Что такое помазание? В чем заключается смысл елеопомазания на богослужении? Для чего нужно благовонное масло из лампадок разных икон, которое в церковных лавках продают

  • 10.10.2019

Строгие и полные любви и милосердия взоры святых с древних икон, мягкий теплый свет зажженных свечей, благоухающее кадило, купель, наполненная освященной водой, белые одежды младенца, торжественный и возвышенный голос священника, произносящего слова молитвы, тихое и волнующее пение хора… С минуты крещения начинается новая жизнь верующего человека, устанавливается невидимая глазу связь с Богом. Новокрещенный входит в лоно церкви, «духовно рождается» на свет. Крещение - самое первое и важнейшее таинство в жизни христианина, оно неразрывно связано с другим таинством - миропомазанием. И если о крещении слышал практически каждый человек, то о последнем знают немногие. В чем миропомазание в церкви? Подробную информацию читайте в статье.

Значение таинств в церкви

Одной из основополагающих частей жизни церкви и христианина являются таинства.

Таинство - это священнодействие, посредством совершения которого человеку через видимые обряды передается незримая божественная благодать.

Всем таинствам христианской церкви присущи общие черты:

  • Богоустановленность - учреждение таинств самим Богом.
  • Внутренняя, сокрытая сторона - незримая благодать, передающаяся христианину при проведении таинства.
  • Внешняя, формализованная сторона - обрядовый порядок, необходимый немощному человеку, зримые и ощущаемые действия, позволяющие воспринять незримую благодать.

В противовес обрядам, совершаемым при исполнении таинств (например, освящение воды, каждение храма), которые складывались и развивались естественным путем на протяжении веков, таинства считаются установленными Богом.

Таинства Православной церкви

Всего в православной традиции установлено семь таинств, посредством которых верующие и приобщающиеся к таинствам получают различные божественные дары:

  • Таинство крещения - крещаемый троекратно окунается в купель или обливается водой с прочтением молитв. Новокрещенному прощаются прежние грехи, происходит приобщение к Церкви.
  • Таинство миропомазания в православии заключается в нанесении святого мира на определенные части тела. Помазуемому передается дар Духа Святого, наставляющий его на путь духовного самосовершенствования.
  • Таинство покаяния - искреннее раскаяние христианина в своих грехах, полная исповедь духовнику как прообразу Господа. Покаявшемуся грешнику отпускаются исповеданные грехи.
  • (другое название - евхаристия) - причащение Святыми Дарами, освященными и приготовленными особом способом, вином и хлебом, символизирующими Тело и Кровь Христа; причастившийся соединяется с Господом.
  • Таинство елеосвящения (или соборование) - тело человека помазуется маслом (елеем). Верующему даруется избавление от различных недугов.
  • Таинство брака (известное как венчание) - заключение церковного союза мужа и жены. Родившейся семье даруется божественное благословение.
  • Таинство священства (иначе называется хиротонией) - посвящение в священнослужители. Даруется возможность самостоятельного участия в таинствах церкви, проведения обрядов и совершения служб.

Евангельские тексты содержат прямое упоминание трех таинств - крещения, покаяния и причащения; богоустановленное происхождение остальных таинств засвидетельствовано другими книгами Священного писания и трудами первых учителей церкви.

Связь таинства крещения и миропомазания

Как связаны таинство крещения и таинство миропомазания? Оба они всегда были тесно связаны в Крещение очищает и освобождает человека от бремени первородного греха и множества личных грехов, а миропомазание дарует благодать Святого Духа, позволяя жить по церковным заповедям и канонам.

С IV века миропомазание совершается сразу после крещения. Оба эти таинства могут быть совершены только единожды за всю жизнь человека.

Значение миропомазания

Православный катехизис (сборник, излагающий основные положения веры) так поясняет суть таинства: «Миропомазание есть таинство, в котором верующему, при помазании освященным миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, способствующие росту и укрепляющие в жизни духовной».

Личная пятидесятница

Иногда таинство миропомазания называют личной пятидесятницей человека. Понять смысл этой фразы можно, вспомнив страницы Евангелия.

На пятидесятый день после воскресения Христа на апостолов снизошел Дух Святой в виде огненных языков пламени. Они сразу же почувствовали воздействие божественной благодати - их наполнила божественная любовь к людям и Христу, готовность посвятить себя служению им. Они получили способность говорить на неизвестных им ранее языках, что позволяло вести проповеди в разных уголках земли.

В таинстве миропомазания с человеком происходит то же самое, что пережили апостолы. Внешняя форма этого явления изменилась - пламя теперь заменяет крестообразное помазание миром, но внутренняя сторона, смысл таинства остались неизменными - схождение Святого Духа и освящение христианина через получаемую благодать.

История установления обряда

В первые годы распространения христианства таинство миропомазания имело совсем иную форму.

Христиане первых веков получали благодатный дар посредством молитв и личного возложения апостолами рук на головы новообращенных.

Однако распространение христианства и возрастающее число верующих сильно затрудняло личное участие апостолов в благословении каждого новообращенного. Поэтому на рубеже III и IV веков внешняя обрядовая сторона таинства миропомазания была изменена. Теперь вместо апостольского руковозложения стали помазать миром определенные части тела. Миропомазание - это было таинство, которое сопровождалось молитвами и наложением крестного знамения (по-гречески «сфрагис» - печать). Правом совершать помазание миром наделялись епископы и пресвитеры церкви, назначенные апостолами.

Камень

На Святой Земле, в Иерусалиме, есть святыня, известная миру как Камень миропомазания. Согласно Евангелию, это именно тот камень, на который было положено Тело Спасителя после снятия Его с креста. Последователи Христа - Иосиф Аримафейский и Никодим - именно на этом камне омыли благовонным миром Тело Господа, приготовив к погребению. Для сохранности настоящий покрыт плитой из розового мрамора, но даже через плиту он источает миро, которое собирают многочисленные паломники для исцеления от недугов.

Святое миро

В переводе с древнегреческого «миро» означает «благовонное масло». По данным различных источников, количество ингредиентов, необходимых для приготовления мира, используемого в таинстве, колеблется от 35 до 75. Такое обилие составляющих миро компонентов соотносится с огромным числом добродетелей, которыми должен обладать истинный христианин. Основу мира составляют белое виноградное вино, чистое оливковое масло и разнообразные ароматические вещества и масла.

На заре христианства правом приготовления и освящения мира обладали только апостолы, позднее - назначенные ими епископы. Сегодня в Русской Православной Церкви готовить и освящать миро может только Патриарх.

Приготовление и освящение мира

В России процесс приготовления и освящения мира происходит раз в два года. Подготовка всех необходимых ингредиентов начинается с Крестопоклонной недели - четвертой недели Великого поста. Все необходимые ингредиенты кропятся освященной водой, варится смесь оливкового масла и вина. Ароматические составляющие мира измельчаются, заливаются готовой смесью масла и вина. Затем миро стоит до конца Великого поста. В Страстной Понедельник Патриарх освящает все, что используется для мироварения (и ингредиенты, и сосуды), самолично разжигает пламя под приготовленными котлами. Варение мира сопровождается постоянным чтением Евангелия. В Великий четверг миро освящается, причем оно смешивается с миром, освященным в предшествующие годы. Такое смешивание происходило на протяжении многих веков. Благодаря этому сегодня миро содержит часть вещества, сваренного еще во времена апостолов. Затем готовое и освященное миро раздается на все приходы Церкви.

Значение обряда

Видимой стороной таинства является нанесение священником мира на лоб, глаза, нос, рот, уши, грудь, ладони и ступни человека. При этом каждый раз им произносится: «Печать дара Духа Святаго. Аминь».

Почему именно эти части тела выбраны для проведения обряда? Ответ на этот вопрос дают труды святителей церкви.

Используемое при помазании миро освящает всего человека целиком: посредством помазания лба очищает ум и мысли, через помазание органов чувств (глаз, носа, рта и ушей) наставляет на путь спасения, настраивает на восприятие всего благочестивого, посредством помазания груди дарует божественную любовь и освящает чувства и желания, через помазание рук и ног благословляет на богоугодные дела и поступки, призывает следовать заповедям Господним на всем жизненном пути.

Обрядовая сторона таинства

Миропомазание - это таинство, которое состоит из четырех этапов: помазание миром, хождение вокруг купели, омывание святого мира и пострижение волос.

По окончании таинства крещения (заканчивается одеянием в белые читает молитву и наносит миро на определенные части тела, которые должны быть насухо вытерты. Нанося святое миро, священник образно рисует крест. До омовения никто не должен касаться помазанных частей тела.

Затем новокрещенный с зажженной свечой и его крестные родители (по церковному обычаю они называются восприемниками) три раза шествуют вокруг купели, двигаясь навстречу солнцу, против часовой стрелки, как совершаются все крестные ходы. Символически это означает вхождение в вечную жизнь, дарованную совершаемыми таинствами, а также их вечную нерушимую силу.

Обряды восьмого дня

Омовение святого мира на заре становления христианской веры происходило на восьмой день после совершения таинства. Причем новокрещеный в течение недели носил белые крестильные одежды, не снимая. Он посещал храм, приобщаясь к тайнам церкви и богослужения; в этот период происходило первое причастие новоначального христианина. Сегодня обряды восьмого дня совершаются в день крещения и миропомазания. Священник произносит слова молитвы, испрашивая у Бога помощи в сохранении печати Святого Духа невредимой и прося защитить нового члена церкви от пагубного воздействия злых сил. Затем кропит помазанного со словами древней молитвы: «Оправдался еси (человеку простились прежние грехи), просветился еси (встал на путь православной веры), освятился еси (во время первого причастия), омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего». После этого совершается омовение смоченной в чистой воде губкой помазанных миром частей тела.

Испросив у Господа благословение для нового члена церкви, священнослужитель остригает волосы на голове новокрещенного - затылок, лоб, правую и левую стороны. Крестообразное пострижение волос повторяет порядок наложения благословения на голову. Символически обряд миропомазания означает, что человек добровольно предается Богу, готов принести себя в жертву.

Остриженные волосы закатываются в комок воска и опускаются в крестильную купель.

Миропомазание - это второе по важности (после крещения) таинство в жизни любого христианина. К сожалению, сегодня многие не знают смысла этого таинства. Да и о самом существовании этого таинства известно далеко не всем. А между тем, миропомазание - это таинство, которое позволяет человеку начать вести полноценную духовную жизнь в лоне православной церкви.

Установление таинства Миропомазания восходит к апостольским временам. В первоначальной Церкви каждый новокрещеный получал благословение и дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа. В Деяниях говорится о том, что Петр и Иоанн возложили руки на самарян, чтобы они приняли Святого Духа, «ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса» (Деян. 8:16). Сошествие Святого Духа сопровождалось иногда видимыми и ощутимыми проявлениями благодати: люди начинали говорить на незнакомых языках, пророчествовать, совершать чудеса, как это случилось с апостолами в праздник Пятидесятницы. Возложение рук являлось продолжением Пятидесятницы, так как сообщало дары Святого Духа.

Впоследствии с умножением христиан из-за невозможности личной встречи каждого новокрещеного с епископом рукоположение было заменено Миропомазанием. В Православной Церкви Миропомазание совершает священник, однако само миро (благовонное масло) приготовляется епископом. Миро варится из различных элементов (насчитывается до 64-х элементов: елей, бальзам, смолы, благовонные вещества), и в современной практике правом приготовления мира обладает только глава автокефальной Церкви (патриарх, митрополит). В Москве, например, Патриарх Московский и всея Руси совершает чин мироварения один раз в несколько лет и затем раздает освященное миро на приходы, таким образом, благословение патриарха получает каждый, кто становится членом Церкви.

В апостольских посланиях дар Святого Духа, которым обладают христиане, иногда называется «помазанием» (1 Ин. 2:20, 2 Кор. 1:21). В Ветхом Завете через помазание совершалось поставление человека на царство: «И взял Самуил сосуд с елеем и вылил на голову его (Саула) и поцеловал его, и сказал: вот, Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего» (1 Цар. 10:1). Поставление на священническое служение совершалось тоже через миропомазание: «Возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны… корицы… тростника благовонного… касии и масла оливкового… и сделай из сего миро для священного помазания… И помажь… Аарона и сынов его, и посвяти их, чтобы они были священниками Мне… тела прочих людей не должно помазывать им, и по составу его не делайте … подобного ему; оно - святыня» (Исх. 30:23-26, 30, 32).

В Новом же Завете нет деления на «посвященных» и «прочих»: в Царстве Христа все являются «царями и священниками» (Апок. 1:6), «родом избранным», «людьми, взятыми в удел» (1 Пет. 2:9), а потому помазание совершается над каждым христианином. Через Миропомазание человек получает «печать дара Духа Святаго». Как поясняет протопресвитер Александр Шмеман, речь идет не о различных «дарах» Святого Духа, а о самом Святом Духе, Который сообщается человеку как дар.1 Об этом даре Христос говорил ученикам на Тайной Вечери: «…Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины» (Ин. 14:16-17); и «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16:7). Крестная смерть Христа сделала возможным дарование нам Святого Духа, и во Христе мы становимся царями, священниками и христами (помазанниками), получая не ветхозаветное священство Аарона, или царство Саула, или помазание Давида, но новозаветное священство и царство Самого Христа. Через Миропомазание мы становимся сынами Божьими, потому что Святой Дух есть «дар усыновления» («сыноположения дарование», как читается в Литургии святителя Василия Великого).

Так же как и благодать , дар Святого Духа, получаемый в Миропомазании, должен быть не просто пассивно воспринят, но активно усвоен. В этом смысле преподобный Серафим Саровский говорил, что цель жизни христианина - «стяжание Святого Духа». Божественный Дух получен нами в залог, но Его предстоит стяжать, то есть приобрести, войти в обладание им. Святой Дух в нас должен принести плод. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание… Если мы живем духом, то по духу и поступать должны», - говорит апостол Павел (Гал. 5:22, 25). Все таинства имеют смысл и являются спасительными только в том случае, если жизнь христианина соответствует дару, который он получает.

- Владыка, что такое Церковь? Почему христиане призываются к церковной жизни?

Церковь, по определению Священного Писания,- это Тело Христово. Это Сам Христос, оставшийся на земле вместе со Своими учениками и их последователями. Это собрание людей, верующих во Христа и исполняющих евангельские заповеди.

Сам храм - это не просто место, где мы обращаемся к Богу с просьбами, благодарим Его за благодеяния в нашей жизни. Это место, где совершается Евхаристия - главное таинство христианской Церкви и где мы получаем возможность соединиться со Христом в таинстве Святого Причащения. Ради этого и существует Церковь.

Если человек принимает Христа как Бога, если Его заповеди становятся для него правилом жизни, то он не может не услышать слов Спасителя: создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 1 , 18); где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них (Мф. 18 , 20). В этих словах - во-первых, обетование создания Церкви и существования ее до конца времен, во-вторых, указание, что верующим нужно собираться вместе ради общения со Христом.

Сегодня человек не очень-то любит находиться в окружении себе подобных, ему тяжело. Мы окружены другими людьми буквально везде - в транспорте, на работе - и чувствуем себя мельчайшими насельниками огромного муравейника. Поэтому для человека становится естественным желание хотя бы какое-то время побыть одному или только с самыми близкими. Это чувство христианину приходится преодолевать, осознавая, что единство в Церкви, единство в Боге - это совершенно особое, благодатное состояние.

Как нужно вести себя в храме? Многие люди, которые только начинают вести церковную жизнь, стесняются, боятся сделать что-то не так... Как об этом узнать?

Сегодня издается много хороших книг. Есть и такая замечательная вещь, как Интернет. Есть учебник Закона Божия протоиерея Серафима Слободского, который издавался миллионными тиражами. В нем очень хорошо рассказано, что такое храм, каково его устройство, в чем состоит содержание службы и как вести себя на ней. Конечно, в Церкви, как и в любом другом месте, есть определенные правила. Они связаны как с некими общекультурными моментами, так и с тем, что происходит в храме.

- Так что же все-таки происходит в храме?

Богослужение, то есть служба Богу. Службы могут быть разными, основные - это всенощное бдение и Литургия. Есть особые службы Великого поста, Страстной седмицы, пасхального периода. Христианину необходимо знать, что происходит во время богослужения. В последние годы издано множество пособий для изучения богослужения. Тексты всенощного бдения и Божественной литургии с комментариями есть практически во всех храмах. Их можно и нужно приобрести, и не просто для того, чтобы прочитать один раз, а для того, чтобы стоять с ними на службе и следить за тем, что читается и поется. Для тех, кто хочет познакомиться с богослужением серьезнее, есть книги и учебники по литургике, богослужебные книги - Минеи, Октоих, Триоди. Они широко доступны в Интернете. В большинстве храмов существуют воскресные школы для взрослых, где изучается содержание службы и церковнославянский язык. Поэтому самое главное - это желание самого прихожанина научиться чему-то новому, понять жизнь Церкви.

Когда человек только начинает ходить на службы, он обращает внимание преимущественно на внешнее: вот почему-то открыли Царские врата, потом закрыли, вот вышли покадили, что-то вынесли... Для начала это простительно, но потом нужно все-таки более основательным образом познакомиться со службой. Нужно стараться быть не просто зрителем, который тянется на цыпочках из задних рядов для того, чтобы что-то увидеть или услышать, а становиться полноценным участником богослужения.

- Владыка, а в какие моменты службы нужно быть особенно внимательным?

Это очень хороший вопрос, на который я отвечаю своим любимым рассуждением - ни в какие, потому что надо быть внимательным от начала и до конца. Очень плохо, что в некоторых книгах указаны определенные моменты богослужения, в которые нужно быть особенно сосредоточенным. Если человек знает об этом, он действительно очень собран и внимателен. Бывает так, что во время чтения Евангелия или во время Херувимской песни муха пролетит - слышно. Но как только этот момент закончился - все расслабляются и начинают вести себя совершенно по-другому, более вольно. Или на всенощном бдении: все внимательны, молятся, крестятся, кланяются. Но начинается пение канона - и вся церковь приходит в движение, все переходят с места на место, здороваются, расспрашивают друг друга о делах и о здоровье. Если в храме есть скамейки, народ присаживается, и на этих скамейках начинается дружный разговор в полный голос, люди обсуждают важные дела... Я в этот момент часто останавливаю службу и обращаюсь к прихожанам. Объясняю, что с началом помазания служба не закончилась, что читается канон - центральная часть утрени, в котором рассказывается о событиях празднуемого дня, возносится благодарность Богу за эти события. На какое-то время моих воззваний хватает, а потом все повторяется. Тем не менее я продолжаю это делать и стараюсь требовательно относиться к духовенству, спрашиваю, почему они этого не делают. Там, где священники учат народ, такого не бывает. Но, к сожалению, часто батюшкам, видимо, не до этого, и люди предоставлены сами себе. Это очень острая проблема нашей церковной жизни.

Надо вести себя на службе внимательно и благоговейно все время. И опять же, удерживать внимание гораздо легче, когда тебе знакома служба, когда понимаешь ее смысл. Если сегодня вдруг что-то непонятно или не слышно (например, человек пришел на службу в большой храм, где очень много народа, и ему приходится стоять у входа или в уголке), есть такое правило: молиться Иису-совой молитвой или другими короткими молитвами. Если по какой-то причине нужно уйти со службы - перекрестись и молча, тихо выйди из храма.

Кстати, наблюдение за поведением наших прихожан - для меня самый весомый аргумент в дискуссии, которая ведется иногда: нужны ли в православных храмах скамейки? Вот у католиков есть - удобно. Есть у православных греков, сербов, болгар. А я с ужасом думаю, что начнется в наших храмах, если поставить скамейки: получится просто большая завалинка, где ведется обсуждение всех и вся... На самом деле в богослужении, особенно когда устав исполняется более или менее полно, есть моменты, когда положено сидеть, особенно во время вечерни и утрени. Поэтому скамейки в храме уместны. Но, к сожалению, манера воспринимать храм во время службы как клуб по интересам присутствует в нашей жизни, и преодолеть ее очень сложно.

Часто бывает так, что во время всенощного бдения люди приходят «к помазанию», а потом многие уходят. Это неправильно? Какое значение имеет это помазание елеем на вечерней службе?

Помазание освященным елеем - это видимый символ приобщения к благодати Божией. У нас очень любят этот чин. По уставу помазание елеем из лампады у праздничной иконы или елеем, освященным на литии, совершается в конце богослужения, на 1-м часе. У нас в России, особенно на праздничных всенощных, бывает много людей, и если мы начнем помазывать их елеем на 1‑м часе, это еще минут на сорок удлинит службу. Поэтому в нашей традиции помазание перенесено в начало пения канона, но на службе это сказывается самым негативным образом. Плюс в сознании нашего народа присутствует некое стихийное желание что-то взять из храма. Не принести, а получить. К сожалению, потребительское отношение ко всему господствует в наше время в человеческом, в том числе и в церковном, обществе.

Все это приводит к тому, что помазание превратилось в «кульминацию» вечернего богослужения, которой оно по своему смыслу не является. И действительно - порой до половины прихожан приходят «к помазанию» и потом с чувством исполненного долга уходят домой. Это неправильно. Никакого особого таинственного смысла помазание елеем не имеет.

Нужно приходить на всенощную для того, чтобы прославить Бога и подготовиться к завтрашней Литургии, особенно, если человек собирается причащаться. Во время Божественной литургии совершается таинство Евхаристии, пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя и причащение верующих. Вот почему Литургия - это завершение и вершина суточного круга богослужения.

- Нужно ли стоять на коленях во время Херувимской , Милости мира ?

Есть разные обычаи и традиции. Но по уставу - нет, не нужно. Можно сделать земной поклон во время Тебе поем , когда совершается таинство, на возгласе «Святая святым» и во время выноса Даров для Причащения мирян. Не положено по уставу делать земные поклоны в храме на святки (между Рождеством и Крещением) и на Святую Пятидесятницу (от Пасхи до Троицы).

- Владыка, а как вести себя мирянам после «Святая святым»?

Точно так же, как и на протяжении всей Литургии. Для меня это второе больное место после канона на утрене. В пасхальную неделю в одном из наших храмов мне пришлось остановить службу, прервать пение хора и обратиться к людям, потому что начинается то же самое: ходьба, шум, разговоры. Почему-то в этот момент все вдруг идут прикладываться к праздничной иконе и начинают общаться. Я всегда пытаюсь объяснить, что после «Святая святым» происходят очень важные священнодействия - раздробление Агнца и Причащение сначала духовенства, потом народа. Странно, что когда поется Херувимская , в общем-то, просто сопровождающая перенесение Даров с жертвенника на престол, все стоят как вкопанные, молятся со страхом и трепетом, а когда совершается священнодействие со Святыми Дарами, в храме слышится шум. Часто, когда произносится «Святая святым» и закрывается завеса, мне приходится отправлять старшего иподиакона успокаивать народ, но это вызывает у людей недоумение. И опять-таки, это происходит там, где священники не учат своих прихожан. Повторю - к сожалению, это наша большая проблема.

Обычно прихожане в храме знают друг друга, радуются, встречаясь друг с другом. Это ведь хорошо. Но вместе с тем мы знаем и слова преподобного Амвросия Оптинского: «За разговоры в храме посылаются скорби». Как же правильно людям общаться в храме?

Это очень верное замечание преподобного Амвросия говорит о том, что проблема не нова. Конечно же, храм может и должен быть таким местом, где верующие люди встречаются и общаются между собой - но только не в богослужебное время. Конечно, можно с кем-то поздороваться, спросить, как дела, поинтересоваться здоровьем детей или родственников - но это надо делать до начала чтения часов или после службы. В благоустроенных храмах обычно предоставляют людям возможность пообщаться, особенно на праздники. При многих наших храмах есть парки, скверы, устраиваются встречи и чаепития. Священнику нужно позаботиться об этом, стараться перенести эту очень хорошую социальную активность прихожан на внебогослужебное время.

Владыка, Вы часто цитируете блаженного Августина: «Если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем»...

Это очень точное выражение самой сути взаимоотношений человека с Богом. Действительно, невозможно быть настоящим христианином, если Богу отводится лишь незначительная часть нашей жизни. Бог должен быть на первом месте, и тогда все остальное совершенно естественным образом выстроится в правильном распорядке.

Газета «Православная вера» № 10 (534)

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин
Беседовала

Я присоединилась к Церкви, когда мне было 16 лет, и я была единственным членом Церкви в моей семье. Мои родители были против моего крещения, но сдались, подумав, что это всего лишь временная «фаза» в моей жизни. Из-за противостояния родителей, после того как я присоединилась к Церкви, я не могла посещать уроки семинарии. И хотя мое свидетельство было крепким, я не могла участвовать во всех классах и мероприятиях, доступных членам Церкви. По этой и некоторым другим причинам, мой прогресс в познании того, как Евангелие действует даже в незначительных моментах нашей жизни, шел очень медленно.

Я узнала о Патриархальном благословении и успела получить свое собственное до того, как начала учиться в колледже, но я ничего не знала о других благословениях священства - таких, например, как исцеление. И я вообще никогда не слышала о помазании.

Незадолго до моего 22-летия я собиралась выйти замуж. Я совершенно не была подготовлена к этому. Единственная моя подготовка заключалась в том, что я была достойна храмовой рекомендации. Так что этот опыт был для меня совершенно новым, и я в особенности была приятно удивлена церемонией помазания, которая дала мне возможность начать все заново с чистого листа, так же, как это было во время моего крещения.

Помазание в древности

Помазание маслом является таинством Евангелия еще, возможно, с тех времен, когда у Адама появилось потомство. Но самое раннее письменное свидетельство о нем содержится в Библии, когда израильтяне в пустыне построили скинию, и Моисей посвятил Аарона и все необходимые вещи, нужные для служения Господу в этом переносном храме. Для помазания скинии и израильтян, а также ковчега откровения, других священных предметов и для помазания Аарона и его сыновей было использовано оливковое масло (См. Исход 30:22-31). Аарон, так же как и все эти предметы в скинии, был посвящен на служение Богу.

Моисей посвятил Аарона на его служебные обязанности священника в храме, помазав его маслом и посвятив его на это служение через рукоположение.

Священники, служащие в храме, также использовали оливковое масло в ритуальных жертвоприношениях.

В древности помимо пророков, священников и священных предметов, помазание маслом совершалось также и для израильских царей, посвящая их на их особое служение и показывая, что они призваны на эту службу Богом.

Святое помазание совершается посредством власти и силы святого Священства Мелхиседекова (которым Моисей, Самуил и Елияс обладали как пророки).

Только освященное и благословленное носителем священства оливковое масло может быть использовано для помазания в Церкви. Так было в древности, и такой порядок сохранился и до наших дней.

Оливковое масло - символ Спасителя

Почему для помазания используется оливковое масло?

В древности масло, выжатое из оливок, считалось самым однородным, самым прозрачным, самым ярко горящим и долговечным из всех масел как животного, так и растительного происхождения. Оно также считалось самым чистым и потому очень хорошо подходило для помазания.

Оливковое масло считалось бесценным среди израильтян. Оно не только считалось полезным продуктом и отличным средством для кожи, но также использовалось в медицине и как топливо для ламп. Оно служило в качестве пищи, а также давало свет и использовалось в целях исцеления (символ Спасителя). Оливковое масло используется для всех этих целей, но только освященное и благословленное масло может быть использовано в священных обрядах.

В Церкви существует определенный порядок освящения масла. Инструкцию к этому вы можете найти на сайте lds.org в разделе Руководство для семьи . Освященное масло может быть использовано для священных обрядов и для исцеления больных.

Многие старейшины носят освященное масло на брелоке, чтобы всегда иметь его в нужную минуту.

Иисус Христос - «Помазанник»

Иисуса называют Христом (греческое слово) и Мессией (арамейское слово). Оба слова означают «помазанник». Это значит, что Иисус был помазан Отцом быть личным представителем Отца во всех делах, касающихся спасения человечества (Библейский словарь) (смотрите Исаия 61:1-3, от Луки 4:16-22, Деяния 4:27 и 10:38).

Иисус Христос был помазан на то, чтобы быть Спасителем мира, еще до сотворения мира. Он был единственным поистине святым из всех людей, которые когда-либо жили на земле, потому что Он был совершенным, и потому что Он полностью посвятил Свое время, свои силы и Свою жизнь выполнению воли Отца.

Хотя Книга Мормона в основном говорит о ветхозаветных временах, пророки Книги Мормона знали, что Иисус был помазанником, и называли Его Христом. Они верили в Него еще до того, как Он пришел в мир.

Они понимали, что спасение придет не через закон Моисеев, но что этот закон укрепит их веру во Христа. Таким образом, они сохраняли надежду, веря в вечное спасение и опираясь на дух пророчества, который говорил о том, что будет (Алма 25:16).

Помазание в целях освящения

Освящение означает освобождение от греха, очищение и становление непорочным через Искупление Иисуса Христа. Мы «освящаем себя», когда посвящаем себя праведности в глазах Бога. Формально мы можем быть посвящены (при условии, что мы продолжаем быть достойными) только в храме через помазание, что возможно благодаря силе и власти священства, дарованного мужчинам и женщинам, выполняющим этот обряд.

Святые последних дней, ставящие Христа на первое место в своей жизни и непрестанно кающиеся, могут жить в состоянии освящения постоянно. И этот святой источник может быть призван на служение Господу в любой момент, когда Господу потребуется от нас быть Его помощниками.

Помазание для исцеления больных

Во время своего выступления на апрельской Генеральной конференции 2010 года Старейшина Даллин Х. Оукс детально описал обряд помазания с целью исцеления. Он напомнил слушателям, что мормоны верят в исцеление «при помощи медицинских средств, молитв веры и благословений священства».

Старейшина Оукс учил, что «Применение власти священства для благословения больных состоит из пяти компонентов: (1) помазание, (2) запечатывание помазания, (3) вера, (4) слова благословения и (5) воля Господа». Он также сослался на Новый завет, заметив, что в Священных Писаниях говорится о том, что апостолы тоже совершали помазание маслом, чтобы исцелять больных.

В Послании от Иакова мы узнаем о роли помазания наряду с другими компонентами благословения на исцеление: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь» (От Иакова 5:14-15).

Запечатывание помазания утверждает его, чтобы Господь мог излить Свои благословения с небес. Запечатывание помазания произведено такой же силой и властью, какой выполнено помазание - силой и властью Священства Мелхиседекова.

Благословения священства на исцеление довольно распространены в Церкви, но вы редко услышите истории обо всех чудесах, которые с ними связаны. Старейшина Оукс сказал: «современное откровение предостерегает нас, чтобы «[мы] не хвалились этим и не говорили об этом перед миром, ибо все это дано [нам] на [наше] благо и спасение» (У. и З. 84:73)».

В Учении и Заветах 42:48 Господь обещает нам, что «тот, кто верует в [Него] ради исцеления своего, если не назначено ему умереть, будет исцелен». Помазание, запечатывание помазания, вера и воля Господа являются важными компонентами благословения на исцеление. В других благословениях, требующих власти Священства (таких как патриархальное благословение, отцовское благословение и т. д.), основой являются произнесенные там слова.

Старейшина Оукс процитировал историю Старейшины Глена Л. Радда, бывшего представителя Высшей Власти Церкви, которая показывает силу помазания и благословения на исцеление:

«Мне сообщили по телефону, что одна родственница, двенадцатилетняя девочка по имени Дженис, попала в больницу с серьезными травмами. Ее мать хотела, чтобы ей дали благословение священства.

Мы со старейшиной Каули отправились в больницу. Там мы узнали подробности несчастного случая. Дженис попала под автобус. Сдвоенные задние колеса переехали ее голову и тело.

Мы со старейшиной Каули вошли в палату, где лежала Дженис. У нее был перелом таза, серьезная травма плеча, множественные переломы костей и тяжелейшие неоперабельные повреждения головы. Тем не менее, мы чувствовали, что должны послужить ей и благословить. Я помазал ее маслом, а старейшина Каули запечатал помазание. С силой и решимостью он благословил ее на поправку и нормальную дальнейшую жизнь. Он благословил ее выздоровлением без серьезных последствий от ее многочисленных травм. Это было великое благословение и воистину величественный момент.

Дженис более месяца не могла пошевелить ни единым мускулом. Мы не теряли веры. В благословении было сказано, что она поправится без каких-либо длительных последствий.

Прошло много лет с того посещения больницы. Недавно я разговаривал с Дженис. Сейчас ей 70 лет, у нее трое детей и одиннадцать внуков. Сегодня у нее нет никаких последствий от того несчастного случая».

Определенный порядок помазания и благословения больных был открыт пророкам древности, а также современным пророкам. Помазание должно быть выполнено по этому установленному стандарту, но дух и обещания благословения индивидуальны в соответствии с нуждами и верой человека, получающего его, а также в соответствии с верой тех, кто озабочен выздоровлением больного, и старейшин, дающих это благословение. Праведность старейшины, дающего благословение не столько важна, сколько вера получающего это благословение. Дающий благословение является всего лишь посредником Господа и не играет главную роль в процессе исцеления.

«Мы рукополагаем и помазываем маслом, осуществляя физическое прикосновение и применяя осязаемую субстанцию, но ни руки, ни масло не могут исцелить. Исцеляет вера в Иисуса Христа и сила священства» (Д. Келли Огден).

Для освящения масла и благословения больных не требуется представитель председательствующей власти. Если мужчина имеет власть Священства Мелхиседекова и является достойным членом Церкви, ему дана власть давать такие благословения.

Благословение без применения масла?

Старейшина Джозеф Филдинг Смит сказал:

«Это привилегия и обязанность старейшин благословлять больных через рукоположение. Если у них есть чистое оливковое масло, которое было освящено для этой цели, им следует помазать больного, а затем возложить на его голову руки, чтобы запечатать благословение. Если под рукой не оказалось освященного масла, им следует благословить больного через рукоположение силой священства и молитвой веры, чтобы желаемое благословение пришло посредством Святого Духа Господа. Таков порядок, установленный с начала в соответствии с Божественным планом» (Учения спасения , сост. Брюсом Макконки, т. 3, изд. Букрафт, 1954–56, 3:183).

Также, если присутствие двух старейшин невозможно, один и тот же старейшина может помазать и запечатать благословение, а также произнести вдохновенное благословение.

Очень часто в представлении верующего все эти три отдельные богослужебные последования (обряды) сливаются в одно понятие.

Так, часто елеопомазывание на всенощном бдении называют словом «мирование», хотя Таинство Миропомазания – отдельный богослужебный чин. В некоторой степени это связано с веществом, используемым и в Таинствах Миропомазания, Елеосвящения, и в помазании святым елеем на утрене, – с освященным оливковым или в наших краях подсолнечным маслом.

Такое масло наряду с пшеницей и вином с древних ветхозаветных времен символизировало особую благодать Божью к роду человеческому. Кроме того, греческое наименование оливкового (подсолнечного) масла «елей» созвучно слову «елеос», что переводится как милость, сострадание. Потому издревле в Церкви елей был физическим символом милости Божьей к человеку и благодатных даров Святого Духа.

И хотя елей используется и в Миропомазании, и в Елеосвящении (соборовании), и, соответственно, в елеопомазании – эти три разных богослужебных последования.

Нужно сказать, что Миропомазание и Елеосвящение – это два из семи Таинств Православной Церкви. В них невидимо на человека, над которым совершаются эти Таинства, сходит благодать Святого Духа, действует в его теле и душе и наделяет его определенными свойствами. Например, Миропомазание совершается над человеком только один раз в жизни – непосредственно после Таинства Крещения. Так что, в принципе, для мирянина, участвующего в крещении восприемником или самим крещаемым, два отдельных Таинства (Крещения и Миропомазания) сливаются в один обряд, потому что Миропомазание начинается сразу после Крещения.

Миропомазание, отдельно от Таинства Крещения, совершалось также при помазании святым миром христианского царя (императора) на царство. Эта практика имеет глубокие ветхозаветные корни. Судьи и пророки помазывали миром еврейских царей при возведении на трон. Но эта тема еще недостаточно исследована в богословии.

Само же миро – это особенная смесь из елея, других растительных масел, благовонных смол и душистых трав (всего 50 элементов). Подготовка данной смеси выделена в отдельный чин мироварения, который происходит каждый год в Великий пост. Освящается миро в нашей Церкви только Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, потом уже оно рассылается по епархиям и по приходам.

В православном катехизисе дается следующее определение Таинству Миропомазания: «Миропомазание есть таинство, в котором верующему, при помазании Освященным Миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной». То есть если в Таинстве Крещения человек очищается от греха и сочетается с Богом, рождаясь духовно обновленным членом Церкви Христовой, то в Таинстве Миропомазания этому заново рожденному духовному «малышу» посылаются благодатные дары Святого Духа, чтобы он мог укрепляться в вере и благочестии, духовно, сердечно, умственно и телесно развиваться, чтобы среди этого непростого земного странствия, коим есть жизнь человеческая, среди всех искушений, падений, бед и скорбей он мог Божьей благодатью, преподанной ему в Таинстве Миропомазания, достигать Царства Небесного.

Священник крестообразно мажет (запечатлевает) святым миром все органы чувств человека. Это символ того, что и душа его, и тело получают благодатные силы для богоугодной земной жизни.

Кстати говоря, освященным елеем помазуется человек и непосредственно перед совершением Таинства Крещения над ним. Это прообраз того, что и святым елеем, и чуть позже водой крещенской купели человек прививается к виноградной лозе, которой есть Христос (см. Евангелие от Иоанна, гл. 15).

Елеосвящение же (Соборование) – это отдельное Таинство. В нем могут участвовать только крещеные люди. Как правило, оно совершается над тяжело больными людьми или непосредственно «страха смертного ради» – перед смертью. Один раз в год в Великий пост Таинство Елеосвящения может быть совершено и над здоровым человеком, так как абсолютно здоровых людей нет. К тому же мы все больны грехом. В борьбе с грехом и состоит смысл Таинства Елеосвящения. Учение Православной Церкви нам говорит о том, что в большинстве случаев болезнь физическая является результатом действия греха. Потому с помощью соборного священнического богослужения (в идеале семь батюшек участвуют в Таинстве, но может быть и меньше; отсюда и второе название – «соборование») на главу болящего через семикратные чтения Апостола и Евангелия и помазывания святым елеем, смешанным с вином, призывается благодать Святого Духа, которая в первую очередь исцеляет от греха, а потом уже, если это будет угодно Богу, способствует телесному выздоровлению.

Веществами Таинства являются елей (символ милости Господней) и вино (символ Крови Христовой, пролитой за человечество).

Помазывание же освященным елеем на утрене всенощного бдения не является Таинством, то есть тем священным действием, которое качественно и глубоко меняет саму человеческую природу, но, скорее, сообщает этой уже измененной природе благодать и милость Божью для прохождения своего земного существования.

Нам поможет раскрыть тему перевод с греческого самого слова «полиелей» – то есть «многомилостие», а также следующий факт…

В древней Церкви на литии, входящей в состав всенощного бдения, освящались продукты – хлеб, вино, пшеница и масло не только потому, что это символизировало собой молитву-прошение к Богу о ниспослании нам необходимых продуктов питания, подкрепляющих наши телесные силы, но еще и оттого, что о них реально надо было позаботиться в данный момент. Всенощное бдение на заре христианства длилось всю ночь. Люди приходили или приезжали на него издалека, им необходимо было покушать, чтобы пополнить силы.

Теперь же в этом можно усмотреть и символический смысл. Помазывание освященным елеем на всенощном бдении – это духовная поддержка наших тела и души во время земного странствия. А Таинства Миропомазания и Елеосвящения – действия Святого Духа, которые преобразуют и исцеляют православного христианина.

Иерей Андрей Чиженко