - су - Петушок прогнал (Лису)

5. Цо - цо - цо - снесла курица (яйцо)

6. Ёк - ёк - ёк - не садитесь на пенек.

Игра «Доскажи словечко».

Многим долго неизвестный, Загадаю вам, ребятки,

Стал он каждому дружком. Очень трудные загадки.

Всем по сказке интересной Отгадаешь, не зевай,

Мальчик-луковка знаком. Дружно хором отвечай!

Очень просто, хоть и длинно,

Он зовётся… (Чиполлино).

Всех он любит неизменно, Уймись, уймись, колдунья злая,

Кто б к нему ни приходил. Себя надеждами не тешь-ка,

Догадались? Это Гена, В лесу семь гномов повстречала -

Это Гена… (Крокодил). Спасётся наша… (Белоснежка).

Всех на свете он добрей, Враг людей и враг зверей.

Лечит он больных зверей, Злой разбойник… (Бармалей).

И однажды бегемота Любит мёд, друзей встречает

Вытащил он из болота. И ворчалки сочиняет.

Он известен, знаменит, А ещё пыхтелки, кричалки, сопелки…Ух!

Это доктор… (Айболит). Забавный медвежонок… (Винни-Пух).

У отца был мальчик странный, Она легко, как по канату,

Симпатичный, деревянный, Пройдёт по тоненькой верёвочке.

И любил папаша сына - Она жила в цветке когда-то.

Шалунишку… (Буратино). Ну, а зовут её… (Дюймовочка).

И на мачеху стирала,

И горох перебирала

По ночам при свечке.

А спала у печки.

Хороша, как солнышко.

Кто же это? (Золушка)

Скачет лошадь непростая,

Чудо-грива золотая.

По горам парнишку носит,

Но никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок,

Удивительный конёк,

Удивительный конёк

По прозванью… (Горбунок).

Конкурс «Найди сказку».

Поспела новая игра -

Нелёгкое задание.

За дело взяться вам пора

И проявить старание.

(Учащиеся выбирают одну из 3 карточек, отбирают карточки с иллюстрациями к данной сказке, ставят их по порядку, называют сказку.)

Конкурс «Помоги мышке».

(Появляется Мышка. Она плачет. Мышка просит ребят помочь ей. Нужно вспомнить сказки с участием Мышки.)

  • Репка. Кот в сапогах.
  • Теремок. Колосок.
  • Гуси-лебеди. Как Курочка хлеб испекла.
  • Дюймовочка. Чудесный колокольчик.
  • Можно показать сценку из сказки.

Конкурс «Назови сказку и героя сказки».

Вот ещё одна игра,

Вам понравится она.

Я вопрос хочу задать.

Ваше дело - отвечать.

Кто работать не хотел, Зимним утром баба с дедом

А играл и песни пел? Внучку сделали из снега.

К братцу третьему потом Но не знала крошка эта,

Прибежали в новый дом. Что беда грозит ей летом.

От волка хитрого спаслись, (Снегурочка из сказки «Снегурочка»)

Но долго хвостики тряслись.

Сказка известна любому ребёнку

И называется… («Три поросёнка», Нуф-Нуф, Наф-Наф, Ниф-Ниф)

Девочка по лесу шла Буратино приютила

И на домик набрела. И лечила, и учила,

Видит, что хозяев нет. Когда ж он стал озорничать,

На столе стоит обед. Пришлось его ей наказать.

Из трёх чашек похлебала, (Мальвина из сказки «Золотой ключик, или Приключения

В трёх постелях полежала. Буратино»)

(Маша из сказки «Три медведя»).

Строго приказала капризная принцесса

Принести зимой цветы из леса.

Кто же зимой смог собрать те цветы?

Я помню ту девочку! Помнишь ли ты?

(Падчерица из сказки « Двенадцать месяцев»)

Появилась из цветочка, Уговаривала братца

Всего дюйм была росточком. Старшая сестрица:

На ней хотел жениться Крот, «Ты из лужицы не пей

Но Ласточка взяла в полёт. Мутную водицу».

И девочку она спасла Не послушался мальчонка -

От старого мрачного Крота. Превратился он в козлёнка.

(Дюймовочка из сказки «Дюймовочка») (Алёнушка из сказки «Сестрица Алёнушка и

братец Иванушка»)

Блицтурнир. (Быстрый вопрос - быстрый ответ.)

Жилище Бабы-Яги.

Кто из обитателей болот стал женой Ивана-царевича?

Аппарат, на котором Баба-Яга совершает полёт.

Что потеряла Золушка?

Какие цветы собирала Падчерица в сказке «Двенадцать месяцев»?

Весёлый человечек-луковка.

Герой сказки, путешествующий на печи.

Кто смастерил Буратино?

Кем стал гадкий утёнок?

Почтальон из деревни Простоквашино.

Крокодил, друг Чебурашки.

Черепаха, подарившая Буратино Золотой ключик.

Чем ловил рыбу Волк из сказки «Лисичка-сестричка и Серый Волк»?

В какой сказке Людоед превращается в мышку, и кот съедает её?

Кого вылепили старик со старухой из снега?

Русские народные сказки и не только

1. Домашняя птица, которая снесла золотое яичко. (Курочка ряба)

2. Какой овощ пытались вытащить из земли несколько поколений людей и животные? (Репку)

3. Как звали в сказке очень маленького мальчика. (Мальчик с пальчик)

4. Сказка про Ивана-царевича, Василису Премудрую, лягушку и других героев. (Царевна-лягушка)

5. Как звали трех богатырей из сказок и былин? (Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич)

6. Вредный шарик, укатившийся и убежавший от всех. (Колобок)

7. Сказка, в которой трёх косолапых. (Три медведя)

8. Лентяй, любящий спать на печи. (Емеля)

9. Сказка о сером хищнике и семи детках мамы-козы. (Волк и семеро козлят)

10. Домик, в котором ютилось много разных животных. (Теремок)

11. Сказка Пушкина о царе. (Сказка о царе Салтане)

12. Героиня сказок, которую называли прекрасной и премудрой. (Василиса)

13. Сказка про попа и его работника. (Сказка о попе и работнике его Балде)

14. Очень грустная сказочная царевна. (Царевна-несмеяна)

15. Сказка о внучке, которая обычно ходит с дедом Морозом.(Снегурочка)

16. Бычок, но сделанный из необычного материала. (Соломенный бычок)

17. Сказка про месяцы года. (12 месяцев)

18. Три маленьких животных, которые строили домики на разной почве. (3 поросенка)

19. Сказка о царевиче и зубастом звере. (Иван-царевич и серый волк).

20. Как звали братца сестрицы Аленушки. (Иванушка)

21. Сказка, в которой варили кашу из необычного продукта. (Каша из топора)

22. Необычный корабль, который умел передвигаться по воздуху. (Летучий корабль)

23. Сказка про жительницу моря, которую ловил старик, и для которого она исполняла желания. (Сказка о рыбаке и рыбке)

24. Русская сказка про козу. (Коза-дереза)

25. Сказка о петушке с красивым гребешком на голове. (Петушок — золотой гребешок)

26. Имя чудо-коня из русской — народной сказки. (Сивка-бурка)

Зарубежные сказки

1. Мяукающее животное в обуви из сказки. (Кот в сапогах)

2. Сказка - Аленький … ? (Аленький цветочек)

3. Бедная и трудолюбивая девушка, ставшая впоследствии принцессой. (Золушка)

4. Маленькая девочка, которая жила в цветочке. (Дюймовочка)

5. Трубадур и компания животных-музыкантов. (Бременские музыканты)

6. Деревяный человечек с длинным носом. (Буратино)

7. Сказочная героиня, подруга Буратино. (Мальвина)

8. Сказка о солдатике. (Стойкий оловянный солдатик)

9. Изнеженная принцесса, любившая очень мягкую и пышную перину. (Принцесса на горошине)

10. Приключения девочки в необычной стране. (Алиса в стране чудес)

11. Цветок, оторванные лепестки которого исполняли желания. (Цветик — семицветик)

12. Героиня сказки в красивой цветной яркой шапочке. (Красная шапочка)

13. Летающий друг малыша, очень любящий малиновое варенье. (Карлсон)

14. Девочка в чулках и с косичками. (Пеппи - длинный чулок).

15. Сказка в которой в качестве героев выступают овощи. (Чипполино)

ЗАГАДКИ:

Это сказочный, летучий, Слово - сказочный герой,
Огнедышащий, могучий Чаще - добрый, реже - злой,
(Часто - многоглавый) змей. Маг, колдун и чародей.
Назови его скорей! Назови его скорей. (Волшебник.)
(Дракон.)

Кто знает город Изумрудный, Он одежду мирно шил,
Тем мне помочь не будет трудно. Но отважно говорил:
Читал я: в нём волшебник был, «Силачом слыву недаром,
А звали как его - забыл! Семерых - одним ударом!»
(Гудвин.) (Храбрый Портняжка.)

Знайте, этого плутишку Хоть он стоек был и смел,
Никому не обхитрить: Но в огне не уцелел.
Людоеда, словно мышку, Младший сын столовой ложки,
Умудрился проглотить! Он стоял на крепкой ножке.
И шпоры звенят у него на ногах, Не железный, не стеклянный,
Скажите мне, кто это?... Был солдатик... (Оловянный.)
(Кот в сапогах.)

В шапочке я красной, В детстве все над ним смеялись,
Пирожки в корзинке. Оттолкнуть его старались:
Вот шагаю к бабушке Ведь никто не знал, что он
По лесной тропинке. Белым лебедем рождён.
Если встречу Волка,
Я не зареву, (Гадкий утёнок.)
Я тогда охотников
Громко позову.
(Красная Шапочка.)

Предупредить я вас должна: Чтоб друга верного спасти,
Я так хрупка, я так нежна, Её полстраны пришлось пройти:
Что через тысячу перин От разбойников бежать,
Горошину одну В снежной буре замерзать,
Я буду чувствовать всю ночь Через льды перебираться,
И так и не засну! С королевою сражаться.
(Принцесса на горошине.) (Герда.)

Появилась девочка
В чашечке цветка. Смышленость этого мальчишки
И была та девочка Спасла его и шесть братишек,
Чуть больше ноготка. Хоть ростом мал он да удал,
В ореховой скорлупке Так кто из вас о нём читал?
Девочка спала. (Мальчик-с-пальчик.)
Вот такая девочка,
Как она мила!
(Дюймовочка.)

Зеркальце, скажи, будь мило, Всем он каши наварил,
Кто на свете всех белее? - Съесть её не хватит сил.
Как-то мачеха спросила, (Горшочек.)
Та, что всех хитрей и злее.
И ответила, сверкая,
Зеркальце, чуть-чуть помешкав:
- Всех прекрасней молодая
Падчерица... (Белоснежка.)

Я на балу никогда не бывала, Многим долго неизвестный,
Чистила, мыла, варила и пряла. Стал он каждому дружком.
Когда же случилось попасть мне на бал, Всем по сказке интересной
То голову принц от любви потерял. Мальчик-луковка знаком.
Туфельку я потеряла тогда же. Очень просто, хоть и длинно,
Кто я такая? Кто тут подскажет? Он зовётся... (Чиполлино.)
(Золушка.)

Красный, пузатый, Мог он быть почти горою,
В семье огородной Мог - не больше лилипутов.
"Сеньором" себя Имя этого героя
Называет он гордо. Мне скажи, не перепутав.
Напрасно он злится, Почему "менял размер"
Напрасно грозится: Знаменитый... ? (Гулливер.)
Его Чипполино
Совсем не боится.
(Сеньор Помидор.)

В колпаке и бородой Теперь ещё одна подсказка:
С киркой ищет клады Она - животное из сказки,
Человечек небольшой Где чуть не скушал волк-злодей
Сказочного града. Всех семерых её детей.
(Гном.) (Коза.)

Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом...
Кем же были эти
Маленькие дети?
(Семеро козлят.)

Прибежище Мышки-норушки, Эта скатерть знаменита
Зелёной Лягушки-квакушки Тем, что кормит их досыта,
И прочей звериной компании. Что сама собой она
Скажите мне хором название. Вкусных кушаний полна.
(Теремок. (Скатерть-самобранка.)

Из муки он был печён,
На окошке был стужён.
Убежал от бабки с дедом,
А лисе он стал обедом. (Колобок.)

Гуси-лебеди летели,
Унести детей хотели.
Что за дерево стояло
И ребят от них скрывало? (Яблоня.)

У Алёнушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят.
Далеко они глядят. (Гуси-лебеди.)

Он сумел поймать волчишку.
Он поймал лису и мишку.
Он поймал их не сачком,
А поймал он их бочком.
(Бычок - смоляной бочок.)

Что разбила мышка -
Серая малышка? (Яичко.)

Я в семействе не один,
Третий, неудачный сын,
Каждый, кто со мной знаком,
Называет дураком.
Не согласен я никак -
Не дурак я, а добряк. (Иван-дурак.)

Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляя сноровку.
Хлебы пекла и скатерти ткала,
Шила рубашку, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла...
Кто мастерица эта была? (Василиса Премудрая.)

Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто распростился с зелёною кожей?
Сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна-лягушка.)

Оперением горя,
Вся сверкает, как заря,
А Иван-дурак ночами
Её ловит для царя.
Он ей в хвост сумел вцепится,
А зовут её… (Жар-птица.)

Скачет лошадь не простая,
Чудо-грива золотая.
По горам парнишку носит,
Да никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок -
Удивительный конёк
По прозванью... (Горбунок.)

Я - царевна молодая,
Красотой, умом блистаю,
Но с одним лишь я изъяном:
Я - царевна... (Несмеяна.)

Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка.)

В ступе летаю,
Следы заметаю.
Без чудес старушке
Скучно жить в избушке. (Баба Яга.)

Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги.
Зато есть замечательный
Аппарат летательный. Какой? (Ступа.)
К лесу передом стоит
И кривой трубой дымит.
Там Яга - лесная бабка -
На печи зевает сладко. (Избушка на курьих ножках.)

Я - богатый, всемогущий,
Очень стройный, страшно злющий,
Но я смерти не боюсь,
Угадайте, как зовусь? (Кощей Бессмертный.)

Знает утка, знает птица,
Где Кощея смерть таится.
Что же это за предмет?
Дай, дружок, скорей ответ. (Игла.)

Уплетая калачи,
Едет парень на печи.
Едет прямо во дворец,
Кто же этот молодец? (Емеля.)

Ему надоело
Сидеть на окошке
И он покатился
В лес по дорожке. (Колобок.)

Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати и подушки.
Кто-то в домик к ним пришёл,
Беспорядок в нём навёл.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя.)

Сидит в корзинке девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несёт её домой? (Машенька.)

Братишка ей не подчинился
И вот в козлёнка превратился,
Когда водицы из копытца
Он в знойный день решил напиться.
(Алёнушка.)

В этой сказке Уголёк
Через речку мостик сжёг.
Назови же поскорей
Ты ещё мне трёх друзей.
(Пузырь, Соломинка и Лапоть.)

Как-то раз в лесу густом
Вырос домик под … (кустом).
Рада мышка-поскребушка
И зелёная … (лягушка).
Рад и побегайчик,
Длинноухий … (зайчик).
Ничего, что ростом мал
Меховой домишко, -
И кабан туда попал,
И лиса, и … (мишка).
Всем хватило места в нём.
Вот какой чудесный … (дом).
Дзинь-ля-ля - поёт синичка!
Это сказка «…»("Рукавичка".)

Жили-были семь ребят -
Белых маленьких... (козлят).
Мама их любила,
Молочком... (поила).
Тут зубами щёлк да щёлк,
Появился серый... (волк).
Шкуру белую надел,
Нежным голосом... (запел).
Как коза запел тот зверь:
- Отоприте, детки, ... (дверь).
Ваша матушка пришла,
Молочка вам... (принесла).
Мы ответим без подсказки,
Кто сумел спасти ребят.
Это знаем мы из сказки:
"... и........... ........". ("Волк и семеро козлят".)

Маша в коробе сидит,
Далеко она... (глядит).
Кто несёт её ответь,
Быстрыми шагами?
А несёт её ... (медведь)
Вместе с... (пирогами).
Путь не близкий,
Дальний путь.
Хочет Миша... (отдохнуть).
На пенёк присесть
И румяный пирожок
По дороге... (съесть).
Провела его малышка,
Будет он умнее впредь.
Вот у нас такая книжка,
Это - "... и...". ("Маша и Медведь.")

Га-га-га - зелёным лугом
Ходят птицы... (друг за другом).
Плещет синяя река,
Солнышко садится:
"Не спеши нас есть пока,
Рыжая... (лисица).
Съешь нас после, съешь потом,
Дай мы песенку... (споём)".
Ах, как песенка долга,
Слышно только: ... (га-га-га).
Ждёт лисица много лет,
А конца у песни... (нет).
Вот так птицы у бабуси
В сказке той "... и...". ("Лиса и гуси".)

Чашки три и три постели,
Стульев тоже три, смотри,
И жильцов здесь в самом деле
Проживает ровно... (три).
Как увидишь, сразу ясно:
В гости к ним ходить... (опасно).
Убегай скорей, сестричка,
Из окна лети, как... (птичка).
Убежала! Молодец!
Значит, сказке всей... (конец).
По слогам читает Федя:
Это сказка "... ............".
("Три медведя".)

Кто любил играть и петь?
Два мышонка - Круть и... (Верть).
Кто мышат с утра будил?
Кто на мельницу... (ходил)?
Намелил муки мешок?
Это - Петя-... (петушок).
Пирогов напёк он много
И спросил друзей от строго:
- Что вы делали, мышата,
От рассвета до... (заката)?
Веселились целый день,
Вам работать было... (лень)!
А теперь за стол садитесь.
Подаёте голосок,
Нет, сначала потрудитесь
И прочтите "........".
("Колосок".)

Из муки он был печён,
На сметане был мешён.
На окошке он студился,
По дорожке он... (катился).
Был он весел, был он смел
И в пути он песню... (пел),
Съесть хотел его Зайчишка,
Серый волк и бурый... (Мишка).
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую... (Лису),
От неё уйти не смог.
Что за сказка?
"..............."!

В огороде, возле хаты,
Урожай растёт богатый.
Там сидят на грядках густо
Репа, свёкла и... (капуста).
И горят, как солнышки,
Жёлтые... (подсолнушки).
Кто же там пыхтит на грядке?
От кого же этот дед
Убегает без... (оглядки),
А за ним и бабка вслед?
Вышла внучка в огород:
"Где тут страшный зверь... (живёт)?"
Заглянула под листочек,
Видит - там лежит клубочек.
Он в иголках серых сплошь,
Кто же это? Это - ... (ёж).
Из краёв пришёл лесных
Зверь колючий в сказку "...".
("Пых".)

Далеко на тёплом море
Появился вдруг мальчишка -
Деревянный, с длинным носом,
Про него создали книжку.
В книжке много приключений
Тот мальчишка испытал,
Золотой волшебный ключик
Он, в конце концов, достал.
Черепахою Тортилой
Был подарен ключик сей,
И ещё мальчишка встретил
Добрых преданных друзей.
Хоть пришлось ему несладко -
Был повержен Карабас.
Как та книжка называлась?
Вы мне скажете сейчас?
("Золотой ключик, или Приключения Буратино")

Пословицы

Пословицы кратки, а ума в них целые книги.

Велико ли перо, а большие книги пишет.

Аз да Буки избавляют нас от скуки.

Книги читай, а дела не забывай.

Не красна книга письмом, красна умом.

Книги книгой, да и своим умом двигай.

Испокон века книги растит человека.

Книга поможет в труде, выручит в беде.

Кто работает без книг, решетом воду черпает.

С книгой поведешься - ума наберешься.

Книга - зеркало жизни.

Книга для ума - что теплый дождик для всходов.

Кто много читает, тот много знает.

Прочел книгу - встретился с другом.

Хорошая книга - лучший друг.

Книга - твой друг, без нее как без рук

Береги книгу - она поможет тебе жить.

Грамотею и книга в руки.

Недочитанная книга - не пройденный до конца путь.

Ему и книги в руки.

Книги не говорят, а правду сказывают.

Кто знает Аз до Буки, тому и книги в руки.

Золото добывают из земли, а знания из книги.

Ум без книги, как птица без крыльев.

Напрасный труд удить рыбу без крючка и учиться без книги.

Книжкина неделя в детском саду. Проект для подготовительной группы

Паспорт педагогического проекта: Проект «Книжкина неделя»

Проект: «Путешествие по « Книжкиной неделе» с остановкой на станции «Библиотека», для детей старшего возраста

Авторы: Павликова Елена Валерьевна. Воронина Елена Матвеевна. Ильина Валентина Николаевна.
Описание: Материал будет полезен и интересен воспитателям, педагогам младшего и дополнительного образования, родителям, старшим воспитателям.
Цель: Воспитание любви и бережного отношения к книгам. Формирование интереса у детей к детской книге через творческую и познавательную деятельность.
Задачи:
- Познакомить детей с видами и назначением книг.
- Уточнить роль писателей, художников-иллюстраторов и оформителей.
- Учить детей создавать книгу своими руками.
- Развивать творчество, воображение, фантазию.
- Создать условия для развития творческих способностей детей.
- Формировать у детей представление о роли книги в жизни человека.
- Познакомить детей с различными жанрами книг.
- Дать детям знание о роли библиотеки.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.
- Побуждать детей к сочинительству.
- Активизировать речь детей, обогащать и расширять их словарь.
- Вовлечь родителей в совместную с детьми творческую деятельность.
- Пополнить развивающую среду творческими играми «Библиотека», «Книжный магазин».


Проект «Книжкина неделя»
Тип проекта : краткосрочный,
Срок реализации: 2 недели.
Наличие межпредметных связей: интеграция образовательнх областей - познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Вид проекта: художественно - творческий.
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:

- подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии, книги – энциклопедии; буквари; азбуки; сказки);
- дидактические игры;
- подбор мультфильмов; презентаций по теме;
- выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.
Необходимые условия для реализации проекта:
- заинтересованность родителей и детей;
- методические разработки.

Актуальность данного проекта. В последнее время во всём мире значительно снизился интерес к книге. На смену книгам всё чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках, простаивают в библиотеках и магазинах. Книга постепенно уходит на второй план, чтение перестаёт быть процессом воспитания собственной души, требующим от человека большой работы ума и сердца, переживания, осмысления. Читающий человек – мыслящий человек. Вот почему так важно прививать детям - любовь к книге - начиная с дошкольного возраста. Читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко появляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от души сострадать, возмущаться, радоваться. Данным проектом хотелось бы помочь родителям, детям найти книги, которые им помогут приобрести радость общения.

Методы проекта:
- игровые: дидактические игры; настольные игры; подвижные игры; игры – драматизации; сюжетно – ролевые игры;
- словесные: чтение и рассказывание стихов, сказок, загадок; разговор, беседа; рассматривание картинок; рассматривание книг; энциклопедий;
- практические: упражнения (оказание помощи), совместные действия воспитателя и ребенка,
- наглядные: показ презентаций, использование иллюстраций, картин, фотографий, показ мультфильмов; тематическая выставка.

Метод трех вопросов:
Что знаем?
Знаем,что есть книги.
Знаем, что они бывают разные.
Что хотим узнать?
Как появилась книга?
Где хранятся книги?
Какие, бывают книги?
Что такое библиотека?
И многое – многое другое…
Где и как найдем ответы на вопросы?
Поход в библиотеку;
спросим ответ у взрослых;
будем читать литературу.

Задачи по работе с родителями:
- Обогатить запас знаний родителей о роли чтения на развитие мыслительных процессов, творческих способностей.
- Повысить компетентность родителей по теме проектной недели.
- Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.

Предполагаемый результат:
- выставка детских работ (лепка, аппликация, рисование, поделки…);
- совместные работы родителей и детей;
- речевое творчество детей;
- дидактические игры и пособия;
- НОД;
- игра – драматизация детей;
- игра – драматизация родителей.
- называют любимые произведения;
- могут пересказывать небольшие тексты, сочиняют сказки, выразительно читают стихотворения, инсценируют самостоятельно;
- умеют правильно и бережно обращаться с книгами: ремонтировать их, пользоваться закладками.
- дети узнали о значении книги в жизни человека;
- владеют понятием « Библиотека»;
- знают о том, что нужно беречь книгу;
- умеют самостоятельно изготавливать книги.

Этапы проекта:
Перед проведением «Книжкиной недели» в группе была создана развивающая среда. Оформлены выставки книг по следующим темам: «Умные книжки», «Книжки – малышки», «Волшебные сказки», «Моя любимая книга», проводилась беседа о предстоящем празднике.


Детям и родителям было дано домашнее задание:
- перечитать любимые книжки,
- изготовить иллюстрации к сказке «Цветик – семицветик».
Совместные работы детей и родителей.


1 этап – подготовительный (срок 18.01.2016 – 30.01.2016г.). Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов. Опрос детей «Моя любимая книга», анкетирование родителей «Приобщение ребёнка к художественной литературе», выявление проблемы. Обработка полученной информации, подбор наглядного и игрового материала. Изучение методической литературы, разработка плана совместных мероприятий.
Задачи:
- определить актуальные знания детей о книгах;
- вызвать интерес к решению поставленной задачи.
Формы организации работы 1 этапа:
- планирование проектной деятельности по теме «Книги. Библиотека» опираясь на методическую литературу;
- подбор методической и художественной литературы;
- подбор дидактических, подвижных, малоподвижных;
- составление плана взаимодействия с родителями и детьми.

2 этап – практический. Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей. Реализация плана совместных мероприятий,через интеграцию разных видов детской деятельности.
Задачи:
- создание проблемной ситуации;
- развивать выразительность речи;
- развивать познавательные способности у детей в процессе совместной театрализованной деятельности;
- пополнить уголок книги материалами по теме проекта;
- воспитывать аккуратность при работе с книгой.

Формы организации работы 2 этапа:
- Работа с детьми (организация мероприятий познавательного характера, организация двигательного режима)
Формы работы с детьми.
Тематические беседы:
- Ситуативный разговор: « Нужно ли беречь книгу?»
- Беседа: «Из чего состоит книга?»
- Беседа на тему «Что такое библиотека?»;
- Беседа «Книга-наш друг».
- Беседа «Хочу все знать!»
- Беседа «ИСТОРИЯ КНИГИ» (Рассказ воспитателя о развитии письменности с показом иллюстраций – глиняные таблички, свиток, папирус, пергамент, береста, рукописные книги, первопечатники, печатный станок).
- Эмоционально-речевая разминка «ПОСЛОВИЦЫ». (Дети произносят пословицы о книгах с различной интонацией: весело, вопросительно, удивлённо, утвердительно).
- Знакомство с творчеством К.И. Чуковского.
- Рассматривание иллюстраций к произведениям К.И.Чуковского.
- Показ презентации-викторины «Угадай сказку».
- Опрос детей: «Моя любимая книга».
Изготовление Книжки-самоделки тема: «Весна - идет, весне – дорогу»;


«Цветик – семицветик»


Знакомство с пословицами:
Сказанное слово забудется, написанное в книге запомнится.
Испокон века книга растит человека.
Кто читает, тот много знает

Чтение художественной литературы:
Чтение стихотворения «Доктор Айболит" с использованием звуковых эффектов.
«Муха - цокотуха».
« Цветик – семицветик».
Русских народных сказок, стихов, рассказов, изученных стихов, энциклопедий.
Просмотр мультфильма «Уроки тетушки совы. Азбука малыша»

Слушание песен на сказочную тематику.

Художественно – продуктивная деятельность:
- Изготовление пригласительных билетов к сказке: «заюшкина избушка на новый лад»;


- лепка «Мой любимый герой сказки»;
- аппликация «Закладка для книг»;


- рисование «Мои любимые книжные герои»»;
- рисование «Обложка любимой книги».

Театрализованная деятельность: Игра – драматизация «Заюшкина избушка»


Интеллектуальная игра-викторина «Путешествие в страну сказок»
Консультации для родителей:
«Как научить ребёнка любить книги», «Читаем ребёнку вслух», «Чтобы ребёнок любил читать. Советы психолога В.С.Юркевич»,
Анкетирование: «Какие книжки читают дома».
Анкетирование:«Приобщение ребёнка к художественной литературе»,

Подборка детских произведений:
- «Теремок»;
- «Муха – цокотуха»;
- «Цветик – семицветик».

Дидактические игры: «Собери сказку», « Закончи предложение»,«Доскажи словечко». «Расскажи свою любимую сказку», разрезные картинки, пазлы «Мои любимые сказки», «Как вести себя с больным?»; Сложи картинку» игра «Из какой сказки герой?»;
Оформление выставки детских энциклопедий«Самые умные книги»
Сюжетно-ролевые игры:
« Библиотека», «Книжный магазин»

Конструирование с использованием математических наборов: «Собираем книжную полку, шкаф»; из конструктора: «Строим библиотеку».

Подвижные игры: «Путаница». «Кто быстрее». «Найди и промолчи». «Мы веселые ребята»;
Ремонт «заболевших» книг в книжном уголке «Книжкина больница»
Путешествие по выставке «Волшебные сказки» - рассматривание книг, отличающихся по содержанию, оформлению, направленности.

3 этап – обобщающий (заключительный). Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. К опыту работы будут приобщены лучшие работы детей, фотоматериалы и итоговое мероприятие по проведению проектной недели. Выход в библиотеку.
Задачи:
- развивать творческие способности;
-развивать интерес к чтению книг;
- развивать умение анализировать, обобщать и делать простейшие выводы;
- развивать наблюдательность и любознательность, познавательной активности
- воспитывать самостоятельность в различных видах деятельности.

В ходе реализации проекта «Книжкина неделя» предполагаемые результаты были достигнуты:
- В результате проекта дети познакомились с творчеством детских писателей.
- Дети научились узнавать на репродукциях и фотографиях писателей и поэтов.
- Дети познакомились с иллюстраторами детской книги.
- Были организованы для детей тематические выставки.
- Дети научились ремонтировать книги.
- Детьми были созданы творческие работы по прочитанным произведениям.
- Дети посмотрели спектакли по прочитанным произведениям.
- Родители воспитанников познакомились с информацией по воспитанию любви к чтению.
- Совершили поход в библиотеку.


Перспективы проекта: В дальнейшем планируем продолжить начатую работу.


Оксана Алпеева

Вид проекта : групповой

Продолжительность проекта : краткосрочный - 1 неделя .

Участники проекта : дети подготовительной группы , воспитатель, родители воспитанников.

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Актуальность : Читающий человек – мыслящий человек. Вот почему так важно прививать детям - любовь к книге, начиная с дошкольного возраста. Читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко появляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от души сострадать, возмущаться, радоваться. Участие детей в проекте «Книжкина неделя » позволит максимально обогатить знания и представления о книге, ее значимости, развить связную речь, творческие способности детей, пополнить словарный запас. А родителям хотелось бы помочь найти детям книги, которые им помогут приобрести радость общения. Очень важно показать, что книга – верный друг.

Цели проекта : формирование интереса у детей к детской книге через творческую и познавательную деятельность.

Задачи проекта :

1. Художественно - эстетическое развитие

Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства.

Стимулировать сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Развивать восприятие художественных произведений и музыки.

2. Познавательное развитие

Развивать любознательность и познавательную мотивацию.

Развивать воображение и творческую активность.

Формировать представления о социально – культурных ценностях нашего народа.

3. Речевое развитие

Продолжать знакомство с книжной культурой , детской литературой и понимание на слух текстов художественных произведений.

Формировать владение речью как средством общения и культуры.

Обогащать активный словарь.

Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

4. Физическое развитие

Приобретение опыта в упражнениях направленных на развитие таких качеств как координация и гибкость.

Развивать координацию движений, крупную и мелкую моторику обеих рук.

Предполагаемый результат : Дети должны знать виды книг; уметь составлять рассказ о книге; знать из чего делают книгу; уметь совместно с родителями выполнять «Книжку-малышку »

Этапы работы :

1 этап – подготовительный. Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов. Опрос детей «Моя любимая книга» , анкетирование родителей «Приобщение ребёнка к художественной литературе» , выявление проблемы. Обработка полученной информации, подбор наглядного и игрового материала. Изучение методической литературы, разработка плана совместных мероприятий.

2 этап – практический. Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей. Реализация плана совместных мероприятий,через интеграцию разных видов детской деятельности.

Формы организации работы 2 этапа :

Работа с детьми (организация мероприятий познавательного характера, организация двигательного режима)

Формы работы с детьми.

Тематические беседы :

- Ситуативный разговор : «Нужно ли беречь книгу?»

- Беседа : «Из чего состоит книга?»

Беседа «История книги» (Рассказ воспитателя о развитии письменности с показом иллюстраций – глиняные таблички, свиток, папирус, пергамент, береста, рукописные книги, первопечатники, печатный станок).

Беседа на тему «Что такое библиотека?» ;

Беседа «Путешествие по полочке умных книг» Цель : познакомить с пользой книг –энциклопедий, учить находить ответы на вопросы в книгах, расширять естественно -научные представления.

- Сказки от вопроса : “Что было бы, если бы…” (сочинить новый сюжет к известной сказке)

Цветные сказки. Придумывание сказки, в которой все предметы одного цвета.

Показ презентации-викторины «Угадай сказку» .

- Опрос детей : «Моя любимая книга» .

Драматизация сказки «Теремок» для детей младшей группы .

Знакомство с пословицами :

Сказанное слово забудется, написанное в книге запомнится.

Испокон века книга растит человека.

Кто читает, тот много знает

Эмоционально-речевая разминка «ПОСЛОВИЦЫ» . (Дети произносят пословицы о книгах с различной интонацией : весело, вопросительно, удивлённо, утвердительно).

Чтение художественной литературы :

Знакомство с книгами – юбилярами

Маршак Самуил Яковлевич «Багаж» 90 лет (1926)

Милн Алан А. «Вини Пух» 90 лет (1926)

Михалков Сергей Владимирович «Дядя Стёпа! 80 лет (1936)

Михалков Сергей Владимирович «А что у вас?» 80 лет (1936)

Пушкин Александр Сергеевич «Сказка о царе Салтане» 185 лет (1831)

Родарри Джанни «Приключения Чиполлино» 65 лет (1951)

Толстой Алексей Николаевич «Золотой ключик, или Приключения Буратино» 80 лет (1936) - просмотр мультфильма

Писатели – юбиляры : Агния Львовна Барто (Волова, 1906-1981) – 110 лет

Слушание песен на сказочную тематику.

Художественно – продуктивная деятельность :

Лепка «Мой любимый герой сказки» ;

Аппликация «Закладка для книг» ;

Рисование «Мои любимые книжные герои » ;

Рисование «Обложка любимой книги» .

Интеллектуальная игра-викторина «Путешествие в страну сказок»

Консультации для родителей :

«Как научить ребёнка любить книги» , «Читаем ребёнку вслух» , «Чтобы ребёнок любил читать. Советы психолога В. С. Юркевич»

Дидактические игры : «Собери сказку» , «Закончи предложение» , «Доскажи словечко» . «Расскажи свою любимую сказку» , разрезные картинки, пазлы «Мои любимые сказки» , «Как вести себя с больным?» ; Сложи картинку» игра «Из какой сказки герой?» ;

Оформление выставки детских энциклопедий «Самые умные книги»

Сюжетно-ролевые игры :

«Библиотека» , «Книжный магазин »

Конструирование с использованием математических наборов : «Собираем книжную полку , шкаф» ; из конструктора : «Строим библиотеку» .

Подвижные игры : «Путаница» . «Кто быстрее» . «Найди и промолчи» . «Мы веселые ребята» ;

Ремонт «заболевших» книг в книжном уголке «Книжкина больница »

Путешествие по выставке «Волшебные сказки» - рассматривание книг, отличающихся по содержанию, оформлению, направленности.

3 этап – обобщающий (заключительный) . Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. К опыту работы будут приобщены лучшие работы детей, фотоматериалы и итоговое мероприятие по проведению проектной недели .

В ходе реализации проекта «Книжкина неделя » предполагаемые результаты были достигнуты :

В результате проекта дети познакомились с творчеством детских писателей.

Дети научились узнавать на репродукциях и фотографиях писателей и поэтов.

Были организованы для детей тематические выставки.

Дети научились ремонтировать книги.

Детьми были созданы творческие работы по прочитанным произведениям.

Родители воспитанников познакомились с информацией по воспитанию любви к чтению.