История сотворения мира в разных религиях. Мифы о сотворении мира у разных народов

  • 23.09.2019

Наука о сотворении мира: сколько лет Земле согласно библейским текстам? Какие есть доказательства правоты христианской веры в сотворение мира? Все об этом в нашем материале!

Наука о сотворении мира

Здесь говорится о том, что первоначально единый мировой океан, покрывавший всю землю, распался на отдельные бассейны, разделенные между собой сушей. Появление на лике Земли континентов и морей имело важнейшее значение в истории развития нашей планеты, но произошло оно в столь отдаленном прошлом, что следов этого события не осталось в геологической летописи.

В современной науке вопрос о происхождение гидросферы, равно как и атмосферы, является объектом взаимоисключающих гипотез, которые основываются не на прямых геологических данных, а на тех или иных космогонических построениях и общих взглядах на происхождение Земли. На геологически обозримое время нет данных, позволяющих допускать заметное увеличение объема гидросферы, на что обращал внимание еще В. И. Вернадский. Если это положение верно, то следует полагать, что суша появилась лишь в результате длительного процесса геологического развития нашей планеты, выражающегося в дифференциации ее твердых оболочек на океанические впадины, вместившие в себя основную массу поверхностных вод. Таким образом, современные научные данные не противоречат картине, рисуемой книгой Бытия, но приходится удивляться, если отрицать ее боговдохновенность, что писатель народа, почти не видящего моря, такое большое значение в развитии Земли придавал ее водной оболочке.

Библия и геология

Вопросы о причинах происхождения океанов и континентов, гор и равнин мы в настоящем очерке не рассматриваем, поскольку ни один из них не противоречит Библии. Для нас сейчас важно другое - сравнительный анализ последовательности творений по Библии и последовательности появления различных типов материального мира в свете современных научно-естественных знаний.

В этих стихах говорится, что неживая природа по повелению Бога произвела живую природу в виде растений, которые, таким образом, возникли раньше животных. Итак, уже на сравнительно ранних этапах развития Земли растительный мир достигал значительного разнообразия и развивался не только в воде, но и покрывал сушу.

От самых первых этапов жизни в геологической летописи не осталось следов, поэтому приходится ограничиться лишь общими соображениями и догадками. Обычно принимается, что жизнь возникла в океанах, но Г. С. Осборн и Л. С. Берг (1946) считают, что первые этапы жизни проходили на суше, в заболоченных и сырых местах. Согласно современным представлениям, высказанным впервые В. И. Вернадским и вошедшим сейчас в учебники, наша современная топоатмосфера (без которой невозможна никакая животная жизнь, нуждающаяся в наличии свободного кислорода) является биогенной. Без растений животные не только бы задохнулись, но им нечего было бы есть, ибо только растения обладают способностью переводить неорганические формы материи в органические.

В отложениях архейской эры (см. Геохронологическую таблицу на с. 36) достоверные органические остатки отсутствуют. Древнейшие из известных в настоящее время несомненно растительных остатков обнаружены в докембрийских известняках штата Монтана; в отложениях протерозоя найдены и неплохо изучены бактерии и разнообразные водоросли; в докембрийских отложениях Чехии - древесина, описанная под названием Archaexylan , с признаками структуры голосемянных растений (то есть хвойных); в докембрии Урала найдены неопределимые остатки наземных растений и споры высших растений; из отложений кембрия Прибалтики описаны споры высших наземных растений - моховидных и папоротникообразных; из верхнего силура австралийской провинции Виктория - флора примитивных, ныне вымерших растений псилофитов. В девоне известная наземная флора уже характеризуется большим разнообразием видов и групп.

Геохронологическая таблица

Растительный мир

Таким образом, основываясь на современных научных представлениях и данных, приходится в полном соответствии с Библией считать, что растения были первыми организованными формами органической жизни на Земле, и растительный мир уже в глубокой древности достигал значительного разнообразия форм.

Быт 1:14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для освещения земли и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;
Быт 1:15 и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.
Быт 1:16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;
Быт 1:17 и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,
Быт 1:18 и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.
Быт 1:19 И был вечер, и было утро: день четвертый.

В приведенных стихах рассказывается о создании Солнца, Луны и звезд. О космогонии мы уже много говорили в преды­дущем очерке , поэтому сейчас сформулируем лишь краткие выводы из двух научных гипотез происхождения звезд: 1) обе гипотезы предполагают присутствие дозвездной материи во Вселенной. Эта материя лишь при определенных условиях образует звезды; 2) при реализации механизма второй концепции (предполагающей наличие особого сверхплотного состояния вещества) принципиально возможно существование невидимых звезд, которые могут вспыхнуть в последующие времена. Далее возможно образование сгустков материи в таких ограниченных областях, за пределы которых никакое излучение проникнуть не может. Такое образование материи можно охарактеризовать образным библейским языком как отделил Бог свет от тьмы .

Возраст Вселенной

Рассмотрим проблему возраста Земли и тел Вселенной, как она представляется богословию и современному естественно-научному сознанию.

Для богословия единственным критерием возраста мира являются библейские тексты. В приведенных текстах книги Бытия создание мира описывается по определенным этапам, названным “днями”. Понимать под ними наши привычные астрономические сутки, связанные с вращением Земли вокруг своей оси, нельзя, так как до четвертого “дня” не существовало Солнца и, следовательно, не было смены дня и ночи . Так как шесть дней Библии - условное деление времени - не имеет ничего общего с астрономическими сутками, с их днем и ночью, то ночь поэтому и не упоминается в книге Бытия в связи с днем творения: “и был вечер, и было утро” - для каждого часа своя работа, и она не прерывалась ночью. Это подчеркивается порядком слов “был вечер, и было утро” вместо, казалось бы, естественного: “было утро и был вечер - день четвертый”.

Необходимо остановиться на летоисчислении от сотворения мира, которое раньше было принято всем христианским миром и охватывает около 7000 лет .

В библейских текстах нет никаких данных для определения возраста мира. Следовательно, вопрос об исчислении возраста мира не входит в компетенцию богословия. Отдельные толкователи Библии пытались подойти к летоисчислению косвенным образом, используя имеющиеся в Библии сведения об отдельных родах и поколениях и историю еврейского народа, и получили совершенно различные цифры. Примененный ими метод по самой своей сути не мог входить в задачу определения возраста мира от первого дня творения. Наука же давно пытается оценить разными способами и методами возраст различных частей мира от самого их становления. Прежде всего остановимся на определении возраста Земли.

Грубые, упрощенные расчеты представляют первые младенческие попытки науки определить возраст Земли. Лишь открытие Беккерелем и супругами Кюри радиоактивного распада позволило геологии получить “эталон времени”, не зависящий ни от каких геологических процессов. При любой температуре, при любом давлении радиоактивные элементы с одинаковой скоростью переходят в нерадиоактивные свинец и гелий. Соотношение между радиоактивными элементами, в частности, ураном, и образовавшимся из него свинцом или гелием с поправкой на скорость распада - есть мера времени. Такой же мерой времени может быть соотношение между радиогенными и нерадиогенными изотопами одного и того же элемента. Не имея возможности углубляться в детали методики определения времени, сообщим лишь конечные результаты проделанной рядом исследователей работы.

1) Наиболее древние минералы, найденные на земле, имеют возраст 2,0–2,5 млрд лет. Наиболее древние породы на земной поверхности обнаружены в Антарктиде и имеют возраст 3,9–4,0 млрд лет.

2) Возраст метеоритов достигает 4,0–4,5 млрд лет.

3) Исходя из изучения солнечной радиации, В. Г. Фесенков считает, что возраст Солнца должен близко соответствовать возрасту Земли и, вероятно, и других планет, и предполагает, что планеты, в частности Земля, могли существовать и при отсутствии вполне сформировавшегося Солнца.

4) Теория расширяющейся Вселенной предсказывает ее возраст в 15–20 млрд лет.

Таким образом, во всех перечисленных случаях определения возраста объектов (расширяю­щейся метагалактики, земной коры, Солнца), произведенные разными исследователями, разными методами и способами, дали цифры одного порядка. О большем, исходя из требований научной осторожности, говорить нельзя. Случайны ли эти совпадения? Нам, воспитанным на научном мышлении XX века, трудно себе представить, чтобы вся величественная Вселенная с ее миллиардами звезд имела бы возраст, близкий к возрасту древнейших пород на поверхности нашей планеты и первому зарождению жизни на ней.

Можно, конечно, сомневаться, что “красное смещение” свидетельствует о разлетании галактик, можно сомневаться в теории Эйнштейна, из которой независимо от “красного смещения” теоретически вытекает расширение Вселенной, можно сомневаться в принципах определения возраста минералов и метеоритов радиологическим методом и любым другим, можно сомневаться в достоверности астрофизических данных, но тогда приходится вообще отрицать пригодность наших наблюдений для истолкования Вселенной. На этом пути стоят атеисты. Они говорят, что нельзя переносить законы движения конечной, ограниченной области Вселенной на всю бесконечную Вселенную. Иными словами, они признают два мира: один мир, где действуют законы, ведущие к “поповщине”, где им, к несчастью, приходится жить, и другой мир, мир еще не открытый и нам неведомый, мир “потусторонний” (!), где нет законов, ведущих к “поповщине”. Лучшее, что следовало бы сделать атеистам, чтобы самим же не попасть впросак, - это признать, что наука в силу ее ограниченности в каждый конкретный отрезок времени не может дать полную картину Вселенной, вполне точно ее отражающую, а, следовательно, непригодна как метод антирелигиозной пропаганды.

Желая понять смысл библейского описания пятого дня творения, надо помнить, что классификация у древних народов, так же как и у современных народов архаичной культуры, имеет внешне-морфологический экологический характер, а не сравнительно-анатомический, как современная естественно-научная систематика. Для древних ящерица представлялась более родственной какой-нибудь многоножке, а не лягушке, воробей - пчеле, а не кроту, летучая мышь - ласточке, а не слону; не будет ли, наконец, и наш малообразованный современник сравнивать дельфина скорее с рыбой, чем с коровой? С научной же биологической точки зрения родственные отношения животных в приведенных примерах являются как раз обратными.

Пресмыкаю­щиеся и птицы

Итак, какой же смысл вкладывали древние в понятия “пресмыкаю­щиеся и птицы”? Пресмыкающиеся (20 ст., в еврейском sheres) означает собственно червей водных и животных, в некоторых случаях многородящих, что подчеркивается в данном тексте словом yish э r э su ‘да произведет’, происшедшем от sharas, что значит ‘кишеть, рождать’ или ‘родить в изобилии’. Удачнее, чем в русском переводе 20-й стих переведен Лютером: Und Gott sprach: Es errege sich das Wasser mit webenden und lebendigen Tieren, букв. ‘Бог сказал: Да взволнуется вода кишащими и живыми животными’.

Такое расширенное понимание слова sheres дает и святитель Василий Великий в своем “Шестодневе”. В толковании на 20-й стих он пишет: “Вышло повеление - и реки производят и озера рождают свойственные себе и естественные породы; и море чревоболезнует всякого вида плавающими животными”, а ниже в связи с этим перечисляет не только рыб, но и слизняков и полипов, каракатиц, гребешки, крабов, раков и “тысячи разнообразных устриц”.

Под птицами же в древности, как свидетельствует тот же Василий Великий, понимались все животные, летающие над землей, как собственно птицы, так и насекомые.

В 21-м стихе употреблено слово tanninim, обозначающее собственно большое морское животное, в русском переводе переведенное как ‘рыбы’, а как пресмыкающиеся употреблено не слово sheres, как в 20-м стихе, а romeset, обозначающее ползающих, пресмыкающихся животных, так что в этом случае русский перевод довольно точен.

Итак, в разбираемых сейчас стихах 20–23 рассказывается о появлении на Земле различных животных, прародиной которых по Библии является вода; говорится о том, что море населили самые разнообразные твари - мелкие и крупные, и что наземные пресмыкающиеся произошли после водных и их прародиной тоже была вода.

Не останавливаясь на взаимоотношениях отдельных типов животного мира и генетическом переходе одного типа в другой, по поводу чего существует большое количество часто взаимоисключающих гипотез, рассмотрим тот фактический материал, который дают в настоящее время геология и палеонтология.

Самые ранние этапы развития животного мира сокрыты от нас; первые остатки животных относятся к верхнему докембрию, - это ядра и отпечатки простейших, остатки скелета губок, трубочки хода червей, роговые раковинки брахипод, моллюски и трубочки крылоногих (ракообразных).

В кембрии, судя по имеющимся остаткам, животный мир уже достигает огромного разнообразия форм. Встречаются представители почти всех ныне живущих типов. В отложениях кембрия найдены не только остатки твердых скелетов, обычно только и сохраняющихся в ископаемом состоянии, но и (в Северной Америке) прекрасной сохранности отпечатки организмов, обладающих только мягким телом: медуз, голотурий, разнообразных червеобразных и членистоногих. К кембрийскому морю применимы слова святителя Василия Великого о том, что “мо­ре чревоболезновало всякого рода плавающими животными”.

С еще большим основанием эти слова можно отнести к силурийскому периоду: известно до 15000 видов морских организмов силура. По-видимому, с силуром связана попытка животных выйти из воды, так как в отложениях этого возраста, правда, исключительно редко, встречаются остатки сухопутных членистоногих многоножек и скорпионов, то есть, по библейской терминологии, пресмыкающихся. Как в целом осуществлялся этот переход, каковы были его стадии - мы не знаем; известно, что к концу девона он уже закончился, ибо из девона Северной Америки (Пенсильвания) давно известен отпечаток четырехпалой ступни наземного позвоночного (Thino­pus), а из верхнего девона Гренландии - первые достоверные костные остатки черепа амфибии.

В следующий за девоном каменноугольный период были широко распространены тритоноподобные амфибии - это были в полном смысле пресмыкающиеся по земле животные. В это же время появляются и достигают наибольшего развития насекомые из группы прямокрылых. Число известных их видов - при неполноте геологической летописи - достигает 1000. Про этот период можно сказать, что “птицы летали по тверди небесной”.

В пермском периоде наряду с земноводными широко распространены и рептилии (пресмыкающиеся в современном смысле этого слова). Мезозойская эра является настоящим царством рептилий, которые дали не только такие гигантские формы, как 28-метровый брахиозавр, но и наполнили “воды в морях”, наряду с разнообразными рыбами, амфибиями и богатым миром беспозвоночных.

В юре установлены летающие рептилии, строение крыльев которых в общих чертах напоминало строение летучих мышей, а из отложений юры известны две находки настоящих, хотя очень примитивных птиц из литографских сланцев Баварии. В мелу птицы становятся уже довольно многочисленными.

Таким образом, согласно библейской терминологии, девонский, каменноугольный, пермский период и значительная часть мезозойской эры могут быть названы днем пресмыкающихся и птиц.

Так рассказывает Библия о первом этапе творений шестого дня. Несомненно, что под зверями и скотами следует понимать сухопутных млекопитающих, и что родиной их является материк, но неясно, что подразумевается под гадами, так как о пресмыкающихся уже говорилось при описании пятого дня. Быть может, понять смысл этого термина в Библии нам помогут сами естественно-научные данные.

В настоящее время появление млекопитающих связывают с находками крайне скудных остатков в отложениях средней и верхней юры. Из верхнего мела известны редкие остатки сумчатых и плацентарных млекопитающих, а следующий за ним третичный период может быть назван вместе с современным четвертичным эпохой млекопитающих; они не только господствуют на суше (звери и скоты), но поднялись в воздух (летучие мыши и т. п.) и овладели морями (киты, дельфины, тюлени, моржи и т. п.). Форма, богатство красок и вариации размеров млекопитающих поразительны - от крохотных полевок до гигантских слонов и китов. Они освоили все леса и степи земного шара, их не пугает ни зной пустынь, ни холод полярных стран, - всюду они являются наиболее подвижными, самыми активными, наиболее умными животными. К ним же принадлежит и сам человек.

По всей вероятности, под гадами в книге Бытия подразумеваются лягушки, жабы (то есть бесхвостые амфибии) и змеи. К такому пониманию этого слова нас склоняют и палеонтологические данные, так как появление амфибий и змей совпадает со временем появления млекопитающих.

Мир статичен?

На предыдущих страницах мы видели, что по библейским и научным данным облик Земли и космоса в целом менялся. Вдумываясь в смысл библейского текста, богословие выдвигает проблему огромного естественно-научного значения: создал ли Бог мир неизменным и статичным, или мир Божий может изменяться и развиваться? Возможно ли совершенствование в этом мире и возрастание от низшего к высшему в области духовного делания и материального, особенно биологического развития, или же все существующее подвержено монотонным, вечно повторяющимся замкнутым циклам, как движение порш­­ней машин? На вопрос: Творец какого мира должен обладать большей мудростию и большим могуществом? - возможен только один ответ: конечно, мира подвижного и развивающегося. Таким образом, с христианско-богословской точки зрения, признающей Бога Всемогущим, легче принять естественно-научные теории развивающейся Вселенной, чем статичной. Великий принцип всеобщего развития, пронизывающий в той или иной степени все творение Божие, с особой силой сконцентрирован во внутреннем, духовном мире человека - венце Божественного творчества. Следовательно, если человек - творение, обладающее волей и разумом, не работает над своим духовным развитием, не стремится к нему, то он сознательно или бессознательно является противником великой творческой идеи Божества, то есть богоборцем сознательным или бессознательным, а потому и начинается в нем духовное запустение, регресс.

Возможность умственного и духовного развития человека неоспоримо доказана всей человеческой историей и особенно бесчисленным сонмом христианских подвижников, канонизированных и неканонизированных святых.

Казалось, богословие должно было предвосхитить идеи естественной эволюции мира. В зародыше они действительно имеются у некоторых отцов Церкви, хотя те отправляются от других исходных позиций. Так, например, преподобный Иоанн Дамаскин писал: “что началось с изменения, должно изменяться”. Но почему же тогда инквизиция и иезуиты боролись против научных открытий, почему же часть церковников встретила враждебно теории эволюции животных и растений? Почему в XIX веке они упорно защищали идею неизменяемости видов, хотя такое предположение не имеет основ ни в Предании, ни в Откровении и противно всем аналогиям в природе? Исходя из ограниченных научных данных античного мира и средневековья, богословы создали умозрительную схему мироздания, которой исчерпывалось, по их представлению, могущество Бога. И вот, когда эмпирическое изучение природы - творения Бога, расширило известные людям пределы Его могущества и мудрости за границы их старых представлений, эти богословы забыли, что могущество Творца простирается дальше пределов человеческого разумения, подняли шум о мнимом атеизме научных теорий, “ибо безмерную Его творческую силу и мудрость” (слова Ломоносова) измеряли своими ограниченными знаниями. В этом повинны, впрочем, не все церковнослужители. Некоторые из них были даже родоначальниками эволюционных теорий в биологии. Так, например, английский священник В. Герберт (1837) считал, что “виды были созданы в состоянии в высшей степени пластическом, и что они через скрещения и уклонения произвели все ныне существующие виды”.

В настоящее время биологическая эволюция может считаться научно установленной закономерностью. Однако, в противоположность общепринятому мнению, ни зоология, ни ботаника как науки о современных формах жизни (необио­логия) не могут ее доказать. Они могут доказать лишь пластичность организма или его устойчивость, или характер взаимоотношения между этими двумя полярными свойствами организма. Короче говоря, необиология имеет дело с факторами, которые можно считать факторами эволюции, но не с самой эволюцией.

Только палеонтология совместно с геологией обладает фактическими документами прошлых эпох жизни. Следовательно, только она может дать фактическую основу истории органического мира, то есть рамки, в пределах которых могут и должны разрабатываться вопросы развития жизни, - ту эмпирическую основу, вне которой начинается область фантастики.

Палеонтология и эволюция

Однако палеонтология далеко не сразу заговорила об эволюции. Знаменитый бельгийский палеонтолог Луи Долло делит историю палеонтологии на три периода: первый - период создания басен, когда вместо того, чтобы изучать, предпочитали рассуждать, и крупных вымерших животных принимали за скелеты гигантов или мифологических существ; второй - период морфологический; с него по существу начинается палеонтология как наука об ископаемых, созданная Кювье так же, как сравнительная анатомия; и третий период - период эволюционной палеонтологии, созданный трудами В. О. Ковалевского. “Труд Ковалевского, - писал Долло, - есть истинный трактат о методе в палеонтологии”.

Какие же геолого-палеонтологические доказательства можно привести в пользу эволюции органического мира?

1) Эмпирически установлено, что в древних отложениях отсутствуют современные формы и присутствуют остатки ныне вымерших животных, причем разные отложения отличаются друг от друга разной фауной, и при переходе к более молодым отложениям мы встречаем все более и более высокоорганизованные формы. Это может быть объяснено либо теорией катастроф Кювье (которая предполагает бесчисленное количество повторных творений и уничтожений всего ранее сотворенного, причем каждый раз появляются более высокоорганизованные организмы, чем в предыдущих актах творения), либо результатом эволюции.

С богословской точки зрения теория катастроф представляет нелепицу и не имеет никакого основания в Откровении. Она отражает не христианско-богословские взгляды, как пытаются сейчас изобразить, а состояние фактического материала в эпоху Кювье, когда при сравнительной немногочисленности палеонтологических находок не были найдены промежуточные формы между известными видами и родами. Это обстоятельство, кстати сказать, заставило Дарвина посвятить большой раздел в своем “Происхождении видов” неполноте геологической летописи, чтобы спасти свою теорию от ударов палеонтологов.

2) В ископаемом состоянии перед появлением остатков новых классов и других классификационных групп встречаются остатки организмов, занимающих промежуточное положение между новым “будущим” классом и ранее существовавшим, и отнесение их к тому или иному классу весьма затруднительно. В таком случае невозможно восстановить все стадии из-за неполноты геологической летописи, так как мы не знаем, имеем ли мы дело действительно с переходными явлениями или со следами наличия неких неизвестных нам классов. Таким образом остается лазейка для скептиков.

3) Но существуют роды, в которых удается проследить все постепенные переходы от одной формы к другой из следующих друг за другом горизонтов. Причем крайние формы настолько отличаются друг от друга, что их, безусловно, следует отнести к разным видам; границу между этими видами в разрезе провести невозможно, так как промежуточные формы дают весьма постепенные переходы. Мы сталкиваемся как бы с положением, что надо где-то условно мать отнести к одному виду, а рожденную ею дочь к другому - новому, и отнести двух единоутробных братьев, одновременно рожденных, к разным систематическим единицам, чтобы как-то, хотя бы условно, провести границу между видами. Факт, невозможный в необиологии, но часто случающийся в палеонтологии.

В данной работе мы не останавливаемся на установленных в настоящее время законах эволюции (адаптивной радиации, ускорения развития тахигенеза, необратимости эволюции, неспециализации и др.), поскольку это не имеет непосредственного отношения к нашей теме. Отметим лишь, что между дарвинизмом и эволюционными воззрениями не следует ставить знака равенства, они не тождественны, как это думают наши старшеклассники.

Сотворение мира и происхождение человека

Быт 1:26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
Быт 1:27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
Быт 1:28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

Проблема происхождения человека - одна из наиболее волнующих в биологии и антропологии. В течение нескольких веков она является полем битвы между людьми, придерживающимися разных философских, научных, религиозных и даже политических взглядов.

Начиная с Джордано Бруно, который в сочинении “Изгна­ние торжествующего зверя” (1584) высказался в пользу независимого происхождения человека в разных местах земного шара, идеи полифилии использовались в борьбе против христианской религии. Аналогичные цели преследовала разработка гипотезы полигенеза человеческих рас, содержавшей утверждение о том, что разные расы являются либо разными видами одного рода, либо даже разными родами. Работы ученых-монофилис­тов, в частности в новейшее время (анализ анатомических признаков, не имеющих приспособительного значения - Анри Балуа), доказали, что единственно возможная концепция относительно человеческого рода - это монофилия.

Если вопрос о единстве (монофилии) рода человеческого в настоящее время можно считать научно более или менее решенным, то вопросы о конкретных путях становления вида Homo sapiens и о древности современного человека являются предметом ожесточенных дискуссий.

Между предыдущей стадией и неандертальцами и современными людьми, древнейшая раса которых известна под названием кроманьонцев, существует определенный перерыв постепенности, который признается всеми учеными.

Археологические находки показывают невозможность палеонтологически защищать древность Homo sapiens.

Встает вопрос, почему так упорно стремятся доказать огромную древность современного человека, доказать его древность даже ценою бессознательного или сознательного передергивания научных фактов?

Дело в том, что ортодоксальный дарвинизм объясняет становление человека с его удивительными умственными способностями, которые резко отличают Homo sapiens от всего животного мира, действием естественного отбора, которым определяется все многообразие животных и растений. По теории Дарвина в ее ортодоксальном виде любой вид может эволюционировать в результате того, что отдельные его представители получают незначительное превосходство над своими сородичами, и только эти более совершенные представители всегда выживают в борьбе за существование и только они передают потомкам свои прогрессивные признаки. Чтобы объяснить происхождение человека как результат этого крайне медлительно действующего механизма эволюции, надо допускать огромную длительность его существования. Мозг человека явно превосходит потребность человека выжить в его борьбе за существование с другими животными. Поэтому его совершенствование Дарвин вынужден был приписывать длительной и жесточайшей борьбе человека с человеком и одного человеческого племени с другим. Ему также пришлось прибегнуть к фактору полового отбора. Иными словами, по Дарвину, умственные способности человека удовлетворяли его потребности выжить в борьбе с подобными себе. Следовательно, у народов, стоящих на более низких ступенях исторического развития, они должны быть неизмеримо ниже, чем у народов, ушедших в своем историческом развитии вперед. Однако современные исследования отбросили мнение об умственной отсталости так называемых дикарей .

В приведенных библейских стихах прежде всего обращает на себя внимание грамматическое согласование единственного и множественного числа. В 26-м стихе: “И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему”. В этом имеется намек на тайну Святой Троицы, Которая в Трех Лицах является Единым Нераздельным Божеством. Бог - Един, но Три Лица Божественного Естества. Догмат троичности Божества совершенно неизвестен древним евреям, а связан целиком с христианством, поэтому для атеиста это несогласование превращается в простую описку составителя или переписчика. Для христианина же - это пре-откровение того, что позднее стало откровением.

Итак, человек был задуман по особому изволению Божества как владыка земли и всего, что на ней. “И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою”, - дополняет повествование первой главы вторая глава книги Бытия (Быт 2:7).

В Библии мы не находим рассказа о том, каким образом, какими средствами был сделан человек из праха земного. Она только указывает, как отмечает святитель Григорий Богослов, что человек создан из уже существующего “материала”. И душа, и тело наше, как учил великий христианский подвижник преподобный Серафим Саровский, созданы из “персти земной”. Человек, созданный из праха земли, был “действующим животным существом, подобно другим живущим на земле <…> хотя и превосходствовал над всеми зверями, скотами и птицами”. Они, как часть земли, то есть как из земли происходящие, могли даже послужить материалом для его создания. Поэтому нет ничего антихристианского во включении человека в один систематический ряд с другими животными, как это сделал Линней и как принято сейчас в биологии, - это есть констатация одной из сторон человеческого естества. Нет ничего антирелигиозного в гипотезах происхождения человека от обезьяноподобного существа; для христианина подтверждение этих гипотез лишь раскрывает то, как создавался человек в биологическом процессе своего становления. Главное для Библии не в этом, а в том, что Бог “вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою”, то есть человек, бывший до этого “перстью земною”, животным, хотя и совершеннейшим и разумнейшим из всех животных, приобрел Духа Святого и через это - способность реального общения с Божеством и возможность бессмертия. Соприкасаясь же с земным миром своею материальной природой, человек стал царем этого мира и наместником Божиим на земле. И как наместник Божий на земле он должен продолжить дело, начатое Богом - украшение и возделывание земли во славу Божию.

В творчестве, в чем бы оно ни проявлялось, - в искусстве ли, в создании новых пород животных и растений или же новых небесных тел, - заключается одна из сторон нашего подобия Богу. “Вы боги”, - сказал Господь (Ин 10:34). К творчеству надо подходить с молитвой, со священным мистическим трепетом, с глубокой благодарностью Богу за радость нашего подобия Ему, со страхом перед тем, на что мы используем это дарованное нам подобие. Человеческое творчество имеет две стороны: внешнюю, о которой только что говорилось, и внутреннюю, о которой в настоящее время множество людей забыло. Увлеченные своим внешним творчеством, обращенным не к славе Божией, а к славе человеческой, люди забыли о творчестве внутреннем и, забавляясь своими открытиями, изобретениями и так называемыми “чудесами” техники, как в азартной игре проигрывают Царствие Божие и свое бессмертие.

Жизнь и смерть предложил Бог человеку, добро и зло (см. Втор 30:15), чтобы человек сам мог выбирать и делать себя таким или иным.

Человек может опуститься до животного состояния и возвыситься с помощью Бога до ангельского, ибо в нем заложены семена многообразной жизни; постоянно, закономерно изменяющийся мир дает человеку возможность развиваться и возрастать по своей воле.

Мир не мог быть построен по Прекрасному Произволу и не иметь законов хотя бы только потому, что человек мог познавать лишь мир, в котором существуют законы; только миром, развивающимся по законам, человек мог обладать, только в нем человек мог проявлять свои творческие способности.

Рассмотрев в свете современных представлений библейский рассказ о сотворении мира, мы не увидели в нем ничего противоречащего науке. Можно совершенно определенно утверждать, что наука в своем развитии все больше и больше согласуется с повествованием Моисея. Его рассказ во многих деталях становится понятным только теперь: начало мира, свет раньше Солнца и звезд, подчеркивание антропологического фактора в развитии природы и многое другое. Сопоставление последних открытий науки с Библией ясно показывает, насколько провидение еврейского пророка поднималось над не только ограниченными представлениями древних народов, но и над воззрениями естествоиспытателей нового времени. Для атеиста - это необъяснимое чудо, для антирелигиозника - факт, о котором надо умолчать; для христианина и иудея в этом нет ничего удивительного, ибо для них Библия и Природа - две книги, написанные Богом, и поэтому они не могут противоречить одна другой. Мнимые же противоречия между ними объясняются тем, что человек неправильно читает одну из этих книг или обе вместе.

Оглядываясь назад, на пройденный наукой в течение многих веков путь познания Великой Книги Природы, можно словами Эйнштейна сказать: “Чем больше мы читаем, тем более полно и высоко оцениваем совершенную конструкцию книги, хотя полная разгадка ее кажется все удаляющейся по мере того, как мы продвигаемся вперед”.

В самом начале очерков говорилось, что христианство началом всего считает Бога-Творца. При изложении истории творений мы сознательно стремились оставаться на почве точно установленных фактов и общепринятых в наш атеистический век мнений, противопоставляя им библейский рассказ и не поднимаясь до богословских созерцания и мысли. Теперь же, кончая этот очерк, стоит, может быть, слегка прикоснуться к ним хотя бы намеками.

Из библейского рассказа о сотворении мира видно, что в создании мира после его сотворения действовали и развивались природные силы и природные процессы: “и произвела земля зелень”, “да произведет вода пресмыкающихся” и т. п. Но действовали эти стихии не самочинно, а по получении особых способностей, дарованных им Богом: “И сказал Бог: да произведет земля зелень”, - и она произвела, “да произведет вода пресмыкающихся”, - и она произвела, то есть материя не просто развивалась в результате изначально имеющихся у нее свойств, а воля Божества, переходя от одного этапа к другому, даровала новые способности стихиям, выражая Себя в виде естественных, то есть сохранивших свое значение до настоящего времени законов. Иными словами, Бог, сотворив материю, не оставил ее пребывать в хаосе, но как мудрый Правитель направлял развитие обособленной от Него Вселенной, являясь в таком смысле Творцом всему видимому и невидимому.

Проявление воли Божией видно через всю историю человечества, но выражается она в большинстве случаев в виде естественных законов - неприметно для внешнего мира, который даже чудесам не внимает, но знаменательно для христианина. Христианин-ученый должен уметь видеть разумом и чувствовать сердцем проявление Божественной Воли в Природе и в истории человеческой и поведать о Ней.

“Тайну государеву прилично хранить, а о делах Божиих объявлять похвально” (Тов 12:11).

См. Протоиерей Глеб Каледа. Библия и наука о сотворении мира // Альфа и Омега. 1996. № 2/3 (9/10). - Сс. 26–27. - Ред .

В священных книгах слово “день” вне связи с астрономическими сутками употребляется весьма часто. Иисус Христос все время Своего служения называет “днем”. “Авраам, отец ваш, - говорит Он, обращаясь к евреям, - рад был увидеть день Мой” (Ин 8:56). Апостол Павел говорит: “Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы” (Рим 13:12); “Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения” (2 Кор 6:2). В последнем случае днем называется время после Рождества Христова. “Пред очами Твоими, - обращаясь к Богу, образно восклицал в псалме Давид, - тысяча лет, как день вчерашний” (Пс 89:5), а апостол Петр писал: “У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день” (2 Пет 3:8).

Такое же понимание библейского дня мы находим у святителя Василия Великого. Во второй беседе на Шестоднев этот “учитель вселенский”, как его называет Церковь, говорит: “Назовешь ли его днем или веком, выразишь одно и то же понятие; скажешь ли, что это день, или что это состояние, всегда он один, а не многие; наименуешь ли веком, он будет единственный, а не многократный”.

Критический разбор этого летоисчисления дал в 1757–1759 гг. основатель русской естественно-научной апологетики христианства М. В. Ломоносов, который в работе “О слоях земных” писал о наличии “…неявственных и сомнительных чисел в еврейском Ветхом Завете, кои подобно как и другие многие места в оном не могли и поныне довольно разобрать самые искусные учители этого языка; и сие есть не последнею причиною, что все христианские народы начинают исчисление лет от Рождества Христова, оставив древнее, как не довольно определенное и сомнительное; сверх того между нашими христианскими хронологами нет в том согласия; например, Феофил епископ Антиохийский полагает от Адама до Христа 5515 лет, Августин, 5351, Иероним 3941”.

Полифилия - теория, согласно которой жизнь (или ее отдельные формы) могла независимо зарождаться в разных местах. Монофилия - теория единого зарождения жизни. Сооответственно, термины полигенез и моногенез (наряду с монофилией ) отражают воззрения на происхождение человечества. - Ред.

Так называемая теория первобытного (прелогического) мышления, выдвинутая в прошлом веке Л. Леви-Брюлем и поддержанная рядом этнографов и психологов, основывается, во-первых, на предвзятости и во-вторых - на недостаточном владении материалом. То же самое можно сказать об абсолютно несостоятельном утверждении, согласно которому в языках народов архаичной культуры отстутствуют слова абстрактного значения. - Ред .

У каждого народа есть своя мифология, касающаяся происхождения всего сущего. При этом надо отметить, что разные мифологии имеют много общего. В глубокой древности люди предполагали, что суша возникла из бесконечного и безвременного океана, из хаоса, из конфликта между отцовскими и материнскими богами. Ниже приводятся самые интересные мифы о сотворении мира у разных народов.

У шумеров

В Междуречье 4 тыс. лет до н. э. возникла одна из самых древнейших человеческих цивилизаций. Это было государство Аккад, которое в дальнейшем дало начало таким державам как Ассирия и Вавилон. Населяли Аккад шумеры – древний высокоразвитый народ. Эти люди считали, что изначально существовали бог и богиня – Алсу (бог пресной воды) и Тиамат (богиня солёной воды).

Они жили независимо друг от друга и никогда не пересекались. Но так случилось, что в какой-то момент солёные и пресные воды перемешались. И тогда появились старшие боги – дети Тиамат и Алсу. За старшими появилось большое количество младших богов. И всем им стало тесно и неуютно в окружающем мире.

Чтобы вернуться к изначальному равновесию, бог Алсу и богиня Тиамат приняли решение уничтожить своих детей. Началась битва, закончившаяся для жестоких небожителей неудачно. Над Алсу одержал победу сын Энки. Он убил отца и разрубил его тело на 4 части. Те превратились в моря, сушу, реки и огонь. Пала и Тиамат, поражённая младшим богом Мардуком. Её разрубленное тело превратилось в ветер и бури. После уничтожения Алсу и Тиамат главным стал Мардук, завладевший неким артефактом «Ме». Тот определял движение и судьбу всего окружающего мира.

У иранцев

Мифы о сотворении мира у разных народов нашли своё продолжение у иранцев. По их представлениям история мира делилась на 4 больших периода. Во время первого периода существовали прообразы всего того, что впоследствии появилось на Земле. Это, так называемый, невидимый или духовный период.

Второй период характеризовался сотворением зримого или реального мира. Занимался этим главный творец Ахура-Мазда. Были созданы Солнце, Луна, звёзды, небо, первый человек и первый бык. Но в творения главного творца вмешался Ахриман. Он наслал смерть на первого человека и первого быка. Но к этому времени уже родились мужчина и женщина, от которых пошёл человеческий род, а от первого быка пошли все животные.

В третий период появляется сияющее царство, во главе которого стоит царь Йима. В этом царстве нет холода, жары, старости, зависти, жадности. Благородный царь спасает людей и животных от Великого Потопа. А в четвёртый период появляется пророк Зороастра, несущий людям добро и правду о мироздании. Он вещал, что после него появятся его сыновья, а последний из них решит судьбу мира и человечества. Он воскресит праведников, уничтожит зло и победит Ахримана. После этого наступит очищение мира, а то, что останется, обретёт вечное существование.

У китайцев

Древние китайцы полагали, что когда-то весь мир походил по своей форме на огромное куриное яйцо. Именно в нём зародился бог Паньгу. Вначале несколько тысяч лет он находился в состоянии сна, а затем проснулся и решил выбраться из яйца. Для этого он прорубил скорлупу топором, а два его божественных начала образовали небо и землю. Паньгу встал на землю и подпёр головой небо. Бог вздохнул и поднялся ветер, выдохнул и загремел гром. Открыл глаза и наступил день, закрыл, и на землю опустилась ночь.

В соответствии с греческой мифологией вначале в мире царствовал Хаос. Из него появилась земля Гея, а в её недрах образовалась бездна Тартар. Были порождены также Никта – ночь и Эреб – мрак. Ночь, в свою очередь, породила Танат – смерть и Гипсон – сон. От неё также произошла Эрида – богиня соперничества и раздора. Она создала голод, скорбь, убийства, ложь, изнурительный труд. Эреб вступил в связь с Никтой, и родился Эфир с сияющим днём. Гея родила Урана, то есть небо, а из её глубин поднялись горы и разлилось море – Понт.

После этого Гея и Уран породили титанов. Это Океан, Тефия, Япет, Гиперион, Крий Тейя, Кей, Феба, Фемида, Мнемоза, Кронос, Рея. Кронос вступил в союз с Геей и сверг Урана. Захватив власть, взял в жёны свою сестру Рею. От них пошло новое племя богов. Но Кронос боялся, что его дети захватят у него власть, поэтому он проглатывал очередного ребёнка сразу же после рождения. Однако Рее удалось спрятать одного из новорождённых на Крите. Им оказался Зевс. Когда он вырос, то победил Кроноса и заставил того изрыгнуть всех съеденных детей. Это Аида, Посейдон, Гера, Деметра, Гестия. Так закончилась эра титанов, а им на смену пришли боги Олимпа.

У древних египтян

У древних египтян отцом всего считался Атум, возникший из Нуна – первичного океана. В то время не было земли и неба. Атум просто вырос в океана, как огромный холм. Он оторвался от воды, воспарил над ней, произнёс магические заклинания и появился ещё один холм. Атум сел на него и изрыгнул бога воздуха Шу и богиню воды Тефтун. Потом заплакал, и из слёз появились люди. От Шу и Тефтун появились Осирис, Исида, Сета, Нефтида. Именно Осирис стал первым богом, убитым и воскресшим для вечной загробной жизни.

У древних славян

Ну и, конечно, рассматривая мифы о сотворении мира у разных народов, нельзя обойти вниманием древних славян. Они считали, что вначале существовала только Темнота. В ней находился прародитель Род, заключённый в яйцо. Он породил Любовь, и с её помощью разрушил скорлупу. После этого Любовь вытеснила Темноту, а Род создал два царства – небесное и поднебесное.

В поднебесном царстве он отделил океан от небесной тверди, из его лица вышло Солнце, а из сердца появилась Луна. Из дыхания Рода возник ветер, из слёз появились дождь, град и снег. Голос стал громом и молнией. После этого Род воспроизвёл Сварога, а тот сотворил смену дня и ночи. Так зародилось всё сущее, давшее жизнь людям, животным и рыбам.

Вот такие мифы о сотворении мира существуют у разных народов. На первый взгляд – это красивые сказки. Но в каждой сказке всегда есть доля истины. А поэтому не стоит равнодушно отмахиваться от мифологий. Их нужно изучать, сопоставлять и стараться постигнуть подлинный смысл этих удивительных и красивых историй .

Божественное откровение

В начале каждого дня, на богослужении, называемой «Утреней», Православная Церковь провозглашает: «Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во Имя Господне!» Бог явил нам себя, — в этих словах заключена первооснова христианского учения.

Всё, что Бог откыл о Себе людям, чтобы они могли верно знать и достойно чтить Его, называется божественным Откровением. Бог дал такое Откровение для всех людей, как всем нужное и спасительное, но поскольку не все люди способны непосредственно принять Откровение от Бога, то Он избрал особых провозвестников Откровения Своего, которые передали бы его всем людям, желающим его принять. Провозвестниками Откровения Божия были Адам, Ной, Авраам, Моисей и другие пророки. Они приняли и проповедовали начала Откровения Божия; в полноте же и совершенстве принес на землю Откровение Божие и распространил его по Вселенной через Своих учеников и апостолов Воплощенный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос.

Бог открыл нам о Себе, что Он — бестелесный и невидимый Дух. Бога мы не видим, но действия Его и проявления, мудрость и силу Его мы видим везде в мире и ощущаем в самих себе.

Бога мы называем Творцом или Создателем, потому что Он сотворил все — видимое и невидимое. Бога мы называем Вседержителем, Владыкою и Царем, потому что Он Своею всемогущей волею держит в Своей силе и власти все сотворенное Им, над всеми владычествует и царствует.

Бог Вечный — Все, что мы видим в мире, имеет свое начало и конец. Один только Бог всегда был и всегда будет.

Бог Всемогущий — может сделать все, что пожелает. Только для одного Бога нет ничего невозможного. Он захотел сотворить мир и сотворил его по одному Своему Слову.

Бог Вездесущий — везде находящийся. Бог всегда, во всякое время находится везде. Никто, никогда и нигде не сможет укрыться от Него.

Бог Всеведущий — все знающий. Только один Бог знает все: что было, есть и будет.

Бог Всеблагой — для всех творящий благо. Люди не всегда бывают добрыми для своих друзей и близких. Только Бог любит нас всех в высшей степени. Бог всегда готов дать нам всякое добро и благо и заботится о нас больше, чем самый добрый отец о своих детях. Часто мы называем Бога нашим Отцом Небесным.

Бог Всеправедный — в высшей мере справедливый. Бог всегда хранит правду и справедливо относится к людям.

Бог долготерпелив — Он терпеливо ждет, что мы сами устыдимся своих проступков, исправим свою жизнь покаянием и добрыми делами.

Бог есть любовь — Жизнь в любви есть великая радость, высшее блаженство. И Бог захотел, чтобы и другие существа получили эту радость. Для этого Он и создал нас и мир для нас.

Все свойства Божии исходят, как солнечные лучи, от Триединого Бога: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Эти Божественные Лица являются единой Святой Троицей.

Это Божественное откровение и теперь распространяется между людьми и сохраняется в истинной, святой православной Церкви двумя способами: посредством Священного Предания и Священного Писания. От начала мира и до Моисея не было священных книг, а учение о вере Божией передавалось устно, преданием, то есть словом и примером, от одного другому и от предков к потомкам. Сам Иисус Христос Свое божественное учение и установления передал ученикам Своим словом (проповедью) и примером Своей жизни, а не книгою (писанием). Таким же способом вначале и апостолы распространяли веру и утверждали Церковь Христову. И это вполне понятно, потому что книгами могут пользоваться не все люди, а предание доступно для всех без исключения.

В дальнейшем, чтобы Божественное откровение сохранилось вполне точно, по внушению Господа, некоторые святые люди записали самое главное в книги. Сам Бог Дух Святой невидимо помогал им, чтобы все, что в этих книгах написано, было правильно и истинно. Все эти книги, написанные Духом Божиим, через освященных на то от Бога людей (пророков, апостолов и других) называются Священным писанием, или Библией. Библия для христиан — выше всего, что было когда-то написано, это Книга Книг. Библия это Слово Божие. С её страниц к нам обращается Сам Бог. Все книги Священного писания написаны разными людьми и в разное время, но все под водительством Святого Духа.

Библия делится на две части: на книги Ветхового Завета и на книги Нового Завета. Книги Ветхого Завета написаны до Рождества Христова, а книги Нового Завета — после Рождества Христова. Слово «завет» означает завещание, так как в этих книгах содержится Божественное учение, завещанное Богом людям. Кроме того, слово «завет» еще означает союз или договор Бога с людьми.

Почему Бог сотворил мир?

Мы живем в огромном прекрасном мире. Мир — это Божия забота об устройстве всего созданного, действие премудрой и всеблагой воли Божией.

Сотворение мира имеет смысл, так как Бог разумен и мудр. Человек тоже наделен разумом, но возможность понять, для чего Господь задумал то или другое, для нас остается тайной, открывающейся нам отчасти, так как человеческие чувства и разум ограничены. Они развиваются по мере духовного роста человека.

Бог дал нам эту землю со всеми богатствами. Он поставил человека хозяином над всеми растениями и животными, дал нам часть Своей власти. То, что происходит в душе человека, является источником, питающим мир. За то, что человек несет в мир — любовь или ненависть, — он должен нести ответственность, и при этом помнить, что все мы люди, животные, растения — связаны друг с другом и не можем жить друг без друга, не можем жить и без всего мироздания. Таким единым Бог создал наш мир. Бог сотворил мир так, что ничто в нем не мешает друг другу. Нам надо только хранить и умножать эту сотворенную Богом красоту мира и благодарить Бога за жизнь.

Богат и разнообразен мир Божий, но в то же время в этом огромном разнообразии царит стройный порядок, установленный Богом. Всему дана определенная и разумная цель. Всему Бог дал свое время, место и назначение.

Есть вещи, которые мы можем увидеть, услышать, потрогать. Однако на свете есть много вещей, которые нельзя осязать, но без которых нам также невозможно жить. Это — любовь, ум, совесть, радость, добро. Бога мы тоже не видим, но Его присутствие мы можем почувствовать.

Бог наделил нас разумом, бессмертной душой. Он дал каждому человеку особое, великое назначение: познавать Бога, уподобляться Ему, то есть становится всё лучше, добрее и наследовать Царствие Божие. Но, поставленный над всем живым миром, человек не всегда совершает добрые дела: зло, зависть, жестокость приводят к войнам, гибели людей. Мир стал ареной борьбы между добром и злом.

Всегда ли таким был мир Божий? Нет. Мир был сотворен Богом как Царство Божественной Любви, Свободы и Красоты, и сам человек был создан по образу и подобию Божьему.

Как Бог сотворил мир?

Господь сотворил мир за шесть дней, седьмой день стал днем покоя. Однако точно назвать продолжительность каждого дня мы не можем. Нам известно, что «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день».

Прежде всего Им был создан невидимый духовный мир ангелов.

Ангелы — духи бестелесные (потому невидимые) и бессмертные, как и наши души; но их Бог одарил более высокими силами и способностями, чем человека. Ум их совершеннее нашего. Они всегда исполняют волю Божию, они безгрешны, и теперь благодатью Божией так утвердились в делании добра, что и грешить не могут. Много раз ангелы являлись видимым образом, принимая на себя телесный вид, когда их Бог посылал к людям сказать или возвестить Свою волю. И слово «ангел» означает «вестник».

Каждому христианину Бог дает при крещении ангела-хранителя, который невидимо охраняет человека во всю его земную жизнь от бед и напастей, предостерегает от грехов, оберегает в страшный час смерти, не оставляет и по смерти. Ангелы изображаются на иконах в виде красивых юношей, в знак их духовной красоты. Их крылья означают, что они быстро исполняют волю Божию.

Ангельский духовный мир не весь пребывал в доброте и Божественной любви. Нашелся в те давние времена среди добрых ангелов коварный ангел по имени Денница, который возгордился своим могуществом и стал увлекать за собой других. Он начал клеветать на Бога, противиться Божественной воле. Он стал темным, злым духом — диаволом (клеветником), или по-иному сатаной (противником). Ему удалось соблазнить и некоторых других ангелов, которые тоже начали гордиться собой, не подчиняться воле Божией. Они также стали злыми духами — бесами.

Тогда выступил против злой силы один из ангелов Божиих — архангел Михаил и сказал: «Кто равен Богу? Никто, как Бог!» И произошла на небе война. Не смогла злая сила устоять против ангелов Божиих, и упал Сатана вместе с бесами вниз в подземный мир — преисподнюю (или ад) — в место вдали от Бога, где они мучаются в своей злобе, видя свое бессилие перед Богом. Бесы стараются коварством или хитростью соблазнить каждого человека, внушая ему злые желания, чтобы погубить. Так возникло зло в Божием творении. Злом называют все, что делается против Бога, человека и окружающего нас мира, все, что нарушает волю Божию.

А все оставшиеся верными Богу ангелы с тех пор в непрестанной любви и радости живут с Богом. Они никогда не нарушают волю Божию и уже никогда не могут творить зла, поэтому их называют святыми ангелами.

После сотворения духовного мира Бог сотворил одним Своим Словом мир видимый: землю, которая была неустроенна, — безвидна и пуста, покрыта тьмой, и Дух Божий носился над нею. И сказал Бог: «Да будет свет!» И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. Это и был первый день творения.

Во второй день Бог создал твердь и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И назвал Бог твердь небом.

И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, — и явилась суша. И назвал Бог сушу землей, а собрание вод — морями. Он повелел земле произрастить зелень, траву, плодовитые деревья — и покрылась земля всевозможными растениями. И это был день третий.

В четвертый день по Слову Божиему засияли над землей светила небесные: солнце, луна, звезды.

В пятый день Бог заселил моря рыбами, а землю — пресмыкающимися и птицами.

В шестой день на земле появились звери земные и скот. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему, и да владычествует он над рыбами морскими, над птицами небесными, над зверями земными…

Как Бог сотворил человека?

Взял Господь тело человека от земли и вдохнул в него дыхание жизни. И назвал Он первого человека Адамом, что значит «подобный» или «взятый от земли». Следовательно человек был создан из того, что уже существовало, но было бездушным, не имело души. Господь создал человека по Своему Образу и Подобию. Под Образом Божиим, нужно понимать данные Богом человеку силы души: ум, волю, чувство; а под Подобием Божиим нужно понимать способность человека направлять силы своей души к уподоблению Богу, — совершенствоваться в стремлении к истине и добру, то есть в человека было вложено Божественное начало. Человек мог творить мир вокруг себя и хранить его.

Бог очень любил Адама и повелел ему ухаживать за садом, заботиться о растениях и животных. Адам жил в прекрасном саду, который назывался Раем. В Раю был вечный мир. Человек был царем над всеми, звери и птицы покорялись ему, потому что только человека Бог одарил разумом.

Адам дал названия всем живым существам. Он благоустраивал мир и вносил в него Божественную благодать, которую получал от общения с Богом. Что такое благодать? Это Божественная сила, которой Господь нас всех согревает, которую может чувствовать каждый из нас и которая наполняет нас радостью, любовью, добром.

У каждого животного была подруга, только Адам был совсем один. Милосердному Богу стало жаль Адама, и Он решил: «Нехорошо быть человеку одному». Навел Бог на Адама крепкий сон, вынул из груди его ребро и создал женщину. Адам очень обрадовался ей и назвал ее Ева, что значит «жизнь». Адам очень любил свою жену, а она любила его и помогала во всем.

Как грех пришел в мир?

Посреди Рая Бог посадил два дерева: дерево жизни и дерево познания добра и зла. Жизнь людей в Раю была исполнена радости: совесть их была спокойной, разум был светлый, а сердце — чистым. Бог заботился о них, как любящий отец. Бог создал людей как ангелов, для того чтобы они любили Бога и друг друга. Для этого бог стал учить людей любви. Он дал им полную свободу и маленькую заповедь-завет (повеление) — не есть плодов с дерева познания добра и зла. Исполняя эту заповедь, люди могли проявить свою любовь и внимание к желанию Того, Кого любили. Адам и Ева с радостью приняли этот завет. И царили в Раю любовь и согласия…

Дьявол позавидовал райскому блаженству людей и задумал лишить их Божией благодати. Для этого он вошел в змея и спрятался в ветвях дерева познания добра и зла. Увидев Еву, змей стал искушать ее, предлагая отведать плодов с этого дерева. Сказал змей: «В день, в который вы вкусите плода, откроются глаза ваши и вы будете, как боги, знающие добро и зло». Ева сначала отказывалась, помня завет Божий, но соблазнительная речь змея и привлекательный вид плода подействовали на нее. Она сорвала плод с дерева, стала его есть и дала Адаму.

Люди поддались искушению, нарушили волю Божию — согрешили. Они отделили себя от Бога. В мир, во все творение Божие пришло зло, которое до того не имело места в мире. Этот первый грех называют первородным грехом, так как он дал начало всем последующим грехам в людях.

Согрешив, люди не получили ни радости, ни совершенства, они лишились душевного спокойствия, их стала мучить совесть.

Бог, по Своему милосердию, стал призывать их к покаянию — осознанию своей вины. Он ждал, что люди раскаются и попросят прощения. Однако грех отдалил людей от Бога. Адам и Ева не раскаялись, они перекладывали вину за содеянное друг на друга и на змея.

Больше людям нельзя было оставаться в Раю — безгрешном месте, и они были изгнаны. Господь предсказал Адаму и Еве все тяготы жизни. Которые предстоит испытать людям на земле, прежде чем они снова обретут Царствие Небесное.

Почему же Господь попустил зло? Почему человек оказался таким несовершенным и не мог противостоять злу?

Над этими вопросами люди размышляли во все времена. Человек по своей природе был всегда свободен. В его общении с Богом не было никакого принуждения, лишь согласие и любовь. Но жизнь человека всегда наполнена желанием все изведать, всего достичь, все познать. Довольно сложно бывает человеку избежать соблазна греха — внешней привлекательности и кажущийся легкости сделать или получить что-то, что человеку не позволено и даже вредно. Каждый миг жизненного пути — это миг выбора пути. Не всегда человек идет путем добра и справедливости, но каждый для себя этот путь определяет самостоятельно. Чем больше у человека добра и правды в душе, тем ближе он к Богу, тем больше у него сил удержаться от дурных соблазнов.

«Закон Божий», протоирей Серафим Слободской.
«Пространный Христианский Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви», митрополит Московский Филарет (Дроздов).

Вконтакте



Согласно концепции даосизма, сотворение Вселенной происходит в результате нескольких простых принципов и этапов. В начале была пустота - У-цзи, неизвестное. Из вакуума образуются две основные формы или процесса энергии: Инь и Ян. Комбинация и взаимодействие Инь и Ян образуют ци - энергию (или колебания) и в конечном счёте всё, что существует.

Христианство



Центральной догмой творения в современном христианстве является лат. Creatio ex Nihilo - «сотворение из ничего», в которой создателем, вызвавшим всё сущее из небытия, выступает Бог в своём волевом акте (лат. productio totius substantia^ ex nihilo sui et subjecti), переведя всё сущее из состояния небытия в состояние бытия. Бог при этом выступает и первичной причиной существования мира. Процесс сотворения мира описан в первых 3 главах книги Бытие. Согласно Библии, мир был сотворён за 6 дней, когда на 6-й, последний день, был создан первый человек.

Часть христианских деноминаций (например, католики) не требуют от верующих понимания первых глав Бытия как буквального описания процесса творения и разрешает рассматривать их как аллегорический рассказ о создании мира Богом.

Многие из современных православных теологов предписывают понимать здесь под днём некоторый этап творения мира, по длительности не соответствующий астрономическим суткам в точности.

В то же время в современном православии достаточно много богословов настаивают на буквальном понимании первых глав книги Бытие. Евангельские христиане и протестанты (лютеране и др.) в основном придерживаются буквально 6-дневного творения мира.

Джайнизм



Джайнская мифология содержит подробные сведения о строении мира. Согласно ей, вселенная включает мир и немир; последний недоступен для проникновения и познания.

Мир, по представлениям джайнов делится на высший, средний и низший и весь он состоит из трёх как бы усечённых конусов. В джайнской мифологии подробно описываются строения каждого из миров и те, кто их населяет: растения, животные, люди, обитатели ада, огромное число божеств.

Низший мир, состоящий из семи слоёв, наполнен смрадом и нечистотами. В некоторых слоях находятся обитатели ада, страдающие от истязаний; в других - омерзительные существа черного цвета, похожие на безобразных птиц, бесполые, постоянно терзающие друг друга.

Средний мир состоит из океанов, континетов, островов. Там есть горы (некоторые из золота и серебра), рощи со сказочными деревьями, пруды, покрытые цветущими лотосами; дворцы, стены и решетки которых усыпаны драгоценными камнями. В преданиях встречаются описания скал, на которых стоят троны, предназначенные для посвящения тиртханкаров. Некоторые острова принадлежат лунным, солнечным и другим божествам. В центре среднего мира возвышается мировая гора, так называемая Мандара.

Высший мир состоит из 10 (у шветамбаров) или 11 (у дигамбаров) слоёв. Каждый слой делится на подслои, населенные многочисленными божествами; часто их имена только упоминаются и не даётся никакого описания. В самой верхней части, в особой обители Сиддхакшетре (высшей точке вселенной), пребывают сиддхи - освободившиеся души.

В джайнизме имеется огромное число божеств, кторые отличаются друг от друга социальным положением: одни имеют силу слуг, воинов, советников; другие по описаниям напоминают земных парий, самых бесправных и беднейших из людей. В зависимости от занимаемого положения божества обитают в высшем, среднем или низших мирах. В разных царствах высшего мира происходит перерождение людей и животных. По истечении срока божественного существа они могут возвратится в свое прошлое состояние.



Мир был создан то ли из некоего космического яйца, то ли из первичного тепла, то ли из жертвы первочеловека Пуруши самому себе (из частей его тела), но в любом случае этому предшествовал некий космический половой акт, хотя и совершенно не ясно, кого с кем. Как написал автор «Гимна о сотворении мира» (часть Ригведы):

Не было ни смерти, ни бессмертия тогда.
Не было признака дня или ночи.
Дышало, не колебля воздуха, по своему закону
Нечто Одно, И не было ничего другого, кроме него.
Оплодотворители были. Силы растяжения были.
Порыв внизу. Удовлетворение наверху.
Откуда это творение появилось:
Может, само создало себя, может, нет -
Тот, кто надзирает над этим миром на высшем небе,
Только он знает. А может быть, и он не знает?



В ортодоксальном буддизме отрицается вечное существование богов, сотворение мира, существование души.
Сотворение мира в Коране описывается несколько не так, как в Библии. Ислам не отвергает идею еженедельного праздничного дня, который как известно, обосновывается в Библии сообщением, что Господь Бог отдыхал в этот седьмой день от трудов по миросотворению, но праздничным днем считается пятница. «Господь твой - Аллах, сотворивший небеса и землю в шесть дней». «Аль А’раф» (7:54) По мнению современных исследователей Корана, слово «айам», один из переводов которого - «дни», следует толковать как обозначение длительного периода времени, эпохи, а не как «день» (двадцать четыре часа). «Откровение от Того, кто сотворил землю и небеса». «Таха» (20:4)

Cоздание небес до земли и земли до небес, здесь речь идёт о Творении вообще. «И Аллах взошёл к небу, которое было как дым» «Фусилат» (41:11) «Разве неверные не видят, что небеса и земля были соединенными, а потом Мы их разделили?» «Аль-Анбия» (21:30) Cоздание единой газообразной массы (дурхан), элементы которой, хотя и соединённые вначале (ратг), затем становятся отдельными элементами (фатг). «Он сотворил день, ночь, солнце и луну. Они движутся по своему круговому пути». «Аль-Анбия» (21:33) Библия говорит о Солнце и Луне как двух светилах - для управления днём и управления ночью, а Коран различает их употреблением разных эпитетов: свет (нур) о Луне и факел (сирадж) о Солнце.



Существует Высшая сила, которая называется Ацмуто, что в переводе означает – «сама по себе» или суть, сущность. Эта сила непознаваема в принципе, потому что не имеет связи с творением.

В Ацмуто возникла мысль: создать творение с целью его насладить.

Мысль создать творение для того, чтобы наполнить его абсолютным наслаждением, называется «Творец». (Сама эта мысль!) Результатом этой мысли, ее отпечатком, является творение, которое наслаждается этой мыслью. В какой мере оно может наслаждаться ею? В мере своего подобия. Эта мысль – совершенство, она наивысшая. Поэтому привести творение к совершенству, к наслаждению, значит поднять его на уровень этой мысли, Замысла Творения. Подобие этой мысли означает в творении его исправление и возвышение, достижение им наивысшего, наилучшего состояния.



«Десять вещей были созданны в первый день. Вот они: небо и земля, смятение и пустота, свет и тьма, дух и вода, свойство дня и свойство ночи» Талмуд (трактат Хагига 12:1) «Словом Бога сотворены небеса» (Теhилим 33:6). В талмудической литературе о Всевышнем часто говорят:«Тот, Кто сказал, - и возник мир». «Десятью речениями создан мир» (трактат Авот 5:1).

Согласно Торе, Бог - Творец всего мира, видимого и невидимого, материального и духовного, однако её рассказ о сотворении мира нуждается в некоторых пояснениях.

Бог сотворил мир не из имевшихся прежде и не из созданных Им материалов, а совершенно из ничего. Конечно, понять это очень непросто: ведь здесь человеческий разум вплотную приближается к той грани, за которой обычная логика бессильна. До момента творения не существовало не только каких-то "подручных материалов" - не было пространства и времени, созданных затем Богом точно так же, как и всё остальное.

Бог создал мир по определённому плану, по определённой программе. Мир был сотворён не мгновенно, а в результате длительного процесса, включающего семь периодов, называемых в Торе "днями".
О продолжительности каждого из них можно только гадать, но комментаторы Торы любят ссылаться на псалом, в котором говорится, что "у Бога один день, как тысяча лет".

Бог не создавал мир своими собственными "руками", как, например, скульптор. Он говорил: "Да будет..." - и становилось именно так, т. е. Он создавал мир словами, или, как принято говорить, "речениями". У Бога нет различия между словом и делом.

Начиная с определённого момента уже созданный мир становится соучастником творения, сподвижником Бога в Его творении. Бог говорит: "Да произрастит земля..." (Быт. 1.11), и земля включается в процесс творения. Бог говорит: "Да произведет вода..." (Быт. 1.20), и вода тоже начинает творить. "И увидел Бог, что это хорошо" (Быт. 1.25). Однако мир приобретает смысл и завершённость только после сотворения человека.


Именно в Китае самыми главными космическими силами были не стихии, а мужское и женское начала, которые являются главными действующими силами в мире. Известный китайский знак инь и ян - это самый распространенный символ в Китае.

Один из наиболее известных мифов о сотворении мира записан во II веке до н. э. Из него следует, что в глубокой древности существовал лишь мрачный хаос, в котором постепенно сами собой сформировались два начала - Инь (мрачный) и Ян (светлый), установившие восемь главных направлений мирового пространства. После установления этих направлений дух Ян стал управлять небесами, а дух Инь - землей.

Самыми ранними письменными текстами в Китае были гадательные надписи. Понятие словесность - вэнь (рисунок, орнамент) в начале обозначалось как изображение человека с татуировкой (иероглиф). К VI в. до н. э. понятие вэнь приобрело значение - слово. Первыми появились книги конфуцианского канона: Книга перемен - Ицзин, Книга истории - Шу цзин, Книга песен - Ши цзин XI - VII вв. до н. э. Также появились и обрядовые книги: Книга ритуала - Ли цзи, Записи о музыке - Юэ цзи; летописи царства Лу: Весна и Осень - Чунь цю, Беседы и суждения - Лунь юй. Список этих и многих других книг был составлен Бань Гу (32-92 гг. н. э.).

В книгу История династии Хань он записал всю литературу прошлого и своего времени. В I - II вв. н. э. один из ярких сборников был Изборник - Девятнадцать древних стихотворений. Стихи эти подчинены одной главной мысли - быстротечности краткого мига жизни. В обрядовых книгах существует следующее предание о творении мира: Небо и земля жили в смеси - хаосе, подобно содержимому куриного яйца: Пань-гу жил в середине (это можно сравнить со славянским представлением начала мира, когда Род был в яйце).

Зороастризм



Зороастрийцы создали интересную концепцию мироздания. По этой концепции, мир существует на протяжении 12 тыс. лет. Вся его история условно делится на четыре периода, в каждом по 3 тыс. лет.

Первый период - предсуществование вещей и идей. На этой стадии небесного творения уже существовали прообразы всего, что позднее было создано на Земле. Это состояние мира называется Менок («невидимый» или «духовный»).

Вторым периодом считается сотворение тварного мира, то есть реального, зримого, населенного «тварями». Ахура-Мазда создает небо, звезды, Луну, Солнце, первочеловека и первобыка. За сферой Солнца находится обиталище самого Ахура-Мазды. Однако одновременно начинает действовать Ахриман. Он вторгается в пределы небосвода, создает планеты и кометы, не подчиняющиеся равномерному движению небесных сфер.

Ахриман загрязняет воду, насылает смерть на первого человека Гайомарта и первобыка. Но от первого человека рождаются мужчина и женщина, от которых пошел род человеческий, а от первобыка происходят все животные. От столкновения двух противоборствующих начал весь мир приходит в движение: воды обретают текучесть, возникают горы, движутся небесные тела. Чтобы нейтрализовать действия «вредных» планет, Ахура-Мазда к каждой планете приставляет своих духов.

Третий период существования мироздания охватывает время до появления пророка Зороастра.

В этот период действуют мифологические герои Авесты: царь золотого века - Йима Сияющий, в царстве которого нет ни жары, ни холода, ни старости, ни зависти - творения дэвов. Этот царь спасает людей и скот от Потопа, построив для них специальное убежище.

В числе праведных этого времени упоминается и правитель некой области Виштаспа, покровитель Зороастра. На протяжении последнего, четвертого периода(после Зороастра) в каждом тысячелетии людям должны являться три Спасителя, предстающие сыновьями Зороастра. Последний из них, Спаситель Саошьянт, решит судьбу мира и человечества. Он воскресит мертвых, уничтожит зло и победит Ахримана, после чего наступит очищение мира «потоком расплавленного металла», а все что останется после этого, обретет вечную жизнь.

Мифы Древнего Египта



Самый известный египетский миф о сотворении мира появился в городе Гелиополе. Согласно ему, вначале существовал только хаос. Из него появился бог солнца Ра, а потом все остальное. Прежде всего Ра создал из самого себя первую пару богов – Шу (воздух) и Тефнут (влагу). От них родились Геб (земля) и Нут (небо). У Геб и Нут было четверо детей: Осирис, Исида, Сет и Нефтида. Легенда о них приводится в этой статье.

Осирис и Исида стали родителями бога-сокола Хора. Нефтида тоже имела ребенка от Осириса -бога бальзамирования Анубиса с головой шакала. Супругой Хора считалась Хатхор, богиня любви, музыки и танца. Ра в своей ладье каждый день проплывал по небу. А каждую ночь бог солнца совершал полное опасностей путешествие по подземному миру, где должен был победить олицетворение мрака и тьмы – змея Апопа, чтобы утром снова появиться на небосклоне.

Мысль, которую Максим Исповедник выражает, рассуждая о взаимной радости, также можно связать и с понятием взаимной любви. “Бог есть любовь” (1 Ин. 4:8), – говорит нам евангелист Иоанн. И эта Божественная любовь не эгоцентрична, а взаимна, она распределяется между всеми, кто к ней причастен. Бог – это не просто некое Существо, независимое, обособленное и любящее лишь Само Себя. Бог есть Троица: Отец, Сын и Святой Дух. Все Три Лица любят друг друга и соединены друг с другом в непрерывном движении взаимообщения. Бог не личен, но межличен, являя собой не просто объединение, но слияние. Один из характерных терминов, который отцы-каппадокийцы используют для описания Святой Троицы, – общение.

Следовательно, если Бог как Святая Троица представляет собой таинство разделяющейся любви, это означает, что решение о Сотворении мира находится в совершенном согласии с природой Бога, поскольку Сотворение позволяет и другим, помимо Него, разделить это движение Троичной любви. Говоря, что этот выбор находится в согласии с природой Бога, я не имею в виду, что Бог был в той или иной мере “обязан” сотворить мир. Напротив, никакие внутренние и внешние факторы не вынуждали Бога совершать такой жест. Он действовал абсолютно свободно. Бог необходим для мира, однако мир не является необходимым для Бога. Как говорил русский богослов Георгий Фроловский: “Мир существует. Но он начал существовать. И это значит: мира могло бы и не быть. В существовании мира нет никакой необходимости. Причина и основание мира вне мира. Бытие мира возможно только через внемирную волю Всеблагого и Всемогущего Бога” (“Тварь и тварность”).

Однако несмотря на тот факт, что Бог творит мир с абсолютной и совершенной свободой, а мир, соответственно, является выражением Его свободной воли, Бог в акте творения открывает и Свою истинную природу – любовь. Вспомним здесь слова святого Дионисия Ареопагита о том, что Божественная любовь экстатична, – это означает, что она находится вне Него. Бог сотворил мир, поскольку любовь его “разливается”. Без этой проливающейся любви мир никогда не стал бы существовать. И вместо того, чтобы говорить о сотворении ex nihilo (из ничего), правильней было бы говорить о сотворении ex amore (из любви).

Если мы будем смотреть на Сотворение таким образом – как на выражение взаимной радости и взаимной любви – тогда никакие теистические воззрения, утверждающие, что вселенная есть произведение, а святой Создатель – архитектор или мастер, не смогут удовлетворить нас. Мы не можем принять образ вселенной как неких часов, которые часовщик лишь изготавливает, заводит и впоследствии оставляет идти.

Несомненно, подобные точки зрения ошибочны. Согласно замечанию святых Максима Исповедника и Дионисия Ареопагита, Сотворение не является актом, в котором Бог действует лишь вне, но актом, посредством которого Бог выражается и внутренне. Бог находится не только за пределами творения, но и внутри него. Первые образы, с помощью которых мы описываем связь Бога с миром, не должны изображать Того, Кто придает миру форму, изменяет его и организует. Мы должны представить себе Бога как некую сущность, живущую внутри всего, присутствующую везде и вечно. Когда мы говорим о том, что Бог есть Создатель вселенной, мы имеем в виду то, что Бог есть “везде сущий и все исполняющий”, пользуясь словами, которыми Православная Церковь обращается как к Христу, так и Святому Духу.

С этой проблематикой тесно связана и другая тема, которую я хотел бы затронуть. Сотворение мира должно трактоваться не как некое событие, единожды произошедшее в прошлом, но как продолжающее быть связанным с настоящим. Мир существует, поскольку Бог любит его, и не потому, что полюбил некогда в далеком прошлом, в самом начале, но поскольку любит его здесь и сейчас, в этот самый миг и в каждый следующий. Нам следует говорить о Сотворении не в какой-то неопределенный момент времени, но в настоящем. Мы не должны говорить, что некогда, много лет назад, Бог создал мир. Речь идет о том, что Бог творит мир со мной и тобой внутри него сейчас и всегда. Если бы святой Творец не пользовался своей творческой волей каждую долю секунды, то вселенная затерялась бы во мраке небытия. Как говорил святой Филарет Московский, “творческое слово есть как адамантовый мост, на котором поставлены и стоят твари, под бездною Божией бесконечности, над бездною собственного ничтожества” (“Слово в день обретения мощей иже во Святых Отца нашего Алексия Митрополита Московского и всея России Чудотворца и по случаю возвращения к Московской пастве”). Это творческое слово Бога, “адамантовый мост” святого Филарета, есть слово, произносимое не единожды, но непрестанно, слово, сказанное вчера, сегодня и повторяемое “во все дни до скончания века” (Мф. 28:20).

Как творение Божье, мир является по рождению прекрасным: “И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма” (Быт. 1:31). Но одновременно это и мир грехопадения, изломанный, сокрушенный, разрушенный и искаженный грехом – первородным грехом наших предков и личными прегрешениями каждого из нас. Как говорит апостол Павел, все творение “покорилось суете” и “стенает”, ожидая часа, когда вновь станет свободным (Рим. 8:20-22). Однако это падение не является всецелым. В тварной природе даже в падшем состоянии продолжают слышаться отзвуки священнодейственного присутствия Божьего. И мир продолжает оставаться прекрасным, пусть и красота его несовершенна. И мы поистине можем сказать слова, произносимые на каждой вечерне: “Дивны дела Твоя Господи”.

Неизвестный автор произведения русской прозы XIX века “Откровенные рассказы странника своему духовному отцу” ярко подчеркивает эту врожденную красоту и великолепие мира. Проходя сквозь нескончаемую лесную чащу с Иисусовой молитвой на устах, странник чувствовал, как сердце его наполняется любовью ко всем людям, и не только к ним, но и ко всему сущему: “Когда при сем я начинал молиться сердцем, все окружающее меня представлялось мне в восхитительном виде: древа, травы, птицы, земля, воздух, свет, все как будто говорило во мне, что существуют для человека, свидетельствуют любовь Божию к человеку и все молится, все воспевает славу Богу. И я понял из сего, что называется в Добролюбии “ведением словес твари” (Рассказ второй). Опыт этого конкретного момента является не ложным ощущением, но подлинным познанием истинной природы тварного мира.

Митрополит Каллист Уэр, “Начало дня”.