Неврологические проявления стертой дизартрией. Задай вопрос врачу о своей ситуации. Условная классификация больных

  • 21.09.2019

Дизартрией называют нарушения речи, вызванные различными заболеваниями нервной системы. Такие явления возникают из-за особенностей работы речевого аппарата, связанной с дефектами иннервации. При дизартрии органы речи недостаточно подвижны. Слабое развитие речевого аппарата приводит не только к неправильному произношению, но и к общей неразвитости речи, которая затрудняет обучение чтению и письму.

Отчего возникает дизартрия?

У ребенка дизартрия часто бывает следствием перинатальных факторов, детского церебрального паралича. Нередко причинами возникновения дизартрии у детей до года являются:

  • болезни матери;
  • токсикоз при беременности;
  • родовые травмы;
  • кислородная недостаточность (гипоксия) плода;
  • несовпадение резус-факторов;
  • тяжелые роды, сопровождающиеся патологией, в том числе стремительные или затяжные;
  • асфиксия младенца;
  • преждевременные роды.

Такой распространенный симптом, как токсикоз при беременности, тоже может стать причиной

Дети дошкольного возраста также могут оказаться в группе риска. Осложнения на ЦНС может дать одно из следующих заболеваний:

  • тяжелые инфекции;
  • гидроцефалия;
  • черепно-мозговая травма;
  • сильное отравление.

Синдром дизартрии у детей

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Дизартрия представляет собой не только дефекты в произношении - она выражается и в неречевых отклонениях. В грудничковом возрасте присутствуют следующие признаки:

  • малышу трудно сосать;
  • он часто срыгивает;
  • малыш поперхивается при кормлении;
  • сосание вялое.

У ребенка формируется нечленораздельная, малопонятная речь. Заболевание сопровождается поздним развитием: малыш не лепечет, первое слово начинает говорить между 2 и 3 годами. Определяется дизартрия по одному или нескольким признакам:

  1. Мышцы лица (особенно языка, губ, шеи) постоянно напряжены. Губы сомкнуты. Такое явление называется спазмом артикуляционных мышц.
  2. Мышцы лица вялые, рот полуоткрыт, язык малоподвижен. Ребенок разговаривает «в нос». Такое явление называется гипотонией артикуляционной мускулатуры.
  3. Повышенное напряжение мышц лица сменяется излишней расслабленностью. Это дистония артикуляционной мускулатуры.
  4. Произношение звуков нарушено. В зависимости от тяжести поражения ЦНС возможны различные степени дефектов звукопроизношения. Так называемая стертая дизартрия выражается в нечетком произношении или искажении некоторых звуков, речь кажется смазанной. Замена или пропуск звуков сигнализирует о более тяжелой форме заболевания, речь при этом бывает невыразительной, медленной и непонятной. Твердые звуки смягчаются, шипящие ребенок произносит сквозь зубы, присвистывая. Часто наблюдается боковое произношение. В тяжелых случаях при наступлении полного паралича наблюдается немота.
  5. Нарушения дыхания во время речи. Процесс говорения сопровождается укорочением вдохов, учащением дыхания, прерывистостью. Голос у ребенка тихий, монотонный и слабый, часто звуки произносятся в нос.

Если речь требует от ребенка сильного мышечного напряжения, присутствуют спазмы и затрудненное дыхание - это вполне может быть симптомом дизартрии

Характерной особенностью дизартрии является устойчивость дефектов, их очень трудно преодолеть. Вторичным проявлением дизартрии является нарушение слуховой дифференциации звуков. Трудность произношения приводит к недостаточному речевому общению, которое влечет за собой скудость словарного запаса и несформированность грамматического строя речи.

Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией

Малыши, страдающие дизартрией, ведут себя не совсем так, как здоровые дети. Наблюдаются сложности с развитием мелкой моторики рук, поэтому дети не любят завязывать шнурки, им трудно застегнуть одежду на пуговицы.

Неразвитость моторики сказывается и на процессе обучения. Больные детки плохо держат карандаш, им трудно писать с равномерным нажимом, у большинства формируется неправильный, неразборчивый почерк. Они не любят пользоваться ножницами, так как это тоже вызывает у них затруднения.

Однако не следует самому ставить диагноз ребенку. Многие речевые отклонения объясняются менее опасными причинами. У 6-7 летнего ребенка может быть обнаружена дислалия. Это нарушение речи не связано с органическими повреждениями. При обнаружении дефектов речи необходимо просто сразу же обратиться к врачу.

Заболевание сопровождается нарушением музыкального слуха. Из-за этого детям трудно танцевать. Им сложно выполнять и физические упражнения.

Классификация дизартрии

В зависимости от того, какой участок мозга поражен, различаются и симптомы дизартрии. По комплексу симптомов и локализации пораженного участка различают несколько видов заболевания:

  1. Бульбарная дизартрия. Характерным признаком является отсутствие мимики. Часто заболевание сопровождается затруднением глотания, особенно жидкой пищи. Артикуляция невнятная, звуки трудно различимы. Поражены лицевой, тройничный, подъязычный, языкоглоточный и блуждающий нервы.
  2. Псевдобульбарная дизартрия у детей характеризуется монотонностью речи, нередко непроизвольным плачем или смехом. Поражены структуры головного мозга, в первую очередь корково-ядерные проводящие пути. Псевдобульбарная дизартрия является наиболее распространенной.
  3. Корковая дизартрия. Ребенок неправильно произносит слоги, но структура слов сохраняется. Поражены отдельные зоны коры головного мозга.
  4. Мозжечковая дизартрия у детей вызывает частые изменения громкости и тональности голоса, речь растянутая. Поражен мозжечок.
  5. Подкорковая дизартрия. Ребенок говорит в нос, речь неотчетливая и невнятная. Возможна патология в виде самопроизвольных движений в различных группах мышц. Поражены подкорковые структуры, контролирующие формирование речи.
  6. Холодовая дизартрия. Проявляется в виде дефектов речи, связанных с резким изменением температурного режима окружающей среды.
  7. Смешанная форма дизартрии. Часто является следствием травм у детей младшего возраста.

Существует и логопедическая классификация заболевания. Дизартрия у детей различается по степеням:

  • I – Стертая дизартрия. Выявляется в 4 - 5 лет. Стертая форма характеризуется смешением или искажением звуков. Затруднено выговаривание шипящих и свистящих звуков. Может наблюдаться у детей с нормальным психофизическим развитием. Диагностируется только специалистом. Стертая дизартрия легче других поддается лечению.
  • II – Речь ребенка понятна, но имеет выраженные дефекты.
  • III – Речь ребенка искажена настолько, что понятна только близким.
  • IV – Речь не формируется или непонятна.

Отсутствие мимики у ребенка может сопровождаться нарушением глотания, затрудненной речью. Все это считается симптомами дизартрии

Диагностика заболевания

Поставить диагноз и назначить лечение должны детский невролог и логопед. Для выявления синдрома дизартрии необходимо провести обследование. Основные процедуры при обследовании:

  • МРТ головного мозга;
  • электроэнцефалография;
  • электромиография;
  • электронейрография;
  • трансканальная магнитная стимуляция.

Параллельно с этими исследованиями необходима и логопедическая оценка:

  • речи на наличие нарушений: общая оценка, ритм, темп, разборчивость произношения, правильность звучания отдельных звуков, словарный запас;
  • функционирования речевого аппарата: подвижность губ, движения верхней и нижней челюсти, спектр движений языка, правильность дыхания, состояние мягкого неба;
  • письма и устной речи.

Логопедическое исследование - неотъемлемая часть диагностики

Лечение дизартрии

Лечение должно быть комплексным. В первую очередь необходимо бороться с основным заболеванием, приведшим к появлению симптомов. Лечение включает медикаментозное воздействие, логопедическую коррекцию и реабилитационные мероприятия. Логопедические занятия по выработке речевых навыков состоят из:

  • развития мелкой моторики;
  • восстановления артикуляции при помощи специальных упражнений и массажа;
  • гимнастики для дыхательных органов;
  • коррекции произношения звуков;
  • работы над повышением выразительности речи;
  • активного речевого общения.

Ребенок может заниматься в группе или индивидуально. Важна не форма, а регулярность и строгое следование назначениям врача. Хорошие результаты дает посещение детского сада, школы, кружков и групп, предназначенных для детей с логопедическими проблемами. Благотворное влияние на процесс лечения может оказать дельфинотерапия.

Лечить медикаментами следует основное заболевание. Показано применение ноотропов. Они помогают улучшить память, активизировать работу мозга. Применение медикаментов желательно сочетать с другими мероприятиями:

  • лечебной физкультурой;
  • массажем, в том числе точечным;
  • физиотерапией, включая лечебные ванны;
  • иглоукалыванием;
  • гирудотерапией.

Артикуляционная гимнастика и логопедический массаж - базовые занятия, которые можно практиковать как на приеме у логопеда, так и в домашних условиях (см. также: )

Лечебные мероприятия, которые можно проводить дома

По согласованию с врачом - логопедом и детским неврологом многие лечебные мероприятия можно проводить дома. Дома можно выполнять простую гимнастику для мимических мышц. Вот примерный список упражнений.

Дизартрия – это нарушение речи, вызванное изменением нервной регуляции речевого аппарата при котором страдает произношение. Учитывая то, что в последние годы увеличивается доля патологических беременностей, снижается общий уровень здоровья матерей и их детей, проблема нарушений речи становится все актуальнее.

Причины

Причинами дизартрии являются:

  • внутриутробные инфекции;
  • тяжелые токсикозы в период беременности у матери;
  • родовая травма;
  • перенесенные инфекции центральной нервной системы (менингиты , энцефалиты);
  • пороки развития нервной системы;
  • тяжелые наследственные заболевания.

Классификация

Логопеды определяют виды дизартрии по степени выраженности симптомов:

  • тяжелой степени (анартрия) - больные не разговаривают вообще и при этом наблюдается полная обездвиженность речевой мускулатуры.
  • средней степени тяжести, когда сохраняется подвижность некоторых мышечных групп и артикуляция отдельных звуков.
  • стёртая дизартрия (лёгкая степень). В этом случае наблюдается смазанность речи, дети говорят в нос, нечёткое звукопроизношение.

Неврологи классифицируют дизартрию по локализации очага поражения в головном мозге. При этом существуют 5 форм:

  • Корковая - нарушается развитие письма и чтения, затруднено развитие словарного запаса. Хорошо произносятся отдельные звуки, но возникают трудности в речевом потоке – замена одних звуков на другие. При ускорении темпа речи начинаются запинки, напоминающие заикание.
  • Псевдобульбарная форма - изменяются произвольные движения, к примеру, затруднено поднятие кончика языка кверху, а непроизвольные сохраняются – вытягивание губ трубочкой, причмокивание, высовывание языка, облизывание, громкий плач и смех. Дети не могут по просьбе открыть рот, произнести звук, в то же время зевание, чихание, плач, кашель сохраняются. Произношение звуков глухое, но в некоторых случаях глухие могут быть звонкими. Провисание нёба приводит к носовому оттенку речи. Страдает мелкая моторика рук – не получается самостоятельно завязать шнурки, застегнуть пуговицы. Дети не умеют лепить и рисовать.Как правило, ребёнок слышит свои дефекты и старается с ними бороться, что может приводить к ещё большему проявлению нарушений за счет повышения тонуса мышц из-за волнений.
  • Бульбарная - приводит к парезу или параличу мышц языка, нёба, нарушается жевание и глотание. Голос у таких детей слабый, произношение в нос. Речь невнятная, нечёткая, неразборчивая. При осмотре можно увидеть атрофию мышц языка и глотки, атонию, лицо амимично.

  • Подкорковая дизартрия проявляется нарушением интонации и темпа речи. Чаще становится заметно при волнении и эмоциях. Особенностями этой формы являются гиперкинезы как в речевой мускулатуре, так и в мышцах тела. Больной может правильно говорить слова и фразы с близкими и в состоянии эмоционального комфорта, а через мгновение – не произнести ни звука. Голос прерывается, могут быть спонтанные выкрики, гортанные звуки. Характерным является нарушение темпа, ритма, интонации. Проявления изменчивы в зависимости от состояния больного и это отражается на способности к общению и поддержанию разговора. Иногда сопутствующим может быть снижение слуха, что осложняет речевые дефекты.

Симптомы

При дизартрии страдает произношение как согласных, так и гласных звуков. Нарушения могут проявляться в виде отсутствия звуков, замены их на другие, искажения и смешения их. Изменяется моторика мышц, ответственных за образование речи - нарушается их тонус, который проявляется как в повышенной спастичности мышц языка, лица, губ, шеи, так и гипотонией (снижением тонуса).

Дистония проявляется тем, что в покое тонус мышц снижен, при попытке разговора (речи, произнесения слов) – резко повышается. Могут быть ограничения подвижности мышц за счет изменений тонуса и гиперкинезов (непроизвольных движений), тремора (дрожи).

Нарушения речевого дыхания проявляются изменением тонуса дыхательных мышц, нарушениями движения, изменяется голос, мелодика, интонации. Может страдать сила голоса, который становится слабым, тихим, будто иссякают силы. Тембр глухой, тусклый, возникают трудности в смене тона.

Дизартрия часто сопровождается симптомами, не связанными с речью – это могут быть нарушения жевания, глотания, сосания, изменения эмоционально-волевой сферы, отсутствие интереса к окружающему миру и получению новых знаний.

Стёртая дизартрия

Это наиболее часто встречающийся вид. Дети говорят в нос, может нарушаться интонация. При разговоре артикуляция не выражена, движения губ минимальны. Проблемой является сложить трубочку из губ. У больных плохая дикция, нечеткая, невнятная и смазанная речь, замена или искажение звуков в многосложных словах. Стихотворения рассказывают монотонно, голос постепенно угасает. При просьбе изобразить звуки животных попытки неудачные.

В общем развитии можно отметить неловкость в движениях, такие дети позже здоровых хватают и удерживают предметы, неуклюже ходят, бегают, для них затруднены прыжки на одной или двух ногах. Ребёнок тяжело учится кататься на коньках и лыжах, ездить на велосипеде. По причине нарушения мелкой моторики пальцев он плохо лепит, рисует, складывает мозаику, не любит мелкие игрушки и не играют в конструкторы. У детей со стёртой формой дизартрии письмо и чтение затруднено, плохой почерк.

Установить диагноз дизартрии можно по нескольким симптомам или синдромам. Это может быть изменение тонуса мышц, ответственных за произношение и образование речи – амимичность лица, вялость или спастичность языка, дрожание в языке, невозможность выполнить такие движения, как сворачивание губ трубочкой, поднятие языка вверх – вниз. Наблюдается носовой оттенок речи, слюнотечение.

Характерным является затруднение в произношении не одного, а нескольких звуков, затухание и замедление речи к концу фразы, становится неразборчиво произношение. Изменяется интонация, которая становится неестественная. Дети говорят монотонно и медленно.

Важным является оценка анамнеза – наличие перенесенной внутриутробной патологии или осложнений в родах, неврологическое и электрофизиологическое обследование (электронейрография, электроэнцефалография).

Коррекция

Обязательно лечение у невролога – медикаментозное и восстановительное, которое назначается после установления точного диагноза и вида заболевания. В дополнение к медикаментам используют рефлексотерапию, массаж, физиотерапевтические методы, психотерапию. Широко применяют нетрадиционные формы воздействия – дельфинотерапию, игротерапию.

Работа с логопедом

Дети с дизартрией нуждаются в постоянной работе с логопедом.

Специалист делит занятия с детьми на своеобразные блоки. Вначале проводится логопедический массаж, который призван нормализовать тонус речевых мышц. Далее занятия артикуляционной гимнастикой, тренировка дыхания, интонаций. Детей обучают самоконтролю своего произношения. Упражнения усложняются по мере освоения.

Обязательны занятия, направленные на развитие мелкой моторики рук, поскольку мышцы, ответственные за точные мелкие движения связаны с артикуляционным аппаратом.

В тяжелых случаях показано обучение в специальных школах для коррекции речи.

Профилактика

Дети, имеющие повышенный риск развития дизартрии (патология внутриутробного развития, травмы в родах, перенесенные нейроинфекции) нуждаются в постоянном внимании с акцентом на психофизиологическое развитие. Необходимо следить за режимом, не допускать влияния неблагоприятных физических и психологических факторов.

Эти дети нуждаются в постоянном общении, разговоре, нужно поддерживать гуление в раннем возрасте, стимулировать лепет. Уделяется внимание развитию хватательных движений, поощрению исследования игрушек разнообразной формы и поверхности.

Прогноз

При максимально раннем начале коррекции и реабилитации в случае стёртой формы дизартрии прогноз благоприятный. Успех зависит от усердия самого пациента, благоприятного психосоциального фона, поддержки родителей и близких.

В случае тяжелых форм при своевременном лечении, активной работе с логопедом, помещении детей в специальные школы можно добиться значительного улучшения речи.

В видео учитель-логопед рассказывает об играх и приемах, которые могут использовать родители для развития речи своих детей:

Дизартрия, если рассматривать с сугубо медицинской точки зрения – это нарушение в работе речевого аппарата.

Конкретное заболевание обуславливается наличием повреждений неврологического характера, в том числе — и коры головного мозга человека.

В основе данного нарушения лежит блокировка (частичная парализация) мышц речевого аппарата.

Разберемся, что такое легкая дизартрия, симптомы и методы лечения I степени псевдобульбарной формы нарушения, которая нередко именуется как стертая.

Терминология — формы и стадии нарушения

Выделяют несколько основных форм детской , в зависимости от расположения очага имеющегося нарушения:

  1. . Поражение большого количества нервных окончаний, что, в свою очередь, приводит к сковыванию определенных групп мышц, которые отвечают и влияют непосредственно на артикуляцию. Особенности — нарушение мимики.
  2. . Повреждение и дисфункция некоторых участков головного мозга, что приводит к парализации речевого аппарата. Характерный признак – монотонность произношения.
  3. Корковая . Одностороннее повреждение коры мозга, с нарушением некоторых структур. Главный симптом – нарушение произношения части слогов, а общая структура речи сохраняется.
  4. Мозжечковая . Нарушения речи в результате повреждений мозжечка. Характеризуется нестабильностью структуры речи ребенка – тональность и громкость постоянно изменяются.
  5. Подкорковая . Поражается часть головного мозга, отвечающая за нормальное формирование речи. Особенность – невнятность и смазанность произношения.
  6. Смешанная . Является следствием разнообразных травм ребенка возрастной группы до 2-х лет. Как особенность – сложение нескольких факторов, влияющих на формирование дизартрии.

Различают четыре степени дизартрической патологии, которые делятся согласно выраженности и тяжести :

  1. Степень I – стертая дизартрия. Зачастую выявляется в 5-ти летнем возрасте. Основные симптомы могут быть сходными с симптоматикой иных заболеваний нервной системы. Особенно заметно смешение звуков и подмена одних – другими. Большинство детей опускают часть звуков при произношении длинных слов.
  2. Степень II . Может характеризоваться достаточно ясной речью, но дефекты произношения особенно явны. Восприятие слов ребенка требует некоторых усилий.
  3. Степень III . Усугубление речи доходит до того момента, что посторонние люди практически не могут воспринять смысл слов, произносимых ребенком.
  4. Степень IV . Искажение речи достигает тех пределов, что даже близкие родственники не могут воспринять произносимое с первого раза. Кроме прочего, речь может отсутствовать вовсе.

Стертая дизартрия – переломный момент в развитии конкретного типажа неврологических патологий. Является наиболее легкой формой , своевременное выявление которой гарантирует полное излечение и возможность ребенка в дальнейшем вести нормальный стиль жизни.

Конкретный термин «стертая дизартрия», был впервые предложен доктором Токаревой, которая четко характеризовала проявления I степени дизартрии, как «стертые, в собственном проявлении, симптомы псевдобульбарной дизартрии».

Отличается особой трудностью при преодолении проблем с произношением. Дети, страдающие от конкретного типажа заболевания, произносят подавляющую часть звуков верно, но речевой поток ребенка слабо автоматизирован и отсутствует четкость дифференциации звуков.

Причины и выявления в раннем возрасте

Факторы, провоцирующие появление и прогресс заболевания, возникают еще на стадии эмбрионального развития в утробе матери и при рождении. Зачастую, они таковы:

  • недостаток кислорода у развивающегося плода;
  • сильные токсикозы и гестозы;
  • невропатия или поражение почек;
  • вирусные заболевания I-II триместра;
  • родовые травмы;
  • слабость либо чрезмерная активность родовой деятельности матери;

Важно заметить проявления стертой дизартрии в как можно более раннем возрасте, так как успешное и полное ее излечение возможно лишь при обнаружении до 5-ти лет.

Лечение при обнаружении в более зрелом возрасте осложняется уже сформировавшимся восприятием и некоторыми дополнительными нарушениями в психическом развитии ребенка. Также сложности возникают из-за того, что тело отчасти сформировано и наиболее активная стадия его роста завершена.

Особенности клинической картины

Причинами возникновения конкретной формы дизартрии является поражение подъязычного нерва, определяющего четкость произношения и, как следствие – дальнейший прогресс болезни и поражение коры головного мозга.

При стертой форме дизартрии нарушения могут касаться нервов глазодвигательной системы, что приводит к второстепенному признаку в виде косоглазия.

Стертая дизартрия у детей проявляется следующими основными симптомами:

  • вялость речевой деятельности из-за частичной блокады речевого аппарата, губы и язык пациента практически неподвижны, при выполнении упражнений, относящихся к артикуляции, проявляется слабость выраженности;
  • заметны дрожание голоса и языка при гиперкризах, которые проявляются по причине напряжения лицевых мышц;
  • происходит искажение губ, что препятствует верному выполнению упражнений;
  • тонус лицевых мышц ослаблен, а контроль – занижен, как следствие — избыток отделяемой слюны.

Проявлениями, которые сопутствуют стертой дизартрии, можно указать:

  • нарушение мелкой моторики;
  • повышенная беспричинная утомляемость;
  • нарушение равновесия;
  • неспособность к имитации элементарных упражнений;
  • сложность ориентации в пространстве.

Условная классификация больных

Условно всех детей, с подтвержденным диагнозом стертая дизартрия можно разделить на три группы, исходя из того – какая именно функция нарушена:

  • дети, которые неспособны четко разделять звуки и воспроизводить интонации, единственно верные в той или иной ситуации. Сопровождается нарушениями пространственного восприятия;
  • пациенты с нарушениями восприятия звуковых моментов и неспособностью к четкому разделению звуков и воспроизведению требуемых интонаций. В речи могут присутствовать грамматические и лексические ошибки;
  • полиморфные нарушения при раздельном произношении и восприятии звуков, интонаций, также присутствуют сложности при сложении слов и словоформ.

Диагностические критерии и методики

Определить присутствие заболевания достаточно сложно. Большая часть успеха при определении стертой формы нарушения зависит от ответственности и наблюдательности родителей, которым необходимо своевременно заметить какие-либо нарушения и отправиться с ребенком на прием к логопеду. Логопед проведет некоторые проверки.

Осмотр у врача состоит из следующих этапов:

  • исследование и проверка присутствующих ;
  • выявление патологий, не связанных с артикуляцией;
  • проверка работоспособности мышц лица, в частности – мимических;
  • проверка письменных способностей детей, старше 5-ти лет, исходя из: каллиграфии, орфографии и прочего.

Выявив некоторые дефекты, относящиеся к заболеваниям невралгического характера, логопед направляет родителей и ребенка на прием к детскому неврологу, который занимается постановкой предварительного диагноза.

Для того, чтобы точно определить болезнь и стадию проводится комплекс медицинских мероприятий. При диагностике невролог направляет пациента на такие вспомогательные исследования:

  • исследование проводимости нервных импульсов.

Основываясь на полученных данных и опираясь на результаты дополнительных проверок невролог составляет конкретный план лечения и ставит окончательный диагноз.

Коррекция и лечение

Лечение проводится на основании поставленного диагноза, в случае стертой дизартрии, при адекватных методах коррекции обычно имеет место благоприятный прогноз, но требуется определить – нет ли еще каких либо сопутствующих невралгических заболеваний и нарушений.

Обязательные методы ее коррекции при стертой дизартрии:

  • обучение физиологически верному дыханию;
  • дыхательная гимнастика, направленная на речевое развитие и усиление голосовых связок;
  • массаж мышц речевого аппарата и дополнительные упражнения по развитию разговорного навыка;
  • назначение упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, дети с подобным заболеванием часто имеют проблемы с каллиграфией;
  • корректировка произношения и развитие выразительной речи;
  • увеличение разговорной активности;
  • выполнение упражнений на развитие памяти и внимания.

Медикаментозное лечение

В качестве дополнительных назначений, иногда используют некоторые группы препаратов и , основное воздействие которых направлено на стимуляцию активности мозга, улучшение памяти и повышение уровня внимания.

В медикаментозное лечение при легкой форме дизартрии входят следующие препараты:

  • снимающие сосудистые спазмы – ;
  • – Энцефабол, Пантокальцин, прочие;
  • метаболические – Актовегин, Церебролизин, прочие;
  • седативные – Тенотен, Ново-пассит.

Профилактические меры

В качестве профилактических мер для предотвращения конкретного заболевания, требуется обратить самое пристальное внимание на период беременности и процесс родов.

Если своевременно предупредить гипоксию плода и уберечь ребенка от повреждений головы в процессе рождения, а также — в первые годы после, то дизартрия маловероятна.

Для полного исключения стертой дизартрии, родителям требуется:

  • регулярно посещать с ребенком логопеда , — если в возрасте года нет «агуканья», если в два года совсем не разговаривает, если до 3-х лет словарный запас слишком беден или нет произношения простых звуков, если в 3-5 лет нет четкости произношения или речь сильно отличается от речи сверстников – это повод для неотложного визита к логопеду;
  • разговаривать с ребенком и привить ему интерес к разговору;
  • вместе с ребенком тренировать речь – учить скороговорки;
  • оберегать ребенка от соприкосновения и попадания в организм токсических веществ ;
  • вести профилактику – шапка в холодный период обязательна, своевременное лечение простуд и ЛОР-заболеваний, регулярные визиты и лечение стоматолога.

При проявлении начальных симптомов дизартрии, необходимо посетить врача, не откладывая визит в больницу на потом. В случае своевременного обращения, все назначения и терапия могут быть ограничены кратким курсом медикаментозного лечения первопричины, то есть – нарушений в работе головного мозга, и направлением в специальную группу детей в детском саду. Обычно, в подобных группах проводят все необходимое обучение и коррекцию речи.

Анастасия Пелин
Понятие «стертая дизартрия» в отечественной логопедии.

Стертая дизартрия - речевая патология , проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

Стертая дизартрия встречается очень часто в логопедической практике . Основные жалобы при стертой дизартрии : невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др.

Диагностика стертой дизартрии и методики коррекционной работы разработаны пока недостаточно. В работах Г. В. Гуровец, Р. И. Мартыновой, О. В. Правдиной, О. А. Токаревой и др. рассматриваются вопросы симптоматики дизартрических расстройств речи , при которых наблюдается «смытость» , «стертость » артикуляции. Авторы отмечают, что стертая дизартрия по своим проявлениям очень похожа на сложную дислалию. Все чаще поднимаются вопросы диагностики, логопедической работы и дифференциации обучения в группах дошкольников со стертой дизартрией . Проблемы диагностики и организации логопедической помощи детям со стертой дизартрией остаются актуальными, учитывая этот дефект.

Причинами возникновения дизартрии являются различные вредоносные факторы (вирусные инфекции, токсикозы, патология плаценты, которые могут воздействовать внутриутробно, в момент рождения (затяжные,стремительные роды) и в раннем возрасте (заболевания мозга и мозговых оболочек : менингит, энцефалит и др.) При дизартрии на разных уровнях нарушена передача импульсов из коры головного мозга к ядрам черепно-мозговых нервов. В связи с этим, к мышцам (дыхательным, голосовым, артикуляторным) не поступают нервные импульсы, нарушается функция основных черепно-мозговых нервов, имеющих непосредственное отношение к речи (тройничный, лицевой, подъязычный, языкоглоточный, блуждающий нервы) . Так, например, нарушение троичного нерва приводит к трудностям в открывании и закрывании рта, жевании, глотании, движениях нижней челюсти. Лицевой нерв иннервирует мимическую мускулатуру лица. При поражении - лицо амимично, маскообразно, тяжело зажмурить глаза, нахмурить брови, надуть щеки. При поражении подъязычного нерва ограничивается подвижность языка, возникают затруднения в удержании языка в заданном положении. При поражении языкоглоточного нерва возникает носовой оттенок голоса, наблюдается снижение глоточного рефлекса, отклонение маленького язычка в сторону. Блуждающий нерв иннервирует мышцы мягкого неба, глотки, гортани, голосовых складок, дыхательную мускулатуру. Поражение ведет к неполноценной работе мышц гортани и глотки, нарушению функции дыхания [ 4.]

По мнению Е. Ф. Архиповой ,в раннем периоде развития ребенка эти нарушения проявляются следующим образом :

· Грудной возраст : вследствие паретичности мышц языка, губ затруднено грудное вскармливание - к груди прикладывают поздно (3-7 сутки, отмечается вялое сосание, частые срыгивания, поперхивание.

· На раннем этапе развития речи у детей может отсутствовать лепет, появляющиеся звуки имеют гнусавый оттенок, первые слова появляются с опозданием (к 2-2,5 годам) . При дальнейшем развитии речи грубо страдает произношение практически всех звуков.

Е. Ф. Архипова предлагает следующую классификацию дизартрии . По локализации поражения :

При поражении периферического двигательного нейрона и его связи с мышцей возникает периферический паралич. При поражении центрального двигательного нейрона и его связи с периферическим нейроном развивается центральный паралич. Периферический паралич характеризуется отсутствием или снижением рефлексов, мышечного тонуса, атрофией мышц. Все это объясняется прерывом рефлекторной дуги. Центральный паралич возникает при поражении центрального двигательного нейрона в любом его участке (двигательная зона коры головного мозга, ствол головного мозга, спинной мозг). Прерыв пирамидного пути снимает влияние коры головного мозга, что ведет к усилению возбудимости периферического сегментарного аппарата. Для центрального паралича характерна мышечная гипертония, гиперрефлексия, наличие патологических рефлексов и патологических синкинезий. При периферическом параличе страдают произвольные и непроизвольные движения, при центральном - преимущественно произвольные. Для периферического паралича характерно диффузное нарушение артикуляционной моторики, при центральном - нарушены тонкие дифференцированные движения. Наблюдаются различия и в мышечном тонусе : так, при периферическом параличе тонус отсутствует, при центральном - преобладают элементы спастичности. При периферическом параличе (бульбарная дизартрия ) артикуляция гласных сводится к нейтральному звуку, гласные и звонкие согласные оглушены. При центральном параличе (псевдобульбарная дизартрия ) артикуляция гласных отодвинута назад, согласные могут как озвончаться, так и оглушаться.

По степени выраженности :

· анартрия - полная невозможность произносительной стороны речи

· дизартрия (выраженная) - ребенок пользуется устной речью, но она нечленораздельная, малопонятная , грубо нарушено звукопроизношение а также дыхание, голос, интонационная выразительность

· стертая дизартрия - все симптомы (неврологические, психологические, речевые) выражены в стертой форме . Стертую дизартрию можно перепутать с дислалией. Их отличие в том, что у детей со стертой дизартрией проявляется неврологическая очаговая микросимптоматика.

По проявлениям (построена на основе синдромологического подхода) :

· спастико-паретическая дизартрия

· спастико-ригидная дизартрия

· спастико-гиперкинетическая дизартрия

· спастико-атактическая дизартрия

· атактико-гиперкинетическая дизартрия

Данная классификация учитывает и дифференцирует неврологическую симптоматику. Определить форму дизартрии может только невропатолог. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то,что страдает вся произносительная сторона речи. А так же дизартрия может наблюдаться как в тяжелой, так и в легкой форме.

Исследования О. В. Правдиной детей в массовых садах показали, что в старших и подготовительных к школе группах от 40 до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии. Среди наиболее распространенных нарушений : дислалия, ринофония, фонетико-фонематическое недоразвитие, стертая дизартрия .

У детей со стертой дизартрией выявляются патологические особенности в артикуляционном аппарате. Паретичность мышц органов артикуляции проявляются в том,что : мышцы лица при пальпации вялые,лицо гипомимично; позу закрытого рта дети не удерживают; губы вялые; во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабиализации звуков не производится, что ухудшает просодическую сторону речи. Язык при паретической симптоматике тонкий, вялый, кончик языка малоактивный,язык находится на дне рта.

Губы у ребенка постоянно находятся в полуулыбке. Во время речи губы не принимают участие в артикуляции звуков. [ 13.]

При стертой дизартрии апраксия выявляется одновременно в невозможности выполнения произвольных движений руками и органами артикуляции. В артикуляционном аппарате апраксия проявляется в невозможности выполнения определенных движений или при переключении от одного движения к другому. Можно наблюдать кинетическую апраксию, когда ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому. У других детей отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок производит хаотические движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу.

Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания, тремора языка и голосовых связок. Тремор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках. Например, при задании поддержать широкий язык на нижней губе под счет 5-10 язык не может сохранить состояние покоя, появляется дрожание и легкий цианоз (т. е. посинение кончика языка, а в некоторых случаях язык крайне беспокойный (по языку прокатываются волны в продольном или в поперечном направлении) . В этом случае ребенок не может удержать язык вне полости рта. Гиперкинезы языка чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляционного аппарата.

Гиперсаливация (повышенное слюноотделение) определяется лишь во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну, при этом страдают произносительная сторона речи и просодика.

Девиация, т. е. отклонения языка от средней линии, проявляется также при артикуляционных пробах, при функциональных нагрузках. Девиация языка сочетается с асимметрией губ при улыбке со сглаженностью носогубной складки.

Общая моторика. Дети со стертой дизартрией моторно неловки , ограничен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Неустойчиво стоят на одной какой-либо ноге, не могут попрыгать на одной ноге, пройти по «мостику» и т. п. Плохо подражают при имитации движений : как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб и т. д. Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений.

Мелкая моторика рук. Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания : не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т. д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются еще и трудности пространственного расположения элементов. Нарушение тонких дифференцированных движений руками проявляется при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики. Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движение по подражанию, например, «замок» - сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «колечки» - поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец и другие упражнения пальцевой гимнастики.

На занятиях по оригами испытывают огромные затруднения и не могут выполнять самые простые движения, т. к. требуются и пространственная ориентировка, и тонкие дифференцированные движения рук. Со слов мам, многие дети до 5-6 лет не интересуются играми с конструктором, не умеют играть с мелкими игрушками, не собирают пазлы. У детей школьного возраста в первом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками (у некоторых наблюдается «зеркальное письмо» ; замена букв «д» -«б» ; гласных, окончаний слов; плохой почерк; медленный темп письма и др.).

При обследовании моторной функции артикуляционного аппарата у детей со стертой дизартрией отмечается возможность выполнения всех артикуляционных проб, т. е. дети по заданию выполняют все артикуляционные движения - например, надуть щеки, пощелкать языком, улыбнуться, вытянуть губы и т. д. При анализе же качества выполнения этих движений можно отметить : смазанность, нечеткость артикуляции, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, кратковременность удерживания определенной позы, снижение объема движений, быструю утомляемость мышц и др. Таким образом, при функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падает. Это и приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи.

Просодика. Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена . Страдают голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется иногда назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен. При рассказывании стихотворения речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных : коровы, собаки и т. п.).

У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе. В этом случае речь становится захлебывающейся. Довольно часто выявляются дети (с хорошим самоконтролем, у которых при обследовании речи отклонений в звукопроизношении не проявляется, т. к. произносят слова они скандированно, т. е. по слогам, а на первое место выступает только нарушение просодики.

Общее речевое развитие. Детей со стертой дизартрией условно можно разделить на три группы.

Первая группа. Дети, у которых имеется нарушение звукопроизношения и просодики. Эта группа очень похожа на детей с дислалией. Часто логопеды их ведут как дислаликов и только в процессе логопедической работы , когда нет положительной динамики при автоматизации звуков, возникает подозрение, что это стертая дизартрия . Чаще всего это подтверждается при глубоком обследовании и после консультации у невролога. Эти дети имеют хороший уровень речевого развития, но многие из них испытывают трудности при усвоении, различении и воспроизведении предлогов . Дети путают сложные предлоги, испытывают проблемы в различении и использовании приставочных глаголов. Вместе с тем они владеют связной речью, имеют богатый словарь, но могут испытывать затруднения при произнесении слов сложной слоговой структуры (например, сковорода, скатерть, пуговица, снеговик и т. п.) . Кроме того, многие дети испытывают трудности с пространственной ориентацией (схема тела, понятия «внизу-вверху» и т. д.).

Звукопроизношение. При первоначальном знакомстве с ребенком звукопроизношение его оценивается как сложная дислалия или простая дислалия. При обследовании звукопроизношения выявляются : смешение, искажение звуков, замена и отсутствие звуков, т. е. те же варианты, что и при дислалии. Но, в отличие от дислалии, речь при стертой дизартрии имеет нарушения и просодической стороны. Нарушения звукопроизношения и просодики влияют на разборчивость речи, внятность и выразительность. Некоторые дети обращаются в поликлинику после занятий с логопедом . Родители задают вопрос, почему звуки, которые логопед поставил , не используются в речи ребенка. При обследовании выявляется, что многие дети, которые искажают, пропускают, смешивают или заменяют звуки, изолированно эти же звуки могут правильно произносить. Таким образом, звуки при стертой дизартрии ставятся теми же способами, что и при дислалии, но долго не автоматизируются и не вводятся в речь. Наиболее распространенным нарушением является дефект произношения свистящих и шипящих. Дети со стертой дизартрией искажают , смешивают не только артикуляционно сложные и близкие по месту и способу образования звуки, но и акустически противопоставленные.

Достаточно часто отмечаются межзубное произнесение, боковые призвуки. Дети испытывают трудности при произношении слов сложной слоговой структуры , упрощают звуконаполняемость, опуская некоторые звуки при стечении согласных.

Таким образом, детям со стертой дизартрией дошкольного возраста свойственна определенная симптоматика.

Е. Ф. Соботович и А. Ф. Чернопольская выделяют четыре группы детей со стертой дизартрией .

Это дети с недостаточностью некоторых моторных функций артикуляторного аппарата : избирательной слабостью, паретичностью некоторых мышц языка. Асимметричная иннервация языка, слабость движений одной половины языка обусловливают такие нарушения звукопроизношения, как боковое произношение мягких свистящих звуков [с, ] и [з, ], аффрикаты [ц], мягких переднеязычных [т, ] и [д, ], заднеязычных [г], [к], [х], боковое произношение гласных [э], [и], [ы].

Асимметрическая иннервация передних краев языка вызывает боковое произношение всей группы свистящих, шипящих, звуков [р], [д], [т], [н]; в других случаях это приводит к межзубному и боковому произношению этих же звуков. Причинами этих нарушений, по мнению Соботович, являются односторонние парезы подъязычного (XII) и лицевого (VII) нервов, которые носят стертый невыраженный характер. У небольшой части детей этой группы наблюдается фонематическое недоразвитие, связанное с искаженным произношением звуков, в частности, недоразвитием навыков фонематического анализа и фонематических представлений. В большинстве случаев у детей отмечается соответствующий возрасту уровень развития лексико-грамматического строя речи.

У детей этой группы не выявлено патологических особенностей общих и артикуляционных движений. Во время речи отмечается вялость артикуляции, нечеткость дикции, общая смазанность речи. Основную трудность для этой группы детей представляет произнесение звуков, требующих мышечного напряжения (сонорные, аффрикаты, согласные, особенно взрывные) . Так, звуки [р], [л] дети часто пропускают, заменяют щелевыми, либо искажают (губно-губной ламбдацизм, при котором смычка заменяется губно-губной фрикацией); одноударный ротацизм в результате трудностей вибрации кончика языка. Отмечается расщепление аффрикат, которые чаще всего заменяются щелевыми звуками. Нарушение артикуляторной моторики в основном отмечается в динамических речедвигательных процессах. Общее речевое развитие детей часто соответствует возрасту. Неврологическая симптоматика проявляется в сглаженности носогубной складки, наличии патологических рефлексов (хоботковый рефлекс, девиации языка, асимметрии движений и повышенном тонусе мышц. По мнению Е. Ф. Соботович и А. Ф. Чернопольской, у детей 1 и 2 групп имеет место стертая псевдобульбарная дизартрия .

У детей отмечается наличие всех необходимых артикуляторных движений губ и языка, однако наблюдаются трудности в нахождении позиций губ и особенно языка по инструкции, по подражанию, на основе пассивных смещений, т. е. при выполнении произвольных движений и в овладении тонкими дифференцированными движениями. Особенностью произношения у детей этой группы является замена звуков не только по месту, но и по способу образования, которая носит непостоянный характер. В этой группе у детей отмечается фонематическое недоразвитие различной степени выраженности. Уровень развития лексико-грамматического строя речи колеблется от нормы до выраженного ОНР. Неврологическая симптоматика проявляется в повышении сухожильных рефлексов с одной стороны, повышенном или пониженном тонусе с одной или двух сторон. Характер нарушений артикуляторных движений рассматривается авторами как проявления артикуляторной диспраксии. У детей данной группы, по мнению авторов, имеет место стертая корковая дизартрия .

Эту группу составляют дети с выраженной общей моторной недостаточностью, проявления которой разнообразны. У детей обнаруживаются малоподвижность, скованность, замедленность движений, ограниченный объем движений. В других случаях имеют место проявления гиперактивности, беспокойства, большое количество лишних движений. Эти особенности проявляются и в движениях артикуляторных органов : вялость, скованность движений, гиперкинезы, большое количество синкинезий при выполнении движений нижней челюстью, в лицевой мускулатуре, невозможность удержания заданного положения. Нарушения звукопроизношения проявляются в замене, пропусках, искажении звуков. При неврологическом обследовании у детей данной группы выявлены симптомы органического поражения центральной нервной системы (девиация языка, сглаженность носогубных складок, снижение глоточного рефлекса и т. д.). Уровень развития фонематического анализа, фонематических представлений, а также лексико-грамматического строя речи варьируется от нормы до существенного ОНР. Данная форма нарушений определяется как стертая смешанная дизартрия .

Критериями дифференциации групп служат качества произносительной стороны речи : состояние звукопроизносительной, просодической стороны речи, а также уровень сформированности языковых средств : лексики, грамматического строя, фонематического слуха. Оцениваются общая и артикуляционная моторика. Общим для всех групп детей является стойкое нарушение звукопроизношения : искажение, замена, смешение, трудности автоматизации поставленных звуков. Для всех детей этих групп характерно нарушение просодики : слабость голоса и речевого выдоха, бедность интонаций.

Таким образом, дети со стертой дизартрией представляют собой неоднородную группу.

Дизартрия у детей – это состояние, при котором нарушается произношение слов в результате поражения нервной системы. При этой патологии страдает иннервация речевого аппарата (языка, губ и мягкого неба). Отличительной чертой заболевания является нарушение всей речи в целом, а не только отдельных звуков.

Причины развития дизартрии

Заболевание встречается у 5% всех детей. Выделяют несколько важных факторов, способствующих возникновению дизартрии у ребенка:

  • внутриутробная гипоксия плода;
  • резус-конфликтная беременность;
  • тяжелые гестозы;
  • недоношенность;
  • асфиксия;
  • родовые травмы;
  • затяжная желтуха;
  • гидроцефалия;
  • опухоли головного мозга;
  • менингит;
  • энцефалит;
  • гнойный отит;
  • черепно-мозговая травма.

Довольно часто дизартрия у ребенка встречается в сочетании с детским церебральным параличом. Причины возникновения обеих патологий схожи и связаны с повреждением нервной системы малыша внутриутробно или в процессе родов. Нередко травмирующие факторы оказывают свое влияние в первые два года жизни, приводя к формированию дизартрии.

Не забывайте о регулярных врачебных осмотрах в первый месяцы жизни ребенка. Не пропустите болезнь!

Классификация дизартрии

Дизартрия у детей существует в нескольких разновидностях. Формы заболевания разделяются по расположению патологического очага.

  • Бульбарная

Для этой формы заболевания характерен паралич мышц, непосредственно отвечающих за формирование речи. При такой патологии поражаются многие нервные волокна, в результате чего нарушается активность определенных групп мышц. Часто эта форма заболевания сопровождается нарушением глотания жидкой пищи и другими расстройствами. Артикуляция при этой патологии крайне невнятная, звуки практически не различаются между собой. Характерно отсутствие мимики.

  • Псевдобульбарная

Характеристика этой формы заболевания включает в себя паралич речевых мышц в результате повреждения структур головного мозга. Нередко такая патология сочетается с другими признаками повреждения нервной системы (непроизвольный плач или смех, наличие рефлексов орального автоматизма у ребенка старше 6 месяцев). Отличительным признаком этой разновидности дизартрии у ребенка является монотонная речь.

  • Корковая

Характеризуется односторонним поражением структур коры головного мозга, что закономерно приводит к парезу или параличу речевых мышц. Симптомы заболевания включают в себя неправильное произношение отдельных слогов, хотя общая структура речи сохраняется.

  • Мозжечковая

Для этой формы заболевания характерно повреждение мозжечка – особой структуры головного мозга. При этом варианте заболевания речь ребенка становится растянутой, с постоянно меняющейся громкостью и тональностью.

  • Подкорковая

Характеристика этого варианта дизартрии включает в себя поражение подкорковых структур, отвечающих за формирование речи. Подкорковая форма отличается невнятной и смазанной речью. У детей часто сочетается с гиперкинезами (патологическими движениями в различных группах мышц).

  • Смешанная

Чаще всего встречается при различных травмах у ребенка в возрасте до 2 лет. Для этой формы характерно сочетание нескольких причин и факторов, приводящих к формированию дизартрии.

Признаки дизартрии

Характеристика патологии заключается не только в выявлении причины и места поражения речевого аппарата, но и в определении степени тяжести болезни. Специалисты выделяют 4 формы заболевания, отличающихся по выраженности нарушений речи у ребенка.

Стертая дизартрия (I степень)

При этой форме заболевания дети не слишком отличаются от своих сверстников. Заболевание, как правило, выявляется в возрасте 4-5 лет. Симптомы патологии не слишком специфичны и могут маскироваться под другие схожие болезни нервной системы. При стертом варианте дизартрии родители замечают смешение, искажение или замену одних звуков другими. Очень часто малыши не могут выговорить свистящие и шипящие звуки. Многие дети испытывают определенные сложности в произнесении длинных слов, опуская часть звуков.

Стертая форма дизартрии очень похожа на дислалию, и даже опытным специалистам не всегда удается с первого приема выставить верный диагноз. Дислалия у детей характеризуется появлением различных дефектов речи при полной сохранности речевого аппарата. В противовес этому при дизартрии нарушена иннервация мышц, отвечающих за формирование речи у ребенка. Дислалия чаще обнаруживается у детей 6-7 лет и школьников, тогда как стертую дизартрию определяют несколько раньше.

Обнаружили у ребенка дефекты речи? Обратитесь к врачу!

Стертая дизартрия сопровождается и другими симптомами. У многих детей отмечается снижение интонационной окраски речи. Нередко голос приобретает характерный носовой оттенок. Большинство детей со стертой формой заболевания не способны имитировать различные звуки (например, подражать мяуканью кошки или мычанию коровы). Характерна монотонность голоса при рассказывании стихов или пересказе текста.

Стертая форма дизартрии является самым легким вариантом течения болезни.

II степень дизартрии характеризуется довольно понятной речью с выраженными дефектами произношения. Понять ребенка можно, однако для этого приходится прилагать определенные усилия. Лечение дизартрии наиболее эффективно именно на первой и второй стадиях заболевания.

В III стадии болезни речь малыша становится понятной только его родителям и некоторым близким людям. Посторонним разобрать слова ребенка бывает достаточно сложно.

В IV стадии речь малыша непонятна даже родителям или же вовсе отсутствует.

Обследование детей с дизартрией включает в себя:

  • осмотр невролога;
  • консультацию логопеда;
  • ЭЭГ (электроэнцефалографию) и другие электрофизиологические методы;
  • транскраниальная магнитная стимуляция;
  • МРТ головного мозга.

Осмотр у логопеда состоит из нескольких этапов:

  • оценка имеющихся речевых нарушений;
  • определение расстройств, не связанных с артикуляцией;
  • оценка работы мимических и лицевых мышц;
  • исследование речи (произношение, ритм, темп и разборчивость);
  • оценка письменной речи (у детей старше 5 лет).

Успех коррекции заболевания во многом зависит от формы дизартрии, степени тяжести и наличия сопутствующей патологии. Легче всего поддается терапии стертая дизартрия. При этой разновидности болезни рекомендуется наблюдение у невролога, а также регулярные занятия с логопедом.

Лечение дизартрии обязательно включает в себя следующие этапы:

  • стимуляция физиологического дыхания;
  • развитие речевого дыхания (дыхательная гимнастика);
  • активизация речевого аппарата (в том числе гимнастика и массаж);
  • стимуляция мелкой моторики;
  • развитие голоса;
  • коррекция произнесения звуков;
  • развитие тональности и выразительности речи;
  • стимуляция речевой коммуникации.

В настоящий момент существует множество секций и кружков для детей с дефектами речи. В некоторых из них занятия проводятся в присутствии родителей. Также возможны индивидуальные занятия с логопедом.

Медикаментозное лечение назначается при выявлении неврологических заболеваний, способствующих развитию нарушений речи. При этом симптомы дизартрии у ребенка сочетаются с различными двигательными и сенсорными расстройствами. Лечение основного заболевания проводит невролог, после чего логопед занимается коррекцией речевых нарушений.

В терапии неврологических заболеваний активно используются ноотропные препараты. Такое лечение стимулирует умственную деятельность, улучшает память и внимание, а также повышает способность к обучению. Из наиболее популярных препаратов стоит отметить глицин, церебролизин, «Фенибут», «Пантогам» и «Энцефабол». Лечение ноотропными препаратами довольно длительное. Дозировка и кратность приема препаратов определяются врачом.

Не принимайте ноотропы без назначения врача!

Лечение дизатрии также включает в себя физиотерапию. Хороший эффект замечен от точечного массажа, ЛФК и лечебных ванн. Массаж ребенку обязательно должен делать специалист, разбирающийся во всех тонкостях терапии. Для лечения нарушений речи у детей также активно применяется иглоукалывание и другие методы воздействия на рефлексогенные зоны.

Большое значение в терапии заболевания придается контакту с родителями. Эффективное лечение дизартрии невозможно в изоляции. Родителям больного ребенка следует как можно больше времени уделять своему малышу и поощрять его попытки говорить правильно. Многие дети, стесняясь своего дефекта, замыкаются и предпочитают просто молчать. Родителям следует мягко и осторожно подвести своего ребенка к тому, что речь необходимо развивать, и вместе с малышом осваивать все упражнения, рекомендованные логопедом.

Прогноз заболевания зависит от формы и степени тяжести. Легкой степени дизартрия у детей хорошо поддается коррекции при своевременном обращении к врачу. Чем раньше будет начато лечение, тем больше шансов развить речь ребенка и помочь ему адаптироваться в окружающем мире. У стертой дизартрии достаточно благоприятный прогноз – вплоть до полной коррекции речи.

Профилактика заболевания заключается в предупреждении внутриутробной гипоксии плода, а также защите малыша от травм в процессе родов. Такие меры позволяют предотвратить повреждение головного мозга новорожденного, а значит, уберечь ребенка от дизартрии и других заболеваний нервной системы. При появлении первых признаков нарушения речи следует обратиться к врачу.