Нод птицы зимой старшая группа. Конспект занятия на тему "птицы зимой" старшая группа

  • 21.09.2019

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Зимующие птицы»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Тема: «Зимующие птицы»

Цели: формировать экологическую культуру у детей;

прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.

Задачи:

развивающие:

Вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;

Совершенствовать диалогическую речь;

воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение к птицам;

Вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

образовательные:

Уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;

Формировать умения и навыки наблюдения за птицами.

Оборудование: картинки, фотографии зимующих птиц; слайдовая презентация «Зимующие птицы»; запись пения птиц; кормушка; корм для птиц.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Организационная часть.

Воспитатель. Послушайте стихотворение, которое называется «Письма» А.Тараскина.

На снегу, как на страничке,

Пишут голуби, синички,

Пишет стая снегирей,

Пишет серый воробей

Письма Пете и Андрюшке,

Чтобы сделали кормушки.

Воспитатель. Так кто же написал письмо? (Птицы.)

Воспитатель. А чем они писали? На чём? (На белом снегу своими лапками птицы оставили следы.)

Воспитатель. Это и есть письмо, которое можно прочитать.О чём просят птицы? (Чтобы сделали кормушки.)

Воспитатель. Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Какой месяц? Какой сегодня день недели? (Ответы детей)

Основная часть.

Воспитатель. Итак, сегодня мы будем знакомиться с зимующими птицами. О зимующих птицах мы будем читать стихи, слушать их голоса, вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам об их жизни.

Воспитатель. Вначале мы отправимся с вами на птичью выставку. Как зовут нашего первого гостя?

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю,

Чик-чирик! Не робей,

Я бывалый...

(Воробей)

Воспитатель. Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик)

Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.

Чик-чирик, чик-чирик!

Воробей скачет по дорожке,

Собирает хлебные крошки.

По ночам кочует,

Зёрнышки ворует!

Воспитатель. Какая птица умеет ворковать? (Голубь)

Воспитатель. Голуби – воркуют, доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей. Народное названия птицы - сизак, сизарь. В разговорной речи часто употребляются слова «гуля», «гулька» (отсюда поговорка «с гулькин нос», то есть очень мало).

Воспитатель. Как голубь воркует? (Гру-гру)

Воспитатель. Следующая наша гостья

Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести.

Может, в них и мало прока.

Но горда собой…

Воспитатель. Послушайте, как трещит сорока.

Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.

Воспитатель. Прилетела к нам

Особа всем известная,

Она – крикунья местная.

Увидит тучку тёмную,

Взлетит на ель зелёную

И смотрит, словно с трона,

Красавица-ворона.

Воспитатель. Послушайте, как ворона каркает. (Запись на СD-диске)

Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.

Воспитатель. О какой птице так говорят?

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой -

Все равно он будет мой!

Воспитатель. Послушайте, как стучит дятел. (Запись на СD-диске)

Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом.

Дятел – врач лесного царства,

Дятел лечит без лекарства.

Лечит липы, клёны, ели,

Чтоб росли и не болели.

Воспитатель. Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это...

(Снегири)

Воспитатель. Послушайте, как снегирь поёт.

Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.

Алой кисточкой заря

Красит грудку снегиря,

Чтоб в морозы и в пургу

Не замёрз он на снегу.

Воспитатель. Что это за птица?

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

Воспитатель. Послушайте, как синичка поёт.

Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.

Пусть снег вокруг искрится

И зимний ветер злится –

Поёт не уставая

Синица расписная.

Воспитатель. Отгадайте, о ком идёт речь?

Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

И не козодой.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой.

Воспитатель. О ком речь?

Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло -

Спать летит в дупло.

Днём спит,

Ночью летает,

Прохожих пугает.

Воспитатель. Какую пользу приносят совы? (Ответы детей)

Воспитатель. Познакомимся ещё с одной интересной, красивой птицей.

Эти птички с хохолком

И красивые притом,

На рябину прилетели.

Птички эти - … .

(Свиристель)

Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке?

Воспитатель. Как можно назвать этих птиц одним словом? (Зимующие) Почему? (Ответы детей)

Физкультминутка

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья мы сложим назад.

Крылья расправим,

Клювик почистим

И все вернёмся назад.

Дидактическая игра на внимание «Какой птички не стало? »

(На доске - пять – шесть картинок с изображением зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало?»)

Воспитатель. Птицы нам приносят пользу. Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (Сделать кормушку и подкармливать птиц)

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их –

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Воспитатель. Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки.

Воспитатель. Еда с нашего стола для птиц не годится.Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза.Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки.Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо.Вороны – всеядные птицы.Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы.Голуби любят крупу и хлеб.Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.

Воспитатель. Ребята, а вы хотите покормить птиц? Вот у нас есть две кормушки: на одну прилетели снегири, а на другую – воробьи. Чем же их кормить? Кто мне поможет? (дети по желанию выходят и сыплют на кормушку тот корм, который предпочитает птица)

Дидактическая подвижная игра «На кормушке»

Воспитатель. Сейчас мы с вами поиграем. На столе лежат картинки птиц, подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу, которая вам понравилась.

Дети подходят, берут птицу и садятся на своё место.

Воспитатель. Представьте, ребята, что вы - птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку» (дети прикрепляют птицу на магнитную доску - кормушку) .

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краёв

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.

Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке (перечисляют). А как их назвать одним словом? (Зимующие)

Заключительная часть.

Воспитатель. Ребята, что вам понравилось сегодня делать больше всего? (Ответы детей). Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей)Как мы можем заботиться о птицах? (Ответы детей)

СВЕТЛАНА РЕЙН
Конспект интегрированного занятия по теме «Зимующие птицы»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников №1 «Теремок» »

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы

Тема : «Зимующие птицы »

Выполнила : воспитатель первой квалификационной категории Рейн Светлана Ивановна

с. Летняя Ставка, 2015г.

Цель : углубление знаний детей о зимующих птицах .

Задачи :

1. Расширить представления детей о зимующих птицах .

2. Закрепить умение находить и узнавать зимующих птиц .

3. Развивать фонематическое восприятие, общие речевые навыки, артикуляционную и тонкую моторику, фантазию и творчество.

4. Активизировать словарный запас : зимующие птицы , название птиц : воробей, сорока, ворона, синица, дятел, сова, голубь, снегирь, ласточка;

5. Воспитывать бережное отношение к зимующим птицам , желание заботиться и помогать им.

6. Воспитывать коммуникативные навыки, наблюдательность, интерес и любовь к природе , эмоциональное восприятие.

Оборудование : декорации зимнего леса, картинки птиц : воробей, сорока, ворона, синица, дятел, сова, голубь, снегирь, ласточка, шапочки птиц , кормушка для птиц , корм для птиц (семена кукурузы, гороха, подсолнечника, макет «следы птиц » , искусственный снег, плакат «зимующие птицы » , трафареты птиц , бумага, клей, чай, аудиозапись «Голоса птиц » , презентация «зимующие птицы » .

Предварительная работа : наблюдение за птицами на участке и за приметами зимы, изменениями в живой и неживой природе; сбор семян дикорастущих трав для корма зимующим птицам ; заучивание загадок, стихов, пословиц народных примет о птицах , о зиме; чтение художественной литературы : сказка «Голодная птичка» В. Аким; дидактические игры «Улетает-не улетает» , «Запомни и назови» , «Кто, где и как зимует » (различие зимующих и перелетных птиц , «Кто здесь лишний?» ; лото «Зимующие птицы » .

Ход занятия.

Воспитатель : Ребята, сегодня к нам пришло очень много гостей и мы рады встрече с Вами.

Придумано кем-то, просто и мудро,

При встрече здороваться :

«Доброе утро!» !

Доброе утро! – солнцу и птицам .

Доброе утро! – улыбчивым лицам.

Воспитатель : Ребята, посмотрите в окно. Какое сейчас время года?

Дети – Зима.

Воспитатель : Кар-Кар! Я умная Каркуша приглашаю Вас в сказочную страну, а вот в какую, Вы узнаете только тогда, когда отгадаете загадку. Слушайте внимательно!

Сниться ночью червяку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла,

Прилетит, плохи дела!

А кого червяк боится,

Угадали? Это… (Птица )

Воспитатель : Что это?

Дети : Это кричит ворона.

Воспитатель : Ворона – это какая птица ?

Дети : Зимующая .

Воспитатель : А каких зимующих птиц вы еще знаете ?

Дети : Синица, сорока, воробей, голубь, дятел.

Воспитатель : Вот Вы наверно и догадались, что сегодня мы отправимся в сказочную страну зимующих птиц . Ой, а как туда попасть? Что это? (показывает на следы птиц ) .

Дети : Следы птиц .

Воспитатель : Верно, отправимся по следам птиц (дети идут по следам птиц в лесу , идет снег) .

Воспитатель : Вот мы и пришли в сказочную страну зимующих птиц .

Кар-Кар! Девочки и мальчики, вокруг себя повернитесь и в зимующих птиц превратитесь ! (раздает шапочки птиц )

Воспитатель : Каждая птица имеет свое характерное оперение, отличительные особенности, по которым мы определяем, как называется каждая птица . И сейчас мы с вами отгадаем загадки.

Внимание на проектор (презентация на компьютере) .

Воспитатель :

Чик – чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Дети : Воробей.

Воспитатель :

Эта птица сизокрылая

любит семечки клевать

И тихонько ворковать.

Дети : Голубь.

Воспитатель :

Длиннохвостая она,

Со спины черным-черна.

Брюхо белое по плечи,

Тарахтенье вместо речи.

Хоть кого увидит – вмиг

Поднимет стрекот – крик!

Дети :Сорока.

Воспитатель :

Кар-кар-кар!

Кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица !

И она вам всем знакома,

Как зовут ее?.

Дети : Ворона.

Воспитатель :

Непоседа, невеличка,

Желтая почти вся птичка,

Любит сало и пшеничку,

Звонко тенькает :«Тень – тень!

Как прекрасен этот день!»

Дети :Синица.

Воспитатель :

Каждый год я к вам лечу

Зимовать у вас хочу

И еще красней зимой

Ярко – красный галстук мой.

Дети : Верно. Снегирь.

Воспитатель :

Хоть я не молоток -

По дереву стучу :

В нем каждый уголок

Обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный.

Дети : Дятел.

Воспитатель :

Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло.

Дети :Сова.

Воспитатель : Ребята про кого мы отгадывали загадки? Давайте назовем их по порядку. Как их можно назвать, одним словом? Кто это у нас?

Дети, зимующие птицы хотят с вами поиграть.

Дидактическая игра «Какая птичка спряталась?»

(Воспитатель предлагает детям встать и отвернуться, в это время убирает картинку, на счет раз, два, три, внимательно посмотри. Воспитатель спрашивает : Какой птички не стало, Какая птичка спряталась, Какая птичка улетела, добиваясь от детей полных ответов).

Воспитатель : Ребята, а теперь внимательно посмотрите на этих птичек и скажите, какая птичка здесь лишняя?

Дети : Ласточка.

Воспитатель : Почему Вы думаете, что ласточка лишняя?

Дети : Перелетная птица .

Подвижная игра «Зимующие и перелетные птицы »

Воспитатель : Когда я называю зимующих птиц , вы летаете вокруг меня, а когда перелетных, садитесь на корточки. Будьте внимательны.

(Ворона, воробей, дятел, синица, сорока, ласточка, голубь и т. д.)

Воспитатель : Кар-Кар! Ребята посмотрите на проектор. Что здесь лишнее? (презентация -слайд 11)

Дети : Конфеты.

Воспитатель : Верно, зимующие птицы не улетают в теплые края, так как зимой находят себе корм. Они питаются почками, семенами и плодами растений, отыскивают себе корм около жилья человека. Люди подкармливают птиц , строят кормушки.

(Дети подходят к столику и рассматривают корм для птиц .)

Воспитатель : Ребята, давайте покормим птиц – насыпим им корм в кормушку. Воробьи, голуби питаются зернышками и крошками. У синицы любимое лакомство – несоленое сало. Снегири и клесты любят ягоды рябины и калины. Вороны и галки питаются остатками пищи, дятлы семенами шишек, жучками.

Воспитатель : Кар-кар! Ребята на память о нашем путешествии нарисуем зимующих птиц .

(Дети садятся за столики) .

Артикуляционная гимнастика «Дятел» .

Воспитатель : Ой, ребята, а чем же мы будем рисовать? У нас нет кисточек, красок.

А рисовать сегодня мы будем нетрадиционным способом с использованием клея, трафарета птицы и чая (показывает нетрадиционную методику рисования птицы с использованием клея, трафарета и чая).

Итог занятия .

Воспитатель : Ребята, о ком мы сегодня разговаривали?

Дети : О зимующих птицах .

Воспитатель : Ребята! Охраняйте птиц – наших друзей и помощников в борьбе с вредными насекомыми! Помогайте им в зимнее время, когда корма мало, и добывать его трудно. Делайте и развешивайте домики для птиц , подкармливайте их семенами растений, ягодами, зерном, хлебом! Спасибо за внимание!

Конспект занятия в старшей группе

«Зимующие птицы»

Тема : «Зимующие птицы»

Цели:

Сформировать представление о зимующих и перелетных видах птиц.

Формировать целостный взгляд на окружающий мир;

Развивать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение к птицам, мотивацию интереса к их охране.

Оборудование:

проектор и экран, компьютер, карты миграции птиц, карточки с изображением птиц.

Методы:

Словесные – рассказ, беседа

Наглядные – демонстрация презентации

Ход занятия:

Рассказ-беседа с демонстрацией презентации, отгадывание загадок.

Планируемые результаты:

Умение узнавать и различать наиболее распространенных зимующих и перелетных птиц нашего края;

Умение подбирать соответствующий корм для птиц;

Бережное, заботливое отношение к птицам: изготовление кормушек, подкормка;

Познавательный интерес к наблюдению за жизнью зимующих птиц.

Слайд 1

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о птицах. Какие виды птиц вы знаете?

Дети: перелетные и зимующие

Слайд 2

Воспитатель: Правильно! А вы, знаете, почему они так называются?

Дети: Нет.

Воспитатель: Сейчас я вам расскажу.

В холодное время года многим птицам важно прокормиться. Но за окном много снега, и птицы не могут отыскать пищу в сугробах. Чтобы не погибнуть, пернатые улетают в тёплые края. Такие птицы называются перелетные . Поведение птиц осенью, график перелётов зависят от ряда причин. У кого корма больше – задерживаются дольше, у кого корм исчезает – отлетают раньше. Обычно раньше всех стартуют насекомоядные птицы, потом улетают зерноядные, следом – водоплавающие. Хищные птицы отбывают позже всех – они разбойничают на больших дорогах – пролетных путях, кормятся другими птичками. Поэтому и не спешат.

Но есть птицы, которым холод нипочем. Они круглый год находят на родине подходящие условия для существования, достаточно корма и не совершают перелетов. Таких птиц называют зимующими оседлыми .

Некоторые птицы, соединяясь в небольшие стайки, постепенно откочевывают к югу. Так поступают, например, снегири, которые выискивают малоснежные или богатые ягодами и другими кормами районы, не имея определенных постоянных мест зимовок. Такие птицы называются кочующие.

Слайд 3

Воспитатель: Почему же улетают перелетные птицы?

Дети: Потому что холодно?!

Воспитатель: Основная причина – недостаток корма в холодное время года. Насекомые исчезают, впадают в спячку или погибают, снежный покров не позволяет добывать корм на земле, находить семена травянистых растений. Водоплавающие птицы не могут зимовать в замерших водоемах.

Слайд 4

Воспитатель:

Перелет птиц называется миграцией. Куда же улетают птицы? Первыми покидают места гнездования насекомоядные птицы: стрижи, трясогузки, кукушки, ласточки и скворцы. (демонстрационные карточки с изображением птиц). Как только наступает осень, и ночи становятся прохладными, ласточки, стрижи и кукушки собираются в стаи и отправляются на Африканский континент. Скворцы улетают в район Средиземноморья. Трясогузки отправляются на зимовку в Африку, Азию, или Индию. На карте изображены еще некоторые виды перелетных птиц и пути их миграции.

Воспитатель: Чтобы определить, куда точно улетают птицы, некоторых птиц отлавливают и на лапку надевают кольцо с номером. Если птица будет снова поймана в другой стране, то по номеру можно будет определить, откуда она прилетела.

Воспитатель:

Рекордсмен по дальности перелета полярная крачка. Птица зимует в Южном океане и Антарктиде куда летит с северного полюса. Перелёты этих птиц длятся четыре месяца. В целом крачки пролетают от 20 000 до 30 000 км. Во время миграций птицы держатся вблизи воды, чтобы всегда можно было найти еду. Мигрируя, крачки ежегодно совершают кругосветное путешествие.

Слайд 5

Воспитатель: а сейчас я предлагая вам отгадать загадки про перелетных птиц.

Быстро над землёй порхает,

Мошек на лету хватает
И мелькает в высоте
С чёрной стрелкой на хвосте.
Домик у неё из глины,
Вроде маленькой корзины.

Дети: Ласточка

Воспитатель: Правильно.

Одни из самых быстрых птиц – ласточки. Форма их тела идеально приспособлена для полета, крылья стрелообразные, а хвост вилочкой. Внешне ласточки похожи на стрижей.

Лапки у ласточек слабые, им трудно поддерживать тело. Поэтому ласточки никогда не ходят по земле. Они все время в полете, а когда устают, садятся на ветки деревьев или телеграфные провода. Даже пьют ласточки налету, зачерпывая воду из реки клювом.

Как и другие перелетные птицы, ласточки с наступлением холодов улетают на зимовку на юг, в теплые страны. Весной они всегда возвращаются в родные места.

По поведению ласточек можно предсказывать погоду. Если ласточки кружатся высоко в небе – будет тепло и сухо. А вот они летают почти у самой земли – значит, скоро пойдет дождь.

Слайд 6

Воспитатель:

Клин летит курлыча к югу,
Не желая встретить вьюгу.
Облетая пол Земли,
Вдаль несутся - …

Дети: Журавли

Воспитатель: И снова правильно! Два раза в год в небе можно увидеть журавлей. Выстроившись клином, они осенью улетают в теплые страны, а весной возвращаются к родным гнездам.

Журавли, прилетая с юга, извещали о своем возвращении курлыканьем. При пении журавлей крестьянки на Руси выходили в поле и семь раз кувыркались или катались с боку на бок, заговаривая спину, чтобы она не болела.

Журавли – большие птицы с широкими крыльями. Оперение у них серое, но есть и белые журавли – стерхи, которые живут в Сибири.

Свое гнездо журавли строят на болоте среди зарослей камыша и осоки. Едят червяков, жучков, лягушек. Щиплют молодые ростки осоки, а когда поспевают болотные ягоды: клюква, морошка и брусника – лакомятся ими.

Весной журавли устраивают танцы. Начинает танец одна пара журавлей, а затем к ней присоединяется вся стая.

Слайд 7

Воспитатель:

Это что, скажи, за птичка?
Серенькая невеличка.
Знает множество мелодий.
То свистит, то трель выводит.
Но скромна. Среди ветвей,
Незаметен …

Дети : Соловей

Воспитатель : Опять угадали. Пение этой птицы настолько приятно человеческому слуху, что выражение «Поет, как соловей» стало крылатым. Именно так люди говорят о талантливом певце или певице. А сам виновник, соловей – маленькая птица с длинными ногами и большими глазами. Зима певцу не по нутру и холодное время года он пережидает далеко от родных краев, в Африке. Но как только наступает весна, спешит соловей обратно домой. Причем летят соловьиные стаи исключительно по ночам. Прилетев в родные места, они расселяются неподалеку от лесных рек и озер, в густых зарослях ивняка или в кустах черемухи и шиповника.

Слайд 8

Воспитатель:

Во дворе стоит дворец,
Там живёт один певец.
Очень ловкий молодец
И зовут его…

Дети : Скворец

Воспитатель: Молодцы! С давних пор повелось, что прилет скворцов означает приход весны. Когда за окном еще холодно, а апрельское солнышко только начинает пригревать, веселая трель скворца знаменует конец долгой зимы и наступление долгожданного тепла.

Пара скворцов устраивает гнездо в расщелинах скал, в дуплах, но больше всего предпочитает скворечники – специальные домики, построенные для них людьми. Бывает, что скворечник на зиму облюбовали нахальные воробьи. Приходится скворцам с боем отвоевывать свое жилище.

Хотя скворец отлично поет сам, он любит подражать пению других птиц. Скворцов часто содержат как домашних птиц. Их несложно обучить насвистывать музыкальные мелодии или выговаривать отдельные слова. Часто скворцы могут воспроизводить и вовсе невероятные звуки: гудок паровоза, звук автомобильного мотора, скрип двери, ржание лошади и т. д.

Слайд 9

Воспитатель: Как же помочь тем птицам, которые остались зимовать. В голодный и холодный зимний период очень важно подкармливать птиц. Дети а вы знаете чем кормить птиц?

Дети: Хлеб, крупа…

Воспитатель: Как правильно кормить птиц зимой, советуют орнитологи (люди, которые изучают жизнь птиц). Они рекомендуют составлять зерновую смесь из разных семян, большая часть в этой смеси должна состоять семян подсолнечника

С удовольствием пернатые будут лакомиться семенами арбуза, тыквы, дыни, конопли, чертополоха, крапивы, лебеды и репейника. Склюют они и зерна кукурузы.

Стоит иметь в виду, что семена арбуза предварительно следует подробить. Тогда их с удовольствием употребят в пищу поползни или синицы.

В качестве подкормки в голодный для пернатых период в меню можно включить мясо, сало, а также говяжий или куриный жир. Надо иметь в виду, что мясо и сало должно быть несоленым. Каким образом подкормить пташек?

Сало или мясо следует разрезать на небольшие кусочки и нанизать их на бечевку. Затем продукты развешиваются на ветках деревьев или на кустарниках. Но для того, чтобы подкормка не досталась воронам, галкам, сорокам, собакам или кошкам, размещать кусочки следует подальше от земли.

Самых красивых посетителей кормушек – свиристелей и снегирей – привлекают ягоды боярышника и рябины. Плоды можно заготовить заранее, высушив осенний урожай. Что нельзя класть в кормушку для пернатых

При составлении птичьего меню стоит учесть некоторые ограничения. Для этого следует знать, чем нельзя кормить птиц зимой. В меню для пернатых категорически запрещено вводить любые острые, соленые, жареные, а также кислые продукты. Большую опасность для них представляет черный хлеб.

Слайд 10

Воспитатель: Важно ответственно подойти к изготовлению самой кормушки. Корм в ней не должен намокать и выдуваться ветром.

На рисунке можно увидеть разные виды кормушек

Главное, какая бы красивая и удобная не была ваша кормушка, она бесполезна, если в ней нет корма. Кормите птиц регулярно, и они будут часто посещать вашу кормушку. И это даст вам возможность понаблюдать за удивительной жизнью пернатых друзей.

Слайд 11

Воспитатель : А теперь пришло время проверить знаете ли вы зимующих птиц.

Он растрёпанный, драчливый.
Непоседливый, крикливый.
На асфальте, под окошком,
Хлеба собирает крошки.
Искупается в пыли
Или в луже на мели.
Отгадайте поскорей,
Эта птичка …

Дети: Воробей

Воспитатель: Воробьи – давние соседи человека. Они строят свои гнезда рядом с домами людей, а иногда и прямо на них – под крышей, в щелях стен или за карнизами окон и дверей. Воробьи удивительно неприхотливы. Они едят любую пищу, помогают огородникам, уничтожая вредных насекомых. Но при случае могут навредить и посевам, выклевывая зернышки. «Вора бей!» – кричали в старину крестьяне, завидев на своих полях стайку маленьких птичек. Отсюда и пошло название воробья.

Воробьи бывают городские и полевые. Городские воробьи – небольшие серенькие птички, а полевые окрашены ярче – у них коричневая шапочка на голове и две светлые полоски на крыльях.

Воробьи общаются друг с другом громким чириканьем, сообщая о местах кормежки или о том, что к стае подкрадывается хищник. Вместе проще находить пищу и избегать опасности.

Слайд 12

Воспитатель:

Любит семечки и сало,
Во дворе с утра летала
Эта маленькая птичка.
Отгадайте, кто? ...

Дети: Синичка.

Воспитатель:

Говорят, что синиц прозвали так за песенку, которую они поют: «сии-сии» да «ции-ции». У синиц желтое брюшко, зеленоватая ^ спинка, а на голове черная шапочка. Размером синицы с воробья и такие же шустрые и бойкие. Без устали снуют по веткам деревьев и склевывают мошек и насекомых.

Синички устраивают гнезда в дуплах деревьев, которые когда-то продолбил дятел, а потом бросил. Иногда, если дерево старое и трухлявое, синицы могут и сами проделать дупло. Внутри дупла птички выстилают гнезда пухом, перьями и шерстью животных.

Синиц можно назвать рекордсменами по количеству откладываемых яиц. В среднем самка откладывает 10, иногда 14–15 яиц. К тому же у синиц бывает две кладки. За сезон одна пара синиц выводит по 20–30 птенцов. Пока самка сидит на яйцах, самец заботится о ней и приносит еду.

Синицы не улетают на зиму в теплые страны, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека, где им перепадают зернышки или хлебные крошки.

Слайд 13

Воспитатель:

В красной шапке птица ходит.
И в коре жуков находит.
Это давний мой приятель.
А зовётся птичка...

Дети: Дятел.

Воспитатель : Кто из нас не слышал, как стучит, долбит по дереву неугомонный барабанщик наших лесов – дятел. Но распознать дятла можно не только по стуку, но и по характерному крику, похожему на «ки-ки-ки». Дятел – птица умная. Стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из-под коры. Древесные насекомые, личинки, муравьи – любимая добыча этой птицы. У дятла очень длинный (для пернатых) язык. Для чего ему такой нужен? Дятел ведь не болтун! Языком из всяческих уголков он вытаскивает насекомых, приносящих дереву вред. Ведь не зря его называют «доктором леса».

Слайд 14

Воспитатель:

Ну, а это птица мира,
Только в небесах парила,
Быстро к нам спустилась в ноги,
Смело ходит по дороге
И боится только кошек,
Ей даем семян и крошек.
С нами птица круглый год,
Воркованием поет.

Дети: Голубь.

Воспитатель: Молодцы! Пожалуй, это самая известная горожанам птица. Эти птицы настолько привыкли к жизни в городе, что совершенно не боятся людей, зачастую беря корм прямо с ладони человека. Уже многие века голуби и человек мирно соседствуют друг с другом. И люди даже в свое время приучили этих птиц доставлять почту. Во многих странах голубя считают священной птицей, а в наше время голуби стали еще и символом мира. Но те голуби, которых мы ежедневно видим в городе и которых называют «сизыми голубями» – лишь разновидность в голубином семействе. Есть у «сизарей» и вольные лесные собратья.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь вы, знаете какие бывают птицы. А также как помочь зимующим птицам пережить холода. Ребята, дома с родителями приготовьте кормушки для пернатых друзей, зимой птицы нуждаются в нашей заботе! И не забывайте, что кормушка не должна быть пустой.

Конспект занятия по развитию речи для детей 5-6 лет «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС»

Цель : Развитие связной речи детей.
Задачи:
Составлять короткий связный рассказ о птицах, опираясь на схему.
Закрепить произношение звука (с).
Развивать мышление, память, внимание, связную речь, мелкую моторику пальцев рук.
воспитывать доброжелательное отношение к птицам; умение работать в коллективе.
Оборудование : магнитофон, елки, силуэты птиц, зимние иллюстрации, картинка с изображением старичка -лесовичка, конверт с письмом, корзинки с заданиями, разрезные картинки зимы.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, когда я сегодня пришла в группу, на столе обнаружила письмо. Но без вас я его не открыла. Вы хотите узнать, что там написано? Тогда давайте его откроем и прочитаем.
«Здравствуйте ребята. Пишет вам один из сказочных лесных жителей. У меня в лесу очень много разных птиц. И среди них есть сорока-белобока. Она рассказала мне о вас много интересного. А самое главное она поведала мне, что вы умные и сообразительные. Поэтому приглашаю вас к себе в гости в зимний лес. А кто я такой вы узнаете в конце путешествия. На каждой полянке вас будет ждать один из моих друзей. За правильно выполненное задание мои друзья дадут вам часть общей картинки. В конце путешествия вы соберете из частей картинку и узнаете кто я?»
Ну что ж в путь? Пойдем все вместе друг за другом.(под музыку)
Мы пришли на первую полянку. как называется птица которая нас ждет.
Дети: синица
Воспитатель: Посмотрите она корзинку караулит. Давайте посмотрим, что в корзинке. Да здесь задание.
«Сегодня утром я нечаянно рассыпала все картинки. А собрать их не могу. Помогите мне?»
Ну что, ребята, поможем.?
Задание: Дети, синица рассыпала картинки. Вам нужно собрать каждому свою картинку.
Д.И. «Составь из частей целое» .
Воспитатель: Какое время года изображено на картине? (зима)
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием и синица отдает нам одну часть картины.
Воспитатель: Идем дальше. А эта птица как называется? (снегирь)
Воспитатель: Посмотрите, он тоже приготовил нам задание. Снегирь приготовил нам схемы для составления рассказов. Посмотрите, в каждой схеме спрятался рассказ о какой-нибудь птице. Догадайтесь какая это птица и составьте о ней рассказ.
3-4 рассказа детей, остальные догадываются,о какой птице идет речь.
Молодцы. Вы хорошо справились и с этим заданием. Снегирь отдает нам еще одну часть картинки.
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите а это кто нас встречает?(сорока).
Воспитатель: Она сидит и коробочку сторожит. Посмотрим что в ней? Да здесь тоже задание. Сорока предлагает нам поиграть в игру «Доскажи словечко..»
Тихо-тихо как во сне
Падает на землю…(снег)
С неба все скользят пушинки
Серебристые…(снежинки)
На поляны, на лужок
Тихо падает…(снежок)
Вот веселье для ребят
Все сильнее…(снегопад)
Все бегут вперегонки
Все хотят играть в …(снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился…(снеговик)
Рядом снежная фигурка
Это девочка…(снегурка)
На снегу то посмотри
С красной грудкой…(снегири)
На доску прикрепляю иллюстрации.
Воспитатель: Какие слова добавили? давайте скажем хором.
Воспитатель: С какого звука они начинаются (со звука-с)
Молодцы и это задание выполнили. Но в коробочке у сороки еще одно задание. Она предлагает нам отдохнуть.

Физкультминутка:
Птички прыгают, летают.
Птички крошки собирают.
Перышки почистили
Клювики почистили
Птички летают, поют.
Зернышки птички клюют.
Воспитатель: Задание сороки выполнили, отдохнули. Сорока нам часть картинки отдала. Сорока нас совсем заболтала, а нам пора нам дальше в путь.
Ой, а кто же нас на этой полянке встречает? (воробей).
Воспитатель: Посмотрите, он для нас тоже задание приготовил.
«Ребята, я уверен, что вы знаете много загадок про птиц.»
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
(Воробей)
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой
- Все равно он будет мой!
(Дятел)
У этой птички клюв кривой,
а гнёзда вьёт она зимой,
Из шишек семечки клюёт,
кто это птичку назовёт? (Клёст)
Воробей тоже нам отдает часть картинки.

Дятел держит записку давайте прочитаем что там» «Художник прислал мне волшебные листы с точками. Если соединить все точки, то получится рисунок. а какой вы уже узнаете сами. помогите мне пожалуйста. «Поможем дятлу узнать, что за рисунок получится. Присаживайтесь за столы. На столах лежат листочки. Соедините точки и посмотрим, что получится.
Что за рисунки у вас получились? (птицы).Молодцы, ребята. И дятел отдает нам еще одну часть от картинки.

Вот ребята, посмотрите, друзья отдали все части картинки. Давайте соберем ее и посмотрим, кто же получится?
Кто это? (старичок- лесовичок)
Конечно, это старичок- лесовичок.Он приготовил нам еще одно послание.(корзинка с письмом)
«Спасибо вам дети за вашу доброту и отзывчивость. Мне очень понравилось, что вы такие добрые, отзывчивые, умные,сообразительные. Я убедился,что сорока-белобока меня не обманула. Вы доказали мне свою смекалку. А больше всего мне понравилось, что вы работаете вместе и сообща. И за это я приготовил вам угощение. Угощайтесь на здоровье. До скорого свидания в моем сказочном лесу. Старичок - лесовичок.»
Угощайтесь, ребята!
Наше путешествие в зимний лес закончилось, пора возвращаться в детский сад. (под музыку)
Ребята скажите куда мы сегодня с вами ходили? Кого видели?а как можно одним словом назвать всех этих птиц?
Что понравилось больше всего? мне тоже понравилось, как вы работали.

Программные задачи: закрепить знания детей об особенностях жизни птиц осенью и зимой;

практиковать в умении находить звук [у] в середине слова; ; способствовать развитию памяти; , бережное отношение к ним; познакомить со словами «навыкате», «охотиться», «чуть свет».

Материал: муляжи птиц, тематические карточки с изображениями птиц.

Ход занятия

Воспитанники рассматривают муляжи птиц и карточки с их изображениями.

Воспитатель (В.). Дети, каких птиц вы знаете из тех, что видите перед собой? Встречались ли вы с ними раньше, где и при каких обстоятельствах, что они делали? (Ответы детей.)

Здорово, что вы знаете, как называются и ведут себя скворцы и ласточки, воробьи и аисты, дятлы и совы, другие птицы. Какие из них осенью покидают нашу страну и как их называют одним словом? (Ответы детей.)

Правильно, таких птиц называют перелетными. Назовите главную причину, которая вынуждает их менять место жительства? (Ответы детей.)

Безусловно, основная причина связана с тем, что приближаются зимние холода. Скажите, каких птиц из тех, что зимуют в наших краях, вы знаете?

Дети. Воробьи, синицы, снегири, дятлы, совы, вороны, голуби.

В. Молодцы! Теперь предлагаю игру со словами. Я буду говорить, как называется птица. Если вы услышите в слове звук [у], то хлопайте в ладоши, сопровождайте название птицы аплодисментами.

Воспитатель называет слова: голубь, воробей, дятел, синица, пищуха. Дети реагируют в соответствии с заданием.

В. Почему птицы, которые остаются зимовать, часто прилетают к жилью человека?

Дети. Становится холодно.

В. Правильно, однако не все птицы боятся холода. Посмотрите на очередную картинку. Эта птица называется клест.

Ее маленькие птенцы выводятся на свет в самый лютый мороз. Все потому, что именно в это зимнее время в еловых и сосновых шишках созревают семена. Этим семенами клесты не только питается сами, но и кормят ими своих детей.

Но большинство птиц, когда им становится холодно, стремятся к человеческому жилью. Какая причина, кроме мороза, вынуждает их быть ближе к людям? (Ответы детей.)

В. Конечно же, особенно зимой птицам не хватает еды, поэтому и стремятся они подкрепиться с помощью людей. Каким образом мы можем помочь птицам перезимовать?

Дети. Сделать с родителями кормушки, насыпать туда корма.

В. Делали вы их раньше, или сделали кормушки уже в этом году? (Ответы детей.). Молодцы, что вместе со взрослыми помогаете птицам.

В. Почему мы должны заботиться о птицах? Какую пользу они нам приносят? (Ответы детей.)

Послушайте народную загадку про еще одну очень интересную птицу.

Днем отдыхает,

А ночью летает,

Днем спит,

А ночью кричит,

Плачет, как ребенок,

А живет в лесу. (Сова.)

Правильно, это сова. Видите, какие у нее большие навыкате глаза. Она летает ночью. Охотится на мышей и даже на зайцев. Чуть свет и она отдыхает.

Воспитатель объясняет значение слов «навыкате», «охотится», «Чуть свет».

В. Дети, еще раз внимательно посмотрите на карточку с изображением птицы, вспомните содержание загадки и составьте вместе небольшое повествование о сове.

Дети. Большая птица. Глаза навыкате. Ночью летает. Охотится на мышей. Ловит даже зайцев. Чуть свет и сова спит.

В. Хорошее у вас получилось коллективное повествование. Теперь знаете, как ведет себя сова. А еще вы понимаете, что означают слова «навыкате», «охотится», «чуть свет».

Расскажу вам еще, что птицы предсказывают погоду. Существуют некоторые народные приметы:

— Если воробьи в холодную погоду начинают купаться в воде, то вскоре потеплеет;

— Снегири под окнами щебечут — будет оттепель;

— Синички перебрались к жилью человека — начало зимы, предстоящая зима будет снежной и холодной.

Будет хорошо, если вы запомните эти приметы. Расскажите их своим мамам и папам. Спросите также у родителей, которые другие народные приметы о птицах они знают.

Подведение итогов занятия.